Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 37 страница



Cambridge, MA: Harvard.

GUNTRIP, HARRY (1961) Personality Structure and Human Interaction.  Hogarth.

ISAACS, SUSAN (1948) ‘The nature and function of phantasy’, Int. J. Psycho-Anal.  29: 73–97; republished (1952) in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 67–121.

KOHON, GREGORIO (1985) ‘Objects are not people’, Free Associations  2: 19–30.

KOHON, GREGORIO (1986) The British School of Psychoanalysis: The Independent Tradition.

Free Association Books.

Термин «объект» является техническим; исходно он ис

Объекты пользовался в психоанализе для обозначения объекта

инстинктивного импульса. Это человек или чтолибо

Objects другое, что может способствовать удовлетворению жела

ния. Понятие объекта прямо вытекает из ранних научных

теорий Фрейда. С этой точки зрения, характеристики объекта почти не

имеют личностной окраски. Объект — это нечто, на чем разряжаются энер

гетические импульсы, различаемое лишь потому, что служит целям удов

летворения и облегчения и поиска удовольствия субъектом.

В 1930х годах на объектных отношениях сосредоточила внимание

школа психоанализа, развиваемая главным образом в Британии [см. ОБЪ

ЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛА]. Исходную эмпирическую основу

этой школе обеспечила игровая техника, предложенная Кляйн [см. 1. ТЕХ

НИКА], и в результате первоначальное понятие объекта видоизменилось

[см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ]. В системе взглядов Кляйн объект —

это компонент психической репрезентации инстинкта.

Объекты и фантазия. В бессознательной фантазии представлены отношения

между самостью и объектом, в которых поведение объекта обусловлено

определенными импульсами, хорошими или плохими, связанными с ин

стинктивными влечениями субъекта — оральными, анальными, гениталь

ными и т. д. [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. При своем воз

никновении бессознательная фантазия всемогуща, и объект ощущается как

 Объекты

реально существующий — внутри или вовне субъекта. Отношение к объ

екту строится на основании его предполагаемых импульсов, направленных

на Эго. Как правило, эти чрезвычайно примитивные интерпретации ин

стинктивных ощущений приводят к сильному чувству любви и благодар

ности — или же ненависти и зависти. Они свойственны психической дея

тельности младенца с рождения. Кляйн считала, что с самого начала

младенец погружен в отношения с объектами, примитивным образом от

личаемыми от Эго, т. е. что объектные отношения даны от рождения.

Рассмотрим, например, голодного младенца. Физиологические теле

сные ощущения он также переживает субъективно и психологически. Дис

комфорт приписывается намерению расположенного прямо в животе ре

бенка враждебно настроенного объекта, который стремится причинить

дискомфортное состояние голода. Бион двусмысленно обозначает такой

объект как «нетгруди» («nobreast»), признавая, что объективно мы име

ем дело с отсутствием, однако для младенца отсутствия не существует, но только присутствие чегото, что причиняет боль фрустрации, — голод

действительно грызет.

В данном примере объект воспринимается как существующий внутри

Эго, в животе, и рассматривается как внутренний объект. Хороший внут

ренний объект переживается, когда ребенок накормлен и чувствует теплое

молоко, дающее ощущения удовлетворения в его животе [см. 5. ВНУТРЕН

НИЕ ОБЪЕКТЫ].

Младенец живет в мире плохих объектных отношений и хороших объ

ектных отношений в зависимости от телесных ощущений в центре его вни

мания в данный момент. Объект характеризуется намерением причинить

телесное ощущение, при этом идет медленное накопление комплекса чув

ственных данных, поставляемых кожей при контакте и органами удален

ного восприятия, и эти данные вначале переживаются как примитивные

объектные отношения. Объекты, радикально сведенные к сущностям с од

нимединственным намерением, объективно являются частичными (partial) и называются частичными объектами (partobjects) [см. 11. ПАРАНОИД

НОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ].

Целостные объекты.  Переживание частичных объектов отличается от пере

живания целостных объектов, обладающих существенно иными характери

стиками. Младенец, чья способность видеть, слышать и понимать ограни

чена, в минимальном объеме распознает действительный источник своих

ощущений. Эта способность развивается при созревании нервной системы

и органов удаленного восприятия (зрения и слуха), а также в результате

представления личностным окружением социальных смыслов понимаемо

го. С ростом способности к познанию внешнего мира объекты, являющие

ся младенцу, меняются, и успешность изменений зависит от его эмоцио

нальной способности выносить амбивалентность [см. ДЕПРЕССИВНАЯ

ТРЕВОГА]. Больше не существует «плохой» матери, которая якобы вызы

Б. Общие статьи

вает голод, и точно так же не существует упрощенно «хорошей» матери, голод удовлетворяющей. В одном и том же объекте присутствует чтото от

каждой из них. Этот объект начинает восприниматься как более целостный, окрашивается в два тона, его намерения оказываются более сложными, и

он пробуждает в Эго смешанные чувства [см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВО

ГА]. Данная констелляция известна как депрессивная позиция [см. 10. ДЕ

ПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Развитие способности к постижению цело

стных объектов зависит не только от большей сложности восприятия. Оно

в значительной мере определяется способностью выдерживать состояния

тревоги, вызванные столкновением с неоднородным (или испорченным) объектом. Такое эмоциональное развитие играет решающую роль, и если

этот шаг надежно не закреплен, индивид легко отступает к параноидно

шизоидной позиции [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИ

ЦИЯ] и к искаженному восприятию мира, наполненного поляризованно

«хорошими» и «плохими» объектами. Аналитикикляйнианцы считают

развитие отношения к целостным объектам одной из терапевтических це

лей психоанализа [см. РАЗВИТИЕ].

Характеристики объектов.  Кляйн не дала систематического изложения сво

его теоретического подхода к данной теме, однако ее описания объектов

вполне можно классифицировать по нескольким параметрам.

(i) Хорошее или плохое.  В очень примитивном состоянии объект отношения

имеет качества «хорошести» либо «плохости» в чистом виде, то есть стре

мится причинить добро или зло субъекту, и в отношении к нему Эго напол

нено любовными или враждебными чувствами, ощущаемыми как сами по

себе хорошие или плохие. Соответственно, объект такого типа «отщеплен»

от объективной точки зрения [см. РАСЩЕПЛЕНИЕ], что приводит к рас

щеплению состояния Эго и его чувств.

(ii) Инстинктивные влечения.  В принципе, каждый импульс порождает

особый объект для телесных ощущений, свойственных данному влечению: мать, «вызывающая» голод, и мать, «удовлетворяющая» голод; мать, от

которой холодно, и мать, которая согревает; удерживающая ненадежно и

удерживающая крепко и т. д. [см. ИНСТИНКТЫ; 2. БЕССОЗНАТЕЛЬ

НАЯ ФАНТАЗИЯ]. Эти объекты, каждый из которых мы называем «мате

рью», ни в коем случае не следует путать с реальной матерью, как ее вос

принимает сторонний наблюдатель, поскольку восприятия младенца

совершенно иные и основаны на внутренних состояниях его тела. Кроме

того, в самом начале жизни младенец вряд ли чувствует ход времени и сме

ну одного объекта другим. Также отметим, что эти объекты появляются

попарно: один приносит фрустрацию, другой — удовлетворение. Каждая

пара соответствует оппозиции хорошее или плохое, которая упомянута

выше [см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ].

 Объекты

(iii) Частичный или целостный объект.  Примитивные состояния [см. 11.

ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ], в которых ребенок стра

шится плохих объектов вовне или внутри, уступают место новому состоя

нию, когда переживаются неоднородные (испорченные) хорошие объекты, вызывающие смешанные чувства, и переживаются амбивалентные отноше

ния [см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ]. Это новое состояние столь же, но по

иному болезненно [см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА] и связано, соответ

ственно, с переживанием более полных объектов, называемых целостными.

Возврат к частичнообъектным отношениям и продвижение к целостно

объектным отношениям составляют ту постоянно флуктуирующую дина

мику, которой отмечена вся человеческая жизнь. Бион дал ей обозначение

«PsD», отсылающее к переключениям между параноидношизоидной и

депрессивной позициями [см. PsD].

(iv) Внутреннее / внешнее.  С самого рождения Эго обладает границей и пе

реживает себя по отношению к внешнему миру, восприятие которого в ка

честве внешнего также врожденное. Если переживание объекта обусловле

но телесными ощущениями, исходящими изнутри тела, объект ощущается

находящимся внутри Эго и потому является внутренним. Например, «вы

зывающийголодобъект» интерпретируется как находящийся внутри жи

вота, где переживается дискомфорт от голода. И наоборот, объекты, ощу

щаемые посредством кожи, переживаются как находящиеся извне (внешние

объекты). Работы некоторых сотрудников Кляйн, особенно Бик, показы

вают, что различие между внутренним и внешним может оказаться катаст

рофически нарушенным [см. АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

В очень ранний период жизни в определении местоположения внутренних

и внешних объектов может произойти сбой: внутренний объект оказыва

ется вытолкнутым наружу, или внешний объект — грудь, которую сосет

младенец, — начинает переживаться как находящийся внутри живота, где

он создает ощущения теплоты и наполненности. Подобные передвижения

объектов по отношению к границам Эго являются интерпретациями теле

сного ощущения [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ], а затем — и

телесных ощущений, вызванных самостоятельно, например, сосанием паль

ца [см. МАСТУРБАЦИОННЫЕ ФАНТАЗИИ]. Цель подобных перемеще

ний в фантазии, а также телесной стимуляции, к которой младенец может

прибегать для порождения этих фантазий, заключается в оберегании мла

денца от устрашающих объектов: таких, например, как плохой и уязвляю

щий, вызывающий голод внутренний объект, который стремится повредить

живот ребенка или причинить ему боль [см. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗА

ЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ].

(v) Физическое или психическое.  В ходе развития мир внутренних объектов

изменяется, и психические качества отделяются от физических (Scott, 1948). Внутренние объекты сохраняют определенные физические характе

Б. Общие статьи

ристики; однако теперь появляется возможность представления, которое не

ощущается как физическое присутствие, но признается «только» репрезен

тацией. Так становятся возможными «мир репрезентаций» (Sandler and Rosenblatt, 1962) и репрезентации «самости» и «объекта» (термины, ис

пользуемые в эгопсихологии) [см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ].

Внутренние объекты и репрезентации.  Зачастую трудно уловить различие

между понятием «внутренних объектов», как их описывают кляйнианцы, и понятием «репрезентаций», описываемых такими ортодоксальными

фрейдистами, как Сандлер и Розенблат. Следствием всемогущества ранней

фантазии является переживание реального физического присутствия объ

екта внутри Эго, который описывается как дрожь в животе* и т. д. — это обы

денные переживания, когда конкретное мышление просачивается сквозь со

знательное понимание. Согласно теории внутренних объектов, такая

убежденность в конкретном присутствии чеголибо внутри Эго (самости

или тела) характерна для бессознательных процессов [см. 2. БЕССОЗНА

ТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]; всемогущество фантазии действительно вызы

вает переживания и видимые проявления личности человека, что согласу

ются с его убеждениями относительно себя самого. Люди таковы, каковыми, как они верят, они являются.

По типу описания психической структуры и психических объектов

здесь есть некоторое сходство с фрейдовской моделью трех инстанций: Эго, Ид и СуперЭго. Фрейд предложил эту модель в качестве понятийного

инструмента, который психоаналитики могли бы применять в своей рабо

те; подход же Кляйн состоял в том, что у пациентов тоже есть модели, опи

сывающие, как устроены их душа и тело, и пациенты действительно верят

в эти модели. Сигал (Segal, 1964) приводит следующий сон морского офи

цера: ему приснилась

«пирамида. В ее подножии находилась неспокойная толпа матро

сов, которые держали на своих головах тяжелую золотую книгу. На

этой книге стоял морской офицер в том же чине, что и сновидец, а

на его плечах — адмирал. Казалось, что адмирал посвоему оказы

вал столь же сильное давление сверху и производил настолько же

сильное впечатление, что и толпа матросов, которые составляли ос

нование пирамиды и теснились снизу» (p. 21).

Далее пациент рассказал, что данный сон представляет его самого, с ин

стинктами внизу и сознанием наверху. Этот пациент ничего не знал и не

читал о психоанализе, но воспользовался моделью себя, которая порадовала

бы Фрейда. У пациентов бывают разнообразные взгляды на их собствен

*

Буквально: Бабачки в животе. — Примеч. пер.

 Объекты — Окружение

ную психическую структуру и процессы, которые создают эту структуру

(особенно это касается интроекции и проекции) [см. ВНУТРЕННЯЯ РЕ

АЛЬНОСТЬ].

Репрезентации и образы, напротив, — это психические содержания, которые не несут в себе ощущение конкретности и распознаются как пред

ставления, точно так же, как истинный символ распознается в качестве

объекта, представляющего нечто, и его не принимают за ту вещь, которую

он обозначает [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Хотя мы их противопоставляем (в целях внесения ясности), внутрен

ние объекты и репрезентации в психической жизни человека сосуществу

ют. Мир репрезентаций — это психическая деятельность, которая развива

ется с самого начала жизни и становится все более выраженной, по мере

того как проверяется и уточняется ощущение внутренней реальности с

наступлением депрессивной позиции [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИ

ЦИЯ]. Однако справедливо было бы отметить, что, вероятно, не сущест

вует такой репрезентации, которой бы не отвечал некий внутренний объ

ект, и всякой психической манипуляции с репрезентациями соответствует

бессознательная фантазия об отношениях, вовлекающих внутренние объ

екты. В нормальных обстоятельствах конкретность внутренних объектов

не препятствует более реалистической оценке мира, данного в образах и

представлениях. Но поскольку бессознательные фантазии – это психоло

гические манифестации инстинктов, они придают психической активнос

ти окраску, энергичность, страстность и смысл; поэтому именно бессозна

тельные фантазии об объектах внутреннего мира придают значение образам

и представлениям, которыми оперирует сознательная часть психики. Мир

внутренних объектов не слишком хорошо соответствует понятию «аффек

тивного катексиса» репрезентаций, которое используется психоаналитика

ми ортодоксального толка (см. Sandler, 1987).

См. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ; ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ

SANDLER, JOSEPH (1987) From Safety to Superego.  Karnac.

SANDLER, JOSEPH and ROSENBLATT, BERNARD (1962) ‘The concept of the representational world’, Psychoanal. Study Child  17: 128–45

SCOTT, W. CLIFFORD M. (1948) ‘Some embriological, neurological, psychiatric and psychoanalytic implications of the body schema’, Int. J. Psycho-Anal. 29: 141– 55.

SEGAL, HANNA (1964) Introduction to the work of Melanie Klein.  Heinemann;   republished (1973) Hogarth.

Окружение См. ВНЕШНИЙ МИР

Environment

Б. Общие статьи

Опорочивание См. ПРЕЗРЕНИЕ;

МАНИАКАЛЬНЫЕ ЗАЩИТЫ

Denigration

При рождении всякое переживание, которое впоследствии ока

Отец жется связанным с «отцом», целиком является сконструирован

ным объектом, фигурирующим в бессознательной фантазийной

Father жизни. Когда младенец на параноидношизоидной позиции не

находит объекта, способного его удовлетворить (когда мать в

том или ином отношении отсутствует), он переживает это как плохой объ

ект [см. ПЛОХОЙ ОБЪЕКТ]. Этот плохой объект, если действуют фанта

зии генитального уровня, будет восприниматься как вызывающая страх и не

нависть пара, объединенная в замкнутый союз, как правило, — чрезвычайно

насильственного и разрушительного типа [см. КОМБИНИРОВАННАЯ РО

ДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА]. Часть этого союза составляет частичный объект, пребывающий в матери (пенис) или материнской груди (сосок), который в

конечном итоге позднее будет соотнесен со строгим, подавляющим отцом, когда ребенок лучше узнает его как самостоятельно существующую внеш

нюю фигуру.

Иногда могут возникать фантазии охранительного свойства, в которых

пенис выступает как страж материнского пространства; они призваны ос

лаблять тревогу чрезмерно насильственных импульсов младенца.

Немного позднее, когда младенец оказывается способным ввести в

свою жизнь больше фигур (целостных объектов), отец станет объектом, к

которому обращаются при разочаровании в матери (в типичном случае, по

мнению Кляйн, при отлучении от груди), и тогда его любят и с ним иден

тифицируются. Отец представляет собой первый шанс открытия новых

объектов и потому может снимать часть напряженности депрессивной по

зиции.

Гендер.  Частичные объекты: «мать», «пенис», «грудь», «сосок» и т. д. — вна

чале возникают как объекты, населяющие бессознательную фантазию, и

позднее соотносятся с членами семьи. Важно помнить, что хотя социаль

ное соотнесение гендеров с реальными матерью и отцом как будто бы рас

пределяет частичные объекты между родителями — «мать» и «грудь» за

крепляется за реальной матерью, а «пенис» за отцом, — ребенок этого не

делает. До того как происходит социализация и более осознанное приня

тие этих гендерных атрибутов, младенец переживает присутствие данных

частичных объектов в обоих родителях, и затем, несмотря на социализи

рованные установки, настойчивый поиск материнских аспектов мужчин

или маскулинных аспектов женщин может продолжаться. По существу, союз родителей остается внутри личности, и зрелость заключается в рас

 Опорочивание — Отрицание

тущей способности выносить, ценить и приветствовать оба аспекта, соеди

ненные вместе внутри самости.

См. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Одной из врожденных бессознательных фантазий

Отравление на оральном уровне является отравление молока

матери (или ее творящей способности) путем на

Poisoning падения на ее груди и вторжения в них [см. 13.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Суще

ствует и страх того, что объект в отместку отравит субъекта [см. ПАРА

НОЙЯ].

См. 12. ЗАВИСТЬ; ПЛОХОЙ ОБЪЕКТ

Отрицание — очень раннее психоаналитическое по

Отрицание нятие, у Фрейда исходно обозначенное термином

«скотомизация». Некий фрагмент восприятия стира

Denial ется. Отрицание действует главным образом в мани

акальных защитах, в особенности отрицание реально

сти некой части души или психической реальности [см. МАНИАКАЛЬНЫЕ

ЗАЩИТЫ].

Отрицание значимости объектов, от которых субъект в действительно

сти зависит, — ключевой элемент маниакальных защит. Отрицание присут

ствует и в идеализации, когда устраняются плохие аспекты объекта, и он

становится безупречным (Rosenfeld, 1983) [см. ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ].

Кляйн (Klein, 1946) описывала механизм отрицания как связанный

с фантазией аннигиляции, как действительную утрату части Эго или объ

екта [см. АННИГИЛЯЦИЯ]. В этом смысле отрицание отличается от вы

теснения, которое стремится удалить из сознания только реальность неко

его внешнего события или память о нем. Однако, хотя кляйнианцы склонны

использовать термин «отрицание», а фрейдисты классического толка —

«вытеснение», на самом деле все это далеко от ясности. Различать эти два

феномена следует по степени насилия и всемогущества. Отрицание — это

всемогущее уничтожение без отсылки к реальной действительности, тогда

как вытеснение учитывает внешнюю реальность [см. ВЫТЕСНЕНИЕ].

Как и другие примитивные защитные механизмы, отрицание отсыла

ет к защитной деятельности раннего, примитивного и, как правило, насиль

ственного типа, когда Эго сражается с психотическими тревогами.

См. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ; ВЫТЕСНЕНИЕ

Б. Общие статьи

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–24.

ROSENFELD, HERBERT (1983) ‘Primitive object relations and mechanisms’, Int. J.  Psycho-Anal.

64: 261–7.

В отношениях между анали

Отыгрывание внутри тиком и пациентом могут ра

зыгрываться (enact) прими

Actingin тивные импульсы, объектные

отношения и защиты и тем

самым формировать сопротивление работе анализа (Freud, 1914). Такое ра

зыгрывание (enactment) в переносе получило название «отыгрывания вну

три» (“acting in”) (Sandler, Holder and Dare, 1973). Во времена Фрейда пред

полагалось, что сопротивление и защита выражают себя в переносе как

нарушение свободных ассоциаций. Однако Бетти Джозеф подчеркнула зна

чимость переноса в другом отношении. А именно как возможность «наблю

дать, каким образом пациенты используют нас, аналитиков, чтобы спра

виться с тревогой» (Joseph, 1978, p. 223) [см. КОНТРПЕРЕНОС].

В ходе работы с пациентами, страдающими от тяжелых пограничных

расстройств, Джозеф (Joseph, 1975) описала возникающий в анализе тупик

– недоступность пациента. Она детально исследовала, как пациент исполь

зует аналитика в собственных целях: чтобы он помог пациенту справиться

с его тревогой [см. ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ].

Подобный контакт с аналитиком относится к тому типу, когда аналитик

и пациент вместе говорят о  пациенте. Пациента эмоционально не затрагива

ют интерпретации аналитика, но он может довольно чутко сотрудничать

с ним. Формируется некий альянс, но он «оказывается противоположным на

стоящему альянсу, и то, что называется пониманием, на самом деле являет

ся антипониманием» (Joseph, 1975, p. 49). Джозеф концептуализирует это в

терминах двух обособленных частей пациента. Одна часть «может казаться

работающей и сотрудничающей с аналитиком, но эта, доступная часть лич

ности пациента, на самом деле удерживает другую, более нуждающуюся или

потенциально отзывчивую и восприимчивую часть, отщепленной» (Joseph, 1975, p. 48). Доступная и чрезвычайно наблюдательная часть личности «ис

пользуется для того, чтобы держать аналитика на расстоянии» (Joseph, 1975, p. 52). Цель этой структуры — «создавать некий тип баланса. /…/ Вновь и

вновь мы переживаем цикл, когда на одном сеансе пациент достигает про

гресса, его глубоко вовлекает и затрагивает происходящее, но на следующий

день все это оказывается просто лишенным жизни воспоминанием» (Joseph, 1975, p. 55).

Иногда это достигается проецированием в аналитика заинтересован

ной или озабоченной части пациента – ожидается, что аналитик будет оты

грывать эту озабоченность или желание чтото осуществить. Иногда пони

мающая часть пациента проецируется в аналитика, и пациент ожидает от

 Отыгрывание внутри

него всемогущего и всеведущего понимания; иногда спроецированными

оказываются большие части Эго, так что пациент становится чрезвычайно

апатичным; иногда проецируется разумная часть пациента, и он кажется

глупым [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

Видимо, данная особенность такого тупика придает переносу специфи

ческие черты [см. ПЕРЕНОС]:

«Наше видение переноса главным образом вытекает из понимания

того, как пациенты по различным причинам воздействуют на нас; как

они пытаются втянуть нас в свои защитные системы; как они бес

сознательно чтото отыгрывают с нами в переносе, пытаясь добить

ся, чтобы мы отыгрывали с ними; как они передают нам аспекты

своего внутреннего мира (выстроенного со времени младенчества, в детстве и взрослом возрасте) и переживания, часто находящиеся

за рамками слов, переживания, которые мы можем ухватить, толь

ко опираясь на возникающие в нас чувства, т. е. посредством контр

переноса» (Joseph, 1985, p. 62).

В переносе постоянно  чтото происходит, аналитик постоянно использует

ся. Это подразумевает не анализ сопротивления и защиты, но понимание

развертывания во взаимоотношениях с аналитиком тонких и зачастую чрез

вычайно скрытых объектных отношений. Аналитик (его бессознательное) подвергается бессознательному воздействию со стороны пациента с целью

организовать части себя и свои внутренние объекты так, чтобы они «помог

ли ему справиться с тревогой». Поэтому в первую очередь следует прислу

шиваться не к содержанию слов пациента, но к тому, что он стремится сде

лать с аналитиком и его психикой.

Эти выводы недавно поддержали другие аналитикикляйнианцы:

«Пациент выражает себя не только в словах. Он использует и дей

ствия, а иногда — слова и действия. Аналитик слушает, наблюдает

и ощущает сообщения пациента. Он тщательно изучает свои откли

ки на пациента, пытаясь понять, как сказывается на нем поведение

пациента, и понимает это как сообщение от пациента (осознавая

при этом те отклики, которые исходят от его собственной личнос

ти). Все это, осмысленное во всей полноте, предоставляется паци

енту в виде интерпретации» (RiesenbergMalcolm, 1986, p. 434).

Сигал (Segal, 1982) формулирует лаконично: «раннее младенческое разви

тие отражено в инфантильной части переноса. Если это развитие хорошо

интегрировано, оно порождает невербальные сообщения, лежащие в осно

ве других форм коммуникации и придающие им глубину. Будучи неинтег

рированным, оно порождает отыгрывание внутри как примитивный способ

коммуникации» (Segal, 1982, p. 21).

Б. Общие статьи

Джозеф показала, что пациенты стремятся удержать психическое рав

новесие, колеблющееся между параноидношизоидной и депрессивной

позицией (Joseph, 1989) [см. ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ]. Движе

ние к депрессивной позиции выглядит заблокированным специфической

формой психической боли [см. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЬ].

Похоже, пограничные личности наиболее остро ощущают ненадеж

ность своего равновесия и прибегают к чрезвычайно ригидной организации

защит. Эти состояния связаны с развитием, в котором доминируют ин

стинкт смерти и деструктивность [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ], и в таких

организациях часто «плохие» части самости господствуют над «хорошими»

[см. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ].

FREUD, SIGMUND (1914) ‘Remembering, repeating and working-through’, S. E. 12, pp. 145–56.

JOSEPH, BETTY (1975) ‘The patient who is difficult to reach’, in Peter Giovacchini, ed. Tactics and Techniques in Psycho-Analytic Therapy, vol. 2. New York: Jason Aronson, pp. 205–16.

JOSEPH, BETTY (1978) ‘Different types of anxiety and their handling in the analytic situation’, Int. J. Psycho-Anal. 59: 223–8.

JOSEPH, BETTY (1985) ‘Transference – the total situation’, Int. J. Psycho-Anal. 66: 291–8.

JOSEPH, BETTY (1989) Psychic Equilibrium and Psychic Change. Routledge.

RIESENBERG-MALCOLM, RUTH (1986) ‘Interpretation: the past in the present’, Int. Rev. PsychoAnal. 13: 433-43.

SANDLER, JOSEPH, DARE, CHRISTOPHER and HOLDER, ALEX (1973) The Patient and the Analyst.

George Allen & Unwin.

SEGAL, HANNA (1982) ‘Early infantile development as reflected in the psycho-analytic process: steps in integration’, Int. J. Psycho-Anal. 63: 15–21.

В статье, посвященной технике ана

Память и желание лиза, Фрейд советует достигать в ра

боте «равномернораспределенного

Memory and desire внимания» (Freud, 1912). Этот совет

был подкреплен рекомендациями

Биона в форме двух строгих правил, требующих устранения памяти и жела

ния (Bion, 1967). Бион описывал, в частности, как попытка сознательного

припоминания прошлых сеансов отвлекает аналитика от сеанса текущего.

Настойчивое стремление добиться прогресса от анализа или от пациента точ

но так же оказывает искажающее влияние на способность аналитика наблю

дать настоящее. Обращение к прошлому (память) или будущему (желание) означает, что «эволюция сеанса не будет наблюдаться в то единственное вре



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.