Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 15 страница



ГИ]. А затем снова наступает продвижение к депрессивной позиции и спо

собности переносить депрессивную тревогу (Joseph, 1978, 1981) [см. PsD].

Самоубийство — это радикальная форма «защиты», направленная на

«разрушение /…/ части Эго, которая идентифицирована с плохими объекта

ми и Ид» (Klein, 1935, p. 276). В свете дискуссии с психоаналитиками клас

сических взглядов о направленной на себя деструктивности как доказатель

стве существования инстинкта смерти несколько удивляет, что кляйнианцы

столь мало уделяют внимания суицидальным идеям, фантазиям и поведению.

Маниакальные защиты.  Маниакальная защита (подобно параноидной) —

это попытка избежать исключительно болезненного чувства вины на на

чальном этапе депрессивной позиции. Фактически, маниакальная защита

представляет собой собрание защит: отрицание физической реальности

и потому значимости любимых и принятых внутрь объектов, опорочива

ющее презрение к любимым объектам, для того чтобы их утрата не пере

живалась как значимая, триумфальная и всемогущая форма всеобщего

исправления. Все это средства минимизации чувств утраты и вины

[см. МАНИАКАЛЬНЫЕ ЗАЩИТЫ].

 9. Примитивные защитные механизмы

Репарация.  Концепция репарации в системе взглядов Кляйн во многом

наследовала понятию обсессивных защит, в частности, защиты, известной

как «уничтожение сделанного» («undoing»), когда предпринимается попыт

ка в точности компенсировать разрушительное действие (реальное или

воображаемое) и таким образом восстановить ранее существовавшую си

туацию. Репарация в известной мере заняла место понятия сублимации —

то есть здоровой разрядки инстинктов в измененной форме по социально

принятым, предусмотренным обществом каналам. Иначе говоря, репарация

для Кляйн является важной формой сублимации: «сублимацией» вины в

конструктивное действие [см. РЕПАРАЦИЯ].

Защиты на параноидноKшизоидной позиции.  В 1946 году Кляйн описала па

раноидношизоидную позицию [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ

ПОЗИЦИЯ]. В качестве первичной тревоги она выделила страх аннигиля

ции — страх перед инстинктом смерти, функционирование которого внут

ри субъекта направлено на аннигиляцию Эго. Происходит сбой в отклоне

нии инстинкта смерти на внешний объект, и результатом становится страх

внутреннего преследователя, изнутри добивающегося смерти субъекта.

Вследствие этих фантазий — когда они особенно сильны и когда защиты не

способны адекватно справляться с тревогой — возникают разнообразные пе

реживания распада на части и фрагментации самости или ипохондрические

страхи перед смертоносным объектом внутри, например, канцерофобия.

Преобладающим защитным маневром служит проекция, стремящаяся до

вершить отклонение инстинкта смерти, а затем разместить преследователя

во внешнем мире — в отличие от депрессивной позиции, когда на первый

план выходит интроекция.

Кляйн подчеркивала значение расщепления на параноидношизоидной

позиции, но в его специфической форме — расщепления Эго. Такое расщеп

ление отличается от расщепления объектов [см. РАСЩЕПЛЕНИЕ], при

котором объект сводится к единственной функции (тогда это частичный

объект) или ему приписываются только хорошие (или только плохие) характеристики — тогда это идеализированный объект (или объектпресле

дователь). В какойто мере проблемы этого раннего периода только усугуб

ляются использованием процессов расщепления:

«… раннее Эго активно расщепляет объект и отношение к нему, и это может подразумевать некоторое активное расщепление само

го Эго. Поэтому одним из последствий становится переживание

Эго фрагментации, распада на куски» (Klein, 1946, p. 5).

Многие из этих защитных процессов приводят к ослаблению или фрагмен

тации самого Эго, особенно такие:

А. Основные статьи

(i) расщепление и руководящие им импульсы, происходящие от оральных

импульсов кусания и жевания;

(ii) идеализация хороших сохранившихся фрагментов, сопровождаемая

отрицанием и уничтожением плохих объектов и их исторжением:

«Всемогущее отрицание /…/ в бессознательном эквивалентно

уничтожению посредством деструктивного импульса. Но при этом

подвергаются отрицанию и уничтожению не только ситуация

и объект — та же судьба ожидает объектное отношение и, следова

тельно, — часть Эго, из которой исходили чувства к объекту»

(Klein, 1946, p. 7);

(iii) проективная идентификация, приводящая к утрате частей самости:

«Вместе с этими вредоносными экскрементами, исторгнутыми

в ненависти, на мать, или, я скорее сказала бы, внутрь  матери, так

же проецируются и отщепленные части Эго. Предназначение этих

экскрементов и плохих частей самости — не только повреждать, но

также контролировать объект и овладевать им» (Klein, 1946, p. 8)

[см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

Другие защиты на параноидношизоидной позиции связаны с проективной

идентификацией — в частности, расщепление объекта и Эго. С этим связа

но и первичное расщепление на плохой и хороший объект. Чтобы возник

ли такие поляризованные состояния любви и ненависти, первичные ин

стинкты (либидо и инстинкт смерти) подвергаются расслоению (defused).

В примитивном механизме идеализации происходит разделение объекта

на предполагаемо хорошие и плохие части. Плохие части затем проециру

ются и/или отрицаются, так что для Эго сохраняется только хороший объ

ект, лишенный каких бы то ни было плохих аспектов (идеализированный

объект), а угроза Эго со стороны какоголибо плохого объекта устраняется

(отрицание и проекция) (Rosenfeld, 1983) [см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ].

Защиты от зависти.  В 1957 году Кляйн ввела свое последнее значитель

ное теоретическое понятие — зависть [см. 12. ЗАВИСТЬ]. Она разработа

ла его благодаря своему интересу к шизофреникам и изучению чрезвычайно

примитивных форм агрессии против хорошего (или идеализированного) объекта [см. ОБЪЕКТЫ]. Кляйн интересовали манифестации защит, кото

рые ребенку надлежит использовать с самого начала образования Эго.

Зависть возникает потому, что ребенку от рождения даны либидо и ин

стинкт смерти, а также изза их некоторой спутанности. Младенцу нужно

немедленно обособить эти два полярных импульса, и он добивается этого

с помощью наиболее раннего процесса расщепления. Здесь возникает тот

первый момент, когда чтото может сложиться неправильно и где берут на

чало определенные формы патологии [см. ПСИХОЗ; СОСТОЯНИЯ СПУ

 9. Примитивные защитные механизмы

ТАННОСТИ; НАРЦИССИЗМ]. Среди используемых защит наиболее за

метно быстрое обособление двух данных типов инстинктивных импульсов, что равнозначно нормальной форме расщепления, существенно важной для

выживания.

Кляйн (Klein, 1957, pp. 216–219) подробно описала другие защиты

[см. 12. ЗАВИСТЬ]: всемогущество, отрицание и расщепление, спутанность

(confusion); бегство от первичного объекта, обесценивание объекта и, парадоксальным образом, обесценивание самости; жадная интернализация

объекта, возбуждение зависти в других, сдерживание чувства любви и со

ответствующая интенсификация ненависти; и, наконец, особая форма оты

грывания вовне, впоследствии исследованная Розенфельдом (Rosenfeld, 1952). С последним феноменом в какойто мере соотносится защита, опи

санная Сигал (Segal, 1962) как отщепление первичной зависти в неинтег

рированное состояние [см. 12. ЗАВИСТЬ]. В этом списке защит Кляйн

перечислила характерные организации типических примитивных защит

ных механизмов, которые можно обнаружить на депрессивной или пара

ноидной позициях.

ФИКСАЦИЯ И РАЗВИТИЕ.  Кляйн часто говорила, что действие защитных

механизмов может иметь вредные последствия. Она отмечала порочные

круги, особенно в отношении очень ранних параноидных состояний, когда

враждебные действия Эго для избежания опасности только усиливали ее

[см. 8. РАННИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ; ПАРАНОЙЯ].

Защиты и импульсы.  Более сложная проблема кроется в том, что процессы, которые выглядят как нормальное выражение инстинктивных импульсов, могут также быть описаны как защиты от инстинктивных импульсов. Это от

ношение между защитами Эго и импульсами Ид чрезвычайно значимо в не

которых направлениях психоанализа, но не для кляйнианской школы. Терми

ны «проекция» и «интроекция» используются без уточнения, указывают ли

они на проявление нормального процесса (инкорпорацию или исторжение, которые обнаруживаются в нормальных процессах восприятия), или на за

щитные проявления, «злоупотребления», как называл это Фрейд.

Подобная установка усложняется, в частности, еще и тем, что психо

аналитические теории «нормальной» психологии вытеснены из поля зре

ния теориями анормального. Хотя в эгопсихологии существует теория

нормальной адаптации, такая адаптация все еще видится как бесконфликт

ная и потому выходит за пределы интересов психоанализа. Разведение нор

мального и ненормального остается камнем преткновения и для кляйни

анских теорий, и для других психоаналитических школ. Бион ввел важное

различение всемогущих механизмов и более умеренного функционирова

ния механизмов защиты [см. ВСЕМОГУЩЕСТВО].

А. Основные статьи

Установить, используется ли тот или иной психический механизм в це

лях защиты или удовлетворения импульсов, возможно лишь с опорой

на клинический материал. Например, проекция внутреннего преследовате

ля во внешний мир игровой комнаты, с точки зрения Кляйн, является важ

ной защитой, поскольку превращает внутреннюю угрозу во внешнюю, с ко

торой легче справиться. Однако в то же время проекция сама по себе может

быть нападением на внешнего преследователя.

Защиты и развитие.  Вдобавок эти механизмы и как инстинктивные импуль

сы, и как защиты являются строительными блоками в развитии Эго. Интро

екция, например, — это важнейший, единственный в своем роде, механизм

развития, поскольку представляет собой способ, благодаря которому хоро

ший объект «становится центральным узлом в Эго и способствует общей

связности Эго» (Klein, 1946, p. 9):

«Но оральносадистические желания младенца, действующие с на

чала его жизни и легко возбуждаемые фрустрацией, исходящей

от внешних и внутренних источников, неизбежно вновь и вновь

вызывают чувство, что грудь разрушена и ее фрагменты находят

ся внутри него, и это стало результатом его жадных, поглощающих

атак. Эти два аспекта интроекции существуют бок о бок» (Klein, 1952, p. 67).

Эти интроекции по сути выстраивают Эго на основании накопления

атрибутов объектов в самости; а проекция лишает Эго в фантазии (и пото

му в реальности) определенных атрибутов, не признаваемых своими.

Нормальная и анормальная проективная идентификация.  Позднее Бион

(Bion, 1959) исследовал проективную идентификацию, стремясь выявить

нормальную и анормальную ее форму в зависимости от степени враждеб

ности и деструктивности, свойственных тому психическому состоянию, в котором проективная идентификация совершается. В своей более нор

мальной форме проективная идентификация устанавливает основу для со

общения объекту состояния души субъекта. Это имеет большое значение

в интерперсональном поле младенца и матери, а также пациента и анали

тика [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

Таким образом, данные примитивные защитные механизмы выполня

ют четыре функции Эго:

(i) защиты от тревоги и боли;

(ii) разрядки прегенитальных импульсов, оральных и анальных;

 9. Примитивные защитные механизмы

(iii) шага в развитии Эго благодаря интроективной идентификации с объ

ектом, зачастую сформированным проективными процессами; (iv) невербальной коммуникации эмоциональных состояний.

Вытеснение.  Время от времени Кляйн подчеркивала различие между прими

тивными защитными механизмами и вытеснением. Она считала вытесне

ние позднейшей модификацией механизма расщепления, отщеплением

сознания от бессознательного. В одной работе она описывает варьирующи

еся степени этого расщепления, приводящие к более или менее проницае

мым формам вытеснений [см. ВЫТЕСНЕНИЕ]. На одном конце спектра —

горизонтальная форма расщепления психики, при котором каждая часть

обладает элементом Эго, находящимся в частичном взаимоотношении

с частичным объектом, на другом — вертикальное разделение психики

на бессознательный, предсознательный и сознательный слои (топографи

ческая модель) [см. ВЫТЕСНЕНИЕ].

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРИТИКИ КЛЯЙНИАНСКОЙ ТЕОРИИ

ЗАЩИТ.  Внимание к этим примитивным механизмам зависит от призна

ния значимости первичной деструктивности как определяющего фактора

(a) в создании тревоги, и (b) в торможении или преждевременном ускоре

нии нормального поступательного развития либидо.

Раннее Эго.  Поставив перед собой задачу анализировать структуры и функции

Эго (Anna Freud, 1936; Hartmann, 1939), эгопсихологи со временем обнару

жили, что кляйнианцы, сосредоточившись на ранних функциях Эго, их в ка

който степени опередили. Представленные Кляйн описания наиболее ран

них аспектов Эго в отдаленный и туманный период первого года жизни

обесценивали сосредоточенность эгопсихологов на позднейших фазах, когда

Эго больше проявляется в поведении [см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ].

Эгопсихологи доказывают, что первый год жизни характеризуется

аутоэротическими и нарциссическими состояниями, в которых функции

Эго более или менее отсутствуют. Поэтому не может быть никаких объект

ных отношений, никаких интегративных функций Эго, и не может начать

ся никакая фантазийная жизнь; Эго не существует.

Отстаивать отрицательное суждение было сложно. Научные психологи

ческие исследования первых недель и месяцев жизни склоняли скорее к вы

водам о рано проявляющейся сложности когнитивных процессов младенца

(Chamberlain, 1987). Немало было известно об этом уже в 1940х годах

(Middlemore, 1941; см. также примечание 2 к главе 3 в Isaacs, 1952). Извест

но обширное исследование Малер и ее сотрудников, основанное на психо

А. Основные статьи

аналитическом подходе (Mahler at al., 1975), хотя их интерпретации своих

наблюдений вызвали затем сомнения (Stern, 1985). Все это не обязательно

подтверждает кляйнианскую точку зрения, поскольку теория бессознатель

ной фантазии больше касается развития эмоционального отношения к объ

екту, чем сложности когнитивных или перцептивных процессов. Массу ли

тературы следует пересмотреть и истолковать, прежде чем она может

пригодиться при решении вопроса, лишен объектов мир младенца или же

наоборот. Работы Мюррей об аффективных пертурбациях взаимоотношений

мать — младенец (см., например, Murray and Trevarthen, 1985; Murray, 1987) обещают внести ясность в этот вопрос.

Недооценка позднейшего развития. От эгопсихологов исходят упреки в не

дооценке и пренебрежении позднейшими защитными механизмами и позд

нейшими аспектами развития Эго, его структуры и функций, вследствие

постоянного сведения всех позднейших процессов к формам ранних меха

низмов. При акценте на этих примитивных функциях Эго возникает опасе

ние, что психоаналитическая теория и терминология в целом может рассы

паться в прах, поскольку все подвергается переформулировке в терминах

ранних процессов. Немало упреков связано со слиянием терминов, когда все

в конечном итоге объясняется примитивными процессами. Гловера (Glover, 1945) особенно раздражало, что процесс, вызывающий возникновение Эго

и запускающий его развитие (интроекция), сам оказывался функцией Эго, и он насмехался над внутренней противоречивостью такого подхода.

МладенецKпсихотик.  Шмидеберг (Schmideberg, 1931) считала, что примитив

ные защитные механизмы — это наблюдаемые у пациентовпсихотиков

(например, страдающих от маниакальнодепрессивных расстройств, по определению Абрахама [Abraham, 1924]) пережитки ранних механиз

мов, которые в норме абсорбируются позднейшими функциями Эго и те

ряют все свое значение. Возникало подозрение, что психотические по сути

процессы кляйнианцы приписывают психически нормальным младенцам; более того, откровенно психотический характер приписывался бессозна

тельному взрослых: характер остаточного, неприкосновенного психотиче

ского «анклава» (Glover, 1945).

Кляйн (Klein, 1946) отрицала обвинения, что она смешивает «прими

тивное» с «психотическим» и всех детей считает психотиками (Klein, 1929, 1930). Ее описания совокупностей примитивных защит на депрессивной

и параноидношизоидной позициях оставались уязвимыми перед обвине

ниями в том, что все дети рассматриваются как психотики, пока Бион и дру

гие кляйнианцы не разграничили психотическое и непсихотическое исполь

зование этих примитивных механизмов [см. ВСЕМОГУЩЕСТВО; СВЯЗЬ; 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ].

 9. Примитивные защитные механизмы

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 418–501.

BALINT, ALICE (1943) ‘Identification’, Int. J. Psycho-Anal.  24: 97–107.

BION, WILFRED (1957) ‘Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 266–75; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts.

Heinemann, pp. 43–64.

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  40: 308–15; republished (1967) in Second Thoughts, pp. 93–109.

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience. Heinemann.

CHAMBERLAIN, DAVID (1987) ‘The cognitive newborn: a scientific update’, Br. J. Psychother.

4: 30–71.

FERENCZI, SANDOR (1909) ‘Introjection and transference’, in Ferenczi (1952) First Contributions to Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 35–93; previously published (1908) as ‘Introjektion und Ubertragung’, Jahrbuch der Psychoanalytische und Psychopathologische Forschung 1: 422–57.

FREUD, ANNA (1936) The Ego and the Mechanisms of Defence. Hogarth.

FREUD, SIGMUND (1911) ‘Psycho-analytic notes on an autobiographical account of a case of paranoia’, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1953—73. vol. 12, pp. 3–82.

FREUD, SIGMUND (1916) ‘Some character-types met with in psycho-analytic work: III Criminals from a sense of guilt’. S. E.  14, pp. 332–3.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14. pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1925) ‘Negation’. S. E.  19, pp. 235–9.

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety. S. E.  20, pp. 77–175.

FUCHS (FOULKES), S. H. (1937) ‘On identification’, Int. J. Psycho-Anal.  18: 269–93.

GLOVER, EDWARD (1945) ‘An examination of the Klein system of child psychology’, Psychoanal.

Study Child 1: 3–43.

HÁ RNIK, J. (1932) ‘On introjection and projection in the mechanism of depression’, Int. J.

Psycho-Anal.  13: 425–32.

HARTMANN, HEINZ (1939) Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York: International Universities Press.

HEIMANN, PAULA (1955) ‘Certain functions of introjection and projection in early infancy’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 122–68.

ISAACS, SUSAN (1952) ‘On the nature and function of phantasy’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis.

Hogarth, pp. 67–121; previously published (1948) Int. J. Psycho-Anal.  29: 73–97.

JOSEPH, BETTY (1978) ‘Different types of anxiety and their handling in the analytic situation’, Int. J. Psycho-Anal.  59: 223–8.

JOSEPH, BETTY (1981) ‘Toward the experiencing of psychic pain’, in James Grotstein, ed.

(1981) Do I Dare Disturb the Universe?  Beverly Hills: Caesura, pp. 93–102.

KLEIN, MELANIE (1926) ‘The psychological principles of early analysis’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1. Hogarth, pp. 128–38.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Symposium on child analysis’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 139–69.

А. Основные статьи

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 210–18.

KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 2 19–32.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, The Writings of Melanie Klein, vol. 2.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 262–89.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 344–69.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 1–24.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of infants’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 61–93.

KLEIN, MELANIE (1955) ‘On identification’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 141–75.

KLEIN, MELANIE (1957) Envy and Gratitude, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 176–235.

MAHLER, MARGARET, PINE, FRED and BERGMAN, ANNI (1975) The Psychological Birth of the Human Infant. Hutchinson.

MIDDLEMORE, MERRELL (1941) The Nursing Couple. Hamish Hamilton.

MURRAY, LYNNE (1987) ‘Effects of post-natal depression on infant development: direct studies of early mother–infant interactions’, in I. F. Brockingham and R. Kumar, eds (1982) Motherhood and Mental Illness, vol. 2. Academic.

MURRAY, LYNNE and TREVARTHEN, COLIN (1985) ‘Emotional regulation of interactions between two-month-olds and their mothers’, in Tiffany Field and Nathan Fox, eds Social Perception in Infants. Norwood, NJ: . Ablex, pp. 177–97.

ROSENFELD, HERBERT (1952) ‘Notes on the psycho-analysis of the superego conflict in an acute catatonic schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 457—64; republished (1955) in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in PsychoAnalysis. Tavistock, pp. 180—219; and (1965) in Herbert Rosenfeld Psychotic States.

Hogarth, pp. 52–62.

ROSENFELD, HERBERT (1983) ‘Primitive object relations and mechanisms’, Int. J. Psycho-Anal.

64: 261–7.

DE SAUSSURE, R. (1939) ‘Identification and substitution’, Int. J. Psycho-Anal.  20: 465–70.

SCHMIDEBERG, MELITTA (1931) ‘A contribution to the psychology of persecutory ideas and delusions’, Int. J. Psycho-Anal.  12: 331–67.

SEGAL, HANNA (1962) ‘Curative factors in psycho-analysis’, Int. J. Psycho-Anal.  43: 212–17; republished (1971) in The Work of Hanna Segal. New York: Jason Aronson, pp. 69–80.

STEPHEN, KARIN (1934) ‘Introjection and projection: guilt and rage’, Br. J. Med. Psychol.  14: 316–31.

STERN, DAVID (1985) The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic.

10. Депрессивная

позиция

(Depressive position)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Слияние ненависти и любви к объекту вызывает особенно

острую печаль, которую Кляйн назвала депрессивной тревогой (или «тос

кой» — « pining »). Так выражается самая ранняя и наиболее мучительная фор

ма вины, возникающая как следствие амбивалентных чувств по отношению

к объекту. Младенец на определенной стадии развития (в норме — в возрас

те от четырех до шести месяцев) оказывается достаточно физически и

эмоционально зрелым, чтобы интегрировать свое фрагментированное вос

приятие матери, свести воедино хорошие и плохие ее версии (имаго), пере

живавшиеся им ранее обособленно. Когда такие частичные объекты сводят

ся воедино, в одно целое, есть опасность, что сформируется испорченный, поврежденный или мертвый целостный объект.

Депрессивная тревога является исключительно важным элементом

зрелых взаимоотношений, источником благородных и альтруистических

чувств, поддерживающих благополучие объекта. На депрессивной позиции

мобилизуются усилия, направленные на максимальное укрепление любов

ного аспекта амбивалентных отношений с поврежденным «целостным объ

ектом» (репарация). Но здесь же мобилизуются и защитные механизмы.

Так складывается констелляция параноидных защит (сначала Кляйн назы

вала их «параноидной позицией», но потом отказалась от этого термина) и маниакальных защит.

ХРОНОЛОГИЯ

1935 Зафиксировано и определено изменение, сопровождающее пере

ход к целостным объектам (Кляйн М. «К вопросу о психогенезе

маниакальнодепрессивных состояний», 1935).

1945 Скорбь об утрате внутреннего  любимого объекта (Кляйн М.

«Скорбь и ее отношение к маниакальнодепрессивным состоя

ниям», 1940).

римерно в 1932 году Кляйн наконец смирилась с тем, что все больше

расходится с классическим психоанализом, хотя продолжала справед

Пливо утверждать, что ее взгляды хорошо согласуются с поздними ра

ботами Фрейда. Тогда же она поддержала позднюю фрейдовскую теорию

инстинкта смерти. Самостоятельные теоретические изыскания она начала

А. Основные статьи

в 1935 году, радикально пересматривая представления о вине [см. БЕССОЗ

НАТЕЛЬНАЯ ВИНА] с опорой на достижения Абрахама и Фрейда, пред

шествовавшие описанию СуперЭго и структурной модели психики.

Для Кляйн важно было открытие Фрейдом (Freud, 1917, 1921) способности

Эго интернализовать внешний объект и наблюдения Абрахама (Abraham, 1924) за судьбой объекта в меланхолических и навязчивых состояниях.

Предшествующие наблюдения.  Кляйн знала о депрессии у детей и ее связи

с их агрессией и чувством вины: «После того как ее [девочки. — Прим. пер. ]

садизм растрачивал себя в этих фантазиях, не сдерживаемых, повидимо

му, никаким торможением, наступала реакция в форме глубокой депрессии, тревоги и телесного истощения» (Klein, 1929a, p. 200). Так же, как и Фрейд, Кляйн понимала, что вина и депрессия должны соотноситься с утратой

объекта амбивалентной любви и скорбью о нем: «На позднейшей стадии

развития содержание ужаса меняется: раньше это был ужас перед атакую

щей матерью, теперь это ужас утраты реальной, любящей матери, изза чего

девочка останется одинокой и брошенной» (Klein, 1929b, p. 217):

«… как только садизм ребенка ослабевает и характер и функция Су

перЭго меняется, так что теперь оно вызывает меньшую тревогу, но большее чувство вины, активируются те защитные механизмы, которые формируют основание моральной и этической установки, и ребенок начинает заботиться о своих объектах и становится спо

собным испытывать дружеские чувства» (Klein, 1933, p. 252).

Это переход от садизма [см. САДИЗМ] к депрессии, к страху утраты люби

мой матери, и этот переход порождает моральную и этическую установки.

ВЕЛИКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ.  В 1935 году Кляйн сформули

ровала, что в момент, когда начинается разрешение длительной фазы дет

ского садизма, возникает новый тип объектных отношений — отношение

к целостным объектам. Затем появляются любовные импульсы, и чувства

глубокого раскаяния и заботы наполняют ребенка. Кляйн поняла, что за

бота становится результатом слияния любви и ненависти (инстинктивных

и врожденных) к одному и тому же человеку (объекту), обладающему как

«хорошими», так и «плохими» сторонами.

Отличительные черты депрессивной позиции. Концепция депрессивной

позиции стала первой из крупных теоретических разработок Кляйн. В ней

можно отметить пять важных моментов:

(1) она замечательным образом объединила все важные теоретические ас

пекты предыдущих этапов работы Кляйн;

 10. Депрессивная позиция

(2) ядром этой новой концепции стало понятие об объединении частич

ных объектов, которые в переживании развивающегося ребенка в возрасте

от четырех до шести месяцев заменяются целостными объектами; (3) в противоположность прежнему устойчивому интересу к отношениям

с плохим объектом и к параноидной тревоге, Кляйн неожиданно и поно

вому подчеркнула значимость хорошего объекта и любовных импульсов; (4) выяснилось, что утраченный хороший объект — это объект внутренний; (5) концепция депрессивной позиции представляет собой переключение

внимания с той роли, которую в предшествующих параноидных состояни



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.