Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 17 страница



чить свое выживание посредством сохранения матери, которая будет его

поддерживать и заботиться о нем, — хотя это один из аспектов тревоги. Репа

рация также становится результатом подлинной заботы об объекте, тоски

по нем и может повлечь за собой немалое самопожертвование. Например, Кляйн так описывает материнские чувства:

«… мать в состоянии поставить себя на место ребенка, /…/ способ

ность сделать это с любовью и сочувствием тесно связана, как мы

видели, с чувством вины и стремлением к репарации /…/ [и] может

приводить к установке на полное самопожертвование» (Klein, 1937, p. 318).

Однако тема эта сложная, поскольку, согласно теории депрессивной пози

ции, забота в той же мере направлена на внутренний объект, который дол

гое время остается идентифицированным с Эго. Поэтому побочным след

ствием репарации, стремящейся восстановить хорошую мать (внешний

объект), становится восстановление внутреннего состояния в субъекте

[см. НАРЦИССИЗМ].

РАЗВИТИЕ.  Каким образом ребенок добивается установления надежного ин

тернализованного хорошего объекта? Здесь есть четыре основных фактора.

А. Основные статьи

(i) Характер реальной матери решающим образом содействует ребенку

в преодолении боли депрессивной позиции.

(ii) Способность восстанавливать, исправлять (см. выше) появляется, когда ребенок настолько успешно выдерживает болезненное чувство вины

и раскаяния, что находит способ осуществить репарацию.

(iii) Склонностью чувствовать себя в безопасности ребенок обязан пре

дыдущей фазе, которая обеспечивает ему поддержку при первом прибли

жении к депрессивной позиции. Кляйн не уделяла этому внимания

вплоть до позднего периода теоретической проработки своего клиниче

ского материала, когда в 1946 году она тщательно рассмотрела самую

раннюю фазу психической жизни [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИД

НАЯ ПОЗИЦИЯ].

(iv) Депрессивная позиция в некотором смысле является выходом из па

раноидной позиции, но боль и неразбериха депрессивной позиции выгля

дят не слишком вдохновляюще. То, как ребенок справляется с ними, зави

сит от его способности выстроить и поддержать собственную способность

любить, уравновешивающую его ненависть. Но младенца подталкивает

к депрессивной позиции все большая зрелость его восприятия внешнего

объекта, а также естественное развертывание фаз либидо. Мобилизация ге

нитальных импульсов по отношению к целостному объекту придает новые

силы любви и стремлению все исправить. Коротко говоря, это означает

способность поддерживать чувство любви к хорошему «объекту» — что

ощущается как конкретно находящийся внутри ребенка объект, составля

ющий часть его личности. Прочная уверенность в себе, говорит Кляйн, сводится к чувству надежного любящего ядра личности.

Кляйн считала, что депрессивная позиция запускает реализацию гранди

озного потенциала развития, поскольку основана на возникающем распо

знании реальности объектов. Сколь бы фантастическими ни были хоро

шие и плохие компоненты, если поддерживается развитие восприятия, то достигается различение объектов такими, какими они действительно

являются в реальности, и затем — растущее знание о внутренней реаль

ности, самопознание и самопонимание. Далее возникает также истинная

оценка внутренней реальности (способность к честной самооценке).

Способность заботиться глубоко стимулируется депрессивной тревогой

и вызывает стремление к установлению социального и межличностного

контакта с другими реальными людьми. Потенциал развития, обеспечи

ваемый заботой, у Кляйн замещает собой СуперЭго: в отличие от истин

ной заботы, СуперЭго вводит субъекта в общество, угрожая наказанием; а забота, стремление восстановить и исправить — это акт любви, вызван

ный печалью.

 10. Депрессивная позиция

ПОЗДНЕЙШИЕ МОДИФИКАЦИИ.  Как и Фрейд, Кляйн постоянно размы

шляла над новыми идеями и модифицировала старые. Концепция депрессив

ной позиции, как и многое в ранней системе ее взглядов, была несколько ото

двинута на второй план развитием концепций параноидношизоидной позиции

и особенно проективной идентификации. В течение ряда лет после введения

Кляйн понятия депрессивной позиции многие коллеги (в том числе Гловер и ее

дочь — Мелитта Шмидеберг) не соглашались с Кляйн, и это принесло ей мно

го волнений. Эту идею почти никто не пытался развивать, хотя Скотт (Scott, 1947) опубликовал весомое и подробное описание соответствующего случая.

Ривьер была одним из немногих аналитиков, немедленно подхвативших

идею депрессивной позиции. Она опиралась на эту идею, пытаясь разобрать

ся в том, как депрессия и чувство вины, включающие в себя переключение

внимания с внешнего мира на внутренние объекты (нарциссизм), могут вы

ражаться в качестве негативной терапевтической реакции на анализ:

«На мой взгляд, именно его [пациента. — Прим. пер. ] любовь к сво*

им внутренним объектам, что служит причиной и основанием не

выносимого чувства вины и боли, потребности пожертвовать сво

ей жизнью ради них и потому перспективы смерти, придает его

сопротивлению такое упорство. И противодействовать данному со

противлению мы можем лишь путем демонстрации этой любви

и вместе с ней — вины. Для подобных пациентов аналитик пред

ставляет собой внутренний объект. Поэтому мы должны добивать

ся возникновения у пациента позитивного переноса; именно это

му они сопротивляются более всего, хотя прекрасно знают, как

симулировать суррогатную “дружественность”» (Riviere, 1936, p. 319) [см. НЕГАТИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ].

Помимо этого, к теории депрессивной позиции было сделано два небольших, хотя и важных дополнения [см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА]. В 1948 году

Кляйн описала возможность интеграции объектов на частичнообъектном

уровне, хотя, добавляла она, такая интеграция является временной,

«поскольку с начала жизни Эго имеет склонность к интеграции

себя и к синтезу различных аспектов объекта. Даже у маленьких

детей, похоже, бывают такие состояния временной интеграции —

и они становятся более частыми и длительными в ходе развития»

(Klein, 1948, p. 34).

Этим Кляйн объясняла клинические наблюдения над шизоидными паци

ентами, которые как будто демонстрировали последствия необходимости

защищать себя от депрессивной тревоги.

Подобным было и второе усовершенствование теории. Ханна Сигал на

копила некоторый материал в своем новаторском анализе тяжело больного

А. Основные статьи

шизофреника (Segal, 1956). Она показала, что у шизофреника наблюдаются

определенные признаки депрессии, им самим не ощущаемой. Вместо этого

происходит процесс, в котором депрессия ощущается другими людьми, в кур

се анализа — аналитиком. Кляйн высоко оценила эту работу одной из своих

молодых учениц (Klein, 1960) [см. ПСИХОЗ].

ВОСПРИЯТИЕ ТЕОРИИ ДЕПРЕССИВНОЙ ПОЗИЦИИ.  Грандиозный

рывок психоаналитической теории, воплощенный в описании депрессив

ной позиции, установил значительную дистанцию между Кляйн и ее кри

тиками. Лишь немногие аналитики вне кляйнианского круга были в состо

янии както его комментировать. Остальные были ошеломлены внезапным

выдвижением концепции внутренних объектов из полутени на централь

ное место в теории и практике Кляйн. Поэтому большая часть критики

данной области кляйнианской теории приводится в других статьях [см. 5.

ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ].

На уровне обобщений Брайерли (Brierly, 1950), стремясь дать всесто

ронний обзор собрания статей Кляйн (опубликованного под названием

«Вклад в психоанализ», 1948), высказала замечания относительно понятия

депрессивной позиции по двум пунктам. Вопервых, поскольку Брайерли

не признавала колебания между позитивным и инвертированным Эдипо

вым комплексом прототипом соединения хороших и плохих объектов на

депрессивной позиции, это понятие сталкивает, по ее мнению, концепцию

Эдипова комплекса с центральной оси психоаналитической теории. Вовто

рых, Брайерли пеняла на то, что идея депрессивной позиции преуменьша

ет значение регрессии, выводя на первый план значение «прогрессивного»

движения к большему пониманию реальности (как внешней, так и внутрен

ней) и развитию репарации.

Репарация. Гловер (Glover, 1945) считал репарацию сугубо обсессивным

механизмом, который в действительности уже был описан ранее, — в идее

о попытках уничтожить (undo) сделанное неправильно. Однако, как указы

вала Кляйн, обсессивное уничтожение сделанного обладает магическими

свойствами и заключается в точном обращении действия (закрыть кран, ко

торый был открыт) [см. МАНИАКАЛЬНАЯ РЕПАРАЦИЯ], тогда как ре

парация исправляет ситуации с бó льшим привлечением воображения, очень

часто в символической форме, что иногда запускает ярко выраженные твор

ческие и художественные процессы [см. ОБРАЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ].

Указывалось на сходство репарации и реактивного образования, но опять

таки репарация отличается своей опорой на реальность. Всемогущая (или ма

гическая) репарация действительно включает в себя фантастические цели

и иллюзорные достижения, сравнимые с обсессивным уничтожением или ре

активным образованием, что зачастую называют «маниакальной репарацией».

Хотя и предлагали ввести другой термин, термин «репарация» обладает тем

 10. Депрессивная позиция

преимуществом, что он помещает эти различные механизмы, реалистические

и нереалистические, в общий контекст.

Отношение между репарацией и защитными механизмами, такими как

уничтожение сделанного и реактивное образование, подобно отношению

между репарацией и сублимацией. В обоих случаях это различие между уп

равлением импульсом (аннулирование, реактивное образование и субли

мация) и любовью к объекту. Собственно, это два новообразующихся сло

варя, между которыми нет четких правил перевода. Согласно Кляйн, связь

между ними в том, что репарация родственна примитивным защитным ме

ханизмам и депрессивной тревоге, которые являются почвой для развития

личности в дальнейшем, и это может затем быть описано ортодоксальной

фрейдистской терминологией.

Депрессивная тревога.  Ключевая особенность депрессивной позиции —

мучительное беспокойство о состоянии объекта — критиковалась Гротстай

ном (Grotstein, 1983) с позиций психологии самости:

«Кляйн придавала слишком большое значение обеспечению младен

цем благополучия объекта и, повидимому, жертвовала правом мла

денца обладать собственной “самостью” и/или правом на признание

нужд самости, независимых от учета благополучия объекта» (p. 529).

Однако то, что описывает Гротстайн, как раз и является болью депрессивной

позиции на ее ранних стадиях, когда чувство вины имеет выраженную пер

секуторную окраску, требующую полного самопожертвования и рабства

[см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА]. Именно изза этого качества депрессив

ной позиции, свойственного ей на ранних этапах развития, ребенок стремит

ся от нее уклониться, включая защиты от нее или отступая на параноидно

шизоидную позицию. Только путем проработки этой боли младенец и более

взрослые индивиды могут достичь лучшей согласованности между заботой

об объекте и нормальной степенью чувства собственного достоинства (неко

торого нормального нарциссизма), необходимого, чтобы заботиться о себе

(см. Rosenfeld, 1987).

Фэйрберн и понятие тщетности (futility).  Наиболее действенная критика

понятия депрессивной позиции была, фактически, сочувствующей, и Кляйн, что для нее было нехарактерно, отнеслась к этой критике всерьез. Фэйрберн

(Fairbairn, 1941) считал концепцию депрессивной позиции лишь логическим

развитием взглядов Фрейда, установившихся после переключения его и

Абрахама внимания с истерии на меланхолию. Фэйрберн полагал, что это

ошибка, и доказывал, что структура, описанная как СуперЭго, является фак

тически защитной организацией Эго и скрывает под собой фундаментально

иную структуру, с расщеплениями внутри Эго и объекта. Возвращаясь к изу

чению истерии, состояний диссоциации и шизоидных индивидов, утверждал

А. Основные статьи

Фэйрберн, мы получаем возможность исследовать эту предшествующую по

зицию, которую он называл шизоидной. Ключ к ней следовало искать в аф

фектах.

Фэйрберн указывал, что зачастую депрессией называют по сути совер

шенно другой аффект, который он обозначал термином « тщетность». Этот

аффект он связывал с истерическими душевными состояниями, в типич

ном случае — с состоянием лишенного эмоций belle indiffé rence (прекрас

ного безразличия), характеризующегося мнимым отсутствием аффекта.

Фэйрберн объяснял такую эмоциональную пустоту расщеплением психи

ки и горячо призывал уделять больше внимания диссоциативным феноме

нам. Что Кляйн и исполнила достаточно прилежно (Klein, 1946) [см. 11.

ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Фэйрберн считал: депрес

сивные явления маскируют те, что относятся к шизоидным состояниям, в частности, маскируют расщепление Эго и последующий страх за самость, и эти положения Кляйн восприняла всерьез.

Для Кляйн и ее ближайших последователей понятие депрессивной

позиции сразу же заняло центральное место и далее менялось лишь незна

чительно. Достижение депрессивной позиции, со сбалансированным взгля

дом на реальность объектов, до сих пор считается признаком психологи

ческого прогресса. Джеймс Стрэйчи (Strachey, 1934) в своей теории

модификации нереалистически хороших и плохих архаических объектов

как основного терапевтического фактора психоанализа шел буквально сле

дом за Кляйн. Стивен (Stephen, 1934), без сомнения благодаря близкому

знакомству с теорией Кляйн, также исследовал связь между интернали

зацией объектов, деструктивностью и чувством вины.

Однако после публикации статей, посвященных депрессивной позиции

(Klein, 1935, 1940), психоаналитический мир оказался втянутым в полити

ческую ситуацию в Европе, а потом в распри, бушевавшие в Британском

психоаналитическом обществе. Кляйн, когда все это происходило, уже пе

решла к исследованию параноидношизоидной позиции.

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 418–501.

BRIERLEY, MARJORIE (1950) ‘Review of Klein’s Contributions to Psycho-Analysis’, Int. J.

Psycho-Anal.  31: 209–11.

FAIRBAIRN, RONALD (1941) ‘A revised psychopathology of the psychoses and psychoneuroses’

in Ronald Fairbairn (1952) Psycho-Analytic Studies of the Personality. Routledge & Kegan Paul.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1953–

73. vol. 14, pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1921) Group Psychology and the Analysis of the Ego. S. E.  18, pp. 67–143.

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety. S. E.  20, pp. 77–175.

 10. Депрессивная позиция

GLOVER, EDWARD (1945) ‘An examination of the Klein system of child psychology’, Psychoanal.

Study Child  1: 3–43.

GRINBERG, LEON (1978) ‘The “razor’s edge” in depression and mourning’, Int. J. Psycho-Anal.

59: 245–54.

GROTSTEIN, JAMES (1983) ‘The significance of Kleinian contributions to psycho analysis: IV

Critiques of Klein’, Int. J. Psycho-Anal. Psychother.  9: 511–35.

JOSEPH, BETTY (1978) ‘Different types of anxiety and their handling in the analytic situation’, Int. J. Psycho-Anal.  59: 223–8.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1. Hogarth, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1929a) ‘Personification in the play of children’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 199–209.

KLEIN, MELANIE (1929b) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 210–18.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 262–89.

KLEIN, MELANIE (1936) ‘Weaning’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 290–305.

KLEIN, MELANIE (1937) Love, Guilt and Reparation, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 306—43.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 344–69.

KLEIN, MELANIE (1945) ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 370–419.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 1–24.

KLEIN, MELANIE (1948) ‘On the theory of anxiety and guilt’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 25–42.

KLEIN, MELANIE (1960) ‘A note on depression in the schizophrenic’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 264–7.

RIVIERE, JOAN (1929) ‘Magical regeneration by dancing’, Int. J. Psycho-Anal.  10: 340.

RIVIERE, JOAN (1936) ‘A contribution to the analysis of the negative therapeutic reaction’, Int. J. Psycho-Anal.  17: 304–20.

ROSENFELD, HERBERT (1987) Impasse and Interpretation. Tavistock.

SCOTT, W. CLIFFORD M. (1947) ‘On the intense affects encountered in treating a severe manic-depressive disorder’, Int. J. Psycho-Anal.  28: 139–45.

SEGAL, HANNA (1956) ‘Depression in the schizophrenic’, Int. J. Psycho-Anal.  37: 339–43; republished (1981) in The Work of Hanna Segal. New York: Jason Aronson, pp. 121–9.

SHARPE, ELLA FREEMAN (1930) ‘The technique of psycho-analysis: seven lectures’, in (1950) Collected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth.

STEPHEN, KARIN (1934) ‘Introjection and projection: rage and guilt’, Br. J. Med. Psychol.  14: 316–31.

STRACHEY, JAMES (1934) ‘The nature of the therapeutic action of psycho analysis’, Int. J.

Psycho-Anal.  15: 127–59.

11. Параноидно

шизоидная позиция

(Paranoid-schizoid position)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Психическое состояние самого раннего возраста отмече

но персекуторной тревогой, которая сопровождается процессами, угрожа

ющими психике фрагментацией (и в действительности приводящими к

ней). Эта тревога настолько сильна, что затрудняет переход на депрессив

ную позицию, поскольку целостность психики оказывается серьезно на

рушенной. Процессы расщепления, как правило, приводят к проецирова

нию частей самости или Эго (проективной идентификации) в объекты, и

это вызывает истощение самости. А истощенная самость испытывает

вследствие этого трудности с интроекцией и интроективной идентифи

кацией. Эта позиция была описана Кляйн в 1946 году, что существенно

модифицировало предшествовавшие описания параноидных и персеку

торных состояний. Работа 1946 года подтолкнула коллег Кляйн и ее уче

ников к дальнейшим разработкам (особенно в отношении проективной

идентификации).

ХРОНОЛОГИЯ

1929 Ранние предварительные идеи.

1946 Параноидношизоидная позиция (Кляйн М. «Заметки о некото

рых шизоидных механизмах», 1946; Розенфельд Г. «Анализ ши

зофренических состояний, сопровождающихся деперсонализа

цией», 1947).

араноидные состояния младенчества давно интересовали Кляйн, но с 1935 по 1946 годы она и ее сотрудники занимались исследова

Пниями бессознательной фантазии, внутренних объектов и особенно—

важной роли хорошего внутреннего объекта на депрессивной позиции

[см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Концепция депрессивной пози

ции еще не заслужила признания и не была достаточно развита самими

кляйнианцами, когда в 1946 году на Кляйн повлияли идеи Фэйрберна, отнюдь не входившего в круг ее ближайших соратников.

Фэйрберн поставил следующий вопрос: почему одни люди оказывают

ся в состоянии болееменее успешно справиться со вспышкой чувства вины

на депрессивной позиции, а другие — нет? Он отвечал таким образом:

 11. Параноидно*шизоидная позиция

«Возникающая в результате моральная ситуация, конечно, отно

сится к более высокому уровню психического развития, чем ситу

ация исходная, /…/ и вину мы считаем составляющей природы

защиты. Одним словом, в психотерапии вина действует как сопро*

тивление» (Fairbairn, 1943, pp. 68–69).

Он рассматривал исходную ситуацию как переживание «не столько своей

виновности, сколько простонапросто “плохости”» (Fairbairn, 1943, p. 63).

Кляйн сочла, что такое различение справедливо:

«Если страхи преследования чрезвычайно сильны, и по этой при

чине (а также по некоторым другим) ребенок не в состоянии про

работать параноидношизоидную позицию, в свою очередь затруд

няется и проработка депрессивной позиции» (Klein, 1946, p. 2).

Шизоидные состояния.  Фэйрберн жил и работал вдалеке от психоанали

тического сообщества, в Шотландии, но на него оказали влияние работы

Кляйн, посвященные параноидным состояниям [см. ФЭЙРБЕРН]. Одна

ко он доказывал, что параноидная позиция выполняет не одну лишь функ

цию защиты от депрессивной позиции [см. ПАРАНОИДНАЯ ЗАЩИТА

ОТ ДЕПРЕССИВНОЙ ТРЕВОГИ]. Он говорил о важности процессов, расщепляющих Эго, и указывал на относительное пренебрежение со сто

роны аналитиков истерией и диссоциативными механизмами, исследова

ние которых заложило основы психоанализа. Фэйрберн призывал уделять

внимание не только маниакальнодепрессивным расстройствам (Abraham, 1911, 1924; Freud, 1917), но обратить его на шизофреников и шизоидные

состояния.

«Читатель отметит, что в этой работе часть выводов согласуется

с положениями Фэйрберна, а другая часть расходится с ними прин

ципиально. Фэйрберн главным образом рассматривает развитие

Эго по отношению к объектам, а меня интересуют в основном тре

воги, их чередование и видоизменение. /…/ Совершенно оправда

но особое значение, которое он придает изначальной связи исте

рией с шизофренией. Предлагаемый им термин “шизоидный”

вполне приемлем, если понимать, что он охватывает как шизоид

ные механизмы, так и страх преследования» (Klein, 1946, p. 3).

Фэйрберн утверждал, что шизофрению можно понять лучше, рассма

тривая ее в более тесной связи с истерией и диссоциативными явления

ми. Шизофрения подразумевает расщепленную на фрагменты психику, и поэтому Фэйрберн ввел понятие шизоидной позиции, которая предше

ствует — и является основанием — депрессивной позиции, описанной

Кляйн. Шизоидная позиция объясняет и определяет будущую патологию

А. Основные статьи

личности, и Фэйрберн разрабатывает систематическую классификацию

ее условий по признаку расщепления внутри Эго и объекта. Кляйн при

нимает эту точку зрения, она понимает, что шизофрения относится к пе

реживанию психики, распавшейся на части. Безусловно, Кляйн должна

была спросить себя, каким образом психика приходит к переживанию себя

как разделенной на части? Она была глубоко впечатлена подходом Фэйр

берна, однако решила инкорпорировать его в собственную систему поня

тий. Кляйн осознает, что пока не была достаточного внимательной к пер

вым месяцам жизни, поскольку датировала начало депрессивной позиции

второй четвертью первого года жизни.

Кляйн в какомто смысле выдержала атаки на свою систему взглядов

в начале 1940х годов [см. ДИСКУССИИ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ], резуль

татом которых стала безрадостная, но стабильная патовая ситуация. Ждать, пока остальные аналитики, не входящие в ее группу, дорастут до ее взгля

дов, смысла не было; она просто двинулась дальше, вернувшись к своему

старому интересу — психозу. В прошлом ее внимание было направлено на

детей и их состояния заторможенного и фрагментированного мышления

(Klein, 1930, 1931). Кляйн всегда особо отмечала параноидный страх, тор

мозящий развитие мышления и символизации. Таким образом, не упуская

из виду важного значения депрессивной позиции, она согласилась с Фэйр

берном, что начало этой позиции определяется адекватной предшествую

щей проработкой тревоги другого типа, не депрессивной. Также Кляйн со

гласилась, что здесь действуют шизоидные механизмы, в первую очередь —

механизм расщепления. Впоследствии она признала вклад Фэйрберна, объ

единив его термин «шизоидная позиция» с собственным «параноидная

позиция» и получив точный, но несколько громоздкий термин «параноид

ношизоидная позиция».

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПАРАНОИДНОKШИЗОИДНОЙ

ПОЗИЦИИ.  На клиническом материале Кляйн описала ряд отличительных

черт данной позиции:

(1) Фрагментация и инстинкт смерти.  Кляйн смогла принять критику Фэйр

берна, поскольку ей пришла в голову изящная идея: переживание разделен

ности на части может както соотноситься с работой инстинкта смерти

внутри Эго. Таким образом, она могла рассчитывать на более основатель

ное клиническое доказательство существования инстинкта смерти в ана

лизе пациентов с самыми серьезными нарушениями — шизофреников с рас

падом личности. Она принялась исследовать эту гипотезу с помощью своих

учеников, которые занимались лечением шизофреников [см. КЛЯЙНИАН

СКАЯ ГРУППА; ПСИХОЗ].

 11. Параноидно*шизоидная позиция

(2) Раннее Эго.  На первых порах Эго колеблется между состояниями интег

рации и дезинтеграции: «раннее Эго испытывает значительную нехватку

связности, а тенденция к интеграции чередуется с тенденцией к дезинтег

рации, распаду на части» (Klein, 1946, p. 4). Позднее эта ситуация была

описана Бик (Bick, 1968) на материале непосредственных наблюдений за

младенцами в первую неделю жизни [см. АДГЕЗИВНАЯ ИДЕНТИФИ

КАЦИЯ]. Тогда как классический психоанализ концентрируется на Эго как

органе, стремящемся к разрядке инстинктивных напряжений под давлени

ем Ид, СуперЭго и реальности, и который можно описать в терминах

его структуры и функций, Кляйн рассматривает Эго под другим углом: как функцию, посредством которой субъект осознает свои собственные со

стояния и процессы1. Характерным образом Кляйн описывает эту функцию

на основе фантазий Эго по поводу его борьбы с тревогами, которые Эго ис

пытывает в процессе отношений с объектами.

Довольно рано персекуторные состояния и паранойя у маленьких де

тей стали рассматриваться как исключительно значимые в относительно

спокойном (или наоборот) ходе развития. Сёрл (Searl, 1932), на то время

одна из ближайших коллег Кляйн, описывала, каким образом подобные

психические состояния могут формировать, например, у преждевременно

развившегося ребенка, «побуждение к ранним и весьма совершенным об

разованиям Эго, обедняющим либидинозную жизнь именно потому, что они

служат редукции чувств и ощущения напряжения» (Searl, 1932, p. 346). Она

описывает ребенка, который избавился от эмоциональных состояний, «стал

тихим и бесчувственным» (p. 334). Подобные случаи Кляйн описала в 1946, а Бик — в 1968 году.

(3) Тревога.  Эго борется за сохранение своей интегрированности, преодоле

вая болезненное переживание им объектов, угрожающих аннигиляцией.

Поэтому Кляйн начала с переживания расщепленного Эго, с тревоги перед

раскалыванием на куски. Взгляды Кляйн существенно отличаются от точ

ки зрения Фрейда, рассматривавшего отклонение инстинкта смерти как

первое действие Эго. Хотя внешне Кляйн эту концепцию признавала, она указывала, что адекватную проекцию инстинкта смерти может осуще

ствлять только Эго, уже сформированное на основании надежного внутрен

него хорошего объекта и опирающееся на его помощь. Поэтому отклоне

ние инстинкта смерти не является тем первым событием, что приводит

к возникновению Эго; скорее, оно является постоянным процессом: откло

нения и расщепления повторяются вновь и вновь, и процесс этот иногда

терпит неудачу.

По согласованию с автором данная фраза изменена в сравнении с английским ори

гиналом. – Прим. науч. ред.

А. Основные статьи

Ранее Кляйн следовала гипотезе Фрейда о первичном отклонении ин

стинкта смерти, сопровождающемся расщеплением Ид [см. 7. СУПЕР

ЭГО], что позволило ей отойти от классического психоанализа и при этом



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.