|
|||
Вон Кью-Кит 16 страницаные упражнения в комплексе «Движения рук восемнадцати архатов», к примеру, могут развивать огромную внутреннюю силу, а силовые упражнения в комплексе «Перемены в сухожилиях» требуют исполнения в расслабленном состоянии. Подъем пяток — из [комплекса] «Перемены в сухожилиях* В комплекс «Перемены в сухожилиях» входят двенадцать упражнений, включая и приведенное ниже, известное как «подъем пяток». Встаньте прямо, ноги вместе, расслабьтесь. Представьте, как ваше тело заряжается благодатной космической энергией. На протяжении всего упражнения кончик вашего языка должен быть прижат к верхнему нёбу рядом с зубами. Поднимите руки над головой, локти прямые, а не сомкнутые, и предплечья находятся в нескольких сантимет-
Рис 18. 2. Подъем пяток pax от ваших глаз Сожмите пальцы рук, обращенных вперед, в кулак. Согните руки в локтях, будто вы подтягиваетесь, крепко сжимая при этом кулаки, ощутите силу ваших рук, но не напрягайте грудь Одновременно плавно вдохните через нос и медленно оторвите свои пятки, становясь на носки, будто вы подтягиваетесь (рис. 18 2, а). Затем медленно опуститесь на пятки и ^выпрямите руки, одновременно выдыхайте через рот, постепенно ослабляйте хватку, но не разжимайте кулаки (рис 18 2, б). Это упражнение следует выполнять 49 раз, но вначале делайте его только 5 раз, постепенно увеличивая число подходов. Очень важно, чтобы вы не напрягались. Повторив упражнение необходимое число раз, опустите ваши руки по швам, разожмите кулаки, плавно выпрямите пальцы рук и встаньте прямо, со стопами, полностью опирающимися на землю, заняв удобное положение, глаза при этом закрыты Полностью расслабьтесь. Не думайте ни о чем, чувствуйте себя слившимися с космосом. Вы можете ощутить свою внутреннюю силу в пальцах или иных частях собственного тела, но, хотя вы и заряжены энергией, вы спокойны и умиротворены. Оставайтесь в этом положении «стоячий дзэн» некоторое время, от 5 до 15 минут или более. Многие ученики удивляются, что такое на вид простое упражнение может создать столько внутренней силы и внутреннего покоя. Если вы будете выполнять его ежедневно в течение нескольких месяцев, вы ощутите, как изменились все ваши мышцы и сухожилия (что действительно так, ибо клетки ваших мышц и сухожилий замещаются ежесекундно). ИСКУССТВО ТЕКУЧЕГО ДЗЭН «Самопроявляемое движение ци», или «самонаведенный ток цй» (кит. цзы фа дун чун), представляет собой тот род упражнений цигун, которые следует выполнять только под наблюдением наставника или, на крайний случай, знающего инструктора Цигун — это искусство укрепления врожденной энергии, и оно является прекрасным подготовительным этапом для духовной практики Непосвященному нелегко поверить, что такая форма цигун, как «Самопроявляемое движение ци», вообще возможна Верите ли вы, к примеру, что можете, находясь в здравом рассудке и полной памяти, двигаться помимо собственной воли или совершать нелепые выходки Согласно философии дзэн, вы не должны ничего принимать только на веру, должны быть свободны в своем мнении и иметь возможность испытать самому один из чудесных методов укрепления здоровья и практикования дзэн Но прежде чем вы приступите (под наблюдением) к освоению упражнения «Самонаведенный ток ци», обратите внимание на следующее Первое. Вы, вероятно, очень удивитесь обретенному опыту и найдете его весьма приятным для себя. Второе Вы не должны резко заканчивать свое движение, старайтесь всегда завершать его плавно Третье В самом упражнении нет ничего оккультного или спиритического ваше [самопроизвольное] движение вызывается не внешней силой или духом, а вашим расслабленным состоянием и потоком вашей собственной энергии Энергия, подобно крови, постоянно циркулирует внутри вас, хотя вы не замечаете этого, при выполнении данного упражнения поток вашей энергии усиливается, и ваше восприятие обостряется Этот комплекс «Самопроявляемое движение ци» состоит из трех форм «повороты головы», «зеленый дракон показывает когти» и «два дракона выныривают из моря» Занимайтесь ими в безопасном месте, вдали от крутых окон и острых углов. Повороты головы Первая форма состоит из трех частей. Во всех трех частях ваше дыхание произвольно, а рот приоткрыт Встаньте прямо и расслабьтесь, ноги вместе. Не двигая плечами, поворачивайте голову в одну сторону, насколько можете, а затем поверните ее в другую сторону (рис. 18. 3, а). Мысленно представляйте себе, что ваша голова при повороте увлекает за собой позвонки один за другим. Повторите повороты три раза. Затем, смотря перед собой и не двигая плечами, опустите вашу голову как можно ниже, а потом наклоните голову назад как можно дальше, открывая широко рот и смотря при этом вверх и назад (рис. 18. 3, б). Представляйте себе, как каждый из ваших позвонков плавно открывается и закрывается при движении головы вниз, вверх и обратно. Повторите три раза. В третьей части данной формы движения вы вращаете своей головой по максимально возможному кругу (рис. 18. 3, в), не двигая при этом плечами. При вращении головой постепенно представляйте себе, как ваша нервная система, которая «свисает с вашей головы» на- Г Рис. 18. 3. Повороты головы подобие корневой системы, получает хорошую встряску, так что с нее слетает вся грязь. Вращайте головой три раза в одну сторону, а затем три раза в другую. Завершив все три части данной формы движения, переходите к следующей. Зеленый дракон показывает когти Встаньте в правую стойку «лук и стрела», ноги врозь, поднимите левую руку вперед, а правую отведите назад (рис. 18. 4, а). Представьте, что в каждой руке у вас по мячу, при этом пальцы левой руки смотрят вперед, а правой — назад. Когда вытягиваете руки, плавно выдыхайте через рот, представляя, как ци, или жизненная энергия, вытекает из ваших пальцев. Затем повернитесь налево и примите левую стойку «лук и стрела», плавно вдыхая через нос Поднимите правую руку вперед, пальцы которой тоже обращены вперед, и отведите назад левую руку, пальцы которой тоже обращены назад (рис. 18. 4, б). Одновременно делайте выдох и представляйте, как ци вытекает из ваших пальцев. Повторите это движение примерно 5—10 раз для обеих сторон. Затем переходите к следующей форме движения. а б Рис. 18. 4. Зеленый дракон показывает когти Два дракона выныривают из моря Встаньте прямо, ноги вместе, разместите ладони рук (пальцы обращены вперед) по обеим сторонам туловища на уровне груди. Вытяните руки вперед, пальцы при этом обращены вперед, и одновременно наклоняйте тело и голову вперед, плавно выдыхая через рот (рис. 18. 5, а). Затем верните ваши ладони назад, на уровень груди, отводя согнутые локти назад (а не в сторону), пальцы по-прежнему обращены вперед. Одновременно накло-йите тело и голову назад и плавно вдохните через нос (£ ис. 18. 5, 6). Повторите это движение — выдвижение Ладоней вперед и возвращение их назад, что сопровождается движениями туловища и головы и соответствующими -вдохом и выдохом — примерно 15—20 раз. Потом, когда ваши руки выдвинуты вперед, опустите их, встаньте прямо, плавно закройте глаза и расслабь-
Рис. 18. 5. Два дракона выныривают из моря тесь. Не думайте ни о чем, пусть все идет своим чередом. Вы почувствуете, как ваша ци, или жизненная энергия, течет внутри вас. Неожиданно, если вы достаточно расслабились и отдались во власть происходящему, текущая внутри вас энергия может начать двигать вашим телом. Не сопротивляйтесь этому движению, просто расслабьтесь и позвольте вашему телу самопроизвольно двигаться: это довольно приятное, и восхитительное переживание, и если вы «готовы», то можете достигнуть пробуждения дзэн. Большинство людей при выполнении, упражнения «Самопроявляемое движение ци» начинают сильно раскачиваться; некоторые даже пускаются в медленный танец помимо собственной воли. В отдельных случаях, и это во многом хороший знак, движения бывают резкими или люди начинают шуметь, что для непосвященного представляется смешным, но подобные реакции служат зримыми проявлениями процесса очищения [внутренней энергии], вызванного упражнением «Самопроявляемое движение ци». Однако если рядом нет наставника или знающего инструктора и вы еще не освоились с такого рода упражнением цигун, вам не следует доходить до подобной стадии [собственного поведения]. Поэтому, если вы посчитаете свои самопроизвольные движения слишком резкими, вы должны взять их под свой контроль, что довольно легко сделать: вежливым, но твердым тоном прикажите себе успокоиться. Ваше тело послушается [веления] разума — это незыблемая космическая истина. Как и при выполнении любого упражнения, не заканчивайте резко «Самопроявляемое движение ци». Вежливо прикажите себе успокоиться, а затем медленно остановитесь. Оставайтесь некоторое время неподвижными, с закрытыми глазами (это может длиться от нескольких секунд до нескольких минут), затем потрите ваши ладони, приложите уже теплые подушечки ладоней к глазам, делая движения, будто пытаетесь их открыть, и завершите упражнение быстрой ходьбой. БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ Из многих способов дыхания, присутствующих в системе цигун, наиболее важно брюшное дыхание, поскольку оно формирует энергетическую жемчужину в дань тянь (брюшном энергетическом поле), которое служит своеобразной емкостью, откуда энергия может быть передана по каналам в иные части тела для различных нужд. Действительно, многие люди, чья деятельность требует большого количества энергии, наподобие высококлассных борцов, бегунов, пловцов и певцов, часто неосознанно вырабатывают у себя брюшное дыхание. Брюшное дыхание также используется в разного рода религиозных или мистических дисциплинах, в том числе в буддийских и даосских. Рекомендуется осваивать это упражнение под руководством наставника или, в крайнем случае, знающего инструктора. Вы добьетесь более ощутимых успехов и за более короткое время, если будете осваивать брюшное дыхание поэтапно. Этап 1 Встаньте прямо, ноги вместе Полностью расслабьтесь и очистите сознание от всяких мыслей. Расслабьте свой рот так, чтобы челюсти были свободны Медленно закройте глаза и улыбнитесь от всего сердца Вы можете продолжать упражнение «брюшное дыхание» с открытыми или закрытыми глазами Положите одну ладонь на поле даньтянь (энергетическое поле тремя дюймами [7, 5 см] ниже пупка), а другую ладонь положите сверху. Медленно давите обеими ладонями на живот, выпуская из него воздух. Ваш нажим должен быть плавным и непрерывным. На первом этапе дыхание ваше произвольно, однако не вдыхайте, когда выпускаете из живота воздух — многие пытаются вдыхать в это время, что является ошибкой при «брюшном дыхании» После того как вы выпустили воздух из живота, помедлите 1—2 секунды. Затем плавно и непрерывно ослабляйте нажим своих ладоней, так чтобы живот начал подниматься. Помедлите секунду-другую Повторите подобное опускание и поднимание живота примерно десять раз. Затем ваши руки свободно падают вниз, и вы медленно закрываете глаза (если они не были закрыты). Не думайте ни о чем во время «медитации в положении стоя», которая длится 5—10 минут. Завершите упражнение потиранием ладоней для их согревания, а затем теплые подушечки ладоней приложите к глазам, делая движения, будто пытаетесь их открыть. Плавно помассируйте лицо и в конце походите быстрым шагом. Со временем вы сможете постепенно увеличивать число опусканий и подниманий вашего живота, а также продолжительность «медитации в положении стоя». После ежедневных занятий на первом этапе в течение по крайней мере недели, но желательно дольше, вы можете перейти к следующему этапу. Этап 2 Этот этап похож на предыдущий, с той лишь разницей, что при опускании живота надо представить, как отрицательная энергия вытекает из вашего живота и других частей тела через рот. Затем, когда вы даете своему животу подняться, представьте, как положительная энергия втекает в ваш живот и другие части тела через нос Ваше дыхание произвольно, спонтанно, но вы должны следить, чтобы не было вдоха в момент выпускания воздуха из живота. Если вы не избежите этой ошибки, то не только не освоите брюшное дыхание, но и можете вызвать нежелательные побочные последствия Завершите упражнение «медитацией в положении стоя», включая все заключительные действия, описанные выше (этап 1). , Занятия на втором этапе продолжайте в течение по крайней мере недели, но желательно дольше, затем можете переходить к заключительному этапу На этом этапе при выпускании воздуха из живота плавно выдыхайте через нос, а когда даете животу подниматься, плавно вдыхайте через рот Следите мысленно за своим дыханием Иными словами, когда делаете выдох, вы должны осознавать, что выдыхаете, а когда делаете вдох, должны осознавать, что вдыхаете С точки зрения [дальнейшей] практики дзэн, его ненавязчивое осознавание совершаемых вами вдохов и выдохов является наиболее важной стороной всего упражнения Само это требование кажется простым, но для большинства людей его выполнение оказывается очень трудным делом Так что если после трех лет ежедневной практики вы сможете в течение продолжительного времени осознавать совершаемые вами медленные вдохи и выдохи, то вы добились многого Такое достижение служит прекрасным примером того, что «глубокое кроется в простом» А в своей работе вы можете положиться на мой опыт ведущего шаолиньского наставника если вы овладеете только этим способом — который демонстрирует разницу между качественным обучением вашего сознания и количественным заполнением вашего мозга различного рода информацией — то вы достигли большего в своей практике дзэн, чем после прочтения всех имеющихся книг по дзэн Кто привык думать, - что практика дзэн включает лишь сидячую медитацию или решение гунъаей (коанов), возможно, удивится тому, что, практикуя цигун, мы тем самым практикуем дзэн Как уже неоднократно упоминалось в нашей книге, слово «дзэн» можно понимать в трех смыслах медитация, космическое прозрение или Высшая Реальность Независимо от того, к какому из этих трех смыслов дзэн мы стремимся, обрести его можно посредством любого из вышеописанных упражнений шаолиньского цигун Созерцательная практика (медитация), первая ступень дзэн, является решающим фактором в практике цигун, хотя многие занимающиеся цигун могут и не подозревать об этом Без «вхождения в медитацию», известного в классическом цигун под названием жу цзин, или цигун чжуантай (состояние сознания цигун) в обозначениях современного цигун, практикующий цигун не может достигнуть ощутимых результатов К примеру, в описанном выше упражнении «подъем в небо» он не сможет подключиться к космической энергии и заставить ее течь по собственному телу, его [занятия] цигун превратятся лишь в простые физические упражнения В упражнении «Самопроявляемое движение ци», или «Самонаведенный ток ци», если практикующий не находится в созерцательном (медитативном) состоянии ума, ему будет трудно привести свою жизненную энергию в согласованное движение Воздействие на энергию и сознание посредством занятий в шаолиньском цигун имеет взаимовыгодные последствия когда практикующий находится в медитативном состоянии, улучшается энергетика, и наоборот, благоприятные последствия занятий по укреплению энергетики ведут к достижению более высоких уровней сознания, где возможны проблески [прозрения] космической реальности А по мере продвижения к высшему уровню цигун можно постичь саму космическую реальность Все это станет более ясным и понятным, если мы вспомним, что, в конце концов, мы сами и все, что есть во вселенной, представляет собой, говоря научным языком, неразличимую, рассеянную вокруг энергию, которая описывается по-разному религиозными традициями: пустот-ность, Великая Пустота, буддовость, конечная реальность, Татхагата, дао, Брахман или Вездесущий и Всезнающий (но не антропоморфный) Бог. Если блокируется поток энергии, будь то на микроуровне человеческого тела или на уровне космической бесконечности, то искажается покойная и неразличимая природа. Цигун — это искусство владения энергией, и его отличительным признаком является согласованный поток энергии, что на микроуровне человеческого организма способствует здоровью, а на космическом уровне разрывает воображаемые узы, накладываемые человеческим неведением [на наше сознание], и позволяет нам достигнуть дзэн ГЛАВА 19 ДЗЭН ВЫСОЧАЙШЕГО ДОСТИЖЕНИЯ СОЗЕРЦАНИЕ ОДНОТОЧЕЧНОСТИ [СОЗНАНИЯ] И СОЗЕРЦАНИЕ НЕ-СОЗНАНИЯ В дзэн-буддизме, как и в иных духовных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерцания) используется для /обретения/ надмирской цели, но многие прибегают к медитации для решения более насущных, мирских задач. МИРСКИЕ И НАДМИРСКИЕ ФУНКЦИИ МЕДИТАЦИИ Многие, включая буддистов, возможно, и не осознают того, что медитация является самой важной практикой в буддизме, поскольку составляет само существо обретения нирваны. Современный наставник Тхеравады преподобный Шри Дхаммананда описывает то положительное, что несет с собой медитация: Непосредственной задачей медитации является обучение сознания и действенного, продуктивного использования его в нашей повседневной жизни Конечная цель медитации — поиски освобождения от колеса сансары — круговорота жизни и смерти Красоту и точность этих слов мы оценим глубже, когда поймем, что они указывают нам путь обретения высочайшей цели как в мирском, так и надмирском планах В нашей мирской повседневной жизни обученное (натренированное) сознание окажется более продуктивным по сравнению с необученным, к примеру, для художника при создании шедевра, для ученого при проведении исследования, которое может переломить ход событий в науке, либо для философа при постижении им некой великой истины Даже обычным людям обученное сознание позволяет достичь более высоких результатов при выполнении любых мирских задач В буддизме, как и в других религиозных или духовных дисциплинах, адепт стремится преодолеть мирское, чтобы достичь надмирского. И обученное сознание не только имеет преимущество, но зачастую является основой в достижении надмирских целей На самых первых уровнях иногда адепту удается без обучения сознания испытать надмирское, скажем, глубокое переживание своей близости с природой или присутствие Бога Но для достижения более высоких уровней надмирского необходимо обученное сознание Следует отметить различие между обучением сознания и простым информированием мозга Действительно, можно сказать, что вся современная, особенно западная, система воспитания сосредоточена главным образом на большом объеме знания, а не на развитии самого сознания' Обычно современные воспитатели руководствуются правилом для укрепления своего тела занимайтесь физическими упражнениями, для укрепления вашего ума делайте умственные упражнения Обычно западные физические упражнения включают бег, растяжку и подъем тяжестей, а умственные упражнения включают изучение таких дисциплин, как логика, математика и право С точки зрения шаолиньской традиции, как и многих других восточных традиций [воспитания], такая практика не что иное, как попытка поставить телегу впереди лошади Способность бегать, растягиваться и поднимать тяжести является следствием физической силы, а не причиной, равным образом обученное сознание (натренированный ум) позволяет человеку успешно овладевать такими дисциплинами, как логика, математика и право, но не наоборот Полезно также понять, что человек, разбирающийся в мирских или даже надмирских проблемах, не обязательно обладает сознанием, обученным надмирскому развитию {заключенных в нем потенций] Следующая притча, популярная и в христианстве, и в исламе, послужит здесь хорошим примером Некий священник или имам, приплыл на затерянный в океане остров и после долгих месяцев своей горячей проповеди обратил его жителей в собственною веру После этого он отплыл на родину Когда решил бросить прощальный взгляд на оставшийся вдали остров, то, к своему удивлению, заметил три огонька, двигающихся по воде к его лодке огоньки приблизились, он разглядел своих трех наиболее преданных новообращенных Оказывается, они шли к нему по морю Приблизившись к лодке, они сказали «Ваше святейшество, мы забыли, как говорить нам после вознесения молитв Господу амен или аминь Пожалуйста, наставь нас в этом, чтобы по возвращении мы смогли верно возносить наши молитвы» Тронутый до слез их преданностью, его святейшество сказал «Друзья не важно, произносите вы «амен» или «аминь», главное — продолжайте молиться как и прежде, ибо вы обрели духовный уровень гораздо больший, чем у меня» Как же нам следует упражняться в своем духовном развитии. Посредством созерцания (медитации) Медитация — это обучение сознания достижению более высоких состояний реальности, когда медитатор начинает постигать, что он нечто большее, чем собственно физическое «я» Само обучение не обязательно происходит в позе лотоса, хотя многие духовные дисциплины, такие, как буддизм, даосизм и йога, советуют именно ее для [обретения] высочайших достижений (сознания] В обучений сознания следует отметить две принципиально важные стороны сосредоточение сознания и возможность его расширения. В дзэн-буддизме, как и в других духовных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерцания) используется для достижения надмирских целей, но многие прибегают к медитации для решения более насущных, мирских задач. НЕУМЕНИЕ ПОСТИЧЬ НАДМИРСКОЕ Неумение различать надмирскую и мирскую функции медитации привело ко многим недоразумениям среди ученых и философов. Удивляет, к примеру, заявление А В. Гримстоуна, редактора зарекомендовавшей себя с лучшей стороны книги Кацуки Сэкиды «Занятия дзэн методы и философия». Цель занятий дзэн существенно не отличается от того, что некоторые западные авторы определили как верно выбранный объект нравственных усилий Если бы это походило на истину, то людям, включая государей и наследных принцев, не нужно было бы отрекаться от своей мирской жизни, чтобы практиковать дзэн (Действительно, своей властью государь способствовал бы взращиванию и распространению нравственных ценностей, которые не выходят за рамки мирского. ) Удивительно, как Гримстоун может верить тому, что «занятия дзэн позволяют нам прожить нашу жизнь как можно лучше» и ничего больше, тогда как многие места самой книги Кацуки Сэкиды указывают на то, что цели занятий дзэн лежат вне обычной жизни и мирской морали. Успокоением деятельности нашего сознания достигается то состояние, где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляющие скрепы [омраченного] сознания. Такое состояние одновременного всматривания в свою. собственную природу и природу вселенскую достигается только в том случае, когда сознание лишено своего привычного способа мышления Так как Гримстоун знаком с этими утверждениями автора, наставника дзэн, он, вероятно, просто не понимает, что состояние, «где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляющие скрепы [омраченного сознания]» и «когда сознание лишено своего привычного способа мышления», относится к надмирскому измерению, совершенно отличному от нашего повседневного бренного мира. Но что такое «надмирское»? Оно относится к конечной реальности, которая, естественно, находится вне мирского, повседневного, феноменального мира, воспринимаемого обыденным сознанием. Это то, что выдающийся парапсихолог Лоу-ренс Ле Шань именует «ясновидящей реальностью», совершенно отличной от нашей повседневной чувственной реальности В первой, согласно общей теории относительности Эйнштейна и единой теории поля, вся вселенная проявляется как одно элементарное поле, где каждая звезда, каждый атом, каждая блуждающая комета, и медленно вращающаяся галактика, и движущийся электрон предстают в виде ряби или выпуклости на поверхности пространственно временного единства (континуума) Сам же Лоуренс Ле Шань говорит: Человек не может длительное время жить в состоянии полного осознания своей погруженности в ясновидящую реальность Он не выдержит биологически длительное пребывание в подобном состоянии Жить же, однако, сознательно в состоянии неведения относительного существования самой этой реальности, значит, умалять человеку самого себя, обкрадывать собственный потенциал Лоуренс Ле Шань полагает, что человек не способен долго прожить в ясновидящей реальности из-за отсутствия в ней различия между отдельными существами и отсутствия пространства и времени Возможно, если бы Ле Шань знал, что в учении дзэн то, что он называет ясновидящей реальностью, является конечной реальностью, постижение которой и составляет высшую цель подвижников дзэн и многих других духовных учителей, то он ощутил бы себя способным и выжить биологически в мирском измерении, и реализовать весь свой потенциал в надмирском измерении Томно Хираи, который 20 лет изучал научные основы медитации дзэн и пришел к выводу, что «дзэн служит богатым источником средств, помогающим сбросить с себя оковы тяжелых социальных усдовий настоящего времени как для мирянина., так и для священника», говорит удивительные вещи «Я не думаю, что только медитация дзэн способна привести в состояние просветленности Не связанное никакой религиозной верой или догматом, само просветление, если удается его достигнуть становится всеобщим Просветление — сугубо личное дело и может проявляться у людей по разному Состояние которое пережил Генри Дэвид Торо после двухлетнего затворничества у Уолденского озера может быть названо просветлением, как и восприятие реальности со стороны хиппи Профессор Коудзи Сато описал экстатическое (исступленное) состояние, испытываемое людьми, принимающими алкалоидное соединение ЛСД 25, идентичное просветлению дзэн. Если подобное верно, то формула «Жизнь хиппи + ЛСД 25» равнозначна прорыву к конечной цели дзэн» Совершенно ясно, что доктор Томно Хираи не только не понимает задачу медитации дзэн и смысл просветления дзэн, но он и не знаком с основами учения дзэн-буддизма Каждый, включая и доктора Томно Хираи, имеет право на собственное мнение, но было бы неверным утверждение о том, что все дзэнские монахи, настаивавшие на достижении ими состояния. просветленности, заблуждались Прежде всего дзэн-буддизм в своем учении опирается на практику, а не на [теоретическое] изыскание Поэтому если бы доктор Томио Хираи поинтересовался у наставника дзэн, знает ли он формулу волн собственного мозга (что может явиться предметом изыскания доктора), то обычным ответом, могущим помочь доктору достичь пробуждения, были бы примерно следующие слова «Пойдите и вымойте свое лицо» Возможно, что знание формулы мозговых волн или результаты любого изыскания могут быть полезны при решении мирских задач, но подобное знание не только необязательно, но и разрушительно для медитационной практики дзэн, ибо оно привязывает сознание или мозг к феноменальному миру, который тот стремится преодолеть Любопытно отметить, что, когда многие ученые, как и обычные люди, рассматривают наш феноменальный мир как объективно реальный, а адептов дзэн и других духовных подвижников как жертв [собственного] обмана, на самом деле все обстоит совершенно иначе Последние открытия в физике, психологии, иных науках подтверждают, что наш феноменальный мир и есть обман, порождение нашего сознания, обусловленное рядом обстоятельств Медитация же дает в руки адептам дзэн и иным духовным подвижникам важнейшее средство, позволяющее освободиться от подобного обмана и познать конечную космическую реальность Безответственно и ошибочно заявление доктора Томио Хираи о том, что эгоизм и алчность непреодолимы, ведь первоочередной задачей учения дзэн и всех других буддийских школ является как раз преодоление эгоизма и алчности, поскольку они мешают подвижнику обрести космическую реальность «Просветление» и есть то слово, которое описывает это космическое обретение, оно всеобще, ибо в отличие от феноменального мира, являющегося в разных обличиях разным живым существам в соответствии с их отличающимися условиями существования, конечная реальность преодолевает различение познающего и познаваемого и является в одном и том же обличий для всех просветленных существ. Доктору Томио Хираи, очевидно, не удалось отличить надмирское от мирского. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИИ Буддизм чрезвычайно богат методами медитации, ведущими к постижению надмирского. Конечная цель медитации всегда неизменна, и это — достижение просветления, но поскольку сами духовные искатели во многом различаются между собой — происхождением, средой, уровнем развития, способностями к обучению и т. д., — то и различны сами методы, к которым они прибегают. Если смотреть исходя из трех основных течений буддизма, то Тхеравада в своей созерцательной практике делает упор на обретение созерцающим состояния одноточечное™ сознания, Махаяна — на сосредоточение сознания на представлении пустоты [достижение состояния «опустошенности» сознания], Ваджраяна — на визуализацию [наглядное и четкое представление в сознании тех или иных образов]. Разумеется, это своего рода общая схема: тхеравадин вполне может в силу определенных обстоятельств привлечь для своей медитации визуализацию даже в большей степени, чем иной ваджрая-нист.
|
|||
|