В.П. Перепон 18 страница
В таблице П2. 2 величина разности геометрических выносов fB дана в зависимости от базы вагона и расстояния nB от рассматриваемого внут- реннего сечения груза до ближайшего направляющего сечения.
В таблице П2. 3 величина разности геометрических выносов дана в зависимости от базы вагона и расстояния nH от рассматриваемого на- ружного сечения до ближайшего направляющего сечения.
Расстояние nBи nH, м, для груза, имеющего по всей длине одинако- вую ширину, следует принимать:
nB= 0. 5l (38. 3)
nH= 0. 5(L l), (38. 4)
| где L — длина груза, м, l— длина базы вагона, м.
| При определении разности геометрических выносов расчетом при погрузке негабаритного груза на одиночную платформу или транспортер с числом осей не более шести разности геометрических выносов, мм, рассчитывают по формулам:
| □ bRB = 1, 43(l □ nB ) nB □ 105; (38. 5)
□ bR H = 1, 43(l+ nH ) nH + К □ 105, (38. 6) (38. 6)
|
где К — дополнительное смещение концевых сечений груза из-за перекоса вагона в рельсовой колее с учетом норм содержания пути и подвижного состава.
Для вагонов на тележках модели 18-100:
| Для грузов с одинаковым поперечным сечением по всей длине разности геометрических выносов можно определить также по формулам:
| Значение величин и берутся по таблицам П2. 1 (Приложение 2Инструкции).
| Пример. Определить расчетную негабаритность груза (диаметр 3380 мм, длина 20 м), погруженного симметрично на одну четырехосную платформу с базой 9720 мм (тележки модели 18-100). Свешивающиеся концы прикрыты другими платформами. Высота пола платформы от головки рельса 1310 мм, высота подкладок 250 мм, толщина пояса крепления 10 мм.
Решение. Определяем высоту характерной точки от уровня головки рельса: yi = 1310 +150+3380: 2=3250 мм. Находим расстояние от оси пути до характерной точки: х i = 3380: 2 + 10= 1700 м (по концевому сечению).
Первый способ. Определяем разность геометрических выносов концевого сечения с помощью табл. П2. 3 Инструкции:
□ bRH=fB= 50мм при расстоянииnH= 0, 5(L □ l ) = 0, 5(20 □ 9, 72) = 5, 14 м.
| Следовательно, хНСТ=1700+50=1750мм .
Груз имеет боковую негабаритность 2-й степени.
Второй способ. Рассчитываем разность геометрических выносов концевого сечения:
| Расчетное расстояние от оси пути до характерной точки хНСТ=1700+50=1750мм . мм. Груз имеет боковую негабаритность 2-й степени. Следовательно, расчетом получен тот же результат, что и с помощью таблиц.
|
38. 3. Порядок согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов
Предусматриваются три этапа согласования перевозки негабарит-ных и тяжеловесных грузов (изделий): первый — предварительное согласование с Департаментом управления перевозками МПС России возможности, способа и условий перевозки; второй — согласование технической документации с управлением дороги отправления; третий — окончательное согласование технической документации с Департаментом управления перевозками МПС России.
Заявка на предварительное согласование перевозки на грузы, перевозимые на транспортерах и грузы негабаритные на платформах и в полувагонах (негабаритностей нижней 3—6-й, боковой 4—6-й степеней, верхней 3-й степени и сверхнегабаритных) представляется в железно-дорожную администрацию государства, на территории которого находится станция отправления груза, и в Департамент управления перевозками МПС России.
| При наличии возможности перевозки негабаритного и тяжеловес-ного груза извещается заявитель о предварительном согласовании перевозки, указывается тип подвижного состава, на котором можно осуществить перевозку, согласованная степень негабаритности (индекс) и дополнительные условия, при выполнении которых перевозка может состояться.
На основании полученного предварительного заключения грузоотправитель разрабатывает техническую документацию на перевозку негабаритного или тяжеловесного груза и представляет ее на согласование в железнодорожную администрацию (службу управления перевозками дороги) отправления (чертеж и расчеты размещения и крепления негабаритного или тяжеловесного груза, чертеж контрольной рамы и др. ). Требования к ее разработке изложены в Инструкции (глава 2).
В межгосударственном сообщении чертежи и расчеты и другая техническая документация представляются в четырех экземплярах.
Рассмотрение и согласование чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов в железнодорожной администрации (железной дороге) производится службами управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, пути и вагонного хозяйства, а при наличии вертикальной сверхнегабаритности службой электрификации и электроснабжения.
По одному экземпляру согласованных железнодорожной администрацией (железной дорогой) чертежей размещения и крепления грузов на транспортерах, а также негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверхнегабаритных направляется в Департамент управления перевозка-ми МПС России на окончательное согласование.
Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора). Согласование железной дорогой чертежей размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1—3-й, боковой 1—4-й, верхней 1—3-й степеней является окончательным, но железная дорога должна информировать Департамент управления перевозками МПС России телеграммой или по факсу о согласовании чертежей негабаритно стей нижней 3-й, боковой 4-й и верхней 3-й степеней.
Железнодорожная администрация (железная дорога) направляет по одному окончательному согласованному экземпляру чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов начальнику станции погрузки и грузоотправителю.
При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов грузоотправитель за 20 дней до начала месяца погрузки представляет заявку на подачу транспортеров в адрес станции погрузки железной дороги отправления,
| железнодорожной администрации государства, на территории кото-рого расположена станция отправления, а также Департамент управления перевозками МПС России. В эти же адреса направляется заявка на перевозку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверхнегабаритных.
Заявка на перевозку грузов на платформах и в полувагонах негаба- ритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления и начальника станции погрузки.
Заявка на перевозку грузов меньших степеней негабаритности представляется только начальнику станции погрузки.
Разрешение на погрузку для всех грузов (габаритных и негабаритных) на транспортерах, имеющих 12 и более осей, дает Департамент управления перевозками МПС России. Он же дает разрешение на погрузку негабаритных грузов на 4—8-осных транспортерах, а также на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверхнегабаритных. Разрешение на погрузку для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 1—3-й, боковую 1—4-й, верхнюю 1—3-й степеней и габаритных на 4—8-осных транспортерах, а таже негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степени дает железнодорожная администрация (железная дорога) в адрес начальника станции погрузки.
Разрешение на погрузку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1—2-й, боковой 1—3-й, верхней 1—2-й степеней дает начальник станции.
38. 4. Погрузка, прием и отправление негабаритных и тяжеловесных грузов
Размещает и крепит негабаритные грузы грузоотправитель в точном соответствии с согласованными чертежами и расчетами. Для наблюдения за положением груза в пути следования на полу вагона и на самом грузе наносят яркой несмываемой краской контрольные полосы.
На самих негабаритных грузах такой же краской наносят с обеих сторон надписи о негабаритности груза (индекс негабаритности с учетом расчетной) и условия пропуска груза по станциям, имеющим сортировочные горки, если это указано на согласованном чертеже.
Для безопасного пропуска грузов с боковой и нижней негабаритно- стью 6-й степени и сверхнегабаритных в состав поезда включают вагон с контрольной рамой, которая имеет два контура — основной и дополнительный (для кривых участков пути). Контрольную раму устанавливают на полувагоне или крытом вагоне в поперечной вертикальной плоскости, в которой находится ось шкворня с конца, обращенного к локомотиву.
| Основной контур образуют с помощью деревянных планок, дополнительный — с помощью гибких пластин из полосового железа, прикрепляемых к деревянным планкам.
Правильность размещения и крепления негабаритного груза проверяет специальная комиссия в составе:
- на станциях внеклассных, I и II классов — начальника станции или его заместителя (председатель), представителей дистанции пути и пункта технического обслуживания вагонов;
- на всех остальных станциях — старшего коммерческого ревизора (коммерческого ревизора или другого компетентного лица, назначаемого приказом начальника отделения дороги), начальника станции, представителей дистанции пути и ПТО.
Комиссия проверяет техническое состояние подвижного состава, фактическую высоту погрузочной площадки транспортера (пола вагона) в груженом состоянии, соответствие фактических размеров негабаритного груза и его крепления согласованным чертежам, фактические координаты критических точек, определяющих негабаритность в каж дой зоне, наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негаба- ритности и о запрещении роспуска с горок или пропуска через горку, правильность изготовления и установки на вагоне контрольной рамы. Данные комиссионной проверки заносятся в акт проверки размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза. Один экземпляр акта следует вместе с перевозочными документами до станции назначения, а второй хранится в делах станции.
3- Результаты комиссионной проверки грузов, имеющих негабарит-ность нижнюю 4—6-й, боковую 5—6-й степени и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах, имеющих 16 и более осей, за подписью председателя комиссии сообщаются телеграммой или по факсу по установленной форме в адрес Департамента управления перевозками МПС России, железнодорожной администрации и железной дороги (в службу управления перевозками). А для негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4—8-й транспортерах, включая транспортеры сцепного типа (гр. п. 120 т) с одной промежуточной платформой, негабаритности нижней 3 -й, боковой 4-й, верхней, а также грузов меньших степеней и габаритных на транспортерах, имеющих 12 осей, результаты комисси-онной проверки сообщаются в адрес железнодорожной администрации и службы управления перевозками дороги отправления. В других случаях телеграмма направляется только в службу управления перевоз-ками дороги погрузки. Когда размеры, масса, размещение и крепление груза соответствуют согласованному чертежу, Департамент управления перевозками (Управление дороги) дает телеграфное разрешение на отправление и пропуск грузов в международном сообщении, адресуя телеграмму начальнику станции отправления, железнодорожным администрациям и железным дорогам (службам перевозок и отделам спецперевозок, а по необходимости и службам пути) по маршруту
| следования грузов.
Окончательное оформление перевозочных документов на отправление негабаритных (тяжеловесных грузов) производится только после получения телеграмм-разрешений Департамента управления перевозками МПС России (отдела специальных перевозок) и железнодорожной администрации (железной дороги), копии которых прикладываются к перевозочным документам.
Отправление негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на
8-осных транспортерах негабаритности нижней 1—2-й, боковой 1—3-й, верхней 1—2-й и габаритных на 4—8-осных транспортерах производит начальник станции после комиссионной проверки и составления актов, копии которых прикладываются к перевозочным документам.
В накладной в графе «Вид негабаритности» указывается пятизначный индекс негабаритности.
Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов по перегонам и станциям и производства маневровой работы с транспортерами и вагонами, загруженными негабаритными грузами и порядок постановки их в поезда установлен Инструкцией (главы 3 и 4).
В пути следования на пунктах коммерческого осмотра и на межгосударственных пунктах передачи производится комиссионная проверка размещения и крепления негабаритных грузов, а также габаритных на транспортерах комиссией с участием работников ПКО и ПТО. При исправности крепления и отсутствии сдвига груза делается отметка в акте, после чего груз отправляется по маршруту следования. При обнаружении сдвига груза или расстройства крепления, создающих угрозу безопасности движения, вагон от поезда отцепляется для дальнейшей проверки комиссией в установленном порядке.
38. 5. Особенности перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов на транспортерах
Железнодорожные транспортеры являются специальным подвижным составом и предоставляются только по распоряжению Департамента управления перевозками МПС России.
Транспортеры применяются, как правило, для перевозки тяжеловесных грузов и для уменьшения негабаритности грузов, которые не могут быть демонтированы на меньшие транспортабельные узлы.
К тяжеловесным грузам относятся грузы, у которых масса и длина или нагрузка на раму (пол) вагона превышает допустимые техническими условиями для универсального подвижного состава.
Транспортеры имеют усиленную несущую раму особой формы и подразделяются на следующие типы (табл. 38. 1).
Транспортеры платформенного типа имеют погрузочную площадку, покрытую металлическим листом; они предназначены для тяжелых грузов небольших габаритов.
| Таблица 38. 1
| Тип транспортера
| Число осей
| Грузоподъемность, т
| Платформенный
| 6—8
| 80—120
| С пониженной погрузочной площадкой
| 4—16
| 40—220
| Полуколодцеобразный
| 4—8
| 30—80
| Колодцеобразный
| 4—8
| 30—120
| Сцепного типа
| 8—32
| 120—480
| Сочлененный
| 16—32
| 180—500
| Наличие пониженной погрузочной площадки позволяет при доставке грузов большой высоты ликвидировать негабаритность или снизить ее степень, а также уменьшить высоту центра массы с грузом относительно уровня головки рельсов.
На полуколодцеобразных и колодцеобразных транспортерах пере-возят грузы большой высоты или диаметра.
Транспортер сцепного типа состоит из двух четырехосных транс-портеров, оборудованных турникетными опорами, и промежу-точных платформ, используемых для длинномерных грузов большой массы.
Транспортеры сочлененного типа предназначены для крупногаба-ритных грузов массой до 500 т (трансформаторов, статоров). Груз перевозят в подвешенном состоянии.
Условия размещения и крепления грузов на транспортерах сочле-ненного типа грузоподъемностью 300, 400 и 500 т устанавливаются Техническими условиями эксплуатации этих транспортеров.
Глава 39. Перевозка наливных грузов
39. 1. Характеристика наливных грузов
К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые в цистернах, специализированных контейнерах и в бункерных полувагонах. Основную массу (более 90%) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты, в меньшей степени сырая нефть. Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, саломас и др. ), химические грузы (кислоты, щелочи, красители и др. ), а также сжиженные газы.
Нефтепродукты подразделяются на светлые (бензин, бензол, керосин, лигроин, легкие сорта моторных топлив, конденсат из природного газа), темные (мазут, нефтебитум, моторное топливо), жидкие смазочные масла (консистентные смазки, трансформаторное масло, автомобильное, авиационное, дизельное, моторное, турбинное и др. ).
Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, опреде-ляющими условия их транспортирования, хранения и налива.
| Это плотность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных, но и при плюсовых температурах, легкая воспламе-няемость, температура плавления и вспышки, электризация (накаплива-ние опасных зарядов статического электричества), ядовитость, коррози-рующее действие на металл.
Специфические свойства наливных грузов требуют соблюдения особых условий перевозки их по железным дорогам, которые предусмотрены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. К перевозке наливом допускаются лишь те грузы, кото - рые поименованы в Приложении к этим Правилам.
Наливные грузы делятся на неопасные, которые перевозятся с соблюдением общих условий, и опасные, которые рассматриваются в главе 44.
39. 2. Подвижной состав и его подготовка под налив
Для перевозки грузов наливом используют только предназначенные для этих целей технически исправленные специализированные цистерны, бункерные полувагоны, принадлежащие перевозчикам, грузоотправителям, грузополучателям или находящиеся у них в арендном пользовании. Собственные и арендованные цистерны должны быть приписаны к станции отправления или назначения. На эксплуатацию цистерн, передаваемых в арендное пользование, перевозчик заключает договор с арендатором.
Цистерны для перевозки нефтепродуктов подразделяются: для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов; для перевозки нефти и темных нефтепродуктов; для перевозки вязких нефтепродуктов.
Цистерны для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов бывают четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 60, 0 и 68, 0 т и объем котла 73 и 85, 6 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 120, 0 и 125, 0 т и объем котла 140, 0 или 161, 6 м3.
Цистерны для перевозки нефти и темных нефтепродуктов бывают четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 60, 0 т и объем котла от 50 до 63 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 125, 0 т и объем котла 159 м3.
Цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов бывают четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 66, 0 т и объем котла 72, 3 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 67, 0 т и объем котла 73, 1 м3.
Цистерны оборудованы универсальным сливным прибором, кото - рый служит для слива груза из котла, а при необходимости — налива снизу при помощи насоса. Прибор увеличенного диаметра оборудован паровой рубашкой.
Цистерны для вязких нефтепродуктов снабжены пароподогревательным кожухом. Подогрев осуществляется с помощью горячего пара,
| воды или воздуха. По концевым частям кожуха снизу вварены патрубки для подачи и выпуска теплоносителя.
Битумы перевозят в бункерных полувагонах, которые имеют двойные стенки, образующие паровую «рубашку»; бункера поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стороне каждого бункера имеется патрубок «рубашки» для впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двухстворчатыми крышками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающе-гося с нагретыми стенками битума подплавляется, и при опрокидывании бункера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку.
Кроме того, для перевозки высоковязких продуктов используются цистерны-термосы. Для перевозки пищевых продуктов (спирта, молока, вина) применяют специализированные цистерны.
Растительное масло и некоторые другие пищевые продукты перевозят в цистернах обычной конструкции, но специализированных для конкретного груза. Специализированные цистерны для пищевых продуктов имеют трафареты о наименовании груза («Патока», «Растительное масло» и др. ), станции приписки и дополнительный трафарет «П» — пищевые грузы.
Цистерны для перевозки нефтегрузов, кроме знаков и надписей, предусмотренных ПТЭ, должны иметь знаки калибровочного типа (указываются металлическими штампованными цифрами) и соответствующие трафареты в зависимости от вида нефтепродукта, а специализированные цистерны — точное наименование нефтепродукта. Цистерны для перевозки бензина, лигроина, топлива эталонного и для реактивных двигате лей и других легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны иметь знаки опасности, наносимые на транспортные средства в соответствии с рис. П6. 3. 1 и П6. 3. 2 на форзаце Правил перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов. Специализированные цистерны для перевозки опасных грузов приведены в главах 41 и 44 учебника.
В соответствии со статьей 20 Устава подготовка цистерн под налив, принадлежащих перевозчику, производится перевозчиком или грузоотправителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а не принадлежащих перевозчику производятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей.
Перед наливом цистерн грузоотправителем проверяют герметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов. Это обязан сделать грузоотправитель для того, чтобы избежать течи грузов из цистерн в пути следования.
Подготовка под налив собственных, арендованных и специализированных цистерн для определенного груза производится средствами и за счет грузоотправителя. Пригодность цистерн и бункерных полувагонов под перевозку данного груза в коммерческом отношении определяет
| грузоотправитель, который несет ответственность за порчу груза в результате налива в несоответствующую цистерну, а также за последствия их неправильного использования.
Запрещается подавать и использовать под налив цистерны с неисправными сливными приборами, внутренними лестницами, крышками и барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для наложения ЗПУ, а также без уплотнительной прокладки, если есть специальный паз для ее укладки.
39. 3. Прием и определение массы наливных грузов
Алфавитный указатель грузов, перевозимых наливом в вагонах- цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, приведен в Правилах перевозок этих грузов (Приложение 1). Для каждого груза указывается номер ООН, № аварийной карточки, класс, подкласс опасности, цистерны, в которых разрешается перевозка, специальные трафареты на цистернах и знаки опасности, штемпеля на перевозочных документах.
К каждой накладной, предъявляемой грузоотправителем на перевозки нефтепродуктов, должен быть приложен качественный паспорт.
В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать точное наименование груза согласно Перечню, а если он относится к категории опасных, то и номер аварийной карточки. Например: «Бензин для промышленных целей. АК N° 305»; «Нефть сырая. АК № 305».
В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Например, для нефти сырой — «Легко воспламеняется», «Прикрытие 0-0-1-0». Грузоотправители, ответственные за погрузку наливных грузов в цистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне наклад-ной в графе 1 отметку, которую заверяют подписью: «Груз погружен согласно Правилам перевозок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожным транспортом».
Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания, динамическим измерением или расчетным путем замера высоты налива и объема налитого груза на основе применения таблиц калибровки железнодорожных цистерн. В этом случае в накладной в графе «Наименование груза» указывается высота налива, плотность, температура груза.
Для определения массы груза расчетным путем необходимо измерить высоту налива продукта в цистерне, взять среднюю пробу продукта из цистерны для определения температуры и плотности продукта, установить калибровочный тип цистерн по ее трафарету, определить по таблицам калибровки в соответствии с высотой налива объем жидкости, умножить объем жидкости на плотность продукта.
| Высоту налива измеряют метрштоком — металлическим трубчатым стержнем диаметром 20—25 мм с длиной шкалы до 3500 мм. Цена наименьшего деления — 1 мм. Нижний конец прибора имеет медный наконечник. А верхний—металлическое кольцо или серьгу. Замеряют высоту налива при установившемся уровне спокойной поверхности жидкости и отсутствия на ней пены. Метршток плавно и строго вертикально опускают через люк котла до самой нижней точки котла, а затем быстро, но плавно извлекают из него и по линии смачивания определяют высоту налива. Высоту измеряют в двух противоположных точках люка котла по продольной осевой линии цистерны не менее двух раз в каждой точке. Расхождение между двумя отсчетами замера не должно превышать 0, 5 см. За действительную высоту налива принимают среднеарифметическое значение замеров двух точек. Отсчет округляют до целого сантиметра (вели- чину менее 0, 5 см отбрасывают, а 0, 5 см и более считают за 1 см).
Влияние пены при определении уровня налива можно устранить за- мером высоты при помощи пеноизолятора, представляющего собой тонкостенный металлический конус длиной около 1 м, диаметром широкого конца 160 мм, а узкого 60 мм (узкий конец с донышком, которое можно открывать ручкой рычага, помещенной у широкого конца). Пеноизолятор погружают в цистерну узким концом вниз при закрытом донышке. Когда закрытый конец прибора окажется ниже слоя пены, донышко открывается и полость конуса заполняется продуктом без пены.
После этого метршток опускается в жидкость через пеноизолятор.
Одновременно из середины цистерны пробоотборником отбирают пробу для определения температуры и плотности продукта.
Плотность жидкого продукта и его температуру определяют специ- альным прибором — денсиметром (ареометром). При наличии паспор- тных данных можно подсчитать его фактическую плотность при данной температуре и без денсиметра, используя средние температурные поправки. Массу продукта, налитого в цистерну, в этом случае находят умножением объема на плотность при температуре груза в момент замера: Q= V [d ±(tФ 20 )• ] (39. 1)
где Q — масса продукта кг; V — объем налитого продукта, дм3; d — плотность нефтепродукта при +20 °С, кг/дм3; tф — фактическая температура в момент замера высоты налива, °С; □ — температурная поправка плотности на 1 °С разницы температуры.
Если температура выше 20 °С, то температурная поправка вычитается, ниже 20 °С — прибавляется.
Пример. Определить массу нефтепродукта в цистерне (калибровочный тип 25), если высота налива 294 см, плотность нефтепродуктов при 20 °С 0, 87235 кг/дм3, фактическая температура продукта в момент замера 30 °С.
| Решение. По таблице калибровки для цистерны типа 25 по высоте налива 294 см определяем объем налитого продукта — 61190 дм3.
По таблице средних температурных поправок плотности нефтепродуктов определяем температурную поправку на 1 °С для 0, 87235. Она составит 0, 000673.
Находим массу налитого в цистерну продукта:
Q = 61190 • [0, 87235 □ (30 □ 20)- 0, 000673]= 52967 кг.
Динамические системы определения массы наливных грузов основаны на преобразователях массового и объемного расхода и поточных преобразователях плотности.
В настоящее время разработаны и внедряются новые способы определения массы наливных грузов (акустический, оптический, тепловой и др. ), позволяющие более точно и с минимальными трудозатратами определить количество груза в цистернах.
39. 4. Налив и слив нефтепродуктов
Налив и слив нефтепродуктов происходят на местах необщего пользования, специально оборудованных и отвечающих требованиям безопасности. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию органов Госгортехнадзора России на право налива (слива) опасных грузов. Грузоотправители-владельцы собственных или арендованных цистерн перед каждым наливом должны предъявлять работникам станции и ПТО свидетельство о технической исправности вагонов, включая их рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного нефтепродукта. Номер свидетельства работники ПТО проставляют в книге формы ВУ-14.
Перед началом налива (слива) наливных грузов на сливно-наливной эстакаде цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов и другого подвижного состава.
На пунктах налива с незначительными размерами грузооборота налив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специальных резервуаров. На пунктах налива с большим объемом работы применяют эстакады.
Не допускается наливать имеющий температуру выше 100° С груз в цистерны, оборудованные универсальным сливным прибором.
Перед наливом работники наливного пункта осматривают поданные цистерны, проверяют их соответствие роду нефтепродукта, открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, после чего начинается налив. Налив грузов в цистерны не должен превышать грузоподъемность, указанную на котле цистерны. Расчет степенизаполнения цистерн производится в соответствии с Приложением № 3 Правил перевозок железнодорожнымтранспортом грузов наливом в вагонах-цистернахи вагонах бункерноготипа
| для перевозки нефтебитума. По окончании налива цистерн, замера высоты налива и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняющие прокладки из материалов, не вступающих в реакцию с перевозимой продукцией, устанавливают ЗПУ.
При приеме цистерн после налива приемосдатчик проверяет закрытие люков и сливных приборов, правильность установки ЗПУ, чистоту поверхности котлов цистерн, рам, ходовых частей, видимость знаков и трафаретов.
Способы опломбирования цистерн ЗПУ «Спрут-Универсал», ЗПУ «ЛаВР-Гарант-М» с крышками загрузочных люков различных типов приведены в Правилах пломбирования вагонов и контейнеров.
Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливного груза не должна превышать 150 °С. После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункера. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, должен оборудовать места налива устройствами, защищаю-щими от попадания атмосферных осадков в бункера.
В соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84 нефть и нефтепродук-ты из железнодорожных цистерн должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. После слива нефтепродуктов приемосдатчик обязан проверить полноту слива и дать разрешение на закрытие колпаков цистерн. При обнаружении остатков груза в цистерне приемосдатчик обязан отказать в ее приеме и составить акт о недо- сливе цистерн формы ГУ-7. На цистерны с неочищенной наружной поверхностью приемосдатчик обязан составить акт общей формы.
Технологическое время налива и слива для всей одновременно поданной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и слива не должно превышать: для налива в пунктах механизированного налива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа; в пунктах немеханизированного налива для цистерн, имеющих четыре и более осей, — 3 часа; для слива соответственно — 2 часа и 4 часа. При поступлении в пункт слива топлива Т-1, Т-2, ТС-1 и авиационного бензина, при необходимости, устанавливается дополнительное время — 35 минут для производства анализа.
39. 5. Порядок возврата порожних цистерн
Порожние цистерны после слива направляют в пункты налива по пересылочным накладным или по полным перевозочным документам. По полным перевозочным документам (накладной, дорожной ведомости, вагонному листу) пересылают цистерны, принадлежащие грузоотправителям и грузополучателям на правах собственности или аренды. В этом случае цистерны пломбирует грузополучатель и направляет на станцию приписки.
Перевозка порожних цистерн, бункерных полувагонов, следующих в пункты налива нефтии нефтепродуктов по регулировочному
| заданию, оформляется: пересылочной накладной формы ГУ-27дс (при перевозке цистерн из-под слива светлых нефтепродуктов); пересылоч-ной накладной формы ГУ-27дт — при перевозке бункерных полуваго-нов и порожних цистерн из-под слива темных нефтепродуктов.
Пересылочная накладная оформляется грузополучателем на каждую слитую цистерну или бункерный полувагон и предъявляется станции одновременно с уведомлением об окончании слива нефтепродукта. Без предъявления пересылочной накладной вагоны станцией не принимаются. Одновременно с пересылочной накладной грузополучатель заполняет корешок, остающийся на станции отправления порожней цистерны или бункерного полувагона. Работники станции слива обязаны проверить правильность заполнения пересылочной накладной. При обнаружении на промывочно-пропарочной станции цистерны или бункерного полувагона с остатками недослитого груза в документе делается отметка, которая является основанием для привлечения виновных к ответственности. Неполный слив цистерны или бункерного полувагона, обнаруженный на станции налива или на промывочно-пропарочной станции, удостоверяется актом, который вместе с пересылочной накладной направляют перевозчику для расследования.
39. 6. Промывка и пропарка цистерн
Промывочно-пропарочные предприятия устраивают, как правило, на станциях расположения нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транспорта на железнодорожный. Эти предприятия в зависимости от технического оснащения, объема и характера работы делятся на промывочнопропарочные станции, промывочно-пропарочные пункты, механизированные промывочно-пропарочные поезда и пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов.
Промывочно-пропарочные станции осуществляют массовую подготовку цистерн к наливу и ремонту. Они расположены на значительной территории, имеют путевое развитие, оборудование и мощные обуст-ройства, обеспечивающие механизированную очистку цистерн. Работа промывочно-пропарочной станции организуется по единому технологи-ческому процессу с железнодорожной наливной станцией.
Объем работ промывочно-пропарочных пунктов в отличие от станции меньше, они обеспечивают подготовку цистерн для налива нефтепродуктов сравнительно небольшой номенклатуры.
Механизированные промывочно-пропарочные поезда предназначены для подготовки цистерн на станциях, где нет стационарных устройств и приспособлений.
Пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов готовят цистерны к наливу без пропарки или промывки внутренней поверхности котлов.
Организация обработки цистерн производится в соответствии с требованиями Типового технологического процесса подготовки цистерн и
| вагонов для перевозки нефтепродуктов к наливу и ремонту на промывочно-пропарочных предприятиях железных дорог.
Характер обработки определяет ГОСТ 1510-84 в зависимости от наименования наливаемого, а также ранее перевозившегося груза и наличия в цистерне его остатков. Для сбора и очистки нефтепродуктов, промывочных вод и конденсата на промывочно-пропарочных предприятиях устраивают сливные лотки, резервуары, канализационную сеть, нефте- и песколовушку и другие очистные сооружения.
39. 7. Особенности перевозки высоковязких и застывающих наливных грузов
Некоторые нефтепродукты, перевозимые в цистернах и бункерных полувагонах обладают повышенной вязкостью и сгущаются при понижении температуры. Степень вязкости определяют в условных единицах — градусах, которые выражают отношение времени истечения 200 см3 данного продукта при определенной температуре к времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Вязкие грузы по степени вязкости, а застывающие в зависимости от температуры застывания подразделяются на четыре группы. Перечень вязких и застывающих грузов с отнесением их к той или иной группе опубликован в Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Самую высокую вязкость (свыше 40 °С) и высокую температуру застывания (свыше +30 °С) имеют грузы IV группы (битум в цистернах, гудрон, жир животный технологический, парафин спичечный, саломас и др. ). Слив их, особенно в зимнее время, весьма затруднителен и вызывает значительные простои цистерн.
В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологическое время на слив устанавливается с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов. Общее технологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов принимается не более: для грузов I группы — 4 ч; II группы — 6 ч; III группы — 8 ч; IV — 10 ч. В случае немеханизированного слива грузов I группы технологическое время на слив может быть увеличено для цистерн, имеющих четыре и более осей, на 2 ч. При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливается технологическое время, которое не превышает для грузов I и II групп — 3 ч; III и IV групп — 4 ч. Необходимость увеличения технологического времени на слив вязких и застывающих грузов определяется перевозчиком в каждом отдельном случае.
Грузополучатель должен иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив высоковязких и застывающих грузов из цистерн и бункерных полувагонов. Для выгрузки битума из бункерных полувагонов грузополучатели должны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные устройства.
| Пар для подогрева бункеров вводят в пространство между стенками по шлангам, присоединенным к патрубкам. Пар вводят осторожно, медленно открывая впускной вентиль. Разгружают бункерные полувагоны последовательно; одновременная разгрузка двух и более бункеров запрещается, так как при этом вагон может опрокинуться.
39. 8. Особенности перевозки пищевых наливных грузов
Растительное масло, патоку, саломас, салолин, гидрол, глицерин и другие пищевые продукты перевозят в специализированных цистернах с нижним сливом, приписанных к станции налива. Цистерны, специа-лизированные для перевозки пищевых продуктов, имеют по всей длине котла с обеих сторон по две полосы красного цвета, шириной каждая 100 мм (промежуток между полосами 500 мм), а по периметру днищ — кольцевую красную полосу шириной 100 мм. В промежутках между полосами вправо от середины котла буквами высотой 126 мм нанесено черной краской наименование груза: «Патока», «Растительное масло», «Гидрол» и др. Это же наименование нанесено и на верхней части днища буквами высотой 70 мм.
Этиловый (винный) спирт перевозят железнодорожным транспортом в модернизированных четырехосных цистернах, принадлежащих или арендованных грузоотправителем (грузополучателем), с верхним сливом, а также в специальных спиртовых цистернах. На цистернах для перевозки этилового спирта наносят трафареты « Спирт», «П», трафа-рет приписки, знак опасности (3) для легкогорючих грузов и номер ООН (на оранжевой прямоугольной табличке ниже знака опасности).
На спиртовых цистернах с крытым кузовом вдоль боковых и лобовых стенок наносится полоса белого цвета.
После налива спирта грузоотправитель отбирает пробу, по которой определяет крепость спирта. Бутылки с отобранной пробой пломбируют или опечатывают сургучной печатью станции и хранят у грузоотправителя до поступления к нему акта о приеме груза или до затребования пробы на анализ.
При отгрузке в цистернах с колпаками (в том числе спиртовых) грузоотправитель совместно с приемосдатчиком специальной стандартной металлической рейкой определяет высоту недолива спирта в колпаке от верхнего его края до уровня спирта.
В накладной под наименованием груза грузоотправитель указывает сорт спирта (сырец, ректификат), крепость спирта, а в случаях перевозки в цистернах с колпаками — его температуру и высоту недолива. Здесь же указывается номер аварийной карточки (АК 308).
В верхней части накладной грузоотправитель проставляет красные штемпеля: «Легко воспламеняется», «Прикрытие 3/0-0-1-0».
Грузоотправитель может прилагать к накладной акт об отгрузке спирта. ЗПУ устанавливают на крышку люка четырехосной цистерны (тип калибровки 62 и 66) по одному на каждую пару проушин (всего 2 ЗПУ).
| Спирт, прибывший в исправных цистернах с неповрежденным ЗПУ грузоотправителя, сливается грузополучателем. Если же он прибыл внеисправной цистерне или с нарушенными ЗПУ грузоотправителя, груз выдают в присутствии начальника станции или его заместителя. При этом, когда спирт прибыл в бесколпачной цистерне, количество поступившего в ней груза определяют пропуском через мерники, а в цистерне с колпаком замеряют высоту недолива и определяют крепость и температуру спирта. При этом в случае недостачи спирта в цистерне с колпаком в коммерческом акте отражают указанные данные, а также высоту колпака, а количество спирта, содержащегося в цистерне, не указывают.
Если грузополучатель обнаружит понижение крепости спирта, то комиссия отбирает две пробы (по 1 л). Одну пробу передают на анализ и экспертизу в лабораторию по указанию отделения дороги, другую хранят у грузополучателя в качестве контрольной. Сохранность или недостачу спирта по коммерческому акту определяет служба грузовой и коммерческой работы дороги назначения.
39. 9. Охрана труда и окружающей среды при перевозке нефтепродуктов
Места налива и слива должны быть оборудованы освещением (в случае необходимости взрывобезопасным), обеспечивающим выполнением работ круглосуточно, а также снабжены противопожарными средствами.
В местах налива и слива легковоспламеняющихся жидкостей, не оборудованных электрическим освещением, в качестве осветительных приборов разрешается применять только электрические взрывобезопасные фонари.
Подача под слив и налив и вывод железнодорожных цистерн должен производиться плавно, без толчков и рывков. Движение маневровых тепловозов по железнодорожным путям, на которых расположены сливно-наливные устройства, запрещается. Любое перемещение цистерн на эстакадах должно быть обязательно согласовано с оператором участка налива-слива.
Запрещается спуск промывальщиков-пропарщиков в котел цистерны: из-под этилированного бензина, не прошедшей обработки и дегазации; с остатками неопределенного груза; остатком любого груза глубиной более 10 см; без постоянной лестницы; без предусмотренной нормами спецодеждыи спецобуви, а также без спасательного снаряжения и шлангового дыхательного прибора или других средствзащиты органов дыхания; без наличия у колпаков цистерны второго промывальщика-пропарщика; с открытым огнем, с фонарем не во взрывоопасном исполнении.
Перед началом работы промывальщик-пропарщик совместно с бригадиром или мастером должны убедиться в исправном состоянии шланговых дыхательных приборов или других средств защиты органов дыхания с активной подачей воздуха, спасательного снаряженияи
| инструмента, а также проверить длину шланга, плотность прилегания маски к лицу, отсутствия повреждения маски и шланга. Проверка дыхания в маске должна продолжаться не менее 3 мин. Наряду с повседневным осмотром шланговый дыхательный прибор не реже двух раз в месяц должен подвергаться контрольной проверке на герметич-ность. Спускаться в цистерны из-под едких и ядовитых, а также бензина, сырой нефти и всех других выделяющих вредные пары жид-костей без шлангового и спасательного пояса запрещается. За предохранительный пояс укрепляют веревку, противоположный конец которой выходит наружу через люк цистерны. Снаружи у люка должен находиться подсобный рабочий, снабженный запасным шланговым противогазом на случай необходимости спуска в цистерну для оказания помощи работающему в ней. Подсобный рабочий держит конец верев-ки, наблюдает за самочувствием промывальщика, работающего в цистерне, и следит за положением воздушного шланга.
При очистке цистерн после слива ядовитых грузов необходимо надевать специальную защитную одежду (пневмокостюм), который полностью предохраняет рабочего от проникновения на кожу жидких продуктов, а также от перегрева и охлаждения организма в связи с резким перепадом температуры, особенно в зимний период.
При внутреннем осмотре для освещения цистерны используют только взрывобезопасные аккумуляторные фонари шахтерского типа или лампы с герметически закрытыми контактами. Включать и выключать эти приборы разрешается только вне цистерны. Рабочим, спускающимся внутрь цистерны, запрещается надевать обувь, подбитую железными гвоздями, шпильками, подковками. При работе внутри цистерны не разрешается применять железные или стальные лопаты, щетки, ведра и подобный инструмент. Все это должно быть изготовлено из неискрящихся металлов (алюминия, меди) или дерева.
При наливе и сливе цистерн рабочие должны стоять с наветренной стороны. Открывают и закрывают люки и крышки колпака неискрообразующим инструментом.
Рабочие, производящие налив и слив этилированного бензина, должны быть перед началом работ ознакомлены с его свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этилированным бензином и снабжены соответствующей спецодеждой.
Для обеспечения безопасности при перевозке нефтепродуктов в цистернах, недопущения в них вакуума при транспортировке, наливе и сливе на крышке колпака цистерны установлены предохранительно-впускные клапаны длярегулирования давления в котле.
|
Р а з д е л X
ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
|
Глава 40. Транспортная характеристика опасных грузов и подготовка их к перевозке
40. 1. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности
Опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (ст. 2 Устава). Вследствие этого при перевозке и хранении таких веществ, материалов, изделий и отходов необходимо соблюдать меры предосторожности и особые условия перевозок.
Эти условия и меры определены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Государственное регулирование и надзор в области обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов на магистральном и промышленном железнодорожном транс-порте осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его региональные инспекции по надзору на железнодорожном транспорте. Основным нормативным документом Госгортехнадзора России являются Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта независимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных грузов, должны сдавать экзамены на знание этих правил не реже одного раза в три года. Грузоотправители и грузополучатели представляют на станцию приказы по предприятию о назначении ответственных за работу с вагонами и перевозочными документами на опасные грузы.
Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:
- Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);
- Класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
- Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
- Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
| - Класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
- Класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
- Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);
- Класс 8 — едкие и (или) коррозийные вещества (ЕК);
- Класс 9 — прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в Приложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов.
Каждому наименованию опасного груза присвоен классификацион-ный шифр из четырех цифр: первая обозначает класс, вторая—под-класс, третья— категорию опасности, четвертая — степень опасности.
Например, сера имеет классификационный шифр 4133. Это означает, что она относится к легковоспламеняющимся твердым веществам первого подкласса, третьей категории (слабо ядовитые), третьей степени опасности. Классификационный шифр — это численный код опасного груза, характеризующий его транспортную опасность.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами и видами опасности при транспортировании разделяют согласно ГОСТ 19433-88 на подклассы (всего 24 подкласса). Первая и вторые цифры классификационного шифра обозначают подкласс (в приведенном выше примере сера относится к подклассу 4. 1).
Взрывчатые материалы в каждом подклассе (шесть подклассов) в зависимости от их свойств, назначения и возможности совместной перевозки разделяются на группы совместимости, обозначенные буквами от А до N, а также S. Для опасных грузов класса 1 классифика-ционный шифр состоит из номера класса, подкласса и группы совместимости. Например, для пороха бездымного классификационный шифр по ГОСТ 19433-88 1. 3 С, что обозначает: первый класс, третий подкласс (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой), группа совместимости С.
Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19443-88. Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности. Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.
|
40. 2. Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке по железным дорогам
К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (Приложение 10) Правил перевозок опасных грузов.
В Алфавитном указателе опасных грузов, фрагмент которого дан в таблице 40. 1, указаны номер ООН и наименование груза, номер аварий-ной карточки, классификационный шифр, род вагона, вид отправки, номер знака опасности и штемпеля на перевозочных документах.
Номер ООН — это порядковый номер, присвоенный опасному грузу или группе сходных по свойствам опасных грузов на основе Рекомендаций Комитета экспертов Организации объединенных наций по перевозке опасных грузов.
В Алфавитном указателе приняты следующие условные обозначения.
В графе «Род вагона»: 2. 1 — крытые вагоны общего парка МПС России, 2. 2 — крытые вагоны, специализированные, грузоотправителей (грузополучателей); 2. 3 — специально выделенные крытые вагоны пар-ка МПС России, арендованные грузоотправителями (грузополучате-лями); 4 — полувагоны, платформы.
В графе «Вид отправок»: П — повагонные отправки; М — мелкие отправки, К — универсальные контейнеры МПС России; СК — специализированные контейнеры (грузополучателей), СКЦ — специализированные контейнеры-цистерны, Н — допускается также перевозка наливом;
| В графе «Знак опасности» приведены номера знаков опасности согласно Приложению 6 (рис. П6. 1. на форзаце) Правил перевозок опасных грузов.
При обозначении прикрытия (минимального числа физических вагонов прикрытия) в графе «Штемпеля на перевозочных документах» приняты следующие обозначения: первая цифра — от ведущего локомотива (если дробь, то числитель — от паровоза на твердом топливе, знаменатель — от электровоза, тепловоза или паровоза на нефтяном топливе); вторая цифра — от подталкивающего локомотива на твердом топливе (со знаком «*» — от всех подталкивающих локомотивов); третья цифра — от вагонов с людьми; четвертая цифра — от локомотивов на твердом топливе при маневрах. Если прикрытия не требуется, то ставится «0», если прикрытие необходимо — «1».
Знак «Х» — при перевозке грузов в стеклянной таре должен быть проставлен штемпель «Спускать с горки осторожно».
Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе, но сходные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузоотправителем. При этом грузоотправитель должен в графе накладной«Наименование груза» указать наименование перевозимого груза с соответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: «Груз перевозится на условиях... (указывается наименование груза, к которому приравнивают груз, согласно Алфавитному указателю), АК приложена» и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля. Перевозка опасных грузов, которые не могут быть прирав-нены к грузам, поименованным в Алфавитном указателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах или на условиях, не предусмотренных Правилами, допускается только по разрешению МПС России, определяющему условия перевозки на основании ходатайства предприятия-грузоотправителя. Кроме Алфавитного указателя опасных грузов, имеется Перечень грузов, при подготовке к перевозке которых требуется соблюдение положений Правил перевозок опасных грузов (ветошь, макулатура, мебель мягкая, изделия текстильные, мех, трикотаж, щепа, торф и др. ), касающихся отбора и подготовки вагонов в противопожарном отношении.
К взрывчатым материалам (ВМ) относятся взрывчатые вещества, способные к химическому превращению при внешних механических, электрических, термических и других воздействиях; пиротехнические вещества и составы; изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических средств. К перевозке по железным дорогам допускаются только те ВМ, которые поименованы в Перечне опасных грузов первого класса в табл. П10. 1 и П10. 2 Приложения 10 Правил перевозок опасных грузов.
| При перевозке перечисленных в указанных таблицах материалов выключать автотормоза вагонов не требуется.
Включение новых ВМ в Перечень и предъявление их к перевозке без разработанных и утвержденных аварийных карточек не допускается.
40. 3. Тара, упаковка и маркировка опасных грузов, перевозимых в крытых вагонах и контейнерах
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техничес-кими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозийные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично.
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с запол-нением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочнымии впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.
Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящикиили обрешетки.
На грузовые места с опасными грузами должна быть нанесена транспортная маркировка в соответствии с Правилами перевозок грузов и ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов».
На каждое грузовое место, кроме транспортной маркировки, грузоотправитель обязан нанести маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза (рис. 40. 1), содержащую: знак опас-ности по ГОСТ 19433-88 в соответствии с Алфавитным указате- лем (знаки опасности помещены на форзацах книги «Правила перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов»); наиме-нование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковкев одном грузовом месте нескольких опасных грузов наимено-вание наносится для каждого груза); классификационный шифр; номер ООН.
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару (рис. 40. 1), должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника. При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указан-ных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм. В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу
|
Рис. 40. 1. Место расположения маркировки, характеризующей транспортную опасность груза: 1 — знак опасности; 2 — манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96; 3 — номер ООН; 4 — классификационный шифр; 5 — транспортное наименование груза
| треугольника номер подкласса.
Между символом и номером подкласса располагают надпись, характеризующую опасность груза, а под ней — номер аварийной карточки.
Нанесение знаков опасности производится: на ящиках и транспортных пакетах—на трех поверхностях (боковой, торцевой и верхней); на бочках— на одном из днищ и обечайке (цилиндрической части); на кипах и тюках—на торцевой и боковой поверхностях; на других видах тары (баллонах и др. ) — в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне.
Знаки опасности разделяются на: основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз, и дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности. Определяются по классификационным таблицам опасных грузов каждого класса Правил перевозок опасных грузов. В них в виде дроби указан: в числителе номер основного знака опасности, в знаменателе — дополнительного.
Если груз обладает несколькими видами опасности, то грузоотправитель обязан нанести на упаковку все знаки, соответствующие этим видам опасности. Номер подкласса в этом случае наносится только на основной знак опасности.
При совместной упаковке опасных грузов различных классов на грузовое место наносятся знаки опасности, соответствующие каждому грузу.
При перевозке опасных грузов в транспортных пакетах знаки опасности должны быть нанесены как на упаковку, так и на пакеты, если в сформированном пакете знаки опасности, нанесенные на упаковку, не видны.
40. 4. Особенности подготовки, упаковки и маркировки взрывчатых материалов
Упаковка ВМ должна быть прочной, исправной, соответствовать стандарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность. Этим же требованиям должны отвечать транспортные пакеты, сформированные из отдельных грузовых мест.
| Находящиеся в таре ВМ должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ, чтобы исключалось их перемещение внутри упаковки, а грузовых мест — в транспортном пакете.
При подготовке к отправлению ВМ запрещается соединять в одном грузовом месте (таре), а также транспортом пакете ВМ разных наименований, кроме случаев перевозки их в комплекте.
Метод упаковки для конкретного ВМ указан в табл. П10. 1 и П10. 2, и он должен соответствовать требованиям Приложения 11 Правил перевозок опасных грузов.
Каждая грузовая единица маркируется транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-96 согласно нормативно-технической документации на конкретный вид ВМ, а также должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности (далее — транспортную опасность) ВМ.
Маркировка, характеризующая транспортную опасность, наносится в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку, транспортный пакет, а также на контейнер или железнодорожное транспортное средство. Для грузов, перечисленных в табл. П10. 2, она должна содержать (рис. 40. 2, а): знак опасности (основной и дополнительный) и условный номер.
Для ВМ, перечисленных в табл. П10. 1. указанная маркировка должна содержать (рис. 40. 2, б): знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН.
Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются в соответствии с рис. 40. 3. Цвет фона указанных знаков опасности
|
Рис. 40. 2. Расположение маркировки на грузовой единице взрывчатых материалов: 1 — условный номер; 2 — знак опасности; 3 — манипуляцион-ные знаки; 4 — номер ООН; 5 — транспортное наименование груза
|
|