Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вон Кью-Кит 14 страница



На более высоком уровне практика дзэн может уже относиться к занятиям, связанным с достижением тако­го состояния сознания, которое бы позволило испытать проблеск, прозрение космической реальности или стать восприимчивым к космической мудрости. В парапсихо­логии такое пробуждение к космическому прозрению может выразиться в мгновенном обретении способнос­ти к телепатии, ясновидению или иным экстрасенсор­ным восприятиям. Галлюцинации, миражи, эпилептичес­кие видения и иные анормальные переживания, вызыва­емые наркотиками или душевными расстройствами, к дзэн никакого отношения не имеют.

На высшем уровне практика дзэн означает самозаб­венную работу, направленную на постижение Высшей Реальности, что является целью всех религий и известно под разными именами: обретение Царства Божия внутри нас самих, возвращение к Аллаху, единение с Брахманом, слияние с космосом, становление буддой или просто «возвращение домой».

Если под дзэн подразумевается дзэн-буддизм, то тогда практика дзэн означает практикование дзэн-буддизма, а сама практика может быть направлена на достижение одной или сразу нескольких вышеуказанных целей или

на решение иных задач. К примеру, она может означать медитацию на гунъане (коане) или консультацию у на­ставника по вопросам духовного самосовершенствования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ ОТ ЗАНЯТИЙ ДЗЭН

Наряду с достижением наших целей в практики дзэн можно извлечь дополнительную пользу, о чем подробно рассказано в главе 3. Для удобства ее можно представить как пользу в плане физического, эмоци нального, интеллектуального и духовного развития.

Практика дзэн позволит улучшить состояние нашего физического здоровья, особенно если в число наших занятий мы включим шаолиньские кунг-фу и тай-цзи цюань. Можно будет избавиться от так называемых не­излечимых болезней, особенно если заниматься цигун Доктор медицины Хасэкава Дзабуро сообщает, что меди­тация дзэн — действенное средство против бессонницы, нервозности, повышенной желудочной кислотности, вспученности живота, туберкулеза, расстройства желудка, хро­нического псориаза, атонии (вялости), хронического запо­ра, дизентерии, почечных камней и повышенного кровя­ного давления.

Хорошо известно, что практикующие дзэн — это спо­койные и благожелательные люди. Их эмоциональная устойчивость и жизненный оптимизм обусловлены не следованием внешним моральным наставлениям со стороны их учителей, а внутренними процессами, связан­ными с их занятиями дзэн. Практикование дзэн, таким образом, является прекрасным способом преодоления эмоциональных расстройств, которые, в рамках китайс­кой медицинской философии, включают fi себя психоло­гические и невралгические проблемы.

Занятия дзэн представляются лучшим средством рас­ширения интеллектуальных возможностей, о чем свиде­тельствует сама история, когда практически все великие

произведения искусства, науки, литературы, философии, религии и иных родов деятельности создавались их творцами в медитативном состоянии сознания. Препо­добный Шэн Янь говорит:

Практика чань будет постоянно обеспечивать вас сред­ствами, чтобы вы могли разрабатывать вашу драгоценную жилу мудрости Чем глубже вы копаете, тем выше извлека­емая мудрость, так что в итоге вы получаете всю мудрость вселенной

И это не преувеличение. В дзэн сознание практикую­щего подключается ко всеведающему Вселенскому Разу­му (Сознанию) и воспринимает реальность, какова она есть на самом деле. Некоторые из практикующих дзэн извлекают из своих способностей то, что обычные люди именуют сверхъестественной силой.

Величайшее обретение в дзэн лежит в духовной сфере. Практикующий дзэн, независимо от вероиспове­дания или даже в отсутствие такового, по мере продви­жения в своей практике будет испытывать рост соб­ственной духовности. Развиваясь скорее изнутри, чем на основе получаемых извне наставлений, он становится морально устойчивым, терпимым и сострадательным, ощущая при этом чувство внутреннего покоя. Он посте­пенно осознает, что есть нечто большее, чем жизнь в физическом измерении, он обнаруживает наличие у себя искры Божией, или природы Будды, и сама жизнь для него становится более осмысленной и прекрасной, когда он начинает работать над тем, чтобы обрести заложен­ное в нем самом бессмертие.

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПРАКТИКИ ДЗЭН

Учитывая саму невозможность занятий под руковод­ством наставника дзэн в монастырских стенах, предлагаемые в последующих главах методы представляют, возможно, наиболее приемлемую программу практики дзэн, особенно для тех, кто пытается практиковать дзэн самостоятельно, без наставника. Данные методы следу­ют шаолиньской традиции, заложенной еще Бодхидхар-мой, Первым патриархом дзэн, и состоят из шаолиньскс го кунг-фу, шаолиньского цигун и медитации. Вид меди тации, которой учил Бодхидхарма, включает в себя ее зерцание пустоты, известной как дзэн патриархов Поскольку созерцание пустоты (медитация на пустоте! представляется довольно трудным делом для начинаю­щих, предлагается и другой основной способ медитации, посредством которого достигается одноточечность созна­ния.

Хотя и существуют гунъани (коаны), повествующие об использовании Бодхидхармой необычных вербальных и невербальных средств для того, чтобы помочь учени­кам достичь пробуждения дзэн, систематическое исполь­зование гунъаней в качестве средства практики дзэн ввел пятьсот лет спустя Цзунго Дахуэй (1089—1163). Так что метод гунъаней, характерный для дзэн толка Линьцзи (Риндзай), обычно не используется шаолиньс­кой традицией в качестве активного средства для заня­тий дзэн, хотя он иногда привлекается в целях проверки уровня понимания учениками дзэн или [наличия у него] опыта [переживания] дзэн. Шаолиньский монастырь не принадлежал ни к одному из существующих толков дзэн, и его настоятели были выходцами из различных дзэнских школ, включая толк Линьцзи; но более всего здесь придерживались в своей практике дзэн толка Цаодун (Сото). Но о том, как практикуется популярный сейчас у адептов дзэн метод гунъаней, будет подробно рассказано в одной из последующих глав.

Многих, возможно, удивит, почему кунг-фу и цигун включены в практику дзэн, так как, по их мнению, доста­точно и одной медитации. Разумеется, можно достигнуть пробуждения и просветления посредством занятий од­ной медитацией; медитация — это основа и, но, в этом отношении дзэн есть медитация. Даже если человек использует гунъань как единственное средство своей практики дзэн, ему все равно нужно заниматься медитацией. Хотя кунг-фу и цигун не составляют основу практики дзэн, они чрезвычайно полезны. Обучение пра­вильной, сосредоточенной медитации — сложная и тру­доемкая задача, и справиться с ней будет легче, если мы начнем именно с кунг-фу и цигун. Действительно, для некоторых людей как раз кунг-фу и цигун являются ос­новой в том смысле, что если они непосредственно нач­нут с медитации без предварительной подготовки (сред­ствами кунг-фу и цигун), они окажутся не в состоянии достигнуть пробуждения дзэн в этой жизни. Кроме того, некоторые могут обрести пробуждение дзэн, занимаясь исключительно кунг-фу и цигун, не прибегая к общепри­нятой медитации.

Почему кунг-фу и цигун столь полезны для практики дзэн? Почему для некоторых становится возможным обре­сти пробуждение, занимаясь только кунг-фу и цигун, когда было сказано, что основа — это занятия медитацией?

Путь медитации есть путь к духовному совершенству, что является вершиной развития личности, и покорить ее может только здоровая физически, эмоционально и ду­ховно крепкая личность. Увечный человек, у кого нет, предположим, руки, все же может заниматься духовной практикой, насколько позволяют ему здоровье и работо­способность. Но духовная практика может оказаться до­вольно трудным, если не невозможным, делом для хрони­чески больных людей — в физическом, эмоциональном или психическом плане, наподобие тех, кто страдает ча­стыми физическими болями, маниакальной депрессией или слабоумием.

Занятия медитацией могут помочь поправить состоя­ние здоровья, хотя в некоторых случаях при неправиль­но проводимой медитации можно и усугубить болезнь. Но даже если подобные состояния здоровья можно по­править посредством медитации, все же это оказывается неэкономной тратой времени и сил. К примеру, человек, страдающий психосоматическим расстройством, наподо­бие астмы, диабета или повышенного кровяного давления, может потратить на занятия медитацией многие годы, и у него не будет наблюдаться никаких изменений в сто­рону [обретения опыта переживания] пробуждения дзэн — хотя он может почувствовать себя более уравно­вешенным и посвежевшим, а сами [болезненные] симп­томы будут сняты, — поскольку вся польза, извлекаемая им из занятий медитацией, пойдет на его физическое, эмоциональное и психическое развитие, поэтому практи­чески не произойдет собственно духовный рост. Он смог бы достичь подобных или более весомых результатов в более сжатые сроки, если бы занялся вначале кунг-фу и цигун.

Часто человек, берущийся практиковать дзэн и не име­ющий хронических заболеваний, может испытывать про­блемы со здоровьем, которые не столь серьезны, чтобы требовать обычного лечения, но которые все же могут помешать его духовной практике. К примеру, некоторые меридианы (иначе — энергетические каналы) внутри тела могут оказаться заблокированными. И если он будет продолжать упорствовать в своих занятиях медитацией в течение длительного времени, то у него не только не будет наблюдаться духовный рост, но и начнут прояв­ляться неблагоприятные последствия подобной практи­ки. К примеру, длительные занятия медитацией увеличат его жизненную энергию, но при закупорке меридианов (каналов) возросшая энергия окажется не в состоянии плавно циркулировать по каналам, поэтому может накап­ливаться во внутренних органах и вызывать серьезные осложнения. Занятия же кунг-фу и цигун позволяют прекрасно справляться с такого рода проблемами.

Для многих оказывается весьма затруднительно со­хранять свое сознание «пустым» или сосредоточивать его на определенной точке даже в течение нескольких секунд. Если же они упорно продолжают сидячую меди­тацию, то через полчаса у них начнут путаться мысли, что тоже может оказаться опасным. Поэтому лучше всего научиться вначале сохранять свой ум пустым или сосредоточенным. А добиться этого можно посредством занятий кунг-фу и цигун. Только приобретя столь необ­ходимый навык контроля за собственным сознанием, можно пытаться заняться сидячей медитацией.

Контроль за дыханием также важен и в самой меди­тации Кунг-фу и цигун являются довольно действенны­ми средствами, обеспечивающими [практикующего] раз­личными типами контроля за дыханием. (Если вы зани­мались кунг-фу и цигун, но не знали основы дыхательно­го контроля, то вам остались неведомы некоторые важные стороны данных дисциплин. ) Многие наставни­ки по медитации подчеркивают важность брюшного ды­хания, некоторые считают дань тянь, иначе — главный энергетический центр [«нижнее киноварное поле»], рас­положенный в нижней части живота, источником ду­ховной силы. Если вы во время сидячей медитации ды­шите медленно и глубоко, как советуют многие настав­ники, вы, возможно, да и то в случае большой удачи, че­рез много лет все же овладеете брюшным дыханием. Если же вы будете учиться брюшному дыханию в рам­ках кунг-фу или цигун, пример выполнения которого представлен на с. 292, то сможете выработать у себя брюшное дыхание за несколько месяцев.

Занятия шаолиньским кунг-фу и шаолиньским цигун не только оказываются большим подспорьем для меди­тативной практики, но посредством лишь одних таких занятий мы можем обрести пробуждение или даже про­светление дзэн, хотя сам процесс можно ускорить, если отвести специальное время для занятий медитацией. Это связано с тем, что медитация является составной частью обеих дисциплин. Действительно, в шаолиньской тради­ции кунг-фу, цигун и медитация составляют единое целое, и представление их в виде отдельных дисциплин было вызвано соображениями удобства. Однако последующее развитие этих дисциплин развело их в стороны, и, как следствие, многие занимаются одной из дисциплин изо­лированно от других.

ГЛАВА 16

СКОЛЬКО ПОТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЕНИ?

В зависимости от поставленных задач практиковать дзэн можно несколько минут [в требуемое время] либо в течение всей жизни. Если вы желаете научиться рас­слабляться после напряженной работы или перед важ­ным делом, вам нужно лишь откинуться на спинку сиде­нья, медленно закрыть глаза и следить за собственным дыханием в течение нескольких минут. Но для тех, кто отринул материальные блага и желает освободиться от цепи перерождений, чтобы обрести космическую реаль­ность, практика дзэн является целью всей их жизни. А желания большинства из нас будут находиться между этими двумя крайностями.

Количество времени, отпускаемое вами на занятия дзэн, зависит от множества факторов, таких, как ваши цели и задачи, сложившаяся обстановка и возможности, потребности и наличие времени, способности и уровень подготовленности. Даже если вы готовы тратить один час в день на протяжении шести месяцев [для практи­ки дзэн], это будет довольно малая цена за те огромные выгоды, которые вы непременно извлечете из своих за­нятий. Допускается, хотя это и нежелательно, пропустить день или два, но в целом занятия должны быть регуляр­ными. Если вы практикуете [дзэн] каждый день в тече­ние нескольких месяцев, а затем прерываетесь на неде­лю-другую, и так поступаете часто на протяжении не­скольких месяцев, то не ждите хороших результатов.

В течение первого года шестигодичного курса занятий упор должен быть сделан на кунг-фу, в течение последу­ющих двух лет — на цигун, а в оставшиеся три года — на медитацию. Это не означает, что все три дисциплины должны практиковаться отдельно; кунг-фу, цигун и меди­тацией можно заниматься каждый год, но должно проис­ходить смещение акцентов. Если вы можете позволить себе практиковать дзэн в течение короткого времени, скажем, 15 минут ежедневно на протяжении шести меся­цев, вместо одного часа ежедневно в течение шести лет,

то необходимо соответственно подкорректировать распре­деление времени: первый месяц занятий — с упором на кунг-фу, два следующих — с упором на цигун, а последние три месяца — с упором на медитацию.

Разумеется, эффект от шестимесячной практики бу­дет существенно разниться с результатами шестигодовой практики. Если, к примеру, вы страдаете хроничес­ким заболеванием, то два месяца занятий с упором на цигун могут оказаться недостаточными, чтобы избавить­ся от болезни, но если вы в целом здоровы и трудоспо­собны, даже эта короткая программа позволит ощутить вам, что такое практика дзэн.

Переход от кунг-фу к цигун, а далее к медитации — всего лишь рекомендации, хотя подобная рекомендуемая программа занятий идеально согласуется с шаолиньской традицией практики дзэн. Возможно, вы пожелаете изме­нить предложенную программу занятий в соответствии с вашими нуждами. К примеру, если вы не сможете найти себе инструктора по кунг-фу и не в состоянии занимать­ся кунг-фу согласно описаниям, приведенным в данной книге, вы можете обойтись без кунг-фу и практиковать лишь цигун и медитацию. Если вы страдаете хроничес­ким заболеванием, против которого бессильна медицина, возможно, вы пожелаете больше времени уделять заняти­ям цигун, прежде чем сосредоточитесь на духовной прак­тике. Если вы уже следуете определенной программе практики дзэн, выберите тогда из предлагаемых в книге различных средств только те, которые, по вашему мнению, дополнят вашу собственную программу. Короче говоря, не существует какого-либо жесткого правила: вводите лю­бые, кажущиеся вам разумными, изменения.

СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ И ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

Для каждого приведенного в данной книге способа практики дзэн указаны и скрытые в нем опасности.

Здесь мы рассмотрим некоторые важные советы, приме­нимые ко всем этим способам. О скрытых опасностях и обнадеживающих признаках в медитативной практике рассказано в главе 4.

Для всех трех сторон практики дзэн — кунг-фу, цигун и медитации — исключительно важен постепенный рост [результатов]. Поспешно достигнутые результаты зачас­тую могут принести скорее вред, чем пользу. Важно ру­ководствоваться следующим правилом: «Если сомнева­ешься, то лучше недозаниматься, чем перезаниматься». Если ваши занятия окажутся недостаточно интенсивными, вы, возможно, извлечете из них меньше пользы, однако не навредите себе при этом. Вам придется лишь затратить больше времени на достижение поставленной цели. Если же вы переусердствуете в занятиях, то окажется, что ваш организм или разум не смогут совладать с предложенны­ми нагрузками, а это может привести к серьезным по­следствиям. Однако о вашем переусердствовании вас заблаговременно предупредят симптомы в виде боли, ус-' талости или внутреннего дискомфорта. Если вы прислу­шаетесь к такого рода предупреждениям и обратитесь к соответствующим восстановительным упражнениям, вро­де «Самопроявляемого движения [энергии] ци» (см. с. 286), то сможете снять вредные побочные последствия.

Не злоупотребляйте количеством повторений одного упражнения, умейте вовремя останавливаться. В этом случае вы всегда будете ощущать бодрость и приятную усталость после окончания упражнения, осознавая при этом, что при желании можно продолжить само упраж­нение без излишнего напряжения сил Вам никогда не следует выполнять упражнение в таком объеме, чтобы после его окончания чувствовать себя усталым. При выполнении упражнения старайтесь удерживать ваше сознание от любых посторонних мыслей. Сами упражне­ния помогут вам достигнуть состояния «опустошеннос­ти» или сосредоточенного сознания, но если эмоции или «мысли» порой переполняют вас, то лучше в это время воздержаться от занятий.

Наряду с теми опасностями, которые следует избегать, существуют и обнадеживающие признаки, указывающие на правильность выбранного вами курса. На всех трех участках вашей работы, если верно организованы заня­тия, вы будете ощущать себя бодрыми, энергичными и полными жизненных сил.

Если вы прежде не занимались [физическими упраж­нениями], то обычно занятия кунг-фу вначале вызывают у вас некоторую мышечную боль. Постепенно эта боль исчезнет, а на смену ей придет ощущение бодрости и жизнерадостности. Может усилиться ваш аппетит, но это не страшно, дополнительно потребляемая пища пре­образуется в дополнительную жизненную энергию, и если вы съедите лишний кусок мяса, то полученные ка­лории будут израсходованы там, где это необходимо.

По мере ваших занятий цигун вы, возможно, заметите ускоренный рост и укрепление волос, а также ногтей на руках, что вызвано переносом питательных веществ че­рез налаженный в вашем организме энергетический поток к самым крайним точкам вашего тела. Некото­рые, возможно, обнаружат, что их дыхание стало не столь свежим, запах тела стал резче, чаще стали посещать туа­лет. Это как раз те способы, посредством которых ваш организм освобождается от [вредных] отложений в ре­зультате проводимых вами занятий цигун. Подобные симптомы — малая цена за очищение вашего тела от шлаков — вскоре исчезнут.

По мере ваших занятий медитацией вы обнаружите, что стали менее раздражительными Ваша концентрация ума и сила мышления существенно возрастут, а сами вы научитесь больше ценить свое окружение, людей рядом с вами. У вас разовьется интуиция, и временами вас будут осенять необыкновенные мысли.

Все эти благоприятные симптомы вашего личностно­го роста вы ощутите на себе, если потратите определен­ное время и силы на практику дзэн. Но прежде чем взяться за дело, рассмотрим некоторые важные принци­пы дзэн-буддизма.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДЗЭН-БУДДИЗМА

Следующие принципы [учения внезапного просветле­ния, чань] Будда Шакьямуни поведал Махакашьяпе, но поскольку позднее они стали частью учения Бодхидхар-мы, данные слова нередко по ошибке приписывают имен­но ему:

Не опирающаяся на слова и писания Передача вне традиции, Непосредственное обращение к познанию, Мгновенное обретение буддовости

В этих строках выражены особые черты, отличающие дзэн-буддизм от иных школ.

Бодхидхарма подчеркивал, что в духовной практике вся тяжесть ложится на непосредственный опыт, а не на книжное знание. Следует заметить, что как раз в то время на Цейлоне (Шри-Ланке) разгорелся жаркий спор, что важнее — практика или обучение. Дхаммакатхики, которые склонялись к обучению, одержали победу и та­ким образом повлияли на весь характер шриланкийского буддизма, которым сейчас фактически является Тхеравада.

Однако сам упор на практическую работу и непос­редственный опыт не отрицает важности книжного зна­ния. Дзэнский принцип «не опираться на слова и писа­ния» относится к передаче дзэн и означает, что дзэн передается от сердца к сердцу и не может быть получен посредством слов и писаний. Это не означает, что уче­ние дзэн нельзя записать или передать в книгах. Как будет подробнее разъяснено ниже, мгновенное просвет­ление, согласно дзэн-буддизму, предназначено для тех, кто духовно подготовлен к нему, а книжное знание помогает обрести такую готовность.

Передача вне традиции относится к методам практи­ки дзэн, отличным от традиционно практикуемых мето­дов в иных школах буддизма. Поэтому редко мы встрегим в дзэн-буддизме такие традиционные формы прак­тики, как культивирование, пестование моральной чисто­ты (что свойственно Тхераваде), религиозный культ Буд-цы и бодхисатв (что характерно для многих школ Махаяны) и использование мантр (как в случае с традици­ей Ваджраяны). Даже столь важная для всех школ 1рактика медитации довольно своеобразно преломилась дзэнской традиции, где медитатор сосредоточивается на представлении пустоты, тогда как иные школы используют традиционный метод индийского буддизма, где медитатор приучает себя сосредоточивать свое сознание в одной точке.

Принцип дзэн «непосредственное обращение к сознанию» подчеркивает практическое обучение, что необхо­димо для очищения сознания, для его пробуждения и просветления. Данная грань дзэн-буддизма легко отлича-|ет его от других прославленных махаянских школ, рас-ветших примерно в то же самое время, таких, как шко-па Вэйши (чистого сознания), где подробно анализируется само сознание, школа Тяньтаи (школа «Лотосовой сут­ры»), где разговор заходит о синкретизме всех основных школ, и школа Хуаянь (школа «Сутры о величии цвета»), где глубоко исследуются бесконечные ипостаси ][единого «мира дхармы»].

Принцип «мгновенного обретения буддовости» в дзэн-буддизме единствен в своем роде, его нет в иных |школах буддизма. Согласно этому принципу, когда мы [актуализируем [вызываем в своем сознании] трансцен­дентальную космическую реальность, мы мгновенно становимся буддами! Данный подход явно отличается от [(или, как полагают некоторые ученые, выступает против) [[учения] Тхеравады или некоторых школ Махаяны о [необходимости многочисленных перерождений для того, [чтобы обрести в конце концов просветление.

Но подобный мгновенный подход к просветлению не [прост [в своем исполнении] и необязательно является самым быстрым, особенно когда человек не готов к •нему духовно.

В буддийской философии все подчинено причинно-следственному закону То, что вы читаете данную книгу, указывает на то, что ваша карма предоставила вам такую возможность для духовного развития, независимо от ва­шего вероисповедания Если вы готовы к длительному, но стоящему путешествию, [связанному] с практикой дзэн, то обращайтесь к очередной главе

ГЛАВА 17

ДЗЭН СИЛЫ И ДВИЖЕНИЯ

ШАОЛИНЬСКОЕ КУНГ-ФУ ДЛЯ ПРАКТИКИ ДЗЭН

Когда в процессе занятий кунг-фу вырабатывается одноточечность со­знания, некоторые подвижники могут испытать пробуждение дзэн или сатори на завершающей стадии меди­тации

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ВОИНСКОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ

Многие по праву считают шаолиньское кунг-фу вели­чайшим воинским искусством в мире Подобное заяв­ление, которое, возможно, будут яростно оспаривать при­верженцы иных стилей, может быть подкреплено с са­мых разных сторон Исторически шаолиньское кунг-фу является наиболее древним воинским искусством в мире традиция прослеживается на протяжении 1500 лет, тогда как некоторым воинским искусствам едва испол­нилось сто лет С технической стороны шаолиньское кунг-фу фактически содержит все техники, свойственные основным воинским искусствам мира все удары кула­ком в каратэ, все удары ногой в таэквондо, все броски в дзюдо, все замки в айкидо, все захваты в вольной борьбе, все прямые удары и удары крюком в западном боксе, все удары локтем и коленом в тайском боксе, все плавные скручивания и вращения в малайском си-лате Впечатляет сам выбор оружия, которое отсутству­ет в некоторых современных воинских искусствах

Принципы, которыми руководствуются в бою при выборе техники, и глубоки, и разносторонни. К примеру, когда в некоторых [боевых] искусствах предпочитают равной силой отвечать на силу (что обычно не подходит, когда женщины вынуждены сражаться с крепкими пар­нями) или стремятся ударить соперника как можно быс­трее (что в определенных ситуациях может оказаться невыгодным), шаолиньские бойцы руководствуются в своем выборе нужных приемов оценкой конкретной сложившейся ситуации. В то же самое время они спо­собны максимально защитить себя в том случае, когда противник бросается в неожиданную или безрассудную контратаку, не заботясь о собственной безопасности, что может привести к взаимным повреждениям.

При развитии силовых качеств, когда некоторые воин­ские искусства ставят своей целью выработку умения разбивать кирпичи и доски, достижения шаолиньских силовых занятий действительно впечатляют: разбивание гранитных глыб головой, выдерживание ударов по телу кулаками, ногой и оружием без каких-либо повреждений и нанесение внутренних травм противнику ладонью или пальцем без всяких внешних следов от удара.

И все же главные выгоды в шаолиньском кунг-фу извлекаются не из бойцовских навыков. Уже сама де­монстрация искусства шаолиньского кунг-фу доставляет зрителю эстетическое удовольствие Это настоящая по­эзия силы, ловкости, грациозности и художественных об­разов в движении, что весьма отлично от впечатлений, выносимых с демонстрации иных воинских искусств. С точки зрения здоровья, шаолиньское кунг-фу прекрасно способствует поддержанию физического, эмоционального и психологического здоровья, тогда как практикование некоторых иных воинских искусств оказывается разру­шительным для здоровья — когда внутреннее поврежде­ние, полученное во время спарринга, полностью не зале­чивается, сам человек по причине такого рода занятий становится агрессивным, а удары в голову могут повли­ять на умственные способности.

Именно благодаря своим прекрасным оздоровитель­ным функциям, а также способности привить навыки контроля над сознанием, шаолиньское кунг-фу и предпо­лагается в качестве первого этапа на пути к медитации дзэн. По этой причине мы здесь не останавливаемся на тех его чертах, которые делают кунг-фу искусством бое­вого единоборства, и в этом качестве оно, возможно, бо­лее всего и известно в мире.

Кроме того, поскольку приведенные в этой главе дви­жения кунг-фу довольно просты, читатели, ищущие тех­нические приемы, подобные тем, что имеются в иных воинских искусствах, могут их здесь не найти.

Ввиду ограниченности объема книги дается лишь об­щее описание того, как следует выполнять движения Читателям, у которых нет опыта боевых искусств, воз­можно, будет трудно следовать кратким описаниям, им рекомендуется обратиться за советом к наставникам кунг-фу или иных видов боевых единоборств. Если же это окажется невозможным, то им следует как можно точнее следовать предлагаемым рисункам и описаниям и не беспокоиться о том, что их движения могут быть несовершенны. Неточность движений может плачевно сказаться в том случае, когда они отрабатывают их в целях ведения боя, но она вполне допустима здесь, по­скольку наши занятия кунг-фу связаны с практикой дзэн.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШАОЛИНЬСКИМ КУНГ-ФУ

Данная программа, предназначенная для практики дзэн, состоит из четырех частей:

1. Стойки.

2. Упражнения для ног.

3. Комплекс кунг-фу.

4. Медитация в положении стоя.

Разучивайте и выполняйте упражнения в приведен­ной ниже последовательности. Если у вас есть особые причины, вы можете изменить предложенную последо­вательность либо пропустить одно или несколько упраж­нений. Занимайтесь примерно полчаса утром и полчаса вечером или ночью.

Основные стойки

Стойка в позе всадника

Самая важная стойка в шаолиньском кунг-фу — это стойка в позе всадника (рис. 17. 1). Она очень уто­мительна, и, когда ее верно выполняют, большинство на­чинающих не способны сохранять ее более одной ми­нуты.                          Заняв правильную позу, старайтесь не шевелиться, не приподнимайте ваше тело, когда начнете чувствовать усталость, как обычно поступают большинство начинаю­щих. Ваше тело должно быть выпрямленным, но оста­ваться при этом полностью расслабленным. Сожмите

Рис. 17. 1. Стойка в позе всадника

руки в кулаки и прижмите их к талии. Дышите свобод­но. Очистите сознание от всяких мыслей и «разместите» его у вашего живота — не беспокойтесь о том, как это сделать, просто делайте, как вам говорят. Ваши глаза могут быть открыты либо закрыты.

Стойка «лук и стрела»

Если из стойки в позе всадника вы повернете вашу правую стопу на 45°, а левую — на 60° вправо, одновре­менно сгибая вашу правую (она впереди) ногу в колене, а левую (она сзади) выпрямляя, то у вас получится стой­ка «лук и стрела». Таким же образом, повернувшись налево, вы встанете в левую стойку «лук и стрела» (рис. 17. 2).

Рис. 17. 2. Стойка «лук и стрела»

Стойка «ложная нога»

Из левой стойки «лук и стрела» отставьте вашу ле­вую (она впереди) ногу назад таким образом, чтобы носок левой стопы находился перед правой (она сзади) ногой на расстоянии 30 см, а пятка была оторвана от земли. Вся тяжесть вашего веса должна быть перенесена на вашу слегка согнутую правую ногу. Это и есть левая



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.