Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вон Кью-Кит 2 страница



Если же адепт стремится к более возвышенной цели — единению с космосом, — он не преобразует свою жем­чужину энергии в небесного младенца, а позволяет ей разлиться по всему телу по так называемому большому небесному кругу. Свой третий глаз он употребляет на то, чтобы смотреть внутрь себя, а свое психическое ухо —чтобы слушать внутренние звуки. Достигнув духовного развития, он ощущает, как все клеточки его организма пронизаны золотой, лучистой энергией, а душа гармонич­но и естественно слита с космосом. Вот как знаменитый даос VII веке Люй Дунбинь описывает собственный кос­мический опыт [переживания] высшего дзэн:

В тишине проступает необъятность, нестесненность и све­жесть сознания, будто бы опьяненного [струями] благодатно­го дождя [при виде] совершенного согласия тела и природы, расцветает [всеми цветами радуги] золотой дождь, и все на­полняется совершенным покоем, полная луна на небе, вся ог­ромная Земля открыта простору и свету, ум и тело чисты и свободны, золотой дождь все ослепительней... в полной тиши­не все до конца проявляется перед взором, [окутанным] мяг­кой белизной, будто глаза [приходится] открывать в пелене облаков оглядываясь на тело, замечаешь, что его нет, а все вокруг — чистая мягкая белизна, внутреннее и внешнее стало прозрачным.

ПРЕВРАТНЫЕ ФОРМЫ ДЗЭН

Из-за поверхностного понимания, искажения традиций, злого умысла и иных факторов некоторые люди, буддис­ты и небуддисты, практикуют превратную форму дзэн. Ниже в качестве примера представлены некоторые из этих форм, такие, как «устный дзэн», «письменный дзэн», «лисий дзэн», «трухлявый дзэн» и «палочный дзэн».

Устный и письменный дзэн

Оба вида дзэн схожи, за исключением того, что пер­вый связан с устным, а второй — с письменным выраже­нием дзэн. Здесь адепт не практикует никакой формы дзэн (наподобие медитации или размышлений над гунъ-анями) или не придерживается какого-либо буддийского учения, особенно имеющего отношение к дзэн-буддизму, а просто бессмысленно заучивает некоторые выражения из дзэн, не понимая их значения для дзэн. Он может, как и в случае с японской поэтической формой хокку, оце­нить их художественную красоту. В качестве примера рассмотрим стихотворение китайского поэта, описываю­щего дзэн:

Когда дует ветер, сердце колышет деревья, Когда собираются тучи, вздымаются пыль и песок, Не замечая мирских забот, Не поймешь истинную свою природу.

Если мы только заучим само стихотворение либо оценим лишь его художественные достоинства, но не духовные качества, то мы тем самым низведем его до уровня устного или письменного дзэн. Но если, изучив стихотворение, мы сможем прийти к некоторому пони­манию [заложенных в нем идей] буддизма или испыта­ем вспышку истины, [высвечивающую] космическую ре­альность, значит, стихотворение оказалось полезным в деле практикования дзэн. К примеру, в буддизме «ве­тер» часто символизирует поднявшееся [подобно ветру] духовное неведение, а под «пылью» подразумевается ил­люзорный феноменальный мир. Тогда первые две строч­ки говорят о том, что из-за нашего неведения мы оши­бочно считаем так называемый внешний мир объектив­но реальным, тогда как на самом деле он иллюзия, со­зданная нашим умом (который китайцы часто обозначают словом «сердце»).

Две последние строки стихотворения говорят о том, что из-за неведения мы ошибочно принимаем феноме­нальный мир за конечную реальность. Следовательно, мы не* понимаем истинного значения нашего бытия, ко­торое состоит в том, чтобы «разглядеть наше истинное лицо», актуализировать нашу космическую реальность. Подобное духовное постижение совершается в нашей повседневной жизни, и практика дзэн, как мы узнаем из этой книги, может помочь нам понять и испытать, что такое космическая реальность.

Лисий дзэн

Выражение «лисий дзэн», которое иллюстрирует кар­мическое воздаяние за извращенную практику дзэн, взя­то из чаньской истории, помещенной в «Пяти записях о светильниках» (яп. — «Готороку», кит. — «Удэн лу»):

Как-то на проповедях Байчжана стал появляться некий старик. Однажды, когда наставления были окончены, он не ушел из зала вместе с другими. Байчжан спросил его, что он за человек «Ныне я не принадлежу к человеческому роду, — ответил старик. — Но когда-то, во времена Будды Кашьяпы, я жил на этой горе и наставлял истине. Однажды меня спроси­ли: «Подвластен ли прозревший истину человек закону при­чинности существования (кармы)? » Я ответил: «Не подвлас­тен», и за это был превращен в лису на пятьсот перерожде­ний Прошу вас, о монах, своим мудрым словом помочь мне избавиться от лисьего облика. Осмелюсь спросить: «Подвлас­тен ли прозревший истину человек закону причинности су­ществования? » — «У кармы нет вкуса», — ответствовал Бай­чжан. Услыхав эти слова, старик пробудился Он освободил­ся от своего лисьего облика и достиг просветления.

Но каким образом нелепый на вид ответ Байчжана пробудил старика? Старик оставался в лисьем облике потому, что его не отпускала вина за свой неверный от­вет. Его «покарала» не какая-нибудь внешняя сила, а его собственные мысли, сотворившие мысленную силу, кото­рая преследовала старика в каждом перерождении. По­пытайся Байчжан дать разумный ответ, и старика про­должали бы мучить те же самые мысли, а это бы вновь и вновь порождало кармические последствия. Но неле­пый ответ буквально выбил старика из наезженной ко­леи мыслей, тем самым прервав их ход. Наставник мог бы дать и другой неожиданный ответ, связанный с кар­мой, наподобие: «Дай пинка карме! » либо «Карма годится только для пищи! », — и был бы тот же самый исход. Однако подобный ответ необходимо подать в такой фор­ме, чтобы поразить собеседника, и исходить он должен от человека, обладающего духовной силой, искренностью и состраданием Байчжана. Не обладающий всем этим человек подобным ответом не произвел бы того же са­мого эффекта.

Та же манера использована и в истории, поведанной в предыдущей главе, где ученик спрашивает учителя, как ему отыскать свою истинную сущность. Вместо ра­зумного ответа Чжаочжоу поинтересовался, ел ли уче­ник похлебку. Настоящим потрясением для последнего было то, что учитель потребовал вымыть миску. Дай Чжаочжоу разумное объяснение истинной природы уче­ника, тот не испытал бы непосредственный опыт про­буждения, поскольку его ум был бы по-прежнему во власти дуалистического [оперирующего противопостав­лениями, различающего] мышления; в лучшем случае он пришел бы к рациональному пониманию. Поскольку нелепый ответ Чжаочжоу прозвучал как гром среди ясного неба, он вышиб ученика из устоявшегося дуали­стического способа мышления и помог тому пробудить­ся и увидеть свою истинную природу. Опыт пробужде­ния и природу истинного «я» мы обсудим в последую­щих главах.

Трухлявый дзэн

«Пять записей о светильниках» предлагают историю, иллюстрирующую, что такое «трухлявый дзэн»:

Добродетельная женщина поддерживала одного человека в его занятиях дзэн. Через три года она решила проверить его успехи. И вот однажды ночью юная миловидная дочь этой женщины неожиданно обхватила монаха сзади и молвила: «Можешь. делать, что пожелаешь! Ну как? » Монах в ответ: «Кусок трухлявого дерева брошен у валуна. После трех зим от него уже не жди тепла». Это расстроило мать- «Целых три года я пеклась о трухлявом куске дерева» Сгорая от стыда, монах оставил их, но не бросил занятия дзэн, продол­жив их в находящейся поблизости пещере. Прошло три года, он вернулся к матери и ее прелестной дочке и попросил еще попытать счастья. Женщина согласилась. И вот в одну из ночей дочка вновь обняла монаха сзади и задала тот же воп­рос: «Можешь делать, что пожелаешь! Ну как? » Монах в ответ: «Небо ведает, земля ведает, ты ведаешь, я ведаю, но не дай знать своей матушке! » Тут появилась мать и поздравила монаха: «Ну, наконец-то ты прозрел! »

Ответ монаха при первом испытании показал его моральную чистоту и, с точки зрения других буддийских школ и древних религиозных учений, был совершенно уместным. Он указывал на постепенное [духовное] му­жание. Но практика дзэн заостряет внимание на внезап­ном пробуждении. Вот почему женщина огорчилась, что монах за три года не сделал решающего шага.

При втором испытании ответ монаха, если бы он прозвучал в обычных обстоятельствах, представлялся бы напускным и бездумным, не приличествующим взыс­кующему духовной пищи мужу, когда перед ним молодая невинная девушка. И все же мать поздравила его. Поче­му? Да потому, что в соответствии с духом дзэн соглас­но ответу монах пробудился к опыту [переживания] кос­мической реальности, которая неизъяснима. «Небо веда­ет, земля ведает» символизирует бесконечное сознание космической реальности; «не дай знать своей матушке» означает ее неизъяснимость.

Палочный дзэн

Приведенный выше пример также показывает, что за его внешней шутливостью и непритязательностью кроется образ дзэн не только как этического и религиозного, но и высокодуховного [принципа] Такой образ, разумеет­ся, совершенно чужд подходу и философии «палочного дзэн», под вывеской которого иногда считают позволитель­ным проявлять своенравие я безответственность При дальнейшем чтении вы столкнетесь с некоторыми пред­ставляющимися несдержанными проявлениями [чувств] в виде диких выходок или брани — даже оплеух учите­лю и оскорбления Будды' Все это важные средства, кото­рые предлагают наставники, чтобы помочь своим учени­кам достичь пробуждения Однако подобное вызываю­щее поведение ограничено стенами их школ либо мона­стырей, им никогда не злоупотребляли прилюдно за пределами родных стен

Безусловно, дзэн не чужд юмор и хорошая шутка, но прежде всего он предназначен для зрелых мужей, кото­рые упорно стремятся к духовному совершенству Не все люди могут оказаться готовыми к духовным заняти­ям, но и они могут извлечь для себя много полезного из дзэн, поскольку он таит в себе и иные выгоды помимо обретения просветления Об этих выгодах мы погово­рим в следующей главе

ГЛАВА 3

ВЫГОДЫ ДЗЭН

ЯСНЫЙ УМ, НАСТРОЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

Наиболее привлекательной стороной дзэн, помимо духовного совершен­ствования, является то, что он учит нас находить радость и смысл в на­шей повседневной жизни

РАССЛАБЛЕНИЕ И УМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Последние свои слова перед тем, как вступить в паринирвану, или окончательную нирвану, Будда обратил к человечеству «Жизнь коротка Прилежно трудитесь, чтобы освободиться от сансары» Существует много пу­тей освобождения от сансары, или от мучений беско­нечного круга перерождений, а дзэн предлагает самый быстрый и наиболее прямой путь Если мы готовы или, переходя на язык буддизма, если у нас крепкие духов­ные корни, мы в состоянии достичь просветления мгно­венно1

Как понять, крепкие ли у нас духовные корни, и как взрастить их, если таковые отсутствуют, будет объяс­нено в последующих главах Сейчас же мы пораз­мышляем, какие выгоды сулит дзэн тем, кто еще, воз­можно, не готов к духовной практике Оказывается, многие уже пользуются дзэн в повседневной жизни, даже не подозревая об этом, однако, руководствуйся они в своих действиях принципами и методами дзэн, они добились бы больших успехов, и это независимо

от их вероисповедания. К примеру, когда ученый состав­ляет программу исследований, руководитель выходит с деловым предложением, художник создает шедевр или спортсмен сосредоточивается на технике исполнения, все они, в той или иной мере, привлекают некоторые сторо­ны дзэн. Если ученому присуща ясность ума, руководи­телю — деловая хватка, художнику — оригинальность мышления, а спортсмену — концентрация сил, то свою задачу они выполнят успешно и эффективно Все те качества, что способствуют успеху предпринимаемых ими усилий, вырабатываются посредством практики дзэн.

Прежде всего требуется самодисциплина, решитель­ность и упорство, и первые два качества, которые должен обрести практикующий дзэн, связаны со способностью расслабляться и с умением владеть собой. Если ученик напряжен либо постоянно рассеян, ему не удастся про­двинуться к намеченной цели. Существует много спосо­бов, развивающих эти качества, и хороший наставник дзэн может привить навыки расслабления и умственного контроля даже без ведома учеников. Некоторые из этих способов будут разъяснены в последующих главах для тех читателей, которые хотят развить у себя такие спо­собности.

Если мы научились расслабляться, мы можем дос­тичь состояния, когда ум и тело способны работать в оптимальном режиме, улучшая все наши естественные функции' защитные, иммунные, восстановительные и ре­активные. Практикующий дзэн способен не только ус­пешно справляться со стрессом и предотвращать заболе­вания, но и урегулировать любые текущие проблемы со здоровьем.

Согласно философии китайской медицины, наши эмо­ции тесным образом связаны с потоком внутренней энергии и умом (который китайцы именуют сердцем). К примеру, меридианная система сердца связана с ощуще­нием радости, та же система печени — с раздражением, а желудка — со страхом. Практика дзэн способствует

гармоничному потоку энергии по меридианам. Это объясняет, почему практикующие дзэн всегда любезны, дружелюбны и раскрепощены, что является не следстви­ем заученных ими нравственных наставлений, а проявле­нием естественным образом развитых у них в процес­се занятий необходимых внутренних качеств. Поэтому практика дзэн представляет собой прекрасный способ справляться со стрессом. Любой человек, независимо от сферы его деятельности, который подвергается стрессу, извлечет для себя много пользы на занятиях дзэн.

Постоянная практика по медитационной тренировке ума делает ум острым, ясным и сосредоточенным. По­добное умственное развитие позволяет практикующему дзэн мыслить ясно и глубоко, концентрироваться на ра­боте длительное время и принимать решения быстро и уверенно. Многие артисты, спортсмены оценят такие качества. Практикующий дзэн, в своем развитии достиг­ший более глубоких уровней сознания, способен общать­ся со Вселенским Разумом, который дарует вдохновение и творческие идеи ученым, артистам и философам на протяжении всей истории человечества

Практикуя дзэн, можно развить такие экстрасенсор­ные способности, как телепатия, ясновидение и путеше­ствие в астральном теле. После того как основатель па­рапсихологии доктор Раин научно показал, что каждый пятый человек демонстрирует способность экстрасен­сорного восприятия, во многих университетах целые на­учные подразделения занялись изучением и развитием психических способностей Методы, которые они исполь­зуют, сходны с теми, что применяют при практиковании дзэн, за исключением того, что практикующие дзэн не нуждаются в сложном лабораторном оборудовании и в общем-то не заинтересованы в развитии таких способ­ностей

Чаньский учитель Хуанбо отправился однажды на гору Тяньтайшань и встретил по пути удивительного монаха Они вскоре подружились и стали беседовать и смеяться как старые друзья. Когда они подошли к стремительному бурлящему потоку, монах предложил Хуанбо перейти поток вброд вместе с ним. Хуанбо на это сказал: «Старший брат, ведь здесь слиш­ком глубоко, разве мы сможем переправиться? » Между тем монах снял обувь и без всякого труда перешел через поток, ступая по воде, как посуху. Достигнув другого берега, он по­вернул голову и закричал: «Иди, иди сюда! » Хуанбо крикнул: «Эй, ты! Ты парень со сверхъестественными способностями из последователей Малой Колесницы. Если бы я знал, что ты таков (т. е. хинаянист со сверхъестественными способностя­ми), я бы уже давно перебил тебе ноги! » Эта гневная отповедь произвела на монаха такое сильное впечатление, что он вос­кликнул: «Ты истинный сосуд дхармы Махаяны — Великой Колесницы, и мне не сравниться с тобой! » Сказав это, он ис­чез.

ЮМОР И СМЫСЛ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Практикующим дзэн присуще чувство юмора, по­скольку сами занятия раскрепощают их, и это чувство развивается у них естественным образом. Кристмас Хамфриз заметил, что «в стенах дзэнских монастырей слышно больше раскатов живого смеха, чем в любых иных религиозных заведениях. Хохот свидетельствует о [душевном] здоровье; и юмор служит для того, чтобы разбивать [ложные] представления, снимать напряжение и учить тому, чему не научить словами». Конрад Хайерс в книге «Дзэн и смеховое начало» замечательно рас­крывает эту тему, о чем свидетельствуют следующие два примера.

Наставник чань, ученик Мацзу, Дэн Иньфэн (яп. — То Импо) на смертном одре (810 год) перед Алмазным гротом у горы Утайшань спросил: «Я видел, как монахи умирают сидя и лежа, но умирал ли кто-нибудь стоя? » — «Да, некоторые умирали стоя», — ответили ему. «Ну, а как насчет того, чтобы умереть вниз головой? » — спросил он. «О таком не слыхива­ли», — ответили ему. Тогда Дэн встал на голову и умер. И никто не знал, как его вынести. Его сестра-монахиня, находив­шаяся рядом, сказала: «Когда ты был жив, ты все время пре­небрегал правилами и обычаями, и вот теперь, даже будучи мертвым, нарушаешь общественный порядок! » Она толкнула его слегка пальцем, и он с глухим стуком упал.

Однажды во время прогулки Чжаочжоу и его ученик Вэнь Янь (яп. — Сями Буннон) решили посостязаться в том, кто из них поставит себя в более унизительное положение. Победителю полагалось угостить проигравшего пирогом. «Я осел», — сказал Чжаочжоу. «Тогда я его задница». — «А я червь в его дерьме». — «Чем ты там занимаешься? » — по­интересовался учитель. «Провожу там лето». И Чжаочжоу пришлось принять от Вэнь Яня полагавшийся пирог.

Дзэн не только пронизан стихией смеха, но он так­же учит нас не упускать и ценить каждый момент жизни, быть максимально раскрепощенным даже в крайне острых ситуациях и находить радость и красоту в кажущихся обыденными делах и в повседневной жизни.

Наставник винаи Ююань поинтересовался у Чжаочжоу: «Вы продолжаете заниматься духовным воспитанием? » — «Постоянно занимаюсь этим». — «Каким же образом? » — «Когда подносят рис, я ем; когда подступает усталость, я засы­паю», — ответил Чжаочжоу. «Все так поступают. Получается, что все занимаются духовным воспитанием подобно вам! » — «Не совсем». — «Почему? » — «Когда приходит время трапе­зы, они не просто едят; их тяготят разные мысли Когда насту­пает час для сна, они не засыпают; их заботят бесчисленные поиски выгоды».

Не удивительно, что Чжаочжоу, наставник чань, нахо­дивший смешное и смысл в повседневной жизни, смог прожить 120 лет.

ЗДОРОВЬЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ

Заслуживающей внимания сферой, где практикующие дзэн могут извлечь выгоду и сами принести пользу, являет­ся здоровье и целительство. Болезнь можно, что и случает­ся, излечить посредством одной медитации, не прибегая к помощи традиционной медицины. Читателям, руководству­ющимся западными представлениями о здоровье и меди­цине, где с телом зачастую обходятся как с неким агрега­том и рассматривают его отдельно от разума, такой подход медитационной терапии понять будет трудно. Необходи­мо изменение самого их образа мышления, чтобы понять, как можно преодолеть физический или психический не­дуг посредством медитации. Им потребуется взглянуть на предмет с точки зрения буддийской философии.

И здесь уместны две основные буддийские доктри­ны: убежденность в том, что наше тело иллюзия, сотво­ренная сознанием, и что каждый феномен, включая наше тело, служит проявлением [действия] дхарм, ина­че субатомных сил и частиц. Медитатор, который дос­таточно хорошо контролирует сознание, способен по­влиять на то, каким образом и где дхармы должны себя проявить. К примеру, раздражители в легких вы­зывают астму, их действие на желудок приводит к обра­зованию пептической язвы, и медитатор может силой ума приказать дхармам, проявляющим себя как раздра­жители, исчезнуть или же направить дхармы, проявляю­щие себя как здоровые клетки, на то, чтобы залатать раны в желудке. Я сам успешно применял данные принципы, сочетая их с необходимыми упражнениями, чтобы помочь выздоровлению многих пациентов, избав­ляя их от так называемых неизлечимых болезней, вклю­чая рак. Если вам такое представление кажется чис­тым вымыслом, возможно, высказывания всемирно изве­стных ученых, касающиеся их знаменитых открытий, убедят вас в обратном.

Майкл Толбот, американский профессор квантовой физики, говорит:

Даже мир, который мы знаем, возможно, составлен не из [материальных] предметов. Мы, может быть, лишь ощущаем механизмы передачи колебательных ритмов частот.

Согласно словам известного биолога, профессора Эд­мунда Джека Амброза:

Материя в жизни непостоянна; лишь форма, в которую она облекается, постоянна. Жизнь в своей основе — это форма организованной деятельности.

Другой современный ученый с мировой славой, док­тор Эндрю Скотт, высказался о наших телах следующим образом:

Частицы, из которых состоят наши живые организмы, не находятся друг от друга в полной изоляции. Прежде всего потому, что они постоянно движутся: снуют, кружатся, мечут­ся, сталкиваются и отлетают друг от друга.

А мнение физика из Кембриджа Аластера Рэя пере­кликается со взглядами современных ученых:

Квантовая теория учит нас, что ничего нельзя наблюдать или измерять, не внося помехи, так что роль наблюдателя оказывается решающей в понимании любого физического процесса. Столь решающей, что некоторые пришли к убеж­дению, что лишь ум наблюдателя является реальностью, а все, включая даже нашу материальную вселенную, — иллю­зия

Ученые говорят нам, что внешний мир фактически является иллюзией, что материя, лежащая в основе жиз­ни, лишена постоянства, а постоянна форма, в которую она облекается; что субатомные частицы, образующие эту жизнь-материю, непрерывно двигаются и что решаю­щим фактором, формирующим реальность, является со­знание.

Нелишне вспомнить, что сто триллионов клеток, обра­зующих форму, которую мы обычно именуем нашим телом, постоянно замещаются. Скорость замещения раз­лична, но ученые полагают, что каждые семь месяцев наш организм полностью отличается от того, который мы имели семь месяцев назад. Буддийские учителя зна­ли об этом еще в древности. Их знание еще глубже: они полагают, что не только клетки тела, но все элемен­ты, составляющие личность (санскр. пудгала), в буддий­ском понимании скандхи (пали кханда), — форма, чув­ства, представления, (психическая) активность, созна­ние, — бренны.

Медитационное лечение

Если все клетки нашего организма постоянно обновля­ются, почему же раковые клетки сохраняются? Объяснить такое можно тем, что, хотя все клетки, раковые и другие, замещаются, формы, в которых они существуют, сохраня­ются. На языке буддизма это означает, что на субатом­ном уровне кармическая сила индивидуальных дхарм, которые выражают себя в виде раковых клеток, переда­ется от одного жизненного цикла клетки к другому. Рав­но как сознание наблюдателя может воздействовать на форму субатомных частиц в научном эксперименте, по­добным образом сознание практикующего дзэн в пери­од глубокой медитации может повлиять на проявление формы дхармами. Визуализацией того, как раковые клет­ки удаляются и замещаются новыми здоровыми клетками, пациент транслирует свои мысли в физическую реаль­ность на клеточном уровне.

Открытие известного русского психолога доктора Виктора Криворотова может однажды оказаться тем мостиком, что свяжет древнюю мудрость и современ­ную науку в поисках разрешения проблем сохранения здоровья, включая борьбу с раком, СПИДом и психичес­кими расстройствами. Криворотое говорит:

Недуг — это такое состояние системы, когда не реализует­ся весь ее духовный потенциал... При таком подходе к заболе­ванию каковы эффективные средства его лечения? Лечение состоит в стимулировании духовных сил пациента, которые воздействуют на все системы, приводя их в согласованное со­стояние... Большей своей частью современная медицина осу­ществляет соматическую коррекцию. И следовательно, лечение бывает успешным лишь в тех случаях, когда первопричина недуга гнездится в теле [больного]. Но у современного челове­ка эту первопричину расстройства [здоровья] составляют нега­тивная психологическая обстановка (conditioning) (вызываю­щая эгоизм, высокомерие, тщеславие, зависть, ревность и т. д. ), система ценностей и мировоззрение.

Поэтому в современном обществе зачастую оказыва­ются недостаточными средства современной медицины. Медитационная терапия, напротив, лечит недуг напрямую, и поэтому пригодна и в случае психических, и в случае физических расстройств.

В своем шедевре «Шесть чудесных застав», трактате о медитации шаматха-випашъяна, великий наставник школы Тянтай Чжии (538—597) прекрасно изложил, как посредством медитации можно врачевать недуг. Он сформулировал пять главных лечебных подходов:

1. Фиксация сознания в месте локализации недуга.

2. Применение шести характерных целебных звуков.

3. Использование двенадцати основных методов ды­хания.

4. Применение визуализации.

5. Анализ состава четырех «первоэлементов» (земли, воды, огня и воздуха) в организме.

Необходимо отметить, что Медитационная терапия не обязательно оказывается всегда лучше традиционной медицины либо других видов лечения. У этого метода есть ряд неудобств. Чтобы такое лечение оказалось эф­фективным, пациент должен достичь высокого уровня

медитации, а это требует больших психических затрат. В основном это самолечение; медитационная терапия нередко бывает неподходящей, хотя и возможной, приме­нительно к другим людям.

Тем не менее существует по крайней мере две обла­сти, где медитационная терапия может существенно по­мочь традиционной медицине. Во-первых, лечение по­средством медитации может послужить прекрасной аль­тернативной системой лечения заболеваний, где традици­онная медицина не справляется, как это наблюдается в случае с психическими расстройствами и заболеваниями, связанными с перерождением (degenerative) [органов], наподобие сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, ревматизма, маниакальной депрессии, шизофрении и рака. Во-вторых, если бы ученые-медики могли побо­роть свои предубеждения и приступили бы к изучению чудодейственных случаев излечения посредством ме­дитации, они бы обнаружили, что принципы и методы, используемые медитаторами, вполне действенны и их с пользой можно было бы ввести в обычную медицинс­кую практику, не нарушая ее собственных устоявшихся традиций.

Поэтому, хотя практика дзэн и направлена в первую очередь на духовное развитие, она может также принес­ти и вполне земные выгоды тем, кто практикует дзэн. Больным, страдающим рядом недугов, от бессонницы и диабета до цирроза печени и рака, дзэн сулит не только надежду, но и большую вероятность выздоровления. У других он поддерживает физическое, эмоциональное и психическое здоровье и продлевает жизнь, что мы ви­дим на примерах таких наставников дзэн, как Наньцюань (748—834), Байчжан (720—814), Шитоу (700—790), Чжаочжоу (779—897) и Судзуки (1870—1965).

Как система борьбы со стрессом, дзэн особенно поле­зен в деле разрешения проблем, присущих современной напряженной жизни. Его отличают прямота и в то же время изящество; простота и эффективность; тренировка с его помощью ума позволяет ученым и философам

мыслить ясно и глубоко, ну а поэты и артисты могут отыскать в нем источник своей неповторимости и твор­ческой активности. Дзэн на самом деле благотворно действует на всех. Наиболее выгодной его стороной, на­ряду с духовным совершенствованием, является то, что дзэн учит нас находить радость и смысл в нашей по­вседневной жизни.

ГЛАВА 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЗЭН

ОТ ПРОБУЖДЕНИЯ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

Просветление знакомо, разумеется, и другим религиям, хотя там оно изве­стно под другими именами.

ТРИ ВАЖНЫХ ВОПРОСА

Если вы решите практиковать дзэн, вас будут интере­совать следующие три вопроса. Какие признаки должны указывать вам на правильность ваших занятий? Как уз­нать, достигли ли вы духовного пробуждения? Можно ли еще что-то приобрести после сатори? Ответы на данные вопросы отражают три ступени в вашем продвижении на пути дзэн.

Следует заметить, что в этой главе под словом «дзэн» обычно подразумеваются все виды дзэн, оно мо­жет означать «медитацию», «проблеск [прозрение]» кос­мической реальности, а иногда и «Высшую Реальность», или «Конечный Абсолют».

Поскольку путь и к прозрению космоса, и к Высшей Реальности лежит через медитацию, медитация составля­ет основную часть практикования дзэн. Космическое озарение (сатори) происходит время от времени, показы­вая, что ваша практика идет в верном направлении, а постижение Высшей Реальности, известное как просвет­ление, является конечной целью.

Медитацией лучше всего заниматься под руковод­ством знающего наставника. Те же, кто занимается са­мостоятельно, должны следить за правильностью выб­ранного курса, ибо неверные шаги могут привести к нежелательным последствиям. Несмотря на таящуюся уг­розу, она все же не должна пугать тех, кто решил зани­маться самостоятельно. Необходимо время, чтобы про­явились как нежелательные, так и благоприятные по­следствия занятий, и обычно тревожные симптомы вов­ремя сигнализируют о том, что выбранный курс неверен. Если же практикующий дзэн окажется столь неблагора­зумным, что пренебрежет подобными сигналами и будет упорствовать в своей ошибочной практике медитации, то в этом случае со временем (через несколько лет) неблагоприятные последствия могут сказаться довольно серьезно, вызвав физический либо психический недуг.

ПРИЗНАКИ ОШИБОЧНОЙ ПРАКТИКИ

Перечисленные ниже тревожные симптомы являются признаками того, что выбрана ошибочная практика дзэн. Сами методы медитации будут разъяснены в следую­щей главе.

1. Боль в теле. Вызвана, возможно, неверной позой либо неправильным дыханием. Поэтому требуется исправить позу либо наладить дыхание.

2. Быстрая утомляемость или сонливость во время медитации. Вероятно, это связано с неверной либо слишком напряженной и форсированной концент­рацией ума во время медитации. Выберите более подходящий предмет для умственной концентрации, которая должна происходить плавно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.