В.П. Перепон 3 страница
Глава 4. Информационное обеспечение автоматизированных систем управления перевозочным процессом
4. 1. Общие положения
Функционирование действующих и вновь создаваемых автоматизированных систем и подсистем управления перевозками было бы невозможным без достоверной первичной информации о перевозочном процессе.
Основным источником первичной информации является накладная, оформляемая при приеме груза к перевозке, в которой имеются все необходимые данные в текстовом и закодированном виде для расчетно-финансовых, технологических, технических, оперативных и статистических целей, а также составленная на основании накладной дорожная ведомость.
Источником первичной информации является вагонный лист, натурный лист поезда, маршрут машиниста. В этих формах предус-мотрены места для записи соответствующих кодов.
Современное информационно-техническое обеспечение во мно-гом базируется на едином комплексе интегрированной обработки дорожных ведомостей (ЕК ИОДВ).
Кодом называется совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора символов для передачи, обработки и хранения. Например, цифровое обозначение наименования груза, железнодорожной станции, грузоотправителя или грузополучателя, грузового вагона и др.
Использование ЭВМ и автоматизированных систем управления (АСУ) было бы невозможным без единой системы кодирования (нумерации) подвижного состава, станций, дорог, отделений, грузов, поездов, грузополучателей, диспетчерских и поездных участков, особых сведений о поездах, вагонах и грузах, объектов станции, технологических операций и др. Единая система кодирования используется на всех уровнях управления перевозочным процессом в автоматизированных системах: оперативного управления перевозками (АСОУП), выполнения коммерческих операций (АСКО), управления грузовой и коммерческой работой (АСУМ), фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО), учета дислокации вагонного парка (ДИСПАРК), грузовых станций (АСУГС) и др. Для кодирования используются 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (цифровой десятичный код).
|
4. 2. Система кодирования станций, разъездов, обгонных, пассажирских остановочных и других пунктов
В Тарифном руководстве № 4 (книга 2 «Алфавитный список железнодорожных станций») каждому раздельному пункту присвоен код, состоящий из пяти десятичных знаков (от 01000 до 9999) и дополнительного шестого защитного (контрольного) цифрового знака кода (от 0 до 9), который расположен справа. Вся сеть дорог России, стран СНГ и Балтии разделена на 99 сетевых районов, каждому из которых присвоен двухзначный номер. Нумерация возрастает с запада на восток. Первый район охватывает станции Кольского полуострова и Карелии, а 99-й — остров Сахалин.
В каждый сетевой район включена одна опорная (районная) станция (как правило, крупная сортировочная или участковая) и не более 99 других, открытых для грузовых операций. Каждой железной дороге выделено определенное количество районов — целое или с добавлением половины района. Например, Северной железной дороге выделено 4 района (с 28 по 31), Юго-Восточной — 58, 59 и половина 60 (младшие разряды от 00 до 49); номера от 50 до 99 принадлежат соседней Приволжской железной дороге.
Всем станциям, входящим в сетевой район, присвоен пятизначный код, в котором первое двухзначное число кода обозначает номер сетевого района, в который она входит, а второе (двухзначное число) — порядковый номер ее в этом районе, считая от опорной, которой этот номер во всех случаях присвоен «00». Пятый знак в коде «0» присвоен опорным станциям и станциям, открытым для грузовых операций, в том числе и по перевалке грузов с железной дороги на воду (и обратно), и пограничным станциям. Разъездам и остановочным пунктам присвоены цифры от 1 до 8 в порядке возрастания кодов, считая от станции, открытой для грузовых операций.
Например, станции Ярославль-Главный, являющейся опорной, присвоен код 31000 (с защитным знаком 310005), расположенной в этом районе ст. Ваулово, выполняющей грузовую работу, — 31260(312602), а ст. Чебаково, открытой лишь для пассажирских операций, — 31262(312621). Пограничным и некоторым портовым станциям присвоено несколько кодов.
В оперативной работе (например при заполнении натурного листа поезда) используются лишь первые четыре цифры кода станции, которая называется единой сетевой разметкой (ЕСР). Для защиты ЕСР используют пятый защитный знак, который одинаков как для кода станции, так и для ЕСР.
Структура построения кода станции представлена на рис. 4. 1.
Контрольный знак кодовой защиты рассчитывается и проверяется на ЭВМ (или вручную) методом контрольных чисел с модулем 11,
| весовой ряд имеет вид 1234567891012... Искомая контрольная цифра определяется как остаток от деления на модуль 11 суммы поразрядных произведений первых четырех цифр кода на весовой ряд 1234. В том случае, если контрольное число получается двухзначным (10), весовой ряд сдвигают надве позиции, т. е.
|
Рис. 4. 1. Структура построения кода станции
| цифры кода станции будут поразрядно умножаться на 3456. Если контрольное число вновь окажется равным 10, то ему присваивается значение 0.
Пример . Рассчитаем защитный знак для станции Сыктывкар и Воркута Северной железной дороги (коды 28390 и 28950).
Для станции Сыктывкар
| 2 8 3 9
X
12 3 4
2 16 9 36
| Складываем результаты произведений и делим на 11, т. е. 2+16+9+36=63; 63: 11=5(8). Остаток от деления 8 и есть искомая контрольная цифра.
Помехозащитный код станции будет 283908.
Для станции Воркута 
2+16+27+20=65; 65: 11=5(10).
В этом случае цифры кода умножаем на сдвинутый ряд 3456.
| 
6+32+45+30=113; 113: 11=10(3).
Помехозащитный код станции будет 289503.
С помощью этого метода можно выявить все случаи неправильного указания цифр и их перестановок, а также ошибок других видов.
|
4. 3. Система нумерации подвижного состава
Система нумерации подвижного состава позволила в восьми-значном номере объединить неповторяющийся инвентарный номер, присвоенный данной единице подвижного соста-ва, его основную характеристику и кодовую защиту достоверности считывания номера.
Первая цифра характеризует вид (род) подвижного состава:
0 — пассажирские вагоны, 1 — локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу, 2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 — изотермические вагоны, 3 и 9 — прочие вагоны (специализи-рованные и др. ), 5 — вагоны собственные, принадлежащие грузоотправителям (грузополучателям).
Вторая цифра — техническая характеристика вагона (осность, масса тары, длина по осям автосцепки, назначение или специализация).
Цифры 0—8 (второй знак номера) обозначают четырехосные, а цифра 9 — восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, вторая цифра номера определяет для крытых вагонов объем кузова (0 — до 120 м3, 1 — более 120м3, 4 — более 120 м3 и с уширенными дверными проемами), для платформ длину рамы (0 — до 13, 4 м, 2 — 13, 4 м и более), для четырехосных полувагонов наличие люков в полу и торцовых дверей (0 — с люками и торцовыми дверями, 4 — с люками без торцовых дверей, 8 — с глухим кузовом), для цистерн специализацию, для рефрижераторных вагонов особенности конструкции.
Третья цифра — дополнительная техническая характерис-тика полувагонов, цистерн, изотермических, крытых и прочих вагонов.
Четвертая, пятая и шестая цифры определяют порядковый номер вагона (характеристики не содержат) и вместе с тремя первыми цифрами создают инвентарный номер вагона.
В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона (кроме рефрижераторных) переходной площадки.
Восьмая цифра — контрольная. С ее помощью проверяется правильность считывания (передачи) номера. Она наносится слитно с остальными цифрами номера.
Структура построения номера вагона представлена на рис. 4. 2.
Для защиты номеров вагонов на железных дорогах стран СНГ и Западной Европы используется способ с модулем 10. Весовой ряд имеет вид: 212121... , при этом каждая нечетная цифра номера вагона умножается на 2, четная на 1. Затем выполняется поразрядно сложение полученных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.
|

Рис. 4. 2. Структура построения номеравагона
|
Пример. Номер вагона 2375826. Определим контрольную цифру. Для этого умножаем цифры номера вагона (семь цифр) на весовой ряд 2121...: 
|
Поразрядная сумма 4+3+1+4+5+1+6+2+1+2=29. Дополняющее до 30 число 1 и будет контрольной восьмой цифрой. Весь номер вагона (код) с контрольной цифрой будет 23758261.
Допустим, при передаче номера вагона переставлены ошибочно вторая и третья цифры. Тогда при проверке будет получено: 
|
Поразрядная сумма 4+7+6+5+1+6+2+1+2=34, а дополняющая до 40 цифра будет 6;
Цифра 6 1, что свидетельствует об ошибке в номере вагона.
4. 4. Кодирование грузов
Грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, кодируют в соответствии с Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ)*. Длина кодового обозначения груза составляет шесть знаков и имеет
* До введения в действие ГНГ при перевозке грузов по РЖД код указывается в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ).
|
следующую структуру: две первые цифры — тарифная группа груза; третья цифра — номер позиции груза в тарифной группе; четвертая и пятая цифра — порядковый номер груза в тарифной позиции; шестая цифра—контрольное число.
Перечень грузов по тарифным группам, позициям и номерам грузов в позиции и алфавитный список грузов опубликованы в Прейскуранте № 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки».
Контрольное число рассчитывается по Методике расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Используется метод с модулем 11, весовой ряд 12345678910123...
Пример . Рассчитаем контрольное число стали сортовой, код 324188.
Для этого умножаем пять цифр кода на весовой ряд.

| Складываем результаты произведений и делим на 11, т. е. 3+4+12+4+40=63; 63: 11=5 (8). Остаток деления и есть искомое контрольное число, которое и является шестой цифрой кода.
Допустим, при передаче кода груза переставлены ошибочно 2-я и 3-я цифры. Тогда при проверке будет получено:

| Складываем результаты произведений и делим на 11. 3+8+6+4+40=61; 61: 11=5 (6), число 6 8, что свидетельствует об ошибке в коде груза.
Коды груза широко используют для информации грузополучателей о подходе грузов под выгрузку, а также для решения на ЭВМ задач учета погрузки, выгрузки и продвижения грузов.
4. 5. Система кодирования объектов станций, наименований грузоотправителей и грузополучателей
Кодирование объектов станций устанавливается Инструкцией по кодированию объектов станций и грузов на железных дорогах. Код состоит из четырех знаков. Для кодирования объектов станций, вы- полняющих грузовые и технические операции предназначены цифры от 0001 до 0099. Первые две цифры кода 00 обозначают принадлеж-ность отправителя или получателя грузов к объекту станции.
| Третья цифра кода обозначает вид операций: 0 — переадресовка, 1 — выгрузка, 2 — сортировка, 3 — выгрузка и сортировка, 4 — перевалка в речной порт во внутреннем сообщении, 5 — перевалка в речной порт в международном сообщении, 6 — перевалка в морской порт во внутреннем сообщении, 7 — перевалка в морской порт в международном сообщении, 8 — перегрузка в вагоны узкой колеи.
Четвертая цифра кода обозначает наименование объекта станции: 1 — грузосортировочная платформа, 2 — контейнерный пункт, 3 — пункт перегрузки и перевалки, 4 — пункт переадресовки (распыления) вагонов. Например, код 0004 обозначает, что груз в вагоне следует для переадресовки (третья цифра 0) на пункт распыления вагонов (четвертая цифра 4); код 0022 — для сортировки (третья цифра 2) на контейнерный пункт (четвертая цифра 2).
Для определения кодов грузоотправителей и грузополучателей используется идентификационный восьмизначный код в соответствии с Общероссийским классификатором предприятий и организаций (ОКПО). Он присваивается при государственной регистрации предприятий и организаций в местных органах Государственного комитета по статистике по месту нахождения грузоотправителя и грузополучателя. Присвоенные коды передаются в технологические центры по обработке перевозочных документов отделений дорог (ТехПД) и в региональные агенства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО) и вносятся во все перевозочные документы и в заявки на перевозку грузов.
4. 6. Система кодирования особых сведений о поездах, вагонах и грузах
Кодирование необходимо для того, чтобы были известны особые сведения, обеспечивающие безопасность проследования поездов и производство маневровой работы с вагонами, в том числе сведения, характеризующие условия перевозки вагонов с опасными или негаба-ритными грузами, а также возможность роспуска вагонов с горки.
При кодировании информации о поездах кодируется признак порядка списывания состава поезда: 1 — с головного вагона, 2 — с хвостового вагона.
При кодировании информации о вагонах и грузах кодируются четыре группы сведений.
Наличие у вагона тележек с роликовыми подшипниками отмеча-ется цифрой 1, а тележек с подшипниками скольжения — цифрой 0.
Особые условия перевозки и производства маневров с вагонами, загруженными опасными грузами и людьми, кодируются одним цифровым знаком — от 1 до 9: 1 — вагон с людьми, 2 — с проводником, 3 — со взрывчатыми материалами (ВМ) (кроме ВМ кода 9), 4 — с ядовитыми веществами (подкласс 6. 1), 5 — со сжатым и сжиженным газом, порожний вагон из-под сжиженного газа,
| 6 — с легковоспламеняющими твердыми веществами класса 4, 5 (окислители), цистерны с грузом класса 3 (леговоспламеняющиеся жидкости — ЛВЖ), кислотой (подкласс 8. 1), 8 — с ЛВЖ (кроме цистерн), с другими опасными грузами (подклассы 6. 2—9), кроме цистерн с кислотой, 9 — с ВМ под условным номером 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199. Сведения, характеризующие негабаритность грузов, перевозку животных, запрещение роспуска с горки, кодируются цифрой от 1 до 9: 1 — живность, 3 — негабаритный груз, 5 — длиннобазные вагоны, 6 — вагоны, требующие осторожности при роспуске с горки, 7 — вагоны, не подлежащие роспуску с горки, 9 — вагоны, не подлежащие пропуску через горку.
|
Р а з д е л II
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
|
Глава 5. Транспортные характеристики грузов, тары и упаковок и их влияние на выбор технических средств и условий перевозок
5. 1. Транспортные характеристики грузов
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характерис-тиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфи-ческие свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза. Транспортная характеристика груза опреде-ляет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспорт-ные характеристики используют при решении задач по рациона-лизации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, обустройстве складов, средств пакетирования грузов и механизации погрузочно-разгрузочных работ, разработке условий перевозки грузов и т. д.
Для количественного учета перевозимых грузов, а также реше-ния некоторых задач, связанных с размещением отдельных грузов в вагонах и контейнерах, в складах, важное значение имеют количественные транспортные характеристики: размеры, объемная масса, плотность, скважистость, плотность жидкого груза, удель-ный объем, удельный погрузочный объем, угол естественного откоса, гранулометрический состав.
Размеры тарных и штучных грузовых мест, характеризующиеся длиной, шириной, высотой, диаметром, массой и объемом, необходимы для выбора типа подвижного состава, контейнера, размещения грузов в них, оценки использования вместимости и грузоподъемности вагонов, обоснования рациональной технологии перегрузочных работ.
Объемная масса (плотность частиц груза), т/м3, характеризует массу груза в единице объема с учетом скважистости и пористости вещества. Для стандартной объемной массы зерновых грузов на железных дорогах употребляется термин натурная масса.
Скважистостью называется отношение объема свободных пространств к объему груза.
| Плотность груза — это масса однородного вещества в единице объема. Единицей плотности является килограмм на кубический метр, однако в производственной практике чаще используется тонна на кубический метр (т/м3).
Удельным объемом называется объем единицы массы груза (м3/т). Удельный погрузочный объем показывает, какой объем подвижного состава занимает в среднем 1 т груза. Это объем, занимаемый одной тонной груза в вагоне, контейнере.
Угол естественного откоса — это угол между плоскостью основания штабеля и образующей. Он зависит от рода и кондиционного состояния груза. С увеличением влажности угол естественного откоса возрастает.
Гранулометрический состав характеризует распределение различных фракций груза по размерам частиц (кусков) и определяет технологию перевозки и погрузки насыпных и навалочных грузов.
5. 2. Классификация грузов
На железнодорожном транспорте различают транспортную клас-сификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно-разгрузочных работ.
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность про-дукции. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность (рис. 5. 1). Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки.
Насыпные грузы перевозят по железным дорогам насыпью. Они представляют собой однородную массу частиц, кусков, обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). К ним относятся зерновые грузы (пшеница, рожь, семена), продукты их перемола (мука, отруби, комбикорма, крупа и др. ), каменный уголь, минеральные удобрения, цемент, руда, песок, известь, щебень и т. п. (свыше 400 наименований).
К навалочным грузам относятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест (штук) и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным: лесоматериалы, древесина, камень, металлический лом, металлы, различные брикеты, слитки стальные и т. п. (свыше 200 наименований).
Различают насыпные и навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков (лес, камень, уголь и др. ) и грузы, подверженные распылению, порче и загрязнению от атмосферных
осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения, арбузы, тыква, капуста, кора и т. п. ).
Перевозка первой группы насыпных и навалочных грузов допускается в открытом подвижном составе, а грузов второй группы
|
Рис 5. 1. Транспортная классификация грузов
| — в крытых вагонах, хопперах и в специализированных контейнерах.
Тарно-штучные грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Тарно-штучные грузы второй группы (тяжеловесные с массой одного места более 500 кг), третьей группы (длинномерные и громоздкие длиной 3 м, шириной 2, 6 м, высотой 2, 1 м) и четвертой группы (негабаритные) перевозят в открытом подвижном составе.
К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. Они подразделяются на нефть и нефтепродукты (светлые, темные), сжиженные газы, химические продукты и пищевые продукты.
| 
К живности относятся животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери), птица всякая, живая рыба, рыбопосадочный материал и раки, пчелы.
В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы подразделяются на 11 групп (скоропортящиеся, гигроскопичные, легко аккумулирующие различные запахи, обладающие специфическими запахами, смерзающиеся, опасные и др. ).
По условиям и способам хранения различают три группы грузов.
Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т. д. Хранение этой группы грузов осуществляется в закрытых складах.
Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздейст-виям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче, это бумага, металл, хлопок, сено и т. д. Грузы этой группы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесами). В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и др. Грузы этой группы хранят на открытых площадках.
5. 3. Основные свойства грузов и их влияние на выбор технических средств и условий перевозок.
Чтобы сохранить качество перевозимых грузов, необходимо учитывать их физические и химические свойства, реакции на изме-нение температур, характеристики опасности, а также биохимичес-кие процессы, происходящие в грузах растительного и животного происхождения и оказывающие влияние на их состояние.
Гигроскопичность свойственна веществам, сильно растворимым в воде (соль, сахар), образующим с водой химические соединения (негашеная известь) или имеющим пористое строение (активиро-ванный уголь, волокнистые вещества, чай, кофе и др. ). Сухие вещества поглощают влагу до тех пор, пока их влажность не уравно-весится с влажностью окружающего воздуха. При пониженной влажности воздуха вещества, имеющие избыточную влажность, высыхают. Скорость поглощения или выделения влаги возрастает с повышением температуры и увеличением скорости движения возду-ха, что необходимо учитывать при упаковке, складировании и хранении грузов.
Влажность характеризуется степенью насыщенности вещества влагой (в процентах к массе сухого вещества). Повышенная влаж-ность способствует развитию гнилостных процессов, пониженная приводит к потере технологических качеств некоторых грузов (волокнистых и кожевенных товаров, табачного сырья и др. ).
Чувствительность грузов к воздействию воды, выпадаемой в виде
| осадков, приводит к порче, потере качества или товарного вида продукции (подмочка продовольственных, текстильных товаров и др. ).
Смерзаемость — свойственна всем насыпным и многим навалочным грузам в условиях отрицательной температуры, если они находятся во влажном состоянии (руды металлов, песок, глина, щебень, шлаки и др. ).
Морозостойкость — это способность влажных грузов или тары, содержащей жидкие продукты, сохранять при оттаивании свои качественные показатели и выдерживать не разрушаясь внутреннее давление льда, не теряя первоначальной формы. Замерзание недопустимо для свежих овощей, фруктов, икры рыбной, вина, консервов в стеклянной таре и др.
Спекаемость — свойство некоторых грузов сгущаться и застывать (лак, гудрон, асфальт и др. ).
Сыпучесть — способность грузов, перевозимых насыпью и навалом, перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия. Сыпучесть оказывает положительное влияние на процесс погрузки, выгрузки и отрицательное — в части просыпания через зазоры кузова вагона. Грузы мелких фракций подвержены выдуванию при перевозке в открытом подвижном составе.
Самовозгорание — способность некоторых грузов повышать свою температуру (при соответствующих условиях) до загорания. Такому самосогреванию и самовозгоранию наиболее подвержены некоторые сорта углей, волокнистые вещества, тряпье, особенно промасленное, влажное зерно, сено и др.
Огнеопасность — способность веществ в случае возникновения очага загорания к прогрессирующему горению. Огнестойкость — способность грузов не воспламеняться и не изменять своих первона-чальных свойств (прочности, цвета, формы) под воздействием огня.
Взрывоопасность — способность взрываться, она свойственна некоторым химическим веществам и их смесям. Учитывая тяжелые последствия взрыва, необходимо особенно строго соблюдать правила складирования, хранения и обращения со взрывоопасными грузами.
Ядовитость веществ при небрежном обращении с ними приво-дит к отравлению людей, животных, заражению продовольствен-ных товаров и фуража.
Вредность некоторых грузов отрицательно воздействует на организм человека. Чаще всего такое вредное воздействие оказы-вают пылящие грузы. Пыль известковая, содовая, цементная, табачная и др. вызывает раздражение дыхательных путей; апатитовая, угольная, асбестовая поражает легкие, вызывает
| заболевание силикозом. Кожевенное и меховое сырье может быть причиной инфекционных заболеваний.
Коррозия — разрушение (разъедание) черных и некоторых цветных металлов в результате воздействия химических и электрохимических процессов, протекающих на поверхности в неблагоприятных условиях внешней среды (воздействие влаги, угольной пыли, газов, хлоридов и др. ).
Хрупкость — неспособность сопротивляться нагрузкам, свойственна в основном стеклу и изделиям из него, фарфоровым и керамичес-ким изделиям, облицовочной и метлахской плитке, шиферу и др. При погрузке необходимо соблюдать осторожность и не допускать ударов.
Абразивность — способность грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин и сооружений (цемент, апатиты, бокситы, минерально-строительные материалы и т. п. ). При перевозке абразивных грузов необходимо принимать меры к предотвращению пыления и попадания частиц на трущиеся детали подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств.
Слеживаемость — способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к стенкам подвижного состава, погрузочно-выгрузочных устройств и друг к другу и образовывать достаточно плотную моно-литную массу (руды и их концентраты, уголь, минеральные удобрения и т. д. ). При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с этими грузами необходимо восстанавливать их сыпучесть.
Распыляемость — способность мельчайших частиц вещества, выведенных из состояния покоя, находиться длительное время во взвешенном состоянии и перемещаться при движении воздуха. Обычно пыль образуется при погрузке и выгрузке. Наиболее сильно распыляются цемент, уголь, апатитовый концентрат, зерно и др. Помимо загрязнения окружающей среды и повышенной способности вступать в химические реакции, пыль некоторых органических веществ (угольная, мучная, зерновая), а также некоторых металлов (алюминиевая, магниевая) может воспламеняться и взрываться от огня и электрической искры.
Окислительные свойства грузов — способность легко отдавать избыток кислорода другим веществам. Примесь окислителей может вызвать загорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха. Некоторые окислители с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрываю-щихся вследствие детонации, трения или удара. Особенно активными окислителями являются кислоты, щелочи, соли, минеральные удобрения, перекись водорода и т. д.
При перевозке и хранении жидких и газообразных грузов учитывается их внутритарное давление.
| Вязкость — свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил.
В процессе хранения и перевозки продуктов животного и расти-тельного происхождения под влиянием ферментов, выделяемых клетками этих продуктов, в них происходят процессы дыхания, дозревания, прорастания и автолиза.
Дыхание продуктов растительного происхождения (зерно, овощи, фрукты, а также яйца) заключается в окислении кислородом воздуха их составных элементов (углеводов, жиров и т. п. ) и сопровождается потерей сухих веществ. Потери тем больше, чем интенсивнее про-цесс дыхания, а интенсивность дыхания тем сильнее, чем выше влажность и температура воздуха. Распад органических веществ и окисление их при дыхании сопровождаются выделением тепла, что приводит к созданию благоприятных условий для самосогревания и порчи груза.
Дозревание происходит в некоторых растительных продуктах и состоит в том, что в результате происходящих в них ферментатив-ных процессов сахар хлебных зерен переходит в крахмал, а в плодах и овощах крахмал превращается в сахар.
Прорастание наблюдается у зерна, картофеля и корнеплодов и происходит в условиях повышенной влажности и соответствующей температуры, сопровождаясь усиленным дыханием. В результате происходит изменение химического состава продукта. Задержать процессы прорастания можно хранением продуктов в темных помещениях при низкой температуре.
Автолиз наблюдается при дозревании некоторых продуктов (мясо, сельдь, мука, вино и др. ) и состоит в растворении их тканей, обусловленном распадом белков, жиров под влиянием ферментов, содержащихся в этих тканях. Микробиологические процессы, развивающиеся в продуктах при неблагоприятном режиме хранения и повышенной влажности воздуха, создают брожение, гниение и плесневение, которые понижают качество пищевых продуктов и делают их вообще непригодными для употребления.
При перевозке животных и птиц, сырых животных продуктов (мясо, битая птица, внутренние органы, сало, яйца, молоко, мед и др. ), сырья животного производства (шкуры, шерсть и пух животных и птиц, костей и т. п. ) и фуража (сено, солома) возможен перенос заразных болезней. Возможен перенос карантинных вредителей, болезней растений и злостных сорняков при перевозке грузов расти-тельного происхождения и некоторых видов сельскохозяйственной и лесной продукции. Последствия, к которым могут привести указанные выше свойства перевозимых грузов, должны быть предотвращены путем надлежащей подготовки к перевозке, обеспечением перевозки в определенном типе подвижного состава и соблюдением соответствующих условий транспортировки и хранения.
|
5. 4. Естественная убыль грузов
В процессе перевозки многих грузов уменьшается их масса. Это явление даже при надлежащем исполнении условий перевозки грузов в полной мере предотвращено быть не может, так как оно обусловлено естественными свойствами груза, условиями производства перегру-зочных работ и отсутствием надежных технических средств предотвращения убыли массы грузов.
Различают пять видов убыли массы груза: распыление, раструска, утечка, улетучивание и усушка.
Распыление и раструска представляют собой аналогичные друг другу явления, которые происходят в процессе транспортирования грузов и производстве погрузочно-разгрузочных работ. Этому явлению подвержены все навалочные и насыпные грузы, а также порошкообразные вещества в неплотной таре.
Утечкой называется потеря части жидкого груза, перевозимого наливом или в таре, вследствие его просачивания через щели и неплотности в таре, сосуде, емкости, через сливные приборы цистерн. Утечка возникает также как следствие диффузии жидкого груза, перевозимого в деревянных бочках (масла, сиропы, экстракты, вино, пиво и т. д. ), когда он всасывается в тару, пропитывает ее насквозь и понемногу просачивается наружу. Предотвратить утечку можно только путем герметизации тары и емкости, а также в процессе транспортирования и хранения поддерживать требуемые влажно-тепловые режимы.
Улетучивание — следствие физико-химических свойств отдельных видов грузов. Улетучиванию подвержены как жидкие грузы (нефте-продукты, сжиженные газы, химические продукты, спирт, эфир, смолы и др. ), так и некоторые твердые вещества (нафталин, корица, ваниль). Улетучивание — необратимый процесс, поэтому грузы, подверженные этому свойству, следует перевозить в герметичной таре.
Усушкой называется полное или частичное испарение находящейся в грузе влаги. Усушке подвержены грузы, содержащие в своем составе влагу (овощи и фрукты, зерно, волокнистые, пищевкусовые, химические и др. ).
Уменьшение массы груза под воздействием естественных причин в условиях нормального технологического процесса хранения и перевозки грузов называется естественной убылью.
|
5. 5. Требования стандартов и технических условий к отгружаемой продукции
Согласно статьи 18 Устава требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой железными дорогами продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утверж-денными соответствующими организациями по согласованию с МПС России. Условие обеспечения безопасности и сохранности грузов, вагонов и контейнеров при перевозке оптимально реализуется, когда требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой продук-ции предусматривается в стандартах, технических условиях на них.
Грузоотправитель-изготовитель продукции по требованию желез-нодорожной станции обязан предоставить стандарт или технические условия на отгружаемую продукцию, а также на тару, если груз упакован. При приеме груза к перевозке приемосдатчик железной дороги проверяет исправность упаковки и соответствие ее установленному ГОСТ или техническим условиям. Стандарты на продукцию содержат: ее полную характеристику, типы, виды, марки, формы и размеры изделий и материалов, их качественные показатели, химический состав, степень чистоты и т. д. Стандартами устанавливаются правила приема, упаковки, маркировки, хранения и транспортирования продукции, обеспечивающие ее сохранность.
В требованиях к транспортированию указываются условия транспортирования продукции, в том числе требования к выбору транспортных средств (крытые, открытые или изотермические вагоны, цистерны и т. п. ), способ крепления продукции на этих средствах, а также требования, связанные с особенностями ее погрузки и выгрузки для сохранения качества и количества продукции.
В требованиях по хранению указываются условия хранения на складах, обеспечивающие сохранность качества и товарного вида продукции (место хранения, способ укладки, температурный режим и т. п. ), а также специальные требования к хранению скоропортящейся, ядовитой, огнеопасной, радиоактивной и другой продукции, облада-ющей опасными свойствами.
В стандартных и технических условиях указываются требования техники безопасности и производственной санитарии, что особо важно при решении вопросов перевозки продукции, обладающей опасными свойствами. Стандарты и технические условия в практике грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте служат важным исходным материалом при составлении правил перевозок отдельных видов грузов и руководством при определении качественного состояния грузов.
|
5. 6. Назначение и классификация тары
Сохранность грузов в процессе перевозок обеспечивается правильной его подготовкой и рациональной упаковкой.
Упаковка — это средство или комплекс технических средств, обеспечивающих защиту продукции (груза) от повреждений, потерь, загрязнения и действия окружающей среды в процессе транспорти-рования, хранения и ее реализации. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.
Тара является одним из важнейших компонентов упаковки и представляет собой специальное изделие, в которое помещается продук-ция. Тара обеспечивает необходимую защиту, главным образом, от механических повреждений при транспортировании упакованного груза (ящики, бочки, барабаны, баллоны и др. ).
Основное назначение тары — предохранить грузы от потерь, порчи, повреждений, боя и утечки.
Она должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать динамические и статические нагрузки при укладке в несколько ярусов; обладать инертностью — не вступать в реакцию взаимодействия с упакованным веществом; быть плотной; не допускать просыпания и других потерь грузов; сохранять товарный вид упакованного груза.
Тара наряду со своей основной функцией защиты груза должна обеспечивать удобство погрузочно-разгрузочных и складских работ, максимальное использование транспортных и перегрузочных средств, обладать портативностью, легкостью и экономичностью.
По функциональным признакам различают следующие виды тары: потребительскую, групповую, производственную, тару-оборудование и транспортную.
Транспортная тара образует самостоятельную транспортную или часть укрупненной транспортной единицы. Применяется для упаков-ки товаров и изделий, предварительно уложенных в потребитель-скую (групповую тару) или без первичной упаковки. Каждая единица транспортной тары должна иметь специальную маркировку, подтверж-дающую соответствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.
Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу, особенностям и конструкции. По условиям эксп-луатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.
Разовая тара предназначена для однократного перемещения продукции.
Возвратная тара — разовая тара, используемая повторно после незначительного ремонта или без него (ящики, короба, бочки).
Многооборотная тара предназначена для многократного использования (бидоны, баллоны).
Согласно ГОСТ 17527-86 к транспортной таре относятся следующие виды: ящики, бочки, барабаны, мешки и фляги.
| Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.
Короба картонные (гофрированные и негофрированные) имеют сечение аналогичное ящикам. Груз в коробе должен быть уложен настолько плотно, чтобы стенки короба не продавливались.
Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигами катания, с доньями. Обручи на бочке должны быть натянуты плотно, а днища плотно сидеть в уторах.
Барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным кор - пусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном.
Фляга — транспортная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.
Деревянные решетки предназначены для упаковки грузов больших размеров и большой массы (холодильники, мебель, станки, двигатели и т. п. ). Груз в решетке должен быть установлен так, чтобы он внутри решетки не перемещался. Решетка должна быть прочной и не деформироваться при перемещении груза. При упаковке тяжело-весного груза низ решетки должен быть прочным, а на решетке краской указаны места застропки тросами подъемных механизмов и места захвата вилами автопогрузчика.
Баллоны (с корпусом капле-, шарообразной или цилиндрической формы со сферическим дном, с узкой горловиной) служат для пере-возки газов, кислот, сжатого воздуха. Баллоны для перевозки газов под давлением должны соответствовать требованиям котлонадзора.
Бидоны предназначены для перевозки молока, молочных и других пищевых продуктов, различных масел, лаков, смол, жидких красите-лей и химикатов. Бидоны, имеющие ржавчину, течь, пробоины, заткнутые деревянными пробками или тряпками, к перевозке не принимаются.
Бутыли упаковывают в плотные или решетчатые ящики или в специальные плетеные корзины. Ящики, в которые уложены бутыли, должны иметь отдельные гнезда для каждой бутыли, изготовленные из досок, фанеры или плотного картона. Гнезда должны быть достаточно свободными, чтобы на дно, с боков и сверху можно было положить мягкий простилочный материал. На верхнюю стенку ящика наносят трафарет «Верх, не кантовать! »
Корзины должны плотно охватывать бутыли и иметь ручки для переноски. Корзины из лучины и прутьев должны быть достаточно
прочными и плотными с тем, чтобы исключить возможность просыпания нагруженного в них груза. Каждая корзина должна иметь ручки или веревочную обвязку. Корзины должны обеспечивать
| возможность погрузки в несколько ярусов.
Мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открыта или закрыта. Тканевые мешки заполняют грузом под зашивку. При ручной зашивке мешка стежки должны быть настолько частыми, чтобы не было просыпания груза. Ручная зашивка производится таким образом, чтобы по углам мешков оставались ушки. Каждый мешок должен быть сшит с внутренней стороны. На все дыры должны быть с внутренней стороны наложены прочно зашитые заплатки, о чем делается отметка в перевозочных документах.
В кипы прессованные упаковывают хлопок, шерсть, сено, пеньку и др. В кипы непрессованные — ткани, одежду, бумаги и др. В кипу груз должен быть плотно уложен таким образом, чтобы внутри кипы он не мог перемещаться.
В тюках перевозят кожу, ковры, меха, вату и т. п. Тюки должны быть обернуты в плотную ткань и зашиты. Кроме того, тюк перевязывают цельной веревкой.
Кроме перечисленных видов тары, груз может перевозиться в канистрах, сетках, рулонах, кулях, пакетах, связках, а также с частичной упаковкой.
По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.
Мягкая тара (сетки, мешки, кипы, тюки, кули, пакеты) принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение мягкой тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара занимает мало места, имеет незначительную собственную массу, удобна в обращении. Мягкая тара изготавливается из тканей, пленок, бумаги, полимерных материалов.
Полужесткая тара (ящики и коробки картонные, решетки, корзины) сохраняет свою первоначальную форму при небольших механи-ческих нагрузках, когда часть нагрузки воспринимается самим грузом.
Жесткая тара не изменяет форму при транспортировке и хранении, имеет большую механическую прочность (бочки, ящики, бидоны, барабаны, фляги, баллоны), изготавливается из металла, дерева, пластмасс, стекла.
При упаковке применяются различного рода упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют груз, уложенный в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию с целью защиты его от повреждения. К таким материалам относятся древесина, стружки, картон, бумага, войлок, резина, пластик, вата, ткани, пенопласт, пневматические амортизирующие подушки и др. В необходимых случаях надлежит применять консервацию (защиту от коррозии металлических поверхностей).
|
5. 7. Требования стандартов на тару и упаковочные материалы
Согласно статье 18 Устава требования к таре и упаковке должны предусматриваться стандартами и техническим условиями. Тара и упаковка, в которой груз предъявляется к перевозке, должна предотвращать загрязнение, засорение подвижного состава, полотна железной дороги и окружающей среды.
В стандартах, опубликованных в справочнике «Тара и упаковка грузов», подробно описаны конструкционные особенности всех видов тары, ее размеры, виды контрольных лент и прочности креплений, приведены указания по маркировке тары. Повышенные требования к надежности тары и упаковке предъявляются при перевозке в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, так как грузы находятся в пути длительное время, перегружаются при передаче с одного вида транспорта на другой и хранятся в трудных климатических условиях.
Стандартизация тары и упаковки позволяет железнодорожному транспорту обеспечивать сохранность грузов, лучше использовать грузоподъемность и вместимость вагонов, складские емкости, механизировать складские и погрузочно-выгрузочные операции, исключить операции перевески грузов и сократить затраты времени и материальных средств на определение количества груза, развивать пакетные и контейнерные перевозки тарно-штучных грузов.
Подтверждением соответствия тары требованиям стандарта или техническим условиям служит маркировка, характеризующая тару. Она содержит наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак, обозначение стандарта или технических условий, индекс прейскуранта и порядковый номер по прейскуранту (для тары, изготовленной по стандартам). На многооборотную тару наносится надпись «Многооборотная». Для тары, изготовленной по техническим условиям, указывается объем древесины для деревянной тары или площадь раскроя для картонной тары.
Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков) наносится непосредственно на тару ее изготовителем. Маркировка, характеризующая мешки, указывается на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Маркировка, характеризующая тару, наносится: на ящики — в левом верхнем углу торцевой стенки; на бочки и барабаны — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; на фляги и баллоны — на дне.
Глава 6. Грузовые станции
6. 1. Назначение и классификация грузовых станций
Железнодорожные станции выполняют операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, перевозимых повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа. Такие перевозки производятся между станциями, открытыми для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций.
| Грузовые станции представляют собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций, приема, расформирования, формирования, коммерческого осмотра, технического обслуживания и отправления грузовых поездов. Как правило, эти станции расположены в крупных промышленных и населенных пунктах, где зарождаются и погашаются грузопотоки, и обслуживают промышленные предприятия и население. Грузовые станции являются стыковыми пунктами различных видов транспорта (железнодорожного с автомобильным, водным, промышленным, трубопроводным), а также железнодорожного транспорта широкой, узкой и западноевропейской колеи.
В зависимости от основного назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (служащие для погрузки и выгрузки разных грузов) и специализи-рованные (для отдельных грузов).
Неспециализированные (в том числе линейные грузовые или опорные промежуточные станции) предназначены для переработки (в основном на своих складах) тарно-штучных грузов, перевозимых в контейнерах, некоторых категорий навалочных и других грузов, для обслуживания промышленных предприятий, баз и складов (необщего пользования).
Специализированные грузовые станции предназначены для массовой погрузки-выгрузки однородных грузов (зерно, уголь, руда, минерально-строительные материалы, нефть, лес и др. ).
Под опорной станцией понимается грузовая станция, выполняю-щая коммерческие операции по собственной погрузке-выгрузке, а также по погрузке-выгрузке прикрепленных к ней малодеятельных грузовых станций, оснащенная средствами автоматизации, включен-ными в сеть передачи данных с дорожными информационно-вычислительными центрами (ИВЦ), и имеющая связь (телефонную, электронную и др. ) с прикрепленными станциями.
Перегрузочные станции осуществляют в значительных размерах перегрузку грузов с узкой колеи на широкую и обратно.
Для обслуживания морских и речных портов при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и наоборот предназначены портовые станции. Они размещены максимально близко к порту или непосредственно на территории порта.
Для обслуживания морских паромных переправ сооружают паромные станции.
Для выполнения операций, связанных с прибытием и отправлением, перегрузкой и временным хранением, сортировкой, техническим и коммерческим обслуживанием контейнеров, в крупных городах и портах сооружают специальные станции-терминалы, включающие пути для обслуживания грузового движения и перегрузочный комплекс.
| В районе пограничных переходов между железными дорогами Российской Федерации и сопредельных стран имеются пограничные станции и межгосударственные передаточные станции, которые осуществляют не только технологические и коммерческие операции, но производят таможенные, пограничные, медико-санитарные, санитарно-карантинные и другие операции.
В зависимости от объема и характера работы грузовые станции, как и все другие железнодорожные станции кроме пассажирских, подразделяют на шесть классов: внеклассные, 1, 2, 3, 4, 5 класса.
6. 2. Коммерческие и грузовые операции, выполняемые на станциях
На грузовых станциях в значительных объемах производятся следующие грузовые и коммерческие операции: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров, оформление перевозочных документов, информация грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов на места погрузки и выгрузки, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность, исчисление провозных плат и расчеты с грузоотправителями и грузополучателями при нецентрализованных расчетах.
Кроме того, на грузовых станциях производятся технические операции: прием и пропуск поездов по графику движения, расформи-рование, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и от правление грузовых поездов, подача и уборка вагонов к местам погрузки и выгрузки, обслуживание железнодо-рожных подъездных путей предприятий и причальных линий порта, обработка составов по прибытию и отправлению и др.
В отдельных случаях на грузовых станциях производится дезинфекция и промывка вагонов и выполняются другие операции (перевозка пассажиров и продажа пригородных билетов и др. ).
При выполнении грузовых, коммерческих и технических операций должна обеспечиваться безопасность движения поездов и маневров и сохранность принятых грузов и контейнеров.
Порядок открытия и закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций производится в соответст-вии со статьей 6 Федерального закона «О железнодорожном транс-порте в Российской Федерации».
Принятые об этом решения публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте и доводятся до сведения на все железнодорожные станции сети дорог, выполняющих грузовые и коммерческие операции.
Железнодорожные станции могут быть открыты для выполнения всех или только некоторых коммерческих операций в зависимости от потребностей в перевозках предприятий и населения, тяготеющего к
станции района, а также от наличия на них соответствующих
| технических устройств. Например, одни станции принимают к перевозке и выдают только повагонные отправки, которые можно хранить на открытых площадках, другие — повагонные и мелкие отправки и только при условии загрузки их целыми вагонами на железнодорожных путях необщего пользования и т. д.
Перечень железнодорожных станций и виды выполняемых ими операций, связанных с перевозками, публикуются в Тарифном руководстве № 4, книга 2 «Алфавитный список железнодорожных станций». После наименования каждого пункта указаны условные обозначения, характеризующие выполняемые на них коммерческие операции (П, Б, О, §§ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8н, 9, 10, 10н, Х). Содержание основных обозначений указано в разделе Общие положения. Напри-мер, § 2 обозначает, что станция производит прием и выдачу мелких отправок грузов, требующих хранения в крытых складах; § 5 — прием и выдачу грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3, 3(5) и 5, 5(6) т на станциях.
При приеме груза к перевозке следует по условным обозначениям Алфавитного списка раздельных пунктов проверить, открыта ли станция назначения для выполнения грузовых операций с данными видами отправок.
Необходимо также проверить правильность адресования повагон-ных отправок грузов на станции железнодорожных узлов в соответствии с установленной специализацией их работы по выгрузке на местах общего пользования. Список включенных в узлы станций приведен в Общих положениях Тарифного руководства № 4, книга 2. Грузы, предъявляемые к перевозке повагонными и мелкими отправ-ками, назначением на станции железнодорожных узлов, не имеющих специализации внутриузловой грузовой работы, должны, как правило, адресоваться на станцию той линии, по которой они прибывают в узел.
6. 3. Технические средства на станциях для выполнения грузовых и коммерческих операций
Техническое оснащение грузовых станций определяется их назначением, объемом работы, типом и характером поступления и отправления местных вагонопотоков и их распределением по грузо-вым пунктам, в том числе, местам общего и необщего пользования, примыканием железнодорожных подъездных путей промышленных предприятий, баз, пунктов перевалки и их техническим оснащением.
На железнодорожных станциях, предназначенных для производства грузовых и коммерческих операций предусматривается соответствующее путевое развитие (приемо-отправочные, сортировочные и вытяжные пути), а также погрузочно-разгрузочные сооружения и устройства, крытые и открытые склады и платформы, площадки для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакады, повышенные
| пути, устройства для перегрузки из вагонов непосредственно на автотранспорт или через склад; платформы и площадки для разгрузки насыпных грузов, колесной техники и других грузов. Грузовые устройства и путевое развитие концентрируются в одном грузовом районе станции вместе со специализированными площадками для переработки однородных грузов. Иногда в пределах станций сооружается несколько специализированных грузовых районов для переработки отдельных родов грузов.
Оформление и обработка поездных документов, сбор комплексной информации о подходе поездов, вагонов и грузов, подготовка данных для оперативного планирования работы грузовой станции осуществ-ляется в станционном технологическом центре (СТЦ).
На грузовых станциях имеются устройства СЦБ и связи, освеще-ния и водоснабжения, иногда имеются устройства для экипировки маневровых локомотивов, пункты подготовки вагонов под погрузку,
пути очистки и промывки вагонов, очистные сооружения и др.
Если работа станции основана на базе автоматизированной системы управления грузовой станцией (АСУГС), то должен быть машинный зал, оборудованный тремя комплектами ЭВМ, соединенных одной локальной сетью (две машины работают постоянно, третья — в горячем резерве). К ЭВМ подключаются абоненты на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.
Кроме того, на грузовых станциях предусматриваются пункты для обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, админис-тративно-бытовые и служебно-технические здания, вагонные весы и другие устройства и сооружения. Для проверки габаритности погрузки на открытом подвижном составе (на платформах, полува-гонах) устанавливают на выходах с путей погрузки габаритные ворота (рис. 6. 1). Внутри ворот подвешены узкие планки, создающие контур предельного очертания погрузки. Негабаритные грузы, выступающие за пределы этого очертания, могут перевозиться лишь с соблюдением особого порядка следования. О негабаритности грузов может сигнализировать электронная система контроля габарита погрузки. В ней применены лазерные и инфракрасные датчики, позволяющие добиться высокой надежности работы в любых условиях. Кроме того, специальная программа на ЭВМ, в которую поступают сигналы с электронных габаритных ворот, позволяет четко отделить случайные выходы за габарит конструкций подвижного состава, происходящие от покачивания при движении. Определение негабаритного груза и степени негабарит-ности производится ЭВМ практически без участия человека.
Для осмотра крыши вагонов и внутренней части кузова полувагонов устанавливают смотровые вышки с прожекторным освещением и устройствами для обнаружения неисправных вагонов или вагонов с остатками грузов.
| Для этих целей могут применяться средства промышленного телевидения с усовершенствованными конструкциями телевизионных камер, позволяющими получать четкое изображение с короткого расстояния до объекта при скоростях 40 км/ч и выше и производить видеозапись. Для управления технологическим процессом на грузовых станциях широко используется телефонная связь, радиосвязь поездная и маневровая, телеграфная, парковая громкоговорящая связь, диспет-черская избирательная связь, пневматическая почта для пересылки пакетов документов на расформировываемые и формируемые поезда. Для управления стрелками и сигналами, приготовления поездных и маневровых маршрутов используются современные системы марш-рутно-релейной централизации (МРЦ), которые совершенствуются за счет использования электронной элементной базы и увязываются с АСУГС.
В связи с внедрением АСУГС основной управляющий персонал станции имеет средства автоматизированного рабочего места (АРМ): дисплеи, малые (персональные ЭВМ), графопостроители и др. На грузовых станциях применяются переносные радиостанции различ-ных систем, системы микросотовой телефонной связи, охватываю-щие всю территорию грузовой станции и подъездных путей.
| Рис. 6. 1. Габаритные ворота
| Грузовая станция должна иметь санитарно-защитные зоны между жилой застройкой и складами для хранения навалочных, пылящих, химических и других грузов.
6. 4. Концентрация грузовой и коммерческой работы
На сети дорог наряду с крупными и средними имеются мало-деятельные станции, открытые для производства грузовых и коммер-ческих операций на местах общего пользования. Выполнение грузо-вой и коммерческой работы на этих станциях не позволяет эффектив-но использовать комплекс технических средств железнодорожного транспорта, препятствует механизации погрузочно-разгрузочных работ, затрудняет информатизацию перевозочного процесса, приво-дит к излишнему содержанию эксплуатационного штата, затрудняет управляемость грузовой и поездной работой. Огромные потери приносит развоз на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также уборка их. Поэтому экономически выгодно концентрировать грузовую работу на меньшем числе станций, где имеются необходимые устройства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Основное направление концентрации грузовых операций — закрытие малодеятельных станций для грузовых операций и создание опорных станций. Создание опорных станций позволяет снизить себестоимость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и эффективность использования подъемнотранспортной техники, сократить простой подвижного состава, ускорить доставку грузов, повысить пропускную способность желез-ных дорог, улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов. Все это обеспечивается, если параллельно железнодорожным линиям расположены автомобильные дороги с благоустроенными подходами к грузовым станциям. Экономическая целесообразность закрытия малодеятельных станций и передачи их работы на опорные определяется технико-экономическими расчетами.
В зависимости от местных условий и экономической целесообразности могут быть применены и другие формы концентрации грузовой работы: частичное закрытие станции (на определенный период года), концентрация операций с отдельными видами грузов (наливные, лес, минеральные удобрения), концентрация перевозок мелких отправок, ликвидация малодеятельных подъездных путей с передачей их грузооборота на места общего пользования или с созданием объеди-ненных транспортных хозяйств для группы предприятий.
Создаются опорные станции нового типа. Эти станции берут на себя руководство и ответственность за работу прикрепленных к ним промежуточных станций.
Общее оперативное управление в пределах обслуживаемого опорной станцией района обеспечивает единство коллективов
| станций, приближает управление станциями к месту выполнения начальных и конечных операций перевозочного процесса. Создание опорных станций нового типа позволяет сформировать новую структуру организации и управления перевозочным процессом, решить многие эксплуатационные задачи, снизить эксплуата-ционные расходы, связанные с сокращением маневровых локомотивов, закрытием отдельных путей и парков станций, складов, грузовых устройств, товарных контор и другими мерами.
6. 5. Специализация грузовых станций в крупных узлах
К одной из прогрессивных и экономически эффективных форм организации грузовой работы железных дорог относится специали-зация грузовых станций в крупных узлах по родам грузов. Специали-зация станций позволяет увеличить их перерабатывающую способ-ность, сократить потребность в складской площади, полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы средствами дорог, повысить производительность погрузочно-разгрузочных механиз-мов, сократить простой вагонов под грузовыми операциями, организовать транспортно-экспедиционное обслуживание отправи-телей и получателей грузов и централизованный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации грузовых и коммер-ческих операций с использованием ЭВМ. На практике эта форма находит свое выражение в создании специализированных баз выгрузки массовых грузов (каменного угля, минеральных строительных материалов, леса, металла, цемента и др. ), контейнерных терми-налов, крупных механизированных комплексов по переработке тарно-штучных грузов, тяжеловесных грузов и др.
Специализированные базы преимущественно предназначены для выгрузки массовых грузов. Их организуют в промышленных райо-нах для обслуживания групп промышленных предприятий, получа-ющих грузы, однородных с точки зрения применения средств меха-низации погрузочно-разгрузочных работ (сырье, материалы, топливо и др. ). Выбор наилучшего варианта специализации грузовых станций в узле определяется технико-экономическими расчетами. Список специализированных станций в железнодорожных узлах помещен в Тарифном руководстве № 4 (книга 2).
6. 6. Управление и оперативное руководство работой грузовой станции
Грузовая станция является линейным предприятием железной дороги по организации перевозок грузов и непосредственно подчи-няется отделению дороги. Руководство работой станции осуществ-ляет начальник железнодорожной станции, который несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него «Положением о железнодорожной станции».
Руководство эксплуатационной работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организация обработки поездов и вагонов по технологическому процессу осуществляются
| начальником станции и его заместителем по оперативной работе.
Грузовой и коммерческой работой в целом по станции руководит заместитель начальника станции по грузовой работе. Непосредственно руководство и контроль за исполнением грузовых и коммерческих операций на местах общего пользования возложено на начальника грузового района, на контейнерных площадках — на заведующих контейнерными площадками, в товарной конторе — на начальника товарной конторы, на складах — на заведующих пакгаузами, на сортировочной платформе — на заведующего сортировочной платформой.
Разработку и внедрение технологического процесса работы станции, передовых методов труда, проведение мероприятий по рациональному использованию технических средств, устройств, обеспечению безопас-ности движения поездов и техники безопасности, а также анализ работы станции осуществляет инженер станции и инженер-технолог станции.
Оперативное руководство станцией, контроль за выполнением су-точных и сменных планов, организацией грузовой и коммерческой работы, обработкой поездов и вагонов возложены на заместителя нача-льника станции и сменных командиров — маневровых диспетчеров и дежурных по железнодорожной станции. Примерная структура опера-тивного руководства работой грузовой станции приведена на рис. 6. 2.
Маневровый диспетчер (ДСЦ) осуществляет оперативное планиро-вание и руководство работой станции, обеспечивает выполнение смен-ных планов, осуществляет контроль за выполнением технологических норм на обработку составов и вагонов.
Дежурный по железнодорожной станции (ДСП) осуществляет непосредственное руководство приемом, расформированием, формированием и отправлением поездов.
|
Рис. 6. 2. Примерная структура оперативного руководства работой грузовой станции
| Начальник товарной конторы осуществляет контроль за выполнением заявок и договоров на перевозку грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением установленных форм учета и отчетности.
Начальник грузового района обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования, осуществляет контроль за своевременной подачей и расстановкой вагонов на местах погрузки и выгрузки, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
На железнодорожных подъездных путях выполнение плана погрузки и выгрузки грузов обеспечивает диспетчер по грузовой работе
Выполнение основных грузовых и коммерческих операций возлага-ется на приемосдатчиков груза 3—6 разрядов, товарных кассиров 4—8 разрядов, 1, 2 категории, старших товарных кассиров, коммерческих агентов 3—5 разрядов и др. Численность их на конкретной станции, открытой для грузовых и коммерческих операций, устанавливается на основании Нормативов численности приемосдатчиков груза и приемщиков поездов на станциях железных дорог и Нормативов численности работников в товарных конторах станций.
6. 7. Основные обязанности приемосдатчиков грузов и товарных кассиров
Профессии приемосдатчика груза и товарного кассира являются основными и самыми массовыми в хозяйстве грузовой и коммерческой работы. Они принимают непосредственное участие во взаимоот-ношениях с отправителями и получателями грузов на начальном и конечном этапах перевозочного процесса. От четкого и качественного выполнения обязанностей приемосдатчиком и товарным кассиром во многом зависит успех обеспечения своевременной и сохранной доставки груза, своевременное и полное взимание причитающихся платежей за перевозку грузов и предоставляемые услуги, автомати-зация выполнения грузовых и коммерческих операций, выполнения норм простоя вагонов под грузовыми операциями, рациональное использование подвижного состава, обеспечение техники безопасности и безопасности движения поездов, обеспечение точности расчетов провозной платы и сборов, привлечение грузоотправителей и грузопо-лучателей к пользованию услугами железнодорожного транспорта.
На приемосдатчиков возложено выполнение основных грузовых и коммерческих операций: организация приема, взвешивания, погрузки, сортировки, перегрузки, выгрузки, хранения и выдачи грузов, перевозимых по железным дорогам; сдача и прием от портов (автотранспортных организаций) грузов; сдача и прием в коммерческом отношении груженых и порожних вагонов и контейнеров, подаваемых под погрузку или выгрузку средствами грузоотправителя (грузополучателя) или порта;
| оформление соответствующих документов и ведение установленной отчетности по этим операциям; учет времени нахождения вагонов на железнодорожных подъездных путях либо под погрузочно-разгрузоч-ными операциями, ввод информации о произведенных операциях в ПЭВМ.
В зависимости от особенностей и местных условий работы станции на приемосдатчика груза может возлагаться выполнение других коммерческих операций: коммерческий осмотр поездов и вагонов, оформление бездокументных грузов, составление и рассмотрение коммер-ческих актов, материалов расследования по несохранным перевозкам, подготовка по ним предложений.
В условиях функционирования АСОУП, рабочие места приемо-сдатчиков оборудуются АРМами, что позволяет вводить и получать информацию (о приеме груза, погружаемых и выгружаемых вагонах, прибытии грузов, выгрузке и выдаче грузов, вывозе и завозе контейнеров) по установленным формам макетов с помощью ПЭВМ. Конкретные обязанности приемосдатчика груза при погрузке и выгрузке грузов средствами дороги на местах общего пользования, перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и экспортно-импортных грузов через порты, приеме дежурства, приеме груза к перевозке, отгружаемого с мест общего пользования и в вагонах, загруженных средствами грузоотправителя, при выгрузке грузов средствами грузополучателя, обнаружении несохранности грузов, обслуживании весоизмерительных приборов установлены Должностной инструкцией приемосдатчика груза. Виды работ, выполняемых каждым приемосдатчиком, а также обслуживае-мый им участок определяются инструкционно-технологическими картами, составляемыми при разработке технологических процессов работы и техническо-распорядительных актов станций (ТРА). К выполнению обязанностей приемосдатчик допускается после обуче-ния и сдачи экзамена в знании всех предусмотренных Должностной инструкцией нормативных документов.
Товарные кассиры непосредственно обслуживают многочислен-ных грузоотправителей и грузополучателей, участвуют в выполнении принятых заявок на перевозку грузов как в целом по станции, так и по каждому грузоотправителю в отдельности.
В круг обязанностей товарного кассира входит: учет выполнения принятых заявок на перевозку грузов от грузоотправителей; оформле-ние перевозочных документов на отправляемые и прибываемые грузы; расчет провозных платежей, сборов, платы за пользование вагонами и контейнерами; расчеты с грузоотправителями и грузополу-чателями, прием наличных денег; составление отчетов о погруженных вагонах; подборка документов для передачи их в станционный технологический центр (СТЦ) и технологическиецентры по
| обработке перевозочных документов отделений дорог (ТехПД) или в региональные агентства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО), где они объединены с ТехПД; проверка таможенного оформления грузов, оформление переадресовки грузов и другие операции.
В условиях функционирования автоматизированной системы управления товарный кассир производит автоматизированный расчет провозных платежей, сборов и плат за пользование вагонами и контейнерами, вводит в ЭВМ сообщения на отправляемые и прибы-ваемые грузы (машинный вариант книги прибытия), грузоотпра-вителю и грузополучателю выдает машинный вариант счета-фактуры по всем видам платежей, в машинном варианте оформляет оператив-ную отчетность по погрузке-выгрузке и другие виды отчетности по утвержденным формам макетов. Товарный кассир в сейфе хранит бланки строгой отчетности, в машинном варианте составляет отчеты об использовании их, вносит изменения в Тарифные руководства, Правила перевозок и в другие нормативные документы согласно Сборника правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте и поступивших телеграмм из МПС России.
На должность товарного кассира назначаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение и сдавшие экзамены в знании всех предусмотренных нормативных документов.
Глава 7. Техническое оснащение хозяйства грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях
7. 1. Назначение, классификация и техническое оснащение грузовых районов
Грузовой район — территория на железнодорожной станции, оснащенная комплексом технических средств и устройств, предназначен-ных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, сортировки и хранения грузов. Грузовой район — это место общего пользования, где обслуживаются многочисленные грузоот-правители, грузополучатели, другие физические и юридические лица, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта.
Грузовые районы должны иметь соответствующее путевое развитие (погрузочно-выгрузочные, выставочные и соединительные пути), грузовые устройства, склады, площадки, механизмы, вагонные весы, габаритные ворота, служебно-технические здания, средства автомати-зации, связи, устройства освещения, электроснабжения, водопровод, канализацию и другое оборудование, необходимое для выполнения работ.
На территории грузового района (в зависимости от рода перераба-тываемых грузов, размеров и характера грузовой работы) могут размещаться склады для тарно-штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнеров, лесоматериалов, металла, минерально-строительных
| материалов и угля; площадки для перегрузки грузов (по прямому варианту) из вагонов на автотранспорт и наоборот; платформы для колесной техники и самоходных единиц, товарные конторы; санитарно-бытовые и другие вспомогательные здания и помещения; зарядные пункты для аккумуляторных погрузчиков, ремонтные мастерские, гаражи для автомобилей; склады горючих и смазочных материалов.
Расположение грузового района на железнодорожной станции должно обеспечивать удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятия-ми, свободный подъезд транспортных средств к складским помеще-ниям с наименьшим числом пересечений железнодорожных путей, удобные стоянки транспортных средств на территории грузового района, а также в ожидании въезда на его территорию, выполнение санитарных норм.
Большое внимание уделяется благоустройству грузового района. Его территория должна быть ограждена, оборудована охранной сигнализацией по всему периметру ограждения, противопожарными средствами и освещена. У ворот грузового района оборудуется конт-рольно-пропускной пункт для обеспечения пропускного режима.
В зависимости от структуры грузооборота грузовые районы разде-ляют на универсальные (общего назначения), на которых перерабаты-ваются различные грузы, и специализированные, предназначенные для погрузки и выгрузки грузов ограниченной номенклатуры: тарно-штучных или тяжеловесных, контейнеров, сыпучих и т. д.
В зависимости от схем путевого развития грузовые районы подразделяют на тупиковые и сквозные. Более широкое распростра-нение получили грузовые районы тупикового типа (рис. 7. 1), так как обладают определенными технико-экономическими достоинствами по сравнению со сквозными. В конце тупикового проезда предусматри-вается площадка для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м. Длястоянки автомобилей перед въездом на грузовой район предусматривают специальную площадку, а на территории грузового района — площадку для стоянки (в ночное время) автомобилей и прицепов к ним.
На территории грузового района предусматриваются водоотводные сооружения, обеспечивающие отвод поверхностных вод с территории.
Грузовые районы оборудуются устройствами оперативной, технологической и информационной связи (телефоны, телетайпы, переносные радиостанции, мобильные телефоны).
Грузовые районы станций с большим объемом работы проектирую-тся с учетом высокого уровня механизации и автоматизации техноло-гических процессов и носят название транспортно-складские комплексы (ТСК) (рис. 7. 2).
|
Рис. 7. 1. Схема грузового района тупикового типа: 1— крытый грузовой склад для тарно-штучных грузов; 2— контейнерная площадка, оборудованная мостовым краном; 3— площадка для тяжеловесных грузов, лесоматериалов и др.; 4— площадка для навалочных грузов с повышенным путем; 5— платформа для выгрузкисамоходных единиц; 6— склад вяжущих строительных материалов; 7— платформа для непосредственной перегрузки (вагон—автомобиль)
| 
|