Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 43 страница



Б. Общие статьи

нозного развития на каждом шагу стимулируется и укрепляется влечением

к репарации, и в конечном итоге — чувством вины» (Klein, 1945, p. 410). Репа

рация — результат слияния противостоящих инстинктивных влечений, а не

просто замещение импульса неким социально приемлемым его представи

телем, как при сублимации.

Позднее, когда Кляйн уже не так была предана классической теории, представление о сублимации потеряло для нее значение, а понятие репа

рации получило развитие и стало основой теории процессов созревания, обеспечивающих выход из депрессивной позиции.

Альтруизм, свойственный репарации, — это отведение инстинктивных

импульсов [см. ИНСТИНКТЫ] в социальные каналы. Следовательно, это

разновидность сублимации — процесс, который Фрейд считал способом

перенаправления инстинктивных импульсов в социально конструктивные

типы их использования: в данном случае вина перенаправляется в исправ

ление, восстановление.

Депрессивная позиция.  На депрессивной позиции репарация начинает иг

рать центральную роль. Первоочередная ее цель — исправление повреж

дений внутреннего мира через исправление повреждений мира внешне

го. Это источник зрелой энергии и творчества в реальном внешнем мире

[см. ТВОРЧЕСТВО].

Репарация вызывается именно тревогами депрессивной позиции и

(вместе с проверкой реальностью) составляет один из основных методов

преодоления депрессивной позиции. На депрессивной позиции забота свя

зана с судьбой «хорошего», любимого объекта и не только, чтобы гаранти

ровать выживание ребенка с помощью сохранения матери, которая бы его

поддерживала и ухаживала за ним (хотя это один из аспектов тревоги).

Репарация происходит из реальной заботы об объекте, тоски по нем. Она

может влечь за собой великое самопожертвование во внешнем мире, куда

были спроецированы поврежденные объекты. Мощные репаративные по

буждения часто ответственны за жизнь, посвященную гуманистическим

целям и проживаемую в великих лишениях. Это фантазия, которая может

отыгрываться с внешними объектами, — например, при выборе профессии, предполагающей оказание помощи другим.

Неудавшаяся репарация.  Но и на пути репарации могут быть препятствия.

Когда маниакальные защиты от депрессивных тревог функционируют с

избыточной силой, возникают всемогущие фантазии, и тогда репарация

будет восприниматься с сопоставимым всемогуществом. Это модель неуда

чи, поскольку для восстановления чрезвычайно поврежденных объектов

затрачиваются грандиозные усилия. Возможно, состояния клинической

депрессии возникают, когда поврежденный объект идентифицируется с

друзьями, родственниками и оказывающими помощь инстанциями и в них

же проецируется ощущение неудачи репарации.

 Репарация — Герберт Розенфельд

Такие усилия могут приводить к существенному обесцениванию зна

чимости объекта и отрицанию зависимости [см. МАНИАКАЛЬНАЯ РЕ

ПАРАЦИЯ] или к обсессивному, силовому контролю и власти над объек

тами. При обесценивании или чрезмерном контроле может возникать

чувство, что объекту нанесен дополнительный ущерб, и это вызывает до

полнительную депрессивную тревогу относительно повреждения и деструк

тивных импульсов и затрудняет развитие ребенка.

Репарация и развитие. Репарация, хотя она касается в первую очередь со

стояния внутреннего мира и хорошего объекта, что составляет ядро лич

ности, обычно выражается в действии, направленном на объекты во внеш

нем мире. Эти объекты представляют поврежденный внутренний объект

или могут быть в фантазии интроецированы с целью поддержки внутрен

него мира. Таким образом, это сила созидательного действия во внешнем

мире. Она дополняет или замещает позитивные установки простого любов

ного взаимоотношения, поскольку связана с проблемами или затруднени

ями любимого объекта и характеризуется большим реализмом, чем простое

любовное взаимоотношение с идеализированным, незагрязненным люби

мым объектом.

См. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

KLEIN, MELANIE (1920) ‘Inhibitions and difficulties at puberty’. WMK  1, pp. 54–8.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’. WMK  1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’. WMK  1, pp. 210–18.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child”. WMK  1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’. WMK  1, pp.

344–69.

KLEIN, MELANIE (1945) ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’. WMK  1, pp.

370–419.

Биография.  Розенфельд ро

Герберт Розенфельд дился в Германии в 1909 году, откуда бежал в Британию в

Herbert Rosenfeld 1935. Специализируясь в бри

танских психиатрических ле

чебницах в лечении хронической шизофрении, он решил пройти анализ у

Кляйн. Вскоре он стал одним из наиболее влиятельных сторонников Кляйн, особенно благодаря своей способности истолковывать состояние пациен

товпсихотиков в свете ее поздней теории. Содержание доклада Кляйн 1946

года, посвященного шизоидным механизмам, в большой мере обусловлено

ее работой с учениками и анализируемыми, которые в то же время были

Б. Общие статьи

психиатрами, как Розенфельд. Он стал одним из наиболее авторитетных

экспертовкляйнианцев по проблеме шизофрении и вплоть до своей смер

ти в 1986 году занимался плодотворной научной деятельностью.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.  В 1947 году Розенфельд опубликовал первый

подробный отчет об анализе шизофреника, где показал значение кляйнов

ских концепций расщепления Эго и проективной идентификации, а также

шизоидной деперсонализации, которые Кляйн описала в 1946 году. Он ис

следовал состояния спутанности при шизофрении (Rosenfeld, 1950, 1965), что предшествовало разработке Кляйн концепции зависти. В 1952 году Ро

зенфельд в общих чертах обрисовал терапевтическое действие психоана

лиза, основанное на проективной идентификации, и этот подход в дальней

шем развивали МаниКёрл (MoneyKyrle, 1956), Бион (Bion, 1959, 1962) и многие другие.

Нарциссизм.  Начиная с 1960х годов предметом внимания Розенфельда

стала природа нарциссизма; в этом вопросе кляйнианская теория расхо

дится с представлением Фрейда о нарциссизме как первичном состоянии, к которому Эго может регрессировать. С точки зрения Кляйн, безобъект

ного состояния не существует (Klein, 1925), а нарциссизм — это отступле

ние к сосредоточенности на внутренних, а не внешних объектах. Позднее

Розенфельд изучал клинические манифестации инстинкта смерти и воз

никающий в результате негативный нарциссизм [см. НАРЦИССИЗМ].

Его статья 1971 года стала откликом на существенную критику в адрес кон

цепции инстинкта смерти (напр., Kernberg, 1969) на основании исходного

представления Фрейда о «клинической немоте» инстинкта смерти. Эта

важная статья Розенфельда посвящена клиническому доказательству

существования инстинкта смерти [см. САДИЗМ]. Он описывает чрезвы

чайно важную структуру Эго, в которой часть личности организована так, что служит выражению импульсов инстинкта смерти и клинически про

является как идеализация деструктивности и нападение на собственные

хорошие части субъекта. В этом он следовал Мельтцеру (Meltzer, 1968), и ввел собственный термин негативный нарциссизм.  Подобная зловещая

организация Эго, извращающая перенос и все человеческие отношения

(Rosenfeld, 1987), стала предметом последних клинических исследований

кляйнианцев.

Долгие годы Розенфельд проводил супервизию аналитиков и психоте

рапевтов в Британии и за рубежом и выработал острую чувствительность к

способности аналитика понимать пациента. Он разделял негативные реак

ции пациентов на интерпретации на два вида: одни возникают вследствие вос

приятия интерпретаций как непонимания, другие являются следствием де

структивных атак, зависти к проявляющейся  в интерпретации способности

аналитика понимать и выдерживать пациента (Rosenfeld, 1987).

 Герберт Розенфельд — Садизм

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  30: 308–15; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 93–109.

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience.  Heinemann.

KERNBERG, OTTO (1969) ‘A contribution to the ego-psychological critique of the Kleinian school’, Int. J. Psycho-Anal.  50: 317–33.

KLEIN, MELANIE (1925) ‘A contribution to the psychogenesis of tics’. WMK  1,  pp. 106–27.

MELTZER, DONALD (1968) ‘Terror, persecution, dread’, Int. J. Psycho-Anal.  49: 396–400; republished (1973) in Donald Meltzer, Sexual States of Mind.  Perth: Clunie, pp. 99–106.

MONEY-KYRLE, ROGER (1956) ‘Normal counter-transference and some of its deviations’, Int.

J. Psycho-Anal  57: 360–6; republished (1978) in The Collected Papers of Roger MoneyKyrle.  Perth: Clunie, pp. 330–42.

ROSENFELD, HERBERT (1947) ‘Analysis of a schizophrenic state with depersonalization’, Int.

J. Psycho-Anal  28: 130–9; republished (1965) in Herbert Rosenfeld, Psychotic States.

Hogarth, pp. 13–33.

ROSENFELD, HERBERT (1950) ‘Notes on the psychopathology of confusional states in chronic schizophrenia’, Int. J. Psycho-Anal.  31: 132–7; republished (1965) in Psychotic States, pp. 52–62.

ROSENFELD, HERBERT (1952) ‘Notes on the analysis of the superego conflict in an acute catatonic patient’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 11–131; republished (1965) in Psychotic States,  pp. 63–103.

ROSENFELD, HERBERT (1965) Psychotic States.  Hogarth.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation of the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

ROSENFELD, HERBERT (1987) Impasse and Interpretation.  Tavistock.

В самых ранних работах Кляйн (Klein, 1922, 1923) есть мно

Садизм жество указаний на садизм детей и младенцев. Кляйн была

шокирована степенью насилия в детской игре. Подобно

Sadism Фрейду, она всерьез воспринимала то, что выражали ее па

циенты, и отметила, что за игрой, демонстрирующей чрез

вычайно жестокие формы агрессии, часто следуют попытки возместить или

исправить ущерб от насилия [см. РЕПАРАЦИЯ]. Кляйн объясняла наси

лие у маленьких детей в терминах психоаналитических теорий, принятых

в то время, когда она начинала практиковать психоанализ. Особенно важ

ными для нее были взгляды Абрахама, и потому она поселилась в Берли

не, когда в 1919 году ей пришлось покинуть Венгрию. И Абрахам (Abraham, 1911), и Фрейд (Freud, 1917) показали преобладание агрессии в маниакаль

нодепрессивных психозах и подчеркнули, что психодинамика пациентов

психотиков указывает на фазу в детстве, для которой характерна очень

высокая степень насилия. Оба называли это насилие «садизмом» и связы

вали его разновидности с оральной, анальной и генитальной фазами раз

вития [см. ЛИБИДО]. Кляйн следовала данной терминологии.

Б. Общие статьи

Хотя термин «садизм» предполагает патологически сильную выражен

ность агрессии, особенно сексуально окрашенной, ранние фазы садизма

стали рассматриваться как часть нормального развития, и в использовании

этого термина связь с тяжелой патологией постепенно утрачивалась.

В кляйнианской системе взглядов крайняя жестокость характеризует ин

стинктивное достояние человека [см. 3. АГРЕССИЯ; ИНСТИНКТЫ].

Соответственно, считается, что такие импульсы жестокой агрессии распро

странены очень широко, и Кляйн (Klein, 1927) думала, что криминальное

поведение — только верхушка айсберга: всего лишь часть агрессии челове

ка, находящая себе выход в действии, в противоположность существующим

у каждого агрессивным желаниям и фантазиям. Это представление было

подкреплено в 1932 году признанием Кляйн инстинкта смерти как клини

ческого феномена, и агрессия была лишена прямого отношения к сексуаль

ности. Таким образом, термин «садизм» утратил патологический аспект и

все больше начал использоваться во внетехническом смысле — для под

черкивания размаха скрытой жестокости, на которую опирается более

обычная агрессивность людских переживаний и поведения.

ABRAHAM, KARL (1911) ‘Notes on the psycho-analytic treatment of manic-depressive insanity and allied conditions’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers in Psycho-Analysis.

Hogarth, pp. 137–56.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

KLEIN, MELANIE (1922) ‘Inhibitions and difficulties at puberty’. WMK  1, pp. 54–8.

KLEIN, MELANIE (1923) ‘The role of the school in the libidinal development of the child’.  WMK

1,  pp. 59–76.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’. WMK  1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

Самость После того как Фрейд описал структурную модель психи

ки (Ид, Эго и СуперЭго), в психоанализе появилась тен

Self денция в большей мере изучать Эго (а не Ид) и то, как Эго

относится к своим объектам и использует их. Кляйн под

черкивала значимость отношений с объектами, но она час

то пользовалась терминами «самость», «Эго» и «субъект» без особой систе

мы. Термин «Эго» (а также «субъект») использовался в качестве дополнения

к термину «объект». В то же время слово «самость», как в дальнейшем ут

верждала Кляйн, «относится к личности в целом, включающей не только Эго, но и инстинктивную жизнь, которую Фрейд называл “Ид”» (Klein, 1959, p.

249), а Эго — это «организованная часть самости».

Эгопсихологию, напротив, больше интересовала роль Эго в структу

ре, чем инстинктивная жизнь, дающая начало объектам [см. 2. БЕССОЗ

НАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Отчетливое различие между «Эго» и «само

стью» провел Хартманн (Hartmann, 1950), определив Эго как объективно

 Садизм — Связь

описанную психическую организацию, а самость — как репрезентацию, которая катектирована при нарциссизме. «Эго» — это технический термин, придуманный прагматичными английскими переводчиками Фрейда, кото

рые стремились придать психоаналитической науке более объективное

звучание; он искажает смысл немецкого слова «ich» («я»), которым поль

зовался Фрейд и которое обладает гораздо более личностным или субъек

тивным значением (Bettelheim, 1983).

BETTELHEIM, BRUNO (1983) Freud and Man’s Soul.  Hogarth.

HARTMANN, HEINZ (1950) ‘Comments on the psycho-analytic theory of the ego’, Psychoanal.

Study Child  5: 74–96.

KLEIN, MELANIE (1959) ‘Our adult world and its roots in infancy’. WMK  3, pp. 247–63.

В своей теории шизофрении (Bion, 1959) Бион описывал на

Связь падения пациента на свое Эго. Эти атаки представляют со

бой переживания, которые Кляйн (Klein, 1946) считала по

Linking следствиями внутреннего действия инстинкта смерти —

ощущение распада на куски. В частности, Бион описывал на

падение на осознание внутренней реальности [см. 11. ПАРАНОИДНО

ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; АННИГИЛЯЦИЯ].

Разорванность (severance).  Разорванность мыслей в психике характерна для

шизофрении и была описана Розенфельдом (Rosenfeld, 1947) и Сигал

(Segal, 1950):

«Хотя сознание шизофреника многое допускает, мы не должны за

бывать о необходимости интерпретировать то, что вытесняется.

Шизофреники больше других вытесняют связи между различны

ми направлениями мысли. Они зачастую допускают в своем Эго

мысли и фантазии, которые невротик бы, вероятно, вытеснил; но с

другой стороны, они вытесняют связи между разнообразными фан

тазиями и между фантазией и реальностью» (Segal, 1950, p. 118).

Шизофреник имеет дело со связями  между   содержаниями психики. Фрейд

описывал процесс такого типа, когда интересовался тяжелым обсессивным

неврозом:

«В этом расстройстве, как я уже отмечал, вытеснение достигается

посредством не амнезии, но разорванности причинных связей, ко

торая вызывается отведением аффекта. Эти вытесненные связи, по

видимому, сохраняются в некой смутной форме и при помощи

процесса проекции переносятся во внешний мир, где указывают на

то, что было вычеркнуто из сознания» (Freud, 1909, pp. 231–32).

Б. Общие статьи

Насилие.  Тогда как Фрейд и Сигал описывали данный процесс в терминах

вытеснения, Бион обратил внимание на его насильственный характер:

«Следует ожидать, что проективная идентификация будет развора

чиваться особенно интенсивно против мысли любого типа, обращен

ной на отношения между объектными впечатлениями, поскольку

если эта связь будет разорвана, а лучше — так и не установится, тог

да, по крайней мере, будет разрушено сознание реальности, хоть и

не сама реальность» (Bion, 1957, p. 50).

В конечном итоге шизофреник оказывается живущим во фрагментирован

ном мире насилия и примитивных идей, которыми не может воспользовать

ся его психика:

«Все они теперь подвергаются атакам, пока наконец становится не

возможно свести вместе два объекта так, чтобы каждый оставался

невредимым со всеми присущими ему качествами, но при этом, путем их соединения, получался бы новый психический объект»

(Bion, 1957, p. 50) [см. ПСИХОЗ].

Разрушение этих соединений и сочетаний приводит к тому, что пациент

чувствует себя «окруженным мельчайшими связями, которые теперь напол

нены жестокостью и жестоко связывают объекты» (Bion, 1957, p. 50)

[см. ПРИЧУДЛИВЫЕ ОБЪЕКТЫ]. Бион назвал эти частицы «бетаэле

ментами» [см. БЕТАЭЛЕМЕНТЫ]. Такая ситуация полным ходом ведет

к тому, что Фрейд назвал «мировой катастрофой» (Freud, 1911, p. 70):

«Это настоящее бедствие для психической жизни, которая затем

уже не устанавливается в нормальном режиме. Вместо мышления, основанного на принципе реальности и символической коммуни

кации внутри самости и с другими объектами, возникает аномаль

ное расширение Эго удовольствия, сопровождаемое чрезмерным

использованием расщепления и проективной идентификации в ее

конкретном способе отношения к ненавидимым и ненавидящим

объектам. Всемогущество заменяет собой мышление, а всезнание

заменяет научение из опыта в катастрофически спутанном, нераз

витом и хрупком Эго» (O’Shaughnessy, 1981, p. 183) [см. МЫШ

ЛЕНИЕ].

К представлению о нарциссическом отведении либидо от объектов в реаль

ности, которое Фрейд описал как мировую катастрофу, добавилась идея о

всемогущем расщеплении и проекции Эго. На Эго сосредоточивается не

только либидинозная любовь [см. НАРЦИССИЗМ], но и агрессия.

 Связь

Эдипальная связь.  На этих наблюдениях Бион построил в итоге формаль

ную теорию (Bion, 1959). Он предположил, что такая соединяющая пару

деятельность основана на врожденной предрасположенности к пониманию

связи между контейнером и его содержимым, типичный случай которой —

сосок в груди или пенис в вагине. Нападение на связь между двумя внут

ренними психическими объектами — это нападение на внутреннюю роди

тельскую пару [см. КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУ

РА]. Вследствие такой коннотации с эдипальной парой, сочетание двух

психических объектов может ощущаться не только как вызывающее за

висть, но и как основание внутренней, психической креативности.

Контейнер и контейнируемое.  Бион (Bion, 1962) понимает сочетание пениса

и вагины или рта и соска как прототип способа соединения объектов, ког

да один находится внутри другого. Таким образом, помещение пережива

ний в мысли, а мыслей в слова порождает цепь однородных процессов свя

зывания, смоделированных по образцу физического полового сношения

двух телесных органов [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Опираясь на эту

модель, Бион исследовал природу мысли как таковой и описал в качестве

ее основания связывание мыслей друг с другом, сопряжение преконцепций

(ожиданий) с реализациями [см. МЫШЛЕНИЕ]. Тот тип связей, из кото

рых составляется мышление, обозначается буквой «K», наряду с другими

типами связей, «L» и «H», которые представляют собой любовь (loving) и ненависть (hating) к объекту [см. ЭПИСТЕМОФИЛИЯ].

BION, WILFRED (1957) ‘Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 266–75; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.

Heinemann, pp. 43–64.

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  40: 308-15; republished (1967) in Second Thoughts,  pp. 93–109.

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience.  Heinemann.

FREUD, SIGMUND (1909) ‘Notes upon a case of obsessional neurosis’. S. E.  10, pp. 153–320.

FREUD, SIGMUND (1911) ‘Psycho-analytic notes on an autobiographical account of a case of paranoia’. S. E.  12, pp. 3–82.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–240.

O’SHAUGHNESSY, EDNA (1981) ‘A commemorative essay on W. R. Bion’s theory of thinking’, Journal of Child Psychotherapy  7: 181–92.

ROSENFELD, HERBERT (1947) ‘Analysis of a schizophrenic state with depersonalization’, Int.

J. Psycho-Anal.  28: 130–9; republished (1965) in Herbert Rosenfeld, Psychotic States.

Hogarth, pp. 13–33.

SEGAL, HANNA (1950) ‘Some aspects of an analysis of a schizophrenic’, in (1981) The Work of Hanna Segal.  New York: Jason Aronson, pp. 101-20; previously published Int. J.

Psycho-Anal.  31: 268–78.

Б. Общие статьи

Сетка См. БИОН

Grid

Биография.  Сигал родилась в Польше, в Брита

Ханна Сигал нии получила медицинское образование, а затем

и профессию психоаналитика и стала особенно

Hanna Segal влиятельным участником поздней Кляйнианской

группы. Считается, что она первой провела ана

лиз госпитализированного шизофреника, практически не внося изменений

в стандартную психоаналитическую технику. Она много занималась органи

зацией и укреплением Кляйнианской группы после смерти Кляйн и стреми

лась распространить кляйнианские идеи за пределы Кляйнианской группы

и за пределы самого психоанализа.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Сигал стала одной из первых (наряду со Скот

том, Розенфельдом и Бионом), кто практиковал психоанализ шизофреников

в 1940х и 1950х годах. Особенно ее занимало нарушение образования сим

волов у шизофреников (Segal, 1950) [см. СИМВОЛИЧЕСКОЕ РАВЕНСТ

ВО], но ее исходные наблюдения оставались непроясненными до публика

ции в 1957 году одной важной работы. В ней Сигал показала, что способность

использовать символы означает конструирование отношения между симво

лом и символизируемым (по существу, частью тела), которое позволяет их

разграничить. Она противопоставила этому символическое равенство, когда

символ и символизируемое не различаются. Приравнивание символов тому, на что они указывают, существенно влияет на мышление и поведение, по

скольку нарушает способность распознавать реальность. Символическое ра

венство — следствие использования патологической проективной идентифи

кации, изза которой объекты оказываются спутанными с частями самости.

Нарушенное образование символов, патологическая проективная идентифи

кация и поврежденное чувство реальности — все это характерные черты па

раноидношизоидной позиции. Соответствующие статьи Сигал (Segal, 1950, 1957) подтвердили рабочую гипотезу Кляйн о том, что точки фиксации при

психозах находятся на параноидношизоидной позиции.

Изучение формирования символов оказалось связанным с изучением

области эстетики (Segal, 1952). Сигал стала удачно различать параноидно

шизоидную и депрессивную позиции [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Художественное творчество требует относительно стабильного достижения

депрессивной позиции, обеспечивающей мобилизацию влечения к репара

ции для созидательной деятельности. Этот подход был с энтузиазмом под

хвачен и развит искусствоведом Адрианом Стоуксом (Stokes, 1963). Позд

нее Сигал написала ряд статей о различных аспектах творчества (Segal, 1974, 1977, 1981, 1984).

 Сетка — Символическое равенство

Сигал создала несколько исчерпывающих обзоров подхода Кляйн

(Segal, 1964, 1979). В последние годы она интересуется темой ядерных во

оружений и открыто обсуждает ее (Segal, 1987).

SEGAL, HANNA (1950) ‘Some aspects of the analysis of a schizophrenic’, Int. J.  Psycho-Anal 31: 268–78; republished (1981) in Hanna Segal, The Work of Hanna Segal.  New York: Jason Aronson, pp. 101–20.

SEGAL, HANNA (1952) ‘A psycho-analytic approach to aesthetics’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 196–

207; republished (1955) in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 384–405; and (1981) in The Work of Hanna Segal,  pp. 185–206.

SEGAL, HANNA (1957) ‘Notes on symbol formation’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 391–7; republished (1981) in The Work of Hanna Segal,  pp. 49–65.

SEGAL, HANNA (1964) Introduction to the Work ofMelanie Klein.  Heinemann; republished (1973) Hogarth.

SEGAL, HANNA (1974) ‘Delusion and artistic creativity’, Int. J. Psycho-Anal.  1: 135–41; republished (1981) in The Work ofHanna Segal,  pp. 207–16.

SEGAL, HANNA (1977) ‘Psycho-analysis and freedom of thought’. H. K. Lewis; republished (1981) in The Work ofHanna Segal,  pp. 217–27.

SEGAL, HANNA (1979) Klein.  Fontana.

SEGAL, HANNA (1981) ‘Manic reparation’, in The Work ofHanna Segal,  pp. 147–58.

SEGAL, HANNA (1984) ‘Joseph Conrad and the mid-life crisis’, Int. Rev. Psycho-Anal.  11: 3–9.

SEGAL, HANNA (1987) ‘Silence is the real crime’, Int. Rev. Psycho-Anal.  14: 3–12.

STOKES, ADRIAN (1963) Painting and the Inner World.  Tavistock.

Джонс (Jones,

Символическое равенство 1916) и другие

авторы (Ferenczi,

Symbolic equation 1912; Milner,

1953) выделили

особую форму символизма [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ], когда

приравнивание символа к символизируемой вещи приводит к такому об

ращению с символом, как если бы он действительно был этой вещью. Жи

вой пример приводит Сигал (Segal, 1950). Для одного ее пациента, страдав

шего шизофренией,

«не существовало различия между символом и символизируемой

вещью. /... / Он краснел, заикался, хихикал и извинялся вслед за

тем, как принес парусиновый стул. Он вел себя так, как если бы

действительно предложил мне фекальный стул. Это не было про

сто символическим выражением желания принести мне свой стул.

Он чувствовал, что действительно его мне предложил» (Segal, 1950, р. 104).

Б. Общие статьи

«Образовавшись, символ, тем не менее, не функционировал как сим

вол, но стал во всех отношениях эквивалентным объекту» (р. 104).

Позже Сигал (Segal, 1957) привела изящные клинические примеры в ка

честве иллюстрации символической репрезентации,  при которой символ за

мещает оригинал, но без потери действительных отличий символа от вещи, и символического равенства, при котором символ не отличается от симво

лизируемого и безобидный объект считается символизируемой вещью:

«Однажды врач спросил пациента А., /... / почему он прекратил

играть на скрипке, когда заболел. Тот ответил с долей негодова

ния: “Почему? Вы думаете, что я буду мастурбировать прилюд

но? ” Другой пациент, В., однажды увидел во сне, что вместе с

юной девушкой играет скрипичный дуэт. У него появились ассо

циации с манипуляциями (fiddling — также «игра на скрипке». —

Примеч. пер. ), мастурбацией и т. д., из которых стало очевидно, что скрипка представляет его гениталии, а игра на скрипке пред

ставляет мастурбационную фантазию отношений с девушкой. Эти

два пациента явно используют одни и те же символы в одной и

той же ситуации: скрипка, представляющая мужские гениталии, и игра на скрипке, представляющая мастурбацию. Однако спосо

бы функционирования символов весьма различны. Для А. скрип

ка оказалась настолько эквивалентной его гениталиям, что при

людное прикосновение к ней стало невозможным» (Segal, 1957, р. 49–50).

Пациент А. приравнивал объект к символизируемой вещи, и это было час

тью привычного нарушения его реальности, возникающего вследствие ис

пользования конкретной, патологической формы проективной идентифи

кации [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. В результате



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.