Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 41 страница



психического изменения в продвижении к депрессивной позиции, к большей

интеграции самости и более целостному и реалистическому отношению к

объектам» (Joseph, 1989, p. 202). Это будет «проявляться не только в расши

рении и углублении эмоций, но и в знаках, выраженных частями Эго, по

новому включающимися в аналитическую работу» (Joseph, 1983, p. 296).

BION, WILFRED (1967) ‘Notes on memory and desire’, Psycho-Analytic Forum  2: 272–3 and 279–80; republished (1988) in Elizabeth Bott Spillius Melanie Klein Today: Volume 2: Mainly Practice.  Routledge, pp. 17–21.

BION, WILFRED (1979) ‘Making the best of a bad job. ’

 Психическое изменение — Психическое равновесие

JOSEPH, BETTY (1981) ‘Toward the experiencing of psychic pain’, in James Grotstein, ed. Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura.

BION, WILFRED (1983) ‘On understanding and not understanding: some technical issues’, Int.

J. Psycho-Anal.  64: 291–8.

BION, WILFRED (1985) ‘Transference - the total situation’, Int. J. Psycho-Anal.  66: 291–8.

BION, WILFRED (1989) ‘Psychic change and the psycho-analytic process’, in Betty Joseph Psychic Change and Psychic Equilibrium.  Routledge.

В работе с тяжелыми

Психическое равновесие пограничными рас

стройствами личнос

Psychic equilibrium ти Бетти Джозеф

(Joseph, 1989) при

шла к выводу, что все пациенты пытаются сохранить баланс, дающий передыш

ку от треволнений параноидношизоидной и депрессивной позиций [см. ПСИ

ХИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ].

Описанные ею пациенты застревали в некой промежуточной позиции

между дезинтеграцией параноидношизоидной позиции и виной и ответ

ственностью депрессивной позиции [см. PsD].

Такие личности развиваются в контексте избытка инстинкта смерти.

Описанные Джозеф пациенты смогли преодолеть фрагментацию и проек

тивное рассеяние личности, характерное для психотика и параноидноши

зоидной позиции, и развили определенные типы стабильных объектных

отношений. Однако они не достигли в должной мере депрессивной пози

ции и застряли в положении шаткого баланса, как его обозначила Джозеф

(Joseph, 1981). Другой ее термин, психическое равновесие, использовали

Спиллиус (Spillius, 1988) и Фельдман (Feldman and Spillius, 1989). Любая

разновидность психического изменения [см. ПСИХИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕ

НИЕ] или развития представляет собой угрозу, и пациенты направляют все

усилия на поддержание своего равновесия. Это равновесие поддерживает

ся жестко, перенос оказывается весьма вялым, «оживить» его в анализе

трудно, так что пациент выглядит «недоступным».

Эти пациенты с нарушениями ощущают свое положение очень шатким, им угрожает, с одной стороны, фрагментация, а с другой — боль депрессив

ной позиции, у которой, согласно Джозеф (Joseph, 1981), совершенно особая

окраска [см. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЬ]. Они сопротивляются психическо

му движению или изменению с помощью сильных и высокоорганизован

ных защит [см. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ], в которых доми

нируют «плохие» части самости (Rosenfeld, 1971) [см. НЕГАТИВНЫЙ

НАРЦИССИЗМ].

Тщательно наблюдая клинический материал и окраску контрперено

са, Джозеф (Joseph, 1978) описала, как пациент оказывает едва различимое

давление на аналитика, побуждая его к совместному отыгрыванию

Б. Общие статьи

[см. ОТЫГРЫВАНИЕ ВНУТРИ; ПЕРЕНОС; КОНТРПЕРЕНОС;

1. ТЕХНИКА].

FELDMAN, MICHAEL and SPILLIUS, ELIZABETH (1989) ‘Introduction’, in Betty Joseph Psychic Change and Psychic Equilibrium.  Routledge.

JOSEPH, BETTY (1978) ‘Different types of anxiety and their handling in the analytic situation’, Int. J. Psycho-Anal.  59: 223–8.

JOSEPH, BETTY (1981) ‘Toward the experiencing of psychic pain’, in James Grotstein, ed. Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura.

JOSEPH, BETTY (1989) Psychic Change and Psychic Equilibrium.   Routledge.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

STEINER, JOHN (1982) ‘Perverse relationships between parts of the self: a clinical illustration’, Int. J. Psycho-Anal.  63: 241–52.

SPILLIUS, ELIZABETH BOTT (1988) Melanie Klein Today: Volume 2: Mainly Practice.  Routledge.

Фрейд считал психотические состояния (шизофрению, Психоз втом числе паранойю, и маниакальнодепрессивный пси

хоз) неанализируемыми. Подобные пациенты нарцисси

Psychosis чески заняты своими собственными мыслями и психиче

скими конструкциями вплоть до полного пренебрежения

внешним миром, включая аналитика. У Кляйн был другой взгляд на нарцис

сизм [см. НАРЦИССИЗМ], и она смогла показать объектные отношения, типичные для психотиков (Klein, 1930a). Этим отношениям в большой мере

присущ садизм [см. САДИЗМ], что было описано в подробном исследова

нии Абрахама, посвященном точкам фиксации психоза [см. АБРАХАМ].

Кляйн исследовала психозы, и ее работа распадается на две фазы: (1) открытие паранойи у детей;

(2) изучение ею и ее коллегами шизоидных механизмов (Klein, 1946) в не

посредственной работе с взрослыми пациентамишизофрениками [см. 11.

ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; 13. ПРОЕКТИВНАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

(1) Детская паранойя.  Детская игра наполнена насильственными действия

ми в отношении врагов и страхом перед такой же пыткой и смертью от руки

этих врагов. Кляйн приняла это всерьез и сочла репрезентацией реального

садизма в первые годы детства. Анализ маленькой Эрны, который прово

дился в середине 1920 годов, показал Кляйн, что маленькие дети могут стра

дать от психотического расстройства: «В ходе анализа я обнаружила, что

тяжелый обсессивный невроз маскировал паранойю» (Klein, 1927, p. 160n).

В этом анализе сама Кляйн в игре

 Психическое равновесие — Психоз

«должна была претерпевать фантастические пытки и унижения.

Если в игре ктото относился ко мне хорошо, обычно оказывалось, что эта доброта была лишь симуляцией. Параноические черты про

явились в том, что за мной постоянно следили, люди угадывали

мои мысли» (Klein, 1929, p. 199).

Это картина мира ребенка, в котором не существует помощника, одни лишь

потенциальные преследователи. Ответные атаки на преследователей дела

ют их не менее, но более опасными, поскольку в фантазии предполагается, что ответное насилие вызывает их гнев. Порочный круг такого типа репре

зентирует параноидное состояние враждебности с сильными подозрениями

в отношении любой «доброй» фигуры. У одного ребенка присутствовала

«фантазия о том, как он может добиться лучшего положения в

классе. Он фантазировал о том, как схватит тех, кто выше его, ус

транит и убьет их, и с изумлением обнаруживал, что теперь они

больше не казались ему товарищами, но казались врагами» (Klein, 1923, p. 61).

Суть непреодолимой проблемы психотика — в чрезмерном садизме, и это

приводит к фантазиям об устрашающем возмездии со стороны объектов и

частичной или полной приостановке фантазийной жизни (и внутренней

жизни) вообще. За работой Кляйн об отмеченном крайностью эмоциональ

ном состоянии психотика через год (Klein, 1930a) последовала работа о

торможении интеллектуального развития, в которой Кляйн показала, что

определенные слова становятся сутью (точкой фиксации) ключевых агрес

сивных фантазий, пугающих ребенка до такой степени, что он не может

выучить эти слова [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Торможение символизации.  Юное Эго не в силах справиться с садистически

ми порочными кругами паранойи, и это может вести к торможению процес

са исторжения и, следовательно, — символизации. Торможение символиза

ции искажает или останавливает весь процесс развития Эго и интеллекта:

«У Дика наблюдалась полная и, повидимому, конституциональная

неспособность Эго выносить тревогу. /…/ Эго перестало развивать

фантазийную жизнь и устанавливать отношения к реальности.

После своего слабого начала образование символов у этого ребен

ка застыло» (Klein, 1930a, p. 224).

Выраженный садизм, обнаруженный Кляйн у многих детей, был близок к

насилию, которое, как предполагалось, отмечает точки фиксации при пси

хозах. Тяжелое торможение Дика в использовании символов — типичное

явление в клинической картине шизофрении:

Б. Общие статьи

«… она характеризовалась почти полным отсутствием аффекта и

тревоги, очень значительной степенью ухода от реальности и не

доступностью, нехваткой эмоционального раппорта, негативист

ским поведением вперемежку с автоматическим послушанием, безразличием к боли, персеверацией — всеми симптомами, харак

терными для dementia praecox» (Klein, 1930a, p. 230).

Кляйн надеялась, что эти открытия сыграют важную роль в психиатрии и

в конечном итоге — в лечении тяжелой душевной болезни (психоза). Кляйн

настаивала, что психоз у детей гораздо более распространен, чем принято

считать, и что он часто проходит незамеченным даже родителями:

«На мой взгляд, шизофрения более распространена в детстве, чем

обычно полагают /…/, и я думаю, что одна из главных задач дет

ского аналитика — обнаруживать и лечить психоз у детей» (Klein, 1930b, p. 235).

Психотические защиты.  Исходя из интенсивности и примитивности пара

нойи, Кляйн считала, что открыла новый уровень психического функцио

нирования и самые первые проблемы развития. Она предполагала сущест

вование особых защит, направленных именно против этого уровня тревоги, агрессии и страха (в отличие от защит, направленных против либидо).

Она называла их примитивными защитными механизмами или психотиче

скими защитами [см. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗ

МЫ]. К этим механизмам относятся расщепление, отрицание, идеализация, проекция, интроекция и идентификация. Они предельно насыщены всемо

гуществом и осуществляются в фантазии со значительным насилием

[см. ВСЕМОГУЩЕСТВО].

Когда Кляйн описала «психотические» фазы в развитии детей, ее об

винили в том, что она считает всех детей психотиками. Однако ее описа

ния ясны: дети, страдающие от детской шизофрении, находятся во власти

садистических импульсов и не могут вырваться из бесконечных порочных

кругов, которые порождаются всемогущими защитами от садизма [см. ПА

РАНОЙЯ]. Кляйн в ответ на критику утверждала, что описывала лишь

точки фиксации при психозе.

(2) Шизофрения. Первоначально Кляйн работала с маниакальнодепрессив

ными расстройствами, но затем на нее повлияла попытка Фэйрберна понять

шизоидные состояния (Klein, 1946). Кляйн заинтересовалась взрослыми

пациентами, страдающими шизофренией, и описала проективную идентифи

кацию и параноидношизоидную позицию. Все эти состояния самым непо

средственным образом связаны с проблемой садизма и возмездия.

В 1940х годах Кляйн вместе с кругом коллег изучала шизофрению.

В 1947 году Розенфельд (Rosenfeld, 1947) подробно описал первый случай

 Психоз

психоанализа шизофреника, проведенный в кляйнианской манере. Он при

менил строгую технику, ограничиваясь интерпретацией переноса (хотя не

которые стандартные составляющие аналитической ситуации, например, использование кушетки, пациент отверг), а вскоре Сигал (Segal, 1950) про

вела анализ госпитализированного шизофреника. Эти пациенты показали

значимость понимания механизмов расщепления и проективной идентифи

кации, связанных с нестабильностью Эго и его ощущением идентичности

при утрате аффекта, когнитивных дефектах и нарушении нормального об

разования символов, а также значимость строгой техники анализа перено

са [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ОБРАЗОВАНИЕ

СИМВОЛОВ].

Расщепление и психоз.  Розенфельд описал пациентку с шизофренией, кото

рая увлеклась мужем своей лучшей подруги, находящимся в состоянии

нервного срыва, тогда как его жена лежала в роддоме, беременная вторым

ребенком. Когда он попытался соблазнить пациентку, она испытывала не

которое сознательное желание этого, однако:

«Вся ее тревога обратилась на то, может ли она контролировать его

желания и доводы. Она повторяла некоторые его доводы, и мне

стало ясно, что Денис представлял ее собственные жадные сексу

альные желания, с которыми ей трудно было совладать и которые

она поэтому проецировала на него» (Rosenfeld, 1947, p. 18).

Розенфельд описал другие примеры расщепления, на этот раз фрагменти

рующего типа. Пациентка рассказала ему, что, отправляясь к парикмахеру, она перепутала время

«и вышла из дома тогда, когда уже должна была быть на месте. Она

не забыла, что дорога занимает тридцать минут, но этот факт и

представление о передвижении по городу оказались совершенно

отделенными друг от друга /... /, казалось, что все мыслительные

процессы, действия и импульсы были расщеплены на неисчисли

мое множество частей, изолированных друг от друга и удерживае

мых в состоянии разделенности (divison). Пациентка спонтанно

обозначила свое состояние следующим образом: “Я снова расщеп

лена”. /... / Расщепление мыслей и действий проявлялось особен

но заметно по отношению к аналитической ситуации; например, ее

частые опоздания были вызваны тем, что она разделяла прибытие

на анализ на много частичных действий. Встать, одеться, позавт

ракать, приехать к аналитику на автобусе и собственно пройти се

анс психоанализа — все эти действия не выглядели для нее хоть

скольконибудь связанными друг с другом» (Rosenfeld, 1947, p. 27)

[см. РАСЩЕПЛЕНИЕ].

Б. Общие статьи

Спутанность (confusion).  Розенфельд (Rosenfeld, 1965) показал, в сколь

высокой степени пациентам с шизофренией свойственна спутанность с

аналитиком или другими людьми, и чрезвычайно ярко продемонстрировал, насколько конкретно пациент переживает, что проник в аналитика или

выброшен из него. Части пациента переживаются как всемогущим образом

помещенные в объект и поэтому с ним спутываемые.

Спроецированная депрессия.  Сходным образом Сигал (Segal, 1956) описа

ла отщепленные и спроецированные аффекты:

«... в ходе развития шизофреники достигают депрессивной по

зиции и, обнаружив, что не могут ее выдержать, справляются с

ней при помощи проективной идентификации. /... / Зачастую

выясняется, что депрессивная часть Эго пациента спроецирова

на в аналитика, и чтобы добиться этой проекции, пациент при

бегает к тщательной режиссуре аналитической ситуации» (Segal, 1956, p. 121).

Кляйн отметила правильность этого наблюдения Сигал (Klein, 1960); имен

но здесь коренится причина того, что так трудно обнаружить депрессию у

шизофреника, а предположительно и остальные аффекты тоже. Это объ

ясняет видимую нехватку переноса, отмеченную Фрейдом, и его пессимизм

в отношении шизофреников, который мог быть связан с ощущением депрес

сии, спроецированной в него пациентами.

Поврежденное Эго. Чрезмерное расщепление Эго, его импульсов и пережи

ваний имеет ряд последствий: «Что касается Эго, чрезмерное отщепление

и выталкивание частей в окружающий мир его значительно ослабляет»

(Klein, 1946, p. 8).

Сочетание интроекции и расщепления важно для Кляйн, поскольку

результирующей фантазией обычно является бегство к внутреннему иде

ализированному объекту, которое, в случае чрезмерности, затрудняет раз

витие Эго: «Эго может ощущаться как полностью подчиненное внутрен

нему объекту и зависимое от него, как всего лишь его оболочка» (Klein, 1946, p. 9).

«Это ослабленное Эго /…/ становится неспособным также к ас

симиляции своих внутренних объектов, что приводит к ощуще

нию переполненности ими, /…/ [и] неспособным вбирать обрат

но в себя те части, которое оно спроецировало во внешний мир»

(Klein, 1946, p. 11).

Несбалансированное взаимодействие между расщеплением и интроектив

ными и проективными процессами приводит к значительным расстройст

 Психоз

вам Эго, изза чего дальнейшее развитие оказывается весьма ненадежным

и в последующем появляется предрасположенность к шизофрении.

Контейнирование и альфафункция.  На основании своего опыта анализа ши

зофреников Бион (Bion, 1967) совершил несколько важных теоретических

открытий. Оригинальные идеи Биона подробно описаны в других статьях

словаря [см. БИОН], поскольку продвижение в теории благодаря работе с

шизофрениками оказало глубокое влияние на весь корпус кляйнианской те

ории и практики. Бион разграничил патологическую форму проективной

идентификации, присущую шизофреникам и другим пациентам с серьезны

ми нарушениями, и более нормальную форму [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ЭМПАТИЯ]. Вместе с коллегами Бион установил, что проективная идентификация является основанием для крайне примитив

ной, невербальной и несимволической коммуникации между матерью и мла

денцем, которая получила название «контейнирования» [см. КОНТЕЙНИ

РОВАНИЕ] и сыграла важную роль в развитии психоаналитической техники

[см. 1. ТЕХНИКА; КОНТРПЕРЕНОС]. Бион подробно исследовал процес

сы, задействующие контейнирующую функцию матери [см. МЕЧТАНИЕ; АЛЬФАФУНКЦИЯ] или аналитика и показал, какого рода проблемы мо

гут вызывать отвергающиепроективнуюидентификацию объекты [см. 13.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; КОНТЕЙНИРОВАНИЕ; МЫ

ШЛЕНИЕ; АЛЬФАФУНКЦИЯ].

BION, W. R. (1967) Second Thoughts.  Heinemann.

KLEIN, MELANIE (1923) ‘The role of the school in the libidinal development of the child’. WMK

1,  pp. 59–76.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Symposium on child analysis’. WMK  1, pp. 139–69.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Personification in the play of children’. WMK  1, pp. 199–209.

KLEIN, MELANIE (1930a) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  1,   pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1930b) ‘The psychotherapy of the psychoses’. WMK  1, pp. 233–5.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3,  pp. 1–24.

KLEIN, MELANIE (1960) ‘A note on depression in the schizophrenic’. WMK  3, pp. 264–7.

ROSENFELD, HERBERT (1947) ‘Analysis of a schizophrenic state with depersonalization’, Int.

J. Psycho-Anal.  28: 130–9; republished (1965) in Herbert Rosenfeld, Psychotic States.

Hogarth, pp. 13–33.

ROSENFELD, HERBERT (1965) Psychotic States.  Hogarth.

SEGAL, HANNA (1950) ‘Some aspects of the analysis of a schizophrenic’, Int. J.  Psycho-Anal.

31: 268–78; republished (1981) in The Work of Hanna Segal.  New York: Jason Aronson, pp. 101–20.

SEGAL, HANNA (1956) ‘Depression in the schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.  37: 339–43; republished (1981) in The Work of Hanna Segal,  pp. 121–9.

Б. Общие статьи

Интерес Кляйн к

Психологическая защита защитам был след

ствием ее стремле

Psychological defence ния понять тревогу,

которая лежит в их

основании и их направляет. Особенно она интересовалась, каким образом

дети производят и затормаживают свои фантазии и игру. Торможение фан

тазии становилось сопротивлением в анализе и поэтому защитой от фан

тазий — источников тревоги. Кляйн показала, как уместная интерпретация

этой вызывающей защиты тревоги быстро мобилизует фантазийную жизнь

ребенка (Klein, 1920) [см. 1. ТЕХНИКА].

Защиты и психоз.  Кляйн начала осознавать, вероятно, под влиянием Абра

хама, что защиты, которые используют ее маленькие пациенты, напомина

ют защиты, описанные Абрахамом (Abraham, 1924) и Фрейдом (Freud, 1917) у пациентовпсихотиков, — проекцию, интроекцию и идентификацию.

Между 1924 и 1926 годами в одном из случаев анализа (шестилетней

девочки по имени Эрна) Кляйн обнаружила, что явственный невроз навяз

чивых состояний скрывает под собой паранойю, и начала понимать, что са

дизм, который она находила у столь многих детей, недалеко отстоит от на

силия, отмечающего предположительные точки фиксации при психозах.

Эта идея позже, в 1929 году, получила подтверждение в анализе Дика, че

тырехлетнего мальчика (Klein, 1930) [см. ПСИХОЗ]. В 1932 и 1933 годах

Кляйн стала рассматривать защиты определенного класса как направлен

ные именно против манифестации инстинкта смерти, деструктивных им

пульсов, которые особенно были замешаны в параноидных страхах и таким

образом оказывались связанными с процессами психозов и представляли

собой ранние точки фиксации при шизофрении и паранойе (Klein, 1930).

Импульс и защита.  Четкое разграничение, которое Кляйн проводила меж

ду фантазиями, составляющими содержание тревоги, и защитами от них, было непростым. Она не проясняла этой сложности, но строго следовала

клиническим открытиям Абрахама, указавшего, что примитивные защи

ты используют активность инстинктивных импульсов: проекция обуслов

лена анальным выталкиванием, а интроекция — оральной инкорпораци

ей. Абрахам (Abraham, 1924) клинически описывал эти процессы в

терминах фантазий, отыгрываемых пациентамипсихотиками, и Кляйн в

своем материале могла усмотреть параллели этому в том, как дети отыг

рывали свои фантазии в игровой комнате. Следовательно, фантазии ока

зывались вовлеченными как в содержание тревоги, от которой выстраи

валась защита, так и в процессы защиты от этих тревог. На этом основании

постепенно и развивалась теория о вездесущем характере бессознатель

ной фантазии как базовой функции самой психики [см. 2. БЕССОЗНА

ТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ].

 Психологическая защита

Таким образом, фантазии бессознательно развиваются с целью защиты

от других фантазий; эту путаницу заметила и прояснила Сигал (Segal, 1964).

Манипуляция фантазиями, предохраняющими от тревоги, может начаться

с вызова соматических ощущений [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ; МАСТУРБАЦИОННЫЕ ФАНТАЗИИ]. По наблюдениям Бик, эти произ

вольно вызываемые фантазии могут вначале провоцироваться внешним объ

ектом, матерью, особенно при кожном контакте [см. КОЖА]. Джозеф пока

зала, как эти защитные фантазии мобилизуются в отношениях переноса:

«Мы можем наблюдать действие фантазий, привязанных к аналити

ку и словно бы побуждающих его играть определенную роль, в виде

постоянного процесса, протекающего в аналитической ситуации: воз

никают тревоги, мобилизуются защиты, аналитик в душе пациента

оказывается втянутым в данный процесс и непрерывно использует

ся как часть защитной системы пациента» (Joseph, 1981, p. 24).

Защиты и развитие. Кляйн также подхватила направление мысли Фрейда

(заданное в работе 1917 года), когда он показал, что в результате пережи

вания особого вида психической боли (утраты любимого объекта) некото

рые индивиды инкорпорируют объекты в свое Эго. Позднее (Freud, 1921) он признал это наиболее общим явлением и типичной особенностью обще

ственной жизни. Однако отсюда следует, что защита (интроекция) стиму

лирует развитие Эго; по сути, в работе Абрахама (Abraham, 1924) понятие

интроекции заложило основу теории развития Эго (Heimann, 1952). Эго

составлено из «осадка объектных отношений».

Здесь возникает риск некоторой путаницы, если защита тоже оказы

вается шагом в развитии. Когда Кляйн начала разрабатывать теорию вну

тренних объектов, разграничение между защитным свойством интроекции

и ее ролью в развитии стало постепенно проясняться, хотя понятие «внут

ренний объект» было — и все еще остается — чрезвычайно сложным для

понимания [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ; ОБЪЕКТЫ]. Хайманн

(Heimann, 1942) стала различать внутренние объекты, ассимилированные

Эго, и те, что остаются как бы инородными телами внутри Эго [см. АССИ

МИЛЯЦИЯ]. Кляйн также довольно много написала о значимости хоро

шего внутреннего объекта как ядра Эго и основы его стабильности.

Раннее Эго. Эти механизмы очень важны для самых ранних стадий суще

ствования Эго и его переживания младенцем, и они связаны с развитием

понимания внутреннего и внешнего мира, хорошего и плохого в каждом из

них — или с уклонением от такого понимания. Процессы проекции и ин

троекции способствуют построению фундаментальной картины внутрен

него и внешнего миров. Процессы расщепления и отрицания также оказы

вают большое влияние на ощущение цельности и полноты самости или же

на недостаток такого ощущения. Эти процессы формируют объектные отно

Б. Общие статьи

шения в то время, когда, с точки зрения классического психоанализа или

эгопсихологии, личность находится в состоянии первичного нарциссизма

[см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ]. Таким образом, примитивные механизмы от

ветственны за то, как развивается Эго на ранних стадиях, и поэтому очень

значимы в психологическом развитии наравне с защитами.

Примитивные защитные механизмы и восприятие.  Можно сказать, что

личность все время чтото берет от окружения. У взрослого это процесс

восприятия и мысли. Кляйн видела корни этих процессов в наиболее при

митивных стадиях, когда они обусловлены процессом интроекции. Младе

нец наделяет работу своей психики всемогуществом, и потому постоянным

результатом интроекций оказывается ощущение, что примитивно функци

онирующая психика вбирает в себя реально существующие вещи [см. ВСЕ

МОГУЩЕСТВО]. Хотя в ходе развития на этот уровень накладывается

символическое мышление, существует уровень, на котором переживания

действительно вызывают реальные ощущения вбирания или испускания, вследствие чего человек чувствует себя лучше или хуже. Подобные смыс

лы переживаний сохраняются как часть личности, действующая посредст

вом этих примитивных функций. Позднее Бион (Bion, 1957) показал, что

аппарат восприятия может служить органом проекции (исторжения) в пси

хотическом функционировании.

См. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers an Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 418–501.

BION, WILFRED (1957) ‘Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 266–75; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.

Heinemann, pp. 543-64.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego. S. E.  19, pp. 67–143.

HEIMANN, PAULA (1942) ‘A contribution to the problem of sublimation and its relation to internalization’, Int. J. Psycho-Anal.  23: 8–17.

HEIMANN, PAULA (1952) ‘Certain functions of introjection and projection in early infancy’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Roger Money-Kyrle, eds (1952) Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 122–68.

JOSEPH, BETTY (1981) ‘Defence mechanisms and phantasy in the psychoanalytic process’, Bulletin of the European Psycho-Analytical Federation  17: 11–24.

KLEIN, MELANIE (1920) ‘The development of a child’. WMK  1, pp. 1–53.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  1, pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’. WMK  1, pp. 248–57.

SEGAL, HANNA (1964) Introduction to the Work of Melanie Klein. Heinemann.

 Психологическая защита — Развитие

Существует целый ряд аспектов психологичес

Развитие

кого развития: (1) физиологическое созревание;

(2) фазы либидо; (3) принцип реальности;

Development (4) развитие объектных отношений; (5) разви

тие Эго; (6) определенная последовательность

ситуаций тревоги. Опишем каждый из них по очереди.

(1) Физиологическое созревание.  Физическое тело, а также и психика чело

века следуют естественному генетически обусловленному пути становле

ния. Телесное развитие служит непосредственной основной развития пси

хологического, (a) устанавливая фазы либидо; (b) определяя некоторые из

характеристик Эго; (c) устанавливая баланс между инстинктами жизни и

смерти. Косвенно оно влияет на развитие психики посредством (d) разви

тия аппарата восприятия, который начинает предлагать новые типы объ

ектов (целостные объекты).

(2) Фазы либидо.  Кляйн признавала значимость нормального порядка сле



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.