В.П. Перепон 11 страница
Рис. 24. 4. Схемы укладки и крепления тарно-штучных грузов на плоскихподдонах
| В последнем случае обеспечивается большая устойчивость пакета при транспортировании и перегрузке. Грузы цилиндрической формы располагают на поддонах либо вертикально (рис. 24. 4, е, з), либо горизонтально со специальными прокладками между рядами (рис. 24. 4, и). Обвязочные пояса могут быть расположены вертикально и горизонтально. При формировании пакетов в картонных ящиках перед установкой вертикальных обвязок необходимо выполнить подпрес-совку. Чтобы исключить повреждение ящиков обвязочными лентами, под них устанавливают шины в виде уголков из металла, древесины, картона, полимеров и других материалов или их комбинаций.
Кроме шин для создания прочности пакета в отдельных случаях устанавливают по верхнему ряду и между рядами вспомогательные приспособления (рамки, прокладки, лотки), изготовленные из тех же материалов, что и шины. Для этих же целей применяют клей и склеивающие ленты, которыми склеивают между собой ряды картонных ящиков в пакете.
|
Формируют пакеты при помощи пакетирующих машин отечественного и импортного производства. Расформировывают пакеты при помощи пакеторазборных машин.
24. 5 Технология выполнения грузовых и коммерческих операций с транспортными пакетами.
Грузы в транспортных пакетах принимаются к перевозке в местах общего и необщего пользования. По условиям приема транспортный пакет приравнивается к отдельному грузовому месту. Массу транспортного пакета (массу груза вместе с пакетирующими средствами) определяет грузоотправитель и указывает ее в соответствующей графе накладной. Перевозчик в местах общего пользования принимает груз в транспортных пакетах без проверки количества груза в транспортном пакете.
При заполнении перевозочных документов на грузы, предъяв-ляемые к перевозке в транспортных пакетах, грузоотправитель и перевозчик в соответствующих графах накладной, дорожной ведомос-ти, корешке дорожной ведомости и квитанции о приеме груза указывают:
- в графе «Количество мест» в числителе — количество пакетов, в знаменателе — количество грузовых мест в одном пакете;
- в графе «упаковка» — «тр. пакет»;
- в графе «Масса груза» — масса груза брутто, а для транспортных пакетов, сформированных на поддонах, кроме того, через дробь указывается масса транспортного пакета нетто.
При перевозке сборных вагонных отправок в транспортных пакетах указываются сведения о транспортных пакетах для каждого наиме-нования груза (количество мест, масса).
На оборотной стороне накладной грузоотправитель в графе «Осо-бые заявления и отметки отправителя» указывает тип и количество средств пакетирования, загруженных в вагон. Например, «Поддоны 2 П4 — 65 шт. », «Стропы ПС-05 — 6 шт. ».
При приеме грузов в транспортных пакетах приемосдатчик обязан проверить наружным осмотром наличие и сохранность пакетов, средств пакетирования и соответствие их данным, указанным в наклад-ной, наличие специальной и железнодорожной маркировки (на пова-гонные отправки); соответствие средств пакетирования и параметров пакетов стандартам и техническим условиям.
При перевозке пакетов на платформах и в полувагонах проверяется правильность формирования, размещения и крепления пакетов в открытом подвижном составе в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления груза.
Выдача грузов в транспортных пакетах производится по счету числа пакетов без проверки количества груза в транспортном пакете, если он исправен в коммерческом отношении.
| При обнаружении на станции назначения поврежденных пакетов, станция обязана проверить содержимое пакета, а в поврежденных местах — количество, массу и состояние груза по фактурным счетам.
Порядок использования и сроки возврата средств пакетирования регулируются между грузоотправителями и грузополучателями. Пере-возка средств пакетирования, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям, производится повагонными и мелкими отправками на общих основаниях по полным перевозочным документам с оплатой тарифа.
24. 6. Размещение и крепление транспортных пакетов в вагонах
Размещение и крепление транспортных пакетов в вагонах и контейнерах осуществляется в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и с соблюдением правил перевозок соответствующих грузов.
В междверном пространстве крытых и изотермических вагонов транспортные пакеты необходимо размещать таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их механизированной выгрузки из любой двери вагона. Укладка пакетов в междверном пространстве произво-дится с отступлением от дверей не менее 25 мм. Если способ размеще-ния и крепления транспортных пакетов в открытом подвижном составе техническими условиями не предусмотрен, грузоотправитель обязан разработать такой способ. Способы размещения и крепления пакетов в транспортных средствах определяются условиями безопасности движе-ния и использования их грузоподъемности и вместимости.
При пакетной переработке тарно-упаковочных грузов с помощью механизмов неизбежны так называемые манипуляционные зазоры. Они
не должны превышать 60 мм. При определенных условиях сумма манипуляционных зазоров может превысить допускаемую величину. Тогда пакеты могут сдвинуться (если они не закреплены). Поэтому при пакетной перевозке креплению грузов уделяется особое внимание. Погрузка пакетов с модулем 800- 1200 мм в вагон наиболее рациональна в два яруса. Максимальная высота пакета в этом случае составляет 1150 мм для крытых вагонов вместимостью 106 м3 и 1350 мм для вагонов — 120 м3.
Пакеты устанавливают длинной стороной по ширине вагона в два ряда. Схемы загрузки крытых вагонов представлены на рис. 24. 5 (циф-
рами обозначен порядок установки пакетов в вагоне, причем сверху указаны пакеты первого ряда, а внизу — второго).
У изотермических вагонов длина кузова больше, чем у крытых, поэтому схемы размещения в них пакетов другие и помещается их больше.
Транспортные пакеты, перевозимые в крытых и изотермических вагонах с погрузкой и выгрузкой на местах необщего пользования без перегрузки в пути следования, могут быть закреплены грузоотпра-
вителем в вагоне средствами крепления(например обвязки, пояса,
|
Рис. 24. 5. Схема размещения пакетов в крытых вагонах вместимостью 106 м3 (а) и 120 м3 (б, в)
| щиты, распорные приспособления и др. ), обеспечивающими сохранность грузов в пути следования.
Глава 25. Перевозка грузов в контейнерах, автопоездах и контрейлерах
25. 1. Основные сведения о контейнерах и контейнерных перевозках
Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования многократного использования, имеющая конструкцию, которая обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта (без промежуточной выгрузки), оборудованная приспособлением для ускорения погрузки, выгрузки и перегрузки. Грузовой контейнер обладает достаточной прочностью и имеет внутренний объем не менее 1м3. По своему назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализиро-ванные.
|
Универсальные контейнеры предназначены в основном для перевозки тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупнен-ных грузовых единиц и мелкоштучных грузов.
Специализированные контейнеры предназначены для транспор-тирования ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов
(рудных концентратов, минеральных удобрений, химических налив-ных грузов, опасных, скоропортящихся продуктов и др. ).
Универсальные и специализированные контейнеры могут принадлежать перевозчику, а также юридическим и физическим лицам направах собственности или аренды либо находиться в ведении юридических лиц.
В соответствии со статьей 17 Закона о железнодорожном транспорте предназначенные для перевозок грузов контейнеры, независимо от их принадлежности, должны удовлетворятьтребо-ваниям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог. В случаях, установленных законодательством, иметь соответствующие сертификаты соответствия.
В транспортном отношении контейнер является прежде всего особым видом съемного кузова подвижного состава, приспособ-ленного для перевозки укрупненных партий грузов на различных видах транспорта и для автоматизированной погрузки, выгрузки и перегрузки. В то же время контейнер является укрупненной грузовой единицей транспортного оборудования, что позволяет объединить разрозненные грузовые места в одно, более крупное.
Важнейшими параметрами контейнеров являются габаритные размеры (длина — L, ширина — B, высота — H), внутренние размеры (длина — l, ширина — b, высота — h), ширина и высота дверного проема, внутренний объем, а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто (табл. 25. 1).
Кроме стандартного конструктивного исполнения, обязательным является наличие на контейнере соответствующих кодов, надписей табличек и других элементов, удостоверяющих его целевое назначе-ние и подтверждающих безопасное использование.
Контейнерные перевозки — способ транспортирования грузов с использованием грузовых контейнеров, обеспечивающий бесперегру-зочную доставку грузов от склада грузоотправителя до склада грузо-получателя или непосредственно из сферы производства в сферу потребления.
Контейнерные перевозки позволяют:
- освободить грузоотправителя от необходимости упаковки груза в транспортную тару;
- автоматизировать грузовые, складские и коммерческие операции и сократить их количество;
- повысить производительность труда в 5-6 раз по сравнению с без- контейнерными способами перевозки;
- ускорить и удешевить грузовые операции;
- в несколько раз сократить простои транспортных средств под грузовыми операциями;
- уменьшить потребность в крытых складах на станциях и железнодорожных путях необщего пользования;
- повысить степень сохранности перевозимых грузов, ликвидировать потери и порчу грузов при транспортировании;
|
| - повысить пропускную способность мест погрузки и выгрузки;
- увеличить степень использования складских помещений;
- упростить транспортно-экспедиционные, передаточные и другие коммерческие операции;
- осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта;
- обеспечить реализацию услуг перевозчика на фирменном уровне по принципу «от двери до двери».
Система доставки грузов от грузоотправителя до грузополучателя в контейнерах различными видами транспорта получила название контейнерной транспортной системы.
Контейнерная транспортная система — это комплекс технических средств, технологических процессов и организационных мер, экономических и правовых нормативов, обеспечивающих эффективную перевозку грузов.
Современный этап развития контейнерных перевозок характеризу-ется созданием комплексных национальных и межнациональных контейнерных систем.
Техническая база контейнерной транспортной системы нашей страны включает парк унифицированных универсальных и специализированных контейнеров, средств их перевозки на различных видах транспорта, сеть контейнерных пунктов и терминалов, оснащенных перегрузочными средствами.
Комплексной программой развития контейнерных перевозок предусмотрено в 2005 г. довести их объем до 16, 5 млн тонн и увеличить перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах до 70 %. Основной поток перевозок грузов в контейнерах концентрируется на Транссибирской магистрали. Основные направления: Центр—Урал, Центр—Сибирь, Центр— Дальний Восток.
25. 2. Универсальные контейнеры и средства их транспортирования
Универсальный контейнер — унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарно-штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабженную стандарти-зированными по форме, содержанию, месту расположения надпи-сями, табличками и оборудованную приспособлениями для закреп-ления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Контейнер среднетоннажный — контейнер с максимальной массой брутто более 3 тонн, но менее 10 тонн.
Контейнер крупнотоннажный — контейнер с максимальной массой брутто равной 10 тонн и более.
Конструкция крупнотоннажного контейнера (рис. 25. 1) представ-ляет собой «зашитый» со всех сторон гофрированным или
| листовым металлом жесткий несущий каркас, включающий угловые стойки, продольные и торцовые верхние и нижние балки, боковые стенки, настил пола, дверные створки и механизмы запора дверей. В углах верхних и нижних продольных и торцовых балок расположены верхние и нижние фитинги (рис. 25. 2, а), представляющие собой детали специальной конструкции, обеспечивающие присоединение контейнеров к захватам погрузочноразгрузочных машин, подвиж-ному составу железнодорожного и авто мобильного транспорта, а также крепление контейнеров при складировании их на площадках и при перевозке морским транспортом.
| Рис. 25. 1. Общий вид и конструкция крупнотоннажного контейнера: 1 — фитинг; 2 — вертикальная (угловая) стойка; 3 — верхняя продольная балка; 4 — нижняя продольная балка с пазами для вилочного захвата; 5 — торцовые (верхняя и нижняя) балки; 6 — дверные створки; 7 — механизмы запора дверей; 8 — боковые стенки
|
Рис. 25. 2. Угловые захватные устройства универсальных контейнеров: а— фитинги; б—рымы
| В нижней продольной балке предусмотрены пазы для вилочного захвата.
Конструкция среднетоннажных контейнеров цельнометаллическая сварная, состоит из нижней, дверной, верхней и торцевой рам, обшитых по стенкам гофрированным, а по крыше гладкими листами, двухстворчатой двери и деревянного настила пола. Для механизации перегрузочных операций среднетоннажные контейнеры оборудованы в верхней части рымами (рис. 25. 2, б), в основании — вилочными проемами. Для крепления на автомобилях на угловых стойках контейнеров предусмотрены проушины.
Универсальные контейнеры оборудуются вентиляционными устройствами с заградительной системой. Внутри крупнотоннажных контейнеров на боковых стенках предусмотрены скобы для крепления груза, а в полу — розетки для крепления тяжелых грузов. Для хранения транспортных документов имеются специальные карманы.
Международная организация по стандартизации (ИСО) рекомен-дует применять контейнеры в соответствии со стандартом ИСО-668, устанавливающим основные размеры и области применения контейнеров. Длина наибольшего контейнера принята 40 футов (12192 мм), а остальныхконтейнеров кратна основному модулю
| — 5 футам (1524 мм) с учетом зазоров между ними 76, 2 мм.
Параметры и конструкции универсальных контейнеров унифицированы, поэтому такие контейнеры могут применяться на всех видах транспорта в прямом и смешанном сообщениях, а также для международных перевозок.
Среднетоннажные унифицированные универсальные контейнеры (УУК) бывают с массой брутто 3, 5 и 6 т, крупнотоннажные (1D, 1С, 1СС, 1В, 1ВВ, 1А, 1АА) — с массой брутто 10, 24, 25, 4, 30, 5 т. Параметры основных типов унифицированных универсальных контейнеров приведены в табл. 25. 1.
На каждом универсальном контейнере должны быть таблички по ГОСТ 25588-83 и ГОСТ 25290-82, маркировочные коды и трафареты о максимальной массе брутто контейнера, собственной массе, владельце и сроках очередного освидетельствования или ремонта.
Табличка КБК — табличка, установленная Международной конвенцией по безопасным контейнерам (КБК), прикрепляемая на каждый крупнотоннажный контейнер, удостоверяющая безопасность его эксплуатации. Табличка КБК служит гарантом безопасности контейнера.
Табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, и обязательна при перевозке грузов в международном сообщении.
| Наличие такой таблички является гарантом того, что контейнер полностью отвечает таможенным требованиям на перевозку в них грузов.
Контейнеры должны иметь маркировку установленного образца по схемам, приведенным на рис. 25. 3 и 25. 4.
В первой строке маркировочного кода крупнотоннажного контейнера заключено кодовое обозначение владельца контейнера, которое состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых — буква U обозначает идентификатор грузовых контей-неров. Первые три буквы обозначают буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеровла-дельцев. После кодового обозначения владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр. Седьмая цифра — контрольное число, которое служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере контейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. Приискажении
|
Рис. 25. 3. Схема маркировочного кода крупнотоннажных универсальныхконтейнеров
|
Рис. 25. 4. Схема маркировочного кода среднетоннажных универсальныхконтейнеров
| любой буквы или цифры из кода и номера контейнера будет иметь место несовпадение контрольного числа.
| Вторая строка маркировочного кода содержит коды размера и типа контейнера и состоит из 4 знаков. В коде размера контейнера первый цифровой или буквенный символ обозначает длину контейнера, второй цифрой или буквенный символ обозначает ширину или высоту контейнера. В коде типа контейнера первый буквенный символ
| обозначает тип контенера, второй цифровой символ обозначает основные характеристики данного типа контейнера.
Кодовые обозначения владельца, страны владельца, размеров контейнеров, типа контейнеров, последовательность расчета контрольного числа приведены в справочнике «Перевозки крупнотоннажных контейнеров и автомобилей в сообщении Европа—Азия».
На крупнотоннажный контейнер наносится максимальная масса брутто и масса тары контейнера, а на среднетоннажный дополнительно и внутренний объем. На боковых стенках контейнера наносится трафарет очередного освидетельствования или ремонта. При отсутствии требуемой маркировки и трафаретов контейнер к перевозке не принимается.
Для перевозки среднетоннажных универсальных контейнеров используют платформы, а также специализированные вагоны, модернизированные из универсальных крытых и полувагонов.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров в различном сочетании применяют специализированные длиннобазные контейнерные платформы моделей 13-470 и 13-9004. Платформа модели 13-470 (рис. 25. 5) выполнена без боковых и торцовых бортов и без настила пола. Для крепления контейнеров на платформе предусмотрены стопорные устройства (упоры) в количестве 24 штук, из них 20 поворотных и 4 неподвижных. Стопорные устройства должны выступать над плоскостью пола платфор-
|
Рис. 25. 5. Длиннообразная специализированная платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-470: 1— рама; 2— ходовые части; 3— автосцепное оборудование; 4— тормоз
| мы и при установке контейнера входить в отверстия его угловых фитингов. При погрузке контейнеров используются только те упоры, которые расположены на расстоянии, соответствующем длине данного контейнера, а остальные приводят в нерабочее положение.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров применяются также специализированные платформы с длиной базы 9294 и 9720 мм, переоборудованные из универсальных.
Вводятся в обращение платформы комбинированного транспорта (для перевозки контейнеров, контрейлеров и автопоездов): модель 13-9004 М-96 для контрейлеров и контейнеров; модель 13-9009 для контейнеров, контрейлеров и автопоездов. Начаты работы по проектированию и изготовлению скоростных платформ для перевоз-ки контейнеров, предназначенных для эксплуатации в пассажирских, грузобагажных и ускоренных поездах.
На автомобильном транспорте для перевозки контейнеров исполь-зуются специализированный подвижной состав, а также автомобили и автопоезда общего назначения.
Перевозка контейнеров водным транспортом осуществляется на морских и речных судах различных типоразмеров.
25. 3. Специализированные контейнеры и средства их транспортирования
Специализированные контейнеры отличаются от универсальных назначением и конструкцией отдельных частей (рис. 25. 6).
Специализированный контейнер — единица транспортного оборудования, предназначенная для многократной перевозки грузов определенной номенклатуры (жидких, насыпных, опасных, скоропор-тящихся и прочих) и представляющая собой конструкцию, стандарт-ную по размерам и максимальной массе брутто и имеющую обозна-чения и надписи в соответствии с Государственными стандартами или другими нормативными техническими документами.
Специализированные контейнеры подразделяются на:
- специализированные малотоннажные с максимальной массой брутто менее 2, 5 т;
- специализированные среднетоннажные контейнеры с макси-мальной массой брутто более 2, 5 т, но менее 10 т;
- специализированные крупнотоннажные контейнеры с макси-мальной массой брутто, равной 10 т и более.
По особенностям конструкции и параметрам специализированные контейнеры подразделяются на: совпадающие по параметрам с универсальными контейнерами; не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными контейнерами.
Среднетоннажный специализированный контейнер, совпадающий по параметрам с универсальным должен иметь в установленном порядке сертификат соответствия.
Специализированные крупнотоннажные контейнеры, совпадающие с универсальными, должны соответствовать требованиям
|
Рис. 25. 6. Специализированный контейнер-цистерна СК-3-5 для наливных грузов: 1— котел; 2— каркас; 3— верхние фитинги; 4— люк с крышкой; 5— раскосы; 6— жесткиеопоры; 7— лестница; 8— поперечные балки; 9—нижние фитинги
| Международной конвенции побезопасным контейнерам, чтоподтверждается наличием на борту контейнера таблички КБК. При перевозке в крупнотоннажных специализированных контей-нерах в международном сообщении на борту контейнера допол-нительно к табличке КБК должна крепиться табличка КТК, подтверждающая соответствие контейнера Таможенной конвен-ции, касающейся контейнеров. Специализированные контейнеры должны иметь маркированные коды, надписи и таблички, аналогичные универсальным контейнерам. Полный систематизированный перечень кодовых обозначений и требований специализированных крупнотоннажных контейнеров и кодовое обозначение типа контейнеров приведен в справочнике «Перевоз-ки крупнотоннажных контейнеров и автомобилей в сообщении Европа—Азия».
Все специализированные контейнеры подразделяются на: открытые, закрытые, контейнеры-цистерны, изотермические и прочие.
По конструктивным особенностям специализированные контейнеры делят на жесткие (неразборные или разборные), мягкие (эластичные) и комбинированные (полужесткие).
Габариты рефрижераторных контейнеров должны удовлетво-рять стандарту ИСО-668, а также ИСО-1161 и ИСО-1996/1.
Современные рефрижераторные контейнеры строят на базе крупнотоннажных контейнеров 1СС и имеют одинаковые принципы конструктивного решения. Контейнер снабжен четырьмя верхними и четырьмя нижними фитингами, нижняя рама снабжена пазами под вилы погрузчика.
Для перевозки специализированных контейнеров используют-ся универсальные платформы и полувагоны. Рефрижераторные контейнеры перевозят на платформах со стопорными устройст-вами, а также на сцепах из платформ с отдельным вагоном-дизель-электростанцией.
|
25. 4. Правила перевозок грузов в универсальных контейнерах
Перевозка грузов в контейнерах производится между станциями, открытыми для операций с контейнерами установленной массы брут-то. Перевозка грузов в контейнерах между станциями, не открытыми для операций с контейнерами, может производиться при наличии соответствующего договора между грузоотправителем (грузополу-чателем) и перевозчиком.
На каждый груженый или порожний (не принадлежащий перевоз-чику или арендованный у него) контейнер грузоотправитель оформ-ляет одну из следующих форм накладной: ГУ-27в, лист 1 — оригинал (листы 2, 3, 4 заполняются перевозчиком компьютерным способом; ГУ-29к, листы 1, 2, 3, 4 заполняются с помощью копировальной бумаги (передаются перевозчику для дальнейшего оформления); ГУ-27у-ВЦ, лист 1 — оригинал, заполняется компью-терным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления и формирования на его основе компьютерным способом листов 2, 3, 4.
Комплект перевозочных документов для перевозки грузов в контейнерах состоит из четырех листов: оригинала накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме контейнера. Каждый лист комплекта содержит обычную текстовую информацию с кодированной.
Накладная на перевозку грузов в контейнере заполняется в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом с особенностями, указанными в Приложении N° 4 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах.
Предъявляемые к перевозке в первичной упаковке без тары или в облегченной таре грузы, а также предназначенный для их перевозки контейнер, предварительно подготавливаются грузоотправителями таким образом, чтобы исключить при погрузке, перевозке, выгрузке различного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза, отрицательное действие груза на контейнер. Для этих целей применяется обкладка стен контейнера бумагой, пленкой, установка защитных планок и резиновых прокладок, упаковка груза в мягкий изоляционный материал.
Грузы в промасленном состоянии без упаковки (например метизы, запасные части) допускаются к перевозке в контейнерах только в плотной бумаге, а также при условии обеспечения застилки предохраняющим материалом пола контейнера и пространства между стенами контейнера и грузом.
Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, а загружаемого в среднетон-нажный контейнер — не более 1000 кг.
| Масса груза в контейнере, определяемая как сумма масс брутто каждого грузового места, не должна превышать разности между максимальной массой брутто контейнера и массой тары контейнера, указанными на двери.
Грузы в контейнерах должны размещаться таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения их внутри контейнера при воздействии естественных в процессе перевозки усилий. Давление груза на двери контейнера исключается. Поэтому при укладке груза необходимо оставлять свободное пространство от 3 до 5 см между грузом и дверью контейнера. Прибивать грузы или приспособления для их крепления (стойки, клинья, прокладки и др. ) гвоздями или скобами к полу контейнера запрещается. Прокладки должны быть прочно соединены с грузом, чтобы он не мог перемещаться относи-тельно подкладок и по полу контейнера вместе с подкладками. Крепление грузов в контейнере достигается установкой упорных брусков, цепей, ограничительных щитов (в дверном проеме контейнера), распорных рамок из досок сечением не менее 20- 100 мм. Общая сумма зазоров между штабелями груза, а также между грузом и стенками контейнера не должна превышать 200 мм.
Схема размещения в контейнерах грузовых мест, примеры использования перегородок, распорных и упорных брусков, надежного крепления грузов и обеспечения равномерного распре-деления нагрузки на пол контейнера приведены в справочнике «Перевозки крупнотоннажных контейнеров и автомобилей в сообщении Европа— Азия». Смещение от середины контейнера общего центра массы размещенных в контейнере грузов не должно превышать: 600 мм по длине от середины крупнотоннажного контейнера; 200 мм по длине от середины среднетоннажного контейнера и 100 мм по ширине.
Перевозка порожних контейнеров, принадлежащих перевозчику, может оформляться им одной накладной с приложением описи. При отправлении с мест необщего пользования комплекта контейнеров, загруженных грузом одной позиции номенклатуры грузов, от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в места необщего пользования допускается оформление одной накладной с приложением к ней описи контейнеров.
Груженые контейнеры принимаются к перевозке после наружного осмотра с проверкой наличия и правильности внесения в накладную сведений о ЗПУ, наложенных грузоотправителем.
Выдача контейнеров на станции назначения производится в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
|
25. 5. Правила перевозок грузов в специализированных контейнерах.
Основные требования к перевозке грузов в специализированных контейнерах определены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах. Погрузка специализированных контейнеров на железнодорожный подвижной состав и их выгрузка производятся на местах необщего пользования. Прием, выдача и хранение специализированных контейнеров (кроме опасных грузов) может производиться в местах общего пользования при условии, если контейнеры оборудованы необходимыми устрой-ствами для выполнения соответствующих операций, обеспечи-вающими сохранность контейнеров и безопасность обслуживающего персонала.
Размещение на платформах-контейнеровозах специализированных крупнотоннажных контейнеров, осуществляется в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке в местах общего или необщего пользования железнодорожных станций, открытых для выполненияопераций с универсальными контейнерами соответст-вующей массы брутто. Специализированные контейнеры, не совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке на станциях открытых для выполнения операций с повагонными или мелкими отправками грузов.
Груженые или порожние специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с универсальными, принимаются к перевозке контейнерными отправками, а не совпадающие — повагонными или мелкими отправками.
При перевозке специализированных контейнеров контейнерной отправкой на каждый специализированный контейнер грузоотправи-тель оформляет накладные тех же форм, что и на универсальные контейнеры. На каждом бланке накладной в верхней части ее лице-вой стороны в графе «Отметки о спецконтейнере» проставляется большими буквами « СК», что соответствует обозначению специализированных контейнеров всех типов.
При предъявлении грузов к перевозке в специализированных контейнерах грузоотправитель должен указать в накладной массу груза, собственную массу контейнера и общую фактическую массу брутто всей отправки.
Масса груза в специализированном контейнере не должна превышать его грузоподъемности, определяемой как разница между номинальной массой брутто контейнера и его тарой (указаны на трафарете).
| Груженые специализированные контейнеры предъявляют к перевозке опломбированными грузоотправителем запорно-пломбировочными устройствами.
25. 6. Погрузка, размещение и крепление контейнеров в открытом подвижном составе
Для перевозки груженые среднетоннажные контейнеры размещаются в вагоне дверями вовнутрь, чтобы исключить свободный доступ к ним в пути следования. Допускается устанавливать контейнеры дверями вплотную к боковым стенкам полувагонов и щитам контейнеровозов. Перевозка среднетоннажных контейнеров в полувагонах и в универсальных (бортовых) платформах осуществляется полными комплектами (группой контейнеров), занимающими всю площадь полувагона, платформы с расстановкой их согласно схемам размещения и крепления контейнеров, установленным Техническими условиями.
Перед погрузкой пол платформы, а также опорные поверхности контейнеров должны быть очищены от снега, льда и мусора. В зимнее время пол платформы должен быть посыпан тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка. Торцевые борта платформы допол-нительно закрепляются короткими деревянными стойками (по две стойки на каждый борт). При размещении контейнеров на платформах, продольные борта которых оборудованы запорными устройствами в виде закидок, каждую секцию борта необходимо закрепить одной деревянной стойкой.
Размещение и крепление крупнотоннажных контейнеров на контейнерных специализированных или переоборудованных железнодорожных платформах осуществляется в соответствии со схемами размещения, установленными Техническими условиями. При погрузке контейнеров типоразмеров 1С и 1СС на длиннобаз-ную контейнерную платформу с длиной рамы 18400 мм в первую очередь устанавливаются контейнеры на середину платформы, а затем два других контейнера по ее концам. При погрузке на эту платформу совместно контейнеров 1А (1АА) и 1С (1СС) сначала следует погрузить контейнер 1А (1АА).
Допускается перевозка крупнотоннажных контейнеров на специализированных платформах неполными комплектами с размещением их на фитинговых упорах посредине платформы при условии обеспечения равномерной нагрузки на тележки платформы. Контейнеры устанавливают на платформу так, чтобы их торцевые двери были обращены к смежно располагаемым контейнерам. Перед погрузкой у контейнеров должны быть очищены от снега, льда и грязи опорные поверхности и внутренние полости нижних фитингов, у специализированных платформ должны быть очищены штыревые упоры и опорные площадки в местах расположения фитингов контейнеров, проверена их исправность.
| Контейнеры устанавливают на платформы так, чтобы штыревые упоры, расположенные на платформах и предварительно приведен-ные в рабочее (вертикальное) положение, вошли в отверстия фитингов, расположенных снизу контейнеров. После установки кон-тейнеров работник, ответственный за погрузку, обязан через боковые отверстия в фитингах, проверить правильность расположения и неподвижность штыревых упоров платформы в рабочем положении, которыми контейнеры закрепляются от продольных и поперечных перемещений.
Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах предусматривается погрузка и крепление крупнотоннажных контейнеров в обычные платформы, а также комплектов специализированных контейнеров различных типов и конструкций.
25. 7. Контейнерные пункты и терминалы
Переработка контейнеров на станциях железных дорог организу-ется на контейнерных пунктах, где осуществляется погрузка, выгрузка, сортировка, хранение, завоз, вывоз, комплектование, технический и коммерческие осмотры, а также текущий ремонт контейнеров, оформление перевозочных и транспортно-экспедици-онных документов, информирование грузополучателей и другие операции, обеспечивающие сохранность грузов и контейнеров (охрана, осмотры ЗПУ).
Комплекс устройств, входящих в контейнерный пункт: площадка для краткосрочного хранения контейнеров, автопроезды, железнодо-рожные погрузочно-выгрузочные пути, грузоподъемные механизмы, стоянки для полуприцепов, служебные и бытовые помещения.
Контейнерные пункты размещаются либо непосредственно на железнодорожных станциях, либо на подъездных путях предприя-тий. В зависимости от характера выполняемых операций они бывают:
— грузовые, предназначенные для погрузки и выгрузки контейнеров, принятых к отправлению или подлежащих выдаче на данной станции;
— грузосортировочные, где, кроме операций, выполняемых на грузовых пунктах, сортируют транзитный поток контейнеров;
— сортировочные, выполняющие только сортировку транзитных контейнеров.
На перегрузочном комплексе станций-терминалов в большом объеме производятся операции с крупнотоннажными и среднетон-нажными контейнерами как по приему контейнеров от грузоотпра-вителей и выдаче их грузополучателям, так и по передаче потока контейнеров с одного вида транспорта на другой.
| При наличии на контейнерном пункте (перегрузочном комплек-се) нескольких площадок производится их специализация по прибытию и отправлению. Размещение контейнеров на площадках должно соответствовать технологическим схемам, приведенным в Типовом технологическом процессе работы грузовой станции.
Каждая площадка делится на секторы, состоящие из двух поперечных рядов контейнеромест для среднетоннажных контей-неров и из двухтрех поперечных рядов контейнеромест для крупнотоннажных контейнеров (рис. 25. 7; 25. 8).
Секторам присваивают порядковые номера и объединяют их в специализированные участки (по отправлению, прибытию, для маршрута и т. п. ).
|
Рис. 25. 7. Схема комплексной механизации и размещения крупнотоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем: а— при поступлении контейнеров с боковыми дверями, б— у контейнеров нет боковых дверей; 1— козловой кран КК-24 (КК-32), 2— железнодорожный путь, 3— подкрановыйпуть, 4— автомобиль
|
Рис. 25. 8. Схема комплексной механизации и размещения среднетоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслуживаемой козловым краном пролетом 16 м: 1— автостроп, 2— козловой кран грузоподъемностью 6 т; 3— железнодорожный путь, 4— подкрановый путь; 5— контейнеры; 6— автомобиль
| Под контейнероместом понимается площадь, занимаемая одним контейнером массой брутто 3 или 24 т.
Контейнеры массой брутто 5 или 30, 5 т занимают два контейнеро-
места.
Между секторами должны быть проходы шириной не менее 0, 6 м, а между контейнерами в секторах — зазоры 0, 1 м. Через каждые 100 м на площадке устраиваются поперечные противопожарные проезды шириной 10 м. Проезды для автотранспорта принимаются шириной 3, 5—4 м для каждой полосы движения.
На рис. 25. 7 представлена одна из типовых схем комплексной механизации и размещения крупнотоннажных контейнеров на площадке с одним погрузочно-выгрузочным путем, обслуживаемой козловым краном пролетом 25 м.
|
|