|
|||
Just goon, but better! 4 страница
Душа, злоупотребившая своей независимостью, данной ей Богом, добровольно приходит в этот мир из-за желания стать независимым наслаждающимся. Но к своему несчастью, она попадает в круговорот рождения и смерти, проходя эволюционный цикл перерождений от Брахмы до незначительного червя. Так душа, обусловленная материальной природой, переходит из одного материального тела в другое, воплощаясь то в теле собаки, то в теле свиньи, насекомого, растения или полубога, до тех пор, пока наконец не получит благословенное тело человека, которое дает дживе редчайшую возможность — освободиться из бесконечного цикла рождений и смертей. Только человеческое тело дает право живому существу переправиться через океан материального существования и достичь мира бессмертия. Однако, если оно пренебрегает преимуществом человеческой жизни и живет, уподобившись животному, законы природы вновь ввергают дживу в эволюционный цикл. Веды провозглашают, что рождение в теле человека настолько редко, что его сравнивают с тем, как черепаха, поднимающаяся со дна океана, случайно попадает головой в отверстие дощечки, плавающей на поверхности. Прахлада Махараджа говорит: «Родившись человеком, живое существо обретает возможность вернуться домой, к Богу. Поэтому каждый должен поклоняться лотосным стопам Господа Вишну и преданно служить Ему». Ш. Прабхупада: «Главной обязанностью тех, кто родился среди представителей высших видов жизни, начиная с человеческой, является тапасья, аскеза. Ришабхадев дает своим сыновьям такой совет: тапо дивьям путрака йена саттвам шуддхйет. Человеческая жизнь должна использоваться для аскез в преданном служении, но не для чувственных наслаждений, которые доступны даже поедателям испражнений, собакам и свиньям. Миссия человеческой жизни заключается в том, чтобы познать себя и вручить себя Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Это — высшее совершенство, которое можно достичь в трех мирах. «Только после многих рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предается Кришне, познав Его, как причину всех причин и источник всего сущего. Но такая душа встречается крайне редко» (Б. -г. 7. 19). Кришна говорит в «Бхагавад-гита» (2. 40): «Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь, даже небольшое продвижение по нему, защитит человека от величайшей опасности». Что же эта за опасность? — Опасность потерять человеческую форму жизни и упустить шанс освободиться из бесконечного круговорота рождений и смерти.
Люди деградируют (жевание жеванного)
матир на кришне паратах свато ва митхо бхипадйета гриха-вратанам аданта-гобхир вишатам тамисрам пунах пунаш чарвита-чарвананам
«Поскольку люди слишком привязаны к мирской жизни, и не владеют своими чувствами, они постепенно скатываются в ад и раз за разом «пережевывают жеванное». Ничто не пробуждает в них склонности служить Кришне — ни наставления других, ни собственные усилия, ни то, ни другое вместе» (Ш. Б. 7. 5. 30-32). Ш. Прабхупада: «Псы и коты выдают себя за религиозных деятелей. Других свиней держат за философов. Они просто животные — кошки и собаки, лидеры нашего общества. Этим людям пышно поклоняются. Кто? Коты, свиньи, верблюды и ослы. Но почему вы выбираете их? — Потому что они — свиньи, не обладающие знанием: «Нет, мы назначим на пост президента другую большую свинью» (Трансцендентный дневник). Мы видим, что без поклонения и служения Кришне живые существа движутся к полному разрушению, деградации. Люди опускаются на самое дно жизни, становясь жертвами собственного вожделения, разжигаемого рекламой сексуальной свободы, — жертвами жестокости, ненависти, жадности и наркотических веществ, доводящих их до полного безумия. Анус и гениталии они поставили в центр своей бессмысленной жизни. Предав забвению свою духовную природу, они ищут счастье и блаженство в тех местах, где найти их невозможно. Иллюзорная энергия Господа сбила с толку этих глупцов, превратив в похотливых самок и самцов, пытающихся безуспешно утолить ненасытное вожделение. Падшие души тонут в пучине греховной жизни. А демоны разжигают их аппетит через кинематограф и рекламу. Пьяные люди с сигаретой во рту бродят по улицам, перекаченные наркотиками в поисках наслаждений. Люди теряют свое человеческое достоинство и добродетели, не зная, в чем истинный смысл жизни. Что же их может спасти? Только проповедь сознания Кришны и ничто другое. Нас всех может спасти только сознание Кришны.
Спасать обусловленные души — самое дорогое для Господа
на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах бхавита на ча ме тасмад анйах прийатаро бхуви «В этом мире для Меня нет, и никогда не будет слуги, дороже, чем он» («Бхагавад-гита»18. 69). Ш. Прабхупада: «Проповедь — это лучшее служение Господу. Тот, кто служит Богу, проповедуя сознание Кришны, доставляет Ему огромное удовольствие. Сам Господь говорит об этом в «Бхагавад-гите» (18. 69): на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах: «В этом мире для Меня нет, и никогда не будет слуги, дороже, чем он». Однако власть иллюзии так велика, что убедить обусловленную душу предаться Кришне невероятно трудно. Поэтому каждый, кто сумеет оказать услугу Кришне, убедив обусловленную душу предаться Ему, заслужит Его благодарность и это будет самым большим приобретением человека». «Когда человек искренне и не жалея сил старается распространить сознание Кришны, рассказывая людям о величии Господа и Его верховной власти, то даже если он недостаточно образован, он становится самым дорогим слугой Верховной Личности Бога» (Ш. Б. 7. 6. 24, комм). Тот, кто несет послание духовного мира людям, пытаясь спасти их океана материального существования и привести к лотосным стопам Верховного Господа Шри Кришны, то, как Сам Кришна говорит в этом стихе, для Него нет слуги более дорогого, чем он и никогда не будет.
Величайшая аскеза
тапасаива парам джйотир бхагавантам адхокшаджам сарва-бхута-гухавасам анджаса виндате пуман
«Только совершая аскезы, можно приблизиться к Личности Бога, Господу, который пребывает в сердце каждого живого существа и вместе с тем остается недоступным чувствам» (Ш. Б. 3. 12. 19).
найам дехо деха-бхаджам нрилоке каштан каман артхате вид-бхуджам йе тапо дивйам путрака йена саттвам шуддхйет йасмад брахма-саукхйам тв анантам
Господь Ришабхадев сказал: «Все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений — собакам и свиньям. Человек должен предаваться аскезе, чтобы вступить на божественную стезю преданного служения. Благодаря аскезе сердце его очистится, и он обретет вечную жизнь, исполненную непреходящего духовного блаженства, которое неизмеримо выше любого материального счастья» (Ш. Б. 5. 5. 1).
«Законы религии основываются на четырех важнейших принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. Аскеза — это добровольное принятие того, что может быть не слишком удобно для тела, но благоприятно для духовного развития» (Ш. Б. 1. 17. 25). Верховный Господь сказал: «О безгрешный Брахма, знай же, что это Я велел тебе совершать аскезы, когда ты пребывал в замешательстве, не зная, в чем заключается твой долг. Подобная аскеза — Мое сердце и душа, потому она неотлична от Меня. Силой аскезы Я творю космос, силой аскезы поддерживаю его и силой аскезы поглощаю мироздание. Таким образом, аскеза является единственным источником всякой силы» (Ш. Б. 2. 9. 23-24).
Аскеза означает добровольное причинение страданий своему телу ради достижения высшей цели. Поэтому преданный совершает божественную аскезу, распространяя книги, даже если на улице зной или холод. Ум умоляет остаться в храме, но он просто выходит, несмотря на противостояние ума. Иногда милиция сажает его под арест и ему приходится терпеть оскорбления, презрительные взгляды и сигаретный дым. Он предлагает книги, но люди проходят мимо, выражая свое безразличие, или грубо отчитывают его, совершенно не понимая, что эту аскезу преданный совершает лишь ради того, чтобы избавить их от рождения, болезней, старости и смерти. В этом мире кто-то совершает суровую аскезу, сидя в набедренной повязке среди заснеженных Гималайских гор, кто-то сорок дней не принимает никакой пищи, глотая сырой воздух, а кто-то стоит на одной ноге, затаив дыхание, в попытках обрести мистические совершенства. Несомненно, подобные аскезы способны совершать отнюдь немногие. Однако, так или иначе, каждый совершает свои собственные аскезы: наркоманы выкуривают двести сигарет в день, бхоги в день съедают пятнадцать килограмм пищи, а кто-то выпивает тридцать литров пива за день. Вегетарианцы гордятся аскезой ненасилия, йоги — тем, что пьют одно молоко. Все совершают аскезы, но истинная аскеза — вытолкнуть свое тело на улицу и связывать этих вегетарианцев, йогов, бхогов и рогов с Кришной. Это высшая аскеза среди всех аскез, поскольку совсем нелегко дать Кришну тем, кто испытывает ненависть и зависть к Нему. Сначала преданный убеждает себя выйти на улицу с книгами, затем подходит к людям и проповедует. Новички страдают, но эти страдания очищают, и очень скоро приходит блаженство. Страдания приходят к тому, кто не предается Кришне, цепляясь за материальные привязанности. Но для тех, кто предался, аскеза превращается в нектар. Не служить Господу, не выходить и не проповедовать — вот настоящая аскеза, невыносимая мука. Шрила Прабхупада говорил, что один день распространения книг, приравнивается к 10 000 лет аскез в аштанга-йоге. Проповедь и распространение книг — нелегкая деятельность, но это божественная аскеза, которая очищает сердце и делает преданного непоколебимым, развивая глубокую веру в Гуру и Гаурангу.
Радикальный взгляд на распространение книг
На первый взгляд распространение книг может показаться обычной мирской деятельностью, не имеющей ничего общего с духовным осознанием. Но это лишь поверхностный взгляд непосвященного человека. Только тот, кто изо дня в день самоотверженно совершает это служение в течение нескольких лет, может по-настоящему оценить, насколько возвышена эта трансцендентная деятельность. Распространение книг — это трансцендентное искусство самоосознания, которое включает в себя следующее: 1) Искусство полного вручения себя Кришне. Никто не сможет успешно распространять книги Шрилы Прабхупады, если полностью не предается этому процессу и не вручает себя Кришне. Эта сфера деятельности недоступна для сомневающихся и ищущих материальные наслаждения, и для тех, кто не стремится испытывать блаженство в предании Кришне. Одно из двух: либо человек предается, либо страдает. Поэтому распространение книг не позволяет преданному находиться под влиянием майи. 2) Искусство развития смирения, терпения, решимости, стойкости, непоколебимости и сострадания. Совершая год за годом санкиртана-ягью в самых трудных условиях, встречаясь с враждебно настроенными людьми, и наблюдая, как страдают обусловленные души, преданный развивает в себе все качества садху. 3) Искусство видеть душу во всех живых существах. Санкиртана учит преданного обращаться непосредственно к душе и развивать духовное видение. На телесном уровне сознания распространять книги долгое время совершенно невозможно. 4) Искусство отречения. Отречение приходит постепенно и естественно во время распространения книг, ибо это служение требует развития полной непривязанности к плодам своего труда. Санкиртана — истинная санньяса, поскольку не дает никаких чувственных наслаждений и требует посвящения Кришне ума, речи и тела. 5) Искусство быть другом всех живых существ. В процессе санкиртаны человек обретает равное видение всех живых существ и становится другом каждого. 6) Искусство всегда быть удовлетворенным. Большой результат или незначительный, счастье или горе, преданный не обращает на это особого внимания, он удовлетворен, просто совершая санкиртану, ибо эта деятельность приносит полное удовлетворение независимо от результата. 7) Искусство контролировать чувства и ум. Даже самый необузданный ум становится кротким и смиренным, если ежедневно погружать его в трансцендентные воды санкиртаны. 8) Искусство быть психологом. Прямо на улице преданный санкиртаны способен понять умонастроение людей, изо дня в день распространяя книги Шрилы Прабхупады. После нескольких лет санкиртаны преданный развивает особую чувствительность, чтобы понять ум любого человека. Кришна, проявляясь в его сердце, подсказывает ему, что делать и что говорить, если преданный становится инструментом в руках Господа. 9) Искусство непрерывного и бескорыстного служения. Распространение книг является сокровенным служением Господу Чайтанье, которое доставляет огромное удовольствие Кришне. Также оно относится к чистому преданному служению, если совершается непрерывно и бескорыстно. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Служение — это то, что мы делаем для Абсолюта. Если такое служение совершается исключительно для Его удовлетворения и не ограничивается рамками каких-либо правил, то его можно назвать чистым преданным служением». 10) Искусство всегда быть искренним. Как только у нас пропадает искренность, это сразу же отражается на наших результатах. 11) Искусство глубоко погружаться вглубь себя. Плавая на поверхности материального сознания, преданный неизбежно будет страдать от беспокойного ума и внешних условий материального существования. Санкиртана только тогда санкиртана, когда мы погружаем свое сознание так глубоко в служение, что для нас уже не существует внешнего мира, есть только обусловленная душа и Кришна. 12) Искусство возносить молитвы Господу. Перед санкиртаной мы возносим молитвы Господу о помощи. Сверхдуша, пребывая в сердце преданного, дает ему силу и уверенность. Преданный прямо и непосредственно обращается к Кришне, к своему самому близкому Другу. И этот Друг никогда не изменяет, никогда не предает и никогда не оставляет в беде Своих друзей проповедников-распространителей книг. 13) Искусство быть сконцентрированным только на одной цели. Если иметь какие-то посторонние желания и цели во время санкиртаны, результат будет соответственным. 14) Искусство очищения сердца. Санкиртана сжигает все анартхи, страсть и невежество, делая сердце кристально чистым. 15) Искусство избавления от зависти. Распространение книг является одной из самых независтливых деятельностей этого мира. Давать Кришну тем, у кого нет Кришны, это служение избавляет от зависти и других тяжелых пороков. 16) Искусство развития любви к Богу. Решительный преданный развивает свою любовь к Кришне на поле битвы проповеди.
Служение Святому имени
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивал, что киртан — это не только громкое пение Святого имени, но и проповедь, которая включает в себя распространение священных писаний. Он отдавал девяносто процентов значимости тому, чтобы развить готовность служить делу проповеди. Однажды в письме одному из своих учеников Бхактисиддханта Сарасвати написал: «Просто сидеть в джунглях и читать мантру на четках — я не признаю этого». Он говорил, что в том, кто проповедует, есть жизнь, в проповеди о Кришне больше жизни, и велел всем своим ученикам больше проповедовать. Киртана это не только громкое воспевание, но и проповедь. Проповедь и распространение священных писаний — объявление войны майе. Проповедь — истинное служение Кришне. Господь Чайтанья говорил: йаре декха таре каха кришна-упадеша амара аджнайа гуру хана тара эи деша: «Куда бы ты ни пошел, кого бы ты ни встретил, всем говори о Кришне». Распространение Святого имени в каждом городе и каждой деревне — подлинное служение Господу. Святое имя способно очистить всю вселенную. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в первую очередь подчеркивал необходимость развить в себе дух служения. Только через служение преданный может прийти в непосредственное соприкосновение с Кришной. Движение санкиртаны как раз и развивает этот дух служения — давать другим хари-наму. Служение Кришне дает гуру, и, выполняя его указания, мы учимся отдавать себя, мы учимся самоотречению и самопожертвованию, без которого невозможно прийти к Кришне. За много жизней мы привыкли только брать, и ничего не давать взамен. Говорится, что скупец должен раздавать хотя бы мусор, как милостыню. Скупцу велят: «Раздавай по крайней мере мусор, пусть твоя рука научиться давать». И если мы получили знание, почему бы его не дать другим? Мы должны научиться отдавать себя служению Кришне. Раздавая Святое имя в форме книг Шрилы Прабхупады, мы таким образом служим Святому имени, которое неотлично от Самого Кришны, мы учимся жертвовать своими корыстными желаниями, и в конечном счете, мы учимся полностью предать себя Кришне.
Проповедь и распространение книг
Шри Чайтанья Махапрабху пришел на эту Землю, чтобы даровать людям редчайшую возможность обрести любовь к Богу, спонтанное преданное служение, рагануга-бхакти, посредством Движения санкиртаны, воспевания Святого имени. Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа-дхама-махатмье» (18) описывает метод, благодаря которому преданный достигает раги, любовной привязанности в настроении любви (мадхурья) к Шри Шри Радха-Кришне: «Какими бы качествами ни обладал человек, сначала он должен поклоняться Господу Чайтанье в дасья-расе. Постепенно поклонение в дасья-расе Гауранге достигает совершенства. В настроении дасья преданные называют Шри Чайтанью «Махапрабху». Если преданный далее развивает свою любовь до настроения Вриндавана, то форма Гауры в его поклонении становится Шри Радха-Кришной. Радха и Кришна, став едиными, низошли в облике Гауранги, в этой форме во всей полноте проявлены игры Божественной Четы. Таким образом, как только в сердце живого существа отношения дасья достигают зрелости, вриндавана-лила раскрывается в нем сама собой, и преданный входит в вечные игры Радхи-Кришны во Вриндаване». Чтобы развить спонтанную любовь к Кришне, в настроении жителей Враджа, сначала человеку необходимо стать смиренным слугой Господа Чайтаньи Махапрабху в Его миссии санкиртаны. Проповедь — это деятельность бхагавата-видхи, рага-марга. Тот, кто идет за Шрилой Прабхупадой, является рупанугой, последователем Шрилы Рупы Госвами, который в совершенстве понимал умонастроение Шри Чайтаньи Махапрабху. Не следуя по стопам Рупы Госвами, человек не сможет понять взаимоотношения между Радхой и Кришной. Шрила Прабхупада объяснял, что распространение, печатание и написание книг вайшнавской философии — это путь следования по стопам Рупы Госвами. Мы можем видеть, что проповедь развивает высший вкус, если человек просто смиренно несет людям послание Господа Чайтаньи. Даже величайшие из вайшнавов — Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур — смиренно шли от двери к двери, раздавая падшим душам Святое имя. Исполняя волю Господа Чайтаньи в настроении слуги, проповедник становится достойным получить кришна-прему. Шрила Прабхупада оставил нам миссию проповеди. Выполняя эту миссию смиренно и искренне, человек беспрепятственно развивает рагануга-бхакти. А вот очень важное утверждение Шрилы Прабодхананды Сарасвати в «Чайтанья-чандрамрите»: «Можно следовать варнашрама-дхарме, поклоняться Господу Вишну, заниматься изучением Вед или путешествовать, посещая тысячи святых мест, но, не приняв прибежища у лотосных стоп гаура-прийа-джан, возлюбленных преданных Гауранги Махапрабху, и не служа им, невозможно войти во Вриндаван, где проходят вечные игры Радха-Говинды» («Чайтанья-чандрамрита», 22). Распространяя книги, в которых содержится учение гаура-прийа-джан, Шрилы Прабхупады и предыдущих ачарьев, возлюбленных преданных Шри Чайтаньи Махапрабху, мы принимаем прибежище у их лотосных стоп, служа им и выполняя их желание. Поэтому, без сомнения, как обещает Прабодхананда Сарасвати Тхакур, мы войдем во Вриндаван, где проходят вечные игры Радхи-Говинды. Шрила Нароттама дас Тхакур подтверждает это в песне «Гаурангер дути пада»: «Человек, который полностью отдался Движению Господа Гауранги, получает квалификацию войти в нитья-лилу Радхи-Кришны. Тот, кто глубоко погрузился в океан Движения Господа Гауранги, становится близким спутником Шри Шри Радхи-Мадхавы». Господь Гауранга низошел в материальный мир, чтобы проповедовать према-наму, которая несет высшую любовь к Богу. Он наслаждался вкусом према-нама-санкиртаны и распространял киртану даже среди неприкасаемых. И далее Господь Гауранга Махапрабху в наше время продолжает давать Святое имя, према-наму, млеччхам и яванам через распространение книг Шрилы Прабхупады. Према-нама-санкиртана означает, что эта санкиртана наполнена премой, любовью к Богу. Это санкиртана Шримати Радхарани, которую совершает Господь Чайтанья в настроении Шри Радхи, поэтому она является сутью према-бхакти. Эту любовь Гауранга Махапрабху дал людям века Кали — высшую прему, любовь Шримати Радхарани к Кришне. Поэтому, распространяя книги Шрилы Прабхупады, мы даем людям редчайшие сокровища: «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту», мы даем им Шри Гуру и Гаурангу, Шри Шри Радха-Кришну, Шри Вриндаван и возможность обрести беспримесную чистую любовь к Богу.
Вот что еще дает санкиртана
Преданный познает радость в процессе санкиртаны. Иногда эта радость выходит из берегов и превращается в океан экстатического блаженства. Ананда буддхи вардханам. Благодаря санкиртане человек получает огромную духовную силу, помогающую ему преодолеть множество препятствий в духовной жизни. Санкиртана дарует блаженство и вкус; вкус к чтению, изучению священных писаний, воспеванию Святого имени, к общению с преданными и вкус к отречению. Она развивает двадцать шесть качеств вайшнава и полностью меняет жизнь преданного, усиливая в нем желание достичь лотосных стоп Шри Кришны. Санкиртана держит человека на вершине сознания Кришны, вне состояния аморфности и спейс-аута. Она дарует вечность, знание и блаженство, полную защиту от беспокойств ума, болезней тела, разочарований, бед, горя, вожделения, рождения и смерти. Кришна защищает тех, кто проповедует Его славу. Наша надежная защита от майи — распространение книг Прабхупады, которое просто заставляет предаться и искать покровительства Господа. Поэтому, мы принимаем прибежище в санкиртане.
Идеальное служение для поддержания отречения
Распространение книг — идеальное служение для тех, кто стремится поддерживать в себе дух отречения и непривязанности, (Ш. Прабхупада говорил, что это также идеальное занятие для грихастх). Лучшее лекарство от всех проблем — миссия распространения книг. В действительности тот, кто распространяет книги Ш. Прабхупады, — истинный санньяси, потому что, проповедуя на улице обусловленным душам, преданному приходится по-настоящему отречься от привязанности к материальному миру, ложных отождествлений и своего эгоизма. Каждый день распространитель бросает вызов иллюзорной энергии. Поэтому преданный, занимающийся санкиртаной, не может не развить в себе дух отречения. Несомненно, проповедь — лучшее средство освобождения из оков материального существования, как себя, так и других.
Глава четвертая
Все начинается с медитации
Чтобы начать или войти в процесс распространения книг, как и в любом деле, необходимо начать с медитации, внутренней подготовки. Подобно тому, как гусеница благодаря медитации на форму бабочки, получает желаемое, также и преданный сначала думает о санкиртане, слушает о ней, общается с теми, кто погружен в эту деятельность, внутренне подготавливая себя, и затем он может начать распространение книг и постепенно на практике обучиться этому служению. Ум — двигатель любой деятельности. Не настроив ум на санкиртану, невозможно успешно распространять книги. Необходим правильный настрой: решимость, непреклонное желание и сосредоточение на одной цели, подобно Арджуне во время стрельбы из лука, нацелившего стрелу только на глаз птицы. Другими словами, выходя на санкиртану, преданный должен отбросить все желания и посвятить себя только санкиртане, не отвлекаясь ни на что другое. Тогда он непременно достигнет успеха. Это совсем нетрудное служение, необходимо просто начать выходить, а затем продолжать и не останавливаться. И, в конце концов, проявится чудесный плод, который принесет человеку счастье и удовлетворение в служении гуру и Кришне.
Тяжело трудиться и пахтать океан яда
Чтобы добиться успеха в какой-либо деятельности, требуется тяжело трудиться, преодолевая множество препятствия. Также и в распространении книг необходимо ежедневно прикладывать усилия, не останавливаясь и не прекращая совершенствоваться, поскольку распространение книг — это наука; наука, как остановить человека, представить книгу, как стать его другом, как затронуть сердце, как вдохновить дать пожертвование и т. д. Это искусство, которому нужно учиться. Каждый день тяжелый труд, не для себя, не для славы и денег, но для удовольствия Кришны. Необходимо терпеть трудности. Без преодоления трудностей невозможно придти к желаемой цели. Секрет успеха также заключается в общении с опытными вайшнавами, достигшими в этом служении стабильности. Однако преданному также требуется обрести личный опыт в распространении книг, вигьяну. Теория и практика — не одно и тоже. Мы слушаем опытных вайшнавов и применяем их наставления на практике, но все же необходим собственный опыт. Опыт приходит через какое-то время, и преданный, который вначале шел практически вслепую, постепенно начинает ориентироваться, обучаясь видеть различие между демоничными людьми и невинными. Затем приходит понимание кому и что нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации. Так постепенно преданный овладевает искусством распространения книг. Но всегда нужно помнить, что без усилий ничего не происходит. Как говорил наш друг: «Нужно просто ходить, ходить и ходить», от человека к человеку, от двери к двери, от офиса к офису, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, постоянно прилагая усилия. Постепенно все начнет проявляться. Каждый день на улице мы пахтаем океан невежества в своем сердце, и что возникает первым? Сначала появляется яд: боль, страх, привязанность, гнев. Однако с каждым разом все легче, легче и легче. И через какое-то время всплывает нектар. Всё становится экстатичным, Кришна танцует у нас на языке, люди слушают и покупают в восторге книги, испытывая счастье от духовного общения. Если мы предаемся, Кришна использует нас как инструмент, наделяя разумом. На продвинутой стадии преданный способен слышать веление Сверхдуши и действовать как инструмент в руках Господа, полностью посвятив свою речь, ум и тело служению Кришне. Но для начала нужно очистить сердце от корыстных желаний. И затем, прямо на санкиртане приходит осознание: «я — вечный слуга Кришны». Просто и возвышенно. После нескольких лет санкиртаны преданный становится смиренным. Человеку требуются годы и годы, чтобы очиститься, однако на санкиртане очистительный процесс ускоряется во множество раз. Практически весь наш труд и старания — это не что иное, как попытки сбросить материальные оковы и стать инструментом в руках Кришны. Изо дня в день, постоянно, занимаясь этим служением, мы пропитываемся особым настроением. Даже если среди ночи кто-то разбудит нас, мы готовы пойти и распространять книги, не задумываясь, бесстрашно, в полном блаженстве. Необходимо натренировать свой ум так, чтобы он всегда был готов служить Кришне. Преданность этой миссии невозможно развить за один-два года, требуется самоотверженный труд, и, конечно же, милость Кришны.
Сражайся во имя долга, не взирая на победы и поражения
сукха-духкхе саме критва лабхалабхау джайаджайау тато йуддхайа йуджйасва наивам папам авапсйаси «Сражайся во имя долга, не думая о радости и горе, о потерях и приобретениях, победе и поражении! Поступая так, ты никогда не навлечешь на себя греха» (Б. -г. 2. 38).
|
|||
|