Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.П. Перепон 18 страница




В таблице П2. 2 величина разности геометрических выносов fB дана в
зависимости от базы вагона и расстояния nB от рассматриваемого внут-
реннего сечения груза до ближайшего направляющего сечения.

В таблице П2. 3 величина разности геометрических выносов дана в
зависимости от базы вагона и расстояния nH от рассматриваемого на-
ружного сечения до ближайшего направляющего сечения.

Расстояние nBи nH, м, для груза, имеющего по всей длине одинако-
вую ширину, следует принимать:

nB= 0. 5l                             (38. 3)

nH= 0. 5(L l),                          (38. 4)

 


где L — длина груза, м, l— длина базы вагона, м.


При определении разности геометрических выносов расчетом при погрузке негабаритного груза на одиночную платформу или транспор­тер с числом осей не более шести разности геометрических выносов, мм, рассчитывают по формулам:


bRB = 1, 43(l nB ) nB □ 105;                          (38. 5)

bR H = 1, 43(l+ nH ) nH + К □ 105, (38. 6)                                                                                                   (38. 6)


 

где К — дополнительное смещение концевых сечений груза из-за перекоса вагона в рельсовой колее с учетом норм содержания пути и подвижного состава.

Для вагонов на тележках модели 18-100:


 


(38. 7)


Для грузов с одинаковым поперечным сечением по всей длине раз­ности геометрических выносов можно определить также по формулам:


 


(38. 8)


(38. 9)


Значение величин и берутся по таблицам П2. 1 (Приложение 2Инструкции).

 



Пример. Определить расчетную негабаритность груза (диаметр 3380 мм, длина 20 м), погруженного симметрично на одну четыре­хосную платформу с базой 9720 мм (тележки модели 18-100). Све­шивающиеся концы прикрыты другими платформами. Высота пола платформы от головки рельса 1310 мм, высота подкладок 250 мм, толщина пояса крепления 10 мм.

Решение. Определяем высоту характерной точки от уровня головки рельса: yi = 1310 +150+3380: 2=3250 мм. Находим расстояние от оси пути до характерной точки: х i = 3380: 2 + 10= 1700 м (по концевому сечению).

Первый способ. Определяем разность геометрических выносов кон­цевого сечения с помощью табл. П2. 3 Инструкции:

□ bRH=fB= 50мм при расстоянииnH= 0, 5(L □ l ) = 0, 5(20 □ 9, 72) = 5, 14 м.

 

 


|хн = 1700 + 50 = 1750|


Следовательно, хНСТ=1700+50=1750мм .

Груз имеет боковую негабаритность 2-й степени.

Второй способ. Рассчитываем разность геометрических выносов кон­цевого сечения:


 


Расчетное расстояние от оси пути до характерной точки хНСТ=1700+50=1750мм . мм. Груз имеет боковую негабаритность 2-й сте­пени. Следовательно, расчетом получен тот же результат, что и с помощью таблиц.

 


38. 3. Порядок согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов

Предусматриваются три этапа согласования перевозки негабарит-ных и тяжеловесных грузов (изделий): первый — предварительное согласо­вание с Департаментом управления перевозками МПС России возможно­сти, способа и условий перевозки; второй — согласование технической документации с управлением дороги отправления; третий — окончатель­ное согласование технической документации с Департаментом управле­ния перевозками МПС России.

Заявка на предварительное согласование перевозки на грузы, пере­возимые на транспортерах и грузы негабаритные на платформах и в по­лувагонах (негабаритностей нижней 3—6-й, боковой 4—6-й степеней, верхней 3-й степени и сверхнегабаритных) представляется в железно-до­рожную администрацию государства, на территории которого находится станция отправления груза, и в Департамент управления перевозками МПС России.

 


мм.



При наличии возможности перевозки негабаритного и тяжеловес-ного груза извещается заявитель о предварительном согласовании перевозки, указывается тип подвижного состава, на котором можно осуществить перевозку, согласованная степень негабаритности (индекс) и дополнитель­ные условия, при выполнении которых перевозка может состояться.

На основании полученного предварительного заключения грузоотп­равитель разрабатывает техническую документацию на перевозку нега­баритного или тяжеловесного груза и представляет ее на согласование в железнодорожную администрацию (службу управления перевозками дороги) отправления (чертеж и расчеты размещения и крепления негаба­ритного или тяжеловесного груза, чертеж контрольной рамы и др. ). Тре­бования к ее разработке изложены в Инструкции (глава 2).

В межгосударственном сообщении чертежи и расчеты и другая тех­ническая документация представляются в четырех экземплярах.

Рассмотрение и согласование чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов в железнодорожной администрации (железной дороге) производится службами управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, пути и вагонного хозяй­ства, а при наличии вертикальной сверхнегабаритности службой элект­рификации и электроснабжения.

По одному экземпляру согласованных железнодорожной админист­рацией (железной дорогой) чертежей размещения и крепления грузов на транспортерах, а также негабаритных грузов на платформах и в полува­гонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверх­негабаритных направляется в Департамент управления перевозка-ми МПС России на окончательное согласование.

Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (желез­ной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора). Согласование железной дорогой чертежей размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1—3-й, боковой 1—4-й, верхней 1—3-й степеней является окон­чательным, но железная дорога должна информировать Департамент управления перевозками МПС России телеграммой или по факсу о со­гласовании чертежей негабаритно стей нижней 3-й, боковой 4-й и верх­ней 3-й степеней.

Железнодорожная администрация (железная дорога) направляет по одному окончательному согласованному экземпляру чертежей и расче­тов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов на­чальнику станции погрузки и грузоотправителю.

При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов грузоотправитель за 20 дней до начала месяца по­грузки представляет заявку на подачу транспортеров в адрес станции погрузки железной дороги отправления,



железнодорожной администра­ции государства, на территории кото-рого расположена станция отправ­ления, а также Департамент управления перевозками МПС России. В эти же адреса направляется заявка на перевозку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверхнегабаритных.

Заявка на перевозку грузов на платформах и в полувагонах негаба- ритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправле­ния и начальника станции погрузки.

Заявка на перевозку грузов меньших степеней негабаритности пред­ставляется только начальнику станции погрузки.

Разрешение на погрузку для всех грузов (габаритных и негаба­ритных) на транспортерах, имеющих 12 и более осей, дает Департа­мент управления перевозками МПС России. Он же дает разрешение на погрузку негабаритных грузов на 4—8-осных транспортерах, а так­же на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверхнегабаритных. Разрешение на по­грузку для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 1—3-й, боко­вую 1—4-й, верхнюю 1—3-й степеней и габаритных на 4—8-осных транспортерах, а таже негабаритных грузов на платформах и в полу­вагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степе­ни дает железнодорожная администрация (железная дорога) в адрес начальника станции погрузки.

Разрешение на погрузку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1—2-й, боковой 1—3-й, верхней 1—2-й степеней дает начальник станции.

38. 4. Погрузка, прием и отправление негабаритных и тяжеловесных грузов

Размещает и крепит негабаритные грузы грузоотправитель в точном соответствии с согласованными чертежами и расчетами. Для наблюде­ния за положением груза в пути следования на полу вагона и на самом грузе наносят яркой несмываемой краской контрольные полосы.

На самих негабаритных грузах такой же краской наносят с обеих сто­рон надписи о негабаритности груза (индекс негабаритности с учетом расчетной) и условия пропуска груза по станциям, имеющим сортиро­вочные горки, если это указано на согласованном чертеже.

Для безопасного пропуска грузов с боковой и нижней негабаритно- стью 6-й степени и сверхнегабаритных в состав поезда включают вагон с контрольной рамой, которая имеет два контура — основной и дополни­тельный (для кривых участков пути). Контрольную раму устанавливают на полувагоне или крытом вагоне в поперечной вертикальной плоско­сти, в которой находится ось шкворня с конца, обращенного к локомо­тиву.



Основной контур образуют с помощью деревянных планок, до­полнительный — с помощью гибких пластин из полосового железа, прикрепляемых к деревянным планкам.

Правильность размещения и крепления негабаритного груза прове­ряет специальная комиссия в составе:

- на станциях внеклассных, I и II классов — начальника станции или его заместителя (председатель), представителей дистанции пути и пункта технического обслуживания вагонов;

- на всех остальных станциях — старшего коммерческого ревизора (коммерческого ревизора или другого компетентного лица, назначаемо­го приказом начальника отделения дороги), начальника станции, пред­ставителей дистанции пути и ПТО.

Комиссия проверяет техническое состояние подвижного состава, фактическую высоту погрузочной площадки транспортера (пола ваго­на) в груженом состоянии, соответствие фактических размеров негаба­ритного груза и его крепления согласованным чертежам, фактические координаты критических точек, определяющих негабаритность в каж­ дой зоне, наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негаба- ритности и о запрещении роспуска с горок или пропуска через горку, правильность изготовления и установки на вагоне контрольной рамы. Данные комиссионной проверки заносятся в акт проверки размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза. Один экземпляр акта следует вместе с перевозочными документами до станции назначе­ния, а второй хранится в делах станции.

3- Результаты комиссионной проверки грузов, имеющих негабарит-ность нижнюю 4—6-й, боковую 5—6-й степени и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 16 и более осей, за подписью председателя комиссии сообща­ются телеграммой или по факсу по установленной форме в адрес Депар­тамента управления перевозками МПС России, железнодорожной адми­нистрации и железной дороги (в службу управления перевозками). А для негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4—8-й транспор­терах, включая транспортеры сцепного типа (гр. п. 120 т) с одной проме­жуточной платформой, негабаритности нижней 3 -й, боковой 4-й, верхней, а также грузов меньших степеней и габаритных на транспортерах, имеющих 12 осей, результаты комисси-онной проверки сообщаются в ад­рес железнодорожной администрации и службы управления перевозками дороги отправления. В других случаях телеграмма направляется только в службу управления перевоз-ками дороги погрузки. Когда размеры, масса, размещение и крепление груза соответствуют согласованному чертежу, Департамент управления перевозками (Управление дороги) дает телеграф­ное разрешение на отправление и пропуск грузов в международном со­общении, адресуя телеграмму начальнику станции отправления, железно­дорожным администрациям и железным дорогам (службам перевозок и отделам спецперевозок, а по необходимости и службам пути) по маршру­ту

 

 



следования грузов.

Окончательное оформление перевозочных документов на отправле­ние негабаритных (тяжеловесных грузов) производится только после получения телеграмм-разрешений Департамента управления перевозка­ми МПС России (отдела специальных перевозок) и железнодорожной администрации (железной дороги), копии которых прикладываются к перевозочным документам.

Отправление негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на

8-осных транспортерах негабаритности нижней 1—2-й, боковой 1—3-й, верхней 1—2-й и габаритных на 4—8-осных транспортерах производит начальник станции после комиссионной проверки и составления актов, копии которых прикладываются к перевозочным документам.

В накладной в графе «Вид негабаритности» указывается пятизначный индекс негабаритности.

Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов по перего­нам и станциям и производства маневровой работы с транспортерами и вагонами, загруженными негабаритными грузами и порядок постановки их в поезда установлен Инструкцией (главы 3 и 4).

В пути следования на пунктах коммерческого осмотра и на межгосу­дарственных пунктах передачи производится комиссионная проверка раз­мещения и крепления негабаритных грузов, а также габаритных на транс­портерах комиссией с участием работников ПКО и ПТО. При исправно­сти крепления и отсутствии сдвига груза делается отметка в акте, после чего груз отправляется по маршруту следования. При обнаружении сдви­га груза или расстройства крепления, создающих угрозу безопасности движения, вагон от поезда отцепляется для дальнейшей проверки комиссией в установленном порядке.

38. 5. Особенности перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов на транспортерах

Железнодорожные транспортеры являются специальным подвижным составом и предоставляются только по распоряжению Департамента уп­равления перевозками МПС России.

Транспортеры применяются, как правило, для перевозки тяжеловес­ных грузов и для уменьшения негабаритности грузов, которые не могут быть демонтированы на меньшие транспортабельные узлы.

К тяжеловесным грузам относятся грузы, у которых масса и длина или нагрузка на раму (пол) вагона превышает допустимые технически­ми условиями для универсального подвижного состава.

Транспортеры имеют усиленную несущую раму особой формы и подразделяются на следующие типы (табл. 38. 1).

Транспортеры платформенного типа имеют погрузочную площадку, покрытую металлическим листом; они предназначены для тяжелых гру­зов небольших габаритов.

 



Таблица 38. 1

Тип транспортера Число осей Грузоподъемность, т
Платформенный 6—8 80—120
С пониженной погрузочной площадкой 4—16 40—220
Полуколодцеобразный 4—8 30—80
Колодцеобразный 4—8 30—120
Сцепного типа 8—32 120—480
Сочлененный 16—32 180—500

Наличие пониженной погрузочной площадки позволяет при доставке грузов большой высоты ликвидировать негабаритность или снизить ее степень, а также уменьшить высоту центра массы с грузом относитель­но уровня головки рельсов.

На полуколодцеобразных и колодцеобразных транспортерах пере-во­зят грузы большой высоты или диаметра.

Транспортер сцепного типа состоит из двух четырехосных транс-пор­теров, оборудованных турникетными опорами, и промежу-точных плат­форм, используемых для длинномерных грузов большой массы.

Транспортеры сочлененного типа предназначены для крупногаба-рит­ных грузов массой до 500 т (трансформаторов, статоров). Груз перево­зят в подвешенном состоянии.

Условия размещения и крепления грузов на транспортерах сочле-нен­ного типа грузоподъемностью 300, 400 и 500 т устанавливаются Техни­ческими условиями эксплуатации этих транспортеров.

Глава 39. Перевозка наливных грузов

39. 1. Характеристика наливных грузов

К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые в цистернах, спе­циализированных контейнерах и в бункерных полувагонах. Основную массу (более 90%) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты, в меньшей степени сырая нефть. Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, саломас и др. ), химические грузы (кислоты, щелочи, красители и др. ), а также сжиженные газы.

Нефтепродукты подразделяются на светлые (бензин, бензол, керо­син, лигроин, легкие сорта моторных топлив, конденсат из природного газа), темные (мазут, нефтебитум, моторное топливо), жидкие смазоч­ные масла (консистентные смазки, трансформаторное масло, автомо­бильное, авиационное, дизельное, моторное, турбинное и др. ).

Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, опреде-ля­ющими условия их транспортирования, хранения и налива.



Это плот­ность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных, но и при плюсовых температурах, легкая воспламе-няемость, темпера­тура плавления и вспышки, электризация (накаплива-ние опасных заря­дов статического электричества), ядовитость, коррози-рующее действие на металл.

Специфические свойства наливных грузов требуют соблюдения осо­бых условий перевозки их по железным дорогам, которые предусмот­рены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов на­ливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. К перевозке наливом допускаются лишь те грузы, кото - рые поименованы в Приложении к этим Правилам.

Наливные грузы делятся на неопасные, которые перевозятся с соблюдени­ем общих условий, и опасные, которые рассматриваются в главе 44.

39. 2. Подвижной состав и его подготовка под налив

Для перевозки грузов наливом используют только предназначен­ные для этих целей технически исправленные специализированные цис­терны, бункерные полувагоны, принадлежащие перевозчикам, грузо­отправителям, грузополучателям или находящиеся у них в арендном пользовании. Собственные и арендованные цистерны должны быть приписаны к станции отправления или назначения. На эксплуатацию цистерн, передаваемых в арендное пользование, перевозчик заключа­ет договор с арендатором.

Цистерны для перевозки нефтепродуктов подразделяются: для пере­возки бензина и светлых нефтепродуктов; для перевозки нефти и тем­ных нефтепродуктов; для перевозки вязких нефтепродуктов.

Цистерны для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов быва­ют четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют гру­зоподъемность 60, 0 и 68, 0 т и объем котла 73 и 85, 6 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 120, 0 и 125, 0 т и объем котла 140, 0 или 161, 6 м3.

Цистерны для перевозки нефти и темных нефтепродуктов бывают че­тырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъ­емность 60, 0 т и объем котла от 50 до 63 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 125, 0 т и объем котла 159 м3.

Цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов бывают четырехос­ные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 66, 0 т и объем котла 72, 3 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъ­емность 67, 0 т и объем котла 73, 1 м3.

Цистерны оборудованы универсальным сливным прибором, кото - рый служит для слива груза из котла, а при необходимости — налива снизу при помощи насоса. Прибор увеличенного диаметра оборудо­ван паровой рубашкой.

Цистерны для вязких нефтепродуктов снабжены пароподогреватель­ным кожухом. Подогрев осуществляется с помощью горячего пара,



воды или воздуха. По концевым частям кожуха снизу вварены патрубки для подачи и выпуска теплоносителя.

Битумы перевозят в бункерных полувагонах, которые имеют двой­ные стенки, образующие паровую «рубашку»; бункера поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стороне каждого бункера имеется патрубок «рубашки» для впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двухстворчатыми крыш­ками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающе-го­ся с нагретыми стенками битума подплавляется, и при опрокидывании бун­кера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку.

Кроме того, для перевозки высоковязких продуктов используются цистерны-термосы. Для перевозки пищевых продуктов (спирта, моло­ка, вина) применяют специализированные цистерны.

Растительное масло и некоторые другие пищевые продукты перево­зят в цистернах обычной конструкции, но специализированных для кон­кретного груза. Специализированные цистерны для пищевых продуктов имеют трафареты о наименовании груза («Патока», «Растительное мас­ло» и др. ), станции приписки и дополнительный трафарет «П» — пище­вые грузы.

Цистерны для перевозки нефтегрузов, кроме знаков и надписей, пре­дусмотренных ПТЭ, должны иметь знаки калибровочного типа (указы­ваются металлическими штампованными цифрами) и соответствующие трафареты в зависимости от вида нефтепродукта, а специализированные цистерны — точное наименование нефтепродукта. Цистерны для пере­возки бензина, лигроина, топлива эталонного и для реактивных двигате­ лей и других легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны иметь знаки опасности, наносимые на транспортные средства в соответствии с рис. П6. 3. 1 и П6. 3. 2 на форзаце Правил перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов. Специализированные цистерны для пере­возки опасных грузов приведены в главах 41 и 44 учебника.

В соответствии со статьей 20 Устава подготовка цистерн под налив, принадлежащих перевозчику, производится перевозчиком или грузоот­правителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а не принадлежащих перевозчику производятся гру­зоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей.

Перед наливом цистерн грузоотправителем проверяют герметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов. Это обязан сделать грузоотправитель для того, что­бы избежать течи грузов из цистерн в пути следования.

Подготовка под налив собственных, арендованных и специализиро­ванных цистерн для определенного груза производится средствами и за счет грузоотправителя. Пригодность цистерн и бункерных полувагонов под перевозку данного груза в коммерческом отношении определяет



грузоотправитель, который несет ответственность за порчу груза в ре­зультате налива в несоответствующую цистерну, а также за последствия их неправильного использования.

Запрещается подавать и использовать под налив цистерны с неисп­равными сливными приборами, внутренними лестницами, крышками и барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для наложения ЗПУ, а также без уплотнительной прокладки, если есть специальный паз для ее укладки.

39. 3. Прием и определение массы наливных грузов

Алфавитный указатель грузов, перевозимых наливом в вагонах- цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, приведен в Правилах перевозок этих грузов (Приложение 1). Для каж­дого груза указывается номер ООН, № аварийной карточки, класс, подкласс опасности, цистерны, в которых разрешается перевозка, спе­циальные трафареты на цистернах и знаки опасности, штемпеля на пе­ревозочных документах.

К каждой накладной, предъявляемой грузоотправителем на перевоз­ки нефтепродуктов, должен быть приложен качественный паспорт.

В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель дол­жен указать точное наименование груза согласно Перечню, а если он относится к категории опасных, то и номер аварийной карточки. На­пример: «Бензин для промышленных целей. АК N° 305»; «Нефть сырая. АК № 305».

В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предус­мотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Например, для не­фти сырой — «Легко воспламеняется», «Прикрытие 0-0-1-0». Грузоотпра­вители, ответственные за погрузку наливных грузов в цистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне наклад-ной в графе 1 отметку, которую заверяют подписью: «Груз погружен согласно Правилам перево­зок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожным транспортом».

Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, про­изводится путем взвешивания, динамическим измерением или расчет­ным путем замера высоты налива и объема налитого груза на основе применения таблиц калибровки железнодорожных цистерн. В этом слу­чае в накладной в графе «Наименование груза» указывается высота на­лива, плотность, температура груза.

Для определения массы груза расчетным путем необходимо изме­рить высоту налива продукта в цистерне, взять среднюю пробу про­дукта из цистерны для определения температуры и плотности продукта, установить калибровочный тип цистерн по ее трафарету, определить по таблицам калибровки в соответствии с высотой налива объем жидко­сти, умножить объем жидкости на плотность продукта.

 



Высоту налива измеряют метрштоком — металлическим трубчатым стержнем диаметром 20—25 мм с длиной шкалы до 3500 мм. Цена наи­меньшего деления — 1 мм. Нижний конец прибора имеет медный нако­нечник. А верхний—металлическое кольцо или серьгу. Замеряют высоту налива при установившемся уровне спокойной поверхности жидкости и отсутствия на ней пены. Метршток плавно и строго вертикально опускают через люк котла до самой нижней точки котла, а затем быстро, но плавно извлекают из него и по линии смачивания определяют высоту налива. Высоту измеряют в двух противоположных точках люка котла по про­дольной осевой линии цистерны не менее двух раз в каждой точке. Рас­хождение между двумя отсчетами замера не должно превышать 0, 5 см. За действительную высоту налива принимают среднеарифметическое зна­чение замеров двух точек. Отсчет округляют до целого сантиметра (вели-
чину менее 0, 5 см отбрасывают, а 0, 5 см и более считают за 1 см).

Влияние пены при определении уровня налива можно устранить за-
мером высоты при помощи пеноизолятора, представляющего собой
тонкостенный металлический конус длиной около 1 м, диаметром широкого конца 160 мм, а узкого 60 мм (узкий конец с донышком, которое можно открывать ручкой рычага, помещенной у широкого конца). Пеноизолятор погружают в цистерну узким концом вниз при закрытом донышке. Когда закрытый конец прибора окажется ниже слоя пены, донышко открывается и полость конуса заполняется продуктом без пены.

После этого метршток опускается в жидкость через пеноизолятор.

Одновременно из середины цистерны пробоотборником отбирают пробу для определения температуры и плотности продукта.

Плотность жидкого продукта и его температуру определяют специ-
альным прибором — денсиметром (ареометром). При наличии паспор-
тных данных можно подсчитать его фактическую плотность при данной
температуре и без денсиметра, используя средние температурные поправки. Массу продукта, налитого в цистерну, в этом случае находят умножением объема на плотность при температуре груза в момент замера:     Q= V [d ±(tФ 20 )• ]                          (39. 1)

где Q — масса продукта кг; V — объем налитого продукта, дм3; d — плотность нефтепродукта при +20 °С, кг/дм3; tф — фактическая температура в момент замера высоты налива, °С; □ — температурная поправка плотности на 1 °С разницы температуры.

Если температура выше 20 °С, то температурная поправка вычитает­ся, ниже 20 °С — прибавляется.

Пример. Определить массу нефтепродукта в цистерне (калибровоч­ный тип 25), если высота налива 294 см, плотность нефтепродуктов при 20 °С 0, 87235 кг/дм3, фактическая температура продукта в момент замера 30 °С.

 

 






Решение. По таблице калибровки для цистерны типа 25 по высоте налива 294 см определяем объем налитого продукта — 61190 дм3.

По таблице средних температурных поправок плотности нефтепро­дуктов определяем температурную поправку на 1 °С для 0, 87235. Она составит 0, 000673.

Находим массу налитого в цистерну продукта:

Q = 61190 • [0, 87235 □ (30 □ 20)- 0, 000673]= 52967 кг.

Динамические системы определения массы наливных грузов осно­ваны на преобразователях массового и объемного расхода и поточных преобразователях плотности.

В настоящее время разработаны и внедряются новые способы опре­деления массы наливных грузов (акустический, оптический, тепловой и др. ), позволяющие более точно и с минимальными трудозатратами опре­делить количество груза в цистернах.

39. 4. Налив и слив нефтепродуктов

Налив и слив нефтепродуктов происходят на местах необщего пользо­вания, специально оборудованных и отвечающих требованиям безопас­ности. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию ор­ганов Госгортехнадзора России на право налива (слива) опасных гру­зов. Грузоотправители-владельцы собственных или арендованных цис­терн перед каждым наливом должны предъявлять работникам станции и ПТО свидетельство о технической исправности вагонов, включая их рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного нефтепродукта. Номер свидетельства работники ПТО проставляют в книге формы ВУ-14.

Перед началом налива (слива) наливных грузов на сливно-наливной эстакаде цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключа­ющее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов и другого подвижного состава.

На пунктах налива с незначительными размерами грузооборота на­лив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специ­альных резервуаров. На пунктах налива с большим объемом работы применяют эстакады.

Не допускается наливать имеющий температуру выше 100° С груз в цистерны, оборудованные универсальным сливным прибором.

Перед наливом работники наливного пункта осматривают поданные цистерны, проверяют их соответствие роду нефтепродукта, открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, после чего начинается налив. Налив грузов в цистерны не должен превы­шать грузоподъемность, указанную на котле цистерны. Расчет степенизаполнения цистерн производится в соответствии с Приложением № 3 Правил перевозок железнодорожнымтранспортом грузов наливом в вагонах-цистернахи вагонах бункерноготипа

 



для перевозки нефтебитума. По окончании налива цистерн, замера высоты налива и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняю­щие прокладки из материалов, не вступающих в реакцию с перевозимой продукцией, устанавливают ЗПУ.

При приеме цистерн после налива приемосдатчик проверяет зак­рытие люков и сливных приборов, правильность установки ЗПУ, чи­стоту поверхности котлов цистерн, рам, ходовых частей, видимость знаков и трафаретов.

Способы опломбирования цистерн ЗПУ «Спрут-Универсал», ЗПУ «ЛаВР-Гарант-М» с крышками загрузочных люков различных типов приведены в Правилах пломбирования вагонов и контейнеров.

Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливного груза не должна превышать 150 °С. После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункера. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полуваго­ны, должен оборудовать места налива устройствами, защищаю-щими от попадания атмосферных осадков в бункера.

В соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84 нефть и нефтепродук-ты из железнодорожных цистерн должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. После слива нефтепродуктов приемосдатчик обязан проверить полноту слива и дать раз­решение на закрытие колпаков цистерн. При обнаружении остатков груза в цистерне приемосдатчик обязан отказать в ее приеме и составить акт о недо- сливе цистерн формы ГУ-7. На цистерны с неочищенной наружной повер­хностью приемосдатчик обязан составить акт общей формы.

Технологическое время налива и слива для всей одновременно по­данной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и сли­ва не должно превышать: для налива в пунктах механизированного на­лива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа; в пунктах немеханизированного налива для цис­терн, имеющих четыре и более осей, — 3 часа; для слива соответ­ственно — 2 часа и 4 часа. При поступлении в пункт слива топлива Т-1, Т-2, ТС-1 и авиационного бензина, при необходимости, устанавлива­ется дополнительное время — 35 минут для производства анализа.

39. 5. Порядок возврата порожних цистерн

Порожние цистерны после слива направляют в пункты налива по пересылочным накладным или по полным перевозочным документам. По полным перевозочным документам (накладной, дорожной ведомо­сти, вагонному листу) пересылают цистерны, принадлежащие грузо­отправителям и грузополучателям на правах собственности или арен­ды. В этом случае цистерны пломбирует грузополучатель и направляет на станцию приписки.

Перевозка порожних цистерн, бункерных полувагонов, следующих в пункты налива нефтии нефтепродуктов по регулировочному



заданию, оформляется: пересылочной накладной формы ГУ-27дс (при перевозке цистерн из-под слива светлых нефтепродуктов); пересылоч-ной наклад­ной формы ГУ-27дт — при перевозке бункерных полуваго-нов и по­рожних цистерн из-под слива темных нефтепродуктов.

Пересылочная накладная оформляется грузополучателем на каж­дую слитую цистерну или бункерный полувагон и предъявляется стан­ции одновременно с уведомлением об окончании слива нефтепродук­та. Без предъявления пересылочной накладной вагоны станцией не при­нимаются. Одновременно с пересылочной накладной грузополучатель заполняет корешок, остающийся на станции отправления порожней цистерны или бункерного полувагона. Работники станции слива обяза­ны проверить правильность заполнения пересылочной накладной. При обнаружении на промывочно-пропарочной станции цистерны или бун­керного полувагона с остатками недослитого груза в документе дела­ется отметка, которая является основанием для привлечения виновных к ответственности. Неполный слив цистерны или бункерного полува­гона, обнаруженный на станции налива или на промывочно-пропароч­ной станции, удостоверяется актом, который вместе с пересылочной накладной направляют перевозчику для расследования.

39. 6. Промывка и пропарка цистерн

Промывочно-пропарочные предприятия устраивают, как правило, на станциях расположения нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транс­порта на железнодорожный. Эти предприятия в зависимости от техни­ческого оснащения, объема и характера работы делятся на промывочно­пропарочные станции, промывочно-пропарочные пункты, механизиро­ванные промывочно-пропарочные поезда и пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов.

Промывочно-пропарочные станции осуществляют массовую подго­товку цистерн к наливу и ремонту. Они расположены на значительной территории, имеют путевое развитие, оборудование и мощные обуст-рой­ства, обеспечивающие механизированную очистку цистерн. Работа про­мывочно-пропарочной станции организуется по единому технологи-чес­кому процессу с железнодорожной наливной станцией.

Объем работ промывочно-пропарочных пунктов в отличие от стан­ции меньше, они обеспечивают подготовку цистерн для налива нефте­продуктов сравнительно небольшой номенклатуры.

Механизированные промывочно-пропарочные поезда предназна­чены для подготовки цистерн на станциях, где нет стационарных уст­ройств и приспособлений.

Пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов готовят цистерны к наливу без пропарки или промыв­ки внутренней поверхности котлов.

Организация обработки цистерн производится в соответствии с тре­бованиями Типового технологического процесса подготовки цистерн и

 



вагонов для перевозки нефтепродуктов к наливу и ремонту на промы­вочно-пропарочных предприятиях железных дорог.

Характер обработки определяет ГОСТ 1510-84 в зависимости от наи­менования наливаемого, а также ранее перевозившегося груза и нали­чия в цистерне его остатков. Для сбора и очистки нефтепродуктов, про­мывочных вод и конденсата на промывочно-пропарочных предприятиях устраивают сливные лотки, резервуары, канализационную сеть, нефте- и песколовушку и другие очистные сооружения.

39. 7. Особенности перевозки высоковязких и застывающих наливных грузов

Некоторые нефтепродукты, перевозимые в цистернах и бункерных полувагонах обладают повышенной вязкостью и сгущаются при пониже­нии температуры. Степень вязкости определяют в условных единицах — градусах, которые выражают отношение времени истечения 200 см3 дан­ного продукта при определенной температуре к времени истечения тако­го же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Вяз­кие грузы по степени вязкости, а застывающие в зависимости от темпе­ратуры застывания подразделяются на четыре группы. Перечень вязких и застывающих грузов с отнесением их к той или иной группе опубли­кован в Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Самую высокую вязкость (свыше 40 °С) и высокую температуру застывания (свыше +30 °С) имеют грузы IV группы (битум в цистернах, гудрон, жир животный технологический, парафин спичечный, саломас и др. ). Слив их, особенно в зимнее время, весьма затруднителен и вызы­вает значительные простои цистерн.

В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необхо­димости их разогрева в холодный период года технологическое время на слив устанавливается с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов. Общее технологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов принимается не более: для грузов I груп­пы — 4 ч; II группы — 6 ч; III группы — 8 ч; IV — 10 ч. В случае немеханизированного слива грузов I группы технологическое время на слив может быть увеличено для цистерн, имеющих четыре и более осей, на 2 ч. При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливается тех­нологическое время, которое не превышает для грузов I и II групп — 3 ч; III и IV групп — 4 ч. Необходимость увеличения технологического вре­мени на слив вязких и застывающих грузов определяется перевозчиком в каждом отдельном случае.

Грузополучатель должен иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив высоковязких и зас­тывающих грузов из цистерн и бункерных полувагонов. Для выгрузки битума из бункерных полувагонов грузополучатели должны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные ус­тройства.

 



Пар для подогрева бункеров вводят в пространство между стен­ками по шлангам, присоединенным к патрубкам. Пар вводят осторож­но, медленно открывая впускной вентиль. Разгружают бункерные полу­вагоны последовательно; одновременная разгрузка двух и более бунке­ров запрещается, так как при этом вагон может опрокинуться.

39. 8. Особенности перевозки пищевых наливных грузов

Растительное масло, патоку, саломас, салолин, гидрол, глицерин и другие пищевые продукты перевозят в специализированных цистернах с нижним сливом, приписанных к станции налива. Цистерны, специа-лизированные для перевозки пищевых продуктов, имеют по всей длине котла с обеих сторон по две полосы красного цвета, шириной каждая 100 мм (промежуток между полосами 500 мм), а по периметру днищ — кольцевую красную полосу шириной 100 мм. В промежутках между полосами вправо от середины котла буквами высотой 126 мм нанесено черной краской наименование груза: «Патока», «Растительное масло», «Гидрол» и др. Это же наименование нанесено и на верхней части днища буквами высотой 70 мм.

Этиловый (винный) спирт перевозят железнодорожным транспортом в модернизированных четырехосных цистернах, принадлежащих или арендованных грузоотправителем (грузополучателем), с верхним сли­вом, а также в специальных спиртовых цистернах. На цистернах для перевозки этилового спирта наносят трафареты « Спирт», «П», трафа-рет приписки, знак опасности (3) для легкогорючих грузов и номер ООН (на оранжевой прямоугольной табличке ниже знака опасности).

На спиртовых цистернах с крытым кузовом вдоль боковых и лобо­вых стенок наносится полоса белого цвета.

После налива спирта грузоотправитель отбирает пробу, по которой определяет крепость спирта. Бутылки с отобранной пробой пломбиру­ют или опечатывают сургучной печатью станции и хранят у грузоотп­равителя до поступления к нему акта о приеме груза или до затребова­ния пробы на анализ.

При отгрузке в цистернах с колпаками (в том числе спиртовых) гру­зоотправитель совместно с приемосдатчиком специальной стандартной металлической рейкой определяет высоту недолива спирта в колпаке от верхнего его края до уровня спирта.

В накладной под наименованием груза грузоотправитель указыва­ет сорт спирта (сырец, ректификат), крепость спирта, а в случаях пе­ревозки в цистернах с колпаками — его температуру и высоту недо­лива. Здесь же указывается номер аварийной карточки (АК 308).

В верхней части накладной грузоотправитель проставляет красные штемпеля: «Легко воспламеняется», «Прикрытие 3/0-0-1-0».

Грузоотправитель может прилагать к накладной акт об отгрузке спирта. ЗПУ устанавливают на крышку люка четырехосной цистерны (тип ка­либровки 62 и 66) по одному на каждую пару проушин (всего 2 ЗПУ).

 



Спирт, прибывший в исправных цистернах с неповрежденным ЗПУ грузоотправителя, сливается грузополучателем. Если же он прибыл внеисправной цистерне или с нарушенными ЗПУ грузоотправителя, груз выдают в присутствии начальника станции или его заместителя. При этом, когда спирт прибыл в бесколпачной цистерне, количество поступившего в ней груза определяют пропуском через мерники, а в цистерне с колпа­ком замеряют высоту недолива и определяют крепость и температуру спирта. При этом в случае недостачи спирта в цистерне с колпаком в коммерческом акте отражают указанные данные, а также высоту колпа­ка, а количество спирта, содержащегося в цистерне, не указывают.

Если грузополучатель обнаружит понижение крепости спирта, то ко­миссия отбирает две пробы (по 1 л). Одну пробу передают на анализ и экспертизу в лабораторию по указанию отделения дороги, другую хра­нят у грузополучателя в качестве контрольной. Сохранность или недо­стачу спирта по коммерческому акту определяет служба грузовой и коммерческой работы дороги назначения.

39. 9. Охрана труда и окружающей среды при перевозке нефтепродуктов

Места налива и слива должны быть оборудованы освещением (в слу­чае необходимости взрывобезопасным), обеспечивающим выполнением работ круглосуточно, а также снабжены противопожарными средствами.

В местах налива и слива легковоспламеняющихся жидкостей, не оборудованных электрическим освещением, в качестве осветитель­ных приборов разрешается применять только электрические взрыво­безопасные фонари.

Подача под слив и налив и вывод железнодорожных цистерн дол­жен производиться плавно, без толчков и рывков. Движение маневро­вых тепловозов по железнодорожным путям, на которых расположе­ны сливно-наливные устройства, запрещается. Любое перемещение ци­стерн на эстакадах должно быть обязательно согласовано с операто­ром участка налива-слива.

Запрещается спуск промывальщиков-пропарщиков в котел цис­терны: из-под этилированного бензина, не прошедшей обработки и дегазации; с остатками неопределенного груза; остатком любого груза глубиной более 10 см; без постоянной лестницы; без предусмотрен­ной нормами спецодеждыи спецобуви, а также без спасательного снаряжения и шлангового дыхательного прибора или других средствзащиты органов дыхания; без наличия у колпаков цистерны второго промывальщика-пропарщика; с открытым огнем, с фонарем не во взрывоопасном исполнении.

Перед началом работы промывальщик-пропарщик совместно с бри­гадиром или мастером должны убедиться в исправном состоянии шлан­говых дыхательных приборов или других средств защиты органов ды­хания с активной подачей воздуха, спасательного снаряженияи

 



инстру­мента, а также проверить длину шланга, плотность прилегания маски к лицу, отсутствия повреждения маски и шланга. Проверка дыхания в маске должна продолжаться не менее 3 мин. Наряду с повседневным осмот­ром шланговый дыхательный прибор не реже двух раз в месяц должен подвергаться контрольной проверке на герметич-ность. Спускаться в ци­стерны из-под едких и ядовитых, а также бензина, сырой нефти и всех других выделяющих вредные пары жид-костей без шлангового и спаса­тельного пояса запрещается. За предохранительный пояс укрепляют ве­ревку, противоположный конец которой выходит наружу через люк цис­терны. Снаружи у люка должен находиться подсобный рабочий, снаб­женный запасным шланговым противогазом на случай необходимости спуска в цистерну для оказания помощи работающему в ней. Подсоб­ный рабочий держит конец верев-ки, наблюдает за самочувствием про­мывальщика, работающего в цистерне, и следит за положением воз­душного шланга.

При очистке цистерн после слива ядовитых грузов необходимо наде­вать специальную защитную одежду (пневмокостюм), который полнос­тью предохраняет рабочего от проникновения на кожу жидких продук­тов, а также от перегрева и охлаждения организма в связи с резким перепадом температуры, особенно в зимний период.

При внутреннем осмотре для освещения цистерны используют толь­ко взрывобезопасные аккумуляторные фонари шахтерского типа или лампы с герметически закрытыми контактами. Включать и выключать эти приборы разрешается только вне цистерны. Рабочим, спускающим­ся внутрь цистерны, запрещается надевать обувь, подбитую железными гвоздями, шпильками, подковками. При работе внутри цистерны не раз­решается применять железные или стальные лопаты, щетки, ведра и по­добный инструмент. Все это должно быть изготовлено из неискрящихся металлов (алюминия, меди) или дерева.

При наливе и сливе цистерн рабочие должны стоять с наветренной стороны. Открывают и закрывают люки и крышки колпака неискрооб­разующим инструментом.

Рабочие, производящие налив и слив этилированного бензина, дол­жны быть перед началом работ ознакомлены с его свойствами, проинст­руктированы по вопросам техники безопасности при работах с этилиро­ванным бензином и снабжены соответствующей спецодеждой.

Для обеспечения безопасности при перевозке нефтепродуктов в цистернах, недопущения в них вакуума при транспортировке, наливе и сливе на крышке колпака цистерны установлены предохранитель­но-впускные клапаны длярегулирования давления в котле.

 



Р а з д е л X

ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ


Глава 40. Транспортная характеристика опасных грузов и подготовка их к перевозке

40. 1. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности

Опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, по­грузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения тех­нических средств, устройств, оборудования и других объектов желез­нодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (ст. 2 Устава). Вслед­ствие этого при перевозке и хранении таких веществ, материалов, изде­лий и отходов необходимо соблюдать меры предосторожности и особые условия перевозок.

Эти условия и меры определены в Правилах перевозок железнодо­рожным транспортом опасных грузов и в Правилах безопасности и по­рядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевоз­ке их по железным дорогам. Государственное регулирование и надзор в области обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов на ма­гистральном и промышленном железнодорожном транс-порте осуществ­ляет Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортех­надзор России) и его региональные инспекции по надзору на железнодо­рожном транспорте. Основным нормативным документом Госгортехнад­зора России являются Правила безопасности при перевозке опасных гру­зов железнодорожным транспортом.

Руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта неза­висимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных гру­зов, должны сдавать экзамены на знание этих правил не реже одного раза в три года. Грузоотправители и грузополучатели представляют на станцию приказы по предприятию о назначении ответственных за работу с вагонами и перевозочными документами на опасные грузы.

Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:

- Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);

- Класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

- Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

- Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);

самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие вос­пламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

 



- Класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические перок­сиды (ОП);

- Класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

- Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

- Класс 8 — едкие и (или) коррозийные вещества (ЕК);

- Класс 9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-хими­ческими свойствами, видами и степенью опасности при транспортиро­вании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в При­ложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов.

Каждому наименованию опасного груза присвоен классификацион-ный шифр из четырех цифр: первая обозначает класс, вторая—под-класс, третья— категорию опасности, четвертая — степень опасности.

Например, сера имеет классификационный шифр 4133. Это означает, что она относится к легковоспламеняющимся твердым веществам пер­вого подкласса, третьей категории (слабо ядовитые), третьей степени опас­ности. Классификационный шифр — это численный код опасного гру­за, характеризующий его транспортную опасность.

Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свой­ствами и видами опасности при транспортировании разделяют соглас­но ГОСТ 19433-88 на подклассы (всего 24 подкласса). Первая и вто­рые цифры классификационного шифра обозначают подкласс (в при­веденном выше примере сера относится к подклассу 4. 1).

Взрывчатые материалы в каждом подклассе (шесть подклассов) в зависимости от их свойств, назначения и возможности совмест­ной перевозки разделяются на группы совместимости, обозначен­ные буквами от А до N, а также S. Для опасных грузов класса 1 классифика-ционный шифр состоит из номера класса, подкласса и группы совместимости. Например, для пороха бездымного классификационный шифр по ГОСТ 19433-88 1. 3 С, что обозначает: первый класс, третий подкласс (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой), группа совмести­мости С.

Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, ка­тегории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19443-88. Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опас­ности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опас­ности. Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписан­ные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополни­тельной опасности.

 



40. 2. Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам

К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (Приложение 10) Правил перевозок опас­ных грузов.

В Алфавитном указателе опасных грузов, фрагмент которого дан в таблице 40. 1, указаны номер ООН и наименование груза, номер аварий-ной карточки, классификационный шифр, род вагона, вид отправки, номер знака опасности и штемпеля на перевозочных документах.

Номер ООН — это порядковый номер, присвоенный опасному грузу или группе сходных по свойствам опасных грузов на основе Рекомен­даций Комитета экспертов Организации объединенных наций по пере­возке опасных грузов.

В Алфавитном указателе приняты следующие условные обозначения.

В графе «Род вагона»: 2. 1 — крытые вагоны общего парка МПС России, 2. 2 — крытые вагоны, специализированные, грузоотправителей (грузо­получателей); 2. 3 — специально выделенные крытые вагоны пар-ка МПС России, арендованные грузоотправителями (грузополучате-лями); 4 — полувагоны, платформы.

В графе «Вид отправок»: П — повагонные отправки; М — мелкие отправки, К — универсальные контейнеры МПС России; СК — спе­циализированные контейнеры (грузополучателей), СКЦ — специали­зированные контейнеры-цистерны, Н — допускается также перевозка наливом;

 

 



В графе «Знак опасности» приведены номера знаков опасности со­гласно Приложению 6 (рис. П6. 1. на форзаце) Правил перевозок опас­ных грузов.

При обозначении прикрытия (минимального числа физических ва­гонов прикрытия) в графе «Штемпеля на перевозочных документах» приняты следующие обозначения: первая цифра — от ведущего локо­мотива (если дробь, то числитель — от паровоза на твердом топливе, знаменатель — от электровоза, тепловоза или паровоза на нефтяном топливе); вторая цифра — от подталкивающего локомотива на твердом топливе (со знаком «*» — от всех подталкивающих локомотивов); тре­тья цифра — от вагонов с людьми; четвертая цифра — от локомотивов на твердом топливе при маневрах. Если прикрытия не требуется, то ставится «0», если прикрытие необходимо — «1».

Знак «Х» — при перевозке грузов в стеклянной таре должен быть проставлен штемпель «Спускать с горки осторожно».

Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе, но сход­ные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузо­отправителем. При этом грузоотправитель должен в графе накладной«Наименование груза» указать наименование перевозимого груза с со­ответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: «Груз перевозится на условиях... (указывается наименование груза, к которому приравнивают груз, согласно Алфавитному указате­лю), АК приложена» и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля. Перевозка опасных грузов, которые не могут быть прирав-нены к грузам, поименованным в Алфавитном ука­зателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах или на условиях, не предусмот­ренных Правилами, допускается только по разрешению МПС России, определяющему условия перевозки на основании ходатайства предпри­ятия-грузоотправителя. Кроме Алфавитного указателя опасных грузов, имеется Перечень грузов, при подготовке к перевозке которых требу­ется соблюдение положений Правил перевозок опасных грузов (ве­тошь, макулатура, мебель мягкая, изделия текстильные, мех, трикотаж, щепа, торф и др. ), касающихся отбора и подготовки вагонов в проти­вопожарном отношении.

К взрывчатым материалам (ВМ) относятся взрывчатые вещества, способные к химическому превращению при внешних механических, электрических, термических и других воздействиях; пиротехнические вещества и составы; изделия, содержащие одно или несколько взрывча­тых или пиротехнических средств. К перевозке по железным дорогам допускаются только те ВМ, которые поименованы в Перечне опасных грузов первого класса в табл. П10. 1 и П10. 2 Приложения 10 Правил перевозок опасных грузов.

 



При перевозке перечисленных в указанных таблицах материалов вык­лючать автотормоза вагонов не требуется.

Включение новых ВМ в Перечень и предъявление их к перевозке без разработанных и утвержденных аварийных карточек не допускается.

40. 3. Тара, упаковка и маркировка опасных грузов, перевозимых в крытых вагонах и контейнерах

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к пере­возке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техничес-ки­ми условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью
исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозийные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично.

Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с запол-нением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочнымии впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящикиили обрешетки.

На грузовые места с опасными грузами должна быть нанесена
транспортная маркировка в соответствии с Правилами перевозок грузов и ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов».

На каждое грузовое место, кроме транспортной маркировки, грузоотправитель обязан нанести маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза (рис. 40. 1), содержащую: знак опас-ности по ГОСТ 19433-88 в соответствии с Алфавитным указате-
лем (знаки опасности помещены на форзацах книги «Правила перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов»); наиме-нование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковкев одном грузовом месте нескольких опасных грузов наимено-вание на­носится для каждого груза); классификационный шифр; номер ООН.

Знаки опасности, наносимые на транспортную тару (рис. 40. 1), должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника. При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указан-ных размеров, допуска­ется уменьшить сторону квадрата до 50 мм. В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу

 

 



 

Рис. 40. 1. Место расположения маркиров­ки, характеризующей транспортную опас­ность груза: 1 — знак опасности; 2 — ма­нипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96; 3 — номер ООН; 4 — классификацион­ный шифр; 5 — транспортное наиме­нование груза

 


 


треугольника номер подкласса.

Между символом и номером подкласса располагают надпись, характе­ризующую опасность груза, а под ней — номер аварийной карточки.

Нанесение знаков опасности производится: на ящиках и транспортных пакетах—на трех поверхностях (боковой, торцевой и верхней); на бочках— на одном из днищ и обечайке (цилиндрической части); на кипах и тюках—на торцевой и боковой поверхностях; на других видах тары (баллонах и др. ) — в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне.

Знаки опасности разделяются на: основной, характеризующий основ­ной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз, и дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности. Определяются по классификационным таблицам опасных гру­зов каждого класса Правил перевозок опасных грузов. В них в виде дроби указан: в числителе номер основного знака опасности, в знамена­теле — дополнительного.

Если груз обладает несколькими видами опасности, то грузоотпра­витель обязан нанести на упаковку все знаки, соответствующие этим видам опасности. Номер подкласса в этом случае наносится только на основной знак опасности.

При совместной упаковке опасных грузов различных классов на грузо­вое место наносятся знаки опасности, соответствующие каждому грузу.

При перевозке опасных грузов в транспортных пакетах знаки опасности должны быть нанесены как на упаковку, так и на пакеты, если в сформиро­ванном пакете знаки опасности, нанесенные на упаковку, не видны.

40. 4. Особенности подготовки, упаковки и маркировки взрывчатых материалов

Упаковка ВМ должна быть прочной, исправной, соответствовать стан­дарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность. Этим же требованиям должны отвечать транспортные пакеты, сформирован­ные из отдельных грузовых мест.



Находящиеся в таре ВМ должны быть уложены и закреплены в соот­ветствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ, чтобы исключалось их пере­мещение внутри упаковки, а грузовых мест — в транспортном пакете.

При подготовке к отправлению ВМ запрещается соединять в одном грузовом месте (таре), а также транспортом пакете ВМ разных наимено­ваний, кроме случаев перевозки их в комплекте.

Метод упаковки для конкретного ВМ указан в табл. П10. 1 и П10. 2, и он должен соответствовать требованиям Приложения 11 Правил перево­зок опасных грузов.

Каждая грузовая единица маркируется транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-96 согласно нормативно-технической документации на кон­кретный вид ВМ, а также должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности (далее — транспортную опасность) ВМ.

Маркировка, характеризующая транспортную опасность, нано­сится в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку, транспортный па­кет, а также на контейнер или железнодорожное транспортное сред­ство. Для грузов, перечисленных в табл. П10. 2, она должна содержать (рис. 40. 2, а): знак опасности (основной и дополнительный) и услов­ный номер.

Для ВМ, перечисленных в табл. П10. 1. указанная маркировка долж­на содержать (рис. 40. 2, б): знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН.

Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются в соответствии с рис. 40. 3. Цвет фона указанных знаков опасности


 


Рис. 40. 2. Расположение маркировки на грузовой единице взрывчатых мате­риалов: 1 — условный номер; 2 — знак опасности; 3 — манипуляцион-ные знаки; 4 — номер ООН; 5 — транспортное наименование груза



^

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.