Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 48 страница



году, был продолжен в форме исследовательского направления, специаль

но посвященного Эго, что привело к возникновению главенствующей шко

лы психоанализа, эгопсихологии. Несмотря на радикальные отклонения от

фрейдистской традиции, эгопсихология заняла положение наследницы

этой традиции в чистой ее форме. Это произошло частично по причинам

количественного характера. Венцы эмигрировали по большей части в Аме

рику, и поскольку в Соединенных Штатах начиная с 1940х годов и закан

чивая серединой 1970х происходил бурный рост интереса к психоанали

зу, количество психоаналитиков, обученных в данной главенствующей

традиции, превзошло численность любой другой группы.

Эгопсихология — это исследование развития и структуры Эго в рам

ках структурной модели Фрейда (Freud, 1923). Это модель психики, состо

ящей из трех взаимосвязанных инстанций: Ид, Эго и СуперЭго. Внутрен

ний конфликт между инстинктивным Ид и цивилизованным СуперЭго

помещает Эго в ключевую позицию посредника между ними и в конечном

счете выражает борьбу между индивидом и обществом. Поэтому функци

онирование Эго стало предметом особого психоаналитического интереса, и флагманом этого направления выступила Анна Фрейд с книгой «Эго и

механизмы защиты» (Anna Freud, 1936). Данное направление оформилось

в школу психоаналитической мысли и практики, когда Хартманн привнес

в него явно выраженную адаптивную точку зрения, изложенную в его ра

боте «Психология Эго и проблема адаптации» (Hartmann, 1939).

Этот теоретический подход был вынесен за пределы Вены в резуль

тате оккупации Австрии фашистской Германией. Консолидация школы

произошла в Соединенных Штатах, хотя ее глава, Анна Фрейд, оставалась

в Лондоне (без медицинской степени ей было бы запрещено практиковать

психоанализ в Соединенных Штатах, а в Британии такого ограничения

не существовало). В Соединенных Штатах венская традиция подверглась

влиянию еще с двух сторон. Вопервых, в Америке очень сильна была со

циальная психология. В психиатрии это выражалось ориентацией на куль

 Эгопсихология

туру, в частности, у Салливана, для которого социальный, культурный и

семейный контекст представлял собой важнейшее измерение развития и

психопатологии. Такой подход гармонировал с адаптивной направленно

стью венского психоанализа и содействовал укреплению интерперсональ

ной направленности американского психоанализа. Вовторых, свое вли

яние оказала доминирующая в Соединенных Штатах бихевиористская

психология, что, возможно, привело к более механистическому стилю эго

психологической школы.

Эгопсихология вышла на первый план преимущественно в середи

не 1950х и с тех пор удерживает главенствующую позицию в Соединен

ных Штатах. Она концептуально согласуется с определенными вывода

ми психологии развития, особенно с работами Харлоу (Harlow and Zimmermann, 1959; Harlow, 1961) о важных изменениях в развитии обе

зьян, выращенных с использованием механических заместителей мате

ри. На данные работы ссылался Боулби (Bowlby, 1969), находя в них сви

детельство значимости любящей привязанности (affectionate bonding), инстинктивной, но при этом отличной от классических оральных ин

стинктов (голода) [см. ЛЮБОВЬ]. Эгопсихология опиралась не на эти

экспериментальные труды, а на психоанализ, однако пришла к похожим

выводам: существуют такие аспекты Эго и его развития, которые выхо

дят за пределы классической психоаналитической теории ослабления

влечений (drivereduction). Согласно теории влечений [см. ЛИБИДО], организм всегда ведет себя так, чтобы минимизировать фрустрацию пер

вичных телесных инстинктов: инстинкта выживания и полового ин

стинкта. Помимо ослабления влечений, утверждает эгопсихология, су

ществует целая область развития, которое Эго проходит самостоятельно

(т. е. независимо от инстинктов), — это сфера психического развития, происходящего вне инстинктов. Было постулировано наличие особого

источника психической энергии внутри Эго, отдельного от инстинктив

ной энергии Ид, потенциально с ним конфликтующей.

Однако начиная с 1960х годов возникло понимание ограниченности

эгопсихологии, особенно в области объектных отношений, и появился

интерес к некоторым британским аналитикам школы объектных отноше

ний — более всего к Фэйрберну и Розенфельду (к последнему — благодаря

его работе с шизофрениками) [см. ФЭЙРБЕРН; РОЗЕНФЕЛЬД]. По

видимому, расцвет эгопсихологической школы психоанализа уже миновал.

В последнее время в Соединенных Штатах все более слышна умеренная ее

критика, связанная с отсутствием в эгопсихологии полноценной теории

объектных отношений [см. ниже].

Наряду с Анной Фрейд и Хартманном, основными представителями эго

психологии являются Крис, Левенштайн и Рапапорт. Рапапорт (Rapaport, 1958) сделал краткий исторический очерк эгопсихологии, Бланк и Бланк

(Blanck and Blanck, 1974) предложили более основательный обзор.

Б. Общие статьи

Теория адаптации.  Центральной частью эгопсихологии является теория

адаптации. Представление об автономных функциях Эго (в частности, функциях синтеза), начиная с фрейдовской теории тревоги (Freud, 1926), развивалось в описаниях определенных черт Эго (подвижности, восприя

тия, памяти и т. д. ), никак не обусловленных ни Ид, ни действием инстинк

тов, ни конфликтами, которые порождены Ид. Эго выполняет функцию, независимую от Ид, — функцию адаптации к окружению. В принципе, эгопсихология предполагает, что нормальное Эго с рождения наделено по

степенно развертывающимися способностями к адекватному контакту со

среднеожидаемым окружением (the average exactable environment).  Поэто

му контакт индивида с социальным окружением (посредничество Эго меж

ду Ид и СуперЭго) гармоничен, если его не нарушает окружение, не соот

ветствующее ожиданиям. Такой эпигенез Эго, адаптирующегося к контакту

с обществом, вполне обособлен от развертывания фаз либидо. Особое вни

мание этому уделил Эриксон (Erikson, 1951), определивший последователь

ные стадии типичного развития Эго.

Эта теория

«посвящена Эго и социальному аспекту объектных отношений. Она

рассматривает заботящихся о ребенке людей как представителей об

щества, как носителей его институциональных, воспитательных и

традиционнокультурных моделей и тем самым показывает, что каж

дое общество встречает каждую фазу развития своих членов специ

ально предназначенными для этого институциями (родительский

уход, школы, учителя, профессии и т. д. ), которые обеспечивают жиз

неспособность индивида. /…/ Данная теория не предполагает, что

социальные нормы пересаживаются генетически асоциальному ин

дивиду путем “дисциплинирования” и “социализации”; здесь гово

рится, что общество превращает индивида в своего члена путем воз

действия на способ решения задач, которые ставит каждая фаза его

эпигенетического развития» (Rapaport, 1958, p. 753).

Предложенное описание радикально расходится с представлением о суще

ственно динамическом обретении индивидом членства в группе на основе

проективных и интроективных идентификаций.

Таким образом, эгопсихология считает предметом психоанализа норма

тивный процесс, когда общество мягко содействует индивиду, который хо

чет к нему приспособиться; цель психоанализа — коррекция этого процесса

(если адаптация происходит неправильно) посредством поддержки механиз

мов, позволяющих индивиду приспособиться к обществу и к способу, каким, с точки зрения данного общества, он должен решать свои проблемы.

Вопросы, занимающие эгопсихологов, таковы: (i) происхождение Эго

из симбиотического первичного нарциссизма; (ii) особые функции Эго, включая те, что относятся к его свободным от конфликта областям (дви

 Эгопсихология

жение, восприятие, память и т. д. ); (iii) механизмы адаптации и защиты Эго; (iv) развитие точной техники интерпретации предсознательного (противо

поставляемого бессознательному); (v) приверженность духу ранних фрей

довских поисков научной (детерминистской) психологии (Freud, 1895).

КРИТИКА ЭГО)ПСИХОЛОГИИ.  Есть ряд существенных разногласий меж

ду влиятельными американскими концепциями и кляйнианскими разра

ботками.

Первый год жизни и отсутствие границ.  Это вопрос выбора между поняти

ем о первичном нарциссизме и представлением о существовании объектных

отношений с самого рождения. Преданность эгопсихологов фредовской

теории нарциссизма привела к возникновению особо труднопреодолимых

расхождений с кляйнианцами. Шпиц (Spitz, 1950) и Малер (Mahler et al. , 1975) интересовались очень ранним развитием Эго, когда после начального

периода первичного нарциссизма формируется психика. Шпиц признавал

существование истинной тревоги в возрасте не моложе шести месяцев. Ма

лер датировала «психологическое рождение младенца» возрастом девяти

месяцев или около того.

Эгопсихологи отрицают способность младенца распознавать границы

Эго и различать хорошие и плохие объекты, на которых настаивает Кляйн; также, с точки зрения эгопсихологов, младенец не способен фантазировать

до шестидевяти месяцев [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Это

очень важное различие во взглядах, поскольку кляйновская концепция

примитивных защитных механизмов, действующих в первые шесть меся

цев жизни, просто не принимается эгопсихологами, которые считают, что

Эго на этой стадии не существует [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТА

ЗИЯ; ГЕНЕТИЧЕСКАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ].

Первичный нарциссизм.  Мнение Эгопсихологов, что объектные отношения

существуют не с самого рождения, основано на высказываниях самого

Фрейда, особенно из его статьи о нарциссизме (Freud, 1914). Эта точка

зрения нашла поддержку в экспериментальных работах Шпица (Spitz, 1950) и Малер (Mahler et al. , 1975). Однако в последнее время у некоторых эго

психологов возникают серьезные сомнения относительно данной позиции.

Например, Хоффер (Hoffer, 1981) отмечал: «Если в моем предположении, что здесь мы наблюдали галлюцинаторное исполнение желаний, есть хотя

бы доля истины, невозможно далее считать, что безобъектное состояние

младенчества длится скольконибудь значительное время» (цит. по: Britton, 1982). Стерн, опираясь на результаты исследований в области психологии

развития, пересмотрел взгляды на субъективный опыт младенца в первые

месяцы после рождения и пришел к выводу о существовании сложного Эго, способного к познанию, аффектам и социальным взаимодействиям в том

возрасте, который раньше относили к периоду первичного нарциссизма.

Б. Общие статьи

Место деструктивности. Эгопсихологи категорически возражают против

понятия об инстинкте смерти, считая его клинически бесполезным (Kernberg, 1969; Dorpat, 1983) [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ].

Различные точки зрения (субъективная и объективная).  Кляйнианскую

метапсихологию, которая определяет типичные переживания и фантазии

пациента и утверждает, что они оказывают постоянное структурирующее

воздействие на личность, критикуют за (i) овеществление феноменов и

(ii) спутывание уровня описания переживания пациента с уровнем психо

аналитической теории. Эту проблему нельзя назвать незначительной или

просто отмахнуться от нее, объяснив спутанностью мышления. Наука о

субъективности должна принимать во внимание то, что объект исследова

ния субъективен и наблюдатель пользуется собственной субъективностью

в форме эмпатии и интуиции для достижения научного понимания. Мы об

суждаем это в другом месте [см. СУБЪЕКТИВНОСТЬ], но вкратце ука

жем, что спор сосредоточен на том, какой статус следует придавать собст

венным теориям пациента (включая теории бессознательные) относительно

работы его психики — например, сон о поглощении некоего объекта, пред

ставленного аналитиком, может свидетельствовать о бессознательной фан

тазии пациента об инкорпорации, и эта картина точно совпадает с концеп

цией аналитика об интроекции аналитика. Фантазии пациента и теории

аналитика с трудом поддаются разделению.

Адаптация или интеграция.  Сама цель психоаналитической терапии пони

мается в эгопсихологии и кляйнианском психоанализе совершенно по

разному. Кляйнианцы считают своей целью интеграцию тех аспектов лич

ности, которые либо отщеплены друг от друга, либо находятся друг с другом

в постоянном конфликте [см. РАЗВИТИЕ]. Это довольно ощутимо расхо

дится с целью эгопсихологов — разблокировать следующее врожденному

порядку развертывание нормативной адаптации к социальному миру по

средством зрелого и свободного от конфликтов альянса с пациентом.

Сигал настаивала на том, что Эго всегда развивается в отношении к

своим объектам и в контексте своих импульсов в этих отношениях:

«Я не могу согласиться с тем, что мы игнорируем автономные

функции Эго, такие, как речь. Сказанное мною о моей работе по

символизму и о теориях Биона должно было показать, как много

внимания мы уделяем этим процессам. Дело в том, что мы рассма

триваем их не как автономные  функции Эго, но как функции, раз

вившиеся в тесной связи с объектными отношениями» (Segal, 1977, pp. 380–381).

Бион разработал теорию мышления, основанную на двух предложенных

Фрейдом принципах функционирования психики, согласно которой мыс

 Эгопсихология

ли и мыслящий аппарат порождаются Эго в эмоциональном беспорядке и

богатой конфликтами борьбе за управление своими объектами (внутрен

ними и внешними) [см. МЫШЛЕНИЕ].

В Соединенных Штатах бытует радикальное мнение, что «функция

психоанализа в культуре нашего времени изменилась» (Marcuse, 1969, p. 190). Развитие адаптивного подхода выражает собой конформистский

компонент американской культуры, вероятно, особенно свойственный им

мигрантским ее пластам. Адаптивный подход, подчеркивая нормализован

ное и неконфликтное вхождение индивида в общество, как в концепции

Эриксона, стремится умалить врожденные «негативные» аспекты челове

ка, препятствующие послушанию социальным стандартам, о которых по

дробно писал Фрейд (Freud, 1930; Jacoby, 1975). Защитные механизмы, на

правленные против сексуальности, выводятся из центра внимания анализа, а их место занимают механизмы адаптивные.

Лечебный альянс. Эгопсихолог рассматривает Эго пациента как призван

ное управлять импульсами Ид. Эго и вместе с ним аналитик находятся как

бы над водоворотом инстинктов Ид. Считается, что Эго, наделенное авто

номными функциями, имеет свободные от конфликтов зоны, которые пси

хоаналитик стремится обнаружить, тем самым устанавливая «лечебный

альянс» (Zetzel, 1956).

Кляйн же, напротив, считала, что все виды деятельности Эго прочно

смешаны с конфликтами между любовью и ненавистью. Позитивный аль

янс с аналитиком существует безусловно, но он не свободен от вмеша

тельств агрессивных, деструктивных и завистливых частей самости. Ведь

та часть Эго, которая вовлечена в альянс с аналитиком, может быть зави

симой самостью младенца — то есть частью самости, которая способна при

нимать зависимость.

Это различие приводит к серьезным расхождениям в технике [см. 1.

ТЕХНИКА]. Эгопсихолог призывает пациента осознанно признать опре

деленные содержания его предсознательного, производные влечений, кото

рые ближе всего подходят к поверхности психики пациента. Таким обра

зом аналитик примыкает к Эго пациента в его борьбе с импульсами Ид.

Кляйн же считала, что для того, чтобы установить и поддерживать анали

тическую ситуацию, аналитику следует предоставлять глубокие интерпре

тации, соответствующие уровню тревоги пациента.

Репрезентации.  Эгопсихологи уделяют много внимания фрейдовским

описаниям интроекции и «модификации Эго». Однако существует ради

кальное различие в терминологии, ведущее к значительному взаимному не

пониманию. Кляйн считала, что восприятие объекта сопровождается фан

тазией его инкорпорации, и это приводит к возникновению внутреннего

объекта: конкретного, реального, внутреннего, наделенного намерениями, антропоморфным образом расцениваемыми субъектом. Он существует

Б. Общие статьи

наряду с усложненной памятью, где есть репрезентации объекта — распоз

наваемые как отдельные от объекта. Представление объекта в памяти и в

сознании — нечто совершенно иное, чем внутренний объект, который не

отличаем от объекта внешнего. Важно не толковать «внутренний объект»

как «репрезентацию объекта» (object representation) [см. 5. ВНУТРЕННИЕ

ОБЪЕКТЫ].

Механистический психоанализ.  Для эгопсихологии характерна чрезвычай

но объективистская механистическая терминология. Повидимому, в Со

единенных Штатах она испытала влияние бихевиористской психологии, с ее вниманием к Эго, которое обеспечивает адаптацию к обществу. Разви

тие гуманистической психологии, вероятно, было обусловлено реакцией на

то, что ощущалось как механистический взгляд на человека (Hinshelwood and Rowan, 1988). Некоторые психоаналитики также устояли против оче

видно дегуманизирующего подхода, принятого в американском психоана

лизе (Bettelheim, 1960; Fromm, 1971; Schafer, 1976):

«Безусловно, в Соединенных Штатах “лечение душевной болезни”

принято считать главной задачей психоанализа, так же, как лечение

телесной болезни — главной задачей медицины. Ожидается, что вся

кий, кто проходит психоанализ, достигнет не столько более глубо

кого понимания себя и лучшего контроля над своей жизнью, сколь

ко осязаемых результатов — такого же типа, каких добивается врач, занимающийся телом. В Соединенных Штатах из всего багажа тео

рии Фрейда наиболее востребованной оказалась концепция меха

низмов приспособления. Это раскрывает характер признания пси

хоанализа в Америке, в частности, потому, что Фрейд мало обращал

внимание на “приспособление” и не считал его особо значимым.

На самом деле /…/ концепция приспособления была внедрена во

фрейдистскую систему взглядов вследствие ее первостепенной важ

ности в системе ценностей американских психоаналитиков, и это из

менение объясняет повсеместное признание психоанализа в Амери

ке» (Bettelheim, 1983, p. 40).

Реакция на критику.  Эгопсихология, похоже, откликнулась только на послед

нюю из перечисленных выше претензий, касающуюся механистического

отзвука в ее терминологии. Произошло смещение интереса от механизмов

Эго к объектным отношениям и репрезентации самости:

«Суть этих претензий [к эгопсихологии] заключается в том, что

некоторые решающе важные моменты и черты развития личности

и психопатологии, связанные с объектными отношениями и само

стью, нелегко вписываются в базовую модель традиционной тео

рии, модель Ид – Эго. Например, описания психологического раз

 Эгопсихология

вития, наиболее значимые для многих современных клиницистов

и теоретиков, не касаются психосексульного развития, но выделя

ют такие измерения, как различение самости и другого, движение

от сепарации–индивидуации и степень связности самости (self cohesiveness)» (Eagle, 1984, p. 18).

Очевидно, многие из этих клинических проблем исследованы Кляйн и ее

коллегами при описании параноидношизоидной позиции и проективной

идентификации [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ], но здесь они сформулирова

ны в чужой терминологии.

Ряд аналитиков в Соединенных Штатах признали это и пытались укре

пить эгопсихологию заимствованиями из теории объектных отношений

[см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Игл (Eagle, 1984) опи

сывает четыре основных тенденции:

(i) Комбинированный подход.  Малер (Mahler et al. , 1975) и в некоторой сте

пени Джейкобсон (Jacobson, 1964) продолжают придерживаться традицион

ной теории инстинктов, пытаясь в то же время осуществить ее синтез с тео

рией объектных отношений, — см., например, работы Кёрнберга (Kernberg, 1980) и Гротстайна (Grotstein, 1981). Лэнгс (Langs, 1978) и Огден (Ogden, 1982) стали уделять пристальное внимание объектным отношениям, но тем

не менее их работа все еще связана с интерперсональным адаптивным под

ходом. Они особым образом использовали концепцию проективной иденти

фикации, стремясь достичь понимания межличностного аспекта психоана

литического сеттинга.

(ii) Двухфакторная теория.  Кохут (Kohut, 1971) и Моделл (Modell, 1975) работают как с теорией инстинктов, так и с теорией объектных отношений, применяя каждую там, где это уместно для определенных пациентов или

на определенных стадиях анализа пациента.

(iii) Отказ от теории инстинктов.  Дж. С. Клейн (G. S. Klein, 1976) — пред

ставитель тех психоаналитиков Соединенных Штатов, которые следуют

подходу Фэйрберна и полностью отбросили теорию инстинктов.

(iv) Психология самости.  Работа Кохута (Kohut, 1971) с пограничными и

нарциссическими пациентами привела к развитию психологии отношений

с самостью. Исходя из того, что чувство самости — это первая психологи

ческая борьба младенца (когда первичный нарциссизм уступает знанию о

существовании объекта и отношению к нему), Кохут сосредоточился не

столько на отношении к объекту, сколько на самости, которая осуществля

ет данное отношение. Эта точка зрения во многом напоминает подход

Кляйн и Винникотта, согласно которому первое, чем вынужден занимать

Б. Общие статьи

ся младенец, — поддержание чувства самости, а ему противостоит страх

аннигиляции. Кохут обязан Винникотту описанием значимости объекта как

зеркала, при помощи которого развивается образ самости.

BETTELHEIM, BRUNO (1960) The Informed Heart.  Hogarth.

BETTELHEIM, BRUNO (1983) Freud and Man’s Soul.  Hogarth.

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation during psycho-analytic training’, Int. J.

Psycho-Anal.  45: 558–66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 240–56.

BLANCK, GERTRUDE and BLANCK, RUBIN (1974) Ego-Psychology: Theory and Practice.  New York: Columbia University Press.

BOWLBY, JOHN (1969) Attachment and Loss.  Hogarth.

BRITTON, RONALD (1982) ‘Review of Hoffer’s Early Development of the Child’, Int. J. PsychoAnal.  63: 389–91.

DORPAT, T. L. (1983) ‘Book review of Grotstein’s Splitting and Projective Identification’, Int.

J. Psycho-Anal.  64: 116–19.

EAGLE, MORRIS (1984) Recent Developments in Psycho-Analysis.  New York: McGraw-Hill.

ERIKSON, ERIK (1951) Childhood and Society.  Imago.

FREUD, ANNA (1936) The Ego and the Mechanisms of Defence.  Hogarth.

FREUD, SIGMUND (1895) ‘Project for a scientific psychology’. S. E.  1, pp. 283–397.

FREUD, SIGMUND (1914) ‘On narcissism’. S. E.  14, pp. 67–102.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. S. E.  19, pp. 3–66.

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety. S. E.  20, pp. 77–175.

FREUD, SIGMUND (1930) Civilization and its Discontents. S. E.  21, pp. 59–145.

FROMM, ERICH (1971) The Crisis of Psycho-Analysis. Jonaihan  Cape.

GROTSTEIN, JAMES (1981) Splitting and Projective Identification.  New York: Jason ARONSON. HARLOW, H. F. (1961) ‘The development of affectional patterns in infant monkeys’, in Brian Foss, ed. The Determinants of Infant Behaviour,  vol. 1. Methuen, pp. 75–88.

HARLOW, H. F. and ZIMMERMANN, R. R. (1959) ‘Affectional responses in the infant monkey’, Science  130: 421–32.

HARTMANN, HEINZ (1939) Ego Psychology and the Problem of Adaptation,  published in English (1958). New York: International Universities Press.

HINSHELWOOD, R. D. and ROWAN, JOHN (1988) ‘Is psycho-analysis humanistic? ’, Br. J.

Psychother.  4: 142–7.

HOFFER, WILLI (1981) Early Development and Education of the Child.  Hogarth.

ISAACS, SUSAN (1948) ‘The nature and function of phantasy’, Int. J. Psycho-Anal.  29: 73–97; republished (1952) in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 67–121.

JACOBSON, EDITH (1964) The Self and the Object World.  New York: International Universities Press.

JACOBY, RUSSELL (1975) Social Amnesia.  Boston: Beacon Press.

KERNBERG, OTTO (1969) ‘A contribution to the ego-psychological critique of the Kleinian school’, Int. J. Psycho-Anal.  50: 317–33.

KERNBERG, OTTO (1980) Internal World and External Reality.  New York: Jason Aronson.

 Эгопсихология — Экономическая модель

KLEIN, G. S. (1976) Psycho-Analytic Theory: An Exploration of Essentials.  New York: International Universities Press.

KOHUT, HEINZ (1971) The Analysis of the Self.  New York: International Universities Press.

LANGS, ROBERT (1978) The Listening Process.  New York: Jason Aronson.

MAHLER, MARGARET, PINE, FRED and BERGMAN, ANNI (1975) The Psychological Birth of the Human Infant.  Hutchinson.

MARCUSE, HERBERT (1969) Eros and Civilization.  Sphere.

MODELL, ARTHUR (1975) ‘The ego and the id: 59 years later’, Int. J. Psycho-Anal 56: 57–68.

MONEY-KYRLE, ROGER (1958) ‘On the process of psycho-analytic inference’, Int. J. PsychoAnal.  59: 129-33; republished (1978) in The Collected Papers of Roger Money-Kyrle.

Perth: Clunie, pp. 343–52.

OGDEN, THOMAS (1982) Projective Identification and Psychotherapeutic Technique.  New York: Jason Aronson.

RAPAPORT, DAVID (1951) ‘The conceptual model of psycho-analysis’, Journal of Personality 20: 56–81.

RAPAPORT, DAVID (1958) ‘A historical survey of psychoanalytic ego psychology’, Bulletin of the Philadelphia Assn. for Psychoanalysis  8: 105–20; republished in The Collected Papers of David Rapaport.  New York: Basic, pp. 745–57.

SCHAFER, ROY (1976) A New Language for Psycho-Analysis.  New Haven: Yale.

SEGAL, HANNA (1977) ‘Discussion on “Kleinian theory today”’, J. Amer. Psychoanal. Assn 25: 363-85.

SPITZ, RENE (1950) ‘Anxiety in infancy, a study of its manifestations in the first year of life’, Int. J. Psycho-Anal.  31: 138–43.

STERN, DANIEL (1985) The Interpersonal World of the Infant.  New York: Basic.

WAELDER, ROBERT (1937) ‘The problem of the genesis of psychical conflict in earliest infancy’, Int. J. Psycho-Anal.  18: 406–73.

ZETZEL, ELISABETH (1956) ‘Current concepts of transference’, Int. J. Psycho-Anal.  37: 367–76.

Сводная психоаналити

Экономическая модель ческая теория Фрейда, известная под названи

Economic model ем метапсихологии, со

держит в себе ряд раз

личных рабочих моделей психики: топографическую, динамическую, модель

развития, модель структурную и экономическую. Как правило, Кляйн не

стремилась менять всеобъемлющие модели, но в некоторых случаях могла

заниматься конкретизацией их содержания: например, изменяла порядок

этапов инфантильного развития или показывала сложность внутренней

структуры психики в рамках структурной модели. В принципе, она вообще

была склонна отрицать, что скольконибудь существенно видоизменяет те

ории Фрейда.

Однако ясно, хотя и не все это признают, что взгляды Кляйн радикаль

но отличаются от представления о психике как об энергетической системе,

Б. Общие статьи

действующей по замкнутым экономическим линиям. Идеи Фрейда развива

лись, следуя физической науке девятнадцатого века, основанной на принципе

сохранения энергии. Он внедрил этот принцип в психоаналитическую пси

хологию в качестве закона сохранения психической энергии и в своей ранней

работе рассматривал возможные преобразования гипотетической психиче

ской энергии и ее количественное распределение (Freud, 1895) [см. ИН

СТИНКТЫ]. Кляйн же начала работать, когда цельность науки девятнад

цатого века разрушалась. Возможно также, что научная подготовка Кляйн

была слишком слабой, чтобы както на нее влиять; таким образом она была

более свободна от того научного багажа, со всей его строгостью, который

Фрейд принес в психологию. Понимание инстинктов у Кляйн было опреде

ленно нефрейдистским. Она не придерживалась принципа сохранения энер

гии и постоянно развивала свои идеи — как если бы определенная форма лю

бовного импульса была способна распространяться, как бы умножаясь, аналогично импульсам агрессивным. Поэтому у нее импульсы, направлен

ные на внешние объекты, всегда «распространяются» на внутренние объек



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.