Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эмили Дикинсон 2 страница



Особые характеристики детей. Рассуждение Локка о тщетности применения правил, непонятных для детей, привнесло нечто новое в его систему. До этого он называл  ум ребенка куском глины, из которого мы могли лепить все, что пожелаем. Теперь же он говорил, что у детей есть свои собственные познавательные способности, устанавливающие границы того, чему мы можем их научить. Он также предполагал, что дети обладают особым темпераментом, например они любят шум, потасовки и веселье, и добавлял, что глупо пытаться менять их естественную предрасположенность (sec. 63). Таким образом Локк, казалось, допускал, что дети не «чистые доски». Как указывали различные ученые (например, Kessen, 1965 p. 59, 72; Russell, 1945, р. 606), Локк был непоследователен. Некоторые его утверждения противоречили его собственной исходной теории о главенствующей роли среды, но он не обращал на это внимания.

Традиционное обучение. Как уже упоминалось в биографических сведениях, Локк был недоволен традиционным обучением его времени, когда дети проводили долгие часы за уроками, заучивая материал, не имевший для них никакого смысла. Вдохновившись идеями великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (Comenius, 1657), Локк указывал, что обучение оказывается наиболее эффективным, когда нравится детям. Он говорил, что дети могут узнать о многих вещах, таких как чтение букв и слов, в игре (Locke, 1693, secs. 148, 150). Локк также рекомендовал, чтобы наставления давались детям постепенно, так чтобы они могли полностью овладеть одной темой, прежде чем переходить к следующей, и он хотел, чтобы дети в своих занятиях видели порядок и пользу (secs. 180, 195).

Локк признавал, что детям могут не нравиться некоторые уроки, которые нам кажутся необходимыми для их будущего. В этих случаях учитель должен попытаться облегчить детям задачу. Конечно, учитель не должен наказывать детей физически или сильно ругать их. Суровая дисциплина лишь пугает ребенка, а учитель ничего не может сделать с пугливым ребенком. Как писал Локк: «В трепещущей душе так же невозможно вычертить чуткие и правильные буквы, как и на трясущейся бумаге» (sec. 167 / Локк Дж. Соч., т. 3. М., 1988, С. 562. Пер. Ю. М. Давидсона). Лучше всего опираться на такие вознаграждения и наказания, о которых мы говорили раньше: на похвалу и неодобрение.

Локк подчеркивал (secs. 118–119) необходимость воспользоваться естественным любопытством ребенка. Дети, говорил он, учатся ради учебы; их ум стремится к знаниям, как глаза — к свету. Если мы просто слушаем их вопросы и прямо отвечаем на них, то их ум расширяется за пределы того, что мы считали возможным. Фактически, Локк приписывал природному детскому любопытству такую силу, что стоит задать вопрос относительно его общего тезиса: если детское любопытство столь сильно, почему нам нужно применять для обучения вознаграждения и наказания? Возможно, они необходимы при воспитании характера ребенка, но может быть, интеллектуальные способности формируются у детей в процессе развития одного природного любопытства? Но Локк, если и видел такую возможность, ничего о ней не говорил и в конце концов вновь вернулся к своему тезису о влиянии среды. Когда дети рассуждают ясно, нам нужно похвалить их и польстить их природному тщеславию. Так мы научим их рассуждать (sec. 119).

Оценка

Как психолог Локк далеко опережал свое время. Его принципы обучения — принципы ассоциации, повторения, подражания образцу (моделирования), вознаграждения и наказания — стали краеугольными камнями всех современных теорий научения. Его мысли о корректировке поведения «при помощи постепенных изменений» – основа основ для современных сторонников этих теорий. Как мы увидим в дальнейшем, Локк во многом предвосхитил современные идеи.

Кроме того, мысли Локка о воспитании довольно близки к мыслям современных педагогов. Большинство учителей применяют вознаграждения и наказания, такие как похвалы, оценки и критику, чтобы мотивировать детей учиться. Наиболее просвещенные учителя также понимают влияние примера и потребность в постепенных шагах при воспитании ребенка, отвергая физические наказания.

Большинство современных педагогов разделяют непоследовательность Локка. Хотя они верят, что необходимо формировать характер детей, применяя вознаграждения и наказания, они также признают, что такое социальное влияние не всемогуще. Они чувствительны к готовности ребенка учить различные вещи и признают, что ребенок лучше всего учится, когда проявляет спонтанное любопытство к конкретному предмету. Тем не менее, как и Локк, они не готовы опираться на внутреннюю мотивацию детей и понять ее. Учителя верят, что от них, от взрослых, зависит, научат они детей правильным вещам или нет. В действительности они не верят, что дети усвоят то, что нужно, не подвергаясь внешним стимулам, таким как похвала и оценки. В целом, они разделяют взгляд Локка, что обучение и воспитание — это в основном процесс социализации. Ребенок учится завоевывать наше одобрение и таким образом усваивает то, что ему или ей нужно знать, чтобы стать полезным и добродетельным членом нашего общества.

 РОМАНТИЧЕСКИЙ НАТУРАЛИЗМ1 РУССО

1 Этот термин предложен Мууссом (Muuss, 1975, p. 27).

Биографические сведения

Мы только что рассмотрели две ранние концепции развития: взгляд преформистов, которые считали ребенка взрослым в миниатюре, и точку зрения Локка, который считал, что дети — пустые сосуды, наполняемые взрослыми учителями.

Позиция сторонников естественного развития существенно отличается от этих взглядов. Впервые она нашла яркое выражение в работах Жан-Жака Руссо (1712–1778). Руссо соглашался с Локком, что дети отличаются от взрослых, но он более позитивно высказывал свое мнение. Дети не просто пустые сосуды или чистые доски, у них есть свои собственные способы чувствования и мышления. Это происходит оттого, что они растут в соответствии с планом природы, который побуждает их на разных стадиях жизни развивать различные способности и модальности.

Руссо считал, что для нас жизненно важно дать природе возможность руководить ростом ребенка. В отличие от Локка он не верил в способность окружающей среды, особенно социального окружения, сформировать здоровую личность. Хорошо приспособившиеся к обществу взрослые, говорил он, слишком зависимы от мнения других людей. Они забыли, как видеть собственными глазами и думать своим умом; они только стремятся видеть и думать то, чего ждет от них общество. Поэтому вместо того, чтобы спешить научить детей думать «правильно», мы должны позволить им совершенствовать свои собственные способности и самим учиться так, как предназначено природой. Тогда они научатся доверять своей собственной способности суждения.

Представления Руссо, в особенности его вера в природу в отличие от социальных влияний, способствовали зарождению романтического течения в истории идей. В то же время его вера в естественный план здорового роста положила начало направлению в психологии, рассматривающему возрастное развитие как спонтанный, естественный процесс.

Причины бунта Руссо против общества, вероятно, связаны с его биографией. Он родился в Женеве, в семье часового мастера, его мать была красивой сентиментальной женщиной, которая умерла при его рождении. В течение первых восьми лет его воспитывали отец и тетя. Руссо говорил, что его отец был заботлив и в то же время никогда не позволял сыну забыть, что он послужил причиной смерти матери (Rousseau, 1788, р. 5). Его тетя также была доброй, но она не позволяла ему играть на улице с другими детьми. Поэтому Руссо по большей части проводил время за чтением книг и к 7 годам прочел почти все романы из библиотеки, оставшейся от матери. Когда Руссо исполнилось 10 лет, его отец оказался участником ссоры с офицером французской службы, на сторону которого стали местные власти, и, чтобы не попасть в тюрьму, ему пришлось бежать из Женевы. В течение следующих шести лет Руссо воспитывался в разных домах. Он редко ладил со своими воспитателями, часто унижавшими его и усиливавшими его робость и застенчивость. Руссо вспоминал, например, , что «приближаясь к лавке пирожника с намерением купить себе какое-нибудь лакомство, видел женщин за прилавком, и ему уже казалось, что они пересмеиваются и издеваются над маленьким лакомкой (р. 36 / Руссо Ж. -Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т. 3. М., 1961, с. 38. Пер. М. Н. Розанова). Он отводил душу в фантазиях, когда воображал себя в героических ситуациях, о которых читал в романах. Как признавался Руссо, «так он привык таить свои желания, скрываться притворствовать, лгать и, наконец, красть» (там же, с. 33).

Когда Руссо исполнилось 16 лет, он отправился бродяжничать, пытаясь зарабатывать на жизнь свои трудом, но все его попытки были безуспешными. Его главным талантом, как он обнаружил, оказалась способность завоевывать благосклонность у женщин, которые были старше него. Он не был Дон Жуаном в полном смысле слова — он был очень робок, когда дело доходило до интимных отношений, — и тем не менее ему удалось добиться благосклонности нескольких дам, принявших непосредственное участие в его судьбе.

В 29 лет Руссо изобрел новую систему музыкальной нотации и привез ее в Париж. Эту систему приняли плохо, и он был сильно разочарован. Все же, когда он пытался опубликовать свою систему, то познакомился с несколькими великими мыслителями Просвещения — такими людьми, как Дидро, Вольтер и Кондорсэ. Руссо даже написал несколько статей (большинство из них по музыке) для «Энциклопедии» Дидро. Но даже среди таких творческих и смелых мыслителей — которых часто арестовывали за их творения — Руссо чувствовал себя чужим. Во-первых, он слишком стыдился принимать участие в остроумных дискуссиях парижских салонов и в общественной жизни. Кроме того, Руссо развивал точку зрения, совершенно отличную от точки зрения других интеллектуалов Просвещения. Он тоже отвергал безусловную власть, но не разделял оптимистической веры мыслителей Просвещения в прогресс. Порой, считал Руссо, люди в современных городах хуже, чем раньше. Они так заняты тем, чтобы произвести хорошее впечатление и сказать правильные вещи, что у них не осталось собственных мыслей и чувств (Berman, 1970; Cranston, 1982, р. 163–164, р. 217–221; Rousseau, 1788, р. 267–268, 346, 354).

В возрасте 33 лет личная жизнь Руссо претерпела сильное изменение. Он взял в услужение безграмотную девушку по имени Тереза, с которой провел остаток своей жизни. Она родила ему пятерых детей, но всех их Руссо отдал в приют. Он говорил позже, что понимал, что поступил дурно, но в то время у него не было денег, чтобы воспитывать их, и он чувствовал, что если оставит их дома, то они кончат тем, что будут вести такую же нищенскую и жалкую жизнь, как и он сам (Rousseau, 1788, р. 367).

Первый серьезный литературный успех пришел к Руссо в 37 лет, когда он принял участие в конкурсе, объявленном Дижонской академией на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов». Руссо обосновал отрицательный ответ на этот вопрос и получил премию академии Дижона(Rousseau, 1750). Вскоре он стал известным философом и писателем. Среди его крупнейших произведений — книга «Общественный договор» (1762a) и роман-трактат на педагогические темы «Эмиль, или О воспитании» (1762b).

«Общественный договор» начинается знаменитой строчкой: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах» (Руссо Ж. -Ж. Трактаты. М., 1969, с. 152. Пер. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова). То есть, люди по природе добры и могли бы жить счастливо в соответствии с их естественными страстями, но общественные силы их порабощают. Эта книга описывает более совершенное общество. «Эмиль…» — это главная книга Руссо о развитии и воспитании детей. Она озаглавлена по имени вымышленного мальчика, которого Руссо предложил воспитывать в соответствии с планом природы, чтобы он вырос здоровым душой и телом.

В своих произведениях Руссо бросил вызов феодальному государству и церкви. Он считал себя верным христианином, но выступал против некритического подчинения религиозным догмам и авторитетам. В результате власти Парижа попытались арестовать его, а протестанты Женевы выжили его из города, и свои последние годы он провел в изгнании, пребывая в жалком состоянии и страдая манией преследования. Когда Руссо умер, его похоронили во французской деревне, там его тело оставалось до Французской революции, которая во многом была вдохновлена его произведениями. В годы революции его останки были торжественно перевезены в Париж и помещены в Пантеон.

Многие считали его настолько дефективным человеком, что отказывались принимать его идеи всерьез, особенно те, которые касались воспитания. Как мог человек, отказавшийся от собственных детей и отдавший их в приют, прописывать правильное воспитание другим детям? Тем не менее иногда, чтобы предложить радикально новые идеи, требуется человек, живущий за пределами привычного общественного порядка. Руссо писал: «Бывая против своего желания в большом свете, я, однако, не был в состоянии ни усвоить его тона, ни подчиниться ему; поэтому я решил обойтись без него и создать себе свой собственный тон» (Rousseau, 1788, p. 379 / Руссо Ж. -Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т. 3. М., 1961, с. 321. Пер. Д. А. Горбова). Он считал, что единственной оправданной реакцией было восстать против общества и искать вместо этого совершенно иное представление о том, как еще могла развертываться жизнь. Он пытался показать, как развитие подлинно здоровой личности могло происходить не под влиянием общества, а благодаря силам самой Природы. Благодаря этому Руссо получил признание как основоположник направления в психологии, представители которого рассматривают развитие как естественный, природный процесс.

Теория развития Руссо

Детство занимает особое место в последовательности человеческой жизни, и все же мы ничего не знаем о нем. Это потому, что нас волнует исключительно будущее ребенка — те вещи, которые ребенку нужно будет знать, чтобы приспособиться к взрослому обществу. Даже «самые мудрые из нас гоняются за тем, что людям важно, – знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, чем он бывает прежде,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 чем стать взрослым» (Rousseau, 1762b, p. 1 / Руссо Ж. -Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1981, с. 22. Пер. П. Д. Первова).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.