Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 8 страница



209. После пере­пра­вы через Ара­кс уже на зем­ле мас­са­ге­тов ночью Кир увидел вот какой сон. Царю пред­ста­ви­лось, что он видит стар­ше­го из сыно­вей Гис­тас­па155 с кры­лья­ми на пле­чах, осе­ня­ю­щим одним кры­лом Азию, а дру­гим Евро­пу. Самым стар­шим из сыно­вей Гис­тас­па, сына Арса­ма, из рода Ахе­ме­нидов был Дарий, в то вре­мя еще юно­ша око­ло два­дца­ти лет (юно­ша оста­вал­ся в Пер­сии как негод­ный еще по моло­до­сти лет к воен­ной служ­бе). Про­будив­шись, Кир стал раз­мыш­лять о смыс­ле сно­виде­ния. Царь решил, что сон име­ет важ­ное зна­че­ние. Он велел затем позвать Гис­тас­па и без свиде­те­лей ска­зал ему: «Гис­тасп! Сын твой ули­чен в коз­нях про­тив меня и моей дер­жа­вы. Мне это точ­но извест­но, и я ска­жу тебе откуда. Боги пекут­ся обо мне и зара­нее откры­ва­ют мне гро­зя­щую беду. И вот теперь про­шлой ночью я видел во сне стар­ше­го из тво­их сыно­вей с кры­лья­ми на пле­чах, при­чем одним кры­лом он осе­нял Азию, а дру­гим Евро­пу. Во вся­ком слу­чае из мое­го сно­виде­ния совер­шен­но ясно, что твой сын пося­га­ет на мою жизнь. Поэто­му воз­вра­щай­ся как мож­но ско­рее в Пер­сию и поза­боть­ся пред­ста­вить тво­е­го сына к отве­ту, после того как я поко­рю эту стра­ну и воз­вра­щусь домой».

210. Кир гово­рил так, пола­гая, что Дарий име­ет про­тив него злой умы­сел. Одна­ко боже­ство этим сно­виде­ни­ем жела­ло лишь открыть, что царь при­мет смерть здесь156, в стране мас­са­ге­тов, а его цар­ство перей­дет к Дарию. Гис­тасп же отве­чал царю таки­ми сло­ва­ми: «Царь! Луч­ше бы не родить­ся тому пер­су, кото­рый посягнет на твою жизнь! А если есть такой, то да погибнет он и как мож­но ско­рее! Ведь это ты из рабов сде­лал пер­сов сво­бод­ны­ми и из дан­ни­ков дру­гим наро­дам — вла­ды­ка­ми всех. А если сно­виде­ние воз­ве­сти­ло тебе, что сын мой замыш­ля­ет мятеж, то я отдаю его в твои руки: посту­пай с ним как тебе угод­но! ». Такой ответ дал царю Гис­тасп. Затем он, пере­пра­вив­шись через Ара­кс, воз­вра­тил­ся в Пер­сию, чтобы [в уго­ду Киру] схва­тить и дер­жать сына под стра­жей.

211. А Кир меж­ду тем про­ник с вой­ском за Ара­кс на один днев­ной пере­ход и затем посту­пил по сове­ту Кре­за. Оста­вив на месте толь­ко сла­бо­силь­ных вои­нов, сам царь с луч­шей частью вой­ска сно­ва отсту­пил к Ара­к­су. Тогда третья часть вой­ска мас­са­ге­тов напа­ла на остав­лен­ных Киром вои­нов и, несмот­ря на храб­рое сопро­тив­ле­ние, пере­би­ла их. [После победы], увидев выстав­лен­ные в стане пер­сов яст­ва, мас­са­ге­ты усе­лись пиро­вать. Затем они наелись досы­та, напи­лись вина и улег­лись спать. Тогда при­шли пер­сы, пере­би­ли бо́ льшую часть вра­гов, а еще боль­ше захва­ти­ли в плен. В чис­ле плен­ни­ков был и сын цари­цы Томи­рис, пред­во­ди­тель мас­са­ге­тов, по име­ни Спар­га­пис.

212. А цари­ца Томи­рис, узнав об уча­сти сво­е­го вой­ска и сына, веле­ла отпра­вить вест­ни­ка к Киру с таки­ми сло­ва­ми: «Кро­во­жад­ный Кир! Не кичись этим сво­им подви­гом. Пло­дом вино­град­ной лозы, кото­рая и вас так­же лиша­ет рас­суд­ка, когда вино бро­са­ет­ся в голо­ву и когда вы, пер­сы, [напив­шись], начи­на­е­те извер­гать пото­ки недо­стой­ных речей, — вот этим-то зельем ты ковар­но и одо­лел мое­го сына, а не силой ору­жия в чест­ном бою. Так вот, послу­шай­ся теперь мое­го доб­ро­го сове­та: выдай мое­го сына и ухо­ди подоб­ру-поздо­ро­ву из моей зем­ли, после того как тебе наг­ло уда­лось погу­бить третью часть вой­ска мас­са­ге­тов. Если же ты это­го не сде­ла­ешь, то кля­нусь тебе богом солн­ца, вла­ды­кой мас­са­ге­тов, я дей­ст­ви­тель­но напою тебя кро­вью, как бы ты ни был нена­сы­тен».

213. Кир, одна­ко, не обра­тил ника­ко­го вни­ма­ния на сло­ва гла­ша­тая. А сын цари­цы Томи­рис Спар­га­пис, когда хмель вышел у него из голо­вы и он понял свое бед­ст­вен­ное поло­же­ние, попро­сил Кира осво­бо­дить его от оков. Лишь толь­ко царе­вич был осво­бож­ден и мог вла­деть сво­и­ми рука­ми, он умерт­вил себя. Так он скон­чал­ся.

214. Томи­рис же, узнав, что Кир не внял ее сове­ту, со всем сво­им вой­ском напа­ла на пер­сов. Эта бит­ва, как я счи­таю, была самой жесто­кой из всех битв меж­ду вар­ва­ра­ми. О ходе ее я узнал, меж­ду про­чим, вот что. Сна­ча­ла, как переда­ют, про­тив­ни­ки, стоя друг про­тив дру­га, изда­ли стре­ля­ли из луков. Затем исчер­пав запас стрел, они бро­си­лись вру­ко­паш­ную с кин­жа­ла­ми и копья­ми. Дол­го бились про­тив­ни­ки, и никто не желал отсту­пать. Нако­нец мас­са­ге­ты одо­ле­ли. Почти все пер­сид­ское вой­ско пало на поле бит­вы, погиб и сам Кир. Цар­ст­во­вал же он пол­ных 29 лет. А Томи­рис напол­ни­ла вин­ный мех чело­ве­че­ской кро­вью и затем веле­ла отыс­кать сре­ди пав­ших пер­сов тело Кира. Когда труп Кира нашли, цари­ца веле­ла всу­нуть его голо­ву в мех. Затем, изде­ва­ясь над покой­ни­ком, она ста­ла при­го­ва­ри­вать так: «Ты все же погу­бил меня, хотя я оста­лась в живых и одо­ле­ла тебя в бит­ве, так как хит­ро­стью захва­тил мое­го сына. Поэто­му-то вот теперь я, как и гро­зи­ла тебе, напою тебя кро­вью». Из мно­гих рас­ска­зов о кон­чине Кира этот мне кажет­ся наи­бо­лее досто­вер­ным157.

215. Мас­са­ге­ты носят одеж­ду, подоб­ную скиф­ской, и ведут похо­жий образ жиз­ни. Сра­жа­ют­ся они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обыч­но так­же луки, копья и бое­вые секи­ры. Из золота и меди у них все вещи. Но все метал­ли­че­ские части копий, стрел и бое­вых секир они изготов­ля­ют из меди, а голов­ные убо­ры, поя­са и пере­вя­зи укра­ша­ют золо­том. Так же и коням они наде­ва­ют мед­ные пан­ци­ри, как нагруд­ни­ки. Уздеч­ки же, уди­ла и нащеч­ни­ки инкру­сти­ру­ют золо­том. Желе­за и сереб­ра у них совсем нет в оби­хо­де, так как этих метал­лов вовсе не встре­тишь в этой стране. Зато золота и меди там в изоби­лии.

216. Об обы­ча­ях мас­са­ге­тов нуж­но ска­зать вот что. Каж­дый из них берет в жены одну жен­щи­ну, но живут они с эти­ми жен­щи­на­ми сооб­ща. Ведь рас­ска­зы элли­нов о [подоб­ном] обы­чае ски­фов отно­сят­ся ско­рее к мас­са­ге­там. Так, когда мас­са­гет почув­ст­ву­ет вле­че­ние к какой-нибудь жен­щине, то веша­ет свой кол­чан на ее кибит­ке и затем спо­кой­но сооб­ща­ет­ся с этой жен­щи­ной. [Ника­ко­го] пре­де­ла для жиз­ни чело­ве­ка они не уста­нав­ли­ва­ют. Но если кто у них дожи­вет до глу­бо­кой ста­ро­сти, то все род­ст­вен­ни­ки соби­ра­ют­ся и зака­лы­ва­ют ста­ри­ка в жерт­ву, а мясо варят вме­сте с мясом дру­гих жерт­вен­ных живот­ных и поеда­ют. Так уме­реть — для них вели­чай­шее бла­жен­ство. Скон­чав­ше­го­ся же от како­го-нибудь неду­га они не поеда­ют, но пре­да­ют зем­ле. При этом счи­та­ет­ся несча­стьем, что покой­ни­ка по его воз­рас­ту нель­зя при­не­сти в жерт­ву. Хле­ба мас­са­ге­ты не сеют, но живут ското­вод­ст­вом и рыб­ной лов­лей (в реке Ара­кс чрез­вы­чай­ное оби­лие рыбы), а так­же пьют моло­ко. Един­ст­вен­ный бог, кото­ро­го они почи­та­ют, это — солн­це. Солн­цу они при­но­сят в жерт­ву коней, пола­гая смысл это­го жерт­во­при­но­ше­ния в том, что само­му быст­ро­му богу нуж­но при­но­сить в жерт­ву самое быст­рое суще­ство на све­те.

    > > >

ПРИМЕЧАНИЯ

 

· 1В под­лин­ни­ке ἱ σ τ ο ­ρ ί η ς ἀ π ό ­δ ε ξ ι ς — изло­же­ние сведе­ний, полу­чен­ных путем рас­спро­сов.

· 2В под­лин­ни­ке ἔ ρ γ α — дея­ния, построй­ки, вооб­ще все резуль­та­ты дея­тель­но­сти, успе­хи.

· 3Здесь: Пер­сид­ский залив. Наше море — Сре­ди­зем­ное море.

· 4Име­ет­ся в виду ара­мей­ское пере­се­ле­ние наро­дов (ок. 1400—1200 гг. до н. э. ) из восточ­ной Ара­вии в север­ную Сирию. Ара­меи осно­ва­ли там горо­да, упо­ми­на­е­мые в Биб­лии.

· 5В шах­то­вых микен­ских (Аргос) гроб­ни­цах (XVII в. до н. э. ) най­де­ны золотые укра­ше­ния, але­баст­ро­вые сосуды и стра­у­со­вые яйца. Упо­мя­ну­тые Геро­до­том тор­го­вые сно­ше­ния мог­ли суще­ст­во­вать уже во вто­рой поло­вине II тыся­че­ле­тия до н. э.

· 6Такая при­чи­на вой­ны гре­ков с вар­ва­ра­ми паро­ди­ру­ет­ся Ари­сто­фа­ном (Ахар­няне, 330 сл. ).

· 7Ядром ска­за­ния явля­ет­ся, быть может, похи­ще­ние ахей­ца­ми куми­ра мало­ази­ат­ской боги­ни в эпо­ху паде­ния хетт­ско­го цар­ства (ок. 1170 г. до н. э. ). На хетт­ских печа­тях-цилин­драх встре­ча­ет­ся изо­бра­же­ние нагой боги­ни, сидя­щей на быке. Так изо­бра­жа­ли Евро­пу и гре­ки.

· 8Кри­тяне или род­ст­вен­ные им «мор­ские народ­но­сти» выса­ди­лись око­ло 1200 г. до н. э. на сирий­ском и пале­стин­ском побе­ре­жье и осно­ва­ли там мно­го горо­дов (напри­мер Газа, Аска­лон). Биб­лия назы­ва­ет их «фили­стим­ля­на­ми».

· 9При­чи­ны вой­ны гре­ков с вар­ва­ра­ми — это вза­им­ные обиды. Пер­вый нанес обиду Крез, под­чи­нив­ший элли­нов в Малой Азии. Обида и месть часто встре­ча­ет­ся у Геро­до­та для объ­яс­не­ния исто­ри­че­ских собы­тий (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 113).

· 10Они, по-види­мо­му, отно­сят­ся к индо­ев­ро­пей­ским народ­но­стям. Язык лидий­цев при­над­ле­жит к хет­то-лувий­ской груп­пе или к хет­то-лидий­ской под­груп­пе (см.: В. В. Шево­рош­кин. Лидий­ский язык. М., 1967, стр. 17). Лидий­цы упо­ми­на­ют­ся в еги­пет­ских над­пи­сях (ок. 1234—1225 гг. до н. э. ) как «тур­ша» сре­ди «мор­ских» наро­дов, напав­ших на Еги­пет.

· 11Под сирий­ца­ми здесь име­ют­ся в виду хали­бы (у Гоме­ра — гали­зо­ны. Или­а­да II, 856).

· 12Геро­дот упо­ми­на­ет толь­ко часть гре­че­ских пле­мен, осев­ших на запад­ном побе­ре­жье Малой Азии. Гре­че­ские пле­ме­на пере­се­ли­лись в Малую Азию после паде­ния хетт­ско­го цар­ства (ок. 1170 г. до н. э. ). Сна­ча­ла при­шли эолий­цы, потом ионяне и послед­ни­ми дорий­цы.

· 13Наше­ст­вие ким­ме­рий­цев отно­сит­ся ко вре­ме­ни ок. 700 г. до н. э. Аккад­ская вер­сия пер­сид­ских цар­ских над­пи­сей зна­ет ким­ме­рий­цев как саков на запа­де совр. Тур­ке­ста­на. Они оби­та­ли к севе­ру от Окса и назы­ва­лись «гимир», или «гим­ми­ри».

· 14Геро­дот дает мифи­че­скую гене­а­ло­гию лидий­ских царей. Он, види­мо, не зна­ет лидий­ских пре­да­ний. Так, имя царя Кан­давл — не соб­ст­вен­ное имя опре­де­лен­но­го царя, но ско­рее озна­ча­ет «вла­сти­тель».

· 15В хро­но­ло­гии Геро­дот при­дер­жи­ва­ет­ся прин­ци­па сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков: три поко­ле­ния рав­ны ста годам (см.: С. Я. Лурье. Геро­дот, стр. 112).

· 16Имя осно­ва­те­ля новой лидий­ской дина­стии интер­пре­ти­ру­ет­ся иссле­до­ва­те­ля­ми по-раз­но­му. Одни счи­та­ют его тер­ми­ном род­ства («дед»), дру­гие — назва­ни­ем пти­цы (см.: В. В. Шево­рош­кин. Лидий­ский язык, стр. 56). Отец Гиге­са, быть может, про­ис­хо­дил из вифин­ско­го горо­да Дас­ки­ли­о­на и пото­му назван Дас­ки­лом. Царь Гигес создал могу­ще­ст­вен­ное и неза­ви­си­мое государ­ство, бла­го­да­ря чему лидий­цы сосре­дото­чи­ли в сво­их руках всю сухо­пут­ную тор­гов­лю в Перед­ней Азии (С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 97).

· 17Смысл: «в тот момент, когда жен­щи­на сни­ма­ет свой хитон, она лиша­ет­ся подо­баю­ще­го ей ува­же­ния» (ср.: R. Har­der. He­ro­dot I 8, 3. He­ro­dot. Eine Auswahl aus der neue­ren Forschun­gen. Mü n­chen, 1962, S. 374).

· 18Как неэл­лин, Гигес не мог иметь в Дель­фах сво­ей сокро­вищ­ни­цы.

· 19Имя Мидас встре­ча­ет­ся в древ­нефри­гий­ской над­пи­си VII в. до н. э. в фор­ме Мидаи.

· 20Гигес пал в бит­ве с ким­ме­рий­ца­ми ок. 654 г. до н. э. (см.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 91).

· 21Лидий­ские цари вели упор­ную вой­ну с Миле­том (из-за тор­го­вых инте­ре­сов), но взять город им не уда­лось. Во внут­рен­ние дела горо­дов они, одна­ко, не вме­ши­ва­лись и оста­ви­ли в руках гре­ков всю мор­скую тор­гов­лю. Лидий­ское гос­под­ство было для гре­ков ско­рее выгод­ным (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 98).

· 22По аккад­ско­му (асси­рий­ско­му) пре­да­нию, с ким­ме­рий­ца­ми сра­жал­ся уже Гигес (Ги-гу), отец Арди­са. Лидий­ский царь сна­ча­ла всту­пил в союз с асси­рий­ским царем Ассур­ба­ни­па­лом, а потом с царем Егип­та Псам­ме­ти­хом.

· 23Ок. 720 г. до н. э. ски­фы при­шли в при­чер­но­мор­ские сте­пи из совр. Запад­но­го Тур­ке­ста­на и затем ок. 623 г. заво­е­ва­ли мидий­ское цар­ство Киа­к­са­ра.

· 24Пек­ти­да — 20-струн­ный инстру­мент вро­де арфы, обни­мал 2 окта­вы. Флей­та низ­ко­го тона назы­ва­лась муж­ской, а высо­ко­го — жен­ской.

· 25Ассес — место, где сто­ял храм. Лидий­ское имя боги­ни Афи­ны Асви (В. В. Шево­рош­кин. Лидий­ский язык, стр. 54).

· 26Дифи­рамб — соб­ст­вен­но, куль­то­вое про­зви­ще Дио­ни­са. Впо­след­ст­вии сло­во ста­ло обо­зна­чать тор­же­ст­вен­ную песнь в честь бога или героя. Она пелась под акком­па­не­мент глав­ным обра­зом флей­ты.

· 27Ν ό ­μ ο ς ὄ ρ θ ι ο ς — напев, мело­дия, испол­ня­е­мая очень высо­ким голо­сом.

· 28Ина­че: «спа­и­вать желе­зо».

· 29Для гре­ков Крез — тип царя фил­эл­ли­на, для лидий­цев цар­ст­во­ва­ние Кре­за — вре­мя рас­цве­та и блес­ка лидий­ской дер­жа­вы; в гла­зах дель­фий­цев Крез — почи­та­тель авто­ри­те­та ора­ку­ла. В рас­ска­зе о Кре­зе соеди­не­ны две кон­цеп­ции: одна — дель­фий­ская, по кото­рой воз­мездие за пре­ступ­ле­ния Гиге­са пада­ет на пято­го потом­ка — Кре­за; дру­гая — пере­но­сит вину на само­го Кре­за, кото­рый навлек на себя «зависть» (или «рев­ность») богов (ср.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 191).

· 30Пит­так не мог встре­тить­ся с Кре­зом в 560 г., так как умер в 570 г. до н. э. (см.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 93).

· 31Этот рас­сказ отра­жа­ет попыт­ку лидий­цев занять­ся мор­ской тор­гов­лей и поко­рить ост­ро­ва (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 98, прим. 1).

· 32Из отсут­ст­вия в этом перечне под­власт­ных Кре­зу народ­но­стей — ликий­цев и кили­кий­цев — заклю­ча­ют, что мало­азий­ское побе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го моря, за исклю­че­ни­ем Пам­фи­лии, было неза­ви­си­мо от Кре­за. Под­дан­ны­ми Кре­за были пам­фи­лы, ионяне, эолий­цы и дорий­цы.

· 33В этом ошиб­ка Геро­до­та, ибо путе­ше­ст­вие Соло­на пада­ет на 594—584 гг., Крез же цар­ст­во­вал с 560 г. до н. э.; поэто­му Солон не мог встре­тить­ся с Кре­зом. Посе­ще­ние Соло­ном Ама­си­са (егип. Аб-мосе), кото­рый цар­ст­во­вал с 569 по 526 г., так­же про­ти­во­ре­чит хро­но­ло­гии.

· 34Имя Атис встре­ча­ет­ся в древ­нефри­гий­ских над­гроб­ных над­пи­сях в фор­ме Атес.

· 35Очи­сти­тель­ный обряд у гре­ков состо­ял в сле­ду­ю­щем: руки убий­цы обли­ва­ли кро­вью живот­но­го (поро­сен­ка) и затем обти­ра­ли в знак осво­бож­де­ния от кро­ва­во­го гре­ха; потом боже­ство уми­ло­стив­ля­ли жерт­ва­ми и молит­ва­ми (В. В. Латы­шев. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. Ч. II. СПб., 1899. С. 78). «Сквер­на», лежа­щая на убий­це (по-гре­че­ски μ ί α σ ­μ α, мыс­ли­лась в виде живо­го суще­ства), пора­жа­ет преж­де все­го роди­чей, а затем рас­про­стра­ня­ет­ся на весь город, зара­жая его (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 89).

· 36Эта жен­щи­на рас­кры­ла поку­ше­ние маче­хи Кре­за погу­бить его отрав­лен­ным хле­бом.

· 37Руко­во­дя­щая роль Лидии в мало­азий­ской тор­гов­ле и щед­рые дары Кре­за в дель­фий­ский храм были при­чи­ной того, что дель­фий­ские жре­цы про­слав­ля­ли царя как любим­ца богов и толк­ну­ли на борь­бу с Пер­си­ей, пред­ве­щая победу. После же поко­ре­ния Лидии Дель­фы изме­ни­ли свою поли­ти­ку и сове­то­ва­ли гре­кам не сопро­тив­лять­ся пер­сам (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 184).

· 38Этот почет­ный декрет взят Геро­до­том из доку­мен­таль­но­го источ­ни­ка (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 28, 30).

· 39Ина­че диа­кри­ев. Писи­страт опи­рал­ся на кре­стьян, жите­лей севе­ро-восточ­ной Атти­ки. Вся эко­но­ми­че­ская поли­ти­ка Писи­стра­та была направ­ле­на на защи­ту инте­ре­сов бед­ней­ше­го кре­стьян­ства (С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 154).

· 40Мегакл — гла­ва афин­ско­го знат­но­го рода Алк­мео­нидов — сто­ял во гла­ве город­ских ремес­лен­ни­ков и тор­гов­цев. Алк­мео­ниды име­ли основ­ные тор­го­вые инте­ре­сы в Малой Азии и пото­му были сто­рон­ни­ка­ми пер­со­филь­ской поли­ти­ки (С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 159).

· 41Геро­дот и Ари­сто­тель виде­ли в три­ум­фаль­ном вступ­ле­нии Писи­стра­та в Афи­ны с девуш­кой, изо­бра­жав­шей боги­ню Афи­ну Эрга­ну (покро­ви­тель­ни­цу город­ских ремес­лен­ни­ков), про­стое оду­ра­чи­ва­ние афи­нян. В дей­ст­ви­тель­но­сти же актер, играв­ший роль бога, вос­при­ни­мал­ся как вопло­ще­ние бога (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 152).

· 42Демы — окру­га в Атти­ке.

· 43Писи­страт не желал иметь детей от доче­ри Мегак­ла, чтобы не навлечь на свое потом­ство родо­вое про­кля­тие, тяго­тев­шее над Алк­мео­нида­ми (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 152, прим. 2).

· 44Обыч­но при­ни­ма­ют дву­крат­ное изгна­ние Писи­стра­та, но теперь боль­шин­ство уче­ных счи­та­ет, что здесь име­ем дело с дуб­ли­ро­ва­ни­ем одно­го и того же изгна­ния (см.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 151, прим. 3).

· 45Воз­мож­но, что чис­ло лет изгна­ния Писи­стра­та Геро­дот взял из город­ской хро­ни­ки Афин.

· 46Про­ри­ца­те­ли поль­зо­ва­лись в то вре­мя в Афи­нах боль­шим вли­я­ни­ем.

· 47Пред­ска­за­ние ора­ку­ла (или про­ри­ца­те­ля) не все­гда без­услов­но испол­ня­ет­ся: его мож­но при­нять или отверг­нуть. Так, Писи­страт при­ни­ма­ет про­ри­ца­ние Амфи­ли­та, т. е. это зна­чит, что он нашел пра­виль­ное его истол­ко­ва­ние. Напро­тив, Гип­парх в ночь перед убий­ст­вом, увидев сон, пред­ска­зав­ший ему несча­стье, отверг пред­ска­за­ние, т. е. ста­рал­ся непра­виль­но его понять (см.: M. P. Nilsson. Ge­schich­te der grie­chi­schen Re­li­gion. I. Mü n­chen, 1955. S. 165).

· 48Здесь име­ют­ся в виду дохо­ды с сереб­ря­ных лаврий­ских руд­ни­ков в Атти­ке и с руд­ни­ков на р. Стри­моне во Фра­кии (у Эйо­на и Амфи­по­ля).

· 49«Очи­ще­ние» о. Дело­са, нацио­наль­ной свя­ты­ни ионий­ско­го пле­ме­ни, Писи­страт про­из­вел, чтобы снис­кать милость дель­фий­ско­го бога, кото­рый (в лице жре­цов) санк­ци­о­ни­ро­вал его вла­ды­че­ство в Афи­нах.

· 50Эно­мо­тии в спар­тан­ском вой­ске — под­разде­ле­ния из 25—36 чело­век, свя­зан­ных вза­им­ной клят­вой.

· 51Три­а­ка­ды — под­разде­ле­ния из 30 чело­век.

· 52Сис­си­тии — сов­мест­ные тра­пезы у спар­тан­цев.

· 53Эфо­ры — кол­ле­гия из 5 чело­век, выби­рав­ша­я­ся на один год. Пер­во­на­чаль­но они выпол­ня­ли, по-види­мо­му, судей­ские функ­ции, а позд­нее — функ­ции над­зо­ра и кон­тро­ля. Они узур­пи­ро­ва­ли даже часть цар­ской вла­сти.

· 54Совет ста­рей­шин (или геру­сия) — из 28 чле­нов. Вме­сте с дву­мя царя­ми совет был выс­шим орга­ном вла­сти в Спар­те.

· 55Соот­вет­ст­вен­но деле­нию дорий­цев на два пле­ме­ни — гил­ле­ев и дима­нов у них было два вождя (царя), кото­рые сто­я­ли во гла­ве двух отрядов вой­ска.

· 56Опи­сы­ва­е­мые здесь собы­тия пада­ют, веро­ят­но, на вто­рую поло­ви­ну VI в. до н. э.

· 57Ага­то­ер­ги — 5 чле­нов спар­тан­ско­го кор­пу­са 300 всад­ни­ков, кото­рые еже­год­но по воз­рас­ту выбы­ва­ли из его соста­ва и назна­ча­лись посла­ми за гра­ни­цу.

· 58Лидия была для гре­ков того вре­ме­ни стра­ной, откуда при­во­зи­ли золо­то. Лидий­цы пер­вы­ми ста­ли чека­нить золотую моне­ту. Так же и пер­сы (соглас­но древ­не­пер­сид­ским над­пи­сям) полу­ча­ли бо́ льшую часть золота из Лидии.

· 59Рас­сказ о пре­до­сте­ре­же­нии Кре­зу муд­ро­го Сан­да­ни­са воз­ник сре­ди состо­я­тель­ных сло­ев мест­но­го насе­ле­ния. В гре­че­ских рас­ска­зах пре­до­сте­ре­же­ния Кре­зу дела­лись гре­че­ски­ми муд­ре­ца­ми — Соло­ном, Биан­том или Пит­та­ком (ср. I 32, 27). Поли­ти­че­ский смысл рас­ска­за: напа­де­ние неле­по, если напа­даю­щий нахо­дит­ся на вер­шине мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия (ср.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 141).

· 60См. выше I 73, прим. 9.

· 61Это сол­неч­ное затме­ние про­изо­шло 28 мая 585/584 г. до н. э. Геро­дот же взял дру­гое затме­ние, имен­но 30 сен­тяб­ря 610 г., и поэто­му ото­дви­нул на 25 лет смерть Гиге­са и вклю­чил в чис­ло исто­ри­че­ских фак­тов свида­ния Кре­за с Соло­ном, Пит­та­ком и Алк­мео­ном (В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 98). Таким обра­зом, непра­виль­ная дати­ров­ка собы­тий в Малой Азии и Гре­ции VII—VI вв. до н. э. обу­слов­ле­на не субъ­ек­тив­ны­ми рели­ги­оз­но-мораль­ны­ми воз­зре­ни­я­ми Геро­до­та, а непра­виль­ной дати­ров­кой пред­ска­зан­но­го Фале­сом сол­неч­но­го затме­ния (В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 100).

· 62Опи­са­ние похо­да Кре­за на кап­па­до­кий­ских сирий­цев пока­зы­ва­ет, что Крез думал толь­ко об экс­пан­сии на Чер­но­мор­ское побе­ре­жье. Но так как кап­па­до­кий­цы были под­власт­ны Киру, то дело дошло до вой­ны с Киром.

· 63Ядром лидий­ско­го вой­ска была пре­крас­ная кон­ни­ца.

· 64Упо­ми­на­ние р. Гил­ла поз­во­ля­ет думать, что реши­тель­ная бит­ва про­изо­шла не при Сар­дах, а к севе­ру от Маг­не­сии.

· 65Город Сар­ды не был обне­сен сте­на­ми. Пер­сы оса­жда­ли толь­ко город­ской кремль (акро­поль).

· 66Рас­сказ о льве Меле­са — мест­ный лидий­ский; к нему добав­лен пер­сид­ский рас­сказ, геро­ем кото­ро­го был мард Гире­ад (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 85). Лев — гераль­ди­че­ское живот­ное Сард (быть может, древ­ний тотем), изо­бра­жа­ет­ся на лидий­ских моне­тах. Он был атри­бу­том боже­ства — хра­ни­те­ля Сард.

· 67Взя­тие Сард пер­са­ми про­изо­шло в 546 г. до н. э. Рас­сказ об этом заим­ст­во­ван из пер­сид­ской тра­ди­ции (А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 92).

· 68Сожже­ние Кре­за на кост­ре — это ско­рее само­со­жже­ние. Крез при­но­сит себя в жерт­ву богу солн­ца Апол­ло­ну, кото­рый затем тушит костер. Вме­сте с Кре­зом воз­веде­ны на костер «два­жды семь» юно­шей (семь — свя­щен­ное чис­ло). На древ­них вазах сохра­ни­лось изо­бра­же­ние Кре­за, сидя­ще­го на кост­ре и при­но­ся­ще­го жерт­вы.

· 69Вме­ша­тель­ство боже­ст­вен­ных сил в ход исто­ри­че­ских собы­тий — доволь­но частый мотив у Геро­до­та.

· 70Судь­ба (Рок) и кара богов за пре­ступ­ле­ния при­вле­ка­ют­ся для объ­яс­не­ния широ­ко­го кру­га явле­ний: паде­ние и гибель горо­дов и царств, смерть поли­ти­че­ских дея­те­лей, государ­ст­вен­ные пере­во­роты, бит­вы, вой­ны и пр.

· 71Боги­ни Судь­бы — Мой­ры, доче­ри Зев­са и Феми­ды. Их было три — Атро­па, Кло­то и Лахе­сис.

· 72Т. е. в хра­ме Афи­ны Про­нии, нахо­дя­щем­ся перед хра­мом Апол­ло­на.

· 73«Чесаль­ный гре­бень» — орудие пыт­ки. В рас­ска­зе о рас­пра­ве Кре­за со сво­им бра­том отра­жа­ет­ся эпи­зод борь­бы меж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми гре­че­ской ори­ен­та­ции (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 83).

· 74Опи­сан­ный Геро­до­том кур­ган суще­ст­ву­ет еще и теперь.

· 75Речь идет о так назы­вае­мой свя­щен­ной про­сти­ту­ции, свя­зан­ной с куль­том вави­лон­ской боги­ни Иштар.

· 76Здесь Геро­дот переда­ет древ­ней­шее изве­стие о пере­се­ле­нии этрус­ков в Ита­лию. Даже в эпо­ху Рим­ской рес­пуб­ли­ки, когда язык этрус­ков еще суще­ст­во­вал, мало­азий­ское про­ис­хож­де­ние их счи­та­лось обще­при­знан­ным.

· 77Асси­рий­ская дер­жа­ва пала в 612 г. до н. э. Таким обра­зом, воз­ник­но­ве­ние асси­рий­ско­го цар­ства, по Геро­до­ту, сле­ду­ет отне­сти ко вре­ме­ни неза­дол­го до цар­ст­во­ва­ния Тиглат­пе­ла­са­ра I (1116—1090 гг. до н. э. ). Геро­дот поль­зу­ет­ся здесь аккад­ски­ми источ­ни­ка­ми.

· 78К чис­лу поко­рен­ных Асси­ри­ей народ­но­стей при­над­ле­жа­ли вави­ло­няне, сирий­цы, кили­кий­цы, народ­но­сти Урар­ту и Еги­пет (до 669 г. до н. э. ).

· 79Новел­ла о Деиоке реша­ет вопрос о воз­ник­но­ве­нии монар­хи­че­ской вла­сти: умный чело­век созда­ет себе сла­ву спра­вед­ли­вей­ше­го; затем, отой­дя от дел, дает почув­ст­во­вать наро­ду кон­траст меж­ду его спра­вед­ли­вой вла­стью и воца­рив­шей­ся анар­хи­ей и, нако­нец, при содей­ст­вии сво­их аген­тов полу­ча­ет власть, к кото­рой он дав­но уже стре­мил­ся (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 138). В 715 г. до н. э. Сар­гон II поко­рил мидий­ско­го царя Даи­уку.

· 80Речи обыч­но сочи­не­ны самим исто­ри­ком, но в новел­лах не при­над­ле­жат ему (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 190, прим. 2).

· 81Сан­да­ра­ко­вый цвет — оран­же­во-крас­ный (сан­да­рак — сер­ни­стый мышьяк).

· 82Мидяне, по-види­мо­му, в X—IX вв. до н. э. пере­се­ли­лись из Бак­трии и Сог­ди­а­ны, заня­ли севе­ро-запад­ную часть Ира­на и поко­ри­ли мест­ное, неин­до­ев­ро­пей­ское насе­ле­ние.

· 83Быть может, ски­фов изгна­ли из южно­рус­ских сте­пей ким­ме­рий­цы, кото­рые пере­шли Бос­пор и вторг­лись в Малую Азию. Ски­фы же через Дер­бент­ский про­ход по пути меж­ду Кав­ка­зом и Кас­пий­ским морем про­ник­ли в Мидию.

· 84Это был зна­ме­ни­тый храм фили­стим­лян, посвя­щен­ный Астар­те (Иштар).

· 85Эна­реи (иранск. «ана­рья» — нему­же­ст­вен­ный) — каст­ра­ты, гер­ма­фро­ди­ты — жре­цы боги­ни Иштар. Ски­фы во вре­мя втор­же­ния в Сирию позна­ко­ми­лись с куль­том боги­ни Иштар.

· 86Асси­рий­ские «логой» Геро­до­та до нас не дошли. Воз­мож­но, что Геро­дот их не успел напи­сать.

· 87Заво­е­ва­ние асси­рий­ско­го цар­ства царем Мидии Киа­к­са­ром под­твер­жда­ет­ся таб­лич­ка­ми лето­пи­си царя Набу­па­ла­са­ра (см.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 67). О цар­ст­во­ва­нии Киа­к­са­ра сведе­ния Геро­до­та про­ти­во­ре­чи­вы: по одно­му вари­ан­ту (I 73), гибель ски­фов про­изо­шла перед вой­ной Киа­к­са­ра с Лиди­ей, а по дру­го­му (I 106) — она непо­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­ва­ла заво­е­ва­нию Нина (Нине­вии).

· 88Новел­ла о рож­де­нии и вос­пи­та­нии Кира взя­та Геро­до­том из легенд цар­ско­го рода Ахе­ме­нидов. В дей­ст­ви­тель­но­сти Кир был вас­са­лом Астиа­га, вос­стал и низ­верг это­го царя. Моти­вы леген­ды о Кире напо­ми­на­ют леген­ду о Рому­ле и Реме и др.

· 89«Оком» и «уша­ми» царя назы­ва­лись чинов­ни­ки при дво­ре пер­сид­ско­го царя, выпол­няв­шие поли­цей­ские функ­ции.

· 90Гоме­ров­ское сло­во. Гоме­риз­мы Геро­до­та — одна из осо­бен­но­стей уст­ных ионий­ских рас­ска­зов, пере­шед­ших вме­сте с эти­ми рас­ска­за­ми в «Исто­рию» Геро­до­та (см.: А. И. Дова­тур. Стиль, стр. 180, прим. 5).

· 91Соба­ка у иран­цев была посвя­ще­на вер­хов­но­му богу Аху­ра­мазде и счи­та­лась свя­щен­ным живот­ным.

· 92Неко­то­рые из упо­мя­ну­тых народ­но­стей, напри­мер даи, толь­ко впо­след­ст­вии были поко­ре­ны Киром. По Беро­су, Кир пал (530 г. до н. э. ) в бит­ве с дая­ми, коче­вав­ши­ми на р. Оксу­се (совр. Амуда­рья).

· 93Это сооб­ще­ние под­твер­жда­ет­ся лето­пи­сью вави­лон­ско­го царя Набо­нида: Асти­аг был выдан Киру его соб­ст­вен­ны­ми вос­став­ши­ми вои­на­ми.

· 94Дан­ные Геро­до­та о вре­ме­ни гос­под­ства мидян вос­хо­дят к аккад­ским источ­ни­кам. Осно­ва­ние мидий­ско­го цар­ства отно­сит­ся к 671 г., а его паде­ние — к 553 г. до н. э.

· 95Геро­дот отож­дествля­ет гре­че­ско­го Зев­са с пер­сид­ским Аху­ра­маздой (муд­рый вла­ды­ка).

· 96Эти сло­ва напо­ми­на­ют одно место из гат (пес­ней Аве­сты), по кото­ро­му Мазда «несет мощ­ные небе­са подоб­но оде­я­ни­ям» (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 117).

· 97Пере­чис­лен­ные здесь боже­ства: солн­це (Мит­ра), луна (Магх), зем­ля (Зам), огонь (Атар), вода (Ап), ветер (Вата) при­над­ле­жат древ­ней арий­ской рели­гии. Покло­не­ние этим боже­ствам сохра­ни­ла и рели­гия Зара­ту­шт­ры.

· 98Геро­дот сме­ши­ва­ет здесь бога солн­ца Мит­ру с боги­ней воды Ана­и­той. В погра­нич­ной вави­лон­ско-иран­ской обла­сти рано про­изо­шло сме­ше­ние Ана­и­ты с боги­ней Иштар, что, по-види­мо­му, ука­зы­ва­ет на то, что осве­до­ми­тель Геро­до­та про­ис­хо­дил оттуда.

· 99В куль­те Аху­ра­мазды свя­щен­ный огонь счи­тал­ся веч­ным, и поэто­му пер­сы «не воз­жи­га­ют огня» (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 120).

· 100Голов­ной убор пер­сов в виде усе­чен­но­го кону­са.

· 101При жерт­во­при­но­ше­нии маг пел гату (песнь из Аве­сты), содер­жа­ние кото­рой Геро­дот совер­шен­но про­из­воль­но сопо­став­ля­ет с эллин­ской тео­го­ни­ей (поэ­мой о про­ис­хож­де­нии богов).

· 102Слу­хи о таких обиль­ных уго­ще­ни­ях пер­сов были рас­про­стра­не­ны в Гре­ции еще в V в. до н. э. (см.: Ари­сто­фан. Ахар­няне, стр. 86).

· 103Здесь речь идет о риту­аль­ных, а не о быто­вых орги­ях. Опья­ня­ю­щий напи­ток «хао­ма», кото­рый употреб­ля­ли пер­сы, дол­жен делать «знаю­щи­ми» участ­ни­ков оргии (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 26). В Аве­сте опья­не­ние «зла­то­цвет­ной хао­мой» дару­ет «все­сто­рон­нее зна­ние».

· 104Подоб­ное же изве­стие о вос­пи­та­нии юно­шей содер­жит­ся в над­гроб­ной над­пи­си Дария I (В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 84).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.