Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 19 страница



до появления книги «Зависть и благодарность» (Klein, 1957). В 1952 году

изучать зависть начал Розенфельд. У него был обстоятельный клинический

материал, демонстрирующий первичную зависть у пациенташизофреника:

«Затем он сказал: “Мир круглый, — и продолжил четко и вдумчи

во: — Я ненавижу его, потому что чувствую изза него, что сгорел

изнутри”. После чего добавил, словно поясняя сказанное: “Жел

тое — зависть”. Я интерпретировал, что круглый мир представля

ет меня, ощущаемого как хорошая грудь, и он ненавидит внешне

го меня за то, что я возбуждаю его зависть, поскольку зависть

заставляет его чувствовать, что он хочет меня убить и сжечь меня

внутри себя. Поэтому он не мог самостоятельно поддерживать меня

хорошим и живым и ощущал меня внутри себя плохим и сгораю

щим» (Rosenfeld, 1952, p. 92).

В 1952 году Кляйн, исследуя жадность, писала:

«Моя аналитическая работа продемонстрировала мне, что зависть

(чередующаяся с чувствами любви и благодарности) вначале на

правлена на кормящую грудь. К этой первичной зависти с возник

новением Эдиповой ситуации прибавляется ревность» (Klein, 1952a, p. 79).

Кляйн также отметила, что зависть, будучи характерной для самых ранних

фаз (оральносадистических), тем не менее, определяет формы проекции

в объекты, и объяснила,

 12. Зависть

«каким образом внутренние преследования влияют, посредством

проекции, на отношение к внешним объектам. Интенсивность ее

[Эрны] зависти и ненависти безошибочно указывала на их источ

ник в оральносадистическом отношении к материнской груди».

(Klein, 1955a, p. 135)

В другой статье того же года Кляйн описывала зависть как одну из движу

щих сил агрессивных фантазий: «эти эмоции побуждают Фабиана хвататься

за то, что есть у других, как в материальном, так и в духовном смысле; они

неодолимо влекут его к тому, что я назвала проективными идентификаци

ями» (Klein, 1955b, p. 154). Кляйн придавала зависти большое значение как

фактору, содействующему проективной идентификации [см. 13. ПРОЕК

ТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

Инстинкт смерти. Концепция зависти относительно поздно вошла в теорети

ческую систему Кляйн. Ее основание — работа, посвященная параноидно

шизоидной позиции (Klein, 1946), а также стремление Кляйн разобраться

с понятием инстинкта смерти. Кляйн переняла идею отклонения инстинкта

смерти у Фрейда (Freud, 1926) и построила на ней новую теорию СуперЭго; суровость СуперЭго у очень маленьких детей стала клиническим свидетель

ством проявления инстинкта смерти в качестве садистической совести (Klein, 1933) [7. СУПЕРЭГО]. Интроекция хорошего объекта, последовательно

обеспечивая базовое удовлетворение либидинозных импульсов, становится

стабилизирующим ядром Эго. Эго интегрирует себя, принимая в самый свой

центр хороший объект и выталкивая вовне инстинкт смерти, который транс

формируется в образ преследователя [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИД

НАЯ ПОЗИЦИЯ]. Кляйн было понятно — и она охотно делилась этим по

ниманием, — что в данном процессе многое может происходить неправильно.

Различные формы неравновесия систем проекции и интроекции могут ос

тавлять после себя пагубную предрасположенность личности распадаться на

фрагменты или впадать в психоз в дальнейшей жизни (Klein, 1946).

Концепция зависти нужна была для объяснения того, почему у некото

рых младенцев интеграция вызывает множество проблем. Причина, как об

наружила Кляйн, заключается во врожденной спутанности (confusion) пере

живаний, так что ребенок оказывается не в состоянии правильно их разделить.

Зависть — это склонность к установлению враждебных отношений с хорошим

объектом, а не с плохим, вызывающим страх преследователем. Объект, удов

летворяющий либидинозные импульсы, оказывается атакованным как буд

то бы по ошибке, но на самом деле потому, что является хорошим.

Слияние инстинктов (fusion of instinct). Не так давно Сигал (Segal, 1987) пересмотрела отношение между завистью и инстинктом смерти [см. ИН

СТИНКТ СМЕРТИ]. От рождения инстинкт смерти проявляется в различ

А. Основные статьи

ных формах, включая такую проекцию (в исходных терминах Фрейда —

«отклонение») инстинкта смерти, при которой внешний объект начинает

восприниматься как угрожающий самости; как элемент деструктивности, сохраняющийся внутри и обращенный на внешний угрожающий объект; как элемент, угрожающий изнутри и разрушающий воспринимающую са

мость или восприятия объектов.

Хотя и зависть, и инстинкт смерти атакуют как инстинкты жизни, так и объекты соответствующих импульсов, в состоянии зависти инстинкт

смерти сплавлен с инстинктами жизни. Деструктивность направлена

на объект, который возбуждает потребность и поэтому любовь. Он ненави

дим за эту свою способность, но он также является удовлетворением вы

званной потребности. Поэтому зависть включает в себя как инстинкты

жизни (признание потребностей и тяги к объекту), так и инстинкт смерти

(нападение на объект и способность его воспринимать).

Это слияние инстинктов при стойкой зависти, где преобладает ин

стинкт смерти, разительно отличается от более нормальных и здоровых

форм интеграции, где преобладают инстинкты жизни. В последнем случае

либидинозные побуждения ведут к успешному установлению любовных

объектных отношений [см. ЛЮБОВЬ] и поддерживают развитие, прохо

дящее череду либидинозных фаз [см. ЛИБИДО].

Зависть является одной из форм слияния инстинктов при преоблада

нии инстинкта смерти, но есть и другие формы — мазохизм и прочие пер

версии [см. ПЕРВЕРСИИ, НЕГАТИВНЫЙ НАРЦИССИЗМ, ПАТОЛО

ГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ].

Борьба за хороший объект. Кляйн, исследуя человеческую склонность на

падать на хороший объект, установила, что первым и необходимым дей

ствием Эго является различение хорошего и плохого душевных состоя

ний и хороших и плохих объектов. Эта форма расщепления выглядит

здоровой, когда с ней не связана слишком сильная ненависть. Если же не

нависти слишком много, данная форма расщепления оказывается нару

шенной и хорошие и плохие импульсы и объекты остаются частично спу

танными.

Если младенец не может допустить, чтобы хороший объект не подвер

гался нападению, он не может должным образом его интроецировать в це

лости и сохранности. Он не может отделить его от плохих объектов, кото

рых должен избегать, и обречен с самого начала на фундаментальную

неспособность упорядочить свои переживания наиболее простым образом.

При нормальном развитии нормальная форма расщепления обособливает

хороший объект от плохого, так что может начаться процесс интеграции

Эго, в основании которого — любимый и защищенный хороший объект.

Элементы зависти, нападение на людей с особыми преимуществами и ка

чествами лишь изза их «хорошести», постепенно превращаются в ревность, а в конечном итоге — в более честное состояние соперничества.

 12. Зависть

Зависть и персекуторная тревога. Зависть порождает различные параноид

ные тревоги посредством характерных порочных кругов, описания которых

Кляйн приводила уже в ранних своих работах [см. ПАРАНОЙЯ]: (i) Насильственная интроекция. В результате завистливого вталкивания

(проекции) самости в объект для его захвата и порчи (когда младенец уже

понимает, что объекты существуют отдельно, и он не обладает ими и не

контролирует их всемогущественно) могут появляться столь же страшные

фантазии ответного вторжения в младенца с целью его порчи. Эта пугаю

щая ответная насильственная интроекция ощутимо затормаживает возни

кающее признание собственной отдельности.

(ii) Жадность. Зависть — это фантазия насильственного проникновения

(с помощью проективных методов) в хороший  объект и деструктивных напа

дений на него лишь потому, что он хороший. Когда зависть сильна, может

появляться столь же всемогущая фантазия интроективной  агрессии — вби

рание в себя с приложением повреждающего усилия, так что объект подвер

гается порче посредством насильственной формы обладания и контроля. При

этом сохраняется внутреннее состояние ненакормленности, отмеченное по

стоянным голодом. Жадность может приводить к накоплению внутри по

врежденных объектов; каждый из них провоцирует рост «голода» и нужды

в хорошем объекте, который необходимо вобрать для облегчения все ухуд

шающегося внутреннего состояния.

Благодарность и удовлетворение. Зависти Кляйн противопоставляла чувство

благодарности. Благодарность — это особое чувство к объекту, источнику удов

летворения1 (gratification). По мнению Фрейда, инстинкты находят удовлетво

рение посредством объекта; сам объект остается всего лишь побочным допол

нением к удовлетворению, пока ему не препятствуют. Благодарность — не то

же самое, что удовлетворение (satisfaction) и наслаждение, но ими вызвана:

«Если наслаждение от кормления не нарушается и в таком виде пе

реживается часто, то происходит достаточно прочная интроекция

хорошей груди. Полное удовлетворение от груди означает, что

младенец чувствует: он получил от своего объекта исключитель

ный дар, который хотел бы сохранить. Это и составляет основу

благодарности». (Klein, 1957, p. 188)

Автор использует два разных слова, соответствующих русскому слову «удовлетворение»:

«gratification» и «satisfaction». Первое имеет общий корень со словом «благодарность» —

«gratitude» и чаще употребляется в контексте отношений с объектом. Второе в большей

степени соотносится с влечением и удовольствием. — Примеч. науч. ред.

А. Основные статьи

Кляйн считала объект по меньшей мере столь же важным, как и влечение, —

фактически она полагала, что объект неотъемлем от влечения [см. 2. БЕС

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. В результате, с ее точки зрения, объект

переживается совершенно поразному. Ощущение наличия и доступности

объекта может порождать заботу, уважение и благодарность к самому объ

екту как части инстинкта жизни [см. ЛЮБОВЬ]. Зависть же направлена

на объект, доставляющий удовлетворение, и потому существенно отлича

ется от нападения на объект фрустрирующий.

Отличительной чертой теории объектных отношений служит концепция

особого ощущения благодарности объекту, составляющего чувство любви

и признательности; это ощущение становится особенно сильным на депрес

сивной позиции, в отношениях с целостным объектом [см. 10. ДЕПРЕС

СИВНАЯ ПОЗИЦИЯ; ЛЮБОВЬ].

Защиты от зависти.  Защитные механизмы от зависти были специально описаны

Кляйн; к их числу относятся встречающиеся в описаниях параноидношизо

идной позиции — всемогущество, отрицание, расщепление и идеализация.

Разглядеть их бывает нелегко: «Зачастую наблюдается смесь действительно

го выражения зависти и защит от нее. Не всегда оказывается возможным ска

зать, имеем мы дело с атакой зависти или же с защитой» (Joseph, 1986, p. 18).

Кляйн описала ряд других защит, присущих именно зависти: (i) одной из на

иболее важных является спутанность: «Спутанность в отношении того, яв

ляется ли данный заместитель исходной фигуры хорошим или плохим, создает

некий противовес преследованию и вине по поводу порчи первичного объек

та и нападения на него посредством зависти» (Klein, 1957, p. 216); (ii) « Бегст*

во от матери к другим людям,  кем восхищаются и кого идеализируют, чтобы

избежать враждебных чувств к наиболее важному, вызывающему зависть объ

екту — груди» (Klein, 1957, p. 217); (iii) обесценивание объекта: «Обесценен

ному объекту можно больше не завидовать» (Klein, 1957, p. 217); (iv) обесце*

нивание самости: «когда есть опасность соперничества с важной фигурой /…/

обесценивая свои таланты, можно одновременно отрицать зависть и наказы

вать себя за нее» (Klein, 1957, p. 218); (v) интернализация груди с такой жад*

ностью, что «в душе младенца она становится его исключительной собствен

ностью и контролируется им, и он чувствует: все хорошее, что он приписывает

ей, будет принадлежать ему» (Klein, 1957, p. 218); (vi) зависть может проеци*

роваться: «Частый способ защиты — пробуждение зависти в других людях

с помощью своих собственных успехов, удач или того, чем человек обладает, и это приводит к обращению ситуации» (Klein, 1957, p. 218); (vii) удушение

чувств любви и соответствующая интенсификация ненависти, что «менее

болезненно, чем выносить вину изза сочетания любви, ненависти и зависти.

Все это может не выражать себя как ненависть, а принимать вид безразличия»

(Klein, 1957, p. 219); (viii) наконец, защита, прямо направленная на то, чтобы

избежать преодоления расщепления, которое не давало проявиться зависти.

 12. Зависть

Такая защита первоначально была описана Розенфельдом (Rosenfeld, 1952) и представляет собой « отыгрывание  с целью избежать интеграции» (Klein, 1957, p. 219, см. также Rosenfeld, 1955). Несколько позднее Сигал (Segal, 1962) подробно описала (ix) отщепление  зависти, приводящее к истощению Эго: по

сути, проективную идентификацию.

ПОЗДНЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ. В дальнейшем обсуждении кляйнианской

теории понятие зависти отступило на второй план по сравнению с поняти

ем проективной идентификации. Тем не менее, оно получило существен

ное развитие, хотя практически все уместные комментарии исходили

от членов Кляйнианской группы. Статья Джофе (Joffe, 1969) касается толь

ко работ самой Кляйн и игнорирует дальнейшие разработки.

Спутанность самости и объекта.  Одним из наиболее примитивных и не

посредственных последствий спутанности импульсов, направленных

на «хороший» объект, является исчезновение границы между отдельным

объектом и самостью. Фантазия зависти включает в себя проникновение

в объект и овладение им в целях порчи (проективная идентификация).

Включенное в эту фантазию всемогущество разрушает отдельность объек

та и боль, причиняемую завистью к нему. Розенфельд (Rosenfeld, 1965) опи

сывал эту вызванную всемогуществом спутанность самости и объекта при

различных формах тяжелых нарушений.

При осуществлении в фантазии деструкции отношений с внешним

«хорошим» объектом возникает всемогущее нарциссическое состояние, кото

рое может затянуться, перейдя в нарциссическую структуру личности

(Rosenfeld, 1987) [см. НАРЦИССИЗМ; СТРУКТУРА]. Розенфельд (Rosen feld, 1987) считал спутанность в объектных отношениях, наблюдающуюся

с самого начала жизни, врожденным качеством. Подобная точка зрения

на особый унаследованный потенциал спутанности инстинктивных импуль

сов хорошо согласуется с доказательствами значимости генетического фак

тора при шизофрении, накопленными в психиатрии [см. КОНСТИТУЦИ

ОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР].

Таким образом, зависть оказывается одним из факторов, которые

Кляйн считала конституциональными. Это не значит, что зависть не под

дается модификации, хотя в адрес концепции зависти высказывалась и та

кая критика. В психической жизни шизофреника мы наблюдаем ситуацию, когда зависть действительно не претерпела модификации, но при нормаль

ном ходе развития младенец по сути в достаточной степени модифициру

ет ее, чтобы питаться и формировать нормально развивающуюся психику.

Модификация не происходит только в случае тяжелых психических рас

стройств; кроме того, зависть продолжает функционировать на примитив

ном уровне в некоторых отщепленных состояниях.

А. Основные статьи

Зависть и нарциссизм. В своей работе о зависти (Klein, 1957) Кляйн мало го

ворит о структуре нарциссизма и соответствующих системах фантазий. Однако

она подчеркивает детали наблюдения защит, и становится понятно, что здесь

описывается переработка параноидношизоидной позиции. Поскольку это

касается состояния Эго, такая позиция является нарциссической (фактичес

ки Сигал (Segal, 1983) и называла ее «нарциссической позицией»):

«Нахождение объекта становится фундаментально фрустрирую

щим переживанием только тогда, когда субъект стремится быть

объектом, а не обладать  им. /... / Непереносимость объектных от

ношений предполагает зависть, и всякая теория, определяющая

объектные отношения как фрустрирующие, неявным образом под

разумевает понятие зависти» (Etchegoyen et al. , 1987, pp. 54–55).

Зависть по существу является нападением на объектные отношения в це

лях сохранения всемогущества и самоидеализации [см. НАРЦИССИЗМ], а не просто нападением на объект изза его фрустрирующего поведения.

«Зависть и нарциссизм тесно связаны, как две стороны одной медали»

(Etchegoyen et al. , 1987).

Негативный нарциссизм.  В 1971 году Розенфельд предложил подробное

клиническое доказательство существования инстинкта смерти во внутрен

них объектных отношениях [см. НАРЦИССИЗМ]. Он описал внутрен

ний объект, подобный мафиозной банде, господствующий над лучшими

частями личности, запугивающий их и идеализирующий агрессию и дес

трукцию. Розенфельд обнаружил внутренний объект (структуру) такого

типа у пограничных пациентов и обрисовал связанную с внутренним кон

фликтом фантазийную жизнь. В ней инстинкт смерти остается мощной

силой, идеализирующей плохие части самости, ее импульсы и плохие

объекты. Такие отщепленные состояния, подобные психотическим фено

менам, тщательно изучал Сидни Кляйн (Sidney Klein, 1980), который опи

сал аутистические явления даже у пациентовневротиков и проследил их

происхождение от внутренних объектов, ощущаемых как выжившие в со

стоянии отгороженности, словно бы заключенные в панцирь [см. СТРУК

ТУРА]. Эту внутреннюю психотическую структуру впоследствии вновь

описал Стайнер (Steiner, 1982), показав перверсивность подобных внут

ренних отношений.

С помощью подобного подхода Джозеф (Joseph, 1971; 1975) описыва

ла клинические манифестации инстинкта смерти в форме перверсий или, точнее, в форме перверсии характера (в отличие от сексуальных перверсий), когда деструктивные аспекты изощренно утаиваются, часто под маской

хороших аспектов самости и хороших объектных отношений. Такая первер

сивность наполняет перенос, и ее понимание чрезвычайно важно в работе

с пациентами, страдающими от тяжелых нарушений.

 12. Зависть

КРИТИКА КЛЯЙНИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗАВИСТИ. Критика, кото

рая высказывалась в отношении понятия инстинкта смерти в целом, каса

ется и концепции зависти [см. 3. АГРЕССИЯ]. Упрек в том, что кляйниан

цы на эту критику не ответили, — «то, что они не ответили на критику, свидетельствует либо об их неспособности это сделать, либо об их догма

тизме» (Kernberg, 1980, p. 41) — на самом деле несправедлив. Клиничес

кие свидетельства взяты из наблюдений за детьми (Klein, 1952b; Bick, 1964, 1968, 1986), а также из психоаналитического опыта (наиболее показатель

ны работы Riviere, 1936; Meltzer, 1963, 1973; Rosenfeld, 1971, 1987), особен

но касающегося негативной терапевтической реакции [см. НЕГАТИВНАЯ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ].

Искушение относить все неблагоприятные реакции на счет обусловлен

ной завистью негативной терапевтической реакции, которому часто подда

ются неопытные аналитики, на что язвительно указывали Кёрнберг (Kern berg, 1969) и Гринсон (Greenson, 1974), здесь ни при чем. Кёрнберг (Kernberg, 1980, p. 49) саркастически высказывался по поводу перверсивного перено

са, являющегося прямым следствием кляйнианской техники. В ответ Розен

фельд (Rosenfeld, 1987) опубликовал подробные клинические данные, позво

ляющие, на его взгляд, отличить негативные реакции, вызванные ошибочной

интерпретацией и неправильной техникой от порождаемых ответным дей

ствием зависти.

Тщательное исследование зависти предпринял Джофе (Joffe, 1969), опи

сывая данную концепцию с клинической точки зрения. Он показал, что пред

ставление о конституциональной зависти было выдвинуто уже в 1921 году.

Айслер (Eisler, 1921), признавал существенное влияние в этом вопросе Аб

рахама (Abraham, 1919). Однако Джофе настаивал, что в рамках его собст

венного подхода эта концепция оказывается несостоятельной. Он отвергал

воззрения Кляйн, поскольку «зависть предполагает существование объект

ных отношений и должна появляться после первичной фазы нарциссизма».

Зависть не первична и является, фактически, комплексом аффектов, а не

единым влечением, от рождения свойственным Ид. «Хотя определенные

элементы Ид — это необходимые компоненты зависти, особый ее характер

обусловлен действием Эго» (Joffe, 1969, p. 540) — и Эго возникает лишь по

сле завершения нарциссической стадии (в возрасте двух лет, предполагал

Джофе). Он выделял четыре Эгокомпонента: (i) способность различать са

мость и объект; (ii) некоторую способность фантазировать; (iii) способность

различать осуществление желаний в фантазии и галлюцинаторное удовле

творение (т. е. внутреннюю реальность и внешний мир); и (iv) достаточную

длительность ощущений во времени. «Наверное, следует говорить об “орга

низации зависти” постоянного или полупостоянного типа» (p. 540).

Было бы неправильным утверждать, что Джофе критиковал данную

концепцию Кляйн. Он неверно ее понял, считая, что зависть связана с фру

страцией инстинктивных импульсов, поскольку зависть вызывает, по его

мнению, «кормящая грудь, /... / которая с рождения воспринимается как

А. Основные статьи

намеренно удерживающая удовлетворение для собственного блага» (p. 538).

На самом деле зависть — это порча чегото хорошего, потому что оно хоро

шее, а не потому, что оно фрустрирует индивида удержанием своей «хоро

шести»: в анализе зависть зачастую вызвана тем, что аналитик не удержива

ет при себе интерпретацию, но предоставляет ее пациенту. Именно эту идею

спутанности эмоций, когда плохие чувства направлены на хороший объект, Джофе и не уловил.

Джофе, безусловно, продемонстрировал, что кляйнианское понятие

зависти несовместимо с системой понятий эгопсихологии, но он не смог

предложить критику, которая бы позволила выявить эти разногласия.

Его критика заключалась просто в выборе между двумя данными система

ми в целом. Фактически, начиная примерно с 1946 года, кляйнианская те

ория настолько далеко отошла от эгопсихологии, что тем, кто принадле

жит к одному лагерю, стало очень сложно осознавать важные особенности

и нюансы концептуальной системы другого лагеря и правильно выделять

моменты, породившие расхождения между школами. Поэтому продуктив

ный диалог между этими направлениями анализа постепенно сходил на нет.

Для тех, кто не входил в Кляйнианскую группу, концепция зависти

служила подтверждением мнения о глубоком пессимизме кляйнианского

психоанализа. Поскольку зависть определяется конституционально, пред

полагается, что она не поддается изменениям, и это вызывает попытки све

сти ее к более концептуально близким некляйниацам понятиям. Никому

не нравится беспощадное осознание того, что агрессия и необузданная де

структивность столь основательно укоренены в человеческой природе.

По сути, мнение, что Кляйн пессимистически относилась к работе с ними, в чемто справедливо:

«Как она, так и я пришли к осознанию важности ее деструктивной

зависти ко мне; и всегда, когда мы достигали этих глубоких уров

ней, оказывалось, что какими бы ни были деструктивные импуль

сы, они переживались как всемогущие и поэтому неотменяемые

и неисправимые» (Klein, 1957, p. 207).

Те же, кто был в состоянии предложить содержательную критику кляйнов

ской концепции зависти — особенно Хайманн и Винникотт, — уже доста

точно далеко отошли от кляйнианского подхода после появления теории па

раноидношизоидной позиции. Хайманн никогда не прибегала к концепции

проективной идентификации или к представлениям о расщеплении, связан

ным с понятием параноидношизоидной позиции, и мы не располагаем до

кументальным свидетельством ее отношения к понятию зависти. Винникотт, признав важное значение депрессивной позиции и любви к хорошему объ

екту, не разделял внимания Кляйн к деструктивности на параноидноши

зоидной позиции, крайне ограничено пользовался понятием проективной

идентификации, и, похоже, совершенно расходился с Кляйн во мнениях от

 12. Зависть

носительно зависти, как она ее описывала. Ни в одном из его трудов мы не

найдем критики в адрес этой концепции, но, повидимому, представление

о врожденной зависти перечеркивало, с его точки зрения, значимость окру

жения и уникальную связь между матерью и младенцем (упомянуто в Gross kurth, 1985, p. 417).

ABRAHAM, KARL (1919) ‘A particular form of neurotic resistance against psycho-analytic method’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho Analysis. Hogarth, pp. 303–11.

BICK, ESTHER (1964) ‘Notes on infant observation in psycho-analytic training’, Int. J. PsychoAnal.  45: 558—66; republished (1987) in Martha Harris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick. Perth: Clunie, pp. 240–56.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho-Anal.

49: 484–6; republished (1987) in The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick, pp. 114–18.

BICK, ESTHER (1986) ‘Further considerations of the function of the skin in early object relations’, Br. J. Psychother.  2: 292–9.

EISLER, M. J. (1921) ‘Pleasure in sleep and the disturbed capacity for sleep’, Int. J. PsychoAnal.  3: 30–42.

ETCHEGOYEN, HORATIO, LOPEZ, BENITO and RABIH, MOSES (1987) ‘Envy and how to interpret it’, Int. J. Psycho-Anal.  68: 49–61.

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols.

Hogarth, 1953—73. vol. 20, pp. 77–175.

GREENSON, RALPH (1974) ‘Transference: Freud or Klein? ’, Int. J. Psycho-Anal.  55: 37–48.

GROSSKURTH, PHYLLIS (1985) Melanie Klein. Hodder & Stoughton.

HORNEY, KAREN (1936) ‘The problem of the negative therapeutic reaction’, Psychoanal. Q.  2: 29–44.

JOFFE, WALTER (1969) ‘A critical review of the envy concept’, Int. J. Psycho-Anal.  50: 533–45.

JOSEPH, BETTY (1971) ‘A clinical contribution to the analysis of a perversion’, Int. J. PsychoAnal.  52: 441–9.

JOSEPH, BETTY (1975) ‘The patient who is difficult to reach’, in Peter Giovacchini, ed. Tactics and Techniques in Psycho-Analytic Therapy, vol. 2. New York: Jason Aronson, pp. 205–16.

JOSEPH, BETTY (1986) ‘Envy in everyday life’, Psycho-Analytic Psychotherapy  2: 13—30.

KERNBERG, OTTO (1969) ‘A contribution to the ego-psychological critique of the Kleinian School’, Int. J. Psycho-Anal.  50: 317–33.

KERNBERG, OTTO (1980) Internal World and External Reality. New York: Jason Aronson.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Personification in the play of children’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1. Hogarth, pp. 199–209.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, The Writings of Melanie Klein, vol. 2.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 1–24.

А. Основные статьи

KLEIN, MELANIE (1952a) ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of infants’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 61–93.

KLEIN, MELANIE (1952b) ‘On observing the behaviour of young infants’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 94–121.

KLEIN, MELANIE (1955a) ‘The psycho-analytic play technique: its history and significance’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 122–40.

KLEIN, MELANIE (1955b) ‘On identification’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 141–75.

KLEIN, MELANIE (1957) Envy and Gratitude, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 176–235.

KLEIN, SIDNEY (1980) ‘Autistic phenomena in neurotic patients’, Int. J. Psycho-Anal.  61: 395–402.

MELTZER, DONALD (1963) ‘A contribution to the metapsychology of cyclothymic states’, Int.

J. Psycho-Anal.  44: 83–96.

MELTZER, DONALD (1973) Sexual States of Mind.  Perth: Clunie.

RIVIERE, JOAN (1932) ‘Jealousy as a mechanism of defence’, Int. J. Psycho-Anal.  13: 414–24.

RIVIERE, JOAN (1936) ‘A contribution to the analysis of the negative therapeutic reactions’, Int. J. Psycho-Anal.  17: 304–20.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.