В.П. Перепон 5 страница
Специализированные полувагоны (более 10 типов) по конструкции и назначению бывают: с глухим кузовом (выгрузка производится на вагоноопрокидывателях) для перевозки медной и железной руды; саморазгружающиеся полувагоны-хопперы для сыпучих и гранули-рованных грузов, окатышей и агломерата, кокса, фрезерного и куско-вого торфа; цельнометаллические саморазгружающиеся полувагоны с объемом кузова 135, 0 и 154, 0 м3 для технологической щепы грузоподъемностью 58, 0 т; хоппер-дозаторы для перевозки и дозирования балласта при путевых работах.
Специализированные платформы (8 типов). Шестиосные: для перевозки трансформаторов грузоподъемностью 93, 0 т и длинномер-ных грузов грузоподъемностью 92, 0 т.
Четырехосные: для перевозки крупнотоннажных контейнеров и колесной техники грузоподъемностью 60, 0; 62, 0; 65, 0 т; двухярусные для перевозки легковых автомобилей (рис. 9. 1, е) грузоподъем-ностью 20 т (количество перевозимых автомобилей от 8 до 17 штук в зависимости от их марки); для перевозки холоднокатаной стали грузоподъемностью 63, 0 т; для перевозки стали в рулонах и пачках грузоподъемностью 60, 0 т; для перевозки лесоматериалов с боковым ограждением (рис. 9. 1, ж).
Вагоны бункерного типа специализированы для перевозки нефте-битумов, гранулируемых полимеров и бестарной перевозки муки.
Цистерны (более 40 типов) предназначены для перевозки наливных грузов (темные и светлые нефтепродукты, грузы химической промышленности, спирт, молоко, растительное масло, патока, виномате- риалы, соки), а также некоторых порошкообразных грузов (цемента, кальцинированной соды и др. ). Они отличаются друг от друга по своему устройству, емкости и специализированы в зависимости от конкретного наименования перевозимого груза (серная кислота, метанол, пропан и т. п. ) или группы грузов (бензина и светлых нефтепродуктов, для нефти и темных нефтепродуктов, нефтебензиновые, для вязких нефтепродуктов и т. п. ). Цистерны бывают четырехосные и восьмиосные (рис. 9. 1, а) для нефтепродуктов с объемом котла 140, 0; 159, 0; 161, 6 м3
Изотермические вагоны (более 10 типов) служат для перевозки скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима (мясо, рыба, минеральные воды, фрукты и т. п. ) (см. п. 35. 2. ).
Тяжеловесные (масса до 500 т) и негабаритные грузы перевозятся на транспортерах (более 50 типов) с количеством осей от 4 до 32, грузоподъемностью от 50, 0 до 500, 0 т. Они бывают площадочного, платформенного, полуколодцеобразного, колодцевого, сцепного и сочлененного типов (см. п. 38. 5, таб. 38. 1). На рис. 9. 1, в показан сочлененный 28-осный транспортер грузоподъемностью 400, 0 т.
| Вагоны-самосвалы (думпкары) (рис. 9. 1, г) предназначены для транспортировки и механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов (балласта, щебня, камня и т. п. ). Они бывают 8 типов (четырехосные грузоподъемностью 50, 0; 60, 0 т и шестиосные грузоподъемностью 100, 0 и 105, 0 т).
9. 4. Показатели, характеризующие вагоны
Эксплуатационные качества конструкции вагонов грузового парка характеризуют следующие показатели: число осей, грузоподъемность, масса тары вагона, объем кузова, площадь пола, длина вагона по осям сцепления автосцепок, внутренняя длина, ширина и высота вагона, технический коэффициент тары, нагрузка на путь, высота бортов платформ и полувагонов, база вагона, высота пола вагона от уровня верха головок рельсов и др.
В значительной степени эксплуатационные качества конструкции вагонов грузового парка определяются их массой в порожнем состоянии (тарой), которая указывается на раме вагона.
Грузоподъемностью вагона называется максимально допустимая (конструкцией) загрузка вагона, установленная МПС России с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов.
Технический коэффициент тары вагона представляет собой отношение тары qт к грузоподъемности этого вагона Ргр:
Кт = qт/Ргр. (9. 1)
Чем меньше технический коэффициент тары, тем меньше собст-венной массы вагона приходится на каждую тонну транспортируе-мого груза. Коэффициент тары для большинства вагонов колеблется в пределах от 0, 34 до 0, 4. Для изотермических вагонов он наиболее высокий (1, 0 и более).
Чтобы обеспечить полное использование грузоподъемности, при выборе типа подвижного состава следует установить наиболее целе-сообразное (в зависимости от рода груза) соотношение грузоподъем-ности и объема вагона.
Существует два понятия объема кузова вагона: полный (геометрический) объем вагона — равен произведению ширины вагона на его длину и высоту; погрузочный (полезный) объем — та часть полного объема, которая реально может быть использована для загрузки вагона определенным грузом. Отношение погрузочного объема к полному называют коэффициентом использования объема или вместимости вагона:
| Удельным объемом вагона Vуд называется отношение полного объема к его грузоподъемности:
(9. 3)
|
9
| Чем выше численное значение этого отношения, тем лучше может быть использована грузоподъемность вагона.
| Удельной грузоподъемностью вагона называется количество тонн грузоподъемности, приходящейся на 1 м3 геометрического объема кузова (т/м3), т. е. величина, обратная удельному объему вагона:
|
(9. 4)
| Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной объемной массе груза.
Если объемная масса меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость вагона используется полностью, а грузоподъемность — не полностью, при большой объемной массе — наоборот.
Удельная площадь пола вагона Fуд открытого типа (платформ, полувагонов) — это отношение площади пола Fпол к грузоподъемности:
|
(9. 5)
|
Р а з д е л III
ПЛАНИРОВАНИЕ И МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
|
Глава 10. Планирование грузовых перевозок
10. 1. Особенности планирования грузовых перевозок в условиях рынка
С переходом к экономическим методам управления качественно изменились принципы и методы планирования. Они утратили свое директивное содержание и стали важным экономическим рычагом воздействия на производственные процессы на железнодорожном транспорте. В современных условиях планирование направлено на оптимальное использование подвижного состава и других техничес-ких средств железнодорожного транспорта, предотвращение ошибоч-ных действий, которые могут привести к снижению эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта. Потребовалась корректировка системы планирования перевозок грузов для того, чтобы в максимальной степени учесть как реальные потребности грузоотправителей и грузополучателей в перевозках, так и технические и технологические возможности железнодорожного транспорта.
В Уставе учтены особенности рыночных взаимоотношений между грузоотправителями и грузополучателями и необходимость быстрого удовлетворения потребности в перевозках. Между грузоотправи-телем (заказчиком) и перевозчиком (исполнителем) заключаются договора об организации перевозок, предусматривающие объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, взаимные обязательства за исполнение договора.
Переход на долгосрочные ответственные договоры с грузоотпра-вителями создал основу для составления прогноза деятельности железных дорог и стратегии их развития.
В соответствии с требованиями Устава изменилась и система планирования перевозок грузов. Подача транспортных средств под погрузку производится по заявкам грузоотправителей, представляе-мых в удобное для них время. Для решения этой задачи в Уставе установлены новые сокращенные сроки подачи грузоотправителями заявок, которые обусловлены реальным минимально необходимым временем на регулирование вагонного парка на сети железных дорог для своевременного обеспечения заявок грузоотправителейперево-зочными ресурсами. Установленные Уставом минимальные сроки предоставления заявок на перевозку грузов требуют от грузоотпра-вителей более детальной информации об условиях и участниках перевозки, которая необходима для ускорения процесса согласования.
| Особенно это важно, когда перевозки осуществляются на экспорт или в прямом смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.
Порядок приема заявок на перевозку грузов регламентирован статьей 11 Устава и Правилами приема заявок на перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
10. 2. Особенности заключения долгосрочных договоров об организации перевозок
При стабильных объемах перевозок грузов и сложившихся взаимоотношениях сторон отношения по перевозкам могут оформляться долгосрочным договором об организации перевозок, содержание которого раскрывается в статье 798 Гражданского кодекса Российс-кой Федерации. Согласно статьи 10 Устава грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Долгосрочный договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответствен-ность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, а грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.
Под иными условиями организации перевозок в договор включа-ются предусмотренные Уставом вопросы по изменению сроков доставки грузов, участию представителя железной дороги в выдаче грузов, оповещению грузополучателя в порядке предварительной информации о подходе в его адрес грузов, о промывке вагонов и др.
Договор об организации перевозок не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные Уставом. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, а также договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов.
Ответственность сторон при неисполнении условий долгосроч-ного договора наступает лишь в том случае, если эта ответствен-ность в нем предусмотрена.
10. 3. Порядок представления, рассмотрения и принятия заявок грузоотправителей на перевозки грузов
В соответствии со статьей 11 Устава для осуществления пере-возки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов.
| Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты. Заявки на перевозки грузов представляются в трех экземпля-рах, каждый из которых подписывается грузоотправителем, заверяется печатью, применяемой при финансовых операциях. Неправильно оформленные заявки на перевозки грузов к рассмотрению не принимаются.
При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представ-ляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорож-ном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в междуна-родном и смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты, возвращает заявку перевозчику с отметкой о результа-те согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраст-руктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки.
Форма бланков заявки на перевозку грузов в вагонах и контейнерах позволяет обеспечивать автоматизированную обработку данных заяв-ки и является единой для всех грузоотправителей.
Грузоотправители представляют отдельную заявку на перевозку грузов по каждой железнодорожной станции отправления, по каждой номенклатурной группе груза с указанием точного наименования гру-за, по признакам отправки, по признакам принадлежности вагонов, контейнеров, по видам сообщений с подведением итоговых данных в целом по заявке.
В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, кото-рый не должен превышать 45 дней. Порядок заполнения отдельных граф заявки изложен в Правилах приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
|
10. 4. Временные прекращения и ограничения погрузки
Деятельность железнодорожного транспорта сопряжена с рядом обстоятельств, возникновение которых препятствует осуществлению перевозок грузов, багажа, грузобагажа и, соответственно, их приему к отправлению. В зависимости от обстоятельств, определенных статьей 29 Устава, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа может быть временно прекращена либо ограничена.
Прекращение либо ограничение погрузки вследствие непреодоли-мой силы, военных действий, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, вводится перевоз-чиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме министра путей сообщения. Министр путей сообщения устанавливает срок действия прекращения или ограниче-ния погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В исключительных случаях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа в определенных направлениях могут быть временно прекращены. Такое прекращение вводится министром путей сообщения Российской Федерации или исполняющим его обязанности заместителем министра, о чем немедленно информируется Правительство Российской Федерации, соответствующие перевозчики и владельцы инфраструктур.
Учитывая специфику работы железнодорожного транспорта, ответ-ственным руководителям МПС России (министру либо исполняю-щему его обязанности заместителю министра), а также перевозчику и владельцу инфраструктуры предоставлено право вводить временное прекращение либо ограничение погрузки грузов, грузобагажа и при иных обстоятельствах. Такими обстоятельствами, например, могут быть: крушение, авария (независимо по чьей вине она произошла); введенный компетентным органом карантин; большое скопление на станции перевалки грузов, подлежащих передаче на смежный вид транспорта, препятствующее дальнейшему направлению грузов на данную станцию перевалки; народные волнения, акты гражданского неповиновения и другие обстоятельства.
Перевозчики в письменной форме, если другая не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа. Грузоотправители в течение двенадца-ти часов после получения от перевозчиков уведомлений обязаны остановить или ограничить до установленных размеров погрузку и отправление грузов, грузобагажа в определенных направлениях.
Все временные ограничения и запрещения погрузки по условным телеграфным адресам под номерами 72—75 передаются начальникам станций.
| На станциях они регистрируются в специальной книге записи запреще-ний и ограничений, действующих на дорогах сети (форма ГУ-14). Телеграммы об отмене временных ограниченийпогрузки заносятся в эту же книгу.
10. 5. Выполнение принятых заявок
Начальник станции отправления совместно с грузоотправителями не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контей-неров по дням, точное наименование подлежащих предъявлению к перевозке грузов, наименование станции назначения.
Принятая заявка подлежит выполнению в точном соответствии с содержащимися в ней условиями. Отступление от них возможно только в случае, предусмотренном Уставом. Просьба о внесении изменений в принятую заявку на перевозку грузов представляется грузоотправителем перевозчику в письменном виде. Перевозчик рассматривает такую просьбу и по согласованию с владельцем инфраструктуры может внести изменения в согласованные заявки.
За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя изменений в принятые заявки, касающиеся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, в том числе в международных и смешанных сообщениях, а также за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя сборы, установленные статьей 11 Устава.
Грузоотправитель может не менее чем за 2 дня до дня погрузки отказаться от выполнения заявки полностью или частично, что не освобождает его от уплаты штрафа, но его размер снижается на одну треть.
10. 6. Учет выполнения заявок на перевозку грузов
Данные принятых заявок на перевозки грузов заносятся в учетную карточку формы ГУ-1 (табл. 10. 1), которая ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю и по каждому наименованию номенклатурной группы груза. Учетные карточки на перевозку грузов в универсальных контейнерах ведутся отдельно по каждому виду контейнера. Учетная карточка подписы-вается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток, либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки станцией составляется акт общей формы. Порядок ведения учетной карточки определяется Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При ее ведении следует обратитьвнимание, что поданными вагонами, контейнерами считаются: порожние вагоны, контейнеры, поданные в отчетные сутки (в том числе в порядке сдвоенной операции), которые исходя из технологи-ческого времени, приведенного в правилах обслуживания
| железнодорожных подъездных путей, могут быть погружены грузоот-правителем в данные сутки; вагоны, контейнеры, оставшиеся не загруженными в предыдущие сутки; вагоны, контейнеры, поданные железной дорогой без учета возможности обеспечения грузоотправителями их погрузки до истечения отчетных суток, но погруженные грузоотправителем до окончания отчетных суток. Результаты подведе-ния итогов выполнения заявки уполномоченный представитель перевозчика сообщает грузоотправителю в течение 5 дней после окончания последних суток, предусмотренных в заявке.
Выполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах (контейнерах) и тоннах, производится путем сопоставления итогов соответствующих граф. При этом устанавливается количество не загруженных по вине перевозчика и грузоотправителя вагонов, контейнеров, а также величина общего невыполнения заявки в тоннах, допущенных по их вине. Величина общего невыполнения заявки в тоннах определяется путем умножения числа незагруженных вагонов, контейнеров на величину статической нагрузки, исчисляемой путем деления количества тонн на количество вагонов, контейнеров.
По результатам проведенного учета выполнения заявки, а также причин ее невыполнения, заполняется часть вторая учетной карточки «Ответственность за невыполнение принятой заявки, начисленная на: грузоотправителя, перевозчика».
За непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения (с учетом произведенных в заявке изменений) на грузоотправителя начисляется перевозчиком сбор, предусмотренный статьей 94 Устава. По грузам, перевозка кото-рых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, сбор за непредъявление груза для перевозки на железнодорожную станцию назначения определяется исходя из результата умножения количества непогруженных вагонов на величину статической нагрузки. Сумма сбора заносится в часть вторую учетной карточки.
В Правилах составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом приведены примеры определения количества непогруженных вагонов по вине перевозчика и по вине грузоотправителя, а также образцы подведения итогов выполнения заявки.
При невыполнении заявки на перевозку грузов вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой было прекращено осущест-вление основной его производственной деятельности, грузоотправи-телем должна быть представлена копия акта об аварии, составленная соответствующими органами государственного контроля (надзора), и приложена к учетной карточке.
| Таблица 10. 1 Форма ГУ-1
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА №
Выполнения принятой заявки на перевозку груза Статическая нагрузка
(с~ по месяц, год)
Станция и инфрастуктура отправления Наименование номенклатурной группы
Перевозчик
Г рузоотправитель_________________________________________________________
(полное наименование, фактический адрес, банковские реквизиты)
Часть I____________________________________________________________________
|
Обстоятельства, предусмотренные в статье 29 Устава, вызвавшие временное прекращение либо ограничение перевозки грузов, запре-щение производства погрузочно-разгрузочных работ и послужившие причиной невыполнения принятой заявки на перевозку грузов, должны быть зафиксированы совместным актом, подписанным начальником станции отправления и руководителем организации-грузоотправителя с приложением к учетной карточке необходимых документов, подтверждающих указанные обстоятельства.
Глава 11. Маршрутизация перевозок с мест погрузки.
11. 1. Эффективность маршрутизации.
Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэф-фективным способом организации грузовых перевозок.
Маршрутизация является предметом договора на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматриваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.
Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправи-телем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.
Отправительские маршруты проходят одну или несколько сорти-ровочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается работа по переформированию составов, снижает-ся себестоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевози-мых грузов, повышается конкурентоспособность производителей товаров и железнодорожного транспорта.
Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла.
Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускоре-ния доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрутами и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация является основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог России.
|
11. 2. Виды отправительских маршрутов и их организация
Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.
По назначению отправительские маршруты бывают:
— прямые — при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);
— в распыление — при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МПС России пункты (станции) распы-ления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с даль-нейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.
При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома массы.
Ядро — это основная часть отправительского маршрута установленной массы, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.
По условиям обращения отправительские маршруты различают:
- -кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;
- -кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.
Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее.
|
11. 3. Основные показатели маршрутизации
Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации перевозок установлены основные показатели:
- -количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршрутах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;
- -уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов — определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправленных в маршрутах Uмрш, к общему количеству загруженных вагонов Uобш, в процентах:
| - -средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со ставах и по родам грузов:
| (11. 1)
(11. 1)
|
(11. 2)
| где Nмршl— сумма маршруто-километров; Nмрш — общее число маршрутов;
- -распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам дальности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);
- -количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;
- -средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных маршрутов;
- -выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отношение количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).
Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами стан-ции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступен-чатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов (форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основные показатели маршрутизации, прово-дят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.
-
|
Раздел IV
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
|
Глава 12. Подготовка и прием груза к перевозке
12. 1. Подготовка груза к перевозке грузоотправителем
В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подготовить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорож-ного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное состояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стабилизация грузов, подверженных разложению, и т. п. ), надлежащая упаковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки, уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др. ), дробление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупногабаритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспортной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производится также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитарным надзором).
12. 2. Транспортная маркировка грузов
На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры марки-ровочных ярлыков и надписей должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов». Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуля-ционных знаков.
Основные надписи должны содержать:
- -полное или сокращенное наименование грузополучателя;
- -полное наименование станции назначения;
- -число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).
-
| Число грузовых мест и порядковый номер места должны указы-ваться в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносорт-ные грузы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудова-ния, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.
Дополнительные надписи должны содержать:
- -наименование пункта отправления с указанием станции отправ-ления и перевозчика;
- -железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числи-тель— марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):
| Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъявления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных документов. Наличие железнодорожной марки-ровки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.
Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию: габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1, 2 м — в крытом вагоне.
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом (рис. 12. 1). Необходимость нанесения этих знаков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородныхгрузовв прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.
|
Рис. 12. 1. Манипуляционные знаки: 1— осторожно хрупкое; 2— боится нагрева; 3— боится сырости; 4— боится излучения; 5— соблюдение интервала температур; 6— скоропортящийся груз; 7— герметическая упаковка; 8— крюками непосредственно не брать; 9— место строповки; 10— место подъема тележкой; 11— верх, не кантовать; 12— центр массы; 13— тропическая упаковка; 14— штабелировать запрещается; 15— поднимать непосредственно за груз; 16— открывать здесь
| В этомслучае замаркированные места укладывают по два места у каждой двери маркировкой наружу, по два места у каждого продольного борта платформы или полувагона маркировкой вверх. При перевозке грузов насыпью и наливом транспортная маркировка не наносится. Порядок расположения транспортной маркировки пока-зан на рис. 12. 2. Транспортная маркировка должна быть нанесена на бумажные, картонные, металлические и другие ярлыки. При длитель-ном хранении груза, а также при транспортировании грузов в откры-том подвижном составе маркировку допускается наносить непосредс-твенно на грузовые места. Маркировку на ярлыки наносят типографс-ким, литографским, электролитическим способами, печатанием, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, продавлива-нием, штампованием, выжиганием, маркировочными машинами. Наименование грузополучателя и пункта назначения на ярлыках, а железнодорожную маркировку на ярлыках и непосредственно на таре допускается четко и разборчиво наносить от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя. На рис. 12. 3 показана транспортная маркировка, нанесенная непосредственно на ящик. Грузоотправители и транспортные организации обязаны строго соблюдать требования Правил и стандартов по маркировке,
|
|