Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 42 страница



дования либидинозных фаз, но при этом описывала нарушение нормаль

ного продвижения деструктивнымие импульсами, которые либо

(i) тормозят прогресс и провоцируют регрессию, либо

(ii) стимулируют более быстрый переход от стадии к стадии, что может

приводить к преждевременной «зрелости».

Тревоги и защиты параноидношизоидной и депрессивной позиций влия

ют на темп эпигенетического развертывания либидинозных фаз:

«Таким образом, ход либидинозного развития на каждом этапе сти

мулируется и укрепляется стремлением к репарации и в конечном

итоге — чувством вины. С другой стороны, вина, которая порож

дает стремление к репарации, также тормозит либидинозные же

лания. Когда ребенок чувствует, что в нем преобладает агрессив

ность, либидинозные желания кажутся ему угрожающими его

любимым объектам и потому должны подвергнуться вытеснению»

(Klein, 1945, p. 410) [см. ЛИБИДО].

(3) Принцип реальности.  Неврологическое развитие младенца подводит его

к тому моменту, когда органы чувств оказываются способными определять

реальность внешних объектов. К пятишести месяцам должно произойти

значительное психологическое созревание, позволяющее младенцу успеш

но переносить депрессивные тревоги и продолжать процесс взросления, за

висящий от развития внутреннего мира. Способность выстраивать отноше

ние к целостному объекту означает отказ от всемогущих проекций и

интроекций, искажающих восприятие. Умение выносить амбивалентность

Б. Общие статьи

[см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА] является необходимым условием раз

вития принципа реальности.

(4) Развитие объектных отношений.  Кляйн интересовали взаимоотношения

с объектами, и поэтому она была очень внимательна к развитию объектных

отношений. Согласно теории объектных отношений, Эго устанавливает

объектные отношения как биологически заданные с момента рождения.

Их форма и развитие обусловлены в том числе взаимодействием парано

идношизоидной и депрессивной позиций.

Развитие на параноидношизоидной позиции. С начала своего существова

ния Эго вынуждено справляться с напряженными состояниями преследо

вания и страхом аннигиляции изнутри и снаружи. Фактически, с точки

зрения Фрейда, первым действием Эго является обращение инстинкта

смерти наружу, на внешний объект. Со значительной частью этого бреме

ни младенец пытается совладать при помощью экстернализации (проек

ции) плохих объектов и интернализации (интроекции) хороших объектов

[см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ]. Это значит, что младенец начинает

оперировать фантазиями, позволяющими ему как можно быстрее возвра

щаться к ощущению полноты и «хорошести» внутри границ своего Эго.

Когда голодный ребенок насыщается, ощущения соска во рту и молока в

животе вызывают психические репрезентации бессознательных фантазий

о том, как внутрь попадает хороший объект (интроекция). Результатом

становится прогрессирующая способность поддерживать состояние, в ко

тором младенец конкретным образом чувствует нечто хорошее внутри себя.

Она составляет основу доверия.

Итак, с точки зрения Кляйн, первоначальная защита от инстинкта смерти

(a) вызывает не только проективный, но и важный интроективный про

цесс — интроекцию хорошего контейнирующего объекта; (b) этот первый этап в развитии достигается лишь постепенно.

Согласно Кляйн, таким первым хорошим объектом является материнская

грудь, то есть частичный объект, удовлетворяющий насущные телесные

нужды младенца. Бик (Bick, 1968) продвинулась в этом отношении даль

ше: первый интроецированный объект обеспечивает ощущение внутреннего

и, следовательно, внешнего пространства, куда осуществляется проециро

вание [см. КОЖА].

Депрессивная позиция.  Хороший объект, который до сих пор переживался как

всего лишь часть матери и всемогущим образом контролировался посредст

вом примитивных механизмов [см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ], в конечном

итоге начинает переживаться как целое, обладающее хорошими и плохими

аспектами. Физическое созревание нервной системы и аппарата восприятия

 Развитие

связано с развитием новых фантазий. Хороший объект начинает ощущаться

как поврежденный или зараженный плохим объектом (или плохими чувст

вами Эго, направленными на плохие элементы целостного объекта) и теперь

кажется только частично хорошим. Теперь хорошие объекты энергично вби

раются внутрь или удерживаются внутри для подержания внутреннего со

стояния Эго, когда тревога относительно состояния внутреннего хорошего

объекта возрастает. На первый план выходит интроекция, при этом возрас

тает понимание внутреннего мира и способность отличать его от мира внеш

него [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Интроективная идентификация.  Развитие, которое представляет собой

депрессивная позиция, основано на изменении баланса интроективной и

проективной идентификаций в пользу первой. Всемогущая (патологичес

кая) проективная идентификация, характерная для параноидношизоидной

позиции, постепенно сходит на нет. Обретение новых объектов и их интро

екция приводит ко все большему обогащению внутреннего мира; все боль

ше внутренних объектов предоставляют возможность идентификации и

ассимиляции. Внутренний объект, идентифицированный с Эго, привносит

с собой умения и свойства, с которыми Эго теперь может идентифициро

ваться и исполнять некую роль в реальном внешнем мире.

(5) Развитие Эго.  Благодаря описанию параноидношизоидной позиции и

работе с шизофрениками значительно возросло понимание форм расщеп

ления, и стало ясно, что отщепленные части самости ослабляют личность.

Развитие в анализе (как и на параноидношизоидной и депрессивной по

зициях) стали все больше рассматривать как собирание этих фрагментов в

более интегрированное Эго [см. АННИГИЛЯЦИЯ; РАСЩЕПЛЕНИЕ].

Подобная интеграция означает не сведение различных частей самости к

одному и тому же, но более гибкий выбор различных аспектов самости или

более свободную и гибкую идентификацию с ассимилированными объек

тами, составляющими самость.

Структура Эго.  Эго развивает свою структуру и свойства с помощью интро

ективного накопления и ассимиляции интроецированных объектов. В клас

сической теории Фрейда Эго интроецирует исключительно СуперЭго, ко

торое становится отделенной частью Эго; это отличается от кляйнианских

описаний множества внутренних объектов, находящихся в подвижных, из

менчивых взаимоотношениях с Эго [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ].

(6) Последовательность ситуаций тревоги.  Младенца осаждает великое мно

жество существенных тревог, от которых ему приходится защищаться. В ис

тории психоанализа они описывались поразному. Принято считать, что

основные тревоги вращаются вокруг Эдипова комплекса; однако работа

кляйнианцев с очень ранними стадиями развития расширила перечень ран

Б. Общие статьи

них ситуаций тревоги: аннигиляция, параноидный страх, утрата любимого

объекта, невротические страхи [см. 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ].

Развитие означает эволюцию этих ранних ситуаций тревоги в более позд

нее классические ситуации (Эдипов комплекс, кастрационная тревога и

зависть к пенису) [см. 6. ФАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ].

ТОРМОЖЕНИЕ И ПРОГРЕСС В РАЗВИТИИ. Есть несколько факторов, влияющих на темп развития: внешние объекты, конституциональные фак

торы, связанные с развитием Эго, и, в частности, помехи, обусловленные

действием мощных агрессивных импульсов. Эти факторы имеют различ

ные последствия.

(a) Торможение развития.  Кляйн продемонстрировала (Klein, 1930, 1931), что садистические импульсы могут значительно тормозить или останавли

вать когнитивное развитие. Она описала, каким образом страхи агрессии и

возмездия препятствуют переходу к следующей фазе либидо [см. ЛИБИ

ДО]. С ее точки зрения, торможение развития, которое она наблюдала у

своих пациентовдетей, является прямым свидетельством в пользу ортодок

сальной теории фиксации в детских фазах развития, описанной Фрейдом.

(b) Развитие, стимулируемое виной. Центральное место в кляйнианской

теории занимает идея, что репарация, возникающая благодаря вине и люб

ви, оказывается самым мощным творческим достижением (Klein, 1929).

Когда ребенок уже способен восстанавливать свои объекты, важный ком

понент развития — это воссоздание его внутренней ситуации [см. 10. ДЕ

ПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Внутри восстанавливается хороший объект, и внутренний мир становится более упорядоченным. Повторяющиеся це

почки репарации такого вида укрепляют ощущение прочного внутреннего

объекта и тем самым — ощущение внутренней стабильности. Кроме того,

«когда убежденность и вера ребенка в свою способность любить, свои репаративные возможности и в интегрированность и стабиль

ность своего хорошего внутреннего мира возрастает, /…/ маниакаль

ное всемогущество ослабевает и импульсы к репарации утрачивают

обсессивный характер, а это в общем и целом означает, что инфан

тильный невроз миновал» (Klein, 1940, p. 353) [см. РЕПАРАЦИЯ].

(c) Поиск новых объектов.  Частью отклика на конфликт и катастрофичес

кие внутренние ситуации становится поиск новых объектов, с которыми

можно установить менее конфликтные взаимоотношения. Обычно при от

лучении от груди ребенок обращается от (разочаровавшей его) матери к

отцу. Эти процессы приводят к снижению интенсивности импульсов и к

расширению объектных отношений. Таким образом, депрессивная тревога

«обусловливает потребность в заместителях» (Klein, 1952, p. 97). Другая

 Развитие

форма бегства Эго от затрудненных объектных отношений подталкивает его

движение от прегенитальных импульсов к генитальным, а они усилены

импульсами любовными. В таком движении к новым объектам важен про

цесс замещения исходных объектов символами; это приводит к расшире

нию символического мира цивилизации, дающего широчайшие возможно

сти дальнейшего поиска [см. ФОРМИРОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Взаимодействие с внешним миром. Кляйн представляла тревогу как кон

фликт между инстинктами жизни и смерти, и поэтому ее упрекали в том, что она пренебрегает внешним миром, игнорирует и благотворные, и небла

гоприятные факторы, действующие извне, и придерживается исключитель

но пессимистического взгляда на человеческую природу, а также считает

невыполнимой терапевтическую задачу психоанализа [см. ВНЕШНИЙ

МИР; КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР]. На самом же деле она

никогда не отрицала значимости внешних факторов и не отказывала пси

хоанализу в терапевтической действенности. В ее работах на каждом шагу

мы встречаемся с поразительным эффектом интерпретаций тех внешних

событий, которые модифицируют внутреннюю ситуацию пациентов.

Кляйн рассматривала внутренний мир [см. ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬ

НОСТЬ] как драматическую ситуацию [см. ПОЗИЦИЯ], находящуюся

в постоянном взаимодействии с внешним миром посредством интроекции

и проекции [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Процесс взросления полно

стью зависит от прогрессивной модификации тревоги, обеспечиваемой

окружением, которое функционирует как контейнер тревоги. Собствен

ная тревога вызывает отчаяние у младенца. Мать встречает это отчаяние, прежде всего интерпретируя тревогу ребенка как потребность, которую

она может удовлетворить [см. МЕЧТАНИЕ], или же, во вторую очередь, выдерживая тревогу — даже тогда, когда сам младенец выдерживать ее

уже не может [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. В результате у ребенка по

является возможность интроецировать объект, способный выдерживать

тревогу и придавать ей смысл.

И наоборот, окружение, несостоятельное в смысле удовлетворения

потребности или неспособное выдерживать тревогу младенца, оказывает на

него вредное воздействие. В этом случае у него есть возможность интро

ецировать лишь такой объект, который не только не придает смысл, но и

добавляет бессмысленности. В результате ребенок страдает от усугубившей

ся тревоги особого типа, которую Бион обозначил как «безымянный ужас»

[см. БЕЗЫМЯННЫЙ УЖАС].

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho-Anal.

49: 484–6; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 114–18.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’. WMK  1, pp. 210–18.

Б. Общие статьи

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  1,  pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1931) ‘A contribution to the theory of intellectual development’. WMK  l, pp. 236–47.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’. WMK  1, pp.

344–69.

KLEIN, MELANIE (1945) ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’. WMK  1, pp.

370–419.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘On observing the behaviour of young infants’. WMK  3, pp. 94–121.

Целостность человеческой психики была по

Расщепление ставлена под вопрос фрейдовской теорией бес

сознательного. Но лишь гораздо позже Фрейд

Splitting признал более тяжелые формы расщепления

психики (Freud, 1940). Однако Кляйн, работая

с детьми, очень рано столкнулась с огромной значимостью различных форм

расщепления. Она показала, что расщепление играет центральную роль в

самых первых защитных маневрах Эго [см. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТ

НЫЕ МЕХАНИЗМЫ].

Переживание распада Эго на куски при этом является манифестацией

инстинкта смерти [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Раннее применение. Понятие расщепления Фрейд вывел из уже существовав

шего представления о диссоциации. Предполагалось, что психика существует

в виде отдельных частей, что объясняло феномен множественной личности.

Представления о диссоциации, взятые из философии восемнадцатого века, Блёйлер использовал при описании и именовании шизофрении.

Однако Фрейд отошел от психологии ассоциационизма, открыв бессоз

нательное и разработав теорию вытеснения. С этого очень раннего време

ни психоанализ стал теорией психики, строящейся на представлении о кон

фликте. Большинство психических событий, по мнению Фрейда, можно

теоретически объяснить при помощи понятия вытеснения, не прибегая ни

к какой идее о расщеплении. Однако очень запоздало, в статье, написанной

в 1938 году, он изложил свое понимание феномена расщепления Эго. В этой

статье Фрейд ясно описал, как психика принимает две обособленные точ

ки зрения. Он привел пример фетишиста, который одновременно верил и

в то, что женщина утратила свой пенис, и в то, что женщина обладает пе

нисом (представленный объектомфетишем). Этот механизм не является

результатом вытеснения, хотя одна из точек зрения может быть вытеснен

ной. Так же ребенок чувствует волнение в новогоднюю ночь и верит в Деда

Мороза, хотя знает, что на самом деле это «всего лишь переодетый папа».

Точно так же предвзятое суждение «Некоторые из моих друзей мне совер

шенно чужие» демонстрирует такую расщепленную установку.

 Расщепление

Существуют две формы расщепления: (i) расщепление объекта и (ii) рас

щепление Эго.

(i) Расщепление объекта.  Ранние работы Кляйн касались по преимуществу

объектов и их судьбы. Она показала, что с самого начала жизни объекты не

воспринимаются и не понимаются объективно: по существу им зачастую при

писывают неестественно хорошие свойства или же неестественно плохие

[см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ]. Дети расщепляют свои объекты, так что ро

дительским имаго в детской игре воображения придаются или полностью хо

рошие и добрые качества и намерения или же целиком плохие. В результате

термин «расщепление» стали использовать для описания того, как объекты

оказываются разделенными на изолированные хорошие и плохие аспекты.

Итак, интроекция и проекция хорошей или плохой версии объекта на

чинает играть важную роль в развитии личности [см. ВНУТРЕННЯЯ РЕ

АЛЬНОСТЬ]. Интеграция таких расщеплений в объектах в реалистическую

форму различения становится, согласно Кляйн, ключевой особенностью

детского развития. Все более реалистическое восприятие объектов приносит

с собой депрессивная позиция [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

(ii) Расщепление Эго.  Фрейд описал разделение Эго, когда указал на «сте

пень дифференциации» (Freud, 1921, p. 130), возникающей вследствие

идентификации Эго с утраченным объектом. Исходя из такого объяснения

меланхолии, Фрейд впоследствии предложил концепцию разделения при

митивного Эго на более поздние Эго и СуперЭго (Freud, 1923). Абрахам, а за ним и Кляйн иначе использовали фрейдовские описания 1917 года: полагая интроекцию внешних объектов обычным аспектом восприятия как

такового, они считали развитие Эго в целом основанным на изменениях

(«модификации Эго», как называл это Фрейд), возникающих вследствие

интроекции, а затем — идентификации части Эго с новыми внутренними

объектами [см. АССИМИЛЯЦИЯ].

После 1946 года Кляйн стала больше интересоваться расщеплением Эго.

В частности, она описала отщепление аспектов самости, вызывающих страх

в качестве плохих. Обычно этот процесс осуществляется с помощью про

ективного внедрения частей самости в объект [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Еще она описала малое расщепление объектов, которое приводит к сопутствующей фрагментации Эго. Такой процесс рас

щепления, вызывающий страх аннигиляции [см. АННИГИЛЯЦИЯ], мо

жет отличаться свойством активности, то есть Эго может фрагментировать

себя [см. БИОН], а может быть более пассивным и зависеть от присутст

вия или отсутствия интегрирующего объекта [см. КОЖА].

Фрагментация.  В 1940х годах Кляйн и ее сотрудники занимались изучени

ем шизофреников, и это вернуло их к феноменам, заставившим Блёйлера

изобрести термин для обозначения множественного расщепления мыслей.

Б. Общие статьи

Кляйн всегда больше интересовало расщепление эмоциональных состоя

ний. Этот интерес шел от ее работы с расщепленными объектами, представ

лявшими отношения, где преобладали хорошие или плохие чувства: «Я счи

таю, что Эго неспособно к расщеплению объекта без соответствующего

расщепления внутри Эго» (Klein, 1946, p. 6). Однако Бион (Bion, 1959) считал феномен такого типа нападением на связь мыслей.

Кляйн описывала шизофреническую фрагментацию как связанную

с расщеплением объектов. В этом случае не происходит отчетливого раз

деления объекта на хороший и плохой, это множественное расщепление —

производимая в фантазии попытка защиты с целью устранения объекта

путем его фрагментации на части. Такой фрагментирующий тип нападения

на объект приводит к распаду Эго на соответствующее число частей, каж

дая из которых соотносится с некой частью объекта. Кляйн считала это

источником воспринимаемого психотиком страха аннигиляции.

Типы расщепления.  Итак, существует множество сложных типов расщепле

ния, которые можно систематизировать, объединив их в четыре группы

с помощью двух оппозиций:

(a) расщепление объекта или же Эго;

(b) расщепление согласованное (coherent) (например, расщепление на хо

рошее и плохое) или же фрагментирующее.

Так мы получаем четыре возможных типа расщеплений: согласованное рас

щепление в объекте, согласованное расщепление в Эго, фрагментация объекта

и фрагментация Эго. Несомненно, некоторые из них возникают совместно.

Расщепление и вытеснение.  Кляйн считала, что открытые ею примитивные

защитные механизмы не отменяют представления о невротических защи

тах, но оказываются в основании таких защит. Она описывала вертикаль

ное и горизонтальное расщепление [см. ВЫТЕСНЕНИЕ]. Расщепление

самости на части становится в ходе развития расщеплением между созна

нием и бессознательным, т. е. вытеснением. С точки зрения Кляйн, более

тяжелые формы расщепления в итоге приводят к особенно ригидным и

непроницаемым формам вытеснения.

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  40: 308–15; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 93–109.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego. S. E.  18, pp. 67–143.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego ami the Id. S. E.  19, pp. 3–66.

FREUD, SIGMUND (1940) ‘Splitting of the ego in the process of defence’. S. E.  23, pp. 271–8.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3,  pp. 1–24.

 Расщепление — Репарация

Реализация См. ПРЕКОНЦЕПЦИЯ; МЫШЛЕНИЕ

Realization

Психоанализ детей привлек внимание к «детским» жела

Ребенок ниям и страхам как к живым переживаниям, актуальным

в любом анализе [см. ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ]. Отсюда воз

Child никло стремление видеть ребенка во взрослом пациенте.

«Детская» часть личности зачастую ощущается чрезвы

чайно ценной, изза своей живости и открытого выражения эмоций и

чувств; в то же время она чрезвычайно уязвима, постыдна — и потому от

вергается. На практике раскол между «детской» частью личности и взрос

лой очень важен. Строго говоря, кляйнианский анализ направлен именно

на младенца в пациенте, в том числе — в пациентеребенке.

См. ДЕТИ

Понятие ревности служит краеугольным камнем клас

Ревность сической фрейдовской теории Эдипова комплекса, но

Кляйн, подхватив это понятие, наделила его новым зна

Jealousy чением. Вначале она показала, что самые первые пережи

вания вражды представляют собой практически чистое

насилие и преследование, а затем — каким образом из этого кристаллизует

ся ревность как более специфический аффект, позволяющий восхищаться

тем, к кому человек чувствует ревность. Как и в случае вины [см. ВИНА], здесь существует целый спектр аффектов, начиная от преследования, через

различные степени интенсивности ревности при достижении депрессивной

позиции и ее проработке, и заканчивая здоровым соперничеством. В 1957

году картину дополнило описание первичной зависти, которую Кляйн оп

ределила как буйное вторжение в хороший объект и его порчу, а затем отнесла

к персекуторной части спектра ревности [см. 12. ЗАВИСТЬ].

Репарация — наиболее сильный элемент созидатель

Репарация ных и творческих побуждений. С самого начала

своей карьеры Кляйн видела страдание, которое при

Reparation чиняет детям их собственная агрессивность: «в фан

тазии, как и в играх, он выказывал желание отойти

от собственной агрессивности, смятение перед нею» (Klein, 1920, p. 58n).

Способность человека испытывать жалость и его желание все исправить

были всегда очевидны для Кляйн: описывая оперу, которая замечательно

Б. Общие статьи

отображает типичную инфантильную ситуацию тревоги, она говорит: «ког

да мальчик чувствует жалость к раненой белке и приходит к ней на помощь, враждебный мир превращается в мир дружественный» (Klein, 1929, p. 214).

В работе 1940 года Кляйн показала, что существует несколько форм

репарации: (i) маниакальная репарация, с оттенком триумфа, основанная

на обращении отношения родитель–ребенок, которое для родителей уни

зительно [см. МАНИАКАЛЬНАЯ РЕПАРАЦИЯ]; (ii) обсессивная репа

рация, которая заключается в компульсивном повторении действий анну

лирующего характера, лишенном действительно творческого элемента, чье

предназначение — добиться умиротворения, зачастую магическим образом; (iii) форма репарации, основанная на любви и уважении к объекту и веду

щая к творческим достижениям.

Раскаяние и любовь.  Для Кляйн стало неожиданностью, важной и волну

ющей, когда она обнаружила, что самые юные ее пациенты испытывают

разнообразные чувства к людям, игрушкам и объектам, с которыми они

играют:

«Меня волновало то, как совсем маленький ребенок сражается со

своими антисоциальными побуждениями. /…/ Вслед за проявле

нием наиболее садистических импульсов мы столкнулись со сце

нами, показывающими величайшую способность к любви и жела

ние пожертвовать всем, чем только можно, чтобы быть любимым.

/…/ Во время анализа волновало и то, как эти деструктивные тен

денции могут использоваться для сублимации, /…/ как могут ос

вобождаться фантазии для художественного и конструктивного

труда» (Klein, 1927, p. 176).

Это не подтверждало представления, что дети используют объекты, эксплу

атируя их ради разрядки энергии инстинктов. Наоборот, выходило, что дети

испытывают чувства к своим объектам, и их игра ясно показывает, что они

чувствуют и почему [см. ЛЮБОВЬ].

Столь же удивительной и тревожной для Кляйн была высочайшая сте

пень насилия и жестокости, характерная для обращения детей со своими

объектами, что впоследствии вызывает в детях раскаяние и заботу:

«… мы могли видеть, что мать готовят и поедают, и два брата делят

это блюдо между собой. /…/ Но вслед за такой манифестацией при

митивных тенденций всегда возникала тревога, и было видно, как

ребенок пытается исправить и компенсировать то, что он сделал.

Иногда он пытался починить те самые игрушки (людей, поезда и т.

д. ), которые только что поломал. Иногда рисунки, конструкции и т.

д. выражали такие же реактивные тенденции» (Klein, 1927, p. 175).

 Репарация

Кляйн показала, что импульсы жестокости превращаются в жалость и рас

каяние. Игра — это попытка восстановить поврежденный объект в фанта

зии, а часто — и в реальности, если игрушка небольшая:

«… если раньше маленький мальчик только крошил деревяшки на

кусочки, то теперь он будет пытаться изготовить из них карандаш.

Кусочки графита, вынутые из разломанных карандашей, он будет

помещать в трещину в древесине и обвязывать вокруг деревяшки

лоскут ткани, чтобы она выглядела красивее. /…/ Этот самодель

ный карандаш представляет пенис его отца, который он разрушил

в фантазии, а также его собственный пенис, разрушения которого

он боится. /…/ Когда в ходе анализа ребенок начинает всячески

выказывать более сильные созидательные тенденции в игре и суб

лимациях, он также обнаруживает изменения в своем отношении

к отцу или матери, /…/ и эти изменения отмечают начало усовер

шенствованных объектных отношений в целом и рост социально

го чувства» (Klein, 1933, p. 255).

Обсессивные механизмы.  Этот ребенок столь часто демонстрировал обсес

сивные ритуалы предохранения или восстановления, что Кляйн сначала

считала, что обсессивные механизмы были развиты именно против мани

фестаций агрессивности. Такой взгляд согласовывался со взглядами

Фрейда. Однако импульс восстановления выглядел чемто гораздо боль

шим, чем обсессивное предохранение или аннулирование. Он порождал

значительную заботу и деятельность, направленную на исправление и на

мобилизацию сильных творческих влечений. Кляйн стала рассматривать

репарацию как важный источник всякой творческой деятельности: «… со

вершить репарацию, возместить ущерб, психологически нанесенный ма

тери, а также восстановить саму себя — вот что было в основании непре

одолимого желания [художницы] рисовать портреты родственников»

(Klein, 1929, p. 218). В значительной мере концепция репарации в систе

ме кляйнианских взглядов выросла из представления об обсессивных

защитах.

Репарация и сублимация.  Сублимация — это превращение либидинозных

импульсов в усложненные и творческие навыки. Репарация же таким обра

зом не рассматривается. Кляйн, что для нее характерно, интересовалась пси

хологическим содержанием процесса превращения, на который указывал

Фрейд. Репарация, безусловно, связана с этими импульсами, но заключает

ся в фантазии исправления последствий действия агрессивных компонентов.

Видно, что Кляйн рассматривала репарацию как фантазию, вызванную имен

но агрессией, тогда как в сублимации особенно значимы либидинозные или

сексуальные компоненты. Но ей было важно отметить взаимодействие между

агрессивными и либидинозными импульсами: «Таким образом, ход либиди



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.