В.П. Перепон 9 страница
вагонов и актов общей формы, оформленных на задержку в подаче (передаче) вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей.
Ведомости подачи и уборки вагонов составляются в трех экземплярах. При определении платы за пользование вагонами на станции первый экземпляр направляется в ТехПД, второй — выдается грузоотправителю (грузополучателю), третий остается в делах станции. При определении платы за пользование вагонами в ТехПД три экземпляра направляются в ТехПД. Два экземпляра (второй и третий) с отметкой о таксировке и взыскании платежей через ТехПД возвращаются на станцию. Второй экземпляр вручается грузоотправителю (грузополучателю), а третий остается в делах станции. Ведомости подачи и уборки вагонов составляются отдельно по каждому договору в зависимости от условий договора.
Все документы (письменное уведомление, акт общей формы, выписки из приказов об увеличении кратности), используемые при расчете ведомости, подклеиваются к третьему экземпляру. По ведомости подачи и уборки рассчитывается итоговая сумма по плате и сборам. Итоговая сумма состоит из суммарной платы за пользова-ние по всем вагонам, включенным в ведомость, сбора за подачу и уборку по ведомости, сбора за маневровые операции и сбора за пробег локомотива. Для расчета платы за контейнеры, передаваемые на местах необщего пользования, оформляется Ведомость учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополу-чателей при передаче их на местах необщего пользования формы ГУ-49к; ГУ-49к-ВЦ.
20. 8. Автоматизация учета времени нахождения вагонов и контейнеров и начисления платы за пользование ими.
В условиях функционирования на грузовой станции автомати-зированной системы управления и наличия АРМ у приемосдатчика и товарного кассира по железнодорожным путям необщего пользова-ния ведется автоматизированный учет времени нахождения вагонов, контейнеров и производится начисление платы за пользование вагонами, контейнерами, сборов за подачу и уборку вагонов, за маневровые операции и пробег локомотивов в автоматизированном режиме.
Приемосдатчик, проверив номера вагонов, подаваемых на желез-нодорожный путь необщего пользования, вводит информацию о них в ПЭВМ и после внесения времени подачи выдается памятка приемосдатчика (форма ГУ-45-ВЦ) для подписи.
В автоматизированном режиме ведется Книга уведомлений о времени подачи вагонов (форма ГУ-2-ВЦ). Грузоотправители (грузо-получатели) подают электронные уведомления о завершении грузовых операций. В ЭВМ формируется Книга уведомлений о заверше-нии грузовой операции (форма ГУ-2а ВЦ). После завершения грузовых операций и уборки вагонов памятка (форма ГУ -45-ВЦ)
| выдается вторично на печать с заполненными сведениями о грузовых операциях с вагонами, включая время уборки.
При этом порядковый номер памятки, выдаваемой вторично на печать, не меняется и идентичен памятке подачи. После подписи обе памятки скрепляются между собой и передаются в товарную контору для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами и для начисления сборов. При возможности перенесения подписей, подтверждающих время подачи вагонов из первично оформленной памятки подачи и уборки, памятка, выданная на печать, повторно подписывается два раза и передается в товарную контору. Ранее подписанная памятка уничтожается.
На основании памяток ГУ -45-ВЦ и актов общей формы с помощью ПЭВМ товарного кассира по железнодорожным путям необщего пользования формируется ведомость подачи и уборки вагонов (форма ГУ-45-ВЦ) или ведомость учета времени нахождения контейнеров (форма ГУ-49к-ВЦ), затем начисляется плата за пользование вагонами и контейнерами. ПЭВМ выдает распечатки указанных ведомостей в трех экземплярах для подписи товарным кассиром и грузополучателем (грузоотправителем). При формировании ведомостей формы ГУ-46-ВЦ и ГУ-49к-ВЦ в нижнем поле ведомостей даются сведения о номере приказа о кратности, дате приказа и сроке его действия.
Для контроля нахождения вагонов под грузовыми и техническими операциями в режиме реального времени, обеспечения автоматизированного расчета платы за пользование вагонами и контейнерами создается вагонная модель железнодорожных путей необщего пользования линейно-дорожно-сетевого уровня. Предусматривается поэтапное повсеместное внедрение автоматизации учета работы перевозчиков с железнодорожными путями необщего пользования, автоматизации взаимодействия станционных АРМ с ДВЦ в части передачи инфор-мации о подаче вагонов на них и уборке их для ведения модели вагонов на железнодорожных путях необщего пользования дорожно-сетевого уровня (информационное сообщение № 1397).
20. 9. Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания
Для улучшения работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания большое значение имеет организация их деятельности на основе единой технологии. С этой целью разрабаты-вают Единые технологические процессы работы железнодорож-ных путей необщего пользования и станций примыкания (ЕТП). Их разрабатывают для железнодорожных путей необщего пользова-ния, обслуживаемых собственными локомотивами и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов, а также для пред-приятий промышленного железнодорожного транспорта.
| При этом ЕТП должен разрабатываться с учетом внедрения прогрессивных технологических норм, рационального использования технологических процессов, а также согласованной технологии работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания. Для каждого предприятия и станции ЕТП имеют свои особенности. Однако общее требование, предъявляемое к содержа-нию, состоит в том, чтобы обеспечить надежное транспортное обслуживание предприятий при рациональном использовании вагонов по времени и грузоподъемности.
Разработка ЕТП осуществляется комиссией, в которую входят представители инфраструктуры и владельца железнодорожного пути необщего пользования. По согласованию сторон к разработке проекта ЕТП могут привлекаться перевозчики и другие организации. Комиссия руководствуется Уставом, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Методикой по разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания.
ЕТП оформляется в двух экземплярах. Разработанный и утвержденный владельцем инфраструктуры проект ЕТП направляется владельцу железнодорожного пути необщего пользования, который утверждает проект полученного ЕТП и возвращает его владельцу инфраструктуры в месячный срок. Единый технологический процесс — это документ, регламентирующий порядок работы станции и примыкающих к ним железнодорожных путей необщего пользования. Главная его задача увязать технологию обработки составов и вагонов на станциях примыкания и железнодорожных путях необщегопользования с ритмом производственного процесса промышленных предприятий.
Если к станции примыкает несколько железнодорожных путей необщего пользования одного владельца, составляется комплексный ЕТП. Он объединяет в единое целое технологию работы станции и примыкающих к ней всех железнодорожных путей необщего пользо-вания одного владельца. Комплексный ЕТП составляют и тогда, когда железнодорожные пути необщего пользования одного владельца примыкают к нескольким станциям.
ЕТП разрабатывают с учетом особенностей деятельности их предприятий. Например, на железнодорожных путях необщего пользова-ния угольной промышленности преимущественно загружаются вагоны.
Здесь первостепенное значение имеет систематическая и регуляр-ная подача станциями порожних полувагонов, пригодных под погрузку угля. Расписание подач порожних вагонов увязывается с накоплением угля в бункерах, с технологическими перерывами в работе шахт. Для этой цели разрабатывают специальные балансовые графики погрузки инакопления угля.
| Они представляют собой графическое изображение поступления угля в бункер или напольный склад и отгрузки его в установленное расписанием время. Для железнодорожных путей необщего пользова-ния предприятий черной металлургии характерны большой коэффици-ент сдвоенных операций. Готовую продукцию почти полностью грузят в вагоны, освобожденные после выгрузки. Технология работы предприятия металлургической промышленности предъявляет особые требования к магистральным железным дорогам: ритмичный завоз сырья и материалов, доставка грузов к определенному сроку по твердым графикам движения, согласованным с грузоотправителями, грузополучателями и железными дорогами (логистические системы).
|
Р а з д е л VI
ТАРИФЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ, ПОЛЬЗОВАНИЕ ВАГОНАМИ, КОНТЕЙНЕРАМИ И ИНФРАСТРУКТУРОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
|
Глава 21. Грузовые тарифы и система их построения
21. 1. Тарифы и сборы за услуги федерального железнодорожного транспорта, их роль в развитии экономики
Железнодорожными грузовыми тарифами называется система цен, включающая утвержденные в установленном порядке платы, взимаемые за перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняе-мые при перевозках, а также правила их исчисления.
Сбор — не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Грузовые тарифы влияют на состояние экономики страны и производственно-экономические связи различных предприятий и регионов.
Затраты на транспортирование грузов входят в издержки производства и в цену на продукцию почти всех отраслей экономики. Наиболее значителен удельный вес тарифа в конечной цене продукции отраслей добывающей промышленности. В зависимости от транспортной составляющей в конечной цене продукции определяется ее стоимость и услуги практически всех отраслей экономики. В свою очередь железнодорожный транспорт потребляет различные виды промышленной продукции, стоимость которых оказывает влияние на уровень себестоимости перевозок.
В соответствии со статьей 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы, плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточную деятельность организации железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются также в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях».
| Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте в других случаях устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В целях реализации этого положения в части тарифного регули-рования грузовых перевозок Правительство Российской Федерации приняло Постановление об утверждении Положения об основах Государственно - го регулирования тарифов на грузовые железнодо-рожные перевозки. Данным документом устанавливаются принципы государственного Тарифного регулирования, определяется компетен-ция федеральных органов исполнительной власти, принимающих решения по установлению (изменению) уровня тарифов, а также вводятся единые принципы формирования и применения тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Органом, осуществляющим формирование государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, является комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорож-ном транспорте. На основании ее решений Федеральная энергетичес-кая комиссия (ФЭК) России, получившая полномочия по регулирова-нию тарифов субъектов естественных монополий на железнодорож-ном транспорте, осуществляет государственное регулирование путем издания соответствующих актов, регистрируемых в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Предельный уровень изменения тарифов на грузовые железнодо-рожные перевозки определяется на основе мониторинга (средств и методов контроля и наблюдения) основных ценообразующих факто-ров: объема грузовых перевозок и их особенностей, расходов органи-заций железнодорожного транспорта, конъюнктуры (сложившейся экономической обстановки временного характера) товарных рынков и рынка транспортных услуг, амортизационных отчислений, объемов государственной поддержки, налогов и т. п.
Тарифное руководство - систематизированное издание, в котором опубликованы утвержденные в установленном порядке, включенные в тариф цены на работы и услуги железнодорожного транспорта, сборы, порядок исчисления ставок платы за перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, пользование вагонами, контейнерами.
Сведения об изменениях тарифов и сборов на перевозки грузов МПС сообщаются в средствах массовой информации не позднее чем за 10 дней до введения таких изменений. Подробная предварительная информация позволяет грузоотправителям сопоставить свои возмож-ности с изменяющимися тарифами.
В товарной конторе должна быть информация о грузоподъемности транспортных средств, предоставляемых грузоотправителю, о перечне грузов, которые не могут быть приняты к перевозке, о ценах на перевозки грузов, о размерах дополнительных сборов и др.
|
21. 2. Цели и принципы государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки
Государство, регулируя тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, ставит целью обеспечить баланс интересов между владель-цами инфраструктур, перевозчиками и потребителями их услуг. Государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорож-ные перевозки направлено на защиту экономических интересов потребителей услуг организаций железнодорожного транспорта, снижение народно-хозяйственных затрат и обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей, на развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг, обеспечение устойчивости и экономической эффективности функционирования организаций железнодорожного транспорта, создание при этом экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания.
Принципы государственного регулирования тарифов:
- соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов на перевозки, регулируемых государством, к договорным);
- применение на всей территории Российской Федерации единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли;
- распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;
- обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфра-структуре;
- установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) единых правил тарификации особых условий грузовых железнодо-рожных перевозок;
- обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулиро-вания тарифов, в том числе установления их уровня, изменения этих тарифов и правил применения;
- ведение раздельного учета затрат в естественно-монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;
- ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других.
Особое значение приобретает принцип о постепенном переходе к договорным тарифам в свете структурной реформы на железнодорожном транспорте, в результате которой будет активно развиваться конкуренция в сфере перевозок. Государственное регулирование тарифов сохранится к базовым ставкам для оплаты инфраструктуры и тягового подвижного состава федерального железнодорожного транспорта и к предельным ставкам за использование вагонов парка российских железных дорог.
|
21. 3. Система построения грузовых тарифов
Грузовые тарифы устанавливают для всей сети дорог России с учетом среднесетевой себестоимости перевозок.
За основу построения тарифов приняты себестоимость перевозки различных грузов и уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточную деятельность организаций железнодорожного транс-порта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте. При этом учитывается величина транспортной состав-ляющей в цене продукции предприятий. Система тарифообразования построена на рыночных методах формирования цен в комплексе с той или иной степенью их государственного регулирования.
Важной частью системы тарифообразования является Прейскурант № 10-01, в котором приведены базовые ставки для перевозок, обеспечивающие федеральному железнодорожному транспорту прибыль-ную работу. Прейскурант определяет тарифы на перевозки по россий-ским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполня-емые российскими железными дорогами.
Прейскурант № 10-01 применяется на всех участках инфраструк-туры ОАО «РЖД», является обязательным и единым для всех пользо-вателей услугами железнодорожного транспорта. В прейскуранте предусмотрено разделение тарифа на две составляющие:
- за использование инфраструктуры и локомотивов федерального железнодорожного транспорта;
- за использование вагонного парка железных дорог.
Тариф за инфраструктуру и локомотивы включает затраты на их содержание и возмещает расходы станций отправления и назначения грузов (начальная и конечная операции) и расходы по перемещению вагонов в поездах и обработке их в пути следования (движенческие операции). К тарифным ставкам за движенческие операции приме-нен поправочный коэффициент, корректирующий их значения в зависи-мости от расстояния перевозки и учитывающий изменение себесто-имости перевозок с учетом доли пробега груза в составе сборных и передаточновывозных поездов, а также количество переработок вагонов на технических станциях в расчете на один километр пробега.
Вагонная составляющая включает затраты по техническому обслуживанию, ремонтам и амортизации с рентабельностью, обеспечиваю-щей заинтересованность инвесторов в приобретении и обновлении вагонного парка. Выделение вагонной составляющей позволяет разви-ваться рынку частных перевозчиков и способствует повышению доходности перевозок ряда грузов, осуществляемых на условиях скидок.
Новая тарифная система ориентирована на регулируемую рыноч-ную экономику и учитывает конкурентные факторы. С помощью гиб-кой тарифной политики можно оперативно корректировать любые тарифные ставки. Оплата услуг инфраструктуры — единое условие для всех перевозчиков, в том числе и самого ОАО «РЖД».
| Грузовые тарифы дифференцированы по дальности перевозки, величине транспортной составляющей в цене товара (три тарифных класса: первый, второй, третий), типу вагона и его принадлежности, виду отправок и их массе, скорости перевозки, роду груза. Грузовые тарифы построены в форме расчетных таблиц. Система построения таблиц поясная. Для каждого пояса плата исчислена за среднее поясное расстояние. Например, для пояса 80—90 км за 85 км.
21. 4. Виды грузовых тарифов
В рыночных условиях на железнодорожном транспорте действуют грузовые тарифы следующих видов:
- тарифы на перевозку грузов в прямом сообщении Российской Федерации (общие, базовые тарифы), регулируемые через соответ-ствующие правительственные органы ценообразования (см. п. 21. 1);
- тарифы на международные перевозки, устанавливаемые в соот-ветствии с международными договорами Российской Федерации;
- тарифы, самостоятельно устанавливаемые МПС России;
- тарифы, устанавливаемые начальниками железных дорог (мест-ные тарифы);
- договорные тарифы, устанавливаемые по соглашению стран;
- гибкие тарифы, основанные на общих, базовых тарифах, к кото-рым применяются периодически пересматриваемые коэффициенты;
- исключительные тарифы, устанавливаемые на перевозки грузов, связанных с особыми условиями их перевозок.
Все грузовые тарифы в зависимости от рода отправок и характера перевозок подразделяются на повагонные, для мелких отправок и контейнеров.
Повагонные тарифы распространяются на все грузы, перевози-мые повагонными отправками в универсальных и в специализиро-ванных вагонах в зависимости от их принадлежности.
На перевозки грузов мелкими отправками установлен единый тариф в виде готовых плат, дифференцированных в зависимос-ти от массы отправки.
На перевозку грузов в универсальных контейнерах транспорта установлен тариф независимо от рода груза в виде готовых плат за перевозки в среднетоннажных и крупнотоннажных контей-нерах (в зависимости от их грузоподъемности брутто и принад-лежности).
На перевозку наливных грузов в цистернах применяются потонные тарифы, но тарифные ставки сгруппированы по наименованию отдельных позиций грузов (нефть и нефтепродукты, кислоты, углеводороды и спирт, их производные, молоко и молочные продукты и др. ).
Тариф на перевозку негабаритных грузов зависит от осности, грузоподъемности и типа транспортера, степени и вида негабарит-ности. Установлены также отдельные тарифы на перевозку грузов в рефрижераторных вагонах и контейнерах.
|
21. 5. Тарифные руководства
Все действующие железнодорожные тарифы на перевозку грузов помещены в Прейскуранте № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, часть 1 и часть 2).
В части 1 приведены правила применения тарифов.
В части 2 помещены расчетные таблицы плат за перевозки грузов по поясам тарифных расстояний. В пределах одного пояса сумма платы не зависит от фактического расстояния перевозки грузов. Всего 39 расчетных таблиц, из них 29 — в пункте 1 «Расчетные таблицы плат за перевозки по российским железным дорогам грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении и экспортных и импортных грузов, следующих по российским железным дорогам в непрямом междуна-родном сообщении через российские порты, а также на услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами при указанных перевозках». Остальные 10 таблиц в пункте 2 «Расчет-ные таблицы плат за перевозку по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообще-нии, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции РФ (за исключением транзита), а также за услуги инфраструктуры, выполняемые российским железными дорогами при указанных перевозках».
В Тарифном руководстве № 2 помещены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, приведены таблицы базовых ставок, коэф - фициентов дифференциации и расчетных размеров платы.
В Тарифном руководстве № 3 помещены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте.
Тарифное руководство № 4 состоит из трех книг (1, 2, 3) и предназначено для определения тарифных расстояний перевозки пассажиров, грузов и багажа в границах железнодорожных администраций, входя- щих в Совет по железнодорожному транспорту государств-участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстон-ской Республики.
Книга 1. Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог. В таблицах помещены поучастковые тарифные расстояния от каждого пункта до ближайших к ним узлов. Все станции, другие раздельные и пассажирские остановочные пункты расположены последовательно в географическом порядке. Против каждого пункта проставлен его номер (код) по данным единой системы кодирования раздельных и пассажирских остановочных пунктов.
Книга 2 состоит из двух частей, публикуемых отдельно.
| Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций. Включает в себя четыре раздела: алфавитный список раздельных пунктов; строящиеся железнодорожные линии, открытые для времен-ной эксплуатации и включенные в прямое сообщение; алфавитный список речных и морских портов и пунктов, включенных в прямые смешанные железнодорожно-водные сообщения, а также пунктов перевалки грузов с железных дорог на водные пути и обратно; алфавитный список городов, названия которых не совпадают с назва-ниями расположенных на их территории железнодорожных станций, городов, тяготеющих к железнодорожным станциям, и примерное расстояние между ними.
После наименования каждого пункта в алфавитных списках приведены условные обозначения, характеризующие коммерческие опера-ции, выполняемые на них, сокращенное наименование дороги и указаны страницы и строки книги 1, где помещен данный пункт (в таблицах отправления и прибытия), расстояния до ближайших транзитных пунктов, шестизначный код, присвоенный раздельным пунктам.
Часть 2. Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ.
Книга 3. Тарифные расстояния между транзитными пунктами. Содержит перечень транзитных пунктов и таблицы тарифных расстояний между ними в границах железнодорожных администра-ций в алфавитном порядке (начиная с Азербайджанской дороги, затем Армянской и т. д. )
Глава 22. Определение платы за перевозку грузов, пользование вагонами, контейнерами и инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта.
22. 1. Понятие о таксировке.
Таксировкой называется процесс определения платы за перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые при этом железными дорогами, а также иных причитающихся платежей (дополнительных сборов, платы за пользование вагонами, контейнерами, проезд сопровождающих, за работы и услуги, оплачиваемые по соглашению сторон, штрафы и др. ).
Общий порядок определения платы за перевозку грузов изложен в Тарифном руководстве № 1 (часть 1, раздел 2, п. 2. 4).
При таксировке на основании данных накладной определяют та-рифное расстояние от станции отправления до станции назначения, устанавливают, к какому виду отправки относится предъявленный к перевозке груз, и применяют соответствующие правила определения тарифа. На основании наименования груза по ЕТСНГ (Приложение 2) определяют позицию и тарифный класс (для маршрутных, группо-вых и повагонных отправок), а при перевозке в универсальных—
| вагонах минимальную весовую норму (МВН). По типу вагона, контейнера, их принадлежности и наименованию груза из таблиц, приведенных в Приложении 5 Тарифного руководства № 1, часть 1, устанавливают номер тарифной схемы для данного вида отправки, а также поправочные коэффициенты к ним.
По расчетным таблицам, приведенным в части 2 Тарифного руководства № 1, определяется плата. Для универсальных и специали-зированных вагонов, включая вагоны-термосы, цистерны общего парка повагонными, групповыми, маршрутными отправками (кроме рефрижераторных вагонов, транспортеров и негабаритных грузов) плата определяется как сумма платы за использование инфраструк-туры и локомотивов РЖД (тариф группы И, умноженный на попра-вочные коэффициенты) и платы за использование вагонов общего парка (тариф группы В, умноженный на коэффициенты для ИВ-термосов, багажных вагонов пассажирского парка, приписных вагонов, линий узкой колеи): Т = И • К1 •К2- К3 •К4 + В, (22. 1)
где И — базовые ставки соответствующей схемы И на кокретном расстоянии и для соответствующей загрузки вагона;
В — базовые ставки соответствующей схемы В -тарифа за использование вагона (для той же дальности), не зависит от рода и массы груза;
К1 — коэффициент к ставкам тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в зависимости от класса груза;
К2 — коэффициент к ставкам тарифа схемы И при перевозках грузов повагонными и контейнерными отправками в/из Калининградской области;
К3 — дополнительные поправочные коэффициенты по родам грузов;
К4 — поправочные коэффициенты, определяющие изменение базовых ставок, в зависимости от количества вагонов в отправке и технологии перевозок.
Аналогично определяется плата при перевозке порожних специа-лизированных контейнеров повагонными отправками в вагонах общего парка, вагонов общего парка с собственным локомотивом (арендованным).
Для собственных (арендованных) вагонов для всех видов отправок, рефрижераторных вагонов, транспортеров и негабаритных грузов плата определяется как произведение единой платы и поправочных коэффициентов.
При наличии поправочного коэффициента, введенного с опреде-ленного расстояния перевозки, определение общей платы произво-дится путем суммирования платы за расстояние, начиная с которого вводится поправочный коэффициент, и платы, полученной умноже-нием разницы в тарифах за превышение расстояния на указанный поправочный коэффициент.
| После определения платы определяется размер уменьшения действующего тарифа и вычитается из полученной платы.
Затем определяются сборы и платы, предусмотренные Приложе-нием 6 первой части Тарифного руководства № 1.
На полученный размер провозной платы (с учетом вычитания скидки) начисляются требуемые законодательством налоги (налог на добавленную стоимость).
Все данные о таксировке заносятся в перевозочные документы, квитанции разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы РС-97, в счета-фактуры, книгу продаж и другие расчетно-кассовые документы, установленные МПС в соответствии с законо-дательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
В настоящее время все операции по таксировке полностью автоматизированы (см. пп. 12. 10 и 22. 10 учебника).
22. 2. Определение тарифных расстояний
Тарифное расстояние — это расстояние, за которое взимается провозная плата за перевозку груза. Оно определяется в соответствии с Тарифным руководством № 1 (часть 1, п. 2. 1) и Тарифным руководством № 4 (книга 1).
В соответствии со статьей 15 Устава плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Этим самым обеспечи-вается рациональное исполнение договора перевозки.
В Тарифном руководстве №1 (часть 1, п. 2. 1) установлено, что провозная плата по железным дорогам России взимается:
- -за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью;
- -за действительно пройденное расстояние при перевозке негабаритных грузов и грузов на транспортерах;
- -за суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозке грузов с участием Калининградской железной дороги;
- -за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных участков и скоростных линий.
Особый порядок определения тарифных расстояний при перевозке грузов по ряду участков РЖД приведен в Приложении 1 Тарифного руководства № 1, часть 1.
Для определения тарифного расстояния необходимо:
- -в Алфавитном списке железнодорожных станций (Тарифное руководство № 4, книга 2, часть 1) найти пункты отправления и назначения. Против названия каждого пункта указаны наименование дороги, страница и строка в таблице отправления и прибытия (Тарифное руководство № 4, книга 1);
| -отыскав пункты отправления и назначения, установить, на каком участке и между какими узлами они расположены и определить по схеме железных дорог направление перевозки.
При перевозке грузов возможно, что:
-станции отправления и назначения расположены в пределах одного участка. В этом случае расстояние между ними равно разности рас-стояний от каждой из них до узловой станции, указанной в гр. 4 или 5 таблиц«Отправление и прибытие»(Тарифное руководство № 4, книга 1).
Пример. Требуется определить расстояние от станции Гагарин до станции Можайск.
Решение. В Алфавитном списке станций (Тарифное руководство N° 4, книга 2, часть 1) находим, что обе станции находятся на участке Кубинка I—Вязьма и помещены в таблице отправления и прибытия Тарифного руководства N 4, книга 1. В графе 4 против станций Гагарин и Можайск расстояние до станции Кубинка I соответственно составляет 117 и 47 км. Тарифное расстояние 117 - 47 = 70 км.
Пример можно решить и по данным графы 5, где указано расстоя-ние до станции Вязьма от станции Гагарин — 63 км и от станции Можайск — 133 км. Разность между ними 133 - 63 = 70 км также является тарифным расстоянием.
Решить пример можно также, пользуясь только Алфавитным списком станций, где даны расстояния от станций Гагарин и Можайск до транзитных пунктов Вязьма и Кубинка 1;
—станция отправления и станция назначения расположены на двух смежных участках. Тарифное расстояние исчисляется суммированием расстояний от станции отправления и станции назначения до общей для них станции, соединяющей участки, на которых расположены эти станции.
Пример. Требуется определить расстояние от станции Иоссер до станции Межог.
Решение. В Алфавитном списке станций находим, что расстояние от станции Иоссер до станции Микунь 133 км, от станции Межог до стан-ции Микунь 45 км. Станции расположены на двух смежных участках с общей узловой станцией Микунь. Расстояние между ними 133 + 45 = 178 км.
Могут быть случаи, когда:
— два смежных участка соединены, кроме общего узла, еще транзитным участком и исчисленное указанным порядком расстояние не всегда будет кратчайшим. Тогда необходимо для сравнения рассчи-тать еще расстояние по направлению через транзитный участок, суммируя расстояния от станции отправления до ближайшего узла примыкания транзитного участка, от второго узла примыкания до станции назначе-ния и транзитного участка;
— станция отправления и станция назначения находятся на разных участках, между которыми находится один или несколько транзитных
| участков. В этом случае тарифное расстояние исчисляют: от станции отправления до ближайшего по кратчайшему направлению транзит-ного пункта; от станции назначения до ближайшего к ней транзитного пункта в этом направлении; между транзитными пунктами (Тарифное руководство № 4, книга 3).
Пример. Определить расстояние от станции Дубровка до станции Упрун.
Решение. В Алфавитном списке находим, что расстояние от станции Дубровка до транзитного пункта Брянск-Орловский 81 км и Рос- лавль-1 — 52 км, от станции Упрун до транзитных пунктов Еманже- линск — 50 км, Золотая Сопка — 39 км. По схеме железных дорог выбираем кратчайшее через транзитные пункты Брянск—Орловский и Еманжелинск, расстояние между которыми (Тарифное руководство № 4, книга 3) 2338 км. Таким образом, расстояние между станциями Дубровка и Упрун 81 + 50 + 2303 = 2469 км.
— если станция отправления и станция назначения—транзитные пункты, то тарифное расстояние между ними определяют по книге 3 Тарифного руководства № 4.
Пример. Определить тарифное расстояние между станциями Лена и Ожерелье.
Решение. В Алфавитном списке станций, находим, что станции Лена и Ожерелье являются транзитными пунктами (ТП). В Тарифном руководстве № 4 (книга 3) находим строку со станцией Лена и на пересечении с графой станции Ожерелье находим цифру 5129 км. Это и будет кратчайшим расстоянием между двумя станциями.
Тарифное расстояние при перевозке между станциями Московс-кого узла, в том числе между станциями, включенными в обобщен-ный пункт под названием «Московский узел», принято 54 км, Санкт-Петербургского узла — 25 км. Перечень станций, входных и выход-ных пунктов и порядок определения тарифных расстояний с участием этих узлов помещены в Тарифном руководстве № 4, книга 1.
22. 3. Наименование груза
Грузоотправитель должен именовать груз в перевозочных доку-ментах в соответствии с одним из наименований Алфавитного перечня Гармонизированной номенклатуры грузов (до ее введения — алфавитным списком ЕТСНГ), а при использовании электронной накладной — в соответствии с классификатором грузов для АСУЖТ. При этом необходимо указывать его отличительные признаки (в твердом или жидком состоянии, в свежем или сушеном виде), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа.
Если такого наименования в Алфавитном перечне или классифи-каторе нет, то груз должен обозначаться в перевозочных документах под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием того кода груза, поимено-ванного в алфавитном списке, к которому груз можно отнести по его
| свойствам.
Грузы, не поименованные в Алфавитном перечне, таксируют:
- если их можно отнести к какой либо позиции данной группы по тарифному классу, установленному для этой позиции;
- если они подходят под какую-либо группу, но не могут быть отнесены к определенной позиции — по высшему из тарифных классов, имеющихся в этой группе.
Наименование грузов, отнесенных к категории опасных, указы-ваются в перевозочных документах в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов.
22. 4. Округление массы груза и платежей.
Под массой груза для определения провозной платы и сборов понимается масса груза, округленная в соответствии с правилами, изло-женными в Тарифном руководстве № 1 (книга 1, п. 2. 3).
Масса груза округляется:
- если он сдан в количестве до 10 т — до 100 кг, считая неполные 100 кг за полные (например, 2820 кг округляют до 2900 кг);
- если он сдан в количестве более 10 т — до полных тонн, считая неполную тонну за тонну (например, 14250 кг округляется до 15 т).
При определении платы за перевозку грузов в универсальных, специализированных вагонах и цистернах общего парка плата за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД (тарифы группы И) после умножения на поправочные коэффициенты округляются до целых копеек. Аналогично округляется плата за использование ваго-нов общего парка (тарифы группы В). Общий результат (сумма указанных плат) округляется:
- до целых рублей — по тарифным схемам на повагонные отправки и отправки в крупнотоннажных контейнерах, на потонные платы грузов, перевозимых наливом;
до 0, 1 рубля (целых 10 коп) — по тарифным схемам на отправки в среднетоннажных контейнерах, на мелкие отправки грузов.
При округлении плат до целых рублей суммы 0, 5 руб. (включи-тельно) отбрасываются, а более 0, 5 руб. увеличиваются до целых рублей. При округлении плат до 0, 1 руб. суммы до 0, 05 руб. (включи-тельно) отбрасываются, а более 0, 05 руб. увеличиваются до десятых частей рубля.
22. 5. Определение платы за перевозку грузов в универсальных и в специализированных вагонах
Плата за перевозку всех грузов в универсальных вагонах повагонными отправками (кроме позиции ЕТСНГ — 691005) опре-деляется по тарифным схемам, указанным в таблице 6 Приложения 5 Тарифного руководства № 1, часть 1.
Плата по тарифным схемам № И1, 8 определяется за общую массу груза в универсальном вагоне, но не менее МВН, установленной для соответствующих грузов в Приложении 2, в зависимости от
| тарифного класса груза.
Плата по тарифным схемам № В1 (платформа), В3 (крытый), В4 (полувагон) определяется по расчетным таблицам, приведенным в части 2 Тарифного руководства № 1, в зависимости от тарифного класса и массы перевозимого груза. В перевозочном документе делается отметка « ВО».
Плата за перевозку в специализированных вагонах общего парка или собственных (арендованных) определяется по схемам, указанным в таблице 7 Приложения 5 Тарифного руководства № 1, часть 1.
Плата за перевозку грузов в цистернах определяется путем умножения платы за 1 т по соответствующим тарифным схемам № И14—И17, 19—23 на массу груза в цистернах.
Плата за перевозку грузов повагонными отправками для лич-ных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осущест-влением предпринимательской деятельности, в вагонах общего парка определяется по тарифной схеме № 84 за массу отправки в вагоне, но не менее минимальной весовой нормы 10 т, в собственных вагонах — по схеме № 84 с коэффициентом 0, 8.
За перевозку грузов большой скоростью (кроме грузов, перевози-мых в рефрижераторных вагонах, вагонах-термосах, ИВ-термосах, цистернах- термосах, изотермических вагонах-цистернах для молока в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах, а также грузов, перевозимых отдельным поездом по специально разработанному расписанию и перевозимых контейнерными поездами) плата увеличивается в 1, 5 раза.
В Тарифном руководстве № 1 (часть 1) определен также порядок определения провозной платы скоропортящихся грузов в рефриже-раторных вагонах, за перевозку грузов в сопровождении проводников грузоотправителя, на сцепах платформ, транспортерах, негабаритных грузов и др.
22. 6. Определение платы за перевозку грузов в сборном вагоне и в контейнерах
За перевозку грузов в сборных вагонах мелкими отправками провозная плата взимается за массу отправки по тарифной схеме № 100, а в собственном вагоне - с коэффициентом 0, 8. В перевозочных документах на перевозку грузов мелкими отправками делается отметка «МО».
При массе мелкой отправки от 1 до 10 т плата рассчитывается следующим образом:
- по расчетной таблице плат (пункт 1. 7 части 2) определяется плата за массу отправки в целых тоннах;
- определяется количество сотен килограммов сверх массы груза в целых тоннах;
| - число сотен килограммов умножается на ставку по строке «за 100 кг при массе свыше 1 т до 10 т» и получаемая величина добавляется к плате за целое число тонн.
Плата по тарифным схемам № И2—И7, 9—13 определяется за вагон в зависимости от тарифного класса груза.
Плата по тарифным схемам № В1—В14 определяется по расчетным таблицам, приведенным в части 2 Тарифного руководства № 1, в зависимости от тарифного класса и массы перевозимого груза.
За перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка и собственных плата определяется за каждый контейнер в зависимости от его длины и массы брутто по тарифным схемам, указанным в таблице 10 Приложения 5 (схемы № 85—94).
За перевозку грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, провозная плата взимается по схемам № 95—99.
При отправлении грузов в контейнерах (транспорта и собственных) полными комплектами на вагон на одну станцию назначения грузоотп-равителю предоставляются скидки с провозной платы в зависимости от массы брутто контейнера.
В Тарифном руководстве № 1 (часть 1) определен также порядок определения платы за перевозку грузов в собственных специализиро-ванных контейнерах, в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах.
22. 7. Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов
Составная часть тарифной системы - сборы за дополнительные опе-рации, связанные с перевозкой грузов и выполняемые перевозчиком.
В Тарифном руководстве № 3 указаны и определены правила применения сборов:
- за хранение грузов;
- за взвешивание грузов;
- за подачу и уборку вагонов, за маневровую работу локомотивом дороги, за пробег локомотива дороги при затребовании его с другой станции;
- за погрузочно-разгрузочные работы;
- за объявленную ценность груза;
- за переадресовку грузов;
- за сопровождение и охрану груза.
На станциях, где установлены районные коэффициенты к заработ-ной плате и доплаты, к ставкам сбора за хранение, взвешивание, пода-чу и уборку вагонов, маневровую работу и пробег локомотивов установлены коэффициенты от 1, 05 до 1, 75.
Сборы за погрузочно-разгрузочные работы повышаются на процент установленных доплат за работу в пустынных и безводных районах, на 80 % в районах Крайнего Севера, на 50 % — в местностях, приравненных к ним.
|
22. 8. Определение платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
Плата за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта взимается за время нахождения их у грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, вла-дельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Порядок осуществления расчетов с перевозчиком за пользование вагонами и контейнерами определяется в договорах, на эксплуатацию путей необщего пользования и в договорах на подачу и уборку вагонов.
Базовые часовые ставки за пользование вагонами, контейнерами дифференцированы по группам вагонов, контейнеров, интервалам времени пользования вагонами, контейнерами, размерам суточного вагонооборота, контейнерооборота.
Для определения платы за пользование вагонами, контейнерами рассчитывается «оплачиваемое время пользования». Порядок его исчисления рассмотрен выше в п. 13. 10.
Вагоны подразделяются на шесть групп, например, группа 1 — крытые, платформы, полувагоны, группа 2 — окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары и т. д.
Контейнеры подразделяются на три группы:
1 — массой брутто до 5 т;
2 — массой брутто от 10 до 24 т;
3 — массой брутто свыше 24 т.
Интервалы оплачиваемого времени пользования дифференци-рованы по продолжительности пользования в диапазоне от 0 до 12 ч включительно, от 13 до 24 ч включительно и свыше 24 часов. В зависимости от этого дифференцированы базовые ставки платы за пользование грузовыми вагонами и контейнерами (таблицы 1 и 2 Приложения 1 Тарифного руководства № 2).
Коэффициенты дифференциации базовых ставок плат за пользова-ние вагонами (контейнерами) в зависимости от суточного вагонообо-рота (контейнерооборота) приведены в таблицах 3 и 4.
Плата за пользование вагонами, контейнерами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот и контейнерооборот и на оплачиваемое время пользования и приводится в таблицах 5—10 Приложения 1 Тарифного руководства № 2. Кроме того, учитываются повышающие коэффици-енты, действующие в данный период времени, для вагонов и контей-неров в зависимости от их принадлежности (МПС России или желез-нодорожным администрациям других государств). При выполнении сдвоенных операций плата за все время нахождения вагонов (контейнеров) у грузополучателей (грузоотправителей) уменьшается на 25 %. На линиях узкой колеи применяется коэффициент 0, 5.
| При задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользо-вания по вине грузоотправителей (грузополучателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования плата взимается по таблицам 9 и 10 (для суточного контейнерооборота до 50 контейне-ров), а если вагоны собственные или арендованные, то 50 % от этих плат.
Для рефрижераторных вагонов, не требующих соблюдения темпе-ратурного режима, к платам применяется коэффициент 0, 8; для транспортеров с числом осей 16 и более, не требующих обслужива-ния бригад — 0, 6; для восьмиосных вагонов 1 и 3 группы — 1, 6; для рефрижераторных контейнеров массой брутто 20—25 т коэффициент 2, а массой брутто 32—40 т – 2. 5.
2, 5. В Тарифном руководстве № 2 предусмотрена также плата за пользование вагонами и контейнерами, находящимися на ответствен-ном простое, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования при несоблюдении ими требований статьи 36 Устава, при нарушении требований статьи 48 Устава, при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, при задержке подачи грузоотправителю порожних специализированных вагонов в соответствии с принятой заявкой и др.
22. 9. Определение платы за использование инфраструктуры РЖД при пробеге отдельных собственных локомотивов и поездных формирований.
Плата за использование инфраструктуры РЖД при пробеге отдельных собственных (арендованных) локомотивов, поездных формиро-ваний, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов как в груженом, так и в порожнем состоянии, определяется по тарифным схемам, указанным в таблице 16 Приложения 5 Тарифного руководства № 1, части 1.
Расчет плат производится: за тепловоз — по схеме № 110; электровоз — по схеме № 113; за каждый груженый вагон по схемам № 111 и № 114 с применением действующих повышающих и понижающих ко - эффициентов; за каждый порожний вагон — по схемам № 112 или 115 с применением понижающих коэффициентов в зависимости от тарифного класса ранее перевозимого груза.
При выполнении технологических перевозок грузов в вагонах парка МПС, оформленных перевозочными документами, локомоти-вом предприятия расчет плат производится по действующим тарифам с применением понижающего коэффициента 0, 7. При этом оплата пробега одиночного локомотива или локомотива с порожними вагонами при выполнении таких перевозок не производится. В указанных случаях плата взимается за фактически пройденное расстояние от стрелок примыкания приемосдаточных путей.
| Плата за пробег отдельных собственных (арендованных) локомотивов в ремонт (из ремонта) с оформлением полных перевозочных документов определяется по тарифным схемам № 110 или 113 с уменьшением ее в размере, указанном в примечании к таблице 16 Приложения 5.
22. 10. Автоматизация расчета плат за перевозку грузов
Основой для автоматизации таксировки провозных плат с приме-нением ЭВМ является классификатор тарифных схем, применяемых для определения плат за перевозку грузов (раздел 2, Приложение 7 Тарифного руководства № 1). В классификаторе приведены тариф-ные ставки за начально-конечные и движенческие операции для каждой тарифной схемы и формулы для их расчета. Все они заложены в памяти ЭВМ. Результаты определения тарифного рас-стояния, расчеты провозной платы и дополнительных сборов выдаются ЭВМ на печать по установленным формам и используются товарными кассирами при оформлении перевозки. ЭВМ позволяет выдавать на запрос любую информацию о грузе, плату за перевозку, дополнительные сборы, сроки доставки и распечатывать эти данные.
Ниже приведено содержание справки, выдаваемой грузоотправи-телю на предварительную оплату перевозки на АРМ ТВК.
Таксировка на АРМ ТВК в локальном режиме изложена в п. 12. 10.
При оформлении перевозочных документов в случае межмашинного обмена в одном из режимов таксировки («таксировка», «таксировка + печать») в АРМ ТВК формируется сообщение 251, которое автоматически пересылается в систему ЕК ИОДВ железной дороги. Для формирования сообщения 251 в режиме «таксировка» кроме необходимых реквизитов для проведения таксировки товарным кассиром заполняются дополнительные сведения, необходимые для формирования сообщения (служебная фраза, информационная фраза в составе позиционной и координатной частей). Система ЕК ИОДВ после получения сообщения 251 по отправлению обрабатывает его, определяет провозную плату и пересылает в АРМ ТВК сообщение номер 497, которое подтверждает правильность сообщения 251 или указывает на его ошибки. Сообщение 497 записывается в специальный архив АРМ ТВК совместно с сообщением 251. В режиме «таксировка + печать» при положительном ответе по сообщению 251 в корешке дорожной ведомости в графе «особые отметки» печатается сообщение 497.
Автоматизация расчета плат за перевозку грузов повышает производительность труда коммерческих работников, избавляет их от рутинной работы, упраздняет ручную работу при оформлении перевозочных документов, составлении предусмотренных форм отчетности, обеспечивает непрерывный обмен информацией на всех уровнях, обеспечивает сервисное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
|
|