Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 34 страница



Эго выдерживать переживание плохого объекта, который ему угрожает, и переживание утраты хорошего объекта. Если Эго к этому способно, оно

может выдерживать и переживание «мысли» об объекте, признавая его

реальное отсутствие. Способность отличать мысль от объекта как таково

го или от галлюцинации об объекте является необходимым условием мы

шления [см. СИМВОЛИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО; ОБЪЕКТЫ].

Таким образом, порождение мысли неизбежно влечет за собой разви

тие «аппарата для осмысления мыслей»; и мышление определяется Био

ном, со ссылкой на Фрейда, как способность «преодолеть зазор фрустра

ции между моментом, когда ощущается потребность, и тем, когда действие, отвечающее удовлетворению потребности, приводит к ее удовлетворению»

(Bion, 1962a, p. 112). Подобные взаимоотношения между объектами могут

сильно нарушаться ранними эдипальными нападениями, завистью или се

рьезной реальной депривацией.

Плохой объект.  Когда умение выдерживать фрустрацию недостаточно для

преодоления такого зазора, «перевешивает чаша фрустрации» (Bion, 1962a, p. 112). Вместо союза преконцепции с негативной реализацией развивает

ся нечто иное, называемое «плохим» объектом, и затем эвакуируется при

помощи механизма проективной идентификации. Можно избежать фрус

трации и боли путем исторжения фрустрации и соединенной с ней части

цы Эго (преконцепции). Это

«не совпадает с событиями, которые Фрейд описывает в качестве

характеристик мысли в фазе преобладания принципа реальности.

То, что должно было стать мыслью, результат соприкосновения

преконцепции с негативной реализацией, становится плохим объ

ектом, неотличимым от вещивсебе и подлежащим только эваку

ации» (Bion, 1962a, p. 112).

Тогда не происходит развития аппарата для мышления; вместо него

развивается использование проективной идентификации:

«Я предлагаю модель функционирования психики на основании

принципа, что эвакуация плохой груди синонимична получению

поддержки от хорошей груди. В итоге мысли трактуются так, как

если бы они были неотличимы от плохих внутренних объектов; со

ответствующие механизмы ощущаются не как аппарат для осмыс

ления мыслей, но как аппарат для избавления души от накоплений

плохих внутренних объектов» (Bion, 1962a, p. 112).

Альфафункция.  Итак, если все идет хорошо, чувственные впечатления

преобразуются, посредством сочетания с преконцепциями, в пригодные к

Б. Общие статьи

использованию мысли. В этом различие выносимых фрустраций, которые

могут использоваться для развития мышления (альфаэлементы), от дру

гих психических содержаний, которые ощущаются подлежащими только

эвакуации (бетаэлементы) [см. АЛЬФАФУНКЦИЯ; БЕТАЭЛЕМЕН

ТЫ]. Альфафункция — это (абстрактно понимаемый) процесс, с его по

мощью чувственным данным придается значение.

Высокоуровневое мышление. Концепции, установившись, могут повторить

историю преконцепций: то есть они становятся преконцепциями для буду

щих реализаций (или негативных реализаций, реализаций отсутствия), создавая иерархию, порождающую сложное мышление и построение тео

рий. На каждой ступени функции удовлетворения и фрустрации играют

свою роль в стимулировании — или наоборот, торможении — развивающе

гося аппарата для мышления. Это одна из осей бионовской сетки (Bion, 1963), которая как таковая представляет собой систематическую теорию

(преконцепцию), разработанную для встречи с реализациями реальных

типов мышления [см. БИОН].

(3) Контейнирование.  Согласно третьей модели развития мысли, способность

развивать аппарат для мышления зависит от интроекции объекта, способ

ного понимать переживание младенца и наделять его смыслом. Бион отли

чал нормальную проективную идентификацию [см. КОНТЕЙНИРОВА

НИЕ] от «чрезмерной» проективной идентификации, используемой для

эвакуации накоплений плохих внутренних объектов. По сути, нормальная

проективная идентификация — это ожидаемое происшествие, которое пе

реживается контейнирующим объектом:

«В качестве прагматической деятельности она [проективная иден

тификация] проявляется как поведение, разумно рассчитанное на

возникновение у матери тех ощущений, от которых младенец хочет

избавиться. Если младенец чувствует, что умирает, он может вызвать

у матери страхи того, что он умирает. Уравновешенная мать способ

на принять их и реагировать терапевтическим образом: и тогда мла

денец чувствует, что он принимает свою испуганную личность об

ратно, но уже в переносимой форме, и личность младенца теперь

может справиться с этими страхами» (Bion, 1962a, p. 115).

Для младенца мать представляет собой аппарат, способный вынести соче

тание преконцепции с негативной реализацией, «нетгруди» [см. КОНТЕЙ

НИРОВАНИЕ]. Чтобы исполнять эту функцию, душа матери должна на

ходиться в состоянии «мечтания» [см. МЕЧТАНИЕ], что приближается к

свободно парящему состоянию внимания, описанному Фрейдом, а также, согласно Биону, состоянию психики, устранившей память и желание

[см. ПАМЯТЬ И ЖЕЛАНИЕ; БИОН]. Когда чтото не складывается, и у

 Мышление

матери не получается вобрать ощущения младенца, младенец прибегает ко

все более насильственным попыткам проекции в мать и таким образом раз

вивает «аппарат для избавления души от плохих внутренних объектов».

В этом неблагоприятном случае мать младенца оказывается внутренним

объектомвстановлении, который Бион описывал как «отвергающийпро

ективнуюидентификацию объект», и для младенца это объект, преднаме

ренно понимающий превратно, с которым ему суждено идентифицировать

ся. Фрустрации младенца не становятся постижимыми, но он чувствует, что

у них отобрано значение, и они оказываются «безымянным ужасом»

[см. БЕЗЫМЯННЫЙ УЖАС].

Контейнирующая связь.  Бион (Bion, 1962) начал исследование контейниру

ющего взаимоотношения с описания характера связи между контейнирую

щей психикой и помещаемыми в нее содержаниями. Эти связи могут быть

трех видов: «L», «H» и «K», что обозначает любовь (loving), ненависть

(hating) и желание знать (to know) некие содержания. Так, мать временами

любит своего ребенка, временами ненавидит его, временами пытается понять, что он переживает, чувствует и думает. Для развития мысли наиболее важна

Kсвязь. Такая связь матери с младенцем развивает соответствующую спо

собность ребенка путем интроекции им Kсвязывающего объекта. Но Kсвязь

может быть нарушенной. О’Шонесси (O’Shaughnessy, 1981) на клинических

примерах описала три важных разновидности Kсвязи: (i) попытку познать

объект через его проективные идентификации; (ii) ситуацию, когда спрое

цированное переживание объекта оказывается лишенным значения, что при

водит к обессмысленному, оголенному переживанию, которое вызывает у

младенца чувство внутреннего ужаса перед интроецированным завистливым

объектом, лишающим его значения его же собственных переживаний (это

обозначается как «минус К», или «–K»); (iii) состояние отсутствия «K»

(«нет К»), при котором способность познавать разрушена, что приводит к па

раноидной психотической ситуации, когда Эго существенно ослаблено рас

щеплением и проекцией его способности к К и сталкивается с враждебными

объектами, в которые в фантазии насильственно вытолкнуты частицы Эго

[см. ЭПИСТЕМОФИЛИЯ].

В общем и целом кляйнианцы приняли бионовскую теорию мышления.

Разные исследователи используют (или даже понимают) ее в разной сте

пени, а некоторые — развивают посвоему. Более остальных в этом продви

нулся Мельтцер (Meltzer, 1987).

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  40: 308–15; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 93–109.

BION, WILFRED (1962a) ‘A theory of thinking’, Int. J. Psycho-Anal.  43: 306–10; republished (1967) in Second Thoughts,  pp. 110–19.

BION, WILFRED (1962b) Learning from Experience.  Heinemann.

BION, WILFRED (1963) Elements of Psycho-Analysis.  Heinemann.

Б. Общие статьи

BION, WILFRED (1970) Attention and Interpretation.  Tavistock.

KLEIN, MELANIE (1923) ‘The role of the school in the libidinal development of the child’. WMK

1, pp. 59–76.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  1,  pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1931) ‘A contribution to the theory of intellectual development’. WMK 1, pp. 236–47.

MELTZER, DONALD (1987) Studies in Extended Melapsychology.  Perth: Clunie.

O’SHAUGHNESSY, EDNA (1981) ‘A commemorative essay on W. R. Bion’s theory of thinking’, Journal of Child Psychotherapy  7: 181–92.

SPILLIUS, ELIZABETH BOTT (1988) Melanie Klein Today, Volume I: Mainly Theory.  Routledge.

Наблюдение за детьми см. НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА МЛАДЕНЦАМИ

Baby observation

Обязательной

Наблюдение за младенцами задачей дет

ского анализа

Infant observation после Первой

мировой вой

ны стало подтверждение взглядов Фрейда на детство, которые он сформу

лировал путем обратной экстраполяции, основываясь на работе со взрос

лыми. Такая же задача со временем возникла в связи с открытиями Кляйн, касающимися переживаний младенцев, но сделанными при анализе детей

более старшего возраста (от двух с половиной лет). В начале 1950х были

предприняты попытки наблюдать детей на младенческом этапе развития.

Проблема заключается в том, что у внешнего наблюдателя нет метода, открывающего доступ ко внутреннему миру ребенка. На этой стадии раз

вития символическое измерение жизни сведено к минимуму; и точно так

же минимальны возможности коммуникации (которая, как правило, осно

вывается на символах). В работе со взрослыми вышеупомянутый метод —

это взаимная вербальная коммуникация; в работе с детьми — наблюдение

за их игрой и иногда участие в ней [см. ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ]. Для рабо

ты с младенцами необходим был другой, новый метод. Младенец все вос

принимает в ракурсе отношения объектов к своему телу и его частям, до

ставляемых объектами ощущений и непосредственных удовлетворений.

Возможно ли вообще проникнуть в мир младенца в отсутствии какой бы

то ни было символической коммуникации?

Этот вопрос горячо обсуждался в ходе Дискуссий о противоречиях в

1943 году. Когда Сюзен Айзекс впоследствии (в 1948 году) опубликовала

 Наблюдение за детьми — Наблюдение за младенцами

свой доклад 1943 года («Природа и функция фантазии»), она предпослала

ему обстоятельное введение, в котором попыталась обосновать процесс

психоаналитического заключения: если Фрейд применил экстраполяцию

от взрослого к ребенку, то обоснована и экстраполяция данных Кляйн, по

лученных в работе с детьми, на младенцев.

Кляйн также непосредственно наблюдала за младенцами, интерпрети

руя на основании своих открытий, какого рода переживания возникают в

их психике. Когда эта работа была наконец опубликована (Klein, 1952), она

показала, сколь много внимания Кляйн уделяла окружению младенца — т. е.

матери, которая является для ребенка первичным окружением, и ее душев

ному состоянию, Эта работа послужила серьезным подкреплением сфор

мулированной Винникоттом максимы «не существует такой вещи, как

младенец» (Winnicott, 1960). В небольшой заметке Джозеф (Joseph, 1948) затронула проблему терапевтического вмешательства на материале одно

го непродолжительного наблюдения. Мы упомянули редкие удачные на

блюдения, однако в целом нельзя говорить о заметном росте интереса к

анализу младенцев в тот период.

Несимволическая коммуникация.  Когда в конечном итоге стало понятно, что

существуют различные разновидности проективной идентификации (Bion, 1957) [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ], открылась пер

спектива разработки метода наблюдения за младенцами. Проективная иден

тификация — это несимволическая форма коммуникации, но аналитики

осознали, что непосредственное воздействие душевного состояния одного

человека на душевное состояние другого обладает коммуникативным по

тенциалом вне мира символов («нормальная проективная идентифика

ция»). Иногда символы могут даже быть инструментом такого непосред

ственного воздействия (невербальные сообщения посредством тона голоса

и т. д. и т. п. ). Аналитики, которые стали внимательно относиться к исполь

зованию своих реакций в качестве инструментов понимания [см. КОНТР

ПЕРЕНОС], смогли нащупать метод, который не нуждался в символичес

ких формах выражения внутреннего мира. Однако в ситуации наблюдения

за младенцем сценой непосредственных воздействий являются душевные

состояния младенца и матери. Таким образом, мать оказывается посредни

ком в проявлении взаимодействий младенца с объектами — посредником, аналогичным игрушкам в детском анализе.

Наблюдение за младенцами.  Бик впервые организовала эту работу в 1948 году

в качестве элемента тренинга для обучающихся детской психотерапии и дет

скому психоанализу (см., например, Magagna, 1987; Glucksmann, 1987; di Ceglie, 1987). Она приступила к систематическим наблюдениям за младен

цами и их матерями на дому, проводившимся еженедельно в ходе первого года

жизни (Bick, 1964, 1968, и посмертно изданная работа: Bick, 1986). Как мож

но было ожидать, наблюдения частично подтвердили данные психоанализа

Б. Общие статьи

детей, частично принесли новые факты и теории; из них некоторые и сего

дня остаются несколько в стороне от основного направления кляйнианской

мысли [см. БИК]: пассивный характер собранности воедино благодаря удер

живанию первичным объектом и природа адгезивной идентификации.

Бик описала самые первые попытки интроецирования объекта, который

способен удерживать личность собранной воедино [см. 11. ПАРАНОИДНО

ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Во взаимодействии матьмладенец она смогла

обнаружить, что этот первый объект переживается главным образом посред

ством кожного контакта и ощущения кожи как контейнирующего объекта.

См. КОЖА; АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation in psycho-analytic training’, Int. J. PsychoAnal.  45: 558–66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick. The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 240–56.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho-Anal.

49: 484–6; republished (1987) in The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick,  pp. 114–18.

BICK, ESTHER (1986) ‘Further considerations of the function of the skin in early object relations’, Br. J. Psychother.  2: 292–9.

BICK, ESTHER (1957) ‘Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 266–75; republished (1967) in Second Thoughts.  Heinemann, pp. 43–64.

DI CEGLIE, GIOVANNA (1987) ‘Projective identification in mother and baby relationship’, Br.

J. Psychother.  3: 239–5.

GLUCKSMAN, MARIE (1987) ‘Clutching at straws: an infant’s response to lack of maternal containment’, Br. J. Psychother.  3: 340–9.

ISAACS, SUSAN (1948) ‘The nature and function of phantasy’, Int. J. Psycho-Anal.  29: 73–97; republished (1952) in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 66–121.

JOSEPH, BETTY (1948) ‘A technical problem in the treatment of the infant patient’, Int. J.

Psycho-Anal  29: 58–9.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘On observing the behaviour of young infants’. WMK3,  pp. 94–121.

MAGAGNA, JEANNE (1987) ‘Three years of infant observation with Mrs Bick’, Journal of Child Psychotherapy  13(1): 19–39.

SCHMIDEBERG, MELITTA (1934) ‘The play analysis of a three-year-old girl’, Int.  J. Psycho-Anal.

15: 245–64.

WINNICOTT, D. W. (1960) ‘The theory of the infant-parent relationship’, Int. J. Psycho-Anal.

41: 585–95.

Нарциссизм Кляйн радикально отошла от Фрейда в вопро

се о природе нарциссизма. Фрейд (Freud,

Narcissism 1914) выделял несколько разновидностей нар

циссизма:

 Наблюдение за младенцами — Нарциссизм

(i) первичный нарциссизм как стадия в раннем младенчестве, на которой

объектом либидинозной любви становится собственное Эго младенца и

которая предшествует способности ребенка распознавать объект; (ii) вторичный нарциссизм — регрессия от объектных отношений, принес

ших разочарование изза утраты объекта либо некоторого пренебрежения

с его стороны, назад к нарциссической любви к Эго; (iii) нарциссические объектные отношения, когда Эго любит объект, по

скольку объект напоминает собой Эго.

Кляйн с этим не соглашалась и считала, что первичного нарциссизма не су

ществует. Вероятно, в этом заключается наиболее важное отличие ее тео

ретических взглядов от классического психоанализа и эгопсихологии

[см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ]. Кляйнианское понятие нарциссизма прошло

несколько этапов развития:

(1) нарциссизм и объектные отношения сосуществуют; (2) нарциссические состояния как отличные от нарциссической стадии; (3) нарциссизм и зависть;

(4) негативный нарциссизм;

(5) нарциссическая структура характера.

(1) Сосуществование нарциссизма и объектных отношений. Разные виды

нарциссизма, описанные Фрейдом, Кляйн свернула в единую теорию вну

тренних объектов [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ]. Сначала, в 1925

году, она оспорила представление Ференци и Абрахама о безобъектной

природе тика [см. МАСТУРБАЦИОННЫЕ ФАНТАЗИИ]; она «считала, что аутоэротизм и нарциссизм у младенца в начале жизни существуют од

новременно с первым отношением к объектам» (Klein, 1952, p. 51).

Нарциссические объектные отношения.  «Фаза становления начала Эдипо

ва конфликта и сопровождающих его мастурбационных фантазий — это

фаза нарциссизма» (Klein, 1932, p. 171). В этом виде представление о ста

дии, которой присуща и безобъектность (аутоэротизм или нарциссизм), и существование объектных отношений, выглядит противоречивым. Но в

те годы Кляйн пишет об этом так, будто данное представление нисколько

не противоречиво, а является развитием ортодоксальных теорий. Однако

позднее она соглашается с тем, что данная «гипотеза противоречит концеп

ции Фрейда об аутоэротическом удовлетворении и нарциссических стади

ях» (Klein, 1952, p. 21), и проводит различие между фрейдовским поняти

ем нарциссической стадии и нарциссическими состояниями. Она поясняет, что «отход при аутоэротическом удовлетворении и нарциссических состо

Б. Общие статьи

яниях производится именно к этому интернализованному объекту» (Klein, 1952, p. 51).

Нарциссизм и интроективная идентификация.  Наиболее отчетливо в то

время кляйновскую теорию нарциссизма формулирует Хайманн (Heimann, 1952):

«Существенное отношение между инфантильными и зрелыми объ

ектными отношениями заключается в том, что взрослый воспри

нимает объект как независимо существующий, а для младенца он

всегда так или иначе связан с ним самим. Объект существует в силу

своей функциональной значимости для младенца» (Heimann, 1952, p. 142).

Хайманн описывает частичнообъектные отношения [см. ЧАСТИЧНЫЕ

ОБЪЕКТЫ], в которых объекты являются всего лишь представленными в

фантазии причинами собственных ощущений младенца [см. 2. БЕССОЗ

НАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Мир как он есть, с которым сталкивается

младенец, выкраивается им по образцу собственных фантазий о намерениях

объекта (хороших или плохих).

Эти объекты не только както относятся к Эго младенца, но также

интроецированы, и с ними осуществлена идентификация (они ассими

лированы), так что объект оказывается идентифицированным с частью

младенца, и отношение к объекту становится отношением к себе или

части себя. Хайманн иллюстрирует это примером младенца, сосущего

палец: он

«ощущает себя в контакте с желанной грудью, хотя на самом деле

всего лишь сосет собственный палец. Его фантазии инкорпориро

вания груди, составляющие часть оральных переживаний и им

пульсов, ведут к тому, что он идентифицирует палец с инкорпори

рованной грудью. Он способен самостоятельно доставлять себе

удовлетворение /…/, он обращается к своей интернализованной

хорошей груди» (Heimann, 1952, p. 146).

Согласно Кляйн, нарциссическое состояние становится «аутоэротичес

ким» удовлетворением с помощью внутреннего объекта, идентифициро

ванного с частью Эго и любимого именно в таком качестве. Это — защит

ная реакция.

Концепцию нарциссизма изменило понимание всемогущего харак

тера фантазий, лежащих в основе примитивных защитных механизмов

[см. ВСЕМОГУЩЕСТВО; 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХА

НИЗМЫ].

Нарциссические стадии, о которых говорил Фрейд, для Кляйн и Хай

манн становятся нарциссическими состояниями (Segal, 1983), когда про

 Нарциссизм

исходит отступление к психическому состоянию, в котором всемогущие

фантазии идентификации выходят на первый план. Нарциссический объ

ектный выбор — это более долговременная организация всемогущих фан

тазий в структуре объектных отношений и личности. Вначале Кляйн рас

сматривала его, следуя Фрейду, как идентификацию внешнего объекта

любви с частью самости: типичный пример находим в гомосексуальности, когда пенис другого мужчины репрезентирует ту собственную мужествен

ность любящего, которую он любит.

(2) Нарциссические состояния.  Дальнейшее развитие кляйнианской кон

цепции нарциссизма связано с описанием Кляйн проективной иденти

фикации [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Кляйн пол

ностью пересмотрела и подробно разработала процесс идентификации

части самости с объектами и поместила его в центр своего подхода

[см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ]: «отношение к

другому человеку на основании проецирования в него плохих частей

самости имеет нарциссическую природу» (Klein, 1946, p. 13), посколь

ку объект «не ощущается как индивидуальность, но ощущается как пло

хая самость младенца» (Klein, 1946, p. 8). Хорошие части самости так

же помещаются в объекты в проективной идентификации. Однако

внимание Кляйн к проективной идентификации как способу совладания

с персекуторной тревогой и инстинктом смерти (на параноидношизо

идной позиции) связывает нарциссические объектные отношения с тре

вогой, агрессией и инстинктом смерти.

Всемогущество и нарциссизм.  Использование проективной идентификации

стало в кляйнианской литературе почти синонимом нарциссизма, и пара

ноидношизоидную позицию называли «нарциссической позицией» (Segal, 1983). Однако при этом важно различать «нормальную проективную иден

тификацию» и «патологическую проективную идентификацию» [см. 13.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Бион (Bion, 1959) и Розенфельд

(Rosenfeld, 1964) различали эти два типа проективной идентификации по

степени всемогущества в фантазии. Когда фантазия всемогуща, идентифи

кация части самости с объектом приводит к размыванию границы между

ними, так что одно становится другим [см. ВСЕМОГУЩЕСТВО]. Это на

поминает данные Сигал описания примитивной разновидности символа, которую она называет «символическим равенством» [см. СИМВОЛИЧЕ

СКОЕ РАВЕНСТВО].

Розенфельд (Rosenfeld, 1964) отметил, что всемогущая идентифика

ция посредством интроекции приводит к подобной же утрате границ, ког

да интроецированный объект подвергается в фантазии всемогущим обра

зом достигаемому слиянию с частью самости. Отличительный признак

нарциссических состояний — всемогущая  идентификация посредством

проекции или интроекции, насильственность которой устраняет границу

Б. Общие статьи

между Эго и объектом, что приводит к утрате понимания как внутренней, так и внешней реальности [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПО

ЗИЦИЯ].

(3) Нарциссизм и зависть.  Сигал (Segal, 1983) говорит, что Кляйн в книге

«Зависть и благодарность»

«описывает развертывание проективной идентификации целиком

как осуществление завистливых намерений и также как защиту от

зависти — например, проникновение в объект и овладение его ка

чествами. В связи с этим она не упоминает нарциссизм, но подра

зумевает, что должна быть тесная связь между нарциссизмом и

завистью. Первичный нарциссизм, по Фрейду, состоит в том, что

ребенок чувствует себя источником всякого удовлетворения.

Открытие объекта дает начало ненависти» (Klein, 1957).

С другой стороны, первичная зависть, как ее описывает Кляйн,

«стремится причинить порчу враждебностью, возникающей при по

нимании, что источник жизни и хорошести расположен извне. С мо

ей точки зрения, зависть и нарциссизм — две стороны одной меда

ли. Нарциссизм защищает нас от зависти. В этом и заключается

различие. Если вы убеждены в существовании длительной нарцис

сической стадии, для вас зависть будет производной от краха нар

циссической иллюзии. Если же, как Мелани Кляйн, вы утверждае

те, что знание об объектном отношении и потому также и зависть

существуют с самого начала, нарциссизм окажется для вас защитой

от зависти и потому будет связан скорее с инстинктом смерти и за

вистью, чем с либидинозными силами» (Segal, 1983, pp. 270–71).

Нарциссизм — всемогущая идентификация посредством проекции или ин

троекции — таким образом более или менее уравнивается с усилиями Эго

в первые моменты жизни, предпринимаемыми для того, чтобы организо

ваться против угрозы инстинкта смерти (который исходно проявляется как

первичная зависть).

(4) Негативный нарциссизм.  Розенфельд (Rosenfeld, 1964) считал, что «сила

и стойкость всемогущих нарциссических объектных отношений тесно свя

заны с силой зависти младенца» (p. 171). Он развил представление об аг

рессивном аспекте нарциссизма, обусловленном завистью и инстинктом

смерти (Rosenfeld, 1971). Он обнаружил симметрию между отведением

либидо на Эго (как это описывал Фрейд), с одной стороны, и отведением

инстинкта смерти на Эго, с другой. Последнее он назвал негативным нар

циссизмом и также соотнес его с негативной терапевтической реакцией:

 Нарциссизм

«В ходе тщательного изучения нарциссизма мне показалось важ

ным различать либидинозные и деструктивные его аспекты. Рас

сматривая нарциссизм в его либидинозном аспекте, можно видеть, что здесь центральную роль играет завышенная оценка самости, которая основана преимущественно на идеализации самости.

Самоидеализация поддерживается всемогущими интроективными

и проективными идентификациями с хорошими объектами и их ка

чествами. Таким образом тот, кто подвержен нарциссизму, чувст

вует все ценное во внешних объектах и в мире снаружи частью себя

самого и всемогущественно это ценное контролирует. Рассматри

вая нарциссизм с противоположной стороны, мы снова обнаружи

ваем, что на этот раз деструктивные аспекты самоидеализации иг

рают центральную роль, но теперь это идеализация всемогущих

деструктивных частей самости. Они направлены против всякого

позитивного либидинозного объектного отношения и против вся

кой либидинозной части самости, которая переживает потребность

в объекте и желание зависеть от него» (Rosenfeld, 1971, p. 173).

На своем клиническом материале Розенфельд описал организацию объек

тов и отношений, определяемую изнутри преобладанием направленных на

самость агрессивных импульсов — пережитков исходного инстинкта смер

ти, с которым не полностью справилась первичная «экстернализация», описанная Фрейдом и Кляйн [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ; СТРУКТУРА].

(5) Нарциссическая структура характера.  Розенфельд разграничил два типа

нарциссизма, что очень важно для практики и было поддержано другими

аналитиками. Структурирование личности, основанное на всемогущей

«плохой» самости и порабощенной «хорошей» самости, ранее было описа

но Мельтцером (1968) и МаниКёрлом (1969), но Розенфельд продемон

стрировал устойчивость такой организации в определенных типах лично

сти, обычно называемых пограничными.

Сигал (Segal, 1983) подчеркивала различие между простым нарцисси

ческим отходом, с одной стороны, и долговременной личностной структу

рой нарциссической личности — с другой, причем таких личностей «мы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.