|
|||
Вон Кью-Кит 15 страницастойка «ложная нога» (рис. 17. 3). Обратная стойка называется правой стойкой «ложная нога». Это три основные стойки в шаолиньском кунг-фу. Освоив их, особенно стойку в позе всадника, приступайте к упражнениям для ног. Рис. 17. 3. Стойка «ложная нога» Упражнения для ног Три положения тела Поставьте ноги на ширине плеч, разведите руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз (рис. 17. 4, а). Не отрывая пяток и сохраняя первоначальное положение рук на протяжении всего упражнения, согните ноги в коленях и наклонитесь вперед до упора, делая при этом полный выдох через рот (рис. 17. 4, б). Затем вернитесь в исходное положение (рис 17. 4, а), одновременно вдыхая через нос. Повторите примерно десять раз. ДЗЭН СИЛЫ И ДВИЖЕНИЯ Рис. 17. 4. Три положения тела > Танцующий журавль Встать прямо, развести ноги на ширину плеч, руки вытянуть в стороны (рис. 17. 5, а). Не отрывая пяток и сохраняя положение рук, согните правое колено и наклонитесь вперед, сохраняя прямой левую ногу и выдыхая через нос (рис. 17 5, б). Затем вернитесь в исходное положение (рис. 17. 5, а), делая при этом вдох. Повторите такое приседание вправо десять раз, а затем сделайте то же самое, приседая влево, десять раз. а б Рис. 17. 5 Танцующий журавль Касание носков /пальцами рук/ Встаньте прямо, ноги вместе (рис. 17. 6, а). Не сгибая колен, наклонитесь вперед и дотроньтесь носков ног пальцами рук, делая одновременно выдох (рис. 17. 6, б). Вернитесь в исходное положение, делая при этом вдох. Повторите примерно десять раз. Когда мышцы ног будут достаточно разработаны, так что вы свободно сможете доставать пальцами рук носки ног, постарайтесь касаться теперь носков пальцами, сжатыми в кулак, а в дальнейшем — ладонями рук. а б Рис. 17. 6. Касание носков [пальцами рук] Разувающийся ар кат Положите одну ногу на подставку на уровне вашей талии (рис. 17. 7, а). Обе ноги должны быть прямыми, разрешается слегка согнуть опорную ногу. Наклоняясь вперед, коснитесь носка лежащей ноги пальцами рук, а в дальнейшем, когда вы станете более гибкими, дотроньтесь лицом вашего колена (рис. 17. 7, б). Затем вернитесь в исходное положение (рис. 17. 7, а). Повторите примерно десять раз для каждой из ног. дзэн силы и движения Рис. 17. 7. Разувающийся архат Обнимающий свои стопы святой, Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой. Ноги находятся вплотную друг к другу, колени прямые (рис. 17. 8, а). Не сгибая колени, наклонитесь вперед и обхватите ноги руками, а в дальнейшем, став более гибкими, касайтесь лицом ваших коленей (рис. 17. 8, б). Затем вернитесь в исходное положение (рис. 17. 8, а) и сделайте вдох. Повторите упражнение примерно десять раз.
Рис. 17. 8. Обнимающий свои стопы святой Стрекоза резвится над водой Сядьте на пол, разведя ноги в стороны, колени прямые (рис. 17. 9, а). Не сгибая колен, нагнитесь вперед, чтобы достать пальцами вытянутых рук носки ног, а в дальнейшем коснуться лицом и грудью пола (рис. 17. 9, б). Повторите примерно десять раз. Наклоняясь, делайте выдох, выпрямляясь — вдох. Будьте внимательны, чтобы не удариться головой о пол. Вместо касания носом пола вы можете при наклоне поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Вначале ваши вытянутые ноги могут образовывать острый угол, но в дальнейшем старайтесь разводить их все дальше в стороны, так, чтобы они в итоге составили одну прямую линию.
Рис. 17. 9. Стрекоза резвится над водой Все эти упражнения очень важны, и выполнять их следует каждый день, если вы хотите сделать ноги достаточно гибкими, чтобы можно было садиться в позу лотоса. Поскольку, приступив впервые к занятиям кунг-фу, основное внимание я уделял позе всадника, я добился требуемой устойчивости, но мышцы моих ног стали довольно жесткими — жесткими до такой степени, что я даже не мог сидеть скрестив ноги, не говоря уже о позе лотоса. Уже годы спустя мой шаолиньский наставник Сыфу Хо Фат Нам дал мне один бесценный совет. Он сказал: «Если ты хочешь достичь вершин в кунг-фу, тебе необходимо заняться цигун; если ты хочешь достигнуть вершин в цигун, ты должен практиковать медитацию». Памятуя о своих негнущихся ногах, я спросил своего наставника: «Могу ли я медитировать сидя на стуле? » — «Конечно, — ответил тот, — и ты, возможно, достигнешь больших высот и обретешь фантастические сверхъестественные (psychic) способности, но, если ты хочешь достичь вершины духовного совершенства, ты должен медитировать в позе лотоса, по крайней мере в позе полулотоса». Я всегда стремился достичь максимума и поэтому был готов заплатить любую цену. Целых два года, изо дня в день, я выполнял эти упражнения для гибкости ног, прежде чем смог медитировать в позе лотоса. О важности работы ног в шаолиньском кунг-фу, что часто недооценивают многие занимающиеся им, можно судить по той продолжительной работе, которую мы должны проделать, развивая посредством вышеописанных упражнений силу и гибкость ног прежде, чем нам удастся научиться выполнять ту или иную форму [движения] в кунг-фу. Дракон в дзэн — простой комплекс упражнений кунг-фу Следующий комплекс [упражнений] шаолиньского кунг-фу состоит из 28 форм. Он был разработан мною специально для этой книги и носит название «Дракон в дзэн». (В китайской культуре дракон — это величественное, божественное создание. ) Форма кунг-фу представляет собой определенную схему, в соответствии с которой адепт кунг-фу подготавливает или совершает движение или ряд движений. Совокупность определенных форм кунг-фу, соединяясь вместе, образует комплекс кунг-фу. Комплексы и формы обычно носят многозначительные и поэтические названия на китайском языке, хотя при переводе многое из этой поэзии утрачивается. Формы и комплексы кунг-фу обычно используют для эффективного ведения рукопашного боя, но поскольку наши занятия кунг-фу а первую очередь служат освоению практики дзэн, то мы будем мало внимания обращать на их боевую направленность, а вместо этого будем интересоваться тем, каким образом они способны помочь нам в нашем духовном развитии. Некоторые могут усмотреть противоречие между боевым и духовным кунг-фу. В действительности же здесь нет противоречия. Как уже говорилось ранее, шаолиньское кунг-фу вначале разрабатывалось для духовной практики, и Оно прекрасно служит этой цели. Формы кунг-фу в данном комплексе представляют собой техничные для шаолиньского кунг-фу движения, которые передавались из поколения в поколение Поскольку по книге трудно овладеть точными движениями кунг-фу, то воспользуйтесь, если есть такая возможность, помощью инструктора кунг-фу, в противном же случае отрабатывайте упражнения самостоятельно. Стойка в позе «отрешенности» Стойте прямо, но будьте расслаблены, ноги вместе, а руки бессильно свисают с обеих сторон (рис. 17 10). Рис. 17. 10. Стойка в позе «отрешенности» Глаза могут быть мягко прикрыты веками, полуоткрыты, но не напряжены. Забудьте о всех своих горестях и заботах Забудьте самого себя. Если вы достаточно расслаблены, то можете почувствовать внутри себя ток жизненной энергии. Если вы сумеете забыть свое «я», то сможете ощутить себя составной частью космоса 2. Появление дракона и тигра Сжав пальцы рук в кулаки, поднесите их к талии, сделайте вначале движение правой, а затем левой ногой вперед, становясь в левую стойку «ложная нога» (см. рис 17. 3). Одновременно ваша левая ладонь и правый кулак располагаются, соединившись, перед вашей грудью, образуя обычный жест шаолиньского приветствия (рис 17. 11). Рис. 17. 11. Появление дракона и тигра 3. Два тигра готовятся [к прыжку] Вернитесь в исходное положение, кулаки у талии (рис. 17 12). В формах кунг-фу любая незадействованная рука располагается со сжатыми в кулак пальцами у талии. Если не будет оговорено особо, поступайте так и дальше.
Рис. 17. 12. Два тигра готовятся [к прыжку]. 4. Белая змея выплескивает свою энергию Передвиньте вашу левую ногу вперед, становясь в левую стойку «лук и стрела» (см. рис. 17. 2), тело при этом немного подайте вперед. Одновременно выбрасывайте правую руку вперед, совершая удар пальцами (все пальцы руки плотно сжаты, а большой палец загнут вовнутрь, ладонь обращена вниз, ударную поверхность образуют кончики пальцев) на уровне шеи (рис 17. 13). РИС. 17 13. Белая змея выплескивает свою энергию 5. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса Не меняя положения, поверните тело вправо и примите стойку в позе всадника (см. рис. 17. 1), одновременно произведя удар кулаком левой руки в область пупка (рис. 17. 14). Свой взгляд фиксируйте на вашем ударе левой рукой. Рис. 17. 14. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса 6. Черный тигр похищает сердце Не меняя своего положения, поверните тело вперед в стойку «лук и стрела» и ударьте кулаком правой руки в область челюсти (рис. 17. 15). Сосредоточьте вашу жиз- Рис. 17. 15. Черный тигр похищает сердце ненную энергию в животе, ваш взгляд устремлен на ваш удар правой рукой, а ваше сознание сосредоточено на вашем движении. Попытайтесь, чтобы все эти три сосредоточения сознания происходили одновременно, так чтобы три фокуса [внимания} слились в один фокус. Этим вы достигните единства сознания, энергии и тела. 7. Белая змея выплескивает свою энергию Передвигайте вашу правую (она сзади) ногу вперед, в правую стойку «лук и стрела», слегка подавая тело вперед. Одновременно произведите удар пальцами левой руки (рис. 17. 16). Эта форма такая же, как и форма 4 (см. рис. 17. 13), только со сменой положения рук и ног. Двигая правую ногу вперед, попытайтесь не ощущать физически ее движение, а скорее представляйте себе, что все ваше существо (включая ногу, тело, удар пальцами, энергетическое и психическое сосредоточение) без напряжения течет вперед. Рис. 17. 16. Белая змея выплескивает свою энергию 8. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса Поверните тело влево в позу всадника и одновременно произведите удар кулаком правой руки в область пупка (рис. 17. 17). Эта форма обратна форме 5 (см. рис 17. 14). Ваше движение должно быть плавным и выполняться без усилий. Сосредоточьте все ваше существо на ударе кулаком. Вы вдруг можете обнаружить, что ваше сознание сосредоточено не в голове, а на вашем ударе. Рис. 17. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса 9. Черный тигр похищает сердце Повернитесь вперед в правую стойку «лук и стрела» и произведите удар кулаком левой руки в область челюсти (рис. 17. 18) — движение должно быть плавным, без усилий. Эта форма обратна форме 6 (см рис. 17. 15). Вы забыли теперь о существовании вашего тела, ваше сознание сосредоточено в вашем ударе кулаком. Рис. 17. 18. Черный тигр похищает сердце Не меняя своего положения, лишь поправив угол между стопами ног, повернитесь кругом налево, выполнив левую стойку «лук и стрела». Движением левой руки образуйте блок на уровне лица, кисть правой руки при этом располагается рядом с локтем левой руки (рис. 17. 19). Ощутите все движения как один согласованный поток сознания, энергии и формы [движения]. Рис. 17. 19. Красота смотрится в зеркало 11. Max рукой из стойки «ложная нога» Отведите слегка левую (она впереди) ногу назад, при этом она остается впереди правой (она сзади) ноги, образуя Рис. 17. 20. Мах рукой из стойки «ложная нога» левую стойку «ложная нога», ваше тело при этом обращено вправо. Одновременно махом вниз переведите вашу левую руку от правого плеча в положение перед вашей левой ногой (рис. 17. 20). Сосредоточьте свое сознание на махе рукой — ощутите, что вы сами и есть этот мах. 12. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину Передвигайте вашу левую ногу вперед в левую стойку «лук и стрела» и произведите удар ладонью правой руки в область челюсти (рис. 17. 21). Ощутите, как энергия вашей правой руки выпрыгивает подобно зеленому дракону. Рис. 17. 21. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину 13. Золотой дракон резвится в воде Сделайте левой ногой короткий шаг назад, ставя ее, однако, впереди правой (она сзади) ноги, образуя левую стойку «ложная нога», ваше тело при этом обращено в четверть оборота [45°] направо, и «протяните» вашу левую руку вперед в форме дракона. «Протягивание» представляет собой дугообразное движение с вытянутыми вперед пальцами, как будто вы тянете иголку с ниткой. Форма дракона образуется сгибанием мизинца, безымянного и большого пальцев, сохраняя выпрямленными указательный и средний' пальцы (рис. 1*7. 22). Представьте, что вы и есть этот самый дракон. Рис. 17. 22. Золотой дракон резвится в воде 14. Желтая иволга пьет воду Произведите удар подъемом стопы правой ноги. Одновременно двигайте вашу правую руку в форме дракона вперед на уровень глаз, держа левую1 руку, все еще сохраняющую форму дракона, рядом с локтем правой руки (рис. 17. 23). Рис. 17. 23, Желтая иволга пьет воду 15. Радостная птичка прыгает на ветке Опустите правую ногу на пол перед собой, поверните тело вправо и произведите боковой удар левой стопой (рис. 17. 24). Сосредоточьте свое сознание на ударе. РИС. 17. 24. Радостная птичка прыгает на ветке 16. Обратное подвешивание золотого лотоса Опустите вашу левую ногу на пол, образуя левую стойку «лук и стрела», и ударьте наотмашь костяшками
Рис. 17. 25. Обратное подвешивание золотого лотоса вашей левой руки, сжатой в кулак, двигая ею от правого виска вперед (рис. 17. 25). Вашу правую ладонь разместите рядом с левым локтем. Сосредоточьте свое сознание на левом кулаке. 17. Красота смотрится в зеркало Повернитесь кругом направо, образуя правую стойку «лук и стрела», соответственно поправляя положение ног при повороте, и используйте вашу правую руку в качестве блока, при этом левая ладонь находится рядом с правым локтем (рис. 17. 26). Эта форма обратна форме 10 (см рис. 17. 19). Рис. 17. 26. Красота смотрится в зеркало 18. Max рукой из стойки «ложная нога» Отведите правую (она впереди) ногу на полшага назад, оставляя ее при этом впереди левой ноги, чтобы образовать правую стойку «ложная нога». Сделайте мах правой рукой ладонью вниз (рис. 17. 27). Вообразите, что вы и есть эта маховая рука. Получается форма, обратная форме 11 (см. рис. 17. 20). Рис. 17. 27. Мах рукой из стойки «ложная нога» 19. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину Передвигайте вашу правую ногу вперед, образуя стойку «лук и стрела», и одновременно произведите удар ладонью левой руки (рис. 17. 28). Пусть ваше сознание течет вместе с вашей левой бьющей рукой. Получается форма, обратная форме 12 (см. рис. 17. 21). Рис. 17 28. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину 20. Золотой дракон резвится в воде Отведите вашу правую (она впереди) ногу на полшага назад, ставя ее, однако, впереди левой ноги, чтобы образовать правую стойку «ложная нога», и «протяните» вашу правую руку в форме дракона (рис. 17. 29). Вообразите себя золотым драконом Получается форма, обратная форме 13 (см. рис. 17. 22). Рис 17. 29. Золотой дракон резвится в воде 21. Желтая иволга пьет воду Произведите удар подъемом стопы левой ноги Одновременно протягивайте вашу левую руку в форме дракона вперед, тогда как ваша правая рука в форме дракона движется рядом с левым локтем (рис. 17. 30). Сосре- Рис. 17. 30. Желтая иволга пьет воду доточьте свое сознание на вашей бьющей ноге. Получается форма, обратная форме 14 (см. рис. 17. 23). 22. Радостная птичка прыгает на ветке Поставьте вашу левую стопу непосредственно перед правой стопой, поверните тело1 влево и выполните боковой удар правой ногой (рис. 17. 31). Сосредоточьтесь на вашей бьющей ноге. Получается форма, обратная форме 15 (см. рис. 17. 24). РИС. 17 31. Радостная птичка прыгает на ветке 23. Обратное подвешивание золотого лотоса Выставьте вашу правую нога вперед, образуя правую стойку «лук и стрела», и «подвесьте» впереди кулак Рис. 17. 32. Обратное подвешивание золотого лотоса ГЛАВА 17 правой руки (рис. 17. 32). Расположите вашу левую ладонь рядом с правым локтем. Сосредоточьте свое внимание на правом кулаке. Получается форма, обратная форме 16 (см. рис. 17. 25). 24. Один дракон выныривает из моря Отставьте правую ногу назад и тотчас же займите правую стойку «ложная нога», одновременно отводя правый кулак назад вплотную к груди. Затем сразу же выбросьте правую ногу в правую стойку «лук и стрела» и одновременно произведите удар кулаком правой руки, при этом ваша левая ладонь находится рядом с правой подмышкой (рис. 17. 33). Вообразите себя драконом, бросающимся вперед. Рис. 17. 33. Один дракон выныривает из моря 25. Покой однопальцевого дзэн во всем космосе Сделайте большой шаг правой (она впереди) ногой назад, чтобы оказаться в позе всадника, при этом ваше тело обращено вправо, а лицо смотрит вперед. Вытяните вашу левую руку вперед на уровне плеч на одной линии с направлением вашего взгляда. Ваша левая кисть делает обычный шаолиньский жест, именуемый однопальце-вым дзэн, т. е. ваш прямой указательный палец поднят вверх, а большой и остальные пальцы согнуты во второй фаланге (а не в костяшках), ладонь при этом находится под прямым углом к запястью. Ваш правый кулак прижмите к талии (рис. 17. 34). Полностью расслабьтесь, несмотря на все напряжение данной формы, и испытайте ощущение того, что вы погружены в дзэн. Сосредоточьте свой взгляд на кончике вашего поднятого вверх указательного пальца. Опустошите ваше сознание и оставайтесь в данной позе несколько секунд. Рис. 17. 34. Покой однопальцевого дзэн во всем космосе 26. Появление дракона и тигра Придвиньте левую ногу вплотную к правой ноге, поправьте положение стоп, чтобы получилась левая стойка «ложная нога». Одновременно ваша левая ладонь и ваш Рис. 77. 35. Появление дракона и тигра 10. Красота смотрится в зеркало правый кулак располагаются разединившись, прямо перед грудью, образуя обычный жест шаолиньского приветствия (рис. 17. 35). Получается та же форма, что и форма 2 (см. рис 17. 11). 27. Два тигра готовятся /к прыжку/ Вернитесь в исходное положение, ваши кулаки у талии (рис. 17. 36). Получается та же самая форма, что и форма 3 (см. рис. 17. 12).
РИС. 17. 36. Два тигра готовятся [к прыжку] 28. Медитация в положении стоя Опустите руки вниз, ладони обращены назад. Закройте глаза Избавьте ваше сознание от всяких мыслей (рис. 17. 37). Оставайтесь в этой созерцательной позе несколько минут. Вас удивит охватившее прекрасное ощущение. Затем завершите упражнение потиранием ладоней друг о друга, чтобы согреть их, приложите подушечки ваших ладоней к глазам, двигая подушечки вверх, как бы пытаясь открыть глаза, помассируйте лицо и походите быстрым шагом.
Рис. 17. 37. Медитация в положении стоя Представленный выше комплекс кунг-фу помогает тренировать наше сознание. Когда в процессе занятий будет достигнута одноточечность сознания, некоторые практикующие могут испытать пробуждение дзэн или сатори во время завершающей медитации в положении стоя. Все формы, составляющие комплекс «Дракон в дзэн», приведены в конце книги. ГЛАВА 18 ДЗЭН ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ И ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ ОБУЧЕНИЕ ДЗЭН ПОСРЕДСТВОМ ШАОЛИНЬСКОГО ЦИГУН Этим методам практики дзэн наставлял сам Бодхидхарма, и они сохранились столетия спустя в шаолиньской традиции. ТРАДИЦИЯ ДЗЭН, ИДУЩАЯ ОТ БОДХИДХАРМЫ Когда Первый патриарх Бодхидхарма обучал дзэн в Шаолиньском монастыре, он обнаружил, что монахи слишком слабы и не могут выдерживать многочасовые занятия медитацией. Чтобы помочь им преодолеть собственную [физическую] слабость, великий наставник научил их двум особым комплексам упражнений: «Движениям рук восемнадцати архатов» и «Переменам в сухожилиях». Полагают, что он научил их очищению костного мозга [т. е. очищению внутренней жизненной энергии], но не сохранилось непосредственной записи этих упражнений ни в Шаолиньском монастыре, ни где-либо еще. Существует несколько дисциплин, именуемых «Очищением костного мозга», которые практикуют в настоящее время, но, по общему мнению, они являются более поздними разработками, и их авторство не принад- лежит непосредственно самому Бодхидхарме. И все же, опираясь на сторонние письменные источники, можно полагать, что если Бодхидхарма и учил упражнениям по очищению костного мозга, то они были похожи на продвинутую форму упражнений по визуализации в системе, именуемой «Самопроявляемое движение ци», где поток жизненной энергии направляется по костным полостям. «Самопроявляемое движение ци», именуемое также «Самонаведенный ток ци», входит в состав наших шаолиньских дисциплин. «Движения рук восемнадцати архатов» и «Перемены в сухожилиях» широко практикуются и в настоящее время. Позже в Шаолиньском монастыре «Движения рук восемнадцати архатов» развились в систему «Движения кулаков восемнадцати архатов», знаменитый комплекс кунг-фу, составивший основу шаолиньских кунгфу. «Перемены в сухожилиях» обеспечили основные принципы и методы для многих приемов шаолиньско-го кунг-фу, служащих укреплению внутренней силы и жизненной энергии. В этой главе мы рассмотрим и разучим некоторые упражнения, отобранные из комплексов «Движения рук восемнадцати архатов», «Перемены в сухожилиях» и «Самопроявляемое движение ци», а также действенный способ брюшного дыхания, не только ради укрепления здоровья, внутренней силы и жизненной энергии, а также в целях практикования дзэн. Некоторые адепты дзэн, практикующие другие системы, где основу их практики [дзэн] составляет решение коанов или сидячая медитация, могут спросить, а являются ли описанные в данной главе методы на самом деле составной частью дзэн? Пусть они не сомневаются в том, что предлагаемым методам практики дзэн обучал сам Бодхидхарма, и данные методы бережно сохранялись шаолиньской традицией на протяжении столетий. В моих классах по цигун, находящихся в различных частях света, многие ученики, ранее практиковавшие дзэн или иные системы медитации в течение многих лет без ощутимых результатов, были поражены тому, как быстро и успешно описанные в этой главе методы принесли им опыт [переживания] дзэн или пробуждения. Стоячий дзэн Подъем в небо — из /комплекса/ «Движения рук восемнадцати архатов» Для многих людей в силу разных причин лучшим упражнением в комплексе «Движения рук восемнадцати архатов» является как раз первое — «Подъем в небо». Это прекрасное упражнение для улучшения энергетического потока во всем теле, обучения контролю над дыханием, развития способности к визуализации [т. е к наглядным и -чрезвычайно отчетливым мысленным представлениям], достижения одноточечности сознания и реализации переживания в опыте [состояния] пустоты, что так трудно дается многим подвижникам, сидящим в позе лотоса. Разумеется, как и во всех мистических или духовных занятиях, решающим звеном является не сама механика действий в том или ином упражнении, а личное посвящение или передача желаемого воздействия от наставника к ученику. Встаньте прямо, расслабьтесь, ноги вместе Руки перед собой, опущены, ладони смотрят вниз, кончики пальцев обеих рук касаются друг друга (рис. 18. 1, а). Сохраняя руки на протяжении всего упражнения прямыми, поднимите ладони по непрерывной дуге вперед и вверх, пока они не окажутся обращенными к небу, одновременно с этим вдыхайте плавно через нос. Бросьте ладони вверх, а затем сделайте паузу (как в дыхании, так и в действии), помедлив секунду-другую (рис. 18. 1, б). Потом непрерывным движением опускайте ваши руки через стороны вниз (рис. 18. 1, в), одновременно плавно выдыхая через нос, пока они не коснутся бедер (рис. 18. 1, г). Помедлите секунду-другую Повторите все сначала примерно 10—20 раз ДЗЭН ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЙ СИЛШ: Рис. 18. 1. Подъем ё небо При первых выполнениях данного упражнения плавно сосредоточивайтесь на дыхании, чтобы оно хорошо согласовывалось с вашим движением. Когда вы достигнете единства сознания, дыхания и движения, вы войдете в состояние дзэн. Продолжайте ваше упражнение в таком состоянии дзэн. Затем, при вдохе, представьте себе, как в вас втекает благодатная космическая энергия, а при выдохе ощутите, как энергия течет вниз через все ваше тело и через стопы ног утекает в землю. Это прекрасное переживание позволит вам почувствовать себя составной частью космоса, когда поток гармоничной космической энергии органично связывает вас с небесами и землей. После повторения упражнения столько раз, сколько вы сочтете необходимым (от 10 до 20 раз), бессильно опустите ваши руки через стороны вниз, плавно закройте глаза, если вы не закрыли их самопроизвольно раньше, выпрямитесь, заняв удобное положение, и расслабьтесь. Оставайтесь в положении «стоячего дзэн» (кит. чжань чань) некоторое время (5—15 мин и более) и наслаждайтесь миром и покоем. Если вы «готовы», то можете достигнуть пробуждения дзэн или сатори. Завершите упражнение потиранием ладоней, с последующим приложением уже теплых подушечек ладоней к глазам и, делая движение, будто вы пытаетесь их открыть, потрясите расслабленными членами, а затем походите быстрым шагом. Так обычно заканчивают упражнения цигун и медитации, и подобная процедура должна повторяться после всех упражнений, описанных в этой главе. Перемены в мышцах и сухожилиях Если сравнивать два комплекса, то упражнения в комплексе «Движения рук восемнадцати архатов» — мягкие, плавные, а в комплексе «Перемены в сухожилиях» — жесткие, силовые. В некотором отношении термины «мягкий» и «жесткий», являясь бледными копиями китайских понятий жоу и ган, обманчивы. Определен- ДЗЭН ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ...
|
|||
|