Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 31 страница



KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

MELTZER, DONALD (1973) Sexual Slates of Mind.  Perth: Clunie.

Конституциональный фактор

Constitutional factor

Сразу же после рождения к конституциональным факторам добавляются

факторы, обусловленные окружением, и вследствие глубокой и тесной вза

имосвязи врожденного и приобретенного, существующей с самого начала

жизни, различить их чрезвычайно трудно. Проблема усугубляется тем, что

очень много взаимодействий осуществляется на этапе развития, когда ника

кая непосредственная символическая коммуникация с индивидом еще невоз

можна. Способ изучения наиболее ранних отношений между конституцио

нальным фактором и окружением зависит от избранного метода наблюдения: непосредственного наблюдения за младенцами [см. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА

МЛАДЕНЦАМИ], исследования ранней когнитивной деятельности с пози

ций академической психологии или же психоаналитического исследования

этих ранних ситуаций в «застывших сегментах» развития, представленных

в состояниях аутизма (Meltzer et al. , 1975; Tustin, 1981) [см. АУТИЗМ].

Несомненно, многие психологические характеристики, подобно телесным, являются врожденными. Генетические данные в отношении шизофрении, на

пример, убедительно показывают, что существует вполне определенная врож

денная предрасположенность к ней, и психоз возникает, когда ее активизи

руют (психологические) факторы окружения (Gelder, 1983).

Биологический пессимизм. Немало критических высказываний в адрес Кляйн

было спровоцировано ее вниманием к «внутренним» факторам, основанном

на пессимистическом допущении, что все, обусловленное биологической кон

ституцией, изменению не подлежит. Однако Кляйн так не считала, более того, это совершенно неверно с биологической точки зрения, поскольку человек

наделен психикой, чрезвычайно способной к адаптации. Для теорий Фрейда

Б. Общие статьи

как раз характерно представление о необычайной пластичности человеческих

инстинктов. Наделенность человека сексуальным инстинктом, например, не препятствует сексуальной привлекательности практически бесконечного

разнообразия партнеров всех типов, а также всех видов объектовфетишей, захватывающе интересных при наличии определенных склонностей. Индус

трия моды не отличалась бы такой импульсивной подвижностью, если бы

биологически обусловленное внешнее оформление сексуальности не прояв

ляло исключительной готовности приспосабливаться и стремиться к новше

ствам. По сути, часть биологического наследия человека привлекают изме

нения и новые объекты [см. РАЗВИТИЕ].

Кляйн часто критикуют за чрезмерный биологизм при заимствовании

понятия инстинкта смерти у Фрейда. Однако пластичность инстинкта смер

ти, ведущая к разнообразию, изобретательности и приспособляемости че

ловеческой деструктивности под воздействием психологических и социаль

ных факторов, ничем не уступает пластичности сексуального инстинкта.

Зависть. Кляйн действительно подчеркивала, что относительные пропор

ции либидо и деструктивности могут определяться наследственностью. Сви

детельства о значимости конституционального фактора были получены в ис

следованиях генетической обусловленности шизофрении у близнецов.

Соотношение инстинктов с преобладанием инстинкта смерти — это консти

туциональная предрасположенность к особенно сильной зависти с самого

рождения (Rosenfeld, 1965), что затрагивает и ребенка, и мать, и в конечном

итоге приводит к формированию шизоидных черт у ребенка, отчаяния у

материи и провоцирующей шизофрению межличностной обстановки в се

мье. Перевес деструктивных импульсов может совпадать с врожденной сла

бостью Эго, изза чего порог фрустрации оказывается чрезвычайно низким

[см. 12. ЗАВИСТЬ].

Понятие бессознательной фантазии предполагает, что существуют кон

ституциональные основания развития души [см. ПРОБЛЕМА ДУША –

ТЕЛО], причем развития в форме репрезентации всех ощущений и опыта

как взаимоотношений с объектами [см. ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ]. Пред

ставление о необходимости биологического основания для развития души

в теле вряд ли может быть оспорено со стандартной научной и психологи

ческой позиции. Проблема заключается в том, где именно следует распо

лагать предел психологической самости, которая борется с биологическим

наследием [см. СУБЪЕКТИВНОСТЬ]. Кляйн, не отрицая значимости со

циального окружения, прошла долгий путь к образу сугубо психологичес

кой самости, сражающейся с собственными внутренними состояниями и

конституциональными факторами (как и с социальными), действующими

только в качестве ограничивающих пределов.

См. ВНЕШНИЙ МИР; ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ

 Конституциональный фактор — Контейнирование

BION, WILFRED (1956) ‘Development of schizophrenic thought’, Int. J. Psycho-Anal.  37: 344–

6; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 36–42.

GELDER, JOHN (1983) Oxford Textbook of Psychiatry.  Oxford: Oxford University Press.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTENBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism.  Perth: Clunie.

ROSENFELD, HERBERT (1965) Psychotic States.  Hogarth.

TUSTIN, FRANCES (1981) Autistic Slates in Children.  Routledge & Kegan Paul.

Понятие контейнирования имело

Контейнирование решающее значение для большинст

ва британских форм психоаналити

Containing ческой терапии как в Кляйнианской

группе психоаналитиков, так и вне

ее. Оно происходит от данного Кляйн описания проективной идентифика

ции [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ], при которой чело

век в некотором виде содержит в себе (contains) часть другого человека. Это

представление породило теорию развития, основанного на эмоциональном

контакте младенца с матерью, и в дальнейшем, по аналогии, — теорию пси

хоаналитического контакта.

Понятие проективной идентификации постепенно оформлялось в лите

ратуре по мере исследования данного феномена аналитикамикляйнианцами.

«Пациент /…/ продемонстрировал мне, что он спроецировал свою

поврежденную самость, содержащую разрушенный мир, не толь

ко в каждого из остальных пациентов, но и в меня, тем самым меня

изменив. Но эта проекция не принесла ему облегчения, наоборот, он стал более тревожным, поскольку боялся, что затем я буду по

мещать эту самость обратно в него. После этого его интроективные

процессы подверглись серьезным нарушениям» (Rosenfeld, 1952, pp. 80–81).

Здесь Розенфельд использует предложенную Кляйн теорию развития Эго в

повторяющихся циклах интроекции и проекции; однако он идет дальше, от

мечая, что происходит не просто проекция объекта, но и проекция частей

самости — проективная идентификация в цикле с интроективной идентифи

кацией. В это же время с идеями того же рода подобным образом экспери

ментировал Джейкс (Jaques, 1953) [см. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ

СИСТЕМЫ].

Обычно считается, что зрелая форма этой модели принадлежит Био

ну (Bion, 1959):

«В ходе анализа пациент прибегал к проективной идентификации с

настойчивостью, наводящей на мысль, что этим механизмом ему ни

Б. Общие статьи

когда не удавалось успешно воспользоваться; анализ предоставлял

ему возможность применить механизм, который всегда его подво

дил, /…/ некоторые сессии дали мне основание полагать, что паци

ент чувствовал, что есть некий объект, мешающий ему использовать

проективную идентификацию, /…/ некоторые элементы указывали

на то, что пациент чувствовал, что части его личности, которые он

хотел разместить во мне, я внутрь себя не пропустил. /…/ Когда па

циент стремился избавиться от страхов смерти, которые, как он чув

ствовал, были слишком сильны, чтобы его личность могла их выдер

жать (contain), он отщеплял свои страхи и помещал их в меня, повидимому, с тем расчетом, что если им будет позволено оставаться

там достаточно долго, они будут модифицированы моей психикой

и он сможет их благополучно реинтроецировать. Здесь я хотел бы

упомянуть случай, когда пациент почувствовал, /…/ что я эвакуи

рую их слишком быстро, так что эти чувства не подверглись моди

фикации, но стали еще более болезненными, /…/ он стремился за

толкать их в меня со все большим отчаянием и насилием. Вне

контекста анализа его поведение показалось бы выражением первич

ной агрессии. Чем более насильственными становились его фанта

зии проективной идентификации, тем больше он меня боялся. На

некоторых сеансах такое поведение выражало неспровоцированную

агрессию, но я упоминаю обо всей цепочке потому, что она показы

вает пациента в ином свете: его насилие было реакцией на то, чтó он

ощущал как мои враждебные попытки защиты. Аналитическая си

туация создала у меня в душе такое чувство, будто я наблюдаю чрез

вычайно раннюю сцену. Я чувствовал, что в младенчестве пациент

наблюдал за матерью, которая откликалась на проявление ребенком

эмоций из чувства долга. Такой отклик содержал в себе элемент не

терпеливого “Я не знаю, что происходит с ребенком”. Я пришел к

выводу, что для понимания того, что хочет ребенок, матери следо

вало трактовать плач младенца как нечто большее, чем требование

ее присутствия. С точки зрения младенца, она должна была принять

в себя, и таким образом пережить, страх того, что ребенок умирает.

Этот страх ребенок был не в состоянии выдержать (contain). Он

стремился отщепить его вместе с той частью личности, где тот на

ходился, и спроецировать его внутрь матери. Понимающая мать спо

собна пережить чувство ужаса, с которым этот ребенок стремился

справиться посредством проективной идентификации, и даже сохра

нить при этом здравый взгляд на вещи. Но моему пациенту при

шлось иметь дело с матерью, которая не могла вынести пережива

ние таких чувств и либо отказывалась впустить их в себя, либо же

становилась жертвой тревоги, которая была вызвана интроекцией

плохого самочувствия ребенка» (Bion, 1959, pp. 103–104).

 Контейнирование

Если аналитик замкнут или неотзывчив, «это приводит к чрезмерной про

ективной идентификации у пациента и ухудшению его процессов развития»

(p. 105). Хотя Бион говорил, что «главным источником [шизофреническо

го расстройства] является врожденная предрасположенность» (p. 105), он считал, что нарушения нормальной проективной идентификации обус

ловлены и генетически, и влиянием окружения.

Материнское мечтание.  В 1962 году Бион (Bion, 1962) описал состояние

души матери, когда она способна принять спроецированный ужас младен

ца, и назвал его мечтанием. Сигал коротко описала это состояние в изло

жении кляйнианской техники анализа шизофреников [см. 1. ТЕХНИКА].

Она указывает, каким образом может выстраиваться Эго пациента посред

ством интроекции объекта, способного контейнировать и понимать его

переживания:

«… ближе всего я могу подойти к этому, воспользовавшись моде

лью, основанной на концепции параноидношизоидной позиции

Мелани Кляйн и бионовской концепции “матери, способной кон

тейнировать проективную идентификацию”. Согласно этой моде

ли, отношение младенца к его первому объекту можно описать

следующим образом. Когда ребенок испытывает невыносимую

тревогу, он справляется с ней, проецируя ее внутрь матери. В от

вет матери следует признать эту тревогу и предпринять все необ

ходимое, чтобы облегчить страдание младенца. При этом ребенок

ощущает, что он спроецировал нечто невыносимое в свой объект, но объект оказался способным контейнировать это и с ним справ

ляться. Затем он может реинтроецировать не просто свою исход

ную тревогу, но тревогу, модифицированную контейнированием.

Также он интроецирует объект, способный контейнировать трево

гу и справляться с ней. Контейнирование тревоги внешним объек

том, способным ее понимать, закладывает начало психической ста

бильности. Эта стабильность может быть подорвана по двум

причинам. Мать может оказаться неспособной выдерживать спро

ецированную тревогу младенца, так что он интроецирует в резуль

тате переживание ужаса еще большего, чем он спроецировал. Кро

ме того, разрушить стабильность может чрезмерное деструктивное

всемогущество бессознательной фантазии младенца. Согласно этой

модели, аналитическая ситуация предоставляет пациенту контей

нер» (Segal, 1975, pp. 134–35).

Безусловно, один контейнер — это аналитик, другой — мать, но теория на

этом не останавливается. Понятно, что всякий, кто способен слушать и чей

характер обладает материнским аспектом (см. Langs, 1978), может функ

ционировать таким образом [см. МЕЧТАНИЕ]. Само общество может

Б. Общие статьи

функционировать как эмоциональный контейнер того или иного типа, бо

лее или менее защитного свойства. В своем раннем обращении к данной

идее Джейкс (Jaques, 1953) подробно исследовал с этой стороны социаль

ные институции, в частности, похороны:

«Индивиды могут помещать свои внутренние конфликты в тех, кто

находится во внешнем мире, могут бессознательно следовать тече

нию конфликта с помощью проективной идентификации и могут

реинтернализовать ход и итог этого конфликта, воспринимаемо

го как внешний, с помощью идентификации интроективной» (p. 1)

[см. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ].

Хотя на развитие концепции проективной идентификации в 1950х годах

отчасти были направлены усилия всей Кляйнианской группы в целом, глав

ной фигурой в этом направлении стал Бион, он же получил самые значи

тельные результаты [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

Материнское душевное состояние «мечтания» осуществляет функцию, которой Бион дал нейтральное обозначение — «альфафункция» [см. МЕЧ

ТАНИЕ; АЛЬФАФУНКЦИЯ].

Зеркальное отражение младенца.  В 1967 году Винникотт (Winnicott, 1967) ввел понятие о состоянии матери, отражающем состояние младенца. Он

признавал данные Лаканом (Lacan, 1949) описания открытий, которые ре

бенок совершает относительно себя, глядя в зеркало, но продвинулся даль

ше, описывая, каким образом лицо матери становится эмоциональным зер

калом для младенца и продолжает им оставаться в последующем. С его

точки зрения, таким образом ребенок узнает о своих собственных внутрен

них состояниях. Этот способ, безусловно, связан с циклами проекции/ин

троекции того типа, которым занимались кляйнианцы. Однако, описывая

подобное визуальное взаимодействие, Винникотт неизбежно сосредоточи

вается на более позднем периоде развития. Всякое вмешательство в этот

процесс приписывалось им исключительно внешнему объекту.

Отношение контейнер – контейнируемое. Бион развивал общую теорию. Он

постулировал существование трех основных форм взаимоотношения контей

нер — контейнируемое: паразитической, симбиотической и комменсальной.

«Под “комменсальным” отношением я подразумеваю такое, в ко

тором два объекта совместно пользуются третьим к пользе всех

трех. Как “симбиотическое” я понимаю такое отношение, в кото

ром один объект зависит от другого к взаимной пользе. “Парази

тическим” я называю отношение, в котором один объект зависит

от другого для производства третьего, разрушительного для всех

трех» (Bion, 1970, p. 95).

 Контейнирование

Бионовская теория мышления предполагает сочетание преконцепции и ре

ализации, результатом которого становится концепция и продвижение впе

ред в построении мысли и теорий [см. МЫШЛЕНИЕ; ПРЕКОНЦЕП

ЦИЯ]. Отношение элементов в этом процессе — это отношение контейнера

к контейнируемому.

Мистик и учреждение (establishment).  В 1970 году Бион (Bion, 1970) при

менил свою теорию к социальным системам, но совершенно не так, как это

делал Джейкс [см. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СИСТЕМЫ]. Он счи

тал, что социальная группа контейнирует индивида. Эту идею задолго до

Биона рассматривал ПишонРивьер (PichonRiviere, 1931), однако он не

располагал тем теоретическим фундаментом, на который мог опираться

Бион (Bion, 1970). Действие социальной группы направлено на установле

ние фиксированного социального порядка вещей ( учреждение). Это про

тиворечит вдохновенности и своеобразию индивида (Бион называет его

мистиком, или гением), которого неизбежно контейнирует учреждение

группы. Зачастую творящая способность индивида сокрушается жесткос

тью системы «путем сжатия или оголения». Или определенные особые

индивиды врываются в группу, которая распадается на части под их воз

действием (Бион упоминает Иисуса, стесненного ограничениями народа

Израиля). Либо же может произойти взаимная адаптация индивида и груп

пы, сопровождающаяся развитием обоих. Эти идеи развивают вширь и

вглубь один из элементов его предшествующей теории групп [см. БАЗО

ВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ] — понятие группы, основанной на паре, и пару здесь

составляют контейнер и контейнируемое.

Итак, результат губителен либо для контейнируемого, либо для кон

тейнера — или же служит взаимному развитию обоих. Однако такое

социальное приложение, по мнению Биона, — лишь один уровень теории

контейнеров. На уровне контейнирования индивидом себя самого дейст

вуют подобные же схемы. В качестве примера индивида, стремящегося кон

тейнировать себя, Бион упоминает заику, пытающегося контейнировать

свои эмоции в слова. Затем Бион работал над идеей сексуального союза

пениса, контейнированного в вагине, союза, переживаемого во всех формах

соединения и связывания. Проблемы, которые вызывает такое отношение

в терминах ранних стадий Эдипова комплекса, описанных Кляйн, влияют

на связывание всех психических проблем [см. СВЯЗЬ; 4. ЭДИПОВ КОМ

ПЛЕКС; КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА].

Взаимообратимость (reciprocity).  Бион также указывал на взаимообратимость

отношения контейнер – контейнируемое. Слово может контейнировать зна

чение, но и «наоборот, значение может контейнировать слово, которое может

быть найдено или нет» (Bion, 1970, p. 106). Это загадочное замечание отсы

лает к человеку, который заикается, так что слова, необходимые для контей

нирования его эмоции, оказываются поглощенными или сдавленными силой

Б. Общие статьи

эмоции в заикание или лепет. В этом смысле слово является контейнером, и на

него воздействует и его разрушает та эмоция, которую оно должно было бы

контейнировать; данный пример Бион описывает в других терминах:

«… он пытался “контейнировать” свои эмоции в форме слов, как это

делает генерал, стремящийся “сдерживать” (“contain”) вражеские

силы в пределах конкретной зоны. Слова, необходимые ему для

выражения значения, были фрагментированы теми эмоциональны

ми силами, которым он только хотел придать словесное выраже

ние; словесная формулировка не смогла “контейнировать” его эмо

ции, и они прорвались сквозь нее и ее рассеяли, как вражеские силы

могут прорвать оборону тех сил, что стремятся их сдержать (con tain)» (Bion, 1970, p. 94).

Бион вместе со своим читателем выполняет здесь характерный маневр.

С одной стороны, мы видим слово как контейнер значения; с другой сто

роны, в том же примере значение побеждает и контейнирует слово. Такая

внезапная смена перспективы — маневр, который Биона очаровывал. Он

называл его сменой вершины, или трансформацией, и придавал ему боль

шое значение; в частности, потому, что этот маневр приводил к психичес

кой «катастрофе» в душе читателя (см. ниже).

Память.  Обратимость особенно важна для психоаналитика, когда он начи

нает рассматривать память, причем свою собственную. Аналитик может

быть заполнен воспоминаниями. Или же, напротив, воспоминания могут

насыщаться эмоциями. Пребывая в том или другом состоянии, аналитик

не способен ничего обнаружить вследствие такого насыщения. Бион стре

мился отличать «память» в вышеуказанном смысле («memory») от того, что

он называл «припоминанием» («remembering»). Он ввел это различие, рас

сматривая две ситуации: в одной пациент располагает памятью о сновиде

нии, которое он хочет рассказать аналитику, в другой сон внезапно всплы

вает, как единое целое, в душе пациента, а за секунду до того он отсутствовал

(это — припоминание). От аналитика требуется исполнять вторую функ

цию — припоминание — и терпеливо ожидать, пока воспоминание не воз

никнет без всяких усилий (или желания) в произвольный момент време

ни [см. ПАМЯТЬ И ЖЕЛАНИЕ].

Когда контакт между пациентом и аналитиком вырождается, отсутст

вие спонтанных моментов — чреватых катастрофой — становится одной из

важных причин неудачи психоаналитического лечения:

«Пациент окажется не в состоянии передать значение. Или же зна

чение, которое он захочет передать, окажется слишком интенсивным, чтобы он смог его должным образом выразить. Или же формулиров

ка окажется столь ригидной, что он почувствует, что передаваемое

 Контейнирование

значение утратило всякий интерес или жизненность. Подобным

образом интерпретации, предоставленные аналитиком, “контейни

руемое”, встретят как будто бы дружественный отклик и будут по

вторены в целях подтверждения, а оно лишит “контейнируемое”

значения путем сжатия или оголения. Неспособность усмотреть или

продемонстрировать суть может вести к внешне прогрессирующе

му, но фактически бесплодному анализу. Спасти ситуацию может

наблюдение за колебаниями, которые сейчас делают аналитика “кон

тейнером”, а анализируемого — “контейнируемым”, а через секунду

меняют их роли на противоположные. /…/ Чем больше аналитик

начинает разбираться в конфигурации “контейнера” и “контейниру

емого” и в событиях в ходе сеанса, которые примерно соответству

ют этим двум репрезентациям, тем лучше» (Bion, 1970, p. 108).

Без распознания такой взаимообратимости разрушительные аспекты отно

шения контейнер – контейнируемое имеют тенденцию проявляться неожи

данно.

Изменение. Бион долгое время интересовался природой психического из

менения. Его исследование природы мышления позволило представить

процесс, где связь между психическими элементами по типу проективной

идентификации постепенно выстраивает мыслящий аппарат, который осу

ществляет преобразование эмоционального опыта в когнитивную деятель

ность [см. МЫШЛЕНИЕ]. Этот аппарат для мышления также является

контейнером эмоциональных состояний. Он вызывает порождение теорий, с помощью которых совершается мышление. Развитие влечет за собой раз

витие этого контейнирующего, мыслящего аппарата.

При этом Бион остро ощущал необходимость понимания перемен в ходе

анализа и признания, что они влекут за собой дестабилизацию контейнера

эмоциональных состояний. Он стал выходить за рамки психоанализа, обра

щаться к другим наукам, исследуя, при каких условиях в теориях наступают

перемены. Он называл теории — и все остальные сущности, контейнируемые

в душе, — сцеплениями ( conjunctions) событий; теории — это регулярные сцеп

ления. Таким образом, изменение структуры мыслящего аппарата требует

деструктурирования теорий и установления новых сцеплений.

Такая деятельность хорошо соответствует данному Стоксом (Stokes, 1955) описанию художественного процесса, и ее можно понимать как общий

психический процесс [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ]. Бион действи

тельно смог представить ее как общий психический процесс и соотнес его с

основами кляйнианской теории. Деструктурирование — это процесс фраг

ментации, и Бион охарактеризовал его как манифестацию параноидноши

зоидных процессов. Он рассматривал реструктурирование как часть депрес

сивной позиции, что согласуется с подходом Сигал (Segal, 1952). Таким

образом, изменение включает в себя переключения между параноидноши

Б. Общие статьи

зоидной и депрессивной позициями, Бион обозначил это как PsD [см. PsD].

Однако такие переключения выдвигают серьезные эмоциональные требова

ния. Выдерживать деструктурирование означает выдерживать страх перед

дезинтеграцией психики, и Бион стал считать, что изменение включает в себя

потенциальную катастрофу. С другой стороны, реструктурирование вызывает

все эмоции депрессивной позиции по отношению к поврежденному объек

ту, требующему восстановления. Со способностью к развитию неотъемлемо

связаны процесс катастрофического изменения и способность выносить и

контейнировать элементы процесса, репрезентирующего аннигиляцию и

смерть.

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  30: 308–15; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 93–109.

BION, WILFRED (1962) ‘A theory of thinking’, Int. }. Psycho-Anal.  33: 306–10; republished (1967) in Second Thoughts,  pp. 110–19.

BION, WILFRED (1970) Attention anil Interpretation.  Tavistock.

JAQUES, ELLIOTT (1953) ‘On the dynamics of social structure’, Human Relations  6: 3–23; republished (1955) as ‘Social systems as a defence against persecutory and depressive anxiety’, in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.  Tavistock, pp. 78–98.

LACAN, JACQUES (1949) ‘La stade du miroir comme formateur de la fonction du Je’, Revue francaise de Piychanalyse  20: 449–55.

LANGS, ROBERT (1978) The Listening Process.  New York: Jason Aronson.

PICHON-RIVIERE, EDUARDO (1931) ‘Position du problè me de 1’adaptation reć iproque entre la societe et les psychismes exceptionnels’, Revue franç aise de Psychanalyse  2: 135–70.

ROSENFELD, HERBERT (1952) ‘Notes on the analysis of the superego conflict in an acute catatonic schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 111–31; republished (1955) in Klein et al.,  eds New Directions in Psycho-Analysis.  Tavistock, pp. 180–219; and (1965) in Herbert Rosenfeld, Psychotic Suites.  Hogarth, pp. 63–103.

SEGAL, HANNA (1952) ‘A psycho-analytic approach to aesthetics’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 196–207; republished (1981) in The Work of Hanna Segal.  New York: Jason Aronson, pp. 185–206.

SEGAL, HANNA (1975) ‘A psycho-analytic approach to the treatment of schizophrenia’, in  The Work of Hanna Segal,  pp. 131–6; previously published in Malcolm Lader, ed. Studies of Schizophrenia.  Ashford: Headley, pp. 94–7.

STOKES, ADRIAN (1955) ‘Form in art’, in Klein et al., eds New Directions in Psycho-Analysis.

Tavistock, pp. 406–20.

WINNICOTT, DONALD (1967) ‘Mirror-role of mother and family in child development’, in Peter Lomas, ed. (1967) The Predicament of the Family.  Hogarth; republished (1971) in D.

W. Winnicott, Playing and Reality.  Tavistock, pp. 111–18.

Контрперенос

В 1950х годах понятие контрпере

носа претерпело значительные ме

Countertransference таморфозы и превратилось в эле

гантную концепцию, занимающую

 Контейнирование — Контрперенос

центральное место в современной психоаналитической технике. Хайманн

подчеркивала человеческую сторону взаимодействия пациент/аналитик:

«Цель собственного анализа аналитика состоит не в том, чтобы пре

вратить его в механический мозг, который может выдавать интер

претации, произведенные исключительно на интеллектуальной

основе; она заключается в том, чтобы научить его выдерживать

свои чувства — в противоположность той разрядке, которую дает

своим чувствам пациент» (Heimann, 1960, pp. 9–10).

Главный тезис Хайманн заключался в том, что «сравнивая собственные

ощущения с содержанием ассоциаций пациента и особенностями его наст

роения и поведения, аналитик получает средства проверки своего понима

ния пациента» (p. 10). Ранее Ференци (Ferenczi, 1919) уже указывал на

низкую квалификацию аналитика, защищающегося от всякого контрпере

носа, а Фенихель (Fenichel, 1941) критиковал идею об аналитике в роли

«чистого экрана». Теперь же немало аналитиков ратовало за серьезное от

ношение к контрпереносу (Winnicott, 1947; Berman, 1949; Little, 1951; Gitelson, 1952; Annie Reich, 1952; Weigert, 1952); в кляйнианской традиции

эту идею поддерживали Хайманн и Ракер.

История кляйнианской концепции контрпереноса складывается из

следующих шагов: (1) осознание значимости чувств аналитика как инди



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.