Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вон Кью-Кит 16 страница



ные упражнения в комплексе «Движения рук восемнад­цати архатов», к примеру, могут развивать огромную внутреннюю силу, а силовые упражнения в комплексе «Перемены в сухожилиях» требуют исполнения в рас­слабленном состоянии.

Подъем пяток — из [комплекса] «Перемены в сухожилиях*

В комплекс «Перемены в сухожилиях» входят две­надцать упражнений, включая и приведенное ниже, изве­стное как «подъем пяток».

Встаньте прямо, ноги вместе, расслабьтесь. Представь­те, как ваше тело заряжается благодатной космической энергией. На протяжении всего упражнения кончик ва­шего языка должен быть прижат к верхнему нёбу рядом с зубами.

Поднимите руки над головой, локти прямые, а не сом­кнутые, и предплечья находятся в нескольких сантимет-

 

                                      

Рис 18. 2. Подъем пяток

pax от ваших глаз Сожмите пальцы рук, обращенных вперед, в кулак.

Согните руки в локтях, будто вы подтягиваетесь, креп­ко сжимая при этом кулаки, ощутите силу ваших рук, но не напрягайте грудь Одновременно плавно вдохните че­рез нос и медленно оторвите свои пятки, становясь на носки, будто вы подтягиваетесь (рис. 18 2, а).

Затем медленно опуститесь на пятки и ^выпрямите руки, одновременно выдыхайте через рот, постепенно ос­лабляйте хватку, но не разжимайте кулаки (рис 18 2, б).

Это упражнение следует выполнять 49 раз, но внача­ле делайте его только 5 раз, постепенно увеличивая чис­ло подходов. Очень важно, чтобы вы не напрягались.

Повторив упражнение необходимое число раз, опус­тите ваши руки по швам, разожмите кулаки, плавно вып­рямите пальцы рук и встаньте прямо, со стопами, полно­стью опирающимися на землю, заняв удобное положе­ние, глаза при этом закрыты Полностью расслабьтесь. Не думайте ни о чем, чувствуйте себя слившимися с космосом. Вы можете ощутить свою внутреннюю силу в пальцах или иных частях собственного тела, но, хотя вы и заряжены энергией, вы спокойны и умиротворены. Оставайтесь в этом положении «стоячий дзэн» некото­рое время, от 5 до 15 минут или более.                            

Многие ученики удивляются, что такое на вид простое упражнение может создать столько внутренней силы и внутреннего покоя. Если вы будете выполнять его ежедневно в течение нескольких месяцев, вы ощу­тите, как изменились все ваши мышцы и сухожилия (что действительно так, ибо клетки ваших мышц и сухожилий замещаются ежесекундно).

ИСКУССТВО ТЕКУЧЕГО ДЗЭН

«Самопроявляемое движение ци», или «самонаведен­ный ток цй» (кит. цзы фа дун чун), представляет собой тот род упражнений цигун, которые следует выполнять

только под наблюдением наставника или, на крайний случай, знающего инструктора Цигун — это искусство укрепления врожденной энергии, и оно является пре­красным подготовительным этапом для духовной прак­тики

Непосвященному нелегко поверить, что такая форма цигун, как «Самопроявляемое движение ци», вообще воз­можна Верите ли вы, к примеру, что можете, находясь в здравом рассудке и полной памяти, двигаться помимо собственной воли или совершать нелепые выходки Со­гласно философии дзэн, вы не должны ничего прини­мать только на веру, должны быть свободны в своем мнении и иметь возможность испытать самому один из чудесных методов укрепления здоровья и практикования дзэн

Но прежде чем вы приступите (под наблюдением) к освоению упражнения «Самонаведенный ток ци», обрати­те внимание на следующее Первое. Вы, вероятно, очень удивитесь обретенному опыту и найдете его весьма при­ятным для себя. Второе Вы не должны резко заканчи­вать свое движение, старайтесь всегда завершать его плавно Третье В самом упражнении нет ничего оккуль­тного или спиритического ваше [самопроизвольное] дви­жение вызывается не внешней силой или духом, а вашим расслабленным состоянием и потоком вашей собствен­ной энергии Энергия, подобно крови, постоянно циркули­рует внутри вас, хотя вы не замечаете этого, при выпол­нении данного упражнения поток вашей энергии усилива­ется, и ваше восприятие обостряется

Этот комплекс «Самопроявляемое движение ци» со­стоит из трех форм «повороты головы», «зеленый дракон показывает когти» и «два дракона выныривают из моря» Занимайтесь ими в безопасном месте, вдали от крутых окон и острых углов. Повороты головы

Первая форма состоит из трех частей. Во всех трех частях ваше дыхание произвольно, а рот приоткрыт

Встаньте прямо и расслабьтесь, ноги вместе. Не дви­гая плечами, поворачивайте голову в одну сторону, на­сколько можете, а затем поверните ее в другую сторону (рис. 18. 3, а). Мысленно представляйте себе, что ваша голова при повороте увлекает за собой позвонки один за другим. Повторите повороты три раза.

Затем, смотря перед собой и не двигая плечами, опус­тите вашу голову как можно ниже, а потом наклоните голову назад как можно дальше, открывая широко рот и смотря при этом вверх и назад (рис. 18. 3, б). Представ­ляйте себе, как каждый из ваших позвонков плавно от­крывается и закрывается при движении головы вниз, вверх и обратно. Повторите три раза.

В третьей части данной формы движения вы враща­ете своей головой по максимально возможному кругу (рис. 18. 3, в), не двигая при этом плечами. При враще­нии головой постепенно представляйте себе, как ваша нервная система, которая «свисает с вашей головы» на-

Г

Рис. 18. 3. Повороты головы

подобие корневой системы, получает хорошую встряску, так что с нее слетает вся грязь. Вращайте головой три раза в одну сторону, а затем три раза в другую.

Завершив все три части данной формы движения, переходите к следующей.

Зеленый дракон показывает когти

Встаньте в правую стойку «лук и стрела», ноги врозь, поднимите левую руку вперед, а правую отведите назад (рис. 18. 4, а). Представьте, что в каждой руке у вас по мячу, при этом пальцы левой руки смотрят вперед, а правой — назад. Когда вытягиваете руки, плавно выды­хайте через рот, представляя, как ци, или жизненная энергия, вытекает из ваших пальцев.

Затем повернитесь налево и примите левую стойку «лук и стрела», плавно вдыхая через нос Поднимите правую руку вперед, пальцы которой тоже обращены вперед, и отведите назад левую руку, пальцы которой тоже обращены назад (рис. 18. 4, б). Одновременно де­лайте выдох и представляйте, как ци вытекает из ваших пальцев. Повторите это движение примерно 5—10 раз для обеих сторон. Затем переходите к следующей форме движения.

а                                     б

Рис. 18. 4. Зеленый дракон показывает когти

Два дракона выныривают из моря           

Встаньте прямо, ноги вместе, разместите ладони рук (пальцы обращены вперед) по обеим сторонам туло­вища на уровне груди. Вытяните руки вперед, пальцы при этом обращены вперед, и одновременно наклоняй­те тело и голову вперед, плавно выдыхая через рот (рис. 18. 5, а).

Затем верните ваши ладони назад, на уровень груди, отводя согнутые локти назад (а не в сторону), пальцы по-прежнему обращены вперед. Одновременно накло-йите тело и голову назад и плавно вдохните через нос (£ ис. 18. 5, 6). Повторите это движение — выдвижение Ладоней вперед и возвращение их назад, что сопро­вождается движениями туловища и головы и соответ­ствующими -вдохом и выдохом — примерно 15—20 раз.

Потом, когда ваши руки выдвинуты вперед, опустите их, встаньте прямо, плавно закройте глаза и расслабь-

 

Рис. 18. 5. Два дракона выныривают из моря

тесь. Не думайте ни о чем, пусть все идет своим чере­дом. Вы почувствуете, как ваша ци, или жизненная энер­гия, течет внутри вас. Неожиданно, если вы достаточно расслабились и отдались во власть происходящему, теку­щая внутри вас энергия может начать двигать вашим телом. Не сопротивляйтесь этому движению, просто рас­слабьтесь и позвольте вашему телу самопроизвольно двигаться: это довольно приятное, и восхитительное пе­реживание, и если вы «готовы», то можете достигнуть пробуждения дзэн.

Большинство людей при выполнении, упражнения «Самопроявляемое движение ци» начинают сильно рас­качиваться; некоторые даже пускаются в медленный танец помимо собственной воли. В отдельных случаях, и это во многом хороший знак, движения бывают резкими или люди начинают шуметь, что для непосвященного представляется смешным, но подобные реакции служат зримыми проявлениями процесса очищения [внутренней энергии], вызванного упражнением «Самопроявляемое движение ци». Однако если рядом нет наставника или знающего инструктора и вы еще не освоились с такого рода упражнением цигун, вам не следует доходить до подобной стадии [собственного поведения]. Поэтому, если вы посчитаете свои самопроизвольные движения слишком резкими, вы должны взять их под свой конт­роль, что довольно легко сделать: вежливым, но твердым тоном прикажите себе успокоиться. Ваше тело послу­шается [веления] разума — это незыблемая космическая истина.

Как и при выполнении любого упражнения, не закан­чивайте резко «Самопроявляемое движение ци». Вежли­во прикажите себе успокоиться, а затем медленно оста­новитесь. Оставайтесь некоторое время неподвижными, с закрытыми глазами (это может длиться от нескольких секунд до нескольких минут), затем потрите ваши ладо­ни, приложите уже теплые подушечки ладоней к глазам, делая движения, будто пытаетесь их открыть, и заверши­те упражнение быстрой ходьбой.

БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ

Из многих способов дыхания, присутствующих в системе цигун, наиболее важно брюшное дыхание, по­скольку оно формирует энергетическую жемчужину в дань тянь (брюшном энергетическом поле), которое служит своеобразной емкостью, откуда энергия может быть передана по каналам в иные части тела для раз­личных нужд. Действительно, многие люди, чья деятель­ность требует большого количества энергии, наподобие высококлассных борцов, бегунов, пловцов и певцов, часто неосознанно вырабатывают у себя брюшное дыхание. Брюшное дыхание также используется в разного рода религиозных или мистических дисциплинах, в том чис­ле в буддийских и даосских.

Рекомендуется осваивать это упражнение под руко­водством наставника или, в крайнем случае, знающего инструктора. Вы добьетесь более ощутимых успехов и за более короткое время, если будете осваивать брюшное дыхание поэтапно.

Этап 1

Встаньте прямо, ноги вместе Полностью расслабь­тесь и очистите сознание от всяких мыслей. Расслабьте свой рот так, чтобы челюсти были свободны Медленно закройте глаза и улыбнитесь от всего сердца Вы може­те продолжать упражнение «брюшное дыхание» с от­крытыми или закрытыми глазами

Положите одну ладонь на поле даньтянь (энергетичес­кое поле тремя дюймами [7, 5 см] ниже пупка), а другую ладонь положите сверху. Медленно давите обеими ладоня­ми на живот, выпуская из него воздух. Ваш нажим должен быть плавным и непрерывным. На первом этапе дыхание ваше произвольно, однако не вдыхайте, когда выпускаете из живота воздух — многие пытаются вдыхать в это время, что является ошибкой при «брюшном дыхании»

После того как вы выпустили воздух из живота, по­медлите 1—2 секунды. Затем плавно и непрерывно ос­лабляйте нажим своих ладоней, так чтобы живот начал подниматься. Помедлите секунду-другую Повторите подобное опускание и поднимание живота примерно десять раз. Затем ваши руки свободно падают вниз, и вы медленно закрываете глаза (если они не были зак­рыты). Не думайте ни о чем во время «медитации в положении стоя», которая длится 5—10 минут. Завер­шите упражнение потиранием ладоней для их согрева­ния, а затем теплые подушечки ладоней приложите к глазам, делая движения, будто пытаетесь их открыть. Плавно помассируйте лицо и в конце походите быст­рым шагом. Со временем вы сможете постепенно уве­личивать число опусканий и подниманий вашего живо­та, а также продолжительность «медитации в положе­нии стоя».

После ежедневных занятий на первом этапе в тече­ние по крайней мере недели, но желательно дольше, вы можете перейти к следующему этапу.

Этап 2

Этот этап похож на предыдущий, с той лишь разни­цей, что при опускании живота надо представить, как отрицательная энергия вытекает из вашего живота и других частей тела через рот. Затем, когда вы даете своему животу подняться, представьте, как положитель­ная энергия втекает в ваш живот и другие части тела через нос Ваше дыхание произвольно, спонтанно, но вы должны следить, чтобы не было вдоха в момент выпус­кания воздуха из живота. Если вы не избежите этой ошибки, то не только не освоите брюшное дыхание, но и можете вызвать нежелательные побочные послед­ствия Завершите упражнение «медитацией в положе­нии стоя», включая все заключительные действия, опи­санные выше (этап 1). ,

Занятия на втором этапе продолжайте в течение по крайней мере недели, но желательно дольше, затем мо­жете переходить к заключительному этапу

На этом этапе при выпускании воздуха из живота плавно выдыхайте через нос, а когда даете животу под­ниматься, плавно вдыхайте через рот Следите мысленно за своим дыханием Иными словами, когда делаете выдох, вы должны осознавать, что выдыхаете, а когда делаете вдох, должны осознавать, что вдыхаете

С точки зрения [дальнейшей] практики дзэн, его нена­вязчивое осознавание совершаемых вами вдохов и вы­дохов является наиболее важной стороной всего упраж­нения Само это требование кажется простым, но для большинства людей его выполнение оказывается очень трудным делом Так что если после трех лет ежеднев­ной практики вы сможете в течение продолжительного времени осознавать совершаемые вами медленные вдохи и выдохи, то вы добились многого Такое достижение служит прекрасным примером того, что «глубокое кро­ется в простом» А в своей работе вы можете поло­житься на мой опыт ведущего шаолиньского наставника если вы овладеете только этим способом — который демонстрирует разницу между качественным обучени­ем вашего сознания и количественным заполнением вашего мозга различного рода информацией — то вы достигли большего в своей практике дзэн, чем после прочтения всех имеющихся книг по дзэн

Кто привык думать, - что практика дзэн включает лишь сидячую медитацию или решение гунъаей (коанов), возможно, удивится тому, что, практикуя цигун, мы тем

самым практикуем дзэн Как уже неоднократно упоми­налось в нашей книге, слово «дзэн» можно понимать в трех смыслах медитация, космическое прозрение или Высшая Реальность Независимо от того, к какому из этих трех смыслов дзэн мы стремимся, обрести его можно посредством любого из вышеописанных упраж­нений шаолиньского цигун

Созерцательная практика (медитация), первая ступень дзэн, является решающим фактором в практике цигун, хотя многие занимающиеся цигун могут и не подозре­вать об этом Без «вхождения в медитацию», известного в классическом цигун под названием жу цзин, или ци­гун чжуантай (состояние сознания цигун) в обозначе­ниях современного цигун, практикующий цигун не мо­жет достигнуть ощутимых результатов К примеру, в описанном выше упражнении «подъем в небо» он не сможет подключиться к космической энергии и заста­вить ее течь по собственному телу, его [занятия] цигун превратятся лишь в простые физические упражнения В упражнении «Самопроявляемое движение ци», или «Са­монаведенный ток ци», если практикующий не находится в созерцательном (медитативном) состоянии ума, ему будет трудно привести свою жизненную энергию в со­гласованное движение

Воздействие на энергию и сознание посредством за­нятий в шаолиньском цигун имеет взаимовыгодные по­следствия когда практикующий находится в медитатив­ном состоянии, улучшается энергетика, и наоборот, бла­гоприятные последствия занятий по укреплению энерге­тики ведут к достижению более высоких уровней сознания, где возможны проблески [прозрения] косми­ческой реальности А по мере продвижения к высшему уровню цигун можно постичь саму космическую реаль­ность

Все это станет более ясным и понятным, если мы вспомним, что, в конце концов, мы сами и все, что есть во вселенной, представляет собой, говоря научным языком, неразличимую, рассеянную вокруг энергию, которая описывается по-разному религиозными традициями: пустот-ность, Великая Пустота, буддовость, конечная реальность, Татхагата, дао, Брахман или Вездесущий и Всезнающий (но не антропоморфный) Бог. Если блокируется поток энергии, будь то на микроуровне человеческого тела или на уровне космической бесконечности, то искажается покойная и неразличимая природа. Цигун — это искус­ство владения энергией, и его отличительным признаком является согласованный поток энергии, что на микро­уровне человеческого организма способствует здоровью, а на космическом уровне разрывает воображаемые узы, накладываемые человеческим неведением [на наше со­знание], и позволяет нам достигнуть дзэн

ГЛАВА 19

ДЗЭН ВЫСОЧАЙШЕГО ДОСТИЖЕНИЯ

СОЗЕРЦАНИЕ ОДНОТОЧЕЧНОСТИ [СОЗНАНИЯ] И СОЗЕРЦАНИЕ НЕ-СОЗНАНИЯ

В дзэн-буддизме, как и в иных духов­ных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерца­ния) используется для /обретения/ надмирской цели, но многие прибега­ют к медитации для решения более насущных, мирских задач.

МИРСКИЕ И НАДМИРСКИЕ ФУНКЦИИ МЕДИТАЦИИ

Многие, включая буддистов, возможно, и не осознают того, что медитация является самой важной практикой в буддизме, поскольку составляет само существо обрете­ния нирваны. Современный наставник Тхеравады препо­добный Шри Дхаммананда описывает то положительное, что несет с собой медитация:

Непосредственной задачей медитации является обучение сознания и действенного, продуктивного использования его в нашей повседневной жизни Конечная цель медитации — по­иски освобождения от колеса сансары — круговорота жизни и смерти

Красоту и точность этих слов мы оценим глубже, когда поймем, что они указывают нам путь обретения высочайшей цели как в мирском, так и надмирском планах В нашей мирской повседневной жизни обученное (натренированное) сознание окажется более продуктив­ным по сравнению с необученным, к примеру, для ху­дожника при создании шедевра, для ученого при проведе­нии исследования, которое может переломить ход собы­тий в науке, либо для философа при постижении им некой великой истины Даже обычным людям обучен­ное сознание позволяет достичь более высоких резуль­татов при выполнении любых мирских задач

В буддизме, как и в других религиозных или духов­ных дисциплинах, адепт стремится преодолеть мирское, чтобы достичь надмирского. И обученное сознание не только имеет преимущество, но зачастую является осно­вой в достижении надмирских целей На самых первых уровнях иногда адепту удается без обучения сознания испытать надмирское, скажем, глубокое переживание своей близости с природой или присутствие Бога Но для достижения более высоких уровней надмирского необходимо обученное сознание

Следует отметить различие между обучением созна­ния и простым информированием мозга Действительно, можно сказать, что вся современная, особенно западная, система воспитания сосредоточена главным образом на большом объеме знания, а не на развитии самого созна­ния' Обычно современные воспитатели руководствуются правилом для укрепления своего тела занимайтесь фи­зическими упражнениями, для укрепления вашего ума делайте умственные упражнения Обычно западные фи­зические упражнения включают бег, растяжку и подъем тяжестей, а умственные упражнения включают изучение таких дисциплин, как логика, математика и право С точ­ки зрения шаолиньской традиции, как и многих других восточных традиций [воспитания], такая практика не что иное, как попытка поставить телегу впереди лошади Способность бегать, растягиваться и поднимать тяжести является следствием физической силы, а не причиной, равным образом обученное сознание (натренированный ум) позволяет человеку успешно овладевать такими дисциплинами, как логика, математика и право, но не наобо­рот

Полезно также понять, что человек, разбирающийся в мирских или даже надмирских проблемах, не обязатель­но обладает сознанием, обученным надмирскому разви­тию {заключенных в нем потенций] Следующая притча, популярная и в христианстве, и в исламе, послужит здесь хорошим примером

Некий священник или имам, приплыл на затерянный в океане остров и после долгих месяцев своей горячей пропо­веди обратил его жителей в собственною веру После этого он отплыл на родину Когда решил бросить прощальный  взгляд на оставшийся вдали остров, то, к своему удивлению, заметил три огонька, двигающихся по воде к его лодке огоньки приблизились, он разглядел своих трех наиболее преданных новообращенных Оказывается, они шли к нему по морю

Приблизившись к лодке, они сказали «Ваше святейшество, мы забыли, как говорить нам после вознесения молитв Гос­поду амен или аминь Пожалуйста, наставь нас в этом, чтобы по возвращении мы смогли верно возносить наши молитвы» Тронутый до слез их преданностью, его святейшество сказал «Друзья не важно, произносите вы «амен» или «аминь», глав­ное — продолжайте молиться как и прежде, ибо вы обрели духовный уровень гораздо больший, чем у меня»

Как же нам следует упражняться в своем духовном развитии. Посредством созерцания (медитации) Меди­тация — это обучение сознания достижению более вы­соких состояний реальности, когда медитатор начинает постигать, что он нечто большее, чем собственно физи­ческое «я» Само обучение не обязательно происходит в позе лотоса, хотя многие духовные дисциплины, такие, как буддизм, даосизм и йога, советуют именно ее для [обретения] высочайших достижений (сознания] В обу­чений сознания следует отметить две принципиально важные стороны сосредоточение сознания и возможность его расширения. В дзэн-буддизме, как и в других духовных дисциплинах, обучение сознания посредством медитации (созерцания) используется для достижения надмирских целей, но многие прибегают к медитации для решения более насущных, мирских задач.

НЕУМЕНИЕ ПОСТИЧЬ НАДМИРСКОЕ

Неумение различать надмирскую и мирскую функ­ции медитации привело ко многим недоразумениям сре­ди ученых и философов. Удивляет, к примеру, заявление А В. Гримстоуна, редактора зарекомендовавшей себя с лучшей стороны книги Кацуки Сэкиды «Занятия дзэн методы и философия».

Цель занятий дзэн существенно не отличается от того, что некоторые западные авторы определили как верно выбран­ный объект нравственных усилий

Если бы это походило на истину, то людям, включая государей и наследных принцев, не нужно было бы отре­каться от своей мирской жизни, чтобы практиковать дзэн (Действительно, своей властью государь способствовал бы взращиванию и распространению нравственных цен­ностей, которые не выходят за рамки мирского. ) Удиви­тельно, как Гримстоун может верить тому, что «занятия дзэн позволяют нам прожить нашу жизнь как можно лучше» и ничего больше, тогда как многие места самой книги Кацуки Сэкиды указывают на то, что цели занятий дзэн лежат вне обычной жизни и мирской морали.

Успокоением деятельности нашего сознания достигается то состояние, где отпадают [как ненужные] временные, про­странственные и причинные [ориентиры], составляющие скре­пы [омраченного] сознания.

Такое состояние одновременного всматривания в свою. собственную природу и природу вселенскую достигается только в том случае, когда сознание лишено своего привыч­ного способа мышления

Так как Гримстоун знаком с этими утверждениями автора, наставника дзэн, он, вероятно, просто не понимает, что состояние, «где отпадают [как ненужные] временные, пространственные и причинные [ориентиры], составляю­щие скрепы [омраченного сознания]» и «когда сознание лишено своего привычного способа мышления», относит­ся к надмирскому измерению, совершенно отличному от нашего повседневного бренного мира. Но что такое «надмирское»? Оно относится к конечной реальности, которая, естественно, находится вне мирского, повседнев­ного, феноменального мира, воспринимаемого обыденным сознанием. Это то, что выдающийся парапсихолог Лоу-ренс Ле Шань именует «ясновидящей реальностью», со­вершенно отличной от нашей повседневной чувственной реальности В первой, согласно общей теории относи­тельности Эйнштейна и единой теории поля,

вся вселенная проявляется как одно элементарное поле, где каждая звезда, каждый атом, каждая блуждающая комета, и медленно вращающаяся галактика, и движущийся электрон предстают в виде ряби или выпуклости на поверхности пространственно временного единства (континуума)

Сам же Лоуренс Ле Шань говорит:

Человек не может длительное время жить в состоянии полного осознания своей погруженности в ясновидящую ре­альность Он не выдержит биологически длительное пребыва­ние в подобном состоянии Жить же, однако, сознательно в состоянии неведения относительного существования самой этой реальности, значит, умалять человеку самого себя, обкра­дывать собственный потенциал

Лоуренс Ле Шань полагает, что человек не способен долго прожить в ясновидящей реальности из-за отсутствия в ней различия между отдельными существами и отсутствия пространства и времени Возможно, если бы Ле Шань знал, что в учении дзэн то, что он называет ясновидящей реальностью, является конечной реальнос­тью, постижение которой и составляет высшую цель подвижников дзэн и многих других духовных учителей, то он ощутил бы себя способным и выжить биологичес­ки в мирском измерении, и реализовать весь свой по­тенциал в надмирском измерении

Томно Хираи, который 20 лет изучал научные основы медитации дзэн и пришел к выводу, что «дзэн служит богатым источником средств, помогающим сбросить с себя оковы тяжелых социальных усдовий настоящего времени как для мирянина., так и для священника», гово­рит удивительные вещи

«Я не думаю, что только медитация дзэн способна привести

в состояние просветленности Не связанное никакой религиозной верой или догматом, само просветление, если удается его достигнуть становится всеобщим

Просветление — сугубо личное дело и может проявляться у людей по разному Состояние которое пережил Генри Дэвид Торо после двухлетнего затворничества у Уолденского озера может быть названо просветлением, как и восприятие

реальности со стороны хиппи Профессор Коудзи Сато описал экстатическое (исступленное) состояние, испытываемое людьми, принимающими алкалоидное соединение ЛСД 25, идентичное просветлению дзэн. Если подобное верно, то формула «Жизнь хиппи + ЛСД 25» равнозначна прорыву к конечной цели дзэн»

Совершенно ясно, что доктор Томно Хираи не только не понимает задачу медитации дзэн и смысл просветления дзэн, но он и не знаком с основами учения дзэн-буддизма Каждый, включая и доктора Томно Хираи, имеет право на собственное мнение, но было бы неверным утверждение о том, что все дзэнские монахи, настаивавшие на достижении ими состояния. просветленности, заблуждались Прежде всего дзэн-буддизм в своем уче­нии опирается на практику, а не на [теоретическое] изыс­кание Поэтому если бы доктор Томио Хираи поинтере­совался у наставника дзэн, знает ли он формулу волн собственного мозга (что может явиться предметом изыс­кания доктора), то обычным ответом, могущим помочь доктору достичь пробуждения, были бы примерно следу­ющие слова «Пойдите и вымойте свое лицо»

Возможно, что знание формулы мозговых волн или результаты любого изыскания могут быть полезны при решении мирских задач, но подобное знание не только необязательно, но и разрушительно для медитационной практики дзэн, ибо оно привязывает сознание или мозг к феноменальному миру, который тот стремится преодо­леть Любопытно отметить, что, когда многие ученые, как и обычные люди, рассматривают наш феноменальный мир как объективно реальный, а адептов дзэн и других духовных подвижников как жертв [собственного] обма­на, на самом деле все обстоит совершенно иначе После­дние открытия в физике, психологии, иных науках под­тверждают, что наш феноменальный мир и есть обман, порождение нашего сознания, обусловленное рядом об­стоятельств Медитация же дает в руки адептам дзэн и иным духовным подвижникам важнейшее средство, позволяющее освободиться от подобного обмана и познать конечную космическую реальность

Безответственно и ошибочно заявление доктора То­мио Хираи о том, что эгоизм и алчность непреодолимы, ведь первоочередной задачей учения дзэн и всех других буддийских школ является как раз преодоление эгоизма и алчности, поскольку они мешают подвижнику обрести космическую реальность «Просветление» и есть то слово, которое описывает это космическое обретение, оно всеоб­ще, ибо в отличие от феноменального мира, являющегося в разных обличиях разным живым существам в соот­ветствии с их отличающимися условиями существования, конечная реальность преодолевает различение познаю­щего и познаваемого и является в одном и том же

обличий для всех просветленных существ. Доктору Томио Хираи, очевидно, не удалось отличить надмирское от мирского.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИИ

Буддизм чрезвычайно богат методами медитации, ве­дущими к постижению надмирского. Конечная цель ме­дитации всегда неизменна, и это — достижение просвет­ления, но поскольку сами духовные искатели во многом различаются между собой — происхождением, средой, уровнем развития, способностями к обучению и т. д., — то и различны сами методы, к которым они прибегают. Если смотреть исходя из трех основных течений буддиз­ма, то Тхеравада в своей созерцательной практике дела­ет упор на обретение созерцающим состояния одното­чечное™ сознания, Махаяна — на сосредоточение созна­ния на представлении пустоты [достижение состояния «опустошенности» сознания], Ваджраяна — на визуали­зацию [наглядное и четкое представление в сознании тех или иных образов]. Разумеется, это своего рода об­щая схема: тхеравадин вполне может в силу определен­ных обстоятельств привлечь для своей медитации визу­ализацию даже в большей степени, чем иной ваджрая-нист.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.