№ 1 Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, основа теоретической и практической базовой подготовки врача. Предмет, задачи, методы и разделы патофизиологии; её роль в медицине.
Патофизиология прошла сложный путь становления. Развитие патофизиологии, научной и практической медицины — тесно взаимозависимые процессы. Именно это определило зарождение патофизиологии в прошлом (когда её обозначали как «общая патология») и существенно влияет на её развитие в настоящее время.
Менялись название и место патофизиологии в системе подготовки врачей и в медицинской науке, но всегда сохранялась и сохраняется потребность в ней как в интегрирующей и аналитической научной специальности и учебной дисциплине. Обусловлено это тем, что именно патофизиологи занимаются выявлением, описанием и объяснением причин, условий, конкретных и общих механизмов возникновения, развития, а также исходов болезней и болезненных состояний. На основе этих знаний разрабатываются и обосновываются принципы и методы их диагностики, терапии и профилактики.
В настоящее время термин «патофизиология» применяют для обозначения раздела медицины и биологии, изучающего и описывающего конкретные механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней и патологических процессов; формулирующего принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики; разрабатывающего общее учение о болезни и больном человеке.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ- РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ,
• изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов, состояний и реакций;
• формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики;
• разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.
Предмет (объект) изучения патофизиологии не однороден и включает три компонента: «болезнь», «типовой патологический процесс» и «типовая форма патологии». Все компоненты предмета «патофизиология» (и как науки, и как учебной дисциплины) изучаются и описываются с позиций этиологии и патогенеза заболеваний или патологических процессов, их проявлений и механизмов развития, принципов их диагностики, лечения и профилактики.
Задачи. Патофизиология разрабатывает проблемы этиологии и патогенеза заболеваний, механизмов их проявлений, формулирует принципы диагностики, лечения и профилактики болезней.
Этиология. Патофизиология выясняет, описывает и объясняет причины и условия возникновения болезней, болезненных состояний и патологических процессов. Знание этих факторов позволяет ответить на вопрос «почему возникает? »болезнь или патологический процесс.
Патогенез. Патофизиология исследует, описывает и объясняет механизмы развития болезней и патологических процессов, механизмы их проявлений. Это даёт возможность ответить на вопрос «как развивается? »болезнь или патологический процесс.
Диагностика. Патофизиология формулирует и обосновывает принципы и методы выявления (диагностики) болезней и патологических процессов. В основе решения этой задачи лежит знание механизмов возникновения, развития и завершения болезней и патологических процессов. Это позволяет научно обосновать рациональную схему диагностического поиска у каждого конкретного пациента, т. е. ответить на вопрос «как выявить? »болезнь или патологический процесс.
Лечение и профилактика. Патофизиология формулирует и аргументирует принципы и методы лечения, а также профилактики болезней и патологических процессов, т. е. отвечает на вопрос «как лечить и предупредить? »болезнь.
Методы. В патофизиологии, как в науке, так и в учебной дисциплине, применяются следующие классы методов: моделирования, теоретического анализа, клинического исследования, а также методы других медико-биологических дисциплин (биохимические, морфологические, биофизические, статистические и др. ). Все названные классы методов позволяют получить объективную информацию об этиологии, патогенезе и проявлениях болезней и патологических процессов у каждого конкретного пациента, а также в условиях эксперимента.
Разделы. Патофизиология включает три основных раздела: общую нозологию, учение о типовых патологических процессах и учение о типовых формах патологии тканей, органов и их физиологических систем.
Общую нозологию и учение о типовых патологических процессах обозначают как «общая патофизиология», а учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, а также отдельных нозологических форм — «частная патофизиология».
|
№ 2 Моделирование патологических процессов и болезней - основной метод патофизиологии. Виды моделирования. Возможности и ограничения экспериментального метода изучения патологии человека: научные, деонтологические и правовые аспекты.
Основным методом патофизиологии, как науки и как учебной дисциплины, является метод моделирования болезней, болезненных состояний, патологических процессов и реакций, а также пациента в целом.
В медицине метод моделирования был разработан и внедрён именно патофизиологами. Рождение самой патофизиологии было вызвано потребностью в выявлении и описании сущности того, что скрыто от врача при обследовании и лечении пациента, — механизмов возникновения, развития и завершения болезней. Эти механизмы, а также роль патогенных факторов, условий, в которых они реализуют своё действие, необходимо было воспроизводить на «искусственных копиях» болезней — их моделях; описывать с использованием медицинских терминов, представлений и положений, т. е. моделировать интеллектуально.
Метод моделирования включает моделирование на физических объектах и моделирование формализованное.
Моделирование на физических объектах (материальное). Моделирование патологических процессов на животных, их органах, тканях, клетках и отдельных компонентах клеток является в настоящее время наиболее распространённым и адекватным методом. Модели патологических процессов, воспроизводимых на животных, используются для изучения этиологии и патогенеза заболеваний, разработки методов диагностики, лечения и профилактики. В ходе проведения экспериментов на животных учитываются принципы гуманности и целесообразности, предусматривающие, помимо прочего, ряд ограничений.
Эксперимент на животных ставят только при строго обоснованной необходимости его проведения; с использованием оптимального биологического вида, а также количества животных; с применением (там, где это не противоречит самой цели эксперимента) обезболивающих средств.
Вместе с тем, известно, что моделирование патологических процессов на животных имеет недостатки, обусловленные существенными видовыми различиями процессов жизнедеятельности у животных и человека, а также весьма важной ролью социальных факторов в возникновении, развитии и исходах болезней человека.
Моделирование патологии с использованием искусственных физических систем (искусственных сердца, почки, крови, аппаратов вентиляции лёгких, искусственного кровообращения и др. ) также применяют для решения отдельных вопросов патофизиологии.
Моделирование формализованное. Нематериальное — формализованное моделирование болезней, патологических процессов и состояний получило широкое распространение в патофизиологии (моделирование логическое, математическое, компьютерное). Формализованное моделирование применяют при логическом моделировании в процессе обучения.
Логическое моделирование болезней и патологических процессов, а также самого пациента с последующим фактическим подтверждением сделанных допущений широко применяется в клинической и научной практике.
Формирование у студентов основ врачебного мышления достигается в процессе проведения студентами патофизиологического анализа конкретных экспериментальных или клинических данных, при решении ситуационных задач на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и пациента в целом, разрабатывающего методы диагностики болезни, а также схемы лечения пациента. Патофизиологический анализ данных и формулирование заключения по результатам оценки реальных сведений о патологическом процессе и больном организме являются вариантом интеллектуального моделирования при решении врачом своих профессиональных задач.
Компьютерное моделирование (например, патологических процессов или эффектов лечебных мероприятий) проводят с помощью современных вычислительных машин и программ.
МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы клинического исследования широко используются патофизиологами, особенно в последние годы. Наличие современных приборов и новейших технологий позволяет проводить у больного человека целенаправленное изучение динамики состояния различных органов и их систем, структурных изменений в них, биохимических и электрофизиологических показателей жизнедеятельности организма в целом. Обязательными условиями выполнения таких исследований являются их безвредность для пациента и аргументированная необходимость проведения. Многие манипуляции у больных проводят неинвазивны-ми методами.
Полученные при непосредственном исследовании пациента данные позволяют, во-первых, провести точную диагностику заболевания; во-вторых, оценить эффективность лечения; в-третьих, исследовать особенности и закономерности возникновения, развития и исходов болезни у человека; в-четвёртых, дают материал для научного объяснения этиологии и патогенеза болезней и патологических процессов.
МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Теоретический анализ и разработка на этой основе научных представлений, концепций, гипотез и теорий, связанных с решением фундаментальных и прикладных проблем медицины и биологии, — важный метод патофизиологии. Итогом такой работы является формулирование системы обоснованных представлений о причинах и механизмах возникновения, развития и завершения болезней, болезненных состояний и патологических процессов, о принципах и методах их выявления, лечения и профилактики, теоретических положений медицины и биологии.
ВРАЧЕБНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Патофизиология (наряду с другими фундаментальными медицинскими специальностями) представляет собой интеллектуальную базу медицины, основу решения её актуальных проблем. Именно эту роль должна была сыграть, сыграла и играет патофизиология в медицине и биологии. По сути своей, врачебное мышление является одной из наиболее тонких и трудных разновидностей моделирования: интеллектуального моделирования пациента и его болезни. Осмотрев и выслушав больного человека, изучив результаты различных исследований (биохимических, электрофизиологических, функциональных и пр. ), врач создаёт модель пациента и его страдания. С учётом этого он моделирует схему дальнейшего диагностического поиска, методы терапии и профилактики болезни у конкретного пациента.
В медицинском вузе основы врачебного мышления в значительной мере закладываются в процессе обучения студентов методу патофизиологического анализа конкретных данных при решении ситуационных задач.
|
№ 3 Общая нозология как раздел патофизиологии. Характеристика компонентов общей нозологии: учение о болезни, общая этиология, общий патогенез. Понятие о саногенезе. Задачи нозологии.
Общая нозология разрабатывает структуру и положения общего учения о болезни.
Формулирование общих представлений о болезни базируется на изучении закономерностей возникновения, развития и завершения конкретных болезней и болезненных состояний (нозологических единиц).
Нозологическая единица. Отдельные болезни обозначают как нозологические формы или нозологические единицы (например, гипертоническая болезнь, пневмония, пиелонефрит, гемолитическая анемия, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма).
Компоненты общей нозологии. Общая нозология как раздел патофизиологии (и медицины в целом) включает три компонента: собственно нозологию, общую этиологию и общий патогенез.
• Собственно нозология — учение о болезни в строгом, узком смысле этого термина.
• Общая этиология — общие положения о причинах, условиях и закономерностях возникновения болезней и патологических процессов.
• Общий патогенез — общее учение о закономерностях развития и исходов болезней и патологических процессов.
Собственно нозология (учение о болезни) разрабатывает несколько проблем:
• формулирование научно обоснованных понятий, используемых в медицине (таких, как здоровье и болезнь, патологические процесс, состояние, реакция, стадии болезни, её осложнения, и других, имеющих существенное смысловое значение для медицины);
• разработка номенклатуры болезней и болезненных состояний;
• разработка рациональных классификаций болезней;
• формулирование положений общего учения о болезни;
• формулирование теоретических концепций медицины.
Болезнь, норма, здоровье, патологическая реакция, патологический процесс и патологическое состояние — ключевые понятия общей нозологии.
БОЛЕЗНЬ - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее вследствие наследуемого генетического дефекта и/или действия на организм повреждающего фактора, характеризующееся развитием закономерного динамического комплекса взаимосвязанных патогенных и адаптивных изменений, а также ограничением диапазона биологических и социальных возможностей индивида.
СТАДИИ БОЛЕЗНИ. Обычно (хотя и не всегда) в процессе болезни можно выделить несколько периодов, или стадий: латентную, продромальную, выраженной болезни, исходов заболевания.
Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.
патологический процесс - закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ - качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов.
ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.
Термин «этиология» применяют в медицине с древних времён. Долгое время им обозначали учение о болезнях вообще. В настоящее время этот термин используется двояко. Для обозначения:
• общего учения о причинах и условиях возникновения болезней и патологических процессов как раздела общей нозологии;
• собственно конкретной причины болезни.
Причина болезни — фактор, вызывающий данную болезнь и придающий
ей специфические черты.
УСЛОВИЯ БОЛЕЗНИ - фактор или несколько факторов, способствующих, препятствующих или модифицирующих действие причинного агента и придающих болезни специфические черты.
РЕАКТИВНОСТЬ - свойство целостного организма, обладающего нервной системой, дифференцированно (т. е. качественно и количественно определённым образом) реагировать изменением жизнедеятельности
• на воздействие факторов внешней и внутренней среды.
Термином «общий патогенез» обозначают раздел общей нозологии, посвященный разработке представлений об общих закономерностях возникновения и развития болезней и патологических процессов (включая механизмы выздоровления и умирания), а также формулированию и обоснованию принципов и методов их патогенетического лечения и профилактики.
Термин «патогенез» (или частный патогенез) применяют для обозначения механизма развития конкретной болезни (нозологической формы) или конкретного патологического процесса.
Патогенез — комплекс взаимосвязанных процессов повреждения и адаптации организма, лежащих в основе возникновения, развития и исходов конкретных болезней и патологических процессов.
Саногенез - динамический комплекс защитно-приспособительных процессов, возникающих при воздействии на организм чрезвычайного раздражителя и направленных на восстановление нарушенных функций (т. е. защитные, компенсаторные и восстановительно-репаративные реакции).
| |