В.П. Перепон 6 страница
Рис. 12. 2. Порядок расположения транспортной маркировки: 1 — манипуляционные знаки; 2 — допускаемые предупредительные над-писи; 3 — порядковый номер внутри отправки, число мест в отправке; 4 — наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 — наименование станции перегрузки; 6 — железнодорожная маркировка; 7 — наименование грузоотправителя; 8 — наименование станции отправления; 9 — масса нетто; 10 — масса брутто; 11 — габаритные размеры грузового места
|
Рис. 12. 3 Маркировка, наносимая непосредственно на ящик
| имея в виду, что с помощью ее устанавливается связь между грузом и перевозочным докумен-том, определяется его принад-лежность в случае разъединения от документов, осуществляется информация работников о мерах предосторожности и способах обращения с упакованной про-дукцией при транспортировке и хранении.
12. 3. Договор перевозки груза
В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную в соответствии с Правилами пере-возок грузов железнодорожным транспортом транспортную желе-знодорожную накладную и другие предусмотренные соответ-ствующими нормативными пра-вовыми актами документы. Указанная накладная и выданная на ее основании грузоотпра-вителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение дого-вора перевозки груза. В соответс-твии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевре-менно и в сохранности доставить груз на железнодорожную стан-цию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотп-равитель обязуется оплатить перевозку груза.
Сторонами договора перевоз-ки груза выступают перевозчик и отправитель. Отправитель груза и его собственник не всегда совпа-дает в одном лице.
| Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца отсобственного имени. По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдануправомоченному на его получение лицу — грузополучателю.
По договору перевозки грузаосновное право перевозчика — получить причитающиеся ей провозные платежи, размеркоторых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами. Основная обязанностьотправителя — оплатить перевоз-ку груза, а основное право — потребовать доставки груза впункт назначения в целости и сохранности в установленной срок и выдачи его указанному в накладной грузополучателю. Накладная состав-ляется на имя определенного грузополучателя, а потомуявляется именным документом. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов пожелезнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются МПС и публикуются в Сборникеправил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
От грузоотправителя требуется надлежащее в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодо-рожном транспорте заполнение граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная следует вместе с грузом со станции отправления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю. В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдаются железнодорожная квитанция о приеме груза, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Дорожная ведомость (лист 2 накладной) имеет большое значение, т. к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным составом в пути следова-ния. В корешке дорожной ведомости грузоотправитель расписыва-ется в получении железнодорожной квитанции. Другими докумен-тами являются также прилагаемые к накладной сопроводительные документы: сертификаты качества Государственной хлебной инспекции, сертификаты на семенной, посадочный материал и семена картофеля, ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертифи-кат на грузы, подконтрольные Госветнадзору, удостоверение или сертификат качества скоропортящихся грузов, сертификат, удостоверяющий отсутствие в грузах карантинных организмов, качественный паспорт на нефтепродукты, таможенные документы и др.
|
12. 4. Формы перевозочных документов и требования к их заполнению
Перевозка грузов оформляется едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте перевозочными документами. Перевозочный документ — транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов: лист 1 — оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю); лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры — один для входной железно-дорожной станции, находящейся в данной инфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры); лист 3 — корешок дорожной ведомости(остается у перевозчика); лист 4 — квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).
Оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузом на станцию назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Если накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, то дорожная ведомость — документ расчетно-финансового и информационного значения. По дорожным ведомостям определяется выполненный объем перевозок, доходные поступления от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки, осуществляется информационное обеспечение автоматизированной системы ЕК ИОДВ (единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости).
Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости, подтверждает заключение договора перевозки груза, свидетельствует о приеме дорогой груза к перевозке от грузоотправителя.
Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. Он служит для учета и отчетности и составления сообщений в системы ЕК ИОДВ и АСОУП.
Перевозки грузов повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм:
Лист 1 — на бланке формы ГУ-27, листы 2, 3, 4 — машинопе-чатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. Лист 2, 3, 4 заполняется перевозчиком компьютерным способом на основании листа 1.
Листы 1, 2, 3, 4 — на бланках формы ГУ-29-0. Листы 1, 2, 3, 4 накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчи-ку для дальнейшего оформления. Форма листов накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф.
| Лист 1 — машинопечатной формы ГУ-27у ВЦ, листы 2, 3, 4 — машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ. Лист 1 заполняется грузоотпра-вителем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе листов 2, 3, 4.
Формы перевозочных документов на перевозку грузов маршрут-ными или групповыми отправками рассматриваются в п. 27. 3, при перевозке грузов в контейнерах — в п. 25. 4 учебника.
Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускают-ся. При необходимости изменений сведений, внесенных грузоотпра-вителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ перевозчиком, заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика. Не допускается оформление одним перевозочным документом перевозок:
- -грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;
- -грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности с грузами, которые не требуют таких мер;
- -грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных особых норм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.
Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат кодированную информацию. Места для кодирования информа-ции предусмотрены в соответствующих, обведенных рамками местах бланков перевозочных документов.
Оформление перевозочных документов в электронном виде — электронная накладная производится:
- -грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными докумен-тами между грузоотправителем и перевозчиком;
- -перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной;
- -грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и пере-возчиком. Перевозка грузов по электронной накладной осуществ-ляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электрон-номобмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается электронный оригинал накладной, подписанный электронной цифровой подписью перевозчика. Подтверждением получения электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная электронной цифровой подписью грузополучателя.
|
12. 5. Заполнение накладной грузоотправителем
На лицевой стороне накладной грузоотправитель указывает скорость перевозки, данные о вагоне, наименование перевозчика и его код, станцию отправления, станцию назначения, полное наименование грузоотправителя и грузополучателя, их коды согласно общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), почтовые адреса, наименование юридического или фамилия, имя и отчество физического лица, осуществляющих расчеты за перевозку груза при отправлении и выдаче и код плательщика, станции передачи и их коды, количество мест, род упаковки, наименование груза и его код, массу груза, если она определена отправителем либо с его участием. Цифрами и прописью указывается общее количество мест и прописью общая масса предъявленного к перевозке груза, а также указывается способ определения массы (если она определялась грузоотправителем либо с его участием). Кроме того, указываются сведения о запорно-пломбировочных устройствах, их типе и контрольных знаках и объявленная ценность груза, номер согласованной заявки на перевозку грузов и на какое число назначена погрузка.
По грузам, требующим соблюдения особых мер предосторожности при перевозке и хранении, грузоотправитель в верхней части накладной указывает предусмотренные правилами перевозок данного груза надписи и отметки, характеризующие особые свойства груза.
За правильность внесенных в накладную сведений грузоотпра-витель разборчиво расписывается и указывает свою фамилию и инициалы.
На оборотной стороне накладной в графе 1 грузоотправитель подтверждает правильность размещения и закрепления груза в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. В графе 2 «Особые заявления и отметки отправителя» в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов и техническими условиями, грузоотпра-вителем делаются соответствующие отметки (наименование прилагаемых документов, количество поддонов, сведения о съемном или несъемном оборудовании, которое не выдается грузополучателю вместе с грузом, профилактические меры для предохранения груза от смерзания и др. ).
Порядок заполнения накладных формы ГУ-27, ГУ -29-О, Гу-27у-ВЦ приведен в Правилах заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
|
12. 6. Проверка и визирование накладной
Заполненную накладную грузоотправитель до предъявления груза к перевозке должен предъявить станции для получения разрешения (визы) на завоз груза, занятие подвижного состава и его погрузку. В графе «№ визы» указывается номер, присвоенный перевозчиком при визировании накладной. Присвоение перевозчиком номера визы удостоверяется подписью перевозчика на станции отправления. При заполнении электронной накладной в нее вносятся данные о должнос-ти, фамилии и инициалах представителя перевозчика, производив-шего визирование электронной накладной. Обычно накладные представляются в товарную контору, а визирование их производится начальником станции или по его поручению заведующим товарной конторой, старшим товарным кассиром, начальником грузового района или заведующим контейнерной площадкой. Прежде чем завизировать накладную, необходимо тщательно проверить полноту ее заполнения и соответствие внесенных в нее данных требованиям Правил. При этом проверяют:
- -предусмотрена ли перевозка данного груза в принятой заявке на перевозку грузов;
- -соответствует ли наименование станции Тарифному руковод-ству № 4 (книга 2) и открыта ли эта станция для выполнения коммерческих операций с данным грузом;
- -специализацию станций в узлах при предъявлении повагонных отправок с выгрузкой на местах общего пользования;
- -нет ли временного запрещения или ограничения перевозки груза на данную станцию по Книге записи этих ограничений и запрещений (форма ГУ-14);
- -полноту сведений о наименовании грузополучателя, его коде и адресе (расположен ли он в районе станции назначения);
-соответствует ли наименование груза Тарифному руководству №1;
- -при перевозке мелких отправок — соответствие массы и длины одного грузового места роду вагона согласно Правилам перевозок грузов мелкими отправками;
- -внесены ли грузоотправителем плата за перевозку и причи-тающиеся перевозчику платежи за предыдущую перевозку груза, а также предоплата за оформляемую перевозку, если иное не предусмотрено Уставом или договором.
- При предъявлении к перевозке скоропортящихся и опасных грузов, перевозимых в цистернах и в открытом подвижном составе, проверяется также, предусмотрена ли Правилами такая перевозка. Особое внимание обращается на наличие в накладной штемпелей об опасности груза, номере аварийной карточки.
| Для грузов, вывозимых за пределы Российской Федерации, товарный кассир должен проверить наличие в накладной таможен-ных отметок, штампов и печатей, разрешающих вывоз груза за границу. Недопустимы сокращенные и малопонятные наименования получателя, которые применяются на предприятиях и в учреждениях, но не имеют широкой известности. Сокращенное и неточное название получателя, неполный адрес его и неправильный код могут вызвать затруднения при выдаче груза.
При использовании АРМ товарного кассира (АРМ ТВК) при локальном режиме работы проверка правильности заполнения накладной и ее визирование производится автоматически.
В АРМ ТВК в режиме «визирование» товарный кассир вводит информацию с предъявленной накладной для проверки в автоматизи-рованном режиме вышеперечисленных сведений. По итогам выпол-нения задач проверки накладной выдается общая справка с запросом о присвоении номера визы. Номером визы в АРМ ТВК является счет-чик порядковых номеров регистрации накладных. При положитель-ном решении о присвоении номера визы на экран подается номер (номера) визы, который переносится товарным кассиром в наклад-ную. Данные о завизированных накладных переписываются в массив таксировки по визе.
12. 7. Объявление ценности груза
В целях защиты интересов грузоотправителя ему предоставляется право объявления ценности грузов, предъявляемых к перевозке (ст. 16 Устава). Оформление перевозочных документов на такие грузы должно осуществляться в порядке, установленном Правилами пере-возок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью.
Объявление ценности обязательно при предъявлении к перевозке драгоценных металлов, камней и изделий из них, музейных и анти-кварных ценностей, предметов искусства и иных художественных изделий, грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Объявленная грузоотправителем ценность груза не должна превы-шать действительной стоимости.
Объявление ценности в отношении указанных грузов вынуждает перевозчика уделять их перевозке повышенную заботу и внимание, что требует определенных дополнительных организационно-технических мер. За объявленную ценность грузов взимаются сборы, указанные в Тарифном руководстве № 1. Они зависят от объявленной ценности и расстояния перевозки. Сбор за объявленную ценность предотвращает также возможность завышения грузоотправителем размера объявленной им ценности.
| В целях повышения достоверности размера объявленной грузоот-правителем ценности груза станция на основании статьи 27 Устава имеет право проверять ее соответствие фактическому состоянию груза. При предъявлении к перевозке грузов с объявленной ценностью грузоотправитель вместе с накладной представляет станции отправ-ления опись на перевозку грузов с объявленной ценностью. Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью составляется в трех экземплярах (см. п. 26. 3).
12. 8. Прием к перевозке груза, отгружаемого
мест общего пользования станций
Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности кото-рых входит прием к перевозке и оформление документов на станции отправления, устанавливается перевозчиком.
Завоз груза в места общего пользования станций производится грузоотправителем по предварительно заполненной накладной в дни, предусмотренные визой перевозчика. На станциях с централизованным завозом и вывозом грузов они завозятся организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание. Принимая груз к перевозке, приемосдатчик обязан потребовать от грузоотправителя оригинал накладной с визой (разрешением) перевозчика на ввоз груза на станцию (при отгрузке с мест общего пользования станции) и на погрузку и проверить правильность заполнения накладной. При отправлении пакетированных грузов приемосдатчик обязан проверить наличие в накладной записи о том, что груз сформирован в пакеты, и отметки об использованных средствах пакетирования (тип, количест-во, принадлежность).
Принимая груз на склад станции или для его погрузки с автотранспорта непосредственно в вагон, приемосдатчик обязан:
- -проверить соответствие предъявленного к перевозке груза данным, указанным в накладной (число мест, массу груза, вид упаковки);
- -проверить наружным осмотром исправность груза, его упаковку на соответствие стандарту, обеспечение сохранности груза и пожарной безопасности при транспортировании; при приеме груза в пакетах проверить наличие и сохранность пакетов, средств пакети-рования и соответствие их количества данным, указанным в накладной;
- -установить наличие на грузовых местах транспортной марки-ровки и соответствие ее требованиям Правил и ГОСТ 14192-96;
- -при приеме грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятель-ности, мелкими отправками убедиться, что отправитель составил опись грузовых мест, объявил их ценность, и проверить массу каждого места взвешиванием их на товарных весах.
-
| Несоответствие упаковки груза стандарту или техническим усло-виям, а также предъявления груза без упаковки или груза в повреж-денном состоянии, если об этом не указано грузоотправителем в накладной, отсутствие или неясность маркировки является основа-нием для отказа в приеме груза к перевозке. О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в Книгу приема груза к отправлению (форма ГУ-34). Подробный порядок заполнения книги указан в Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности, утвержденной МПС России. По окончании указанных операций приемосдатчик на оборотной стороне накладной
в графе «Ввоз груза по частям» записывает данные о ввозе груза, удостоверяя их своей подписью, и пересылает ее в товарную контору. Порядок приема груза к перевозке на каждой станции имеет свои особенности, зависящие от местных условий. В таблице 12. 1 приведен график приема груза в склад станции. Аналогичные графики разрабатывают для приема к перевозке в местах необщего пользования и по прямому варианту «автомобиль—вагон».
При наличии АРМ приемосдатчика вводится информация о приеме груза в память ЭВМ. С этого момента начинается бездоку-ментный учет принятого груза, заменяющий книгу приема груза к отправлению. При ввозе груза по частям информация вводится на каждую завезенную часть.
|
12. 9. Определение массы груза
Грузоотправитель в соответствии со статьей 26 Устава при предъявлении грузов для перевозки должен указать в накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Кроме того, указывается предельная погрешность ее измерения. Определение массы предъявляемых к перевозке грузов может производиться разными способами: путем взвешивания на товарных, вагонных и элеваторных весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем и посредством обмера. Определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера производится только грузоотправителем.
Однако в целях обеспечения безопасности движения определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования; грузоотправителями при обеспечении ими погрузки в местах общего и необщего пользования. Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотп-равителем. Порядок и технология взвешивания грузов и методы измерения массы грузов приведены в Инструкции о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и технологическом обслуживании весовых приборов на железных дорогах России.
Общая масса груза в вагоне, контейнере согласно трафарету определяется путем суммирования массы, указанной на каждом грузовом месте, а по стандарту — умножением стандартной массы одного грузового места на количество мест, указанных в накладной. Расчетным путем целесообразно определять массу изделий, имею-щих одинаковую массу штуки или погонного метра. По обмеру может определяться масса грузов, имеющих относительно неболь-шую объемную массу, путем умножения объема заполненной грузом части кузова вагона на его объемную массу. При перевозке грузов со съемным оборудованием и реквизитами крепления, а также материа-лов для утепления вагонов, которые при выдаче груза снимаются с вагона и выдаются грузополучателю вместе с грузом, масса указанных приспособлений, материалов входит в массу груза, а те, которые не выдаются грузополучателю, включаются в массу тары вагона. Масса несъемного оборудования включается в массу тары вагона.
Способ определения массы груза, а также кем была определена масса груза, указываются в соответствующих графах накладной.
| Результаты производимых перевозчиком взвешиваний грузов на вагонных весах, а также на товарных весах регистрируют соответственно в Книгах перевески (формы ГУ-36 и ГУ-107). Порядок ведения книг изложен в Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности.
12. 10. Технология выполнения операций в товарной конторе на станции отправления
В товарной конторе, получив накладную, проверяют правильность оформления приема груза приемосдатчиком. Обращают внимание на правильность и полноту внесенных в накладную приемосдатчиком сведений, заверены ли они его подписью.
При оформлении перевозки груза накладной формы ГУ-27 товарный кассир или коммерческий агент на основании оригинала накладной (листа 1) заполняет компьютерным способом машинопе-чатную форму ГУ- 29у ВЦ (дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанцию о приеме груза). Типографский номер дорож-ной ведомости переносит в оригинал накладной. При оформлении перевозки груза накладной формы ГУ-29-0 товарный кассир или коммерческий агент присваивает номер отправки по Книге нумерации грузовых отправок и печатает его под копирку во всех листах. При оформлении перевозки груза накладной формы ГУ-27у-ВЦв товар-ной конторе на основании оригинала накладной формируют компью-терным способом дорожную ведомость, корешок дорожной ведомос-ти и квитанцию о приеме груза.
Оформляя накладную, товарный кассир проставляет в графе «Место для особых отметок и штемпелей» отметки о порядке прикрытия вагона в составе поезда, об ограничении их по массе, роду подвижного состава или габариту, «не спускать с горки» и др. Определяется провозная плата и проставляются требуемые данные о ней в накладной и дорожной ведомости, определяется срок доставки груза и проставляется в дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза. При наличии в товарной конторе АРМ ТВК все операции по оформлению перевозочных документов производятся в автоматизи-рованном режиме (распечатка перевозочных документов, визиро-вание, таксировка, проставление срока доставки и др. ). Таксировка может производиться вручную и в автоматизированном режиме при наличии АРМ ТВК. Для производства таксировки на АРМ ТВК в локальном режиме работы товарному кассиру необходимо последо-вательно заполнить поля, выдаваемые на экране, необходимые для расчета провозных платежей. В случаях, когда условия расчета провозной платы после заполнения стандартных полей не обеспечиваются введенной информацией, в режиме таксировки имеется специальное поле «тарифные отметки». При выполнении таксировки для грузоотправителей, не рассчитывающихся через ТехПД или РАФТО, после присвоения номера отправки производится запрос о,
| порядковом номере квитанции разных сборов формы РС-97, по которой будут взысканы платежи за перевозку. Таксировка предъяв-ленной накладной в АРМ ТВК производится по всем видамсообще-ний и отправок в двух режимах. В режиме «таксировка» оформление всех листов накладной и вагонного листа производится товарным кассиром ручным способом на основании информацииполучаемой товарным кассиром из АРМ ТВК (номер отправки, тарифные отметки, срок доставки и т. д. ). Режим «таксировка + печать» позволяет оформлять все листы накладной на печатающемустройстве АРМ ТВК компьютерным способом и печатать их на бумаге формата А4 или рулонной.
В каждом из двух режимов таксировки предусмотрено три варианта работы «виза», «клиент», «порожние».
В режиме «виза» осуществляется работа по накладным, которые были предварительно завизированы через АРМ ТВК, т. е. на них указан номер визы. В режиме «таксировка» требуется только ввести сведения о вагоне (номер, грузоподъемность) и фактическую массу груза нетто, после чего дается команда на производство таксировки, результатом которой является подача на экран сведений, которые переносятся товарным кассиром в перевозочные документы. В режиме «таксировка + печать» производится ввод сведений в объеме, необходимом для формирования печати комплекта дорожной ведомости (листы 2, 3, 4).
Режим «клиент» предусмотрен в АРМ ТВК для случаев, когда визирование документов на АРМ ТВК не производилось. В этом случае для производства таксировки товарному кассиру необходимо осуществить ввод информации с накладной.
Режим «порожние» предусмотрен в АРМ ТВК с целью сокраще-ния вводимой информации товарным кассиром для производства таксировки и оформления перевозочных документов.
Технология работы товарной конторы в режиме межмашинного обмена между АРМ и Дорожным вычислительным центром (ДВЦ), порядок формирования сообщения 251 рассмотрены в пункте 22. 10. Во всех режимах работы АРМ ТВК определяет и выдает на печать дату истечения срока доставки груза, который проставляется в дорожной ведомости и квитанции о приеме груза.
После завершения таксировки в накладной, дорожной ведомости, в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза к перевозке в товарной конторе ставится календарный штемпель станции о времени приема груза к перевозке. Квитанция о приеме груза к перевозке после росписи грузоотправителя в корешке дорожной ведомости выдается ему на руки. Накладная, дорожная ведомость и вагонный лист (кроме мелких и отправок в контейнерах) пересылаются в СТЦ. На мелкие отправки и отправки в контейнерах накладная и дорожная ведомость пересылаются приемосдатчику дляоформления вагонного листа.
|
12. 11. Плата за перевозку грузов и грузобагажа
В соответствии со статьей 30 Устава плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевоз-ку грузов и грузобагажа, прием грузов, грузобагажа дляперевозки и подача вагонов, контейнеров не производятся, если иное не предусмот-рено Уставом или соглашением сторон. Исполнением обязательств по оплате перевозки груза является факт внесения платежа перевозчику, если иное не предусмотрено договором. Расчеты по перевозке грузов осуществляются в соответствии с Правилами расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом. Причитающиеся перевозчикам плата за перевозку грузов и иные платежи вносятся наличными деньгами, расчетными чеками банков и акцептованными (принятыми к оплате) банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (бан-ковскими картами, взаимозачетами и др. ). Прогрессивной формой оплаты является применение грузоотправителями банковских пласти-ковых карт. Оплата производится через банкоматы, установленные в товарных конторах станции и подключенных к системе электронного документооборота клиент- банк. При оплате наличными деньгами в товарной конторе станции выписывается квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы РС-97. Квитанция выдается на руки грузоотправителю, а ее наименование и номер прос-тавляются в перевозочных документах в графе «Платежи взысканы на станции отправления... ».
Финансовый учет принятых от грузоотправителей наличных денеж-ных средств ведется в книгах продажи товарных касс. Для оформления предоплаты товарный кассир станции выдает грузоотправителю письменную справку о расчете провозной платы. При локальном и межмашинном режиме работы АРМ ТВК справка печатается в автоматическом режиме. В АРМ ТВК ведется лицевой (вспомогатель-ный) счет по каждому плательщику, имеющему право расчета через ТехПД или РАФТО. Ежедневно из ТехПД (РАФТО) передаются на станцию суммы состояния основного лицевого счета по каждому плательщику (дебит, кредит и сальдо, которое может иметь как положительное, так и отрицательное значение). По ним определяется возможность визирования накладных на очередную перевозку груза.
В условиях межмашинного обмена в АРМ ТВК лицевой вспомога-тельный счет ведется по каждому плательщику, имеющему право расчета через ТехПД (РАФТО). Ежедневно ЕК ИОДВ после суточного расчета лицевого счета плательщика передает на станцию: сумму сальдо; сумму дебета и сумму кредита по каждому плательщику.
| Окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительной работы (услуг) производятся грузополучателем по прибы-тии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа. При несвоевремен-ных расчетах за перевозку грузов, грузобагажа по вине грузоотправи-теля или грузополучателя перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа.
12. 12. Сроки доставки грузов и правила их исчисления
Устав (ст. 33) обязывает перевозчиков доставлять грузы по назна-чению и в установленные сроки. Доставка груза по назначению в установленные сроки имеет важное значение для экономики страны и является одной из основных обязанностей перевозчика по выполне-нию договора перевозки. Срок доставки зависит от того, каким видом отправки (повагонной, мелкой, контейнерной, в рефрижераторном контейнере, отправительским маршрутом и т. д. ) грузоотправитель предпочел перевести свой груз, а также какой скоростью (грузовой или большой) и в каком сообщении (прямом, прямом смешанном, международном).
Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, принадле-жащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается провозная плата, с учетом железнодорожных направлений, по которым осуществляются пере-возки грузов. В соответствии с Правилами исчисления сроков достав-ки грузов железнодорожным транспортом исчисление срока доставки груза начинается с 0, 00 часов дня, следующего за днем документаль-ного оформления приема груза для перевозки, указанного в оригина-ле накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпе-ля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправле-ния». Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Неполные сутки при исчислении сроков доставки принимаются за полные. Расчетное время — московское.
Срок доставки грузов включает время, необходимое для выполне-ния операций, связанных с отправлением и прибытием грузов, время следования грузов и время, установленное для выполнения операций в пути следования, а также время, позволяющее увеличивать срок доставки при наличии обстоятельств, предусмотренных Уставом (например, задержка груза таможенными органами и другими органами государственного контроля, вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и т. д. ).
| Время следования груза зависит от расстояния, скорости перевоз-ки, вида отправок и определяется исходя из норм суточного пробега, установленных Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Отдельно установлены нормы суточного пробега при перевозке грузов большой скоростью (по видам отправок: повагонных, крупно-тоннажных рефрижераторных контейнеров, универсальных контей-неров и мелких отправок), отправительских маршрутов и контейнер-ных поездов, а также животных.
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на:
- 2 суток — на операции, связанные с отправлением и прибытием груза;
- 2 суток — для каждой промежуточной железнодорожной станции, производящей погрузку (выгрузку) рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки) на нескольких станциях;
- 1 сутки — на операции, связанные с передачей и приемом грузов, при перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения (моря, реки) на судах и паромах;
- 1 сутки — при передаче на другой вид транспорта, при приеме с другого вида транспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении;
- 2 суток — при перегрузке грузов в вагоны с колесными парами другой ширины колеи;
- 1 сутки на операции, связанные с переадресовкой груза;
- 2 суток — при перевозке грузов мелкими отправками и в контей-нерах на расстояние до 1000 км и 3 суток — свыше 1000 км (для накопления их и сортировки на грузосортировочных платформах и контейнерных пунктах);
- 1 сутки — при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или при прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов, а также при следовании грузов транзитом через эти узлы;
- 1 сутки — в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитар-ноэпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля;
- 1 сутки — в случае определения массы груза на вагонных весах перевозчика при их отсутствии у грузополучателя;
- 1 сутки — при перевозке опасных грузов;
- 1 сутки на каждую инфраструктуру при перевозке грузов с участием нескольких инфраструктур.
В правилах исчисления сроков доставки грузов определен также порядок исчисления сроков доставки негабаритных и опасных гру-зов, грузов, следующих (отправленных) на строящиеся железнодо-рожные линии.
-
| Груз считается доставленным в срок, если на железнодорожной станции назначения он выгружен средствами перевозчика или если вагон, контейнер с грузом подан для выгрузки средствами грузо-получателя до истечения установленного срока доставки. Дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению. В этом случае железная дорога не несет ответственность за задержку груза на станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа срок доставки удлиняется на срок от момента прибытия груза до наступления времени работы этого органа. Груз считается доставленным в срок в случае прибытия на станцию назна-чения до истечения срока доставки и задержки подачи вагонов, контейнеров вследствие того, что место выгрузки занято, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Порожний вагон, принадлежащий грузоотправителю, грузополу-чателю или арендованный ими, считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и может быть передан в распоряжение получателя или владельца железнодорожных путей необщего пользования, о чем перевозчик его уведомляет.
За просрочку доставки груза, а также порожних вагонов пред-приятий, перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполныесутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 Устава).
Пример. Определить срок доставки и размер пени в процентах за просрочку доставки груза для следующих условий: отправка мелкая, скорость грузовая, расстояние перевозки 1250 км, груз следует через Московский узел, принят к перевозке 14 марта, выгружен средствами перевозчика на станции назначения 30 марта.
Решение. Время на операции, связанные с отправлением и прибытием груза — 2 суток; норма суточного пробега — 140 км/сут.; сумма времени на дополнительные операции — 3 суток (1 сутки за Московский узел, 2 суток на накопление и сортировку мелких отправок).
Общий срок доставки сут. (частное от
деления всегда округляется в большую сторону).
Срок доставки истекает 28 марта (14. 03+14).
Просрочка доставки груза 2 суток (30. 03—28. 03).
Пени за просрочку 18 % от провозной платы (9- 2=18).
|
12. 13. Оформление перевозок грузов в автоматизированной информационной системе организации перевозок грузов
по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ)
Основным принципом, заложенным в безбумажную технологию оформления перевозок грузов, является полное совпадение данных электронной накладной в базе данных АИС ЭДВ и бумажной ее копии после выполнения любой коммерческой операции. Выполнение любой коммерческой операции сопровождается передачей в АИС ЭДВ соответствующего информационного сообщения и модификацией на его основе электронного досье по отправке в базе данных АИС ЭДВ. Формирование электронного перевозочного документа осуществ-ляется на основе получения соответствующих сообщений и первичных документов в электронном виде непосредственно по каналам связи или на машинном носителе. Технология АИС ЭДВ определяет порядок выполнения технологических операций, связанных с организацией перевозок грузов маршрутными, групповыми и повагонными отправками на станциях отправления, в пути следования и на станциях назначения.
Глава 13. Погрузка и операции по отправлению грузов
13. 1. Подготовка вагонов и контейнеров к погрузке
Подвижной состав и контейнеры, подаваемые под погрузку, долж-ны отвечать требованиям безопасности движения и сохранности груза. Каждый подаваемый под погрузку вагон на станциях предъявляется к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру.
Техническое обслуживание вагонов выполняют работники службы вагонного хозяйства в пунктах подготовки вагонов к перевозкам или в пунктах технического обслуживания (ПТО).
Пункты подготовки вагонов к перевозкам размещаются, как правило, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимос-ти от типа подготавливаемых вагонов различают пункты подготовки полувагонов и платформ, пункты комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов, промывочно-пропарочные станции и пункты подготовки цистерн.
Пункты технического обслуживания вагонов размещаются на сортировочных и участковых станциях. При техническом обслуживании проверяется состояние и износ узлов и деталей и их соответствие установленным размерам, исправность тормозного оборудования и автосцепного устройства, исправность кузовов, гарантирующая сохранность перевозимых грузов, исправность переходных площадок, специальных подножек и поручней.
Запрещается подача вагонов под погрузку грузов без предъявления вагонов к техническому обслуживанию и записи в Книге (форма ВУ -14) работником вагонного хозяйства о признании их годными.
| Порожние вагоны, подаваемые под погрузку на станции, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, а также груженые вагоны, которые намечено исполь-зовать на таких станциях под сдвоенные операции, должны быть осмотрены, а в необходимых случаях и отремонтированы на ближай-шем пункте подготовки вагонов к перевозкам или пункте техничес-кого обслуживания, расположенном перед станцией погрузки. Порядок предъявления вагонов к техническому обслуживанию и уведомления об их годности устанавливаются начальником дороги.
Коммерческий осмотр вагона и контейнера должен гарантировать сохранность груза при перевозке. Исправность вагона и контейнера в коммерческом отношении характеризуется: качеством очистки от ранее перевозимого груза; отсутствием постороннего запаха, масля-ных пятен и других загрязнений, которые могут испортить груз;
отсутствием щелей и отверстий, через которые может произойти утечка груза или проникнуть влага или искры от локомотива; отсутствием внутри вагона в стенах или на полу торчащих гвоздей или болтов, которые могут повредить груз; плотным закрытием и надежностью закрепления боковых и потолочных люков, а также разгрузочных люков самоуплотняющихся дверей; исправностью запорных устройств для наложения запорно-пломбировочных устройств, стоечных скоб платформ и увязочных косынок полува-гонов; правильностью закрепления на болт колпачка типовой печной разделки; отсутствием в обшивке стен крытого вагона заделок с наружной стороны (кроме металлических заделок, выполненных в деповских условиях), в полу вагона и незаделанных конструктивных отверстий в направляющих желобах дверей и др.
Вагоны, в которые должны быть погружены ценные грузы, необходимо осматривать особенно тщательно. В технологию подго-товки вагонов под погрузку входят предварительные операции — очистка и промывка, а в необходимых случаях и дезинфекция или дезинсекция.
13. 2. Основные требования к погрузке грузов в вагоны и контейнеры
При погрузке грузов как средствами перевозчика, так и средства-ми грузоотправителей необходимо соблюдать условия, обеспечиваю-щие безопасность движения поездов, сохранность грузов при пере-возке, а также необходимо рационально использовать вагоны и контейнеры (по грузоподъемности, вместимости и времени).
Погрузка грузов в вагоны и контейнеры согласно статье 23 Устава должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, установленных МПС России, но не должна превышать грузоподъем-ность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретах.
Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе, и контейнерах осуществляется в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов
| в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России (в дальнейшем Технические условия). Максимальное использование грузоподъемности и вместимости вагонов, контейнеров достигается за счет рационального размещения в них грузов. Причем размещение это должно производиться не столько исходя из габаритов самого груза, сколькоиз требования равномерного распределения нагрузки его массы по площади пола вагона, контейнера.
Общие требования, а также условия размещения в вагонах, контейнерах грузов изложены в Технических условиях (см. главы 28, 29, 30, 31, 32, 33 учебника). Для осуществления погрузки, крепления и перевозки требуется применение приспособлений, оборудования и мате-риалов (печи, дверные заграждения, в т. ч. овощные, хлебные щиты, щиты ограждений, стяжки, решетки, турникеты и др. ). Все это, согласно статье 24 Устава, предоставляется грузоотправителями, независимо от того, кем осуществляется погрузка и крепление груза. Установка же указанного оборудования, средств пакетирования и иных приспособлений производится грузоотправителями, грузополуча-телями или перевозчиком в зависимости от того, кем осуществляется погрузка. Такой порядок обоснован тем, что только грузоотправитель, исходя из своей потребности в перевозке того или иного груза, зная особенности этого груза, может и должен подготовить его к перевозке и принять меры к обеспечению безопасности движения, сохранности груза, вагонов, контейнеров.
Правильность размещения и крепления массовых грузов (угля, балласта, руды и т. д. ) проверяет приемосдатчик груза, а остальных (способы размещения и крепления которых предусмотрены Техническими условиями) — приемосдатчик груза шестого разряда, а в пунктах, где его нет, — начальник станции или его заместитель. Невыполнение Технических условий может привести к опасным последствиям — смещению груза, выходу его за габарит и даже падению на путь.
13. 3. Основные технические условия размещения и крепления грузов в крытых вагонах
Размещать и крепить грузы в крытых вагонах необходимо с учетом обеспечения безопасности движения поездов, производства маневровых и погрузочно-разгрузочных работ, полного использования грузоподъемности и вместимости вагонов, сохранности перевозимых грузов и подвижного состава.
Груз размещается в вагоне равномерно. Если невозможно обеспе-чить равномерное размещение грузов, то допускается смещение общего центра массы грузов в соответствии с требованиями Технических условий.
При совместной погрузке в один вагон грузов разной массы, а также в различной упаковке, грузы большей массы и грузы в жесткой упа- ковке должны размещаться внизу, а грузы меньшей массы в мягкой,
| решетчатой, фанерной, картонной и тому подобной упаковке — наверху.
Запрещается совместная погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы.
Грузы в крытом вагоне должны быть уложены от торцов к междверному пространству плотно, без зазоров в поперечном и продольном направлениях так, чтобы не было сдвига, падения, навалов на двери, потертости и повреждения их при перевозке. В междверном пространстве груз также укладывается плотно и без зазоров, а в целях исключения в процессе перевозки навала его на двери они должны быть ограждены щитами, брусками или досками толщиной не менее 40 мм в зависимости от груза и на всю высоту погрузки. Зазоры, в результате которых груз может сместиться, должны заполняться малоценными материалами (например, гор-быль, обрезки древесины, картона, пенопласта, выбракованные резиновые покрышки и др. ).
При погрузке в вагон тарно-штучных грузов должно обеспечи-ваться свободное открывание дверей для выгрузки с обеих сторон. Грузы в междудверном пространстве должны быть уложены на расстоянии 250 мм от дверей. Если грузы, уложенные в междудвер-ном пространстве неустойчивы от поперечного сдвига, их необ-ходимо закреплять упорами и распорными брусками, обвязками и другими приспособлениями. В Технических условиях размещения и крепления грузов в крытых вагонах рассматривается порядок размещения и крепления различных грузов (фанеры, листового и сортового металла, бочек, ящиков, бумаги в рулонах и др. ). Грузовые места, относящиеся к одной отправке необходимо укла-дывать в вагоне так, чтоб была видна их маркировка. Грузовые места, имеющие маркировку в виде манипуляционных знаков и надписей, следует укладывать в вагоне согласно требованиям этой маркировки и таким образом, чтобы знаки (надписи) были видны.
13. 4. Погрузка грузов в вагоны средствами перевозчика
К моменту подачи порожних вагонов под погрузку приемо-сдатчик определяет очередность и порядок погрузки, знакомит ком-плексную механизированную бригаду с порядком выполнения предстоящей работы. Расстановку вагонов под погрузку по участ-кам склада выполняет составитель поездов по указанию приемо-сдатчика.
После расстановки вагонов приемосдатчик проверяет устано-вленным на станции порядком наличие отметок о проведенном техническом осмотре вагонов, определяет пригодность их в коммер-ческом отношении для погрузки конкретного груза и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады приступить к погрузке.
| После подачи и расстановки порожних вагонов с помощью дис-плея по установленному макету приемосдатчик вводит в ЭВМ информацию о количестве, номерах и позициях, на которых разме-щены поданные на места погрузки порожние вагоны. ЭВМ состав-ляет план погрузки вагонов, который состоит из планов комплекто-вания грузов на каждый вагон, и расписание выполнения рейсов погрузочно-разгрузочными машинами. Приемосдатчику ЭВМ через дисплей выдается план комплектования грузов в форме вагонного листа.
В процессе погрузки в вагон приемосдатчик контролирует количество погруженного груза по данным компьютера. После окончания погрузки приемосдатчик при помощи дисплея по макету МЗ вводит информацию в память ЭВМ о погрузке груза в вагон.
В ходе погрузки приемосдатчик следит за правильностью уклад-ки и крепления груза, не допуская разъединения грузовых мест в данной отправке. О предстоящей готовности вагонов к уборке приемосдатчик уведомляет маневрового диспетчера по телефону, радиосвязи и с помощью других передающих устройств.
По окончании погрузки механизаторы закрывают двери вагонов. Приемосдатчик устанавливает запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) на вагон, а также заполняет Книгу пломбирования (форма ГУ-37) и Книгу приема грузов к отправлению (форма ГУ-34).
При составлении вагонного листа на повагонную отправку груза приемосдатчик вводит код номера вагона в ЭВМ и по его команде компьютер выдает на печать код отправки со всеми реквизитами, содержащимися в вагонном листе. Вагонный лист подписывается приемосдатчиком.
По местам погрузки, на которых отсутствуют печатающие устройства, оформление вагонных листов производится в товарной конторе. Товарный кассир вызывает программу составления вагон-ного листа по номеру вагона, получает информацию, внесенную приемосдатчиком, проводит окончательную проверку данных по запросу, выдает вагонный лист на печать, который затем подпи-сывается приемосдатчиком.
Примерный график выполнения операций при погрузке грузов из склада станции в вагоны приведен в таблице 13. 1.
Прием и погрузка грузов в вагоны должна, как правило, осущест-вляться по прямому варианту « автомобиль—вагон» при условии, исключающем простой подвижного состава в ожидании автотранс-порта. Для этого время подачи вагонов и подвоза груза заблаговре-менно согласовывается между станцией и грузоотправителями.
При погрузке по прямому варианту должна обеспечиваться проверка приемосдатчиком правильности размещения и крепления грузов в вагоне, количества мест, упаковки, маркировки. Номер накладной сообщается приемосдатчику из товарной конторы установленным на станции порядком.
|
Примерный график выполнения операций при погрузке грузов из склада станции в вагоны
|
|