Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вон Кью-Кит 15 страница



стойка «ложная нога» (рис. 17. 3). Обратная стойка назы­вается правой стойкой «ложная нога».

Это три основные стойки в шаолиньском кунг-фу. Освоив их, особенно стойку в позе всадника, приступай­те к упражнениям для ног.

Рис. 17. 3. Стойка «ложная нога»

Упражнения для ног

Три положения тела

Поставьте ноги на ширине плеч, разведите руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз (рис. 17. 4, а). Не отрывая пяток и сохраняя первоначальное положе­ние рук на протяжении всего упражнения, согните ноги в коленях и наклонитесь вперед до упора, делая при этом полный выдох через рот (рис. 17. 4, б). Затем вер­нитесь в исходное положение (рис 17. 4, а), одновре­менно вдыхая через нос. Повторите примерно десять раз.

ДЗЭН СИЛЫ И ДВИЖЕНИЯ

Рис. 17. 4. Три положения тела              >

Танцующий журавль

Встать прямо, развести ноги на ширину плеч, руки вытянуть в стороны (рис. 17. 5, а). Не отрывая пяток и сохраняя положение рук, согните правое колено и накло­нитесь вперед, сохраняя прямой левую ногу и выдыхая через нос (рис. 17 5, б). Затем вернитесь в исходное положение (рис. 17. 5, а), делая при этом вдох. Повторите такое приседание вправо десять раз, а затем сделайте то же самое, приседая влево, десять раз.

а                                                     б

Рис. 17. 5 Танцующий журавль

Касание носков /пальцами рук/             

Встаньте прямо, ноги вместе (рис. 17. 6, а). Не сгибая колен, наклонитесь вперед и дотроньтесь носков ног пальцами рук, делая одновременно выдох (рис. 17. 6, б). Вернитесь в исходное положение, делая при этом вдох. Повторите примерно десять раз. Когда мышцы ног бу­дут достаточно разработаны, так что вы свободно сможе­те доставать пальцами рук носки ног, постарайтесь ка­саться теперь носков пальцами, сжатыми в кулак, а в дальнейшем — ладонями рук.

а                                          б

Рис. 17. 6. Касание носков [пальцами рук]

Разувающийся ар кат

Положите одну ногу на подставку на уровне вашей талии (рис. 17. 7, а). Обе ноги должны быть прямыми, разрешается слегка согнуть опорную ногу. Наклоняясь вперед, коснитесь носка лежащей ноги пальцами рук, а в дальнейшем, когда вы станете более гибкими, дотронь­тесь лицом вашего колена (рис. 17. 7, б). Затем верни­тесь в исходное положение (рис. 17. 7, а). Повторите примерно десять раз для каждой из ног.

дзэн силы и движения

Рис. 17. 7. Разувающийся архат

Обнимающий свои стопы святой,

Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой. Ноги нахо­дятся вплотную друг к другу, колени прямые (рис. 17. 8, а). Не сгибая колени, наклонитесь вперед и обхватите ноги руками, а в дальнейшем, став более гибкими, касайтесь лицом ваших коленей (рис. 17. 8, б). Затем вернитесь в исходное положение (рис. 17. 8, а) и сделайте вдох. По­вторите упражнение примерно десять раз.

                                                    

Рис. 17. 8. Обнимающий свои стопы святой

Стрекоза резвится над водой

Сядьте на пол, разведя ноги в стороны, колени пря­мые (рис. 17. 9, а). Не сгибая колен, нагнитесь вперед, чтобы достать пальцами вытянутых рук носки ног, а в дальнейшем коснуться лицом и грудью пола (рис. 17. 9, б). Повторите примерно десять раз. Наклоняясь, делайте вы­дох, выпрямляясь — вдох. Будьте внимательны, чтобы не удариться головой о пол. Вместо касания носом пола вы можете при наклоне поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Вначале ваши вытянутые ноги могут образовывать острый угол, но в дальнейшем старайтесь разводить их все дальше в стороны, так, чтобы они в итоге составили одну прямую линию.

 

 

Рис. 17. 9. Стрекоза резвится над водой

Все эти упражнения очень важны, и выполнять их сле­дует каждый день, если вы хотите сделать ноги достаточ­но гибкими, чтобы можно было садиться в позу лотоса. Поскольку, приступив впервые к занятиям кунг-фу, основ­ное внимание я уделял позе всадника, я добился требуе­мой устойчивости, но мышцы моих ног стали довольно жесткими — жесткими до такой степени, что я даже не мог сидеть скрестив ноги, не говоря уже о позе лотоса. Уже годы спустя мой шаолиньский наставник Сыфу Хо Фат Нам дал мне один бесценный совет. Он сказал: «Если ты хочешь достичь вершин в кунг-фу, тебе необхо­димо заняться цигун; если ты хочешь достигнуть вершин

в цигун, ты должен практиковать медитацию». Памятуя о своих негнущихся ногах, я спросил своего наставника: «Могу ли я медитировать сидя на стуле? » — «Конечно, — ответил тот, — и ты, возможно, достигнешь больших высот и обретешь фантастические сверхъестественные (psychic) способности, но, если ты хочешь достичь вершины духов­ного совершенства, ты должен медитировать в позе лото­са, по крайней мере в позе полулотоса». Я всегда стре­мился достичь максимума и поэтому был готов заплатить любую цену. Целых два года, изо дня в день, я выполнял эти упражнения для гибкости ног, прежде чем смог меди­тировать в позе лотоса.

О важности работы ног в шаолиньском кунг-фу, что часто недооценивают многие занимающиеся им, можно су­дить по той продолжительной работе, которую мы должны проделать, развивая посредством вышеописанных упражне­ний силу и гибкость ног прежде, чем нам удастся научить­ся выполнять ту или иную форму [движения] в кунг-фу.

Дракон в дзэн — простой комплекс упражнений кунг-фу

Следующий комплекс [упражнений] шаолиньского кунг-фу состоит из 28 форм. Он был разработан мною специально для этой книги и носит название «Дракон в дзэн». (В китайской культуре дракон — это величе­ственное, божественное создание. )

Форма кунг-фу представляет собой определенную схему, в соответствии с которой адепт кунг-фу подготав­ливает или совершает движение или ряд движений. Совокупность определенных форм кунг-фу, соединяясь вместе, образует комплекс кунг-фу. Комплексы и формы обычно носят многозначительные и поэтические назва­ния на китайском языке, хотя при переводе многое из этой поэзии утрачивается.

Формы и комплексы кунг-фу обычно используют для эффективного ведения рукопашного боя, но поскольку

наши занятия кунг-фу а первую очередь служат освое­нию практики дзэн, то мы будем мало внимания обра­щать на их боевую направленность, а вместо этого бу­дем интересоваться тем, каким образом они способны помочь нам в нашем духовном развитии. Некоторые могут усмотреть противоречие между боевым и духов­ным кунг-фу. В действительности же здесь нет противо­речия. Как уже говорилось ранее, шаолиньское кунг-фу вначале разрабатывалось для духовной практики, и Оно прекрасно служит этой цели.

Формы кунг-фу в данном комплексе представляют собой техничные для шаолиньского кунг-фу движения, которые передавались из поколения в поколение По­скольку по книге трудно овладеть точными движениями кунг-фу, то воспользуйтесь, если есть такая возможность, помощью инструктора кунг-фу, в противном же случае отрабатывайте упражнения самостоятельно.

Стойка в позе «отрешенности»

Стойте прямо, но будьте расслаблены, ноги вместе, а руки бессильно свисают с обеих сторон (рис. 17 10).

Рис. 17. 10. Стойка в позе «отрешенности»

Глаза могут быть мягко прикрыты веками, полуоткрыты, но не напряжены. Забудьте о всех своих горестях и за­ботах Забудьте самого себя. Если вы достаточно рас­слаблены, то можете почувствовать внутри себя ток жиз­ненной энергии. Если вы сумеете забыть свое «я», то сможете ощутить себя составной частью космоса

2. Появление дракона и тигра

Сжав пальцы рук в кулаки, поднесите их к талии, сделайте вначале движение правой, а затем левой ногой вперед, становясь в левую стойку «ложная нога» (см. рис 17. 3). Одновременно ваша левая ладонь и правый кулак располагаются, соединившись, перед вашей грудью, образуя обычный жест шаолиньского приветствия (рис 17. 11).

Рис. 17. 11. Появление дракона и тигра

3. Два тигра готовятся [к прыжку]

Вернитесь в исходное положение, кулаки у талии (рис. 17 12). В формах кунг-фу любая незадействованная рука располагается со сжатыми в кулак пальцами у та­лии. Если не будет оговорено особо, поступайте так и дальше.

 

Рис. 17. 12. Два тигра готовятся [к прыжку].

4. Белая змея выплескивает свою энергию

Передвиньте вашу левую ногу вперед, становясь в левую стойку «лук и стрела» (см. рис. 17. 2), тело при этом немного подайте вперед. Одновременно выбрасы­вайте правую руку вперед, совершая удар пальцами (все пальцы руки плотно сжаты, а большой палец загнут вов­нутрь, ладонь обращена вниз, ударную поверхность обра­зуют кончики пальцев) на уровне шеи (рис 17. 13).

РИС. 17 13. Белая змея выплескивает свою энергию

5. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса

Не меняя положения, поверните тело вправо и прими­те стойку в позе всадника (см. рис. 17. 1), одновременно произведя удар кулаком левой руки в область пупка (рис. 17. 14). Свой взгляд фиксируйте на вашем ударе левой рукой.

Рис. 17. 14. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса

6. Черный тигр похищает сердце

Не меняя своего положения, поверните тело вперед в стойку «лук и стрела» и ударьте кулаком правой руки в область челюсти (рис. 17. 15). Сосредоточьте вашу жиз-

Рис. 17. 15. Черный тигр похищает сердце

ненную энергию в животе, ваш взгляд устремлен на ваш удар правой рукой, а ваше сознание сосредоточено на вашем движении. Попытайтесь, чтобы все эти три сосредоточения сознания происходили одновременно, так чтобы три фокуса [внимания} слились в один фокус. Этим вы достигните единства сознания, энергии и тела.

7. Белая змея выплескивает свою энергию

Передвигайте вашу правую (она сзади) ногу вперед, в правую стойку «лук и стрела», слегка подавая тело вперед. Одновременно произведите удар пальцами левой руки (рис. 17. 16). Эта форма такая же, как и форма 4 (см. рис. 17. 13), только со сменой положения рук и ног. Двигая правую ногу вперед, попытайтесь не ощущать физически ее движение, а скорее представляйте себе, что все ваше существо (включая ногу, тело, удар пальцами, энергетическое и психическое сосредоточение) без на­пряжения течет вперед.

Рис. 17. 16. Белая змея выплескивает свою энергию

8. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса

Поверните тело влево в позу всадника и одновре­менно произведите удар кулаком правой руки в об­ласть пупка (рис. 17. 17). Эта форма обратна форме 5 (см. рис 17. 14). Ваше движение должно быть плавным и выполняться без усилий. Сосредоточьте все ваше существо на ударе кулаком. Вы вдруг можете обнару­жить, что ваше сознание сосредоточено не в голове, а на вашем ударе.

Рис. 17. Драгоценный селезень проплывает мимо лотоса

9. Черный тигр похищает сердце

Повернитесь вперед в правую стойку «лук и стрела» и произведите удар кулаком левой руки в область че­люсти (рис. 17. 18) — движение должно быть плавным, без усилий. Эта форма обратна форме 6 (см рис. 17. 15). Вы забыли теперь о существовании вашего тела, ваше сознание сосредоточено в вашем ударе кулаком.

Рис. 17. 18. Черный тигр похищает сердце

Не меняя своего положения, лишь поправив угол между стопами ног, повернитесь кругом налево, выпол­нив левую стойку «лук и стрела». Движением левой руки образуйте блок на уровне лица, кисть правой руки при этом располагается рядом с локтем левой руки (рис. 17. 19). Ощутите все движения как один согласо­ванный поток сознания, энергии и формы [движения].

Рис. 17. 19. Красота смотрится в зеркало

11. Max рукой из стойки «ложная нога»

Отведите слегка левую (она впереди) ногу назад, при этом она остается впереди правой (она сзади) ноги, образуя

Рис. 17. 20. Мах рукой из стойки «ложная нога»

левую стойку «ложная нога», ваше тело при этом обраще­но вправо. Одновременно махом вниз переведите вашу левую руку от правого плеча в положение перед вашей левой ногой (рис. 17. 20). Сосредоточьте свое сознание на махе рукой — ощутите, что вы сами и есть этот мах.

12. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину

Передвигайте вашу левую ногу вперед в левую стой­ку «лук и стрела» и произведите удар ладонью правой руки в область челюсти (рис. 17. 21). Ощутите, как энер­гия вашей правой руки выпрыгивает подобно зеленому дракону.

Рис. 17. 21. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину

13. Золотой дракон резвится в воде

Сделайте левой ногой короткий шаг назад, ставя ее, однако, впереди правой (она сзади) ноги, образуя левую стойку «ложная нога», ваше тело при этом обращено в четверть оборота [45°] направо, и «протяните» вашу ле­вую руку вперед в форме дракона. «Протягивание» представляет собой дугообразное движение с вытянуты­ми вперед пальцами, как будто вы тянете иголку с нит­кой. Форма дракона образуется сгибанием мизинца, бе­зымянного и большого пальцев, сохраняя выпрямленными указательный и средний' пальцы (рис. 1*7. 22). Пред­ставьте, что вы и есть этот самый дракон.

Рис. 17. 22. Золотой дракон резвится в воде

14. Желтая иволга пьет воду

Произведите удар подъемом стопы правой ноги. Од­новременно двигайте вашу правую руку в форме драко­на вперед на уровень глаз, держа левую1 руку, все еще сохраняющую форму дракона, рядом с локтем правой руки (рис. 17. 23).

Рис. 17. 23, Желтая иволга пьет воду

15. Радостная птичка прыгает на ветке

Опустите правую ногу на пол перед собой, поверните тело вправо и произведите боковой удар левой стопой (рис. 17. 24). Сосредоточьте свое сознание на ударе.

РИС. 17. 24. Радостная птичка прыгает на ветке

16. Обратное подвешивание золотого лотоса

Опустите вашу левую ногу на пол, образуя левую стойку «лук и стрела», и ударьте наотмашь костяшками

 

Рис. 17. 25. Обратное подвешивание золотого лотоса

вашей левой руки, сжатой в кулак, двигая ею от правого виска вперед (рис. 17. 25). Вашу правую ладонь размес­тите рядом с левым локтем. Сосредоточьте свое созна­ние на левом кулаке.

17. Красота смотрится в зеркало

Повернитесь кругом направо, образуя правую стойку «лук и стрела», соответственно поправляя положение ног при повороте, и используйте вашу правую руку в каче­стве блока, при этом левая ладонь находится рядом с правым локтем (рис. 17. 26). Эта форма обратна форме 10 (см рис. 17. 19).

Рис. 17. 26. Красота смотрится в зеркало

18. Max рукой из стойки «ложная нога»

Отведите правую (она впереди) ногу на полшага на­зад, оставляя ее при этом впереди левой ноги, чтобы образовать правую стойку «ложная нога». Сделайте мах правой рукой ладонью вниз (рис. 17. 27). Вообразите, что вы и есть эта маховая рука. Получается форма, обратная форме 11 (см. рис. 17. 20).

Рис. 17. 27. Мах рукой из стойки «ложная нога»

19. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину

Передвигайте вашу правую ногу вперед, образуя стой­ку «лук и стрела», и одновременно произведите удар ладонью левой руки (рис. 17. 28). Пусть ваше сознание течет вместе с вашей левой бьющей рукой. Получается форма, обратная форме 12 (см. рис. 17. 21).

Рис. 17 28. Зеленый дракон, прыгающий через стремнину

20. Золотой дракон резвится в воде

Отведите вашу правую (она впереди) ногу на полша­га назад, ставя ее, однако, впереди левой ноги, чтобы обра­зовать правую стойку «ложная нога», и «протяните»

вашу правую руку в форме дракона (рис. 17. 29). Вооб­разите себя золотым драконом Получается форма, об­ратная форме 13 (см. рис. 17. 22).

Рис 17. 29. Золотой дракон резвится в воде

21. Желтая иволга пьет воду

Произведите удар подъемом стопы левой ноги Одно­временно протягивайте вашу левую руку в форме дра­кона вперед, тогда как ваша правая рука в форме драко­на движется рядом с левым локтем (рис. 17. 30). Сосре-

Рис. 17. 30. Желтая иволга пьет воду

доточьте свое сознание на вашей бьющей ноге. Получа­ется форма, обратная форме 14 (см. рис. 17. 23).

22. Радостная птичка прыгает на ветке

Поставьте вашу левую стопу непосредственно перед правой стопой, поверните тело1 влево и выполните боко­вой удар правой ногой (рис. 17. 31). Сосредоточьтесь на вашей бьющей ноге. Получается форма, обратная форме 15 (см. рис. 17. 24).

РИС. 17 31. Радостная птичка прыгает на ветке

23. Обратное подвешивание золотого лотоса

Выставьте вашу правую нога вперед, образуя правую стойку «лук и стрела», и «подвесьте» впереди кулак

Рис. 17. 32. Обратное подвешивание золотого лотоса

ГЛАВА 17

правой руки (рис. 17. 32). Расположите вашу левую ладонь рядом с правым локтем. Сосредоточьте свое внимание на правом кулаке. Получается форма, обратная форме 16 (см. рис. 17. 25).

24. Один дракон выныривает из моря

Отставьте правую ногу назад и тотчас же займите правую стойку «ложная нога», одновременно отводя пра­вый кулак назад вплотную к груди. Затем сразу же выбросьте правую ногу в правую стойку «лук и стрела» и одновременно произведите удар кулаком правой руки, при этом ваша левая ладонь находится рядом с правой подмышкой (рис. 17. 33). Вообразите себя драконом, бро­сающимся вперед.

Рис. 17. 33. Один дракон выныривает из моря

25. Покой однопальцевого дзэн во всем космосе

Сделайте большой шаг правой (она впереди) ногой назад, чтобы оказаться в позе всадника, при этом ваше тело обращено вправо, а лицо смотрит вперед. Вытяните вашу левую руку вперед на уровне плеч на одной линии с направлением вашего взгляда. Ваша левая кисть дела­ет обычный шаолиньский жест, именуемый однопальце-вым дзэн, т. е. ваш прямой указательный палец поднят вверх, а большой и остальные пальцы согнуты во второй фаланге (а не в костяшках), ладонь при этом находится под прямым углом к запястью. Ваш правый кулак прижмите к талии (рис. 17. 34). Полностью расслабьтесь, несмотря на все напряжение данной формы, и испытайте ощущение того, что вы погружены в дзэн. Сосредоточь­те свой взгляд на кончике вашего поднятого вверх ука­зательного пальца. Опустошите ваше сознание и ос­тавайтесь в данной позе несколько секунд.

Рис. 17. 34. Покой однопальцевого дзэн во всем космосе

26. Появление дракона и тигра

Придвиньте левую ногу вплотную к правой ноге, по­правьте положение стоп, чтобы получилась левая стойка «ложная нога». Одновременно ваша левая ладонь и ваш

Рис. 77. 35. Появление дракона и тигра

10. Красота смотрится в зеркало

правый кулак располагаются разединившись, прямо перед грудью, образуя обычный жест шаолиньского привет­ствия (рис. 17. 35). Получается та же форма, что и форма 2 (см. рис 17. 11).

27. Два тигра готовятся /к прыжку/

Вернитесь в исходное положение, ваши кулаки у та­лии (рис. 17. 36). Получается та же самая форма, что и форма 3 (см. рис. 17. 12).

 

РИС. 17. 36. Два тигра готовятся [к прыжку]

28. Медитация в положении стоя

Опустите руки вниз, ладони обращены назад. Закрой­те глаза Избавьте ваше сознание от всяких мыслей (рис. 17. 37). Оставайтесь в этой созерцательной позе несколько минут. Вас удивит охватившее прекрасное ощущение. Затем завершите упражнение потиранием ладоней друг о друга, чтобы согреть их, приложите поду­шечки ваших ладоней к глазам, двигая подушечки вверх, как бы пытаясь открыть глаза, помассируйте лицо и по­ходите быстрым шагом.

 

Рис. 17. 37. Медитация в положении стоя

Представленный выше комплекс кунг-фу помогает тренировать наше сознание. Когда в процессе занятий будет достигнута одноточечность сознания, некоторые практикующие могут испытать пробуждение дзэн или сатори во время завершающей медитации в положении стоя. Все формы, составляющие комплекс «Дракон в дзэн», приведены в конце книги.

ГЛАВА 18

ДЗЭН ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЙ

СИЛЫ И ЖИЗНЕННОЙ

ЭНЕРГИИ

ОБУЧЕНИЕ ДЗЭН ПОСРЕДСТВОМ ШАОЛИНЬСКОГО ЦИГУН

Этим методам практики дзэн на­ставлял сам Бодхидхарма, и они со­хранились столетия спустя в шаолиньской традиции.

ТРАДИЦИЯ ДЗЭН, ИДУЩАЯ ОТ БОДХИДХАРМЫ

Когда Первый патриарх Бодхидхарма обучал дзэн в Шаолиньском монастыре, он обнаружил, что монахи слишком слабы и не могут выдерживать многочасовые занятия медитацией. Чтобы помочь им преодолеть соб­ственную [физическую] слабость, великий наставник на­учил их двум особым комплексам упражнений: «Дви­жениям рук восемнадцати архатов» и «Переменам в сухожилиях». Полагают, что он научил их очищению костного мозга [т. е. очищению внутренней жизненной энергии], но не сохранилось непосредственной записи этих упражнений ни в Шаолиньском монастыре, ни где-либо еще. Существует несколько дисциплин, именуемых «Очищением костного мозга», которые практикуют в настоящее время, но, по общему мнению, они являются более поздними разработками, и их авторство не принад-

лежит непосредственно самому Бодхидхарме. И все же, опираясь на сторонние письменные источники, можно полагать, что если Бодхидхарма и учил упражнениям по очищению костного мозга, то они были похожи на про­двинутую форму упражнений по визуализации в систе­ме, именуемой «Самопроявляемое движение ци», где по­ток жизненной энергии направляется по костным поло­стям. «Самопроявляемое движение ци», именуемое так­же «Самонаведенный ток ци», входит в состав наших шаолиньских дисциплин. «Движения рук восемнадцати архатов» и «Перемены в сухожилиях» широко практи­куются и в настоящее время.

Позже в Шаолиньском монастыре «Движения рук восемнадцати архатов» развились в систему «Движе­ния кулаков восемнадцати архатов», знаменитый комп­лекс кунг-фу, составивший основу шаолиньских кунг­фу. «Перемены в сухожилиях» обеспечили основные принципы и методы для многих приемов шаолиньско-го кунг-фу, служащих укреплению внутренней силы и жизненной энергии. В этой главе мы рассмотрим и разучим некоторые упражнения, отобранные из комп­лексов «Движения рук восемнадцати архатов», «Пере­мены в сухожилиях» и «Самопроявляемое движение ци», а также действенный способ брюшного дыхания, не только ради укрепления здоровья, внутренней силы и жизненной энергии, а также в целях практикования дзэн.

Некоторые адепты дзэн, практикующие другие систе­мы, где основу их практики [дзэн] составляет решение коанов или сидячая медитация, могут спросить, а являют­ся ли описанные в данной главе методы на самом деле составной частью дзэн? Пусть они не сомневаются в том, что предлагаемым методам практики дзэн обучал сам Бодхидхарма, и данные методы бережно сохраня­лись шаолиньской традицией на протяжении столетий. В моих классах по цигун, находящихся в различных ча­стях света, многие ученики, ранее практиковавшие дзэн или иные системы медитации в течение многих лет без

ощутимых результатов, были поражены тому, как быстро и успешно описанные в этой главе методы принесли им опыт [переживания] дзэн или пробуждения.

Стоячий дзэн

Подъем в небо — из /комплекса/ «Движения рук восемнадцати архатов»

Для многих людей в силу разных причин лучшим упражнением в комплексе «Движения рук восемнадца­ти архатов» является как раз первое — «Подъем в небо». Это прекрасное упражнение для улучшения энер­гетического потока во всем теле, обучения контролю над дыханием, развития способности к визуализации [т. е к наглядным и -чрезвычайно отчетливым мысленным представлениям], достижения одноточечности сознания и реализации переживания в опыте [состояния] пустоты, что так трудно дается многим подвижникам, сидящим в позе лотоса. Разумеется, как и во всех мистических или духовных занятиях, решающим звеном является не сама механика действий в том или ином упражнении, а лич­ное посвящение или передача желаемого воздействия от наставника к ученику.

Встаньте прямо, расслабьтесь, ноги вместе Руки перед собой, опущены, ладони смотрят вниз, кончики пальцев обеих рук касаются друг друга (рис. 18. 1, а). Сохраняя руки на протяжении всего упражнения прямыми, подни­мите ладони по непрерывной дуге вперед и вверх, пока они не окажутся обращенными к небу, одновременно с этим вдыхайте плавно через нос. Бросьте ладони вверх, а затем сделайте паузу (как в дыхании, так и в дей­ствии), помедлив секунду-другую (рис. 18. 1, б).

Потом непрерывным движением опускайте ваши руки через стороны вниз (рис. 18. 1, в), одновременно плавно выдыхая через нос, пока они не коснутся бедер (рис. 18. 1, г). Помедлите секунду-другую Повторите все сначала примерно 10—20 раз

ДЗЭН ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЙ СИЛШ:

Рис. 18. 1. Подъем ё небо

При первых выполнениях данного упражнения плавно сосредоточивайтесь на дыхании, чтобы оно хорошо согла­совывалось с вашим движением. Когда вы достигнете единства сознания, дыхания и движения, вы войдете в состояние дзэн. Продолжайте ваше упражнение в таком состоянии дзэн. Затем, при вдохе, представьте себе, как в вас втекает благодатная космическая энергия, а при выдо­хе ощутите, как энергия течет вниз через все ваше тело и через стопы ног утекает в землю. Это прекрасное пере­живание позволит вам почувствовать себя составной час­тью космоса, когда поток гармоничной космической энер­гии органично связывает вас с небесами и землей.

После повторения упражнения столько раз, сколько вы сочтете необходимым (от 10 до 20 раз), бессильно опустите ваши руки через стороны вниз, плавно закрой­те глаза, если вы не закрыли их самопроизвольно рань­ше, выпрямитесь, заняв удобное положение, и расслабь­тесь. Оставайтесь в положении «стоячего дзэн» (кит. чжань чань) некоторое время (5—15 мин и более) и наслаждайтесь миром и покоем. Если вы «готовы», то можете достигнуть пробуждения дзэн или сатори.

Завершите упражнение потиранием ладоней, с после­дующим приложением уже теплых подушечек ладоней к глазам и, делая движение, будто вы пытаетесь их открыть, потрясите расслабленными членами, а затем походите быстрым шагом. Так обычно заканчивают упражнения цигун и медитации, и подобная процедура должна повто­ряться после всех упражнений, описанных в этой главе.

Перемены в мышцах и сухожилиях

Если сравнивать два комплекса, то упражнения в комплексе «Движения рук восемнадцати архатов» — мягкие, плавные, а в комплексе «Перемены в сухожили­ях» — жесткие, силовые. В некотором отношении тер­мины «мягкий» и «жесткий», являясь бледными копиями китайских понятий жоу и ган, обманчивы. Определен-

ДЗЭН ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.