Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.П. Перепон 12 страница




Крупнотоннажные контейнеры размещаются на площадке длинной стороной вдоль площадки. Все груженые контейнеры уста-навливаются две­рями друг к другу. Установка контейнеров дверями наружу допускается только при условии, что каждый контейнер в секторе устанавливается сво­ей дверью к ограждающему брусу.

Площадки складирования контейнеров должны быть размечены контрастной краской для установки контейнеров. На площадке круп­нотоннажные контейнеры могут устанавливаться в два яруса по вы­соте, а при достаточной прочности покрытия площадок и наличия со­ответствующих погрузочно-разгрузочных машин до шести ярусов. При установке во второй и третий ярус должны учитываться условия удобства обозрения контейнеров и исключения случаев перестанов-ки контейнеров для отправки нижнего контейнера до того, как будет от­правлен верхний.

Среднетоннажные контейнеры устанавливаются на площад-ках, как правило, в один ярус. В случае необходимости при наличии кранов с достаточной высотой подъема и площадок с достаточно твердым по­крытием среднетоннажные однотипные контейнеры могут устанавливаться не более чем в два яруса. На рис. 25. 8 представлена одна из типовых схем комплексной механизации и размещения среднетоннажных кон­тейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслу­живаемой козловым краном пролетом 16 м. Контейнеры расставлены дверями внутрь секторов.

Расстояние от наиболее выступающих частей опор крана до контейне­ров, установленных на площадке, должно быть не менее 700 мм, а от оси железнодорожного пути до контейнеров — 3150 мм.

При специализации контейнерных площадок, выделенных для пе­реработки местных контейнеров, их делят на участки по отправле-нию и прибытию. Участок контейнероместа, расположенный ближе к же­лезнодорожному пути, предназначается для контейнеров, подлежа­щих отправлению по железной дороге, а находящийся со стороны подъезда автомобилей — для контейнеров, подлежащих вывозу ав­тотранспортом. Участок по отправлению делят на секции по назначе­ниям плана формирования. При недостаточной вмести-мости площад­ки применяют скользящую по дням недели специализацию секций в соответствии с календарным планом завоза контейнеров, либо зак­репляют за одной секцией несколько назначений, предусмотренных планом формирования.

25. 8. Организация работы контейнерного пункта

Работа контейнерного пункта организуется на основании оператив­ных планов, составляемых на сутки и смену заведующим контейнерной площадкой (пунктом), исходя из плана работы станции, положения на контейнерном пункте к началу планируемого периода, информации о подходе вагонов с контейнерами, норм технологического процесса на обработку вагонов, автомобилей, контейнеров.

 



Для рациональной организации работы кранов приемосдатчик до подачи вагонов с контейнерами на контейнерный пункт составляет план отработки контейнеров в подаче в целом и для каждого крана в отдельности. План состоит из двух частей: комплектование контей­неров и распределение комплектов по вагонам. В плане комплектова­ния контейнеров указывают маркировочный код каждого контейнера, входящего в комплект, и станцию его назначения, а в плане распреде­ления комплектов — инвентарные и порядковые номера вагонов, на которые должен быть погружен каждый из комплектов, станцию на­значения каждого вагона, порядок формирования комплекта контей­неров на каждый вагон.

Завоз и вывоз контейнеров осуществляется автомобилями на основа­нии плана-задания на выделение автотранспорта диспетчеру по автопе­ревозкам. Количество одновременно подаваемых автомобилей устанав­ливают по числу погрузочно-разгрузочных машин из расчета один авто­мобиль на один работающий кран (погрузчик). Интервал между подачами автомобилей в район одного крана должен соответст-вовать продолжи­тельности загрузки-разгрузки автомобиля.

В тех случаях, когда завоз и вывоз контейнеров со станции осуще­ствляется силами экспедиторов, имеющих договоры со станцией на вывоз контейнеров, применяют наряды формы КЭУ-16. Наряд выпи­сывается станцией в трех экземплярах. Под номером наряда указыва­ ется порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению или Книги выгрузки грузов. По нарядам КЭУ -16 также производится учет времени нахождения контейнеров у грузоотправителей, грузополуча­телей и экспедиторов. С этой целью в нарядах КЭУ-16 в обязательном порядке проставляются номера контейнеров. При этом при подаче ва­гонов с контейнерами на железнодорожные подъездные пути наряд формы КЭУ-16 оформляется вместе с ведомостью подачи и уборки вагонов с контейнерами.

При поступлении импортных грузов наряд формы КЭУ-16 вместе с накладной передается в таможенный орган, обслуживающий станцию назначения. При выгрузке груза таможен­ный орган ставит штамп установленной формы на накладной и на наря­де формы КЭУ-16.

При выдаче груженого или порожнего контейнера, а также при воз­врате их, работник станции проставляет дату и время выдачи и возвра­та контейнера. Эти отметки заверяются подписями работника железной дороги и экспедитора.

Два экземпляра наряда выдаются вместе с контейнером экспеди-тору, один экземпляр остается на контейнерной площадке.

По прибытии контейнеров под выгрузку приемосдатчик составляет план переработки подачи вагонов с контейнерами и дает заявку манев-ровому диспетчеру на расстановку вагонов по площадке в соответст-вии с суще­ствующей специализацией. Составитель, получив задание от маневрово­го диспетчера, осуществляет подборку и расстановку ва-гонов с контейне­рами по площадкам и специализированным участкам.

 



Одновременно с расстановкой вагонов на площадке приемосдат-чик производит наружный коммерческий осмотр прибывших контейнеров.

Выгрузкой груженых и порожних контейнеров и размещением их на площадке руководит приемосдатчик. В процессе выгрузки он про­изводит коммерческий осмотр выгруженных контейнеров, проверяет ЗПУ, отмечает в вагонном листе номера сектора и ряда, на котором фактически размещен контейнер. По окончании выгрузки каждого вагона в вагонном листе отмечает время его выгрузки. Данные о выгруженных контейнерах заносятся в Книгу выгрузки (форма ГУ- 44). Вагонные листы передаются в товарную контору, а в накладных отмечается место установки контейнера на площадке.

Одновременно с обработкой поездов и вагонов на станционных путях и выгрузкой контейнеров на площадке в товарной конторе оформляют перево­зочные документы, заполняют Книгу прибытия грузов (форма ГУ-42) и ин­формируют грузополучателей о прибыв-ших в их адрес грузах. В накладных на местные контейнеры отмечают координаты места установки контейнера на площадке (на основании переданных в товарную контору вагонных листов).

После оформления перевозочных документов по прибытию и состав­ления плана завоза-вывоза контейнеров заполняют наряды на вывоз и завоз контейнеров автотранспортом.

25. 9. Технология работы контейнерного пункта в условиях функционирования автоматизированной системы управления

Типовой технологический процесс работы грузовой станции в усло­виях функционирования автоматизированной системы управ-ления пре­дусматривает функционирование комплекса АРМ работни-ков станцион­ного технологического центра, маневрового диспетче-ра, контейнерного пункта на основе унификации разработанных вариантов программного обеспечения для ЭВМ последнего поколе-ния. Для этой цели введена система запросов и ввода информации в ЭВМ по макетам под различ­ными номерами (№ 5, М-6 и т. д. ). Применение ЭВМ позволяет автомати­зировать целый ряд операций по прибытию, погрузке, выгрузке и сор­тировке контейнеров, визиро-ванию накладной, завозу и вывозу контейне­ров, составлению нарядов КЭУ -16 и других документов, операции по отправлению, учетно-отчетные операции, ведение книг прибытия, выгрузки, начис-ление провозных платежей, платы за пользование контейнерами и сборов за предоставляемые услуги, оформление счетов и других опера­ций.

В ЭВМ производится непрерывный сбор и накопление информа-ции о контейнерах (поступление на контейнерную площадку, вывоз в город, на обменные пункты, завоз из города, сдача в ремонт, полу-чение из ремон­та). В автоматизированном режиме ведутся учетные карточки на контей­нер, учетные карточки выполнения заявок на



перевозкугрузов формы ГУ -1, выдаются оперативные сведения о контейнерах, производится комплектообразование контейнеров, опе-ративное планирование работы кон­тейнерного пункта, поиск контейнеров на грузовых площадках, у грузо­отправителей и грузопо-лучателей. Результаты выдаются на печать, а так­же на дисплей по запросу для анализа ситуации и применения рацио­нальных управляющих воздействий.

В технологию переработки контейнеров в настоящее время внедря-ет­ся системный АРМ товарного кассира во взаимодействии с АРМ при­емосдатчика на контейнерной площадке и с дорожным уровнем номер­ной контейнерной модели автоматизированной системы контроля за ис­пользованием и передвижением контейнеров.

25. 10. Управление контейнеропотоками

Основным документом, определяющим систему управления контейнеропотоками, служит план формирования контейнеров. Вначале разра­батывается план формирования контейнерных поездов, а затем план фор­мирования вагонов с контейнерами.

Контейнерным поездом называется поезд, сформированный из вагонов, загруженных контейнерами. Его можно формировать из специализированных вагонов для перевозки контейнеров или уни­версальных. Вагоны могут быть загружены универсальными или спе­циализированными контейнерами всех типов и размеров, а также контрейлерами. Контейнерные поезда делятся на ускоренные, сквоз­ные и групповые.

Вначале определяют целесообразность ускоренных поездов, а затем сквозных и групповых. Назначение ускоренных контейнерных поездов яв­ляется одним из основных факторов улучшения сервисного обслу-живания грузоотправителей и грузополучателей. Перевозка контейне-ров в сквозных поездах до места назначения исключает переработку на сортировочных стан­циях, а это позволяет повысить сохранность грузов и самих контейнеров, особенно крупнотоннажных.

На сети дорог России введены в обращение сквозные контейнерные поезда Новороссийск—Москва, Москва—Иркутск, Москва— Екатерин­бург, групповые контейнерные поезда Москва—Новосибирск— Красно­ярск, Москва—Екатеринбург—Новосибирск, Москва— Екатеринбург— Омск—Иркутск и др.

В соответствии с достигнутым международным соглашением введе­ны в обращение ускоренные контейнерные поезда Берлин—Москва, Бу­дапешт—Москва, Братислава—Москва, Хельсинки—Москва, Одесса— Москва и др. По Транссибирской магистрали курсируют поезда Наход­ка—Бусловская, Находка—Брест (Чоп). Доставка контейнеров поез­дами из Находки-Восточной в Европу позволяет сократить сроки пере­возки грузов в контейнерах на 15 суток по сравнению с морским ва­риантом при сравнительно одинаковых тарифных условиях.

 



План формирования вагонов с контейнерами рассчитывают для гру­женых контейнеропотоков, не охваченных контейнерными поездами. Он устанавливает категории и станции назначения вагонов с контейнерами: прямые (под выгрузку на одну станцию назначения) и перегрузочные (для переформирования на пунктах сортировки контейнеров). Разраба­тывают сетевые и дорожные планы формирования вагонов с контейне­рами. Причем каждый вид плана формирования составляют для двух типов контейнеров: среднетоннажных и крупнотоннажных. При разра­ботке плана формирования стараются максимально увеличить количе­ство прямых вагонов и свести к минимуму сортировку контейнеров, перевозимых в перегрузочных вагонах.

25. 11. Перевозка автопоездов и контрейлеров

В последние годы в мировой практике, в том числе и на желез-ных дорогах России, начали интенсивно развиваться комбиниро-ванные (сме­шанные) перевозки грузов с транспортировкой большегрузных автомо­билей, полуприцепов, прицепов, съемных кузовов и контрейлеров на специальных железнодорожных платформах.

Под комбинированными (или смешанными) перевозками пони­мается технология перевозки автопоездов, контрейлеров и контей-не­ров на специальных железнодорожных платформах комбиниро-ван­ного транспорта.

Автопоездом называется автомобиль-тягач в сцепе с полупри-цепом и прицепом. Контрейлером называется двух- или трехосный грузовой полуприцеп с крытым или открытым кузовом (в том числе и специаль­ного назначения), приспособленный для буксировки автотягачами по автомобильным дорогам и для безо-пасной перевозки по железной доро­ге на специализированных платформах. На рис. 25. 9 показаны схемы размещения контрейле-ров и автопоездов на платформах комбинирован­ного транспорта.

Комбинированные перевозки позволяют эффективно использо-вать технические, экономические и экологические преимущества разных видов транспорта. Так, при смешанных железнодорожно-автомобиль­ных перевозках обеспечивается сочетание высокой мобильности и ско­рости доставки автомобильным транспортом с большой производитель­ностью, экономией энергии и экологичес-кими преимуществами желез­нодорожного транспорта.

При комбинированных перевозках обеспечивается высокая степень надежности и безопасности в пути следования как для груза, так и для самого автопоезда, доставка груза получателю по расписанию, конт­роль и слежение за его продвижением, охрана в пути следования.

К перевозке по железным дорогам принимаются груженые и по­рожние автопоезда всех типов, в том числе с прицепами



 


Рис. 25. 9. Схемы размещения контрейлеров и автопоездов на платформах ком­бинированного транспорта: а— четырехосная платформа колеи 1520 мм мо­дели 13-9009 (размещение контрейлера); б— четырехосная платформа колеи 1520 мм модели 13-9009 (размещение автопоезда); в— четырехосные плат­формы колеи 1520мм моделей М 13-9004 и 13-4095 (размещениеавтопоездов)


стандартной массой брутто не более 44, 0 т, общей длиной не более 18350 мм, шириной не более 2500 мм и высотой не более 4000 мм, а также контрейлеры максимальной массой брутто не более 38, 5 т и шириной не более 2500 мм.

Груз в кузовах автопоездов и контрейлеров должен быть разме-щен в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления гру­зов в вагонах и контейнерах.

Кузова автопоездов и контрейлеров должны быть опломбирова-ны гру­зоотправителем. Порожние кузова могут не пломбироваться. Грузоотпра­вителем (либо по его поручению водителем-экспедито-ром) должно быть обеспечено надежное закрытие на ключ дверей кабины иисключение не­санкционированного доступа к аккумуля-тору, запасному колесу и дру­гим комплектующим деталям и узлам.

 

 



Допускаемое количество горючего, перевозимого автопоездом, опреде­ляется емкостью топливного бака, но не должно превышать 200 литров.

Брезентовые чехлы кузовов автопоездов и контрейлеров должны быть в исправном состоянии без каких-либо повреждений, а также иметь при­способление для крепления к кузову. Концы закрепляющего тент троса должны быть соединены надежным узлом и опломби-рованы.

Перевозка автопоездов по железной дороге может производиться в сопровождении уполномоченного грузоотправителем водителя-экспе-дитора в специально выделенном вагоне для сопровождения.

Перевозка контрейлеров по железной дороге может производиться без сопровождения.

Перевозка автопоездов и контрейлеров производится между стан-ци­ями, открытыми для операций с ними, включая пограничные передаточ­ные станции и пункты передачи на другой вид транспорта. Перевозка осуществляется прямыми отправительскими маршрутами, укрупненны­ми группами вагонов в составе прямых и групповых ускоренных поез­дов и в соответствии с порядком организации на железных дорогах мар­шрутных перевозок.

Погрузка автопоездов и контрейлеров на специализированный под­вижной состав может производиться на местах общего и необщего пользования. Прием к перевозке автопоездов и контрейлеров осуществ-ляется пос­ле проверки правильности их размещения и закрепления в открытом под­вижном составе, их целостности по внешнему осмотру, проверки наличия и состояния ЗПУ установленного МПС типа.

На перевозку каждого груженого, порожнего автопоезда, конт-рейлера грузоотправитель должен представить заполненную в установленном поряд­ке одну из форм накладных на перевозку груза в универсальном контей­нере. На груженые автопоезда накладная предс-тавляется вместе с транспорт­ной (автомобильной) накладной, выпи-санной на размещенный в кузове груз.

Регистрационные номера автопоездов и контрейлеров, а также их но­минальная масса брутто проставляется в тех графах, где предус-мотрено проставление маркировочных кодов и массы брутто контей-неров. В графе «Вид отправки» накладной делается отметка «АПД» — в случае предъяв­ления к перевозке автопоезда, «КТР» — в случае предъявления к пере­возке контрейлера. В графе «Наименование груза» указывается наимено­вание груза, размещенного в кузове, в полном соответствии с записью, сделанной в транспортной (автомобильной) накладной.

В накладную гру­зоотправителем, наряду с другими сведениями, вносятся сведения о мас­се размещенного в кузове груза: собственная масса автопоезда, контрейлера, размер общей массы брутто отправки, а также сведения о количе­стве и контрольных знаках запорно-пломбировочных устройств.

 



При приеме к перевозке груженых и порожних автопоездов и кон- трейлеров все имеющиеся неисправности, которые не угрожают безо­пасности персонала перевозчика, а также не влекут за собой несохран- ность груза (например отсутствие фары, повреждение стекла кабины и т. п. ), фиксируются грузоотправителем (водителем-экспедитором) в на­кладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».

В накладной грузоотправителем также делается отметка о том, что раз­мещение груза в кузове автопоезда, контрейлера произведено в соответ­ствии с требованиями Технических условий и не угрожает безопасности персонала перевозчика и перевозке по форме «Размеще-ние груза в кузо­ве не угрожает безопасности перевозки по железной дороге».

Выдача автопоездов и контрейлеров на станции назначения с непов­режденными ЗПУ производится по наружному осмотру. Въезд и выезд автопоездов, ввоз и вывоз контрейлеров на (со) станцию(и) произво­дится персоналом и средствами соответственно грузоотправителя, гру­зополучателя по пропускам, выдаваемым в товарной конторе станции или на терминале.

Выезд с территории станции назначения автопоездов и контрейлеров с грузом, находящимся под таможенным контролем, разрешается по про­пускам после осуществления таможенных процедур.

Глава 26. Перевозка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

26. 1. Требования к упаковке

Грузами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не свя­занных с осуществлением предпринимательской деятельности, счита­ются принадлежащие отдельным гражданам (физическим лицам) пред­меты и вещи квартирной обстановки, домашнего обихода и личного пользования как новые, так и бывшие в употреблении (холодильники, стиральные машины, пианино, рояли, мебель, компьютеры, книги, одеж­да, обувь, посуда, телевизоры, музыкальные центры, инструменты и т. п. ). К этим грузам относятся также коляски, велосипеды, мотоцик-лы, мотороллеры, автомобили.

Грузоотправитель обязан подготовить груз для перевозки таким об­разом, чтобы обеспечивалась безопасность движения, сохранность гру­за, вагонов и контейнеров.

Мотоциклы, велосипеды, холодильники, стиральные машины упако­вывают в деревянные ящики или обрешетки. Бензин из мотоциклов и автомобилей должен быть слит, а аккумуляторы отключены. Шкафы, диваны устанавливают в обрешетку с мягкой прокладкой между стек­лом или зеркалом и упаковкой. Полированные стенки кроватей, стуль­ев, кресел и другой мебели обшивают или помещают в деревянную об­решетку, стулья связывают по несколько штук и обвертывают мягким материалом.



Телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, одежду, белье, посуду и другие кухонные принадлежности упаковывают в ящи­ки, тюки, сумки, корзины, чемоданы, обшивают тканью и крестообраз­но обвязывают цельной веревкой.

На грузовых местах с зеркалами, стеклом и другими хрупкими пред­метами грузоотправитель делает надпись «Осторожно, хрупкое! » или наклеивает соответствующий манипуляционный знак.

На все тарные и штучные грузы грузоотправитель обязан нанести транспортную маркировку. Содержание маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировочных ярлыков и надписей должны соответствовать Правилам приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (см. п. 12. 2).

26. 2. Порядок оказания услуг по перевозке грузов

Грузоотправитель имеет право перевозить груз для личных, семей­ных, домашних и иных нужд в вагонах, контейнерах, принадлежащих перевозчику, либо арендованных у собственников.

Порядок организации услуг по перевозке этих грузов установлен Пра­вилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транс-портом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для лич-ных, семей­ных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществле-нием пред­принимательской деятельности, утвержденными Прави-тельством Рос­сийской Федерации.

Перевозка грузов осуществляется в соответствии с принятой заяв­кой на перевозку грузов.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предъявить на станции отправления накладную, заполненную в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (см. п. 12. 5) и другие предусмотренные соответствующими норматив-ными правовыми актами документы (административные разрешения, сертификат или удостовере­ние, ветеринарные свидетельства и сертификаты, удостоверяющие от­сутствие карантинных организмов, таможенные разрешения и т. п. ). Стан­ция обеспечивает грузоотп-равителей бланками накладных за плату.

Перевозчик имеет право выборочно проверять соответствие массы грузов и других данных сведениям, указанным грузоотправителем в накладной. За достоверность сведений, внесенных в накладную, а так­же за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной, грузоотправитель несет ответственность, предусмотрен-ную Уставом (ст. 98, 102).

Грузы, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием и с указанием наимено­вания отдельных предметов, составляющих данную отправку.



Грузоотпра­витель указывает в накладной их массу, а при предъяв-лении тарных и штуч­ных грузов и количество мест отдельной строкой по каждому наименова­нию. Грузы, сдаваемые к перевозке мелкими отправками принимаются пе­ревозчиком с проверкой количества грузо-выхмест со взвешиванием каж­дого грузового места.

Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для лич­ных, семейных, домашних и иных нужд должны быть опломбированы перевозчиком по усмотрению и за счет грузоотправителя или грузоот-п­равителем.

Грузоотправитель обязан оплатить на железнодорожной станции от­правления провозную плату, проезд проводников, а также внести иные платежи и сборы.

Окончательные расчеты, связанные с перевозкой грузов, произво­дятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную стан­цию назначения.

В накладной и квитанции о приеме груза проставляется сумма про­возной платы, начисленная при отправлении.

Расчеты наличными деньгами производятся в товарных конторах железнодорожных станций в пределах сумм, определенных Центро-бан­ком Российской Федерации. После внесения наличных денег платель­щику выдается чек контрольно-кассовой машины или квитан-ция об уп­лате сборов установленного образца.

Расчеты чеками банка производятся в товарных конторах железно­дорожных станций в соответствии с Положением о безналичных расче­тах в Российской Федерации. Плательщику выдается счет-фактура уста­новленного образца.

Перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установлен­ные сроки. Перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. В грузовой квитанции, выдаваемой грузоотправителю, ука­зывается, когда истекает срок доставки. В случае просрочки доставки груза перевозчик уплачивает пени согласно статье 97 Устава при предъяв­лении претензии установленным порядком.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем при-бы­тия грузов. Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и вы­даче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бес­платно в течение 24 часов. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров перевозчиком.

За хранение грузов сверх установленного срока взимается сбор, ука­занный в Тарифном руководстве № 3.

При выдаче грузов, упакованных в тару, станция назначения обяза-на проверить количество и массу грузовых мест, указанных в перево-зоч­ных документах. В случае, если при проверке состояния груза, его мас­сы, количества мест обнаружена недостача, повреждение (порча) груза при обстоятельствах, определенных статьей 119 Устава, железно-дорож­ная станция назначения составляет коммерческий акт.

 



При отсутствии следов повреждения тары и упаковки груз выдается без вскрытия тары и упаковки и без проверки содержимого.

Переадресовка грузов, перевозимых мелкими, повагонными и кон­тейнерными отправками во всех видах сообщений осуществляет-ся пе­ревозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых производится переадресовка.

При необходимости переадресовки грузоотправитель или указан-ный в накладной грузополучатель подает заявление начальнику станции пер­воначального отправления. Это заявление может быть подано и другим лицом или транспортно-экспедиционной организа-цией по доверенности грузоотправителя или грузополучателя.

За переадресовку груза перевозчик взимает сбор в размере, ука-зан­ном в Тарифном руководстве № 3.

26. 3. Прием грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд с объявленной ценностью

На основании статьи 16 Устава грузоотправитель может предъя-вить груз к перевозке с объявлением его ценности. Ценность грузов объяв­ляется исходя из их стоимости.

Грузоотправитель вместе с накладной, в которой указана объявленная ценность, предъявляет станции отправления опись на перевозку грузов с объявленной ценностью формы ГУ-112. В описи на перевозку грузов с объявленной ценностью грузоотправитель обязан указать объявленную ценность каждого места. При предъяв-лении для перевозки по одной на­кладной грузов неодинаковой ценности грузоотправитель указывает в описи отдельной строкой их отличительные признаки, количество мест и цен­ность. Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью составляется в трех экземплярах. Один экземпляр описи возвращается грузоотправи­телю, второй вкладывается в вагон, контейнер либо в одно из грузовых мест (при перевозке грузов мелкой отправкой), а третий экземпляр оста­ется в деле железнодорожной станции отправления.

При отправлении предъявленных грузоотправителем перевозоч-ных документов уполномоченный работник станции отправления должен про­верить правильность заполнения грузоотправителем описи, указать в ней номер накладной, расписаться в строке «Опись принята» и проставить календарный штемпель станции отправления.

Грузоотправитель уплачивает перевозчику сбор за объявленную цен­ность согласно Т арифному руководству N° 1 за каждые 100 рублей объяв­ленной ценности в зависимости от расстояния перевоз-ки. Размер упла­ченного сбора вносится в перевозочные документы. При перевозке гру­зов в крытом вагоне с сопровождающим, следую-щим в том же вагоне, опись на перевозку грузов с объявленной ценностью несоставляется. Выдача грузов в этом случае произво-дится без участия перевозчика.

 



Р а з д е л VIII

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НАСЫПЬЮ, НАВАЛОМ И В ОТКРЫТОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ


Глава 27. Перевозка грузов насыпью и навалом

27. 1. Характеристика насыпных и навалочных грузов

Перечень грузов, допускаемых к перевозке насыпью, на основа­нии статьи 23 Устава устанавливается МПС России и опубликовыва­ется в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повы­шенным абразивным воздействием на трущиеся части подвиж-ного со­става и погрузочно-разгрузочных машин и устройств.

Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкаю­щим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промы-вают. Кроме того, они являются вяжущими материалами, смешива-ясь с водой образуют плас­тические массы, которые затем затверде-вают.

Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к рас­пылению.

Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: по­вышенной способностью к слеживанию, гигроскопичностью, пылением, абразивностью. Это вызывает необходимость защиты трущихся час­тей машин и подвижного состава, использование рес-пираторов для за­щиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количествен-ных потерь удобрений. Гра­нулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицатель­ные физико-химические свойства удобрений.

Качественная характеристика зерновых грузов и продуктов их пере­работки изложена в п. 34. 1.

Перечень грузов, допускаемых к перевозке навалом, на основании статьи 23 Устава устанавливается МПС России.

Насыпные грузы, размер гранул которых не превышает 13 мм, а также грузы класса 0—100 мм с содержанием частиц (размером ме­нее 13 мм) более 50 % относятся к грузам мелких фракций.

Насыпные и навалочные грузы являются массовыми, характери-зу­ются постоянством потоков. Погрузка и выгрузка их в основном сосре­доточена на крупных предприятиях, что создает в основном благоприят­ные возможности для осуществления перевозок этих грузов отправи­тельскими маршрутами.

 



27. 2. Условия перевозок грузов насыпью и навалом

Условия перевозок грузов насыпью и навалом изложены в Прави-лах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом.

Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (например цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перево­зятся насыпью в вагонах-хопперах (цементовозах, минералло-возах, аппатитовозах) и в других специализированных крытых ваго-нах. Гру­зы, не требующие защиты от атмосферных осадков (напри-мер руда, уголь, флюсы, песок, щебень, гравий, торф, шлаки) пере-возятся на­сыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специа­лизированных вагонах.

При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов на­сыпью в специализированных вагонах и глуходонных полуваго-нах гру­зоотправитель обязан в накладной в графе « Особые заявле-ния и отметки отправителя» сделать отметку следующего содержа-ния: «Перевозка в специализированных вагонах (или соответственно в глуходонных полу­вагонах) с получателем согласована. Устройства разгрузки имеются».

Условия перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки рас­сматриваются в п. 34. 3.

Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосфер-ных осадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие) перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требу­ющие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природ­ные, металлы черные) перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах.

Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграждениями. Для заграждения дверных проемов вагонов могут применяться щиты, дос­ки, горбыли, заграждения из других плотных материалов, а также за­таренные грузы.

При оформлении перевозочных документов на перевозку груза на­сыпью или навалом в накладной в графе «Количество мест» грузоотпра­вителем указывается соответственно «насыпью» или «навалом».

После выгрузки многих грузов, перевозимых насыпью или нава-лом, должна производиться промывка вагонов. Перечень этих грузов приве­ден в Правилах очистки и промывки вагонов и контейнеров после выг­рузки грузов. Грузы, перевозимые насыпью и навалом взвешивают, как правило, на вагонных весах без расцепки вагонов, но с остановкой их на весовой площадке.

Массу тары, как правило, принимают по трафарету. Масса нава-лочных и насыпных грузов может определяться по обмеру.



Массовые насыпные и навалочные грузы, как правило, предъявля­ются к перевозке группами вагонов (групповые или маршрутные от­правки) и могут оформляться по одной накладной формы ГУ-27е.

27. 3. Перевозка грузов группами вагонов по одной накладной

Перевозка грузов группами вагонов оформляется одной из следую­щих форм накладных:

- на бланке формы ГУ-27е (лист 1 — оригинал накладной заполня-ется грузоотправителями, листы 2, 3, 4 машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ заполняются перевозчиком;

- на бланке формы ГУ-27е (лист 1 — оригинал накладной заполня-ет­ся грузоотправителем, листы 2, 3, 4 на бланках формы ГУ-29б заполня­ются перевозчиком с помощью копировальной бумаги маши-нописным или разборчиво рукописным способом);

- на бланке формы ГУ-27у-ВЦ (лист 1 — оригинал накладной запол­няется грузоотправителем компьютерным способом, листы 2, 3, 4 ма­шинопечатной формы ГУ-29у-ВЦ формируются компьютерным спосо­бом перевозчиком на основе листа 1).

Кроме этого, к оригиналу накладной грузоотправитель приклады-вает четыре экземпляра дополнительного листа, в котором указыва-ются но­мера вагонов и данные о них, масса груза в каждом вагоне, количество мест, сведения о ЗПУ, сумма провозных платежей.

Перевозчиком во все экземпляры дополнительного листа вносится номер отправки. Первый, второй и третий экземпляры дополнитель-ного листа прикладываются перевозчиком соответственно к оригина-лу на­кладной, дорожной ведомости и к корешку дорожной ведомости, а чет­вертый экземпляр вместе с квитанцией о приеме груза возвра-щается грузоотправителю.

Предъявляемые к перевозке группами вагонов грузы оформляются по одной накладной при соблюдении следующих условий: грузы долж­ны быть одного наименования номенклатуры грузов; погрузка и выг­рузка должны производиться в местах необщего пользования, не при­надлежащих перевозчику; отправка грузов предъявляется перевоз-чику однимгрузоотправителем на одной станции отправления и направляется в адрес одного грузополучателя на одну станцию назначения; масса груза и количество вагонов в пути следования не изменяется.

При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части марш­рута отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части марш­рута, а также каждый одиночный вагон прицепной части.

Накладные заполняются в соответствии с Правилами заполнения пере­возочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспор­том и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов груп­пами вагонов по одной накладной.

 



Общее количество мест, масса всей отправки груза и общая сумма платежей указывается на лицевой стороне накладной.

В случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправ-но­сти составляется акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправ­ки, наименований и кодов станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования кода гру­за. Порядок оформления перевозочных документов (в том числе с ис­пользованием электронной накладной) в случае отцепки вагона приве­ден в Правилах перевозок железнодо-рожным транспортом грузов груп­пами вагонов по одной накладной.

27. 4. Особенности перевозок отдельных насыпных и навалочных грузов

Перевозки каменного угля по своему объему составляют значи-тель­ную часть грузооборота на железнодорожном транспорте. В структуре погрузки грузов на железных дорогах Российской Федерации уголь составляет более одной трети и является самым массовым грузом.

Каменный уголь перевозят в полувагонах. Они должны быть исправ­ными и иметь зазоры в разгрузочных люках не более допуска-емых тех­ническими условиями. Полувагоны, подаваемые под погрузку коксующихся углей, не должны иметь сора и песка. Перед погрузкой каменно­го угля мелких фракций грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка в данном полувагоне не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Для этого грузоотпра­витель принимает дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова полувагонов.

Загруженные вагоны взвешиваются и в соответствии с грузоподъ­емностью полувагона догружаются или отгружаются при ее превыше­нии, т. е. производится дозировка. На многих шахтах приме-няются бун­керные погрузочно-весовые устройства, на которых взвешивание со­вмещается с погрузкой и дозировка не требуется.

При перевозке и хранении угля необходимо учитывать такие его свой­ства, как самовозгорание, смерзание, дробление. Ископаемые угли об­ладают способностью поглощать кислород воздуха, что приводит к са­монагреванию и самовозгоранию. По мере окисления происходит выде­ление и накопление тепла, что в конечном счете приводит к самовозго­ранию углей. Не допускается погрузка ископае-мых углей в вагоны, за­соренные остатками других грузов, так как угольная пыль с другими веществами (с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью и т. д. ) образует взрывчатые смеси.

Марка каменного угля указывается грузоотправителем в наклад­ной в графе «Наименование груза», например, уголь каменный марки «К» — коксовый.

 



Кокс перевозится в специализированных полувагонах для кокса объе­мом кузова 117 м3 или в универсальных полувагонах с «шапкой» треу­гольной формы. В перевозочных документах грузоотправитель указы­вает класс кокса, например, «кокс доменный», «кокс мелкий», «кокс орешек». Кокс мелкий и орешек подвержен смерзанию. Значительная часть кокса перевозится кольцевыми маршрутами.

Торф перевозится на небольшие расстояния. Так как объемная мас­са торфа колеблется в широких пределах от 0, 2 т/м3 (для воздушно­сухого продукта) до 0, 65 т/м3 (для влажного), его перевозят в специ­ализированных цельнометаллических полувагонах-хопперах с объе­мом кузова 120 м3 и грузоподъемностью 58 т или в универсальных полувагонах с наращенными бортами. Для перевозки торфа создают­ся торфяные «вертушки» из таких вагонов. При перевозке торфа гру­зоотправитель вместе с накладной представляет качественное удос -товерение, где указывает род, плотность, влажность и зольность тор­фа. Масса торфа определяется взвешиванием на вагонных весах или обмером. При длительном хранении торф подвержен самонагрева­нию и самовозгоранию.

Рудные грузы предъявляются к перевозке в виде сырой руды (сорти­рованной, рядовой и мелочи), рудных концентратов, агломерата (горя­чего и охлажденного) и металлических окатышей. Основную массу железной руды перевозят в полувагонах, на короткие расстоя-ния — в думпкарах и только незначительную часть — на платформах. На усло­вия перевозок влияет объемная масса, влажность, грануломет-рический состав, пористость, абразивность, коррозирующие и другие специфи­ческие особенности рудных грузов.

Объемная масса рудных грузов колеблется в широких пределах и влияет на степень использования подвижного состава и погрузочно-раз­грузочных механизмов.

Агломерат и окатыши — продукты специальной термической об­работки мелкого рудного сырья и концентратов (спекания рудной ме­лочи и концентратов в куски и в шарики определенного диаметра). Агломерат перевозится на небольшие расстояния (300—400 км) в спе­циализированных металлических хопперах (агловозах) в горячем со­стоянии (до 700 °С).

Так как железную руду, агломерат, окатыши, флюсы отправляют из ограниченного числа пунктов и выгружают в пунктах массового по­требления, их перевозки организуют преимущественно отправительс-ки­ми маршрутами. На отдельных направлениях для этих перевозок приме­няют кольцевые маршруты.

Цемент относится к вяжущим строительным материалам. Он пред­ставляет собой порошок обычно серо-белого цвета, обладающий способ­ностью к слеживанию, образованию сводов и распылению.

В перевозочных документах указываются вид и марка цемента. Вслед­ствие легкой распыляемости и вредного воздействия на организм чело­века обслуживающий персоналпри работе с цементом



должен пользо­ваться защитными марлевыми повязками или респираторами. Перевозят цемент насыпью в универсальных крытых вагонах, в специализирован­ных саморазгружающихся крытых ваго-нах, в специализированных ци­стернах для цемента и в специальных контейнерах грузоотправителя. В специализированных вагонах цемент следует в адрес грузополучателей, имеющих устрой-ства для выгрузки, другим грузополучателям такие вагоны направля-ют при их согласии. Цемент также перевозится в таре; в качестве тары для цемента применяются крафт-бумажные мешки вмес­тимостью 50—70 кг. Грузоотправитель помещает в каждый вагон с це­ментом ярлык — предварительный паспорт, который является первич­ным техничес-ким документом, удостоверяющим сорт и марку цемента. Затем в адрес грузополучателя высылается окончательный паспорт, по которому он может убедиться в том, что в его адрес прибыл тот цемент, который ему нужен.

Кирпич перевозят в крытом и в открытом подвижном составе и в специализированных контейнерах, а также в пакетированном виде. При погрузке на платформы применяют укладку кирпича выше бортов. Наи­более рационально перевозить кирпич на поддонах с укладкой его полу- паркетным способом.

Минеральные удобрения перевозят и хранят в основном в зата-рен­ном виде или насыпью. Затаривают удобрения в полиэтиленовые и бу­мажные мешки массой до 50 кг. Затаренные удобрения перевозят в уни­версальных крытых вагонах. Для перевозки удобрений насы-пью приме­няют специализированные крытые цельнометал-лические вагоны бункер­ного типа (хопперы-минералловозы) объемом кузова 73, 0 и 81, 0 м3, а также специализированные жесткие, полужесткие и мягкие контейнеры. Все пункты погрузки минераль-ных удобрений в вагоны-минералловозы должны быть оборудованы дозирующими устройствами. При разгрузке минералловоза нельзя допускать образование вакуума внутри кузова. С этой целью перед разгрузкой открывают один из загрузочных люков на крыше. Выгружают минеральные удобрения из минераловозов на обе стороны повышенного пути или в специальные приемные устройства.

27. 5. Борьба со смерзаемостью грузов

К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обыч­ные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между со­бой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона. Перечень перево­зимых насыпью грузов, относящихся к смерзаю-щимся грузам, а также сроки проведения профилактических мер против смерзания в холодный период года в зависимости от местона-хождения подразделений перевоз­чика приведен в Приложениях 1 и 2 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.

 



Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте предусматривают порядок и условия применения профи­лактических мер и средств восстановления сыпучести грузов и офор­мление их перевозок. До наступления холодного периода года, в тече­ние которого обязательно применение профилактических мер, препят­ствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополуча-тели дол­жны провести соответствующую подготовку. В первую очередь созда­ются запасы средств профилактики в пунктах погрузки смерзающих­ся грузов, осуществляется ремонт установок для прове-дения профи­лактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзающих­ся грузов в пунктах выгрузки. Перевозчик имеет право выборочно про­верять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил под­готовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажнос-ти до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими усло­виями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель приме­няет профилактические средства. В тех случаях, когда приме-ненные средства профилактики оказались недостаточно эффектив-ными, гру­зополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести гру­за в пункте выгрузки.

Эффективное средство для предохранения груза от смерзания при устойчивых морозах — предварительное промораживание много-крат­ным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предо-храни­тельных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равно­мерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными масла-ми, профилактичес­кими жидкостями — ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.

Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преиму-щественно меха­низированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тща­тельное обрызгивание маслами, ниогри-ном, северином.

Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профи-лактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на ка­чество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответству­ющими ГОСТ или техническими условиями на продук-цию. Выбран­ные грузоотправителем средства профилактики

 



согласовываются с грузополучателем.

Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массо-вые виды грузов, перевозимые насыпью, приведены в Приложении 3 Пра­вил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.

В пунктах погрузки грузоотправители должны иметь лиц, ответс-твен­ных за осуществление профилактических мер против смерзания.

При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окру­жающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологи-ческих условий (особенно в переходные периоды года) грузополуча-тели осна­щают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средст-вами разог­рева или механического рыхления для восстановления сыпучести этих грузов. Для разогрева смерзшихся грузов использу-ются тепляки и дру­гие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезер­ные установки, самоходные вибро-ударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.

Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающего груза указывает в накладной в графе « Особые заявления и отметки отправите­ля» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания. Например, «Груз проморожен», «Пересыпано известью в количестве... %», «Обмаслено в количестве... %» и др. Кроме того, гру­зоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, гли­ны, песка, щебня и гравия необязательно. Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилак-тических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своев­ременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя — без профилактики».

В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшим в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополу­чателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается раз­мер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за пе­риод времени, связанного с выгрузкой такого груза.

 



27. 6. Предупреждение потерь сыпучих грузов при перевозке

При перевозке сыпучих грузов грузоотправитель обязан принять меры, исключающие потери груза, загрязнение окружающей среды и желез­нодорожного пути.

Все потери можно разделить на три вида: течь груза в конструк-тив­ные зазоры и неплотности кузова вагона; выдувание мелких фракций воздушным потоком, обтекающим движущийся поезд; осыпание груза, размещенного выше бортов. Эти потери возрастают при увеличении ско­рости движения поезда.

При перевозке каменного угля мелких фракций, коксовой мелочи, концентратов руд черных и цветных металлов, минеральных удобре-ний и торфа потери изменяются от 1, 5 до 5, 5 т на один вагон. Помимо матери­ального ущерба при потерях грузов происходит загрязнение железнодо­рожного пути и окружающей среды.

Загрязнение балласта концентратами руд цветных металлов, железо­рудными концентратами нарушает надежную работу электри-ческих рель­совых цепей и автоблокировки, вызывает задержки в движении поез­дов. Проникновение пылевидных частиц, отличаю-щихся абразивностью, в движущиеся части подвижного состава вызывает его преждевремен­ный износ и выход из строя. В результате загрязнения пути создаются антисанитарные условия для пассажи-ров, нарушаются требования охра­ны труда для работников, связан-ных с движением поездов. Избежать или снизить до минимума потери сыпучих грузов возможно путем со­вершенствования, контей-неризации и пакетизации перевозок, широкого применения специа-лизированного подвижного состава (хопперов-минераловозов, цементовозов, специальных цистерн).

При перевозке сыпучих грузов в открытом подвижном составе грузо­отправитель обязан принять все необходимые меры, предотвра-щающие выдувание мелких частиц при перевозке, течь груза и осыпание его при погрузке с «шапкой».

Для предотвращения течи груза в конструктивные зазоры и неплот­ности кузовов вагона применяется заделка щелей и зазоров с помощью рулонных, листовых и пленочных материалов, паст и мас-тик, уплотне­ние с помощью связующих и длинноволокнистых наполнителей. Уплот­нительные материалы приготовляют и наносят на щели и зазоры кузова вагона перед погрузкой с помощью специальной установки.

Для предотвращения выдувания груза необходимо поверхность его разровнять, а при необходимости и уплотнить. Легковесные грузы мелких фракций (объемной массой менее 0, 85 т/м3) загружают в полувагоны так, чтобы верхняя часть штабеля («шапки») была хорошо разровнена и после уплотнения высота составляла 250—300 мм. В поперечном сечении «шап­ке» груза придают форму трапеции: основаниеее должно быть на 50 мм ниже уровняверхней обвязки



бортов полувагона. Основание «шапки» минерально-строительных грузов также должно быть ниже уровня верх­ней обвязки бортов вагона на 50 мм, а ее высота — не более 750 мм.

В зависимости от гранулометрического состава и плотности груза мел­ких фракций для разравнивания и уплотнения его поверхности применяют следующие устройства: направляющие рассекатели потока груза под вы­пускным отверстием бункера и скребковые ровнители (концентраты руд черных и цветных металлов и др. ); установку статического действия при объемной массе груза 0, 85—1, 0 т/м3 (рис. 27. 1), установку вибростатического действия при объемной массе груза менее 0, 85 т/м3, накладные


 


Рис. 27. 1. Установка статического действия для разравнивания и уплотнения угля в полувагонах: 1 — подъемный механизм; 2 — рама; 3 — стопорное устройство; 4 — каток-уплотнитель


Рис. 27. 2. Нанесение пленкообразующего раствора на поверхность груза, по­груженного выше уровня бортов полувагона: 1 — вагоны; 2 — насос; 3 — лебедка; 4 — распылительные форсунки; 5 — каток-уплотнитель; 6 —вагонные весы



 


вибраторы для мелкокусковых легковесных грузов (кокс, торфяные и буроугольные брикеты) и др.

Наиболее эффективным способом защиты грузов мелких фрак-ций от выдувания является покрытие их поверхности защитными пленка­ми, полученными из дешевых отходов химического произво-дства, об­ладающих вяжущими свойствами. Защитная пленка долж-на быть проч­ной, эластичной, обеспечивать хорошее сцепление с обшивкой кузова вагона по периметру и с частицами груза и не разрушаться при высо­ких скоростях движения.

Пленка наносится на разровненную и уплотненную поверхность груза при продвижении вагона под распылительными форсунками (рис. 27. 2).

При покрытии груза защитными пленками потери от выдувания пол­ностью предотвращаются.

Глава 28. Общие требования к размещению и креплению

грузов в открытом подвижном составе

28. 1. Характеристика грузов, перевозимых в открытом подвижном составе

- В открытом подвижном составе перевозятся грузы, которые не бо­ятся атмосферных осадков, а также грузы тарно-штучные, длинно-мер­ные и громоздкие, которые по своим размерам и массе не могут быть загружены в крытый вагон. К таким грузам относятся массовые грузыштабельные, состоящие из отдельных предметов, укладывае-мые при погрузке в несколько рядов по высоте (лесоматериалы, трубы, рельсы и др. ).

Перевозка в открытом подвижном составе по сравнению с крытыми вагонами имеет ряд преимуществ: широкое применение средств меха­низации при погрузке и выгрузке, что удешевляет и ускоряет погрузоч­но-разгрузочные операции и сокращает простой вагонов; относительно легкая тара открытых вагонов, а также меньшая стоимость их постройки и ремонта, что сокращает расходы, связанные с перевозками; возмож­ность перевозки длинномерных и громоздких грузов; упрощение опе­раций по приему и выдаче грузов.

28. 2. Подготовка автотракторной техники и штучных грузов к перевозке

Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким обра­зом, чтобы обеспечивалась безопасность движения и сохран-ность груза в процессе транспортирования.

Подготовка автотракторной техники к перевозке осуществляется в соответствии с ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транс­портированию».

 



Порядок подготовки и приема к перевозке в универсальных и специ­ализированных вагонах автотракторной техники определен в Правилах перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники.

Грузоотправитель демонтирует и упаковывает легкоснимаемые комп­лектующие детали и узлы и защищает с помощью упаковочного матери­ала все бьющиеся детали. Список снятых комплектующих деталей и уз­лов указывается грузоотправителем в накладной в графе «Особые заяв­ления и отметки отправителя» (графа 4).

Демонтированные комплектующие детали и узлы автотракторной техники, размещенные на время перевозки в кабине, салоне, багажни­ке, крытом кузове, а также узлы, установленные на своих штатных местах в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове допускается пере­возить без упаковки.

При перевозке автотракторной техники отправительскими марш-ру­тами или группами вагонов комплектующие детали и узлы, запчас-ти, инструмент перевозятся в крытых вагонах, универсальных контейне­рах в соответствующей упаковке и следуют вместе со всей партиейавтотранспортной техники. В этом случае в графе 4 наклад-ной грузо­отправитель указывает «Инструмент, комплектую-щие детали и узлы не вкладывались».

При перевозке автотракторной техники в специализированных ваго­нах демонтаж легкоснимаемых комплектующих деталей и узлов и защи­та бьющихся деталей не требуется. При перевозке автотранс-портной тех­ники с разными видами технологической некомплект-ности в графе 4 накладной указывается перечень недостающих узлов и деталей по каж­дой единице автотранспортной техники.

Грузоотправитель перед предъявлением груза к перевозке закрыва-ет двери кабин, салонов, кузовов, капоты, багажники, отсеки и т. п. на за­щелки, замки и при необходимости оборудует их дополнительными за­порными устройствами и пломбирует.

Грузоотправителем составляется информационный листок, при­крепляемый на внутренней стороне лобового стекла кабины, в кото­ром указывается название и марка содержащегося в топливном баке количества топлива, число пломб, ящиков с запасными частями и инструментами, места их нахождения, список снятых комплектую­щих деталей и узлов, перечень недостающих деталей при некомп­лектнойпоставке, а также отметка «Инструмент, комплектующие детали и узлы не вкладывались» при перевозке отправительскими маршрутами и группами вагонов. На лобовое стекло кабины также прикрепляется схема строповки для погрузки автотранспортной тех­ники грузоподъемными устройствами. Количество топлива для ав­тотранспортной техники грузоподъемностью до 5 т не должно пре­вышать в баках 10 л, грузоподъемностью свыше 5 т — 15 л. Поря­док подготовки автотракторной техники к перевозке разрабатывает­ся грузоотправителем по каждой марке такой техники и согласовы­-

 



вается с перевозчиком.

Копия порядка подготовки автотранспортной техники находится на станции погрузки.

Все подвижные и поворотные части (стрелы, рабочее оборудова-ние) экскаваторов, кранов, автопогрузчиков и других машин грузоотп-рави­тель должен застопорить фиксаторами и закрепить способом, исключа­ющим перемещение их в продольном и поперечном направле-ниях и раз­ворот. У колесных, гусеничных и других машин, оборудо-ванных тормо­зами, проверяется надежность тормозной системы.

На грузах в ящичной упаковке высотой более 1 м, а также по требо­ванию перевозчика на оборудовании, машинах и других грузах высотой более 1 м в неупакованном виде необходимо указывать массу брутто и обозначить центр массы на двух боковых не противопо-ложных сторонах грузового места соответствующими знаком и буквами ЦМгр.

28. 3. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах

Размещение и крепление грузов в вагонах (в том числе в открытом подвижном составе) и контейнерах в соответствии со статьей 23 Уста-ва осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России.

Технические условия имеются почти для всех основных типов гру­зов, перевозка которых носит массовый и систематический характер (лесоматериалы, металлопродукция, железобетонные, асбестоцемент-ные изделия и конструкции, грузы в ящичной упаковке и неупакован-ные с плоскими опорами, машины на колесном и гусеничном ходу и др. ). Для каждого из этих видов груза предусмотрены схемы размеще-ния и креп­ления на платформах и в полувагонах, наименование крепежных мате­риалов, их количество и размеры, способы крепления груза.

В Технических условиях установлены также основные требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве по­грузочно-разгрузочных работ с различными грузами (раздел 4).

Ответственность за правильное размещение грузов и за соблюде­ние Технических условий несет грузоотправитель или организация, выпол-няющая эти операции. Работники, ответственные за погрузку, крепле-ние и выгрузку грузов, должны проходить проверку знаний Технических условий размещения и крепления грузов. Испытания про­водятся один раз в два года, а также при назначении на должность комиссией под председательством старшего или участкового ком­мерческого ревизора. Соблюдение требований Технических условий удостоверяется на оборотной стороне накладной надписью: «Груз раз­мещен и закреплен согласно §§... рис... главы... Технических ус­ловий правильно» и подписью грузоотправителя с указанием зани­маемой должности.

 



Работники железнодорожной станции контролируют соблюдение грузоотправителями Технических условий путем осмотра погружен-ных вагонов. Обращается внимание на соответствие размещения груза способу, установленному Техническими условиями, чертежам или схемам, правильность расположения и крепления груза, соблю-дение общих положений о размещении и креплении грузов.

Правильность размещения и крепления грузов, предусмотренных Техническими условиями, проверяет приемосдатчик 5 или 6 разряда в зависимости от места производства грузовых операций, а в пунктах, где его нет, — начальник станции или его заместитель. В вагонном листе должна быть сделана отметка « Груз погружен и укреплен правильно», поставлена подпись и указана должность и фамилия проверяющего погрузку.

28. 4. Габариты погрузки

Погруженный в открытый подвижной состав груз с учетом упа-ковки и крепления должен размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом гори-зонтальном участке и совпадения водной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, долженпомещаться погруженный в открытый подвижной состав груз(с учетом упаковки и

крепления)при нахождении

подвижного состава на прямом

 горизонтальном пути и

совмещении в одной вер-
тикать ной плоскости продольных
осей подвижного состава и пути.

Наибольшие размеры обще-
сетевого габарита погрузки
(рис. 28. 1): ширина — 3250 мм,
высота — 5300 мм, высота по-
грузки при полном использовании

(ширины — 4000 мм, ширина по-

грузки на высоте 5300 мм — 1240 мм.

Размеры груза будут соответ- Рис. 28. 1. Габарит погрузки. г

ствовать габариту погрузки в по- УГР — уровень головки рельса

перечных сечениях, если его длина не превышает значений, указан-ных в Технических условиях, а именно: для платформ с базой 9720 мм наибольшее расстояние от середины вагона до конца груза сос-тавляет 8800 мм, с базой 9294 —8580 мм, а на сцепах из двух платформ — соответственно 11840 и 11600 мм.



Базой у четырехосных, шестиосных и восьмиосных вагонов счи-тается расстояние между  центрами пятников кузова, у сцепов из двух вагонов — рас­стояние между серединами подкладок или вер-тикальными осями турникетных опор.

Автомобили, тракторы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, железобетонные и металлические изделия, а также другие гру­зы длиной в пределах платформы или полувагона разрешается грузить на все железные дороги, кроме Дальневосточ-ной в соответствии с льгот­ным габаритом погрузки (рис. 28. 2). Расстояние В от оси пути до точек льготного габарита погрузки в зависимости от высоты Н от уровня го­ловок рельсов приведены в таблице 1. 2 Технических условий.

Например, на высоте от уровня головок рельсов Н = 2908 мм, рас­стояние от оси пути до точек льготного габарита В = 1671 мм.

В накладной на лицевой стороне (место для особых отметок и штем­пелей) на такие грузы грузоотправитель делает отметку «Льготный габарит». Размещение и крепление таких грузов производится по чер­тежам, утвержденным отделениями дорог, или по местным техничес­ким условиям.

Лесоматериалы разрешается грузить в полувагоны в пределах зо­нального габарита погрузки (рис. 28. 3) на все дороги, за исключени­ем Северо-Кавказской (участки Белореченская—Туапсе—Веселое, Крымская—Новороссийск), а также участков Чум—Лабытнанги, Пукса— Наволок Северной и Тигей—Ачинск Красноярской дорог.

Рис. 28. 2. Льготный габарит погрузки


Рис. 28. 3. Зональный габарит погрузки ким условиям, утвержденным

подразделениями перевозчика.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.