Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 30 страница



KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–24.

Истощение В случаях чрезмерной (патологической) проектив

ной идентификации фантазия Эго, распространен

Depletion ного на другие объекты, оставляет ощущение исто

щения. Самость чувствует себя пустой, слабой и

неспособной противостоять тревоге, ведущей к

дальнейшим проективным защитам; самость не может так интроецировать

хорошие, поддерживающие объекты, чтобы их ассимилировать. Вместо это

го человек чувствует, что перегружен ими. «Истощение» — термин, он опи

сывает, как пациент переживает процесс, ведущий к деперсонализации.

См. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Кастрация Согласно классическому воззрению Фрейда, суть эди

пальной проблемы заключается в том, что сексуаль

Castration ные (либидинозные) желания приводят маленького

мальчика к мысли о риске подвергнуться кастрации

собственным отцом. Эта теория не лишена недостат

 Интроекция — Мелани Кляйн

ков, связанных с пониманием Эдипова комплекса у маленькой девочки.

Кляйн (Klein, 1932) описывала тревогу девочек, соответствующую кастра

ционной тревоге. Это страхи, вызванные фантазией девочки о ее атаках на

внутреннее содержимое тела матери и на объекты, которые, как она верит, там находятся: на детей и на пенис отца, который, по ее убеждению, совер

шает перманентный коитус внутри тела матери. Комбинированный объект, представляющий собой матьспенисом или пенис внутри груди, чрезвычай

но страшен и угрожающ [см. КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ

ФИГУРА]. Маленькая девочка боится ответного возмездия за свое вторже

ние, порчу и грабительские нападения на материнское тело и его содержи

мое [см. 6. ФАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ; 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВО

ГИ]. У маленького мальчика тоже есть сходные фантазии нападения на мать, но они в основном сосредоточены вокруг отцовского пениса, который внут

ри нее обитает.

Кляйн полагала, что открыла предшествующее кастрационной трево

ге состояние, основанное на садистических прегенитальных фазах, изза

чего кастрационная тревога вызывает особенно сильный страх. Поэтому в

1930х годах Кляйн стремилась укрепить классические взгляды на трево

ги младенца (и ребенка), демонстрируя наиболее примитивные элементы, на которых базируется генитальная конфигурация (и которые в нее вовле

чены) с самых ранних фаз развития. Она считала, что обогащает классиче

скую теорию, распространяя ее на более ранние периоды, исходя из гене

тической непрерывности, — этот метод всегда использовал сам Фрейд

[см. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ].

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, WMK  2.

Классический психоанализ

Classical psychoanalysis

См. ЭГОПСИХОЛОГИЯ

Биография.  Мелани Кляйн родилась в

Мелани Кляйн Вене в 1882 году но, повидимому, ничего

не слышала о Фрейде до 1914–1915 годов,

Melanie Klein когда в Будапеште ей посоветовали обра

титься к Ференци, который провел ее пер

вый анализ. Уве Петерс (Peters, 1985) отмечает, что незадолго до Первой

мировой войны муж Мелани Кляйн, Артур, работал в той же конторе, что

и брат Ференци. Возможно, именно это открыло Кляйн путь к ее перво

Б. Общие статьи

му анализу. Похоже, что в то время она находилась в депрессии после

смерти матери и рождения третьего ребенка (Grosskurth, 1986). Изза

политических волнений в Европе она в итоге переехала жить в Берлин

(1920), где продолжила изучать психоанализ; ее первые эксперименты с

анализом собственных детей по образцу, заданному работой о Маленьком

Гансе (Freud, 1909), позволили ей развить строгую игровую технику.

В этом ее поддерживал Абрахам, которого она в 1924 году убедила стать

своим аналитиком (Segal, 1979). Через восемнадцать месяцев Абрахам

умер, и второй анализ Кляйн резко оборвался. Абрахама интересовали по

пытки Кляйн найти подтверждения психологическим событиям раннего

детства путем непосредственного анализа детей, поскольку он, работая с

пациентамипсихотиками, обнаружил, насколько важна роль раннего са

дизма. На Кляйн, несомненно, оказали влияние его взгляды, но можно

также допустить, что и самого Абрахама поддерживали и направляли кли

нические достижения Кляйн. Если не считать мощного покровительства

Абрахама, Кляйн, повидимому, не любили и отвергали в Берлинском пси

хоаналитическом обществе.

В Берлине Кляйн познакомилась с некоторыми английскими ана

литиками, которые приезжали учиться у Абрахама. Среди них были Эд

вард Гловер и Аликс Стрэйчи (жена Джеймса Стрэйчи). В результате ее

пригласили с лекциями в Англию, где ее взгляды неожиданно встрети

ли бурное одобрение. Она поддалась искушению остаться в Лондоне и

с готовностью приняла приглашение Эрнеста Джонса (который был ста

рейшим руководителем Британского психоаналитического общества и

покровителем Кляйн в Британии). Повидимому, частью соглашения

было ее обязательство проводить анализ одного из детей Джонса. Тяже

лый и непреклонный характер Кляйн и ее беспримерные клинические

способности затрудняли сотрудничество с ней, и многие союзники впос

ледствии отошли от нее. Оставались только самые одаренные и сильные, и выходило так, что в разное время вокруг нее объединялись разные

люди [см. КЛЯЙНИАНСКАЯ ГРУППА]. Эти группы всегда были ма

лочисленны, но их высокие стандарты, сплоченность и активность со

здавали у остальных впечатление существования большой и мощной

Кляйнианской группы. Кляйн умерла в Лондоне в 1960 году и оставила

после себя богатую традицию в области психоаналитической теории и

практики, которая, подобно традиции фрейдовской, никогда не прекра

щала своего развития.

FREUD, SIGMUND (1909) ‘Analysis of a phobia in a five-year-old boy’, S. E.  10, pp. 3–149.

GROSSKURTH, PHYLLIS (1986) Melanie Klein: Her World and her Work.  Hodder & Stoughton.

PETERS, UWE (1985) Anna Freud: A Life Dedicated to Children.  Weidenfeld & Nicolson.

SEGAL, HANNA (1979) Klein.  Fontana.

 Мелани Кляйн — Кляйнианская группа

На разных этапах карьеры

Кляйнианская группа Кляйн вокруг нее возника

ли разные группы сотруд

Kleinian Group ников (Grosskurth, 1986).

До середины 1940 годов ни

какой болееменее четко очерченной группы Кляйн не возглавляла.

(i) Первыми сторонниками Кляйн стали выдающиеся аналитики Британско

го общества, такие, как Эрнест Джонс и Эдвард Гловер, которые решили

принять Кляйн, несмотря на ее плохую репутацию на континенте. Ее взгля

ды были поддержаны рядом аналитиков, в число которых входили Эдвард

Гловер, Мэрджори Брайерли и Аликс и Джеймс Стрэйчи (Strachey and Strachey, 1986); а также Мелитта Шмидеберг, дочь Кляйн.

(ii) Приехав в Лондон, Кляйн собрала вокруг себя круг приверженцев, ко

торые были особенно ей преданы и продолжали поддерживать ее после

обретения ею независимости в 1932 году, когда другие, в том числе Гловер

и ее дочь, от нее отошли. В этот круг вступили Джоан Ривьер, Сюзен Ай

зекс, Мина Сёрл и, немного позднее, Паула Хайманн.

Эта первая группа поддерживала Кляйн вплоть до послевоенных лет

и вместе с ней проделала всю работу, посвященную природе фантазии, за

гадочным внутренним объектам и разработке теоретического обоснования

депрессивной позиции. Вскоре после войны группа распалась. Сюзен Ай

зекс умерла в 1948 году, интерес Джоан Ривьер к психоаналитической ра

боте с возрастом ослабел, а особенно оттолкнуло ее ожесточенное сопер

ничество со стороны аналитиков классического толка из Вены, а Паула

Хайманн в 1956 году решила обрести большую степень профессиональной

независимости [см. ХАЙМАНН].

(iii) Когда в начале 1930х появились работы Кляйн, посвященные теме

психоза, к ним возник интерес в среде взрослых и детских психиатров

(ранее, в 1920 и 1930 годах, наибольший интерес к деятельности Кляйн про

являли педагоги и литературная интеллигенция). До 1940 года у Кляйн

прошли обучение несколько врачей: У. Клиффорд М. Скотт, Джон Боул

би, Дональд Винникотт. Все они были важны для Кляйн, поскольку имели

медицинскую квалификацию и пользовались влиянием в важных для нее

учреждениях, но у каждого из них была своя собственная репутация, и они

вряд ли могли чемлибо помочь Кляйнианской группе, которая в 1940х

годах находилась на осадном положении. Тем не менее, скорее всего, имен

но эти люди дали Кляйн опыт, который требовался ей для понимания ши

зоидных механизмов и механизма проективной идентификации. Большин

ство из них откололись от Кляйнианской группы (или никогда не считали

себя в нее входящими), формировавшейся под давлением дебатов 1940х

годов после приезда Анны Фрейд в Лондон.

Б. Общие статьи

(iv) Вскоре после войны ряд молодых врачей, в том числе эмигранты, ранее

не практиковавшие анализ, начали свое обучение у Кляйн. Вероятно, это и

было собственно второе поколение последователей, вошедших в ее группу: среди них следует отметить Ханну Сигал, Герберта Розенфельда и Уилфре

да Биона. Именно эти люди, при основательной поддержке Роджера Мани

Кёрла, который оставался несколько в стороне от группы, и примкнувший к

ней позднее Дональд Мельтцер, продвинули вперед кляйнианскую мысль, почти всецело путем разработки понятия проективной идентификации.

(v) Наконец, в 1950х годах сформировался значительный интерес к «обу

чению кляйнианскому анализу», и в Англию с этой целью стало приезжать

множество людей из других стран, особенно из Южной Америки, а впос

ледствии из Италии. А в результате краткого пребывания Биона в Соеди

ненных Штатах небольшая группа кляйниански ориентированных анали

тиков возникла в Северной Америке.

GROSSKURTH, PHYLLIS (1986) Melanie Klein: Her World and her Work.  Hodder & Stoughton.

STRACHEY, JAMES and STRACHEY, ALIX (1986) Bloomsbury Freud: The Letters of James and Alix Strachey.  Chatto & Windus.

Кожа Бик (Bick, 1964) ввела наблюдение за младенцами в программу

обучения детских психотерапевтов и психоаналитиков [см. НА

Skin БЛЮДЕНИЕ ЗА МЛАДЕНЦАМИ]. Во время наблюдений она

начала отмечать особые явления во взаимодействии матери и

младенца, связанные со стимуляцией кожи. Наиболее важным

элементом в самых ранних взаимоотношениях и интроекциях Эго выгля

дел кожный контакт.

Первый объект дает ребенку чувство существования, на более поздней

стадии можно сказать — чувство обладания идентичностью. Наблюдения

за взаимодействием в паре матьмладенец привели Бик к пониманию двух

противоположных душевных состояний младенца: либо чувства собствен

ного существования с некой внутренней связностью, либо, наоборот, чув

ства распада, нескоординированности, аннигиляции. В самые первые дни

и недели после рождения определенные события связаны с нескоордини

рованными, непрестанными движениями конечностей и звуками, похожи

ми на плач или крик. Обычно такие движения и звуки возникают, когда

ребенок раздет, его умывают или плохо держат на руках, или кормление

оказывается прерванным. Другие события ослабляют очевидную нескоор

динированность и недовольство: когда его берут на руки, одевают после

купания, кормят или заворачивают в одеяло в кроватке. Эти вполне отчет

ливо различаемые состояния Бик считала соответствующим более поздним

состояниям психики, которые она определяла как чувство распада на час

ти (аннигиляции) и контейнирование [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ].

 Кляйнианская группа — Кожа

Согласно Кляйн, уже при рождении младенец обладает Эго и способ

ностью отличать объекты, отдельные от себя самого, но Бик гораздо менее

была уверена, что такая когнитивная способность есть от рождения: в пер

вые дни и недели может происходить и часто действительно происходит

крушение Эго. Хотя Кляйн (Klein, 1946) описывала распад Эго на куски, она не объясняла, как настолько хрупкое Эго может интроецировать и про

ецировать; ведь эти функции требуют достаточной стабильности Эго и его

границ. Наконец, Кляйн описала страх аннигиляции как первичное пере

живание ребенка. В 1946 году она показала сложные нюансы интроекций

и проекций, которые использует младенец, поддерживая свое Эго и чувст

во идентичности, а также ограждая себя от страха аннигиляции [см. 11.

ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Однако Бик рассматрива

ла эти процессы с другой точки зрения.

Первый объект.  Удержание личности в единстве и спасение ее от распада

на фрагменты переживается пассивно,  как функция, исходно осуществляе

мая извне:

«… в своей наиболее примитивной форме части личности ощуща

ют, что не обладают силой, связующей их между собой, и удержи

вание вместе переживается ими пассивно — как выполняемое ко

жей, что функционирует как граница» (Bick, 1968, p. 484).

По сути, Бик обратила внимание на самый первый момент существования

Эго и подробно его исследовала. Кляйн поразному описывала этот первый

момент и первичную функцию Эго: (i) как проекцию инстинкта смерти

(Klein, 1932); (ii) как интроекцию хорошего объекта, который образует

сердцевину Эго (Klein, 1935, 1946) [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИД

НАЯ ПОЗИЦИЯ]; (iii) как первичное расщепление Эго, препятствующее

чрезмерной зависти (Klein, 1957). Бик показала, что ребенок вынужден

бороться за обретение способности к интроекции, и эта способность явля

ется достижением как младенца, так и матери: «Теперь можно считать, что

стадия первичного расщепления и идеализации самости опирается на этот

более ранний процесс контейнирования самости и объекта их соответству

ющими “кожными покровами”» (Bick, 1968, p. 484).

Внутреннему хорошему объекту, описанному Кляйн как сердцевина

Эго на параноидношизоидной и депрессивной позициях, предшествует

некоторое условие — способность к интроекции как таковая:

«… эта внутренняя функция контейнирования частей самости ис

ходно зависит от интроекции внешнего объекта, который пережи

вается способным к исполнению данной функции. /…/ До интро

екции таких контейнирующих функций не может возникнуть

концепция пространства внутри самости. В этом случае интроек

Б. Общие статьи

ция, построение объекта во внутреннем пространстве, оказывает

ся неполноценной» (Bick, 1968, p. 484).

Первое достижение — овладение концепцией пространства, способного

содержать в себе нечто. Эта концепция обретается в форме переживания

объекта, удерживающего личность собранной воедино.

Кожа.  Когда во рту младенца оказывается сосок, это приводит к пережи

ванию обретения подобного объекта — объекта, закрывающего отверстие

в границе, которое, повидимому, представляет собой рот. Вследствие этой

первой интроекции возникает чувство пространства, куда можно интроеци

ровать объекты. Наблюдая за младенцами, Бик поняла, что, интроециро

вав такой первичный контейнирующий объект, младенец отождествляет его

со своей кожей, или, иначе, кожный контакт стимулирует переживание

(бессознательную фантазию) объекта, контейнирующего части его лично

сти так же, как это делает сосок во рту. Кожа — чрезвычайно важный орган

восприятия для младенца: «иногда мы считаем свою кожу самым главным

достоянием, а иногда — всего лишь оболочкой нашей подлинной самости

и того, что находится внутри нас» (Schilder and Wechsler, 1935, p. 360).

Кроме того, существует ряд «заместителей» соска:

«Потребность в контейнирующем объекте в инфантильном неин

тегрированном состоянии, повидимому, приводит к отчаянному

поиску объекта — света, голоса, запаха, или другого чувственного

объекта, который может удерживать внимание и тем самым пере

живаться, хотя бы на мгновение, как удерживающий части лично

сти вместе» (Bick, 1968, p. 484).

Утечка (leaking).  Бик описывала случаи, при которых Эго не вполне справля

лось со своей первой задачей. Предложенная ею теория нехватки внутренне

го пространства, характерной для аутизма, оказалась очень важной для Мельт

цера и его сотрудников (Meltzer et al. , 1975) в их работе с аутичными детьми.

В отсутствии внутреннего объекта, способного удерживать личность в

единстве, ребенок не способен проецировать внутрь внешнего объекта, который служил бы контейнером. Тогда личность просто неудержимо уте

кает наружу в безграничное пространство. Младенец переживает разложе

ние или аннигиляцию, которые Бик соотносит именно со страхами перед

открытым пространством:

«Когда ребенок рождается, он оказывается в положении космонав

та, выброшенного в открытый космос без скафандра. /…/ Преобла

дает у ребенка ужас перед распадом на куски или растеканием. Мы

можем наблюдать его у ребенка, который дрожит, когда у него изо

рта вынимают сосок или когда его раздевают» (Bick, 1986, p. 296).

 Кожа

Шмидеберг в первом полном описании курса детского анализа также отме

тила важную «роль одежды в преодолении параноидной тревоги» (Schmide berg, 1934, p. 259).

Утечка и патологическая проективная идентификация.  Здесь видно отличие

от гипотезы Биона о первом объекте, который принимает примитивные сооб

щения ребенка, осуществляемые посредством проективной идентификации

[см. СВЯЗЬ; КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Бик описывала предшествующую

ситуацию, когда сама способность генерировать фантазии о контейнирую

щем пространстве получена от объекта. Поэтому с точки зрения Бик комму

никативная форма проективной идентификации должна зависеть от пережи

вания объекта, удерживающего личность в единстве, которое выводится из

ощущений рта и кожи. Если Бион рассматривает более поздние пережива

ния младенца, который пытается проецировать в мать, сопротивляющуюся

проекциям, то Бик описывает не крещендо все более насильственных про

екций, вынуждающих объект открыться и контейнировать, но ситуацию, когда нет объекта, который бы послужил прототипом контейнера, и никакие

виды проективной идентификации невозможны. Тогда возникает фантазия

полного, бесформенного, тотального разложения идентичности и существо

вания.

Невозможно полностью различить два состояния, описанные Бионом

и Бик, и похоже, что Бик рассматривала переход одной проблемы в дру

гую в зависимости от того, насколько прочно установлен внутренний кон

тейнирующий объект; в неблагоприятном случае он может ощущаться мла

денцем как частичная кожа, склонная к образованию «дыр».

Вторая кожа.  Бик считала, что существует специфическая реакция младен

ца, когда контейнирующий объект устанавливается особенно непрочно.

В поисках способа удерживания себя в единстве младенец генерирует все

могущие фантазии, которые помогают избежать необходимости пассивно

го переживания объекта:

«Нарушение первичной кожной функции может приводить к об

разованию “второй кожи”, благодаря чему зависимость от объекта

замещается псевдонезависимостью, хотя в этом случае определен

ные психические функции (или, возможно, врожденные таланты) используются неверно, для создания заменителя этого кожного

контейнера» (Bick, 1968, p. 484).

Типичные примеры — это преждевременное развитие речи, обеспечивающее

звучание собственного голоса, и развитие мускулатуры, отчего тело стано

вится неподатливым на ощупь и «собранным». Симингтон (Symington, 1983) и Дейл (Dale, 1983) показали, насколько важны данные концепции в совре

менной детской психотерапии, и Симингтон (Symington, 1985) описала не

Б. Общие статьи

которые из этих манифестаций у взрослых пациентов. Работа с детьми, стра

дающими от тяжелых психических нарушений (Bick, 1986), и аутичными

детьми (Meltzer, 1975; Meltzer et al. , 1975) привела к открытию своеобразных

феноменов «прилипания к» объектам в отсутствии пространства, куда мож

но было бы осуществлять проекции. Эти явления были названы адгезией  или

адгезивной идентификацией [см. АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

Существует сходство между феноменом второй кожи в описании Бик, и феноменом «фальшивой самости» в описании Винникоттом (Winnicott, 1960). Фальшивая самость — это зачастую довольно ригидный набор лич

ностных характеристик, которые переживаются индивидом как неистин

ные по отношению к нему самому, но маскирующие нехватку у него чув

ства истинного существования. Эта базовая нехватка идентичности

соотносится с переживанием аннигиляции [см. АННИГИЛЯЦИЯ]. С точ

ки зрения Винникотта, такое переживание вызвано слишком ранним пе

реживанием внешнего объекта как отдельного. С точки зрения Бик, это

же переживание аннигиляции вызвано недостаточным переживанием

внешнего объекта, способного помочь младенцу путем удержания его

личности в единстве. Термины «вторая кожа» и «фальшивая самость»

происходят из совершенно различных теоретических систем и поэтому

приводят к различным толкованиям клинической практики.

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation in psycho-analytic training’, Int. J. PsychoAnal.  45: 558–66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Colluded Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 240–56.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J.  Psycho-Anal.

49: 484–6; republished (1987) in The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick,  pp. 114–18.

BICK, ESTHER (1986) ‘Further considerations of the function of the skin in early object relations’, Br. J. Psychother.  2: 292–9.

DALE, FRANCIS (1983) ‘The body as bondage’, Journal of Child Psychotherapy  9: 33–44.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’.

WMK  1,  pp. 262–89.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’. WMK  3, pp. 1–24. (1957) Envy and Gratitude. WMK  3, pp. 176–235.

MELTZER, DONALD (1975) ‘Adhesive identification’, Contemporary Psycho-Analysis  11: 289–310.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTENBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism.  Perth: Clunie.

SCHILDER, PAUL and WECHSLER, DAVID (1935) ‘What do children know about the interior of the body? ’, Int. J. Psycho-Anal.  16: 355–60.

SCHMIDEBERG, MELITTA (1934) ‘The play analysis of a three-year-old girl’, Int.  J. Psycho-Anal.

15: 245–64.

SYMINGTON, JOAN (CORNWALL) (1983) ‘Crisis and survival in infancy’, Journal of Child Psychotherapy  9: 25–32.

 Кожа — Комбинированная родительская фигура

SYMINGTON, JOAN (1985) ‘The survival function of primitive omnipotence’, Int. J. Psycho-Anal.

66: 481–7.

TUSTIN, FRANCES (1981) Austistic Stales in Children.  Routledge & Kegan Paul.

WINNICOTT, DONALD (1960) ‘Ego distortion in terms of true and false self, in D. W. Winnicott, The Maturational Processes and the Facilitating Environment.  Hogarth, pp. 140–52.

В детской игре проявляется множество теорий сексуально

Коитус сти, которую ребенок пытается исследовать. Кляйн обна

ружила (в 1920х годах), что большая часть этих теорий

Coitus происходит от прегенитальных фантазий — отношения ро

дителей выглядят для ребенка как взаимное сосание, куса

ние, кормление молоком, фекалиями, битье и т. д. Отсюда она сделала

вывод, что фантазии о первичной сцене возникают очень рано и даже на

оральной и анальной стадиях должно существовать некоторое гениталь

ное возбуждение (предчувствие родительской пары). Это противоречи

ло ортодоксальной теории того времени, согласно которой представления

о родительском совокуплении формируются обычно не ранее, чем в ге

нитальной фазе, и составляют основу Эдипова комплекса. В результате

Кляйн стала описывать прегенитальные формы Эдипова комплекса и

датировать его происхождение все более ранним возрастом [см. 4. ЭДИ

ПОВ КОМПЛЕКС].

Также Кляйн описала объект, который она назвала «комбинированной

родительской фигурой». Это фантазия младенца о родителях, сцепленных

взаимной занятостью друг другом.

См. КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА; СВЯЗЬ

Одно из самых глубоких

Комбинированная

переживаний младенца —

это возникающее в гневе и

родительская фигура фрустрации желание про

никнуть в материнское тело

Combined parent figure и причинить вред обнару

женным там органам и объ

ектам, частично — из ревности к матери и к этим объектам, частично — вслед

ствие желания украсть их для себя. Это нападение и грабеж составляют

самую сердцевину пугающей фантазии о материнском теле, содержащем от

цовский пенис.

Младенец испытывает глубокий и возрастающий страх того, что мать

и ее внутренние объекты будут ему мстить. Причина страха — оральные

желания, которые приводят ребенка к стремлению инкорпорировать все эти

объекты, изза чего он оказывается погруженным в фантазию о том, что

Б. Общие статьи

теперь мстящие поврежденные объекты заняты грабежом: и внутренние

преследователи, помещенные внутрь него интроекцией, и внешняя пресле

дующая фигура. Таким образом агрессивные фантазии о родительском

половом сношении порождают масштабный всплеск паранойи [см. 8. РАН

НИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ].

В фантазии о комбинированной родительской фигуре родители, или, скорее, их половые органы [см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ], сцеплены в не

прерывном сношении. Это самая ранняя и примитивная фантазия об эди

пальной ситуации: «Этой ситуации опасности особую интенсивность придает

тот факт, что рассматривается союз двух родителей. /…/ Эти объединенные

родители являются чрезвычайно жестокими и страшными врагами» (Klein, 1929, p. 213). Комбинированная родительская фигура представляется как

мать с отцом внутри нее: «идея о материнском пенисе, который скрывается

внутри ее вагины» (Klein, 1923, p. 69).

Ярость и гнев младенца побуждают его насыщать это совокупление роди

телей столь же интенсивным насилием, каким проникнуты его чувства к ним:

«… эти садистические мастурбационные фантазии /…/ разделяются

на две различные, хотя и взаимосвязанные категории. В фантазиях

первой категории ребенок применяет различные садистические спо

собы для непосредственного нападения на родителей, объединенных

в коитусе либо обособленных. В фантазиях второй категории /…/ его

вера в свое садистическое всемогущество по отношению к родите

лям выражается не столь прямо. Он наделяет родителей инструмен

тами взаимного разрушения, превращая их зубы, ногти, гениталии, экскременты и т. п. в опасное оружие, животных и т. д., и изобража

ет их, согласно собственным желаниям, терзающими и разрушаю

щими друг друга в акте копуляции» (Klein, 1923, p. 200).

Совокупление, совершаемое родителями, опасно для них самих, и между

этой особенно грозной фигурой и ребенком разгораются жуткие битвы.

Комбинированная родительская фигура — один из самых ужасающих пре

следователей среди действующих лиц детского периода жизни.

Зависть. Комбинированная родительская фигура относится к ранним кон

цепциям Кляйн. Позднее источник особенно интенсивного насилия и са

дизма, связанного с этой инфантильной фигурой, усматривался в зависти

младенца к родительскому сношению, из которого он исключен и от кото

рого обособлен [см. 12. ЗАВИСТЬ].

Мельтцер (Meltzer, 1973) описывал развитие сексуальности и креатив

ности человека в терминах достигаемого посредством значительных усилий

выхода за рамки этой частичнообъектной фигуры и реконструкции ее в це

лостных объектах вместе с более реалистическими версиями матери и отца; данный процесс — неотъемлемое свойство депрессивной позиции. Реалис

 Комбинированная родительская фигура — Конституциональный фактор

тически воспринимаемое родительское сношение формирует внутренний

объект, являющийся основой — или ощущаемый как источник — творческой

способности: в сексуальном, интеллектуальном и эстетическом плане.

См. КОИТУС

KLEIN, MELANIE (1923) ‘The role of the school in the libidinal development of the child’. WMK

1,  pp. 59–76.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’. WMK  1, pp. 210–18.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.