Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 33 страница



FREUD, SIGMUND (1905) Time Essays on Sexuality. S. E.  7, pp. 125–245.

LAPLANCHE, J. AND PONTALIS, J. -B. (1973) The Language of Psycho-Analysis.  Hogarth.

Вслед за Абрахамом Кляйн пыталась разобраться в той раз

Любовь новидности любви, которую чувствуют к объекту, отлич

ной от любви, описанной в классическом психоанализе, Love когда объект лишь служит удовлетворению субъекта (по

добная форма удовлетворения является любовью анакли

тической, корыстной). Кляйн же, напротив, на основании непосредствен

ных наблюдений за младенцами отмечала, что «удовлетворение настолько

же связано с объектом, дающим пищу, насколько и с самой пищей» (Klein, 1952, p. 96). Эту особенность стремился прояснить Уиздом (Wisdom, 1970), так же, как и Фэйрберн (Fairbairn, 1952).

Игл (Eagle, 1984), рассматривая данные, ранее уже истолкованные

Боулби (Bowlby, 1969), показал, что переживание объектов осуществляет

Б. Общие статьи

ся не только в ключе удовлетворения инстинктов, например голода: «Эти

сведения представляют собой серьезную проблему для моделей “гомеоста

тической разрядки влечений”». По поводу экспериментов Харлоу с дете

нышами обезьян (Harlow and Zimmermann, 1969) он писал:

«Если привязанность к объекту возникает благодаря его роли в

удовлетворении влечения, почему детеныши обезьян не привязы

вались к выделяющему молоко муляжу матери, который обеспе

чивал удовлетворение, гораздо лучше соответствующее модели

разрядки влечений, чем удовлетворение от “приятного контакта”

с муляжом, сшитым из махровой ткани? » (Eagle, 1984, p. 11).

С точки зрения Кляйн, великодушная, бескорыстная любовь существует с

самого начала. Удовлетворение вызывает благодарность объекту.

Параноидношизоидная позиция.  Однако с самого начала удовлетворение

вызывает не только благодарность, но и зависть. Насколько младенец под

держивает установку благодарности к любимому объекту и реальный внеш

ний объект (мать) помогает благодарности появиться, настолько младенец

способен укрепиться в своей вере в любовь и хорошие части себя.

Именно баланс зависти и благодарности определяет безопасность по

ложения младенца, потому что зависть разрушает любовь и благодарность.

Младенец справляется с этим, главным образом отщепляя «идеальный», приносящий удовлетворение объект, к которому чувствует благодарность, от преследователя, к которому чувствует зависть и ненависть. Но такое

отщепление содержит в себе определенную небезопасность, поскольку

фрустрация любой степени вызывает резкое переключение и в импульсах, которые меняются с любви на ненависть, и в объекте, который внезапно

становится преследующим.

Чтобы избежать такой небезопасности, младенец иногда прибегает к

чрезмерной проективной идентификации. Чем интенсивнее взаимоотноше

ние, тем масштабней проективная идентификация, и это приводит к опус

тошению Эго. Шизоидная любовь истощает.

Любовь на депрессивной позиции.  Исследуя и характеризуя депрессивную

позицию, Кляйн начала описывать совершенно новые эмоциональные со

стояния (то есть новые для психоаналитической литературы). По сути, эти

состояния гораздо ближе к аффектам, которые занимают романистов и

обычных людей. Кляйн пыталась передать отличительные черты особого, мучительного вида любви: любви, которую называют тоской. Тем самым она

продолжила разработку абрахамовского понятия «подлинной объектной

любви», переживания целостных объектов. Любовь на депрессивной пози

ции — это любовь к неидеальному объекту, хорошему объекту с недостат

ками и изъянами [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Когда устанав

 Любовь — Маниакальная репарация

ливается такая ситуация, любовь, несмотря на изъяны, уже не столь резко

и интенсивно сменяется ненавистью, и начинает развиваться определенная

степень эмоциональной стабильности. В этом заключается способность к

терпимости и прощению. Любовь на депрессивной позиции неизбежно от

мечена заботой и прощением.

Однако недостатки целостного объекта приводят к переживанию того, что хороший объект совершенен (или был совершенным), но ему был на

несен вред или ущерб, отчего возникает острое, беспокойное чувство забо

ты о нем. В свою очередь, это чувство заботы вызывает желание восстано

вить объект, привести его в прежнее благополучное состояние [см. ВИНА; РЕПАРАЦИЯ].

См. ЗАБОТА; ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ

BOWLBY, JOHN (1969) Attachment and Loss.  Hogarth.

EAGLE, MORRIS (1984) Recent Developments in Psycho-Analysis.  New York: McGraw-Hill.

FAIRBAIRN, RONALD (1952) Psycho-Analytic Studies of the Personality.  Routledge & Kegan Paul.

HARLOW, H. F. and ZIMMERMANN, R. R. (1969) ‘Affectional responses in the infant monkey’, Science  130: 412–32.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘On observing the behaviour of young infants’. WMK  3,  pp. 94–121.

WISDOM, J. O. (1970) ‘Freud and Melanie Klein: psychology, ontology and Weltanschauung’, in Charles Hanly and Morris Lanzerowitz, eds (1970) Psycho-Analysis and Philosophy.

New York: International Universities Press, pp. 327–62.

На ранних стади

Маниакальная репарация ях развития мла

денец использует

Manic reparation всемогущие меха

низмы, добиваясь

безопасности Эго. Впоследствии, когда на него впервые надвигается депрес

сивная позиция [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ], он может начать

переживать любимый объект как непоправимо поврежденный, что отражает

крайнее насилие его всемогущих фантазий. Желание привести в порядок

столь существенно поврежденный объект так мучительно, потому что за

дача эта переживается как чрезвычайно трудная. В результате не остается

другого выхода, кроме как всю ситуацию в целом счесть малозначимой, а к

задаче восстановления объекта отнестись небрежно, словно бы ее можно

было выполнить магическим образом.

В дальнейшей жизни даже обычный стресс может вызвать пренебре

жительную фантазию, что объект вовсе не стоит того, чтобы о нем беспо

коиться. Но презрение и умаление значимости — это маниакальные защи

ты от мучительности страдания, помогающие субъекту чувствовать себя

Б. Общие статьи

менее беспомощным и зависящим от значимых хороших объектов, которые

кажутся ему поврежденными и вызывают такое тяжелое чувство ответст

венности [см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА]. Но в конечном итоге презре

ние еще больше повреждает объект и может привести к образованию по

рочного круга.

См. РЕПАРАЦИЯ

Боль депрессивной по

Маниакальные защиты зиции вновь и вновь воз

никает в ходе жизни, и

Manic defences большинство людей вре

менами пытаются от нее

защититься [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Первостепенное зна

чение при этом имеют защиты, с помощью которых выстраиваются состоя

ния мании и гипомании — состояния, в небольшой мере присущие каждому

человеку. Как правило, маниакальные защиты всемогущи: «В первую очередь

манию характеризует чувство всемогущества, и кроме того, мания основана

на механизме отрицания» (Klein, 1935, p. 277). Эти защиты включают в себя

несколько механизмов.

(i) Отрицание.  Всемогущество основано на отрицании, «прежде всего от

рицанию подвергается психическая реальность» (Klein, 1935, p. 277).

(ii) Уничижение.

«Эго не хочет и не может отказаться от своих хороших внутренних

объектов, но все же стремится избежать риска зависимости от них.

/…/ Его попытка избавиться от привязанности к объекту, в то же

время от него не отказываясь, осуществляется посредством отри

цания значимости его хороших объектов» (Klein, 1935, p. 277).

Эго

«отрицает, что озабочено состоянием [объекта]. “Конечно же, — до

казывает Эго, — не имеет особого значения, разрушен этот конкрет

ный объект или нет. Есть множество других объектов, которые

можно инкорпорировать”. Это умаление значимости  объекта и

презрение к нему является, я полагаю, специфической особеннос

тью мании» (Klein, 1935, p. 278).

(iii) Контроль.  «Однако в то же время Эго постоянно стремится управлять

всеми своими объектами и их контролировать» (Klein, 1935, p. 277). «Это

 Маниакальная репарация — Маниакальные защиты

необходимо по двум причинам: (a) чтобы отрицать испытываемый ужас пе

ред объектами [от которых Эго зависит] и (b) чтобы поддерживать действие

механизма возмещения ущерба объекту (репарации)» (Klein, 1935, p. 278).

(iv) Идеализация. «Идеализация является важной частью маниакальной

позиции» (Klein, 1940, p. 349) [см. ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ].

Связанные с манией механизмы столь важны для Кляйн, что в конце 1930

годов она говорит о маниакальной позиции.

Эти защиты охраняют субъекта от переживания болезненных послед

ствий зависимости от хороших любимых объектов и от болезненных по

следствий подобной зависимости. Но маниакальные защиты приводят к

другим проблемам:

«садистическое удовлетворение от преодоления и унижения [объ

екта], совладания с ним, триумфа над ним, может столь прочно

войти в акт репарации, что “благотворный круг”, этим актом нача

тый, окажется разорванным. Объекты, которые нужно было вос

становить, превращаются снова в преследователей. /…/ Неудав

шийся акт репарации вынуждает Эго снова и снова прибегать к

обсессивным и маниакальным защитам» (Klein, 1940, p. 351)

[см. РЕПАРАЦИЯ].

Отношение маниакальных защит к обсессивным.  В 1940 году Кляйн пришла

к выводу, что маниакальные защиты развиваются из обсессивных, исполь

зуемых против персекуторной тревоги («связывающих» ее). В этом смыс

ле Кляйн обращает особое внимание на всемогущий контроль, называя его

«триумфом»: «Я хочу подчеркнуть значимость триумфа, тесно связанно

го с презрением и всемогуществом» (Klein, 1940, p. 351). Это отношение, повидимому, довольно тонкое, однако, хотя в ранних своих работах Кляйн

чрезвычайно интересовалась обсессивными защитами, считая их направ

ленными именно против персекуторных чувств, под влиянием Фэйрберна

после 1946 года обсессивные защиты исчезают из кляйнианской литерату

ры [см. ОБСЕССИВНЫЕ ЗАЩИТЫ]. Это один из многих примеров того, как кляйнианские теории уходят столь далеко от классической термино

логии, что классические понятия выбывают из обихода, хотя при этом ни

где не утверждается, что они являются излишними.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’.

WMK  1, pp. 262–89.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’. WMK  1, pp.

344–69.

Б. Общие статьи

Мастурбационные фантазии

Masturbation phantasies

С самого начала своей психоаналитической карьеры Кляйн интересовалась

фантазийным содержанием тревоги и сосредоточила внимание на сексуаль

ных фантазиях. Она опиралась на представление, согласно которому мас

турбационные фантазии некогда сопровождали физически стимулирующие

действия, но затем стали бессознательными:

«... бессознательная фантазия обладает очень важной связью с

сексуальной жизнью субъекта, поскольку она идентична той

фантазии, которая помогала ему получать сексуальное удовле

творение в период мастурбации. В то время мастурбационный

акт состоял из двух частей. Одна заключалась в вызывании фан

тазии, а другая — в неких действиях, обеспечивающих его само

удовлетворение на пике этой фантазии. Исходно эти действия

были сугубо аутоэротической процедурой в целях получения

удовольствия от некой определенной части его тела, которую

можно назвать эрогенной. Позднее данные действия оказались

соединенными с желаемой идеей из области объектной любви»

(Freud, 1908, p. 161).

Кляйн придала идее о конкретной и физической природе данных фантазий

форму объектных отношений.

Хотя и Абрахам (Abraham, 1921), и Ференци (Ferenczi, 1921) счита

ли симптом тика свидетельством аутоэротической фазы, Кляйн прямо им

возражала (Klein, 1925). Она описала случай тика, когда различные фи

зические движения сопровождались фантазиями; каждое движение, отме

чала она, символически представляло часть сексуального акта с объектом.

Кляйн воспользовалась этим случаем, чтобы выделить свой подход, в ко

тором основное внимание уделялось объектным отношениям, вовлекае

мым инстинктивными импульсами [см. НАРЦИССИЗМ; 2. БЕССОЗНА

ТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Такой подход оспаривал представление о

первичной фазе аутоэротизма и нарциссизма; из него непосредственно

следовало, что бессознательные мастурбационные фантазии встроены во

всякую деятельность:

«Я бы хотела проиллюстрировать влияние мастурбационных

фантазий на сублимацию. Феликс, тринадцатилетний мальчик, в

анализе развил следующую фантазию. Он играл с красивыми об

наженными девушками, чьи груди он трогал и гладил. Нижнюю

часть их тел он не видел. Они же играли друг с другом в футбол.

 Мастурбационные фантазии

За этой единичной сексуальной фантазией /... / в анализе после

довало множество других, некоторые в форме грез, другие же

возникали ночью в качестве заместителя онанизма и все были

связаны с играми. Эти фантазии демонстрировали, как некоторые

из его фиксаций были переработаны в интерес к играм. В первой

сексуальной фантазии /... / коитус уже был замещен игрой в фут

бол. Эти игры стали единственным предметом его интереса и

стремлений» (Klein, 1923, p. 90).

Кляйн показала, что встроенными в процесс нарциссического удовлетво

рения оказались фантазии об объектах, связанных с «мастурбацией». Позд

нее Хайманн, развивая подход Кляйн к нарциссизму [см. НАРЦИССИЗМ], описывала мастурбацию как фантазию эротического отношения с внутрен

ним  объектом:

«аутоэротизм основан на фантазиях, касающихся внутренней удов

летворяющей, “хорошей” груди (соска, матери), которая спроеци

рована на часть тела ребенка (и таким образом представлена ею).

Этот процесс, так сказать, встречает на полпути эрогенные каче

ства органов ребенка» (Heimann, 1952, pp. 147–48).

Эрогенные зоны дают возможность использовать тело для особо интенсив

ного продуцирования бессознательных фантазий посредством мастурбаци

онной манипуляции. Поэтому эротическая сексуальность, как правило, пронизана совокупностью бессознательных фантазий, выработанных в це

лях защиты от персекуторных или депрессивных тревог. Мельтцер (Meltzer, 1966) описывал случай, в котором для порождения бессознательных фан

тазий была использована анальная мастурбация.

ABRAHAM, KARL (1921) ‘Contribution to a discussion on tic’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 322–5.

FERENCZI, SANDOR (1921) ‘Psycho-analytic observations on tic’, in Further Contributions to the Theory and Technique of Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 142–74.

FREUD, SIGMUND (1908) ‘Hysterical phantasies and their relation to bisexuality’ S. E.  9, pp.

155-66.

HEIMANN, PAULA (1952) ‘Certain functions of projection and introjection in early infancy’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds (1952) Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 122–68.

KLEIN, MELANIE (1923) ‘Infant analysis’. WMK  1, pp. 77–105.

KLEIN, MELANIE (1925) ‘A contribution to the psychogenesis of tic’. WMK  1, pp. 106–27

MELTZER, DONALD (1966) ‘The relation of anal masturbation to projective identification’, Int.

J. Psycho-Anal.  47: 335–42.

Б. Общие статьи

«Мать» является первым объектом в жизни младенца, Мать

и Кляйн стремилась понять, каково отношение к матери с

первых моментов жизни и какого рода искажения наклады

Mother ваются на ее оценку младенцем. На первой стадии развития

у младенца нет удаленного восприятия, и он познает мать

только посредством ощущений, которые поставляет внутрь его кожа. Опыт

младенца, постигающего свои телесные ощущения, состоит в том, что их вы

зывает объект, который, как это чувствует младенец, определенным обра

зом настроен по отношению к нему [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ].

Этот первичный объект иногда называют «грудью» [см. ГРУДЬ], и оцени

вается он исходя из того, (a) хорошие или плохие у него намерения по от

ношению к младенцу и (b) переживается ли он как находящийся внутри

или снаружи.

По существу, с самого начала существует несколько «матерей», и каж

дая из них связана с удовлетворением, которое младенец получает или в

котором нуждается, что порождает «хорошую» и «плохую» мать, соответ

ственно, для каждой его потребности. Эти «матери» соотносятся с отдель

ными «младенцами», то есть обособленно переживаемыми состояниями

младенца, отщепленными друг от друга и удерживаемыми отдельно друг

от друга в защитных целях [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПО

ЗИЦИЯ; РАСЩЕПЛЕНИЕ].

См. ОТЕЦ

См. КОМБИНИРОВАННАЯ РО

Мать)с)пенисом ДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА; 4. ЭДИ

ПОВ КОМПЛЕКС

Motherwithpenis

Дональд Мельтцер Биография.  Дональд Мельтцер

учился медицине и детской пси

Donald Meltzer хиатрии в Соединенных Штатах,

но в 1954 году приехал в Лондон

специально для того, чтобы обу

читься психоанализу у Мелани Кляйн. Она вела его анализ вплоть до сво

ей смерти в 1960 году. Блестящее умение привлекать клинический материал

обеспечило ему лидерство в Кляйнианской группе, хотя его интерес к дет

скому анализу расходился с преобладающим в то время в группе интере

сом к психозу и пограничным расстройствам личности. Он оказал сущест

венное влияние на развитие традиции обучения детской психотерапии, заложенной Эстер Бик в Тэвистокской клинике, и тесно сотрудничал там

с ней и с Мартой Харрис, своей второй женой. Позднее его взгляды на тех

 Мать — Дональд Мельтцер

нику и обучение психоаналитиков привели его к конфликту с Лондонским

Институтом психоанализа.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.  Работы Мельтцера — выдающийся вклад в

кляйнианский психоанализ, они очень разносторонни и включают, в част

ности, (i) чрезвычайно тонкое и подробное рассмотрение психоаналитиче

ского процесса в ходе сессии (Meltzer, 1967) и (ii) продуктивное толкова

ние трудов Фрейда, Кляйн и Биона (Meltzer, 1978, 1987).

В 1968 году Мельтцер описал пограничную личность и положил

начало обсуждению структуры личности, организованной вокруг дест

руктивных импульсов. Этот подход поддерживал также Розенфельд

(Rosenfeld, 1971), позднее его разрабатывали многие аналитики

[см. СТРУКТУРА]. Взгляды Мельтцера на перверсивные типы личнос

ти получили развитие в серии статей, опубликованной в 1973 году.

Мельтцер испытывал постоянный интерес к изучению детейпсихоти

ков, что побудило его основать исследовательский семинар по детско

му аутизму, где обсуждались идеи Эстер Бик [см. КОЖА] и Фрэнсис

Тастин [см. АУТИЗМ] (Meltzer et al. , 1975).

В дальнейшем Мельтцер занимался преподаванием, что было причиной

появления нескольких важных его комментариев, посвященных кляйниан

ской традиции. Книга «Кляйнианское развитие» ( The Kleinian Development, Meltzer, 1978) стала серьезной попыткой представить соответствующие темы

в трудах Фрейда, работу Кляйн «Рассказ о случае детского анализа» ( Narra tive of a Child Analysis, Klein, 1961) и работы Биона в качестве этапов непре

рывного развития одного теоретического и клинического подхода. Мельтцер

считал точкой роста кляйнианского анализа корпус работ Биона о мышле

нии и опыте (Meltzer, 1987) и сам стремился создать на этой основе психо

аналитическую эпистемологию.

KLEIN, MELANIE (1961) Narrative of a Child Analysis.  Hogarth.

MELTZER, DONALD (1967) The Psycho-Analytic Process.  Heinemann.

MELTZER, DONALD (1968) ‘Terror, persecution, dread’, Int. J. Psycho-Anal.  49: 396–400; republished (1973) in Donald Meltzer, Sexual Slates of Mind.  Perth: Clunie, pp. 99–106.

MELTZER, DONALD (1973) Serial States of Mind.  Perth: Clunie.

MELTZER, DONALD (1978) The Kleinian Development.  Perth: Clunie.

MELTZER, DONALD (1987) Studies in Extended Metapsychology.  Perth: Clunie.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTENBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism.  Perth: Clunie.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

Б. Общие статьи

Этот термин был принят Бионом (Bion, 1962) для обо

Мечтание значения душевного состояния, которое требуется мла

денцу от матери. Психика матери должна находиться

Reverie в состоянии спокойной восприимчивости, чтобы при

нять чувства младенца и придать им значение

[см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Идея заключается в том, что младенец по

средством проективной идентификации будет помещать в материнскую пси

хику состояние тревоги и ужаса, которому он не способен придать смысл и

которое ощущается им как невыносимое (особенно страх смерти). Мечта

ние матери — это процесс придания такому состоянию определенного смыс

ла для младенца, функция, известная под названием «альфафункции»

[см. АЛЬФАФУНКЦИЯ]. С помощью интроекции восприимчивой, пони

мающей матери младенец может развивать способность рефлексии над сво

ими душевными состояниями.

Если по некоторым причинам мать неспособна к мечтанию, погруженно

сти в поиски значения, младенец не может получить от нее ощущение смыс

ла; вместо этого он переживает ощущение лишения значения, что приводит

к ужасающему ощущению неизвестности [см. БЕЗЫМЯННЫЙ УЖАС].

Состояние мечтания может оказаться недостаточным по ряду причин.

(i) Неадекватный внешний объект.  Психика матери может фактически ока

заться загроможденной другими заботами, и тогда мать будет для ребенка

отсутствовать. Таким образом, психика матери — важный для младенца

компонент внешнего мира [см. ВНЕШНИЙ ОБЪЕКТ].

(ii) Зависть.  Младенец может нападать на контейнирующую функцию, от которой он зависит [см. 12. ЗАВИСТЬ], и таким образом сужать возмож

ности своей интроекции хорошего и понимающего объекта.

(iii) Контейнерграбитель.  Младенец может обладать анормально значи

тельным компонентом зависти, и тот, будучи спроецированным в объект, превращает его в фантазии в завистливый контейнер, который отнимает

у проекций младенца всякий смысл [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ; БЕЗЫ

МЯННЫЙ УЖАС; ЭПИСТЕМОФИЛИЯ].

(iv) Неограниченные проекции.  Мать может оказаться хрупким контейне

ром для проекций, который обрушивается под напором всемогущих про

ективных идентификаций младенца. Функцию ограничения проекций в

фантазии исполняет «пенис внутри матери». Если наличествует адекват

ная ограничивающая функция, она в свою очередь способна приводить к

усилению зависти, что приводит к ситуациям в пунктах (ii) и (iii)

[см. ОТЕЦ].

Холдинг (holding).  Винникотт (Winnicott, 1960) описывал материнское ду

шевное состояние готовности, расположенности к младенцу, во многих

отношениях напоминающее Бионово описание «мечтания» [см. ВСЕМО

 Мечтание — Мышление

ГУЩЕСТВО; КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Однако между функциями «хол

динга» и «мечтанием» просматривается отчетливое различие изза разни

цы соответствующих теоретических систем. Описанная Винникоттом

функция холдинга — это поддержка непоколебимой веры младенца в свое

всемогущество; введенная же Бионом концепция мечтания обозначает по

пытку матери обеспечить младенца контейнирующей функцией для пони

мания реальности, что приводит его к утрате всемогущества.

BION, WILFRED (1962) ‘A theory of thinking’, Int. J. Psycho-Anal.  43: 306–10; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 110–19.

WINNICOTT, DONALD (1960) ‘The theory of the parent-infant relationship’, in Donald Winnicott (1965) The Maturational Processes and the Facilitating Environment.

Hogarth, pp. 37–55.

Мужественность См. ОТЕЦ; ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Masculinity

В самых первых своих работах, когда Кляйн была

Мышление верна классическому подходу, она подчеркивала

значимость инфантильных усилий, сопровождаю

Thinking щих принятие первичной сцены, болезненные и тай

ные мысли о загадках родительской сексуальности

(Klein, 1923). Ее интерес к эпистемофилическому компоненту либидо при

вел к существенным изменениям в понимании любопытства и знания, свой

ственных человеку с самого рождения (Klein, 1930, 1931) [см. ЭПИСТЕ

МОФИЛИЯ; ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ].

Кляйн вновь заинтересовалась этим вопросом, когда несколько ее со

трудников начали анализировать шизофреников и обнаружили у своих па

циентов тяжелые расстройства познавательных способностей. Розенфельд

и Сигал провели анализ материала, связанного с нарушенным мышлением

и расщеплением личности таких пациентов [см. СВЯЗЬ]. Бион продвинул

ся еще дальше и отправился в длительное теоретическое путешествие, вы

брав в качестве исходного пункта затруднения шизофреников при установ

лении интеллектуальных связей (Bion, 1959) [см. СВЯЗЬ]. Бион, пытаясь

понять анормальные способы шизофреников использовать свой психичес

кий аппарат, стал понимать нормальное мышление.

Бион описал свое понимание мышления (Spillius, 1988) в двух работах, вышедших в 1962 году, с таких точек зрения: (1) сочетание преконцепции

с реализацией; (2) сочетание преконцепции с отсутствием; (3) связанный

с альфафункцией процесс, исходно обеспечиваемый психикой матери в

Б. Общие статьи

состоянии «мечтания»: материнская психика формирует объект, способный

понимать, который, будучи интроецирован, формирует основание функции

мышления. Бион развил последнюю из этих моделей (Bion, 1970), и она

была воспринята аналитиками в качестве кляйнианской теории мышления.

(1) Сочетание преконцепции с реализацией.  Развивая теорию мышления, Бион опирался на кляйнианские концепции параноидношизоидной пози

ции и проективной идентификации. Его идея относительно связи объектов

заключалась в том, что существует врожденное понимание связи двух объ

ектов и взаимоотношений между ними, основанное на врожденном ожида

нии взаимоотношений между ртом и соском, а также между пенисом и ва

гиной. Бион пытался придать своим терминам математическую строгость:

«(a) Преконцепция. Этот термин обозначает состояние ожидания.

Он соответствует понятию переменной в математической логике

или неизвестного в математике. Преконцепция обладает качеством, которое Кант приписывал пустой мысли: в ней нечто может мыс

литься, но не может познаваться. (b) Концепция это то, что полу

чается, когда преконцепция сочетается с подходящими чувствен

ными впечатлениями» (Bion, 1962b, p. 91).

Существует врожденное ожидание союза двух объектов, составляющих тре

тий, и он есть нечто большее чем сумма двух частей. Подобное взаимоотно

шение Бион считает основополагающим свойством построения мыслей.

Он описал «историю развития» мысли (Bion, 1962a, b), которая выглядит

следующим образом: врожденная преконцепция, подобная нейтральному и

анатомическому ожиданию ртом соска, встречает реализацию (реальный

сосок проникает в рот), что приводит к возникновению концепции. Концеп

ции — результат удовлетворяющих соединений [см. ПРЕКОНЦЕПЦИЯ].

(2) Сочетание с отсутствием.  Отдавая должное Фрейду, который считал, что

развитие мысли вызвано отсутствием удовлетворения, Бион рассматривал

ситуацию, когда преконцепции приходится сочетаться с отсутствием реа

лизации:

«Является ли “мысль” тем же самым, что и отсутствие вещи? Если

нет “вещи”, является ли “нет вещи” мыслью, и происходит ли это в

силу того, что наличествует “нет вещи”, и ктото признает, что “это”

должно быть мыслью? » (Bion, 1962b, p. 35).

Для младенца отсутствие груди является столь же конкретным присутст

вием, что и присутствующая грудь, отсутствующая грудь познается как «нет

груди» [см. ПЛОХОЙ ОБЪЕКТ; ОБЪЕКТЫ]. Бион пытается обнаружить

источник того качества, которое предупреждает сознание, что «это» —

 Мышление

мысль, а не реальность или галлюцинация. Оно связано со способностью



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.