|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ 9 страница· 105В Накширустемской надписи Дария царь требует тщательно обсудить, кто подлинный враг, а кто нет (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 82). · 106Белые голуби были посвящены Иштар. Персы считали их носителями проказы. · 107Очевидно, персидские имена были известны Геродоту лишь в греческой транскрипции. · 108Погребение в земле считалось у персов одним из способов почитания богини земли (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 144). · 109Обмазывание тела покойника воском — вавилонский обычай, принятый персами. Тела персидских царей после бальзамирования помещались в саркофаги. Выставление трупов на растерзание диким зверям в это время было в обычае только у североиранских племен и у магов. · 110Обычай магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к способу погребения каспиев (см.: Страбон XI, 9, 3, 8). · 111Геродот говорит здесь о местных говорах отдельных местностей и городов. Они отличались от того ионийского диалекта, на котором писал Геродот. · 11212 ионийских городов возникли из 12 областных союзов ионян. У них было общее святилище в Панионии. · 1136 дорийских городов возникли из 6 дорийских областных союзов. Их общее святилище находилось на мысе Триопии у Книда. · 114По Геродоту, дорийское переселение вынудило ахейцев отступить на север. Ахейцы вытеснили тогда ионян, живших у Патрасского залива, и заставили их переправиться в Малую Азию. · 115Минийцы первоначально жили в Фессалии в области Иолка. Под давлением пеласгов (эолийцев) часть их двинулась на юг и основала Орхомен в Беотии. Другая часть заняла о. Лемнос, откуда их впоследствии изгнали пеласги. Тогда минийцы перешли в южную часть Пелопоннеса, но под натиском дорийцев вынуждены были отступить в горную область Тайгета. · 116Фразу «так обстоит дело… оканчиваются на эту букву» некоторые ученые считают позднейшей вставкой. · 117Эти 12 эолийских городов первоначально были племенными округами. Имена некоторых городов (например, Лариса) встречаются в Фессалии и в Малой Азии. Эолийцы переселились из Фессалии раньше ионян под натиском дорийцев. · 118«Сто островков» — многочисленная группа островков между Лесбосом и материком. · 119В подлиннике κ ο μ ί ζ ε ι ν. Вместе со Штейном и Мищенко я перевожу «поручил хранить», а не «перевозить», как предлагает Пауэлл (J. E. Powell. A lexicon to Herodotus, s. v. κ ο μ ί ζ ε ι ν ). · 120После завоевания лидийского царства Кир намеревался покорить Вавилон, бактрийцев, саков и египтян. Вавилон был взят в 539 г. Дата завоевания Бактрии неизвестна. Сатрапом Бактрии был поставлен Гистасп, отец царя Дария I. В 529 г. до н. э. Кир погиб в битве с саками-массагетами (скифами). · 121Восстание Пактия охватило только Сарды и греческие приморские города. Остальная Лидия оставалась спокойной. Пактий опирался на греческих наемников (ср.: А. И. Доватур. Стиль, стр. 88). · 122Запрещение лидийцам носить оружие нельзя понимать буквально. Лидийская конница с тех пор исчезла, потому что был уничтожен общественный слой, который составлял ядро вооруженной силы независимой Лидии (ср.: А. И. Доватур. Стиль, стр. 90). · 123Геродот разоблачает обман жрецов. Бранхиды и жрецы Аполлона поддерживали персов. · 124Все люди, прибегавшие к храму, алтарю или статуе божества, считались неприкосновенными под защитой божества, и выдача их была святотатством. Пактий явился в Киму «умоляющим о защите». · 125Круглые корабли — торговые суда, имевшие малую скорость, 50-весельные военные корабли и триеры (с тремя рядами весел) развивали бо́ льшую скорость. Техника плавания на парусах была несовершенна, и рулевое управление плохое, компас был неизвестен. Навигация продолжалась 50 дней после летнего солнцестояния. Торговые корабли не были так связаны с берегом, как триеры. За день корабль мог пройти 500—700 стадий. · 126Кадмейская победа (поговорка) — гибельная для обеих сторон, как в битве Этеокла с Полиником. · 127Далее в тексте лакуна. · 128Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых они находились под властью Креза (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 184). · 129По критскому преданию, первоначальные жители Крита (по Геродоту, карийцы-лелеги) поставляли экипажи для кораблей критского царя Миноса. Теснимые ионянами и дорийцами, критяне частично выселились в Малую Азию. Носители дворцовой культуры Кносса и Феста частично остались на Крите, подчинившись ахейцам. Легендарный Минос, по Геродоту, был царем ахейцев на Крите и предпринял походы в Египет и Сирию. Критяне переселились в Малую Азию после вторжения на остров ионян и дорийцев. · 130На микенских вазах (ок. 100 г. до н. э. ) изображаются ахейские воины в вооружении, описанном Геродотом. · 131Быть может, рассказ Геродота основан на ликийском предании, связанном с историческим фактом завоевания Крита ахейцами и последующего захвата его ионянами и дорийцами. · 132Геродот сильно преувеличил размеры Вавилона. По данным раскопок, окружность города не превышает 18 км. · 133Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Бела, вероятно, святилище бога Мардука. · 134Эта история до нас не дошла. · 135Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара II (605—562 гг. до н. э. ). · 136Лабинет (вав. Набу-на’ид), по происхождению арамей из Харрана, не мог быть сыном царицы Нитокрис. · 137Город Сусы был конечным пунктом царского пути от Эфеса на восток. · 138Описание осады Вавилона относится ко второму завоеванию города Дарием I (18 декабря 522 г. до н. э. ). Уровень воды в р. Евфрате в это время самый низкий, и поэтому персам не надо было прибегать к искусственным сооружениями, описанным Геродотом. Город был взят в день храмового праздника. Первое взятие города Киром произошло в 539 г. до н. э. после победоносной битвы. Аккадцы восстали против царя Набу-на’ида, так что персидский полководец Гобрий занял затем город без сопротивления. · 139Сесам — кунжут (Sesamum indicum L. ). · 140Еще и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием куфа. · 141О подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно. · 142Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было много врачей. · 143Подобные обычаи еще долго существовали на Востоке. · 144Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам), которую Геродот называет медом. Обычно покойников погребали под полом домов. · 145Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда некоторые делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев. Но Геродот, по-видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не упоминает. · 146Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки — жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки-вавилонянки. · 147Массагеты-саки делились на две большие группы: 1) северные саки — «большие саки» (т. е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) саки-амиргийцы (перс. сака-гаума-варга — «хаому изготовляющие») жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско-эллинское). Согласно скифско-эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры. · 148Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р. Аракс (совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо-востоке Мидии), затем главная река течет с Бингӧ л-дага (sic! ) (в совр. Армении) и, наконец (совр. Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По скифско-эллинскому источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи — Узбой). · 149Здесь, по-видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки-массагеты (см.: В. В. Струве. Этюды, стр. 30). · 150Имеются в виду саки-массагеты (от иранск. «масья» — рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды». · 151Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко. · 152Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L. ). · 153Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга. · 154Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота. · 155Гистасп (перс. Висташпа) — почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В. В. Струве. Этюды, стр. 38). · 156В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, стр. 65). · 157Кир пал в 530 г. до н. э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашел смерть после 9-летнего царствования «в долине Даас», т. е. «в стране даха-даев» (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего Востока. II. Л., 1954, стр. 118).
|
|||
|