|
|||
Крэйн У.. Теории развитияСтр 1 из 45Следующая ⇒ Крэйн У. Теории развития
Содержание Предисловие.............................................................................. 13 Введение..................................................................................... 15 1 Преформизм............................................................................... 18 Энвайронментализм Локка.................................................... 21 Биографические сведения...................................................... 21 Взгляд Локка на развитие.................................................... 23 Педагогическая система Локка........................................... 24 Оценка.................................................................................... 29 Романтический натурализм Руссо........................................ 30 Биографические сведения...................................................... 30 Теория развития Руссо.......................................................... 33 Педагогический метод Руссо............................................... 35 Оценка.................................................................................... 39 2 Биографические сведения....................................................... 41 Принципы развития................................................................ 42 Концепция созревания........................................................... 42 Изучение паттернов............................................................. 45 Другие принципы развития................................................... 46 Индивидуальность................................................................. 48 Принципы воспитания детей................................................. 49 Оценка........................................................................................ 52 3 Дарвин и теория эволюции.................................................... 57 Биографические сведения...................................................... 57 Теория естественного отбора............................................ 58 Эволюция................................................................................ 60 Современная этология: Лоренц и Тинберген..................... 61 Биографические сведения...................................................... 61 Методологический подход.................................................... 62 Инстинктивное поведение................................................... 62 Импринтинг........................................................................... 65 Оценка.................................................................................... 69 Боулби и Эйнсворт о человеческой привязанности.......... 70 Боулби: биографические сведения........................................ 70 Теория привязанности: общий обзор................................... 71 Стадии развития привязанности........................................ 72 Привязанность как импринтинг.......................................... 80 Последствия институционального воспитания................ 80 Эйнсворт: биографические сведения.................................. 82 Паттерны привязанности................................................... 83 Оценка.................................................................................... 93 4 Биографические сведения....................................................... 96 Теория развития....................................................................... 98 Период чувствительности к порядку................................. 98 Период чувствительности к деталям................................ 99 Период чувствительности к пользованию руками............ 99 Период чувствительности к ходьбе................................... 99 Период чувствительности к языку................................... 100 Раннее домашнее воспитание............................................... 101 Школа Монтессори................................................................ 103 Самостоятельность и концентрация.............................. 103 Свободный выбор................................................................ 105 Поощрения и наказания...................................................... 106 Постепенная подготовка................................................... 107 Чтение и письмо.................................................................. 107 Плохое поведение................................................................. 110 Воспитание природой......................................................... 112 Фантазия и творчество..................................................... 113 Начальное и среднее образование...................................... 114 Оценка.................................................................................. 116 5 Биографические сведения..................................................... 120 Взгляды Вернера на развитие.............................................. 123 Главная тема: Дифференциация субъекта и объекта.... 124 Возвращение к примитивным уровням.............................. 125 Организменный подход....................................................... 127 Сравнительный подход....................................................... 128 Некоторые сравнительные исследования......................... 129 Яркость внутренних образов............................................. 129 Физиогномическое восприятие.......................................... 130 Единство ощущений............................................................ 134 Образование символов: организменный подход.............. 135 Теоретические проблемы. ..................................................... 138 Мультилинейный характер развития............................... 138 Прерывность или непрерывность развития?.................. 138 Феноменология..................................................................... 140 Практические приложения................................................... 143 Оценка...................................................................................... 145 6 Биографические сведения..................................................... 149 Краткий обзор теории............................................................ 152 Период I. Сенсомоторный интеллект (0 — 2 года)........... 154 Стадия 1 (0 — 1 месяц). Употребление рефлексов.......... 154 Стадия 2 (1–4 месяца). Первичные циркулярные реакции 155 Стадия 3 (4–10 месяцев). Вторичные циркулярные реакции.......... 155 Стадия 4 (10–12 месяцев). Координация вторичных схем 156 Стадия 5 (12–18 месяцев). Стадия 6 (18 месяцев — 2 года). Начало мышления........ 157 Развитие понимания постоянства объектов.................. 158 Периоды II и III. Дооперациональное мышление Рост символической активности..................................... 160 Научные рассуждения........................................................ 162 Социальное мышление......................................................... 167 Резюме.................................................................................. 172 Период IV. Формальные операции (11 лет —взрослость) 173 Теоретические проблемы...................................................... 176 Понятие стадии.................................................................. 176 Переход от стадии к стадии............................................ 178 Следствия для теории и практики обучения.................... 180 Конструктивизм Камий..................................................... 182 Оценка...................................................................................... 184 Подтвердилась ли теория Пиаже в других исследованиях с Достигают ли люди высших стадий?............................... 187 Действительно ли дети учатся самостоятельно?........ 188 Не принизил ли Пиаже способности детей?................... 189 Заключение........................................................................... 193 7 Биографические сведения..................................................... 194 Стадии морального суждения по Пиаже........................... 195 Метод Колберга...................................................................... 196 Хайнц крадет лекарство.................................................... 196 Шесть стадий Колберга........................................................ 198 Уровень I. Преконвенциональная мораль.......................... 198 Уровень II. Конвенциональная мораль............................... 199 Уровень III. Постконвенциональная мораль..................... 201 Резюме.................................................................................. 204 Теоретические проблемы...................................................... 205 Как происходит развитие.................................................. 205 Понятие стадии.................................................................. 206 Моральное мышление и нравственное поведение............ 213 Моральное мышление Гиллиган о женском взгляде................................................ 215 Следствия для педагогической практики........................ 218 Оценка...................................................................................... 221 8 Павлов и классическое обусловливание............................ 223 Биографические сведения.................................................... 223 Основные понятия............................................................... 224 Оценка.................................................................................. 226 Уотсон....................................................................................... 227 Биографические сведения.................................................... 227 Основные понятия............................................................... 228 Оценка.................................................................................. 232 Скиннер и оперантное обусловливание............................. 233 Биографические сведения.................................................... 233 Оперантная модель............................................................. 234 Принципы обусловливания.................................................. 236 Внутренние события: мысли, чувства и побуждения.... 242 Видоспецифичное поведение.............................................. 245 Практические приложения................................................ 246 Оценка.................................................................................. 251 9 Биографические сведения..................................................... 254 Основные понятия................................................................. 255 Обсервационное научение................................................... 255 Четыре компонента обсервационного научения............. 257 Исследования социализации............................................... 259 Агрессия................................................................................ 260 Гендерные роли.................................................................... 262 Просоциальное поведение................................................... 263 Практика и наставления................................................... 264 Саморегуляция...................................................................... 265 Самоэффективность.............................................................. 266 Источники оценок самоэффективности......................... 267 Абстрактное моделирование и стадии Пиаже.................. 269 Альберт Бандура против Жана Пиаже........................... 269 Следствия для практики...................................................... 274 Оценка...................................................................................... 276 10 Биографические сведения..................................................... 281 Взгляды Маркса на человеческую природу...................... 284 Учение Выготского о психологических орудиях.............. 287 Вспомогательные средства памяти.................................... 292 Речь........................................................................................... 293 Эгоцентрическая речь........................................................ 295 Исследования, связанные с полемикой Выготского и Пиаже 296 Вербальная саморегуляция и развитие личности............. 298 Исследования Лурия в области Внутренняя речь.................................................................. 303 Школьное обучение............................................................... 305 Сравнение подходов Выготского и Пиаже к решению вопроса об обучении и развитии ребенка в школьном возрасте......................................................... 305 Научные понятия................................................................ 307 Зона ближайшего развития............................................... 310 Практические приложения................................................... 312 Обучение............................................................................... 312 Клинические приложения................................................... 313 Оценка..................................................................................... 315 11 Биографические сведения..................................................... 322 Стадии психосексуального развития................................. 327 Оральная стадия................................................................. 328 Анальная стадия.................................................................. 332 Фаллическая, или эдипова, стадия.................................... 334 Латентный период............................................................. 341 Период полового созревания (генитальная стадия)........ 341 Анна Фрейд о подростковом возрасте............................. 342 Устройство и действие психического аппарата............... 343 Ид 343 Эго......................................................................................... 345 Суперэго................................................................................ 346 Уровни осознанности трех инстанций психического аппарата347 Центральная роль эго......................................................... 348 Сновидения........................................................................... 349 Развитие эго........................................................................ 350 Следствия для практики...................................................... 352 Оценка...................................................................................... 354 12 Биографические сведения..................................................... 359 Теория стадий Эриксона....................................................... 361 Общий замысел.................................................................... 361 1. Оральная стадия............................................................. 361 2. Анальная стадия.............................................................. 365 3. Фаллическая (эдипова) стадия....................................... 368 4. Латентный период......................................................... 370 5. Период полового созревания (генитальная стадия).... 372 6. Ранняя взрослость........................................................... 375 7. Взрослость....................................................................... 376 8. Старость......................................................................... 377 Теоретические проблемы...................................................... 380 Почему теория Эриксона является теорией стадий...... 380 Должны ли люди проходить через все стадии?............... 383 Сравнение с Пиаже............................................................. 384 Следствия для практики...................................................... 387 Клиническая работа: история одного маленького пациента 387 Мысли о воспитании ребенка............................................. 388 Оценка...................................................................................... 389 13 Биографические сведения..................................................... 392 Обзор понятий и методов...................................................... 393 Фазы нормального развития............................................... 396 Нормальная аутистическая фаза Нормальная симбиотическая фаза (1–5 месяцев)............ 397 Фаза отделения и индивидуации........................................ 399 Практические приложения.................................................. 405 Оценка...................................................................................... 407 14 Биографические сведения..................................................... 411 Синдром детского аутизма................................................... 412 Терапия.................................................................................... 414 Любовь и забота.................................................................. 414 Автономия............................................................................ 414 Отношение к симптомам.................................................. 417 Феноменология..................................................................... 418 Резюме.................................................................................. 419 Оценка...................................................................................... 419 15 Биографические сведения..................................................... 422 Основные понятия................................................................. 423 Младенчество (от рождения до года).............................. 423 Раннее детство (от года до пяти лет)............................ 425 Педагогические выводы....................................................... 427 Оценка...................................................................................... 427 16 Биографические сведения..................................................... 429 Структура личности.............................................................. 432 Теория развития..................................................................... 436 Первая половина жизни...................................................... 436 Кризис середины жизни...................................................... 437 Старость............................................................................. 441 Следствия для практики...................................................... 442 Оценка...................................................................................... 443 17 Биографические сведения..................................................... 445 Основные понятия................................................................. 446 Важность правил................................................................ 446 Поразительно быстрое понимание детьми Гипотеза врожденности.................................................... 449 Врожденные ограничения................................................... 451 Поверхностная и глубинная структура........................... 453 Замечания о развитии грамматики.................................... 454 Дословесный период............................................................ 454 Однословные высказывания............................................... 455 Двусловные высказывания.................................................. 455 Развивающаяся грамматика.............................................. 456 Трансформации.................................................................... 457 Почти взрослая грамматика............................................. 457 Универсалии......................................................................... 458 Хомский и теория научения................................................. 458 Оперантное обусловливание.............................................. 458 Альберт Бандура и моделирование.................................... 460 Гибридные и креолизованные языки.................................. 462 Хомский и Пиаже................................................................... 464 Следствия для теории и практики обучения.................... 466 Оценка...................................................................................... 468 18 Гуманистическая психология.............................................. 471 История вопроса................................................................. 471 Современная научная психология....................................... 472 Гуманистический бунт в психологии................................ 473 Абрахам Маслоу................................................................... 475 Приверженцы идеи естественного развития как гуманисты 479 Внутренние силы роста..................................................... 479 Романтизм........................................................................... 482 Феноменология..................................................................... 483 Универсалии......................................................................... 485 Эпилог: движение Движение за высокие стандарты обучения...................... 486 Критика с позиции теории естественного развития........ 489 Не слишком ли мы сосредоточиваемся на целях, Поможет ли дополнительное внешнее давление?........... 492 Способствует ли движение за высокие стандарты Перспектива применения компьютеров........................... 494 Тирания тестирования....................................................... 496 Литература.............................................................................. 499
ПРЕДИСЛОВИЕ
Четвертое издание «Теорий развития» в главном сходно с тремя предыдущими изданиями. Как и прежде, его цель – познакомить студентов с разнообразием теорий развития, уделяя особое внимание взглядам тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку теоретического направления, восходящего к идеям Жан-Жака Руссо. Другими словами, центральное место в этой книге отведено авторам, помогающим нам понять, в какой степени развитие может проистекать из наших внутренних побуждений и естественных интересов и насколько может различаться наше видение мира на различных этапах жизни. Это издание содержит два новых раздела. Во-первых, в него включена глава о теории Маргарет Малер, ставящей возникновение у ребенка чувства Я в прямую и исключительную зависимость от взаимоотношений с матерью. Не все согласны с теорией Малер, но многие психоаналитики и исследователи развития младенцев считают ее концепцию чрезвычайно значимой. Во-вторых, для этого издания я написал новый эпилог, в котором предлагается посмотреть на существующие нормы и тесты с точки зрения спонтанного, естественного развития ребенка. К настоящему времени движение за стандартизацию образования и психолого-педагогическое тестирование приобрело в США огромную движущую силу, однако все крупные теоретики, отстаивавшие идею естественного развития, от Руссо и Гезелла до Пиаже и Монтессори, предостерегали от навязывания детям наших собственных, взрослых требований и ожиданий. Дело в том, что если мы слишком давим на детей и учим их тому, что сами считаем важным, мы отнимаем у детей возможность расти по-своему и делать их собственные открытия. К сожалению, сегодня такая ошибка встречается нередко. Это новое издание дало мне к тому же благоприятную возможность переработать и обновить материал нескольких глав. В частности, я расширил исторический контекст, в котором появились теории Локка и Руссо, обновил материал, касающийся теории привязанности и критики теории Колберга со стороны Кэрол Гиллиган, а также обрисовал то направление, которому следует воспитание по системе Монтессори после первых лет жизни ребенка. Вдобавок я включил ряд мыслей Монтессори по поводу потребности ребенка в богатых контактах с Природой. Многие люди помогали мне, когда я писал эту книгу. Прежде всего, я бы хотел поблагодарить студентов и коллег, давших свои отзывы о предыдущих изданиях. Я бы также хотел выразить глубочайшую благодарность своей жене Элен за ее поддержку и понимание. В этой книге есть вклад и наших детей. Именно наблюдая за ними я стал настолько одержим чудом роста, что впервые принял решение написать эту книгу. Они, так же как и дети, которых я вижу каждый день, — на улицах, в парке, на детских площадках — были и остаются источником моего вдохновения. За любой книгой стоят те, кто играл роль в интеллектуальном развитии автора. Я многим обязан прекрасным учителям, в том числе Лоуренсу Колбергу, Роберту Уайту, Джорджу У. Гэталсу, Бернис Нейгартен, Уилбуру Хассу, Дэниелу Г. Фридману, Бруно Беттельхейму и Эрику Эриксону. Новому изданию принесли пользу критические замечания и предложения Энни Бергман из Нью-йоркского фрейдистского общества, Джона Брогтона из Учительского колледжа Колумбийского университета, Фрэнка Педжареса из университета Эмори, Розанн Л. Флорес из колледжа Хантер и Ариэтты Слэйд из Нью-йоркского городского колледжа. Мой брат, Стивен Крэйн, профессор лингвистики в Мэрилендском университете, помог мне написать главу о Хомском. Наконец, я благодарен тем, кто дал разрешение процитировать различные источники: W. W. Norton & Co., Inc., и The Hogarth Press Ltd. за разрешение процитировать книгу Эрика Эриксона «Детство и общество», 2-е изд., 1963; Macmillan Publishing Co., Inc. и Бруно Беттельхейму, позволившим процитировать книгу Беттельхейма «Пустая крепость» (copyright 1967 by Bruno Bettelheim); Little, Brown & Co., давшим разрешение процитировать первую строфу из стихотворения Эмили Дикинсон «Growth of Man like growth of Nature», включенного в сборник стихов Э. Дикинсон, изданный Мартой Дикинсон Бианчи, 1957 (© by Mary L. Hampson); и журналу «Cемейный круг», предоставившему возможность процитировать опубликованную в декабре 1971 года статью Льюиса Б. Эймса «Не подталкивайте вашего ребенка-дошкольника» (Тhe Family Circle, Inc., all rights reserved). Держатели прав на использованные иллюстрации и другие дополнительные материалы указаны в тексте.
Уильям Крэйн ВВЕДЕНИЕ
Человек растет как все в природе Сгущается внутри атмосферы и солнце укрепляет его Но происходит он сам по себе
|
|||
|