Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 46 страница



хическом поле, но также попытки преодолеть конфликты и боль, которые по

рождены инстинктивными влечениями. Процесс экстернализации — часть

этой деятельности, направленной на создание более благоприятного психи

ческого мира. Таким образом, в акте игры ребенок — и играющий взрослый

тоже — существенно воспроизводит открытым и символическим образом

фундаментальную боль состояния человека и отыскивает новые способы ее

разрешения. Акт игры сам по себе — это творческий процесс. Часть этого про

цесса заключается в поиске новых объектов, на которые можно перенапра

вить некоторые из импульсов, тем самым уменьшив внутреннее напряжение

и конфликты.

Представление Кляйн об игре было сформировано в значительной мере

работами Фрейда — историей Маленького Ганса (Freud, 1909), описанием

игры “fortda”  в «По ту сторону принципа удовольствия» (Freud, 1920), но в

особенности следующим пассажем из этой книги:

«Когда ребенок переходит от пассивности переживания к активно

сти игры, он передает неприятное переживание одному из своих то

варищей по игре и таким образом мстит за себя заместителю»

(Freud, 1920, p. 17).

Винникотт (Winnicott, 1971) подчеркивал значимость игры, отличая свой

подход от акцента Кляйн на деструктивности. Винникотт пишет о внима

нии Кляйн к репарации: «На мой взгляд, в своих безусловно важных рабо

тах Кляйн не касается темы творчества как такового» (Winnicott, 1971, p. 70). Игра, с точки зрения Винникотта, — это доставляющая радость дея

тельность, относящаяся к категории промежуточных феноменов, тогда как

Кляйн воспринимает ее в качестве серьезного занятия, при котором чело

века раздирают бессознательные болезненные и устрашающие фантазии.

(iii) Инстинкты жизни.  Кроме того, когда Фрейд переработал свою теорию

инстинктов, либидо (инстинкты жизни) приобрело характеристики, выходя

Б. Общие статьи

щие за рамки сексуальности, в том числе синтетическую функцию сведения

частей вместе — парадигму которой, безусловно, задает соединение родителей

в совокуплении. Этому аспекту творчества больше внимания уделял Мельт

цер (Meltzer, 1973), описывая структуру личности как задаваемую внутренни

ми родителями в творящем взаимоотношении внутри индивида. Он описывал

нечто, подобное божественному присутствию внутри каждого человека, что

наделяет его ощущением творящей способности, вдохновляя на собственные

созидательные и творческие усилия, и важным аспектом личности является

взаимоотношение человека с его внутренней совокупляющейся родительской

парой [см. КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА].

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience.  Heinemann.

FREUD, SIGMUND (1909) ‘Analysis of a phobia in a five-year-old boy’. S. E.  10, pp. 1–149.

FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E.  18, pp. 1–69.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’. WMK  1, pp. 210–18.

MELTZER, DONALD (1973) Sexual States of Mind.  Perth: Clunie.

SEGAL, HANNA (1952) ‘A psycho-analytic approach to aesthetics’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 196–

207; republished (1955) in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.  Tavistock, pp. 384–405; and (1981) in The Work of Hanna Segal.  New York: Jason Aronson, pp. 185–206.

SEGAL, HANNA (1974) ‘Delusion and artistic creativity’, Int. Rev. Psycho-Anal  1: 135-41; republished (1981) in The Work of Hanna Segal,  pp. 207–16.

STOKES, ADRIAN (1955) ‘Form in art’, in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger MoneyKyrle, eds (1955) New Directions in Psycho-Analysis.  Tavistock, pp. 406–20.

WINNICOTT, D. W. (1971) Playing and Reality.  Tavistock.

Торможение — это важное понятие психоанали

Торможение тической теории, описывающее блокировку

естественного осуществления психической дея

Inhibition тельности. Фрейд разработал (Freud, 1900) ме

ханистическую теорию преграждения течения

психической энергии, Кляйн же, напротив, подчеркивала торможение сим

волической деятельности и, особенно в ранних своих работах, игры ребен

ка. Торможение оказывается одним из наиболее широко распространенных

симптомов у детей с нарушениями, и Кляйн считала его последствием са

дизма (или же возмездия, вызванного их садизмом), пугающего детей на

столько, что они затормаживают некоторые сегменты своей психической

деятельности. Иногда у детейпсихотиков заторможена вообще вся психи

ческая деятельность (Klein, 1930; Rodrigue, 1955).

Кляйн расширила это свое представление (Klein, 1932), отмечая, что

садизм тормозит развитие в целом и нарушает естественное развертывание

(эпигенез) либидинозных фаз [см. ЛИБИДО; РАЗВИТИЕ].

 Творчество — Тревога

FREUD, SIGMUND (1900) The Interpretation of Dreams. S. E.  4, 5.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  1, pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK 2.

RODRIGUE, EMILIO (1955) ‘The analysis of a three-year-old mute schizophrenic, in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds (1955) New Directions in PsychoAnalysis.  Tavistock, pp. 140–79.

Психоаналитические теории тревоги развивались в течение

Тревога многих лет. В основном они опирались на представление

о конфликте.

Anxiety

(i) Сначала Фрейд описал конфликт между индивидом и тре

бованием цивилизованного (десексуализованного) поведения.

(ii) Затем эта идея была модифицирована, и возникло представление о кон

фликте между либидо и инстинктами самосохранения, или «инстинктами

Эго». Согласно данной теории, застой либидо преобразовывается в явным

образом ощущаемую тревогу.

(iii) Далее, когда Фрейд изменил свою теорию инстинктов (приняв дуали

стическую теорию либидо и инстинкта смерти), основным конфликтом

стали считать (в том числе Кляйн) внутренний конфликт между инстинк

тами. Согласно Кляйн, такой конфликт обретает две формы: депрессивной

тревоги и персекуторной тревоги [см. АННИГИЛЯЦИЯ; ПРЕСЛЕДОВА

НИЕ; ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА].

(iv) В поздней статье о тревоге (Freud, 1926) Фрейд описал сигнальную

тревогу: не непосредственное напряжение конфликтующих инстинктов, но возникающий в Эго сигнал ожидаемого ( anticipated) напряжения. Фрейд

описывал способность Эго воспринимать определенные ситуации, чрева

тые возникновением тревоги. Эти ситуации тревоги, следовательно, сами

по себе не являются инстинктивными, но могут принадлежать исключи

тельно функциям Эго, таким, как память.

(v) Кляйн часто напоминала, что фрейдовский термин « ранние ситуации

тревоги»  подтверждает правомочность ее рассмотрения фантазийного со

держания  тревоги, а не энергии, обусловливающей возникновение этой

тревоги [см. 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ].

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety. S. E.  20, pp. 77–175.

Б. Общие статьи

И Фрейда, и Абрахама интересовали переживания пациентов

Утрата психотиков, и они по десять лет занимались анализом мани

акальнодепрессивных пациентов. В конечном итоге Фрейд

Loss (Freud, 1917) описал сходство между депрессивными расст

ройствами и скорбью и центральную для данной проблемы

роль утраты. Эти утраты он связывал со своими предшествующими идея

ми о значимости кастрации для детского развития. В 1926 году, исследуя

природу тревоги, он выделил целый ряд ситуаций утраты: утрата при рож

дении, отлучении от груди, кастрации и так далее, в ходе всего цикла раз

вития [см. 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ].

Утрата внутреннего объекта.  При описании этих утрат Кляйн отметила в них

важное сходство: все они вызывали тревогу, создавая чувство небезопасности

интернализованного внутреннего объекта (Klein, 1940) [см. 10. ДЕПРЕССИВ

НАЯ ПОЗИЦИЯ]. Это оказалось существенным добавлением к теории Фрей

да, изложенной в работе 1917 года, в которой проявилось его удивление не

адекватной реакцией скорби у меланхолика в случае, когда объект на самом

деле утрачен не был. Это стало также развитием работы Абрахама, где он опи

сывал пристальное внимание страдающего маниакальнодепрессивным расст

ройством к утраченным объектам, представленным фекалиями.

Таким образом, Кляйн продвинулась в том направлении, которое обо

значили в своих работах Абрахам и Фрейд. За это ее критиковал Фэйрберн, который обвинил всех троих исследователей в слишком большом увлече

нии депрессивной позицией. По мнению Фэйрберна, они игнорировали

процессы расщепления, обнаруживающиеся при шизофрении (другой об

ширный класс психозов), — черты, имеющие сходство с истерией, с кото

рой, несомненно, начинался психоанализ [см. ФЭЙРБЕРН; 11. ПАРАНО

ИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ].

См. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’. WMK  1,  pp.

344–69.

Фекалии Абрахам (Abraham, 1924) считал, что фекалии — это про

тотип внутреннего объекта: конкретного, чувственно вос

Faeces принимаемого, внутреннего и вместе с тем выталкиваемо

го. Фрейд (Freud, 1905) приравнивал фекалии к детям и

пенису. Согласно идеям Кляйн о внутренних объектах, фекалии — один из возможных источников переживаний, относящихся к вну

тренним объектам (поскольку они вызывают анальные ощущения), а также

к исторжению (проекции) чеголибо [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ].

 Утрата — Анна Фрейд

Таким образом, фекалии представляют собой частичный объект, значи

мость которому придает действующая в настоящее время бессознательная

фантазия, и они обеспечивают самое раннее защитное маневрирование мла

денца, возможно, не только после, но и до и во время рождения. Поэтому де

фекация может служить для Эго исходным ресурсом при порождении фан

тазий изгнания враждебных внутренних объектов. Процесс физического

исторжения вызывает анальные ощущения, которые затем представляются

в психике как бессознательная фантазия исторжения плохого объекта [см. 2.

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Дефекация в младенчестве происхо

дит в столь регулярной связке с кормлением, что это явление получило ме

дицинское наименование: гастроколитический рефлекс; переживание этих

регулярных физиологических событий создает столь же регулярные сочета

ния в переживании: поглощение хорошего объекта и исторжение плохого.

Мельтцер (Meltzer, 1965) описывал инфантильное использование фе

калий в анальной разновидности мастурбации, вызывающей бессознатель

ные фантазии, которые поддерживают нарциссическое состояние [см. МА

СТУРБАЦИОННЫЕ ФАНТАЗИИ; НАРЦИССИЗМ].

См. ЧАСТИЧНЫЙ ОБЪЕКТ.

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 418–501.

FREUD, SIGMUND (1905) Three Essays on Sexuality. S. E.  7, pp. 125–245.

MELTZER, DONALD (1965) ‘The relation of anal masturbation to projective identification’, Int.

J. Psycho-Anal  47: 335–42.

Значительное расщепление Эго, возникаю

Фрагментация щее, как правило, в связи с затруднениями

на параноидношизоидной позиции, приво

Fragmentation дит к ощущению фрагментации, распада на

части [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИД

НАЯ ПОЗИЦИЯ]. Это нормальное переживание в ситуации стресса или ис

тощения, но оно оказывается исключительно тяжелым и играет центральную

роль при шизофрении [см. 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ].

См. АННИГИЛЯЦИЯ; РАСЩЕПЛЕНИЕ

Биография.  Младшая дочь Зигмунда Фрейда

Анна Фрейд родилась в 1892 году в Вене и оставалась с осно

вателем психоанализа до самой его смерти. Вме

Anna Freud сте с ним она уехала в Лондон в 1938 году и по

сле смерти Фрейда всю свою жизнь, до 1982 года,

Б. Общие статьи

провела в том доме, где они некогда поселились. Она была не просто доче

рью Фрейда, но самостоятельным ученымпсихоаналитиком, высоко дер

жавшим знамя ортодоксальной лояльности фрейдовскому учению (Solnit, 1983; Yorke, 1983).

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Анна Фрейд появилась на психоаналитичес

кой сцене в 1926 году как поборник разновидности детского анализа, раз

работанной ХугХельмут, и идейный противник Мелани Кляйн. Хотя ее

противостояние Кляйн со временем претерпело изменения (Anna Freud, 1946; Geleerd, 1963), основанная Анной Фрейд в Лондоне в 1938 году шко

ла детского анализа оставалась вполне обособленной [см. ДЕТСКИЙ АНА

ЛИЗ; ДИСКУССИИ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ].

Через десять лет после начала полемики с Мелани Кляйн, в 1936 году, Анна Фрейд опубликовала самую известную свою книгу — «Эго и механиз

мы защиты», и это, наряду с работой Хартманна в Вене и США (Hartmann, 1939, 1964), привело к созданию отдельной линии в развитии психоанализа, возникшей из исследования в первую очередь Эго и его отношений с други

ми психическими инстанциями. Эгопсихология остается главенствующей

школой психоанализа в Соединенных Штатах [см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ].

FREUD, ANNA (1936) The Ego and the Mechanisms of Defence.  Hogarth.

FREUD, ANNA (1946) ‘Preface’ to The Psycho-Analytic Treatment of Children.  Imago.

GELEERD, ELISABETH (1963) ‘An evaluation of Melanie Klein’s Narrative of a Child Analysis’, Int. J. Psycho-Anal.  44: 493–506.

HARTMANN, HEINZ (1939) Ego Psychology and the Problem of Adaptation.  Imago.

HARTMANN, HEINZ (1964) Essays on Ego Psychology.  Hogarth.

SOLNIT, ALBERT (1983) ‘Anna Freud’s contribution to child and applied analysis’,  Int. J. PsychoAnal.  64: 379–90.

YORKE, CLIFFORD (1983) ‘Anna Freud and the psycho-analytic study and treatment of adults’, Int. J. Psycho-Anal.  64: 391–400.

Биография.  Фэйрберн всегда ос

Рональд Фэйрберн тавался чужаком среди британ

ских психоаналитиков. Он родил

Ronald Fairbairn ся в 1889 году и всю свою жизнь

проработал в Эдинбурге, вдалеке

от Лондона. Вначале он был университетским преподавателем (специализи

ровался в классической филологии), но после Первой мировой войны обу

чился медицине, а затем психоанализу, который практиковал в полной изо

ляции в родном городе до самой своей смерти в 1964 году. Возможно, изза

такой отдаленности он был единственным человеком вне круга Кляйн, ко

торому она позволила существенно на себя повлиять. Фэйрберн мало уча

ствовал в жизни Британского психоаналитического общества, но оказал боль

 Анна Фрейд — Рональд Фэйрберн

шое влияние на аналитиков в Британии (Sutherland, 1963; Guntrip, 1961; Padel, 1987) и в Америке, где стал одним из немногих признаваемых британ

ских аналитиков школы объектных отношений. Возможно, это произошло

потому, что он бесстрашней остальных выдвигал систематические возраже

ния против фрейдовской теории инстинктов, придерживаясь при этом пред

ставления о трехчастной структуре психики, напоминающей ту, что описы

вается структурной моделью Фрейда.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.  Кляйн оказала на Фэйрберна большое влия

ние. Он перенял ее термин «позиция», однако говорил о шизоидной, а не о

параноидной позиции, как называла ее Кляйн в 1930х годах [см. ПАРА

НОЙЯ]. Работая с шизоидными пациентами, Фэйрберн глубоко исследо

вал первые, персекуторные стадии жизни, тогда как Кляйн в это время

описывала депрессивную позицию, относящуюся к несколько более позд

нему периоду инфантильного развития. В итоге Фэйрберн обратил внима

ние на определенные вещи, которые затем рассмотрела и Кляйн, не желая

уступить лидерство. Фактически, долгое время Кляйн занималась фрагмен

тированными состояниями мышления детейпсихотиков, но в начале 1940

х годов заинтересовалась взрослыми шизофрениками, пациентами с тяже

лыми психиатрическими расстройствами. О них Кляйн узнала, в частности, при супервизии работы психиатров, которые в то время присоединились

к Кляйнианской группе.

Противостояние понятию депрессивной позиции.  Фэйрберн критиковал

Кляйн за то, что она слишком много внимания уделяла депрессии, а также

переняла у Абрахама чрезмерный интерес к обсессиям на «психотических»

ранних фазах. Фэйрберн считал, что с 1912 года, когда Абрахам и Фрейд

стали все больше интересоваться маниакальнодепрессивными расстрой

ствами, психоаналитики в некоторой степени игнорируют истерию. Фэйр

берн связывал состояния диссоциации при истерии с фрагментацией ши

зоидной личности. Если бы Фрейд продолжил изучение СуперЭго при

истерии и шизофрении, утверждал Фэйрберн, его путь не привел бы к тому, что Кляйн позднее назвала «депрессивной позицией». Фэйрберн думал, что

орально сформированная структура СуперЭго является защитной органи

зацией, ориентированной против того, что находится под ней. То, что вы

тесняется, включено в общую структуру; это показывают сны, будучи дра

матизацией «(i) отношений между структурами Эго и интернализованными

объектами и (ii) взаимоотношений между самими структурами Эго»

(Fairbairn, 1951, p. 170). В частности, интернализованный «плохой» объект

расщеплен на возбуждающий и отторгающий объекты. Если Кляйн, зани

маясь депрессивной позицией, сосредоточилась на тревоге относительно

судьбы объекта — каким образом он поврежден, расщеплен и т. д., — то

Фэйрберн уделял внимание структурным аспектам расщепления и фраг

ментации Эго.

Б. Общие статьи

Фэйрберн доказывал, что развитие при шизофрении (по сравнению с

маниакальнодепрессивным расстройством) отмечено некоторой анормаль

ностью, которую Кляйн не заметила. Выдвигая на первый план состояния

диссоциации при истерии и шизофрении, он ввел понятие шизоидной по

зиции, которая, по его мнению, предшествует депрессивной позиции и за

кладывает ее основание. Она объясняет и определяет будущую патологию

личности, и Фэйрберн описал систематическую классификацию состояний, исходя из расщеплений внутри Эго и объекта.

Кляйн согласилась, что начало депрессивной позиции основывается на

предшествующей проработке другого типа тревоги, не депрессивного харак

тера. Она всегда описывала паранойю, обнаруженную у детей, а также их

персекуторную тревогу и использовала термин «параноидная позиция».

Она считала параноидную позицию не столь важной, как позиция депрес

сивная, но теперь согласилась с Фэйрберном, что предшествующая депрес

сивной позиция весьма значима и расщепление является ее решающим

элементом, наряду с теми формами параноидной проекции (экстернализа

ции), которые она описала. Она признала предложенный Фэйрберном тер

мин «шизоидная позиция», соединив его со своим собственным, и получи

ла точный, но несколько громоздкий термин «параноидношизоидная

позиция». Тем не менее, Кляйн всячески подчеркивала свое несогласие с

Фэйрберном в других пунктах (особенно в том, что касалось его отказа от

какой бы то ни было теории инстинктов):

«Вы увидите, что некоторые из моих выводов в этой работе согла

суются с положениями Фэйрберна, а другие расходятся с ними

принципиально. Его интересует главным образом развитие Эго по

отношению к объектам, а меня — в основном тревоги и их чередо

вание. /…/ Он особо подчеркивает внутреннюю связь между исте

рией и шизофренией, которая заслуживает пристального внима

ния. Предлагаемый им термин “шизоидный” вполне приемлем, если понимать его как охватывающий и страх преследования, и ши

зоидные механизмы» (Klein, 1946, p. 3).

Кляйн стала понимать, что существует целый класс примитивных защит

ных механизмов, направленных конкретно против садизма и инстинкта

смерти, и теперь вместе с Фэйрберном признала, что они отличаются от

обсессивных механизмов, которые она вначале склонна была считать спе

цифическими защитами от садизма.

Интроецированные объекты.  Фэйрберн признавал, что начальная стадия

развития Эго завершается интроекцией объекта, но считал этот объект

плохим. С его точки зрения, нет нужды интроецировать хороший объект, от плохого же нужно защититься, интроецировав его и затем расщепив.

Здесь Фэйрберн расходится с Кляйн, которая считала, что с самого нача

 Рональд Фэйрберн

ла интроецируются как хороший, так и плохой объекты; хороший объект

упрочивает стабильность сердцевины Эго и демонстрирует борьбу, в ко

торой младенец охраняет себя и свой хороший объект от «плохих» объ

ектов (Klein, 1946).

Необходимо признать, что Кляйн и Фэйрберн сосредоточивались на

совершенно разных вещах. Фэйрберн считал, что Эго закреплено во внеш

ней реальности и располагает интроецированными и внутренними объек

тами, установленными для защиты от внешнего плохого объекта (как он

утверждал, для его вытеснения). Кляйн же рассматривала внутренний мир

и развитие Эго, которое, по крайней мере вначале, приводит к конструиро

ванию внешнего мира (в результате действий, призванных укрепить безо

пасность мира внутреннего).

Эндопсихические структуры.  Подходы Фэйрберна и Кляйн к феноменам

расщепления и фрагментации самости различались радикальным образом.

Характерным для описаний Кляйн был охват широкой и многомерной па

норамы разнообразных и переменчивых фантазий, переживаемых челове

ком в отношении состояния его «самости». Фэйрберн, наоборот, явно стре

мился свести эти феномены к сегментам строгой классификации. Он

описывал два типа базового расщепления, отделяющих две эндопсихичес

ких структуры от центрального Эго. Каждая структура состоит из (i) час

ти Эго, (ii) интернализованного объекта, с которым идентифицирована

часть Эго, и (iii) внутреннего отношения между частью Эго и внутренним

объектом. Каждая эндопсихическая структура задается такой трехчастной

«системой объектного отношения». Одна из структур содержит либидиноз

ный аспект Эго ( либидинозное Эго) с его либидинозным ( возбуждающим) объектом; вторая эндопсихическая структура содержит антилибидинозное

Эго ( внутреннего диверсанта, напоминающего СуперЭго) с его антили

бидинозным объектом ( отторгающим объектом). Вдобавок после отщеп

ления этих двух частей остается центральное Эго.

Этот внутренний мир трех эндопсихических структур выглядит неиз

менным, и его очевидно легко соотнести с трехчастной структурной моде

лью Фрейда: Эго, Ид (либидинозное Эго) и СуперЭго (антилибидиноз

ное Эго). Но если Фрейд был убежден, что различные структуры психики

прямо или косвенно вырастают из Ид, Фэйрберн это оспаривал и доказы

вал, что они развиваются из примитивного, изначально единого Эго. Пред

ставление о том, что Эго существует с самого начала, абсолютно согласу

ется с позицией Кляйн и противоречит позиции Фрейда. Однако Фэйрберн

спорил с Кляйн, поскольку она слепо придерживалась «фрейдовской тео

рии гедонистического либидо» (Fairbairn, 1949, p. 154). По сути, Кляйн не

следовала фрейдовской теории либидо, ищущего удовлетворения [см.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ], но Фэйрберн считал именно так, и, воз

можно, она и сама так считала, не отдавая себе отчета, насколько модифи

цировала модели Фрейда.

Б. Общие статьи

Теория инстинктов.  Фэйрберн не принимал теорию инстинктов. Согласно

Гантрипу (Guntrip, 1961), верному ученику и пропагандисту его учения, Фэйрберн считал эту теорию механистической и стремился к более гума

нистической теории. Поэтому он говорил только об объектах. Например, он оспаривал термин «оральная фаза», утверждая, что ее также можно на

зывать «фаза груди», поскольку для ребенка весьма значима грудь (объект).

Он считал, что рот выражает специфическую стратегию отношения к объ

екту. В таком случае рот — это всего лишь данный от рождения инструмент

этой стратегии (и инстинкт тут ни при чем).

Рассуждая таким образом, Фэйрберн полагал, что он отверг теорию

инстинктов и энергетическую модель психики — краеугольные камни клас

сической психоаналитической теории. С другой стороны, Кляйн действи

тельно отошла от теории инстинктов, но совершенно иным образом. Гант

рип, а за ним и другие (Sutherland, 1963; Kernberg, 1980; Greenberg and Mitchell, 1983) считали, что теория Кляйн — всего лишь промежуточная

станция на полпути к полноценному подходу с точки зрения объектных

отношений, а завершил этот путь Фэйрберн. По существу, это не так: их

пути вели в разных направлениях. Кляйн сохранила теорию инстинктов, лишь переопределив понятие инстинкта (хотя она утверждала, что этого не

делала) и введя в нее представление о бессознательной фантазии — гибкий

и подвижный подход к внутренней структуре. С другой стороны, Фэйрберн

предложил монолитную и, повидимому, жесткую систему эндопсихичес

ких структур (систем объектного отношения) в качестве оригинальной, выстроенной с точки зрения объектных отношений версии ортодоксальной

структуры Ид/Эго/СуперЭго.

Можно сказать, что Кляйн пересмотрела понятие инстинкта, придав

ему значение «данного» в телесных ощущениях переживания объекта, в то

время как Фэйрберн заново определил инстинкт как «энергию», которая

ищет объект.

Расщепление.  Открытие значимости расщеплений в системе «часть Эго/

отношение/объект» принадлежит и Фэйрберну, и Кляйн: наблюдения од

ного служили стимулом для другой, и наоборот. Кляйн, безусловно, про

должала размышлять над этой проблемой и опробовала идею, подобную

фэйрберновским (хотя этого сходства не признавала) — идею об особом

типе расщепления, которое оставляет незатронутой примитивную систему

объектного отношения в «глубоко бессознательной» части психики (Klein, 1958, p. 241) [см. СТРУКТУРА].

Любовь.  Фэйрберн особо подчеркивал значимость объектных отношений в

человеческом опыте. Он показывал, с бó льшим критическим рвением, чем

Кляйн, что классические теории удовлетворения инстинктов (ослабления

влечений) рассматривают объекты как второстепенные по сравнению с

субъектом, служащие исключительно для снятия напряжений. Сам же

 Рональд Фэйрберн — Паула Хайманн

Фэйрберн подчеркивал наличие подлинного чувства к  объектам. Именно

это стремление установить связь между человеческой любовью и заботой, с одной стороны, и научным пониманием — с другой, так привлекало к

Фэйрберну христианского священника Гантрипа [см. ЛЮБОВЬ].

Дальнейшие разработки.  Идеи Фэйрберна выдержали испытание временем.

Наиболее влиятельные его последователи — Гантрип (Guntrip, 1961) и

Сазерленд (Sutherland, 1963); он завоевал горячее признание и среди мно

гих американских авторов (напр., Ogden, 1983). Но приверженцы Фэйрбер

на не развили скольконибудь значительно его сложный метод теоретиче

ского исследования.

FAIRBAIRN, RONALD (1949) ‘Steps in the development of an object-relations theory of the personality’, Br. J. Med. Psychol.  22: 26–31; republished (1952) in Ronald Fairbairn, Psycho-Analytic Studies of the Personality.  Routledge & Kegan Paul, pp. 152–61.

FAIRBAIRN, RONALD (1951) ‘A synopsis of the development of the author’s views regarding the structure of the personality’, republished (1952) in Psycho-Analytic Studies of the Personality,  pp. 162–79.

GREENBERG, JAY and MITCHELL, STEPHEN (1983) Object Relations in Psychoanalyti Theory.

Cambridge, MA: Harvard.

GUNTRIP, HARRY (1961) Personality Structure and Human Interaction.  Hogarth.

KERNBERG, OTTO (1980) Internal World and External Reality.  New York: Jason Aronson.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–24.

KLEIN, MELANIE (1958) ‘On the development of mental functioning’. WMK  3,  pp. 236–40.

OGDEN, THOMAS (1983) ‘The concept of internal object relations’, Int. J.  Psycho-Anal.  64: 227–41.

PADEL, JOHN (1987) ‘Positions, stages, attitudes or modes of being’, Bulletin of the European Psycho-Analytical Federation  12: 26–31.

SUTHERLAND, J. D. (1963) ‘Object relations theory and the conceptual model of psychoanalysis’, Br. J. Med. Psychol.  36: 109–24.

Биография.  Паула Хайманн родилась в

Паула Хайманн Данциге (Гданьске) в 1899 году; ее роди

тели были русского происхождения. Она

Paula Heimann обучилась медицине и затем психоанали

зу в Берлине. Хайманн покинула страну



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.