Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 26 страница



 Внешний мир — Внешний объект

реальности. Аналогичный подход к конструированию социальной реально

сти мы находим в школе социологии знания, представленной Манхеймом

(Mannheim, 1936) и Бергером и Лукманом (Berger and Luckman, 1967).

BERGER, PETER AND LUCKMAN, THOMAS (1967) The Social Construction of Reality.  Penguin.

JONES, ERNEST (1935) ‘Early female sexuality’, Int. J. Psycho-Anal.  16: 262–73.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘On observing the behaviour of young infants’. WMK  3,  pp. 94–121.

MANNHEIM, KARL (1936) Ideology and Utopia.  Routledge & Kegan Paul.

Важно понимать, что именно подразу

Внешний объект мевается под термином «внешний объ

ект». Его значение зависит от точки

External object зрения. Внешний объект, рассматрива

емый с позиции субъекта, может очень

отличаться от внешнего объекта, рассматриваемого с позиции объективного

наблюдателя – как субъекта, так и объекта. Разные школы считают приори

тетными разные точки зрения.

Кляйнианцы склонны принимать первую из них — то есть понимать

внешний объект в терминах собственного восприятия пациента. Это вос

приятие искажается проекцией субъекта на объект своих ожиданий, кото

рые представляют собой смесь предшествовавшего опыта и бессознатель

ных фантазийных ожиданий, обусловленных фантазией, действующей в

данный момент. Вдобавок, в зависимости от силы фантазии, субъект будет

обладать большей или меньшей способностью (a) рассматривать внешний

объект как он есть на самом деле или (b) в действительности изменять объ

ект путем бессознательных провокативных маневров, приводя его к соот

ветствию своим восприятиям. Действительные качества объекта важны в

той мере, в какой они совпадают с ожиданиями субъекта и в какой объект

обладает качеством, которое можно привести в соответствие с восприяти

ями пациентами или которому можно сопротивляться.

Примитивные защитные механизмы.  Ранние механизмы отмечены всемо

гуществом, вследствие чего проективные и интроективные идентификации

сильно искажают реальность внешнего объекта; это не встречает затрудне

ний, пока у ребенка не начинает развиваться удаленное восприятие

[см. РАЗВИТИЕ]. Когда становится возможным удаленное восприятие, возникает длительная эмоциональная борьба [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ

ПОЗИЦИЯ] за достижение принципа реальности.

Реконструкция. Создание переноса в анализе — это процесс, в котором

внешний объект (в данном случае аналитик) рассматривается так, как это

диктуется характерными для каждого конкретного пациента формами иска

Б. Общие статьи

жения. Кляйнианский подход к внутренним объектам [см. 5. ВНУТРЕН

НИЕ ОБЪЕКТЫ] является основой для понимания искажений в перено

се, т. е. для понимания того, как аналитик реконструируется в восприятии

пациента в виде фигуры из прошлого:

«Ответственным за создание такой культуры “здесь и сейчас” был

пациент, а анализ этой структуры составлял мою задачу. Было вос

создано взаимодействие с внутренним объектом, построенное в

прошлом, и его необходимо было пересмотреть и интегрировать»

(Brenman, 1980, p. 55).

Задача аналитика заключается в понимании и анализе воспринятого паци

ентом объекта, непрерывно конструируемого во внешней личности — ана

литике.

Таким образом, внешний объект — это не сугубо материальный объект, но всегда также психологическое присутствие  этой личности (или анали

тика). Например, Сэндфорд (Sandford, 1952) описывала пациента, чьим

объектом была мать, проецировавшая в младенца тревогу, которую тот

интроецировал, — в результате он вырос тревожным ребенком. В данном

случае внешним объектом было бессознательное матери — и оно пережи

валось во взаимоотношении переноса [см. МЕЧТАНИЕ].

Гринберг (Grinberg, 1962) описывал сходную ситуацию (отсылающую к

проективной контридентификации) в случае с пациентом, который бессозна

тельно переживал себя как получающего проективные идентификации ана

литика. Интерес к контрпереносу был поддержан именно признанием того, что объект воспринимается в первую очередь как обладающий мотивами и ус

тановками, и только во вторую очередь — материальными атрибутами.

См. ВНЕШНИЙ МИР; КОНТРПЕРЕНОС; 1. ТЕХНИКА

BRENMAN, ERIC (1980) ‘The value of reconstruction in adult psychoanalysis’, Int. J. PsychoAnal.  61: 53–60.

GRINBERG, LEON (1962) ‘On a specific aspect of counter-transference due to the patient’s projective identification’, Int. J. Psycho-Anal.  43: 436–44.

SANDFORD, BERYL (1952) ‘An obsessional man’s need to be kept’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 144–

52; republished (1955) in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 266–81.

Важной отправной точ

Внутренняя реальность кой в работе Фрейда

стало восприятие все

Internal reality рьез того, что говорили

ему пациентыневроти

 Внешний объект — Внутренняя реальность

ки и психотики. Он исходил из допущения, что они сообщают ему нечто

доступное пониманию, для них самих являющееся реальностью. Внутрен

няя или психическая реальность — это убежденность в реальности психи

ческого мира, который существует бессознательно и ощущается человеком

внутри себя.

С этой установкой Кляйн разработала теорию внутренних объектов; она

«совершила открытие, ставшее революционным дополнением к те

ории психики, а именно, что мы живем не в одном мире, но в двух: мы живем во внутреннем мире, и это местожительство столь же

реально, как и мир вне нас. /…/ Психическую реальность можно

считать вполне конкретной» (Meltzer, 1981, p. 178).

Внутренние объекты переживаются как конкретно реальные, находящиеся

внутри Эго, что означает переживание внутреннего содержания тела [см. КО

ЖА]. Они отличны от образов и репрезентаций, которые в нашем восприя

тии сохраняют в себе качество эфемерности (хотя могут быть репрезента

циями конкретных вещей). Столь причудливая идея по сути обязана своим

происхождением работе с пациентамипсихотиками, однако она рассматри

валась как описание исходного младенческого состояния переживания себя

и своего мира при рождении и до того, как младенец окажется способным к

какомулибо объективному познанию мира вокруг себя. Это конкретное ощу

щение внутреннего мира реальных объектов (не образов или репрезентаций), вовлеченных в отношения друг с другом и с субъектом.

Конкретность внутренней реальности очень трудно сознательно по

стичь взрослому, и потребовалось много лет дискуссий в 1930х и 1940х

годах, прежде чем удалось нащупать различие между внутренними (интро

ецированными) объектами и репрезентациями. В основе своей оно не кон

цептуально: это различие в характере переживания себя и своей собствен

ной психической деятельности.

Рапапорт (Rapaport, 1957) пытался отличить «находящийся внутри»

(«inner») мир психических репрезентаций от «внутреннего» («internal») мира

психической структуры. Соответственно, у пациента есть мир воспоминаний, идей, фантазий, которые он «представляет» самому себе, — это мир репре

зентаций (Sandler and Rosenblatt, 1962), обладающий качеством психичес

кого, а не физического существования. От него отличен мир психической

структуры, который аналитик создает для себя, чтобы получить объектив

ную картину психики пациента в рамках метапсихологии. Эта попытка Ра

папорта закончилась неудачей, однако неудачей немаловажной. Одна из ка

тегорий фантазий пациентов относится к структуре их психики и функциям, которые ее структурируют именно таким образом, как ее воспринимают сами

пациенты. Это может быть просто собственная уникальная фантазия паци

ента. Но можно показать, что подобные фантазии существенно содействуют

созданию психики, которая в аналитическом наблюдении выглядит струк

Б. Общие статьи

турированной именно так, как это представляется пациенту. Волнующий

пример из личного опыта приводит Абрахам (Abraham, 1924), рассказывая, как он поседел после смерти отца. Этот пример должен показать, что интро

екция утраченного объекта была столь интенсивной (всемогущей), что вы

звала реальное изменение Эго. Отец не просто вошел в мир репрезентаций, то есть психических объектов, но стал причиной реального физического из

менения, как если бы он действительно проник в голову Абрахама и физи

чески там чтото изменил.

Таким образом, если фантазии пациента о структуре и функционирова

нии его психики реально соответствуют объективно воспринимаемой пси

хической структуре и функции, пропадает четкое различие между субъектив

ной точкой зрения пациента и объективной точкой зрения аналитика.

Наблюдение, изложенное Абрахамом, — типичный случай кляйнианского

описания сообщений пациента о структурировании его психики. За такой

подход Кляйн критиковали, указывая, что она (i) придает материальность

фантазийным феноменам и (ii) спутывает уровень описания с уровнем тео

рии [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Но внутренняя реальность

пациента обретает материальность потому, что материализует ее сам паци

ент, и функционирует она так, как будто реальные физические объекты про

никают в Эго и покидают его. Именно физическая данность мира, располо

женного внутри тела, подразумевается понятием «внутренний мир»; и она

воспринимается не только аналитиком, но и самим пациентом.

См. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ; 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 418–501.

MELTZER, DONALD (1981) ’The Kleinian expansion of Freudian metapsychology’, Int. J.

Psycho-Anal.  62: 177–85.

RAPAPORT, DAVID (1957) ‘A theoretical analysis of the superego concept’, in (1967) The Collected Papers of David Rapaport.  New York: Basic.

SANDLER, JOSEPH and ROSENBLATT, BERNARD (1962) ‘The concept of the representational world’, Psychoanal. Study Child  17: 128–45.

Возмещение / восстановление

Restitution / restoration

Кляйн пользовалась этими терминами в более ранних работах, используя аб

рахамовские (Abraham, 1924) описания импульса исправления вслед за агрес

сией. Позднее она приняла термин «репарация».

 Внутренняя реальность — Врожденное знание

См. РЕПАРАЦИЯ; 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short account of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Collected Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 418–501.

С самого начала своей работы

Врожденное знание Кляйн была поражена детской

пытливостью и опиралась на

Innate knowledge работу Фрейда о Маленьком

Гансе (Freud, 1909) в том, на

сколько важно признание детского сексуального любопытства. Ей стало

ясно, что детский садизм связан с фрустрацией попыток разобраться в теме

сексуальности и что страх перед собственным садизмом приводит детей к

торможению этого исследования и в дальнейшем к притуплению любопыт

ства в целом [см. ЭПИСТЕМОФИЛИЯ; 3. АГРЕССИЯ]. Поскольку пред

ложенная ею игровая техника подвергалась критике [см. 1. ТЕХНИКА; ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ], Кляйн посвятила много времени изучению разви

тия символизма и его важнейшей роли в интеллектуальном развитии (Klein, 1930, 1931) [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Врожденная фантазия.  Интерес к символизму привел в конечном итоге к

возникновению понятия о бессознательной фантазии (Isaacs, 1948) [см. 2.

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Инстинкты представлены в психи

ке как бессознательные фантазии взаимоотношений с объектами. Различ

ные инстинкты вызывают фантазии об объектах и активных взаимоотно

шениях с ними, и эти объекты еще не встречались ребенку во внешней

реальности. Примитивные концепции объектов основываются на телесных

ощущениях, включенных в деятельность инстинктов. Этот подход вызвал

возражения, и теорию бессознательной фантазии критиковали за то, что в

ней предполагается способность младенца фантазировать о кусании, сжи

гании, разрубании, восстановлении и т. д., не имея никакого соответствую

щего опыта.

Когда новорожденный поворачивает голову в ответ на прикосновение

к его щеке, чтобы найти сосок и начать сосать, — это просто рефлекс. Однако

кляйнианская теория предполагает, что у младенца должно возникать пси

хическая репрезентация  этого события. То есть должна появляться фан

тазия об объекте, к которому младенец поворачивается и который сосет.

В своей чрезвычайно важной статье Айзекс (Isaacs, 1948) весьма настойчиво

пытается выразить идею соматического знания, фактически содержащего

ся в физических ощущениях. Фрейд коротко поучаствовал в этом споре, от

метив относительно Маленького Ганса, что «он находился уже на пути к

тому, чтобы на основании своих ощущений в пенисе постулировать суще

ствование влагалища» (Freud, 1909, p. 135). Кляйн выражается более опре

Б. Общие статьи

деленно: «довольно маленький ребенок, очевидно, ничего не знающий о

рождении, обладает совершенно отчетливым “знанием” о том, что дети вы

растают в матке» (Klein, 1927, p. 173). Критики Кляйн сопротивлялись идее

врожденного знания.

Врожденное когнитивное достояние.  Разъяснения Айзекс недвусмысленно

указывают, что мы должны постулировать существование определенных

врожденных способностей к различению:

(i) того, что стремится причинить добро («хороший объект»), от того, что

стремится причинить зло («плохой объект»);

(ii) самости от несамости (объектов).

Эти врожденные способности [см. ЭГО] встроены в телесные ощущения.

В ходе психической репрезентации [см. АЛЬФАФУНКЦИЯ] эти ощуще

ния переживаются как аффективные взаимоотношения с объектами. Такие

объекты в фантазии не являются материальными или действительно кон

кретными в обычном смысле слова; они наделены примитивной характе

ристикой расположения — внутри или вне самости, и аффективными по

буждениями благожелательности или злонамеренности. Таким образом, это

в первую очередь аффективные объекты [см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ].

Кляйнианцы описывали такое врожденное знание об объектах и о дей

ствиях, осуществляемых ими или над ними, как разновидность знания, весьма отличного от взрослого. Органы удаленного восприятия (слуха и

зрения) у младенца еще не функционируют должным образом, и поэтому

его знание простирается не далее кожи; знание ограничено чувством иден

тичности, обособленной от объекта. Знание такого типа очень своеобраз

но, и тем не менее, проникает в более позднее переживание объектов (про

тивоположное восприятию), когда младенец вполне овладевает органами

зрения, слуха и т. д., и оно формирует основу такого переживания.

Альфафункция. Бион (Bion, 1962) занимался дальнейшим изучением про

цесса, с помощью которого чувственные данные превращаются в психиче

ские содержания, пригодные к использованию. Он обозначил переработку

чувственных данных в бессознательную фантазию об объекте термином

«альфафункция» [см. АЛЬФАФУНКЦИЯ]. Врожденное знание он назвал

« преконцепцией» [см. ПРЕКОНЦЕПЦИЯ; МЫШЛЕНИЕ], которая с са

мого начала способна «сочетаться» с реализацией данного объекта. Резуль

татом сопряжения, в терминах Биона, является концепция. Бион пытался

объяснить, что реальность объектов должна входить в соответствие функ

ции Эго, придающей реализациям значение. Обладание значением — это

врожденное достояние, развивающееся в мире внешних объектов.

См. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР

 Врожденное знание — Всемогущество

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience.  Heinemann.

FREUD, SIGMUND (1909) ‘Analysis of a phobia in a five-year-old boy’. S. E.  10, pp. 3–149.

ISAACS, SUSAN (1948) ‘The nature and function of phantasy”, Int. J. Psycho-Anal.  29: 73–97; republished (1952) in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 67–121.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’. WMK  1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK I,  pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1931) ‘A contribution to the theory of intellectual development’. WMK 1, pp. 236–47.

Ранние стадии младенчества характеризу

Всемогущество ются всемогущими мыслями, чувствами и

фантазиями. Согласно Кляйн, значимость

Omnipotence всемогущества связана со страхами перед

всемогущей деструктивностью и с тем, что

определенные виды фантазийной деятельности, особенно входящие в при

митивные защитные механизмы (вбирание, выталкивание, аннигиляция), оказывают глубокое и закрепляющееся влияние на развитие Эго и на его

характерные объектные отношения. Кляйн рассматривала эти всемогущие

фантазии [см. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ] как

защиты от переживания отделенности, зависимости и зависти.

Всемогущество фантазии.  Ранние фантазии вбирания и выталкивания пере

живаются младенцем как реальность и приводят к действительной «моди

фикации Эго». Таким образом, эти ранние всемогущие механизмы ответст

венны за фактическое развитие самости и Эго. В фантазии младенец верит, что определенные объекты находятся внутри и образуют часть самости: при

мером служит интроецированный «хороший» объект с последующим дейст

вительным развитием чувства безопасности и уверенности. Конкретно ощу

щаемая утрата хорошего внутреннего объекта оказывает противоположное

влияние. Переживаемый внутри плохой объект ощущается как параноидная

угроза жизни [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ; ОБЪЕКТЫ].

Всемогущие фантазии входят в психологическую структуру поразному.

(i) Всемогущество как защита.  Чувство всемогущества играет важную роль

в примитивных защитных механизмах, которые вовлечены в разрушение

границ Эго с целью уклонения от переживаний отдельности и зависти [см.

9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ].

(ii) Нарциссические состояния.  Всемогущие защиты могут также создавать

спутанность между самостью и объектом, которая сохраняется в виде «все

могущих нарциссических объектных отношений» (Rosenfeld, 1987), и они

Б. Общие статьи

приводят к продолжительному состоянию нарциссизма (Segal, 1983)

[см. НАРЦИССИЗМ].

(iii) Нарциссическая организация.  Эти состояния всемогущества могут ока

заться организованными в личности так, что возникает разновидность нега

тивного нарциссизма, описанная Розенфельдом в модели, согласно которой

всемогущие плохие части самости вовлечены в отношения запугивания и со

блазнения, служащие ловушкой для хороших частей самости [см. СТРУК

ТУРА].

Развитие.  Обычно расставание с чувством всемогущества происходит благо

даря переживанию беспомощности при интроекции внешних контейниру

ющих объектов и идентификации с ними. Отказ от нарциссического втор

жения в объекты или их инкорпорации является существенным шагом в

развитии депрессивной позиции [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]

и признании реальности самостоятельно существующих объектов.

Всемогущество и столкновение (impingement). Винникотт, напротив, рассмат

ривал всемогущество как присутствующую с самого начала защищенную

область, которая должна оказывать сопротивление столкновению с внешним

миром. Этот подход близок классической теории первичного нарциссизма

[см. НАРЦИССИЗМ]. Не различая себя и мать, младенец пребывает в со

стоянии «первичного всемогущества». Роль матери, с точки зрения Винни

котта, заключается в таком уходе за младенцем, какой позволял бы ему под

держивать бредовую убежденность в своем всемогуществе. Она обеспечивает

необходимое удовлетворение (грудь) именно в том месте и тогда, где и ког

да младенец галлюцинаторно удовлетворяет свой голод сам. Второй главной

задачей матери, согласно Винникотту, является определение моментов, ког

да младенец оказывается готовым к выходу из своего всемогущества. Тогда

она может допускать толику фрустрации, нехватку удовлетворения в пра

вильной ситуации и в правильное время. «Достаточно хорошая мать» озна

чает должную степень такого поведения. Переход от инфантильного всемо

гущества к более объективной реальности не удается, если конфронтация с

матерью осуществляется слишком грубо или слишком рано. Тогда младенец

испытывает болезненное переживание, которое Винникотт назвал столкно

вением (impingement).

Винникотт (Winnicott, 1953) описал, как младенец выходит из состоя

ния первичного нарциссизма, предпринимая промежуточный шаг: он ищет

и создает переходные объекты, служащие перевалочными пунктами, так что

не возникает необходимости полностью отказываться от инфантильного

всемогущества. Повидимому, Винникотт возвращается к более ортодок

сальному взгляду на первичный нарциссизм, хотя и называет его первич

ным всемогуществом. Эго, если оно вообще может называться таковым в

подходе Винникотта, выполняет единственную первичную функцию пере

 Всемогущество — Вытеснение

живания несуществования себя в мире. У Эго нет собственных защитных

механизмов, и на окружение ложится задача защиты этого психического

состояния недифференцированного всемогущества.

ROSENFELD, HERBERT (1987) Impasse and Interpretation.  Tavistock.

SEGAL, HANNA (1983) ‘Some clinical implications of Melanie Klein’s work’, Int.  J. PsychoAnal.  64: 269–76.

WINNICOTT, DONALD (1953) ‘Transitional objects and transitional phenomena’, Int. J. PsychoAnal.  34: 89–96; republished (1971) in D. W. Winnicott, Playing and Reality.

Tavistock.

Изначально для Фрейда понятия вытеснения и

Вытеснение защитного механизма совпадали. Но затем (Freud, 1926) он стал различать и другие защиты: «Вытес

Repression нение по своему значению сведено к “особому ме

тоду защиты”. Это новое представление о роли

вытеснения предполагает изучение других специфических способов защи

ты» (Anna Freud, 1936, p. 46). Спектр защитных механизмов Эго стал широ

ким полем исследования в психоанализе (A. Freud, 1936; Fenichel, 1945).

Клинический материал Кляйн привлек внимание к действию других меха

низмов, но Кляйн сталкивалась по преимуществу с защитными механизма

ми, касавшимися содержаний Эго ребенка и его тела и различных типов объ

ектов в окружающем мире. Она стала рассматривать их как примитивные

защитные механизмы и отличала от вытеснения. В 1930 году Кляйн писала:

«Только на поздних стадиях Эдипова конфликта проявляется за

щита от либидинозных импульсов; на ранних стадиях защита на

правлена против сопутствующих деструктивных импульсов. /…/

Эта защита носит насильственный характер и отлична от механиз

ма репрессии» (Klein, 1930, p. 220) [см. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗА

ЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ].

Когда в следующие два года Кляйн приняла фрейдовское противопостав

ление инстинкта смерти и либидо, она стала различать примитивные защит

ные механизмы (выстроенные против тревоги, порождаемой инстинктом

смерти) и вытеснение (имеющее дело с либидинозными импульсами и тре

вогами).

Насильственность защит. Примитивные защитные механизмы отличают

ся от «невротических» степенью насилия при уничтожении соответствую

щей части сознания. Кляйн описывала вытеснение (или расщепление или

отрицание) частей личности, тогда как в классическом психоанализе вы

теснение больше стремится воздействовать на аффективные или когнитив

Б. Общие статьи

ные содержания  психики, чем на ее структуру. Примитивные защитные

механизмы значительно искажают или обедняют Эго. Поскольку они яв

ляются всемогущими фантазиями, их функционирование приводит к дей

ствительной «модификации Эго». При вытеснении, которое гораздо менее

насильственно, знание о внутренней и внешней реальности сохраняется

намного лучше.

Однако примитивные защиты могут влиять на окраску вытеснения:

«Ранние методы расщепления существенно влияют на характер вы

теснения на несколько более поздней стадии, и это в свою очередь

определяет взаимодействие между сознанием и бессознательным.

Другими словами, сила или слабость ранних шизоидных механиз

мов главным образом определяют, насколько различные части пси

хики оказываются “пористыми” по отношению друг к другу»

(Klein, 1952, p. 66).

Кляйн пишет:

«Механизм расщепления лежит в основании вытеснения (как и

предполагается в концепции Фрейда), но в отличие от самых ран

них форм расщепления, приводящих к состояниям дезинтеграции, вытеснение обычно не заканчивается дезинтеграцией самости. По

скольку на этой стадии достигнута бó льшая интеграция (и в созна

тельной, и в бессознательной частях психики) и поскольку при вы

теснении расщепление преимущественно затрагивает разделение

между сознанием и бессознательным, никакая часть самости не под

вергается дезинтеграции в такой степени, как это бывает на предше

ствующих стадиях. Однако масштаб обращения к процессам расщеп

ления на первых месяцах жизни очень существенно влияет на

использование вытеснения на более поздней стадии. Если ранние

шизоидные механизмы и тревоги недостаточно преодолены, вместо

подвижной границы между сознанием и бессознательным может

возникнуть жесткий барьер между ними» (Klein, 1952, p. 87).

Отношение между вытеснением и расщеплением проясняется с помощью

идеи о вертикальном и горизонтальном расщеплении. Действующая с боль

шей силой защита, расщепление, делит психику на две части, каждая из

которых содержит объект, самость и взаимоотношение между ними, и обе

они существуют параллельно друг другу, разнесенные по горизонтали.

Вытеснение же перемещает часть психики, уже более интегрированной, в

область бессознательного без разрушения целостности личности — это на

зывается вертикальным расщеплением.

Тяжесть расщепления ослабляется при наступлении депрессивной

позиции, когда внешняя и внутренняя реальность принимаются в большей

 Вытеснение — Генетическая непрерывность

степени: «… по мере роста адаптации к внешнему миру расщепление начи

нает производиться в плоскостях, которые постепенно оказываются все

ближе и ближе к реальности» (Klein, 1935, p. 288). Вытеснение несет в себе

больший отпечаток реальности и истинной природы внешних объектов.

Альфа и бетаэлементы. Бион (Bion, 1962) разграничил альфа и бетаэле

менты [см. АЛЬФАФУНКЦИЯ; БЕТАЭЛЕМЕНТЫ], что стало альтерна

тивным теоретическим подходом к различению вытеснения и примитивных

защитных механизмов, в данном случае — проективной идентификации.

Альфафункция — это психологический процесс порождения смысла из не

посредственных чувственных данных. Он производит психические содер

жания, которые могут использоваться в мышлении и снах и подвергаются

вытеснению. Однако если альфафункция не срабатывает, психика накап

ливает множество бетаэлементов, неосмысляемых психических содержа

ний, подлежащих только разрядке с помощью проективной идентификации

(патологической), и психика развивается как аппарат для разрядки таких

накоплений [см. МЫШЛЕНИЕ].

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience.  Heinemann.

FENICHEL, OTTO (1945) The Psycho-Analytic Theory of the Neurosis.  Routledge & Kegan Paul.

FREUD, ANNA (1936) The Ego and the Mechanisms of Defence.  Hogarth.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  1, pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’.

WMK  1, pp. 262–89.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant’. WMK  3, pp. 61–93.

KLEIN, MELANIE (1957) Envy and Gratitude. WMK  3, pp. 176–235.

Генетическая непрерывность

Genetic continuity

Понятие «генетическая непрерывность» играет важную роль в психоанали

тической теории и практике. Генетическая непрерывность предполагает, что

психологические аспекты личности в настоящем преемственным образом

связаны с предшествующими стадиями развития. Так, Фрейд пришел к идее, что невроз взрослого возникает из травматических происшествий и фанта



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.