Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 23 страница



ROSENFELD, HERBERT (1983) ‘Primitive object relations and mechanisms’, Int. J. Psycho-Anal.

64: 261–7.

ROSENFELD, HERBERT (1987) Impasse and Interpretation. Tavistock.

SANDLER, JOSEPH (1976) ‘Dreams, unconscious phantasies and “identity of perception”’, Int.

Rev. Psycho-Anal.  3: 33–42.

SANDLER, JOSEPH ed. (1988) Projection, Identification, Projective Identification. Karnac.

SCHMIDEBERG, MELITA (1931) ‘A contribution to the psychology of persecutory ideas and delusions’, Int. J. Psycho-Anal.  12: 331–67.

SEARL, MINA (1932) ‘A note on depersonalization’, Int. J. Psycho-Anal.  13: 329–47.

SEGAL, HANNA (1950) ‘Some aspects of the analysis of a schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.

31: 268–78; republished (1981) in The Work of Hanna Segal. New York: Jason Aronson, pp. 101–20.

SEGAL, HANNA (1956) ‘Depression in the schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.  37: 339–43; republished (1981) in The Work of Hanna Segal, pp. 121–30.

SEGAL, HANNA (1957) ‘Notes on symbol formation’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 391–7; republished (1981) in The Work of Hanna Segal, pp. 49–65.

SLIPP, S. (1973) ‘The symbiotic survival pattern’, Family Process  12: 377–98.

SPILLIUS, ELIZABETH BOTT (1983) ‘Some developments from the work of Melanie Klein’, Int.

J. Psycho-Anal.  64: 321–32.

SPILLIUS, ELIZABETH BOTT (1988) Melanie Klein Today: Volume I Mainly Theory. Tavistock.

STERN, DANIEL (1985) The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic.

TUSTIN, FRANCES (1981) Autistic States in Children. Routledge & Kegan Paul.

TUSTIN, FRANCES (1986) Autistic Barriers in Neurotic Patients. Karnac.

VON DOMARUS (1944) ‘The specific laws of logic in schizophrenia’, in Jacob Kasanin, ed.

Language and Thought in Schizophrenia. Berkeley: University of California Press.

WAELDER, ROBERT (1937) ‘The problem of the genesis of psychical conflict in earliest infancy’, Int. J. Psycho-Anal.  18: 406–73.

WANGH, MARTIN (1962) ‘The “evocation of a proxy”: a psychological maneuver, its use as a defence, its purposes and genesis’, Psychoanal. Study Child  17: 451–72.

ZINNER, J. and SHAPIRO, R. (1972) ‘Projective identification as a mode of perception and behaviour in families of adolescents’, Int. J. Psycho-Anal.  53: 523–30.

Б. Общие статьи

 Карл Абрахам

Биография.  Абрахам родился в Германии

Карл Абрахам в1877 году и заинтересовался психоанали

зом, обучаясь психиатрии вместе с Юнгом в

Karl Abraham Цюрихе. В 1907 году в Берлине он первым в

Германии начал психоаналитическую прак

тику, а в 1910 — основал Германское психоаналитическое общество. В 1924

году он стал президентом Международной психоаналитической ассоциации, но в 1925 умер в расцвете своих профессиональных способностей и славы

(Hilda Abraham, 1974).

В 1924 году Мелани Кляйн убедила Абрахама начать ее анализ, кото

рый был прерван через пятнадцать месяцев изза ухудшения его здоровья.

Кроме того, Абрахам проводил анализ ряда английских аналитиков, в том

числе Джеймса Гловера, Эдварда Гловера и Аликс Стрэйчи. Он занимал

особое положение в психоаналитическом движении, поскольку был выда

ющимся наблюдателемклиницистом и, кроме того, вместе с Юнгом (в Цю

рихе), Ференци (в Будапеште) и Джонсом (в Лондоне) был среди первых

психоаналитиков, работавших за пределами Вены.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.  Основные результаты Абрахама были получе

ны в сотрудничестве с Фрейдом и связаны они были с попытками понима

ния психозов (Abraham, 1911). Поскольку психотические состояния чрез

вычайно нарциссичны, у пациентовпсихотиков не возникает перенос

в типичном его виде, и аналитики того времени не могли работать с таки

ми пациентами. Поэтому исследование психозов было исследованием нар

циссизма [см. НАРЦИССИЗМ]. Однако Абрахам воспользовался тем, что

маниакальнодепрессивный психоз проходит фазы ремиссии, когда паци

енты на поверхностном уровне вполне нормальны. Он анализировал па

циентов в таких «нормальных» фазах, стремясь обнаружить их скрытую

предрасположенность к фазам психотическим.

Прегенитальные фазы развития.  Абрахам клинически подтвердил суще

ствование специфических для психозов точек фиксации на очень ранних

фазах развития либидо (оральных и анальных). Нарциссизм является пер

вичным состоянием младенца, а нарциссизм психотической регрессии

возникает вследствие фиксации на данном раннем периоде. Абрахам при

вел убедительное доказательство существования оральных и анальных

импульсов в этих состояниях и превосходно описал их в своей замечатель

ной итоговой работе (Abraham, 1924). В частности, он обнаружил, что

оральная и анальная фазы представлены заметным действием интроек

ции (орального поглощения) и проекции (анального выталкивания)

[см. ИНТРОЕКЦИЯ; ПРОЕКЦИЯ]. В этом свете маниакальнодепрес

сивные психозы выглядят как вовлеченность человека в повторяющиеся

циклы инкорпорации и выталкивания, связанные с чрезвычайной трево

гой в отношении поглощаемых или выталкиваемых объектов.

Б. Общие статьи

В то же время Абрахам подтвердил, что данные фазы в особой степени

затронуты глубоко агрессивными и садистическими импульсами. В резуль

тате он предложил детализированное «расписание» либидинозных фаз

[см. ЛИБИДО]. Представление о садистических формах интроекции и про

екции позднее было существенно развито Кляйн [см. 3. АГРЕССИЯ].

Таким образом, внимание Абрахама было направлено на разнообраз

ные манифестации садизма и агрессивности: например, его статья 1919 года

о трудных пациентах — выдающееся описание скрытых манифестаций

агрессии.

Нарциссизм и объектные отношения.  Однако смерть помешала Абрахаму

завершить работу. Хотя он думал, что исследует фазу первичного нарцис

сизма (они с Фрейдом в то время полагали, что эта фаза длится от рожде

ния ребенка примерно до двух лет), на самом деле он описывал инкорпо

рацию и исторжение объектов или фрагментов объектов. Расхождение

во взглядах на характер объектных отношений на протяжении периода пер

вичного нарциссизма [см. НАРЦИССИЗМ] сохраняется до сих пор. Пусть

несколько схематично, но Абрахам описал установление младенцем на этой

первичной стадии отношений с объектами, причем очень странными, ко

торым он дал название частичных объектов (partial, or partobjects). Абра

хам приложил максимум усилий, чтобы обрисовать развитие на более позд

ней стадии подлинной объектной любви [см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ; ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ; ЛЮБОВЬ]. Это различение сыграло для Кляйн

очень большую роль, когда она развивала представление о депрессивной

позиции [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Кляйн многим обязана Абрахаму: он провел ее анализ и заложил проч

ные основания теории, которую ей предстояло развивать. А деятельность

Кляйн была, в свою очередь, важна для Абрахама, поскольку ее работа с деть

ми подтверждала его предположения относительно садизма на ранних пре

генитальных фазах и важной роли интроекции и проекции [см. ДЕТСКИЙ

АНАЛИЗ]. Хотя Абрахам, как и Фрейд, практически не ссылался на Кляйн, возможно, его наблюдения, изложенные в статье 1924 года, взяты из ее ма

териала, полученного начиная с 1919 года.

ABRAHAM, HILDA (1974) ‘Karl Abraham: an unfinished biography’, Int. Rev. Psycho-Anal.

1: 17–72.

ABRAHAM, KARL (1911) ‘Notes on the psycho-analytic investigation and treatment of manic-depressive insanity and allied conditions’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 137–56.

ABRAHAM, KARL (1919) ‘A particular form of neurotic resistance against the psychoanalytic method’, in Selected Papers on Psycho-Analysis, pp. 303–11.

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the libido, viewed in the light of mental disorders’, in Selected Papers on Psycho-Analysis, pp. 418–501.

 Карл Абрахам — Агрессия

Вскоре после Первой мировой войны Фрейд (Freud,

Агрессия 1920) запоздало признал значимость агрессии. Сви

детельство существования глубоко залегающего

Aggression в человеческих существах источника деструктивно

сти привело Фрейда к тому, что он отвел ей столь

же важную роль, как и либидо [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ]. С тех пор

не утихают жаркие споры на эту тему. Некоторые (например Гловер —

Glover, 1933) полагают, что приписывать агрессии инстинктивное про

исхождение пессимистично; они считают, что агрессия вызвана фруст

рацией либидо и других инстинктов. Однако широко признано, что аг

рессия — будь она внутреннего (инстинктивного) происхождения или

порождена окружением (фрустрацией либидо) — по значимости конку

рирует с сексуальностью.

Кляйн была первой среди тех, кто рассматривал агрессию как ин

стинктивный феномен [см. 3. АГРЕССИЯ; ИНСТИНКТ СМЕРТИ].

Однако, уделяя много внимания бессознательным фантазиям, она согла

шалась с Фрейдом, что человеческие инстинкты чрезвычайно податливы.

Поэтому, с точки зрения Кляйн, множественность проявлений агрессии

демонстрирует ее изменчивость и высокий потенциал влияния на разви

тие психики — и психических расстройств. Кляйн полагала, что неизбеж

ность агрессии сама по себе не дает повода ни для оптимизма, ни для пес

симизма; каждый индивид ведет собственную борьбу против своих

агрессивных импульсов. По сути, Кляйн думала, что деструктивность

является важным фактором в развитии либидо, и в связи с этим Кляйн

несправедливо критиковали: она якобы принижает ценность центральных

концепций психоанализа — концепций фаз либидо, сексуальности и Эди

пова комплекса (Glover, 1945; Yorke, 1971).

В последние годы развивается понимание негативного нарциссизма

(особенно после появления работы Rosenfeld, 1971), и кляйнианская кли

ническая практика все больше сосредоточивается на организации деструк

тивности в личности [см. СТРУКТУРА].

FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E.  18, pp. 3–64.

GLOVER, EDWARD (1933) War, Sadism and Pacifism.  George Allen & Unwin.

GLOVER, EDWARD (1945) ‘An examination of the Klein system of child psychology’,  Psychoanal.

Study Child  1: 3–43.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytic theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

YORKE, CLIFFORD (1971) ‘Some suggestions for a critique of Kleinian psychology’, Psychoanal.

Study Child  29: 129–55.

Б. Общие статьи

Адгезивная идентификация

Adhesive identification

В начале 1970х Бик (Bick, 1986) и Мельтцер (Meltzer, 1975) описали кон

цепцию адгезивной идентификации. Разработка Бик строгих методов наблю

дения за младенцами (Bick, 1964, 1968) привела к возникновению новых

представлений о самых ранних моментах жизни, первом объекте и первой ин

троекции [см. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЛАДЕНЦАМИ; КОЖА]. Когда она

протекает неудачно, на самых ранних стадиях развитие отклоняется от пра

вильного пути, поскольку проективную идентификацию невозможно исполь

зовать должным образом изза отсутствия у младенца чувства внутреннего

пространства [см. ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ]. Мельтцер подхватил

эти идеи и опирался на них при исследовании техники детского анализа

в приложении к аутичным детям. Мельтцер описал ребенка, который

«любил рисовать домики: один на этой стороне листа бумаги, дру

гой на обратной стороне таким образом, что, когда вы смотрите на

этот лист против света, двери домов накладываются друг на дру

га, — это, знаете ли, был такой дом, в котором, как только вы от

крываете парадную дверь, вы тотчас же выходите из задней двери»

(Meltzer, 1975, p. 300).

В ходе своего сотрудничества Бик и Мельтцер смогли распознать стерео

типный паттерн таких образований «второй кожи» [см. КОЖА]. Бик обыч

но обозначала ее как акт мимикрии. Однако Бик и Мельтцер отметили, что такая мимикрия представляет переживание и фантазию прилипания

к  объекту, а не проецирования в  него [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИ

ФИКАЦИЯ]. Неудача в развитии чувства внутреннего пространства при

водит к стремлению выстраивать отношение к объекту в двух измерениях, без глубины [см. АУТИЗМ]:

«Этот ребенок вынужден был максимально использовать одни

лишь прикосновения своей матери, чтобы оказаться в состоянии

заснуть снова. Перед купанием, когда мать снимала с него одеж

ду, он начинал дрожать и трястись, /…/ возможно, ему было хо

лодно без одежды, но вряд ли: когда мать прикасалась к нему

кусочком влажной ваты, он переставал дрожать. Я склонна пола

гать, что власть этого прикосновения происходила от его адгезив

ного значения, как восстановления ощущения приклеенности

к матери» (Bick, 1986, p. 297).

См. КОЖА

 Адгезивная идентификация — Сюзен Айзекс

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation in psycho-analytic training’, Int. J. PsychoAnal. 45: 558-66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick. Perth: Clunie, pp. 240–56.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho-Anal.

49: 484–6; republished (1987) in The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick, pp. 114–18.

BICK, ESTHER (1986) ‘Further considerations of the function of the skin in early object relations’, Br. J. Psychother. 2: 292–9.

MELTZER, DONALD (1975) ‘Adhesive identification’, Contemporary Psycho-Analysis  11: 289–310.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTEMBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism. Perth: Clunie.

Биография.  Сюзен Айзекс родилась (1885) Сюзен Айзекс ивыросла в Ланкашире и на всю жизнь сохра

нила провинциальный выговор (Gardner,

Susan Isaacs 1969). Она была блестяще образованна и ус

пешно совмещала психоаналитическую карь

еру с преподаванием. Она обучила несколько поколений педагогов, работая в

Институте образования Лондонского университета, и одно время возглавля

ла экспериментальную прогрессивную школу для маленьких детей (школа

МолтингХаус в Кембридже). Айзекс оказалась ценнейшим ученым Кляйни

анской группы в эпоху ее основания и позже, в сложный период Дискуссий о

противоречиях, поскольку она привнесла строгость научной полемики в кли

ническую интуицию практиков. Она умерла на пике своей карьеры в 1948 году.

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.  Работы Айзекс посвящены проблемам психо

анализа и педагогики. Подобно Кляйн, она стремилась разграничивать эти

две сферы. В психоаналитических работах Айзекс по преимуществу точно и

строго излагаются идеи Кляйн в сопровождении множества клинических

иллюстраций. Айзекс и Хайманн были главными действующими лицами

Дискуссий о противоречиях (Isaacs, 1948; Isaacs and Heimann, 1952). Острый

и быстрый разум Айзекс обеспечили Кляйнианской группе преимущество в

этих дебатах, позволяя выигрывать в споре — пусть и редко убеждая при этом

противную сторону [см. ДИСКУССИИ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ].

Важнейшим научным достижением Айзекс стало детальное изложение

концепции бессознательной фантазии (Isaacs, 1948). Трудно определенно ска

зать, какая именно часть этой концепции, со всей ее философской и психо

аналитической глубиной, является результатом работы Айзекс; вероятнее

всего, первоначальная идея клинициста Кляйн получила развитие в ходе со

трудничества с академическим ученым Айзекс [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬ

НАЯ ФАНТАЗИЯ].

GARDNER, D. K. M. (1969) Susan Isaacs.  Methuen.

Б. Общие статьи

ISAACS, SUSAN (1948) ‘The nature and function of phantasy’, Int. J. Psycho-Anal.  29: 73–97; republished (1952) in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 67–121.

ISAACS, SUSAN and HEIMANN, PAULA (1952) ‘Regression’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds (1952) Developments in Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 169–97.

На описания Биона оказал влияние его

Альфа)функция интерес к математике, и он стремился

вывести в области психоанализа общие

Alphafunction теоремы, подобные математическим.

Совершив удивительный теоретичес

кий прорыв, трудный для понимания, но чрезвычайно стимулирующий, Бион (Bion 1962a, 1962b) предложил нейтральный термин «альфафунк

ция» (в качестве своего рода алгебраического обозначения в психоанали

зе), исходно не имеющий конкретного значения, но определяемый практи

ческими результатами:

«Кажется удобным предположить, что альфафункция преобразует

чувственные данные в альфаэлементы и этим обеспечивает пси

хику материалом для мыслей сновидения, давая ей способность

просыпаться или засыпать, быть сознательной или бессознатель

ной» (Bion, 1962a, p. 115).

Эта концепция возникла, когда Бион изучил проблему больного шизофре

нией, который пытался установить значение своих переживаний. Называя

бессознательную фантазию «психическим представителем инстинкта», Айзекс указывала на своего рода конверсионный процесс, преодолевающий

границу тело/душа. Бион предложил именовать этот конверсионный про

цесс «альфафункцией» и стал наполнять данное понятие клиническими

деталями — когда процесс функционирует адекватно, а когда нет [см. БИ

ОН]. Термин «альфафункция» обозначает неизвестный процесс, имеющий

дело с непосредственными чувственными данными и вырабатывающий из

них ментальные содержания, обладающие значением и пригодные к исполь

зованию в мышлении. Эти продукты действия альфафункции называют

ся альфаэлементами (или альфачастицами).

Если альфафункция не работает, чувственные данные остаются неасси

милированными бетаэлементами, которые затем исторгаются насильствен

ным образом (проективная идентификация) [см. БЕТАЭЛЕМЕНТЫ]. Бион

постулировал, что элементами альфафункции являются (i) исходно суще

ствующая «преконцепция», своего рода антиципация, возможно, даже врож

денная, которая, по его словам, должна встретить (ii) «реализацию» — нечто, встречающееся в актуальной реальности и соответствующее преконцепции,

 Альфафункция — Амбивалентность

как рука — перчатке; этот союз одного в другом создает (iii) «концепцию», которую можно использовать в дальнейшем мышлении [см. СВЯЗЬ]. Это —

парадигма союза двух элементов, где создается третий, становящийся базо

вым строительным блоком психики, мышления, теорий [см. КОНТЕЙНИ

РОВАНИЕ]. Интегрированным с этим процессом является процесс эмоци

ональный, когда фрагменты объединяются в одно целое. Бион обозначил его

загадочным символом «PsD», что соотносится с кляйновской теорией де

прессивной позиции [см. PsD]. В понимании Биона, накопление альфаэле

ментов (мыслей) создает аппарат для мышления (понятия, теоретические

структуры и т. д. ); в других же теориях мышления, наоборот, аппарат для

мышления создает мысли. Сбой альфафункции [см. БЕТАЭЛЕМЕНТЫ]

приводит к накоплению бетаэлементов и созданию аппарата для освобож

дения психики от нежелательного содержимого.

См. КОНТЕЙНИРОВАНИЕ; МЫШЛЕНИЕ; МЕЧТАНИЕ

BION, WILFRED (1962a) ‘A theory of thinking’, in W. R. Bion (1967) Second Thoughts.

Heincmann, pp. 110-19; previously published (1962) Int. J. Psycho-Anal.  43: 306–10.

BION, WILFRED (1962b) Learning from Experience.  Heinemann.

BION, WILFRED (1970) Attention and Interpretation.  Tavistock.

Психоанализ всегда теоретически

Амбивалентность опирался на представление о психи

ческом конфликте, и амбивалент

Ambivalence ность означает удержание противо

речивых эмоциональных состояний,

возникающих во взаимоотношении с одним и тем же объектом. Фрейд дал

описание бисексуальности человеческого организма, что приводит к раз

витию как нормального, так и обращенного Эдипова комплекса, в резуль

тате чего любовь и ненависть могут переживаться по отношению к обоим

родителям. Данная идея была значительно усилена постулатом Фрейда о

дуализме инстинктов (либидо и инстинкта смерти). Кляйн поставила со

стояние амбивалентности на центральное место в концепции депрессивной

позиции [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Конфликтующие чувства могут по контрасту чередоваться в состояни

ях, психически диссоциированных друг от друга, или расщепляться

[см. РАСЩЕПЛЕНИЕ], что приводит к значительной нестабильности, поскольку любовь и ненависть внезапно сменяют друг друга [см. ИДЕАЛЬ

НЫЙ ОБЪЕКТ]. Или же импульсы могут сливаться (fused): например, смесь либидо и деструктивности (садизм) приводит к эмоционально насы

щенной сексуальной садистической перверсии.

См. КОНФЛИКТ; ИНСТИНКТЫ

Б. Общие статьи

История психоанализа — это история попыток

Аннигиляция понять главную тревогу человеческого сущест

ва. Фрейд ввел термин ранняя ситуация тре

Annihilation воги (опасности) [см. 8. РАННИЕ СИТУА

ЦИИ ТРЕВОГИ] и отметил, что на разных

этапах развития эта ситуация различна. Фрейд возражал Ранку с его тео

рией родовой травмы как единственной и вездесущей тревоги, лежащей в

основании всех остальных тревог: родовую травму могут замещать утрата

груди, утрата любви и, наконец, кастрационная тревога.

В 1946 году Кляйн пришла к выводу, что центральное место в самом

раннем опыте ребенка занимает страх аннигиляции личности, подобный

страху пациентовпсихотиков, и таким образом внутри личности пережи

вается действие инстинкта смерти.

Гипотеза о страхе аннигиляции выдвигалась неоднократно. Например, Джонс (Jones, 1927) постулировал катастрофическую утрату, « афанисис», страх, что превосходит кастрационную тревогу и достигает уровня лише

ния всех возможных инструментов получения удовольствия и, следователь

но, — существования.

Столкновение (impingement). Винникотт (Winnicott, 1960) полагал, что пе

реживание аннигиляции происходит от столкновения младенческого всемо

гущества с окружением, что разрушает «непрерывность бытия» младенца.

На ранних стадиях младенчества поддержка ощущения ребенка, что вне его

самости не существует никакого отдельного объекта, возлагается на мать.

Помещая грудь точно в то место и в тот самый момент, где и когда младенец

ее галлюцинирует, мать ограждает ребенка от истинного понимания того, как

удовлетворяются его нужды. Если матери не удается поддержать представ

ление младенца о самостоятельном удовлетворении им своих потребностей, он испытывает особое болезненное переживание, которое Винникотт назы

вает «столкновением», что приводит к возникновению у ребенка чувства

аннигиляции. Винникотт приписывает этому переживанию другое значение, чем Кляйн: он не склонен допускать существование внутреннего деструктив

ного объекта, но считает деструкцию результатом воздействия внешнего аген

та. Неспособность окружения (матери) поддерживать у младенца ощущение

собственного всемогущества приводит к разрушению его «ощущения непре

рывности бытия». Позднее в развивающейся личности может закрепиться

чувство, что она существует только «как будто бы» — чувство фальшивой

самости [см. КОЖА].

Следуя Винникотту, Тастин (Tustin, 1981) описывала последствия дан

ного столкновения в то время, когда младенец еще не готов выйти из пер

вичного состояния (она называла это состояние «первичным аутизмом»)

[см. АУТИЗМ]. С другой стороны, Бик (Bick, 1968) описывала взаимоот

ношение с внешним объектом, удерживающим собранность младенца во

едино, как истинное взаимоотношение с объектом, чувственно восприни

 Аннигиляция

маемым посредством кожного контакта и способным контейнировать час

ти личности [см. КОЖА].

Кляйн описывала аннигиляцию (или фрагментацию Эго) как типич

ный страх на параноидношизоидной позиции.

(i) Тревога на параноидношизоидной позиции.  Аннигиляция Эго (или само

сти), особенно осуществляемая неким объектом изнутри, — это самый пер

вый страх, обусловленный действием инстинкта смерти с момента рожде

ния. Аннигиляция включает в себя фрагментацию и дезинтеграцию Эго как

активный процесс, который Эго производит над собой, и она порождает

феноменологию состояния шизофрении [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗО

ИДНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Страх подвергнуться аннигиляции составляет часть бессознательных

фантазийных переживаний, которыми младенец наделен от рождения.

Он также представлен среди примитивных защитных механизмов отрица

нием (denial), переживаемым как аннигиляция отрицаемого аспекта объекта

или самости. Отрицание выступает и как защита, и как фактор, содейству

ющий страху аннигиляции, что приводит к формированию порочного круга

паранойи [см. ПАРАНОЙЯ].

(ii) Защиты от страха аннигиляции.  Многие кляйнианцы, в частности, Бион

(Bion, 1958), Сигал (Segal, 1972), Сидни Кляйн (Sidney Klein, 1974), описы

вали клинические манифестации защит, направленных против переживания

катастрофической аннигиляции. Наряду с отрицанием, эти защиты включа

ют в себя всемогущие формы таких примитивных защит, как проекция, ин

троекция, проективная идентификация, расщепление и идеализация.

(iii) Контейнирующая кожа.  Наблюдая за младенцами с момента рождения

[см. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЛАДЕНЦАМИ], Бик (Bick, 1964) обнаружи

ла первичное переживание аннигиляции. Она описала методы, как прави

ло, соматические или сенсорные, посредством которых окружение наделя

ет младенца способностью выдерживать подобные переживания, — эти

феномены она назвала функцией кожи. Бик указала и на всемогущие теле

сные методы, помогающие ребенку справиться с отсутствием адекватного

контейнирования со стороны внешнего объекта, методы, которые она на

звала второй кожей [см. КОЖА; АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

(iv) Катастрофическое изменение.  Опираясь на идею Кляйн о постоянном

раскачивании между параноидношизоидной позицией, отмеченной трево

гой аннигиляции, и депрессивной позицией с типичной тревогой заботы

и вины, Бион рассматривал страх аннигиляции как переживание, постоян

но угрожающее человеку в течение всей его жизни.

Всякое изменение вызывает эту угрозу, однако изменения – неизбеж

ная часть жизни и мышления. Бион сосредоточился на необходимости

Б. Общие статьи

изменения и развития мысли, но его выводы относятся ко всем формам лич

ностного изменения. Он считал, что всякое развитие влечет за собой угро

зу душевной катастрофы и основывается на мелких колебаниях между па

раноидношизоидной фрагментацией и заботой депрессивной позиции, чему он дал обозначение «PsD» [см. PsD].

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation in psycho-analytic training’, Int. J. PsychoAnal.  45: 558–66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick.  Perth: Clunie, pp. 240–56.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho-Anal.

49: 484–8; republished (1987) in The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick,  pp. 114–18.

BION, WILFRED (1958) ‘On arrogance’, Int. J. Psycho-Anal.  39: 144–6; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.  Heinemann, pp. 86–92.

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety. S. E.  20, pp. 77–175.

JONES, ERNEST (1927) ‘The early development of female sexuality’, Int. J. Psycho-Anal.  8: 459–72; republished (1948) in Ernest Jones, Papers on Psycho-Analysis.  Hogarth, pp. 438–51

KLEIN, SIDNEY (1974) ‘Transference and defence in manic states’, Int. J. Psycho-Anal.  55: 261–8.

SEGAL, HANNA (1972) ‘A delusional system as a defence against the re-emergence of a catastrophic situation’, Int. J. Psycho-Anal.  53: 393–403.

TUSTIN, FRANCES (1981) Autistic States in Children.  Routledge & Kegan Paul.

WINNICOTT, DONALD (1960) ‘The theory of the infant-parent relationship’, Int. J. Psycho-Anal.

41: 585–95.

В ходе длительного периода разработки кон

Ассимиляция цепции внутреннего объекта (1930е и 1940

е годы) Хайманн (Heimann, 1942) поставила

Assimilation вопрос о том, какая судьба ожидает внешний

объект после его интроекции. Попадает он в

Эго или же в СуперЭго? Эта же проблема ранее заботила Радо (Rado, 1928) в связи с работой Фрейда и Абрахама с маниакальнодепрессив



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.