Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 7 страница



182. Эти жре­цы утвер­жда­ют (я, впро­чем, это­му не верю), что сам бог ино­гда посе­ща­ет храм и про­во­дит ночь на этом ложе. То же самое, по рас­ска­зам егип­тян, буд­то бы про­ис­хо­дит и в еги­пет­ских Фивах. И там в хра­ме Зев­са Фиван­ско­го так­же спит какая-то жен­щи­на. Обе эти жен­щи­ны, как гово­рят, не всту­па­ют в обще­ние со смерт­ны­ми муж­чи­на­ми. Точ­но так же, впро­чем, и про­ри­ца­тель­ни­ца — жри­ца бога в Пата­рах Ликий­ских [спит в хра­ме], когда явля­ет­ся бог и изре­ка­ет ора­кул (что быва­ет не все­гда, а лишь по вре­ме­нам). Но при явле­нии бога жри­цу запи­ра­ют с ним по ночам в хра­ме.

183. Есть в свя­щен­ном хра­мо­вом участ­ке в Вави­лоне вни­зу еще и дру­гое свя­ти­ли­ще, где нахо­дит­ся огром­ная золотая ста­туя сидя­ще­го Зев­са. Рядом же сто­ят боль­шой золо­той стол, ска­мей­ка для ног и трон — так­же золотые. По сло­вам хал­де­ев, на изготов­ле­ние [всех этих вещей] пошло 800 талан­тов золота. Перед этим хра­мом воз­двиг­нут золо­той алтарь. Есть там и еще один огром­ный алтарь; на нем при­но­сят в жерт­ву взрос­лых живот­ных; на золо­том же алта­ре мож­но при­но­сить в жерт­ву толь­ко сосун­ков. На боль­шом алта­ре хал­деи еже­год­но сжи­га­ют 1000 талан­тов лада­на на празд­ни­ке в честь это­го бога. Была еще в свя­щен­ном участ­ке в то вре­мя, о кото­ром идет речь, золотая ста­туя бога, цели­ком из золота, 12 лок­тей высоты. Мне само­му не дове­лось ее видеть, но я передаю лишь то, что рас­ска­зы­ва­ли хал­деи. Эту-то ста­тую страст­но желал Дарий, сын Гис­тас­па, но не дерз­нул захва­тить ее. Одна­ко Ксеркс, сын его, похи­тил ста­тую, повелев умерт­вить жре­ца, кото­рый не поз­во­лял [при­ка­сать­ся к ста­туе] и дви­гать ее с места. Так рос­кош­но укра­шен этот [храм] и свя­щен­ный уча­сток, где так­же есть мно­го посвя­ти­тель­ных даров от част­ных лиц.

184. Мно­го и дру­гих царей пра­ви­ло в Вави­лоне, о кото­рых я рас­ска­жу в моей исто­рии Асси­рии134. Они еще более укре­пи­ли сте­ны [горо­да] и укра­си­ли свя­ти­ли­ща. Сре­ди этих-то царей были и две жен­щи­ны. Стар­шая по име­ни Семи­ра­мида, кото­рая цар­ст­во­ва­ла за пять поко­ле­ний до млад­шей, веле­ла постро­ить в долине досто­при­ме­ча­тель­ную пло­ти­ну. Преж­де ведь река обыч­но при раз­ли­вах затоп­ля­ла всю доли­ну.

185. Вто­рая цари­ца, кото­рую зва­ли Нито­крис135, была еще более муд­рой, чем ее пред­ше­ст­вен­ни­ца, и оста­ви­ла памят­ни­ки, о кото­рых я рас­ска­жу. Кро­ме того, эта цари­ца виде­ла, как вели­ко могу­ще­ство мидян, сколь это бес­по­ко­ит народ и как мно­го горо­дов они уже заво­е­ва­ли (сре­ди них даже Нин). Поэто­му-то она и реши­ла при­нять зара­нее все воз­мож­ные меры пре­до­сто­рож­но­сти. Преж­де все­го она изме­ни­ла тече­ние реки Евфра­та, кото­рый про­те­кал рань­ше пря­мо через середи­ну горо­да. Для это­го Нито­крис веле­ла про­ко­пать канал выше горо­да, и таким обра­зом река ста­ла настоль­ко изви­ли­стой, что, напри­мер, мимо одно­го селе­ния в Асси­рии она про­те­ка­ла три­жды (назва­ние это­го селе­ния, куда Евфрат под­хо­дит три раза, Арде­рик­ка). Еще и поныне, совер­шая путе­ше­ст­вие из Наше­го моря в Вави­лон вниз по Евфра­ту, при­хо­дит­ся три­жды про­ез­жать мимо это­го селе­ния в тече­ние трех дней. Это было одно дея­ние Нито­крис. Затем по ее пове­ле­нию по обе­им сто­ро­нам реки насы­па­ли пло­ти­ну пора­зи­тель­ной вели­чи­ны и высоты. Потом на зна­чи­тель­ном рас­сто­я­нии выше Вави­ло­на она при­ка­за­ла выко­пать водо­ем для озе­ра непо­да­ле­ку от реки такой глу­би­ны, чтобы повсюду высту­пи­ли под­поч­вен­ные воды. Шири­на же это­го водо­е­ма достиг­ла в окруж­но­сти 420 ста­дий. Выры­тую из ямы зем­лю цари­ца веле­ла употреб­лять для реч­ной пло­ти­ны. Когда бас­сейн был готов, она при­ка­за­ла при­вез­ти камень и обли­це­вать им края водо­е­ма. Про­из­ве­ла же цари­ца обе эти работы — имен­но сде­ла­ла реку излу­чи­стой и обра­ти­ла всю про­ко­пан­ную мест­ность в боло­то — не толь­ко для того, чтобы мно­же­ст­вом излу­чин замед­лять тече­ние реки, но и затем, чтобы сде­лать реч­ной путь в Вави­лон более изви­ли­стым и, нако­нец, чтобы после пла­ва­ния путе­ше­ст­вен­ни­кам нуж­но было делать еще боль­шой объ­езд озе­ра по суше. Эти работы про­из­во­ди­лись в той части стра­ны, где были про­хо­ды и самый корот­кий путь из Мидии. Целью этих меро­при­я­тий было затруд­нить мидя­нам про­ник­но­ве­ние в стра­ну при тор­го­вых сно­ше­ни­ях и не поз­во­лить им точ­но раз­уз­нать поло­же­ние дел в стране.

186. Эти соору­же­ния цари­ца воз­двиг­ла [про­тив мидян] из зем­ли, добы­той при рытье водо­е­ма. Кро­ме того, она вос­поль­зо­ва­лась эти­ми работа­ми еще и для дру­гой, побоч­ной цели. Город состо­ял из двух частей, разде­лен­ных рекой. При преж­них царях, чтобы попасть из одной поло­ви­ны горо­да в дру­гую, нуж­но было пере­прав­лять­ся на лод­ке, что, мне дума­ет­ся, было неудоб­но. Нито­крис поза­бо­ти­лась и об этом. Когда был вырыт водо­ем для озе­ра, она оста­ви­ла в память об этих работах вот еще что. Она пове­ле­ла выру­бить огром­ные кам­ни. Когда эти кам­ни были изготов­ле­ны и водо­ем выко­пан, Нито­крис отве­ла весь реч­ной поток в этот водо­ем, и по мере напол­не­ния водо­е­ма ста­рое рус­ло высы­ха­ло. Затем Нито­крис при­ка­за­ла укре­пить бере­га реки вдоль горо­да и спус­ки, веду­щие от стен­ных ворот к реке, обли­це­вать обо­жжен­ным кир­пи­чом таким же спо­со­бом, как и город­ские сте­ны. Потом при­бли­зи­тель­но в середине горо­да она веле­ла постро­ить мост из выруб­лен­ных кам­ней (кам­ни были скреп­ле­ны желе­зом и свин­цом). Днем на мост насти­ла­ли попе­рек четы­рех­уголь­ные дос­ки, по кото­рым вави­ло­няне пере­хо­ди­ли через реку. На ночь же этот настил уби­ра­ли, для того чтобы люди не бро­ди­ли туда и сюда и не гра­би­ли друг дру­га. После соору­же­ния моста, когда выко­пан­ное озе­ро напол­ни­лось водой, цари­ца веле­ла отве­сти реку Евфрат из озе­ра в ста­рое рус­ло. Таким обра­зом, озе­ро пре­вра­ти­лось в боло­то, для чего и было пред­на­зна­че­но, а горо­жа­нам, кро­ме того, был постро­ен мост.

187. Эта же цари­ца обма­ну­ла потом­ство вот какой хит­ро­стью. Она пове­ле­ла воз­двиг­нуть себе гроб­ни­цу над ворота­ми в самом ожив­лен­ном месте горо­да (гроб­ни­ца нахо­ди­лась непо­сред­ст­вен­но над сами­ми ворота­ми) и выре­зать на ней над­пись, гла­ся­щую вот что: «Если кто-нибудь из вави­лон­ских царей после меня будет иметь нуж­ду в день­гах, то пусть откро­ет эту гроб­ни­цу и возь­мет сколь­ко поже­ла­ет денег. Одна­ко без нуж­ды пусть напрас­но не откры­ва­ет ее. Но луч­ше бы вовсе [не откры­вать гроб­ни­цы]». Так эта гроб­ни­ца оста­ва­лась нетро­ну­той, пока вави­лон­ское цар­ство не пере­шло к Дарию. Дарию каза­лось даже стран­ным, поче­му он не вос­поль­зо­вал­ся [этой гроб­ни­цей над] ворота­ми, хотя там лежат сокро­ви­ща, кото­рые к тому же [как бы] сами при­гла­ша­ют завла­деть ими. Царь, одна­ко, не захо­тел прой­ти через эти ворота, пото­му что над голо­вой [у него] ока­зал­ся бы мерт­вец. Открыв же гроб­ни­цу, он не нашел там ника­ких сокро­вищ, а толь­ко покой­ни­ка и вот такую над­пись: «Если бы ты не был столь жад­ным, то не разо­рял бы гроб­ниц покой­ни­ков». Вот что рас­ска­зы­ва­ют об этой цари­це.

188. Про­тив сына этой-то жен­щи­ны136 (его зва­ли, как и отца, Лаби­не­том, и он был царем Асси­рии) Кир и пошел вой­ной. Вся­кий раз когда вели­кий царь высту­па­ет в поход, то, сде­лав дома хоро­ший запас хле­ба и мел­ко­го скота, он берет с собой, кро­ме того, еще воду из про­те­каю­щей у Сус реки Хоас­па137 (един­ст­вен­ной реки, откуда он пьет воду). Мно­же­ство четы­рех­ко­лес­ных пово­зок, запря­жен­ных мула­ми, с этой-то кипя­че­ной водой из Хоас­па в сереб­ря­ных сосудах все­гда сле­ду­ет за царем, куда бы он ни отправ­лял­ся в поход.

189. Дви­га­ясь на Вави­лон, Кир достиг реки Гин­да. Исто­ки этой реки нахо­дят­ся в Мати­ен­ских горах, течет же она через зем­лю дар­да­нов, а впа­да­ет в дру­гую реку — Тигр. Тигр же про­те­ка­ет мимо горо­да Опиды и впа­да­ет в Крас­ное море. Когда Кир хотел перей­ти эту судо­ход­ную реку Гинд, один из его свя­щен­ных белых коней от рез­во­сти прыг­нул в воду, чтобы пере­плыть реку. Одна­ко река погло­ти­ла коня и унес­ла его сво­им тече­ни­ем. Тогда Кир страш­но раз­гне­вал­ся на реку за такую дер­зость и пове­лел сде­лать ее столь мел­кой, чтобы впредь даже жен­щи­ны мог­ли лег­ко пере­хо­дить, не замо­чив коле­на. После такой угро­зы Кир отло­жил пока что поход на Вави­лон. Разде­лив затем свое вой­ско на две части, царь рас­по­ло­жил вои­нов по бере­гам реки и велел на каж­дом бере­гу наме­тить по всем направ­ле­ни­ям 180 пря­мых, как стре­ла, кана­лов, веду­щих к реке. Потом он рас­ста­вил вои­нов и при­ка­зал копать. При боль­шом чис­ле рабо­чих рук работа была быст­ро завер­ше­на, но все же на нее при­шлось затра­тить целое лето.

190. Так-то пока­рал Кир реку Гинд, разде­лив ее на 360 кана­лов. А когда вновь насту­пи­ла вес­на, царь высту­пил в поход на Вави­лон. Вави­ло­няне вышли из горо­да с вой­ском и ожида­ли Кира. Когда царь подо­шел к горо­ду, вави­ло­няне бро­си­лись в бой, но, потер­пев пора­же­ние, были оттес­не­ны в город. Вави­ло­ня­нам было уже зара­нее извест­но, что Кир теперь не будет без­дей­ст­во­вать: они виде­ли ведь, как пер­сид­ский царь напа­дал на один народ за дру­гим. Поэто­му, запас­шись про­до­воль­ст­ви­ем на очень мно­го лет, они не обра­ща­ли ника­ко­го вни­ма­ния на оса­ду. Меж­ду тем Кир ока­зал­ся в затруд­ни­тель­ном поло­же­нии, так как про­шло уже мно­го вре­ме­ни, а дело [оса­ды] нисколь­ко не подви­га­лось впе­ред.

191. Нако­нец — дру­гой ли кто подал совет в затруд­не­нии или же сам Кир сооб­ра­зил, как ему посту­пать, — но сде­лал он вот что138. Он поста­вил часть сво­е­го вой­ска в том месте, где река вхо­дит в город, а дру­гую часть — ниже по тече­нию, у ее выхо­да из горо­да. Затем он при­ка­зал вои­нам, как толь­ко увидят, что рус­ло ста­ло про­хо­ди­мым вброд, всту­пать по это­му рус­лу в город. После это­го сам царь с нестро­е­вой частью войск отсту­пил. По при­бы­тии к упо­мя­ну­то­му выше озе­ру Кир сде­лал с рекой при­бли­зи­тель­но то же самое, что неко­гда совер­ши­ла и вави­лон­ская цари­ца. Пер­сид­ский царь отвел реку с помо­щью кана­ла в озе­ро, кото­рое, соб­ст­вен­но, было боло­том, а таким обра­зом ста­рое рус­ло сде­ла­лось про­хо­ди­мым. После того как вода в реке спа­ла настоль­ко, что дохо­ди­ла людям при­бли­зи­тель­но до коле­на, пер­сы по ста­ро­му рус­лу вошли в Вави­лон. Если бы вави­ло­няне зара­нее узна­ли замы­сел Кира или вовре­мя заме­ти­ли его дей­ст­вия, то, конеч­но, не толь­ко не поз­во­ли­ли бы пер­сам про­ник­нуть в город, но даже совер­шен­но уни­что­жи­ли бы вра­га. Ведь они мог­ли про­сто запе­реть все веду­щие к реке ворота и, взой­дя на сте­ны по обо­им бере­гам реки, пой­мать пер­сов, как в ловуш­ку. Одна­ко теперь пер­сы вне­зап­но напа­ли на вави­ло­нян. Город же Вави­лон столь огром­ный, что, по рас­ска­зам тамош­них людей, горо­жане, жив­шие в цен­тре, не зна­ли, что вра­ги уже заня­ли окра­и­ны. В это вре­мя они по слу­чаю празд­ни­ка пля­са­ли и весе­ли­лись до тех пор, пока слиш­ком хоро­шо не узна­ли [свое ужас­ное поло­же­ние]. Так-то Вави­лон был взят тогда в пер­вый раз.

192. Сколь вели­ко богат­ство Вави­ло­на, я могу ясно пока­зать на мно­гих дру­гих при­ме­рах, но огра­ни­чусь сле­ду­ю­щим. Вся стра­на, под­власт­ная вели­ко­му царю, обя­за­на, кро­ме обыч­ной пода­ти, еще содер­жать царя и его вой­ско. Итак, вави­лон­ская зем­ля из две­на­дца­ти меся­цев четы­ре меся­ца в году постав­ля­ет царю про­до­воль­ст­вие, а восемь меся­цев — вся осталь­ная Азия. Таким обра­зом, одна эта Асси­рия по богат­ству зани­ма­ет третье место во всей Азии. И намест­ни­че­ство в этой стране, кото­рое пер­сы назы­ва­ют сатра­пи­ей, без­услов­но самое доход­ное из всех намест­ни­честв. Три­тан­техм, сын Арта­ба­за, кото­ро­му царь пожа­ло­вал эту область в управ­ле­ние, каж­дый день соби­рал с нее пол­ную арта­бу сереб­ра (арта­ба — пер­сид­ская мера, вме­щаю­щая 1 атти­че­ский медимн и 3 атти­че­ских хени­ка). У само­го Три­тан­тех­ма, кро­ме бое­вых коней, было еще 800 жереб­цов, покры­ваю­щих кобы­лиц, а кобы­лиц было 16000 (каж­дый жере­бец покры­вал по 20 кобы­лиц). Он дер­жал так­же так мно­го собак индий­ской поро­ды, что четы­ре боль­ших селе­ния на рав­нине долж­ны были достав­лять пищу для них и за это были осво­бож­де­ны от про­чих повин­но­стей. Так богат был пра­ви­тель Вави­ло­на.

193. Дождей в Асси­рий­ской зем­ле выпа­да­ет мало, но и этих незна­чи­тель­ных дождей доста­точ­но для пер­во­на­чаль­но­го пита­ния и роста кор­ней зла­ков. При этом посе­вы оро­ша­ют­ся из реки, зре­ют и злак рас­тет. Сама река, одна­ко, здесь не зали­ва­ет поля, как в Егип­те, но оро­ше­ние про­из­во­дит­ся вруч­ную водо­чер­па­тель­ны­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми [журав­ля­ми]. Вся Вави­ло­ния, подоб­но Егип­ту, всюду пере­ре­за­на кана­ла­ми. Самый боль­шой из этих кана­лов судо­хо­ден; в юго-восточ­ном направ­ле­нии он течет из Евфра­та в дру­гую реку — Тигр, на кото­рой лежал город Нин. Из всех стран на све­те, насколь­ко я знаю, эта зем­ля про­из­во­дит без­услов­но самые луч­шие пло­ды Демет­ры. Напро­тив, пло­до­вые дере­вья там даже вооб­ще не про­из­рас­та­ют: ни смо­ков­ни­ца, ни вино­град­ная лоза, ни мас­ли­на. Что же до пло­дов Демет­ры, то зем­ля при­но­сит их в таком изоби­лии, что уро­жай здесь вооб­ще сам-две­сти, а [в хоро­шие годы] даже сам-три­ста. Листья пше­ни­цы и ячме­ня дости­га­ют там целых четы­рех паль­цев в шири­ну. Что про­со и сесам139 быва­ют там высотой с дере­во, мне хоро­шо извест­но, но я не ста­ну рас­ска­зы­вать об этом. Я знаю ведь, сколь боль­шое недо­ве­рие встре­тит мой рас­сказ о пло­до­ро­дии раз­ных хлеб­ных зла­ков у тех, кто сам не побы­вал в Вави­ло­нии. Олив­ко­во­го мас­ла вави­ло­няне совсем не употреб­ля­ют, но толь­ко из сеса­ма. Повсюду на рав­нине рас­тут там фини­ко­вые паль­мы, в боль­шин­стве пло­до­нос­ные. Из пло­дов пальм при­готов­ля­ют хлеб, вино и мед. Выра­щи­ва­ют вави­ло­няне фини­ко­вые паль­мы тем же спо­со­бом, как и смо­ков­ни­цы. Они при­вя­зы­ва­ют пло­ды так назы­вае­мых у элли­нов «муж­ских» пальм к пло­до­нос­ным дере­вьям, чтобы оре­хотвор­ка, про­ник­нув в финик, помог­ла ему созреть и он преж­девре­мен­но не опал. Ведь оре­хотвор­ки сидят в пло­дах «муж­ских» пальм, так же как и в зим­них смок­вах.

194. Теперь я перей­ду к рас­ска­зу о самом уди­ви­тель­ном из все­го, что есть в этой стране (кро­ме само­го горо­да Вави­ло­на). Суда, на кото­рых пла­ва­ют вниз по реке в Вави­лон, совер­шен­но круг­лые и цели­ком сде­ла­ны из кожи140. В Арме­нии, кото­рая лежит выше Асси­рии, вави­ло­няне наре­за­ют иво­вые пру­тья для осто­ва кораб­ля. Сна­ру­жи [остов] обтя­ги­ва­ют плот­ны­ми шку­ра­ми напо­до­бие [круг­ло­го] дни­ща кораб­ля. Они не рас­ши­ря­ют кор­мо­вой части суд­на и не заост­ря­ют носа, но дела­ют суд­но круг­лым, как щит. Затем наби­ва­ют все суд­но соло­мой [для оберт­ки гру­за] и, нагру­зив, пус­ка­ют плыть вниз по тече­нию. Пере­во­зят они вниз по реке глав­ным обра­зом гли­ня­ные сосуды с фини­кий­ским вином. Управ­ля­ют суд­ном с помо­щью двух руле­вых весел, кото­ры­ми стоя загре­ба­ют двое людей. Один из них при этом тянет суд­но веслом к себе, а дру­гой оттал­ки­ва­ет­ся. Такие суда стро­ят очень боль­шо­го раз­ме­ра и помень­ше. Самые боль­шие вме­ща­ют до 5000 талан­тов гру­за. На каж­дом судне нахо­дит­ся живой осел, и на боль­ших — несколь­ко. По при­бы­тии в Вави­лон куп­цы рас­про­да­ют свой товар, а затем с пуб­лич­ных тор­гов сбы­ва­ют и [пле­те­ный] остов суд­на, и всю соло­му. А шку­ры потом навью­чи­ва­ют на ослов и воз­вра­ща­ют­ся в Арме­нию. Вверх по реке ведь из-за быст­ро­го тече­ния плыть совер­шен­но невоз­мож­но. Поэто­му и суда стро­ят не из дере­ва, а из шкур. Когда же куп­цы на сво­их ослах при­бы­ва­ют в Арме­нию, то стро­ят новые суда таким же спо­со­бом. Тако­вы у них [реч­ные] суда.

195. Оде­я­ние же у вави­ло­нян вот какое. [На теле] вави­ло­ня­нин носит льня­ной хитон, дохо­дя­щий до ног, а поверх — дру­гой шер­стя­ной. Затем поверх накиды­ва­ет еще тон­кую белую хла­ниду. Обувь у них — обще­при­ня­тая [в этой стране], похо­жая на бео­тий­ские сапо­ги. Отпус­кая длин­ные воло­сы, вави­ло­няне повя­зы­ва­ют на голо­ве тюр­ба­ны и все тело ума­ща­ют миррой. У вся­ко­го вави­ло­ня­ни­на есть пер­стень с печа­тью и посох искус­ной работы. На каж­дом посо­хе выре­за­ны ябло­ко, роза, лилия, орел или что-либо подоб­ное. Носить посох без тако­го изо­бра­же­ния у них не при­ня­то. Тако­во внеш­нее обли­чье вави­ло­нян, а о нра­вах и обы­ча­ях их я рас­ска­жу вот что.

196. Самый бла­го­ра­зум­ный обы­чай, кото­рый, как я знаю, быту­ет так­же и у илли­рий­ских эне­тов, по мое­му мне­нию, у них вот какой. Раз в году в каж­дом селе­нии обыч­но дела­ли так: созы­ва­ли всех деву­шек, достиг­ших брач­но­го воз­рас­та, и соби­ра­ли в одном месте. Их обсту­па­ли тол­пы юно­шей, а гла­ша­тай застав­лял каж­дую девуш­ку пооди­ноч­ке вста­вать и начи­на­лась про­да­жа невест. Сна­ча­ла выстав­ля­ли на про­да­жу самую кра­си­вую девуш­ку из всех. Затем, когда ее про­да­ва­ли за боль­шие день­ги, гла­ша­тай вызы­вал дру­гую, сле­ду­ю­щую после нее по кра­со­те (девуш­ки же про­да­ва­лись в заму­же­ство). Очень бога­тые вави­лон­ские жени­хи напе­ре­бой ста­ра­лись набав­лять цену и поку­па­ли наи­бо­лее кра­си­вых деву­шек. Жени­хи же из про­сто­на­ро­дья, кото­рые вовсе не цени­ли кра­соту, бра­ли и некра­си­вых девиц и в при­да­чу день­ги. После рас­про­да­жи самых кра­си­вых деву­шек гла­ша­тай велел встать самой без­образ­ной девуш­ке или кале­ке и пред­ла­гал взять ее в жены за наи­мень­шую сум­му денег, пока ее кто-нибудь не брал с наи­мень­шим при­да­ным. День­ги же выру­ча­лись от про­да­жи кра­си­вых деву­шек, и таким обра­зом кра­са­ви­цы выда­ва­ли замуж дур­ну­шек и калек. Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь не поз­во­ля­лось, а так­же нель­зя было куп­лен­ную девуш­ку уво­дить домой без пору­чи­те­ля. И толь­ко, если пору­чи­тель уста­но­вит, что купив­ший девуш­ку дей­ст­ви­тель­но жела­ет жить с нею, ее мож­но было уво­дить домой. Если же кто не схо­дил­ся со сво­ей девуш­кой, то по зако­ну тре­бо­ва­лось воз­вра­щать день­ги. Впро­чем, жени­хам мож­но было являть­ся и из дру­гих селе­ний и поку­пать себе деву­шек. Этот пре­крас­ней­ший обы­чай теперь у них уже не суще­ст­ву­ет141. Зато недав­но они нашли дру­гое сред­ство огра­дить девиц от обиды и не допу­стить уво­да их на чуж­би­ну […] После заво­е­ва­ния стра­ны и разо­ре­ния ее пер­са­ми жите­ли лиши­лись сво­е­го иму­ще­ства, и все про­стые люди из наро­да были вынуж­де­ны по бед­но­сти застав­лять сво­их доче­рей зани­мать­ся раз­вра­том.

197. Есть у вави­ло­нян еще и дру­гой весь­ма разум­ный обы­чай. Стра­даю­щих каким-нибудь неду­гом они выно­сят на рынок (у них ведь нет вра­чей)142. Про­хо­жие дают боль­но­му сове­ты [о его болез­ни] (если кто-нибудь из них или сам стра­дал подоб­ным неду­гом, или видел его у дру­го­го). Затем про­хо­жие сове­ту­ют боль­но­му и объ­яс­ня­ют, как сами они исце­ли­лись от подоб­но­го неду­га или виде­ли исце­ле­ние дру­гих143. Мол­ча про­хо­дить мимо боль­но­го чело­ве­ка у них запре­ще­но: каж­дый дол­жен спра­ши­вать, в чем его недуг.

198. Покой­ни­ков вави­ло­няне погре­ба­ют в меду144, и похо­рон­ные обряды у них оди­на­ко­вы с еги­пет­ски­ми. Вся­кий раз как вави­ло­ня­нин схо­дит­ся со сво­ей женой, он садит­ся перед жерт­вен­ным сосудом, вос­ку­ряя фими­ам; так же посту­па­ет и жена. На сле­ду­ю­щее утро оба они совер­ша­ют омо­ве­ние. Перед этим омо­ве­ни­ем они не долж­ны при­ка­сать­ся ни к како­му сосу­ду. Такой же обы­чай суще­ст­ву­ет и у ара­бов145.

199. Самый же позор­ный обы­чай у вави­ло­нян вот какой. Каж­дая вави­ло­нян­ка одна­жды в жиз­ни долж­на садить­ся в свя­ти­ли­ще Афро­ди­ты и отда­вать­ся [за день­ги] чуже­стран­цу. Мно­гие жен­щи­ны, гор­дясь сво­им богат­ст­вом, счи­та­ют недо­стой­ным сме­ши­вать­ся с [тол­пой] осталь­ных жен­щин. Они при­ез­жа­ют в закры­тых повоз­ках в сопро­вож­де­нии мно­же­ства слуг и оста­нав­ли­ва­ют­ся око­ло свя­ти­ли­ща. Боль­шин­ство же жен­щин посту­па­ет вот как: в свя­щен­ном участ­ке Афро­ди­ты сидит мно­же­ство жен­щин с повяз­ка­ми из вере­воч­ных жгу­тов на голо­ве. Одни из них при­хо­дят, дру­гие ухо­дят. Пря­мые про­хо­ды разде­ля­ют по всем направ­ле­ни­ям тол­пу ожидаю­щих жен­щин. По этим-то про­хо­дам ходят чуже­зем­цы и выби­ра­ют себе жен­щин. Сидя­щая здесь жен­щи­на не может воз­вра­тить­ся домой, пока какой-нибудь чуже­стра­нец не бро­сит ей в подол день­ги и не соеди­нит­ся с ней за пре­де­ла­ми свя­щен­но­го участ­ка. Бро­сив жен­щине день­ги, он дол­жен толь­ко ска­зать: «При­зы­ваю тебя на слу­же­ние богине Милит­те! ». Милит­той же асси­рий­цы назы­ва­ют Афро­ди­ту. Пла­та может быть сколь угод­но малой. Отка­зы­вать­ся брать день­ги жен­щине не доз­во­ле­но, так как день­ги эти свя­щен­ные. Девуш­ка долж­на идти без отка­за за пер­вым чело­ве­ком, кто бро­сил ей день­ги. После сои­тия, испол­нив свя­щен­ный долг богине, она ухо­дит домой и затем уже ни за какие день­ги не овла­де­ешь ею вто­рич­но. Кра­са­ви­цы и стат­ные девуш­ки ско­ро ухо­дят домой, а без­образ­ным при­хо­дит­ся дол­го ждать, пока они смо­гут выпол­нить обы­чай. И дей­ст­ви­тель­но, иные долж­ны оста­вать­ся в свя­ти­ли­ще даже по три-четы­ре года146. Подоб­ный это­му обы­чай суще­ст­ву­ет так­же в неко­то­рых местах на Кип­ре.

200. Тако­вы обы­чаи вави­ло­нян. Есть сре­ди них три пле­ме­ни, кото­рые пита­ют­ся толь­ко рыбой. Пой­ман­ную рыбу они вялят на солн­це и затем посту­па­ют так: бро­са­ют рыбу в ступ­ку и раз­дроб­ля­ют пести­ком, а затем про­пус­ка­ют через кисей­ное сито. Потом из этой мас­сы по жела­нию заме­ши­ва­ют сырое тесто или пекут хлеб.

201. После поко­ре­ния это­го наро­да Кир заду­мал под­чи­нить мас­са­ге­тов. Эти мас­са­ге­ты147, как гово­рят, мно­го­чис­лен­ное и храб­рое пле­мя. Живут они на восто­ке по направ­ле­нию к вос­хо­ду солн­ца за рекой Ара­к­сом напро­тив исседо­нов. Иные счи­та­ют их так­же скиф­ским пле­ме­нем.

202. По рас­ска­зам неко­то­рых, Ара­кс148 боль­ше Ист­ра; дру­гие же, напро­тив, счи­та­ют эту реку мень­ше. На Ара­к­се, как переда­ют, мно­го ост­ро­вов вели­чи­ной с Лес­бос. На этих-то ост­ро­вах живут люди, летом питаю­щи­е­ся раз­ны­ми коре­нья­ми, выка­пы­ва­е­мы­ми из зем­ли. В лет­нюю же пору они соби­ра­ют спе­лые пло­ды с дере­вьев и затем сохра­ня­ют их про запас. Там есть буд­то бы так­же и дру­гие дере­вья, при­но­ся­щие осо­бо­го рода пло­ды. Собрав­шись тол­пой в одно место, мас­са­ге­ты зажи­га­ют костер и затем уса­жи­ва­ют­ся вокруг и бро­са­ют эти пло­ды в огонь. От запа­ха сжи­га­е­мо­го пло­да они при­хо­дят в состо­я­ние опья­не­ния, подоб­но тому как элли­ны пья­не­ют от вина. Чем боль­ше пло­дов они бро­са­ют в огонь, тем силь­нее их охва­ты­ва­ет опья­не­ние; пока нако­нец они не вска­ки­ва­ют, пус­ка­ют­ся в пляс и начи­на­ют петь пес­ни149. Так рас­ска­зы­ва­ют об обра­зе жиз­ни это­го пле­ме­ни. Река же Ара­кс берет нача­ло в Мати­ен­ских горах, откуда течет и Гинд, кото­рый Кир разде­лил на 360 упо­мя­ну­тых выше кана­лов. Ара­кс изви­ва­ет­ся, [обра­зуя] 40 рука­вов, из кото­рых все, кро­ме одно­го, теря­ют­ся в болотах и топях. В этих-то болотах, по рас­ска­зам, оби­та­ют люди, питаю­щи­е­ся сырой рыбой150 и обыч­но нося­щие одеж­ду из тюле­ньих шкур. Одно-един­ст­вен­ное устье Ара­к­са течет по откры­той мест­но­сти, [впа­дая] в Кас­пий­ское море. Кас­пий­ское же море — это замкну­тый водо­ем, не свя­зан­ный ни с каким дру­гим морем. Ведь море, по кото­ро­му пла­ва­ют элли­ны, имен­но то, что за Герак­ло­вы­ми Стол­па­ми, так назы­вае­мое Атлан­ти­че­ское и Крас­ное море, — все это толь­ко одно море151.

203. Напро­тив, Кас­пий­ское море — это море совер­шен­но осо­бо­го рода. Дли­на его — пят­на­дцать дней пла­ва­ния на греб­ном судне, а шири­на в самом широ­ком месте — восемь дней. На запа­де оно гра­ни­чит с Кав­каз­ским хреб­том — самой обшир­ной и высо­кой из всех гор­ных цепей. Мно­го раз­ных пле­мен оби­та­ет на Кав­ка­зе, боль­шин­ство кото­рых пита­ет­ся дики­ми дре­вес­ны­ми пло­да­ми. В этой стране есть, как гово­рят, дере­вья с уди­ви­тель­ны­ми листья­ми. Из этих-то листьев изготов­ля­ют крас­ку, рас­ти­рая их и сме­шав с водой152, и затем нано­сят ею узо­ры на свою одеж­ду. Узо­ры эти не смы­ва­ют­ся, а исти­ра­ют­ся толь­ко вме­сте с шер­стя­ной [мате­ри­ей, на кото­рую их нано­сят], как буд­то бы они были вотка­ны в мате­рию с само­го нача­ла. Сово­куп­ле­ние у этих людей про­ис­хо­дит совер­шен­но откры­то, как у скота.

204. Так вот, с запа­да Кав­каз гра­ни­чит с так назы­вае­мым Кас­пий­ским морем, а на восто­ке по направ­ле­нию к вос­хо­ду солн­ца к нему при­мы­ка­ет без­гра­нич­ная необо­зри­мая рав­ни­на. Зна­чи­тель­ную часть этой огром­ной рав­ни­ны зани­ма­ют упо­мя­ну­тые мас­са­ге­ты, на кото­рых Кир заду­мал идти вой­ной. Мно­го было у Кира весь­ма важ­ных побуди­тель­ных при­чин для это­го похо­да. Преж­де все­го — спо­соб его рож­де­ния, так как он мнил себя сверх­че­ло­ве­ком, а затем — сча­стье, кото­рое сопут­ст­во­ва­ло ему во всех вой­нах. Ведь ни один народ, на кото­рый опол­чал­ся Кир, не мог избе­жать сво­ей уча­сти.

205. Цари­цей мас­са­ге­тов была супру­га покой­но­го царя. Зва­ли ее Томи­рис. К ней-то Кир отпра­вил послов под пред­ло­гом сва­тов­ства, желая буд­то бы сде­лать ее сво­ей женой. Одна­ко Томи­рис поня­ла, что Кир сва­та­ет­ся не к ней, а домо­га­ет­ся цар­ства мас­са­ге­тов, и отка­за­ла ему. Тогда Кир, так как ему не уда­лось хит­ро­стью добить­ся цели, откры­то пошел вой­ной на мас­са­ге­тов. Для пере­пра­вы вой­ска царь при­ка­зал постро­ить пон­тон­ные мосты153 через реку [Ара­кс], а на судах, из кото­рых состо­я­ли мосты, воз­двиг­нуть баш­ни.

206. Пока вой­ско Кира было заня­то эти­ми работа­ми, Томи­рис веле­ла через гла­ша­тая ска­зать Киру вот что: «Царь мидян! Отсту­пись от сво­е­го наме­ре­ния. Ведь ты не можешь знать зара­нее, пой­дет ли тебе на бла­го или нет соору­же­ние этих мостов. Оставь это, цар­ст­вуй над сво­ей дер­жа­вой и не завидуй тому, что мы власт­ву­ем над нашей. Но ты, конеч­но, не захо­чешь после­до­вать это­му сове­ту, а пред­по­чтешь дей­ст­во­вать как угод­но, но не сохра­нять мир. Если же ты страст­но жела­ешь напасть на мас­са­ге­тов, то пре­кра­ти работы по стро­и­тель­ству моста через реку. Пере­хо­ди спо­кой­но в нашу стра­ну, так как мы отой­дем от реки на рас­сто­я­ние трех­днев­но­го пути. А если ты пред­по­чи­та­ешь допу­стить нас в свою зем­лю, то посту­пи так же». После это­го Кир при­звал к себе пер­сид­ских вель­мож на сове­ща­ние, изло­жил им дело и спро­сил сове­та, как ему посту­пить. Все еди­но­глас­но сошлись на том, что сле­ду­ет ожидать Томи­рис с ее вой­ска­ми здесь на этой зем­ле.

207. При­сут­ст­ву­ю­щий на сове­ща­нии лиди­ец Крез не одоб­рил, одна­ко, это реше­ние. Он выска­зал свое воз­ра­же­ние в таких сло­вах: «Царь! Я уже рань­ше (после того как Зевс пре­дал меня в твои руки) обе­щал тебе сколь воз­мож­но отвра­щать вся­кую беду, гро­зя­щую тво­е­му дому. Мои столь тяж­кие стра­да­ния послу­жи­ли мне нау­кой. Если ты мнишь себя бес­смерт­ным и во гла­ве бес­смерт­но­го вой­ска, то мое мне­ние, пожа­луй, тебе бес­по­лез­но. Если же ты при­зна­ешь, что ты толь­ко чело­век и цар­ст­ву­ешь над таки­ми же смерт­ны­ми людь­ми, то пой­ми преж­де все­го вот что: суще­ст­ву­ет кру­го­во­рот чело­ве­че­ских дел, кото­рый не допус­ка­ет, чтобы одни и те же люди все­гда были счаст­ли­вы. Так вот, в насто­я­щем деле я дер­жусь дру­го­го мне­ния, про­ти­во­по­лож­но­го мне­нию тво­их вель­мож. Ведь если ты допу­стишь вра­гов в нашу соб­ст­вен­ную зем­лю, то вот какая гро­зит нам опас­ность: потер­пев пора­же­ние, ты погу­бишь всю свою дер­жа­ву. Ведь совер­шен­но ясно, что, одолев тебя, мас­са­ге­ты не побе­гут в свою сто­ро­ну, но вторг­нут­ся в твои вла­де­ния. В слу­чае же победы над вра­гом твой успех, думаю, будет вовсе не так велик, как если бы ты победил мас­са­ге­тов в их стране и стал пре­сле­до­вать бегу­щих. Я хочу срав­нить твои пре­иму­ще­ства и их: ведь, раз­бив непри­я­те­ля, ты смо­жешь пря­мым путем вторг­нуть­ся во вла­де­ния Томи­рис. Да и, кро­ме того, Киру, сыну Кам­би­са, было бы постыд­но и нестер­пи­мо под­чи­нить­ся жен­щине и поз­во­лить ей вторг­нуть­ся в твою стра­ну. Так вот, по-мое­му, нам сле­ду­ет перей­ти реку и затем про­ник­нуть в глубь стра­ны, насколь­ко вра­ги отсту­пят, а затем попы­тать­ся одо­леть их, посту­пив вот как. Как я узнал, мас­са­ге­там совер­шен­но незна­ко­ма рос­кошь пер­сид­ско­го обра­за жиз­ни и недо­ступ­ны ее вели­кие наслаж­де­ния. Поэто­му-то нуж­но, дума­ет­ся мне, устро­ить в нашем стане обиль­ное уго­ще­ние для этих людей, заре­зав мно­же­ство бара­нов, и сверх того выста­вить огром­ное коли­че­ство сосудов цель­но­го вина и все­воз­мож­ных яств. При­гото­вив все это, с осталь­ным вой­ском, кро­ме самой ничтож­ной части, сно­ва отсту­пить к реке. Ведь если я не обма­ны­ва­юсь [в сво­ем суж­де­нии], то вра­ги при виде тако­го оби­лия яств набро­сят­ся на них и нам пред­ста­вит­ся воз­мож­ность совер­шить вели­кие подви­ги»154.

208. Так мне­ния совет­ни­ков разо­шлись. Кир же отверг пер­вое мне­ние и при­нял совет Кре­за. Царь велел объ­явить Томи­рис, чтобы она отсту­пи­ла, так как он наме­рен пере­пра­вить­ся в ее вла­де­ния. И цари­ца отсту­пи­ла [с вой­ском], вер­ная сво­е­му преж­не­му обе­ща­нию. Тогда Кир вве­рил Кре­за сво­е­му сыну Кам­би­су, кото­ро­го он назна­чил сво­им наслед­ни­ком. При этом царь насто­я­тель­но вну­шал сыну почи­тать Кре­за и покро­ви­тель­ст­во­вать ему (в слу­чае неуда­чи пере­пра­вы и похо­да в стра­ну мас­са­ге­тов). С таким пору­че­ни­ем Кир отпу­стил Кам­би­са и Кре­за и отпра­вил их в Пер­сию, а сам с вой­ском начал пере­пра­ву через реку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.