Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 29 страница



держиваться этих концепций, и они не ответили на критику, что свидетель

ствует либо об их неспособности это сделать, либо об их догматизме»

(Kernberg, 1980, p. 41). По сути Кёрнберг проигнорировал значительный

объем клинического материала, опубликованного Розенфельдом и другими

кляйнианцами (Joseph, 1975; Sidney Klein, 1974; Meltzer, 1968, 1976).

Кляйнианцы также указывали, что исходные фрейдовские описания

инстинкта смерти в работе 1920 года включали в себя клинические наблю

дения. После Первой мировой войны Фрейд интересовался военными не

врозами, которые заключались в воспроизведении травмы, зачастую в фор

ме повторяющихся сновидений. Он также отметил воспроизведение травмы

в переносе и формировании симптомов. Фрейд связал это со своими наблю

дениями за детской «игрой» в утрату и нахождение объекта и был поражен

тем, насколько важным оказалось повторение игры для овладения ею.

В данной работе Фрейд (Freud, 1920) предложил концепцию навязчивого

повторения, подчеркивая, что существует нечто, выходящее за рамки про

стого поиска удовольствия от удовлетворения либидинозных импульсов.

В своей новой формулировке кляйнианской концепции клинических

манифестаций инстинкта смерти Сигал (Segal, 1987) описывает ряд важ

ных особенностей. Согласно Фрейду, инстинкт смерти в клинической прак

тике безмолвен; однако безмолвен он только потому, что боль и тревога

порождаются стремлением к жизни; боль свойственна жизни, смерть это

забвение.

Переживание ребенком собственных потребностей с момента рожде

ния приводит к двум альтернативным реакциям: (i) стремлению удовлетво

рить их, что ведет к поискам объекта и любви, или же (ii) стремлению унич

тожить потребность, ее восприятие или Эго, которое ее воспринимает.

Первое является манифестацией инстинктов жизни, второе инстинкта

смерти.

Инстинкт смерти проявляется в трех формах:

(i) деструктивность, направленная на самость, слита с инстинктами жизни

и приписана объекту: это исходное представление Фрейда об «отклонении

инстинкта смерти», иными словами, проекции (в объект) желания повре

дить или убить субъект, которое становится источником глубокой паранойи

[см. 7. СУПЕРЭГО];

(ii) оставшийся внутри элемент деструктивности, также слитый с инстинк

тами жизни и проявляющийся как гнев и агрессия, обращается на объект, который теперь, в результате «отклонения», угрожает субъекту извне; (iii) другой внутренний  элемент, который может напрямую угрожать вос

принимающей самости или восприятию объектов и разрушать их.

 Инстинкт смерти

Эти формы инстинкта смерти клинически наблюдаемы, — но в особых об

стоятельствах. В норме инстинкт смерти слит (fusion) с либидо и инстинк

тами жизни, и душевное здоровье предполагает, что в этом слиянии преоб

ладают инстинкты жизни. Но в состояниях разделения (defusion) инстинктов

жизни и смерти (определенные аспекты шизофренических расстройств вос

приятия и мышления), или же когда в слиянии превалирует инстинкт смер

ти, а не инстинкты жизни, действие инстинкта смерти становится видимым

(патологические организации, мазохизм и другие перверсии).

Удовольствие от боли. Стремление к боли обусловлено сложным взаимо

действием различных причин. Сигал указывает на три фактора: (i) будучи близкими самой смерти, боль и самодеструктивность являются

непосредственным удовлетворением инстинкта смерти; (ii) также боль неотъемлема от угроз в отношении жизни; поэтому часть

Эго, связанная с инстинктом смерти, получает удовольствие от убийства, если жизнь и источники жизни оказываются побежденными; (iii) когда в слиянии инстинктов смерти с либидо инстинкт смерти пере

силивает, боль (и смерть) получает либидинозную и эротизированную ок

раску.

Различные патологические состояния, проистекающее от избытка инстинк

та смерти — психоз, патологические организации, перверсии, — вероятно, определяются всеми тремя факторами, однако действующими в различных

пропорциях [см. ПСИХОЗ; ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ; ПЕРВЕРСИИ].

Инстинкт смерти и зависть.  Зависть, согласно исходному описанию

Кляйн, как и инстинкт смерти, включает в себя атаки на жизнь и на объ

екты инстинкта жизни. Однако в дальнейшем аналитикикляйнианцы

более подробно исследовали связь между завистью и инстинктом смерти

(Segal, 1987). Зависть амбивалентна, поскольку основывается на призна

нии потребности и удовлетворения и представляет собой слияние инстинк

та смерти с инстинктами жизни [см. 12. ЗАВИСТЬ], но в этом слиянии

преобладает инстинкт смерти. Поэтому когда переживание потребности

взывает к удовлетворению, оно еще сильней взывает к нападению на по

требность и ее уничтожению. В особом типе слияния, свойственном зави

сти, объект подвергается нападению, что удовлетворяет инстинкт смерти, и в то же время уничтожается объект, вызывающий зависть, что является

защитой от нее.

Если же превалируют инстинкты жизни, импульсы зависти модифи

цируются в ревность и в конечном итоге — в более здоровые формы сопер

ничества, честолюбия и стремления к успеху.

Б. Общие статьи

Структурная организация инстинкта смерти.  Хотя врожденный потенци

ал человеческой агрессивности признавали многие, Кляйн и ее последова

тели настаивали на исходной концепции Фрейда о присутствии внутри

личности силы, направленной на деструкцию Эго. В современном кляйни

анском мышлении и клинической практике это привело к представлению

о структуре личности, в которой внутренняя организация нападает на хо

рошие части Эго. Розенфельд, чрезвычайно критически настроенный по

отношению к эгопсихологам, клинически исследовал обращение деструк

тивности против самости (Эго). Он дал этому название негативного нар

циссизма, по аналогии с фрейдовской теорией обращения либидо на са

мость в его описаниях нарциссизма [см. НАРЦИССИЗМ].

«Когда превалируют деструктивные аспекты, зависть более на

сильственна и проявляется в виде желания разрушить аналитика

как объект – реальный источник жизни и “хорошести”. В то же

самое время проявляются и насильственные самодеструктивные

импульсы, и на этом я хотел бы остановиться подробней. В тер

минах инфантильной ситуации, нарциссический пациент хочет

верить, что он сам себе даровал жизнь и способен питать себя и

ухаживать за собой. Сталкиваясь с реальностью зависимости от

аналитика, символизирующего родителей, особенно мать, он пред

почитает умереть, не существовать, отрицать факт своего рожде

ния, а также ликвидировать свой прогресс в анализе и достигну

тый инсайт, репрезентирующий в нем ребенка, созданного, как он

чувствует, представляющим родителей аналитиком. /... / Когда

кажется, что человек решился удовлетворить желание смерти и

совершенно исчезнуть (это напоминает фрейдовское описание

“чистого” инстинкта смерти), можно предположить, что в этих

состояниях мы имеем дело с полностью отделенным (defusion) ин

стинктом смерти. Однако аналитически можно наблюдать, что

данное состояние вызвано действием деструктивных завистливых

частей самости, которые подверглись радикальному отщеплению

и отделению от либидинозной заботливой самости, которая кажет

ся исчезнувшей. Целостная самость оказывается идентифициро

ванной с деструктивной самостью. /... / Такой пациент зачастую

думает, что разрушил свою заботливую самость, свою любовь, на

всегда. /... / Похоже, эти пациенты справляются с борьбой между

своими деструктивными и либидинозными импульсами, пытаясь

избавиться от своей заботы об объектах и любви к ним, убивая

свою любящую зависимую самость и идентифицируясь почти

полностью с деструктивной нарциссической частью самости, кото

рая дает им ощущение превосходства и самообожания» (Rosenfeld, 1971, pp. 173–74).

 Инстинкт смерти — Инстинкты

Сегодня во многих работах описана организация части личности, находя

щейся во власти деструктивности [см. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗА

ЦИИ; СТРУКТУРА; НАРЦИССИЗМ]; также у нас есть множество опи

саний внутренних объектов и частей самости, которые ощущаются как

плохие, обладают перверсивным и деструктивным влиянием на хорошие

части и с помощью запугивания держат их в рабстве. Такой человек идеа

лизирует свое насилие и деструктивность и в отношении себя, и в отноше

нии других.

См. ИНСТИНКТЫ

FREUD, SIGMUND (1914) ‘On narcissism’. S. E.  14, pp. 67–102.

FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E.  18, pp. 3–64.

JOSEPH, BETTY (1975) ‘The patient who is difficult to reach’, in Peter Giovacchini, ed. Tactics and Techniques in Psycho-Analytic Therapy,  vol. 2. New York: Jason Aronson, pp. 205–16.

KERNBERG, OTTO (1969) ‘A contribution to the ego-psychological critique of the Kleinian school’, Int. J. Psycho-Anal.  50: 317–33.

KERNBERG, OTTO (1980) Internal World and External Reality.  New York: Jason Aronson.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  1.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’. WMK  1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1974) ‘Transference and defence in manic states’, Int. J.  Psycho-Anal.  55: 261–8.

MELTZER, DONALD (1968) ‘Terror, persecution, dread’, in Donald Meltzer (1973) Sexual Slates of Mind.  Perth: Clunie, pp. 99-106; previously published // Int. J.  Psycho-Anal.

49: 396–400.

MELTZER, DONALD (1976) ‘The delusion of clarity of insight’, Int. J. Psycho-Anal.  57: 141–6.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

SEGAL, HANNA (1987) ‘The clinical usefulness of the concept of the death instinct’ (unpublished).

Начиная свою работу в период расцвета науки де

Инстинкты вятнадцатого века, Фрейд стремился к «научной»

психологии, которая подчинялась бы законам пси

Instincts хического детерминизма, похожим на законы физи

ки (Freud, 1895).

Психический детерминизм.  Основу механистической теории Фрейда состав

ляет представление о психической энергии инстинктов. Можно считать, что

своим происхождением психическая жизнь и деятельность обязана биоло

гическому телу и генетическому наследию, и они находят свое выражение

в телесном развитии. Инстинкты поддерживают связь между биологичес

кими истоками человека и его психологическими стремлениями и разви

Б. Общие статьи

тием. Первоначально Фрейд считал, что инстинкты возникают вследствие

стимуляции так называемых «эрогенных» зон (рта, ануса и гениталий), каждая из которых обеспечивает особую форму неврологической стимуля

ции. Эта стимуляция является важным компонентом психической энергии.

Затем Фрейд приступил к анализу рассеивания и разрядки — по аналогии

с поведением заряда в электрическом конденсаторе.

Фрейдовская теория инстинктов продолжала меняться в течение его

жизни и при его участии. Особенно с того момента, как Фрейд вынужден

был отступать от своих неврологических теорий (начиная с 1914 года), его

интерес к природе и деятельности Эго стал превалировать над интересом

к инстинктам. Спекулятивную теорию инстинктов, представленную Фрей

дом в 1920 году («По ту сторону принципа удовольствия»), затем подхва

тила Кляйн.

Впоследствии много усилий было потрачено на то, чтобы уйти от ог

раничений, накладываемых фрейдовской теорией инстинктов. Теория объ

ектных отношений больше внимания уделяла судьбе объекта, чем инстинк

там. Фэйрберн, например, отказался от понятия инстинктов вообще

[см. ФЭЙРБЕРН; ИД]. Эгопсихология описывала аспекты Эго, никак не

связанные с инстинктивным достоянием [см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ].

Бессознательная фантазия.  Кляйн разделяла представление о биологичес

ком происхождении инстинктов. Однако она модифицировала представле

ние о психической энергии и механистический подход к ее разрядке

[см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ]. Она считала, что телесная стимуля

ция порождает первичные психические события, которые являются субъек

тивными интерпретациями телесных стимулов как вызванных объектом. Сю

зен Айзекс показала, что эти интерпретации, названные «бессознательными

фантазиями», составляют, по существу, материю психики [см. 2. БЕССОЗ

НАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ].

ИНСТИНКТ И КОНФЛИКТ.  Вначале Фрейд разработал теорию, согласно

которой стимуляция эрогенных зон, требующая немедленной и полной

разрядки, вовлекает Эго в конфликт с цивилизованными стандартами об

щества. По существу, это конфликт между сексуальными потребностями

индивида и ограничениями общества, и представление об этом конфликте

составляет основу ранней психоаналитической теории. Проблема данной

теории заключалась в том, что она не объясняла, почему общество играет

столь важную роль и почему человечество подавляет отдельного человека, делая его цивилизованным.

Пытаясь разрешить эту проблему, Фрейд постулировал, что подчине

ние обществу важно, потому что означает выживание человека. Человече

ство не может выжить без принудительного социального сотрудничества.

Введение этого представления означает, что человеком движет некая сила, обеспечивающая его выживание, и Фрейд утверждал существование набо

 Инстинкты

ра инстинктов Эго. Они гарантируют, что человек будет действовать в своих

интересах, когда ему угрожает осуждение со стороны общества и утрата

любви, пищи и т. д. Таким образом, инстинкты Эго составляют другой класс, отличный от класса инстинктов, возбуждаемых эрогенными зонами, сти

муляция которых отмечена эротизмом особого, побудительного характера.

Фрейд был склонен просто постулировать существование инстинктов Эго

и не вдаваться в какиелибо детали. Они определенно интересовали его

гораздо меньше, чем либидо. С этой точки зрения, конфликт происходит

между двумя наборами инстинктов, один из которых связан с выживани

ем индивида, а другой — с выживанием вида. Это представление хорошо

согласовывалось со свойственной немецкой науке интерпретацией теории

эволюции (например, с вейсмановским противопоставлением зародышевой

плазмы и соматоплазмы).

Фрейдовская теория кастрационной тревоги укрепляла этот подход.

Конфликт с обществом вызывает угрозу (особенно интенсивную в фанта

зии) гениталиям ребенка. Остается и конфликт с внешним миром, который

противостоит либидинозным аспектам тела. Очень похоже, что Фрейд так

и не решил, какому из этих подходов к влиянию со стороны общества от

дать предпочтение [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ]. Начиная с 1914

года он не очень уверенно отличал либидо от инстинктов Эго, которые

выглядели нарциссическим отведением либидо на Эго в качестве любимо

го объекта (Freud, 1914).

Инстинкт смерти.  В 1920 году Фрейд радикально изменил свою теорию

инстинктов. Его, безусловно, поразил размах разрушений в Первой ми

ровой войне. Кроме того, вероятно, он чувствовал себя более спокойно, после того как Юнг покинул психоаналитическое движение в 1919 году, и больше не было нужды жестко защищать сексуальную теорию невроза

и цивилизации. Фрейд поднял агрессию на один по значимости уровень

с сексуальными влечениями довольно странным образом: предположив

в человеке врожденное агрессивное влечение, направленное против его

собственного существования, — инстинкт смерти. Этот инстинкт сущест

вует параллельно другим — призванным содействовать жизни. Теперь

Фрейд уже не рассматривал противостояние Эго и сексуальных инстинк

тов, но объединил их в противопоставлении инстинкту смерти. У этого

рискованного теоретического шага были различные основания: например, упорное сопротивление некоторых пациентов пользе от хороших психо

аналитических интерпретаций — негативная терапевтическая реакция; склонность пациентовневротиков постоянно воспроизводить и пережи

вать новые версии травмы, полученной в детстве (или, в случае военного

невроза, полученной во взрослом возрасте, — особенно воспроизводить ее

в сновидениях). Фрейд поместил эту теорию (возможно, по инерции спора

с религиозностью Юнга) в преувеличенно биологические и физические

рамки, настолько выраженные, что в этом усматривали мистическую би

Б. Общие статьи

ологию, к которой невозможно было относиться серьезно [см. ИН

СТИНКТ СМЕРТИ].

Пластичность.  Решающее значение в теории инстинктов Фрейда и всех

последующих психоаналитических теориях имеет постулат об особой пла

стичности инстинктов человека. Инстинкты могут направляться в произ

водные импульсы, которых существует великое множество. Общество как

будто бы откликается на требования инстинктов, предлагая каналы для

отведения их дериватов. Этот процесс известен как сублимация. Обычно

пластичность заключается в переходе инстинктов от физических и биоло

гических способов удовлетворения в культурные и символические каналы

[см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Превращение биологического организма в социальное существо — поч

ти абсолютная загадка, которой подход Фрейда не находит решения, но

лишь описывает ее. Фэйрберн избегает самого этого вопроса, отрицая, что

психика связана с биологией какимлибо значимым для психоанализа об

разом. Утверждая, что человек стремится достичь объекта, он устраняет не

обходимость рассмотрения биологического измерения. В подходе Кляйн

этот вопрос тоже оказывается излишним: хотя Кляйн и не отрицает ин

стинктов, она считает, что младенец устанавливает объектные отношения

уже при рождении [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ; 2. БЕССОЗНА

ТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Таким образом утверждается, что человек явля

ется психологическим и социальным существом с самого начала, а не под

нимается с биологического уровня на социальный. Исчезает проблема

понимания того, как появляется социальное существо, поскольку человек

оказывается таковым с рождения. Вопрос этот изымается из рассмотрения

психологии и передается обратно философии [см. ПРОБЛЕМА ДУША –

ТЕЛО].

Новые теории.  Великий водораздел в теоретическом развитии Кляйн да

тирован примерно 1932 годом, и относится он к изменению ее взглядов на

садизм. В ранний период ее деятельности садизм все больше выходил на

первый план и превратился в обособленную сущность, набор импульсов, который, будучи связанным с оральной и анальной фазами либидо, тем не

менее, породил отдельную клиническую феноменологию и представление

об отдельном наборе защит [см. САДИЗМ]. Наконец Кляйн перестала ус

матривать связь между садизмом и либидо и явным образом приняла по

зднюю теорию инстинктов Фрейда, которую другие аналитики реально не

признавали. В 1932 году Кляйн признала, что наблюдает клинические ма

нифестации конфликта между инстинктами жизни и смерти: «на ранних

стадиях развития инстинкт жизни должен развернуться в полную силу, чтобы не уступить инстинкту смерти» (Klein, 1932, p. 150). Поддержка но

вейшей теории инстинктов позволила Кляйн с большей свободой развивать

некоторые собственные теории: в отношении природы и развития Супер

 Инстинкты — Интеграция

Эго; в отношении садизма, преследования и паранойи как родственных фе

номенов, вызванных инстинктом смерти и взаимодействующих с либидо в

ходе его развития; в отношении тревоги и вины, отчетливо характерных для

депрессивной позиции.

FREUD, SIGMUND (1895) ‘Project for a scientific psychology’. S. E.  pp. 283–397.

FREUD, SIGMUND (1914) ‘On narcissism’. S. E.  14, pp. 67–102.

FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E.  18, pp. 3–64.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

Кляйн очень рано стала рассматривать психику

Интеграция как расщепленную и неинтегрированную. Более

чем какойлибо другой аналитик, Кляйн отказа

Integration лась от представления о целостности психики.

Интеграция психики была для нее не взаимосвя

занной структурой Ид, Эго и СуперЭго, но задачей развития. На разных

стадиях своей работы она понимала эту задачу поразному: (i) примерно до 1932 года ее интересовала борьба за интеграцию внутрен

них имаго родителей в зрелое СуперЭго;

(ii) затем, в 1935–1946 годах, она исследовала депрессивную позицию: в

ходе интеграции хорошего и плохого объектов, сопровождающей развитие, расщепление становится все более реалистическим [см. 10. ДЕПРЕССИВ

НАЯ ПОЗИЦИЯ];

(iii) наконец, после 1946 года ее занимала интеграция самого Эго [см. 11.

ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Интеграцию, с одной стороны, подталкивает тревога при переходе на новый

уровень зрелости, с другой, — естественное движение биологического раз

вития. В клинической практике кляйнианская техника все больше и больше

внимания уделяет последней из перечисленных выше форм интеграции —

интеграции расщеплений внутри Эго. Отношения переноса рассматривают

ся как расщепленные на различные аспекты, и многие из них проецируются

за пределы кабинета аналитика и переживаются по отношению к объектам, которые как будто находятся вне анализа. Такое рассеивание отношений и

переживаний возникает в результате совместного действия процессов рас

щепления и проективной идентификации [см. 1. ТЕХНИКА].

См. РАЗВИТИЕ

Б. Общие статьи

Интроекция Удивительно, но у термина «интроекция», связан

ного с термином «проекция» и являющегося его

Introjection зеркальным отражением, совсем другие, гораздо

менее проблемные история и значение.

Ференци.  Данный термин был придуман Ференци в 1909 году, когда пси

хоаналитики (Фрейд, Абрахам) вслед за Юнгом обратили внимание на

пациентовпсихотиков. Ференци провел различие между неврозом и пси

хозом, считая, что проблемы невротиков связаны с чрезмерной интроекци

ей, и это зеркально отображает проблемы психотиков, которые сгруппиро

ваны вокруг чрезмерной проекции. Ференци одним из первых отметил

корреляцию между оральными импульсами и интроекцией, а также между

анальными импульсами и проекцией; представлением об этой корреляции

затем широко пользовался Абрахам в своей работе с маниакальнодепрес

сивными расстройствами.

Фрейд.  Когда Фрейд впервые столкнулся с тем, насколько велико значе

ние судьбы объекта — в 1917 году, а затем в 1921 году, — он использовал

термин «идентификация» [см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Однако совершен

но очевидно, что под этим он подразумевал процесс, в результате которого

объект, некогда переживавшийся как внешний, перемещается внутрь через

границы Эго. Этот процесс казался Фрейду загадочным и обманчивым: с одной стороны, он представлял собой фантазийную деятельность

[см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ], но в то же время действи

тельно приводил к «модификации Эго» в объективной реальности. Лич

ность, как она воспринималась другими людьми, претерпевала изменения.

Абрахам.  Абрахама также впечатлила демонстрация данного механизма, вызывающего развитие Эго, и он заявил о возможности физических изме

нений, описав в качестве примера физическое  изменение, произошедшее с

ним самим: когда умер его отец, Абрахам поседел за одну ночь! Очевидно, наряду с процессом интроекции здесь действовал также процесс иденти

фикации. В примере Абрахама седые волосы были чертой идентификации

с отцом. Таким образом, интроекция объекта осуществляется в Эго и при

водит к изменению в Эго.

Абрахам показал, что процесс интроекции любимого объекта очень

распространен, — что это нормальный процесс в человеческих отношениях.

Люди сохраняют своих любимых в своем сердце и продолжают внутрен

ний диалог с ними [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ].

Интроекция и СуперЭго.  Но в 1923 году, работая над проблемой развития

СуперЭго, Фрейд модифицировал понятие интроекции. Когда человек

оставляет любимые идеальные объекты (мать и отца), они интроецируют

ся и формируют СуперЭго, которое становится подлинным внутренним

 Интроекция

объектом. Человек не идентифицируется с ним, оно остается обособленной

внутренней структурой. Следовательно, вырисовываются два варианта

интроекции:

(i) интроекция некогда внешнего объекта, с которым происходит иденти

фикация (интроективная идентификация) [см. АССИМИЛЯЦИЯ], (ii) интроекция объекта, с которым не происходит идентификации, — та

кого, как СуперЭго.

Внутренние объекты.  Согласно Кляйн, интроецированные объекты, с кото

рыми не происходит идентификации, становятся внутренними объектами, и она представляла себе некий переменчивый и непрекращающийся про

цесс, населяющий внутренний мир великим множеством внутренних объ

ектов. Это внутреннее сообщество дает, с одной стороны, объекты для иден

тификации [см. ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ], а с другой стороны, —

совокупность переживаний того, из чего Эго состоит и что оно содержит

(хорошего и плохого).

Интроекция как защитный механизм.  Хотя термин «интроекция» исполь

зуется для описания психической репрезентации орального инстинктивно

го импульса, он также обозначает некий защитный механизм [см. ПСИ

ХОЗ] — то есть, согласно кляйнианской системе взглядов, бессознательную

фантазию, созданную в целях защиты от определенных переживаний

[см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. По Фрейду, интроекция —

это защита от утраты внешнего объекта, но по Кляйн, типичное пережива

ние, от которого осуществляется защита, — это тревога за мир, находящийся

внутри и вызывающий ужас. Если в фантазии человек воспринимает вну

тренний мир как содержащий очень плохие или преследующие объекты, ко

торые как будто угрожают Эго, одной из фантазий будет интернализовы

вать внешний хороший объект. Например, голодный ребенок (убежденный, что изнутри его живот грызет плохой объект) может переживать интер

нализацию материнского молока как хорошего объекта, который попадает

в него, заменяет собой плохой объект и тем самым спасает ребенка [см. ТРЕ

ВОГА]. Однако страх перед внутренними преследователями в конечном

итоге может привести к ощущению, что хорошему объекту лучше не попа

дать внутрь, чтобы не быть поврежденным тем, что там находится, — тако

ва одна из возможных причин анорексии.

Интроекция и развитие.  Интроекция как фантазия — это защита, призван

ная оберегать Эго или хорошие объекты. В более долгосрочной перспективе

это один из самых важных механизмов, используемых для построения проч

ной основы личности с помощью переживания того, что хорошие объекты

интроецированы и надежно расположены внутри, когда возникает пережи

вание внутреннего чувства хорошести, или уверенности в себе и психичес

Б. Общие статьи

кой стабильности. При становлении депрессивной позиции, в возрасте от

четырех до шести месяцев, интроекция выходит на первый план вместе с

задачей построения внутреннего мира, обособленного и отличного от мира

внешнего. Интроекция занимает место проекции, которая превалировала

на более ранней параноидношизоидной позиции (Klein, 1946). В этом

смысле Кляйн близка к исходной гипотезе Ференци.

Поскольку здесь мы имеем дело с описаниями фантазий субъекта, воз

никает путаница в технических терминах: сложно отличать «интроекцию»

(объективное описание, которое дает психологнаблюдатель) от таких тер

минов, как «инкорпорация», которые обозначают фантазии пациента. Хотя

существует решение — закрепить один термин за указанием на бессозна

тельную фантазию пациента, а другой за (объективным) описанием анали

тика этого же процесса у пациента, — до сих пор в кляйнианской литерату

ре очевидна тенденция использовать эти термины бессистемно. Это связано

с проблемой двух уровней: психоанализ — это объективная  наука о субъек

тивном [см. СУБЪЕКТИВНОСТЬ].

FERENCZI, SANDOR (1909) ‘Introjection and transference’, in First Contributions to PsychoAnalysis.  Hogarth, pp. 30–79.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego. S. E.  18, pp. 67–143.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. S. E.  19, pp. 3–66.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.