|
|||
Just goon, but better! 9 страницаКогда Господь Чайтанья низошел на эту землю 500 лет назад, вместе с Ним также явились Его близкие спутники и великие преданные. Хотя Сам Господь принял рождение в Навадвипе, некоторые Его преданные родились в дальних окрестностях Бенгалии, далеких и глухих деревнях, и даже в мусульманских семьях. Это было задумано Господом, чтобы распространить сознание Кришны и показать, что преданные Кришны не обусловлены рождением. Другой важный момент: как мог Шрила Прабхупада распространить сознание Кришны по всему миру, если его ученики и их последователи никогда в прошлом не соприкасались с преданным служением и не были вайшнавами? Разве млеччхи и яваны способны следовать по стопам ачарьев и распространять сознание Кришны по всему миру? Да, по милости Кришны и чистого преданного это возможно. Однако, мы можем понять, что в прошлой жизни многие продвинутые западные вайшнавы жили либо в Индии, либо на других планетах и практиковали бхакти-йогу там. Иначе, как объяснить их непоколебимую преданность Прабхупаде и его миссии? Господь имеет особый план для распространения сознания Кришны, поэтому Он устраивает так, что возвышенные вайшнавы рождаются в семьях млеччх и яванов западных стран, чтобы распространить славу Господа среди обусловленных душ всего мира. Следовательно, мы не должны глупо думать, что все западные вайшнавы — это обусловленные души, находящиеся на начальных ступенях бхакти. Оглянитесь вокруг и вы увидите среди них освобожденные души, очень могущественных личностей. Многие великие вайшнавы нашего времени принимают рождение не в очень благоприятных условиях, но их появление в греховном обществе Запада является планом Господа Чайтаньи, чтобы они могли помочь Шриле Прабхупаде распространить сознание Кришны в каждом городе и деревне. Никто не может до конца проникнуть в тайну замысла Господа. Мы видим, что могущественные западные преданные даже не стремятся оставить страны ракшасов и демонов, и проповедуют там. Внешне может показаться, что они привязаны к месту рождения, стране, обществу, поскольку остаются в западном мире, но таково было желание Шрилы Прабхупады, чтобы они могли распространить сознание Кришны по всему миру. Мы видим, что индийские преданные не склонны приезжать на Запад и распространять Святое имя, поэтому Господь устроил так, что во всех странах мира рождаются Его преданные, чтобы распространить Его славу повсюду. И также существует еще одно понимание: великие вайшнавы, родившиеся в странах и телах млеччх, приезжают жить и проповедовать на Бхарата-варшу, чтобы вдохновить местных жителей следовать забытой ими ведической культуре и научить их чистому преданному служению. План Господа непостижим для людей, находящихся на телесной платформе. Поэтому мы должны понять, насколько возвышены стойкие ученики Ш. Прабхупады, наши духовные учителя, что весь мир принимает у них прибежище и даже те же самые души, родившиеся в Индии. По особому устроению Господа сознание Кришны распространится по всему миру в каждом городе и деревне. Такова Его беспричинная милость. Господь не нуждается в помощи никого, чтобы распространить Свою славу во всей вселенной. Но Он милостиво предоставляет Своим преданным возможность проповедовать Его славу повсюду. Мы должны лишь смиренно исполнять волю Кришны и полностью зависеть от Его милости. Однажды Гоур Говинда Свами сказал…
Гоур Говинда Свами: Есть одно пророчество, связанное с 500-летней годовщиной явления Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху пришел в этот мир в 1486 году. Поэтому на 1986 год приходится 500-летний юбилей Его явления. В пророчестве сказано, что после 1986 года милость Махапрабху с большей силой будет распространяться в западных странах. Так и произошло. Шрила Прабхупада приехал в Америку и начал движение сознание Кришны в западном мире. Он — основатель движения Махапрабху на Западе. В этом состояло желание Махапрабху, Его мано бхишта.
притхивите ачхе йата нагаради-грам сарватра прачара хаибе мора нама
Махапрабху сказал: «В каждом городе и деревне, во всех уголках мира будут петь Мое имя». И это свершилось! Кто исполнил желание Махапрабху? Его дорогой слуга. Тот, кто получил Его полномочия. Тот, кто был наделен силой Махапрабху и всех предыдущих ачарьев. Это Шрила Прабхупада — шактйавеша, поэтому он смог осуществить эту миссию. До того, как Шрила Прабхупада приехал на Запад, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Госвами уже посылал своих учеников за океан с той же самой миссией. Они приехали в Англию, но не смогли сделать там ничего значительного. Они не сумели исполнить то, что хотел от них Махапрабху, они не достигли того, чего достиг Шрила Прабхупада. Они вернулись в Индию. Бхактивинода Тхакур был первым, кто начал излагать учение Махапрабху на английском языке. Он хотел проповедовать в странах Запада. В то время индусы уже начали слепо подражать западной культуре и ситуация становилась все более опасной. Махаджаны, садху видят приближение опасности. Бхактивинода хорошо понимал, что послание Махапрабху должно как можно скорее достичь людей Запада. И для осуществления этой цели было необходимо издавать книги на английском языке. Бхактивинода написал первую книгу сознания Кришны на английском языке, которая называлась «Шри Чайтанья Махапрабху; Его жизнь и учение». Он также предвидел рождение сына, ягья-путры, достойного продолжателя его дела, способного распространить учение Махапрабху за океаном. Так и произошло, — у него родился сын, могущественный ачарья, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада. Хотя сам Бхактисиддханта Сарасвати не покидал Индии, он обучил своих учеников и наказал им: «Поезжайте в страны Запада и проповедуйте там послание Шри Чайтаньи Махапрабху! » Он направил несколько учеников в Англию и другие страны, но они не добились успеха. В Лондоне они основали Матх, Гаудия-миссию, но на этом все и закончилось. Они вернулись ни с чем. После этого на Запад отправился самый дорогой ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Махараджа. Он был наделен всей милостью Махапрабху, Бхактивиноды Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати — поэтому он смог успешно проповедовать. Шрила Прабхупада основал Движение сознания Кришны на Западе и этим исполнил волю Шри Чайтаньи Махапрабху.
притхивите ачхе йата нагаради-грам сарватра прачара хаибе мора нама Теперь Движение сознание Кришны распространяется по всему миру. В пророчестве говорится, что после 1986 года это Движение будет с большей силой и размахом распространяться в странах Запада, чем в Индии. В Индии есть много людей, которые думают: «Мы все знаем! Нам все известно! » Они гордятся тем, что родились в Индии и считают себя учеными и мудрыми людьми. Но падшие люди свободны от подобного рода гордости; они думают: «Мы — млеччхи. Мы — яваны, мы лишены знания. Мы недостойны». Оказывается то, что принято считать недостатком (низкое происхождение и т. д. ), может стать благословением. Падшие люди смиренны, скромны: «Да, мы — млеччхи, мы — яваны, мы низкие, у нас нет качеств. Наше сознание находится на очень низком уровне. Мы ничего не знаем». В этом их особая удача. Их положение подобно положению Харидаса Тхакура. Харидас — это сам Господь Брахма, но он родился в мусульманской семье. Поэтому с самого начала он был наделен смирением. Иначе сказано: джанмайшварйа-шрута-шрибхир. Царица Кунти говорит: «Человек, рожденный в аристократической семье (джанма), гордится собой. Точно также гордится тот, кто обладает материальными богатствами (айшварйа) и тот, кто получил хорошее образование (шрута), имеет научные степени: доктора наук, профессора или академика. То же самое можно сказать и о человеке, который исключительно красив (шри). Обычно обладание такими достоинствами рождает в человеке гордость. До тех пор, пока человек не станет акинчана, пока он не станет скромным, смиренным и не освободиться от материальной гордости, он не сможет обрести даршаны Господа». Это то, что необходимо. Поэтому Махапрабху учит нас: «Необходимо быть смиренней соломы, валяющейся на улице». Таково умонастроение настоящего садхаки. Если человек родился в семье млеччх или яванов, он будет естественно смиренным. Западные страны — это страны млеччхов и яванов. Махапрабху дарит им Свою милость, Он — патита-павана. С 1986 года милость Махапрабху будет сильнее распространяться в странах Запада, а Кали будет становиться все слабее и слабее. Запад — это царство Кали, там он очень силен. Но если послание Махапрабху будет распространяться, Кали утратит свою силу. Как только люди откажутся от греховных наклонностей, для Кали не останется места. Мы видели, что совсем недавно в России учение сознания Кришны находилось под запретом, но сегодня оно свободно и быстро распространяется по всей стране. Тысячи и тысячи жителей России присоединяются к нашему Движению. Распространяется много книг. Россия сейчас находится на одном из десяти первых мест в мире по этому показателю. И все это происходит по одной причине — Махапрабху проливает Свою милость на страны Запада, Он благословляет млеччхов и яванов. Он захотел спасти все падшие души. Итак, согласно предсказанию, с 1986 года Кали начнет терять свою силу. В течение десяти лет, 1986 по 1996, он все еще будет силен, но эта сила начнет убывать. После 1996 года Кали станет беспомощным. Тогда настанет према-юга.
Ученик: Кому принадлежит это пророчество? Гоур Говинда Свами: Один Госвами по имени Кануприйа Госвами, который жил во времена, наступившие сразу после ухода Махапрабху, сделал это пророчество. В университета Ориссы есть один профессор по имени Др. Факир Мохан дас. Он занимается исследованиями по теме учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Он — гаудия-вайшнав и при этом видный ученый. В своей работе он упоминает данное пророчество Кануприйи Госвами. Кануприйа Госвами говорил, что после 1996 года наступит према-юга и Кали утратит свою силу. Итак, пророчество сбывается на наших глазах. Мы видим, как многие жители Запада становятся вегетарианцами — это лишь один из признаков. Так распространяется движение Шри Чайтаньи Махапрабху, движение Харе Кришна. Особенно это заметно на примере России. Теперь наш долг состоит в том, чтобы принять его со всей серьезностью. Награда за служение...
Высшая награда за служение миссии санкиртаны — само служение, которое приведет нас к лотосным стопам Кришны. Движение санкиртаны несет величайшее благословение всему человечеству и дарует каждому любовь к Богу, кришна-прему. Однажды Ниранджана Махарадж сказал: «Господь Чайтанья всем, кто распространяет Его святое имя, дарует чистую любовь к Богу. Неужели Господь не даст кришна-прему тем, кто ее распространяет? »
Любовь к Богу
Ш. Прабхупада: «Вы не можете сразу полюбить Кришну, сначала нужно полюбить преданных. И когда эта любовь переполняет вас, и вы проявляете ее по отношению к преданным Кришны, особенно к духовному учителю, тогда она сможет трансформироваться в любовь к Кришне». Любовь к Кришне — конечная цель, она приходит постепенно, развиваясь шаг за шагом. Любовь к Богу для нас очень и очень далека, но иногда Кришна проявляет Свою милость и дает нам почувствовать ее присутствие. Према-бхакти дремлет в сердце каждого. Но вопрос в том, как ее пробудить? Для Кришны дороги все живые существа, но наиболее дороги Ему вайшнавы. Они идут в самые адские места, чтобы спасти обусловленные души, и терпят ради Господа оскорбления, вражду падших душ и даже насилие. Бывает, что преданный погибает во время проповеди, и как же может Господь оставаться равнодушным и беспристрастным? В сердце преданного, вручившего себя на милость Кришны, проявляется преданность и спонтанная привязанность к лотосным стопам Господа. Даже начинающий преданный санкиртаны испытывает в трудные минуты необыкновенное чувство защиты Кришны, и тогда в его сердце просыпается благодарность и любовь к своему Покровителю. В эти минуты, каждый может с уверенностью сказать, что любовь к Богу — реальность. Иногда на санкиртане, возникает вопрос: «Ради кого, я здесь так страдаю? » И мы вспоминаем, что делаем это для Прабхупады и Кришны, слезы любви текут из наших глаз, и мы продолжаем предлагать людям книги, несмотря на боль и трудности. И тогда мы понимаем: «О мой Господь, Ты можешь делать со мной все, что пожелаешь. Ты можешь грубо обнять меня, разбить мое сердце или не показываться мне на глаза. Но независимо ни от чего, Ты останешься моим Господом, которому я поклоняюсь». Мы будем сражаться за Кришну, за Господа Чайтанью, даже если будет очень трудно, и никто не оценит наших усилий.
Мы распространяем любовь к Богу
Распространяя книги Шрилы Прабхупады, мы распространяем любовь к Богу. Кто может в этом сомневаться? Мы хотим остановить материальную жизнь обусловленных душ. У нас есть цель — наводнить мир према-бхакти. Если это не так, значит мы забыли, что распространяем. Если мы даем любовь к Богу другим, тогда мы сами получаем ее в изобилии (Ш. Ниранджана Свами, из лекции).
Тот, кто уполномочен
Ш. Прабхупада: «Из собственного опыта, мы знаем, что одни люди способны на поразительные свершения, тогда как другие не только на них не способны, но даже не могут сделать и того, на что требуется лишь немного здравого смысла. По делам преданного можно определить, насколько Верховный Господь благосклонен к нему». Кришна наделяет особой силой Своих верных слуг, которые непреклонны в преданном служении. Именно такие преданные души нужны Господу для миссии проповеди. Уполномоченным невозможно стать за одну минуту. Тот, кто получил милость и шакти Кришны, может вершить удивительные деяния. И никто не в силах воспрепятствовать такому человеку. Именно таким был Шрила Прабхупада. Чистый преданный способен изменить весь мир, поскольку Верховный Господь наделяет его Своей энергией. Когда преданный получает полномочия от Кришны, он действует как инструмент в руках Господа. Он становится проводником милости Кришны. Единственное условие — не мешать Ему действовать через нас. Быть орудием в руках Господа — это блаженство. И когда мы предаемся Кришне на санкиртане, начинают происходить чудеса. Если мы находимся в чистом сознании, Кришна действует через нас. Мы просто подходим к людям, протягиваем книгу, что-то говорим и наблюдаем, как Кришна меняет сердце обусловленной души. Каждый человек останавливается, никому даже в голову не приходит сказать грубого слова. Закоренелые материалисты превращаются в благовоспитанных джентльменов, и смиренно покупают книги. Но если преданный думает, что всем управляет он, тогда все превращается в рутину, ничто не срабатывает, улица становится похожей на джунгли с кровожадными хищниками, готовые растерзать нас. Если мы надменны и неуважительно относимся к людям, Кришна мгновенно уходит и оставляет нас наедине со своим умом. И тогда нам приходится буквально заколачивать каждую книгу, как большие гвозди в твердую древесину и выпрашивать у людей мизерные пожертвования. Кришна никогда не будет действовать через того, кто находится под влиянием ложного эго, страсти и невежества, и кто не имеет преданности Ему. Здесь мы приведем историю Харинамананды Прабху, который распространил 904 книги за один день. Это удивительный пример преданного, который получил полномочия от Гуру и Кришны. Харинамананда дас: «Все преданные очень хотели, чтобы я выполнил эту фантастическую задачу — распространить за неделю 4200 книг. То, что мне предстояло сделать, иначе, как безрассудством не назовешь: я должен был попытаться шесть дней подряд распространять в среднем по семьсот книг в день. Причем это была неделя после Рождества, когда праздничные иллюзии рассеиваются, и люди опять становятся скупыми. Следующие за Рождеством дни — тоже рабочие, поэтому многие магазины закрыты. В такой ситуации для меня было очевидно, что если это и произойдет, то только благодаря Кришне. Я решил, что буду просто брать с собой достаточное количество книг и проводить на санкиртане достаточное количество часов, а все остальное зависит от Кришны. И вот я распространил пятьсот книг за день, потом шестьсот, потом семьсот. Однако для того, чтобы выполнить стоявшую передо мной задачу, этого было недостаточно. От меня требовались еще большие усилия. И тогда я почему-то снова отправился в то место, где за три дня до этого распространил шестьсот книг. Вернуться туда было, опять-таки, безумием, потому что этот городок в горах, в котором живет не больше десяти тысяч человек. Как бы то ни было, в восемь утра я начал распространять книги на автостоянке, расположенной против почты, то есть в довольно оживленном месте. Первый час прошел из рук вон плохо. Я ловил на себе недоброжелательные взгляды из окон почты, а некоторые горожане и вовсе стояли неподалеку от меня и с явным неодобрением наблюдали за моими действиями. Атмосфера была напряженной, и книги практически никто не брал; мало того, я не знал, чего ждать от тех, кто за мной наблюдает. Было ясно, что они узнали во мне того самого парня, который три дня назад бойко торговал здесь книгами и заработал, таким образом, кучу денег для секты какого-то гуру. Все население этого городка — католики, а недалеко от него лет десять жил Махариши Махеш Йоги. В большинстве своем коренные швейцарцы вообще не переносят секты, особенно индийские и прочие нехристианские. Почти час прошел в упорной борьбе с этими препятствиями на тонком уровне (у меня даже возникла мысль отправиться в какое-нибудь другое место), но в какой-то момент я сказал себе: «Не обращай на все это внимание. Распространяй книги так, словно здесь и в помине нет никаких недоброжелателей. Положись на Кришну. Просто предайся Ему и отбрось все свои страхи». И как только я принял это решение, атмосфера резко изменилась — как во время той битвы, когда Дхрува Махараджа достал особую стрелу, чтобы рассеять иллюзию, созданную сражавшимися против него Якшами. Неожиданно все стали брать у меня книги: упитанные домохозяйки, бородатые жители отдаленных горных селений, спускающиеся в долину не чаще, чем раз в месяц, искушенные бизнесмены, молодежь, старики, для которых было новостью, что где-то за пределами их долины есть такая страна — Индия, и даже те, кто три дня назад уже приобрел у меня довольно много книг. Если кто-то и не покупал книги, то, по крайней мере, желал мне удачного дня. Начало этого дня не предвещало ничего хорошего, но теперь каждый, словно играя роль, отведенную ему в соответствии с неким планом, помогал мне достичь успеха. О чем думается в такие мгновения? Просто становишься мельче мельчайшего и благодаришь Кришну, духовного учителя и всех вайшнавов, благодаришь всех и каждого за то, что они позволяют тебе сделать хоть что-то полезное, служа Кришне. Если бы все зависело лишь от моих жалких усилий, у меня никогда бы не получилось ничего подобного. И я понимаю, что единственный способ хоть как-то выразить свою признательность всем, кто поддерживал меня и помогал мне, — это без всякой гордыни, ни на что не отвлекаясь, продолжать распространять книги. Я просто даю людям книги, и удивительное дело — они действительно хотят купить их. Они ждут, когда мы доставим им эти книги, и люди это чувствуют. Кроме того, Сам Кришна хочет, чтобы они приобрели эти книги. Следовательно, единственное, что может здесь помешать, — это мы, наши спекулятивные идеи, рамки, которые мы сами себе установили. Мы — единственная преграда, мешающая разливаться потоку милости Господа Чайтаньи. В этот день я отчетливо понял, насколько я обусловлен. Мне нужно было предаться Господу с самого начала и быть более искренним, тогда я вполне мог бы распространить больше тысячи книг. Ведь некоторым людям я вообще не предложил книги, либо дал меньше книг, чем они могли бы купить. Одним словом, какая-то польза от меня может быть только в том случае, если я и дальше буду распространять книги».
Техника и опыт
Техника №1: Перед началом распространения книг мы возносим молитвы Господу, находящемуся в сердце, чтобы Он действовал через нас. Вначале необходимо установить связь с Кришной. Затем мы сосредотачиваем разум, ум и чувства только на одном — как дать людям книги. С этого начинается санкиртана. Господь Чайтанья рекомендовал: «Кого бы ты ни встретил, всем говори о Кришне». Поэтому первому встречному мы предлагаем книги и говорим о Кришне. Мы должны знать, как общаться с разными категориями людей. Если это студент, мы очень прямо и дружелюбно заводим беседу с ним, на его же языке. Для простых людей просто личностные отношения. Самое важное — быть личностным и дружелюбным. Мы должны понять, что перед нами личность, и эта личность ищет Кришну. В основном люди рассеяны, и поэтому мы должны схватить их ум: «Это для вас», то есть своим умом вы схватываете их ум, и у них нет шансов. Но необходим опыт, необходимо множество лет, чтобы научиться этому искусству. Мы постоянно занимаем ум людей: «Вы из этого города? » — «Да». — «Значит эта книга для вас и в ней столько то историй, к тому же читать совсем не сложно. Вы слышали о Кришне? » — «Да». — «Очень хорошо». И все это входит в их ум. Опытный распространитель не говорит много, он просто задает вопросы, чтобы человек мог легко ответить и взять книгу. На самом деле нет специальной техники. Если люди находятся в страсти, нам тоже необходимо внешне войти в это состояние, если люди более спокойны, то мы тоже должны стать мягкими и спокойными. Все должно происходить естественно и можно сказать автоматически. Мы должны вести себя с человеком так, чтобы он не сказал «нет».
Техника №2. Обычно мы не говорим слишком много о философии, просто прославляем человека, говорим приятные слова. Люди любят, когда их хвалят, поэтому преданный сразу становится их другом. Но это не просто лесть, прославление должно исходить из сердца. Будьте искренни и спокойны, смотрите в глаза и говорите в очень дружелюбном настроении. Сначала человек не будет доверять вам, он скажет, что у него нет денег, но если вы вдохновите его, затронете сердце, и станете его доброжелателем, он расслабиться. За это короткое время мы становимся их другом. Они видят наше бескорыстие, поэтому соглашаются взять книгу и пожертвовать деньги. Если мы год за годом распространяем книги, наше дружелюбное настроение развивается все больше и больше. Кришна дает разум что говорить и как вести себя в определенной ситуации. Главная сила санкиртаны — наше горячее желание дать людям книги.
Техника №3: «Опытный распространитель с самого начала до самого конца контролирует ситуацию. Например, если вы даете человеку книгу, затем начинаете рассказывать о ней, смотрите на нее и говорите о ней, человек тоже начинает смотреть на книгу, и при этом он чувствует себя естественно, более комфортно. Мы говорим, человек слушает звуковую вибрацию, и так мы контролируем его. Но необходимо говорить только то, что люди могут воспринять. Если нам встречается простой человек и не очень умный, нет смысла говорить о санскрите и сложной философии. Когда мы посмотрим на его пальцы, мы поймем, кем он работает. Можно спросить о его работе, о семье, сколько у него детей. Особенно, если это 60-70 летний мужчина, мы спрашиваем, кем он работает. Тогда он отвечает: «Я работаю? Я уже давно не работаю, я пенсионер». Мы ему говорим: «Да ну, что вы говорите! » И тогда он себя очень хорошо чувствует. У женщин 40-50 лет, мы можем спросить, есть ли у нее дети. Она скажет: «Да». — «Они уже умеют читать? » — «Что вы говорите, моим детям уже 25 лет! » — «На самом деле? » Нужно поговорить с ними о них самих, немного прославить. Мы уважаем людей, и они это чувствуют. Даже если это человек низкого класса, нужно говорить с ним, как с джентльменом. Как будто это образованный, культурный человек. Так или иначе, он почувствует себя обязанным вам. Он будет думать: «Я такой образованный, я должен вести себя соответствующим образом, как подобает образованным людям. И этот парень говорит, что эти книги для возвышенных людей, поэтому я должен купить их». Но, чтобы вести себя с людьми таким образом, их надо любить. Мы не должны использовать людей, как средство получить большие результаты. Потому что, так или иначе, люди почувствуют наше настроение, поскольку у них есть это тонкое чувство. Они не станут сотрудничать с нами. И Кришна, который находится в их сердцах, не будет удовлетворен таким понимаем. Мы не хитрим с людьми, не обманываем их, но можно сказать, что на трансцендентном уровне мы должны быть немного хитрыми. Быть хитрым означает входить как игла, но выходить как плуг. Мы начинаем с одной книги. И когда мы чувствуем, что человек «клюнул», тогда мы можем дать еще. Сначала люди очень скептичны. У них действует система защиты. Но если мы опытны и можем представить книги привлекательным образом, то люди заинтересуются и даже привяжутся к ним. Самое главное быть личностью, распространять книги легко и естественно, так, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Даже если мы будем выходить на долгое время и распространять много книг, эта работа не покажется нам тяжелой. С опытом становится все легче и легче, особенно если у нас правильное сознание, тогда весь процесс становится трансцендентным. Если мы почувствовали, что у человека возник интерес к книгам, мы говорим какую сумму ожидаем. Называя цену, нужно внимательно следить за его реакцией. Если у него денег хватит только на одну книгу, какой смысл настаивать, чтобы он взял больше? Пусть он достанет свой кошелек, и когда он раскроет его, мы сможем понять, сколько он может купить книг. Если его не шокирует стоимость, скажем, двух-трех книг, которые мы ему предложили, и он сразу же с готовностью достает кошелек, подождите, пока он достанет его, а потом попросите не торопиться, дайте ему еще две книги и посмотрите, что произойдет. Или если мы видим, что человек может взять еще книги, тогда мы даем сдачу и предлагаем больше книг. Очень важно расставаться с человеком красиво, у него должно оставаться хорошее впечатление, тогда он будет читать книги» (Харинамананда Прабху).
Техника №4: Человеку нужно задавать вопросы так, чтобы у него был выбор: «Вы живете в Москве или гость? Или «Вам нравятся исторические книги или познавательные? » Мы даем человеку выбор и не перегружаем его ум, но в то же самое время у него нет шансов сказать «нет». В зависимости от того, какой человек стоит перед нами, мы говорим ему, сколько он может пожертвовать за книгу. Если это пожилая женщина, пенсионер, мы обращаемся к ней, как к матери, затем говорим: «Сегодня особый день, эти книги мы распространяем за пожертвования. На самом деле, эти книги бесценны, поэтому мы просим совсем немного. Одни люди дают нам столько-то, другие столько-то, но вы можете дать сколько можете, от чистого сердца». Пожилые люди исполняются благодарности, что мы проявляем к ним особую благосклонность. Со студентами практически происходит то же самое. А с состоятельными людьми мы действуем по-разному, в зависимости от ситуации. Например, во время того, как человек достает кошелек, мы можем его искренне прославить, и тогда можно заметить, как вначале он хотел дать небольшое пожертвование, но оттого, что мы по достоинству оценили его качества, он вдохновляется пожертвовать больше, что дает нам право дать ему еще одну или несколько книг. Но всегда нужно полагаться на милость Кришны и применять разум.
Техника №5. Часто можно видеть преданных, которые, распространяя книги, не дают их человеку в руки. Они просто стоят, держат книги в руках, и разговаривают с человеком. Это ошибка всех начинающих. Опыт показывает, если человек не берет в руки книгу, это признак того, что он не собирается ее покупать. Поэтому не стоит тратить время на таких людей. Лучше оставить его и перейти к следующему. На протяжении всей нашей беседы, человек должен держать в руках книги и наша проповедь должна быть сосредоточена на книгах. Второй момент, когда преданный подходит к человеку, дает ему книгу и моментально начинает говорить о пожертвованиях, то есть он говорит: «Эти книги стоят столько, но вы можете дать меньше». Это очень грубая ошибка, человек еще не заинтересовался книгами, мы не установили личный контакт, он еще не знает, что это за книги, еще не слышал нашей философии, но мы уже пытаемся получить мгновенный результат. Опытные преданные знают, как и когда можно использовать эти технические приемы, но если преданный не имеет такого опыта, то все эти приемы действовать не будут, и человек естественно откажется от покупки книг. Многие преданные расстраиваются, им попадаются люди, которые жалуются на то, что распространители, предлагавшие им книги, сначала говорили, что это подарок, а потом требовали деньги. Это серьезная ошибка. Если мы даем человеку книгу, а потом он обижается на нас, наша ошибка состояла в том, что мы не проповедовали этому человеку. Он естественно обиделся на нас, так как подумал, что эта книга — подарок, и из-за того, что мы не проповедовали ему, он не понял ценности этих книг.
|
|||
|