Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 24 страница



ными пациентами. Вначале Фрейд (Freud, 1917) описывал, как объект

«отбрасывает свою тень на Эго», называя этот процесс идентификаци

ей. Позднее (Freud, 1921) он попытался разрешить эту понятийную пута

ницу, полагая судьбой объекта «помещение на место Эго или же идеала

Эго» (p. 114), а затем (Freud, 1923) формализовал понятие СуперЭго.

Он также описывал состояние любви «как “очарованность” или “зави

симость”. /…/ [Эго] истощено, оно подчинилось объекту, заместило объ

ектом собственную самую важную составляющую» (Freud, 1921, p. 113).

Неясность этих ранних попыток понять идентификацию и интроекцию

привела к трудностям в понимании открытых Кляйн внутренних объектов

[см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ]. Например, Кляйн писала:

 Аннигиляция — Ассимиляция

«… Эго, поддержанное интернализованным хорошим объектом

и усиленное идентификацией с ним, проецирует некоторое коли

чество инстинкта смерти в ту часть себя, которую оно отщепило, —

часть, противостоящую остальному Эго и формирующую основу

СуперЭго» (Klein, 1958, p. 240).

Этим она описывала целый ряд различных внутренних отношений между

Эго и его объектами: (i) Эго устанавливает взаимоотношения поддержки

с внутренним объектом; (ii) Эго укреплено и поддержано идентификаци

ей с этим объектом; (iii) отщепленная часть Эго становится враждебным

внутренним объектом.

Ассимиляция в Эго.  Использование Хайманн (Heimann, 1942) термина

«ассимиляция» помогает разобраться в этой путанице, поскольку позволяет

нам представить внутренние объекты, которые становятся частью Эго, укрепляют его, передают ему навыки, установки, качества, составляющие

и защиты, поступающие затем в распоряжение Эго благодаря его иденти

фикации с таким внутренним объектом. Резко отличаются от них неасси

милированные объекты, которые остаются чужаками внутри личности

и «действуют как инородные тела, помещенные в самость. И хотя с боль

шей очевидностью это относится к плохим объектам, так может происхо

дить даже с хорошими объектами, если Эго компульсивно подчинено их со

хранению» (Klein, 1946, p. 9n).

Хайманн (Heimann, 1942) описала случай художницы с интроекцией

враждебного объекта, которая затем привела к внутреннему преследованию

Эго и снижению творческих способностей. В ходе психоаналитического

процесса эта враждебная внутренняя мать подверглась модификации, и ее

оказалось возможным ассимилировать в качестве поддержки и усиления

Эго. Подобная модификация враждебного внутреннего объекта была опи

сана Шмидеберг (Schmideberg, 1943) у пациентаребенка.

Позднее Хайманн (Heimann, 1955) привела случай, где враждебный

внутренний объект был идентифицирован с частью Эго (анатомической

частью) и трактовался как чуждый объект. Это был случай пациентамазо

хиста, чье возбуждение от битья по ягодицам объяснялось интроекцией

ненавидимого и враждебного имаго отца и идентификацией этого имаго

с частью Эго, получающей побои, — с ягодицами. Этот внутренний «пло

хой» объект был внутренним преследователем, наделенным садистически

ми импульсами, подобными тем, с которыми его атаковали, и оказывался

неотличимым от внутреннего объекта, известного как СуперЭго.

Хайманн (Heimann, 1955) проиллюстрировала типичную ситуацию

ассимилированного объекта, который становится дополнительным ресур

сом для Эго. Хайманн описала ребенка, интроецирующего материнскую

грудь после кормления и идентифицирующего ее со своим пальцем, так что

затем при голоде он может сосать этот внутренний объект (палец), чтобы

Б. Общие статьи

впоследствии создать фантазии удовлетворения, защищающие его от враж

дебного объекта, порождающего голод [см. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ].

При развитии происходит «постепенная ассимиляция СуперЭго

[враждебного внутреннего объекта], осуществляемая Эго» (Klein, 1952, p. 74); «возросшая способность Эго принимать стандарты внешних объек

тов /... / связана с большей степенью синтеза внутри СуперЭго и усилива

ющейся ассимиляцией СуперЭго, производимой Эго» (Klein, 1952, p. 87).

На депрессивной позиции развиваются целостные объекты, более способ

ные оказывать поддержку изнутри и более пригодные для идентификации, и внутренний мир уже в меньшей степени является враждебным собрани

ем чуждых внутренних объектов.

См. 5. ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego. S. E.  18, pp. 67–143.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. S. E.  19, pp. 3–66.

HEIMANN, PAULA (1942) ‘A contribution to the problem of sublimation and its relation to processes of internalization’, Int. J. Psycho-Anal.  23: 8–17.

HEIMANN, PAULA (1955) ‘A combination of defences in paranoid states’, in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds (1955) New Directions in PsychoAnalysis.  Tavistock, pp. 240–65; early version published (1952) as ‘Preliminary notes on some defence mechanisms in paranoid states’, Int. J.  Psycho-Anal.  33: 208–13.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, in WMK  3, pp. 1–24.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant’. WMK  3, pp. 61–93.

KLEIN, MELANIE (1958)’On the development of mental functioning’. WMK  3, pp.  236–46.

RADO, S. (1928) The problem of melancholia’, Int. J. Psycho-Anal.  9: 420–38.

SCHMIDEBERG, MELITTA (1934) ‘The play analysis of a three-year-old girl’, Int. J. Psycho-Anal.

15: 245–64.

К изучению тяжелого детского психического расстройства, Аутизм известного как аутизм, психоаналитики (Meltzer et al. , 1975; Tustin, 1981, 1986) приступили после успешной работы с

Autism взрослыми пациентамипсихотиками [см. ПСИХОЗ]. Теоре

тический интерес вызывают очень ранние психологические

состояния, провоцирующие предрасположенность к аутизму, который, по

мнению исследователей, дает доступ к самым ранним стадиям развития —

по сути, к моментам, непосредственно предшествующим переживанию рож

дения и следующим за ним.

Фрэнсис Тастин.  Тастин описывала, как Кляйн «уже в 1930 году пришла к вы

водам, опережающим на тринадцать лет введенное Лео Каннером различение

 Ассимиляция — Аутизм

“раннего детского аутизма” и умственной отсталости» (Tustin, 1983, p. 130).

Тастин предположила (Tustin, 1981, 1986) существование первичного состоя

ния «нормального аутизма» и связала его с (описанным Фрейдом) аутоэро

тизмом — поиском приятных телесных ощущений вне объектных отношений.

Также она сочла идею Винникотта о первичном младенческом всемогуществе

эквивалентной своему представлению. Далее она смогла различить два типа

аутизма: (i) возникающий, когда «нормальный аутизм» преждевременно пре

рывается, и ребенок, находясь в состоянии гиперчувствительности к пережи

ванию сепарации, укрывается в том, что поглощен лишь телесными ощуще

ниями, а это характеризуется постоянным психотическим слиянием (fusion) с

окружением (матерью); и (ii) другую форму аутизма, при которой младенец, не столь тяжело травмированный, постоянно использует патологическую

проективную идентификацию, что отмечено постоянной спутанностью

(confusion) с объектами. В обеих формах аутизм приводит к остановке разви

тия внутреннего мира и к поглощенности телесными ощущениями. Аутичес

кие состояния первого типа отчетливо просматриваются в понятии Винникот

та о столкновении с внешними объектами, предшествующем стадии развития, на которой ребенок способен выдержать сепарацию [см. АННИГИЛЯЦИЯ].

Таким образом, понимание Тастин служит мостом между идеями Кляйн и Вин

никотта о самых ранних состояниях психики младенца.

Дональд Мельтцер.  В несколько ином направлении следовал коллектив ав

торов во главе с Мельтцером (Meltzer et al. , 1975). Они использовали био

новское понимание роста психического аппарата и тех отклоняющихся форм, в которые этот аппарат может распадаться. Обращение нормального процесса

психической интеграции приводит к дезинтеграции чувственных данных на

фрагменты [см. МЫШЛЕНИЕ; БЕТАЭЛЕМЕНТЫ], что влечет за собой

остановку должного развития подходящих для мышления мыслей (thinkable thoughts) (Meltzer, 1978). Мельтцер связывал свои взгляды с работой Бик, посвященной адгезивной идентификации и основанной на наблюдениях за

«нормальными» младенцами с момента рождения [см. АДГЕЗИВНАЯ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Повидимому, существует значимое соответствие

между наблюдениями за аутичными детьми и наблюдениями за нормальны

ми младенцами в первые дни жизни (Meltzer, 1975). Бик (Bick, 1968) показа

ла, как младенец впервые обретает чувство собранности воедино благодаря

стимуляции кожи. Если же это не происходит должным образом, у младен

ца остается дефектное чувство интеграции, описываемое как неспособность

удерживать чувство контейнирующего пространства. Такое отсутствие кон

тейнирующего пространства, либо внутреннего, либо внешнего, характерно

для аутичного ребенка [см. КОЖА]; в результате ребенок стремится к интен

сивным перцептивным и другим телесным ощущениям как к механизмам

удержания себя собранным воедино.

Как обычно, новые трактовки ранних переживаний младенческого воз

раста дают возможность пересмотреть более поздние проблемы расстройств

Б. Общие статьи

у взрослых. Сидни Кляйн (Sidney Klein, 1980) указал на аутистические

аспекты пациентов с невротическими проблемами. Отщепленные части их

личности заключены в ригидную структурную изоляцию и часто воспри

нимаются в снах как насекомые или животные в панцирях, напоминающие

жесткий, мускульный тип защиты, описанный Бик (Bick, 1968). Они мо

гут соотноситься с организацией глубоко нарциссических элементов, опи

санной Розенфельдом (Rosenfeld, 1971) [см. СТРУКТУРА].

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho Anal.

49: 484–8; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 114–18.

KLEIN, SIDNEY (1980) ‘Autistic phenomena in neurotic patients’, Int. J. Psycho-Anal.  61: 395–40.

MELTZER, DONALD (1975) ‘Adhesive identification’, Contemporary Psycho-Analysis  11: 289–

301.

MELTZER, DONALD (1978) ‘A note on Bion’s concept of reversal of alpha-function’, in The Kleinian Development,  Part III.  Perth: Clunie, pp. 119–26; republished (1981) in James Grotstein, ed. Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura, pp. 529–35.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTENBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism.  Perth: Clunie.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

TUSTIN, FRANCES (1981) Autistic States in Childhood.  Routledge & Kegan Paul.

TUSTIN, FRANCES (1983) ‘Thoughts on autism with special reference to a paper by Melanie Klein ’, Journal of Child Psychotherapy  9: 119–31.

TUSTIN, FRANCES (1986) Autistic Barriers in Neurotic Patients.  Karnac.

Работу с группами, которую

Базовые допущения проводил Бион (Bion, 1948–

1951; Rioch, 1970), прежде чем

Basic assumptions стал аналитикомкляйниан

цем, часто включают в кляй

нианский канон. Впоследствии Бион развил некоторые свои открытия в

кляйнианском ключе (Bion, 1955; 1970); однако «кляйнианская интерпре

тация базовых допущений не следует с необходимостью из полученных

им данных, хотя она и весьма убедительна» (Trist, 1987). Мельтцер

(Meltzer, 1984) высоко оценивал эту работу, указывая на «… чрезвычайно

важные формулировки Биона относительно групп, построенных на базо

вых допущениях» (Meltzer, 1984, p. 89). Уилсон (Wilson, 1983) достаточ

но подробно показал, что Бионова модель базовых допущений — это «ме

тапсихология групп, во многих отношениях эквивалентная системе, разработанной Фрейдом» (Wilson, 1983, p. 157), в частности, фрейдовской

топографической модели.

 Аутизм — Базовые допущения

Анализ группы.  Для Биона (Bion, 1961) работа с группой была аналогична

работе аналитика с пациентом. «Группакакцелое» демонстрирует перенос

на лидера группы в форме групповой культуры, которая, как показал Бион, пронизана невысказываемыми и бессознательными допущениями, разде

ляемыми всеми членами группы. Существует три варианта допущений от

носительно природы группы, ее лидера, задачи группы и ролей, которые

должны исполнять ее члены. Эти три базовых допущения определяются по

эмоциональной окраске атмосферы в группе:

(i) Первое, базовое допущение зависимости (dependent basic assumption —

BaD) формирует группу, все члены которой неотрывно внимают, зачастую

с разочарованием, мудрости лидера группы, словно предполагая, что все

знание, здоровье и жизнь сосредоточены в нем, и каждый член группы лич

но черпает их непосредственно от лидера.

(ii) Второе, базовое допущение борьбы/бегства (figth/flight basic assumption —

BaF), когда участники группируются вокруг насыщенного эмоциями и агрес

сией представления о враге, которого необходимо идентифицировать, и все

члены группы единой сплоченной фалангой под предводительством лидера

двинутся на врага — или же скроются от него. Таким врагом может быть

«невроз» в терапевтической группе, один из ее членов или какойто подхо

дящий объект вне группы (внешний враг).

(iii) И наконец, базовое допущение образования пар (paring basic assumption —

BaP) наполняет группу некой мистической надеждой, зачастую с образова

нием поведенческой пары членов группы или одного из членов и лидера груп

пы, как будто все разделяют убеждение, что благодаря соитию этой пары

возникнет некая великая новая идея (или личность), — мессианскую веру.

Рабочие группы. Бион противопоставлял состояние группы, основанное на

базовых допущениях, тому, что он называл рабочей группой, где все члены

соотносят свои действия с осознанно определенной и принятой задачей. В та

ком состоянии функционирование группы отмечено усложненностью вто

ричного процесса, и группа стремится соотноситься с реальностью внутри и

вне себя. Уилсон указал (Wilson, 1983), что здесь Бион использует психоана

литическую модель сложного функционирования психики, в основе кото

рой — бурлящее бессознательное. Состояние рабочей группы обычно демон

стрирует признаки активных состояний базового допущения, и Бион полагал

базовые допущения некими «валентностями», неизбежно притягивающими

людей друг к другу и формирующими принадлежность к группе.

Бион пытался прилагать характеристики базовых допущений к работе соци

альных институтов: например, армия отчетливо демонстрирует допущение

борьбы/бегства, а церковь, с точки зрения Биона, демонстрирует допущение

Б. Общие статьи

зависимости. Допущение образования пар он усматривал в аристократии —

общественном институте, озабоченном поддержанием родословной.

Это представление о тройственном характере групповых допущений

вышло далеко за рамки психоанализа (de Board, 1978; Pines, 1985). Хотя

вначале Бион пытался соотнести свои открытия с кляйнианской концеп

цией проективной идентификации (Bion, 1955), затем он оставил как эти

идеи, так и работу с группами. Однако впоследствии (Bion, 1970; Menzies Lyth, 1981) он пересмотрел идею о допущении образования пар и стал счи

тать его более или менее базовым для всей жизни группы. Бион указывал

на это допущение как на принципиальный метод исследования контейни

рующей функции  групп, как на необходимый способ понимания взаимоот

ношений между индивидом и обществом — мистиком и учреждением

[см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ].

BION, WILFRED (1948a) ‘Experiences in groups I’, Human Relations  1: 314–20; republished in Bion (1961) Experiences in Groups.  Tavistock, pp. 29–40.

BION, WILFRED (1948b) ‘Experiences in groups II’, Human Relations  1: 487–96; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 41–58.

BION, WILFRED (1949a) ‘Experiences in groups III’’, Human Relations  2: 13–22; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 59–75.

BION, WILFRED (1949b) ‘Experiences in groups IV, Human Relations  2: 95–104; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 77–91.

BION, WILFRED (1950a) ‘Experiences in groups V, Human Relations  3: 3–14; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 93–114.

BION, WILFRED (1950b) ‘Experiences in groups VI”, Human Relations  3: 395–402; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 115–126.

BION, WILFRED (1951) ‘Experiences in groups VII’, Human Relations  4: 221–8; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 127–37.

BION, WILFRED (1955) ‘Group-dynamics: a review’, in Melanie Klein, Paula Hermann and Roger Money-Kyrle, eds (1955) New Directions in Psycho-Analysis.  Tavistock, pp.

440–7; republished (1961) in Experiences in Groups,  pp. 141–91.

ROGER MONEY-KYRLE (1961) Experiences in Groups.  Tavistock.

ROGER MONEY-KYRLE (1970) Attention and Interpretation.  Tavistock.

DE BOARD, ROBERT (1978) The Psycho-Analysis of Organizations.  Tavistock.

MELTZER, DONALD (1984) ‘A one-year-old goes to nursery: a parable of confusing times’, Journal of Child Psychotherapy  10: 89–104; republished (1986) in Meltzer, Studies in Extended Metapsychology.  Perth: Clunie, pp. 136–53.

MENZIES LYTH, ISABEL (1981) ‘Bion’s contribution to thinking about groups’, in James Grotstein, ed. (1981) Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura, pp. 661–6.

PINES, MALCOLM, ed. (1985) Bion and Group Psychotherapy.  Routledge & Kegan Paul.

RIOCH, MARGARET (1970) ‘The work of Wilfred Bion on groups’, Psychiatry 33: 56–66.

TRIST, ERIC (1987) ‘Working with Bion in the 1940s’, Group Analysis  20: 263–70.

WILSON, STEPHEN (1983) ‘“Experiences in Groups”: Bion’s debt to Freud’, Group Analysis 16: 152–7.

 Базовые допущения — Бессознательная вина

Этот термин впервые использо

Безымянный ужас вала Карен Стивен (Stephen, 1941), описывая чрезвычайную

Nameless dread степень тревоги в младенчестве:

«ужас бессилия при столкнове

нии с напряжением инстинкта в детстве» (p. 181). Более полный и кон

кретный смысл понятию «безымянный ужас» в рамках своей теории кон

тейнирования [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ] позднее придал Бион, описывая состояние не обладающего значением страха, возникающего

в ситуации младенца и матери, не способной к «мечтанию» [см. МЕЧ

ТАНИЕ]. Если мать не в состоянии контейнировать страхи ребенка и

сделать их осмысленными, такой «отторгающийпроективнуюиденти

фикациюобъект» ощущается как лишающий значения и переживания, и самого ребенка. Младенец «поэтому реинтроецирует не страх умира

ния, который теперь можно выносить, но безымянный ужас» (Bion, 1962a, p. 116). Когда этот сбой проекции повторяется вновь и вновь, внутренний объект формируется посредством интроекции по той же

схеме; такой объект разрушает значение и оставляет субъекта в загадоч

ном бессмысленном мире:

«На практике это означает, что пациент чувствует себя окружен

ным не столько реальными объектами, вещамивсебе, но причуд

ливыми объектами, реальными лишь в том, что они являются ос

татками мыслей и концепций, которые лишили их значения и

выбросили» (Bion, 1962b, p. 99) [см. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ].

Внутренний объект, лишающий значения, порождает СуперЭго, которое

отдает бессмысленные приказы в отношении поведения.

BION, WILFRED R. (1962a) ‘A theory of thinking’, Int. J. Psycho-Anal.  43: 306–10; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 110–19.

BION, WILFRED R. (1962b) Learning from Experience.  Heinemann.

STEPHEN, KARIN (1941) ‘Aggression in early childhood’, Br. J. Med. Psychol.  18: 178–90.

Фрейд обратил внимание

Бессознательная вина на значимость бессозна

тельной вины в 1916 году,

Unconscious guilt изложив свои взгляды на

криминальность и стрем

ление к неудаче. Эта идея получила подкрепление в 1923 году, когда он ввел

понятие СуперЭго и поместил вину в центр развития характера, или, ско

рее, значимость вины побудила его считать инстанцию, вызывающую вину, центральным фактором развития характера.

Б. Общие статьи

Вслед за этим в теории возник большой интерес к вине и потребности

в наказании. В 1924 году Фрейд связал вину с мазохизмом, и другие ана

литики вскоре принялись за изучение этой темы (например, Glover, 1926; Fenichel, 1928).

Кляйн, с ее постоянным желанием показать, насколько важен детский

анализ, проливающий свет на актуальные проблемы психоаналитической

теории, очень продвинула исследование данного вопроса. Во всяком слу

чае, у нее был значительный материал, демонстрирующий раннее появле

ние раскаяния, сожаления и вины у детей и их источники в агрессивных и

садистических объектных отношениях [см. 3. АГРЕССИЯ; 7. СУПЕР

ЭГО]. В 1927 году Кляйн опубликовала статью о преступных наклоннос

тях у детей и дополнила представления Фрейда о месте бессознательной

вины в преступном поведении [см. КРИМИНАЛЬНОСТЬ].

Кляйн подтвердила идею Фрейда, что за криминальное поведение  от

ветственна экстернализация вины, ощущаемой бессознательно. Внешняя

ситуация отражает форму внутренних нападений на Эго со стороны Супер

Эго, представленного в качестве враждебных внутренних объектов. Кляйн

подтвердила, что в основе этого лежит механизм замещения внутренних

нападений внешним наказанием, который смягчает садистические и пуга

ющие внутренние состояния, вызывающие чувство полной беспомощнос

ти. Жестокое, но внешнее наказаниезаместитель кажется менее пугающим, поскольку оно реальное, а не фантастическое, и его можно избежать, скрыв

содеянное или дискредитировав обвинителя.

Такое использование фрейдовской теории экстернализации внутрен

него состояния очень помогло Кляйн разобраться в процессе игры [см. 1.

ТЕХНИКА] и образования символов [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВО

ЛОВ]. Экстернализация — это защита от ужасающего внутреннего пресле

дования (бессознательной вины), и в то же время она создает возможность

использования символов (Klein, 1929, 1930). Переход от одного объекта к

другому, в данном случае — от внутреннего объекта к внешнему, также ста

новится основанием ее теории развития ребенка (Klein, 1932). Когда взаи

моотношения с одним объектом становятся слишком враждебными, начи

нается поиск новых объектов: например, переход от отношений с матерью, разочаровавшей ребенка при отлучении от груди и вызвавшей кризисный

всплеск садизма и преследования, к поиску нового объекта — отца. В то же

время садистические объектные отношения на прегенитальных фазах мо

гут провоцировать движение к генитальным импульсам и объектам (воз

можность преждевременной генитальности) [см. РАЗВИТИЕ].

FENICHEL, OTTO (1928) ‘The clinical aspect of the need for punishment’, Int. J.  Psycho-Anal.

9: 47–70.

FREUD, SIGMUND (1916) ‘Some character-types met with in psycho-analytic work: III Criminals from a sense of guilt’. S. E.  14, pp. 332–3.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. S. E.  19, pp. 3–66.

 Бессознательная вина — Бессознательное

FREUD, SIGMUND (1916) ‘The economic problem of masochism’. S. E.  19, pp. 157–70.

GLOVER, EDWARD (1926) ‘The neurotic character’, Int. J. Psycho-Anal.  7: 11–29.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’. WMK  1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Personification in the play of children’. WMK  1, pp. 199–209.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’.

WMK  2,  pp. 219–32.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children. WMK  2.

Понятие бессознательного — одно из

Бессознательное немногих, оставшихся относительно

неизменными в ходе развития всех

The unconscious школ психоанализа. Бессознательное

понимается как примитивным обра

зом действующая с самого начала жизни система, оказывающая неизве

стное, но определяющее влияние на жизнь человека. Большая часть пси

хической жизни недоступна сознанию — это доказанный психоанализом

факт (Freud, 1915).

Фрейд исследовал символические аспекты бессознательного и вывел

определенные правила бессознательной психической деятельности: смеще

ние и сгущение. Эти термины описывают, что происходит с символами в

бессознательном. Кляйн и ее последователи использовали эти понятия, до

полняя и дорабатывая их. В частности, кляйнианцы разработали понятие

бессознательной фантазии [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ].

Бессознательное структурировано как маленькое сообщество. То есть

это сеть взаимоотношений между объектами. Бессознательная фантазия —

это активное состояние одного или нескольких из этих «внутренних» объ

ектных отношений. Айзекс говорит, что инстинкты, действуя на физиоло

гическом уровне, психически представлены как отношения с объектами.

Соответственно, соматическое ощущение приносит с собой психическое

переживание отношения с объектом, который воспринимается как намере

вающийся причинить это ощущение и который любят или ненавидят в за

висимости от того, приятное это ощущение или неприятное. Таким обра

зом причиняющее боль ощущение становится психической репрезентацией

отношения с «плохим» объектом, который стремится причинить Эго боль

и ущерб.

Бессознательное, да и вся психика в целом, выстроены из ощущений, интерпретируемых как отношения с объектами. Эта концепция в конечном

итоге отступает от классической психоаналитической теории психической

энергии [см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ].

FREUD, SIGMUND (1915) ‘The unconscious’. S. E.  14, pp. 159–215.

Б. Общие статьи

Создавая теорию о том, как биологический

Бета)элементы организм обретает психику, способную к пе

реживаниям, Бион (Bion, 1962a) описал про

Betaelements цесс, названый им альфафункцией,  характер

ной чертой которого является выведение

«значения» из ощущений. Конечным результатом альфафункции являются

альфаэлементы, служащие материалом для сновидений и мышления

[см. АЛЬФАФУНКЦИЯ]. Когда альфафункция срабатывает неправильно

или не срабатывает вообще, возникает психическое содержание другого (анор

мального) вида, которое Бион называл бетаэлементами. Бетаэлемент — это

один из бионовских «свободных от значения» терминов, которые следует на

полнять опытом, полученным благодаря применению концепции на практике

[см. БИОН]. Бион предлагает несколько характеристик данного понятия.

(i) Необработанные чувственные данные.  Опыт выводится из необработан

ных чувственных данных (это реализация) посредством их контакта с не

ким уже имеющимся ожиданием (преконцепцией), что приводит к возник

новению «исполненной значения» концепции [см. ПРЕКОНЦЕПЦИЯ; МЫШЛЕНИЕ]. Однако иногда подобный контакт (альфафункция) не

срабатывает, и в результате накапливаются частички «непереваренных»

чувственных данных. Это и есть бетаэлементы.

(ii) Эвакуация. Бетаэлементы могут соединяться в наборы (подобные

шизофренической «словесной окрошке»). Эти скопления обрабатываются

посредством эвакуации, а не осмысления мыслей (thinking thoughts) до

формы сновидения или теории. Процесс эвакуации — это описанная Кляйн

проективная идентификация в ее патологической форме [см. 13. ПРОЕК

ТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

(iii) Психический аппарат.  Под давлением накопленных бетаэлементов пси

хика развивается как аппарат для «избавления души от накоплений плохих

внутренних объектов», а не как аппарат для мышления (Bion, 1962a, p. 112).

См. МЫШЛЕНИЕ

BION, WILFRED (1962a) ‘A theory of thinking’, in Bion (1967) Second Thoughts.  Heinemann, pp. 110–19; previously published (1962) Int. J. Psycho-Anal.  43: 306–10.

BION, WILFRED (1962b) Learning from Experience.  Heinemann.

Биография.  Эстер Бик родилась в Польше, в 1901

Эстер Бик году, изучала психологию в Вене вместе с Шарлот

той Бюлер, затем бежала в Англию и психоаналити



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.