В.П. Перепон 7 страница
13. 5. Погрузка повагонных отправок средствами грузоотправителей на местах общего пользования.
О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществ-ляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведомляют грузоотправителей не позднее чем за два часа до подачи вагонов, контейнеров под погрузку (ст. 27 Устава). Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку на станции ведется Книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2, ГУ-2-ВЦ (при наличии АРМ). Порядок уведомления устанавливает начальник станции (телефон, телеграф, телефонная почта и др. ). В соглашении о форме уведомления грузо-отправитель указывает лиц, ответственных за их прием. До начала погрузки приемосдатчик получает от грузоотправителя накладную, проверяет разрешение на ввоз и погрузку груза, записывает в памят-ку приемосдатчика на подачу и уборку (формы ГУ-45, ГУ-45а, ГУ-45-ВЦ) в числителе — номер вагона, в знаменателе — наименование груза, код железнодорожной администрации, принадлежность ваго-на, вид операции (ПГР) и время ее выполнения. Памятка приемосдат-чика на подачу составляется в 2-х экземплярах и подписывается приемосдатчиком и представителем грузоотправителя. Затем грузо-отправитель приступает к погрузке груза в вагон из склада или непосредственно с автомобиля.
На основании данных накладной приемосдатчик записывает све-дения об отправке в Книгу приема грузов к отправлению и состав-ляет вагонный лист. При ввозе одной отправки по частям накладная до окончания погрузки последней части остается у грузоотправителя.
Загруженный вагон грузоотправитель предъявляет приемосдат-чику железнодорожной станции, который принимает его по наруж-ному осмотру с проверкой установленных грузоотправителем ЗПУ (если груз должен быть опломбирован) и правильности размещения и крепления (если груз провозится в открытом подвижном составе). В этом случае грузоотправитель заполняет графу 1 оборотной сторо-ны накладной и заверяет подписью с указанием должности, фамилии и инициалов. Об окончании погрузки грузоотправитель передает в товарную контору станции уведомление о завершении грузовой операции формы ГУ-2в-ВЦ. Уведомление записывается в Книгу уведомлений о завершении грузовой операции формы ГУ-2а-ВЦ.
Время окончания погрузки приемосдатчик записывает в вагон-ном листе. На уборку вагонов составляется « Памятка приемосдат-чика на уборку вагонов» в двух экземплярах, в которой проставляет-ся время получения уведомления о завершении грузовой операции и время уборки вагона. Памятка подписывается грузоотправителем (который сдает вагон) и приемосдатчиком железной дороги (кото-рый принимает груженый вагон). При незначительных объемах погрузки допускается оформление одной памятки подачи и уборки вагонов (одиночные вагоны, небольшие группы).
| Накладная, вагонный лист, памятки приемосдатчика, акт общей формы на задержку грузовой операции по вине грузоотправителя (если он составляется в момент приемки или уборки вагонов в случае обнаружения коммерческой неисправности) пересылаются в товарную контору.
В товарной конторе на основании полученных документов и Книги уведомления о завершении грузовой операции составляется ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 (ГУ-46-ВЦ при наличии АРМ) для расчета почасовой платы за пользование вагонами.
13. 6. Использование грузоподъемности и вместимости вагонов
Эффективность эксплуатации вагонов во многом зависит от степени использования их грузоподъемности и вместимости. Чем больше грузов помещается в вагон, тем меньше вагонов требуется для выполнения установленного объема перевозок, тем ниже себестоимость перевозок и выше производительность труда. Основной показатель, характеризующий качество использования грузоподъемности вагонов, — статическая нагрузка.
Среднюю статическую нагрузку определяют по формуле
где Рп — общее число погруженных тонн груза; ип — число загруженных физических вагонов.
Статическая нагрузка вагона зависит от структуры грузооборота, состава вагонного парка, качества его регулирования, методов подготовки груза к перевозке, уплотненной загрузки, выполнения технических норм загрузки и правильного выбора вагонов для перевозки данного груза. Чем выше объемная масса груза и удель-ный объем кузова вагона, тем выше статическая нагрузка.
Статическая нагрузка вагона показывает только число тонн груза, погруженных в один вагон, а степень использования его грузопод-ъемности характеризуется коэффициентом использования грузопод-ъемности — отношением статической нагрузки Рст к грузоподъемности вагона Рв:
Наилучшее использование грузоподъемности вагона характери-зует коэффициент, близкий к единице или равный ей. Наиболее высокие коэффициенты использования грузоподъемности у специа-лизированных вагонов, а также полувагонов.
|
(13. 1)
| (13. 2)
| По ряду тяжеловесных грузов коэффициент использования грузоподъемности вагонов равен единице, а для большинства грузов он меньше единицы. В целом по всем грузам средний коэффициент использования грузоподъемности на сети дорог России составляет 0, 85. По ряду грузов имеются большие резервы повышения коэффициента грузоподъемности (сельскохозяйственные машины, автомо-били, тарно-штучные, мелкие отправки, бумага и др. ).
13. 7. Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров
В соответствии со статьей 23 Устава погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, установленных МПС России.
Технической нормой загрузки называется оптимальное количест-во рациональным способом подготовленного груза, которое может быть погружено в данный тип вагона или контейнера при наилучшем использовании их грузоподъемности и вместимости.
Посредством технических норм загрузки грузоотправитель может быстро определить, какое максимально возможное количество конкретного груза может быть погружено в тот или иной вагон, контейнер; указать в заявке на перевозку груза потребное количество вагонов, контейнеров.
Технические нормы загрузки вагонов устанавливаются и утверж-даются МПС России и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Перечень таких норм мо-жет охватывать лишь грузы, предъявляемые к перевозке, либо потреблением которых занимается значительное количество грузоот-правителей, грузополучателей. Что же касается грузов, отправка которых осуществляется незначительным количеством грузоотпра-вителей, то норма загрузки может быть установлена местными техническими нормами, утверждаемыми начальником дороги. Разработка и утверждение таких норм осуществляется в порядке, изложенном в Методических указаниях по разработке технических норм загрузки, утвержденных МПС России. Технические нормы загрузки установлены в зависимости от грузоподъемности вагона, объема кузова крытых вагонов и полувагонов, длины рамы платформ, для отдельных видов продукции по типам, маркам, фирменным наименованиям, размерам мест, длине, диаметру, массе и т. д. Нормы загрузки вагонов зерновыми грузами и семенами определены исходя из объемной массы зерна и объема кузова вагона. Установлены технические нормы загрузки рефрижераторного подвижного состава (как отдельных вагонов, так и секций), контейнеров (в зависимости от их грузоподъемности брутто и вида упаковки груза), двухъярусных платформ и крытых вагонов легко-выми автомобилями, вагонов-хопперов для цемента и минеральных удобрений, цистерн для цемента и др.
| Технические нормы установлены в тоннах, штуках и тоннах, для контейнеров — в килограммах.
При разработке технических норм загрузки вагонов расчетным путем определяют норму возможной загрузки вагонов, при этом для тарно-штучных грузов (конечно, с учетом их свойств) выбирают вариант наиболее рациональной схемы укладки. Технические нормы загрузки навалочных и насыпных грузов рассчитывают отдельно для перевоз-ки в крытых вагонах и в открытом подвижном составе. После опыт-ных погрузок осуществляют опытные перевозки. За всеми операци-ями тщательно наблюдают и записывают данные в специальном журнале, а результаты погрузки и перевозки отдельно оформляютсоответствующими актами. Затем анализируют материалы (акты, журналы, схемы размещения груза, фотографии, справочныемате-риалы и ГОСТ о грузе и таре и др. ), устанавливают технические нормы и разрабатывают порядок и способы размещения и крепления грузов в вагонах.
13. 8. Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности вагонов
На степень использования грузоподъемности и вместимости ваго-нов влияет объемная масса и плотность груза, соответствие конструк-ции вагона характеру перевозимых грузов, применение приспособле-ний, увеличивающих объем платформ и полувагонов, характер тары и упаковки, способы и условия погрузки.
Для улучшения использования грузоподъемности и вместимости грузовых вагонов на станциях осуществляют комплекс различных мероприятий.
Уплотненная погрузка массовых грузов выше борта вагонов позволяет использовать не только объем вагонов до уровня бортов, но и верхнюю часть их габарита - «с шапкой». Этот способ погрузки применяется при перевозке кусковых и насыпных грузов, имеющих относительно небольшую объемную массу, лесоматериалов.
Погрузка круглого леса и пиломатериалов с использованием суженной верхней части габарита подвижного состава увеличивает загрузку платформ и полувагонов на 20—25 %. Для увеличения погрузоч-ного объема при перевозке грузов с небольшой плотностью (торф, кокс, сахарная свекла) применяется наращивание и обрешечивание бортов платформ и полувагонов.
Прессование некоторых грузов (хлопка, сена, металлической стружки) позволяет при уменьшении или сохранении размеров отдельных грузовых мест (кип, тюков) одновременно увеличивать объемную массу груза и тем самым существенно улучшать исполь-зование грузоподъемности вагонов. Прессование металлической стружки, дробление металлолома сокращают потребность в вагонах в 2-3 раза. К этому виду мероприятий относится брикетирование угля и торфа, которое, кроме улучшения использования грузоподъемности вагонов, уменьшает его потери от распыления в процессе перевозки.
| Для улучшения использования грузоподъемности вагонов применяет-ся перевозка автомобилей в наклонном положении с установкой их передними скатами в кузов впереди стоящей машины, а также пере-возка легковых автомобилей в кузовах грузовых, комбинированная погрузка разных машин и механизмов, частичная их разборка. Для перевозки легковых автомобилей применяются специализированные двухъярусные платформы, на которые загружаются 17 автомобилей марок «Жигули», 8 автомобилей «Волга», и крытые вагоны для легковых автомобилей, в которые загружаются 10 автомашин «Жигули» и 8 автомобилей марки «Волга».
Большое значение имеет рациональное размещение тарных грузов в крытых вагонах, так как грузоподъемность последних часто исполь-зуется только на 50—60 %. Из шести возможных вариантов (комби-нирование длины, высоты и ширины вагона и груза) простой схемы (грузы укладывают по всей площади вагона одинаково) выбирают тот, при котором в вагоне помещается наибольшее число грузовых мест. Однако и этот оптимальный вариант не всегда обеспечивает ис-пользование погрузочного объема вагона. Поэтому на практике обыч-но используют не простые, а комбинированные схемы, при этомчасть мест в вагоне укладывают по одной из них, остальные-по другой.
Во всех случаях необходимо размещать тарные грузы так, чтобы минимальный зазор был по высоте, затем по ширине, а максималь-ный — по длине вагона. Так, при зазоре 30 см по длине объем четы-рехосного вагона используется на 97, 6 %, а при том же зазоре по высоте — на 87, 6 %.
Комбинированная загрузка вагонов легко- и тяжеловесными грузами дает возможность более полно использовать грузоподъемность и вместимость вагонов, особенно при перевозке мелких отправок.
Количественное значение тяжелого груза в тоннах, загружаемого в вагоны, при определенном соотношении его с легковесными, определяется по формуле
| (13. 3)
| где Рв — грузоподъемность вагона, т; V1п — часть объема вагона, которая может быть заполнена грузом в междверном пространстве, м3; V”п — остальная часть погрузочного объема крытого вагона, м3; л т — объемная масса соответственно легкого и тяжелого груза, т/м3.
| Количество легкого груза Рл= Рв - Рт
| На основании приведенных формул составляют таблицы и строят номограммы, позволяющие быстро получить массу тяжелых и легких грузов.
Большое значение для улучшения использования вместимости и грузоподъемности вагонов имеет стандартизация и рационализация тары.
|
13. 9. Определение технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами
Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций — это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заклю-чительные операции.
Оно используется при разработке технологического процесса работы грузовой станции, единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодо-рожной станции примыкания, при расчете оборота вагонов, интерва-ла времени подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, определении перерабатывающей способ-ности его, которая учитывается при приеме заявок грузоотправи-телей на перевозки грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей.
Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций предусматривается в договорах на эксплуатацию железно-дорожных путей необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов (см. п. 20. 2). Определение технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций производится в соответствии с Методическими рекомендациями по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами [24].
В целях единого подхода к определению технологического време-ни на погрузку и выгрузку массовых грузов однотипными средства-ми механизации в них приведены общесетевые значения технологи-ческого времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций (таблицы 2—18). В таблице 2 приведено технологическое время погрузки грузов немеханизированным способом в часах и минутах в четырехосные вагоны; в таблице 3 - технологическое время выгрузки грузов немеханизированным способом из четырехосных вагонов. В таблицах 4—18 приведено технологическое время погрузки (выгруз-ки) различных грузов однотипными средствами механизации в часах на один четырехосный вагон, а для грузов, перевозимых насыпью, при погрузке экскаваторами в полувагоны и платформы и выгрузке из вагонов бункерного типа — в минутах на один вагон.
Если на железнодорожном пути необщего пользования или на местах общего пользования при погрузке и выгрузке силами и средс-твами грузоотправителя, грузополучателя применяются погрузочно-разгрузочные механизмы, устройства и сооружения или механизиро-ванным способом производится погрузка и выгрузка грузов, не перечисленных в указанных таблицах, технологическое время на вы-полнение погрузочно-разгрузочных операций разрабатывается отде-лением железной дороги (службой грузовой и коммерческой работы
| при его отсутствии) совместно с грузоотправителем, грузополуча-телем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается начальником дороги. В этом случае порядок расчета технологического времени на погрузку, выгрузку грузов произво-дится в соответствии с разделом 3 Методических рекомендаций по определению технологического времени на выполнение погрузоч-но-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, где приведены расчетные формулы и примеры расчета для машин периодического и непрерывного действия, бункеров и полубункеров и других устройств и сооружений.
При погрузке и выгрузке грузов немеханизированным способом технологическое время определяется с учетом единых норм выра-ботки и времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций.
При перевозке грузов в восьмиосных вагонах технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций увеличи-вается на 100 % по сравнению с технологическим временем, установленным для четырехосных вагонов.
При перевозке негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транспортерах и специально оборудованных платформах, техноло-гическое время на погрузку и выгрузку этих грузов устанавливается начальником отделения железной дороги (начальником железной дороги при отсутствии отделения) исходя из местных условий работы железнодорожных станций и организаций, получающих и отправляющих указанные грузы.
В Методических рекомендациях по определению технологичес-кого времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами приведен также порядок определения технологического времени налива и слива цистерн и бункерных полувагонов и общее технологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов (см. п. 39. 4; 39. 7).
13. 10. Исчисление оплачиваемого времени пользования вагонами и контейнерами
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят перевозчикам указанную в Тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).
Для определения платы за пользование вагонами, контейнерами рассчитывается «оплачиваемое время пользования». Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактическойподачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки до
| момента получения железнодорожной станцией от грузоотправи-телей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.
Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей локомотивом, не принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. В оплачиваемое время пользования вагонами (контейнерами) не включается время на выполнение (по просьбе перевозчика) грузоотправителями, грузополучателями и владельцами железнодорожных путей необщего пользования работ и услуг, входящих в начально-конечные операции и включенные в тарифы на перевозки грузов.
Оплачиваемое время пользования вагонами при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов в местах общего пользования средствами грузоотправителей, грузополучателей исчисляется с момента подачи вагонов к предусмотренным местам погрузки (выгрузки) до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузо-получателей уведомления о готовности вагонов к уборке.
Оплачиваемое время пользования контейнерами при осуществ-лении погрузки (выгрузки) контейнеров в местах общего пользования исчисляется с момента выдачи грузоотправителям, грузополучателям порожних (груженых) контейнеров до момента их возврата на станцию.
При исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принима-ется, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
Оплачиваемое время пользования рефрижераторными вагонами рефрижераторных секций определяется исходя из времени оконча-ния погрузки, выгрузки последнего вагона таких секций.
В случае, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку вагоны или контейнеры, требующие работ для приведе-ния их в пригодное для транспортирования грузов состояние, в том числе по заделке конструктивных зазоров вагонов для исключения просыпания грузов в пути следования, содержащих мелкие фракции, время на проведение этих работ в оплачиваемое время за пользо-вание вагонами, контейнерами не включается.
При задержке подачи порожних специализированных вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, он за все время задержки таких вагонов вносит плату за пользование вагонами.
В случае, если грузоотправитель уведомит об отказе использовать данные вагоны, плата за пользование исчисляется до момента получения станцией такого уведомления. Определение платы за пользование вагонами, контейнерами изложено в п. 22. 8.
|
13. 11. Правила пломбирования вагонов и контейнеров
В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировоч-ными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть опломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя за его счет.
В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохран-ности перевозимых грузов применяются запорно-пломбировочные устройства.
|
Рис. 13. 1. «Спрут-Универсал»: а — в разомкнутом состоянии; б — в замкнутом состоянии; 1 — стержень; 2 — зажим; 3 — плашка; 4 — сокращенное буквенное наименование перевозчика; 5 — семизначный контрольный знак; 6 — товарный знак предприятия-изготовителя и последняя цифра года выпуска ЗПУ; 7 — разделительныйзнак
| Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) представляют собой контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами (рис. 13. 1; 13. 2). Они не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения их целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона, контейнера.
На территории Российской Федерации допускается перевозка отдельных грузов, перечень которых установлен Правилами пломби-рования вагонов и контейнеров, без ЗПУ, но с обязательным наложе-нием установленного МПС России типа закрутки для запирания дверей, люков
|
Рис. 13. 2. ЗПУ «ЛаВР»: а — в разомкнутом состоянии; б — в замкнутом состоянии; 1 — корпус; 2 — колпачок; 3 — стержень; 4 — втулка; 5 — сокращенное буквенное наименование перевозчика; 6 — семизначный контрольныйзнак; 7 — товарный знак предприятия-изготовителя; 8 — последняя цифра года выпускаЗПУ
| (рис. 13. 3). Например, алебастр, асбест в упаковке, битум, гудрон, солома, цемент, перевозимый без упаковки, допускается перевозить без ЗПУ. но с обязательным использованием закрутки.
В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра их пломбирование новыми ЗПУ проводят таможенные органы, о чем делается отметка в перевозочных документах(в этом случае составляетсяакт вскрытия). В случаях, предусмотренных правилами перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние вагоны, контейнеры после выгрузки из них грузов. Например, после выгрузки отдельных наименованийопасных грузов.
При вскрытии вагона, контейнера для осуществления перевозчи-ком контрольной перевески груза должен присутствовать предста-витель грузоотправителя, который по окончании проверки осуществляет пломбирование вагона, контейнера. О результатах такой проверки составляется акт общей формы с участием представителя грузоотправителя. В случаях проверки состояния груза в пути следования допускается не производить полную замену ЗПУ, а
|
Рис. 13. 3. Закрутка ЗАО «Страж»: а — в разомкнутом состоянии; б — в замкнутом состоянии; 1 — гибкий стержень; 2 — корпус; 3 — ключ; 4 — резьбовое отверстие для ввинчивания ключа; 5 — место обламывания ключа при запирании; 6 — последние двецифры года выпуска изделия; 7 — товарный знак ЗАО «Страж»; 8 — наименование изделия
ограничиться заменой только того ЗПУ, снятие которого было произведено для получения доступа к грузу, о чем составляется акт общей формы и делается отметка в перевозочном документе.
Применение для пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, изготовленных без учета требований, установленных МПС России, не допускается.
| Для пломбирования применяются следующие типы ЗПУ:
- -ЗПУ «Спрут-Универсал» (см. рис. 13. 1) (для крытых, рефриже-раторных вагонов, цистерн, вагонов-хопперов, крытых вагонов для перевозки легковых автомобилей, контейнеров);
- -ЗПУ «ЛаВР» (рис. 13. 2) (для крытых вагонов и контейнеров);
- -ЗПУ «ЛаВР-Гарант М» (для крытых, рефрижераторных, цистерн, вагонов-хопперов, крытых для перевозки легковых авто-мобилей, контейнеров);
- -ЗПУ «Клещ - 60СЦ» (для контейнеров);
- -ЗПУ «СКАТ» (для специализированных цистерн, загруженных сжиженными газами, кислотами и другими жидкими химическими грузами).
Снятие ЗПУ « Спрут-Универсал», «ЛаВР-Г арант М» и «Клещ-60 СЦ» производится клещами-кусачками; ЗПУ «ЛаВР» — специаль-ными съемниками, ЗПУ «СКАТ» — неискрящими инструментами.
Отправление с железнодорожной станции погрузки вагонов и контейнеров с неправильно установленными ЗПУ не допускается. Пломбирование вагонов и контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к информации, нанесенной на ЗПУ.
ЗПУ должны иметь следующие знаки: буквенное сокращенное наименование перевозчика; индивидуальный контрольный знак из семи цифр, товарный знак предприятия изготовителя, последнюю цифру года выпуска ЗПУ, название ЗПУ (см. рис. 13. 1; 13. 2).
ЗПУ с нанесенным на него индивидуальным контрольным знаком подлежит строгому учету в специальном журнале учета.
На станциях выдача ЗПУ на рабочие места приемосдатчиков и приемщиков поездов производится через руководителей подразде-лений (заведующих пакгаузами, площадками, бригадиров и т. п. ) под роспись в журнале учета.
На рабочих местах регистрация полученных ЗПУ и их расход ведется по Книге пломбирования вагонов и контейнеров форма ГУ-37. Обеспечение предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей ЗПУ и их учет осуществляется в порядке, уста-новленном МПС России. Порядок обеспечения грузоотправителей, грузополучателей ЗПУ и закрутками определяется по соглашению между перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем.
Порядок пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ приведен в Приложениях 2, 3, 4, 5, 6 к Правилам пломбирования вагонов и контейнеров. Порядок запирания закруткой — в Приложении 7.
13. 12. Вагонный лист
На каждый загруженный вагон приемосдатчик составляет вагон-ный лист. Как и накладная вагонный лист является первичным но-сителем кодированной информации, необходимой для составления первичного документа на состав поезда — натурного листа, инфор-мации грузополучателей, организации выгрузки и сортировки груза.
| Для каждого вида отправки определена форма вагонного листа, содержащая сведения, характерные для данного вида отправки: пова- гонной — форма ГУ-38а, маршрутной — ГУ-38б; контейнер-ной — ГУ-38в, мелкой — ГУ-38г и соответствующие машинные формы, формируемые на АРМ приемосдатчика (ГУ -3 8 а-ВЦ, ГУ -3 8 б-ВЦ, ГУ-38 в -ВЦ, ГУ-38г-ВЦ).
В верхней части каждой формы бланка вагонного листа напечтана таблица «Коды для натурного листа», где в соответствии с принятой системой цифрового кодирования заносятся сведения о роликовых подшипниках, массе груза, станции назначения вагонов, коде груза, грузополучателе, особых отметках, количестве контей-неров, погруженных в вагон, таре вагона, выходной пограничной станции. Кроме того, в верхней части вагонного листа указывается восьмизначный номер вагона, наименование станции, составляю-щей вагонный лист, число, месяц и год его составления. Выделены отдельные таблицы, где указываются наименование выходной пограничной станции, код администрации и сетевая разметка ее, сведения о вагоне (количество осей, грузоподъемность). Отдельно указываются сведения о ЗПУ грузоотправителя и перевозчика, их количестве и контрольных знаках, каким способом определена мас-са груза согласно накладной. В форме отдельной таблицы запол-няются сведения о грузе: номер отправки, станции отправления и назначения груза, масса груза в килограммах, наименование груза, грузоотправитель, марка, число мест, род упаковки, номер вагона, в который погружен груз в случае перегрузки его в пути следования.
В вагонном листе отмечают время подачи вагонов под погрузку-выгрузку и окончание этих работ.
На опасные грузы в верхней правой части вагонного листа станцией в графе «Место для отметок» проставляется штемпель по тексту, предусмотренному Правилами перевозок опасных грузов. Выделено отдельное место, где указывается должность, Ф. И. О. и подпись лица, подтверждающего, что груз погружен и укреплен правильно.
Вагонные листы составляются в одном экземпляре, а при погрузке сборных вагонов - в двух или трех экземплярах (в зависи-мости от груза). На станциях назначения и сортировочных платформах по вагонным листам выгружают и сортируют грузы. По окончании выгрузки вагонные листы хранят подобранными и сшитыми по дням выгрузки (сортировки).
При наличии на станции АРМ приемосдатчика компьютер выда-ет на печать вагонный лист со всеми реквизитами, содержащимися в нем.
|
|
13. 13. Операции по отправлению грузов со станции
По окончании погрузки приемосдатчики информируют манев-рового диспетчера (дежурного по станции) о готовности вагонов к уборке, указывая при этом номера и тип вагонов, род груза и стан-ции назначения. Маневровый диспетчер, получив такую информа-цию, дает указание составителю поездов вывести вагоны с пунктов погрузки на пути станции для включения их в формируемый состав. Время уборки вагонов отмечается в памятке приемосдатчика и на графике исполненной работы маневрового диспетчера.
Вагонные листы поступают в товарную контору, где к каждому из них подбирают накладные и дорожные ведомости. Все документы из товарной конторы передают в станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ); на небольших станциях — в контору дежурного по станции. Работники СТЦ и товарной конторы должны обеспечивать секрет-ность документов, поэтому документы пересылают в запираемых на замок портфелях, сумках, патронах или чемоданах под расписку в Книге сдачи перевозочных документов (форма ГУ-48) с указанием номеров вагонов и контейнеров, отправок, даты, времени сдачи и приема.
В СТЦ на сформированный поезд составляют натурный лист. К нему подбирают документы в порядке, соответствующем фактичес-кому наличию и расположению вагонов в составе. Все это должнобыть сделано к моменту окончания формирования состава (в процес-се накопления и формирования). Документы на все поезда, кроме сборных, перевозят в пакетах с наклеенными контрольными бланка-ми (форма ДУ-81). Пакетирование и увязка документов должны гарантировать сохранность документов в пути следования и исключать возможность их изъятия из пакета без нарушения.
Оператор СТЦ или дежурный по станции перед пакетированием обязан тщательно проверить наличие всех документов (вагонного листа, дорожной ведомости, накладной и перечисленных в них при-ложений), правильность их подборки и соответствие натурному листу.
Машинист поездного локомотива при получении документов обя-зан убедиться в их принадлежности данному поезду по контрольным бланкам; проверить целостность всех пакетов и контрольного бланка, удостоверить прием документов своей подписью в копии натурного листа, оставшегося на станции, с указанием времени и числа приня-тых пакетов. Пакеты с перевозочными документами машинист помещает в закрытые ящики, установленные в кабине локомотива.
Документы на сборные поезда вручаются кондуктору грузовых поездов без конвертования и контрольного бланка. Кондуктор обязан проверить наличие документов согласно натурному листу, удос-товерить прием документов своей подписью в Книге приема и сдачи документов (форма ДУ-40).
|
Глава 14. Операции в пути следования
14. 1. Виды операций
Для обеспечения безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их по назначению в пути следования выполняется комплекс коммерческих операций. К ним относятся: прием и сдача вагонов на технических станциях, осмотр поездов и вагонов в коммерческом отношении, учет передачи вагонов, контейнеров, экипировка рефрижераторных секций, обработка авто-номных рефрижераторных вагонов, водопой живности, сортировка мелких отправок и контейнеров, проверка положения негабаритных грузов при передаче их дорогами, перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны другой, а также на другой вид транспорта, сдача и прием от других видов транспорта или от строящихся линий грузов, перевози-мых в прямом смешанном сообщении, или с участием строящихся железнодорожных линий, таможенный досмотр на пограничных стан-циях, оформление таможенного транзита, таможенных деклараций и др.
К коммерческим операциям, выполняемым в пути следования, также относятся перегрузка из одного вагона в другой вследствие технических или коммерческих неисправностей, проверка и досылка груза, устранение коммерческих неисправностей, переад-ресовка и др. Необходимость этих операций возникает вследствие нарушения Технических условий размещения и крепления грузов и правил перевозок, превышения установленных скоростей при маневрах, взаимоотношениями поставщиков и потребителей продукции и др.
14. 2. Прием и сдача вагонов и перевозочных документов по пути следования грузов
По прибытии транзитного поезда на участковую или сортиро-вочную станцию, на которой осуществляется смена локомотивов, оператор СТЦ получает от локомотивной бригады пакет с перевозоч-ными документами, проверяет по контрольному бланку ДУ-81 принадлежность их данному поезду, целостность и сохранность. В Книгу приема и сдачи перевозочных документов (форма ДУ-40) записывает дату и время приема документов, номер поезда, число пакетов и фамилию машиниста. Параллельно производится огражде-ние и закрепление состава, технический и коммерческие осмотры сос-тава, устранение неисправностей. Перед отправлением поезда маши-нисту новой бригады установленным порядком вручают пакеты с перевозочными документами в запломбированном виде. В зависимос-ти от местных условий на станциях перевозочные документы могут опускаться в бункер.
При смене локомотивных бригад без смены локомотивов параллельно с техническим обслуживанием и техническим осмотром новая локомотивная бригада принимает локомотив и перевозочные документы непосредственно от прибывшей локомотивной бригады.
| Прием и сдачу локомотива и перевозочных документов удостове-ряют подписями машинистов в обоих маршрутах с указанием времени оформления и передачи. В случае повреждения пакета или контрольного бланка оператор СТЦ обязан сличить документы с натурным листом, проверить их полноту, состояние и составить акт общей формы ГУ-23, в котором должен отразить характер обнару-женных неисправностей, а при недостаче документов - номер ваго-на, на который отсутствуют документы. Номер акта общей формы и дата его составления указываются в Книге сдачи документов (форма ДУ-40).
Акт общей формы составляется в двух экземплярах, он подписы-вается дежурным по станции и оператором СТЦ, а при получении документов непосредственно от машиниста — также машинистом поездного локомотива. Акт общей формы служит основанием для составления коммерческого акта формы ГУ-22, составляемого при разъединении вагонов от документов и документов от вагонов.
Коммерческий осмотр транзитных поездов — важный элемент работы перевозчиков по обеспечению безопасности движения поез-дов и сохранности перевозимых грузов. Коммерческой неисправ-ностью считается такое состояние вагона или груза, которое может угрожать безопасности движения или сохранности грузов: повреж-дение или отсутствие запорно-пломбировочных устройств (если о них есть отметка в перевозочных документах), отсутствие сведений о ЗПУ в перевозочных документах и самих ЗПУ на вагонах и контейнерах, если в соответствии с Правилами перевозок они должны быть, неясные или неполные знаки на ЗПУ (если нельзя установить контрольные знаки), признаки хищения или утраты груза, пролом дверей, кузова вагонов или контейнеров, несоответствие контрольных знаков на ЗПУ с накладной и вагонным листом, если об этом не составлен акт общей формы о замене ЗПУ, просыпание грузов, возможность доступа к нему из-за повреждения кузова вагона, течь груза из кузова крытого вагона или котла цистерны через сливное устройство из-за его неплотного закрытия, наличие «колодцев» в вагонах, загруженных контейнерами, непра-вильно закрытые люки полувагонов (на одну задвижку), незакры-тые борта или неправильно закрепленные запоры платформ, открытые люки полувагонов и крытых вагонов, если данный груз не требуется перевозить с открытыми люками, нарушение Техничес-ких условий размещения и крепления грузов в вагонах и контей-нерах, расстройство погрузки в открытом подвижном составе (сдвиг и перекос груза, выход его за пределы концевой балки полувагонов и платформ более чем на 400 мм, развал штабелей и др. ), отсутствие или повреждение крепления груза (излом стоек, подкладок, прокла-док и распорных брусков, разрыв и ослабление растяжек, обвязок и др. )Коммерческие неисправности, подлежащие обязательному уст-ранению, приведены в Правилах осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении.
|
14. 3. Порядок выявления, устранения и документального оформления коммерческих неисправностей
Для выявления и устранения коммерческих неисправностей на станциях организуются пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов (ПКО). На станциях, состоящих из нескольких парков, организуют несколько ПКО, каждый из которых объединяет работу по осмотру поездов и вагонов в закрепленном за ним районе станции. Руководит всей деятельностью пункта освобожденный бригадир, а в каждой смене — приемосдатчик 6-го разряда, в подчинении которого находятся приемосдатчики и приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей. Свою работу они строят в соответствии с Правилами коммерчес-кого осмотра поездов и вагонов (ЦМ-360) в коммерческом отноше-нии. Работники ПКО станции или района размещаются в производ-ственно-технических помещениях, оборудованных автоматизиро-ванными рабочими местами пунктов осмотра поездов и вагонов (АРМ ПКО), средствами связи, а также инвентарем, материалами и инструментами. АРМ ПКО должен быть настроен на связь: с систе-мой управления перевозками грузов (АСУПГ), автоматизиро-ванной системой управления сортировочной станцией (АСУСС), актовой группой станции (сетевая модель). Это позволяет произво-дить не только розыск вагонов, проследовавших через станцию, но и определить, был ли коммерческий брак и как он расследован.
Для осмотра состояния крепления грузов в полувагонах, платформах, проверки исправности крыш вагонов, контейнеров, цементовозов, положения крышек верхних загрузочных люков крытых вагонов и цистерн могут применяться установки промыш-ленного телевидения со средствами видеозаписи изображения. С этой целью в горловинах парков прибытия, отправления, а также на путях надвига на горку могут устанавливаться специальные смотровые вышки.
Для проверки габарита погрузки грузов в открытом подвижном составе устанавливаются габаритные ворота, оборудованные устройствами дистанционного контроля. Для контроля массы груза в вагоне на ПКО могут устанавливаться вагонные весы. В настоящее время на станциях сети железных дорог России внед-ряется автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), которая состоит из телевизионной системы, электронных габаритных ворот, АРМ оператора и приемосдатчика ПКО, вагонных электронных весов.
Телевизионная система позволяет одновременно производить запись изображения с трех телевизионных камер (сверху и с боков вагона) и воспроизводить записанное изображение на экране мони-тора компьютера, установленного на АРМ оператора ПКО, элект-ронные габаритные ворота обеспечивают контроль габарита погруз-ки, вагонные электронные весы обеспечивают автоматическое
| взвешивание вагонов в процессе движения поезда. С помощью АРМ оператора осуществляется снятие информации в процессе движения поезда, обеспечивается сбор и хранение данных о коммерческом состоянии вагонов и грузов.
Для устранения коммерческих неисправностей в отцепленных от поезда вагонах на станции создаются механизированные пункты с применением новейших технических средств и сооружений с целью обеспечения сохранности грузов, ускорения их доставки и повышения безопасности движения. Механизированный пункт устранения ком-мерческих браков (ПКМ) оснащается необходимыми типовыми механизмами и устройствами для устранения коммерческого брака в открытом подвижном составе и для перегрузки груза из крытых вагонов (электрокозловые и стреловые краны, малогабаритные дизель-ные и электрические погрузчики, эстакады для осмотра правильности погрузки и крепления груза, перегрузочные платформы, приемные бункера для выгрузки грузов, перевозимых насыпью и навалом, и др. ). ПКО создаются в составе механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций.
Непосредственное руководство работами по исправлению коммерческих неисправностей осуществляет мастер по устранению коммер-ческих неисправностей. В оперативном подчинении мастера находятся приемосдатчик груза, машинисты кранов, стропальщики, водители погрузчиков, составитель поездов, машинист маневрового локомоти-ва.
Транзитные поезда, следующие через станцию без переработки, осматривают в коммерческом отношении параллельно техническому осмотру за время, предусмотренное технологическим процессом. Обна- руженные коммерческие неисправности должны устранять, как правило, без отцепки вагона от поезда. Отцепка вагонов допускается только в случаях, когда неисправность невозможно устранить за время стоянки транзитного поезда на станции по графику или поезда своего формирования за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции.
Обнаруженные при осмотре коммерческие неисправности, угрожа-ющие безопасности движения и сохранности грузов, оформляют актами общей формы в трех экземплярах, подписываемыми работ-никами станции, принимающими поезда в коммерческом отношении (не менее двух лиц). Если поезд сопровождался кондуктором или вагон находился под охраной стрелка ведомственной охраны, то они участвуют в осмотре и подписании акта общей формы. Результаты осмотра каждого поезда в коммерческом отношенииоформляются записью в Книге регистрации коммерческих неисправностей в пунктах коммерческого осмотра вагонов (форма ГУ-98). Если неисправностей не обнаружено, то в Книге против номера поезда делается отметка об этом. Если коммерческие неисправности не угрожают безопасности движения поездов и сохранности грузов, возможность
| дальнейшего следования вагонов определяет начальник станции или его заместитель, которые дают письменное разрешение на отправ-ление.
При обнаружении на станции вагонов и контейнеров с признаками хищения или возможности доступа к грузу (повреждение кузова, срыв ЗПУ) приемосдатчики накладывают контрольные ЗПУ без проверки груза и составляют акт общей формы с указанием в нем времени наложения ЗПУ. О каждом таком случае немедленно сооб-щается дежурному по станции или маневровому диспетчеру, а также в ведомственную охрану и органы внутренних дел на транспорте. Такой вагон отцепляют от поезда и подают на специально отведен-ные пути (или на механизированный пункт) для проверки массы, количества и состояния груза. По окончании осмотра состава в соответствии с классификатором приемосдатчик передает сведения по радиосвязи оператору, который автоматизированно вводит в архив осмотра поездов и вагонов по форме Книги ГУ-98 с передачей информации в АРМ команды ведомственной охраны.
При перевозке грузов по безбумажной технологии (в условиях сопровождения груза электронной накладной и вагонным листом) в случае отцепки вагона от поезда работник СТЦ должен ввести и передать в Автоматизированную систему управления перевозками (АСОУП) корректированное сообщение.
Из АСОУП по запросу поступают и выводятся на печать данные электронной накладной на отправку в виде машинопечатного документа по форме ГУ-27-ВЦ.
После приема АСОУП сообщения электронность у отцепленного вагона снимается. После устранения неисправности на основании данных машинопечатного документа по форме ГУ-27-ВЦ, оставше-гося на хранении в делах станции, на отцепленный вагон составля-ется досылочная дорожная ведомость, по которой вагон следует на станцию назначения для выдачи грузополучателю.
При отсутствии ПЭВМ на станции сведения по отцепным вагонам передаются по телефону в информационный пункт службы перево-зок управления дороги.
14. 4. Перегрузка и проверка массы груза в пути
Перегрузка грузов из одного вагона в другой вызывается неисп-равным состоянием или повреждением вагона, нарушением Техни-ческих условий размещения и крепления грузов, Правил и условий перевозки грузов в тех случаях, когда это угрожает безопасности движения или сохранности груза и когда эти неисправности невоз-можно исправить без разгрузки вагона. Перегрузка грузов из одного вагона в другой производится также в пунктах примыкания линий узкой и широкой колеи. При перегрузке работники станции обязаны проверить наличие груза согласно перевозочным документам.
| Обнаружив недостачу или порчу груза, составляют коммерчес-кий акт, о чем делается отметка в накладной и дорожной ведомости. Копию акта прилагают к накладной. О неисправности вагона составляют, кроме того, акт о техническом состоянии вагона (форма ГУ-106). В оригинале накладной и дорожной ведомости зачеркива-ется первоначальный номер вагона и другие сведения о нем, а затем, проставляются новые данные о вагоне, в который перегружен груз. Это исправление заверяется подписью работника станции, руководившего перегрузкой, и штемпелем станции. Составляют новый вагонный лист, а первоначальный прилагают к первому экземпляру коммерческого акта. Если последний не составляли, первоначальный вагонный лист остается на станции перегрузки и на нем делают отметку о причине ее и указывают номер вагона, в который перегружен груз. Перегружают на специально выделенных путях станции или на ПКМ по правилам, установленным для переработки данного груза. Под перегрузку обычно подают вагоны однотипные с перегружаемым, одинаковой с ним грузоподъемности и полезным объемом кузова, чтобы после перегрузки не было остатка и не возникла необходимость в досылке груза.
При перегрузке из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи грузов, следующим по документам, составленным на весь путь следования, в накладной и дорожной ведомости также зачерки-вается номер и другие данные о вагоне широкой колеи, а в верхней части указываются номера всех вагонов узкой колеи, в которые погружен груз. Другие данные о вагонах узкой колеи не указывают-ся. Массу, количество мест и состояние груза в пути следования проверяют при отсутствии или неисправности ЗПУ на вагонах или контейнерах, загруженных тарно-штучными грузами. Грузы, перевозимые навалом или насыпью, проверяются по наружному осмотру. Если обнаружены признаки перегруза вагона сверх грузоподъемности, указанной на трафарете, то вагон взвешивают на вагонных весах. Масса наливных грузов в пути следования не проверяется. Скоропортящиеся грузы, перевозимые с охлаждением, отоплением или утеплением, а также в крытых вагонах с открытыми люками, проверяются только по наружному осмотру без выгрузки их из вагонов. Результаты проверки груза в пути следования оформляют актом общей формы, если Правилами не предусмотрено составление коммерческого акта.
14. 5. Передача грузов между подразделениями перевозчика
Для разграничения ответственности между подразделениями перевозчика за сохранность и своевременную доставку грузов, определение балансового наличия грузовых вагонов и контейнеров на сети в целом, а также для определения уровня выполнения заданных норм передачи поездов, грузовых вагонов и контейнеровна станциях передачи осуществляется передача груженых крытых
| вагонов, грузов, следующих в открытом подвижном составе и перевозочных документов, а также учет перехода поездов, грузовых вагонов и контейнеров. Перечень станций передачи устанавливается перевозчиком. Основным документом по учету перехода поездов, груженых вагонов и контейнеров являются телеграммы-натурные листы поезда (ТГНЛ), данные которых передаются по каналам связи в ИВЦ подразделения перевозчика в виде специальных сообщений. В ИВЦ по каждому стыковому пункту составляется Отчет о перехо-де поездов, грузовых вагонов и контейнеров формы ДО-1. Формиро-вание отчета осуществляется через систему ДИСПАРК (автоматизи-рованную систему пономерного учета, контроля, дислокации, анализа использования и регулирования вагонным парком). Позволяет определить местонахождение и состояние вагонов.
Для контроля за правильностью учета перехода вагонов и контейнеров ИВЦ дороги по окончании учетного периода выдают пунктам перехода оперативные справки взамен ручного журнала учета перехода вагонов и контейнеров. Эти справки на стыковых пунктах подшиваются и хранятся в делах станции и служат для документального подтверждения фактической передачи поездов, вагонов и контейнеров.
Работники СТЦ проверяют при отправлении и прибытии каждый поезд как в отношении правильности записи и подсчета числа и рода вагонов и контейнеров, так и в отношении точного учета в натурном листе поезда времени их перехода. Операторы СТЦ тщательно следят за тем, чтобы на все груженые вагоны были документы (накладные, дорожные ведомости и вагонные листы), а также все требуемые Правилами приложения к перевозочным документам. В случае обнаружения расхождения данных ТГНЛ с результатами натурной проверки состава, осуществляется корректи-ровка данных натурного листа. Результаты сверки и корректировки сообщением 09 передаются в АСОУП.
При передаче груженых вагонов работники СТЦ на всех дорож-ных ведомостях проставляют календарный штемпель станции. Штемпели должны иметь ясный оттиск и проставляться на оборот-ной стороне дорожной ведомости в специально предусмотренных клетках и в строго последовательном порядке их номеров. По кален-дарным штемпелям устанавливают фактический путь следования груза.
При перевозке грузов по безбумажной технологии в системе АИС ЭДВ в условиях информационного обмена между дорогами электронной накладной при сопровождении груза электронной нак-ладной и вагонным листом станции перехода передают в ИВЦ соответствующие сообщения. Проследование стыковых пунктов фиксируется в электронной накладной машинным способом путем проставления кода, даты и времени по сообщениям об операциях на
| стыковых пунктах (200, 202, 220, 1042). Календарные штемпеля проследования стыковых пунктов на бумажных документах, следующих с грузом, не проставляются.
14. 6. Досылка груза и ее оформление
Досылкой считается досылаемая по назначению часть груза, не отправленная по какой-либо причине в одном вагоне с основной партией груза, перевозимого по одному перевозочному документу. Досылки возникают при перегрузке вагонов, если невозможно загрузить в один вагон всю партию груза из-за недостаточной его грузоподъемности или вместимости, при обнаружении грузов без документов или части груза, ошибочно не отправленной с основной партией, при обнаружении в порту (пристани) перевалки после отгрузки всей партии остатка груза, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправности и др. Если груз по основной отправке из-за невместимости в вагон полностью не погружен, на оставшуюся часть груза составляется досылочная дорожная ведомость. В графе дорожной ведомости «Наименование груза» указывается «Досылается к основной отправке №...................................................................... согласно коммерческому акту №.......................................................... для выдачи получателю». Факт недогруза основной отправки оформляется коммерческим актом, второй экземпляр которого прикладывается к основным перевозочным документам.
Груз, прибывший на станцию назначения по основной отправке с недогрузом, который оформлен коммерческим актом, выдается на общем основании. Коммерческий акт регистрируется и выдается грузополучателю. Прибывшая на станцию назначения досылка выдается под расписку в досылочной дорожной ведомости по предъявлению грузополучателем коммерческого акта и основной накладной, на оборотной стороне которой станция делает отметку о выдаче недостающего груза. В случае прибытия груза по досылоч-ным перевозочным документам ранее прибытия груза по основным перевозочным документам выдача прибывшей части груза произво-дится под расписку грузополучателя в досылочной дорожной ведо-мости. Кроме того, грузополучатель выдает станции справку в том, что полученная часть груза им будет зачтена в счет основной отправки. В случае прибытия по досылочным перевозочным доку-ментам всего груза (согласно квитанции о приеме груза) станция на основании данной квитанции составляет копии накладной и дорожной ведомости (взамен утраченных) и оформляет выдачу груза в установленном порядке.
| При обнаружении бездокументного груза станцией принимаются срочные меры к установлению принадлежности груза и досылке по назначению. При этом составляется коммерческий акт. После уста-новления принадлежности бездокументного груза и адреса грузопо-лучателя производится соответствующая отметка в коммерческом акте и оформляется его досылка.
Досылка отдельных мест или части груза, оказавшегося без документов, проводится по дорожной ведомости. Досылка всего груза, оказавшегося без документов, производится по полным перевозоч-ным документам. В этих случаях в качестве грузоотправителя в перевозочных документах указывается начальник станции, осущест-вляющий досылку, а грузополучателем — начальник станции назна-чения. К дорожной ведомости прилагается копия коммерческого акта. На станции назначения выдача грузов производится по досылочной дорожной ведомости.
Досылка вагона (группы вагонов), отцепленных в пути следова-ния, от маршрутной или групповой отправки оформляется досылоч-ной дорожной ведомостью и составлением вагонных листов, с которыми такой вагон следует на станцию назначения.
В случае отцепки в пути следования вследствие неисправности вагона (группы вагонов), перевозка которого была оформлена с использованием электронной накладной, станция после устранения неисправности вагона оформляет на каждый отцепленный вагон электронную досылочную дорожную ведомость и передает ее в обслуживающий станцию ДВЦ. В электронной досылочной дорож-ной ведомости в графе «Получатель» указывается «ДС » (станция назначения груза), а также сведения о номере вагона, коде и наименовании груза, номере основной отправки, коде и наимено-вании грузополучателя и его почтовом адресе, сведения о ЗПУ.
В Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте определен порядок выдачи груза, перевозимого по досылочным документам, при перевозке основной отправки с использованием электронной накладной.
14. 7. Переадресовка грузов и ее оформление
Переадресовкой называется изменение указанных в перевозочных документах грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. Переадресовка производится в соответствии со статьей 31 Устава. Порядок переадресовки указан в Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте.
Переадресовки значительно затрудняют работу подразделений владельцев инфраструктуры: возникают дополнительный пробег вагонов, излишние операции (отцепка и прицепка вагонов к поез-дам, оформление документов), замедляется скорость доставки груза, заново рассчитывается провозная плата.
| Расходы перевозчика, возникшие в связи с переадресовкой гру-зов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка, в соответствии с договором.
Заявление о переадресовке перевозимого груза подается в письменном виде (в том числе по факсу, телетайпу и телеграфу) грузоотправителем или грузополучателем в адрес руководителя, разрешающего переадресовку. В заявлении о переадресовке груза указывается номер вагона или контейнера, номер накладной, наименование груза, масса груза, наименование грузоотправителя и его код, наименование первоначального грузополучателя и его код, наименование станции отправления и ее код, наименование станции первоначального назначения и ее код, наименование станции нового назначения и ее код, наименование нового грузополучателя и его код. Заявление о переадресовке груза подписывается руководителем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется печатью. К заявлению на переадресовку должно быть приложено согласие нового грузополучателя на прием груза.
Переадресовка осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых прово-дится переадресовка. Перечень подразделений перевозчика и его уполномоченных лиц, в функции которых входит принятие решений по переадресовке и ее оформление, устанавливается перевозчиком. Перечень подразделений владельца инфраструктуры и его уполно-моченных лиц, в функции которых входит согласование переадре-совки, устанавливается владельцем инфраструктуры.
Перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переадресовку, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструктуры. По итогам рассмотрения и согласования перевоз-чик принимает решение в течение не более двух суток об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении.
Порядок передачи разрешений на переадресовку структурным подразделениям перевозчика, в том числе уполномоченным предс-тавителям на станции, на которой осуществляется переадресовка, устанавливается перевозчиком.
Переадресовка грузов может производиться на станции назна-чения или в пути следования. Переадресовка грузов в пути следова-ния осуществляется по первоначальным перевозочным документам. Переадресовка грузов в прямом сообщении на станции назначения осуществляется по новым перевозочным документам за исключе-нием негабаритных грузов и грузов, перевозка которых не предус-мотрена техническими условиями погрузки и крепления грузов.
В Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транс-порте предусмотрен порядок переадресовки грузов в прямых и в не-прямых международных сообщениях, переадресовка порожних соб-ственных или арендованных вагонов, грузов с признаками порчи,
| повреждения, недостачи и др.
Переадресовка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, перевозимых в контейнерах и мелкими отправками, производится уполномоченным представителем перевозчика на станции назначения по письменному заявлению грузополучателя.
При оформлении переадресовки заявитель обязан произвести расчеты за перевозку по первоначальным документам, внести все платежи по новым перевозочным документам.
Переадресовка отдельных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, допускается только на станциях назначения с оформлением перевозки по новым перевозочным документам.
Переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия таможенного органа. В случае, если перевозка груза угрожает здоровью и жизни людей, безопас-ности движения, экологической безопасности, переадресовка таких грузов проводится без согласования с соответствующим таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем с последующим незамедлительным их уведомлением.
Переадресовка груза, перевозимого по электронной накладной, может проводиться с оформлением дальнейшей перевозки по новой электронной накладной или по первоначальной накладной в установ-ленных Уставом и правилами переадресовки случаях. Стороне, офор-мляющей переадресовку груза с составлением новой электронной накладной, станцией выдается бумажная копия новой электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ, заверенная подписью товарного кассира в графе «Товарный кассир» и календарным штемпелем в графе «Штемпель станции отправления (прием груза к перевозке)».
В случае, когда перевозка груза до новой станции назначения по какой-либо причине не может производиться по электронной нак-ладной, станция, где проводится переадресовка, оформляет обычный комплект перевозочных документов. Если дальнейшая перевоз-ка будет производиться по первоначальным перевозочным документам, то к комплекту перевозочных документов прикладывается бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ с отметкой о переадресовке и бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ. При этом в бумажных копиях электронной накладной должны быть указаны наименование и код новой станции назначения и наименование и код нового получателя и его адрес.
За время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресов-ки по независящим от перевозчика и владельца инфраструктуры обс-тоятельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами по договору, если другое не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
|
Глава 15. Операции по прибытию и выгрузке грузов
15. 1. Информация о подходе поездов и грузов
Информация о подходе поездов и грузов, ее качество - основа оперативного планирования и регулирования работы железнодорож-ной станции.
Станция получает и передает грузополучателям два вида информации: предварительную и точную.
Предварительную информацию руководство станции получает из отделения дороги вместе с заданием на смену. Предварительная информация содержит данные о предстоящем прибытии поездов и вагонов на 12 часов вперед с каждого направления с выделением вагонов, следующих под выгрузку на данную станцию. Периодичес-ки через каждые 4-6 часов инженер информационной группы отделения дороги передает маневровому диспетчеру станции сле-дующую информацию: номер поезда, индекс поезда, количество вагонов, предполагаемое время прибытия на станцию.
По окончании приема информации от отделения дороги манев-ровый диспетчер макетом 40 получает телеграмму-натурный лист на поезда, следующие в адрес станции.
Точная информация поступает по каналам связи в виде телеграммы - натурного листа. Маневровый диспетчер в течение всей смены получает с сортировочной станции информацию о прибытии на эту станцию поездов, на которые получена предвари-тельная информация, согласовывает с ДСП сортировочной станции и поездным диспетчером время отправления поезда с сортировоч-ной станции и выверяет телеграмму-натурный лист на поезд.
Выверив телеграмму-натурный лист, маневровый диспетчер дает распоряжение приемосдатчику приступить к предварительной информации грузополучателей, экспедиторов и приемосдатчиков складов в целях своевременной подготовки механизмов и работников для выполнения операций по приему, обработке и выгрузке вагонов.
15. 2. Прием груженых вагонов и перевозочных документов на станции назначения
Получив сообщение с соседней станции об отправлении поезда, дежурный по станции информирует работников СТЦ, пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра и (при необ-ходимости) ведомственную охрану о номере поезда, пути приема и времени его прибытия для встречи прибывающего поезда работ-никами, участвующими в его обработке.
После остановки поезда и отцепки поездного локомотива состав ограждается сигналами остановки и закрепляется.
| При осмотре состава по прибытии выявляются вагоны с техничес-кими неисправностями и определяется их годность под сдвоенные операции. Одновременно с техническим осмотром осмотрщики ваго-нов отпускают тормоза и, руководствуясь размеченной телеграммой-натурным листом (сортировочным листом), разъединяют и подвеши-вают автотормозные рукава в местах разъединения отцепов, а приемосдатчики проводят коммерческий осмотр вагонов.
Перевозочные документы на груженые вагоны, прибывшие под выгрузку, поступают в СТЦ, где проводится натурная проверка нали-чия и соответствия документов вагонам и грузам.
Закончив натурную проверку, оператор СТЦ при необходимости вносит изменения в телеграмму-натурный лист и уточняет данные в сортировочном листке, составленном заранее на основании телеграммы-натурного листа.
После этого оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактического прибытия груза, в вагонном листе дополнительно указывается номер поезда и время прибытия.
После этого документы записываются в Книгу сдачи перевозоч-ных документов (форма ГУ-48) по каждой отправке с указанием номера вагона и номера накладной. Дорожные ведомости и накладные передают в товарную контору, а вагонные листы — на грузовой район или в пункты выгрузки на местах необщего пользо-вания. Вагонные листы в пункты выгрузки можно также отсылать из товарной конторы. Документы на сборные вагоны, прибывшие для сортировки, передают в контору грузосортировочной платформы.
О сдаче документов в Книге расписывается работник СТЦ, а о приеме документов — работник товарной конторы или грузосорти-ровочной платформы. При пересылке документов по пневмопочте расписки о сдаче и приеме документов не делаются.
Коммерческий осмотр вагонов выполняют приемщики поездов пункта коммерческого осмотра. При осмотре вагонов особое внима-ние обращается на следующее: крытых — на исправность кузовов, наличие и исправность ЗПУ и соответствие контрольных знаков на них знакам, указанным в перевозочных документах; открытых — на исправность погрузки и сохранность груза. Все обнаруженные неисправности оформляются актом общей формы.
Когда прибывшие вагоны после выгрузки предполагается использовать под погрузку, определяют пригодность их для перевозки того или иного груза. При осмотре порожних составов, прибывших под погрузку, приемщики поездов должны убедиться, нет ли среди них груженых вагонов.
|
15. 3. Регистрация прибывших грузов
В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистри-руют на основании данных перевозочных документов в Книге прибытия грузов (форма ГУ-42). Все страницы Книги должны быть последовательно пронумерованы. Число страниц в Книге заверяет начальник станции. На станциях с большой выгрузкой может вес-тись несколько Книг прибытия. На станциях с небольшим прибы-тием грузов под выгрузку Книгу прибытия можно не вести.
В начале каждых суток в первой свободной строке Книги прибы-тия проставляется число и месяц прибытия грузов, затем по каждой отправке указывается в соответствующих графах порядковый номер записи в Книгу прибытия, номер вагона и накладной, станции отправления. В графе «Примечание» в зависимости от местных условий можно указывать получателя груза или место выгрузки,
а также другие данные. Порядок заполнения этой графы устанав-ливает начальник станции. После записи отправки в Книгу прибы-тия на лицевой стороне дорожной ведомости проставляют поряд-ковый номер, под которым отправка записана в Книге прибытия.
По мере выдачи грузов в соответствующих графах Книги прибы-тия отмечаются ежедневно номер сопроводительной ведомости (форма ФДУ-91), число и месяц выдачи.
По окончании отчетных суток товарная контора проверяет нали-чие документов на невыданные грузы. Для этого в Книге прибытия подводят итог движения документов по форме: «Оставалось... отправок», «Прибыло... отправок», «Выдано... отправок», «Осталось... отправок». Число отправок, показанных в остатке на очередные сутки, должно соответствовать фактическому наличию документов на невыданные грузы.
Аналогично проверяют наличие документов при смене дежурства товарных кассиров.
На 1 января каждого года заводят новые Книги прибытия. Предварительно в эти Книги переносят полностью отправки, по которым грузы не выданы до 1 января.
В условиях функционирования АСУ грузовой станции товарный кассир вводит информацию о прибывших грузах по каждому сооб-щению отдельно в соответствии с макетом ГУ-42. Порядковые номера в Книге прибытия грузов выдаются в автоматизированном режиме и фиксируются товарным кассиром в дорожных ведомостях.
15. 4. Уведомление грузополучателей о прибытии груза и времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку.
В соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. При этом порядок и способы уведомления устанавливаются начальником станции. Этот порядок может быть изменен по предложению
| грузополучателя. При установлении способа уведомления следует исходить не только из сложившихся местных условий, но и из гарантированности как передачи уведомления, так и его получения. Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определя-ются ответственные по приему уведомлений лица, фамилии и номера телефонов, факсов и телексов которых в письменной форме сообщаются начальнику станции.
Передача уведомлений одновременно регистрируется на станции в Книге уведомлений о прибытии грузов. В уведомлении о прибы-тии груза обязательно проставление даты и времени передачи уведомления.
Если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополу-чатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейне-рами, от сбора за хранение грузов за время до получения уведомле-ния о прибытии в его адрес грузов.
Если прибывший на станцию назначения груз находится под таможенным контролем, то помимо грузополучателя о прибытии такого груза уведомляется территориальный таможенный орган для проведения соответствующих таможенных формальностей, связан-ных с получением грузополучателем разрешения на использование груза.
О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки грузов грузополучателем железнодорожная станция уведомляет грузополучателя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров. Эти уведомления регистрируются в Книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2 или ГУ-2-ВЦ. Поданное перевозчиком уве-домление о подаче вагонов под выгрузку может считаться уведомлением о прибытии грузов.
При подаче перевозчиком вагонов, контейнеров под выгрузку без такого уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение груза начисляется на грузополучателя по истечении 2 часов после фактической подачи вагонов к месту вы-грузки либо к месту передачи на железнодорожный путь необщего пользования или на выставочный путь. При подаче вагонов с опоз-данием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов исчисляется с момента фактической подачи. Если опозда-ние превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя о предстоящей подаче. Перевозчик может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предва-рительную информацию о подходе в его адрес грузов.
|
15. 5. Выгрузка, регистрация и маркировка выгруженных грузов.
В соответствии со статьей 21 Устава выгрузка грузов, грузобага-жа в местах общего пользования обеспечивается грузополучателями. Перевозчики, владельцы инфраструктур могут принимать на себя по договору с грузополучателями выполнение разгрузочных работ.
Выгрузка грузополучателем из рефрижераторных вагонов, рефрижераторных контейнеров скоропортящихся грузов, подлежащих выдаче в местах общего пользования, допускается только непосред-ственно из вагона (контейнера) на автотранспорт.
Выгрузка в местах общего пользования бездокументных скоропортящихся грузов допускается только при передаче грузов в процессе их реализации непосредственно из вагона (контейнера) на автотранспорт.
Время подачи вагонов, контейнеров под выгрузку в места общего пользования, а также время окончания выгрузки груза средствами железной дороги указывается приемосдатчиком станции в вагонном листе и в памятке приемосдатчика.
Дата выгрузки груза средствами перевозчика либо подачи вагонов, контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя указывается на оборотной стороне накладной путем проставления календарного штемпеля станции.
Получив из СТЦ или товарной конторы (в зависимости от установленного технологией порядка) вагонные листы, приемос-датчик готовит место для выгрузки грузов, устанавливает очеред-ность разгрузки вагонов и знакомит комплексную механизирован-ную бригаду с порядком выполнения работы.
В условиях функционирования АСУГС приемосдатчик вводит в ЭВМ список вагонов и указывает время подачи. На печатающее устройство выдается план выгрузки, которым приемосдатчик руко-водствуется в процессе выгрузки груза и с которым знакомит комплексную механизированную бригаду.
По окончании расстановки вагонов приемосдатчик проверяет исправность ЗПУ и производит наружный коммерческий осмотр вагона (или груза в открытом подвижном составе). При обнару-жении коммерческих неисправностей приемосдатчик докладывает об этом начальнику грузового района или начальнику станции.
После коммерческого осмотра вагонов приемосдатчик снимает ЗПУ и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады приступить к выгрузке. Открывать двери вагона следует осторожно за поручень на себя, следя за тем, чтобы из вагона не выпал груз.
| В процессе выгрузки приемосдатчик должен сличать данные вагонного листа или накладной с фактическим наличием груза, проверять при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приемосдатчик следит за тем, чтобы груз был выгружен и уложен аккуратно, без повреждения и чтобы при этом обеспечивалась сохранность вагонов.
Все обнаруженные повреждения или неисправности упаковки, угрожающие сохранности груза при его дальнейшей перевозке или хранении до выдачи получателю, должны быть устранены, россыпь груза должна быть собрана, взвешена и сохранена. Если невозможно устранить повреждение или неисправность упаковки, то поврежден-ные места укладывают в запираемые и пломбируемые помещения.
Поврежденные места приемосдатчик обязан взвесить и устано-вить, какова недостача массы против стандартной массы или массы по трафарету. Если груз был подмочен, вагон предъявляется к техническому осмотру для проверки кузова, особенно крыши. После окончания выгрузки приемосдатчик в вагонном листе проставляет дату и время начала и окончания выгрузки и заверяет это своей подписью и передает его в товарную контору. На основании вагон-ных листов в товарной конторе делают отметки в накладных и дорожных ведомостях о месте нахождения груза на складе и накладывают календарный штемпель времени выгрузки.
Вся выгрузка на местах общего пользования должна быть зарегистрирована в Книге выгрузки формы ГУ-44 (табл. 15. 1).
|
|