Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 9 страница



· 105В Нак­ши­ру­стем­ской над­пи­си Дария царь тре­бу­ет тща­тель­но обсудить, кто под­лин­ный враг, а кто нет (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 82).

· 106Белые голу­би были посвя­ще­ны Иштар. Пер­сы счи­та­ли их носи­те­ля­ми про­ка­зы.

· 107Оче­вид­но, пер­сид­ские име­на были извест­ны Геро­до­ту лишь в гре­че­ской тран­скрип­ции.

· 108Погре­бе­ние в зем­ле счи­та­лось у пер­сов одним из спо­со­бов почи­та­ния боги­ни зем­ли (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 144).

· 109Обма­зы­ва­ние тела покой­ни­ка вос­ком — вави­лон­ский обы­чай, при­ня­тый пер­са­ми. Тела пер­сид­ских царей после баль­за­ми­ро­ва­ния поме­ща­лись в сар­ко­фа­ги. Выстав­ле­ние тру­пов на рас­тер­за­ние диким зве­рям в это вре­мя было в обы­чае толь­ко у севе­ро­и­ран­ских пле­мен и у магов.

· 110Обы­чай магов остав­лять тру­пы на рас­тер­за­ние зве­рям вос­хо­дит к спо­со­бу погре­бе­ния кас­пи­ев (см.: Стра­бон XI, 9, 3, 8).

· 111Геро­дот гово­рит здесь о мест­ных гово­рах отдель­ных мест­но­стей и горо­дов. Они отли­ча­лись от того ионий­ско­го диа­лек­та, на кото­ром писал Геро­дот.

· 11212 ионий­ских горо­дов воз­ник­ли из 12 област­ных сою­зов ионян. У них было общее свя­ти­ли­ще в Пани­о­нии.

· 1136 дорий­ских горо­дов воз­ник­ли из 6 дорий­ских област­ных сою­зов. Их общее свя­ти­ли­ще нахо­ди­лось на мысе Три­о­пии у Книда.

· 114По Геро­до­ту, дорий­ское пере­се­ле­ние вынуди­ло ахей­цев отсту­пить на север. Ахей­цы вытес­ни­ли тогда ионян, жив­ших у Патрас­ско­го зали­ва, и заста­ви­ли их пере­пра­вить­ся в Малую Азию.

· 115Миний­цы пер­во­на­чаль­но жили в Фес­са­лии в обла­сти Иол­ка. Под дав­ле­ни­ем пеласгов (эолий­цев) часть их дви­ну­лась на юг и осно­ва­ла Орхо­мен в Бео­тии. Дру­гая часть заня­ла о. Лем­нос, откуда их впо­след­ст­вии изгна­ли пеласги. Тогда миний­цы пере­шли в южную часть Пело­пон­не­са, но под натис­ком дорий­цев вынуж­де­ны были отсту­пить в гор­ную область Тай­ге­та.

· 116Фра­зу «так обсто­ит дело… окан­чи­ва­ют­ся на эту бук­ву» неко­то­рые уче­ные счи­та­ют позд­ней­шей встав­кой.

· 117Эти 12 эолий­ских горо­дов пер­во­на­чаль­но были пле­мен­ны­ми окру­га­ми. Име­на неко­то­рых горо­дов (напри­мер, Лари­са) встре­ча­ют­ся в Фес­са­лии и в Малой Азии. Эолий­цы пере­се­ли­лись из Фес­са­лии рань­ше ионян под натис­ком дорий­цев.

· 118«Сто ост­ров­ков» — мно­го­чис­лен­ная груп­па ост­ров­ков меж­ду Лес­бо­сом и мате­ри­ком.

· 119В под­лин­ни­ке κ ο ­μ ί ζ ε ι ν. Вме­сте со Штей­ном и Мищен­ко я пере­во­жу «пору­чил хра­нить», а не «пере­во­зить», как пред­ла­га­ет Пау­элл (J. E. Powell. A le­xi­con to He­ro­do­tus, s. v. κ ο ­μ ί ζ ε ι ν ).

· 120После заво­е­ва­ния лидий­ско­го цар­ства Кир наме­ре­вал­ся поко­рить Вави­лон, бак­трий­цев, саков и егип­тян. Вави­лон был взят в 539 г. Дата заво­е­ва­ния Бак­трии неиз­вест­на. Сатра­пом Бак­трии был постав­лен Гис­тасп, отец царя Дария I. В 529 г. до н. э. Кир погиб в бит­ве с сака­ми-мас­са­ге­та­ми (ски­фа­ми).

· 121Вос­ста­ние Пак­тия охва­ти­ло толь­ко Сар­ды и гре­че­ские при­мор­ские горо­да. Осталь­ная Лидия оста­ва­лась спо­кой­ной. Пак­тий опи­рал­ся на гре­че­ских наем­ни­ков (ср.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 88).

· 122Запре­ще­ние лидий­цам носить ору­жие нель­зя пони­мать бук­валь­но. Лидий­ская кон­ни­ца с тех пор исчез­ла, пото­му что был уни­что­жен обще­ст­вен­ный слой, кото­рый состав­лял ядро воору­жен­ной силы неза­ви­си­мой Лидии (ср.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 90).

· 123Геро­дот раз­об­ла­ча­ет обман жре­цов. Бран­хиды и жре­цы Апол­ло­на под­дер­жи­ва­ли пер­сов.

· 124Все люди, при­бе­гав­шие к хра­му, алта­рю или ста­туе боже­ства, счи­та­лись непри­кос­но­вен­ны­ми под защи­той боже­ства, и выда­ча их была свя­тотат­ст­вом. Пак­тий явил­ся в Киму «умо­ля­ю­щим о защи­те».

· 125Круг­лые кораб­ли — тор­го­вые суда, имев­шие малую ско­рость, 50-весель­ные воен­ные кораб­ли и три­е­ры (с тре­мя ряда­ми весел) раз­ви­ва­ли бо́ льшую ско­рость. Тех­ни­ка пла­ва­ния на пару­сах была несо­вер­шен­на, и руле­вое управ­ле­ние пло­хое, ком­пас был неиз­ве­стен. Нави­га­ция про­дол­жа­лась 50 дней после лет­не­го солн­це­сто­я­ния. Тор­го­вые кораб­ли не были так свя­за­ны с бере­гом, как три­е­ры. За день корабль мог прой­ти 500—700 ста­дий.

· 126Кад­мей­ская победа (пого­вор­ка) — гибель­ная для обе­их сто­рон, как в бит­ве Этео­к­ла с Поли­ни­ком.

· 127Далее в тек­сте лаку­на.

· 128Нуж­да­ясь в гре­ках (как в море­хо­дах), Кир не ухуд­шил усло­вий, в кото­рых они нахо­ди­лись под вла­стью Кре­за (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 184).

· 129По крит­ско­му пре­да­нию, пер­во­на­чаль­ные жите­ли Кри­та (по Геро­до­ту, карий­цы-леле­ги) постав­ля­ли эки­па­жи для кораб­лей крит­ско­го царя Мино­са. Тес­ни­мые ионя­на­ми и дорий­ца­ми, кри­тяне частич­но высе­ли­лись в Малую Азию. Носи­те­ли двор­цо­вой куль­ту­ры Кнос­са и Феста частич­но оста­лись на Кри­те, под­чи­нив­шись ахей­цам. Леген­дар­ный Минос, по Геро­до­ту, был царем ахей­цев на Кри­те и пред­при­нял похо­ды в Еги­пет и Сирию. Кри­тяне пере­се­ли­лись в Малую Азию после втор­же­ния на ост­ров ионян и дорий­цев.

· 130На микен­ских вазах (ок. 100 г. до н. э. ) изо­бра­жа­ют­ся ахей­ские вои­ны в воору­же­нии, опи­сан­ном Геро­до­том.

· 131Быть может, рас­сказ Геро­до­та осно­ван на ликий­ском пре­да­нии, свя­зан­ном с исто­ри­че­ским фак­том заво­е­ва­ния Кри­та ахей­ца­ми и после­ду­ю­ще­го захва­та его ионя­на­ми и дорий­ца­ми.

· 132Геро­дот силь­но пре­уве­ли­чил раз­ме­ры Вави­ло­на. По дан­ным рас­ко­пок, окруж­ность горо­да не пре­вы­ша­ет 18 км.

· 133Цар­ский дво­рец теперь рас­ко­пан. Храм Зев­са Бела, веро­ят­но, свя­ти­ли­ще бога Мар­ду­ка.

· 134Эта исто­рия до нас не дошла.

· 135Цари­це Нито­крис Геро­дот при­пи­сы­ва­ет соору­же­ния царя Набу­ка­д­не­ца­ра II (605—562 гг. до н. э. ).

· 136Лабинет (вав. Набу-на’ид), по про­ис­хож­де­нию ара­мей из Харра­на, не мог быть сыном цари­цы Нито­крис.

· 137Город Сусы был конеч­ным пунк­том цар­ско­го пути от Эфе­са на восток.

· 138Опи­са­ние оса­ды Вави­ло­на отно­сит­ся ко вто­ро­му заво­е­ва­нию горо­да Дари­ем I (18 декаб­ря 522 г. до н. э. ). Уро­вень воды в р. Евфра­те в это вре­мя самый низ­кий, и поэто­му пер­сам не надо было при­бе­гать к искус­ст­вен­ным соору­же­ни­я­ми, опи­сан­ным Геро­до­том. Город был взят в день хра­мо­во­го празд­ни­ка. Пер­вое взя­тие горо­да Киром про­изо­шло в 539 г. до н. э. после победо­нос­ной бит­вы. Аккад­цы вос­ста­ли про­тив царя Набу-на’ида, так что пер­сид­ский пол­ко­во­дец Гобрий занял затем город без сопро­тив­ле­ния.

· 139Сесам — кун­жут (Se­sa­mum in­di­cum L. ).

· 140Еще и теперь в Иране употреб­ля­ют­ся подоб­ные круг­лые суда под назва­ни­ем куфа.

· 141О подоб­ных обы­ча­ях в Вави­лоне из дру­гих источ­ни­ков ниче­го не извест­но.

· 142Напро­тив, меди­цин­ская нау­ка была высо­ко раз­ви­та в Вави­лоне и там было мно­го вра­чей.

· 143Подоб­ные обы­чаи еще дол­го суще­ст­во­ва­ли на Восто­ке.

· 144Вави­ло­няне про­пи­ты­ва­ли тело покой­ни­ка осо­бо­го рода смо­лой (баль­зам), кото­рую Геро­дот назы­ва­ет медом. Обыч­но покой­ни­ков погре­ба­ли под полом домов.

· 145Подоб­ные обы­чаи очи­ще­ния суще­ст­во­ва­ли у древ­них иуде­ев. Отсюда неко­то­рые дела­ют заклю­че­ние, что под ара­ба­ми Геро­дот име­ет в виду иуде­ев. Но Геро­дот, по-види­мо­му, не знал иуде­ев. По край­ней мере он нигде о них не упо­ми­на­ет.

· 146Обы­чай свя­щен­ной хра­мо­вой про­сти­ту­ции опи­сан у Геро­до­та непра­виль­но. Свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей на служ­бе боги­ни Иштар зани­ма­лись толь­ко девуш­ки — жри­цы боги­ни Иштар (при­над­ле­жав­шие, прав­да, к знат­ней­шим семьям Вави­ло­на), а вовсе не все девуш­ки-вави­ло­нян­ки.

· 147Мас­са­ге­ты-саки дели­лись на две боль­шие груп­пы: 1) север­ные саки — «боль­шие саки» (т. е. боль­шая орда) про­ник­ли в Мар­ги­а­ну с севе­ра; 2) саки-амир­гий­цы (перс. сака-гау­ма-вар­га — «хао­му изготов­ля­ю­щие») жили в долине совр. р. Мур­га­ба и в похо­де носи­ли ост­ро­ко­неч­ные шап­ки. В кон­це цар­ст­во­ва­ния Дария их ста­ли назы­вать «даха», «дая». О мас­са­ге­тах у Геро­до­та есть два раз­лич­ных изве­стия (аккад­ское и скиф­ско-эллин­ское). Соглас­но скиф­ско-эллин­ско­му источ­ни­ку Геро­до­та, мас­са­ге­ты жили про­тив исседо­нов на запад­ном бере­гу Кас­пий­ско­го моря север­нее совр. р. Куры.

· 148Реку Ара­кс Геро­дот опи­сы­ва­ет по двум источ­ни­кам: по аккад­ско­му, р. Ара­кс (совр. Кызыл­су) начи­на­ет­ся в Мати­ен­ских горах (на севе­ро-восто­ке Мидии), затем глав­ная река течет с Бингӧ л-дага (sic! ) (в совр. Арме­нии) и, нако­нец (совр. Кура), впа­да­ет на запа­де в совр. Кас­пий­ское море. По скиф­ско-эллин­ско­му источ­ни­ку, р. Ара­кс впа­да­ет с восто­ка в Кас­пий­ское море (в насто­я­щее вре­мя высох­шее устье Амуда­рьи — Узбой).

· 149Здесь, по-види­мо­му, идет речь об изготов­ле­нии опья­ня­ю­ще­го напит­ка «хао­ма». В над­пи­сях царя Дария I упо­ми­на­ют­ся амир­гий­ские саки-мас­са­ге­ты (см.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 30).

· 150Име­ют­ся в виду саки-мас­са­ге­ты (от иранск. «масья» — рыба), соб­ст­вен­но, «рыбо­ло­вы» или «рыбо­еды».

· 151Это утвер­жде­ние Геро­до­та пока­зы­ва­ет, что он уже при­ни­ма­ет во вни­ма­ние сведе­ния, добы­тые фини­ки­я­на­ми при объ­езде вокруг Афри­ки при фара­оне Неко.

· 152Геро­дот опи­сы­ва­ет здесь изготов­ле­ние крас­ки из рас­те­ния синиль­ный кра­силь­ник (Isa­tis tincto­ria L. ).

· 153Соору­же­ние мостов было нуж­но Киру для обес­пе­че­ния ком­му­ни­ка­ции с пло­до­род­ны­ми обла­стя­ми юга.

· 154Совет Кре­за не име­ет, конеч­но, исто­ри­че­ско­го зна­че­ния и выра­жа­ет соб­ст­вен­ные взгляды Геро­до­та.

· 155Гис­тасп (перс. Виста­шпа) — почи­та­тель и покро­ви­тель про­ро­ка Зара­ту­шт­ры; под­дер­жи­вал народ­ное дви­же­ние про­тив зна­ти в Мар­ги­ане. Он был нена­видим зна­тью и пото­му дол­жен был усту­пить пре­стол сыну Дарию (см.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 38).

· 156В рас­ска­зе о сне Кира отра­зи­лась леген­да, объ­яс­ня­ю­щая пора­же­ние Кира не мощью про­тив­ни­ка, а волей Аху­ра­мазды (см.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 65).

· 157Кир пал в 530 г. до н. э. Рас­сказ о гибе­ли Кира напо­ми­на­ет рас­сказ Плу­тар­ха о гибе­ли Крас­са в бит­ве с пар­фя­на­ми. По сооб­ще­нию Беро­са (эпо­ха пер­вых Селев­кидов), Кир нашел смерть после 9-лет­не­го цар­ст­во­ва­ния «в долине Даас», т. е. «в стране даха-даев» (ср.: Б. А. Тура­ев. Исто­рия Древ­не­го Восто­ка. II. Л., 1954, стр. 118).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.