Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 28 страница



 Детский анализ — Дискуссии о противоречиях

Дискуссии о противоречиях

1943–1944

Controversial Discussions 19431944

В 1920х и 1930х годах Британское психоаналитическое общество вырабо

тало собственный характерный стиль психоаналитической теории и практи

ки и тем самым вошло в конфликт с венским психоанализом. Эти расхожде

ния проявились в 1926–1927 годах в ожесточенных спорах относительно

введенной Кляйн практики детского психоанализа с использованием игро

вой терапии [см. 1. ТЕХНИКА], но споры выродились в обыкновение каж

дого из данных психоаналитических сообществ игнорировать подходы дру

гого, отличные от собственных. С этим пытались справиться Эрнест Джонс

в Лондоне и Пауль Федерн в Вене, когда начали переговоры о том, что долж

но было стать систематическим обменом лекциями между двумя общества

ми. Первую лекцию прочитал Джонс в 1935 году в Вене (Jones, 1936), вто

рую — Джоан Ривьер в 1936, также в Вене (Riviere, 1936); за лекцией Уэлдера

в Лондоне в 1936 году последовал его отклик на доклад Ривьер, опублико

ванный в 1937 (Waelder, 1937). Но к тому времени политическая ситуация в

Европе стремительно ухудшалась, и психоаналитический конфликт переме

стился буквально на порог Британского психоаналитического общества в

1938м году, когда венские психоаналитики были вынуждены эмигрировать.

Фрейд и Анна Фрейд прибыли в Лондон и сформировали ядро Венской груп

пы аналитиков в Лондоне, не признающих идей Кляйн. Они сформировали

оппозиционную группу вместе с некоторыми британскими аналитиками, в частности, с Эдвардом Гловером и Мелиттой Шмидеберг (дочерью Кляйн), отошедших от Кляйн после введения ею в 1935 году понятия депрессивной

позиции (Steiner, 1985).

В это время Британское психоаналитическое общество было расколо

то разногласиями, поскольку Кляйн и близкие ее сторонники болезненно

реагировали на критику и отстаивали свои позиции, пытаясь навязывать

свои теории и клинический материал приезжим. Деятельность комитетов

общества, уже затрудненная неурядицами 1940 и 1941 годов, вызванными

Второй мировой войной, стала невозможной, особенно в отношении под

готовки новых психоаналитиков. Наконец было достигнуто перемирие и

договоренность о проведении ежемесячных научных собраний с целью

обсуждения спорных аспектов теорий Кляйн. За восемнадцать месяцев

кляйнианцы представили четыре доклада о дискуссионных аспектах сво

их теорий. В 1943 году — доклад Сюзен Айзекс «О природе и функции

фантазии», обсуждавшийся в ходе пяти заседаний. Затем доклад Паулы

Хайманн «Некоторые функции проекции и интроекции в раннем младен

честве», обсуждавшийся на двух заседаниях, и доклад Паулы Хайманн и

Б. Общие статьи

Сюзен Айзекс «Регрессия», также обсуждавшийся на двух заседаниях.

В 1944 году (хотя к тому времени большинство аналитиковвенцев прекра

тили посещать собрания, а Гловер вообще вышел из состава общества) до

клад «Эмоциональная жизнь младенца в свете депрессивной позиции»

прочитала Мелани Кляйн, и его обсуждение заняло два заседания. Эти

доклады были переработаны и вошли в книгу «Развитие в психоанализе», изданную в 1952 году.

Дискуссии о противоречиях не привели к решению научных проблем.

Благодаря им кляйнианцы более системно изложили свои взгляды и проде

монстрировали, к удивлению «венцев», сложность и весомость аргумента

ции британских аналитиков. Результат состоял в том, что каждая из сторон

оставила своих противников в покое и согласилась с бюрократической схе

мой структуры комитетов Британского психоаналитического общества и

подготовки новых психоаналитиков. Окончательная договоренность извест

на под названием «Джентльменского соглашения», хотя она была заключе

на тремя женщинами: Мелани Кляйн, Анной Фрейд и президентом Британ

ского психоаналитического общества Сильвией Пейн (Grosskurth, 1986).

С тех пор тщательно контролируемый паритет членства в комитетах, особен

но комитетах по обучению, поддерживается посредством выделения в обще

стве трех групп: Группы Кляйн, Группы «B» (сегодня называемой «Совре

менными фрейдистами») и Центристской или Независимой группы.

Впоследствии Гловер опубликовал сводную версию своей критики до

кладов кляйнианцев (Glover, 1945), а Брайерли написала ряд статей, кото

рые были собраны в книгу, посвященную новому виду психоанализа (Brierley, 1946). Со времени «Джентльменского соглашения» психоаналитикикляй

ниацы и психоаналитикиортодоксы (или эгопсихологи, как они стали на

зываться) стремились не вступать в открытую конфронтацию; редкими ис

ключениями, отображенными в публикациях, стали спор между Гринсоном

(Greenson, 1974, 1975) и Розенфельдом (Rosenfeld, 1974) и конференция 1985

года, посвященная проективной идентификации (Sandler, 1988).

См. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ; 4. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

BRIERLEY, MARJORIE (1946) Trends in Psycho-Analysis.  Hogarth.

GLOVER, EDWARD (1945) ‘An examination of the Klein system of child psychology’, Psychoanal.

Study Child  1: 1–3.

GREENSON, RALPH (1974) ‘Transference: Freud or Klein? ’, Int. J. Psycho-Anal.  55: 37–48.

GREENSON, RALPH (1975) ‘Transference: Freud or Klein? A reply to the discussion by Herbert Rosenfeld’, Int. J. Psycho-Anal.  56: 243.

GROSSKURTH, PHYLLIS (1986) Melanie Klein.  Hodder & Stoughton.

JONES, ERNEST (1936) ‘Early female sexuality’, Int. J. Psycho-Anal.  16: 262–73.

RIVIERE, JOAN (1936) ‘On the genesis of psychical conflict in earliest infancy’, Int. J. PsychoAnal.  17: 395–422; republished (1952) in Klein et al.,  eds Developments in PsychoAnalysis.  Hogarth.

 Дискуссии о противоречиях — Женственность

ROSENFELD, HERBERT (1974) ‘Discussion of the paper by Ralph R. Greenson, “Transference: Freud or Klein? ”’, Int. J. Psycho-Anal.  55: 49–51.

SANDLER, JOSEPH, ed. (1988) Projection, Identification and Projective Identification.  Karnac.

STEINER, RICCARDO (1985) ‘Some thoughts about tradition and change arising from an examination of the British Psycho-Analytical Society’s Controversial Discussions 1943–1944', Int. Rev. Psycho-Anal.  12: 27–71.

WAELDER, ROBERT (1937) ‘The problem of the genesis of psychical conflict in earliest infancy’, Int. J. Psycho-Anal.  18: 406–73.

Жадность основана на разновидности интроекции,

Жадность осуществляемой в гневе. Насильственность оральной

инкорпорации, включающей кусание, приводит в

Greed фантазии к разрушению объекта. И в конечном состо

янии отсутствует оральное удовлетворение, посколь

ку интроецированный объект оказывается обесцененным; или, хуже того, он превращается в мстящего преследователя изза реакции на оральную са

дистическую атаку, осуществляемую в процессе инкорпорации.

На параноидношизоидной позиции внутренний мир может накапли

вать все больше и больше персекуторных, мстящих объектов, угрожающих

субъекту; это вызывает все большую и большую потребность в «хороших»

объектах (голод), которые облегчили бы внутреннее состояние преоблада

ния «плохих» объектов, ненависти и деструктивных импульсов. Это создает

характеризующуюся невозможностью насыщения ситуацию тревоги и «де

структивной интроекции» (Klein, 1957, p. 181). Голод в контексте персеку

торной тревоги приводит, в фантазии, к насильственным формам интроек

ции и страху перед разрушенными объектами внутри (они разрушены

плохими объектами и мобилизованными «плохими» импульсами). Голод, вызывающий еще больший голод, это жадность.

Конечным результатом может стать торможение оральных импульсов и

ограничение интроекции, призванные сберечь столь желанные объекты; это

может также привести к состоянию анорексии и истощению внутреннего мира.

Такое интроективное насилие соответствует проективной атаке при

зависти, когда в приступе деструктивного насилия происходит вторжение, в фантазии, в желанный объект, и он подвергается порче или отравлению

[см. 12. ЗАВИСТЬ].

KLEIN, MELANIE (1957) Envy and Gratitude. WMK  3,  pp. 176–235.

В 1920х и 1930х годах, когда в психо

Женственность аналитических кругах бушевали дискус

сии о психологии женщин, в которых ли

Femininity дировала Карен Хорни (Horney, 1926,

Б. Общие статьи

1932), Кляйн стремилась показать, что детский анализ способен помочь

в разрешении этой проблемы, и приводила данные из своей работы с де

тьми [см. 6. ФАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ]. Она демонстрировала значи

мость агрессивности маленьких девочек в установлении в фантазии ужа

сающих и преследующих ситуаций, которые вызываются нападениями на

материнское тело в целях похищения содержащихся в нем детей, пениса

отца и порчи его творящей способности. Кляйн считала, что эта фаза важ

на и для девочек, и для мальчиков и представляет собой особую ситуацию

тревоги, которая усиливает последующий эдипальный комплекс, кастра

ционную тревогу и зависть к пенису, описанные Фрейдом (Klein, 1932)

[см. КОИТУС; КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА].

Эти ранние фантазии касаются частичных объектов: органов, детей и т.

д. Распределение их между реальными родителями не согласуется с более

поздним взрослым представлением о социальной гендерной идентичности.

Развитие гендерной идентичности требует значительной реорганизации ран

них инфантильных фантазий о расположении органов и частичных объек

тов [см. ОТЕЦ].

В подходе Кляйн много внимания уделялось внутреннему содержимо

му тел, особенно материнского тела, что позднее превратилось в теорию

контейнирования [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Отсюда берет начало

идея о женственной установке как направленности вовнутрь, что происхо

дит из тревожной озабоченности и, возможно, является сущностным каче

ством женственности. Внимание Кляйн к исследованию материнского тела

и его содержимого привело к распространению мнения, что она недооце

нивает роль маскулинности и отца. Это не совсем так. Отец — это объект, исходно воспринимаемый существующим внутри матери и ограничиваю

щим доступ к ней своим присутствием. Такие взгляды предполагают, что

некие социальные ожидания в отношении отца и матери являются врож

денными, хотя то или иное из них вызывается в каждом индивиде социаль

ными процессами и стереотипами.

См. 6. ФАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ

HORNEY, KAREN (1926) ‘The flight from womanhood’, Int. J. Psycho-Anal.  7: 324–9.

HORNEY, KAREN (1932) ‘The dread of women’, Int. J. Psycho-Anal.  13: 348–60.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

Забота См. БЛАГОДАРНОСТЬ; ЛЮБОВЬ

Concern

 Женственность — Игра

Зубы представляют собой органы орального садизма [см. СА

Зубы ДИЗМ]. Рост зубов вызывает боль в ротовой полости, что ведет

к возникновению бессознательной фантазии о преследователях

Teeth во рту, кусающих младенца, который боится ответной агрессии.

Зуб является для младенца пугающей реализацией враждебного

внутреннего (частичного) объекта.

См. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ

Кляйн разработала метод анализа детей, основанный на наблю

Игра дении за их игрой, которую она анализировала так, как если бы

игра была сопоставима со свободными ассоциациями взрослых и

Play снами. За это ее критиковала Анна Фрейд, указывая, что цель ре

бенка в игре иная, чем цель взрослого в свободных ассоциациях.

Она утверждала, что свободные ассоциации возникают в результате сотруд

ничества с аналитиком в психоаналитическом начинании, а ребенок не

понимает цели психоанализа. На это Кляйн отвечала, (a) что игра и сво

бодные ассоциации являются сопоставимыми способами символического

выражения содержания психики, и (b) что ребенок с первой же интерпре

тации понимает (бессознательно понимает) сущность психоанализа [см.

ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ].

Сначала взгляды Кляйн определялись фрейдовским интересом к дет

ской игре:

«… в игре дети повторяют то, что в жизни произвело на них боль

шое впечатление, и этим отреагируют (abreact) силу впечатления и, так сказать, делают себя хозяевами положения. Но, с другой сторо

ны, очевидно, что вся их игра находится под влиянием постоянно до

минирующего в это время желания — желания быть взрослыми и

способными делать то, что делают взрослые. Причем неприятный

характер переживания не всегда превращает его в непригодное для

игры. Если доктор осматривал ребенку горло или произвел неболь

шую операцию, эти пугающие переживания почти наверняка станут

предметом следующей игры. Отметим, что удовольствие здесь про

истекает из другого источника. Когда ребенок переходит от пассив

ности переживания к активности игры, он передает неприятное пе

реживание одному из своих товарищей по игре и таким образом

мстит за себя заместителю» (Freud, 1920, p. 17).

Основное внимание здесь уделяется значимости игры в овладении ребен

ком своим внутренним миром. Этот аспект описаний Фрейда, признающий

превращение пассивного переживания в активное, подхватили Уэлдер

(Waelder, 1933) и Анна Фрейд (Anna Freud, 1936).

Б. Общие статьи

В споре с Анной Фрейд Кляйн (Klein, 1926, 1929) изо всех сил стреми

лась прояснить процессы, вовлеченные в игру ребенка. Кляйн считала, что

побуждение к игре составлено из ряда компонентов, и на большинство из них

есть указание или намек в цитированном выше фрагменте работы Фрейда: (i) человеческий разум с самого начала мыслит в терминах объектов вмес

те с их отношением друг к другу и к субъекту;

(ii) ребенок хочет освободиться от несчастий в своем внутреннем мире и

делает это путем экстернализации во внешний мир наихудших ситуаций

преследования;

(iii) часть естественного развития ребенка заключается в поиске новых

объектов как заместителей для предыдущих, и игрушки и товарищи по

играм — одна из форм осуществления символизации такого рода; (iv) ребенок обращается к новым объектам изза конфликтов с ранними

объектами, так что передышка достигается, когда найден новый объект

(символ).

Эти процессы бессознательны и представляют борьбу психики ребенка с труд

ностями, которые ставят перед нею ее импульсы и объекты. Игра, с точки зре

ния Кляйн, для ребенка серьезное занятие, а не всего лишь банальное развле

чение или только упражнение в овладении материальным окружением.

См. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ; КРИМИНАЛЬНОСТЬ; ЭКСТЕРНАЛИЗА

ЦИЯ; ТВОРЧЕСТВО

FREUD, ANNA (1936) The Ego and the Mechanisms of Defence.  Hogarth.

FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E. 18,  pp. 7–64.

KLEIN, MELANIE (1926) ‘The psychological principles of early analysis’.  WMK  1,  pp. 128–38.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Personification in the play of children’. WMK  1, pp. 199–209.

WAELDER, ROBERT (1933) ‘The psycho-analytic theory of play’, Psycho-Anal. Q.  2: 208–24.

Игровая техника См. 1. ТЕХНИКА

Play technique

Фрейд (Freud, 1923) описывал Ид как психическую инстанцию. Вме

Ид сте с Эго и СуперЭго входит в структурную модель психики. «Ид» ох

ватывает все инстинктивное достояние, и Эго и СуперЭго выраста

Id ют из него. Отличные от фрейдовского подходы были развиты, в

 Игра — Идеальный объект

частности, в Британском психоаналитическом обществе в результате боль

шего внимания к объектным отношениям. Наиболее интересно следующее: (i) Фэйрберн (Fairbairn, 1952) отказался от концепции инстинктов и за

менил ее идеей, что импульсы являются «стратегиями» отношений к объ

ектам, поскольку человек стремится к объекту, а не к получению удоволь

ствия. Подобная установка, считал он, выводит психоанализ из того

затруднительного положения, которое вынудило Фрейда расположить по

ту сторону удовольствия инстинкт смерти [см. ФЭЙРБЕРН].

(ii) Кляйн признала клинический подход к Ид, в котором не только фигу

рировал инстинкт смерти [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ], но и сами инстинк

ты понимались в форме их психической репрезентации, а не физиологиче

ских источников. Это направило ее внимание на фантазию, фантазию

бессознательную — как репрезентацию инстинктов [см. 2. БЕССОЗНА

ТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ].

Преданность Кляйн «структурной модели» Фрейда была продиктована ее

темпераментом, однако по сути в процессе разработки собственных теорий она

изменила смысл понятия «Ид». Она приняла фрейдовскую теорию инстинк

та смерти, указала точки соприкосновения этой теории с клинической прак

тикой и в своей модели психического конфликта рассматрела столкновение

не между инстинктом жизни и инстинктом смерти как таковыми, а между их

представителями в бессознательной фантазии. Кляйн считала причиной пси

хического конфликта воздействие инстинкта смерти на объектные отноше

ния, и потому «Ид» в ее работах более всего выглядело представителем ин

стинкта смерти. Описанный Фрейдом конфликт между Эго и СуперЭго

(вызванный требованиями СуперЭго) был, в сущности, заменен Кляйн иде

ей о конфликте инстинкта смерти и инстинкта жизни [см. ТРЕВОГА].

См. ИНСТИНКТЫ; ИНСТИНКТ СМЕРТИ

FAIRBAIRN, RONALD (1952) Psycho-Analytic Studies of the Personality.  Routledge & Kegan Paul.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. S. E.  19, pp. 3–66.

Фрейд (Freud, 1921) описывал

Идеальный объект процесс идеализации, сопровожда

ющий действие любви, но рассма

Ideal object тривал его в связи со своей концеп

цией нарциссизма и идеала Эго.

Для Кляйн понятия «идеализации» и «идеального объекта» находились

в безусловной связи с понятием «плохой объект»: через механизм расщеп

ления, который приводит к образованию объектов обоих типов. Когда объ

Б. Общие статьи

ект воспринимается как изначально хороший, говорится, что он «идеализи

рован»; хорошие аспекты этого объекта отделены посредством расщепления; за ним следует аннигиляция (отрицание) плохих аспектов, что вызывает

иллюзию совершенства.

Идеализация и зависть.  Идеализация — это механизм защиты, связанный

с первичной формой расщепления (Rosenfeld, 1983) и направленный на

установление отношений с хорошим объектом. Плохие чувства обусловле

ны существованием инстинкта смерти и приводят вначале к риску спутан

ных отношений с объектами [см. СОСТОЯНИЯ СПУТАННОСТИ]. В этих

отношениях деструктивные фантазии направлены на хорошие объекты, что

и составляет первичную форму зависти. Расщепление, нацеленное на удер

жание хорошего объекта и хороших импульсов отделенными от плохого

объекта и плохих импульсов, является защитой, необходимой в начале

жизни, чтобы поддерживать надежное определение мира как хорошего или

плохого. Идеализация — это выход из ужасных порочных кругов пресле

дования в отношениях с враждебными «плохими» объектами [см. ПАРА

НОЙЯ; 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ] и таким обра

зом — защита от проявления первичного конфликта инстинктов.

Идеализация и депрессивная позиция. Впоследствии расщепление объекта

надвое и идеализация одной из этих частей может стать откликом на бо

лезненные ранние тревоги депрессивной позиции. От депрессивной тревоги

амбивалентности младенец уклоняется путем параноидного отступления

к отделению хороших чувств от плохих. Это достигается отщеплением хо

роших аспектов объекта от плохих, для того чтобы снова создать идеаль

ный объект и объект преследующий [см. ПАРАНОИДНАЯ ЗАЩИТА ОТ

ДЕПРЕССИВНОЙ ТРЕВОГИ].

Совершенство.  То совершенство, к которому заставляет стремиться идеа

лизация, само по себе может стать персекуторным и далее запускать при

митивные защитные механизмы. Реальный объект со своими изъянами

начинает представлять преследующее переживание поврежденного совер

шенного объекта, который теперь «ощущается непривлекательным — дей

ствительно травмированным, неизлечимым и поэтому страшным индиви

дом» (Klein, 1935, p. 270).

См. ХОРОШИЙ ОБЪЕКТ

FREUD, SIGMUND (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego. S. E.  18, pp. 67–143.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’.

WMK  1, pp. 262–89.

ROSENFELD, HERBERT (1983) ‘Primitive object relations and mechanisms’, Int. J. Psycho-Anal.

64: 261–7.

 Идеальный объект — Идентификация

Идентификация связана с отношением

Идентификация к объекту, основанным на воспринима

емых сходствах с Эго. Однако это слож

Identification ный феномен, принимающий несколько

разных форм. Простое признание сход

ства с неким другим внешним объектом, который опознается как обладаю

щий собственным отдельным существованием, — это достижение, требую

щее высокого уровня развития. На примитивном уровне бессознательной

фантазии подобие объектов рассматривается как тождество, и такая всемо

гущая форма фантазии вызывает спутанность самости и объекта.

Внутренние объекты суть фантазии, но вначале они всемогущи, поэто

му благодаря этим примитивным фантазиям, использованным в идентифи

кации, объект и есть самость [см. ВСЕМОГУЩЕСТВО]. На этой почве

происходят реальные изменения личности, которые можно отследить объ

ективно. Эти примитивные процессы существуют на очень раннем этапе

развития [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ], когда

фантазийная деятельность и реальность различаются очень слабо. Фанта

зия «есть» реальность, и фантазия конструирует реальность внутреннего

мира на основании этих примитивных форм интроективной и проективной

идентификаций.

Интроективная идентификация.  Эго содержит целое сообщество внутрен

них объектов [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ], и только один из них

допускает возможность идентификации с ним, что приводит к «модифи

кации Эго» в направлении большего сходства с таким объектом. Это про

цесс интроективной идентификации.

Проективная идентификация.  Проективная идентификация — это фанта

зия о том, что некая часть Эго оказывается отделенной [см. РАСЩЕПЛЕ

НИЕ] и перемещенной во внешний объект [см. ВНЕШНИЙ МИР]. В этом

случае модификация Эго заключается в убывании энергии (чувства жиз

ни) и реальных способностей (Klein, 1955). Например, это может быть

ощущение в присутствии высокообразованного и уважаемого учителя, что

твои собственные потуги — жалкая глупость [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

В последние годы некоторые аналитикикляйнианцы (Бик, Мельтцер) описали феномен, который они называют адгезивной идентификацией (или

просто адгезией, «прилипанием») [см. АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИКА

ЦИЯ]. В этом состоянии, которое лучше всего видно при идентификаци

онных процессах у аутичного ребенка или пациента, происходит имитиру

ющая идентификация, при которой Эго неспособно ни интроецировать

чтолибо, ни спроецировать части себя в объект [см. КОЖА]. Повидимо

му, сбой происходит в развитии чувства пространства [см. ВНУТРЕННЯЯ

РЕАЛЬНОСТЬ], что исключает фантазии проецирования или интроеци

Б. Общие статьи

рования, поскольку оказывается невозможным фантазировать о внутрен

нем пространстве. Так возникает мир, лишенный третьего измерения, а единственная возможность идентификации заключается в некоем имити

рующем внешнем прилегании к объекту, лишенному всякого внутреннего

измерения.

Идентичность.  С самого начала Эго вступает в отношения с объектами

[см. ОБЪЕКТЫ]. Но составляющие, которые образуют объект и Эго, весь

ма различны в соответствии с фантазиями интроекции и проекции. Эти ме

ханизмы используются для регулировки чувства того, что Эго содержит и

чем оно является (Freud, 1925), и действенны, пока сохраняется примитив

ная вера в их всемогущество. Подобные фантазии, в частности, вызывают

ся потребностью защититься от страха перед нападениями на Эго или на

хороший объект, который обеспечивает стабильность, — и может быть в

результате этих атак утрачен.

Символическое равенство.  Символы идентифицируются с объектами не на

основании сходства, но на основании коллективного соглашения, приня

того социальной группой. Однако существует также различие между все

могуществом фантазии, когда символ и есть объект [см. СИМВОЛИЧЕ

СКОЕ РАВЕНСТВО], и собственно символами, когда символ распознается

как обособленный и обладающий собственной полноценной идентичнос

тью, а также функционирующий как символ некоего другого объекта.

FREUD, SIGMUND (1925) ‘Negation’. S. E.  19, pp. 235–9.

KLEIN, MELANIE (1955) ‘On identification’. WMK  3, pp. 141–75.

Термин «инкорпорация» обозначает фан

Инкорпорация тазию телесного поглощения объекта, ко

торый затем ощущается физически пребы

Incorporation вающим внутри тела, занимающим там

пространство и както действующим. Это

переживание субъектом механизма защиты, который объективно описыва

ется как «интроекция».

См. ИНТРОЕКЦИЯ

Фрейд открыл детские сексуальные

Инстинкт смерти импульсы, и это открытие стало осно

вой ранней теории инстинктов. Фрейд

Death instinct считал, что либидо конфликтует с об

ществом; позднее он пришел к выводу,

 Идентификация — Инстинкт смерти

что конфликт происходит между либидо и инстинктами Эго, направленны

ми на получение любви других, их одобрения и средств для выживания

[см. ТРЕВОГА; ЛИБИДО]. Изучая такие нарциссические состояния, как ма

ниакальнодепрессивный психоз, Фрейд (Freud, 1914) понял, что либидиноз

ная привязанность и любовь к объекту может быть обращена на Эго, так что

Эго становится любимым объектом. В этом случае инстинкты Эго являют

ся лишь версией либидо, обращенного вовнутрь на Эго как на объект.

В 1920 году Фрейд ввел другую дихотомию — между противополож

ными по сути инстинктами. Фрейд теперь считал либидо включающим в

себя инстинкты Эго (инстинкты выживания и жизни) и противоположным

немому, скрытому инстинкту смерти, направленному на распад и проти

воречащему жизни. Аналитическому сообществу было трудно принять эту

концепцию, отчасти потому, что Фрейд считал манифестации инстинкта

смерти немыми. Полноценного способа обнаружить его существование, с

точки зрения Фрейда, не было.

Инстинкт смерти и СуперЭго.  Однако Кляйн (примерно в 1932 году) по

няла, что данная концепция может стать для нее действенным инструмен

том. Понятие инстинкта смерти решало самые серьезные проблемы, стояв

шие перед Кляйн. Долгое время она накапливала клинические свидетельства

тому, что СуперЭго формируется раньше, чем это ктолибо себе представ

лял, и что оно гораздо более сурово. Фактически, чем раньше оно формиру

ется, тем оно жестче [см. 7. СУПЕРЭГО]. Идеи Кляйн о СуперЭго напря

мую противостояли идеям аналитиковвенцев, в том числе Анны Фрейд, а сам Фрейд был склонен поддерживать свою дочь. Кляйн попала в слож

ное положение: у нее были клинические свидетельства, непосредственно про

тиворечащие взглядам Фрейда. Тогда она, приняв концепцию Фрейда об ин

стинкте смерти, заявила, что, по ее мнению, этот инстинкт не безмолвен. Его

сильные клинические манифестации более чем очевидны: это само суровое

СуперЭго. Таким образом, СуперЭго оказывалось наблюдаемой с самого

рождения манифестацией инстинкта смерти, деструктивно действующего в

отношении индивида, — а об этом говорил и сам Фрейд (Klein, 1933). Кляйн

нашла способ справиться сразу с двумя серьезными проблемами: решением

загадки раннего происхождения СуперЭго и наращиванием «плоти» кли

нических свидетельств на скелет фрейдовской теории инстинкта смерти

[см. 7. СУПЕРЭГО].

Критика предложенной Кляйн трактовки концепции СуперЭго.  Указание

Кляйн на манифестацию инстинкта смерти вызвало чрезвычайно упорную

критику. Возражая Кляйн в этом пункте, Кёрнберг (Kernberg, 1969) говорил, что инстинкт смерти «в клиническом смысле безмолвен». Это возражение

было опровергнуто Розенфельдом (Rosenfeld, 1971), описавшим при помо

щи клинических примеров манифестации направленной на Эго агрессии, которую он затем назвал «негативным нарциссизмом» [см. НАРЦИС

Б. Общие статьи

СИЗМ]. Однако Кёрнберг воспроизвел свое резкое возражение в работе 1980

года: «Принципиальные сторонники кляйнианской теории продолжают при



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.