Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вон Кью-Кит 21 страница



Помимо практикования многих методов, описанных в данной книге, вы можете выработать у себя вниматель­ность постоянным напоминанием себе, что все нужно делать осознанно. К примеру, когда вы читаете эти стро­ки, сознавайте смысл слов вместо того, чтобы просто пробегать их взглядом. Будьте внимательны к стулу, ко всему, на что вы садитесь, к комнате или иному месту, где вы находитесь. Когда вы едите, то осознавайте вкус и фактуру находящейся во рту пищи, осознавайте сопри­косновение ваших зубов с пищей, когда вы ее жуете, осознавайте вашу пищу, проходящую через пищевод, когда вы ее глотаете. Когда вы поднимаетесь или спускае­тесь по лестнице, удерживайте свое внимание на подъе­ме или спуске, не отвлекайте его на документы в вашей конторе или на кого-то, находящегося в другом городе. Когда наставники говорят, что дзэн — это прием пищи, выглядывание из окна или обмен приветствиями, они подразумевают описанное выше применение вниматель­ности в каждый момент.

Вначале вам придется прилагать большие усилия, чтобы быть внимательным к тому, что вы делаете в настоящий момент, но постепенно такое поведение вой­дет в привычку. Вы никогда не должны вынуждать себя быть внимательными; в противном случае у вас разовьется стресс. Если такое случится, то проделайте несколько упражнений из цигун для снятия напряжения. Будьте ненавязчивы в своей внимательности, как будто вы помимо воли полностью осознаете себя и свое окру­жение, а на продвинутом этапе — даже то, что происхо­дит внутри вас. И тогда каждый день вы будете нахо­диться в состоянии дзэн. Ваш ум станет острым, сохра­няя при этом покой; вы станете по-настоящему живым, ценящим каждый момент своей жизни и жизни других существ.

Когда мысли ваши свежи и вы полностью осознаете, что живете, а не просто существуете или выживаете, вы способны оценить красоту и прелесть окружающей вас жизни. Срывая цветок, вы способны ощутить его аромат и нежность фактуры, а практикуя медитацию, можете даже ощутить свою прошлую жизнь. Глядя на песчинку, вы сможете разглядеть в ней целый космос.

Вы даже можете, побуждаемые [состоянием] дзэн, интуитивно почувствовать взаимосвязь всего и вся во вселенной. Такие переживания наполнят вас неизъясни­мой благодарностью и, независимо от вашего жизненно­го статуса, вы ощутите радость жизни, и, возможно, в момент прозрения мудрости дзэн вы неожиданно пробу­дитесь к пониманию того, что счастье зависит вовсе не от богатства, славы или могущества. Вы, возможно, поже-

ГЛАВА 23

лаете поделиться своей радостью с другими. Дзэн насто­ящего момента [жизни] может принести вам радость, о существовании которой вы раньше и не подозревали. Эта радость изначально присуща вам, и вы испытываете ее сейчас потому, что изменился строй ваших мыслей [т. е. ваше мироощущение], а не вследствие каких-то внешних факторов. Но помните, что изменение вашего строя мыслей является третьим, а не первым шагом в учении Будды, [на пути обретения благодатной кармы, накопления заслуг] следует:

1) сторониться всякого зла,                                         

2) совершать добро и

3) очищать свой ум.

Кто совершает зло, даже если практикует все описан­ные в данной книге методы, не обретет внутренней ра­дости. Такова космическая истина: само помышление о зле, предшествующее злому деянию, оскверняет сознание и неотвратимо приведет к страданию в этой или после­дующих жизнях. Это не означает, что творящий зло че­ловек уже не спасется. В буддизме нет такого понятия, как вечный грех: если грешник внутренне искренно рас­кается и будет творить добрые дела, накопленные им заслуги изменят его умственную установку и превратят плохую карму в благоприятную. Судьба человека в его собственных руках: ему не надо даже молить об отпу­щении грехов; пока есть возможность направить сердце, ум от зла к добру, мы в состоянии изменить установку ума, которая определяет развитие нашей будущей жиз­ни. Тем не менее для тех, кто недостаточно развит ум­ственно или духовно, покаянные молитвы к Богу или Будде, или какому-либо бодхисатве являются огромной духовной поддержкой.

Дзэн, таким образом, показывает нам путь к полной радости жизни. Дзэнские монахи — у которых нет ни­каких мирских богатств, славы или могущества, чья по­стель лишь жесткое деревянное ложе, а еда обычно со-

стоит из нескольких овощей и овсяной похлебки или риса (семь зерен которого они ежедневно жертвуют го­лодным духам, им совершенно неведомым) — одни из самых счастливых людей на земле. Но необязательно становиться монахом, чтобы вкусить неисчислимые бла­га дзэн, вы можете практиковать дзэн как мирянин или можете отойти от принятой практики и заниматься дзэн в свободной манере. В рамках нашего повседневного бренного мира дзэн учит нас быть действенными, спо­койными, сохранять свежим ум и бодрость в каждый момент жизни; на духовном уровне он показывает нам путь к достижению величайшей цели, к которой может только стремиться любое живое существо.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.