Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.П. Перепон 7 страница




13. 5. Погрузка повагонных отправок средствами грузоотправителей на местах общего пользования.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществ-ляе­мую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведом­ляют грузоотправителей не позднее чем за два часа до подачи вагонов, контейнеров под погрузку (ст. 27 Устава). Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку на станции ведется Книга уве­домлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2, ГУ-2-ВЦ (при наличии АРМ). Порядок уведомления устанавлива­ет начальник станции (телефон, телеграф, телефонная почта и др. ). В со­глашении о форме уведомления грузо-отправитель указывает лиц, ответ­ственных за их прием. До начала погрузки приемосдатчик получает от грузоотправителя накладную, проверяет разрешение на ввоз и погрузку груза, записывает в памят-ку приемосдатчика на подачу и уборку (фор­мы ГУ-45, ГУ-45а, ГУ-45-ВЦ) в числителе — номер вагона, в знамена­теле — наименование груза, код железнодорожной администрации, при­надлежность ваго-на, вид операции (ПГР) и время ее выполнения. Памят­ка приемосдат-чика на подачу составляется в 2-х экземплярах и подпи­сывается приемосдатчиком и представителем грузоотправителя. Затем грузо-отправитель приступает к погрузке груза в вагон из склада или непосредственно с автомобиля.

На основании данных накладной приемосдатчик записывает све-де­ния об отправке в Книгу приема грузов к отправлению и состав-ляет вагонный лист. При ввозе одной отправки по частям накладная до окон­чания погрузки последней части остается у грузоотправителя.

Загруженный вагон грузоотправитель предъявляет приемосдат-чику железнодорожной станции, который принимает его по наруж-ному ос­мотру с проверкой установленных грузоотправителем ЗПУ (если груз должен быть опломбирован) и правильности размещения и крепления (если груз провозится в открытом подвижном составе). В этом случае грузоотправитель заполняет графу 1 оборотной сторо-ны накладной и заверяет подписью с указанием должности, фамилии и инициалов. Об окончании погрузки грузоотправитель передает в товарную контору стан­ции уведомление о завершении грузовой операции формы ГУ-2в-ВЦ. Уведомление записывается в Книгу уведомлений о завершении грузо­вой операции формы ГУ-2а-ВЦ.

Время окончания погрузки приемосдатчик записывает в вагон-ном ли­сте. На уборку вагонов составляется « Памятка приемосдат-чика на уборку вагонов» в двух экземплярах, в которой проставляет-ся время получения уведомления о завершении грузовой операции и время уборки вагона. Памятка подписывается грузоотправителем (который сдает вагон) и при­емосдатчиком железной дороги (кото-рый принимает груженый вагон). При незначительных объемах погрузки допускается оформление одной памят­ки подачи и уборки вагонов (одиночные вагоны, небольшие группы).

 



Накладная, вагонный лист, памятки приемосдатчика, акт общей фор­мы на задержку грузовой операции по вине грузоотправителя (если он составляется в момент приемки или уборки вагонов в случае обнаруже­ния коммерческой неисправности) пересылаются в товарную контору.

В товарной конторе на основании полученных документов и Книги уведомления о завершении грузовой операции составляется ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 (ГУ-46-ВЦ при наличии АРМ) для расчета почасовой платы за пользование вагонами.

13. 6. Использование грузоподъемности и вместимости вагонов

Эффективность эксплуатации вагонов во многом зависит от степени использования их грузоподъемности и вместимости. Чем больше гру­зов помещается в вагон, тем меньше вагонов требуется для выполнения установленного объема перевозок, тем ниже себестоимость перевозок и выше производительность труда. Основной показатель, характеризующий качество использования гру­зоподъемности вагонов, — статическая нагрузка.

Среднюю статичес­кую нагрузку определяют по формуле

 

 

где Рп — общее число погруженных тонн груза; ип — число загружен­ных физических вагонов.

Статическая нагрузка вагона зависит от структуры грузооборота, состава вагонного парка, качества его регулирования, методов подго­товки груза к перевозке, уплотненной загрузки, выполнения техничес­ких норм загрузки и правильного выбора вагонов для перевозки данно­го груза. Чем выше объемная масса груза и удель-ный объем кузова вагона, тем выше статическая нагрузка.

Статическая нагрузка вагона показывает только число тонн груза, по­груженных в один вагон, а степень использования его грузопод-ъемности характеризуется коэффициентом использования грузопод-ъемности — отношением статической нагрузки Рст к грузоподъемности вагона Рв:

 

Наилучшее использование грузоподъемности вагона характери-зует коэффициент, близкий к единице или равный ей. Наиболее высокие коэф­фициенты использования грузоподъемности у специа-лизированных ваго­нов, а также полувагонов.

 


(13. 1)


(13. 2)



По ряду тяжеловесных грузов коэффициент использования грузоподъемности вагонов равен единице, а для большин­ства грузов он меньше единицы. В целом по всем грузам средний коэф­фициент использования грузоподъемности на сети дорог России состав­ляет 0, 85. По ряду грузов имеются большие резервы повышения коэффи­циента грузоподъемности (сельскохозяйственные машины, автомо-били, тарно-штучные, мелкие отправки, бумага и др. ).

13. 7. Технические нормы загрузки вагонов и контейнеров

В соответствии со статьей 23 Устава погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загруз­ки, установленных МПС России.

Технической нормой загрузки называется оптимальное количест-во рациональным способом подготовленного груза, которое может быть погружено в данный тип вагона или контейнера при наилучшем исполь­зовании их грузоподъемности и вместимости.

Посредством технических норм загрузки грузоотправитель может быстро определить, какое максимально возможное количество конк­ретного груза может быть погружено в тот или иной вагон, контей­нер; указать в заявке на перевозку груза потребное количество ваго­нов, контейнеров.

Технические нормы загрузки вагонов устанавливаются и утверж-даются МПС России и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Перечень таких норм мо-жет охватывать лишь грузы, предъявляемые к перевозке, либо потреблением которых занимается значительное количество грузоот-правителей, грузополучателей. Что же ка­сается грузов, отправка которых осуществляется незначительным количе­ством грузоотпра-вителей, то норма загрузки может быть установлена мес­тными техническими нормами, утверждаемыми начальником дороги. Раз­работка и утверждение таких норм осуществляется в порядке, изложенном в Методических указаниях по разработке технических норм загрузки, ут­вержденных МПС России. Технические нормы загрузки установлены в зависимости от грузоподъемности вагона, объема кузова крытых вагонов и полувагонов, длины рамы платформ, для отдельных видов продукции по типам, маркам, фирменным наименованиям, размерам мест, длине, диамет­ру, массе и т. д. Нормы загрузки вагонов зерновыми грузами и семенами определены исходя из объемной массы зерна и объема кузова вагона. Уста­новлены технические нормы загрузки рефрижераторного подвижного со­става (как отдельных вагонов, так и секций), контейнеров (в зависимости от их грузоподъемности брутто и вида упаковки груза), двухъярусных плат­форм и крытых вагонов легко-выми автомобилями, вагонов-хопперов для цемента и минеральных удобрений, цистерн для цемента и др.

 



Технические нормы установлены в тоннах, штуках и тоннах, для кон­тейнеров — в килограммах.

При разработке технических норм загрузки вагонов расчетным пу­тем определяют норму возможной загрузки вагонов, при этом для тар­но-штучных грузов (конечно, с учетом их свойств) выбирают вариант наиболее рациональной схемы укладки. Технические нормы загрузки навалочных и насыпных грузов рассчитывают отдельно для перевоз-ки в крытых вагонах и в открытом подвижном составе. После опыт-ных по­грузок осуществляют опытные перевозки. За всеми операци-ями тща­тельно наблюдают и записывают данные в специальном журнале, а ре­зультаты погрузки и перевозки отдельно оформляютсоответствующими актами. Затем анализируют материалы (акты, журналы, схемы размеще­ния груза, фотографии, справочныемате-риалы и ГОСТ о грузе и таре и др. ), устанавливают технические нормы и разрабатывают порядок и спо­собы размещения и крепления грузов в вагонах.

13. 8. Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности вагонов

На степень использования грузоподъемности и вместимости ваго-нов влияет объемная масса и плотность груза, соответствие конструк-ции вагона характеру перевозимых грузов, применение приспособле-ний, увеличивающих объем платформ и полувагонов, характер тары и упа­ковки, способы и условия погрузки.

Для улучшения использования грузоподъемности и вместимости грузо­вых вагонов на станциях осуществляют комплекс различных мероприятий.

Уплотненная погрузка массовых грузов выше борта вагонов позво­ляет использовать не только объем вагонов до уровня бортов, но и вер­хнюю часть их габарита  - «с шапкой». Этот способ погрузки применя­ется при перевозке кусковых и насыпных грузов, имеющих относитель­но небольшую объемную массу, лесоматериалов.

Погрузка круглого леса и пиломатериалов с использованием сужен­ной верхней части габарита подвижного состава увеличивает загруз­ку платформ и полувагонов на 20—25 %. Для увеличения погрузоч-ного объема при перевозке грузов с небольшой плотностью (торф, кокс, са­харная свекла) применяется наращивание и обрешечивание бортов платформ и полувагонов.

Прессование некоторых грузов (хлопка, сена, металлической струж­ки) позволяет при уменьшении или сохранении размеров отдельных гру­зовых мест (кип, тюков) одновременно увеличивать объемную массу груза и тем самым существенно улучшать исполь-зование грузоподъем­ности вагонов. Прессование металлической стружки, дробление метал­лолома сокращают потребность в вагонах в 2-3 раза. К этому виду ме­роприятий относится брикетирование угля и торфа, которое, кроме улуч­шения использования грузоподъемности вагонов, уменьшает его потери от распыления в процессе перевозки.

 

 



Для улучшения использования грузоподъемности вагонов применяет-ся перевозка автомобилей в наклонном положении с установкой их передни­ми скатами в кузов впереди стоящей машины, а также пере-возка легковых автомобилей в кузовах грузовых, комбинированная погрузка разных ма­шин и механизмов, частичная их разборка. Для перевозки легковых авто­мобилей применяются специализированные двухъярусные платформы, на которые загружаются 17 автомобилей марок «Жигули», 8 автомобилей «Волга», и крытые вагоны для легковых автомобилей, в которые заг­ружаются 10 автомашин «Жигули» и 8 автомобилей марки «Волга».

Большое значение имеет рациональное размещение тарных грузов в крытых вагонах, так как грузоподъемность последних часто исполь-зу­ется только на 50—60 %. Из шести возможных вариантов (комби-ниро­вание длины, высоты и ширины вагона и груза) простой схемы (грузы укладывают по всей площади вагона одинаково) выбирают тот, при ко­тором в вагоне помещается наибольшее число грузовых мест. Однако и этот оптимальный вариант не всегда обеспечивает ис-пользование погру­зочного объема вагона. Поэтому на практике обыч-но используют не про­стые, а комбинированные схемы, при этомчасть мест в вагоне уклады­вают по одной из них, остальные-по другой.

Во всех случаях необходимо размещать тарные грузы так, чтобы мини­мальный зазор был по высоте, затем по ширине, а максималь-ный — по длине вагона. Так, при зазоре 30 см по длине объем четы-рехосного вагона используется на 97, 6 %, а при том же зазоре по высоте — на 87, 6 %.

Комбинированная загрузка вагонов легко- и тяжеловесными груза­ми дает возможность более полно использовать грузоподъемность и вместимость вагонов, особенно при перевозке мелких отправок.

Количественное значение тяжелого груза в тоннах, загружаемого в вагоны, при определенном соотношении его с легковесными, определя­ется по формуле


(13. 3)


где Рв — грузоподъемность вагона, т; V1п — часть объема вагона, которая может быть заполнена грузом в междверном пространстве, м3; V”п — осталь­ная часть погрузочного объема крытого вагона, м3; л т — объемная масса соответственно легкого и тяжелого груза, т/м3.


Количество легкого груза Рл= Рв - Рт


(13. 4)


На основании приведенных формул составляют таблицы и строят номограммы, позволяющие быстро получить массу тяжелых и лег­ких грузов.

Большое значение для улучшения использования вместимости и грузо­подъемности вагонов имеет стандартизация и рационализация тары.



13. 9. Определение технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами

Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных опе­раций — это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов меха­низированным или немеханизированным способами с учетом затрат вре­мени на подготовительные, вспомогательные и заклю-чительные операции.

Оно используется при разработке технологического процесса работы грузовой станции, единого технологического процесса работы железно­дорожного пути необщего пользования и железнодо-рожной станции при­мыкания, при расчете оборота вагонов, интерва-ла времени подачи и убор­ки вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, определе­нии перерабатывающей способ-ности его, которая учитывается при приеме заявок грузоотправи-телей на перевозки грузов в части соответствия раз­меров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей.

Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных опе­раций предусматривается в договорах на эксплуатацию железно-дорожных путей необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов (см. п. 20. 2). Определение технологического времени на выполнение по­грузочно-разгрузочных операций производится в соответствии с Методи­ческими рекомендациями по определению технологического времени на вы­полнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами [24].

В целях единого подхода к определению технологического време-ни на погрузку и выгрузку массовых грузов однотипными средства-ми механи­зации в них приведены общесетевые значения технологи-ческого времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций (таблицы 2—18). В таб­лице 2 приведено технологическое время погрузки грузов немеханизиро­ванным способом в часах и минутах в четырехосные вагоны; в табли­це 3 - технологическое время выгрузки грузов немеханизированным спо­собом из четырехосных вагонов. В таблицах 4—18 приведено технологи­ческое время погрузки (выгруз-ки) различных грузов однотипными сред­ствами механизации в часах на один четырехосный вагон, а для грузов, перевозимых насыпью, при погрузке экскаваторами в полувагоны и плат­формы и выгрузке из вагонов бункерного типа — в минутах на один вагон.

Если на железнодорожном пути необщего пользования или на мес­тах общего пользования при погрузке и выгрузке силами и средс-твами грузоотправителя, грузополучателя применяются погрузочно-разгрузоч­ные механизмы, устройства и сооружения или механизиро-ванным спо­собом производится погрузка и выгрузка грузов, не перечисленных в указанных таблицах, технологическое время на вы-полнение погрузоч­но-разгрузочных операций разрабатывается отде-лением железной доро­ги (службой грузовой и коммерческой работы



при его отсутствии) со­вместно с грузоотправителем, грузополуча-телем, владельцем железно­дорожного пути необщего пользования и утверждается начальником до­роги. В этом случае порядок расчета технологического времени на по­грузку, выгрузку грузов произво-дится в соответствии с разделом 3 Ме­тодических рекомендаций по определению технологического времени на выполнение погрузоч-но-разгрузочных операций с грузовыми ваго­нами, где приведены расчетные формулы и примеры расчета для машин периодического и непрерывного действия, бункеров и полубункеров и других устройств и сооружений.

При погрузке и выгрузке грузов немеханизированным способом тех­нологическое время определяется с учетом единых норм выра-ботки и времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

При перевозке грузов в восьмиосных вагонах технологическое вре­мя на выполнение погрузочно-разгрузочных операций увеличи-вается на 100 % по сравнению с технологическим временем, установленным для четырехосных вагонов.

При перевозке негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транс­портерах и специально оборудованных платформах, техноло-гическое вре­мя на погрузку и выгрузку этих грузов устанавливается начальником отделения железной дороги (начальником железной дороги при отсут­ствии отделения) исходя из местных условий работы железнодорожных станций и организаций, получающих и отправляющих указанные грузы.

В Методических рекомендациях по определению технологичес-кого времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовы­ми вагонами приведен также порядок определения технологического времени налива и слива цистерн и бункерных полувагонов и общее тех­нологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов (см. п. 39. 4; 39. 7).

13. 10. Исчисление оплачиваемого времени пользования вагонами и контейнерами

В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения у грузоотпра­вителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, гру­зополучателей, они вносят перевозчикам указанную в Тарифном руковод­стве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).

Для определения платы за пользование вагонами, контейнерами рассчитывается «оплачиваемое время пользования». Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей необщего пользования локомотивом, принад­лежащим перевозчику, исчисляется с момента фактическойподачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки до



момента по­лучения железнодорожной станцией от грузоотправи-телей, грузопо­лучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.

Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей локомотивом, не принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента передачи вагонов владельцам же­лезнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выс­тавочных путях до момента их возвращения на выставочные пути. В опла­чиваемое время пользования вагонами (контейнерами) не включается время на выполнение (по просьбе перевозчика) грузоотправителями, грузопо­лучателями и владельцами железнодорожных путей необщего пользова­ния работ и услуг, входящих в начально-конечные операции и включенные в тарифы на перевозки грузов.

Оплачиваемое время пользования вагонами при осуществлении по­грузки (выгрузки) грузов в местах общего пользования средствами гру­зоотправителей, грузополучателей исчисляется с момента подачи ваго­нов к предусмотренным местам погрузки (выгрузки) до момента полу­чения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузо-получа­телей уведомления о готовности вагонов к уборке.

Оплачиваемое время пользования контейнерами при осуществ-лении погрузки (выгрузки) контейнеров в местах общего пользования исчис­ляется с момента выдачи грузоотправителям, грузополучателям порож­них (груженых) контейнеров до момента их возврата на станцию.

При исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принима-ет­ся, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

Оплачиваемое время пользования рефрижераторными вагонами реф­рижераторных секций определяется исходя из времени оконча-ния по­грузки, выгрузки последнего вагона таких секций.

В случае, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку вагоны или контейнеры, требующие работ для приведе-ния их в пригодное для транспортирования грузов состояние, в том числе по заделке конструктивных зазоров вагонов для исключения просыпания грузов в пути следования, содержащих мелкие фракции, время на про­ведение этих работ в оплачиваемое время за пользо-вание вагонами, кон­тейнерами не включается.

При задержке подачи порожних специализированных вагонов грузо­отправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, он за все время задержки таких вагонов вносит плату за пользование вагонами.

В случае, если грузоотправитель уведомит об отказе использовать данные вагоны, пла­та за пользование исчисляется до момента получения станцией такого уведомления. Определение платы за пользование вагонами, контейнерами изложе­но в п. 22. 8.

 



13. 11. Правила пломбирования вагонов и контейнеров

В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировоч-ными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчика­ми, или грузоотправителями и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями. Крытые вагоны, контейнеры при перевозках в них грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должны быть оп­ломбированы перевозчиком или доверенным лицом грузоотправителя за его счет.

В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузо­вые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохран-ности пере­возимых грузов применяются запорно-пломбировочные устройства.


Рис. 13. 1. «Спрут-Универсал»: а — в разомкнутом состоянии; б — в замкну­том состоянии; 1 — стержень; 2 — зажим; 3 — плашка; 4 — сокращенное буквенное наименование перевозчика; 5 — семизначный контрольный знак; 6 — товарный знак предприятия-изготовителя и последняя цифра года выпуска ЗПУ; 7 — разделительныйзнак



 


Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) представляют со­бой контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами (рис. 13. 1; 13. 2). Они не должны до­пускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения их целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона, контейнера.

На территории Российской Федерации допускается перевозка отдель­ных грузов, перечень которых установлен Правилами пломби-рования вагонов и контейнеров, без ЗПУ, но с обязательным наложе-нием уста­новленного МПС России типа закрутки для запирания дверей, люков


Рис. 13. 2. ЗПУ «ЛаВР»: а — в разомкну­том состоянии; б — в замкнутом состо­янии; 1 — корпус; 2 — колпачок; 3 — стер­жень; 4 — втулка; 5 — сокращенное бук­венное наименование перевозчика; 6 — се­мизначный контрольныйзнак; 7 — товар­ный знак предприятия-изготовителя; 8 — последняя цифра года выпускаЗПУ


(рис. 13. 3). Например, але­бастр, асбест в упаковке, би­тум, гудрон, солома, цемент, перевозимый без упаковки, допускается перевозить без ЗПУ. но с обязательным ис­пользованием закрутки.

В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра их пломбирование новыми ЗПУ проводят тамо­женные органы, о чем делается отметка в перевозочных доку­ментах(в этом случае состав­ляетсяакт вскрытия). В случа­ях, предусмотренных правила­ми перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние вагоны, контейнеры после выгрузки из них грузов. Например, после выгрузки отдельных наименованийопасных грузов.

При вскрытии вагона, контейнера для осуществления перевозчи-ком контрольной перевески груза должен присутствовать предста-витель грузоотправителя, который по окончании проверки осуще­ствляет пломбирование вагона, контейнера. О результатах такой про­верки составляется акт общей формы с участием представителя грузо­отправителя. В случаях проверки состояния груза в пути следования допускается не производить полную замену ЗПУ, а



ц



Рис. 13. 3. Закрутка ЗАО «Страж»: а — в разомкнутом состоянии; б — в замкнутом состоянии; 1 — гибкий стержень; 2 — корпус; 3 — ключ; 4 — резьбовое отверстие для ввинчивания ключа; 5 — место обламывания ключа при запирании; 6 — последние двецифры года выпуска изделия; 7 — товарный знак ЗАО «Страж»; 8 — наименование изделия

 

ограничиться заме­ной только того ЗПУ, снятие которого было произведено для получения доступа к грузу, о чем составляется акт общей формы и делается от­метка в перевозочном документе.

Применение для пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, из­готовленных без учета требований, установленных МПС России, не допускается.



Для пломбирования применяются следующие типы ЗПУ:

- -ЗПУ «Спрут-Универсал» (см. рис. 13. 1) (для крытых, рефриже-ратор­ных вагонов, цистерн, вагонов-хопперов, крытых вагонов для перевоз­ки легковых автомобилей, контейнеров);

- -ЗПУ «ЛаВР» (рис. 13. 2) (для крытых вагонов и контейнеров);

- -ЗПУ «ЛаВР-Гарант М» (для крытых, рефрижераторных, цистерн, вагонов-хопперов, крытых для перевозки легковых авто-мобилей, кон­тейнеров);

- -ЗПУ «Клещ - 60СЦ» (для контейнеров);

- -ЗПУ «СКАТ» (для специализированных цистерн, загруженных сжи­женными газами, кислотами и другими жидкими химическими грузами).

Снятие ЗПУ « Спрут-Универсал», «ЛаВР-Г арант М» и «Клещ-60 СЦ» производится клещами-кусачками; ЗПУ «ЛаВР» — специаль-ными съем­никами, ЗПУ «СКАТ» — неискрящими инструментами.

Отправление с железнодорожной станции погрузки вагонов и кон­тейнеров с неправильно установленными ЗПУ не допускается. Пломби­рование вагонов и контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к информации, нанесенной на ЗПУ.

ЗПУ должны иметь следующие знаки: буквенное сокращенное наи­менование перевозчика; индивидуальный контрольный знак из семи цифр, товарный знак предприятия изготовителя, последнюю цифру года выпуска ЗПУ, название ЗПУ (см. рис. 13. 1; 13. 2).

ЗПУ с нанесенным на него индивидуальным контрольным знаком подлежит строгому учету в специальном журнале учета.

На станциях выдача ЗПУ на рабочие места приемосдатчиков и прием­щиков поездов производится через руководителей подразде-лений (заве­дующих пакгаузами, площадками, бригадиров и т. п. ) под роспись в журнале учета.

На рабочих местах регистрация полученных ЗПУ и их расход ведется по Книге пломбирования вагонов и контейнеров форма ГУ-37. Обеспечение предприятий железнодорожного транспорта и грузоотправителей ЗПУ и их учет осуществляется в порядке, уста-новленном МПС России. Поря­док обеспечения грузоотправителей, грузополучателей ЗПУ и закрутка­ми определяется по соглашению между перевозчиком, грузоотправите­лем, грузополучателем.

Порядок пломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ приведен в При­ложениях 2, 3, 4, 5, 6 к Правилам пломбирования вагонов и контейне­ров. Порядок запирания закруткой — в Приложении 7.

13. 12. Вагонный лист

На каждый загруженный вагон приемосдатчик составляет вагон-ный лист. Как и накладная вагонный лист является первичным но-сителем кодированной информации, необходимой для составления первичного документа на состав поезда — натурного листа, инфор-мации грузопо­лучателей, организации выгрузки и сортировки груза.

 



Для каждого вида отправки определена форма вагонного листа, содержащая сведения, характерные для данного вида отправки: пова- гонной — форма ГУ-38а, маршрутной — ГУ-38б; контейнер-ной — ГУ-38в, мелкой — ГУ-38г и соответствующие машинные формы, фор­мируемые на АРМ приемосдатчика (ГУ -3 8 а-ВЦ, ГУ -3 8 б-ВЦ, ГУ-38 в -ВЦ, ГУ-38г-ВЦ).

В верхней части каждой формы бланка вагонного листа напечта­на таблица «Коды для натурного листа», где в соответствии с приня­той системой цифрового кодирования заносятся сведения о ролико­вых подшипниках, массе груза, станции назначения вагонов, коде груза, грузополучателе, особых отметках, количестве контей-неров, погруженных в вагон, таре вагона, выходной пограничной станции. Кроме того, в верхней части вагонного листа указывается восьми­значный номер вагона, наименование станции, составляю-щей вагон­ный лист, число, месяц и год его составления. Выделены отдельные таблицы, где указываются наименование выходной пограничной стан­ции, код администрации и сетевая разметка ее, сведения о вагоне (количество осей, грузоподъемность). Отдельно указываются сведения о ЗПУ грузоотправителя и перевозчика, их количестве и контрольных знаках, каким способом определена мас-са груза согласно наклад­ной. В форме отдельной таблицы запол-няются сведения о грузе: но­мер отправки, станции отправления и назначения груза, масса груза в килограммах, наименование груза, грузоотправитель, марка, число мест, род упаковки, номер вагона, в который погружен груз в случае перегрузки его в пути следования.

В вагонном листе отмечают время подачи вагонов под погрузку-выг­рузку и окончание этих работ.

На опасные грузы в верхней правой части вагонного листа стан­цией в графе «Место для отметок» проставляется штемпель по тексту, предусмотренному Правилами перевозок опасных грузов. Выделено отдельное место, где указывается должность, Ф. И. О. и подпись лица, подтверждающего, что груз погружен и укреплен правильно.

Вагонные листы составляются в одном экземпляре, а при погрузке сборных вагонов - в двух или трех экземплярах (в зависи-мости от груза). На станциях назначения и сортировочных платформах по ва­гонным листам выгружают и сортируют грузы. По окончании выгруз­ки вагонные листы хранят подобранными и сшитыми по дням выгруз­ки (сортировки).

При наличии на станции АРМ приемосдатчика компьютер выда-ет на печать вагонный лист со всеми реквизитами, содержащимися в нем.

 



 



 



13. 13. Операции по отправлению грузов со станции

По окончании погрузки приемосдатчики информируют манев-рового диспетчера (дежурного по станции) о готовности вагонов к уборке, ука­зывая при этом номера и тип вагонов, род груза и стан-ции назначения. Маневровый диспетчер, получив такую информа-цию, дает указание составителю поездов вывести вагоны с пунктов погрузки на пути стан­ции для включения их в формируемый состав. Время уборки вагонов отмечается в памятке приемосдатчика и на графике исполненной работы маневрового диспетчера.

Вагонные листы поступают в товарную контору, где к каждому из них подбирают накладные и дорожные ведомости. Все документы из товарной конторы передают в станционный технологический центр обра­ботки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ); на не­больших станциях — в контору дежурного по станции. Работники СТЦ и товарной конторы должны обеспечивать секрет-ность документов, по­этому документы пересылают в запираемых на замок портфелях, сум­ках, патронах или чемоданах под расписку в Книге сдачи перевозочных документов (форма ГУ-48) с указанием номеров вагонов и контейнеров, отправок, даты, времени сдачи и приема.

В СТЦ на сформированный поезд составляют натурный лист. К нему подбирают документы в порядке, соответствующем фактичес-кому нали­чию и расположению вагонов в составе. Все это должнобыть сделано к моменту окончания формирования состава (в процес-се накопления и фор­мирования). Документы на все поезда, кроме сборных, перевозят в пакетах с наклеенными контрольными бланка-ми (форма ДУ-81). Пакетирование и увязка документов должны гарантировать сохранность документов в пути следования и исключать возможность их изъятия из пакета без нарушения.

Оператор СТЦ или дежурный по станции перед пакетированием обязан тщательно проверить наличие всех документов (вагонного листа, дорожной ведомости, накладной и перечисленных в них при-ложений), правильность их подборки и соответствие натурному листу.

Машинист поездного локомотива при получении документов обя-зан убедиться в их принадлежности данному поезду по контрольным блан­кам; проверить целостность всех пакетов и контрольного бланка, удостоверить прием документов своей подписью в копии натурного листа, оставшегося на станции, с указанием времени и числа приня-тых паке­тов. Пакеты с перевозочными документами машинист помещает в зак­рытые ящики, установленные в кабине локомотива.

Документы на сборные поезда вручаются кондуктору грузовых по­ездов без конвертования и контрольного бланка. Кондуктор обязан про­верить наличие документов согласно натурному листу, удос-товерить прием документов своей подписью в Книге приема и сдачи документов (форма ДУ-40).

 



Глава 14. Операции в пути следования

14. 1. Виды операций

Для обеспечения безопасности движения поездов, сохранности пе­ревозимых грузов и своевременной доставки их по назначению в пути следования выполняется комплекс коммерческих операций. К ним от­носятся: прием и сдача вагонов на технических станциях, осмотр поез­дов и вагонов в коммерческом отношении, учет передачи вагонов, кон­тейнеров, экипировка рефрижераторных секций, обработка авто-номных рефрижераторных вагонов, водопой живности, сортировка мелких от­правок и контейнеров, проверка положения негабаритных грузов при передаче их дорогами, перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны дру­гой, а также на другой вид транспорта, сдача и прием от других видов транспорта или от строящихся линий грузов, перевози-мых в прямом смешанном сообщении, или с участием строящихся железнодорожных линий, таможенный досмотр на пограничных стан-циях, оформление та­моженного транзита, таможенных деклараций и др.

К коммерческим операциям, выполняемым в пути следования, также относятся перегрузка из одного вагона в другой вследствие техничес­ких или коммерческих неисправностей, проверка и досылка груза, уст­ранение коммерческих неисправностей, переад-ресовка и др. Необходи­мость этих операций возникает вследствие нарушения Технических ус­ловий размещения и крепления грузов и правил перевозок, превышения установленных скоростей при маневрах, взаимоотношениями постав­щиков и потребителей продукции и др.

14. 2. Прием и сдача вагонов и перевозочных документов по пути следования грузов

По прибытии транзитного поезда на участковую или сортиро-вочную станцию, на которой осуществляется смена локомотивов, оператор СТЦ получает от локомотивной бригады пакет с перевозоч-ными документа­ми, проверяет по контрольному бланку ДУ-81 принадлежность их дан­ному поезду, целостность и сохранность. В Книгу приема и сдачи пере­возочных документов (форма ДУ-40) записывает дату и время приема документов, номер поезда, число пакетов и фамилию машиниста. Па­раллельно производится огражде-ние и закрепление состава, техничес­кий и коммерческие осмотры сос-тава, устранение неисправностей. Пе­ред отправлением поезда маши-нисту новой бригады установленным порядком вручают пакеты с перевозочными документами в запломбированном виде. В зависимос-ти от местных условий на станциях перево­зочные документы могут опускаться в бункер.

При смене локомотивных бригад без смены локомотивов парал­лельно с техническим обслуживанием и техническим осмотром но­вая локомотивная бригада принимает локомотив и перевозочные до­кументы непосредственно от прибывшей локомотивной бригады.

 



При­ем и сдачу локомотива и перевозочных документов удостове-ряют подписями машинистов в обоих маршрутах с указанием времени оформления и передачи. В случае повреждения пакета или контрольного бланка оператор СТЦ обязан сличить документы с натурным листом, проверить их полноту, состояние и составить акт общей формы ГУ-23, в котором должен отразить характер обнару-женных неисправностей, а при не­достаче документов - номер ваго-на, на который отсутствуют доку­менты. Номер акта общей формы и дата его составления указывают­ся в Книге сдачи документов (форма ДУ-40).

Акт общей формы со­ставляется в двух экземплярах, он подписы-вается дежурным по стан­ции и оператором СТЦ, а при получении документов непосредствен­но от машиниста — также машинистом поездного локомотива. Акт общей формы служит основанием для составления коммерческого акта формы ГУ-22, составляемого при разъединении вагонов от до­кументов и документов от вагонов.

Коммерческий осмотр транзитных поездов — важный элемент ра­боты перевозчиков по обеспечению безопасности движения поез-дов и сохранности перевозимых грузов. Коммерческой неисправ-ностью считается такое состояние ваго­на или груза, которое может угрожать безопасности движения или сохранности грузов: повреж-дение или отсутствие запорно-пломби­ровочных устройств (если о них есть отметка в перевозочных доку­ментах), отсутствие сведений о ЗПУ в перевозочных документах и самих ЗПУ на вагонах и контейнерах, если в соответствии с Правила­ми перевозок они должны быть, неясные или неполные знаки на ЗПУ (если нельзя установить контрольные знаки), признаки хищения или утраты груза, пролом дверей, кузова вагонов или контейнеров, несо­ответствие контрольных знаков на ЗПУ с накладной и вагонным лис­том, если об этом не составлен акт общей формы о замене ЗПУ, про­сыпание грузов, возможность доступа к нему из-за повреждения ку­зова вагона, течь груза из кузова крытого вагона или котла цистерны через сливное устройство из-за его неплотного закрытия, наличие «колодцев» в вагонах, загруженных контейнерами, непра-вильно зак­рытые люки полувагонов (на одну задвижку), незакры-тые борта или неправильно закрепленные запоры платформ, открытые люки полу­вагонов и крытых вагонов, если данный груз не требуется перевозить с открытыми люками, нарушение Техничес-ких условий размещения и крепления грузов в вагонах и контей-нерах, расстройство погрузки в открытом подвижном составе (сдвиг и перекос груза, выход его за пределы концевой балки полувагонов и платформ более чем на 400 мм, развал штабелей и др. ), отсутствие или повреждение крепления груза (излом стоек, подкладок, прокла-док и распорных брусков, разрыв и ослабление растяжек, обвязок и др. )Коммерческие неисправности, подлежащие обязательному уст-ране­нию, приведены в Правилах осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении.

 



14. 3. Порядок выявления, устранения и документального оформления коммерческих неисправностей

Для выявления и устранения коммерческих неисправностей на станциях организуются пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов (ПКО). На станциях, состоящих из нескольких парков, орга­низуют несколько ПКО, каждый из которых объединяет работу по осмотру поездов и вагонов в закрепленном за ним районе станции. Руководит всей деятельностью пункта освобожденный бригадир, а в каждой смене — приемосдатчик 6-го разряда, в подчинении кото­рого находятся приемосдатчики и приемщики поездов и рабочие по устранению коммерческих неисправностей. Свою работу они стро­ят в соответствии с Правилами коммерчес-кого осмотра поездов и вагонов (ЦМ-360) в коммерческом отноше-нии. Работники ПКО стан­ции или района размещаются в производ-ственно-технических по­мещениях, оборудованных автоматизиро-ванными рабочими места­ми пунктов осмотра поездов и вагонов (АРМ ПКО), средствами связи, а также инвентарем, материалами и инструментами. АРМ ПКО должен быть настроен на связь: с систе-мой управления перевозка­ми грузов (АСУПГ), автоматизиро-ванной системой управления сор­тировочной станцией (АСУСС), актовой группой станции (сетевая модель). Это позволяет произво-дить не только розыск вагонов, про­следовавших через станцию, но и определить, был ли коммерчес­кий брак и как он расследован.

Для осмотра состояния крепления грузов в полувагонах, платфор­мах, проверки исправности крыш вагонов, контейнеров, цементовозов, положения крышек верхних загрузочных люков крытых вагонов и цис­терн могут применяться установки промыш-ленного телевидения со сред­ствами видеозаписи изображения. С этой целью в горловинах парков прибытия, отправления, а также на путях надвига на горку могут уста­навливаться специальные смотровые вышки.

Для проверки габарита погрузки грузов в открытом подвижном со­ставе устанавливаются габаритные ворота, оборудованные устройства­ми дистанционного контроля. Для контроля массы груза в вагоне на ПКО могут устанавливаться вагонные весы. В настоящее время на станциях сети железных дорог России внед-ряется автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ), которая состоит из телевизионной систе­мы, электронных габаритных ворот, АРМ оператора и приемосдатчика ПКО, вагонных электронных весов.

Телевизионная система позволяет одновременно производить запись изображения с трех телевизионных камер (сверху и с боков вагона) и воспроизводить записанное изображение на экране мони-тора компьюте­ра, установленного на АРМ оператора ПКО, элект-ронные габаритные ворота обеспечивают контроль габарита погруз-ки, вагонные электрон­ные весы обеспечивают автоматическое



взвешивание вагонов в процес­се движения поезда. С помощью АРМ оператора осуществляется снятие информации в процессе движения поезда, обеспечивается сбор и хране­ние данных о коммерческом состоянии вагонов и грузов.

Для устранения коммерческих неисправностей в отцепленных от по­езда вагонах на станции создаются механизированные пункты с при­менением новейших технических средств и сооружений с целью обес­печения сохранности грузов, ускорения их доставки и повышения бе­зопасности движения. Механизированный пункт устранения ком-мер­ческих браков (ПКМ) оснащается необходимыми типовыми механиз­мами и устройствами для устранения коммерческого брака в открытом подвижном составе и для перегрузки груза из крытых вагонов (электрокозловые и стреловые краны, малогабаритные дизель-ные и электри­ческие погрузчики, эстакады для осмотра правильности погрузки и крепления груза, перегрузочные платформы, приемные бункера для выгрузки грузов, перевозимых насыпью и навалом, и др. ). ПКО со­здаются в составе механизированной дистанции погрузочно-разгру­зочных работ и коммерческих операций.

Непосредственное руководство работами по исправлению коммер­ческих неисправностей осуществляет мастер по устранению коммер-чес­ких неисправностей. В оперативном подчинении мастера находятся при­емосдатчик груза, машинисты кранов, стропальщики, водители погруз­чиков, составитель поездов, машинист маневрового локомоти-ва.

Транзитные поезда, следующие через станцию без переработки, ос­матривают в коммерческом отношении параллельно техническому ос­мотру за время, предусмотренное технологическим процессом. Обна-­ руженные коммерческие неисправности должны устранять, как прави­ло, без отцепки вагона от поезда. Отцепка вагонов допускается только в случаях, когда неисправность невозможно устранить за время стоян­ки транзитного поезда на станции по графику или поезда своего фор­мирования за время, предусмотренное технологическим процессом работы станции.

Обнаруженные при осмотре коммерческие неисправ­ности, угрожа-ющие безопасности движения и сохранности грузов, оформляют актами общей формы в трех экземплярах, подписываемы­ми работ-никами станции, принимающими поезда в коммерческом от­ношении (не менее двух лиц). Если поезд сопровождался кондукто­ром или вагон находился под охраной стрелка ведомственной охраны, то они участвуют в осмотре и подписании акта общей формы. Резуль­таты осмотра каждого поезда в коммерческом отношенииоформляют­ся записью в Книге регистрации коммерческих неисправностей в пун­ктах коммерческого осмотра вагонов (форма ГУ-98). Если неисправ­ностей не обнаружено, то в Книге против номера поезда делается от­метка об этом. Если коммерческие неисправности не угрожают безо­пасности движения поездов и сохранности грузов, возможность



даль­нейшего следования вагонов определяет начальник станции или его заместитель, которые дают письменное разрешение на отправ-ление.

При обнаружении на станции вагонов и контейнеров с признаками хищения или возможности доступа к грузу (повреждение кузова, срыв ЗПУ) приемосдатчики накладывают контрольные ЗПУ без проверки груза и составляют акт общей формы с указанием в нем времени наложения ЗПУ. О каждом таком случае немедленно сооб-щается дежурному по станции или маневровому диспетчеру, а также в ведомственную охрану и органы внутренних дел на транспорте. Такой вагон отцепляют от поез­да и подают на специально отведен-ные пути (или на механизированный пункт) для проверки массы, количества и состояния груза. По оконча­нии осмотра состава в соответствии с классификатором приемосдатчик передает сведения по радиосвязи оператору, который автоматизирован­но вводит в архив осмотра поездов и вагонов по форме Книги ГУ-98 с передачей информации в АРМ команды ведомственной охраны.

При перевозке грузов по безбумажной технологии (в условиях сопровождения груза электронной накладной и вагонным листом) в случае отцепки вагона от поезда работник СТЦ должен ввести и пере­дать в Автоматизированную систему управления перевозками (АСОУП) корректированное сообщение.

 Из АСОУП по запросу поступают и выводятся на печать данные электронной накладной на отправку в виде машинопечатного документа по форме ГУ-27-ВЦ.

После приема АСОУП сообщения электронность у отцепленного вагона снимается. После устранения неисправности на основании данных машинопечатного до­кумента по форме ГУ-27-ВЦ, оставше-гося на хранении в делах стан­ции, на отцепленный вагон составля-ется досылочная дорожная ведо­мость, по которой вагон следует на станцию назначения для выдачи грузополучателю.

При отсутствии ПЭВМ на станции сведения по отцепным вагонам передаются по телефону в информационный пункт службы перево-зок управления дороги.

14. 4. Перегрузка и проверка массы груза в пути

Перегрузка грузов из одного вагона в другой вызывается неисп-рав­ным состоянием или повреждением вагона, нарушением Техни-ческих условий размещения и крепления грузов, Правил и условий перевозки грузов в тех случаях, когда это угрожает безопасности движения или сохранности груза и когда эти неисправности невоз-можно исправить без разгрузки вагона. Перегрузка грузов из одного вагона в другой произ­водится также в пунктах примыкания линий узкой и широкой колеи. При перегрузке работники станции обязаны проверить наличие груза соглас­но перевозочным документам.

 



Обнаружив недостачу или порчу груза, составляют коммерчес-кий акт, о чем делается отметка в накладной и дорожной ведомости. Копию акта прилагают к накладной. О неисправности вагона составляют, кро­ме того, акт о техническом состоянии вагона (форма ГУ-106). В ори­гинале накладной и дорожной ведомости зачеркива-ется первоначаль­ный номер вагона и другие сведения о нем, а затем, проставляются новые данные о вагоне, в который перегружен груз. Это исправление заверяется подписью работника станции, руководившего перегрузкой, и штемпелем станции. Составляют новый вагонный лист, а первона­чальный прилагают к первому экземпляру коммерческого акта. Если последний не составляли, первоначальный вагонный лист остается на станции перегрузки и на нем делают отметку о причине ее и указывают номер вагона, в который перегружен груз. Перегружают на специаль­но выделенных путях станции или на ПКМ по правилам, установлен­ным для переработки данного груза. Под перегрузку обычно подают вагоны однотипные с перегружаемым, одинаковой с ним грузоподъ­емности и полезным объемом кузова, чтобы после перегрузки не было остатка и не возникла необходимость в досылке груза.

При перегрузке из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи грузов, следующим по документам, составленным на весь путь следования, в накладной и дорожной ведомости также зачерки-вается номер и другие данные о вагоне широкой колеи, а в верхней части указываются номера всех вагонов узкой колеи, в которые погружен груз. Другие данные о ваго­нах узкой колеи не указывают-ся. Массу, количество мест и состояние груза в пути следования проверяют при отсутствии или неисправности ЗПУ на вагонах или контейнерах, загруженных тарно-штучными гру­зами. Грузы, перевозимые навалом или насыпью, проверяются по на­ружному осмотру. Если обнаружены признаки перегруза вагона сверх грузоподъемности, указанной на трафарете, то вагон взвешивают на вагонных весах. Масса наливных грузов в пути следования не прове­ряется. Скоропортящиеся грузы, перевозимые с охлаждением, отопле­нием или утеплением, а также в крытых вагонах с открытыми люками, проверяются только по наружному осмотру без выгрузки их из ваго­нов. Результаты проверки груза в пути следования оформляют актом общей формы, если Правилами не предусмотрено составление ком­мерческого акта.

14. 5. Передача грузов между подразделениями перевозчика

Для разграничения ответственности между подразделениями пере­возчика за сохранность и своевременную доставку грузов, определе­ние балансового наличия грузовых вагонов и контейнеров на сети в целом, а также для определения уровня выполнения заданных норм передачи поездов, грузовых вагонов и контейнеровна станциях пере­дачи осуществляется передача груженых крытых



вагонов, грузов, сле­дующих в открытом подвижном составе и перевозочных документов, а также учет перехода поездов, грузовых вагонов и контейнеров. Пере­чень станций передачи устанавливается перевозчиком. Основным до­кументом по учету перехода поездов, груженых вагонов и контейне­ров являются телеграммы-натурные листы поезда (ТГНЛ), данные ко­торых передаются по каналам связи в ИВЦ подразделения перевозчика в виде специальных сообщений. В ИВЦ по каждому стыковому пункту составляется Отчет о перехо-де поездов, грузовых вагонов и контейнеров формы ДО-1. Формиро-вание отчета осуществляется через систему ДИСПАРК (автоматизи-рованную систему пономерного учета, контроля, дислокации, анализа использо­вания и регулирования вагонным парком). Позволяет определить место­нахождение и состояние вагонов.

Для контроля за правильностью учета перехода вагонов и контейне­ров ИВЦ дороги по окончании учетного периода выдают пунктам пере­хода оперативные справки взамен ручного журнала учета перехода ва­гонов и контейнеров. Эти справки на стыковых пунктах подшиваются и хранятся в делах станции и служат для документального подтверждения фактической передачи поездов, вагонов и контейнеров.

Работники СТЦ проверяют при отправлении и прибытии каждый по­езд как в отношении правильности записи и подсчета числа и рода ваго­нов и контейнеров, так и в отношении точного учета в натурном листе поезда времени их перехода. Операторы СТЦ тщательно следят за тем, чтобы на все груженые вагоны были документы (накладные, дорожные ведомости и вагонные листы), а также все требуемые Правилами прило­жения к перевозочным документам. В случае обнаружения расхожде­ния данных ТГНЛ с результатами натурной проверки состава, осуще­ствляется корректи-ровка данных натурного листа. Результаты сверки и корректировки сообщением 09 передаются в АСОУП.

При передаче груженых вагонов работники СТЦ на всех дорож-ных ведомостях проставляют календарный штемпель станции. Штемпели дол­жны иметь ясный оттиск и проставляться на оборот-ной стороне дорож­ной ведомости в специально предусмотренных клетках и в строго пос­ледовательном порядке их номеров. По кален-дарным штемпелям уста­навливают фактический путь следования груза.

При перевозке грузов по безбумажной технологии в системе АИС ЭДВ в условиях информационного обмена между дорогами электрон­ной накладной при сопровождении груза электронной нак-ладной и ва­гонным листом станции перехода передают в ИВЦ соответствующие со­общения. Проследование стыковых пунктов фиксируется в электрон­ной накладной машинным способом путем проставления кода, даты и времени по сообщениям об операциях на

 



стыковых пунктах (200, 202, 220, 1042). Календарные штемпеля проследования стыковых пунктов на бумажных документах, следующих с грузом, не проставляются.

14. 6. Досылка груза и ее оформление

Досылкой считается досылаемая по назначению часть груза, не от­правленная по какой-либо причине в одном вагоне с основной партией груза, перевозимого по одному перевозочному документу. Досылки возникают при перегрузке вагонов, если невозможно загрузить в один вагон всю партию груза из-за недостаточной его грузоподъемности или вместимости, при обнаружении грузов без документов или части груза, ошибочно не отправленной с основной партией, при обнаружении в порту (пристани) перевалки после отгрузки всей партии остатка груза, в слу­чае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправности и др. Если груз по основной отправке из-за невместимости в вагон полностью не погружен, на оставшуюся часть груза составляется досылочная дорож­ная ведомость. В графе дорожной ведомости «Наименование груза» ука­зывается «Досылается к основной отправке №...................................................................... согласно коммер­ческому акту №.......................................................... для выдачи получателю». Факт недогруза основ­ной отправки оформляется коммерческим актом, второй экземпляр ко­торого прикладывается к основным перевозочным документам.

Груз, прибывший на станцию назначения по основной отправке с не­догрузом, который оформлен коммерческим актом, выдается на общем основании. Коммерческий акт регистрируется и выдается грузополуча­телю. Прибывшая на станцию назначения досылка выдается под распис­ку в досылочной дорожной ведомости по предъявлению грузополучате­лем коммерческого акта и основной накладной, на оборотной стороне которой станция делает отметку о выдаче недостающего груза. В случае прибытия груза по досылоч-ным перевозочным документам ранее при­бытия груза по основным перевозочным документам выдача прибыв­шей части груза произво-дится под расписку грузополучателя в досылочной дорожной ведо-мости. Кроме того, грузополучатель выдает стан­ции справку в том, что полученная часть груза им будет зачтена в счет основной отправки. В случае прибытия по досылочным перевозочным доку-ментам всего груза (согласно квитанции о приеме груза) станция на основании данной квитанции составляет копии накладной и дорож­ной ведомости (взамен утраченных) и оформляет выдачу груза в уста­новленном порядке.

 

 



При обнаружении бездокументного груза станцией принимаются срочные меры к установлению принадлежности груза и досылке по назначению. При этом составляется коммерческий акт. Пос­ле уста-новления принадлежности бездокументного груза и адреса грузопо-лучателя производится соответствующая отметка в коммерческом акте и оформляется его досылка.

Досылка отдельных мест или части груза, оказавшегося без доку­ментов, проводится по дорожной ведомости. Досылка всего груза, ока­завшегося без документов, производится по полным перевозоч-ным до­кументам. В этих случаях в качестве грузоотправителя в перевозочных документах указывается начальник станции, осущест-вляющий досылку, а грузополучателем — начальник станции назна-чения. К дорожной ведо­мости прилагается копия коммерческого акта. На станции назначения выдача грузов производится по досылочной дорожной ведомости.

Досылка вагона (группы вагонов), отцепленных в пути следова-ния, от маршрутной или групповой отправки оформляется досылоч-ной до­рожной ведомостью и составлением вагонных листов, с которыми такой вагон следует на станцию назначения.

В случае отцепки в пути следования вследствие неисправности ва­гона (группы вагонов), перевозка которого была оформлена с исполь­зованием электронной накладной, станция после устранения неисправ­ности вагона оформляет на каждый отцепленный вагон электронную досылочную дорожную ведомость и передает ее в обслуживающий станцию ДВЦ. В электронной досылочной дорож-ной ведомости в гра­фе «Получатель» указывается «ДС      » (станция назначения гру­за), а также сведения о номере вагона, коде и наименовании груза, номере основной отправки, коде и наимено-вании грузополучателя и его почтовом адресе, сведения о ЗПУ.

В Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте опре­делен порядок выдачи груза, перевозимого по досылочным докумен­там, при перевозке основной отправки с использованием электрон­ной накладной.

14. 7. Переадресовка грузов и ее оформление

Переадресовкой называется изменение указанных в перевозочных документах грузополучателя и (или) железнодорожной станции назна­чения. Переадресовка производится в соответствии со статьей 31 Уста­ва. Порядок переадресовки указан в Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транспорте.

Переадресовки значительно затрудняют работу подразделений владельцев инфраструктуры: возникают дополни­тельный пробег вагонов, излишние операции (отцепка и прицепка ваго­нов к поез-дам, оформление документов), замедляется скорость достав­ки груза, заново рассчитывается провозная плата.



 Расходы перевозчи­ка, возникшие в связи с переадресовкой гру-зов, возмещаются грузоот­правителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществля­ется переадресовка, в соответствии с договором.

Заявление о переадресовке перевозимого груза подается в пись­менном виде (в том числе по факсу, телетайпу и телеграфу) грузо­отправителем или грузополучателем в адрес руководителя, разре­шающего переадресовку. В заявлении о переадресовке груза ука­зывается номер вагона или контейнера, номер накладной, наимено­вание груза, масса груза, наименование грузоотправителя и его код, наименование первоначального грузополучателя и его код, наиме­нование станции отправления и ее код, наименование станции пер­воначального назначения и ее код, наименование станции нового назначения и ее код, наименование нового грузополучателя и его код. Заявление о переадресовке груза подписывается руководите­лем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется печа­тью. К заявлению на переадресовку должно быть приложено согла­сие нового грузополучателя на прием груза.

Переадресовка осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых прово-дит­ся переадресовка. Перечень подразделений перевозчика и его уполно­моченных лиц, в функции которых входит принятие решений по переад­ресовке и ее оформление, устанавливается перевозчиком. Перечень под­разделений владельца инфраструктуры и его уполно-моченных лиц, в функции которых входит согласование переадре-совки, устанавливается владельцем инфраструктуры.

Перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переад­ресовку, рассматривает его и согласовывает с владельцем инфраструк­туры. По итогам рассмотрения и согласования перевоз-чик принимает решение в течение не более двух суток об осуществлении переадресов­ки либо об отказе в ее осуществлении.

Порядок передачи разрешений на переадресовку структурным под­разделениям перевозчика, в том числе уполномоченным предс-тавите­лям на станции, на которой осуществляется переадресовка, устанавли­вается перевозчиком.

Переадресовка грузов может производиться на станции назна-чения или в пути следования. Переадресовка грузов в пути следова-ния осу­ществляется по первоначальным перевозочным документам. Переадре­совка грузов в прямом сообщении на станции назначения осуществля­ется по новым перевозочным документам за исключе-нием негабарит­ных грузов и грузов, перевозка которых не предус-мотрена технически­ми условиями погрузки и крепления грузов.

В Правилах переадресовки грузов на железнодорожном транс-порте пре­дусмотрен порядок переадресовки грузов в прямых и в не-прямых междуна­родных сообщениях, переадресовка порожних соб-ственных или арендован­ных вагонов, грузов с признаками порчи,

 



повреждения, недостачи и др.

Переадресовка грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятель­ности, перевозимых в контейнерах и мелкими отправками, производит­ся уполномоченным представителем перевозчика на станции назначе­ния по письменному заявлению грузополучателя.

При оформлении переадресовки заявитель обязан произвести расче­ты за перевозку по первоначальным документам, внести все платежи по новым перевозочным документам.

Переадресовка отдельных вагонов, следующих в составе маршрут­ной или групповой отправки, допускается только на станциях назначе­ния с оформлением перевозки по новым перевозочным документам.

Переадресовка груза, находящегося под таможенным контролем, проводится при наличии согласия таможенного органа. В случае, если перевозка груза угрожает здоровью и жизни людей, безопас-ности дви­жения, экологической безопасности, переадресовка таких грузов про­водится без согласования с соответствующим таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем с последующим незамедлитель­ным их уведомлением.

Переадресовка груза, перевозимого по электронной накладной, мо­жет проводиться с оформлением дальнейшей перевозки по новой элек­тронной накладной или по первоначальной накладной в установ-ленных Уставом и правилами переадресовки случаях. Стороне, офор-мляющей переадресовку груза с составлением новой электронной накладной, стан­цией выдается бумажная копия новой электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ, заверенная подписью товарного кассира в графе «Товарный кассир» и календарным штемпелем в графе «Штемпель станции от­правления (прием груза к перевозке)».

В случае, когда перевозка груза до новой станции назначения по ка­кой-либо причине не может производиться по электронной нак-ладной, станция, где проводится переадресовка, оформляет обычный комплект перевозочных документов. Если дальнейшая перевоз-ка будет произво­диться по первоначальным перевозочным документам, то к комплекту перевозочных документов прикладывается бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ с отметкой о переадресовке и бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ. При этом в бумаж­ных копиях электронной накладной должны быть указаны наименование и код новой станции назначения и наименование и код нового получате­ля и его адрес.

За время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресов-ки по независящим от перевозчика и владельца инфраструктуры обс-тоя­тельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами по договору, если другое не пре­дусмотрено законодательством Российской Федерации.

 



Глава 15. Операции по прибытию и выгрузке грузов

15. 1. Информация о подходе поездов и грузов

Информация о подходе поездов и грузов, ее качество - основа опера­тивного планирования и регулирования работы железнодорож-ной станции.

Станция получает и передает грузополучателям два вида информа­ции: предварительную и точную.

Предварительную информацию руководство станции получает из отде­ления дороги вместе с заданием на смену. Предварительная информация содержит данные о предстоящем прибытии поездов и вагонов на 12 часов вперед с каждого направления с выделением вагонов, следующих под выгрузку на данную станцию. Периодичес-ки через каждые 4-6 часов ин­женер информационной группы отделения дороги передает маневровому диспетчеру станции сле-дующую информацию: номер поезда, индекс по­езда, количество вагонов, предполагаемое время прибытия на станцию.

По окончании приема информации от отделения дороги манев-ровый диспетчер макетом 40 получает телеграмму-натурный лист на поезда, следующие в адрес станции.

Точная информация поступает по каналам связи в виде телеграммы - натурного листа. Маневровый диспетчер в течение всей смены получает с сортировочной станции информацию о прибытии на эту станцию поез­дов, на которые получена предвари-тельная информация, согласовывает с ДСП сортировочной станции и поездным диспетчером время отправ­ления поезда с сортировоч-ной станции и выверяет телеграмму-натурный лист на поезд.

Выверив телеграмму-натурный лист, маневровый диспетчер дает рас­поряжение приемосдатчику приступить к предварительной информации грузополучателей, экспедиторов и приемосдатчиков складов в целях своевременной подготовки механизмов и работников для выполнения операций по приему, обработке и выгрузке вагонов.

15. 2. Прием груженых вагонов и перевозочных документов на станции назначения

Получив сообщение с соседней станции об отправлении поезда, де­журный по станции информирует работников СТЦ, пунктов техническо­го обслуживания и коммерческого осмотра и (при необ-ходимости) ве­домственную охрану о номере поезда, пути приема и времени его при­бытия для встречи прибывающего поезда работ-никами, участвующими в его обработке.

После остановки поезда и отцепки поездного локомотива состав ог­раждается сигналами остановки и закрепляется.

 



При осмотре состава по прибытии выявляются вагоны с техничес-ки­ми неисправностями и определяется их годность под сдвоенные опера­ции. Одновременно с техническим осмотром осмотрщики ваго-нов от­пускают тормоза и, руководствуясь размеченной телеграммой-натурным листом (сортировочным листом), разъединяют и подвеши-вают автотор­мозные рукава в местах разъединения отцепов, а приемосдатчики про­водят коммерческий осмотр вагонов.

Перевозочные документы на груженые вагоны, прибывшие под выг­рузку, поступают в СТЦ, где проводится натурная проверка нали-чия и соответствия документов вагонам и грузам.

Закончив натурную проверку, оператор СТЦ при необходимости вносит изменения в телеграмму-натурный лист и уточняет данные в сортировоч­ном листке, составленном заранее на основании телеграммы-натурного листа.

После этого оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомос­тях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактичес­кого прибытия груза, в вагонном листе дополнительно указывается но­мер поезда и время прибытия.

После этого документы записываются в Книгу сдачи перевозоч-ных документов (форма ГУ-48) по каждой отправке с указанием номера ва­гона и номера накладной. Дорожные ведомости и накладные передают в товарную контору, а вагонные листы — на грузовой район или в пункты выгрузки на местах необщего пользо-вания. Вагонные листы в пункты выгрузки можно также отсылать из товарной конторы. Документы на сборные вагоны, прибывшие для сортировки, передают в контору гру­зосортировочной платформы.

О сдаче документов в Книге расписывается работник СТЦ, а о при­еме документов — работник товарной конторы или грузосорти-ровочной платформы. При пересылке документов по пневмопочте расписки о сдаче и приеме документов не делаются.

Коммерческий осмотр вагонов выполняют приемщики поездов пун­кта коммерческого осмотра. При осмотре вагонов особое внима-ние обращается на следующее: крытых — на исправность кузовов, нали­чие и исправность ЗПУ и соответствие контрольных знаков на них зна­кам, указанным в перевозочных документах; открытых — на исправ­ность погрузки и сохранность груза. Все обнаруженные неисправнос­ти оформляются актом общей формы.

Когда прибывшие вагоны после выгрузки предполагается исполь­зовать под погрузку, определяют пригодность их для перевозки того или иного груза. При осмотре порожних составов, прибывших под погрузку, приемщики поездов должны убедиться, нет ли среди них груженых вагонов.

 



15. 3. Регистрация прибывших грузов

В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистри-ру­ют на основании данных перевозочных документов в Книге прибытия грузов (форма ГУ-42). Все страницы Книги должны быть последова­тельно пронумерованы. Число страниц в Книге заверяет начальник стан­ции. На станциях с большой выгрузкой может вес-тись несколько Книг прибытия. На станциях с небольшим прибы-тием грузов под выгрузку Книгу прибытия можно не вести.

В начале каждых суток в первой свободной строке Книги прибы-тия проставляется число и месяц прибытия грузов, затем по каждой отправ­ке указывается в соответствующих графах порядковый номер записи в Книгу прибытия, номер вагона и накладной, станции отправления. В гра­фе «Примечание» в зависимости от местных условий можно указывать получателя груза или место выгрузки,

а также другие данные. Порядок заполнения этой графы устанав-ливает начальник станции. После записи отправки в Книгу прибы-тия на лицевой стороне дорожной ведомости проставляют поряд-ковый номер, под которым отправка записана в Кни­ге прибытия.

По мере выдачи грузов в соответствующих графах Книги прибы-тия отмечаются ежедневно номер сопроводительной ведомости (форма ФДУ-91), число и месяц выдачи.

По окончании отчетных суток товарная контора проверяет нали-чие до­кументов на невыданные грузы. Для этого в Книге прибытия подводят итог движения документов по форме: «Оставалось... отправок», «При­было... отправок», «Выдано... отправок», «Осталось... отправок». Чис­ло отправок, показанных в остатке на очередные сутки, должно соответ­ствовать фактическому наличию документов на невыданные грузы.

Аналогично проверяют наличие документов при смене дежурства товарных кассиров.

На 1 января каждого года заводят новые Книги прибытия. Предвари­тельно в эти Книги переносят полностью отправки, по которым грузы не выданы до 1 января.

В условиях функционирования АСУ грузовой станции товарный кассир вводит информацию о прибывших грузах по каждому сооб-щению отдель­но в соответствии с макетом ГУ-42. Порядковые номера в Книге прибы­тия грузов выдаются в автоматизированном режиме и фиксируются то­варным кассиром в дорожных ведомостях.

15. 4. Уведомление грузополучателей о прибытии груза и времени подачи вагонов, контейнеров под выгрузку.

В соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведо­мить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. При этом порядок и способы уведомления устанавливаются начальником стан­ции. Этот порядок может быть изменен по предложению



грузополу­чателя. При установлении способа уведомления следует исходить не только из сложившихся местных условий, но и из гарантирован­ности как передачи уведомления, так и его получения. Для обеспе­чения приема уведомлений грузополучателем определя-ются ответ­ственные по приему уведомлений лица, фамилии и номера телефо­нов, факсов и телексов которых в письменной форме сообщаются начальнику станции.

Передача уведомлений одновременно регист­рируется на станции в Книге уведомлений о прибытии грузов. В уведомлении о прибы-тии груза обязательно проставление даты и времени передачи уведомления.

Если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополу-чатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейне-рами, от сбора за хранение грузов за время до получения уведомле-ния о прибытии в его адрес грузов.

Если прибывший на станцию назначения груз находится под тамо­женным контролем, то помимо грузополучателя о прибытии такого гру­за уведомляется территориальный таможенный орган для проведения со­ответствующих таможенных формальностей, связан-ных с получением грузополучателем разрешения на использование груза.

О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выг­рузки грузов грузополучателем железнодорожная станция уведом­ляет грузополучателя не позднее чем за два часа до объявленной по­дачи вагонов, контейнеров. Эти уведомления регистрируются в Кни­ге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгруз­ку формы ГУ-2 или ГУ-2-ВЦ. Поданное перевозчиком уве-домление о подаче вагонов под выгрузку может считаться уведомлением о при­бытии грузов.

При подаче перевозчиком вагонов, контейнеров под выгрузку без такого уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение груза начисляется на грузополучателя по истечении 2 часов после фактической подачи вагонов к месту вы-грузки либо к месту передачи на железнодорожный путь необщего пользования или на выставочный путь. При подаче вагонов с опоз-данием против сро­ка, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов исчисля­ется с момента фактической подачи. Если опозда-ние превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя о пред­стоящей подаче. Перевозчик может в соответствии с договором пре­доставлять грузополучателю предва-рительную информацию о подхо­де в его адрес грузов.

 



15. 5. Выгрузка, регистрация и маркировка выгруженных грузов.

В соответствии со статьей 21 Устава выгрузка грузов, грузобага-жа в местах общего пользования обеспечивается грузополучателями. Пере­возчики, владельцы инфраструктур могут принимать на себя по догово­ру с грузополучателями выполнение разгрузочных работ.

Выгрузка грузополучателем из рефрижераторных вагонов, рефри­жераторных контейнеров скоропортящихся грузов, подлежащих выдаче в местах общего пользования, допускается только непосред-ственно из вагона (контейнера) на автотранспорт.

Выгрузка в местах общего пользования бездокументных скоро­портящихся грузов допускается только при передаче грузов в про­цессе их реализации непосредственно из вагона (контейнера) на ав­тотранспорт.

Время подачи вагонов, контейнеров под выгрузку в места общего пользования, а также время окончания выгрузки груза средствами же­лезной дороги указывается приемосдатчиком станции в вагонном листе и в памятке приемосдатчика.

Дата выгрузки груза средствами перевозчика либо подачи вагонов, контейнеров под выгрузку средствами грузополучателя указывается на оборотной стороне накладной путем проставления календарного штем­пеля станции.

Получив из СТЦ или товарной конторы (в зависимости от установ­ленного технологией порядка) вагонные листы, приемос-датчик готовит место для выгрузки грузов, устанавливает очеред-ность разгрузки ваго­нов и знакомит комплексную механизирован-ную бригаду с порядком выполнения работы.

В условиях функционирования АСУГС приемосдатчик вводит в ЭВМ список вагонов и указывает время подачи. На печатающее устройство выдается план выгрузки, которым приемосдатчик руко-водствуется в процессе выгрузки груза и с которым знакомит комплексную механизи­рованную бригаду.

По окончании расстановки вагонов приемосдатчик проверяет исправ­ность ЗПУ и производит наружный коммерческий осмотр вагона (или груза в открытом подвижном составе). При обнару-жении коммерческих неисп­равностей приемосдатчик докладывает об этом начальнику грузового района или начальнику станции.

После коммерческого осмотра вагонов приемосдатчик снимает ЗПУ и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады при­ступить к выгрузке. Открывать двери вагона следует осторожно за по­ручень на себя, следя за тем, чтобы из вагона не выпал груз.

 



В процессе выгрузки приемосдатчик должен сличать данные ва­гонного листа или накладной с фактическим наличием груза, прове­рять при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приемосдатчик следит за тем, чтобы груз был выгружен и уло­жен аккуратно, без повреждения и чтобы при этом обеспечивалась сохранность вагонов.

Все обнаруженные повреждения или неисправности упаковки, угрожа­ющие сохранности груза при его дальнейшей перевозке или хранении до выдачи получателю, должны быть устранены, россыпь груза должна быть собрана, взвешена и сохранена. Если невозможно устранить повреждение или неисправность упаковки, то поврежден-ные места укладывают в запира­емые и пломбируемые помещения.

Поврежденные места приемосдатчик обязан взвесить и устано-вить, какова недостача массы против стандартной массы или массы по тра­фарету. Если груз был подмочен, вагон предъявляется к техническо­му осмотру для проверки кузова, особенно крыши. После окончания выгрузки приемосдатчик в вагонном листе проставляет дату и время начала и окончания выгрузки и заверяет это своей подписью и пере­дает его в товарную контору. На основании вагон-ных листов в товар­ной конторе делают отметки в накладных и дорожных ведомостях о месте нахождения груза на складе и накладывают календарный штем­пель времени выгрузки.

Вся выгрузка на местах общего пользования должна быть зарегист­рирована в Книге выгрузки формы ГУ-44 (табл. 15. 1).


 



 


 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.