Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.П. Перепон 16 страница




Способ размещения упорных брусков зависит от их размеров и количества гвоздей, которые можно забить в один брусок. Каждое колесо, имеющее гребни, должно быть подклинено упорными брусками с обеих сторон во всех случаях. Длина брусков должна быть больше ширины обода колеса, а сечение их устанавливается в зависимо­сти от диаметра колеса по таблице Технических условий. Число гвоздей для крепления одного упорного бруска зависит от массы машины, нали­чия тормозов, принятой схемы расположения брусков и определяется по таблице Технических условий. Каждую машину с обрезиненными коле­сами, установленную горизонтально на платформе, закрепляют, кроме упорных брусков, четырьмярастяжками из проволоки диаметром 6 мм, располагаемыми по две с передней и задней стороны и направленными в противоположные стороны.


 


Рис. 33. 2. Схема размещения и крепления двух машин на колесном ходу


Проволочные растяжки располагают таким образом, чтобы одновре­менно угол между растяжкой и полом и угол между проекцией растяж­ки на пол вагона и продольной осью платформы или полувагона не пре­вышал 45°. Если по конструктивным особенностям машин такое разме­щение невозможно, допускается увеличение углов наклона с обязатель­ным одновременным увеличением площади сечения растяжки. Один конец растяжки закрепляют на машинах за буксирные крюки и петли, полуоси задних мостов, шасси, технологические отверстия рам, а также за другие детали, которые не могут быть повреждены растяжкой и одно­временно не вызовут срез проволочной растяжки, а другой - за торцо­вые или боковые стоечные скобы и кронштейны платформ или за ниж­ние увязочные косынки полувагона. Во всех случаях растяжки не долж­ны касаться резиновых покрышек колес машины.

Число нитей в каждой растяжке в зависимости от массы машины и наличия тормозов при погрузке на платформы определяют по таблицам Технических условий.

При совмещенной погрузке машин легкую машину располагают в кузове более тяжелой. При погрузке в два яруса машину, опирающуюся на пол платформы, закрепляют с учетом суммарной массы обеих ма­шин. Машину, расположенную в кузове (во втором ярусе), закрепляют так же, как при опоре ее на пол платформы. Допускается под колеса машин второго яруса подкладывать распределительные подкладки.

При погрузке кузовных машин наклонным способом во избежание повреждений пола кузова впереди стоящей машины по усмотрению от­правителя под передние колеса наклонно установленной машины можно подкладывать разгрузочные щиты. Параллельно передним колесам на­клонно установленных машин на расстоянии 20—30 мм от боковой на­ружной поверхности колес укладывают продольные направляющие брус­ки, скрепляющие одновременно доски разгрузочных щитков. Задние борта машин, за исключением установленных последними, должны быть открыты и закреплены.

Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно зак­репляют четырьмя растяжками (каждая в две нити) из проволоки диамет­ром 6 мм, из которых две растяжки крепятся за верх стрелы и две — в средней части стрелы.

Стрелы и ковши экскаваторов для ограничения перемещений закреп­ляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити (по две с каждой стороны), направленными в противоположные стороны.



При погрузке кузовных машин наклонным способом во избежание повреждений пола кузова впереди стоящей машины по усмотрению от­правителя под передние колеса наклонно установленной машины можно подкладывать разгрузочные щиты. Параллельно передним колесам на­клонно установленных машин на расстоянии 20—30 мм от боковой на­ружной поверхности колес укладывают продольные направляющие брус­ки, скрепляющие одновременно доски разгрузочных щитков. Задние борта машин, за исключением установленных последними, должны быть открыты и закреплены.

Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно зак­репляют четырьмя растяжками (каждая в две нити) из проволоки диамет­ром 6 мм, из которых две растяжки крепятся за верх стрелы и две — в средней части стрелы.

Стрелы и ковши экскаваторов для ограничения перемещений закреп­ляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити (по две с каждой стороны), направленными в противоположные стороны.

Тракторные прицепы грузят на платформу в три яруса. В Техничес­ких условиях установлен порядок размещения и крепления самоходных комбайнов различных марок и других сельскохозяйственных машин.

33. 3. Перевозка машин на сцепах

Для перевозки машин на колесном ходу формируют сцепы из полу­вагонов и четырехосных платформ (рис. 33. 3).

Запрещается устанавливать над сцеплением платформ и полувагонов автокраны, экскаваторы, грузовые автомобили со смонтированным на них специальным ценным оборудованием (киноустановками и т. д. ).

При установке нескольких машин в наклонном или горизонтальном положении между ними должны быть оставлены зазоры не менее 270 мм со стороны машины, находящейся над сцепкой и не закрепленной на этой платформе или полувагоне (от продольного перемещения) и не ме­нее 50 мм — во всех остальных случаях.

У машин, устанавливаемых над сцепкой, подклинивают с двух сто­рон только задние колеса. Число гвоздей, необходимое для крепления одного бруска, определяют по таблице Технических условий (глава 7).

Параллельно передним колесам с наружной или внутренней сторо­ны на расстоянии 20—30 мм от их боковой поверхности при диаметре колес до 1200 мм укладывают продольные направляющие бруски раз­мером не менее 45- 75- 400 мм и 150- 220- 1000 мм при большом диаметре колес. Каждый упорный брусок прибивают четырьмя гвоздя­ми длиной, превышающей высоту бруска на 20 мм, при массе маши­ны 12 т, и восемью гвоздями при большей массе машины.

У машин над сцепкой закрепляют четырьмя растяжками только зад­нюю сторону машины, при этом по две растяжки направляют в противо- положные стороны.

 




Рис. 33. 3. Схема размещения и крепления машин на колесном ходу на сцепе из двух платформ


33. 4. Перевозка легковых автомобилей в специализированных вагонах

Техническими условиями предусмотрена перевозка легковых авто­мобилей в крытых цельнометаллических грузовых вагонах, на двухъя­русных цельнометаллических платформах и универсальных четырех-ос­ных платформах уплотненным способом.

Наибольшее распространение получили перевозки легковых авто-мо­билей отправительскими маршрутами или укрупненными группами на двухъярусных цельнометаллических платформах. Указанные вагоны приписываются к станциям погрузки автомобилей и имеют трафарет «Срочный возврат на ст.    ж. д. » (указывается станция и доро-га при­писки на крайних левых несущих стойках с обеих сторон платформы).

Автомобили на двухъярусных платформах могут отгружаться только в адрес грузополучателей, имеющих подъездные пути со стационарны­ми или временными аппарелями, обеспечивающими выгрузку автомо­билей своим ходом с обоих ярусов вагонов. О нали-чии их у грузополу­чателя отправитель в накладной (в графе «Особые заявления и отметки отправителя») обязан сделать отметку «Средства разгрузки автомоби­лей у грузополучателей имеются».

Верхний и нижний ярусы платформы оборудованы направляющим устройством, предназначенным для следования автомобилей в опреде­ленном направлении при погрузке, выгрузке, а также для фиксирова-ния места установки автомобилей по ширине вагона.

Для закрепления автомобилей от продольных и поперечных переме­щений платформы оснащены инвентарными крепежными устройства-ми (колесными упорами), устанавливаемыми под каждое колесо погружен­ного автомобиля.

Пол верхнего и нижнего ярусов имеет щелевые отверстия, предна- значенные для установки и фиксирования колесных упоров.

Автомобили на нижнем и верхнем ярусах устанавливают симмет-рич­но относительно продольной оси платформы. Порядок размещения ма­шин зависит от их размеров и определяется Техническими условия-ми в зависимости от марки автомобиля. Зазор между наиболее высту-пающими поверхностями рядом и впереди (сзади) стоящих автомоби-лей дол­жен быть не менее 5 0 мм. Автомобили на верхний и нижний ярусы заез­жают или съезжают с них своим ходом через торцовую часть вагона.

 



Для закрепления автомобиля необходимо установить в ближайшие к колесам машины щелевые отверстия колесные упоры, сдвинуть их по направлению от колеса и зафиксировать каждый упор подпружи­ненной закидкой.

Погруженные автомобили, кроме того, должны быть заторможены руч­ным тормозом и опломбированы отправителем установленным порядком.

После окончания погрузки грузоотправитель устанавливает переезд­ные площадки в транспортное (вертикальное) положение и закрепляет их крюковыми захватами.

Передвижение вагонов с откинутыми переездными площадками зап­рещается.

После выгрузки автомобилей осмотрщики вагонов и приемосдатчи­ки груза принимают от грузополучателя порожние вагоны с проверкой исправности и комплектности колесных упоров, закрепления переезд­ных площадок в вертикальном положении крюковыми захватами.

33. 5. Размещение и крепление машин на гусеничном ходу

Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах тракторов, бульдозеров и кусторезов на гу­сеничном ходу массой отдельных единиц до 25 т. Высота центра массы машины hцм над полом платформы не должна превышать 1, 5 м (рис. 33. 4). Кратчайшее расстояние по ширине платформы от наружных кро­мок гусениц до направления линии действия силы тяжести (B1 и В2) должно быть не менее 0, 8 высоты центра массы:

В1 □ 0. 8hц. м. , а В2 В1.

Кратчайшее расстояние по длине платформы от крайней точки опирания груза до направления действия силы тяжести L1 и L2 должно быть не менее 1, 25 высоты центра массы:

L1 □ l, 25 hц. м, а L2 L1.

Наветренная поверхность каждой машины с любой из боковых сто­рон должна быть не более 3 м2 на 1 т массы машины.

Машины на гусеничном ходу устанавливают непосредственно на пол платформы. В зависимости от размеров они могут быть размещены вдоль платформы симметрично ее продольной оси (рис. 33. 5) или поперек про­дольной оси, или под углом к ней.

Разрешается грузить машины в пределах льготного габарита.

Каждую из гусениц машин закрепляют поперечными упорными брус­ками, размеры которых в зависимости от массы определены в Техни­ческих условиях.

Упорные бруски должны плотно пригоняться по месту и плотно прилегать к тракам гусениц по всей длине соприкосновения с ними. При этом шипы траков гусениц не должны своими гребнями касаться упорных брусков.




Рис. 33. 4. Схема размещения машин на гусеничном ходу


При погрузке гусеничных машин с открытыми бор­тами платформ вдоль каждой гусеницы вплотную к ее внутренней стороне укладывают по одному упорному бруску размерами не менее 100 - 100 - 2000 мм,


 


Рис. 33. 5. Схема размещения и крепления машин на гусеничном ходу: 1 — растяжки; 2 — поперечные упорные бруски; 3 — упорные бруски; 4 — деревянные упоры


прибиваемому к полу платформы восемью гвоздями диаметром 6 мм.

Кроме упорных брусков, каждую машину закрепляют четырьмя рас­тяжками. Число нитей в одной растяжке определяется в зависимос-ти от массы машины.

Запасные ковши при погрузке увязывают между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити и закрепляют четырьмя растяжками из про­волоки диаметром 6 мм в две нити за стоечные скобы платформ.

В целях лучшего использования вместимости платформы допус-кает­ся размещать оборудование машин (отвалы кусторезов, ножи бульдозе­ров и др. ) на специальных подставках, прикрепляемых к полу платфор­мы или к грузу. При этом выход груза за пределы лобового бруса не должен превышать 400 мм.

Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах роторных и траншейных многоковшовых, а также одноковшовых экскаваторов с различным рабочим оборудова-ни­ем (драглайн, грейфер, лопата и др. ), кранов и трубоукладчиков с раз­личными видами рабочего оборудования.



Р а з д е л IX

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (КРОМЕ ОПАСНЫХ)


Глава 34. Перевозка зерновых грузов и продуктов их переработки

34. 1. Качественная характеристика зерновых грузов и продуктов их переработки

По своему назначению зерновые грузы подразделяют на три основ-ные группы: злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, гречиха и т. д. ); зер­нобобовые (горох, соя, фасоль, чечевица и т. д. ); масличные (семена под­солнечника, льна, конопли, клещевины и т. д. ).

К продуктам переработки зерна относятся мука, крупа, отруби и от­ходы мукомольного производства.

Основными показателями, характеризующими качество зерна явля­ются: объемная масса, влажность, общая стекловидность, клейковина, содержание примесей.

В зависимости от влажности зерновые грузы делятся на четыре группы: сухие, средней сухости, влажные и сырые. Например, пшени­ца, рожь, ячмень, гречиха считаются сухими при влажности до 14 % включительно, средней сухости от — 14 до 15, 5 %, влажными — от 15, 5 до 17 %, сырыми — свыше 17 %. Если влажность зерна более 18 %, то начинается прорастание, брожение, сопровождающееся повыше-нием температуры. При температуре 50—55 °С появляется затхлость, гнило­стный запах, зерно интенсивно разлагается (горит). Кроме того, повы­шенная влажность вызывает активное развитие микроорганизмов и вредителей зерна.

Для обеспечения сохранности зерновых грузов при перевозке Пра­вилами перевозок установлена максимально допустимая влажность: для зерна — 16 %, для зернобобовых — 17 %, проса — 15 %, семян мас­личных культур — 10 %, семян подсолнечника — 8 %.

Засоренность зерна посторонними примесями оценивается в про­центах как отношение массы примесей к общей массе зерна. Примеси могут быть сорные и зерновые. Сорные различают двух типов: минеральные (земля, уголь, пыль, камешки) и органические (солома, стебли дико­растущих растений и др. ). В свою очередь среди зерновых примесей раз­личают сорные семена, зерна с поврежденным ядром и вредные семена.

Учитывают также степень зараженности зерна амбарными вреди­телями (клещом, долгоносиком). Ее устанавливают по количест-ву таких вредителей в 1 кг зерна. Зерно, зараженное долгоносиком и другими вредителями (кроме клеща), можно отгружать только на предприятия, специально выделенные для его переработки.



Основные зерновые куль­туры (пшеница и рожь) делятся на типы и подтипы, для которых действу­ющими ГОСТ установлены качественные характеристики.

Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок ис­правного подвижного состава. Зерновые грузы обладают способно­стью поглощать пары воды и запахи различных веществ и прочно удерживать их.

Продукты переработки зерна обладают повышенной способностью абсорбировать из окружающей среды влагу и посторонние запахи, что необходимо учитывать при организации их перевозки и хранении.

Нормальная влажность наиболее распространенных продуктов пе­реработки зерна составляет от 11 до 16 %. Например, для крупы овся­ной — 11 %, крупы ячменной — 15 %, муки всех сортов — 14 %.

При повышении влажности и температуры продукты переработки зер­на самонагреваются и плесневеют. Повышение температуры муки и кру­пы стимулирует усиление процесса дыхания в их массе, что вызывает усушку и значительную потерю массы продукта.

Качественная характеристика каждой партии отгружаемых зерновых грузов и продуктов их переработки приводится в сертификатах каче­ства Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российс­кой Федерации. Их имеется шесть форм. Форма 1 выдается представите­лями государственной хлебной инспекции на перевозку зерна. В серти­фикате указывается род зерна, ГОСТ, тип, подтип, цвет, общая стекло- видность, клейковина, протеин, примеси (сорная, зерновая, в том числе минеральная, испорченная, вредная в %) и другие характеристики зер­на. Форма 2 выдается для муки, где указывается цвет, вкус, запах, влаж­ность, зольность, белизна, остаток на сите и другие характеристики муки. Форма 3 выдается на крупы, форма 4 — на комбикорма, форма

5 — на зерно в международном сообщении, форма 6 — на комбикорм в международном сообщении.

34. 2. Подвижной состав для перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки

Зерновые грузы и продукты их переработки перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для зерна (вагоны-зерновозы). Мука перево­зится насыпью в специализированных вагонах-муковозах, оснащенных системой аэрирования.

Вагоны-зерновозы (рис. 34. 1) бывают: с объемом кузова 93 м3 (гру­зоподъемностью 65, 0 т); 94 м3 (70, 0 т); 111 м3 (76, 5 т). Вагоны-зерновозы имеют на крыше четыре загрузочных люка, а в нижней части кузова шесть разгрузочных люков. Загрузочные люки имеют такую систему запоров (штангу, регистрирующую верхние загрузочные люки), которая позволя­ет их пломбировать одним ЗПУ. Каждый разгрузочный люк пломбируется отдельно. Торцевые стены вагонов-зерновозов наклонены под углом. Время разгрузки таких вагонов составляет 5-6 мин.



Вагоны-муковозы (рис. 34. 2) бункерного типа имеют четыре емкости по 21, 5 м3 (полный объем вагона 86 м3, грузоподъемность 52, 0 т). Каж­дая емкость имеет загрузочный люк диаметром 400 мм. Рабочее давле­ние в емкости при разгрузке 0, 2 МПа (2 кгс/см2).

Вагоны-зерновозы, подаваемые под погрузку, должны иметь ис­правные кузова, крышки загрузочных и разгрузочных люков с рези­новыми уплотнениями, исключающими наличие щелей, кроме того, они должны иметь запорные механизмы и исправные устройства блоки­ровки, предотвращающие открывание люков безнарушения запорно-


 


Рис. 34. 1. Крытый вагон-хоппер для перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки (вагон-зерновоз)


Рис. 34. 2. Вагон для бестарной перевозки муки (вагон муковоз)


пломбировочных устройств. После выгрузки зерновых грузов, зара­женных болезнями сельскохозяйственных растений, грузополучатель промывает и обеззараживает вагоны. Грузополучатель предоставляет железнодорожной станции назначения справку о промывке и (или) обеззараживании вагонов.

Пригодность вагонов под погрузку зерновых грузов и муки опреде­ляется с участием представителей Государственной хлебной инспекции.



 


34. 3. Условия перевозок

В Правилах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорож­ным транспортом установлено, что зерновые грузы, отруби и отходы муко-мольного производства перевозятся насыпью в вагонах-хопперах для зерна (вагонах-зерновозах). Кроме зерна в вагонах-зерновозах пе­ревозятся также крупы (гречневая, манная, кукурузная, овсяная, перло­вая, полтавская), дерть (крупнодробленое зерно), пшено, рис (крупа), сечка (овсяная, рисовая, ячменная и др. ), смесь зерновая, толокно, хло­пья (кукурузные, овсяные, пшеничные, рисовые) и др.

Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экс­порт, в районы Крайнего Севера, города Москву, Санкт-Петербург, во­енным организациям и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающие по импорту, подвергаются государствен­ному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государствен­ной хлебной инспекции (формы 1, 2, 3, 4, 5, 6) в зависимости от вида продукции и сообщения.

При отсутствии у грузоотправителя указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.

Зерновые грузы, подконтрольные Государственной инспекции по ка­рантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, перевозятся в соответст-вии с Правилами пере­возок подкарантинных грузов на железнодо-рожном транспорте. К пере­возочным документам в этом случае предъявляется сертификат, удо­стоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов.

Прием к перевозке зерна, предназначенного на кормовые цели, произ­водится при наличии у грузоотправителя ветеринарного сви-детельства, которое прикладывается к перевозочным документам.

При перевозке семенного зерна грузоотправитель обязан к перево­зочным документам приложить удостоверение о кондицион-ности се­мян или сертификат на семена зерновых, зернобобовых, крупяных и других культур установленной формы, за подписью и печатью Государ­ственной семенной инспекции района отгрузки.

Массу зерновых грузов и продуктов их переработки, перевози-мых насыпью, определяет грузоотправитель и удостоверяет ее подписью в накладной. При отсутствии весов у грузоотправителя груз взвешивает­ся на весах перевозчика самостоятельно грузоотп-равителем или с помо­щью его работников.

Зерновые грузы и продукты их переработки взвешивают с оста-нов­кой и расцепкой вагонов. Фактическая тара вагона определяет-ся взве­шиванием на вагонных весах. При наличии ковшовых или элеваторных весов массу загружаемого зерна определяют в про-цессе погрузки и предварительного взвешивания тары вагона не требуется.

 



Масса зерновых грузов и продуктов их переработки, перевозимых в таре, определяется по количеству и стандартной массе одного места с указанием об этом в накладной.

Прием, хранение и отпуск зерновых грузов осуществляется на спе­циальных складах (зернохранилищах), которые различаются по вмес-ти­мости, оборудованию и условиям выполнения погрузочно-разгрузоч­ных работ. Наиболее совершенны зернохранилища-элевато-ры большой вместимости, на которых организована механизированная переработка, сушка и очистка зерна. Они обеспечивают самые лучшие эксплуатаци­онные и экономические условия хранения зерна, приема и погрузки его в вагоны-зерновозы. Загружают зерновые грузы через открытые люки в кры­ше вагона-зерновоза.

Для зерновых грузов характерно большое распыление погрузки по промежуточным станциям и небольшой объем отправления каждой стан­цией. Выгрузка, как правило, сконцентрирована на сравнительно малом числе пунктов. Поэтому основной и наиболее эффективной формой орга­низации перевозок зерновых грузов является маршрути-зация. В период массового поступления зерна для его завоза в основ-ные потребляющие районы, а также на мельницы и зерноперерабаты-вающие предприятия организуют кольцевые маршруты из вагонов-зерновозов.

Зерновые грузы, перевозимые насыпью в вагонах-зерновозах, выда­ются за цельностью ЗПУ, наложенных на штангу, фиксирующую верх­ние загрузочные люки, и на нижние люки.

Значительная часть продуктов переработки зерновых грузов перево­зится в мешках в крытых вагонах. Муку и крупу перевозят в мешках стандартной массы 50, 80 кг. Мука восприимчива к посторонним запа­хам (особенно скипидара), сырости и к различным жирам. Муку всех сортов и крупу укладывают в штабеля. Высота штабеля зависит от тем­пературы и влажности и составляет от 8 до 12 рядов (мешков).

Рис перевозят в одинарных или двойных мешках. Он отличается боль­шим влагосодержанием, способен поглощать ее дополнительно, но мо­жет и легко испарять влагу. Рис восприимчив к различным посторон­ним запахам, поэтому требует активного вентилирования при хранении и перевозке.

Выдача муки и крупы, перевозимых в стандартных мешках, на мес­тах общего пользования производится с проверкой числа мест.

34. 4. Перевозка зерновых грузов повышенной влажности и зараженных амбарными вредителями

Перевозка зерновых грузов повышенной влажности допускается маршрутами при соблюдении условий, определенных Государствен-ной хлебной инспекцией и согласованных с МПС России.

Маршруты перевозки влажного зерна оформляются отдельными на­кладными на каждый вагон, поскольку возможны отцепки в пути следо­вания. Для усиления внимания работников подразделений перевозчика к этим маршрутамотправитель в накладной обязан



сделать отметку «Пе­ревозка на особых условиях; разрешена Государст-венной хлебной инс­пекцией и МПС», в верхней части накладной крас-ным цветом наносят пометку «Зерно влажное — на просушку».

На досмотровых пунктах государственной хлебной инспекции обна­руженные в поезде вагоны с техническими неисправностями или с гре­ющимся зерном отцепляют и подают на ближайшие хлебоприемные пред­приятия, которые должны обеспечивать беспрепятственный прием, раз­грузку вагонов и привести зерно в состояние, обеспечивающее надеж­ное хранение и перевозку.

Зараженное зерно может перевозиться в адрес организаций, опреде­ленных Государственной инспекцией по карантину растений Российской Федерации для обработки или переработки такого зерна.

Для переработки такого зерна выделяются предприятия, для которых установлены особые правила приемки и переработки зерна, реализации продуктов помола с обязательной очисткой и обеззараживанием вагонов- зерновозов и погрузочно-разгрузочных механизмов. После промывки и обеззараживания вагонов-зерновозов железнодорожной станции назна­чения выдается справка о промывке и (или) обеззараживании вагонов.

Глава 35. Перевозка скоропортящихся грузов

35. 1. Характеристика скоропортящихся грузов, подготовка их к перевозке

К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них вы­соких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого об­служивания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и пре­дельные сроки их перевозки в зависимости от термической, техноло-гичес­кой обработки и периода года указаны в Правилах перевозок железнодо­рожным транспортом скоропортящихся грузов (Приложения 1, 2, 3, 4, 5).

Отдельные скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке со­блюдения определенных условий и температурных режимов, допуска­ются к перевозке на особых условиях, на основании заключаемых дого­воров между перевозчиком и заинтересованными грузоотправителями, грузополучателями.

На железнодорожном транспорте в значительных объемах осуществ­ляются перевозки мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, све­жих плодоовощей, продукции молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яиц, различных видов консервированной продукции, минеральных вод, напитков и вин.

Для сохранения качества перевозимых скоропортящихся продук­тов необходимо подготовить их к перевозке в соответствии с требо­ваниями, установленными ГОСТ и Техническими условиями, строго соблюдать Правила приема и требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов в вагоне, правильно обслуживать их в пути следования, ускорять продвижение, своевременно осуществлять выг­рузку и выдачу груза.

 



В зависимости от способа технологической обработки скоропортя­щиеся грузы подразделяются на охлажденные, подмороженные, моро­женые и термически обработанные. Охлажденный продукт имеет в тол­ще температуру от 0 до +4°С. При охлаждении био- и микрохимические процессы замедляются. Подмороженный продукт имеет температуру на глубине 1 см от поверхности от -3 °С до -5 °С. Замороженным называ­ется продукт, в толще которого температура не выше -8 °С.

В качестве вспомогательных средств для повышения сохранности продуктов применяют хранение в газовой и вакуумной среде, облуче­ние ультрафиолетовыми лучами, ионизацию при помощи катодных лу­чей, обработку консервантами, антиокислителем и в некоторых случаях антибиотиками. Консервирование продуктов (стерилизация (+110 °С), пастеризация (+85 °С) в герметической упаковке, обезвоживание (суш­ка), посол, копчение и др. ) также задерживает биохимические и микро­биологические процессы.

Особые условия перевозок скоропортящихся грузов требуют специаль­ного обслуживания их на станциях погрузки, выгрузки и в пути следова­ния. Общее руководство этими операциями осуществляют Департамент гру­зовой и коммерческой работы МПС России, службы грузовой и коммер­ческой работы железных дорог и соответствующие работники отделов отделений и станций. В целях повышения эффектив-ности использования изотермического подвижного состава и привлече-ния дополнительных объемов перевозок скоропортящихся грузов в 1997 г. было создано Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Рефсервис МПС».

Основные принципы взаимоотношений между МПС России, желез­ными дорогами и ГУП «Рефсервис» регламентируютсяПоложением об основных принципах организации деятельности ГУП «Рефсервис», ут­вержденным МПС России.

35. 2. Условия использования изотермических, крытых вагонов, рефрижераторных и универсальных контейнеров

Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, ИВ- термосах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контей­нерах. К изотермическим вагонам относятся рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, молочные цистерны, изотермичес­кие вагоны-цистерны.

ИВ-термос — переоборудованный грузовой вагон рефрижераторных секций. Эксплуатируется без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме «термос».

Изотермические вагоны, рефрижераторные контейнеры имеют теплоизо­ляцию кузова, позволяющую ограничивать теплообмен между грузом и на­ружным воздухом. В рефрижераторных вагонах и рефрижераторных контей­нерах обеспечивается соблюдение заданного температурного режима при пе­ревозке грузов.



В вагонах-термосах, цистернах-термосах, ИВ-термосах и кон­тейнерах-термосах в течение определенного срока сохраняется тепло или хо­лод, аккумулированный грузом.

Крытые вагоны, другой подвижной состав (цистерны, багажные ва­гоны и пр. ), универсальные контейнеры защищают груз от осадков, а при утеплении сохраняют тепло или холод, аккумулированный грузом на определенный срок. Крытые вагоны, кроме того, позволяют прово­дить сквозное нерегулируемое вентилирование грузового помещения при перевозке грузов. Все транспортные средства, используемые для пере­возок пищевых продуктов, должны иметь санитарные паспорта, оформ­ляемые в установленном порядке.

В рефрижераторных вагонах, к числу которых относятся рефрижератор­ные секции и автономные рефрижераторные вагоны с обслуживающей бри­гадой (АРВ-Э), перевозятся скоропортящиеся грузы, перечисленные в Пра­вилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

В вагонах-термосах, ИВ-термосах, цистернах-термосах и термос-контейнерах перевозятся термически подготовленные скоропортящиеся гру­зы. Перечень скоропортящихся грузов, предельные сроки и условия их перевозки в вагонах-термосах устанавливаются перевозчиком.

Вино и виноматериалы наливом перевозятся только в сопровожде­нии проводников грузоотправителя или грузополучателя, а молоко толь­ко в молочных цистернах. Допускается на особых условиях перевозкавина и виноматериалов наливом в танк-контейнерах и в контейнерах с применением «плеститанков».

В крытых вагонах перевозятся скоропортящиеся грузы, если темпе­ратурный режим для данного груза (согласно технической документа­ции) на всем пути следования совпадает с температурой наружного воз­духа. Перечень скоропортящихся грузов и предельные сроки их пере-возки в универсальных контейнерах устанавливаются перевозчиком.

Перевозка скоропортящихся грузов в крупнотоннажных рефрижера­торных контейнерах осуществляется на специально оборудованных сце­пах из фитинговых платформ и вагона-дизель-электростанции или ваго­на АРВ-Э, сопровождаемых бригадой механиков. Перечень, предельные сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах ус­танавливаются перевозчиком.

Пресноводная живая рыба перевозится в двухвагонной рефрижера­торной секции. Сроки перевозки устанавливает грузоотправитель.

35. 3. Экипировка и техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава

Выполнение операций по экипировке и техническому обслуживанию рефрижераторных вагонов сосредоточено в рефрижераторных депо и на пунктах экипировки рефрижераторного подвижного состава.

Текущее содержание и обслуживание рефрижераторных секций и АРВ-Э производится сопровождающими их бригадами. Бригады

 



сменяются в пунктах погрузки, выгрузки, в пути следования в порожнем состоянии.

Сопровождающая бригада несет ответственность за техническое со­стояние специального оборудования рефрижераторных секций и АРВ-Э и обеспечение в них заданного температурного режима.

Полная экипировка рефрижераторных секций перед погрузкой дол­жна обеспечивать нормальную работу оборудования при следовании в груженом состоянии до станции назначения без экипировки в пути из расчета продвижения по установленным нормам пробега с запасом на 2 суток. Экипировка в пути следования допускается лишь на дальнево­сточном направлении.

Сопровождающая бригада до начала подготовки рефрижераторных вагонов под погрузку обязана проверить исправность оборудования, наличие горючесмазочных материалов и воды, а также состояние ваго­нов в санитарном отношении. При необходимости экипировки необходимо оформить заявку. Исправность оборудования, кроме того, проверя­ется в процессе предварительного охлаждения (обогрева) вагонов, а в случае, если оно не производится, — пробным запуском оборудования с полной нагрузкой на 20—30 минут.

Обслуживающая бригада должна следить за точностью показаний штат­ных термометров и систематически проверять их путем сличения их пока­заний с показаниями контрольного термометра.

Техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава производится в соответствии с Инструкцией по эксплуатации рефриже­раторного подвижного состава.

35. 4. Выбор способа перевозки и подготовка подвижного состава

При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотпра­витель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества гру­за период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.

Периоды года (летний, переходный и зимний) и климатические зоны нахождения железных дорог определены Правилами перевозок скоро­портящихся грузов (Приложение 6). В зависимости от периода года, термической подготовки и вида подвижного состава и контейнеров, скоропортящиеся грузы перевозят с охлаждением, без охлаждения (с вентилированием или без), с отоплением, утеплением (определяется перевозчиком).

Температурные режимы и необходимость вентилирования скоропор­тящихся грузов при перевозке в рефрижераторных вагонах приведены в Приложении 7Правил перевозок скоропортящихся грузов.

Перевозчи­ки должны предоставлять под погрузку скоропортящихся гру­зов исправные вагоны, контейнеры, которые, при необходимости долж­ны удовлетворять ветеринарно-санитарным требованиям.



Соответствие вагонов, контейнеров ветеринарно-санитарным требова-ниям при пере­возке скоропортящихся грузов определяется грузоотпра-вителем.

При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотпра­витель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспорта­бельности, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохран­ности и качества груза период года в разных климатических зонах по предполагаемому направлению следования. В рефрижераторных ваго­нах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного темпе-­ратурного режима. Перед подачей таких вагонов под погрузку грузов, предъявляемых к перевозке с температурой -8° С и ниже грузовое по­мещение вагона предварительно охлаждается до 0° С, а перед погрузкой охлажденных грузов — до температуры хранения. При погрузке нео­хлажденных грузов предварительное охлаждение грузовых помещений не производится.

При отрицательной температуре наружного воздуха пе­ред погрузкой грузов, требующих отопления, грузовые помещения реф­рижераторных вагонов предварительно обогреваются до +6 °С. Перед погрузкой бананов температура воздуха в грузовом помещении вагонов должна быть доведена до +12 °С.

Продолжительность нахождения скоропортящихся грузов в грузо­вом вагоне рефрижераторной секции, отцепленном по заявке грузоотпра-вителя (грузополучателя) от служебного вагона с дизель-электростан­цией, не должна превышать 6 часов. При отрицательной температуре наружного воздуха грузоотправитель обязан принять меры, предотвра­щающие переохлаждение или подмораживание плодоовощей в период их погрузки.

В летний и переходный периоды года до наступления заморозков при перевозке в крытых вагонах вентилируются на всем пути следова­ния: рыба вяленая, плодоовощи, яйца куриные пищевые неохлажден­ные. Непрерывное вентилирование крытых вагонов производится че­рез полуоткрытые боковые люки или через открытые боковые люки, зарешеченные изнутри металлической решеткой. Крышки боковых люков в полуоткрытом положении должны быть закреплены проволо­кой с постановкой деревянных брусков, изготовленных грузоотправи­телем в соответствии с Правилами перевозок скоропортящихся грузов (Приложение 10).

35. 5. Прием скоропортящихся грузов к перевозке

Предъявляемые к перевозке скоропортящиеся грузы согласно ста­тьи 18 Устава должны соответствовать требованиям, установленным норма-тивными документами (стандартами, Техническими условиями и иными документами, содержащими требования к качеству груза и упаковки).

Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в различ­ных видах тары. Охлажденное, остывшее, замороженное и подморо­женное мясо может перевозиться без упаковки.

 

 



Перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транс­порта общего пользования могут выборочно проверять качество пред-ъяв­ляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и соот­ветствие их нормативным документам. Проверка производится в про­цессе предъявления груза к перевозке. Температура замороженных, мо­роженых, подмороженных, остывших и охлажденных грузов измеряет­ся в момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также опломбирование вагона, контейнера осуществляется грузоотправителем.

Соответствие по товарной сортности груза при его предъявлении к перевозке перевозчик и владелец инфраструктуры не проверяют.

При предъявлении грузов к перевозке вместе с перевозочными до­кументами грузоотправитель представляет станции отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества), датированный днем погрузки в вагон, контейнер. В документе о качестве груза должно быть указано точное наименование, качественное состоя-ние, срок транс­портабельности груза в сутках и температура груза перед погрузкой, а также для отдельных грузов другие данные, перечисленные в Правилах перевозок скоропортящихся грузов (дата убоя животных, птицы, бота­нический сорт и дата сбора овощных культур и т. п. ). На оборотной сто­роне накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» гру­зоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагае­мого документа о качестве. При перевозке плодоовощей грузоотправи­телем дополнительно прикладываются документ о содер-жании токси­кантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов при­менения пестицидов.

При перевозке продуктов и продовольственного сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ве­теринарное свидетельство формы № 2 или 3 на грузы при транспорти­ровке по территории Российской Федерации и стран СНГ. Ветеринар­ными справками формы № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). На грузы, вывозимые на экспорт, погранич­ные ветеринарные пункты выдают ветеринарный сертификат формы № 5 взамен ветеринарного свидетельства, выданного Госветслужбой района (города).

При отгрузке плодоовощей, живых растений, семенного и посадоч­ного материала из зон, объявленных под карантином, грузоотправите-­лем дополнительно прикладывается карантинный сертификат, удостове­ряющий отсутствие в грузах карантинных организмов или фитосани­тарный сертификат (при экспортных, импортных и транзитных пере­возках таких грузов) в соответствии с Правилами перевозок железнод- лорожным транспортом подкарантинных грузов.

Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в документе о качестве, и предельный срок перевозки менее срока доставки, установленного в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транс-



портом.

Скоропортящиеся грузы в специализированных изотермичес­ких вагонах и рефрижераторных контейнерах перевозятся только боль­шой скоростью.

В верхней части накладной грузоотправителем проставляется штем­пель «Скоропортящийся» и дата истечения срока доставки.

35. 6. Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов

Грузоотправитель при погрузке скоропортящихся грузов должен раз­мещать и укладывать их в вагоне, контейнере без загрязнения мест, по­вреждения тары и внутреннего оборудования вагона (контейнера).

При наличии на стенах вагона, контейнера вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся грузы укладывают вплотную к ним, а при их отсутствии — на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен.

Скоропортящиеся грузы (кроме плодоовощей) укладывают плотным штабелем.

Ящики при плотной укладке размещают по длине вагона (контейне­ра) плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине ваго­на (контейнера), который возникает за счет некратности размеров ящи­ков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно меж­ду ящиками. Грузы, перевозимые в бочках, мешках, сетках при некрат- ности размеров мест груза и ширины вагона (контейнера) размещают симметрично продольной оси вагона (контейнера).

Бочки устанавливают вертикально укупоренным днищем, втулкой вверх в один или несколько ярусов либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов должны применяться прокладки. При закатывании бочек в изотермические ваго­ны на напольные решетки должны настилаться доски или щиты. Не до­пускается погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в изотермическиевагоны и более 100 дм3 в контейнеры. При перевозке в крытых вагонах и универсальных контейнерах в зимний период бочки необходимо ос­тавлять незаполненными на 10-15 % их вместимости.

Плодоовощи в ящиках в вагоне размещают одним из следующих способов:

- при шахматной укладке ящики в нечетных ярусах размещают вдоль вагона с просветами между ящиками 4-5 см, на расстоянии 7-8 см от одной продольной стены вагона и 2-3 см — от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположен­ные ящики не менее, чем на 2-3 см;

- при вертикальной укладке дощатые ящики размещаются по длине вагона плотно один к другому и к торцевым стенам вагона, а по ширине — с наличием просветов 4-5 см между ящиками, а также штабелем груза и продольными стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков на­кладывают рейки сечением 2-3 см, концы которых должны опираться в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно

 



устанавливаются на рейки. При перекрестной укладке ящики размеща­ются в первом ярусе вдоль вагона, во втором ярусе — поперек вагона ит. д. с просветами между рядами ящиков 4-5 см.

Ящики-лотки и картонные ящики в вагонах устанавливают плот­ным штабелем без применения реек. Стойки смежных ящиков-лотков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом.

Мешки, сетки с овощами размещают в вагоне (контейнере) «стой­мя» в несколько ярусов.

При перевозке бананов в зимний период во избежание их переохлаж­дения нижние ряды картонных ящиков (коробок) укладывают на поддо­ны, устанавливаемые на напольные решетки. Коробки с бананами уста­навливают в вагонах плотными штабелями без зазоров или шахматным способом. При отрицательной температуре наружного воздуха погрузка бананов со склада в рефрижераторные секции или АРВ-Э осуществ-ляет­ся только через отапливаемые тамбуры. В акте экспертизы указыва-ется температура наружного воздуха в период погрузки бананов.

Грузы в вагоне размещают так, чтобы обеспечивалосьоткрывание дверей с обеих сторон (с отступлением от двери на 25 см. ). Если груз в междверном пространстве неустойчив, то двери вагона следует ог­раждать досками или щитами. Если длина ящиков некратна длине ва­-гона, а также, если укладка производится шахматным способом, то междверное пространство на ширину 70—100 см должно ограждаться распорками.

Требования к размещению и укладке отдельных наименований гру­зов определены в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.

35. 7. Условия использования рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов

Получив точные данные о погрузке, руководитель обслуживающей бри­гады выполняет ряд работ по подготовке грузовых вагонов, энергохоло­дильного и электрического оборудования к перевозке. После выполнения подготовительных работ производят пробный цикл охлаждения (отопления) продолжительностью 1—2 ч. После окончания предварительного охлажде­ния (отопления) дежурному по станции или маневровому диспетчеру сооб­щается о готовности секции к погрузке. Вагоны секции могут загружаться скоропортящимися грузами с различными температурными режимами пе­ревозки. Погрузка секции должна происходить как правило на одной стан­ции. При погрузке рефрижераторной секции или АРВ-Э руководитель об­служивающей бригады обязан своевременно обеспечивать подготовку гру­зовых вагонов для подачи к месту погрузки, контролировать лично или через выделенного им работника бригады сохранность оборудования, в случае обнаружения нарушения правил укладки груза в вагонах требовать от грузоотправителей соблюдения правил погрузки, осуществлять контроль температуры загружаемого груза и выборочно осуществлять наружный осмотр состояния груза.



После окончания погрузки руководитель обслу­живающей бригады должен сделать запись в рабочем журнале о точном наименовании груза в каждом вагоне, его технологической обработке, не­обходимых режимах перевозки и заверить эти данные своей подписью. Бри­гада должна быть ознакомлена с порядком обслуживания секции (АРВ-Э) в пути следова-ния.

Имеющиеся в грузовых вагонах циркуляторы должны быть включены при перевозке грузов с отоплением — на все время отопления вагонов, при перевозке с охлаждением — на все время работы холодильных установок.

Основным документом бригады в рейсе является маршрут секции (форма ВУ-83), в котором отражается вся работа секции за период гру­женого рейса.

Рабочий журнал секции (АРВ-Э) является основным документом, отражающим работу энергохолодильного оборудования и технологичес-­кий режим при перевозке скоропортящихся грузов. Журнал ведется ежесуточно дежурным механиком.

После отправления со станции погрузки основной задачей бригады является соблюдение температурного и вентиляционного режимов пере­возки. Температура воздуха в грузовых вагонах и температура наруж­ного воздуха регистрируются в автоматизированном режиме. Через каж­дые четыре часа работы бригада регистрирует ее в рабочем журнале секции. Контрольная проверка температуры воздуха в грузовом поме­щении каждого вагона производится переносной термостанцией не реже, чем через каждые 12 часов. Одновременно по термометрам, установ­ленным с обеих сторон вагона с дизель-электростанцией и служебным помещением, определяется температура наружного воздуха.

По прибытии на станцию выгрузки руководитель обслуживающей бри­гады обязан совместно с дежурным по станции (маневровым диспет-че­ром) установить порядок и последовательность подачи вагонов под выг­рузку с учетом местных условий и наименьшим количеством расцепок.

К моменту отцепки вагонов от секции температура в грузовых по­мещениях доводится до нижнего предела при перевозке с охлаждением и до верхнего предела при перевозке с отоплением в соответствии с инструкцией по перевозке. Время отцепки и температура воздуха в ваго­нах указывается в рабочем журнале. При отцепке груженых вагонов от секции к местам выгрузки в первую очередь должны подаваться конце­вые части секции с тем, чтобы остальные вагоны, ожидающие разгруз­ки, могли охлаждаться или отапливаться.

По окончании разгрузки секции (АРВ-Э) работник хладотранспорта (при его отсутствии приемосдатчик станции) делает отметку в марш­руте бригады, составлялся или нет коммерческий акт на порчу или пониже-ние качества груза, и заверяет ее своей подписью и штемпелем станции.

В случае составления коммерческого акта руководитель бри­гады представляет станции для просмотра рабочий журнал ивыдает

 

 



заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслужи­вания в пути. Одновременно он представляет подробное объяснение обстоятельств этой перевозки.

35. 8. Перевозка отдельных видов скоропортящихся грузов

При приеме к перевозке отдельных скоропортящихся грузов и об­служивании их в пути следования требуется учитывать выполнение ряда специфических особенностей: подготовку к перевозке, осмотри проверку качества груза, соблюдение санитарных, ветеринарных и карантинных требований, различные температурные режимы при пе­ревозке, соблюдение требований к таре, а также к способам укладки в вагонах и др.

Мясо и мясопродукты предъявляются грузоотправителем к погруз­ке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указа­ны в ветеринарном свидетельстве. Погрузка в вагоны мяса и мясопро­дуктов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Гос - ветнадзора. О назначенном времени погрузки мяса и мясопродуктов грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку.

Температура замороженного мяса говядины, баранины и козляти­ны в толще мышц у костей при погрузке в рефрижераторные вагоны и контейнеры должна быть не выше -8 °С, а мяса свинины — не выше -10 °С. Туши крупного рогатого скота и прочих крупных жи­вотных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвер­тины; туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов; баранина и мясо прочих мелких животных должны предъяв­ляться к перевозке целыми тушами без голов. На тушах, полутушах и четвертинах не должно быть остатков внутренних органов, сгуст­ков крови, бахромок, загрязнений, повреждений поверхностей, кро­воподтеков, побитостей, а также льда и снега. У замороженного мяса, выпускаемого для реализации, допускает-ся наличие зачисток, вых- ватов подкожного жира (15 % поверхности).

Замороженное мясо в тушах, полутушах и четвертинах, перевозимое без упаковки, укладывают в изотермические вагоны плотными штабеля­ми с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки бумагой с оставлением щелей между решетками и стенами вагона для циркуляции холодного воздуха. При перевозке на экспорт необходимо вкладывать в вагоны не менее 8 кг бумаги для застилки пола иностранных вагонов при перегрузке. Замороженные мясные бло­ки должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, целлофан или другие полимерные пленки, упакованные в ящики из гофрированного картона или изотермические картонные контейнеры, размещенные на стоечных или плоских поддонах.

Температура в толще блока должна быть не выше: блоков из мяса на костях -8 °С, блоков из жилованного мяса и субпродуктов -12 °С, блоков из мяса птицы -18 °С.

 

 



Охлажденное мясо принимается к перевозке с послеубойным сро­ком хранения не более 4 суток. Температура охлажденного мяса долж­на быть в толще мышц у костей от 0 до +4 °С, поверхность мяса долж­на быть сухая с корочкой подсыхания, без следов плесени, ослизнения и увлаж-нения. Обрезную свинину перевозить в охлажденном состоя­нии не разрешается. В переходный и зимний периоды года говядину, баранину и конину с послеубойным сроком хранения не более 2 суток перевозят в остывшем состоянии. Остывшее мясо при предъявлении к перевозке должно иметь корочку подсыхания на поверхности и темпе­ратуру в толще мышц у костей от +4 до +12 °С.

Мясо охлажденное и остывшее перевозится в рефрижераторных вагонах в подвешенном состоянии на балках с крючками так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона, правые половины полутуш и четвертины должны находиться с одной стороны вагона от двери, а левые — в другой, и их внутренние стороны должны быть обращены к торцевой стене, на кото - рой установлены приборы охлаждения. Четвертины говядины и туши баранины подвешиваются в два яруса, нижний ярус подвешивают к вер­хнему на веревках.

При перевозке мяса в подмороженном состоянии для промышленной переработки в накладной указывается, для какой цели направляется такое мясо (на пищевые цели или др. ). Подмороженное мясо при погрузке в рефрижераторные вагоны должно иметь температуру от -3 °С до -5 °С на глубине 1 см. Подмороженное мясо укладывают по продольной оси ваго­на штабелями высотой не более 1, 6 м. Мясо и мясопродукты, перевози­мые без упаковки в изотермическом подвижном составе, выдаются с про­веркой массы груза (путем взвешивания на товарных весах) и количества мест (в случаях, когда в накладной указано их число).

Мясо птицы предъявляется к перевозке в таре в замороженном со­стоянии (потрошеное и полупотрошеное) с температурой внутри тушки не выше -8 °С и в охлажденном состоянии (потрошеное) с температу­рой от 0 °С до +2 °С. Замороженное мясо птицы, отгружаемое на экс­порт, должно иметь температуру не выше -18 °С. Дичь в оперении предъявляется к перевозке в упаковке с температурой не выше -15 °С.

Тушки кроликов должны иметь температуру не выше -9 °С, должны быть без шкурок, голов и внутренних органов (за исключением почек).

Мясо птицы, кроликов и дичь в оперении с признаками плесени, оп-леснения, запахом закисления, увлажненное к перевозке не принимается.

Субпродукты предъявляются к перевозке только в замороженном со­стоянии с температурой не выше -12 °С. Они должны быть свежими, чистыми и без признаков порчи. Головы, ноги и уши перевозят в ошпа­ренном или опаленном виде и без шерстяного покрова.

Эндокринно-ферментное сырье и специальное сырье для медицин­ского производства предъявляется к перевозке с температурой не выше -20 °С.

 



Мясокопченности в безвакуумной упаковке должны иметь хорошо выраженный запах копчения, сухую, чистую равномерно прокопченную поверхность без плесени и остатков волоса, выхватов мяса и жира, без бахромок мяса, с температурой от 0 до -9 °С.

Колбасы (сырокопченые, варено-копченые и полукопченые) долж­ны иметь чистую, сухую поверхность без повреждений оболочки. Кон - систенция колбас сырокопченых должна быть твердой, плотной, тем­пература не выше +12 °С; полукопченых — упругой, варенокопченых — плотной, температура от -4 °С до -9 °С. Влажность колбас указывают в накладной под наименованием груза.

Пельмени в пачках, мясные полуфабрикаты, расфасованные в ло­точки, обтянутые полимерной пленкой, сосиски и сардельки в полимер­ной упаковке, укладываются в картонные ящики и предъявляются к пе­ревозке с температурой не выше -18 °С.

Предъявляемая к перевозке рыба мороженая, филе рыбное и морс­кого гребешка, мидии, крабовые палочки, крабы, креветки и другие мороженые морские продукты при погрузке должны иметь температуру не выше -18 °С.

Признаки доброкачественной мороженой рыбы: чистая, естествен-ной окраски поверхность тела, светло-красные или темно-красные жабры, запах (после оттаивания) свежей рыбы.

Рыба охлажденная перевозится в рефрижераторных вагонах в ящи­ках или в сухотарных бочках с температурой в толще мяса у позвоноч­ника в пределах от -1 °С до +3 °С.

Соленую рыбу и сельдь перевозят в деревянных, полимерных залив­ных или сухотарных бочках вместимостью не более 50 дм3 с мешками- вкладышами из полимерных материалов, в дощатых ящиках. Соленую рыбу и сельдь, расфасованную в пакеты из полимерных материалов пере­возят в ящиках из гофрированного картона.

Рыба и сельдь в бочках должны быть залиты тузлуком, а уложенные в тару — отжаты.

Ящики должны быть выстланы пергаментом, целлофаном или други­ми водонепроницаемыми материалами.

Рыба и сельдь соленые, пряного посола и маринованные при погруз­ке должны иметь температуру от 0 °С до -3 °С.

Живую рыбу и рыбопосадочный материал (мальков) перевозят в рефрижераторных секциях для перевозки живой рыбы с проводниками грузоотправителя.

Плодоовощи предъявляют к перевозке свежими, чистыми, без меха­нических повреждений и повреждений вредителями и болезнями, без излишней влажности, однородными по степени зрелости в каждой по- вагонной партии, упакованными в соответствующую для каждого вида плодов и овощей тару, приведенную в Правилах перевозок скоропортя­щихся грузов.

В период массовых заготовок по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем допускается перевозканавалом в крытых



вагонах позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов, тыквы, капусты средне­поздних и позднеспелых сортов.

Картофель для длительного хранения перевозится только в таре.

Плодоовощи в рефрижераторных вагонах и контейнерах перевозятся только в таре. Максимальная высота укладки плодоовощей в зависимос-ти от типа вагона приведена в Правилах перевозок скоропортящихся грузов.

При перевозке свеклы столовой, арбузов и тыквы навалом пол и сте­ны вагона должны выстилаться сухой соломой на высоту погрузки или древесной стружкой слоем 10 см. Междверное пространство крытых ва­гонов при перевозке в них овощей, картофеля и бахчевых культур нава­лом должно быть ограждено грузоотправителем овощными щитами.

Бананы должны предъявляться к перевозке жесткими, с кожурой и плодоножкой зеленого цвета, с достаточно развитыми плодами с типич­ной для вида формой и размерами. Бананы, предварительно уложенные в мешки из полимерной пленки с плотной увязкой горловины мешка, должны быть упакованы в картонные коробки. Бананы перевозятся толь­ко в рефрижераторных секциях или АРВ-Э и во время перевозки долж­ны вентилироваться при положительной температуре наружного возду­ха два раза в сутки, при отрицательной — один раз в сутки включением вентиляторов на 15—20 минут.

Молоко предъявляется к перевозке только пастеризованное или сте­рилизованное в охлажденном состоянии с температурой от +8° С, мо­локо стерилизованное — с температурой не выше +10 °С. Стерилизо­ванное молоко должно быть расфасовано в пакеты ТБА или в стеклян­ную упаковку с укладкой в ящики.

Молоко перевозится в изотермических вагонах. Молоко нестерели- зованное перевозится также в собственных или арендованных молоч­ных цистернах. Цистерны при наливе должны заполняться молоком до половины высоты колпака. В трехсекционных цистернах разрешается заливать две крайние или одну среднюю секцию.

К перевозке предъявляются молочные продукты: сметана с темпера­турой от +6 до +2° С во флягах, пакетах ТБА или стеклянных гермитич- но укупоренных банках с укладкой в ящики; творог замороженный с температурой не выше -18° С в ящиках.

Масло сливочное предъявляется к перевозке в упаковке и долж­но иметь при погрузке температуру не выше -6 °С, а масло топлен­ное — от 0 до -3° С. Масло сливочное перевозится в изотермичес­ких вагонах.

Мороженое перевозится в металлических емкостях, а мелко-фасо­ванное — в коробках, специальных контейнерах и другой таре только в рефрижераторных вагонах с догрузкой в летний и переходный периоды не менее 2—3 т сухого льда в каждый вагон. Температура мороженого при погрузке должна быть не выше -20 °С.

Яйца куриные пищевые (неохлажденные и охлажденные) перевозят­ся в специальной ячеистой упаковке, укладываемой в ящики. Охлаж­денные яйца предъявляются к перевозке стемпературой не выше +6 °С.



Яйца неохлажденные в летний период года при температуре наружного воздуха не выше +25 °С и при положительной температуре в переходный период года перевозятся в крытых вагонах.

Стерилизованные соки овощные, фруктовые и нектары в стеклян­ной, жестяной упаковке, а также в пакетах ТБА перевозятся в изотерми­ческих вагонах во все периоды, а в крытых вагонах — в переходный и летний периоды.

Вина, ликеро-водочные изделия перевозятся в бутылках, размещен­ных в ящиках, обтянутых проволокой или стальной упаковочной лентой. Ящики из гофрированного картона обтягиваются стальной упаковочной лентой или обклеиваются бумажной лентой в два пояса.

Шампанское, игристые и шипучие вина во все периоды года пере­возятся в изотермических вагонах, температура должна быть в пределах от +8 °С до +16 °С.

Ликеро-водочные изделия в летний и переходный периоды года пере­возятся в крытых и изотермических вагонах, а в зимний период — в изо­термических вагонах, а в крытых только при температуре наружного воздуха не выше +15° С.

Перевозка вин допускается также наливом в собственных специаль­ных цистернах-термосах и в собственных изотермических вагонах-цис­тернах в сопровождении проводников. Температура вина при наливе дол­жна быть не ниже +8 °С в зимний период, не выше +15 °С — в летний.

Вода минеральная, напитки безалкогольные предъявляются к пере­возке в упаковке в ящиках или специализированных контейнерах. Пере­возка навалом не допускается.

Пиво в стеклянных, полимерных бутылках, жестяных банках перево­зится в изотермических вагонах, температура при предъявлении к пере­возке от +2 °С до +12 °С.

Пастеризованное пиво в летний и переходный периоды года допус-ка­ется перевозить в крытых вагонах.

Пчелы перевозятся в ульях или в фанерных пакетах в сопровож-дении проводников грузоотправителя, грузополучателя. Перевозка пчел в кры­тых вагонах допускается при температуре наружного воздуха не выше +10 °С. При температуре выше +10 °С пчелы перевозятся в рефрижера­торных вагонах.

35. 9. Перевозка скоропортящихся грузов мелкими отправками и пакетами

Мелкие отправки скоропортящихся грузов, требующих определен­ного температурного режима, перевозятся в сборных АРВ-Э, а не требу­ющих поддержания температурного режима, — в крытых ваго-нах. Мел­кие отправки грузов принимаются к перевозке с одной станции отправ­ления на одну станцию назначения от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя.



При этом прием мелкими отправками может производиться как на местах общего, так и необщего пользования, а выгрузка — только на местах необщего пользования.

В один вагон грузятся мелкие отправки скоропортящихся грузов, требующие при перевозке одинаковые температурные режимы и не ока­зывающие друг на друга отрицательного влияния.

Требования к пакетированию скоропортящихся грузов изложены в п. 24. 1.

Пакеты на поддонах в изотермических вагонах устанавливаютна на­польные решетки, а в крытых вагонах и контейнерах — на пол. При общей высоте поддона с пакетом не более 110 см пакеты устанавливают в два, а при большей высоте — в один ярус. Между первым и вторым ярусом пакетов на поддонах, обтянутых поли-мерной термоусадочной пленкой, делается прокладка из картона во избежание скольжения пакетов на под­доне. Пакеты высотой более 180 см к перевозке не допускаются.

Поддоны устанавливают длинной стороной по ширине вагона по два в ряд. Вагон должен загружаться полным комплектом поддо-нов. При наличии между пакетами зазоров свыше 150 мм должно быть произве­дено их крепление.

 

Глава 36. Перевозка животных, грузов, подконтрольных Госветнадзору, продукции растительного происхождения из зон, объявленных под карантином

36. 1. Технические средства для перевозки животных

Для перевозки животных (включая птиц, пушных зверей, лаборатор­ных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб) предоставляются специализированные и универсальные крытые вагоны.

Четырехосный крытый одноярусный вагон для перевозки скота на дальние расстояния со служебным отделением, грузоподъемностью 26, 4 т, с баком для воды вместимостью 1300 л оборудован устройствами для привязи, кормления, поения животных и хранения запаса кормов.

В эксплуатации имеются двухъярусные крытые вагоны для перевозки скота со служебным отделением и без него. В них перевозят мелкий скот на двух ярусах, а на нижнем ярусе — крупный рогатый скот.

Универсальные крытые вагоны, предоставляемые для перевозки круп­ного рогатого скота, при поперечном способе его размещения, оборуду­ют железными кольцами (или скобами) для привязи животных из расче­та одно кольцо на 1-2 животных. Железные кольца прикрепляются шу­рупами к несъемным доскам продольной стены вагона. У торцевых стен вагона настилают полки, состоящие из двух досок, укладываемых на несъемные доски поперек вагона вплотную к торцевым стенам вагона.

 



 


Р ис. 36. 1. Скотопогрузочная платформа


После погрузки крупного рогатого скота в дверных проемах вагона ус­танавливаются решетки. В соответствии со статьей 24 Устава все эти приспособления и оборудование предоставляются грузоотправите-лями.

Под погрузку лошадей вагоны оборудуются четырьмя поперечными досками-коновязями, двумя дверными досками-закладками, двумя про­дольными и четырьмя фуражными досками.

Аналогично оборудуются вагоны при размещении крупного рогато­го скота продольным способом, но вместо дверных досок-закладок в дверных проемах устанавливаются решетки.

Для перевозки лабораторных, зоопарковых и домашних животных предоставляются специализированные вагоны либо оборудованные для такой перевозки крытые вагоны.

Погрузка, выгрузка животных повагонными отправками произво-дится в местах необщего пользования, оборудованных скотопогрузоч-ными платформами (рис. 36. 1).

Скотопогрузочная платформа состоит из приемного скотозагона, где осматривают, подсортировывают и временно содержат скот, погрузоч­ных скотозагонов, отсеков для нетранспортабельных живот-ных, жижеп­риемников, подпорных стенок, ограждения и железнодо-рожного пути. Участок скотопогрузочной платформы должен иметь удобный подъезд автомобильного транспорта.

В порядке исключения допускается погрузка, выгрузка животных с платформ общего пользования или площадок станции по трапам.

Для обслуживания перевозок животных в пути на станциях со­оружают устройства для водопоя, специальные пути для очистки ва­гонов от навоза, дезинфекционно-промывочные станции и пункты.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.