В.П. Перепон 17 страница
36. 2. Прием, погрузка и размещение в вагоне животных
Перевозки животных осуществляются в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом животных.
Предъявление к перевозке по железным дорогам всех видов животных в пределах Российской Федерации и государств-участников содружества независимых государств осуществляется грузоотправи-телем при наличии ветеринарного свидетельства формы № 1, выда-ваемого ветеринарным врачом Государственной ветеринарной службы района (города).
Перевозка животных без ветеринарного свидетельства не допускает-ся.
Ветеринарное свидетельство N° 1 действительно для предъявления на станции погрузки в течение трех дней с момента его выдачи. Первый экземпляр ветеринарного свидетельства, оформленного на каждый вагон отдельно с указанием количества животных в вагоне, прикладывается к накладной, а второй экземпляр с надписью в правом верхнем углу «Дубликат» выдается грузоотправителем проводнику, сопровождающему животных. В накладную в графе «Особые заявле-ния и отметки отправителя» грузоотправителем вносится отметка о приложении ветеринарного свидетельства N 1 с указанием его номера и даты выдачи.
Импорт, экспорт и транзит через территорию Российской Федерации животных осуществляется на основании письменных разрешений Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продо-вольствия Российской Федерации.
При перевозке животных между государствами-участниками СНГ специальных разрешений на ввоз, вывоз и транзит не требуется.
При предъявлении животных к перевозке на экспорт грузоотправитель представляет станции погрузки ветеринарный сертификат формы № 5 а, в котором должны быть указаны номер и дата разрешения Департамента ветеринарии на экспорт. Его наименование, номер и дата выдачи указываются в накладной СМГС в графе «Документы, прилагаемые отправителем».
Под погрузку животных должны подаваться чистые вагоны, а под погрузку племенных животных — промытые и продезинфицирован-ные. Пригодность вагонов для перевозки животных устанавливается грузоотправителем совместно с ветеринарным врачом Госветнадзора.
Подача для такой перевозки вагонов, освобождающихся после перевозки ядохимикатов и минеральных удобрений, без соответствующей обработки не допускается.
Погрузка и выгрузка животных осуществляется с обязательным участием представителя органа Госветнадзора, который должен быть уведомлен стороной, осуществляющей погрузку, выгрузку животных, не позднее, чем за 24 часа до начала грузовых операций.
| Погрузка, выгрузка животных должна производиться в светлое время суток, в темное время суток погрузка, выгрузка допускается только при наличии достаточного освещения мест погрузки, выгрузки животных.
При разрешении погрузки животных ветеринарный врач Госветнадзора делает отметку в ветеринарном свидетельстве формы № 1, а при запрещении погрузки составляет акт с изъятием ветеринарного свидетельства и его дубликата с уведомлением об этом перевозчика и грузоотправителя. При запрещении погрузки животных представителем органа Госветнадзора грузоотправитель обязан не позднее, чем через 2 часа, удалить с территории станции не принятых к перевозке животных. При обнаружении больных или подозреваемых в заболева-нии животных представителем органа Госветнадзора принимаются меры в соответствии с законодательством в области ветеринарии. Количество животных, загружаемых в вагон, зависит от их вида и размера, назначения, а также типа подвижного состава и устанавливли-вается Правилами перевозок железнодорожным транспортом животных.
После размещения животных в вагоне должен оставаться свободный промежуток, достаточный для того, чтобы поместилось еще одно животное.
Нормы погрузки племенных и высокопродуктивных животных определяются грузоотправителем по согласованию с органами Госветнадзора.
Лошади размещаются параллельно продольной оси вагона головами к междверному пространству, по два ряда в каждой половине вагона. Для прохода проводника в средних рядах устанавливают на одну лошадь меньше, чем в крайних. Перевозка лошадей допускается только в раскованном виде.
Крупный рогатый скот в вагоне размещают поперечным или продольным способом.
Совместная перевозка в одном вагоне быков и коров, баранов и овец, хряков и свиноматок, а также разных видов животных не допускается.
Не допускается погрузка свиней в зимний период при температуре ниже -25 °С, а в летний период — крупных жирных свиней массой более 100 кг при температуре +25 °С и выше.
Мелких животных перевозят в клетках и ящиках в несколько ярусов. Промежутки между клеткой и крышей по боковой стене вагона должны быть не менее 0, 2 м. Ящики и клетки устанавливают у продольных стен, для ухода за животными оставляют проход. Клетки и ящики должны иметь сплошное, водонепроницаемое дно и надежно закрепляться после погрузки.
Перевозка диких животных повагонными отправками производится на условиях, устанавливаемых в каждом отдельном случае перевозчиком и грузоотправителем по согласованию с органом Госветнадзора.
| Пушные звери, в зависимости от их вида, перевозятся в металлических или прочных деревянных клетках с металлической решетчатой дверью. Дверцы клеток должны иметь прочные запоры, исключающие возможность самооткрывания, и закрываться на замки.
Перевозка птиц производится в клетках со сплошным водонепроницаемым дном.
Грузоотправитель обязан обеспечить отправляемых животных доброкачественными кормами, а также подстилкой на весь путь следования с учетом установленных сроков перевозки и двухдневного запаса. Безвредность кормов и кормовых добавок в ветеринарно-санитарном отношении должна быть подтверждена ветеринарным свидетельством формы № 3.
При температуре наружного воздуха в пункте отправления ниже -15 °С применение жома, барды и силоса для корма не допускается.
Корм и подстилка перевозятся в вагонах вместе с животными и загружаются на специальные полки или в междверное пространство вагона. Зерновой корм (овес, мука, отруби и комбикорм) должен быть затарен в мешки, а сено и солома — запрессованы в тюки.
Для перевозки корма и подстилки по просьбе грузоотправителя и за его счет предоставляются отдельные вагоны.
36. 3. Обслуживание животных в пути, их выгрузка и выдача
В пути следования животных обслуживает проводник грузоотправи-теля. Он размещается в служебном отделении специализированного вагона и должен выполнять обязанности, предусмотренные Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.
По просьбе грузоотправителя и за его счет для проводников животных могут предоставляться отдельные вагоны. При перевозке животныхпроводники должны поить их не менее двух раз в сутки в летний период, одного-двух раз в переходный и зимний периоды.
Перечень станций, на которых производится водопой животных, устанавливается владельцем инфраструктуры. Станция последнего поения животных извещает об отправлении вагонов с животными следующую станцию водопоя. О произведенном поении животных или об отказе проводника от водопоя животных станция должна сделать отметку в путевом журнале проводника.
О каждом случае массового или единичного заболевания (падежа) животных в пути следования, а также об отказе ими принимать корм и воду, проводники в письменной форме уведомляют через начальника станции орган Госветнадзора и главного государственного ветеринар-ного инспектора района (города), на территории которого находится данная станция, для принятия ими решения о возможности дальнейшей перевозки животных или их задержании.
| Убой больных животных в пути следования не допускается.
О всех случаях задержки вагонов с животными, о снятии животных из вагона станцией составляется акт общей формы с участием представителя Госветнадзора и проводника, сопровождающего живот-ных. Копия акта вместе с письменным требованием органа Госветнад-зора прилагается к перевозочным документам. В графе накладной «Отметки перевозчика» станция делает отметку о составлении акта и о фактических затратах, понесенных перевозчиком при выполнении незапланированных работ с заболевшими и павшими животными. На станции назначения на основании отметки в накладной с грузополуча-теля в соответствии с действующим законодательством взимаются фактические расходы, понесенные перевозчиком за снятие заболевших или павших животных. Перечень станций, на которых допускается снятие трупов животных, определяется владельцем инфраструктуры по согласованию с органами Госветнадзора.
О прибытии вагонов с животными под выгрузку станция назначе-ния извещает грузополучателя и орган Госветнадзора.
По окончании выгрузки животных грузополучатель обязан произвести складирование навоза и остатков подстилки в междверном пространстве вагона (кроме вагонов, подлежащих последующей обработке по третьей категории).
Вагоны с животными, прибывшие на станцию, на которой объявлен карантин, на основании заявления грузоотправителя, грузополучателя и по решению органа Госветнадзора переадресуются на другие станции.
36. 4. Перевозка грузов, подконтрольных Госветнадзору
Продукты и сырье животного происхождения, корма для животных допускаются к перевозке железнодорожным транспортом с территорий, не подвергнутым заразным болезням животных, под контролем органов Государственного ветеринарного надзора.
Перевозка продуктов и продовольственного сырья животного происхождения рассмотрена в пп. 35. 5, 35. 8, а перевозки животных в п. 36. 2.
Подконтрольные органам Госветнадзора грузы принимаются к перевозке железнодорожным транспортом только при наличии ветеринарных сопроводительных документов на каждый вагон, контейнер, мелкую отправку: ветеринарных свидетельств формы № 2 или № 3, либо ветеринарных сертификатов № 5 (b, d, e).
Подконтрольные органам Госветнадзора грузы, отправляемые с железнодорожных станций за пределы района (города), включая экспортные грузы, сопровождаются ветеринарными свидетельствами.
На пограничных станциях на грузы, вывозимые в страны, не являющиеся государствами-участниками СНГ, взамен ветеринарных свидетельств пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарные сертификаты.
| На грузы, ввозимые из государств, не являющихся участниками СНГ, взамен зарубежных ветеринарных сертификатов пограничные ветеринарные пункты выдают ветеринарные свидетельства.
Подконтрольные органам Госветнадзора грузы, перевозимые между Российской Федерацией и государствами-участниками СНГ, сопровождаются ветеринарными свидетельствами, заполненными на русском языке. Ветеринарные свидетельства (сертификаты) оформляются ветеринарными врачами государственной ветеринарной службы района (города). В графе накладной «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправителем указывается наименование ветери-нарного документа, номер и дата его выдачи. Ветеринарные свидетель-ства формы № 2 и № 3 действительны в течение трех дней с момента выдачи и до начала погрузки.
О предстоящей погрузке грузов, подконтрольных органам Госвет- надзора, грузоотправитель не менее чем за 12 часов до ее начала уведомляет местный орган Госветнадзора.
Грузы, подлежащие ветеринарно-санитарному надзору, принимаются к перевозке только до той станции и в адрес того грузополучателя, которые указаны в ветеринарном свидетельстве (сертификате). Измене-ние станции назначения и наименования грузополучателя допускается в исключительных случаях по согласованию с органами Госветнадзора.
Осмотр грузов представителем Госветнадзора производится при их погрузке, выгрузке и в пунктах перегрузки. Отметки о проведенном ветеринарно-санитарном осмотре груза делаются представителем органа Госветнадзора в ветеринарном свидетельстве (сертификате) с указанием даты осмотра и с заверением его своей подписью и печатью.
Пресносухое и сухосоленое кожевенное и меховое сырье принима-ется к перевозке в твердой или в мягкой таре, а мокросоленое — в бочках или ящиках, не дающих течи.
Кожевенное меховое сырье без упаковки, а также в замороженном состоянии к перевозке не принимается.
Кожевенное и меховое сырье, пушнина подлежат исследованию на сибирскую язву органами Госветнадзора. Результат такого исследования, показавший отрицательную реакцию, должен быть отражен в ветеринарном свидетельстве (сертификате).
Кожевенное и меховое сырье, пушнина с отрицательной реакцией на сибирскую язву должны иметь клеймо лаборатории, производившей их исследование. Все клейма должны быть на русском языке.
Шерсть, щетина, волос, перо и пух предъявляются к перевозке упакованными в мягкую тару. Каждый отправленный с шерстомоек тюк шерсти должен иметь фабричную марку.
Сухое кишечное сырье и мочевые пузыри предъявляются к перевозке в ящиках или тюках, обернутых в плотную мягкую тару. Сухосо-леное и мокросоленое кишечное сырье предъявляется к перевозке в прочных бочках, не дающих течи.
| Рога, копыта и кости предъявляются к перевозке в мягкой упаковке, очищенными от мягких частей, грязи и высушенными. Без упаковки невысушенные рога, копыта и кости к перевозке не принимаются.
Рога, копыта, кости разрешается перевозить без тары в собственных или арендованных крытых вагонах или контейнерах.
Не допускается перевозка, в том числе мелкими отправками, сырья животного происхождения совместно с продуктами питания, кормами для животных, металлическими изделиями, красящимися, пахучими и испаряющимися веществами, грузами для личных, семейных, домашних и иных нужд. Не допускается совместная перевозка пищевого сырья с техническим сырьем животного происхождения.
Не допускается перевозка сырья животного происхождения в контейнерах (кроме собственных и арендованных), за исключением пушно-мехового сырья, не подлежащего исследованию на сибирскую язву.
36. 5. Перевозка подкарантинных грузов
Прием к перевозке по железным дорогам в пределах Российской Федерации продукции растительного происхождения и других подка- рантинных материалов (подкарантинные грузы), которые могут быть переносчиками карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков с территорий, на которые наложен карантин, допускается только при условии предъявления грузоотправителем карантинного сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов. Он выдается Государственной инспекцией по карантину растений в местах отгрузки подкарантинных грузов.
Госинспекция по карантину растений официально уведомляет владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования о карантинных фитосанитарных зонах, а также конкретный перечень подкарантинных грузов, на вывоз которых введены ограничения. Владелец инфраструктуры, в районе деятельности которого находится такая зона, немедленно извещает об этом перевозчиков в установленном порядке.
На железнодорожных станциях во всех пунктах приема грузов на видных местах вывешиваются объявления о видах подкарантинных грузов, которые не принимаются к перевозке без сертификата.
Карантинный сертификат предъявляется на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку подкарантинного груза при нахож-дении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок груза. Один экземпляр сертификата прилагается к перевозочным документам, другой остается на станции отправления и хранится как документ строгой отчетности.
Подкарантинные грузы предъявляются грузоотправителем к пере-возке только на те станции и в адрес тех грузополучателей, которые указаны в сертификате.
| Выгрузка грузополучателем подкарантинных грузов, поступивших из зон, объявленных под карантином, производится только с разрешения органа Госинспекции по карантину растений.
В Правилах перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов приведены правила перевозок импортных, экспортных и транзитных подкарантинных грузов. Их перевозка допускается только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного компетент-ным государственным органом, связанным с карантином растений, государства-экспортера.
Глава 37. Перевозка грузов в сопровождении и по договорам на особых условиях
37. 1. Перевозка грузов в сопровождении
Некоторые грузы при перевозке по железным дорогам требуют непрерывного наблюдения и обслуживания (сопровождения специалиста) в пути следования с применением мер предохранения их от порчи, хищения и т. п. Такими грузами являются животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности, автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, подвижной состав, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в открытых ящиках и другие. Все эти грузы при предъявлении повагон-ными отправками перевозятся в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей (ст. 17 Устава). Порядок сопровождения этих грузов и их перечень устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.
Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным. Постоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же проводниками без смены в пути следования от станции отправления до станции назначения груза. Сменное сопровождение груза осуществляет-ся со сменой проводников в пути следования грузов.
При постоянном сопровождении проводники обязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удостоверения. В накладной, грузовой квитанции и дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (полностью). После слова паспорт указывается серия и номер паспорта, после слов «ком. уд. №» — номер командировочного удостоверения.
За проезд проводников взыскивается плата в размере, установленном тарифом. Проводник имеет право перевозить с собой в вагоне (бес-платно) ручную кладь. При наличии у проводника клади свыше нормы с него взимается провозная плата за излишнюю массу ручной клади.
| Станцией отправления проводнику выдается удостоверение на право проезда установленной формы под расписку в корешке дорожной ведомости. При получении удостоверения сопровождающий должен ознакомиться с основными обязанностями проводника, изложенными на обороте удостоверения, и расписаться об этом в удостоверении и в Книге выдачи удостоверений проводникам. При сменном сопровожде-нии ведомственной охраной удостоверение проводника не выписывает-ся, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула.
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распечатанной станцией отправления бумажной копии электронной наклад-ной формы ГУ-27у-ВЦ, в ней же указывается дата выдачи удосто-верения.
Количество проводников при постоянном сопровождении определяется грузоотправителем (грузополучателем). Проезд проводников допускается в вагоне, в котором перевозится груз, в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя, в отдельном вагоне, принадлежащем грузоотправителю, грузополучателю, и в служебном вагоне при перевозке в рефрижераторном подвижном составе. При сменном сопровождении проезд проводников осуществляется на локомотиве, на переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком ведомственной охране по договору. Плата за проезд указывается в накладной.
Проводникам запрещается курить в вагонах, применять какие-либо нагревательные и осветительные приборы, кроме фонарей, отвечающих требованиям пожарной безопасности, и чугунных печей стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). В пути следования сопровождающие обязаны соблюдать противопожарные требования и правила личной безопасности.
Печи и печное оборудование для отопления вагонов предоставляются грузоотправителями. Грузоотправитель обязан обеспечить снабжение вагонов твердым топливом на всем пути следования. При установке в вагонах печей и печного оборудования, принадлежащих грузоотправителю (грузополучателю), их количество указывается в накладной в графе 4. В случае возникновения препятствий в перевозке инеобходимости выдачи груза проводник может осуществлять функции грузоотправителя. Об этом делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» с точным описанием предоставленных проводнику полномочий. Доверенность на предоставление таких полномочий выдается от имени юридического лица за подписью его руководителя и заверяется печатью. При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной эти сведения грузоотправитель вносит в такую накладную.
|
37. 2. Оформление случаев задержки грузов в сопровождении проводников
В тех случаях, когда грузу угрожает порча, и доставить его в полной сохранности грузополучателю не представляется возможным, грузоотправитель либо уполномоченный на это проводник может самостоятельно распорядиться грузом.
При обнаружении в процессе перевозки нарушения крепления или устойчивости груза проводник подает письменное заявление начальнику станции для принятия решения об отцепке вагона и принимает меры по исправлению крепления, восстановлению размещения и устойчивости груза.
При нарушении крепления или устойчивости по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика. Результаты проверки крепления или погрузки груза и время вынужденного простоя вагонов по вине грузоотправителя оформляются актом общей формы в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозочным документам.
При обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов и при невозможности дальнейшего их следования с данным поездом такие вагоны отцепляются.
Случаи повреждения вагонов, происшедших по вине грузоотправителя или проводника, оформляются актом о повреждении вагона формы ВУ-25М и актом общей формы. Первый экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к перевозочным документам (для вручения на станции назначения грузополучателю) или к досылочной дорожной ведомости (если поврежденный вагон следовал в составе групповой отправки). Второй экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к счетуза повреждение вагона, который выставляется перевозчиком для оплаты грузополучателю. Третий экземпляр акта остается на станции, где произошла отцепка вагона.
Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неис-правный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то один из них остается с задержанным вагоном.
При возникновении обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например из-за болезни), или проводники отсутствуют, перевозчик должен задержать вагоны и уведомить грузоотправителя или грузополучателя о необходимости срочного направления новых проводников, о чем составляется акт общей формы. По получении уведомления грузоотправитель или грузополучатель осуществляет замену проводников.
До прибытия новых проводников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов. Новым проводникам станция выдает удостовере-ние проводника груза в установленном порядке.
| По прибытии груза на станцию назначения на основании приложен-ного к перевозочным документам акта общей формы с грузополучателя взимаются понесенные перевозчиком расходы, связанные с нахожде-нием вагонов на станции в ожидании прибытия новых проводников.
При перевозке груза с использованием электронной накладной составленные акты и сведения о новых проводниках станция, где произошла замена проводников, передает в электронном виде в ИВЦ дороги, обслуживающий данную станцию, для внесения отметок в электронную накладную.
37. 3. Перевозка грузов по договорам на особых условиях
Если перевозка грузов не может быть осуществлена на основании Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, то перевозчиками (в соответствии со ст. 8 Устава) в соответствующих договорах с грузоотправителями (грузополучателями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов и ответственность сторон за их сохранность.
Необходимость в осуществлении перевозки грузов на особых условиях обуславливается обстоятельствами, при которых, например, тара, упаковка предъявленного к перевозке груза либо техническое, качественное состояние груза не соответствует требованиям Правил перевозокгрузов железнодорожным транспортом. В связи с тем, что такие перевозки требуют от перевозчика дополнительных организаци-онных мероприятий и зачастую технических мер и подвергают ее повышенной степени риска, указанные перевозки осуществляются на условиях договора, заключаемого перевозчиком с грузоотправителями, грузополучателями. В таких случаях перевозчик рассматривает прось-бу и условия грузоотправителя и, исходя из состояния предъявляемого груза, имеющихся у перевозчика возможностей, согласовывает прием-лемые для всех заинтересованных сторон условия перевозки данного груза, а также устанавливает ответственность за его сохранность, закрепляя их документом (договором, указанием, телеграммой и т. д. ), подписанным совместно с грузоотправителем.
Ответственность сторон при перевозке грузов на особых условиях может быть установлена указанным документом с учетом статьи 114 Устава, в которой сказано, что любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на них, считаются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные Уставом или иными правовыми актами Российской Федерации, не имеют силы.
Стороны могут только договориться об усилении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевоз-ке грузов. Однако нельзя договориться об устранении ответственности либооб ее ограничении. Такие соглашения не соответствуют закону.
|
Глава 38. Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов
38. 1. Классификация негабаритных грузов
Негабаритным считается груз, если он при размещении в открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути, превышает очертания габарита погрузки или его геометрические выносы в кривых за пределы габарита погрузки превышают геометрические выносы в сответствующих кривых расчетного вагона.
Геометрическим выносом расчетного вагона (длина 24 м, база 17 м) или груза называется отклонение его продольной оси от оси пути в кривой без возвышения наружного рельса при установке подвижного состава в кривой по хорде. Негабаритность бывает одно- и двухсто-ронняя. В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на который груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности (рис. 38. 1):
|
Рис. 38. 1. Зона негабаритности груза
| - зона нижней негабаритности — на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626—1760 мм и на высоте от 1230 до 1399 мм при расстоянии 1626—2240 мм;
- зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно);
- зона верхней негабаритности — на высоте от 4001 до 5300 мм.
Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от 4001 до 4625 мм на горизонтальном расстоянии от оси пути более 1625 мм до границы «зоны» верхней негабаритности.
В зависимости от того, на сколько груз выходит за пределы габа-рита погрузки, негабаритность подразделяется на шесть степеней (1—6). Боковая негабаритность может быть шести степеней, верхняя трех степеней (1—3), нижняя — шести степеней. Порядок отнесения конкретного негабаритного груза в погруженном состоянии к опре-деленной степени негабаритности изложен в Приложении 1 к Инст-рукции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств- участников СНГ, Латвийской респуб-лики, Литовской республики, Эстонской республики (ДЧ-1835).
Груз, превышающий предельные очертания зон негабаритности, а также габарит погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм), называется сверхнегабаритным.
В соответствии с зонами негабаритности он может иметь ниж-нюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность.
Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.
Для указания в перевозочных и поездных документах данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов введено понятие индекс негабаритности, который состоит из пяти знаков. Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности в соответствующей зоне. Сверхнегабарит-ность в любой зоне обозначается цифрой 8. Обозначения в индексе негабаритности: первый знак Н — негабаритность, второй — сте-пень нижней негабаритности, третий — степень боковой, четвертый — степень верхней негабаритности, пятый знак — вертикальная сверхнегабаритность. Отсутствие негабаритности в любой зоне, в том числе и вертикальной негабаритности, отмечается цифрой «0» в соответствующем знаке индекса негабаритности.
Например, индекс негабаритности Н5480 означает, что негабарит-ный груз имеет: нижнюю негабаритность 5-й степени, боковую — 4-й степени, верхнюю сверхнегабаритность, а вертикальная сверхнега-баритность отсутствует.
| Пример. Определить вид и степень негабаритности груза прямо-угольной формы, погруженного на четырехосную платформу с базой 9720 мм симметрично продольной оси вагона. Высота пола платформы 1320 мм от уровня верха головки рельса. Груз шириной 2940 мм, высотой 3200 мм погружен на подкладки толщиной 200 мм.
Решение. Определяем расстояние от оси пути по горизонтали (полу- ширина груза): 2940: 2 = 1470 мм, затем высоту от уровня головки рельса: 1320 + 200 + 3200 = 4720 мм.
Согласно табл. П1. 3 (Приложение 1 Инструкции) определяем, что груз имеет верхнюю негабаритность 3-й степени. Индекс негабаритно- сти груза Н0030.
38. 2. Расчетная негабаритность
Расчетной негабаритностью называется негабаритность груза, определенная с учетом геометрических выносов данного груза в условной расчетной кривой радиусом 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса.
Расчетную негабаритность следует определять для грузов:
- длинномерных, когда отношение их длины к базе подвижного со- става составляет более 1, 41;
- перевозимых на сцепах платформ;
- перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более.
Расчетная негабаритность определяется отдельно для внутренних
(в пределах базы) и наружных сечений груза (рис. 38. 2).
Внутреннее сечение, расположенное в середине базы, называется средним.
Наружное сечение, проходящее по концам груза, называется кон- цевым.
Геометрический вынос расчетного вагона в расчетной кривой радиу- сом 350 м принят равным 105 мм.
Расчетную негабаритность следует определять путемувеличения расстояния от оси пути до точек груза на данной высоте на разность между геометрическими выносами рассматриваемого поперечного сечения груза и расчетного вагона в условной расчетной кривой по формулам:
(38. 2)
|
для внутренних сечений груза
| |хвст = хi + bRB (38. 1)
|
для наружных сечений груза
| хнст = хi + bRH
|
Рис. 38. 2. Схема сечений груза, погруженного на одиночный вагон
| где хi — расстояние от оси пути, мм, до рассматриваемой i-й точки груза на данной высоте; bRB и bRH — разность между геометричес-кими выносами рассматриваемого внутреннего (наружного) попереч-ного сечения груза и расчетного вагона в условной расчетной кривой, мм.
Величина разности геометрических выносов bRB и bRH зависитот типа подвижного состава, на котором перевозится груз, базы этого подвижного состава, расстояния от рассматриваемых сечений груза до направляющих сечений и может быть определена двумя способами: с помощью таблиц и расчетом.
Методика определения разности геометрических выносов с помощью таблиц и расчетов приведена в Приложении 2 Инструкции. Табличный метод более прост и удобен. Расчетный метод необходим для случаев, не предусмотренных таблицами.
При определении разности геометрических выносов с помощью таблиц величина разности геометрических выносов и обозначаются
соответственно fB иfHт. е. bRB= fB bRH= fHЧисловое значение fB иfHприведены в таблицах соответственно П2. 2 и П2. 3 Приложения.
|
|