Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 25 страница



Esther Bick ческую карьеру начала после Второй мировой вой

 Бетаэлементы — Эстер Бик

ны. Впоследствии она стала сотрудником Тэвистокской клиники и разра

ботала методику наблюдений за младенцами — в качестве инструмента обу

чения детских психотерапевтов. Однако интерес ее заключался в проверке

выводов Кляйн относительно первого года жизни путем непосредственных

наблюдений. Занимаясь этим, она совершила собственные открытия.

Несмотря на ее верность Кляйн, идеи Бик после ее смерти в 1983 году прак

тически не были востребованы кляйнианцами.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Предложенная Бик методика дала четыре ос

новных результата в отношении очень ранних стадий развития в первые дни

и недели жизни (Harris, 1984).

(i) Наблюдение за младенцами.  Бик разработала строгую методику ежене

дельных наблюдений на дому за матерями и младенцами (Bick, 1964). Из

начально это была методика обучения детских психотерапевтов и психо

аналитиковпрактикантов наблюдать, не вмешиваясь. Однако наблюдения

немедленно дали определенные результаты [см. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЛА

ДЕНЦАМИ].

(ii) Первичные кожные ощущения. Самое важное наблюдение Бик касалось

пассивного  переживания младенцем собранности воедино благодаря удер

живанию внешним объектом, воспринимаемым посредством кожных ощу

щений [см. КОЖА], а также пассивного же распада на части, если объект

не справляется с данной задачей (Bick, 1968). Решающую роль играет кожа, поставляющая свидетельство существования такого объекта. Эти пережи

вания противоположны тому, что было описано Бионом и другими в их

работе с шизофрениками как активный процесс расщепления и аннигиля

ции самости.

Идея, что опыт внутреннего пространства необходимо обрести, пред

полагает, что такое обретение может и не состояться, и тогда вступят в силу

компенсаторные меры — наиболее примитивные защиты, которые Бик

(Bick, 1968) назвала феноменами «второй кожи» [см. КОЖА].

(iii) Первичный объект. Бик получила очень подробные данные относительно

природы первого объекта, который связывает личность воедино [см. 11. ПА

РАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ] и должен быть интроецирован, чтобы обеспечить чувство пространства, куда могут помещаться интроекции.

Представление, что переживание внутреннего пространства необходимо обре

тать определенным адекватным образом, отличается от идеи врожденного

переживания внутреннего пространства, заложенной в теориях Биона.

(iv) Адгезивная идентификация. То, что сбой в построении подобного интег

рирующего первичного объекта (пространства) возможен, подтверждает, повидимому, работа с аутичными детьми (Meltzer et al., 1975) [см. АУТИЗМ].

Б. Общие статьи

Попытки Бик описать развитие аутичных детей в отсутствии  чувства внут

реннего и внешнего пространства продолжил Мельтцер (Meltzer, 1975, 1986).

Видимо, отношения таких детей с объектами это отношения «прилипания»,

«приклеивания» к объекту; этот механизм был назван адгезивной идентифи

кацией [см. АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation in psycho-analytic training’, Int. J. PsychoAnal.  45: 558–66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 240–56.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J.  Psycho-Awl.

49: 484–6; republished (1987) in The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick,  pp. 114–18.

BICK, ESTHER (1986) ‘Further considerations of the function of the skin in early object relations’, Br. J. Psychother.  2: 292–9.

HARRIS, MARTHA (1984) ‘Esther Bick’, Journal of Child Psychotherapy  10: 2–14.

MELTZER, DONALD (1975) ‘Adhesive identification’, Contemporary Psycho-Analysis  11: 289–310.

MELTZER, DONALD (1986) ‘Discussion of Esther Biek’s paper “Further considerations of the function of the skin in early object relations’”, Br. J. Psychother.  2: 300–1.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTENBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism.  Perth: Clunie.

Бион родился в Индии в 1897 году, был

Уилфред Бион командиром танкового подразделения в

годы Первой мировой войны (получил ор

Wilfred Bion ден «За выдающиеся заслуги»). В 1930е

и 1940е годы изучал медицину, а затем

психоанализ. В 1940х годах совершил блестящие открытия в области со

циальной психологии групп, которую резко оставил, начав заниматься са

мым передовым направлением психоанализа — исследованием шизофре

нии. Его удивительная способность добиваться выдающихся результатов, в какой бы ситуации он ни оказался, была столь же сильна, как и посто

янное разочарование изза сопротивления, на которое наталкивались его

усилия. В итоге в 1970х годах он покинул Британию и попытался при

житься в Калифорнии, но и это не удалось. Он вернулся, чтобы поддер

жать инициативу создания психоаналитической группы (кляйнианских

убеждений) в Оксфорде. Этот последний переезд состоялся всего лишь

за несколько месяцев до его смерти в 1979 году. Длившийся до конца

жизни поиск места, которое он мог бы сделать своим домом, — это мета

фора его столь же неустанных теоретических поисков в области психо

анализа. Его достижения уступают разве что достижениям самой Кляйн, хотя некоторые исследователи (Meltzer et al. , 1982) сочли их потенциал

даже более высоким. И если существует посткляйнианская школа или

традиция, то ее представляет Бион.

 Эстер Бик — Уилфред Бион

Разработки Биона чрезвычайно обширны, с ними можно подробно озна

комиться в других статьях нашего словаря, на которые даны ссылки. Его тру

ды афористичны, провокативны и требуют усиленного размышления. И имен

но благодаря такому стилю Биона широко признают, хотя не всегда понимают.

Сегодня все кляйнианцы считают, что их практика и теория в значительной

степени сформированы под воздействием Биона (O’Shaughnessy, 1981).

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.  Обучаясь психоанализу, Бион проводил тера

пию в группах (Bion, 1961) [см. БАЗОВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ]. Несмотря на

то, что его интерес к этому направлению работы сохранялся всего лишь

несколько лет, его творческий подход привел к значительным достижени

ям: (i) становлению традиции групповой терапии, известной как Тэвисток

ская школа (Menzies Lyth, 1981; Gosling, 1981); (ii) созданию такой формы

психиатрической практики, как терапевтическое сообщество (Main, 1946; Hinshelwood, 1987); (iii) образованию Тэвистокского института, занятого

работой и исследованиями в области развития организаций (Rice, 1963; Menzies Lyth, 1981, 1989); (iv) внедрению новаторской и удачной методи

ки отбора офицеров в вооруженных силах (Bion, 1946); (v) пониманию

социальной психологии больших групп (Turquet, 1975); (vi) разработке обу

чающих методов  в группах (Gosling et al. , 1967).

Вклад Биона в психоанализ можно вкратце охарактеризовать, изложив

его по пунктам, каждый из которых получает дальнейшее объяснение в

соответствующих статьях словаря.

(1) Психоз.  Став психоаналитиком, Бион присоединился к группе аналити

ковкляйнианцев, которая осуществила прорыв в понимании шизофрении, опираясь на статью Кляйн (Klein, 1946) о шизоидных механизмах. Толчок

этому развитию дало, в частности, открытие отщепленных аспектов пере

носа, описанное в данной статье. В первой работе 1954 года, посвященной

этой теме, Бион обосновывал свой взгляд на шизофреника как на человека

«либо расщепляющего свои объекты, либо внедряющегося в них, либо их

бросающего» (Bion, 1954, p. 24). На симпозиуме, где Бион выступил с этим

докладом, работу представил и Катан, описав в ней критерии, позволяю

щие отличать психотические части личности от непсихотических, и это, по

видимому, привело к классической формулировке Биона (Bion, 1957) о

различии психотика и непсихотика. В 1959 году Бион описал решающее

различие между нормальной и патологической формами проективной иден

тификации [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ПРИЧУД

ЛИВЫЕ ОБЪЕКТЫ]. Это ощутимо упорядочило запутанную концепцию

проективной идентификации.

В патологической форме данный процесс производится с максимальным

насилием и садизмом, вследствие чего захваченный внешний объект напол

няется ненавистью отмщения, становится причудливым объектом. Это поня

тие легло в основу дальнейшего развития теорий Биона [см. ПСИХОЗ].

Б. Общие статьи

(2) Эмпатия.  Когда была вычленена патологическая форма проективной иден

тификации, стало возможным понимание более «нормальной» ее формы, в которой она осуществляется с меньшей ненавистью. Прояснение таких

благоприятных процессов, как эмпатия (позволяющая «влезть в шкуру

объекта»), добавило важные черты к пониманию терапевтического воздей

ствия психоанализа [см. 1. ТЕХНИКА].

(3) Мышление.  Насилие и всемогущество шизофренических вторжений явля

ется причиной трудностей в мышлении. Однако после того как удалось вы

делить анормальности шизофренического мышления, стало ясно, в какой

степени более нормальные процессы мышления также основаны на проек

тивной идентификации (в более нормальной ее форме). Бион эксперимен

тировал с парадигмой связи мыслей [см. СВЯЗЬ]. На взаимопроникновении

двух элементов друг в друга могут выстраиваться очень сложные структуры

абстракции, с сериями повторений такого рода эмоционального связывания

[см. МЫШЛЕНИЕ]. Это процесс выведения значения из ощущений и пере

живаний [см. АЛЬФАФУНКЦИЯ; ЭПИСТЕМОФИЛИЯ].

(4) Контейнирование.  Бион (Bion, 1962a) описал новую теорию отношений, выходящую за рамки традиционной парадигмы сексуальности. Хотя можно

сформулировать это и обратным образом: Эдипов комплекс и его нарушение

могут инвестировать любой из таких контактоввзаимопроникновений. Кон

такт можно понимать как процесс контейнирования.  Одно становится введен

ным в другое, с насилием или без. Таким образом, Бион предложил целую

феноменологию взаимоотношений контейнерконтейнируемое, в которой

контейнируемое может разрывать контейнер, или же, в свою очередь, может

сдавливаться и удушаться контейнером, или же может происходить их вза

имная адаптация. Бион описал симбиотическую, паразитическую и коммен

сальную  формы такого взаимоотношения (Bion, 1970). Хотя он обрисовал кон

такт в этих формах взаимопроникновения прежде всего на примере процесса

развития мыслей и теорий, Бион распространил данную модель также на

явления другого типа, такие как введение мыслей в слова, мысли или чувст

ва в психику индивидуума, индивидуума в свою социальную группу, младен

ца в сознание матери (мечтание) и т. п. [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ].

Психоаналитическая техника. Теория контейнирования способствовала

происходившему в 1950х годах пересмотру психоаналитической техники

(Racker, 1948; Heimann, 1950; Rosenfeld, 1952; MoneyKyrle, 1956) благода

ря выдающемуся дару Биона давать живые и неожиданные описания

[см. 1. ТЕХНИКА; КОНТРПЕРЕНОС].

Память и желание.  Бион полагал, что вначале и аналитик, и анализируемый

страшатся приносимого анализом опыта перемен и развития. Эти пережива

ния — небольшие катастрофы, разрушающие гармонию в душах обоих

 Уилфред Бион

[см. PsD; АННИГИЛЯЦИЯ]. Бион требовал от аналитика избегать опреде

ленных психологических маневров, которые препятствуют его приближению

к потенциальной катастрофе развития в анализе [см. ПАМЯТЬ И ЖЕЛА

НИЕ; КОНТЕЙНИРОВАНИЕ]. Главными препятствиями он считал загро

можденность ума аналитика ранее полученными знаниями о пациенте или о

психоанализе (что мешает открытости непосредственному опыту) и терапев

тическое рвение, выстраивающее план дальнейшего развития и блокирующее

его возникновение в опыте взаимного переживания. Такие пути бегства от не

посредственно данного настоящего в прошлое или будущее можно перекрыть, если следовать предписанию Биона (Bion, 1965, 1970) «упразднять память и

желание». Это очищение ума требует усилий со стороны аналитика, хотя, как

и в случае с теорией контрпереноса, им могут злоупотреблять и выдвигать в

качестве оправдания «невежества и лени» (Spillius, 1988).

(5) Возможность передачи психоаналитического мышления.  В дальнейшем

Бион стал интересоваться тем, как психоаналитики понимают — или не пони

мают — друг друга. Вначале он придумал сетку (Bion, 1963), в которой разме

стил все возможные виды сообщений, разложив их по двум координатам. На

одной оси отложен серийный каскад контейнирующих отношений на различ

ных уровнях абстракции, от чрезвычайно примитивных чувственных данных

до общих теорий наиболее абстрактного толка (от снов и бессознательных

фантазий до понятий, теоретических систем и алгебраического исчисления).

На другой оси указано, как могут использоваться эти психические элементы.

Тем самым Бион пытался придать точность сообщениям о психоанализе и, вместе с тем, строгость тому мышлению, которое надлежит передавать.

Вершины.  Еще одной попыткой навести порядок в этой сфере стало созда

ние Бионом (Bion, 1970) теории различных точек зрения — вершин. Уров

ни контейнирования определяют различные точки зрения: мифическую, научную и т. д. Это приводит к формированию религиозной, индивидуаль

ной, социологической вершин, и Бион надеялся, что они могут быть согла

сованы друг с другом.

Социальные явления.  Размышления о коммуникации и точках зрения (вер

шинах) привели Биона к рассмотрению социальных явлений с помощью

психоаналитической понятийной системы [см. БАЗОВЫЕ ДОПУЩЕ

НИЯ; ОБЩЕСТВО]. Напряженность между индивидуумом и обществом

Бион выразил в терминах контейнирования; задолго до того подобный

подход предложил ПишонРивьер (PichonRiviere, 1931).

Стиль работ Биона.  Любопытный стиль письма Биона, повидимому, связан

с содержанием его идей. Ранние его работы лаконичны, даже отмечены лег

ким раздражением: изложенные в них новые идеи — вызов читателю. Одна

ко впоследствии, когда Бион лучше разобрался в своей теории мышления и

Б. Общие статьи

коммуникации, его стиль стал предъявлять читателю требование мыслить са

мому. Бион довел до совершенства прием описания определенных психичес

ких процессов, состоящий в погружении в сам процесс в ходе его описания.

Например, его термин «альфафункция» предназначен для описания психи

ческого процесса обретения значения чувственными впечатлениями; и в то

же время этот термин выбран именно потому, что он «свободен от значения»

и в тексте Биона сам находится в процессе его обретения. Соединение про

цесса с методом его описания напоминает неспособность шизофреника отли

чить сообщение от действия. Но практикуемое Бионом соединение — ни в

коей мере не «неспособность»; это просчитанная попытка обеспечить значе

ние посредством опыта, а также посредством дидактической демонстрации:

«Преимущество употребления знака /…/ в том, что он по меньшей мере ука

зывает, что понимание читателем предлагаемого мной значения должно со

держать (contain) некий элемент, который останется без удовлетворения, пока

не встретит соответствующую реализацию» (Bion, 1962b, pp. 95–6). От чита

теля требуется наполнить слова Биона собственным опытом.

Значение Биона.  В конспективном обзоре невозможно передать степень влия

ния Биона на кляйнианскую систему взглядов. Характер кляйнианского

анализа был в значительной мере обусловлен статьей Кляйн о шизоидных

механизмах (Klein, 1946), но развитие этих идей главным образом стало де

лом группы ее последователей [см. КЛЯЙНИАНСКАЯ ГРУППА; 13. ПРО

ЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ], из которых самым оригинальным ока

зался Бион. Наиболее важные результаты таковы: (a) различение нормальной

и всемогущей проективной идентификации; (b) теория эмоционального кон

тейнирования личности; (c) теория мышления, согласно которой значение

выводится из наиболее примитивных инфантильных конфигураций эмоций

[см. АЛЬФАФУНКЦИЯ; БЕЗЫМЯННЫЙ УЖАС; БЕТАЭЛЕМЕНТЫ; КОНТЕЙНИРОВАНИЕ; КОНТРПЕРЕНОС; МЫШЛЕНИЕ; ПРИЧУД

ЛИВЫЕ ОБЪЕКТЫ; ПРЕКОНЦЕПЦИЯ; PsD; СВЯЗЬ]. Главную роль в

получении всех этих результатов сыграл Бион.

Сегодня кляйнианцы много спорят, в чем именно состоит значение Би

она: продвинулся ли он дальше Кляйн, и его, по сути, необходимо признать

основателем новой школы психоанализа, как утверждают Мельтцер и неко

торые его коллеги (Meltzer et al. , 1982; Harris, 1982; Meltzer, 1986), или же

достижения, связанные с Бионом, являются неотъемлемой частью общего

развития кляйнианской мысли. Сюда же входят (a) развитая Сигал кляйнов

ская теория символизма и эстетического переживания [см. ОБРАЗОВАНИЕ

СИМВОЛОВ; СИМВОЛИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО], (b) разработки Розен

фельда, Джозеф и других в отношении структуры личности [см. НЕГАТИВ

НЫЙ НАРЦИССИЗМ; ПЕРВЕРСИЯ; СТРУКТУРА], (c) изучение детей

и младенцев, начатое Бик и другими, развивающее теорию внутренних про

странств и адгезивной идентификации [см. АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИ

КАЦИЯ; АУТИЗМ; КОЖА; НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЛАДЕНЦАМИ].

 Уилфред Бион

BION, WILFRED (1946) ‘Leaderless groups’, Bulletin of the Menninger Clinic 10: 77–81.

BION, WILFRED (1954) ‘Notes on the theory of schizophrenia’, in W. R. Bion (1967) Second Thoughts.  Heinemann, pp. 23–35; previously published (1954) Int. J.  Psycho-Anal.

35: 113–18; and expanded as ‘Language and the schizophrenic’, in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds (1955) New Directions in PsychoAnalysis.  Tavistock, pp. 220–39.

BION, WILFRED (1957) ‘Differentiation of the psychotic from non-psychotic personalities’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 266–75; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts, pp. 43–64.

BION, WILFRED (1961) Experiences in Groups.  Tavistock.

BION, WILFRED (1962a) ‘A theory of thinking’, Int. J. Psycho-Anal.  43: 306–10; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts,  pp. 110–19.

BION, WILFRED (1962b) Learning from Experience.  Heinemann.

BION, WILFRED (1963) Elements of Psycho-Analysis.  Heinemann.

BION, WILFRED (1965) Transformations.  Heinemann.

BION, WILFRED (1970) Attention and Interpretation.  Tavistock.

GOSLING, ROBERT (1981) ‘A study of very small groups’, in James Grotstein, ed. (1981) Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura, pp. 633–45.

GOSLING, ROBERT, MILLER, D. H., TURQUET, P. M. and WOODHOUSE, D. (1967) The Use of Small Groups in Training.  Codicote.

HARRIS, MARTHA (1982) ‘Growing points in psycho-analysis inspired by the work of Melanie Klein’’, Journal of Child Psychotherapy  8: 165–84.

HEIMANN, PAULA (1950) ‘Counter-transference’, Int. J. Psycho-Anal.  31: 81–4.

HINSHELWOOD, R. D. (1987) What Happens in Groups.  Free Association Books.

KATAN, M. (1954) ‘The importance of the non-psychotic part of the personality in schizophrenia’, Int. J. Psycho-Anal.  55: 119–28.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, in WMK  3, pp. 1–24.

MAIN, TOM (1946) ‘The hospital as a therapeutic institution’, Bulletin of the Menninger Clinic 10: 66–70.

MELTZER, DONALD (1986) Studies in Extended Metapsychology.  Perth: Clunie.

MELTZER, DONALD, MILANA, GIULIANA, MAIELLO, SUSANNA and PETRELLI, DIOMINE (1982) ‘The conceptual distinction between projective identification (Klein) and container-contained (Bion)’, Journal of Child Psychotherapy  8: 185–202.

MENZIES LYTH, ISABEL (1981) ‘Bion’s contribution to thinking about groups’, in James Grotstein, ed. Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura, pp. 661–6.

MENZIES LYTH, ISABEL (1988) Containing Anxiety in Institutions.  Free Association Books.

MENZIES LYTH, ISABEL (1989) The Dynamics of the Social.  Free Association Books.

MONEY-KYRLE, ROGER (1956) ‘Normal counter-transference and some of its deviations’, Int.

J. Psycho-Anal.  37: 360–6; republished (1978) in The Collected Papers of Roger MoneyKyrle.  Perth: Clunie, pp. 330–42.

O’SHAUGHNESSY, EDNA (1981) ‘A commemorative essay on W. R. Bion’s theory of thinking’, Journal of Child Psychotherapy  7: 181–92.

PICHON-RIVIERE, EDUARDO (1931) ‘Position du probleme de 1’adaptation reciproque entre la societe et les psichismes exceptionels’, Revue francaise de Psychanalyse  2: 135–70.

Б. Общие статьи

RACKER, HEINRICH (1948) ‘A contribution to the problem of counter-transference’, published in English (1953) Int. J. Psycho-Anal.  34: 313–24; republished as ‘The countertransference neurosis’, in Heinrich Racker (1968) Transference and CounterTransference.  Hogarth, pp. 105–26.

RICE, A. K. (1963) The Enterprise and its Environment. Tavistock.

ROSENFELD, HERBERT (1952) ‘Notes on the analysis of the superego conflict of a catatonic schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 111–31; republished (1955) in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.

Tavistock, pp. 180–219; and (1965) in Psychotic States.  Hogarth, pp. 63–103.

SPILLIUS, ELIZABETH BOTT (1988) Melanie Klein Today: Volume 1 Mainly Theory.  Tavistock.

TURQUET, PIERRE (1975) ‘Threats to identity in the large group’, in Lionel Kreeger, ed. The Large Group.  Constable, pp. 87–144.

Благодарность — это особое чувство по отно

Благодарность шению к объекту; его необходимо отличать

от чувства удовлетворенности (gratification),

Gratitude соответствующего удовлетворению (satisfac tion) телесной потребности. Благодарность

к объекту вызывается и укрепляется удовлетворением, которое дает этот объ

ект. Поэтому она сродни объектной любви, как она описана Абрахамом

(Abraham, 1924). Между тем, согласно Кляйн, эта способность ощущать до

брое чувство к объекту дана с рождения. С точки зрения Кляйн (Klein, 1957), она уравновешивает зависть — отклик, который уменьшает или устраняет

благодарность к объекту.

См. ЛЮБОВЬ; 12. ЗАВИСТЬ

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 418–501.

KLEIN, MELANIE (1957) Envy and Gratitude. WMK  3,   pp. 176–235.

Вина — это мучительное состояние души, возникающее как

Вина следствие внутреннего конфликта, особенно в отношении досто

инств самости. Фрейд долгое время подчеркивал значимость

Guilt вины и понимал, что бессознательная вина является мощной мо

тивирующей силой самонаказания или обусловленной неким

мотивом неудачи (Freud, 1916, 1924). В итоге вина оказалась централь

ным аспектом его окончательной модели психики, модели структурной, согласно которой Эго в постоянной борьбе отражает нападения Супер

Эго. Этот конфликт между Эго и СуперЭго приводит к переживанию

вины, поскольку СуперЭго порицает Эго за нарушение внутренних стан

дартов, воплощенных в СуперЭго.

 Благодарность — Вина

Депрессивная позиция.  Кляйн продвинулась в этом направлении на шаг

дальше, описав депрессивную позицию, основной характерной чертой ко

торой остается вина. Однако конфликт на депрессивной позиции, вызываю

щий чувство вины, описывается в терминах, не свойственных структурной

модели. С точки зрения Кляйн, этот конфликт между Эго и СуперЭго

внутренне присущ психике с рождения (то есть его корни, врожденные

причины — в инстинктивном достоянии), и Кляйн находила ему объясне

ние в поздней теории инстинктов Фрейда, где он постулировал конфликт

между инстинктом смерти и инстинктом жизни. Поэтому с рождения пе

ред Эго встает задача борьбы, цель которой — управление этими противо

положными инстинктами (в конечном итоге — достижение преобладания

любви над ненавистью) [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Персекуторная вина.  Однако самая ранняя версия этого конфликта ни в

какой степени не является нравственным чувством. На параноидношизо

идной позиции он более всего касается выживания Эго, которое ощущает

угрозу смерти. На депрессивной позиции эта угроза оказывается направ

ленной больше на любимые объекты, и субъект сожалеет об их страдании, переживая острое раскаяние, ощущаемое как вина и ответственность [см.

ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА]. Вина, развивающаяся на депрессивной

позиции, вытекает из предшествующего чувства преследования и страха

смерти. Поэтому у вины множество оттенков: от ужасного преследующего

наказания до болезненного раскаяния, скорби и репарации.

Вначале, на параноидношизоидной позиции, вина — это ничем не

смягченное ответное преследование. Когда вступает в силу депрессивная

позиция и объекты становятся «целостными объектами», насилие такого

преследования смягчается помощью и заботой со стороны «хороших» ас

пектов объекта. Это приводит к страху за выживание «хорошего» объекта, но неотъемлемой частью данной ситуации являются раскаянье и вина.

На первых порах вина наследует характеристику карательности и пресле

дования от предшествующего параноидного состояния преследования. Но в

ходе накопления хороших переживаний от целостного объекта и благода

ря его выживанию вина подвергается модификации посредством импуль

са, который направлен на исправление хорошего объекта и содействие его

выживанию. В этот момент вина наполняется репаративными желаниями

и способствует укреплению созидательного и творческого усилия, ею по

рождаемого.

См. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА; 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ; РЕПАРАЦИЯ

FREUD, SIGMUND (1916) Introductory Lectures on Psycho-Analysis. S. E.  15–16.

FREUD, SIGMUND (1924) ‘The economic problem of masochism’. S. E.  19, pp. 157–70.

Б. Общие статьи

Внешний мир конструируется субъектом из

Внешний мир свойств объективного мира, ожиданий, свя

занных с опытом прошлого (воспоминаний)

External world и бессознательных фантазий о спроецирован

ных объектах [см. ВНЕШНИЙ ОБЪЕКТ].

Кляйн обвиняли — и продолжают обвинять — в игнорировании объ

ективных черт внешнего мира. Однако это несправедливо: ее целью было

как раз понимание проблем пациента в отношении объективности — дру

гими словами, понимание вмешательств субъективного, — что только на

первый взгляд приводило к предпочтению внутреннего. Это предпочтение

частично уравновесило обратную тенденцию аналитиков, излишне внима

тельных к реальным внешним объектам в жизни пациента. Приехав с лек

цией в Вену, Джонс так отстаивал свою позицию:

«… венцы могли бы упрекнуть нас, что мы слишком высоко оцени

ваем раннюю фантазийную жизнь за счет внешней реальности. И

мы могли бы ответить, что никому не угрожает опасность прене

бречь внешней реальностью, но никто не гарантирован от недо

оценки фрейдовской концепции значимости психической реально

сти» (Jones, 1935, p. 273).

Сама Кляйн достаточно подробно описала взаимодействия между матеря

ми и младенцами (Klein, 1952). Значительный прогресс в этом направле

нии был достигнут благодаря развитию техники наблюдений за младенца

ми [см. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЛАДЕНЦАМИ].

Социальная реальность. В связи с простой, на первый взгляд, дихотомией ре

альности и фантазии, внешнего и внутреннего мира, возникает еще одна про

блема. Она выражается в искушении предположить, что внешняя реальность

человека подобна тому материальному миру природы, который исследуют

физики. Мир других людей, социальный мир — это переменчивая реальность, и она часто изменяется благодаря индивидуальной или коллективной фанта

зии [см. БАЗОВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ; СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СИ

СТЕМЫ]. В межличностном мире не существует устойчивой «вещивсебе», которую нужно открыть. Внешний мир в большей степени конструируется и

постоянно реконструируется индивидом и группой. Фантазийная проекция

объекта во внешний мир — не безобидное событие; эта фантазия может про

извести реальные перемены в объекте во внешнем мире. Младенец, кричащий

от непреходящего ужаса, может настолько деморализовать мать, что она, за

щищая себя, становится замкнутой, холодной и даже преследующей и тем са

мым подтверждает фантазию младенца. В социальной реальности бывают

случаи, когда фантазия действительно может оказываться всемогущей.

Податливость внешнего мира конструированию фантазией — важный

фактор, который следует принимать в расчет, рассматривая природу проверки



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.