|
|||
Вон Кью-Кит 1 страницаСтр 1 из 21Следующая ⇒ Вон Кью-Кит Энциклопедия дзен.
ГЛАВА 1
ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН МЕДИТАЦИЯ, КОСМИЧЕСКОЕ ОЗАРЕНИЕ, КОСМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Практикующий может испытать проблеск космической реальности в момент вдохновения и духовного пробуждения СТРАННЫЕ ИСТОРИИ Начнем с историй, которые дадут представление о некоторых любопытных сторонах дзэн [кит чань] Как то раз Линьцзи который в дальнейшем основал толк (школу) Линьцзи (яп Риндзай) в чань буддизм, спал на скамье в монастырской обители Его учитель Хуамбо чтобы разбудить Линьцзи, постучал по лавке Открыв глаза ученик лишь взглянут на учителя и снова уснул Хуанбо решил разыскать старшего монаха и нашел его созерцающим. Учитель приблизился к монаху и сказал «Тот парень на скамье действительно практикует чань а вот о каких пустяках размышляешь ты? »
Некий монах обратился к Чжаочжоу с такими словами «Я только что прибыл в эту обитель. Дайте мне паставление» Чжаочжо спросил " Ты уже ел сегодня похлебку? » Монах ответил «Да ел Чжаочжо» сказал -Тогда пойди и вымой свою чашк! » В этот момент монах прозрел.
Однажды Четвертый чаньскии патриарх Даосннь (яп Досин 580—651) отправился на гору Нютоушань нанести визит чаньскому учителю Фажуну. Фажун достиг такой святости, что его хижину охраняли тигры и волки, а птицы каждый день приносили ему цветы Даосинь, увидев [следы] волков и тигров вокруг хижины, испугался, поднял руки Чаньский учитель Фажун увидел это и сказал «Вам еще знакомо это [чувство страха]'» («Что вы имеете в виду? » — спросил в ответ Четвертый патриарх Фажун не знал, что ответить ] Позже, когда Фажун пошел в хижину [приготовить чай], Даосинь написал на [противоположном от него! сиденье иероглиф «Фо» («Будда») Фажун вернулся и уже собирался ' сесть, как увидел на сиденье иероглиф «Будда» Рассудив, что сидеть на «Будде» неблагочестиво и непочтительно, он так и не присел Четвертый же патриарх, смеясь, сказал «Так вам тоже знакомо это [чувство страха]1» И в то же мгновение Фажун Пробудился и достиг просветления После этого он' уже не видел, чтобы к нему приходили дикие звери охранять его хижину, прилетали птицы, принося ему цветы Многих людей интересующихся дзэн ставят в тупик подобные истории И все же следует заметить, что это вовсе не бессмысленные шарады не игpa слов Хотя дзэн и свойственно здоровое чувство юмора все персонажи поведанных истории говорят совершенно серьезно Но почему тогда то о чем размышляет старший монах является чепухой а Линьцзи действительно практикует дзен? Что общего между мытьем чашки в которой была похлебка и пробуждением дзэн? Что значили вопросы Даосиня и Фажуна и почему звери и птицы больше не являлись Фажуну посте его просветления? Но я надеюсь что настоящая книга позволит вам понять и даже самим испытать что такое дзэн. ТРИ ЗНАЧЕНИЯ ДЗЭН Почему так трудно дается понимание дзен? Причин заключается в том что люди не подозревают о существовании по крайней мере трех хотя и родственных но различных значений дзэн как утверждает Кристмас Хамфриз Дзэн — японское произношение китайскою слова чань, которое в свою очередь является транскрипцией слова из санскрита дхьяна, точнее из паяй джхана «Это низовое значение данного термина», — поясняет Хамфриз В высшем понимании оно указывает на Конечный Абсолют или Высшую Реальность «которая находится по ту сторону слов» Срединное значение выражает мистический опыт [переживания] этого Абсолюта — «вспышка постижения вне времени и вне ограничений индивидуального дознания Конечного, из которою, 5-. гк мы знаем, выводится весь мир» Этот мистический опыт обычно именуют пробуждением иначе у по китайски и сато ри либо кэнсе по японски [кит цзянь син] Любопытно, что китайское слово у можно произносить четырьмя различными тонами, что дает более пяти десяти значении! У, означающее «пробуждение», произносится четвертым тоном. Другое значение у часто встречаемое в буддизме, соответствует «пустоте, отсутствию», когда произносится вторым тоном Эти три значения дзэн тесно связаны Медитация, «низовое» значение, представляет собой обязательный путь в достижении непосредственного опыта (переживания) Высшей Реальности «высшего» значения [дзэн] Б процессе обучения медитации для постижения Высшей Реальности практикующий может испытать озарение Космической Реальности в момент вдохновения и духовного пробуждения, а это составляет «срединное» значение дзэн В данной книге мы ознакомимся со всеми тремя значениями дзэн Поведанные выше истории по дзэн иначе именуемые гунъань (яп коан) — записи [случаев] пробуждения наставников дзэн, — показывают соответствующим образом низовое срединное и высшее значения дзэн Слово «дзэн» также используется как сокращение обозначение дзэн буддизма о котором главным образом и идет речь в данной книге. Кроме того, существуют иные способы классификации дзэн. Современный китайский наставник дзэн, досточтимый Хуэй Гуан, упоминает 19 видов дзэн. Учитывая указания Хамфриза, мы можем на свое усмотрение разбить дзэн (во всех его трех значениях) на следующие категории: 1) дзэн дзэн-буддизма (иначе дзэн внезапного просветления); 2) дзэн буддизма Хинаяны (иначе Тхеравады); 3) дзэн буддизма Махаяны и Ваджраяны; 4) небуддийский дзэн; 5) превратный, вульгарный (debased) дзэн. Первые три категории, составляющие буддийский дзэн, описываются в настоящей главе, небуддийский и вульгарный дзэн отражены в следующей главе. В рамках этих категорий описываются различные эзотерические методы, посредством которых некоторые наставники практикуют и достигают дзэн. Необходимо отметить, что подобные продвинутые методы медитации приведены читателю лишь для общего сведения, а не для самопрактикования. Пока читатели не прошли этап посвящения или не находятся под опекой наставника, им настоятельно рекомендуется не прибегать самостоятельно к описанным в первой и второй главах методам — неверная практика может привести к серьезным и болезненным последствиям. Но иные описанные здесь методы, если не оговорено особо, достаточно безопасны. ТРИ КАТЕГОРИИ БУДДИЙСКОГО ДЗЭН Дзэн внезапного просветления Из всего многообразия буддийского дзэн дзэн-буддизм выделяется тем, что здесь дзэн является кратчайшим путем достижения прозрения Космической Реальности. Существуют три основных вида буддизма: Махаяна, Хинаяна и Ваджраяна. Дзэн-буддизм является одной из ведущих школ буддизма Махаяны. В настоящее время буддизм Хинаяны именуют Тхеравадой, хотя исторически Тхеравада была одной из многих школ Хинаяны. Ваджраяна отпочковалась от Махаяны. В самом дзэн-буддизме существует много путей достижения прозрения Космической Реальности, или, в понятиях дзэн, у или сатори. Для удобства все эти пути можно разделить на дзэн [чань] Татхагаты [Так Приходящего, иначе — Совершенного] и дзэн [чань] патриархов, т. е. на два основных подхода в медитации [на пути] достижения просветления. Термин «Татхагата» на санскрите означает «таковость», или жу лай на китайском. Европейскому читателю, вероятно, ближе слова «Высшая Реальность». Татхагату обычно связывают также и с самим Буддой. Таким образом, дзэн Так Приходящего подразумевает вид медитации, обычно проповедуемый в большинстве буддийских школ и завещанный самим Буддой. Дзэн патриархов, напротив, является видом медитации, завещанным Бодхидхармой, первым патриархом (китайского) дзэн-буддизма. Читателям, которым дорог Будда, но которым хотелось бы практиковать дзэн патриархов, а не дзэн Так Приходящего, будет приятно узнать, что дзэн патриархов также берет начало у Будды. Как вы узнаете из дальнейших глав, Будда передал дзэн Махакашьяпе, который, в свою очередь, передал его через 28 индийских патриархов Бодхидхарме, а тот принес его в Китай. В самом дзэн Так Приходящего упор делается на достижение [состояния] одноточечной направленности ума посредством концентрации и созерцания. Это тот вид медитации, который обычно и описывается в буддийских сутрах и который иногда именуют «медитацией внутри традиции». В дзэн патриархов упор делается на слияние с пустотой посредством опустошения ума. Обычно этот вид медитации отсутствует в сутрах и поэтому часто именуется «медитацией вне традиции». К тому же его характеризуют такими образными выражениями, как «глаз дхармы» и «печать ума». Дзэн патриархов (в данном случае означающий дзэн инспирированной вспышки осознания [Космической Реальности]) передается от сердца к сердцу. Следующий гунъань показывает некоторые особенности обоих дзэн, и патриархов, и Так Приходящего. Чаньский учитель Яншань, желая проверить, насколько чаньский наставник Чжисянь может выразить словами свое понимание чань, спросил его об этом. Сянъянь Чжисянь ответил ему [произнеся гатху] «В прошлом году я был беден, не будучи по-настоящему беден. Ныне я беден так, что по-настоящему беден. [В прошлом году я был беден, но мне было, где стоять! В этом году я беден и мне негде стоять! ]» Яншань, услышав это, сказал: «Брат! Я признаю, что ты глубоко проник в чань Так Приходящего, но что касается чань патриархов, то ведь ты еще даже не вступил в его врата, не так ли? » Тогда Сянъянь Чжисянь произнес еще одну гатху. «Я обладаю органом, которым могу смотреть на красавицу. Если ты не понимаешь смысла этого, то больше не отрывай меня от моих грез». Услышав эту гатху, Яншань очень обрадовался и сразу же отправился сообщить обо всем их наставнику, чаньскому учителю Гуйшаню, сказав ему: «О, как это замечательно! Наш брат Чжисянь тоже пробудился и вступил во врата чань патриархов». Действительно ли они говорили о красавице? Когда Чжисянь сказал, что был беден, не будучи по-настоящему беден, он подразумевал, что был пуст, не будучи по-настоящему пуст, что он отрешился от собственного «я», но не от мира чувственного бытия. Иными словами, он осознал, что его «я», иначе — эго, было иллюзией, но он продолжал верить, что явления [окружающего эмпирического мира] были действительны, хотя они существовали лишь мгновения. Когда Чжисянь сказал, что он ныне беден так, что по-настоящему беден, он полагал, что лишен всего, пуст, свободен от привязанности как к собственному «я», так и к явлениям [эмпирического мира]. Иными словами, он осознал иллюзию и собственного «я», и мира чувственного бытия. Такое состояние достигается постепенно, посредством медитаций, заповеданных Буддой. Чжисянь достиг дзэн Так Приходящего. Если дзэн Так Приходящего делает упор на обретение тела Высшей Реальности, то дзэн патриархов упирает на его проявления. Когда Чжисянь сказал, что у него есть орган, он имел в виду свой ум или сознание, посредством которого он может продемонстрировать свое органичное единство с Высшей Реальностью. Таким образом, самим использованием своего органа для того, чтобы смотреть на красавицу, он указывает на то, что его сознание и Космическая Реальность — которые показывают собой проявление и сущность того же самого Конечного Абсолюта — не что иное, как единое органическое целое. Это и есть дзэн патриархов, который достигается внезапно. В самом дзэн патриархов существует две основные практики дзэн, а именно дзэн безмолвного просветления (мо-чжао-чань) и дзэн публичного [слушания] дела (гунъ-анъ-чань). В дзэн безмолвного просветления практикующий стремится пережить опыт дзэн посредством медитации, в процессе которой вся его целостная личность озаряется небесным светом [просветляется] и погружается в Космическую Реальность. В дзэн публичного [слушания] дела практикующий, поставленный на вид нелепым вопросом или непонятной историей в крайне затруднительное положение, внезапно пробуждается, испытывая опыт [переживания] Космической Реальности. Оба вида практикования дзэн позволяют достичь просветления — или по крайней мере пробуждения здесь и сейчас; поэтому они рассматриваются как методы быстрого или мгновенного действия по сравнению с методами в Хинаяне и других школах Махаяны, где для этих же целей понадобится не одна жизнь. Подобные два метода практикования дзэн подробно будут рассмотрены в последующих главах, так что заинтересованный читатель, возможно, также получит опыт [переживания] дззн. В духовной практике дзэн-буддизма, как в случае с дзэн безмолвного просветления, так и с дзэн публичного [слушания] дела, целью является достижение [состояния] не-сознания (кит. у-синь), что означает сознание, лишенное мысли (у-нянь) Таким образом, в поведанной в начале этой главы истории, когда Линьцзи, открыв глаза и увидев учителя, снова уснул, он тем самым показал, что его сознание лишено какой-либо мысли, поэтому его учитель сказал, что ученик практикует дзэн. А старший монах, напротив, не практиковал дзэн (согласно представлению о не-сознании), поскольку он пытался посредством сознания прервать течение собственных мыслей. Иными словами, поскольку он прибегал к помощи своего сознания и в его сознании были мысли, течение которых он пытался прервать, он не достиг состояния не-сознания. Именно состояние не-сознания, цель которого — достижение одноточечности сознания, отличает медитацию дзэнбуддиста от иных видов буддийской медитации, пришедших из Индии. Это различие китайского буддизма и индийского и является одной из причин, почему многие ученые, справедливо либо нет, рассматривают дзэн как создание китайской мысли. Мы исследуем этот вопрос позже, когда приступим к изучению становления дзэн в Китае. Дзэн буддизма Тхеравады Медитация — обязательная часть на пути [достижения] просветления не только в дзэн-буддизме, но и в других школах, чего, возможно, и не знают многие из тех, кто практикует дзэн. Наставник Тхеравады Шри Дхаммананда говорит: Никто не в состоянии достичь ниббаны без развития своего сознания посредством медитационной практики. Одни достойные дела, как бы многочисленны они ни были, не дадут человеку возможности достичь конечной цели в отсутствие умственной тренировки. На пали, замечательном языке Тхеравады, дзэн называется джхана, т. е. медитация, включающая умственную концентрацию и созерцание, которые возносят сознание из [сферы] обычного чувственного опыта к более высокой форме чистоты, [ведущей] к просветлению. Этому очищению ума мешает пять нирваранас (препятствий для роста): чувство-желание, недоброжелательность, лень и тупость, волнение и чувство вины, сомнение (нерешительность). Преодолев эти препятствия, практикующий достигает самадхи, иначе одноточечности сознания, и готов [приступить] к созерцанию. В тхеравадинской медитации основополагающие принципы созерцания определяются тремя характерными признаками [обусловленности вещей]: аничча (санскр. — анитья — непостоянство), дуккха (санскр. — духкха — страдание) и анатта (санскр. — анатман — бессамо-сущность). Таким образом, дзэн, иначе джхана, в Тхераваде состоит из двух основных видов: саматха-яна (созерцание умиротворенности) и випассанаяна (обращенное вовнутрь, проникновенное созерцание). Эти два типа созерцания применимы также и для медитации в школах Махаяны и Ваджраяны. Когда практикующий Тхераваду медитирует, он проходит через четыре ступени созерцания (дхьяна). На первой ступени медитирующий испытывает переход от осознания чувственных желаний к внутренней ясности, не омрачаемой внешними раздражителями. На второй ступени он испытывает радость, блаженство и одноточечность сознания. На третьей ступени он. преодолевает чувство радости и пребывает в том блаженном состоянии, которое способен испытать человек в состоянии полного внимания без каких-либо признаков волнения. На четвертой, самой высокой, ступени практикующий освобождается от привязанности к чувственному миру, он обретает видение внутри своего тела и контроль над телом, сохраняет полное внимание и уравновешенность и чаще всего обретает сверхъестественные силы, наподобие телепатии и ясновидения. Большинство наставников Тхеравады, однако, считают эти сверхъестественные силы неблагоприятными и пренебрегают ими, поскольку их использование создает карму, неизбежно ведущую к будущему перерождению. Конечной целью Тхеравады является искоренение всей кармы без остатка, чтобы достичь нирваны, именуемой на пали как ниббана, — состояния, где преодолены и жизнь и смерть. Дзэн буддизма Махаяны и Ваджраяны Глубина и широта буддийской медитации отражены в самом многообразии тех подходов, которые обычно практикуют в трех основных разновидностях буддизма. Это связано с тем, что Будда и другие буддийские учителя осознавали, что, несмотря на веру в одну и ту же доктрину и стремление к одной и той же цели, люди будут иметь различные потребности и способности. Во время проникновенной медитации [випашьяны] вместо того, чтобы размышлять над тремя учениями Тхеравады о непостоянстве, страдании и бессамосущности, махаянисты часто размышляют над пустотностью космической реальности, над страданиями других живых существ, над состраданием к ним, стремлением их спасти и над решимостью достичь всеобщего счастья. Если созерцание тхеравадина ведет только к непривязанности к собственному «я», то созерцание махаяниста ведет к непривязанности как к собственному «я», так и к феноменам [явлениям чувственного мира]. Махаянист выходит за пределы вышеописанных четырех состояний медитации, обращаясь к более высоким состояниям, известным под названием сычан падин у китайцев, или четырем состояниям дхьяны и восьми состояниям самадхи (однако в сумме получается не двенадцать, а восемь состояний медитации, поскольку четыре состояния дхьяны включают первые четыре состояния самадхи). На пятой ступени практикующий Махаяну размышляет о пустотности безграничного пространства (акаша-нантъяятана); на шестой — о бесконечной сфере безграничного сознания (виджнянантъяятана); на седьмой — о бесконечной сфере небытия [чего бы то ни было] (акинчанъяятана); и на восьмой — о бесконечной сфере, где нет ни восприятия, ни невосприятия (най-васанджняна-санджнянаятана). Таким образом, для махаянистов буддизм Хинаяны является подготовительной ступенью к мудрости Махаяны, поскольку, согласно одному из доводов, буддизм Хинаяны стремится лишь к освобождению от иллюзорного «я», пренебрегая освобождением от иллюзорного мира чувственного бытия. Если дзэн в Махаяне выделяет сострадание и мудрость, опираясь на бодхисатву, или бескорыстного спасителя, как на идеал, дзэн в Ваджраяне выделяет развитие сверхъестественных сил и мистицизма, беря в качестве совершенного образца сиддху, или чудотворца. Среди этих сил хорошо известны тумо (выработка таинственного тепла [организмом человека], чтобы, к примеру, противостоять лютому холоду, имея на себе лишь легкое платье) и лунгом (когда медитирующий способен перемещаться на большие расстояния без видимых усилий и с огромной скоростью). В медитации Ваджраяны, на которую большое влияние оказал тантризм, часто прибегают к помощи таких средств, как мантры, мудры и мандалы. Мантра представляет собой магическое сочетание звуков; наиболее известна следующая: «ом мани падме хум» — «Ом! Драгоценнолотосовый! Хум! ». Мудра — это магическое расположение пальцев медитатора, образующее так называемую «ручную печать» Мандала — это магическое изображение, чаще всего геометрическая фигура, символизирующая космос. Обычно посвящение ученика в соответствии с ритуалом проводит его наставник, который и передает ему его собственную особую мантру Таким образом, буддийская медитация, являющаяся выражением дзэн и ведущая в конечном счете к непосредственному опыту [переживания] Высшей Реальности, необычайно многообразна. Если отвлечься от имеющихся исключений, медитация Тхеравады характеризуется сосредоточением сознания на одной точке, медитация Махаяны — сосредоточением сознания на [идее] пустотности, а медитация Ваджраяны — визуализацией [вызыванием в сознании неких образов]. Хотя у многих людей слово «дзэн» и ассоциируется с буддизмом, он не является исключительно буддийской практикой. Хотя дзэн имеет духовную основу, поскольку он стремится преодолеть физическое, для него не характерна религиозность Многие люди, не относящиеся к буддистам, будь они верующими или нет, достигли высокого уровня в практиковании дзэн. Существуют также некоторые практики дзэн, которые были превратно истолкованы. Мы их рассмотрим в следующей главе.
ГЛАВА 2 НЕБУДДИЙСКИЕ И ВУЛЬГАРНЫЕ ФОРМЫ ДЗЭН ДЗЭН В РЕЛИГИИ, ПОЭЗИИ И НЕТРАДИЦИОННОЙ (DEVIATED) ПРАКТИКЕ Весь величайший духовный опыт различных религиозных учителей приобретался в моменты глубокого созерцания — хотя они, возможно, называли его иначе ХРИСТИАНСКАЯ И ИСЛАМСКАЯ МЕДИТАЦИИ Дзэн внес огромный вклад в различные сферы жизни и [развитие] цивилизации Все великие достижения человечества, будь то непреходящие труды Пифагора, Чжуан-цзы, Шанкары, Авиценны, Леонардо да Винчи, Бетховена и Эдисона, создавались во вдохновенные моменты [переживания] опыта дзэн (пусть даже они и не слышали о самом слове «дзэн»), когда их ум находился в состоянии глубокого созерцания, разительно отличающемся от обычного состояния их сознания Хотя рядовые верующие могут и не подозревать об этом, весь величайший духовный опыт различных религиозных учителей приобретался в моменты глубокого созерцания — даже если они и называли это иначе К примеру, великий христианский святой Августин объяснял, что путь единения с Господом идет через созерцание Само созерцание вызывает собранность (ума) и внутреннюю углубленность (introversion). Собранность — это, другими словами, сосредоточение ума, изгнание всех образов, мыслей и чувственных восприятий. А уняв все волнения, обращаем взор внутрь себя. Углубленность сосредоточивает ум в его самой сокровенной части, и это преддверие момента, когда душа обретает Бога. На важность созерцания в исламе явно указывает сам пророк Мухаммед: Один час созерцания перевесит шесть лет богослужений. Хадис (предание) Многие читатели, возможно, удивятся, узнав, что исламская медитация сильно напоминает дзэн. К примеру, исламский проповедник Мир Валиуддин рассказывает, что медитация, известная под именем муракаба, необходимая для мусульман дисциплина, когда они практикуют путь возвращения к Богу, осуществляется на двух уровнях: на внешнем она задерживает все мешающие впечатления, идущие от пяти органов чувств; на внутреннем — целиком сосредоточивает сердце на Боге. Если на первый взгляд нам видятся существенные различия в обычаях и [религиозной] практике христианства, ислама и буддизма, то в основе своей их отношение к Высшей Реальности удивительно схоже. Напоминаю читателям, что описанные в этой главе методы медитации соответствуют уже довольно продвинутым этапам [практики дзэн], и к ним не следует самостоятельно приступать до тех пор, пока не будет пройден этап посвящения или не найдется наставник. ЙОГА, ЕДИНЕНИЕ С БРАХМАНОМ Медитация открыто провозглашается основным средством духовного совершенствования в таких учениях, как йога и даосизм. Многочисленные, но разрозненные методы и принципы медитации Древней Индии, многие из которых упомянуты были в Ведах, впервые упорядочил в IV веке до н. э. Патанджали, приобретший известность как прародитель йоги. Так что мнение некоторых о том, что буддийская медитация берет начало от йоги, ошибочно: Сиддхартха Гаутама Будда разработал четкую систему медитации еще за двести лет до возникновения йоги. Цель йоги — состояние единения с Брахманом, Высшей Реальностью, что достигается посредством дхьяны, иначе медитации. Другие йогические практики — укрепляющие упражнения в хатха-йоге, управление дыханием в пранаяне и преданность богу в бхакти-йоге — являются подготовительными, наподобие культивирования нравственной чистоты и религиозных практик в буддизме. Медитация в йоге довольно богата философскими [построениями и] методами; следующий отрывок взят из классического труда «Йога-сутры» Патанджали. § 2. Йога есть прекращение деятельности [дословно — потока, развертывания] сознания... § 12. [которое достигается благодаря практике и бесстрастию... § 17. Оно [бесстрастие] — сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности [т. е. направленности], рефлексии [т. е. содержательности], блаженства и самости [подобно четырем состояниям дхьяны в буддийской медитации]. § 18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] бессознательные формирующие факторы [санскр. — санскара], предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания]... § 23. Или сосредоточение достигается вследствие упования на Ишвару [т. е. Господа]. § 31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдох и выдох вызваны рассеянным [состоянием сознания]. § 32. В целях их устранения — практика [работы с сознанием, опирающимся] на одну сущность. § 33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку. § 34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания 35. Либо же деятельность относительно [соответствующих объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность... § 41. Сосредоточение есть состояние «окрашенности» тем [объектом), на который [сознание] опирается, [т. е. } на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем. Когда ум сосредоточен, йогин достигает состояния самадхи. Приложив самадхи к определенному объекту, исключив [из сферы сознания] все остальное, он достигает [состояния] санъямы, которая открывает ему доступ к невероятным способностям: § 4. Три вместе — санъяма. § 5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости... § 16. Благодаря санъяме... [возникает] знание прошлого и будущего... § 21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контакта между органом зрения и светом [возникает] невидимость (см. главу 3). Но обретение подобных сил в действительности представляется несущественным, если сравнить с благородной целью йоги, связанной с достижением единения с Брахманом. А для этого йогину следует выйти за пределы своего сознания, чтобы соприкоснуться со своим атманом, или душой. Санъяма служит выполнению именно этой великой задачи — достичь прозрения, когда осознаешь, что сознание и атман различны. Благодаря санъяме, когда [постигаешь] различия между совершенным разумом, как чистым сознанием, и раскрепощенной душой, как чистым восприятием (awareness), прозревается исконное различие между чистым разумом и столь чистой душой. После этого атман освобождается и душа соединяется с Брахманом. ПОИСК ДАОСАМИ БЕССМЕРТИЯ В даосской литературе отсутствует слово «дзэн», т. е. «чань» по-китайски, но когда даосы говорят о цзинцзо (безмолвное сидение) — слово, встречающееся в их священных текстах, повествующих о духовном совершенствовании, — они подразумевают под ним дзэн. В китайских буддийских текстах цзинцзо — это цзочань (яп. — дзадзэн) и означает сидячую медитацию. Цель даосизма заключается в обретении бессмертия. И сам поиск бессмертия видится трояко: обретение долголетия в этой земной жизни; приобщение к небесным святым, порывая тем самым с человеческим миром; и как высшая цель слияние с Вечным Космосом, или Высшей Реальностью. Некоторые стремились достичь своей цели, принимая [чудодейственный] эликсир в виде золотой пилюли; иные — посредством ритуального соития мужчины и женщины. Эти подходы, называемые соответственно земным и человеческим, являются в действительности вульгарными формами даосской практики, отвергаемыми великими даосскими учителями. Одна из причин, почему такие практики получили хождение, состоит в том, что тайное, сокровенное знание даосов сознательно записывалось особым, символическим языком, чтобы скрыть эзотерические учения от непосвященных. И как следствие, некоторые ошибочно приняли исходные даосские практики за алхимию либо сексуальные ритуалы. Исконный подход [в обретении бессмертия] состоит в медитации и называется небесным, поскольку практикующий адепт сливает жизненную энергию в собственном теле с космической энергией вселенной в одно органическое целое. Существует большое многообразие методов даосской медитации. Нижеследующая картина представляет собой обобщенное описание самих методик, почерпнутых из многочисленных классических даосских трудов, таких, как «Надпись в сто иероглифов», «Собрание истинных записей бессмертных с гор Сишань», «Главы о прозрении истины», «Важные извлечения из Великого Благоденствия» и «Незамысловатые записи о естественном прозрении в истинном даосизме» (все на китайском языке). Практикующий принимает позу полулотоса либо лотоса, чтобы дать возможность циркуляции жизненной энергии (иначе сперматической эссенции) внутри его тела по так называемому малому небесному кругу. Затем он аккумулирует свою жизненную энергию в [первом] энергетическом центре тела, расположенном в нижней части живота, именуемом гуанъ-юанъ (первая застава). Когда же он выпестует свою энергетическую жемчужину — а это может занять целые месяцы или годы, — адепт переправляет ее в энергетический центр в области солнечного сплетения, в желтый дворец (ху-антин). На третьей стадии своей [медитационной] практики он переправляет пылающую жемчужину энергии в энергетический центр, к своему третьему глазу, известному как тянъ-му (небесный глаз). Проходя через все эти этапы духовной практики, он представляет визуально, как его жемчужина жизненной энергии начинает обретать облик его собственного тела (он называет его «небесным младенцем»), который представляет его сознание, пребывающее в астральном теле. Когда младенец полностью разовьется и станет астральной копией адепта, тот передает свое сознание этой копии и выходит из тела через макушку своей головы. Теперь адепт в своем астральном теле может направляться куда угодно, перемещаясь с невероятной скоростью, ведь материальные предметы ему уже не помеха. Он может, если пожелает, вернуться в свое физическое тело или оставить его и! стать небожителем.
|
|||
|