Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 40 страница



Б. Общие статьи

Человеческий младенец хоть и в гораздо

Преконцепция меньшей степени, чем детеныши других би

ологических видов, но все же обладает при

Preconception рожденными способностями [см. ВРОЖ

ДЕННОЕ ЗНАНИЕ]. Одна из них – это

способность испытывать психологические переживания. Если прикоснуть

ся к лицу ребенка, он поворачивает голову и начинает сосательные движе

ния. Эта возможность дана с самого начала, и всякая возможность пережи

вать такие события психологически в той же мере является врожденной.

Какого рода психологическую данность составляет эта врожденная возмож

ность? Если мы считаем, что новорожденный способен испытывать пережи

вания, каково переживание сосательного рефлекса, прежде чем он сработа

ет в первый раз? Бион ввел представление о преконцепции, психологической

данности, ожидающей реализации, которая будет с ней «сочетаться» (“mate”).

«Внеопытная» преконцепция, соединенная с реализацией, производит кон

цепцию, и отсюда получают развитие мысли и мышление.

См. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ; БИОН; 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИ

ФИКАЦИЯ; МЫШЛЕНИЕ

Преследование С начала своей работы Кляйн была пора

жена высоким уровнем насилия в детской

Persecution игре и вскоре поняла, что состояния тре

воги, которые она обнаруживала у детей,

например, ночные страхи, были связаны

со страхом перед этим насилием. Ощущение грядущего возмездия чрезвы

чайно сильно действует на ребенка, и Кляйн рассматривала его как состо

яние преследования, не намного меньшее, чем паранойя пациентовпсихо

тиков [см. ПАРАНОЙЯ].

Когда она обнаружила, что такой уровень садизма [см. САДИЗМ] и стра

ха возмездия затормаживает игру, символизацию и другие формы интеллек

туального развития ребенка, она связала это наблюдение с расстройствами

мышления у пациентовшизофреников. Кляйн проследила этот страх наси

лия и преследования вплоть до первых месяцев жизни, анализируя ночные

страхи детей, у которых симптомы возникли в первые месяцы, и подтверди

ла справедливость идей Абрахама и Фрейда, что точки фиксации психозов

относятся к очень раннему времени прегенитальных фаз.

Позднее (Klein, 1946) Кляйн поместила преследование в контекст па

раноидношизоидной позиции, страха аннигиляции, но отметила при этом, что люди в течение жизни постоянно возвращаются к этим персекуторным

тревогам — при определенных обстоятельствах. Персекуторный оттенок

объектных отношений угасает не сразу, но постепенно, и ранние пережи

вания депрессивной позиции насыщены чувством вины персекуторного

 Преконцепция — Причудливые объекты

типа. Лишь постепенно изменяется их окраска в сторону чувства вины с бо

лее отчетливыми тонами заботы и репарации [см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕ

ВОГА]. И ранняя форма вины действительно может провоцировать отступ

ление на параноидношизоидную позицию, где страх преследования не

столь мучителен, как возникающее на депрессивной позиции чувство вины

[см. ПАРАНОИДНАЯ ЗАЩИТА ОТ ДЕПРЕССИВНОЙ ТРЕВОГИ].

См. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ПАРАНОЙЯ

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–24.

В 1950х годах Бион при

Причудливые объекты ступил к разработке пол

номасштабной теории

Bizarre objects шизофренического расст

ройства мышления, воз

никающего в результате фрагментарного расщепления Эго. Он продемонст

рировал, что шизофреник страдает от расщепления определенной части

Эго — аппарата восприятия:

«на аппарат восприятия направлены атаки с самого начала жизни.

Эта часть его [шизофреника] личности отсечена, расщеплена на

мельчайшие фрагменты и при помощи проективной идентификации

вытолкнута из личности. Избавившись от аппарата сознательного

постижения внутренней и внешней реальности, пациент достигает

состояния, в котором ощущает себя ни живым, ни мертвым» (Bion, 1956, p. 39).

Таким образом, личность истощается, но выброшенные фрагменты аппарата

восприятия продолжают свое отчужденное существование в качестве при

чудливых объектов. Они всемогущим образом вторгаются во внешний объ

ект и формируют выраженно персекуторный объект, обладающий знани

ем собственной души шизофреника:

«Каждая частица ощущается состоящей из реального внешнего

объекта, заключенного в обломке личности, который его поглотил.

Свойства этой самостоятельной частицы будут зависеть частично

от свойств реального объекта, например, граммофона, и частично

от свойств частицы личности, которая его обволакивает. Если об

ломок личности имеет отношение к зрению, тогда играющий грам

мофон будет восприниматься как смотрящий на пациента. Объект, раздраженный тем, что его поглотили, условно говоря, раздувает

ся, заполняет собой и контролирует обломок личности, который его

Б. Общие статьи

обволакивает: в этой степени частица ощущается ставшей отдель

ной вещью» (Bion, 1956, pp. 39–40).

Вследствие многократной эвакуации этих частей души, мышление шизофре

ника и его способность соотноситься с реальностью постепенно сходят на нет.

Накопление причудливых объектов выстраивает персекуторный эгоцентри

ческий мир, в котором обречен оставаться замкнутым шизофреник.

См. ПСИХОЗ; МЫШЛЕНИЕ; БИОН

BION, WILFRED (1956) ‘Development of schizophrenic thought’, Int. J. Psycho-Anal.  37: 344–

6; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 36–42.

BION, WILFRED (1957) ‘Differentiation of the psychotic from non-psychotic personalities’, Int.

J. Psycho-Anal.  38: 266–75; republished (1967) in W. R. Bion, Second s,  pp. 43–64.

Отношение между ду

Проблема душа — тело шой и телом— это фило

софский вопрос, относя

Mindbody problem щийся к области истории

идей. Но это отношение

неизбежно становится проблемой и для психологов, так как то или иное ее

решение приводит к серьезным последствиям в психиатрическом лечении с

помощью и фармако, и психотерапии. К сожалению, эта проблема упорно

не поддается философам, и психология здесь может чтото подсказать.

С момента возникновения великой картезианской дихотомии психоло

ги беспомощно барахтаются на дне этого «тектонического разлома» фило

софии, пререкаясь друг с другом. Фрейд не стал исключением. Его мировоз

зрение формировалось по лекалу науки девятнадцатого века, достигшей

значительных результатов в естествознании, в том числе в физиологии.

С другой стороны, существовала романтическая традиция немецкой натур

философии, предпочитавшая гегельянский метафизический и интроспектив

ный подход к философским проблемам. Дихотомия заключается в том, рас

сматривать ли душу с объективной точки зрения, то есть как продукт

деятельности мозга, или же с субъективной, изучая психологию личностных

переживаний. Если мы выбираем объективный подход, душа оказывается со

путствующим феноменом, возникающим поверх базовых физических и фи

зиологических процессов, определяющих работу мозга, — неким побочным

следствием нейрофизиологии. Размышляя о бессознательном и об открыти

ях, совершенных им в 1890е годы, Фрейд поддался искушению такой фи

зиологической психологии. Он стремился дать физическое объяснение не

фиксируемости тех идей и воспоминаний, от которых страдали его пациенты, больные истерией. Его опубликованный посмертно «Проект научной психо

логии» (Freud, 1895 [1940]) был попыткой выработать физиологическую

 Причудливые объекты — Проблема душа – тело

модель таких психологически нерегистрируемых событий. Однако проект

был заброшен, поскольку «Фрейданевролога победил Фрейдпсихолог»

(Strachey, 1957, p. 163).

Фрейда не устраивал физиологический подход к связи между душой

и телом, противоречивший его личному восприятию пациентов, с которыми

он проработал всю свою жизнь. Противоречил этот подход и гуманистичес

кой немецкой философской традиции, которая, согласно Беттельхайму, от

четливо просматривается в исходных немецких текстах трудов Фрейда

(Bettelheim, 1983). Фрейд так и не оставил окончательно ту физиологичес

кую психологию, с которой он начинал, и неврологические и психологичес

кие взгляды смешаны в его работах настолько, что Саллоуей (Sulloway, 1979) столь же успешно настаивает на биологизме Фрейда, сколь Беттельхайм —

на его гуманизме; оба одинаково убеждены в своей правоте, но оба недоста

точно убедительны (Young, 1986). Как показал Янг (Young, 1986), Фрейду не

хватало языка (как не хватает его нам и сейчас), чтобы можно было говорить

о душе и теле, а по сути — о «личности» (Strawson, 1959).

Психофизический параллелизм.  Позиция Фрейда в отношении проблемы

душа – тело известна в философии под названием психофизического па

раллелизма. Есть душа, а есть тело. Они функционируют независимо друг

от друга. Работу одного невозможно однозначно свести к работе другого.

Ни то, ни другое не играет ведущей и определяющей роли, хотя они, безус

ловно, взаимосвязаны. В практических целях мы полагаем их действующи

ми параллельно друг другу (психофизический параллелизм), не уточняя, что из них является причиной, а что следствием. Стремясь оставаться пси

хологом, Фрейд под влиянием Хьюлингса Джексона сосредоточился на

феномене души и перестал заниматься тем, как она связана с деятельнос

тью мозга.

Интеракционизм.  Но можно занять другую философскую позицию и пред

положить, что душа — продукт деятельности мозга, на который она в свою

очередь оказывает влияние. Психоаналитики Кляйнианской группы в кон

це 1930х — начале 1940х годов стали подробно изучать бессознательную

фантазию и вплотную приблизились к такому психофизическому интер

акционизму.

Биологические процессы находят свое отражение в формах деятельно

сти души, называемых бессознательными фантазиями. Точно так же бес

сознательные фантазии формируют и личность, и ее социальный мир.

Ни физические, ни психологические события не являются первичными, и

в работах Кляйн очевидно предположение, что они воздействуют друг на

друга. Так, инстинктивные стимулы, исходящие из пустого желудка, пред

ставляются в психике как бессознательная фантазия отношения с объек

том (причиняющим чувство голода). Психика тоже может вырабатывать

бессознательную фантазию как защитный маневр, направленный против

Б. Общие статьи

сильных фантазийных тревог (Segal, 1964). Подобные защитные фантазии

вызываются телесной манипуляцией (мастурбацией), особенно на ранних

фазах младенчества: например, исторжение фекалий может использовать

ся для порождения фантазии выталкивания плохого внутреннего объекта

[см. ФЕКАЛИИ]. В дальнейшем манипулирование символическими

представлениями сохраняет соматические (телесные) связи.

Биология и психология.  Фантазии исторжения и инкорпорации создают

ощущение самости и идентичности, и вместе с тем особые фантазии соби

рают воедино особый характер данной самости. Проективные процессы

также создают восприятия окружающего социального мира, из которого, в

свою очередь, посредством интроективных процессов социальные формы

оседают в индивиде. Развитие младенца — это переход из мира телесного

удовлетворения в мир символов и символического удовлетворения. Про

исходит постепенный выход из тела в символический мир зрелой психики

[см. АЛЬФАФУНКЦИЯ]. В этом движении происходит порождение мыс

лей, и само оно является процессом психологического развития. Кляйни

анское понятие бессознательной фантазии никак не объясняет этот процесс, но хорошо его описывает.

Таким образом, символы, неотъемлемые от переживания частей тела, составляют способность, данную человеку от рождения. Младенец репре

зентирует для себя собственные ощущения как взаимоотношения с объек

тами [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Поскольку объект на

личествует для младенца независимо от реальной объективной ситуации, он находится в ментальном мире концепций, т. е. уже является символом.

Когда ребенок оказывается способным воспринимать объективную реаль

ность, осмысленность этой реальности порождается за счет инвестирова

ния из мира психических репрезентаций.

В некий яркий момент в истории каждого индивида психическое со

бытие оказывается способным воздействовать на событие телесное. Это

событие столь надежно скрыто в нашем прошлом, что кажется почти не

возможным — чудом. Символическая репрезентация в психике приводит

к воздействию на тело и таким образом создает новые телесные ощущения

и в конечном итоге — дальнейшие психические события. Сверхъестествен

ный характер подобного взгляда на вещи, возможно, смягчается тем, что

объекты, которые мы познаем как физические, изначально нами как физи

ческие не переживаются [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ]. На инфан

тильном уровне объект не явлен физически; младенец и его мир — это эмо

циональные объекты, то есть некие местоположения, которым приписано

примитивное эмоциональное значение. Их нематериальность ничуть не

умаляет их реальности для младенца. Разграничение между душой и телом

возникает в ходе развития, оно порождается психологически. В кляйниан

ских терминах, различение тела и души в примитивном инфантильном

пространстве достигается посредством исходного процесса расщепления

 Проблема душа – тело — Проекция

(Scott, 1948). Не нужно думать, что столь фундаментальное различие в

человеке всегда и везде оказывается одинаковым; повидимому, разный

характер социализации в различных культурах приводит к возникновению

вариаций ранних концепций души и тела (Marsella et al. , 1987).

BETTELHEIM, BRUNO (1983) Freud and Man’s Soul.  Hogarth.

FREUD, SIGMUND (1895) ‘Project for a scientific psychology’. S. E.  1, pp. 283–397.

MARSELLA, ANTHONY, DEVOS, GEORGE and HSU, FRANCIS (1987) Culture and Self: Asian and Western Perspectives.  Tavistock.

SCOTT, W. CLIFFORD M. (1948) ‘Some embryological, neurological, psychiatric and psychosomatic implications of the body schema’, Int. J. Psycho-Anal.  29: 141–55.

SEGAL, HANNA (1964) Introduction to the Work of Melanie Klein.  Heinemann. Strachey, James (1957) ‘Editor’s note to “The Unconscious’”. S. E.  14, pp. 161–5.

STRAWSON, P. F. (1959) Individuals: An Essay in Descriptive Metaphysics.  Methuen.

SULLOWAY, FRANK (1979) Freud: Biologist of the Mind.  Burnett.

YOUNG, ROBERT (1986) ‘Freud: scientist and/or humanist’, Free Associedions  6: 7–35.

Фрейд впервые описал проекцию в 1895 году, и с того

Проекция времени началась долгая история толкований ее зна

чения. Сам термин впервые возник в области оптики

Projection и новой науки картографии в шестнадцатом веке, за

тем, в девятнадцатом веке, перешел в психологию вос

приятия, откуда Фрейд перенес его в психоанализ.

Термин «проекция» используется в различных контекстах: (i) воспри

ятие; (ii) проекция и исторжение; (iii) экстернализация конфликта; (iv) про

екция и идентичность; (v) проекция частей самости.

(i) Восприятие. В физиологическом смысле определенные переживания

интерпретируются как спроецированные за пределы действительной

протяженности органа восприятия. Так, хотя физиологически лучи света

воздействуют на сетчатку, визуальная интерпретация соотносится с чем

то, находящимся на большем или меньшем расстоянии от глаз. Анало

гично слепой, ощупывающий тростью дорогу, обнаруживает препятст

вие посредством тактильных ощущений своей ладони, держащей трость.

Тем не менее, он безошибочно проецирует свою осведомленность об

объекте на противоположный конец трости. В таком понимании термин

«проекция» широко применяется в психологии восприятия. На основа

нии телесных ощущений младенец таким же образом проецирует объ

ект, вызывающий эти ощущения [см. ИНСТИНКТЫ; 5. ВНУТРЕННИЕ

ОБЪЕКТЫ]. Мы видим, что проекция является частью нормального

процесса интерпретации чувственных данных системы восприятия

[см. АЛЬФАФУНКЦИЯ].

Б. Общие статьи

(ii) Проекция и исторжение.  Уже Фрейд (Freud, 1895) отмечал связь меж

ду проекцией и паранойей. Абрахам (Abraham, 1924), исследуя меланхолию

и значимость в этом состоянии «утраченного объекта» или страха его ут

раты, установил, насколько важна анальная фантазия физического вытал

кивания объекта из тела. Он связал импульс анального исторжения с ме

ханизмом проекции.

(iii) Экстернализация конфликта.  Кляйн обнаружила, что механизм про

екции играет важную роль в экстернализации внутренних конфликтов в

игре с внешними объектами (Klein, 1927). Эта форма проекции в правона

рушениях подтверждала мнение Фрейда, что преступники отыгрывают свое

бессознательное чувство вины (Freud, 1916).

(iv) Проекция и идентичность.  Проекция обладает первостепенным значе

нием в существовании Эго: «Проекция /…/ происходит из отклонения ин

стинкта смерти вовне, и, на мой взгляд, помогает Эго преодолеть тревогу

посредством избавления его от опасности и плохости» (Klein, 1946, p. 6).

Проекция — один из элементарных видов фантазийной деятельности, оп

ределяющих нахождение объектов внутри или вовне Эго:

«На языке наиболее древних — оральных — импульсов влечений

суждение гласит: “Мне хотелось бы это съесть”, или “Мне хотелось

бы это выплюнуть”; или, в более общем виде: “Мне хотелось бы это

поместить в себя, а то оставить снаружи”. То есть: “Это должно быть

внутри меня” или “это должно быть снаружи”. Как я уже показал, исходное Эго удовольствия стремится интроецировать все хорошее

и вытолкнуть из себя все плохое» (Freud, 1925, p. 237).

(v) Проекция частей самости.  Другой смысл, в котором использовали тер

мин «проекция» и Фрейд (Freud, 1895), и Кляйн (Klein, 1946), заключает

ся в приписывании человеком определенных душевных состояний кому

то другому. Нечто от Эго воспринимается в комто другом. Это характерно

для уклонения от гомосексуальных чувств. Обычно они приписываются

комуто другому, и Фрейд конструировал сложную цепь «превращений»:

«я люблю его» становится «я ненавижу его», что, в свою очередь, становится

«он ненавидит меня». Фрейд (Freud, 1914) начал изучение феноменологии

такого типа отношения в работе о нарциссизме, где он описывал нарцис

сический выбор объекта, противопоставляя его выбору анаклитическому.

Но поскольку Фрейд не рассматривал объекты как полноправную область

исследования, в использовании термина «проекция» произошла путаница; и применение данного термина Кляйн эту путаницу воплотило.

Использование термина «проекция» Кляйн.  Кляйн использовала термин

«проекция» во многих из описанных выше значений: у нее это (a) проек

 Проекция

ция внутреннего объекта; (b) отклонение инстинкта смерти; (c) экстерна

лизация внутреннего конфликта; (d) проекция частей самости.

(a) Проекция внутреннего объекта.  Такое применение термина было поза

имствовано у Абрахама (Abraham, 1924). Например, плачущий от голода

ребенок переживает отсутствующую мать/грудь/рожок как действенное

присутствие враждебного плохого объекта, причиняющего муки голода

[см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ] в его животе. Благодаря кри

ку и плачу (и зачастую дефекации), объект начинает переживаться как вы

толкнутый из тела младенца вовне, где он пугает немного меньше.

(b) Проекция инстинкта смерти.  Представление Кляйн о проецировании

(или отклонении) инстинкта смерти вовне означает, что существует первич

ная направленная внутрь агрессия, которая затем обращается против неко

торого внешнего объекта. Проекция объекта (то есть перемещение объекта) вовне предполагает иное использование термина «проекция», чем в случае

проекции импульса ( перенаправления инстинкта) на внешний объект.

(c) Экстернализация конфликта.  Свои исходные наблюдения Кляйн про

изводила над детьми, отыгрывающими во взаимодействии между игруш

ками во внешнем мире отношения, где во внешний мир проецировался

внутренний конфликт или внутренние отношения. Острый интерес к кри

минальному поведению и его преследованию по закону может служить

типичным образцом экстернализации внутренних конфликтов, с которы

ми сталкиваются определенные импульсы [см. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТ

НЫЕ СИСТЕМЫ].

(d) Проективная идентификация.  Согласно более традиционному представ

лению, при проекции часть самости приписывается объекту. Таким обра

зом часть Эго — душевное состояние, например нежелательный гнев, не

нависть или другое плохое чувство — усматривается в другом человеке и

не признается как собственное (происходит отказ от него). Кляйн назвала

это «проективной идентификацией» [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИ

ФИКАЦИЯ].

Многие из этих толкований термина «проекция» невозможно четко

разграничить; проекции объекта, импульса, отношения или вовлеченной

части самости являются неразделимыми аспектами объектных отношений.

Всемогущество. На этом основании Бион различал две формы проективной

идентификации: патологическую форму, которая производится со всемогу

ществом и насилием, и «нормальную» форму, осуществляемую с меньшей

степенью насилия и без потери чувства внутренней и внешней реальности.

Патологическую форму проективной идентификации, когда самость оказы

вается спутанной с объектом, следует отличать от эмпатии, при которой про

Б. Общие статьи

ецирующий осознает обособленность своей идентичности [см. 13. ПРОЕК

ТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ЭМПАТИЯ].

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 418–501.

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. 3. Psycho-Anal.  40: 308–15; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 93–109.

FREUD, SIGMUND (1895) ‘Draft II - paranoia’. S. E.  1, pp. 206–12.

FREUD, SIGMUND (1914) ‘On narcissism’. S. E.  14, pp. 67–102.

FREUD, SIGMUND (1916) ‘Some character-types met with in analytic work: III Criminals from a sense of guilt’. S. E. 14, pp. 332–3.

FREUD, SIGMUND (1925) ‘Negation’. S. E.  19, pp. 235–9.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’. WMK  1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–24.

Некоторые пациенты застревают

Психическая боль между параноидношизоидной и де

прессивной позициями и пытаются

Psychic pain сохранить шаткий баланс в таком

положении [см. ПСИХИЧЕСКОЕ

РАВНОВЕСИЕ]. Если возникают движения, выводящие из этого хрупкого

равновесия, «медленный выход из данного состояния вызывает чрезвычай

но мучительную боль непостижимого характера, сильнейшее страдание, ко

торое пациент часто пытается конкретным образом заглушить наркотиками

или алкоголем, полагая, что иначе с ним совладать невозможно» (Joseph, 1981, p. 98). Часто страдание переживается как локализованное физически

внутри тела, однако вполне определенно ощущается как психическая боль.

У этой боли особые качества: (a) непостижимость; (b) расположение на гра

нице физического и психического; (c) она возникает на выходе из тонкого

психического баланса в сторону депрессивной позиции. Психическая боль

обладает особой неизвестностью (unknownness), «которую никак невозмож

но классифицировать. Эта боль не переживается как вина в связи с импуль

сами, забота об объектах или утрата объекта; она не ясна /…/ и больше отно

сится к выходу в реальный мир» (Joseph, 1981, pp. 99–100). Видимо, такого

же типа проблемы ставят перед человеком целостнообъектные отношения, когда развитие происходит при главенстве деструктивных импульсов (ин

стинкта смерти) [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Немедленным откликом на эту боль со стороны пациента является

трактовка ее как сигнальной тревоги, и он отступает в застревание и три

умф недоступности [см. ПЕРЕНОС; ОТЫГРЫВАНИЕ ВНУТРИ].

JOSEPH, BETTY (1981) ‘Toward the experiencing of psychic pain’, in James Grotstein, ed. Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura.

 Проекция — Психическое изменение

Психическая реальность См. ВНУТРЕННЯЯ

РЕАЛЬНОСТЬ

Psychic reality

Во всей своей сово

Психическое изменение купности контакт в

анализе оказывает

Psychic change влияние на эмоцио

нальную и внутрен

нюю жизнь пациента и изменяет его душевное состояние:

«Когда встречаются два человека, две личности, возникает буря

эмоций. Если они устанавливают контакт, достаточный, чтобы уз

нать друг друга или не узнать, эмоциональное состояние становится

результатом союза двух этих индивидов. /…/ Аналитик или анали

зируемый чтото произносит, и это оказывает воздействие, нару

шает отношения между двумя людьми. Это справедливо и для слу

чая, когда ничего не произнесено, когда они сохраняют молчание.

/…/ В результате молчания, или замечания, или даже слов “Доб

рое утро” или “Добрый вечер” снова возникает то, что выглядит

бурей эмоций» (Bion, 1979).

Бетти Джозеф (Joseph, 1985) подчеркивала, что в анализе постоянно что

то «происходит» [см. ОТЫГРЫВАНИЕ ВНУТРИ]. Перенос — не стати

ческая ситуация, но проживаемая последовательность конфликтов, тревог

и защит. Пациент постоянно пытается восстановить свое устойчивое поло

жение [см. ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ], которое нарушается мно

жеством мелких воздействий, затрагивающих его внутреннюю жизнь:

«Сдвиг в направлении бó льшей ответственности за свои импуль

сы или прочь от нее, возникновение заботы, вины и желания что

то исправить или же бегство от этих чувств, понимание той части

личности, Эго, что способна наблюдать за происходящим, бороть

ся с ним и выдерживать тревогу или же отрицание существования

этой части, — эти движения и наполняют наше понимание психи

ческого изменения» (Joseph, 1989, p. 195).

Аналитик следует за этими движениями в переносе, и каждое новое дви

жение вызывает новые тревоги, новые защиты и попытки использовать

аналитика. Движение внимания за пациентом должно быть свободно от

суждений.

Б. Общие статьи

«В качестве аналитиков нам нужно уметь видеть ежесекундные из

менения пациентов и следовать им, не спрашивая себя, позитивны

они или нет, являются ли они знаками прогресса или отступления, но понимая их как собственный метод пациента справляться с тре

вогами и отношениями свойственным ему образом. Иначе не стоит

надеяться помочь пациентам достичь реального, долговременного, позитивного психического изменения в результате лечения. Если мы

будем все время думать, есть ли прогресс в переменах в пациенте, и искать этому доказательства, мы можем обрадоваться тому, что

приняли за прогресс, или разочароваться в том, что нам кажется ре

грессией; мы увидим, что сбились с курса и не способны прислуши

ваться полноценно; или мы можем оказывать бессознательное дав

ление на пациентов, чтобы они отвечали нашим желаниям, нуждам, исполняли их; или же пациенты могут просто почувствовать, что их

понимают неправильно» (Joseph, 1989, p. 192).

Эта установка отвечает предписанию Биона (Bion, 1967) [см. ПАМЯТЬ

И ЖЕЛАНИЕ] быть объектом, просто следующим за пациентом, дающим

ему инсайт и понимание его привычных стереотипов взаимоотношений и

защит, а не их критику:

«Я думаю, невозможно помочь пациенту вырваться из старых ме

тодов функционирования и выйти к переживанию этого типа пси

хической реальности и к истокам психической боли и преодоления

ее, кроме как следуя за его мельчайшими движениями проявления

себя и отступления, переживания и уклонения в переносе» (Joseph, 1981, p. 101).

Цель — это более надежное понимание внутреннего объекта; функция осуж

дения лишь укрепляет внутренние объекты персекуторной природы и пара

ноидношизоидную позицию [см. 1. ТЕХНИКА; КОНТЕЙНИРОВАНИЕ].

Такая функция поддерживающего, понимающего объекта позволяет

пациенту выдерживать и постигать реальность его внутреннего мира импуль

сов и состояния его объектов. Она позволяет добиться «долговременного



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.