В.П. Перепон 14 страница
| hпнп - высота центра проекции боковой поверхности груза от пола вагона или плоскости подкладок в мм.
Если коэффициент запаса устойчивости габаритного груза мень-ше 1, 25, а негабаритного или перевозимого на транспортере — 1, 5, то груз должен быть закреплен от опрокидывания растяжками или подкосами, или теми и другими одновременно.
Усилия в креплении грузов, подверженных опрокидыванию, определяются по формулам Технических условий (глава 1).
Грузы цилиндрической формы и грузы на колесном ходу под-вержены перекатыванию. Их закрепляют упорными брусками совместно с растяжками и обвязками. Формулы для определения числа гвоздей в брусках и усилий в обвязке или растяжке приведе-ны в Технических условиях. При устройстве проволочного крепле-ния (растяжек, увязок и поперечных обвязок) диаметр проволоки и число нитей в креплении выбирают в соответствии с допускаемой нагрузкой по таблицам Технических условий.
В Технических условиях приведены допускаемые напряжения и нагрузки различных пород древесины на детали и узлы четырехос-ных платформ, используемых для крепления грузов; допускаемые нагрузки на металлические борта платформ; допускаемые нагрузки на увязочные устройства полувагонов и др.
| где lопр, воп - кратчайшее расстояние от проекции центра массы грузана горизонтальную плоскость до ребраопрокидывания соответственно вдоль и поперек вагона, мм; hцм — высота центра массы груза над полом вагона или плоскостью подкладок, мм; hпру , hпу - высота соответственно продольного и поперечного упора от пола вагонаили плоскости подкладок, мм;
|
Глава 29. Перевозка лесоматериалов
29. 1. Характеристика и способы хранения лесоматериалов
По степени обработки, а также условиям перевозки и хранения все лесные грузы делятся на три группы: круглые лесоматериалы, пиломатериалы и шпалы, изделия из древесины. Наиболее важными характеристиками лесоматериалов является твердость, удельная мас-са, влажность, цвет, запах и наличие пороков древесины. Основной единицей учета лесоматериалов является плотный кубический метр — единица объема древесины без учета зазоров между отдельными бревнами, брусьями, досками и т. д.
Номенклатура и сортименты лесных грузов определены ГОСТами. В зависимости от длины и диаметра круглый лес делят на три группы: длинномерный, средних размеров, короткомерный. Пиломатериалы разделяются на доски, бруски, шпалы и брусья. У досок соотношение ширины к толщине более чем в 3 раза, а у брусков не превышает двух. У брусьев ширина и толщина более 100 мм каждая. К пиломатериалам также относят клепку, дранку, тарную дощечку и другие материалы. При складировании лесоматериалов должны обеспечиваться их сохранность, качество и комплексная механизация перегрузочных операций. Лесные материалы хранят на складах рассортированными по назначению, сортам, породам дерева и размерам (длине, толщине). В штабелях круглые лесоматериалы укладывают в клетку, рядами без прокладок, рядами с прокладками и пакетами. Пиломатериалы укладывают на ленточный фундамент в стопы пакетами с разделением пакетов сухими прокладками. При хранении лесоматериалов должны приниматься меры, предохраня-ющие их от механических повреждений и растрескивания, заражения грибками и насекомыми, излишнего увлажнения атмосферными осадками.
29. 2. Условия перевозок лесоматериалов
Перевозки лесных грузов, дров, пиломатериалов осуществляются в пакетах, штабелях и обрешетках, позволяющих максимально меха-низировать погрузочно-разгрузочные работы. Прием к перевозке лесных грузов, дров, пиломатериалов в обрешетках, пакетах и штабелях производится с указанием в накладной наряду с массой груза количества обрешеток, пакетов, штабелей. При приеме к пере-возке лесных грузов, пиломатериалов и размещении их в вагонах с использованием верхней суженой части габарита погрузки (с «шапкой») грузоотправитель обязан в накладной под наименованием груза указать количество штабелей в «шапке». При перевозке лесных грузов и пиломатериалов в полувагонах в накладной указывается высота погрузки над уровнем борта полувагона (высота оторцовки).
Массу лесных грузов и дров определяет грузоотправитель условно по специальным таблицам в зависимости от породы дерева (для древесины средней влажности), размеров и способа погрузки.
| Условные весовые нормы загрузки вагонов лесоматериалами в зависимости от длины погрузки и наименования леса установлены в Технических нормах загрузки вагонов и контейнеров. Лесоматериалы грузят штабелями встык вдоль вагона, предварительно сортируют, чтобы в вагоне в каждом штабеле были один размер по длине и толщине в пределах государственных стандартов. Лесоматериалы, не помещающиеся по длине внутри кузова полувагона, перевозят с одной или двумя открытыми торцевыми дверями. Прогрессивный способ погрузки, позволяющий грузить в каждый вагон до 15 м3 лесных грузов — это использование верхней суженной части габари-та («шапка»). Использование верхней суженной части габарита погрузки запрещается при погрузке леса длиной менее 1, 6 м в четы-рехосные вагоны и менее 4 м в шестиосные полувагоны; неровных кряжей; лесоматериалов, пропитанных или покрытых долго не высыхающими веществами, кроме шпал; свежеокоренных лесомате-риалов. Погрузка лесоматериалов с обледенением, как правило, не допускается. При погрузке лесоматериалов применяют подкладки и прокладки из досок или другого материала некруглого сечения (например горбыля) толщиной 50 мм и шириной 150—200 мм. Утолщенные подкладки и прокладки имеют высоту 130—160 мм и ширину опорной поверхности 200—250 мм. Длина подкладок должна быть равна внутренней ширине платформы или полувагона, а длина прокладок — ширине штабеля. Под каждый штабель круглого леса укладывают по две поперечные подкладки. При погрузке пило-материалов под серединой штабеля укладывают третью подкладку. Над подкладками между соседними пачками штабеля укладывают прокладки. Удлиненные прокладки, применяемые при погрузке лесоматериалов в верхней суженной части габарита погрузки, должны иметь длину 3—3, 1 м, сечение не менее 75- 150 мм при отгрузке круглого леса и не менее 50- 150 мм при отгрузке пиломатериалов. Прокладки укладывают параллельно полу-вагона.
Стойки устанавливают от конца штабеля не менее чем на 180 мм (при длине штабеля до 3 м) и на 250 мм (при длине штабеля более 3 м). Стойки допускается устанавливать непосредственно на пол полувагонов, обязательно увязав каждую из них проволокой диамет-ром 6 мм в две нити за две прилегающие верхние и нижние лесные скобы или за верхние стоечные скобы и нижние косынки полувагона. В целях дополнительной меры обеспечения вертикальной устойчи-вости боковых стоек стойки крепятся в нижнем срубе досками толщиной 25—30 мм, поставленными ребрами на пол вагона и прибиваемые к каждой стойке гвоздями.
В полувагонах стойки устанавливают такого сечения, чтобы диаметр их на уровне верхнего обвязывающего пояса полувагона был не менее 100—110 мм. Каждая пара противоположных боковых стоек должна иметь верхнеепоперечное крепление, а при погрузкекруглого или полукруглого лесаи длинномерных пиломатериалов
| на платформы еще дополнительно и среднее крепление. Для верхнего и среднего креплений применяют четырехзвенные стяжки. При этом большое ушко стяжки надевают на боковую стойку с одной стороны вагона и укрепляют его гвоздями длиной 70—80 мм, а малое ушко прикрепляют к противоположной боковой стойке проволокой диа-метром не менее 5 мм в четыре нити. Концы проволоки, пропущен-ные в малое ушко, скручивают с основными прядями проволоки, после чего всю увязку скручивают ломиком до натяжения стяжки. Увязка «шапки» производится шестизвенными стяжками.
Допускается вместо стяжек применять проволоку диаметром 4—6 мм, число нитей которой для увязки боковых стяжек определяется по таблице Технических условий.
Лесные грузы и дрова, прибывшие в крытых вагонах с неповрежденными ЗПУ, в открытом подвижном составе без нарушения креп-ления, перевозчик выдает получателю без проверки. В случае нарушения указанных выше условий при выдаче сверяют данные, указанные в накладной. Пиломатериалы и лесоматериалы выдаются с проверкой их массы на вагонных весах.
29. 3. Размещение и крепление круглого леса
Круглый лес и полукруглые пластины грузят вдоль вагона. Комли и вершины бревен в основном штабеле чередуются поштучно или целыми пачками так, чтобы половина комлей была в одну сторону, а половина — в другую. Комли и вершины бревен в «шапке» череду-ют поштучно. Крайние бревна в рядах, лежащих на прокладках, должны обязательно прилегать к стойкам, прокладки плотно опира-ются на средние и крайние бревна, прилегающие к стойкам. Круглый лес в прямоугольной части габарита погрузки размещают в два и более штабеля (рис. 29. 1) до высоты 2, 4—2, 5 м от пола вагона. Каждый штабель лесоматериалов, погруженных россыпью, опирается на две параллельные подкладки, расположенные на расстоянии 0, 3—0, 8 м от торцов штабеля.
Под наружные концы вторых по высоте пачек крайних штабелей укладывают утолщенные прокладки.
| Рис. 29. 1. Общий вид размещения и крепления круглого леса: 1 — боковые стойки; 2 — верхние поперечные крепления; 3 — обвязка “шапки”; 4 — средние поперечные крепления; 5 — удлиненные прокладки; 6 — прокладки; 7 — утолщенные прокладки; 8 —подкладки
| При погрузке в полувагоны круглого леса, не помещающегося по длине кузова, утолщенные прокладки не применяют, при этом наружные концы штабелей укладывают на порожке полувагона.
Каждый штабель круглого леса длиной 3, 5 м и менее ограждают двумя парами стоек, до 5, 5 м — тремя парами, 5, 5 м и более — четырьмя парами стоек. При погрузке круглого леса длиной 4 м и более в 3 штабеля средний штабель укрепляют двумя парами боко-вых стоек. В верхней суженой части габарита погрузки укладывают лес «шапкой» высотой не менее 1200 мм. Для увязки круглого леса, погруженного в «шапке», применяют шестизвенные стяжки и допол-нительно закрепляют «шапки» поперечной обвязкой из проволоки.
Для укладки «шапки» на расстоянии 0, 5—0, 8 м от концов ее укладывают по две удлиненные прокладки так, чтобы концы их выступали с обеих сторон на 75—100 мм. По концам удлиненных прокладок на расстоянии не менее 50 мм от их торцов делают зарубки для большого ушка шестизвенных стяжек глубиной 10—15 мм. Между удлиненными прокладками укладывают две нити прово-локи диаметром 6 мм. Нити проволоки должны выступать на одинаковом расстоянии с обеих боковых сторон штабеля. При погрузке леса бревна в первом ряду «шапки» укладывают на удли-ненные прокладки вплотную друг к другу.
Крайние бревна первого ряда укладывают вплотную к боковым стойкам, возвышение этих бревен над стойками допускается не более 1/4 их диаметра. В седловине между смежными бревнами первого ряда плотно укладывают последующие по высоте погрузки бревна. В боковой части «шапки» располагают бревна, подсортированные по двум-трем смежным градациям по толщине, так, чтобы угол откоса, образованного боковыми бревнами, не был круче 50 как в среднем по всей высоте «шапки», так и между двумя соседними бревнами.
Допускается «шапку» закреплять вместо стяжек тремя попереч-ными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, охваты-вающими бревна поверху. Две обвязки закрепляют за выступающие концы удлиненных прокладок, при этом проволоку обматывают в один оборот вокруг прокладок по зарубкам в ней, а третью обвязку, уложенную посередине штабеля, туго скручивают вокруг «шапки».
Круглый лес можно грузить в полувагоны без применения прокладок, в том числе и удлиненных, в адреса грузополучателей, которые официально уведомили грузоотправителей о согласии на такую отгрузку при следовании груза на железнодорожные пути необщего пользования, о чем грузоотправитель делает отметку в накладной.
Для ограждения свежеокоренных лесоматериалов, а также пропи-танных или покрытых долго не высыхающими веществами при по-грузке на платформы устанавливают торцевые щиты по всей высоте прямоугольной части габарита погрузки, а при погрузке в полувагоны — выше бортов.
| Порядок установки и сборки щитов изложен в главе 2 Технических условий. Там же изложены технические условия размещения и крепления неровных кряжей, круглого леса различной длины при совместной погрузке в одном вагоне и др.
Техническими условиями предусмотрена погрузка неокоренных круглых лесоматериалов в полувагоны в пределах зонального габарита.
Для перевозки круглых лесоматериалов длиной 3, 0—13, 5 м могут использоваться четырехосные платформы с установленными метал-лическими рамами (тип ВО-118).
Техническими условиями предусмотрена погрузка круглого леса длиной 3, 0—13, 3 м на четырехосных платформах, находящихся в собственности или аренде лесоотправителей (лесополучателей) и обору-дованных ими с учетом зонального габарита погрузки торцевыми металлическими стенками.
29. 4. Размещение и крепление пиломатериалов
Пиломатериалы (рис. 29. 2) грузят так, чтобы отдельные единицы их плотно прилегали друг к другу и к ограждающим стойкам. Под каждый штабель пиломатериалов укладывают по три поперечные подкладки. Над подкладками между соседними пачками штабеля укладывают прокладки. Если доски не занимают всей полезной ширины платформы, промежуток заполняют досками, поставленными на ребро. Толщина досок или брусьев в каждом ряду штабеля должна быть одинаковой (допускается разница, предусмотренная ГОСТ).
Каждый штабель пиломатериалов длиной от 2, 7 до 5, 0 м ограждают с боков двумя парами стоек; от 5, 0 до 8, 0 м — тремя и от 8, 0 до 12, 0 м — четырьмя. Погрузив и закрепив пиломатериалы в прямоугольной части габарита (до высоты 2, 5—2, 6 м от пола вагона), в пределах его верхней суженной части (выше боковых стоек) формируют «шапку» (рис. 29. 3). Расстояние по вертикали от верха штабеля прямоугольной части погрузки до вершин стоек должно быть не менее 200 мм. На верхние доски каждого штабеля укладывают по три удлиненные прокладки так, чтобы концы их выступали с обеих сторон на 75—100 см. По концам удлиненных прокладок на рас-стоянии не менее 50 мм от торцов делают зарубку 10—15 ммдля закрепления проволочных обвязок. В пределах суженной части га- барита погрузки все доски укладывают плашмя вплотную друг к другу. При этом каждую следующую по высоте крайнюю доску смещают на 20—50 мм от наружной кромки предыдущей. Для большей устойчивости штабель разделяют посередине высоты на две части при помощи трех прокладок сечением.
На концах прокладок делаютзарубки для проволочных увязок. На доски в верхней суженной части штабеля над удлиненными про-кладками размещаютпоперечные бруски сечением.
|
Рис. 29. 2. Общий вид размещения и крепления пиломатериалов на платформе: 1 — боковая стойка; 2 — прокладки; 3 — промежуточные прокладки; 4 — верхние поперечные крепления; 5 — удлиненные прокладки; 6 — верхние поперечные бруски; 7 — проволочные увязки «шапки»; 8 — утолщенные прокладки; 9 — подкладки
|
Рис. 29. 3. Общий вид «шапки» из пиломатериалов: 1 — верхние поперечные бруски; 2 — верхние поперечные крепления; 3 — удлиненные прокладки; 4 — боковыестойки; 5 — промежуточные прокладки; 6 — проволочные увязки «шапки»
| Каждый верхний поперечный брусок прибивают по концам двумя гвоздями длиной не 125 мм к верхним доскам штабеля. Пилома-териалы закрепляют с каждой стороны тремя увязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, закрепляемыми за удлиненную промежу-точную прокладку и верхний поперечный брусок. Нити увязки помещают в зарубки каждой удлиненной прокладки и туго окручивают между смежными по высоте прокладками.
Технические условия предусматривают также порядок размещения и крепления пиломатериалов длиной от 3 м и более в полувагонах с использованием зонального габарита погрузки.
29. 5. Размещение и крепление короткомерных лесоматериалов
Непропитанные шпалы (рис. 29. 4) укладывают вдоль четырех-осной платформы в четыре штабеля. Каждые два крайних штабеля размещают вплотную друг к другу (встык), а в средней частиплат-формы шпалы укладывают поперек по всей высоте погрузки. Под каждый штабель должны быть уложены две подкладки на расстоянии 0, 2—0, 25 м от концов штабеля. Под крайние штабеля нарасстоянии 0, 3—0, 5 м от их наружных концов укладывают утолщенные поперечные подкладки. В качестве утолщенных подкладок допус-кается укладка шпал.
|
Погруженные поперек платформы шпалы ограждают с обеих сторон досками (горбылями) толщиной не менее 35 мм, прибиваемыми вплотную друг к другу по всей высоте штабеля с внутренней стороны платформы к каждой стойке. Каждый штабель шпал ограждают двумя парами стоек, которые должны иметь верхние и средние поперечные крепления. Загрузив шпалы до высоты 2, 5-2, 6 м от пола платформы, грузятшпалы выше боковых стоек в пределах верхнейсуженной
|
Рис. 29. 4. Общий вид размещения и крепления непропитанных шпал на платформе: 1 — обвязки “шапки”; 2 — удлиненные прокладки; 3 — доски ограждения штабелей “шапки”; 4 — поперечные крепления; 5 — прокладки; 6 — утолщенные подкладки; 7 — боковые стойки; 8 — подкладки; 9 — доски бокового огражденияшпал; 10 — продольные подкладки; 11 — удлиненные
прокладки
| части габарита погрузки вдоль платформы в четыре штабеля («шапки»), которые укладывают вплотную друг к другу.
Стык второй и третьей «шапок» должен совпадать с поперечной осью платформы.
В каждой «шапке» шпалы грузят по высоте в семь рядов. Первый ряд шпал укладывают на две удлиненные прокладки, расположен-ные на расстоянии 0, 5 м от концов шпал. На удлиненные прокладки вплотную к боковым стойкам с обеих сторон платформы укладыва-ют на ребро по две доски сечением (25-30)- 250 мм, длиной 6 м. Вплотную к доскам укладывают на ребро по одной шпале, а между ними размещают плашмя вплотную друг к другу остальные шпалы первого ряда. Вплотную к поставленным на ребро крайним шпалам первого ряда устанавливают также на ребро по одной шпале, а между ними укладывают плашмя остальные шпалы второго ряда. Аналогично размещают шпалы в последующих по высоте рядах. В седьмом ряду шпалы укладывают плашмя между выступами крайних шпал шестого яруса. Имеющиеся пустоты между шпалами в каждом ярусе расклинивают деревянными распорками по всей длине каждого штабеля «шапки». Шпалы, уложенные в «шапке», закрепляют двумя поперечными обвязками из шестизвенных стяжек.
| Другую пилопродукцию (деловой горбыль, шпальную вырезку, обапол) размещают и закрепляют таким же порядком, но «шапку» дополнительно закрепляют третьей обвязкой из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити. Вместо шестизвенных стяжек можно применять увязки из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити. В Технических условиях предусмотрен также порядок укладки и крепления непропитанных и пропитанных шпал в полувагонах с использованием верхней суженной части габарита погрузки.
Балансы, длинномерные дрова и другие грузы до 1, 6 м грузят вдоль полувагона с вертикальной сплошной оторцовкой грузом торцевых дверей и боковых стен полувагона на всей их длине. При условии соблюдения габарита погрузки выход балансов оторцовки над уровнем боковых стен полувагона не должен превышать 0, 4 полной длины баланса. Балансы оторцовки дверей скрепляют друг с другом доской (горбылем) толщиной не менее 30 мм и длиной 2, 9-3 м, уложенной с внутренней стороны оторцовки с опорой на боковые стены полува-гона. Доска должна быть прибита к двум крайним и средним балансам оторцовки. Груз укладывают горизонтально на 50 мм ниже верхнего уровня оторцовки.
Однометровые сортименты грузятся в полувагоны с двойной отор- цовкой стен и торцевых дверей.
Лесоматериалы длиной до 1, 6 м можно также грузить в полувагоны с применением обрешечивания из досок (горбылей), при этом груз ограждают восьмью парами боковых стоек и шестью торцовыми стойками.
Грузить лесоматериалы с оторцовкой и обрешечиванием можно только с согласия грузополучателя.
29. 6. Перевозка лесоматериалов в пакетах
Пакетный способ складирования и перевозки лесоматериалов обеспечивает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и складских операций, снижает простой транспортных средств, затраты на грузовые операции, повышает статическую нагрузку подвижного состава на 15 %, повышает производительность перегрузочных работ в 2-3 раза.
Формирование, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение пакетов лесоматериалов регламентированы ГОСТ 19041-85Е.
Основные средства пакетирования, в том числе и леса круглых сор-тиментов, — многооборотные полужесткие стропы типов: ПС-01 — для пакетирования пиломатериалов (доски, брусья и др. ); ПС-02 — для пакетирования пиломатериалов трапецеидального сечения («шапок»); ПС-04 - для пакетирования круглых коротких лесоматериалов и шпал; ПС-05 - для пакетирования длинномерных круглых лесоматериалов и шпал.
Полужесткий строп состоит из двух вертикальных грузовых тяг и двух гибких горизонтальных стяжек: нижней несущей и верхней замыкающей.
| Эти четыре элемента соединены друг с другом отрезками круглозвенных цепей. Грузовые тяги имеют в верхней части проушины для застропки и подъема пакета.
Лесоматериалы, сформированные в пакеты, размещают в вагонах непосредственно на полу вагонов без подкладок и прокладок. Пакеты лесоматериалов длинной от 1, 0 до 6, 5 м обвязываются двумя полу-жесткими стропами. Расстояние между стропами должно быть не менее половины длины пакета. Стропы размещают на равном удалении от центра, на расстоянии не менее 0, 3-0, 5 м от торцов пакета. Замыкание стропа осуществляется пропуском свободного цельного конца в петлевой замок с последующей фиксацией конца цепи закруткой из проволоки. Замыкание стропов всех типов осуществляется при затяжке пакета краном. Стропы на пакете должны быть плотно затянуты.
Пакеты пиломатериалов разделяют по высоте двумя поперечными прокладками сечением не менее 25 - 100 мм (рис. 29. 5).
В ряду должно быть от двух до четырех прокладок в зависимости от длины пакета. При формировании из пиломатериалов пакета «шапки» трапециевидной формы вниз укладывают от двух до четырех рядов досок общей толщиной около 100 мм и шириной - 2, 6 м поверх которых размеща-ют две поперечные прокладки 100 - 100), затем выкладывают весь пакет. Поперечные прокладки располагают рядом со стропами; верх для подъема «шапки» возле стропов скрепляют двумядосками длиной 1, 2—1, 25 м, прибиваемыми пятью гвоздями длиной не менее 100 мм.
Пакеты из короткомерных лесоматериалов (обапол, тарная дощечка, дрова, балансы, рудстойка, пропсы) длиной менее 1 м необходимо формировать путем стыкования.
Для этой цели по периметру укладывают более длинные сортимен-ты, кратные коротким, укладываемым внутрь. Выход отдельных единиц лесоматериалов за торцы пакета не допус-кается. В пакетах тарной, паркетной дощечки и клепки доски бокового ограждения должны быть собраны в виде щита по всей высоте пакета.
Пакеты из круглых лесоматериалов, предназначаемые для укладки во второй ярус вагона должны иметь сверху закругленную форму с повышением к середине в пределах габарита погрузки (рис. 29. 6).
Пакеты шпал перевозят в полувагонах с закрытыми торцевыми дверями с установкой торцовых щитов.
| Для формирования пакетов пиломатериалов длиной от 4 до 6, 5 м может применяться брусково-проволочная обвязка. Пакеты скрепляют тремя обвязками.
В Технических условиях приведены способы размещения и крепления круглых лесоматериалов и пиломатериалов в пакетах, при погрузке их в полувагоны и на платформы по зональному габариту.
Глава 30. Перевозка металлопродукции и металлолома
30. 1. Характеристика и способы перевозки металлопродукции
Черные металлы и металлоиз-делия по условиям перевозки, перегрузки и хранения делятся на следующие основные группы: чугун и ферросплавы, сталь и стальной прокат, метизы. Особую группу составляют вторичные черные металлы — металлолом.
Способы транспортировки металлов и металлоизделий определяют ГОСТ и правила перевозок. В основном перевозку осуществляют в пачках, связках и пакетами.
Пачка — обвязанный проволокой или металлической лентой ме-талл мерной длины с отклонениями по длине в соответствии со стандартами. Сортовую сталь и сортаменты фасонного профиля рекомендуется формировать в пачки круглого сечения с помощью несущих многооборотных стяжек, изготовленных из цепи с верхним замком для затяжки. Листовую и полосовую сталь пакетируют в пач-ки, прочно обвязываемые в продольном и поперечном направлениях.
Пачки массой 5—25 т из листового и сортового проката форми-руют в соответствии с заказами потребителей.
Связка — укрупненное грузовое место, сформированное из сортового металла (прутки, трубы и др. ), обвязанного проволокой или металлической лентой.
Пакет — укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных единиц груза, скрепленных между собой с помощью универсаль-ных или специальных пакетируемых средств. Пакеты черных и цветных металлов отличаются большим разнообразием. Мелкосортную круглую сталь и трубы малого диаметра формируют в круглые или шестигранные пакеты массой от 3 до 5 т, длиной от 6 до 9 м.
Пакеты обвязывают стальной лентой и круглозвенными цепями, многообразными стропами из полосовой стали.
Двутавровые балки, швеллеры и металлические трубы среднего диаметра формируют в пакеты прямоугольной или квадратной формы с обвязкой полужесткими многооборотными стропами.
|
Рис. 29. 6. Пакет круглых лесоматериалов для укладки во второй ярус
(стропы ПС-4)
| Металлопродукцию хранят на открытых площадках и в крытых складах по сортам, маркам, размерам и профилям (в штабелях или стеллажах). При хранении и складской переработке металлов должна быть обеспечена качественная и количественная сохранность, в том числе предохранение их от коррозии.
30. 2. Размещение и крепление сортовой прокатной стали
Техническими условиями установлены способы размещения и крепления в открытом подвижном составе сортового и листового металла различных профилей. Металлопродукцию при погрузке в полувагоны укладывают на поперечные деревянные подкладки из досок (или горбылей) сечением 40- 100 мм и длиной, равной внутрен-ней ширине полувагона. Подкладки размещают на поперечных балках его рамы.
При погрузке металла на платформы с закрытыми торцовыми бортами устанавливают по две пары торцовых стоек. Допускается не устанавливать короткие торцовые стойки на платформах, оборудован-ных клиновыми запорами торцовых бортов.
Если погрузка превышает высоту торцовых бортов, то последние наращивают досками (горбылями) толщиной не менее 35 мм, приби-ваемыми гвоздями вплотную друг к другу с внутренних сторон торцовых стоек.
Отдельные единицы сортовой стали (сталь полосовая, круг, шестигранник, уголок, швеллер, зет, узкоколейные рельсы и т. п. ) в пачках должны быть уложены параллельно друг другу без перекрещивания. Каждую пачку сортовой стали (профиль более 180 мм) увязывают поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити при длине металла до 9000 мм в двух местах, а при большей длине в трех местах. Допускается выход отдельных единиц из штабеля или связки в сторону торцевой двери, но не более 200 мм.
Швеллер, балку, квадратную заготовку (профиль до 50 мм) и полосовую сталь шириной до 200 мм увязывают в пачки поперечными обвязками при длине металла 6000 мм в двух местах, а при большей длине — в трех местах. Отдельные единицы стали в пачках должны быть уложены плотно друг к другу без перекрещивания.
Сортовой металл длиной до 6500 мм (профиль до 180 мм) размещают на платформе в два или несколько штабелей, расположенных последовательно вдоль платформы и ограждают (рис. 30. 1).
При размещении сортового металла на платформе с боковыми бортами, вертикальными гофрами и закидками крепление произво-дится постановкой на каждую секцию с каждой стороны платформы двух стоек и увязкой стоек попарно проволокой.
Сортовой металл длиной до 6500 мм можно располагать в два яруса в различном сочетании пачек металла во втором ярусе, способы размещения и крепления которых установлены в Технических условиях.
| Сортовой металл длиной от 13100 до 13700 мм (профиль до 180 мм) размещают на платформе с откинутыми на кронштейны торцовыми бортами.
В Технических условиях (глава 3) приведен порядок размещения и крепления сортового металла различной длины и профиля при погрузке в полувагоны.
|
Рис. 30. 1. Общий вид размещения и крепления сортового металла: 1 — боковые стойки; 2 — увязка стоек; 3 — доски торцового ограждения; 4 — торцовые стойки
|
30. 3. Размещение и крепление железнодорожных рельсов
Железнодорожные рельсы длиной до 12500 мм грузятся на плат-формы и в полувагоны.
При погрузке рельсов на одиночные платформы устанавливают по четыре пары стоек. Стойки должны быть выше груза на 100-200 мм. Противоположные стойки попарно увязывают проволокой диаметром 6 мм в пять нитей. В торцах платформы устанавливают две короткие стойки.
Железнодорожные рельсы длиной до 12500 мм включительно перевозят на четырехосных платформах. На пол укладывают три попереч-ные подкладки из досок или горбылей толщиной не менее 25 мм, шириной не менее 100 мм и длиной, равной ширине платформы: две над шкворневыми балками, а третью посередине платформы. Первый ряд рельсов размещают на подкладках подошвами вниз. Концы выравнивают по болтовым отверстиям. Подошвы должны плотно прилегать друг к другу. Во втором ряду рельсы укладывают подошва-ми вверх так, чтобы головки не закрывали первых болтовых отверс-тий нижнего ряда. Концы рельсов второго ряда выравнивают по болтовым отверстиям с противоположной стороны платформы. Третий ряд укладывают аналогично первому; четвертый — второму и т. д. Между каждыми двумя рядами рельсов укладывают три проклад-ки длиной, равной ширине погрузки, и сечением не менее 25 - 100 мм.
Рельсы в каждом ряду увязывают через болтовые отверстия проволокой диаметром не менее 6 мм в две нити, один конец которой в первом ряду выпускают у крайнего рельса наружу. Второй конец после выхода из болтового отверстия противоположного крайнего рельса перегибают по головкам четырех рельсов, затем пропускают в болтовые отверстия следующих рельсов и не доходя четырех рельсов до конца выпускают наверх по головкам до крайнего рельса, где увязывают с первым концом (рис. 30. 2). Второй ряд рельсов увязыва-ют аналогично первому, причем проволока после выхода из болтовых отверстий должна проходить по головкам рельсов внизу. Третий ряд увязывают аналогично первому, четвертый — второму и т. д. Верхний ряд рельсов, если он нечетный, увязывают с обоих концов.
В Технических условиях предусмотрена погрузка рельсов различной длины в полувагоны. Рельсы длиной 25000 мм с боковыми отверстиями грузят на сцепы из двух четырехосных полувагонов как показано на рис. 30. 3.
Техническими условиями предусмотрена погрузка железнодорож-ных рельсов длиной 25000 мм на сцеп из двух четырехосных платформ с применением утолщенных подкладок, а также с исполь-зованием турникетов.
| локой диаметром не менее 6 мм в две нити, один конец которой в первом ряду выпускают у крайнего рельса наружу. Второй конец после выхода из болтового отверстия противоположного крайнего рельса перегибают по головкам четырех рельсов, затем пропускают в болтовые отверстия следующих рельсов и не доходя четырех рельсов до конца выпускают наверх по головкам до крайнего рельса, где увязывают с первым концом (рис. 30. 2). Второй ряд рельсов увязыва-ют аналогично первому, причем проволока после выхода из болтовых отверстий должна проходить по головкам рельсов внизу. Третий ряд увязывают аналогично первому, четвертый — второму и т. д. Верхний ряд рельсов, если он нечетный, увязывают с обоих концов.
В Технических условиях предусмотрена погрузка рельсов различной длины в полувагоны. Рельсы длиной 25000 мм с боковыми отверстиями грузят на сцепы из двух четырехосных полувагонов как показано на рис. 30. 3.
Техническими условиями предусмотрена погрузка железнодорож-ных рельсов длиной 25000 мм на сцеп из двух четырехосных платформ с применением утолщенных подкладок, а также с исполь-зованием турникетов.
|
Рис. 30. 2. Схема увязки первого и второго ряда железнодорожных рельсов: а — первый ряд; б — второй ряд
|
Рис. 30. 3. Общий вид размещения и крепления длинномерных рельсов на сцепе из двух четырехосных вагонов: 1 — подкладки; 2 — утолщенные прокладки; 3 — накладки; 4 — прокладки; 5 — увязка из проволоки; 6 — проволочный хомут штабеля; 7 — проволочный хомут первого ряда рельсов; 8 — растяжки; 9 — привязкаподкладки; 10 — торцовая увязка рельсов каждогоряда; 11 — костыли
|
|