В.П. Перепон 16 страница
Способ размещения упорных брусков зависит от их размеров и количества гвоздей, которые можно забить в один брусок. Каждое колесо, имеющее гребни, должно быть подклинено упорными брусками с обеих сторон во всех случаях. Длина брусков должна быть больше ширины обода колеса, а сечение их устанавливается в зависимости от диаметра колеса по таблице Технических условий. Число гвоздей для крепления одного упорного бруска зависит от массы машины, наличия тормозов, принятой схемы расположения брусков и определяется по таблице Технических условий. Каждую машину с обрезиненными колесами, установленную горизонтально на платформе, закрепляют, кроме упорных брусков, четырьмярастяжками из проволоки диаметром 6 мм, располагаемыми по две с передней и задней стороны и направленными в противоположные стороны.
|
Рис. 33. 2. Схема размещения и крепления двух машин на колесном ходу
| Проволочные растяжки располагают таким образом, чтобы одновременно угол между растяжкой и полом и угол между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью платформы или полувагона не превышал 45°. Если по конструктивным особенностям машин такое размещение невозможно, допускается увеличение углов наклона с обязательным одновременным увеличением площади сечения растяжки. Один конец растяжки закрепляют на машинах за буксирные крюки и петли, полуоси задних мостов, шасси, технологические отверстия рам, а также за другие детали, которые не могут быть повреждены растяжкой и одновременно не вызовут срез проволочной растяжки, а другой - за торцовые или боковые стоечные скобы и кронштейны платформ или за нижние увязочные косынки полувагона. Во всех случаях растяжки не должны касаться резиновых покрышек колес машины.
Число нитей в каждой растяжке в зависимости от массы машины и наличия тормозов при погрузке на платформы определяют по таблицам Технических условий.
При совмещенной погрузке машин легкую машину располагают в кузове более тяжелой. При погрузке в два яруса машину, опирающуюся на пол платформы, закрепляют с учетом суммарной массы обеих машин. Машину, расположенную в кузове (во втором ярусе), закрепляют так же, как при опоре ее на пол платформы. Допускается под колеса машин второго яруса подкладывать распределительные подкладки.
При погрузке кузовных машин наклонным способом во избежание повреждений пола кузова впереди стоящей машины по усмотрению отправителя под передние колеса наклонно установленной машины можно подкладывать разгрузочные щиты. Параллельно передним колесам наклонно установленных машин на расстоянии 20—30 мм от боковой наружной поверхности колес укладывают продольные направляющие бруски, скрепляющие одновременно доски разгрузочных щитков. Задние борта машин, за исключением установленных последними, должны быть открыты и закреплены.
Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно закрепляют четырьмя растяжками (каждая в две нити) из проволоки диаметром 6 мм, из которых две растяжки крепятся за верх стрелы и две — в средней части стрелы.
Стрелы и ковши экскаваторов для ограничения перемещений закрепляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити (по две с каждой стороны), направленными в противоположные стороны.
| При погрузке кузовных машин наклонным способом во избежание повреждений пола кузова впереди стоящей машины по усмотрению отправителя под передние колеса наклонно установленной машины можно подкладывать разгрузочные щиты. Параллельно передним колесам наклонно установленных машин на расстоянии 20—30 мм от боковой наружной поверхности колес укладывают продольные направляющие бруски, скрепляющие одновременно доски разгрузочных щитков. Задние борта машин, за исключением установленных последними, должны быть открыты и закреплены.
Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно закрепляют четырьмя растяжками (каждая в две нити) из проволоки диаметром 6 мм, из которых две растяжки крепятся за верх стрелы и две — в средней части стрелы.
Стрелы и ковши экскаваторов для ограничения перемещений закрепляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити (по две с каждой стороны), направленными в противоположные стороны.
Тракторные прицепы грузят на платформу в три яруса. В Технических условиях установлен порядок размещения и крепления самоходных комбайнов различных марок и других сельскохозяйственных машин.
33. 3. Перевозка машин на сцепах
Для перевозки машин на колесном ходу формируют сцепы из полувагонов и четырехосных платформ (рис. 33. 3).
Запрещается устанавливать над сцеплением платформ и полувагонов автокраны, экскаваторы, грузовые автомобили со смонтированным на них специальным ценным оборудованием (киноустановками и т. д. ).
При установке нескольких машин в наклонном или горизонтальном положении между ними должны быть оставлены зазоры не менее 270 мм со стороны машины, находящейся над сцепкой и не закрепленной на этой платформе или полувагоне (от продольного перемещения) и не менее 50 мм — во всех остальных случаях.
У машин, устанавливаемых над сцепкой, подклинивают с двух сторон только задние колеса. Число гвоздей, необходимое для крепления одного бруска, определяют по таблице Технических условий (глава 7).
Параллельно передним колесам с наружной или внутренней стороны на расстоянии 20—30 мм от их боковой поверхности при диаметре колес до 1200 мм укладывают продольные направляющие бруски размером не менее 45- 75- 400 мм и 150- 220- 1000 мм при большом диаметре колес. Каждый упорный брусок прибивают четырьмя гвоздями длиной, превышающей высоту бруска на 20 мм, при массе машины 12 т, и восемью гвоздями при большей массе машины.
У машин над сцепкой закрепляют четырьмя растяжками только заднюю сторону машины, при этом по две растяжки направляют в противо- положные стороны.
|
|
Рис. 33. 3. Схема размещения и крепления машин на колесном ходу на сцепе из двух платформ
|
33. 4. Перевозка легковых автомобилей в специализированных вагонах
Техническими условиями предусмотрена перевозка легковых автомобилей в крытых цельнометаллических грузовых вагонах, на двухъярусных цельнометаллических платформах и универсальных четырех-осных платформах уплотненным способом.
Наибольшее распространение получили перевозки легковых авто-мобилей отправительскими маршрутами или укрупненными группами на двухъярусных цельнометаллических платформах. Указанные вагоны приписываются к станциям погрузки автомобилей и имеют трафарет «Срочный возврат на ст. ж. д. » (указывается станция и доро-га приписки на крайних левых несущих стойках с обеих сторон платформы).
Автомобили на двухъярусных платформах могут отгружаться только в адрес грузополучателей, имеющих подъездные пути со стационарными или временными аппарелями, обеспечивающими выгрузку автомобилей своим ходом с обоих ярусов вагонов. О нали-чии их у грузополучателя отправитель в накладной (в графе «Особые заявления и отметки отправителя») обязан сделать отметку «Средства разгрузки автомобилей у грузополучателей имеются».
Верхний и нижний ярусы платформы оборудованы направляющим устройством, предназначенным для следования автомобилей в определенном направлении при погрузке, выгрузке, а также для фиксирова-ния места установки автомобилей по ширине вагона.
Для закрепления автомобилей от продольных и поперечных перемещений платформы оснащены инвентарными крепежными устройства-ми (колесными упорами), устанавливаемыми под каждое колесо погруженного автомобиля.
Пол верхнего и нижнего ярусов имеет щелевые отверстия, предна- значенные для установки и фиксирования колесных упоров.
Автомобили на нижнем и верхнем ярусах устанавливают симмет-рично относительно продольной оси платформы. Порядок размещения машин зависит от их размеров и определяется Техническими условия-ми в зависимости от марки автомобиля. Зазор между наиболее высту-пающими поверхностями рядом и впереди (сзади) стоящих автомоби-лей должен быть не менее 5 0 мм. Автомобили на верхний и нижний ярусы заезжают или съезжают с них своим ходом через торцовую часть вагона.
| Для закрепления автомобиля необходимо установить в ближайшие к колесам машины щелевые отверстия колесные упоры, сдвинуть их по направлению от колеса и зафиксировать каждый упор подпружиненной закидкой.
Погруженные автомобили, кроме того, должны быть заторможены ручным тормозом и опломбированы отправителем установленным порядком.
После окончания погрузки грузоотправитель устанавливает переездные площадки в транспортное (вертикальное) положение и закрепляет их крюковыми захватами.
Передвижение вагонов с откинутыми переездными площадками запрещается.
После выгрузки автомобилей осмотрщики вагонов и приемосдатчики груза принимают от грузополучателя порожние вагоны с проверкой исправности и комплектности колесных упоров, закрепления переездных площадок в вертикальном положении крюковыми захватами.
33. 5. Размещение и крепление машин на гусеничном ходу
Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах тракторов, бульдозеров и кусторезов на гусеничном ходу массой отдельных единиц до 25 т. Высота центра массы машины hцм над полом платформы не должна превышать 1, 5 м (рис. 33. 4). Кратчайшее расстояние по ширине платформы от наружных кромок гусениц до направления линии действия силы тяжести (B1 и В2) должно быть не менее 0, 8 высоты центра массы:
В1 □ 0. 8hц. м. , а В2 □ В1.
Кратчайшее расстояние по длине платформы от крайней точки опирания груза до направления действия силы тяжести L1 и L2 должно быть не менее 1, 25 высоты центра массы:
L1 □ l, 25 hц. м, а L2 □ L1.
Наветренная поверхность каждой машины с любой из боковых сторон должна быть не более 3 м2 на 1 т массы машины.
Машины на гусеничном ходу устанавливают непосредственно на пол платформы. В зависимости от размеров они могут быть размещены вдоль платформы симметрично ее продольной оси (рис. 33. 5) или поперек продольной оси, или под углом к ней.
Разрешается грузить машины в пределах льготного габарита.
Каждую из гусениц машин закрепляют поперечными упорными брусками, размеры которых в зависимости от массы определены в Технических условиях.
Упорные бруски должны плотно пригоняться по месту и плотно прилегать к тракам гусениц по всей длине соприкосновения с ними. При этом шипы траков гусениц не должны своими гребнями касаться упорных брусков.
|
|
Рис. 33. 4. Схема размещения машин на гусеничном ходу
| При погрузке гусеничных машин с открытыми бортами платформ вдоль каждой гусеницы вплотную к ее внутренней стороне укладывают по одному упорному бруску размерами не менее 100 - 100 - 2000 мм,
|
Рис. 33. 5. Схема размещения и крепления машин на гусеничном ходу: 1 — растяжки; 2 — поперечные упорные бруски; 3 — упорные бруски; 4 — деревянные упоры
| прибиваемому к полу платформы восемью гвоздями диаметром 6 мм.
Кроме упорных брусков, каждую машину закрепляют четырьмя растяжками. Число нитей в одной растяжке определяется в зависимос-ти от массы машины.
Запасные ковши при погрузке увязывают между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити и закрепляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в две нити за стоечные скобы платформ.
В целях лучшего использования вместимости платформы допус-кается размещать оборудование машин (отвалы кусторезов, ножи бульдозеров и др. ) на специальных подставках, прикрепляемых к полу платформы или к грузу. При этом выход груза за пределы лобового бруса не должен превышать 400 мм.
Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах роторных и траншейных многоковшовых, а также одноковшовых экскаваторов с различным рабочим оборудова-нием (драглайн, грейфер, лопата и др. ), кранов и трубоукладчиков с различными видами рабочего оборудования.
|
Р а з д е л IX
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (КРОМЕ ОПАСНЫХ)
|
Глава 34. Перевозка зерновых грузов и продуктов их переработки
34. 1. Качественная характеристика зерновых грузов и продуктов их переработки
По своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основ-ные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т. д. ); зернобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т. д. ); масличные (семена подсолнечника, льна, конопли, клещевины и т. д. ).
К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и отходы мукомольного производства.
Основными показателями, характеризующими качество зерна являются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей.
В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Например, пшеница, рожь, ячмень, гречиха считаются сухими при влажности до 14 % включительно, средней сухости от — 14 до 15, 5 %, влажными — от 15, 5 до 17 %, сырыми — свыше 17 %. Если влажность зерна более 18 %, то начинается прорастание, брожение, сопровождающееся повыше-нием температуры. При температуре 50—55 °С появляется затхлость, гнилостный запах, зерно интенсивно разлагается (горит). Кроме того, повышенная влажность вызывает активное развитие микроорганизмов и вредителей зерна.
Для обеспечения сохранности зерновых грузов при перевозке Правилами перевозок установлена максимально допустимая влажность: для зерна — 16 %, для зернобобовых — 17 %, проса — 15 %, семян масличных культур — 10 %, семян подсолнечника — 8 %.
Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в процентах как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые. Сорные различают двух типов: минеральные (земля, уголь, пыль, камешки) и органические (солома, стебли дикорастущих растений и др. ). В свою очередь среди зерновых примесей различают сорные семена, зерна с поврежденным ядром и вредные семена.
Учитывают также степень зараженности зерна амбарными вредителями (клещом, долгоносиком). Ее устанавливают по количест-ву таких вредителей в 1 кг зерна. Зерно, зараженное долгоносиком и другими вредителями (кроме клеща), можно отгружать только на предприятия, специально выделенные для его переработки.
| Основные зерновые культуры (пшеница и рожь) делятся на типы и подтипы, для которых действующими ГОСТ установлены качественные характеристики.
Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок исправного подвижного состава. Зерновые грузы обладают способностью поглощать пары воды и запахи различных веществ и прочно удерживать их.
Продукты переработки зерна обладают повышенной способностью абсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, что необходимо учитывать при организации их перевозки и хранении.
Нормальная влажность наиболее распространенных продуктов переработки зерна составляет от 11 до 16 %. Например, для крупы овсяной — 11 %, крупы ячменной — 15 %, муки всех сортов — 14 %.
При повышении влажности и температуры продукты переработки зерна самонагреваются и плесневеют. Повышение температуры муки и крупы стимулирует усиление процесса дыхания в их массе, что вызывает усушку и значительную потерю массы продукта.
Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представителями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна. В сертификате указывается род зерна, ГОСТ, тип, подтип, цвет, общая стекло- видность, клейковина, протеин, примеси (сорная, зерновая, в том числе минеральная, испорченная, вредная в %) и другие характеристики зерна. Форма 2 выдается для муки, где указывается цвет, вкус, запах, влажность, зольность, белизна, остаток на сите и другие характеристики муки. Форма 3 выдается на крупы, форма 4 — на комбикорма, форма
5 — на зерно в международном сообщении, форма 6 — на комбикорм в международном сообщении.
34. 2. Подвижной состав для перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки
Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для зерна (вагоны-зерновозы). Мука перевозится насыпью в специализированных вагонах-муковозах, оснащенных системой аэрирования.
Вагоны-зерновозы (рис. 34. 1) бывают: с объемом кузова 93 м3 (грузоподъемностью 65, 0 т); 94 м3 (70, 0 т); 111 м3 (76, 5 т). Вагоны-зерновозы имеют на крыше четыре загрузочных люка, а в нижней части кузова шесть разгрузочных люков. Загрузочные люки имеют такую систему запоров (штангу, регистрирующую верхние загрузочные люки), которая позволяет их пломбировать одним ЗПУ. Каждый разгрузочный люк пломбируется отдельно. Торцевые стены вагонов-зерновозов наклонены под углом. Время разгрузки таких вагонов составляет 5-6 мин.
| Вагоны-муковозы (рис. 34. 2) бункерного типа имеют четыре емкости по 21, 5 м3 (полный объем вагона 86 м3, грузоподъемность 52, 0 т). Каждая емкость имеет загрузочный люк диаметром 400 мм. Рабочее давление в емкости при разгрузке 0, 2 МПа (2 кгс/см2).
Вагоны-зерновозы, подаваемые под погрузку, должны иметь исправные кузова, крышки загрузочных и разгрузочных люков с резиновыми уплотнениями, исключающими наличие щелей, кроме того, они должны иметь запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков безнарушения запорно-
|
Рис. 34. 1. Крытый вагон-хоппер для перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки (вагон-зерновоз)
|
Рис. 34. 2. Вагон для бестарной перевозки муки (вагон муковоз)
| пломбировочных устройств. После выгрузки зерновых грузов, зараженных болезнями сельскохозяйственных растений, грузополучатель промывает и обеззараживает вагоны. Грузополучатель предоставляет железнодорожной станции назначения справку о промывке и (или) обеззараживании вагонов.
Пригодность вагонов под погрузку зерновых грузов и муки определяется с участием представителей Государственной хлебной инспекции.
|
34. 3. Условия перевозок
В Правилах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом установлено, что зерновые грузы, отруби и отходы муко-мольного производства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (вагонах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах перевозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перловая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа), сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др. ), смесь зерновая, толокно, хлопья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др.
Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экспорт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, военным организациям и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающие по импорту, подвергаются государственному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государственной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продукции и сообщения.
При отсутствии у грузоотправителя указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.
Зерновые грузы, подконтрольные Государственной инспекции по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, перевозятся в соответст-вии с Правилами перевозок подкарантинных грузов на железнодо-рожном транспорте. К перевозочным документам в этом случае предъявляется сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов.
Прием к перевозке зерна, предназначенного на кормовые цели, производится при наличии у грузоотправителя ветеринарного сви-детельства, которое прикладывается к перевозочным документам.
При перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перевозочным документам приложить удостоверение о кондицион-ности семян или сертификат на семена зерновых, зернобобовых, крупяных и других культур установленной формы, за подписью и печатью Государственной семенной инспекции района отгрузки.
Массу зерновых грузов и продуктов их переработки, перевози-мых насыпью, определяет грузоотправитель и удостоверяет ее подписью в накладной. При отсутствии весов у грузоотправителя груз взвешивается на весах перевозчика самостоятельно грузоотп-равителем или с помощью его работников.
Зерновые грузы и продукты их переработки взвешивают с оста-новкой и расцепкой вагонов. Фактическая тара вагона определяет-ся взвешиванием на вагонных весах. При наличии ковшовых или элеваторных весов массу загружаемого зерна определяют в про-цессе погрузки и предварительного взвешивания тары вагона не требуется.
| Масса зерновых грузов и продуктов их переработки, перевозимых в таре, определяется по количеству и стандартной массе одного места с указанием об этом в накладной.
Прием, хранение и отпуск зерновых грузов осуществляется на специальных складах (зернохранилищах), которые различаются по вмес-тимости, оборудованию и условиям выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее совершенны зернохранилища-элевато-ры большой вместимости, на которых организована механизированная переработка, сушка и очистка зерна. Они обеспечивают самые лучшие эксплуатационные и экономические условия хранения зерна, приема и погрузки его в вагоны-зерновозы. Загружают зерновые грузы через открытые люки в крыше вагона-зерновоза.
Для зерновых грузов характерно большое распыление погрузки по промежуточным станциям и небольшой объем отправления каждой станцией. Выгрузка, как правило, сконцентрирована на сравнительно малом числе пунктов. Поэтому основной и наиболее эффективной формой организации перевозок зерновых грузов является маршрути-зация. В период массового поступления зерна для его завоза в основ-ные потребляющие районы, а также на мельницы и зерноперерабаты-вающие предприятия организуют кольцевые маршруты из вагонов-зерновозов.
Зерновые грузы, перевозимые насыпью в вагонах-зерновозах, выдаются за цельностью ЗПУ, наложенных на штангу, фиксирующую верхние загрузочные люки, и на нижние люки.
Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перевозится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перевозят в мешках стандартной массы 50, 80 кг. Мука восприимчива к посторонним запахам (особенно скипидара), сырости и к различным жирам. Муку всех сортов и крупу укладывают в штабеля. Высота штабеля зависит от температуры и влажности и составляет от 8 до 12 рядов (мешков).
Рис перевозят в одинарных или двойных мешках. Он отличается большим влагосодержанием, способен поглощать ее дополнительно, но может и легко испарять влагу. Рис восприимчив к различным посторонним запахам, поэтому требует активного вентилирования при хранении и перевозке.
Выдача муки и крупы, перевозимых в стандартных мешках, на местах общего пользования производится с проверкой числа мест.
34. 4. Перевозка зерновых грузов повышенной влажности и зараженных амбарными вредителями
Перевозка зерновых грузов повышенной влажности допускается маршрутами при соблюдении условий, определенных Государствен-ной хлебной инспекцией и согласованных с МПС России.
Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными накладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следования. Для усиления внимания работников подразделений перевозчика к этим маршрутамотправитель в накладной обязан
| сделать отметку «Перевозка на особых условиях; разрешена Государст-венной хлебной инспекцией и МПС», в верхней части накладной крас-ным цветом наносят пометку «Зерно влажное — на просушку».
На досмотровых пунктах государственной хлебной инспекции обнаруженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с греющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные предприятия, которые должны обеспечивать беспрепятственный прием, разгрузку вагонов и привести зерно в состояние, обеспечивающее надежное хранение и перевозку.
Зараженное зерно может перевозиться в адрес организаций, определенных Государственной инспекцией по карантину растений Российской Федерации для обработки или переработки такого зерна.
Для переработки такого зерна выделяются предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола с обязательной очисткой и обеззараживанием вагонов- зерновозов и погрузочно-разгрузочных механизмов. После промывки и обеззараживания вагонов-зерновозов железнодорожной станции назначения выдается справка о промывке и (или) обеззараживании вагонов.
Глава 35. Перевозка скоропортящихся грузов
35. 1. Характеристика скоропортящихся грузов, подготовка их к перевозке
К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, техноло-гической обработки и периода года указаны в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).
Отдельные скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке соблюдения определенных условий и температурных режимов, допускаются к перевозке на особых условиях, на основании заключаемых договоров между перевозчиком и заинтересованными грузоотправителями, грузополучателями.
На железнодорожном транспорте в значительных объемах осуществляются перевозки мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, свежих плодоовощей, продукции молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яиц, различных видов консервированной продукции, минеральных вод, напитков и вин.
Для сохранения качества перевозимых скоропортящихся продуктов необходимо подготовить их к перевозке в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ и Техническими условиями, строго соблюдать Правила приема и требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов в вагоне, правильно обслуживать их в пути следования, ускорять продвижение, своевременно осуществлять выгрузку и выдачу груза.
| В зависимости от способа технологической обработки скоропортящиеся грузы подразделяются на охлажденные, подмороженные, мороженые и термически обработанные. Охлажденный продукт имеет в толще температуру от 0 до +4°С. При охлаждении био- и микрохимические процессы замедляются. Подмороженный продукт имеет температуру на глубине 1 см от поверхности от -3 °С до -5 °С. Замороженным называется продукт, в толще которого температура не выше -8 °С.
В качестве вспомогательных средств для повышения сохранности продуктов применяют хранение в газовой и вакуумной среде, облучение ультрафиолетовыми лучами, ионизацию при помощи катодных лучей, обработку консервантами, антиокислителем и в некоторых случаях антибиотиками. Консервирование продуктов (стерилизация (+110 °С), пастеризация (+85 °С) в герметической упаковке, обезвоживание (сушка), посол, копчение и др. ) также задерживает биохимические и микробиологические процессы.
Особые условия перевозок скоропортящихся грузов требуют специального обслуживания их на станциях погрузки, выгрузки и в пути следования. Общее руководство этими операциями осуществляют Департамент грузовой и коммерческой работы МПС России, службы грузовой и коммерческой работы железных дорог и соответствующие работники отделов отделений и станций. В целях повышения эффектив-ности использования изотермического подвижного состава и привлече-ния дополнительных объемов перевозок скоропортящихся грузов в 1997 г. было создано Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Рефсервис МПС».
Основные принципы взаимоотношений между МПС России, железными дорогами и ГУП «Рефсервис» регламентируютсяПоложением об основных принципах организации деятельности ГУП «Рефсервис», утвержденным МПС России.
35. 2. Условия использования изотермических, крытых вагонов, рефрижераторных и универсальных контейнеров
Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, ИВ- термосах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах. К изотермическим вагонам относятся рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны.
ИВ-термос — переоборудованный грузовой вагон рефрижераторных секций. Эксплуатируется без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме «термос».
Изотермические вагоны, рефрижераторные контейнеры имеют теплоизоляцию кузова, позволяющую ограничивать теплообмен между грузом и наружным воздухом. В рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контейнерах обеспечивается соблюдение заданного температурного режима при перевозке грузов.
| В вагонах-термосах, цистернах-термосах, ИВ-термосах и контейнерах-термосах в течение определенного срока сохраняется тепло или холод, аккумулированный грузом.
Крытые вагоны, другой подвижной состав (цистерны, багажные вагоны и пр. ), универсальные контейнеры защищают груз от осадков, а при утеплении сохраняют тепло или холод, аккумулированный грузом на определенный срок. Крытые вагоны, кроме того, позволяют проводить сквозное нерегулируемое вентилирование грузового помещения при перевозке грузов. Все транспортные средства, используемые для перевозок пищевых продуктов, должны иметь санитарные паспорта, оформляемые в установленном порядке.
В рефрижераторных вагонах, к числу которых относятся рефрижераторные секции и автономные рефрижераторные вагоны с обслуживающей бригадой (АРВ-Э), перевозятся скоропортящиеся грузы, перечисленные в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
В вагонах-термосах, ИВ-термосах, цистернах-термосах и термос-контейнерах перевозятся термически подготовленные скоропортящиеся грузы. Перечень скоропортящихся грузов, предельные сроки и условия их перевозки в вагонах-термосах устанавливаются перевозчиком.
Вино и виноматериалы наливом перевозятся только в сопровождении проводников грузоотправителя или грузополучателя, а молоко только в молочных цистернах. Допускается на особых условиях перевозкавина и виноматериалов наливом в танк-контейнерах и в контейнерах с применением «плеститанков».
В крытых вагонах перевозятся скоропортящиеся грузы, если температурный режим для данного груза (согласно технической документации) на всем пути следования совпадает с температурой наружного воздуха. Перечень скоропортящихся грузов и предельные сроки их пере-возки в универсальных контейнерах устанавливаются перевозчиком.
Перевозка скоропортящихся грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах осуществляется на специально оборудованных сцепах из фитинговых платформ и вагона-дизель-электростанции или вагона АРВ-Э, сопровождаемых бригадой механиков. Перечень, предельные сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах устанавливаются перевозчиком.
Пресноводная живая рыба перевозится в двухвагонной рефрижераторной секции. Сроки перевозки устанавливает грузоотправитель.
35. 3. Экипировка и техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава
Выполнение операций по экипировке и техническому обслуживанию рефрижераторных вагонов сосредоточено в рефрижераторных депо и на пунктах экипировки рефрижераторного подвижного состава.
Текущее содержание и обслуживание рефрижераторных секций и АРВ-Э производится сопровождающими их бригадами. Бригады
| сменяются в пунктах погрузки, выгрузки, в пути следования в порожнем состоянии.
Сопровождающая бригада несет ответственность за техническое состояние специального оборудования рефрижераторных секций и АРВ-Э и обеспечение в них заданного температурного режима.
Полная экипировка рефрижераторных секций перед погрузкой должна обеспечивать нормальную работу оборудования при следовании в груженом состоянии до станции назначения без экипировки в пути из расчета продвижения по установленным нормам пробега с запасом на 2 суток. Экипировка в пути следования допускается лишь на дальневосточном направлении.
Сопровождающая бригада до начала подготовки рефрижераторных вагонов под погрузку обязана проверить исправность оборудования, наличие горючесмазочных материалов и воды, а также состояние вагонов в санитарном отношении. При необходимости экипировки необходимо оформить заявку. Исправность оборудования, кроме того, проверяется в процессе предварительного охлаждения (обогрева) вагонов, а в случае, если оно не производится, — пробным запуском оборудования с полной нагрузкой на 20—30 минут.
Обслуживающая бригада должна следить за точностью показаний штатных термометров и систематически проверять их путем сличения их показаний с показаниями контрольного термометра.
Техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава производится в соответствии с Инструкцией по эксплуатации рефрижераторного подвижного состава.
35. 4. Выбор способа перевозки и подготовка подвижного состава
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.
Периоды года (летний, переходный и зимний) и климатические зоны нахождения железных дорог определены Правилами перевозок скоропортящихся грузов (Приложение 6). В зависимости от периода года, термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров, скоропортящиеся грузы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилированием или без), с отоплением, утеплением (определяется перевозчиком).
Температурные режимы и необходимость вентилирования скоропортящихся грузов при перевозке в рефрижераторных вагонах приведены в Приложении 7Правил перевозок скоропортящихся грузов.
Перевозчики должны предоставлять под погрузку скоропортящихся грузов исправные вагоны, контейнеры, которые, при необходимости должны удовлетворять ветеринарно-санитарным требованиям.
| Соответствие вагонов, контейнеров ветеринарно-санитарным требова-ниям при перевозке скоропортящихся грузов определяется грузоотпра-вителем.
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности и качества груза период года в разных климатических зонах по предполагаемому направлению следования. В рефрижераторных вагонах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного темпе-ратурного режима. Перед подачей таких вагонов под погрузку грузов, предъявляемых к перевозке с температурой -8° С и ниже грузовое помещение вагона предварительно охлаждается до 0° С, а перед погрузкой охлажденных грузов — до температуры хранения. При погрузке неохлажденных грузов предварительное охлаждение грузовых помещений не производится.
При отрицательной температуре наружного воздуха перед погрузкой грузов, требующих отопления, грузовые помещения рефрижераторных вагонов предварительно обогреваются до +6 °С. Перед погрузкой бананов температура воздуха в грузовом помещении вагонов должна быть доведена до +12 °С.
Продолжительность нахождения скоропортящихся грузов в грузовом вагоне рефрижераторной секции, отцепленном по заявке грузоотпра-вителя (грузополучателя) от служебного вагона с дизель-электростанцией, не должна превышать 6 часов. При отрицательной температуре наружного воздуха грузоотправитель обязан принять меры, предотвращающие переохлаждение или подмораживание плодоовощей в период их погрузки.
В летний и переходный периоды года до наступления заморозков при перевозке в крытых вагонах вентилируются на всем пути следования: рыба вяленая, плодоовощи, яйца куриные пищевые неохлажденные. Непрерывное вентилирование крытых вагонов производится через полуоткрытые боковые люки или через открытые боковые люки, зарешеченные изнутри металлической решеткой. Крышки боковых люков в полуоткрытом положении должны быть закреплены проволокой с постановкой деревянных брусков, изготовленных грузоотправителем в соответствии с Правилами перевозок скоропортящихся грузов (Приложение 10).
35. 5. Прием скоропортящихся грузов к перевозке
Предъявляемые к перевозке скоропортящиеся грузы согласно статьи 18 Устава должны соответствовать требованиям, установленным норма-тивными документами (стандартами, Техническими условиями и иными документами, содержащими требования к качеству груза и упаковки).
Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в различных видах тары. Охлажденное, остывшее, замороженное и подмороженное мясо может перевозиться без упаковки.
| Перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования могут выборочно проверять качество пред-ъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и соответствие их нормативным документам. Проверка производится в процессе предъявления груза к перевозке. Температура замороженных, мороженых, подмороженных, остывших и охлажденных грузов измеряется в момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также опломбирование вагона, контейнера осуществляется грузоотправителем.
Соответствие по товарной сортности груза при его предъявлении к перевозке перевозчик и владелец инфраструктуры не проверяют.
При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозочными документами грузоотправитель представляет станции отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер. В документе о качестве груза должно быть указано точное наименование, качественное состоя-ние, срок транспортабельности груза в сутках и температура груза перед погрузкой, а также для отдельных грузов другие данные, перечисленные в Правилах перевозок скоропортящихся грузов (дата убоя животных, птицы, ботанический сорт и дата сбора овощных культур и т. п. ). На оборотной стороне накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагаемого документа о качестве. При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополнительно прикладываются документ о содер-жании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.
При перевозке продуктов и продовольственного сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ветеринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспортировке по территории Российской Федерации и стран СНГ. Ветеринарными справками формы № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы № 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).
При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправите-лем дополнительно прикладывается карантинный сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов или фитосанитарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных перевозках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнод- лорожным транспортом подкарантинных грузов.
Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в документе о качестве, и предельный срок перевозки менее срока доставки, установленного в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транс-
| портом.
Скоропортящиеся грузы в специализированных изотермических вагонах и рефрижераторных контейнерах перевозятся только большой скоростью.
В верхней части накладной грузоотправителем проставляется штемпель «Скоропортящийся» и дата истечения срока доставки.
35. 6. Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов
Грузоотправитель при погрузке скоропортящихся грузов должен размещать и укладывать их в вагоне, контейнере без загрязнения мест, повреждения тары и внутреннего оборудования вагона (контейнера).
При наличии на стенах вагона, контейнера вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся грузы укладывают вплотную к ним, а при их отсутствии — на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен.
Скоропортящиеся грузы (кроме плодоовощей) укладывают плотным штабелем.
Ящики при плотной укладке размещают по длине вагона (контейнера) плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине вагона (контейнера), который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно между ящиками. Грузы, перевозимые в бочках, мешках, сетках при некрат- ности размеров мест груза и ширины вагона (контейнера) размещают симметрично продольной оси вагона (контейнера).
Бочки устанавливают вертикально укупоренным днищем, втулкой вверх в один или несколько ярусов либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов должны применяться прокладки. При закатывании бочек в изотермические вагоны на напольные решетки должны настилаться доски или щиты. Не допускается погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в изотермическиевагоны и более 100 дм3 в контейнеры. При перевозке в крытых вагонах и универсальных контейнерах в зимний период бочки необходимо оставлять незаполненными на 10-15 % их вместимости.
Плодоовощи в ящиках в вагоне размещают одним из следующих способов:
- при шахматной укладке ящики в нечетных ярусах размещают вдоль вагона с просветами между ящиками 4-5 см, на расстоянии 7-8 см от одной продольной стены вагона и 2-3 см — от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее, чем на 2-3 см;
- при вертикальной укладке дощатые ящики размещаются по длине вагона плотно один к другому и к торцевым стенам вагона, а по ширине — с наличием просветов 4-5 см между ящиками, а также штабелем груза и продольными стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков накладывают рейки сечением 2-3 см, концы которых должны опираться в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно
| устанавливаются на рейки. При перекрестной укладке ящики размещаются в первом ярусе вдоль вагона, во втором ярусе — поперек вагона ит. д. с просветами между рядами ящиков 4-5 см.
Ящики-лотки и картонные ящики в вагонах устанавливают плотным штабелем без применения реек. Стойки смежных ящиков-лотков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом.
Мешки, сетки с овощами размещают в вагоне (контейнере) «стоймя» в несколько ярусов.
При перевозке бананов в зимний период во избежание их переохлаждения нижние ряды картонных ящиков (коробок) укладывают на поддоны, устанавливаемые на напольные решетки. Коробки с бананами устанавливают в вагонах плотными штабелями без зазоров или шахматным способом. При отрицательной температуре наружного воздуха погрузка бананов со склада в рефрижераторные секции или АРВ-Э осуществ-ляется только через отапливаемые тамбуры. В акте экспертизы указыва-ется температура наружного воздуха в период погрузки бананов.
Грузы в вагоне размещают так, чтобы обеспечивалосьоткрывание дверей с обеих сторон (с отступлением от двери на 25 см. ). Если груз в междверном пространстве неустойчив, то двери вагона следует ограждать досками или щитами. Если длина ящиков некратна длине ва-гона, а также, если укладка производится шахматным способом, то междверное пространство на ширину 70—100 см должно ограждаться распорками.
Требования к размещению и укладке отдельных наименований грузов определены в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.
35. 7. Условия использования рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов
Получив точные данные о погрузке, руководитель обслуживающей бригады выполняет ряд работ по подготовке грузовых вагонов, энергохолодильного и электрического оборудования к перевозке. После выполнения подготовительных работ производят пробный цикл охлаждения (отопления) продолжительностью 1—2 ч. После окончания предварительного охлаждения (отопления) дежурному по станции или маневровому диспетчеру сообщается о готовности секции к погрузке. Вагоны секции могут загружаться скоропортящимися грузами с различными температурными режимами перевозки. Погрузка секции должна происходить как правило на одной станции. При погрузке рефрижераторной секции или АРВ-Э руководитель обслуживающей бригады обязан своевременно обеспечивать подготовку грузовых вагонов для подачи к месту погрузки, контролировать лично или через выделенного им работника бригады сохранность оборудования, в случае обнаружения нарушения правил укладки груза в вагонах требовать от грузоотправителей соблюдения правил погрузки, осуществлять контроль температуры загружаемого груза и выборочно осуществлять наружный осмотр состояния груза.
| После окончания погрузки руководитель обслуживающей бригады должен сделать запись в рабочем журнале о точном наименовании груза в каждом вагоне, его технологической обработке, необходимых режимах перевозки и заверить эти данные своей подписью. Бригада должна быть ознакомлена с порядком обслуживания секции (АРВ-Э) в пути следова-ния.
Имеющиеся в грузовых вагонах циркуляторы должны быть включены при перевозке грузов с отоплением — на все время отопления вагонов, при перевозке с охлаждением — на все время работы холодильных установок.
Основным документом бригады в рейсе является маршрут секции (форма ВУ-83), в котором отражается вся работа секции за период груженого рейса.
Рабочий журнал секции (АРВ-Э) является основным документом, отражающим работу энергохолодильного оборудования и технологичес-кий режим при перевозке скоропортящихся грузов. Журнал ведется ежесуточно дежурным механиком.
После отправления со станции погрузки основной задачей бригады является соблюдение температурного и вентиляционного режимов перевозки. Температура воздуха в грузовых вагонах и температура наружного воздуха регистрируются в автоматизированном режиме. Через каждые четыре часа работы бригада регистрирует ее в рабочем журнале секции. Контрольная проверка температуры воздуха в грузовом помещении каждого вагона производится переносной термостанцией не реже, чем через каждые 12 часов. Одновременно по термометрам, установленным с обеих сторон вагона с дизель-электростанцией и служебным помещением, определяется температура наружного воздуха.
По прибытии на станцию выгрузки руководитель обслуживающей бригады обязан совместно с дежурным по станции (маневровым диспет-чером) установить порядок и последовательность подачи вагонов под выгрузку с учетом местных условий и наименьшим количеством расцепок.
К моменту отцепки вагонов от секции температура в грузовых помещениях доводится до нижнего предела при перевозке с охлаждением и до верхнего предела при перевозке с отоплением в соответствии с инструкцией по перевозке. Время отцепки и температура воздуха в вагонах указывается в рабочем журнале. При отцепке груженых вагонов от секции к местам выгрузки в первую очередь должны подаваться концевые части секции с тем, чтобы остальные вагоны, ожидающие разгрузки, могли охлаждаться или отапливаться.
По окончании разгрузки секции (АРВ-Э) работник хладотранспорта (при его отсутствии приемосдатчик станции) делает отметку в маршруте бригады, составлялся или нет коммерческий акт на порчу или пониже-ние качества груза, и заверяет ее своей подписью и штемпелем станции.
В случае составления коммерческого акта руководитель бригады представляет станции для просмотра рабочий журнал ивыдает
| заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания в пути. Одновременно он представляет подробное объяснение обстоятельств этой перевозки.
35. 8. Перевозка отдельных видов скоропортящихся грузов
При приеме к перевозке отдельных скоропортящихся грузов и обслуживании их в пути следования требуется учитывать выполнение ряда специфических особенностей: подготовку к перевозке, осмотри проверку качества груза, соблюдение санитарных, ветеринарных и карантинных требований, различные температурные режимы при перевозке, соблюдение требований к таре, а также к способам укладки в вагонах и др.
Мясо и мясопродукты предъявляются грузоотправителем к погрузке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве. Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Гос - ветнадзора. О назначенном времени погрузки мяса и мясопродуктов грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку.
Температура замороженного мяса говядины, баранины и козлятины в толще мышц у костей при погрузке в рефрижераторные вагоны и контейнеры должна быть не выше -8 °С, а мяса свинины — не выше -10 °С. Туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо прочих мелких животных должны предъявляться к перевозке целыми тушами без голов. На тушах, полутушах и четвертинах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, бахромок, загрязнений, повреждений поверхностей, кровоподтеков, побитостей, а также льда и снега. У замороженного мяса, выпускаемого для реализации, допускает-ся наличие зачисток, вых- ватов подкожного жира (15 % поверхности).
Замороженное мясо в тушах, полутушах и четвертинах, перевозимое без упаковки, укладывают в изотермические вагоны плотными штабелями с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки бумагой с оставлением щелей между решетками и стенами вагона для циркуляции холодного воздуха. При перевозке на экспорт необходимо вкладывать в вагоны не менее 8 кг бумаги для застилки пола иностранных вагонов при перегрузке. Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, целлофан или другие полимерные пленки, упакованные в ящики из гофрированного картона или изотермические картонные контейнеры, размещенные на стоечных или плоских поддонах.
Температура в толще блока должна быть не выше: блоков из мяса на костях -8 °С, блоков из жилованного мяса и субпродуктов -12 °С, блоков из мяса птицы -18 °С.
| Охлажденное мясо принимается к перевозке с послеубойным сроком хранения не более 4 суток. Температура охлажденного мяса должна быть в толще мышц у костей от 0 до +4 °С, поверхность мяса должна быть сухая с корочкой подсыхания, без следов плесени, ослизнения и увлаж-нения. Обрезную свинину перевозить в охлажденном состоянии не разрешается. В переходный и зимний периоды года говядину, баранину и конину с послеубойным сроком хранения не более 2 суток перевозят в остывшем состоянии. Остывшее мясо при предъявлении к перевозке должно иметь корочку подсыхания на поверхности и температуру в толще мышц у костей от +4 до +12 °С.
Мясо охлажденное и остывшее перевозится в рефрижераторных вагонах в подвешенном состоянии на балках с крючками так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона, правые половины полутуш и четвертины должны находиться с одной стороны вагона от двери, а левые — в другой, и их внутренние стороны должны быть обращены к торцевой стене, на кото - рой установлены приборы охлаждения. Четвертины говядины и туши баранины подвешиваются в два яруса, нижний ярус подвешивают к верхнему на веревках.
При перевозке мяса в подмороженном состоянии для промышленной переработки в накладной указывается, для какой цели направляется такое мясо (на пищевые цели или др. ). Подмороженное мясо при погрузке в рефрижераторные вагоны должно иметь температуру от -3 °С до -5 °С на глубине 1 см. Подмороженное мясо укладывают по продольной оси вагона штабелями высотой не более 1, 6 м. Мясо и мясопродукты, перевозимые без упаковки в изотермическом подвижном составе, выдаются с проверкой массы груза (путем взвешивания на товарных весах) и количества мест (в случаях, когда в накладной указано их число).
Мясо птицы предъявляется к перевозке в таре в замороженном состоянии (потрошеное и полупотрошеное) с температурой внутри тушки не выше -8 °С и в охлажденном состоянии (потрошеное) с температурой от 0 °С до +2 °С. Замороженное мясо птицы, отгружаемое на экспорт, должно иметь температуру не выше -18 °С. Дичь в оперении предъявляется к перевозке в упаковке с температурой не выше -15 °С.
Тушки кроликов должны иметь температуру не выше -9 °С, должны быть без шкурок, голов и внутренних органов (за исключением почек).
Мясо птицы, кроликов и дичь в оперении с признаками плесени, оп-леснения, запахом закисления, увлажненное к перевозке не принимается.
Субпродукты предъявляются к перевозке только в замороженном состоянии с температурой не выше -12 °С. Они должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи. Головы, ноги и уши перевозят в ошпаренном или опаленном виде и без шерстяного покрова.
Эндокринно-ферментное сырье и специальное сырье для медицинского производства предъявляется к перевозке с температурой не выше -20 °С.
| Мясокопченности в безвакуумной упаковке должны иметь хорошо выраженный запах копчения, сухую, чистую равномерно прокопченную поверхность без плесени и остатков волоса, выхватов мяса и жира, без бахромок мяса, с температурой от 0 до -9 °С.
Колбасы (сырокопченые, варено-копченые и полукопченые) должны иметь чистую, сухую поверхность без повреждений оболочки. Кон - систенция колбас сырокопченых должна быть твердой, плотной, температура не выше +12 °С; полукопченых — упругой, варенокопченых — плотной, температура от -4 °С до -9 °С. Влажность колбас указывают в накладной под наименованием груза.
Пельмени в пачках, мясные полуфабрикаты, расфасованные в лоточки, обтянутые полимерной пленкой, сосиски и сардельки в полимерной упаковке, укладываются в картонные ящики и предъявляются к перевозке с температурой не выше -18 °С.
Предъявляемая к перевозке рыба мороженая, филе рыбное и морского гребешка, мидии, крабовые палочки, крабы, креветки и другие мороженые морские продукты при погрузке должны иметь температуру не выше -18 °С.
Признаки доброкачественной мороженой рыбы: чистая, естествен-ной окраски поверхность тела, светло-красные или темно-красные жабры, запах (после оттаивания) свежей рыбы.
Рыба охлажденная перевозится в рефрижераторных вагонах в ящиках или в сухотарных бочках с температурой в толще мяса у позвоночника в пределах от -1 °С до +3 °С.
Соленую рыбу и сельдь перевозят в деревянных, полимерных заливных или сухотарных бочках вместимостью не более 50 дм3 с мешками- вкладышами из полимерных материалов, в дощатых ящиках. Соленую рыбу и сельдь, расфасованную в пакеты из полимерных материалов перевозят в ящиках из гофрированного картона.
Рыба и сельдь в бочках должны быть залиты тузлуком, а уложенные в тару — отжаты.
Ящики должны быть выстланы пергаментом, целлофаном или другими водонепроницаемыми материалами.
Рыба и сельдь соленые, пряного посола и маринованные при погрузке должны иметь температуру от 0 °С до -3 °С.
Живую рыбу и рыбопосадочный материал (мальков) перевозят в рефрижераторных секциях для перевозки живой рыбы с проводниками грузоотправителя.
Плодоовощи предъявляют к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и повреждений вредителями и болезнями, без излишней влажности, однородными по степени зрелости в каждой по- вагонной партии, упакованными в соответствующую для каждого вида плодов и овощей тару, приведенную в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.
В период массовых заготовок по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем допускается перевозканавалом в крытых
| вагонах позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов, тыквы, капусты среднепоздних и позднеспелых сортов.
Картофель для длительного хранения перевозится только в таре.
Плодоовощи в рефрижераторных вагонах и контейнерах перевозятся только в таре. Максимальная высота укладки плодоовощей в зависимос-ти от типа вагона приведена в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.
При перевозке свеклы столовой, арбузов и тыквы навалом пол и стены вагона должны выстилаться сухой соломой на высоту погрузки или древесной стружкой слоем 10 см. Междверное пространство крытых вагонов при перевозке в них овощей, картофеля и бахчевых культур навалом должно быть ограждено грузоотправителем овощными щитами.
Бананы должны предъявляться к перевозке жесткими, с кожурой и плодоножкой зеленого цвета, с достаточно развитыми плодами с типичной для вида формой и размерами. Бананы, предварительно уложенные в мешки из полимерной пленки с плотной увязкой горловины мешка, должны быть упакованы в картонные коробки. Бананы перевозятся только в рефрижераторных секциях или АРВ-Э и во время перевозки должны вентилироваться при положительной температуре наружного воздуха два раза в сутки, при отрицательной — один раз в сутки включением вентиляторов на 15—20 минут.
Молоко предъявляется к перевозке только пастеризованное или стерилизованное в охлажденном состоянии с температурой от +8° С, молоко стерилизованное — с температурой не выше +10 °С. Стерилизованное молоко должно быть расфасовано в пакеты ТБА или в стеклянную упаковку с укладкой в ящики.
Молоко перевозится в изотермических вагонах. Молоко нестерели- зованное перевозится также в собственных или арендованных молочных цистернах. Цистерны при наливе должны заполняться молоком до половины высоты колпака. В трехсекционных цистернах разрешается заливать две крайние или одну среднюю секцию.
К перевозке предъявляются молочные продукты: сметана с температурой от +6 до +2° С во флягах, пакетах ТБА или стеклянных гермитич- но укупоренных банках с укладкой в ящики; творог замороженный с температурой не выше -18° С в ящиках.
Масло сливочное предъявляется к перевозке в упаковке и должно иметь при погрузке температуру не выше -6 °С, а масло топленное — от 0 до -3° С. Масло сливочное перевозится в изотермических вагонах.
Мороженое перевозится в металлических емкостях, а мелко-фасованное — в коробках, специальных контейнерах и другой таре только в рефрижераторных вагонах с догрузкой в летний и переходный периоды не менее 2—3 т сухого льда в каждый вагон. Температура мороженого при погрузке должна быть не выше -20 °С.
Яйца куриные пищевые (неохлажденные и охлажденные) перевозятся в специальной ячеистой упаковке, укладываемой в ящики. Охлажденные яйца предъявляются к перевозке стемпературой не выше +6 °С.
| Яйца неохлажденные в летний период года при температуре наружного воздуха не выше +25 °С и при положительной температуре в переходный период года перевозятся в крытых вагонах.
Стерилизованные соки овощные, фруктовые и нектары в стеклянной, жестяной упаковке, а также в пакетах ТБА перевозятся в изотермических вагонах во все периоды, а в крытых вагонах — в переходный и летний периоды.
Вина, ликеро-водочные изделия перевозятся в бутылках, размещенных в ящиках, обтянутых проволокой или стальной упаковочной лентой. Ящики из гофрированного картона обтягиваются стальной упаковочной лентой или обклеиваются бумажной лентой в два пояса.
Шампанское, игристые и шипучие вина во все периоды года перевозятся в изотермических вагонах, температура должна быть в пределах от +8 °С до +16 °С.
Ликеро-водочные изделия в летний и переходный периоды года перевозятся в крытых и изотермических вагонах, а в зимний период — в изотермических вагонах, а в крытых только при температуре наружного воздуха не выше +15° С.
Перевозка вин допускается также наливом в собственных специальных цистернах-термосах и в собственных изотермических вагонах-цистернах в сопровождении проводников. Температура вина при наливе должна быть не ниже +8 °С в зимний период, не выше +15 °С — в летний.
Вода минеральная, напитки безалкогольные предъявляются к перевозке в упаковке в ящиках или специализированных контейнерах. Перевозка навалом не допускается.
Пиво в стеклянных, полимерных бутылках, жестяных банках перевозится в изотермических вагонах, температура при предъявлении к перевозке от +2 °С до +12 °С.
Пастеризованное пиво в летний и переходный периоды года допус-кается перевозить в крытых вагонах.
Пчелы перевозятся в ульях или в фанерных пакетах в сопровож-дении проводников грузоотправителя, грузополучателя. Перевозка пчел в крытых вагонах допускается при температуре наружного воздуха не выше +10 °С. При температуре выше +10 °С пчелы перевозятся в рефрижераторных вагонах.
35. 9. Перевозка скоропортящихся грузов мелкими отправками и пакетами
Мелкие отправки скоропортящихся грузов, требующих определенного температурного режима, перевозятся в сборных АРВ-Э, а не требующих поддержания температурного режима, — в крытых ваго-нах. Мелкие отправки грузов принимаются к перевозке с одной станции отправления на одну станцию назначения от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя.
| При этом прием мелкими отправками может производиться как на местах общего, так и необщего пользования, а выгрузка — только на местах необщего пользования.
В один вагон грузятся мелкие отправки скоропортящихся грузов, требующие при перевозке одинаковые температурные режимы и не оказывающие друг на друга отрицательного влияния.
Требования к пакетированию скоропортящихся грузов изложены в п. 24. 1.
Пакеты на поддонах в изотермических вагонах устанавливаютна напольные решетки, а в крытых вагонах и контейнерах — на пол. При общей высоте поддона с пакетом не более 110 см пакеты устанавливают в два, а при большей высоте — в один ярус. Между первым и вторым ярусом пакетов на поддонах, обтянутых поли-мерной термоусадочной пленкой, делается прокладка из картона во избежание скольжения пакетов на поддоне. Пакеты высотой более 180 см к перевозке не допускаются.
Поддоны устанавливают длинной стороной по ширине вагона по два в ряд. Вагон должен загружаться полным комплектом поддо-нов. При наличии между пакетами зазоров свыше 150 мм должно быть произведено их крепление.
Глава 36. Перевозка животных, грузов, подконтрольных Госветнадзору, продукции растительного происхождения из зон, объявленных под карантином
36. 1. Технические средства для перевозки животных
Для перевозки животных (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб) предоставляются специализированные и универсальные крытые вагоны.
Четырехосный крытый одноярусный вагон для перевозки скота на дальние расстояния со служебным отделением, грузоподъемностью 26, 4 т, с баком для воды вместимостью 1300 л оборудован устройствами для привязи, кормления, поения животных и хранения запаса кормов.
В эксплуатации имеются двухъярусные крытые вагоны для перевозки скота со служебным отделением и без него. В них перевозят мелкий скот на двух ярусах, а на нижнем ярусе — крупный рогатый скот.
Универсальные крытые вагоны, предоставляемые для перевозки крупного рогатого скота, при поперечном способе его размещения, оборудуют железными кольцами (или скобами) для привязи животных из расчета одно кольцо на 1-2 животных. Железные кольца прикрепляются шурупами к несъемным доскам продольной стены вагона. У торцевых стен вагона настилают полки, состоящие из двух досок, укладываемых на несъемные доски поперек вагона вплотную к торцевым стенам вагона.
| Р ис. 36. 1. Скотопогрузочная платформа
| После погрузки крупного рогатого скота в дверных проемах вагона устанавливаются решетки. В соответствии со статьей 24 Устава все эти приспособления и оборудование предоставляются грузоотправите-лями.
Под погрузку лошадей вагоны оборудуются четырьмя поперечными досками-коновязями, двумя дверными досками-закладками, двумя продольными и четырьмя фуражными досками.
Аналогично оборудуются вагоны при размещении крупного рогатого скота продольным способом, но вместо дверных досок-закладок в дверных проемах устанавливаются решетки.
Для перевозки лабораторных, зоопарковых и домашних животных предоставляются специализированные вагоны либо оборудованные для такой перевозки крытые вагоны.
Погрузка, выгрузка животных повагонными отправками произво-дится в местах необщего пользования, оборудованных скотопогрузоч-ными платформами (рис. 36. 1).
Скотопогрузочная платформа состоит из приемного скотозагона, где осматривают, подсортировывают и временно содержат скот, погрузочных скотозагонов, отсеков для нетранспортабельных живот-ных, жижеприемников, подпорных стенок, ограждения и железнодо-рожного пути. Участок скотопогрузочной платформы должен иметь удобный подъезд автомобильного транспорта.
В порядке исключения допускается погрузка, выгрузка животных с платформ общего пользования или площадок станции по трапам.
Для обслуживания перевозок животных в пути на станциях сооружают устройства для водопоя, специальные пути для очистки вагонов от навоза, дезинфекционно-промывочные станции и пункты.
|
|