Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 13 страница



Мелани Кляйн. Данное понятие поставило Кляйн в оппозицию ортодоксаль

ному мнению — в этом положении она стремилась остаться верной своим

открытиям и в то же время не отказывала себе в удовольствии слегка поскан

далить. Она не смогла сохранить преданность ортодоксальной фрейдовской

теории тех лет (1930е годы) и страдала от этого. Разрабатывая собственные

теории, она более или менее игнорировала фрейдовскую структурную тео

рию Ид, Эго и СуперЭго. Не будет преувеличением назвать предпринятое

Кляйн развитие идеи СуперЭго новой структурной теорией. Разворачива

ется картина целого набора внутренних объектов, что создает настоящий вну

тренний мир, населенный имаго внешних фигур. Со временем это приводит

к пониманию скрытых организаций личности (психотическая часть, первер

сивная часть и т. д. ), вовлеченных во внутренние отношения, которые посто

янно разрушают или извращают переживания Эго [см. СТРУКТУРА].

В истории концепции СуперЭго встречаются многие темы, которые

кляйнианская теория трактует не так, как классический психоанализ: нало

жение ранних либидинозных фаз на поздние против их четко расписанной

последовательности; манифестация инстинкта смерти внутри личности про

тив его безмолвия в клинической практике; начинающееся с рождения функ

ционирование Эго против развития Эго в гораздо более позднем возрасте; совершаемый Эго первый акт расщепления и отклонения (проекции) про

тив его изначальной интегративной функции; феноменология и субъектив

ное переживание конкретно ощущаемых объектов различных типов против

переживания символических репрезентаций в психике. Эти разногласия

раскалили атмосферу дискуссий между Мелани Кляйн и Анной Фрейд, Британским и Венским психоаналитическими обществами, и в конечном

итоге — между различными группами в рамках Британского общества. Такая

атмосфера не способствовала разрешению споров, поэтому проблемы оста

лись, и сегодня новое поколение аналитиков их зачастую даже не распозна

ет, унаследовав, похоже, напряженность дебатов, но не их содержательную

часть. Дальнейшие споры больше относились к позднейшим разработкам те

ории с обеих сторон [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ; ЭГОПСИХОЛОГИЯ] без отслеживания их корней в более ранних и нераз

решенных проблемах 1920х и 1930х годов.

ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 418–501.

FENICHEL, OTTO (1928) ‘The clinical aspect of the need for punishment’, Int. J. Psycho-Anal.

9: 47–70.

FENICHEL, OTTO (1931) ‘The pregenital antecedents of the Oedipus complex’, Int. J. PsychoAnal.  12: 412–30.

А. Основные статьи

FERENCZI, SANDOR (1925) ‘Psycho-analysis of sexual habits’, in (1950) Further Contributions to the Theory and Technique of Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 259–97.

FREUD, ANNA (1927) Psycho-Analytic Treatment of Children, English edn, 1946. Imago.

FREUD, SIGMUND (1916) ‘Some character-types met with in psycho-analytic work: III Criminals from a sense of guilt’, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1953–73. vol. 14, pp. 332–3.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’. S. E.  14, pp. 237–60.

FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E.  18, pp. 3–64.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. SE.  19, pp. 3–66.

FREUD, SIGMUND (1924a) ‘The economic problem of masochism’. S. E.  19, pp. 157–70.

FREUD, SIGMUND (1924b) ‘The dissolution of the Oedipus complex’. S. E.  19, pp. 173–9.

FREUD, SIGMUND (1930) Civilization and its Discontents. S. E.  21, pp. 59–145.

GLOVER, EDWARD (1926) ‘The neurotic character’, Int. J. Psycho-Anal.  7: 11–29.

GRINBERG, LEON (1978) ‘The “razor’s edge” in depression and mourning’, Int. J. Psycho-Anal.

59: 145–54.

HEIMANN, PAULA (1952) ‘Certain functions of introjection and projection in early infancy’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan Isaacs and Joan Riviere, eds Developments in Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 122–68.

HEIMANN, PAULA (1955) ‘A combination of defence mechanisms in paranoia’, in Melanie Klein, Paula Heiniann and Roger Money-Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.

Tavistock, pp. 240–65.

ISAACS, SUSAN (1929) ‘Privation and guilt’, Int. J. Psycho-Anal.  10: 335–47.

JONES, ERNEST (1926) ‘The origin and structure of the superego’, Int. J. Psycho-Anal.  7: 303–11.

JONES, ERNEST (1927) ‘The early development of female sexuality’, Int. J. Psycho-Anal.  8: 459–72.

KLEIN, MELANIE (1925) ‘A contribution to the psychogenesis of tics’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1. Hogarth, pp. 106–27.

KLEIN, MELANIE (1926) ‘The psychological principles of early analysis’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 128–37.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1928) ‘Early stages of the Oedipus complex’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 186–98.

KLEIN, MELANIE (1929) ‘Personification in the play of children’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 199–209.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, The Writings of Melanie Klein, vol. 2.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 262–89.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 1–24.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 61–93.

 7. Супер*Эго

KLEIN, MELANIE (1955) ‘The psycho-analytic play technique: its history and significance’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 122–40.

KLEIN, MELANIE (1958) ‘On the development of mental functioning’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 236–46.

KLEIN, SIDNEY (1980) ‘Autistic phenomena in neurotic patients’, Int. J. Psycho- Anal.  61: 393–

402.

MANCIA, MAURO AND MELTZER, DONALD (1981) ‘Ego ideal functions and the psycho-analytical process’, Int. J. Psycho-Anal.  62: 243–9.

MELANIE KLEIN TRUST (1974) ‘Explanatory note to The Psycho-Analysis of Children in The Writings of Melanie Klein Volume 2’. Hogarth, pp. 283–5.

MELTZER, DONALD (1967) The Psycho-Analytic Process. Heinemann.

MONEY-KYRLE, ROGER (1951) ‘Some aspects of state and character in Germany’, in George B. Wilbur and Warner Muensterberger, eds Psycho-Analysis and Culture. New York: International Universities Press; republished (1978) in The Collected Works of Roger Money-Kyrle. Perth: Clunie, pp. 229–44.

RIESENBERG-MALCOLM, Ruth (1981) ‘Technical problems in the analysis of a pseudo-compliant patient’, Int. J. Psycho-Anal.  62: 477–84.

ROSENFELD, HERBERT (1 952) ‘Notes on the psycho-analysis of the superego conflict in an acute schizophrenic patient’, Int. J. Psycho-Anal.  33: 111–31; republished (1955) in Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money Kyrle, eds New Directions in Psycho-Analysis.

Tavistock, pp. 180—219; and (1965) in Psychotic States. Hogarth, pp. 63–103.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

SCHMIDEBERG, MELITTA (1934) ‘The play analysis of a three-year-old girl’, Int. J. Psycho-Anal.

15: 245–64.

SEAN, M. N. (1936) ‘Infantile ideals’, Int. J. Psycho-Anal.  17: 17–39.

SEGAL, HANNA (1987) personal communication.

STEINER, RICCARDO (1985) ‘Some thoughts about tradition and change arising from an examination of the British Psycho-Analytical Society’s Controversial Discussions (1943–1944)’, Int. Rev. Psycho-Anal.  12: 27–71.

STRACHEY, JAMES (1934) ‘On the therapeutic effect of psycho-analysis’, Int. J. Psycho-Anal.

15: 127–59.

WAELDER, ROBERT (1937) ‘The problem of the genesis of psychical conflict in earliest infancy’, Int. J. Psycho-Anal.  18: 406–73.

8. Ранние ситуации

тревоги

(Early anxiety situations)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Кляйн использовала этот термин Фрейда (он упоминал

ранние ситуации тревоги или опасности для ребенка) в отношении открытых

ею страхов, порождаемых садистическими фантазиями нападения на материн

ское тело и ожиданием возмездия за это с его стороны. Было установлено, что

такая тревога очень интенсивна и ее испытывают дети обоих полов. Это при

вело к открытию фазы женственности и у мальчиков, и у девочек. В 1935 году

Кляйн ввела понятие депрессивной позиции; здесь она вернулась к представ

лению Фрейда об утрате любимого объекта как решающей ситуации тревоги, однако существенно эту идею видоизменила. Кляйн сосредоточилась на утра

те внутреннего  любимого объекта. Позднее, в 1946 году, описание параноид

ношизоидной фазы очень раннего расщепления указало на другую ситуацию

тревоги — страх аннигиляции Эго (вследствие действия во внутреннем мире

врожденного инстинкта смерти). Последователи Кляйн тревогу понимали

преимущественно в этом смысле (персекуторная тревога).

ХРОНОЛОГИЯ

1927 Нападения на материнское тело с ожиданием возмездия (Кляйн

М. «Ранние стадии Эдипова конфликта», 1928; Кляйн М. «Ин

фантильные ситуации тревоги, как они отражены в произведе

нии искусства и творческом импульсе», 1929).

1935 Непараноидная тревога, связанная с утратой внутреннего хоро

шего объекта (Кляйн М. «К вопросу о психогенезе маниакаль

нодепрессивных состояний», 1935; Кляйн М. «Эдипов комплекс

в свете ранних тревог», 1945).

1946 Страх аннигиляции Эго вследствие действующего внутри ин

стинкта смерти (Кляйн М., «Заметки о некоторых шизоидных

механизмах», 1946).

дним из важнейших качеств уникального подхода Кляйн к психоана

лизу было ее особое внимание к тревоге, а не к дериватам инстинк

Отов. Психоанализ начинался с интереса к симптомам, который затем

переместился на защитные механизмы. Путь Кляйн был иным: «С самого

начала психоаналитической работы мой интерес был сосредоточен на тре

воге, ее причинах и следствиях» (Klein, 1948, p. 41). Кляйн понимала, что

 8. Ранние ситуации тревоги

оказалась близка к исключению из числа психоаналитиков за ересь: «Я от

клонилась от некоторых правил, принятых на тот момент, поскольку интер

претировала то, что, на мой взгляд, было самым актуальным в материале, поставляемом мне ребенком, и обнаружила, что мое внимание сфокусиро

вано на тревогах и защитах от них» (Klein, 1955, p. 122).

Работа Фрейда «Торможения, симптомы и тревога» 1926 года оказала

значительное и глубокое влияние на развитие теоретических взглядов

Кляйн. Она постоянно обращалась к этой работе за помощью в поиске соб

ственных теоретических формулировок. Оттуда она почерпнула четыре

главные для себя идеи:

(a) Фрейд ввел термин «инфантильные ситуации опасности и тревоги», что для Кляйн подтверждало справедливость ее внимания к содержанию

тревоги, а не к более традиционному предмету — трансформации либидо.

(b) Фрейд размышлял о травме рождения и глобальном характере «утра

ты любимого объекта», что позже стало важным теоретическим основани

ем кляйновской теории депрессивной позиции [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ

ПОЗИЦИЯ].

(c) Наконец, замечания Фрейда об особом характере защит по отношению

к инстинкту смерти поддерживали Кляйн в ее наблюдениях за детьми. Опи

раясь на его взгляды, она вскоре смогла отойти от классических теорий Су

перЭго и Эдипова комплекса [см. 7. СУПЕРЭГО; 4. ЭДИПОВ КОМ

ПЛЕКС].

(d) Кляйн трактовала образование СуперЭго как следствие отклонения ин

стинкта смерти вовне и разделения Ид, как «первую меру защиты со стороны

Эго» (Klein, 1933, p. 250) [см. 7. СУПЕРЭГО; ИНСТИНКТ СМЕРТИ].

Итак, именно под влиянием этой работы Фрейда произошел радикальный

взлет мысли Кляйн, когда она рассмотрела СуперЭго как клиническую

манифестацию инстинкта смерти, развила концепцию депрессивной пози

ции, что и привело к теоретическому расколу с ортодоксальным психоана

лизом в 1932 году. К этому пути, требующему недюжинной уверенности

в себе, Кляйн подтолкнула заинтересованность в содержании, которую она

находила в трудах Фрейда и которая прямо вела к радикальной перемене

во взглядах на природу тревоги — от объяснений в терминах физиологи

ческой трансформации к изучению психологического содержания. В этом

заключается одно из наиболее важных по сей день различий между Кляй

нианской школой и другими психоаналитическими течениями.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ КЛЯЙН НА ТРЕВОГУ.  Вышедшая в 1926 году работа

Фрейда не могла не оказать значительного и глубокого влияния на развитие

теоретических взглядов Кляйн. Предложив термин «инфантильные ситуации

опасности и тревоги», Фрейд, по мнению Кляйн, подтвердил справедливость

А. Основные статьи

ее подхода к содержанию  тревоги. Фактически, Фрейд отвечал на книгу Ран

ка, в которой доказывалось, что причина всякой тревоги одна — травма рож

дения. Фрейд, наоборот, доказывал, что на разных стадиях жизни ситуация

тревоги различна. Таким образом он, по сути, своим авторитетом подтверж

дал значимость содержания фантазии или реальности, дающей тревоге смысл.

Неортодоксальный подход Кляйн, которая отдавала приоритет содержа

нию тревоги, привел к рассмотрению следующих тем, относящихся к тревоге: (1) тревога у детей, связанная с проявляющейся в игре агрессией; (2) тревога как конфликт инстинктов;

(3) фантазийное содержание тревоги;

(4) нападения на материнское тело;

(5) психотические тревоги;

(6) техника.

(1) Игра и садизм.  Кляйн обнаружила, что жестокость и агрессия игры приво

дит к чрезвычайно суровым формам раскаяния и вины, порожденных агрес

сией. Она сама была шокирована насилием, пронизывающим детские фанта

зии: «очень трудно — знаю на собственном опыте — заставить себя признать, что столь отвратительная идея соответствует истине» (Klein, 1932, p. 130).

Для Кляйн становилось все более очевидным, что собственный садизм

пугает маленьких детей и заставляет их бояться столь же садистической

кары. Хотя сначала Кляйн считала, что тревога и вина своим происхожде

нием обязаны сексуальному либидо и Эдипову комплексу, она, несомнен

но, интерпретировала попытки детей контролировать свою агрессию, а не

просто сексуальность. В 1927 году (особенно в статье о криминальных на

клонностях) ее внимание к агрессии и садизму возросло. Кляйн обнаружи

ла, насколько глубокое влияние могут оказывать вина и тревога на игру

детей, приводя к сильным торможениям фантазии, что соответствует столь

же серьезным торможениям развития в целом (Klein, 1930) и интеллекта

в частности (Klein, 1931) [см. 1. ТЕХНИКА].

(2) Конфликт инстинктов.  В начале ее работы интерпретации Кляйн, подоб

но интерпретациям Фрейда, касались того, как фантазийная жизнь тормо

зится вытеснением либидо, вызванным, в частности, фрустрациями при

стремлении обрести знание о первичной сцене. Классическая точка зрения

на тревогу в 1920 годы была такой: тревога соответствует основному кон

фликту, который вызывают сексуальные инстинкты ребенка, возникшие

в слишком раннем возрасте, в обществе, что запрещает свободное удовле

творение сексуальных импульсов.

 8. Ранние ситуации тревоги

Предложенная Фрейдом в 1926 году версия этой теории была для Кляйн

очень важна [см. (3) ниже], и около 1932 года ее взгляды радикально изме

нились. Она стала признавать клиническую полезность концепции инстинкта

смерти [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ]. Опираясь на клиническую практику, она поняла, что тревога у маленьких детей относилась к очень примитивно

му конфликту между агрессией и реакцией раскаяния, следующей за агрес

сией. Внезапно она довольно далеко вышла за рамки своей предыдущей

теории тревоги, описав предрасположенность инстинкта смерти (в его спро

ецированной форме — агрессии) вступать в конфликт с любовными инстинк

тами. Такой конфликт неизбежен, поскольку вызван внутренне противоре

чивым унаследованным достоянием ребенка — инстинктами жизни и смерти.

Идея изначального конфликта этих инстинктов вполне сопоставима со взгля

дом Кляйн на психотическую тревогу как повторяющийся порочный круг

агрессии и страха. Классическая точка зрения на тревогу, по мнению Кляйн, относится к более поздней форме, которая возникает на основании предше

ствующего конфликта между инстинктами.

(3) Инфантильные ситуации опасности и тревоги.  Уделять внимание психоло*

гическому содержанию  тревоги начал Фрейд (Freud, 1926). То есть тревога

представляла собой психологически переживаемую ситуацию опасности, реальной или воображаемой (ситуацию тревоги). В 1926 году Кляйн активно

дискутировала с Анной Фрейд [см. ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ] и с благодарнос

тью использовала труды Фрейда для доказательства своих взглядов. Она с эн

тузиазмом подхватила термин «ранние ситуации тревоги», поскольку счита

ла, что он укрепит ее позицию в классической психоаналитической теории.

В общем и целом, по мнению Фрейда, в различные периоды разви

тия наблюдаются особые, специфические ситуации тревоги. Кляйн пред

ставила свои результаты, стремясь наполнить набросок Фрейда детали

зированным психологическим содержанием. Впервые она употребила

фрейдовский термин «ситуация тревоги» в 1929 году в удивительной

статье по поводу напечатанной в берлинской газете рецензии на венскую

постановку оперетты Равеля, причем сама Кляйн на этом представлении

не была. Пользуясь фрейдовским термином, чтобы ее не обвинили в от

клонении от учения Фрейда (обычное обвинение со стороны венцев), Кляйн писала:

«Я хотела рассказать вам о своих концепциях, потому что могу свя

зать их с концепцией Фрейда — одним из наиболее важных выводов

работы «Торможения, симптомы и тревога» (1926), а именно с гипо

тезой о ранних инфантильных ситуациях тревоги или опасности»

(Klein, 1929, p. 212).

Она развивает свою мысль:

А. Основные статьи

«Фрейд полагает, что инфантильные ситуации опасности можно

в конечном итоге свести к утрате любимого (желанного) человека.

У девочек, считает он, утрата такого объекта является ситуацией

опасности, которая оказывает наиболее сильное воздействие; у маль

чиков это кастрация. На основании клинических данных могу утвер

ждать, что обе эти ситуации опасности являются модификацией си

туаций еще более ранних. Я обнаружила, что у мальчиков страх

кастрации со стороны отца связан с очень специфической ситуаци

ей — вообще самой ранней, на мой взгляд, ситуацией тревоги. Как

я уже писала, нападение на материнское тело, которое психологиче

ски соотносится по времени с зенитом садистической фазы, предпо

лагает также борьбу с отцовским пенисом, находящимся внутри

матери» (Klein, 1929, p. 213) [см. 6. ФАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ; КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА].

(4) Нападения на материнское тело.  Важную роль сыграло то, что первой

описанной Кляйн ситуацией тревоги стали нападения младенца на материн

ское тело, сопровождаемые страхом равноценного возмездия [см. 6. ФАЗА

ЖЕНСТВЕННОСТИ]. Кляйн уже обнаружила специфическую тревогу

в нескольких случаях — в анализе Риты (1923), Труди и Руфь (1924):

«Мои наблюдения в анализе Труди, Руфь и Риты вместе с идеями

последних лет привели меня к признанию существования тревоги

или скорее ситуации тревоги, характерной для девочек и эквива

лентной кастрационной тревоге мальчиков. /…/ Она основывает

ся на импульсах агрессии девочки против матери и ее желаниях

убить и обокрасть мать, обусловленных ранними стадиями Эдипо

ва конфликта. Эти импульсы приводят не только к тревоге или

страху быть атакованной матерью, но и к страху, что мать покинет

девочку или умрет» (Klein, 1932, p. 31).

Эта ситуация тревоги возникает вследствие эдипальной провокации силь

нейшей агрессии, направленной на внутреннее содержимое материнского

тела. Затем идет страх возмездия со стороны матери или отца; отец тоже

оказывается атакованным, поскольку его пенис обитает внутри атакован

ного тела матери. Эти инфантильные фантазии необычайно богаты (Searl, 1929). Сильное стремление дополнить таким образом фрейдовскую теорию

было обречено натолкнуться на столь же сильное сопротивление со сторо

ны Анны Фрейд и континентальных аналитиков, которые этому подходу

противостояли [см. ДИСКУСИИ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ].

Разрушение преследователей.  Одна из защит от этих ужасающе суровых ро

дительских имаго (таких как комбинированные родители) — начать атако

 8. Ранние ситуации тревоги

вать их, чтобы разрушить. В результате объект будет вызывать еще боль

ший страх изза добавочной энергии ответного насилия с его стороны.

Так возникает порочный круг паранойи [см. ПАРАНОЙЯ]. Интенсивность

страха может нарастать и достигает такой степени, что Кляйн называет эту

тревогу психотической и в итоге пересматривает свою теорию об истоке

тревог в Эдиповом комплексе.

(5) Психотические тревоги.  В статье 1935 года Кляйн показала значительную

модификацию тревоги при вступлении ребенка в депрессивную позицию.

На этом этапе развития (в возрасте от четырех до шести месяцев) хороший

и плохой объект оказываются не столь строго обособленными, и один начи

нает заражать другой своими качествами. В частности, хороший объект уже

не полностью хороший. Такой целостный объект является новым пережива

нием [см. ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ]. Его менее чем абсолютная хорошесть

порождает серьезный страх за  него и его выживание, а также острое ощуще

ние ответственности за него и за возможность его порчи или повреждения.

Это самые ранние манифестации чувства ответственности и вины, и они

служат основанием идеи Кляйн, что СуперЭго наблюдается в очень раннем

возрасте [см. 7. СУПЕРЭГО; ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА]. Такая вина

особенно болезненна — она как бы беззащитна перед преследующими чув

ствами параноидношизоидной позиции. Она обладает выраженно пресле

дующим характером и порождает чувства отчаяния от того, что поврежде

ние невозможно исправить [см. РЕПАРАЦИЯ].

Либидо и депрессивная позиция.  Характерная тревога депрессивной пози

ции — страх за любимый объект — в 1935 году оценивается уже как ситу*

ация  тревоги. В это время Кляйн осознает, что депрессивная тревога во

многих отношениях влияет на развитие либидо: вообще говоря, (i) пред

ставляя собой невыносимо болезненное внутреннее состояние, она тормо

зит развитие либидо и в целом личности, которая зависит от процесса раз

вития либидо; (ii) депрессивная позиция может смягчаться движением

к генитальной стадии, когда любовные чувства к объекту усиливаются

и умеряют садистические импульсы, что иногда приводит к преждевремен

ной эротизации и последующим эротическим перверсиям.

Параноидно*шизоидная позиция.  В 1946 году Кляйн вернулась с новыми от

крытиями к фрейдовскому постулату об инстинкте смерти. Новые открытия

смещали центр внимания от депрессивной позиции и значимости хорошего

объекта опять к паранойе, деятельности плохого объекта и соответствующих

импульсов [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ]:

«Фрейд утверждал, что в бессознательном не существует никако

го страха смерти; но это не согласуется с его открытием опасностей,

А. Основные статьи

порождаемых внутренним действием инстинкта смерти. Как мне

кажется, первейшая тревога, с которой сражается Эго, — это угро

за, исходящая от инстинкта смерти» (Klein, 1958, p. 237).

Первое проявление инстинкта смерти наблюдается с рождения как страх

преследования со стороны плохого объекта и мобилизация ненависти про

тив этого объекта, что создает первую парадигму «плохого объектного от

ношения»: «часть инстинкта смерти проецируется в объект, и таким обра

зом объект становится преследователем; при этом часть инстинкта смерти, которая удерживается в Эго, является источником агрессии, направляемой

на этот персекуторный объект» (Klein, 1958, p. 238n). Параноидный элемент

таких плохих объектных отношений очевиден, Кляйн и ее близкие сорат

ники (Сигал, Розенфельд) исследовали их, работая с пациентамипарано

иками, шизофрениками и детьми.

Тревога этого типа — персекуторная тревога — представляет собой

отличительный признак того, что в конечном итоге было осмыслено как па

раноидношизоидная позиция [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ

ПОЗИЦИЯ]. В 1946 году ранняя ситуация тревоги была описана как но

вый страх, страх аннигиляции Эго, фрагментации — следствие внутренней

работы инстинкта смерти.

Внутренний мир.  Депрессивная тревога (связанная с утратой внутреннего

любимого объекта) и персекуторная тревога (связанная со страхом анни

гиляции Эго) — это глубоко личностные проблемы, они соотносятся с ис

полненными беспокойства фантазиями человека о том, чем он/она явля

ется сам/сама в себе, что находится внутри, из чего он/она состоит. Начиная

с 1935 года «ситуации тревоги» оцениваются как внутренние  ситуации.

Примитивные защитные механизмы (или механизмы психотические) направлены в первую очередь на смягчение страхов, касающихся этих вну

тренних состояний, и по сути кладут начало Эго как функции контроля над

этим внутренним миром. Защиты от психотических тревог — это расщеп

ление, отрицание (denial), проекция, интроекция, идентификация и идеа

лизация [см. 9. ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ], и по

мере изменения тревог и выхода на первый план более зрелых защит они

постепенно теряют свое значение. Вытеснение занимает место расщепле

ния, обсессивные защиты — место защит маниакальных и т. д.

Первичная зависть.  Завершая развитие своей системы взглядов в 1957 году

теорией первичной зависти, Кляйн описала особое фантазийное отношение

с объектом. Она вернулась к специфической фантазии вторжения в «хороший»

объект и порчи его внутреннего содержимого. В исходной концепции Кляйн

нападение на материнское тело рассматривалось как эдипальный феномен.

В 1957 году эта идея вернулась как понятие первичной зависти, возводимой

к врожденному конфликту, конфликту инстинктов [см. 12. ЗАВИСТЬ].

 8. Ранние ситуации тревоги

(6) Техника.  Кляйн начинала с наблюдений за изменением тревоги в резуль

тате интерпретативных вмешательств. Такое изменение осталось важным

показателем аналитической работы. Джозеф (Joseph, 1978, 1981) убедитель

но показала, насколько важно следовать за переменами в тревоге, возникаю

щими в ходе психоаналитического сеанса. По ее мнению, перемещения

от персекуторной тревоги к депрессивной и обратно важнее, чем ее общее

ослабление. Кляйн убедилась, что эти перемещения между параноидноши

зоидной и депрессивной позициями являются важными этапами созревания

[см. 1. ТЕХНИКА; ПАРАНОИДНАЯ ЗАЩИТА ОТ ДЕПРЕССИВНОЙ

ТРЕВОГИ]. На основании колебаний между депрессивной и параноидно

шизоидной позициями Бион разработал масштабную теорию развития и мы

шления [см. PsD; БИОН].

СПОРЫ ВОКРУГ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КЛЯЙН О ТРЕВОГЕ.

Эгопсихологи продолжают придерживаться классического воззрения

на тревогу. Для них тревога — это сигнал предупреждения о либидинозном

конфликте, который приведет к тому, что заблокированные заряды психи

ческой энергии найдут себе выход в неспецифических состояниях телесной

и душевной напряженности. Точка зрения Кляйн, заключающаяся в том, что тревога — это состояние напряженности между любовью и агрессией

(инстинктами жизни и смерти), предполагает радикальный пересмотр

фрейдовской «экономической модели» психики [см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

МОДЕЛЬ]. На последствия теории Кляйн для концепции психической

энергии и экономической модели ни сама Кляйн, ни ее последователи долж

ного внимания не обратили. Однако кажется очевидным, что физическая

аналогия, предлагаемая экономической моделью, на практике не совмести



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.