Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.П. Перепон 5 страница




Специализированные полувагоны (более 10 типов) по конструк­ции и назначению бывают: с глухим кузовом (выгрузка производится на вагоноопрокидывателях) для перевозки медной и железной руды; саморазгружающиеся полувагоны-хопперы для сыпучих и гранули-ро­ванных грузов, окатышей и агломерата, кокса, фрезерного и куско-во­го торфа; цельнометаллические саморазгружающиеся полувагоны с объемом кузова 135, 0 и 154, 0 м3 для технологической щепы грузо­подъемностью 58, 0 т; хоппер-дозаторы для перевозки и дозирования балласта при путевых работах.

Специализированные платформы (8 типов). Шестиосные: для пе­ревозки трансформаторов грузоподъемностью 93, 0 т и длинномер-ных грузов грузоподъемностью 92, 0 т.

Четырехосные: для перевозки крупнотоннажных контейнеров и колесной техники грузоподъемностью 60, 0; 62, 0; 65, 0 т; двухярусные для пе­ревозки легковых автомобилей (рис. 9. 1, е) грузоподъем-ностью 20 т (ко­личество перевозимых автомобилей от 8 до 17 штук в зависимости от их марки); для перевозки холоднокатаной стали грузоподъемностью 63, 0 т; для перевозки стали в рулонах и пачках грузоподъемностью 60, 0 т; для перевозки лесоматериалов с боковым ограждением (рис. 9. 1, ж).

Вагоны бункерного типа специализированы для перевозки нефте-битумов, гранулируемых полимеров и бестарной перевозки муки.

Цистерны (более 40 типов) предназначены для перевозки налив­ных грузов (темные и светлые нефтепродукты, грузы химической про­мышленности, спирт, молоко, растительное масло, патока, виномате- риалы, соки), а также некоторых порошкообразных грузов (цемента, кальцинированной соды и др. ). Они отличаются друг от друга по сво­ему устройству, емкости и специализированы в зависимости от кон­кретного наименования перевозимого груза (серная кислота, мета­нол, пропан и т. п. ) или группы грузов (бензина и светлых нефтепро­дуктов, для нефти и темных нефтепродуктов, нефтебензиновые, для вязких нефтепродуктов и т. п. ). Цистерны бывают четырехосные и вось­миосные (рис. 9. 1, а) для нефтепродуктов с объемом котла 140, 0; 159, 0; 161, 6 м3

Изотермические вагоны (более 10 типов) служат для перевозки скоропортящихся грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима (мясо, рыба, минеральные воды, фрукты и т. п. ) (см. п. 35. 2. ).

Тяжеловесные (масса до 500 т) и негабаритные грузы перевозятся на транспортерах (более 50 типов) с количеством осей от 4 до 32, грузоподъемностью от 50, 0 до 500, 0 т. Они бывают площадочного, платформенного, полуколодцеобразного, колодцевого, сцепного и со­члененного типов (см. п. 38. 5, таб. 38. 1). На рис. 9. 1, в показан сочле­ненный 28-осный транспортер грузоподъемностью 400, 0 т.

 



Вагоны-самосвалы (думпкары) (рис. 9. 1, г) предназначены для транспортировки и механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов (балласта, щебня, камня и т. п. ). Они бывают 8 типов (четыре­хосные грузоподъемностью 50, 0; 60, 0 т и шестиосные грузоподъемно­стью 100, 0 и 105, 0 т).

9. 4. Показатели, характеризующие вагоны

Эксплуатационные качества конструкции вагонов грузового парка характеризуют следующие показатели: число осей, грузоподъемность, масса тары вагона, объем кузова, площадь пола, длина вагона по осям сцепления автосцепок, внутренняя длина, ширина и высота вагона, тех­нический коэффициент тары, нагрузка на путь, высота бортов платформ и полувагонов, база вагона, высота пола вагона от уровня верха голо­вок рельсов и др.

В значительной степени эксплуатационные качества конструкции ва­гонов грузового парка определяются их массой в порожнем состоянии (тарой), которая указывается на раме вагона.

Грузоподъемностью вагона называется максимально допустимая (конструкцией) загрузка вагона, установленная МПС России с учетом полного обеспечения безопасности движения поездов.

Технический коэффициент тары вагона представляет собой отно­шение тары qт к грузоподъемности этого вагона Ргр:

Кт = qтгр.                               (9. 1)

Чем меньше технический коэффициент тары, тем меньше собст-вен­ной массы вагона приходится на каждую тонну транспортируе-мого груза. Коэффициент тары для большинства вагонов колеблется в пре­делах от 0, 34 до 0, 4. Для изотермических вагонов он наиболее высо­кий (1, 0 и более).

Чтобы обеспечить полное использование грузоподъемности, при вы­боре типа подвижного состава следует установить наиболее целе-сооб­разное (в зависимости от рода груза) соотношение грузоподъем-ности и объема вагона.

Существует два понятия объема кузова вагона: полный (геометри­ческий) объем вагона — равен произведению ширины вагона на его длину и высоту; погрузочный (полезный) объем — та часть полного объема, которая реально может быть использована для загрузки ва­гона определенным грузом. Отношение погрузочного объема к пол­ному называют коэффициентом использования объема или вмести­мости вагона:

 


 (9. 2)

 



 

 


Удельным объемом вагона Vуд называется отношение полного объема к его грузоподъемности:

(9. 3)

 


9


Чем выше численное значение этого отношения, тем лучше может быть использована грузоподъемность вагона.


Удельной грузоподъемностью вагона называется количество тонн грузоподъемности, приходящейся на 1 м3 геометрического объема ку­зова (т/м3), т. е. величина, обратная удельному объему вагона:


(9. 4)


Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть полностью ис­пользованы при удельной грузоподъемности, равной объемной массе груза.

Если объемная масса меньше удельной грузоподъемности вагона, вме­стимость вагона используется полностью, а грузоподъемность — не пол­ностью, при большой объемной массе — наоборот.

Удельная площадь пола вагона Fуд открытого типа (платформ, полува­гонов) — это отношение площади пола Fпол к грузоподъемности:


 

(9. 5)



Р а з д е л III

ПЛАНИРОВАНИЕ И МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК


Глава 10. Планирование грузовых перевозок

10. 1. Особенности планирования грузовых перевозок в условиях рынка

С переходом к экономическим методам управления качественно изме­нились принципы и методы планирования. Они утратили свое директивное содержание и стали важным экономическим рычагом воздействия на про­изводственные процессы на железнодорожном транспорте. В современных условиях планирование направлено на оптимальное использование подвиж­ного состава и других техничес-ких средств железнодорожного транспорта, предотвращение ошибоч-ных действий, которые могут привести к сниже­нию эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта. Потребовалась корректировка системы планирования перевозок грузов для того, чтобы в максимальной степени учесть как реальные потребности гру­зоотправителей и грузополучателей в перевозках, так и технические и тех­нологические возможности железнодорожного транспорта.

В Уставе учтены особенности рыночных взаимоотношений между гру­зоотправителями и грузополучателями и необходимость быстрого удовлет­ворения потребности в перевозках. Между грузоотправи-телем (заказчиком) и перевозчиком (исполнителем) заключаются договора об организации пе­ревозок, предусматривающие объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перево­зок, порядок расчетов, взаимные обязательства за исполнение договора.

Переход на долгосрочные ответственные договоры с грузоотпра-ви­телями создал основу для составления прогноза деятельности железных дорог и стратегии их развития.

В соответствии с требованиями Устава изменилась и система плани­рования перевозок грузов. Подача транспортных средств под погрузку производится по заявкам грузоотправителей, представляе-мых в удобное для них время. Для решения этой задачи в Уставе установлены новые сокращенные сроки подачи грузоотправителями заявок, которые обус­ловлены реальным минимально необходимым временем на регулирова­ние вагонного парка на сети железных дорог для своевременного обеспечения заявок грузоотправителейперево-зочными ресурсами. Установ­ленные Уставом минимальные сроки предоставления заявок на перевоз­ку грузов требуют от грузоотпра-вителей более детальной информации об условиях и участниках перевозки, которая необходима для ускорения процесса согласования.



Особенно это важно, когда перевозки осуще­ствляются на экспорт или в прямом смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.

Порядок приема заявок на перевозку грузов регламентирован ста­тьей 11 Устава и Правилами приема заявок на перевозки грузов на же­лезнодорожном транспорте.

10. 2. Особенности заключения долгосрочных договоров об организации перевозок

При стабильных объемах перевозок грузов и сложившихся взаи­моотношениях сторон отношения по перевозкам могут оформляться долгосрочным договором об организации перевозок, содержание ко­торого раскрывается в статье 798 Гражданского кодекса Российс-кой Федерации. Согласно статьи 10 Устава грузоотправители, грузополу­чатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Долгосрочный договор об организации перевозок заклю­чается в письменной форме.

В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответствен-ность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организа­ции перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объе­ме, а грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Под иными условиями организации перевозок в договор включа-ют­ся предусмотренные Уставом вопросы по изменению сроков доставки грузов, участию представителя железной дороги в выдаче грузов, опо­вещению грузополучателя в порядке предварительной информации о подходе в его адрес грузов, о промывке вагонов и др.

Договор об организации перевозок не освобождает грузоотправи­теля от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные Уставом. Этот договор не заменяет договор на пере­возку конкретного груза, а также договоры, связанные с эксплуатаци­ей железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с по­дачей и уборкой вагонов.

Ответственность сторон при неисполнении условий долгосроч-ного договора наступает лишь в том случае, если эта ответствен-ность в нем предусмотрена.

10. 3. Порядок представления, рассмотрения и принятия заявок грузоотправителей на перевозки грузов

В соответствии со статьей 11 Устава для осуществления пере-возки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом ко­личестве экземпляров заявку на перевозку грузов.



Заявки представля­ются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до на­чала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообще­нии и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пун­ктами назначения указаны порты. Заявки на перевозки грузов представ­ляются в трех экземпля-рах, каждый из которых подписывается грузоотп­равителем, заверяется печатью, применяемой при финансовых операциях. Неправильно оформленные заявки на перевозки грузов к рассмотрению не принимаются.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользо­вания, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представ-ляется пе­ревозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем ука­занного железнодорожного пути. Перевозчик обязан рассмотреть пред­ставленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуще­ствления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу ин­фраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструкту­ры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, орга­низациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в пря­мом железнодорож-ном сообщении и не более чем десять дней при пере­возках в междуна-родном и смешанном сообщении, а также, если пункта­ми назначения указаны порты, возвращает заявку перевозчику с отметкой о результа-те согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраст-руктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевоз­чиком грузоотправителю не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки.

Форма бланков заявки на перевозку грузов в вагонах и контейнерах позволяет обеспечивать автоматизированную обработку дан­ных заяв-ки и является единой для всех грузоотправителей.

Грузоотправители представляют отдельную заявку на перевозку грузов по каждой железнодорожной станции отправления, по каждой номенкла­турной группе груза с указанием точного наименования гру-за, по призна­кам отправки, по признакам принадлежности вагонов, контейнеров, по ви­дам сообщений с подведением итоговых данных в целом по заявке.

В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, кото-рый не должен превышать 45 дней. Порядок заполнения отдельных граф за­явки изложен в Правилах приема заявок на перевозку грузов железно­дорожным транспортом.



10. 4. Временные прекращения и ограничения погрузки

Деятельность железнодорожного транспорта сопряжена с рядом об­стоятельств, возникновение которых препятствует осуществлению пе­ревозок грузов, багажа, грузобагажа и, соответственно, их приему к отправлению. В зависимости от обстоятельств, определенных статьей 29 Устава, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа может быть вре­менно прекращена либо ограничена.

Прекращение либо ограничение погрузки вследствие непреодоли-мой силы, военных действий, эпидемии или иных обстоятельств, препятству­ющих осуществлению перевозок грузов, вводится перевоз-чиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письмен­ной форме министра путей сообщения. Министр путей сообщения уста­навливает срок действия прекращения или ограниче-ния погрузки и пе­ревозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и вла­дельцев инфраструктур.

В исключительных случаях вследствие сложившихся у перевоз­чика или при использовании инфраструктуры обстоятельств, пре­пятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка гру­зов, грузобагажа в определенных направлениях могут быть времен­но прекращены. Такое прекращение вводится министром путей со­общения Российской Федерации или исполняющим его обязаннос­ти заместителем министра, о чем немедленно информируется Пра­вительство Российской Федерации, соответствующие перевозчики и владельцы инфраструктур.

Учитывая специфику работы железнодорожного транспорта, ответ-ствен­ным руководителям МПС России (министру либо исполняю-щему его обя­занности заместителю министра), а также перевозчику и владельцу инфра­структуры предоставлено право вводить временное прекращение либо ог­раничение погрузки грузов, грузобагажа и при иных обстоятельствах. Такими обстоятельствами, например, могут быть: крушение, авария (независимо по чьей вине она произошла); введенный компетентным органом карантин; большое скопление на станции перевалки грузов, подлежащих передаче на смежный вид транспорта, препятствующее дальнейшему направлению гру­зов на данную станцию перевалки; народные волнения, акты гражданского неповиновения и другие обстоятельства.

Перевозчики в письменной форме, если другая не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей и заинтересован­ных грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и пе­ревозки грузов, грузобагажа. Грузоотправители в течение двенадца-ти часов после получения от перевозчиков уведомлений обязаны остано­вить или ограничить до установленных размеров погрузку и отправле­ние грузов, грузобагажа в определенных направлениях.

Все временные ограничения и запрещения погрузки по условным теле­графным адресам под номерами 72—75 передаются начальникам станций.

 



На станциях они регистрируются в специальной книге записи запреще-ний и ограничений, действующих на дорогах сети (форма ГУ-14). Телеграммы об отмене временных ограниченийпогрузки заносятся в эту же книгу.

10. 5. Выполнение принятых заявок

Начальник станции отправления совместно с грузоотправителями не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контей-неров по дням, точное наименование подлежащих предъявлению к перевозке гру­зов, наименование станции назначения.

Принятая заявка подлежит выполнению в точном соответствии с со­держащимися в ней условиями. Отступление от них возможно только в случае, предусмотренном Уставом. Просьба о внесении изменений в принятую заявку на перевозку грузов представляется грузоотправите­лем перевозчику в письменном виде. Перевозчик рассматривает такую просьбу и по согласованию с владельцем инфраструктуры может внести изменения в согласованные заявки.

За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя измене­ний в принятые заявки, касающиеся перераспределения перевозок гру­зов по железнодорожным станциям назначения, в том числе в междуна­родных и смешанных сообщениях, а также за изменение железнодо­рожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя сборы, установленные статьей 11 Устава.

Грузоотправитель может не менее чем за 2 дня до дня погрузки отка­заться от выполнения заявки полностью или частично, что не освобождает его от уплаты штрафа, но его размер снижается на одну треть.

10. 6. Учет выполнения заявок на перевозку грузов

Данные принятых заявок на перевозки грузов заносятся в учетную карточку формы ГУ-1 (табл. 10. 1), которая ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю и по каждому наименованию номенклатурной группы груза. Учетные кар­точки на перевозку грузов в универсальных контейнерах ведутся от­дельно по каждому виду контейнера. Учетная карточка подписы-вается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных су­ток, либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки станцией составляется акт общей формы. Порядок ведения учетной карточки определяется Правилами составления учетной карточ­ки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транс­портом. При ее ведении следует обратитьвнимание, что поданными ва­гонами, контейнерами считаются: порожние вагоны, контейнеры, подан­ные в отчетные сутки (в том числе в порядке сдвоенной операции), кото­рые исходя из технологи-ческого времени, приведенного в правилах об­служивания



железнодорожных подъездных путей, могут быть погруже­ны грузоот-правителем в данные сутки; вагоны, контейнеры, оставшиеся не загруженными в предыдущие сутки; вагоны, контейнеры, поданные железной дорогой без учета возможности обеспечения грузоотправите­лями их погрузки до истечения отчетных суток, но погруженные грузо­отправителем до окончания отчетных суток. Результаты подведе-ния ито­гов выполнения заявки уполномоченный представитель перевозчика сообщает грузоотправителю в течение 5 дней после окончания после­дних суток, предусмотренных в заявке.

Выполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых в соот­ветствии с заявкой установлена в вагонах (контейнерах) и тоннах, про­изводится путем сопоставления итогов соответствующих граф. При этом устанавливается количество не загруженных по вине перевозчика и грузоотправителя вагонов, контейнеров, а также величина общего не­выполнения заявки в тоннах, допущенных по их вине. Величина обще­го невыполнения заявки в тоннах определяется путем умножения чис­ла незагруженных вагонов, контейнеров на величину статической на­грузки, исчисляемой путем деления количества тонн на количество вагонов, контейнеров.

По результатам проведенного учета выполнения заявки, а также при­чин ее невыполнения, заполняется часть вторая учетной карточки «От­ветственность за невыполнение принятой заявки, начисленная на: грузо­отправителя, перевозчика».

За непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке же­лезнодорожную станцию назначения (с учетом произведенных в заявке изменений) на грузоотправителя начисляется перевозчиком сбор, пре­дусмотренный статьей 94 Устава. По грузам, перевозка кото-рых в соот­ветствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, сбор за непредъяв­ление груза для перевозки на железнодорожную станцию назначения определяется исходя из результата умножения количества непогружен­ных вагонов на величину статической нагрузки. Сумма сбора заносится в часть вторую учетной карточки.

В Правилах составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом приведены приме­ры определения количества непогруженных вагонов по вине перевоз­чика и по вине грузоотправителя, а также образцы подведения итогов выполнения заявки.

При невыполнении заявки на перевозку грузов вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой было прекращено осущест-вле­ние основной его производственной деятельности, грузоотправи-телем должна быть представлена копия акта об аварии, составленная соответ­ствующими органами государственного контроля (надзора), и приложе­на к учетной карточке.

 



Таблица 10. 1 Форма ГУ-1

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА №

Выполнения принятой заявки                               на перевозку груза           Статическая нагрузка

~ по месяц, год)

Станция и инфрастуктура отправления Наименование номенклатурной группы

Перевозчик

Г рузоотправитель_________________________________________________________

  (полное наименование, фактический адрес, банковские реквизиты)

Часть I____________________________________________________________________


Обстоятельства, предусмотренные в статье 29 Устава, вызвавшие временное прекращение либо ограничение перевозки грузов, запре-ще­ние производства погрузочно-разгрузочных работ и послужившие при­чиной невыполнения принятой заявки на перевозку грузов, должны быть зафиксированы совместным актом, подписанным начальником станции отправления и руководителем организации-грузоотправителя с прило­жением к учетной карточке необходимых документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

Глава 11. Маршрутизация перевозок с мест погрузки.

11. 1. Эффективность маршрутизации.

Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэф-фек­тивным способом организации грузовых перевозок.

Маршрутизация является предметом договора на организацию перево­зок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматри­ваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.

Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установ­ленной массы или длины, сформированный грузоотправи-телем на железно­дорожном подъездном пути организации либо по договору с железной доро­гой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.

Отправительские маршруты проходят одну или несколько сорти-ро­вочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается работа по переформированию составов, снижает-ся себес­тоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевози-мых грузов, по­вышается конкурентоспособность производителей товаров и железно­дорожного транспорта.

Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла.

Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на желез­нодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускоре-ния дос­тавки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрута­ми и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация яв­ляется основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог России.

 

 



11. 2. Виды отправительских маршрутов и их организация

Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанав­ливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.

По назначению отправительские маршруты бывают:

прямые — при перевозке на одну станцию назначения (перевал­ки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые ваго­ны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);

в распыление — при перевозке назначением на станции расформи­рования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МПС России пункты (станции) распы-ления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополуча­теля) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучате­лей, либо назначением на входные и распределительные станции, полу­чающие топливные грузы, с даль-нейшей заадресовкой вагонов на стан­ции выгрузки.

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.

При наличии на направлении следования маршрутов станций измене­ния массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в со­ставе маршрута до пунктов перелома массы.

Ядро — это основная часть отправительского маршрута установ­ленной массы, которая следует без переформирования до железно­дорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.

По условиям обращения отправительские маршруты различают:

- -кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под по­вторную погрузку;

- -кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки воз­вращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется чис­ло, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной под­готовки под нее.

 



11. 3. Основные показатели маршрутизации

Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации пере­возок установлены основные показатели:

- -количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршру­тах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;

- -уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов — определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправ­ленных в маршрутах Uмрш, к общему количеству загруженных ваго­нов Uобш, в процентах:


- -средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со ставах и по родам грузов:


(11. 1)

 

(11. 1)


(11. 2)


где Nмршl— сумма маршруто-километров; Nмрш — общее число мар­шрутов;

- -распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам даль­ности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);

- -количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;

-  -средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных мар­шрутов;

- -выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отноше­ние количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).

Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами стан-ции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступен-чатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов (форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основ­ные показатели маршрутизации, прово-дят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.

-



Раздел IV

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ


Глава 12. Подготовка и прием груза к перевозке

12. 1. Подготовка груза к перевозке грузоотправителем

В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подгото­вить грузы, грузобагаж для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорож-ного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, ваго­нов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В комплекс подготовки грузов к перевозке входят такие важные операции, как приведение продукции в необходимое качественное со­стояние (просушка, отсортировка, предварительное охлаждение, стаби­лизация грузов, подверженных разложению, и т. п. ), надлежащая упа­ковка с укрупнением грузовых мест в транспортные пакеты и связки, уплотнение (прессование стружки, соломы, сена, опилок и др. ), дроб­ление (крупных частей металлолома) или частичная разборка крупнога­баритного оборудования машин, нанесение на грузовые места транспор­тной маркировки и др. При подготовке грузов к перевозке производит­ся также осмотр их соответствующими контрольными и надзорными органами (хлебной или карантинной инспекцией, ветеринарно-санитар­ным надзором).

12. 2. Транспортная маркировка грузов

На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры марки-ровоч­ных ярлыков и надписей должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Мар­кировка грузов». Транспортная маркировка состоит из основных, до­полнительных, информационных надписей и манипуля-ционных знаков.

Основные надписи должны содержать:

- -полное или сокращенное наименование грузополучателя;

- -полное наименование станции назначения;

- -число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).

-



Число грузовых мест и порядковый номер места должны указы-вать­ся в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносорт-ные гру­зы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопу­стимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудова-ния, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи должны содержать:

- -наименование пункта отправления с указанием станции отправ-ле­ния и перевозчика;

- -железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.

Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числи-тель— марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):


 

 


Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъяв­ления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных до­кументов. Наличие железнодорожной марки-ровки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.

Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузово­го места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию: габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота). Такие размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при перевозке груза в открытом подвижном составе и 1, 2 м — в крытом вагоне.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом (рис. 12. 1). Необходимость нанесения этих зна­ков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информаци­онные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых мес­тах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородныхгрузовв прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.



 


Рис. 12. 1. Манипуляционные знаки: 1— осторожно хрупкое; 2— боится нагрева; 3— боится сырости; 4— боится излучения; 5— соблюдение интервала температур; 6— скоропортящийся груз; 7— герметическая упа­ковка; 8— крюками непосредственно не брать; 9— место строповки; 10— место подъема тележкой; 11— верх, не кантовать; 12— центр массы; 13— тропическая упаковка; 14— штабелировать запрещается; 15— поднимать непосредственно за груз; 16— открывать здесь


В этомслучае замаркированные места укладывают по два места у каж­дой двери маркировкой наружу, по два места у каждого продоль­ного борта платформы или полу­вагона маркировкой вверх. При перевозке грузов насыпью и на­ливом транспортная маркировка не наносится. Порядок располо­жения транспортной маркировки пока-зан на рис. 12. 2. Транспорт­ная маркировка должна быть на­несена на бумажные, картонные, металлические и другие ярлыки. При длитель-ном хранении груза, а также при транспортировании грузов в откры-том подвижном составе маркировку допускается наносить непосредс-твенно на гру­зовые места. Маркировку на яр­лыки наносят типографс-ким, ли­тографским, электролитическим способами, печатанием, окраской по трафарету, штемпелеванием по трафарету, продавлива-нием, штампованием, выжиганием, мар­кировочными машинами. Наиме­нование грузополучателя и пун­кта назначения на ярлыках, а же­лезнодорожную маркировку на ярлыках и непосредственно на таре допускается четко и раз­борчиво наносить от руки при условии обеспечения сохранно­сти надписей до получателя. На рис. 12. 3 показана транспортная маркировка, нанесенная непос­редственно на ящик. Грузоотпра­вители и транспортные организации обязаны строго соблюдать требования Правил и стандартов по мар­кировке,




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.