В.П. Перепон 12 страница
Крупнотоннажные контейнеры размещаются на площадке длинной стороной вдоль площадки. Все груженые контейнеры уста-навливаются дверями друг к другу. Установка контейнеров дверями наружу допускается только при условии, что каждый контейнер в секторе устанавливается своей дверью к ограждающему брусу.
Площадки складирования контейнеров должны быть размечены контрастной краской для установки контейнеров. На площадке крупнотоннажные контейнеры могут устанавливаться в два яруса по высоте, а при достаточной прочности покрытия площадок и наличия соответствующих погрузочно-разгрузочных машин до шести ярусов. При установке во второй и третий ярус должны учитываться условия удобства обозрения контейнеров и исключения случаев перестанов-ки контейнеров для отправки нижнего контейнера до того, как будет отправлен верхний.
Среднетоннажные контейнеры устанавливаются на площад-ках, как правило, в один ярус. В случае необходимости при наличии кранов с достаточной высотой подъема и площадок с достаточно твердым покрытием среднетоннажные однотипные контейнеры могут устанавливаться не более чем в два яруса. На рис. 25. 8 представлена одна из типовых схем комплексной механизации и размещения среднетоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслуживаемой козловым краном пролетом 16 м. Контейнеры расставлены дверями внутрь секторов.
Расстояние от наиболее выступающих частей опор крана до контейнеров, установленных на площадке, должно быть не менее 700 мм, а от оси железнодорожного пути до контейнеров — 3150 мм.
При специализации контейнерных площадок, выделенных для переработки местных контейнеров, их делят на участки по отправле-нию и прибытию. Участок контейнероместа, расположенный ближе к железнодорожному пути, предназначается для контейнеров, подлежащих отправлению по железной дороге, а находящийся со стороны подъезда автомобилей — для контейнеров, подлежащих вывозу автотранспортом. Участок по отправлению делят на секции по назначениям плана формирования. При недостаточной вмести-мости площадки применяют скользящую по дням недели специализацию секций в соответствии с календарным планом завоза контейнеров, либо закрепляют за одной секцией несколько назначений, предусмотренных планом формирования.
25. 8. Организация работы контейнерного пункта
Работа контейнерного пункта организуется на основании оперативных планов, составляемых на сутки и смену заведующим контейнерной площадкой (пунктом), исходя из плана работы станции, положения на контейнерном пункте к началу планируемого периода, информации о подходе вагонов с контейнерами, норм технологического процесса на обработку вагонов, автомобилей, контейнеров.
| Для рациональной организации работы кранов приемосдатчик до подачи вагонов с контейнерами на контейнерный пункт составляет план отработки контейнеров в подаче в целом и для каждого крана в отдельности. План состоит из двух частей: комплектование контейнеров и распределение комплектов по вагонам. В плане комплектования контейнеров указывают маркировочный код каждого контейнера, входящего в комплект, и станцию его назначения, а в плане распределения комплектов — инвентарные и порядковые номера вагонов, на которые должен быть погружен каждый из комплектов, станцию назначения каждого вагона, порядок формирования комплекта контейнеров на каждый вагон.
Завоз и вывоз контейнеров осуществляется автомобилями на основании плана-задания на выделение автотранспорта диспетчеру по автоперевозкам. Количество одновременно подаваемых автомобилей устанавливают по числу погрузочно-разгрузочных машин из расчета один автомобиль на один работающий кран (погрузчик). Интервал между подачами автомобилей в район одного крана должен соответст-вовать продолжительности загрузки-разгрузки автомобиля.
В тех случаях, когда завоз и вывоз контейнеров со станции осуществляется силами экспедиторов, имеющих договоры со станцией на вывоз контейнеров, применяют наряды формы КЭУ-16. Наряд выписывается станцией в трех экземплярах. Под номером наряда указыва ется порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению или Книги выгрузки грузов. По нарядам КЭУ -16 также производится учет времени нахождения контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей и экспедиторов. С этой целью в нарядах КЭУ-16 в обязательном порядке проставляются номера контейнеров. При этом при подаче вагонов с контейнерами на железнодорожные подъездные пути наряд формы КЭУ-16 оформляется вместе с ведомостью подачи и уборки вагонов с контейнерами.
При поступлении импортных грузов наряд формы КЭУ-16 вместе с накладной передается в таможенный орган, обслуживающий станцию назначения. При выгрузке груза таможенный орган ставит штамп установленной формы на накладной и на наряде формы КЭУ-16.
При выдаче груженого или порожнего контейнера, а также при возврате их, работник станции проставляет дату и время выдачи и возврата контейнера. Эти отметки заверяются подписями работника железной дороги и экспедитора.
Два экземпляра наряда выдаются вместе с контейнером экспеди-тору, один экземпляр остается на контейнерной площадке.
По прибытии контейнеров под выгрузку приемосдатчик составляет план переработки подачи вагонов с контейнерами и дает заявку манев-ровому диспетчеру на расстановку вагонов по площадке в соответст-вии с существующей специализацией. Составитель, получив задание от маневрового диспетчера, осуществляет подборку и расстановку ва-гонов с контейнерами по площадкам и специализированным участкам.
| Одновременно с расстановкой вагонов на площадке приемосдат-чик производит наружный коммерческий осмотр прибывших контейнеров.
Выгрузкой груженых и порожних контейнеров и размещением их на площадке руководит приемосдатчик. В процессе выгрузки он производит коммерческий осмотр выгруженных контейнеров, проверяет ЗПУ, отмечает в вагонном листе номера сектора и ряда, на котором фактически размещен контейнер. По окончании выгрузки каждого вагона в вагонном листе отмечает время его выгрузки. Данные о выгруженных контейнерах заносятся в Книгу выгрузки (форма ГУ- 44). Вагонные листы передаются в товарную контору, а в накладных отмечается место установки контейнера на площадке.
Одновременно с обработкой поездов и вагонов на станционных путях и выгрузкой контейнеров на площадке в товарной конторе оформляют перевозочные документы, заполняют Книгу прибытия грузов (форма ГУ-42) и информируют грузополучателей о прибыв-ших в их адрес грузах. В накладных на местные контейнеры отмечают координаты места установки контейнера на площадке (на основании переданных в товарную контору вагонных листов).
После оформления перевозочных документов по прибытию и составления плана завоза-вывоза контейнеров заполняют наряды на вывоз и завоз контейнеров автотранспортом.
25. 9. Технология работы контейнерного пункта в условиях функционирования автоматизированной системы управления
Типовой технологический процесс работы грузовой станции в условиях функционирования автоматизированной системы управ-ления предусматривает функционирование комплекса АРМ работни-ков станционного технологического центра, маневрового диспетче-ра, контейнерного пункта на основе унификации разработанных вариантов программного обеспечения для ЭВМ последнего поколе-ния. Для этой цели введена система запросов и ввода информации в ЭВМ по макетам под различными номерами (№ 5, М-6 и т. д. ). Применение ЭВМ позволяет автоматизировать целый ряд операций по прибытию, погрузке, выгрузке и сортировке контейнеров, визиро-ванию накладной, завозу и вывозу контейнеров, составлению нарядов КЭУ -16 и других документов, операции по отправлению, учетно-отчетные операции, ведение книг прибытия, выгрузки, начис-ление провозных платежей, платы за пользование контейнерами и сборов за предоставляемые услуги, оформление счетов и других операций.
В ЭВМ производится непрерывный сбор и накопление информа-ции о контейнерах (поступление на контейнерную площадку, вывоз в город, на обменные пункты, завоз из города, сдача в ремонт, полу-чение из ремонта). В автоматизированном режиме ведутся учетные карточки на контейнер, учетные карточки выполнения заявок на
| перевозкугрузов формы ГУ -1, выдаются оперативные сведения о контейнерах, производится комплектообразование контейнеров, опе-ративное планирование работы контейнерного пункта, поиск контейнеров на грузовых площадках, у грузоотправителей и грузопо-лучателей. Результаты выдаются на печать, а также на дисплей по запросу для анализа ситуации и применения рациональных управляющих воздействий.
В технологию переработки контейнеров в настоящее время внедря-ется системный АРМ товарного кассира во взаимодействии с АРМ приемосдатчика на контейнерной площадке и с дорожным уровнем номерной контейнерной модели автоматизированной системы контроля за использованием и передвижением контейнеров.
25. 10. Управление контейнеропотоками
Основным документом, определяющим систему управления контейнеропотоками, служит план формирования контейнеров. Вначале разрабатывается план формирования контейнерных поездов, а затем план формирования вагонов с контейнерами.
Контейнерным поездом называется поезд, сформированный из вагонов, загруженных контейнерами. Его можно формировать из специализированных вагонов для перевозки контейнеров или универсальных. Вагоны могут быть загружены универсальными или специализированными контейнерами всех типов и размеров, а также контрейлерами. Контейнерные поезда делятся на ускоренные, сквозные и групповые.
Вначале определяют целесообразность ускоренных поездов, а затем сквозных и групповых. Назначение ускоренных контейнерных поездов является одним из основных факторов улучшения сервисного обслу-живания грузоотправителей и грузополучателей. Перевозка контейне-ров в сквозных поездах до места назначения исключает переработку на сортировочных станциях, а это позволяет повысить сохранность грузов и самих контейнеров, особенно крупнотоннажных.
На сети дорог России введены в обращение сквозные контейнерные поезда Новороссийск—Москва, Москва—Иркутск, Москва— Екатеринбург, групповые контейнерные поезда Москва—Новосибирск— Красноярск, Москва—Екатеринбург—Новосибирск, Москва— Екатеринбург— Омск—Иркутск и др.
В соответствии с достигнутым международным соглашением введены в обращение ускоренные контейнерные поезда Берлин—Москва, Будапешт—Москва, Братислава—Москва, Хельсинки—Москва, Одесса— Москва и др. По Транссибирской магистрали курсируют поезда Находка—Бусловская, Находка—Брест (Чоп). Доставка контейнеров поездами из Находки-Восточной в Европу позволяет сократить сроки перевозки грузов в контейнерах на 15 суток по сравнению с морским вариантом при сравнительно одинаковых тарифных условиях.
| План формирования вагонов с контейнерами рассчитывают для груженых контейнеропотоков, не охваченных контейнерными поездами. Он устанавливает категории и станции назначения вагонов с контейнерами: прямые (под выгрузку на одну станцию назначения) и перегрузочные (для переформирования на пунктах сортировки контейнеров). Разрабатывают сетевые и дорожные планы формирования вагонов с контейнерами. Причем каждый вид плана формирования составляют для двух типов контейнеров: среднетоннажных и крупнотоннажных. При разработке плана формирования стараются максимально увеличить количество прямых вагонов и свести к минимуму сортировку контейнеров, перевозимых в перегрузочных вагонах.
25. 11. Перевозка автопоездов и контрейлеров
В последние годы в мировой практике, в том числе и на желез-ных дорогах России, начали интенсивно развиваться комбиниро-ванные (смешанные) перевозки грузов с транспортировкой большегрузных автомобилей, полуприцепов, прицепов, съемных кузовов и контрейлеров на специальных железнодорожных платформах.
Под комбинированными (или смешанными) перевозками понимается технология перевозки автопоездов, контрейлеров и контей-неров на специальных железнодорожных платформах комбиниро-ванного транспорта.
Автопоездом называется автомобиль-тягач в сцепе с полупри-цепом и прицепом. Контрейлером называется двух- или трехосный грузовой полуприцеп с крытым или открытым кузовом (в том числе и специального назначения), приспособленный для буксировки автотягачами по автомобильным дорогам и для безо-пасной перевозки по железной дороге на специализированных платформах. На рис. 25. 9 показаны схемы размещения контрейле-ров и автопоездов на платформах комбинированного транспорта.
Комбинированные перевозки позволяют эффективно использо-вать технические, экономические и экологические преимущества разных видов транспорта. Так, при смешанных железнодорожно-автомобильных перевозках обеспечивается сочетание высокой мобильности и скорости доставки автомобильным транспортом с большой производительностью, экономией энергии и экологичес-кими преимуществами железнодорожного транспорта.
При комбинированных перевозках обеспечивается высокая степень надежности и безопасности в пути следования как для груза, так и для самого автопоезда, доставка груза получателю по расписанию, контроль и слежение за его продвижением, охрана в пути следования.
К перевозке по железным дорогам принимаются груженые и порожние автопоезда всех типов, в том числе с прицепами
|
Рис. 25. 9. Схемы размещения контрейлеров и автопоездов на платформах комбинированного транспорта: а— четырехосная платформа колеи 1520 мм модели 13-9009 (размещение контрейлера); б— четырехосная платформа колеи 1520 мм модели 13-9009 (размещение автопоезда); в— четырехосные платформы колеи 1520мм моделей М 13-9004 и 13-4095 (размещениеавтопоездов)
| стандартной массой брутто не более 44, 0 т, общей длиной не более 18350 мм, шириной не более 2500 мм и высотой не более 4000 мм, а также контрейлеры максимальной массой брутто не более 38, 5 т и шириной не более 2500 мм.
Груз в кузовах автопоездов и контрейлеров должен быть разме-щен в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Кузова автопоездов и контрейлеров должны быть опломбирова-ны грузоотправителем. Порожние кузова могут не пломбироваться. Грузоотправителем (либо по его поручению водителем-экспедито-ром) должно быть обеспечено надежное закрытие на ключ дверей кабины иисключение несанкционированного доступа к аккумуля-тору, запасному колесу и другим комплектующим деталям и узлам.
|
Допускаемое количество горючего, перевозимого автопоездом, определяется емкостью топливного бака, но не должно превышать 200 литров.
Брезентовые чехлы кузовов автопоездов и контрейлеров должны быть в исправном состоянии без каких-либо повреждений, а также иметь приспособление для крепления к кузову. Концы закрепляющего тент троса должны быть соединены надежным узлом и опломби-рованы.
Перевозка автопоездов по железной дороге может производиться в сопровождении уполномоченного грузоотправителем водителя-экспе-дитора в специально выделенном вагоне для сопровождения.
Перевозка контрейлеров по железной дороге может производиться без сопровождения.
Перевозка автопоездов и контрейлеров производится между стан-циями, открытыми для операций с ними, включая пограничные передаточные станции и пункты передачи на другой вид транспорта. Перевозка осуществляется прямыми отправительскими маршрутами, укрупненными группами вагонов в составе прямых и групповых ускоренных поездов и в соответствии с порядком организации на железных дорогах маршрутных перевозок.
Погрузка автопоездов и контрейлеров на специализированный подвижной состав может производиться на местах общего и необщего пользования. Прием к перевозке автопоездов и контрейлеров осуществ-ляется после проверки правильности их размещения и закрепления в открытом подвижном составе, их целостности по внешнему осмотру, проверки наличия и состояния ЗПУ установленного МПС типа.
На перевозку каждого груженого, порожнего автопоезда, конт-рейлера грузоотправитель должен представить заполненную в установленном порядке одну из форм накладных на перевозку груза в универсальном контейнере. На груженые автопоезда накладная предс-тавляется вместе с транспортной (автомобильной) накладной, выпи-санной на размещенный в кузове груз.
Регистрационные номера автопоездов и контрейлеров, а также их номинальная масса брутто проставляется в тех графах, где предус-мотрено проставление маркировочных кодов и массы брутто контей-неров. В графе «Вид отправки» накладной делается отметка «АПД» — в случае предъявления к перевозке автопоезда, «КТР» — в случае предъявления к перевозке контрейлера. В графе «Наименование груза» указывается наименование груза, размещенного в кузове, в полном соответствии с записью, сделанной в транспортной (автомобильной) накладной.
В накладную грузоотправителем, наряду с другими сведениями, вносятся сведения о массе размещенного в кузове груза: собственная масса автопоезда, контрейлера, размер общей массы брутто отправки, а также сведения о количестве и контрольных знаках запорно-пломбировочных устройств.
| При приеме к перевозке груженых и порожних автопоездов и кон- трейлеров все имеющиеся неисправности, которые не угрожают безопасности персонала перевозчика, а также не влекут за собой несохран- ность груза (например отсутствие фары, повреждение стекла кабины и т. п. ), фиксируются грузоотправителем (водителем-экспедитором) в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
В накладной грузоотправителем также делается отметка о том, что размещение груза в кузове автопоезда, контрейлера произведено в соответствии с требованиями Технических условий и не угрожает безопасности персонала перевозчика и перевозке по форме «Размеще-ние груза в кузове не угрожает безопасности перевозки по железной дороге».
Выдача автопоездов и контрейлеров на станции назначения с неповрежденными ЗПУ производится по наружному осмотру. Въезд и выезд автопоездов, ввоз и вывоз контрейлеров на (со) станцию(и) производится персоналом и средствами соответственно грузоотправителя, грузополучателя по пропускам, выдаваемым в товарной конторе станции или на терминале.
Выезд с территории станции назначения автопоездов и контрейлеров с грузом, находящимся под таможенным контролем, разрешается по пропускам после осуществления таможенных процедур.
Глава 26. Перевозка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
26. 1. Требования к упаковке
Грузами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, считаются принадлежащие отдельным гражданам (физическим лицам) предметы и вещи квартирной обстановки, домашнего обихода и личного пользования как новые, так и бывшие в употреблении (холодильники, стиральные машины, пианино, рояли, мебель, компьютеры, книги, одежда, обувь, посуда, телевизоры, музыкальные центры, инструменты и т. п. ). К этим грузам относятся также коляски, велосипеды, мотоцик-лы, мотороллеры, автомобили.
Грузоотправитель обязан подготовить груз для перевозки таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения, сохранность груза, вагонов и контейнеров.
Мотоциклы, велосипеды, холодильники, стиральные машины упаковывают в деревянные ящики или обрешетки. Бензин из мотоциклов и автомобилей должен быть слит, а аккумуляторы отключены. Шкафы, диваны устанавливают в обрешетку с мягкой прокладкой между стеклом или зеркалом и упаковкой. Полированные стенки кроватей, стульев, кресел и другой мебели обшивают или помещают в деревянную обрешетку, стулья связывают по несколько штук и обвертывают мягким материалом.
| Телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, одежду, белье, посуду и другие кухонные принадлежности упаковывают в ящики, тюки, сумки, корзины, чемоданы, обшивают тканью и крестообразно обвязывают цельной веревкой.
На грузовых местах с зеркалами, стеклом и другими хрупкими предметами грузоотправитель делает надпись «Осторожно, хрупкое! » или наклеивает соответствующий манипуляционный знак.
На все тарные и штучные грузы грузоотправитель обязан нанести транспортную маркировку. Содержание маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировочных ярлыков и надписей должны соответствовать Правилам приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (см. п. 12. 2).
26. 2. Порядок оказания услуг по перевозке грузов
Грузоотправитель имеет право перевозить груз для личных, семейных, домашних и иных нужд в вагонах, контейнерах, принадлежащих перевозчику, либо арендованных у собственников.
Порядок организации услуг по перевозке этих грузов установлен Правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транс-портом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для лич-ных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществле-нием предпринимательской деятельности, утвержденными Прави-тельством Российской Федерации.
Перевозка грузов осуществляется в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов.
При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предъявить на станции отправления накладную, заполненную в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (см. п. 12. 5) и другие предусмотренные соответствующими норматив-ными правовыми актами документы (административные разрешения, сертификат или удостоверение, ветеринарные свидетельства и сертификаты, удостоверяющие отсутствие карантинных организмов, таможенные разрешения и т. п. ). Станция обеспечивает грузоотп-равителей бланками накладных за плату.
Перевозчик имеет право выборочно проверять соответствие массы грузов и других данных сведениям, указанным грузоотправителем в накладной. За достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие вследствие недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной, грузоотправитель несет ответственность, предусмотрен-ную Уставом (ст. 98, 102).
Грузы, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием и с указанием наименования отдельных предметов, составляющих данную отправку.
| Грузоотправитель указывает в накладной их массу, а при предъяв-лении тарных и штучных грузов и количество мест отдельной строкой по каждому наименованию. Грузы, сдаваемые к перевозке мелкими отправками принимаются перевозчиком с проверкой количества грузо-выхмест со взвешиванием каждого грузового места.
Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд должны быть опломбированы перевозчиком по усмотрению и за счет грузоотправителя или грузоот-правителем.
Грузоотправитель обязан оплатить на железнодорожной станции отправления провозную плату, проезд проводников, а также внести иные платежи и сборы.
Окончательные расчеты, связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения.
В накладной и квитанции о приеме груза проставляется сумма провозной платы, начисленная при отправлении.
Расчеты наличными деньгами производятся в товарных конторах железнодорожных станций в пределах сумм, определенных Центро-банком Российской Федерации. После внесения наличных денег плательщику выдается чек контрольно-кассовой машины или квитан-ция об уплате сборов установленного образца.
Расчеты чеками банка производятся в товарных конторах железнодорожных станций в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Плательщику выдается счет-фактура установленного образца.
Перевозчик обязан доставить грузы по назначению и в установленные сроки. Перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. В грузовой квитанции, выдаваемой грузоотправителю, указывается, когда истекает срок доставки. В случае просрочки доставки груза перевозчик уплачивает пени согласно статье 97 Устава при предъявлении претензии установленным порядком.
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем при-бытия грузов. Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров перевозчиком.
За хранение грузов сверх установленного срока взимается сбор, указанный в Тарифном руководстве № 3.
При выдаче грузов, упакованных в тару, станция назначения обяза-на проверить количество и массу грузовых мест, указанных в перево-зочных документах. В случае, если при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружена недостача, повреждение (порча) груза при обстоятельствах, определенных статьей 119 Устава, железно-дорожная станция назначения составляет коммерческий акт.
| При отсутствии следов повреждения тары и упаковки груз выдается без вскрытия тары и упаковки и без проверки содержимого.
Переадресовка грузов, перевозимых мелкими, повагонными и контейнерными отправками во всех видах сообщений осуществляет-ся перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых производится переадресовка.
При необходимости переадресовки грузоотправитель или указан-ный в накладной грузополучатель подает заявление начальнику станции первоначального отправления. Это заявление может быть подано и другим лицом или транспортно-экспедиционной организа-цией по доверенности грузоотправителя или грузополучателя.
За переадресовку груза перевозчик взимает сбор в размере, ука-занном в Тарифном руководстве № 3.
26. 3. Прием грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд с объявленной ценностью
На основании статьи 16 Устава грузоотправитель может предъя-вить груз к перевозке с объявлением его ценности. Ценность грузов объявляется исходя из их стоимости.
Грузоотправитель вместе с накладной, в которой указана объявленная ценность, предъявляет станции отправления опись на перевозку грузов с объявленной ценностью формы ГУ-112. В описи на перевозку грузов с объявленной ценностью грузоотправитель обязан указать объявленную ценность каждого места. При предъяв-лении для перевозки по одной накладной грузов неодинаковой ценности грузоотправитель указывает в описи отдельной строкой их отличительные признаки, количество мест и ценность. Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью составляется в трех экземплярах. Один экземпляр описи возвращается грузоотправителю, второй вкладывается в вагон, контейнер либо в одно из грузовых мест (при перевозке грузов мелкой отправкой), а третий экземпляр остается в деле железнодорожной станции отправления.
При отправлении предъявленных грузоотправителем перевозоч-ных документов уполномоченный работник станции отправления должен проверить правильность заполнения грузоотправителем описи, указать в ней номер накладной, расписаться в строке «Опись принята» и проставить календарный штемпель станции отправления.
Грузоотправитель уплачивает перевозчику сбор за объявленную ценность согласно Т арифному руководству N° 1 за каждые 100 рублей объявленной ценности в зависимости от расстояния перевоз-ки. Размер уплаченного сбора вносится в перевозочные документы. При перевозке грузов в крытом вагоне с сопровождающим, следую-щим в том же вагоне, опись на перевозку грузов с объявленной ценностью несоставляется. Выдача грузов в этом случае произво-дится без участия перевозчика.
|
Р а з д е л VIII
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НАСЫПЬЮ, НАВАЛОМ И В ОТКРЫТОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
|
Глава 27. Перевозка грузов насыпью и навалом
27. 1. Характеристика насыпных и навалочных грузов
Перечень грузов, допускаемых к перевозке насыпью, на основании статьи 23 Устава устанавливается МПС России и опубликовывается в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повышенным абразивным воздействием на трущиеся части подвиж-ного состава и погрузочно-разгрузочных машин и устройств.
Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкающим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промы-вают. Кроме того, они являются вяжущими материалами, смешива-ясь с водой образуют пластические массы, которые затем затверде-вают.
Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к распылению.
Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: повышенной способностью к слеживанию, гигроскопичностью, пылением, абразивностью. Это вызывает необходимость защиты трущихся частей машин и подвижного состава, использование рес-пираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количествен-ных потерь удобрений. Гранулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицательные физико-химические свойства удобрений.
Качественная характеристика зерновых грузов и продуктов их переработки изложена в п. 34. 1.
Перечень грузов, допускаемых к перевозке навалом, на основании статьи 23 Устава устанавливается МПС России.
Насыпные грузы, размер гранул которых не превышает 13 мм, а также грузы класса 0—100 мм с содержанием частиц (размером менее 13 мм) более 50 % относятся к грузам мелких фракций.
Насыпные и навалочные грузы являются массовыми, характери-зуются постоянством потоков. Погрузка и выгрузка их в основном сосредоточена на крупных предприятиях, что создает в основном благоприятные возможности для осуществления перевозок этих грузов отправительскими маршрутами.
|
27. 2. Условия перевозок грузов насыпью и навалом
Условия перевозок грузов насыпью и навалом изложены в Прави-лах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом.
Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (например цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перевозятся насыпью в вагонах-хопперах (цементовозах, минералло-возах, аппатитовозах) и в других специализированных крытых ваго-нах. Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков (напри-мер руда, уголь, флюсы, песок, щебень, гравий, торф, шлаки) пере-возятся насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специализированных вагонах.
При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью в специализированных вагонах и глуходонных полуваго-нах грузоотправитель обязан в накладной в графе « Особые заявле-ния и отметки отправителя» сделать отметку следующего содержа-ния: «Перевозка в специализированных вагонах (или соответственно в глуходонных полувагонах) с получателем согласована. Устройства разгрузки имеются».
Условия перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки рассматриваются в п. 34. 3.
Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосфер-ных осадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие) перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требующие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природные, металлы черные) перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах.
Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграждениями. Для заграждения дверных проемов вагонов могут применяться щиты, доски, горбыли, заграждения из других плотных материалов, а также затаренные грузы.
При оформлении перевозочных документов на перевозку груза насыпью или навалом в накладной в графе «Количество мест» грузоотправителем указывается соответственно «насыпью» или «навалом».
После выгрузки многих грузов, перевозимых насыпью или нава-лом, должна производиться промывка вагонов. Перечень этих грузов приведен в Правилах очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов. Грузы, перевозимые насыпью и навалом взвешивают, как правило, на вагонных весах без расцепки вагонов, но с остановкой их на весовой площадке.
Массу тары, как правило, принимают по трафарету. Масса нава-лочных и насыпных грузов может определяться по обмеру.
| Массовые насыпные и навалочные грузы, как правило, предъявляются к перевозке группами вагонов (групповые или маршрутные отправки) и могут оформляться по одной накладной формы ГУ-27е.
27. 3. Перевозка грузов группами вагонов по одной накладной
Перевозка грузов группами вагонов оформляется одной из следующих форм накладных:
- на бланке формы ГУ-27е (лист 1 — оригинал накладной заполня-ется грузоотправителями, листы 2, 3, 4 машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ заполняются перевозчиком;
- на бланке формы ГУ-27е (лист 1 — оригинал накладной заполня-ется грузоотправителем, листы 2, 3, 4 на бланках формы ГУ-29б заполняются перевозчиком с помощью копировальной бумаги маши-нописным или разборчиво рукописным способом);
- на бланке формы ГУ-27у-ВЦ (лист 1 — оригинал накладной заполняется грузоотправителем компьютерным способом, листы 2, 3, 4 машинопечатной формы ГУ-29у-ВЦ формируются компьютерным способом перевозчиком на основе листа 1).
Кроме этого, к оригиналу накладной грузоотправитель приклады-вает четыре экземпляра дополнительного листа, в котором указыва-ются номера вагонов и данные о них, масса груза в каждом вагоне, количество мест, сведения о ЗПУ, сумма провозных платежей.
Перевозчиком во все экземпляры дополнительного листа вносится номер отправки. Первый, второй и третий экземпляры дополнитель-ного листа прикладываются перевозчиком соответственно к оригина-лу накладной, дорожной ведомости и к корешку дорожной ведомости, а четвертый экземпляр вместе с квитанцией о приеме груза возвра-щается грузоотправителю.
Предъявляемые к перевозке группами вагонов грузы оформляются по одной накладной при соблюдении следующих условий: грузы должны быть одного наименования номенклатуры грузов; погрузка и выгрузка должны производиться в местах необщего пользования, не принадлежащих перевозчику; отправка грузов предъявляется перевоз-чику однимгрузоотправителем на одной станции отправления и направляется в адрес одного грузополучателя на одну станцию назначения; масса груза и количество вагонов в пути следования не изменяется.
При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части маршрута, а также каждый одиночный вагон прицепной части.
Накладные заполняются в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной.
| Общее количество мест, масса всей отправки груза и общая сумма платежей указывается на лицевой стороне накладной.
В случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправ-ности составляется акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименований и кодов станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования кода груза. Порядок оформления перевозочных документов (в том числе с использованием электронной накладной) в случае отцепки вагона приведен в Правилах перевозок железнодо-рожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной.
27. 4. Особенности перевозок отдельных насыпных и навалочных грузов
Перевозки каменного угля по своему объему составляют значи-тельную часть грузооборота на железнодорожном транспорте. В структуре погрузки грузов на железных дорогах Российской Федерации уголь составляет более одной трети и является самым массовым грузом.
Каменный уголь перевозят в полувагонах. Они должны быть исправными и иметь зазоры в разгрузочных люках не более допуска-емых техническими условиями. Полувагоны, подаваемые под погрузку коксующихся углей, не должны иметь сора и песка. Перед погрузкой каменного угля мелких фракций грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка в данном полувагоне не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Для этого грузоотправитель принимает дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова полувагонов.
Загруженные вагоны взвешиваются и в соответствии с грузоподъемностью полувагона догружаются или отгружаются при ее превышении, т. е. производится дозировка. На многих шахтах приме-няются бункерные погрузочно-весовые устройства, на которых взвешивание совмещается с погрузкой и дозировка не требуется.
При перевозке и хранении угля необходимо учитывать такие его свойства, как самовозгорание, смерзание, дробление. Ископаемые угли обладают способностью поглощать кислород воздуха, что приводит к самонагреванию и самовозгоранию. По мере окисления происходит выделение и накопление тепла, что в конечном счете приводит к самовозгоранию углей. Не допускается погрузка ископае-мых углей в вагоны, засоренные остатками других грузов, так как угольная пыль с другими веществами (с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью и т. д. ) образует взрывчатые смеси.
Марка каменного угля указывается грузоотправителем в накладной в графе «Наименование груза», например, уголь каменный марки «К» — коксовый.
| Кокс перевозится в специализированных полувагонах для кокса объемом кузова 117 м3 или в универсальных полувагонах с «шапкой» треугольной формы. В перевозочных документах грузоотправитель указывает класс кокса, например, «кокс доменный», «кокс мелкий», «кокс орешек». Кокс мелкий и орешек подвержен смерзанию. Значительная часть кокса перевозится кольцевыми маршрутами.
Торф перевозится на небольшие расстояния. Так как объемная масса торфа колеблется в широких пределах от 0, 2 т/м3 (для воздушносухого продукта) до 0, 65 т/м3 (для влажного), его перевозят в специализированных цельнометаллических полувагонах-хопперах с объемом кузова 120 м3 и грузоподъемностью 58 т или в универсальных полувагонах с наращенными бортами. Для перевозки торфа создаются торфяные «вертушки» из таких вагонов. При перевозке торфа грузоотправитель вместе с накладной представляет качественное удос -товерение, где указывает род, плотность, влажность и зольность торфа. Масса торфа определяется взвешиванием на вагонных весах или обмером. При длительном хранении торф подвержен самонагреванию и самовозгоранию.
Рудные грузы предъявляются к перевозке в виде сырой руды (сортированной, рядовой и мелочи), рудных концентратов, агломерата (горячего и охлажденного) и металлических окатышей. Основную массу железной руды перевозят в полувагонах, на короткие расстоя-ния — в думпкарах и только незначительную часть — на платформах. На условия перевозок влияет объемная масса, влажность, грануломет-рический состав, пористость, абразивность, коррозирующие и другие специфические особенности рудных грузов.
Объемная масса рудных грузов колеблется в широких пределах и влияет на степень использования подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов.
Агломерат и окатыши — продукты специальной термической обработки мелкого рудного сырья и концентратов (спекания рудной мелочи и концентратов в куски и в шарики определенного диаметра). Агломерат перевозится на небольшие расстояния (300—400 км) в специализированных металлических хопперах (агловозах) в горячем состоянии (до 700 °С).
Так как железную руду, агломерат, окатыши, флюсы отправляют из ограниченного числа пунктов и выгружают в пунктах массового потребления, их перевозки организуют преимущественно отправительс-кими маршрутами. На отдельных направлениях для этих перевозок применяют кольцевые маршруты.
Цемент относится к вяжущим строительным материалам. Он представляет собой порошок обычно серо-белого цвета, обладающий способностью к слеживанию, образованию сводов и распылению.
В перевозочных документах указываются вид и марка цемента. Вследствие легкой распыляемости и вредного воздействия на организм человека обслуживающий персоналпри работе с цементом
| должен пользоваться защитными марлевыми повязками или респираторами. Перевозят цемент насыпью в универсальных крытых вагонах, в специализированных саморазгружающихся крытых ваго-нах, в специализированных цистернах для цемента и в специальных контейнерах грузоотправителя. В специализированных вагонах цемент следует в адрес грузополучателей, имеющих устрой-ства для выгрузки, другим грузополучателям такие вагоны направля-ют при их согласии. Цемент также перевозится в таре; в качестве тары для цемента применяются крафт-бумажные мешки вместимостью 50—70 кг. Грузоотправитель помещает в каждый вагон с цементом ярлык — предварительный паспорт, который является первичным техничес-ким документом, удостоверяющим сорт и марку цемента. Затем в адрес грузополучателя высылается окончательный паспорт, по которому он может убедиться в том, что в его адрес прибыл тот цемент, который ему нужен.
Кирпич перевозят в крытом и в открытом подвижном составе и в специализированных контейнерах, а также в пакетированном виде. При погрузке на платформы применяют укладку кирпича выше бортов. Наиболее рационально перевозить кирпич на поддонах с укладкой его полу- паркетным способом.
Минеральные удобрения перевозят и хранят в основном в зата-ренном виде или насыпью. Затаривают удобрения в полиэтиленовые и бумажные мешки массой до 50 кг. Затаренные удобрения перевозят в универсальных крытых вагонах. Для перевозки удобрений насы-пью применяют специализированные крытые цельнометал-лические вагоны бункерного типа (хопперы-минералловозы) объемом кузова 73, 0 и 81, 0 м3, а также специализированные жесткие, полужесткие и мягкие контейнеры. Все пункты погрузки минераль-ных удобрений в вагоны-минералловозы должны быть оборудованы дозирующими устройствами. При разгрузке минералловоза нельзя допускать образование вакуума внутри кузова. С этой целью перед разгрузкой открывают один из загрузочных люков на крыше. Выгружают минеральные удобрения из минераловозов на обе стороны повышенного пути или в специальные приемные устройства.
27. 5. Борьба со смерзаемостью грузов
К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона. Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзаю-щимся грузам, а также сроки проведения профилактических мер против смерзания в холодный период года в зависимости от местона-хождения подразделений перевозчика приведен в Приложениях 1 и 2 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
| Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте предусматривают порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов и оформление их перевозок. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополуча-тели должны провести соответствующую подготовку. В первую очередь создаются запасы средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществляется ремонт установок для прове-дения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзающихся грузов в пунктах выгрузки. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.
До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажнос-ти до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими условиями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель применяет профилактические средства. В тех случаях, когда приме-ненные средства профилактики оказались недостаточно эффектив-ными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.
Эффективное средство для предохранения груза от смерзания при устойчивых морозах — предварительное промораживание много-кратным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предо-хранительных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными масла-ми, профилактическими жидкостями — ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.
Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преиму-щественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тщательное обрызгивание маслами, ниогри-ном, северином.
Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профи-лактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТ или техническими условиями на продук-цию. Выбранные грузоотправителем средства профилактики
| согласовываются с грузополучателем.
Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массо-вые виды грузов, перевозимые насыпью, приведены в Приложении 3 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
В пунктах погрузки грузоотправители должны иметь лиц, ответс-твенных за осуществление профилактических мер против смерзания.
При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологи-ческих условий (особенно в переходные периоды года) грузополуча-тели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средст-вами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести этих грузов. Для разогрева смерзшихся грузов использу-ются тепляки и другие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезерные установки, самоходные вибро-ударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.
Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающего груза указывает в накладной в графе « Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания. Например, «Груз проморожен», «Пересыпано известью в количестве... %», «Обмаслено в количестве... %» и др. Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».
Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно. Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилак-тических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя — без профилактики».
В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшим в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза.
|
27. 6. Предупреждение потерь сыпучих грузов при перевозке
При перевозке сыпучих грузов грузоотправитель обязан принять меры, исключающие потери груза, загрязнение окружающей среды и железнодорожного пути.
Все потери можно разделить на три вида: течь груза в конструк-тивные зазоры и неплотности кузова вагона; выдувание мелких фракций воздушным потоком, обтекающим движущийся поезд; осыпание груза, размещенного выше бортов. Эти потери возрастают при увеличении скорости движения поезда.
При перевозке каменного угля мелких фракций, коксовой мелочи, концентратов руд черных и цветных металлов, минеральных удобре-ний и торфа потери изменяются от 1, 5 до 5, 5 т на один вагон. Помимо материального ущерба при потерях грузов происходит загрязнение железнодорожного пути и окружающей среды.
Загрязнение балласта концентратами руд цветных металлов, железорудными концентратами нарушает надежную работу электри-ческих рельсовых цепей и автоблокировки, вызывает задержки в движении поездов. Проникновение пылевидных частиц, отличаю-щихся абразивностью, в движущиеся части подвижного состава вызывает его преждевременный износ и выход из строя. В результате загрязнения пути создаются антисанитарные условия для пассажи-ров, нарушаются требования охраны труда для работников, связан-ных с движением поездов. Избежать или снизить до минимума потери сыпучих грузов возможно путем совершенствования, контей-неризации и пакетизации перевозок, широкого применения специа-лизированного подвижного состава (хопперов-минераловозов, цементовозов, специальных цистерн).
При перевозке сыпучих грузов в открытом подвижном составе грузоотправитель обязан принять все необходимые меры, предотвра-щающие выдувание мелких частиц при перевозке, течь груза и осыпание его при погрузке с «шапкой».
Для предотвращения течи груза в конструктивные зазоры и неплотности кузовов вагона применяется заделка щелей и зазоров с помощью рулонных, листовых и пленочных материалов, паст и мас-тик, уплотнение с помощью связующих и длинноволокнистых наполнителей. Уплотнительные материалы приготовляют и наносят на щели и зазоры кузова вагона перед погрузкой с помощью специальной установки.
Для предотвращения выдувания груза необходимо поверхность его разровнять, а при необходимости и уплотнить. Легковесные грузы мелких фракций (объемной массой менее 0, 85 т/м3) загружают в полувагоны так, чтобы верхняя часть штабеля («шапки») была хорошо разровнена и после уплотнения высота составляла 250—300 мм. В поперечном сечении «шапке» груза придают форму трапеции: основаниеее должно быть на 50 мм ниже уровняверхней обвязки
| бортов полувагона. Основание «шапки» минерально-строительных грузов также должно быть ниже уровня верхней обвязки бортов вагона на 50 мм, а ее высота — не более 750 мм.
В зависимости от гранулометрического состава и плотности груза мелких фракций для разравнивания и уплотнения его поверхности применяют следующие устройства: направляющие рассекатели потока груза под выпускным отверстием бункера и скребковые ровнители (концентраты руд черных и цветных металлов и др. ); установку статического действия при объемной массе груза 0, 85—1, 0 т/м3 (рис. 27. 1), установку вибростатического действия при объемной массе груза менее 0, 85 т/м3, накладные
| Рис. 27. 1. Установка статического действия для разравнивания и уплотнения угля в полувагонах: 1 — подъемный механизм; 2 — рама; 3 — стопорное устройство; 4 — каток-уплотнитель
|
Рис. 27. 2. Нанесение пленкообразующего раствора на поверхность груза, погруженного выше уровня бортов полувагона: 1 — вагоны; 2 — насос; 3 — лебедка; 4 — распылительные форсунки; 5 — каток-уплотнитель; 6 —вагонные весы
| вибраторы для мелкокусковых легковесных грузов (кокс, торфяные и буроугольные брикеты) и др.
Наиболее эффективным способом защиты грузов мелких фрак-ций от выдувания является покрытие их поверхности защитными пленками, полученными из дешевых отходов химического произво-дства, обладающих вяжущими свойствами. Защитная пленка долж-на быть прочной, эластичной, обеспечивать хорошее сцепление с обшивкой кузова вагона по периметру и с частицами груза и не разрушаться при высоких скоростях движения.
Пленка наносится на разровненную и уплотненную поверхность груза при продвижении вагона под распылительными форсунками (рис. 27. 2).
При покрытии груза защитными пленками потери от выдувания полностью предотвращаются.
Глава 28. Общие требования к размещению и креплению
грузов в открытом подвижном составе
28. 1. Характеристика грузов, перевозимых в открытом подвижном составе
- В открытом подвижном составе перевозятся грузы, которые не боятся атмосферных осадков, а также грузы тарно-штучные, длинно-мерные и громоздкие, которые по своим размерам и массе не могут быть загружены в крытый вагон. К таким грузам относятся массовые грузыштабельные, состоящие из отдельных предметов, укладывае-мые при погрузке в несколько рядов по высоте (лесоматериалы, трубы, рельсы и др. ).
Перевозка в открытом подвижном составе по сравнению с крытыми вагонами имеет ряд преимуществ: широкое применение средств механизации при погрузке и выгрузке, что удешевляет и ускоряет погрузочно-разгрузочные операции и сокращает простой вагонов; относительно легкая тара открытых вагонов, а также меньшая стоимость их постройки и ремонта, что сокращает расходы, связанные с перевозками; возможность перевозки длинномерных и громоздких грузов; упрощение операций по приему и выдаче грузов.
28. 2. Подготовка автотракторной техники и штучных грузов к перевозке
Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения и сохран-ность груза в процессе транспортирования.
Подготовка автотракторной техники к перевозке осуществляется в соответствии с ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию».
| Порядок подготовки и приема к перевозке в универсальных и специализированных вагонах автотракторной техники определен в Правилах перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники.
Грузоотправитель демонтирует и упаковывает легкоснимаемые комплектующие детали и узлы и защищает с помощью упаковочного материала все бьющиеся детали. Список снятых комплектующих деталей и узлов указывается грузоотправителем в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» (графа 4).
Демонтированные комплектующие детали и узлы автотракторной техники, размещенные на время перевозки в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове, а также узлы, установленные на своих штатных местах в кабине, салоне, багажнике, крытом кузове допускается перевозить без упаковки.
При перевозке автотракторной техники отправительскими марш-рутами или группами вагонов комплектующие детали и узлы, запчас-ти, инструмент перевозятся в крытых вагонах, универсальных контейнерах в соответствующей упаковке и следуют вместе со всей партиейавтотранспортной техники. В этом случае в графе 4 наклад-ной грузоотправитель указывает «Инструмент, комплектую-щие детали и узлы не вкладывались».
При перевозке автотракторной техники в специализированных вагонах демонтаж легкоснимаемых комплектующих деталей и узлов и защита бьющихся деталей не требуется. При перевозке автотранс-портной техники с разными видами технологической некомплект-ности в графе 4 накладной указывается перечень недостающих узлов и деталей по каждой единице автотранспортной техники.
Грузоотправитель перед предъявлением груза к перевозке закрыва-ет двери кабин, салонов, кузовов, капоты, багажники, отсеки и т. п. на защелки, замки и при необходимости оборудует их дополнительными запорными устройствами и пломбирует.
Грузоотправителем составляется информационный листок, прикрепляемый на внутренней стороне лобового стекла кабины, в котором указывается название и марка содержащегося в топливном баке количества топлива, число пломб, ящиков с запасными частями и инструментами, места их нахождения, список снятых комплектующих деталей и узлов, перечень недостающих деталей при некомплектнойпоставке, а также отметка «Инструмент, комплектующие детали и узлы не вкладывались» при перевозке отправительскими маршрутами и группами вагонов. На лобовое стекло кабины также прикрепляется схема строповки для погрузки автотранспортной техники грузоподъемными устройствами. Количество топлива для автотранспортной техники грузоподъемностью до 5 т не должно превышать в баках 10 л, грузоподъемностью свыше 5 т — 15 л. Порядок подготовки автотракторной техники к перевозке разрабатывается грузоотправителем по каждой марке такой техники и согласовы-
| вается с перевозчиком.
Копия порядка подготовки автотранспортной техники находится на станции погрузки.
Все подвижные и поворотные части (стрелы, рабочее оборудова-ние) экскаваторов, кранов, автопогрузчиков и других машин грузоотп-равитель должен застопорить фиксаторами и закрепить способом, исключающим перемещение их в продольном и поперечном направле-ниях и разворот. У колесных, гусеничных и других машин, оборудо-ванных тормозами, проверяется надежность тормозной системы.
На грузах в ящичной упаковке высотой более 1 м, а также по требованию перевозчика на оборудовании, машинах и других грузах высотой более 1 м в неупакованном виде необходимо указывать массу брутто и обозначить центр массы на двух боковых не противопо-ложных сторонах грузового места соответствующими знаком и буквами ЦМгр.
28. 3. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах
Размещение и крепление грузов в вагонах (в том числе в открытом подвижном составе) и контейнерах в соответствии со статьей 23 Уста-ва осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России.
Технические условия имеются почти для всех основных типов грузов, перевозка которых носит массовый и систематический характер (лесоматериалы, металлопродукция, железобетонные, асбестоцемент-ные изделия и конструкции, грузы в ящичной упаковке и неупакован-ные с плоскими опорами, машины на колесном и гусеничном ходу и др. ). Для каждого из этих видов груза предусмотрены схемы размеще-ния и крепления на платформах и в полувагонах, наименование крепежных материалов, их количество и размеры, способы крепления груза.
В Технических условиях установлены также основные требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных работ с различными грузами (раздел 4).
Ответственность за правильное размещение грузов и за соблюдение Технических условий несет грузоотправитель или организация, выпол-няющая эти операции. Работники, ответственные за погрузку, крепле-ние и выгрузку грузов, должны проходить проверку знаний Технических условий размещения и крепления грузов. Испытания проводятся один раз в два года, а также при назначении на должность комиссией под председательством старшего или участкового коммерческого ревизора. Соблюдение требований Технических условий удостоверяется на оборотной стороне накладной надписью: «Груз размещен и закреплен согласно §§... рис... главы... Технических условий правильно» и подписью грузоотправителя с указанием занимаемой должности.
| Работники железнодорожной станции контролируют соблюдение грузоотправителями Технических условий путем осмотра погружен-ных вагонов. Обращается внимание на соответствие размещения груза способу, установленному Техническими условиями, чертежам или схемам, правильность расположения и крепления груза, соблю-дение общих положений о размещении и креплении грузов.
Правильность размещения и крепления грузов, предусмотренных Техническими условиями, проверяет приемосдатчик 5 или 6 разряда в зависимости от места производства грузовых операций, а в пунктах, где его нет, — начальник станции или его заместитель. В вагонном листе должна быть сделана отметка « Груз погружен и укреплен правильно», поставлена подпись и указана должность и фамилия проверяющего погрузку.
28. 4. Габариты погрузки
Погруженный в открытый подвижной состав груз с учетом упа-ковки и крепления должен размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом гори-зонтальном участке и совпадения водной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, долженпомещаться погруженный в открытый подвижной состав груз(с учетом упаковки и
крепления)при нахождении
подвижного состава на прямом
горизонтальном пути и
совмещении в одной вер- тикать ной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.
Наибольшие размеры обще- сетевого габарита погрузки (рис. 28. 1): ширина — 3250 мм, высота — 5300 мм, высота по- грузки при полном использовании
(ширины — 4000 мм, ширина по-
грузки на высоте 5300 мм — 1240 мм.
Размеры груза будут соответ- Рис. 28. 1. Габарит погрузки. г
ствовать габариту погрузки в по- УГР — уровень головки рельса
перечных сечениях, если его длина не превышает значений, указан-ных в Технических условиях, а именно: для платформ с базой 9720 мм наибольшее расстояние от середины вагона до конца груза сос-тавляет 8800 мм, с базой 9294 —8580 мм, а на сцепах из двух платформ — соответственно 11840 и 11600 мм.
| Базой у четырехосных, шестиосных и восьмиосных вагонов счи-тается расстояние между центрами пятников кузова, у сцепов из двух вагонов — расстояние между серединами подкладок или вер-тикальными осями турникетных опор.
Автомобили, тракторы, сельскохозяйственные и дорожно-строительные машины, железобетонные и металлические изделия, а также другие грузы длиной в пределах платформы или полувагона разрешается грузить на все железные дороги, кроме Дальневосточ-ной в соответствии с льготным габаритом погрузки (рис. 28. 2). Расстояние В от оси пути до точек льготного габарита погрузки в зависимости от высоты Н от уровня головок рельсов приведены в таблице 1. 2 Технических условий.
Например, на высоте от уровня головок рельсов Н = 2908 мм, расстояние от оси пути до точек льготного габарита В = 1671 мм.
В накладной на лицевой стороне (место для особых отметок и штемпелей) на такие грузы грузоотправитель делает отметку «Льготный габарит». Размещение и крепление таких грузов производится по чертежам, утвержденным отделениями дорог, или по местным техническим условиям.
Лесоматериалы разрешается грузить в полувагоны в пределах зонального габарита погрузки (рис. 28. 3) на все дороги, за исключением Северо-Кавказской (участки Белореченская—Туапсе—Веселое, Крымская—Новороссийск), а также участков Чум—Лабытнанги, Пукса— Наволок Северной и Тигей—Ачинск Красноярской дорог.
Рис. 28. 2. Льготный габарит погрузки
|
Рис. 28. 3. Зональный габарит погрузки ким условиям, утвержденным
подразделениями перевозчика.
|
|