Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 11 страница



ее любящую, своего надежного защитника.

Именно фантазии девочки о взаимном разрушении внутреннего со

держимого тел друг друга создают чрезвычайно сложные отношения с мате

рью. В результате девочке, как и мальчику, нужно удерживать за пределами

памяти данный период детского развития, и начинается длительная прора

ботка враждебных чувств к матери и объединенным родителям. Здесь закла

дываются семена тревог взрослой женщины по поводу привлекательности

своего тела, ее утраты и разрушительного действия процесса старения.

Причины зависти к пенису.  Эти пугающие тревоги становятся основанием

веры в поврежденность своего тела, которая со временем выражается в клас

сической проблеме зависти к пенису. Девочка испытывает страх, что с ее

телом не все в порядке (изза маленького размера наружных половых ор

ганов), позже это проявляется в сопровождающих беременность страхах

рождения уродливых детей, где каждое уродство соответствует виду ущер

ба, какой девочка нанесла детям и пенису внутри матери, когда атаковала

их в своей фантазии.

РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКА.  Учитывая свои открытия о развитии девочки

и о зависти к пенису, Кляйн применила новую теорию и к вопросу о разви

тии мальчиков. Поскольку Фрейд признал сложность раскрытия в анали

зе первой привязанности девочки к матери, можно было предположить, что ранняя привязанность мальчика к матери столь же игнорировалась

А. Основные статьи

в классической психоаналитической теории — и оказывалась столь же ту

манной областью сомнений.

Кляйн так описывает фазу женственности:

«Ее основание находится на анальносадистическом уровне и на

деляет этот уровень новым содержанием: фекалии теперь прирав

нены к вожделенному ребенку, и желание ограбить мать касается

теперь как фекалий, так и ребенка. Здесь можно выделить две цели, которые сливаются друг с другом. К первой ребенка влечет жела

ние иметь детей, намерение их присвоить, другая мотивирована

ревностью к будущим братьям и сестрам, чье появление предчув

ствуется, и стремлением разрушить их внутри матери. (Третий

находящийся внутри матери объект оральносадистических тен

денций мальчика — это пенис отца. )» (Klein, 1928, pp. 189–190).

Итак, мальчик тоже проходит фазу женственности:

«В основании как кастрационного комплекса девочек, так и комплек

са женственности мальчиков, лежит фрустрированное желание осо

бого органа. Тенденции украсть и разрушить касаются органов зача

тия, беременности и родов, которые, как предполагает мальчик, находятся внутри матери, а затем — вагины и грудей, источника мо

лока. /…/ Мальчик страшится наказания за разрушение, которое он

причинил материнскому телу, но его страх имеет и более общий ха

рактер, и здесь мы видим аналогию с тревогой, связанной с кастра

ционными желаниями девочки. Мальчик боится, что его тело будет

изувечено и расчленено, и этот ужас также означает кастрацию. /…/

Ужас перед матерью столь силен, потому что он сопровождается

глубоким ужасом перед кастрацией со стороны отца. Деструктивные

тенденции в отношении матки во всей их орально и анальносадис

тической интенсивности направлены также на отцовский пенис, который, как предполагает мальчик, находится там же, в матке. /…/

Итак, фаза женственности характеризуется тревогой, относящейся

к матке и пенису отца, и эта тревога подчиняет мальчика тирании

СуперЭго, которое пожирает, расчленяет и кастрирует его и сфор

мировано из образов как отца, так и матери» (Klein, 1928, p. 190).

Причины кастрационной тревоги.  С этих позиций Кляйн исследовала при

чины кастрационной тревоги. Однако она практически не замечала, что

обрывает связь понятия кастрационной тревоги с теорией Эдипова ком

плекса. Ее гипотезы все сильнее подталкивали ее к видоизменению концеп

ции Эдипова комплекса [см. 4. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС].

Фаза женственности насыщена особым вниманием к внутреннему со

держимому и включает особую потребность мобилизовать компенсаторную

 6. Фаза женственности

солидарность с женщинами, любовь к ним, идентификацию с ними и всем, что их касается. Сосредоточенность на внутреннем было важным направле

нием кляйнианской мысли, что привело к созданию полномасштабной тео

рии внутреннего мира и его объектов. Теория эта включала в себя также по

нимание характерологического развития интереса женщины — и, кроме того, мужского интереса — к тому, что находится внутри ее тела.

РАННИЕ СТАДИИ ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА.  Когда Кляйн описа

ла депрессивную позицию, феномен фазы женственности постепенно по

терял для нее свою значимость. Интерес Кляйн к последствиям амбива

лентности в отношениях уже не столь сильно зависел от ее попыток

следовать классическим теориям. Болезненное переживание атак со сторо

ны матери, ее грудей, ее тела и всего, в нем находящегося, перешло в тре

вогу более общего характера, связанную с нападениями на любимый объ

ект и с его повреждением.

Обращение к отцу представляет собой фазу женственности и у маль

чиков, и у девочек, и обращенное к отцу отношение наделено врожденной

амбивалентностью. Поэтому боль и страдание депрессивной позиции здесь

также присутствуют.

Тревоги [см. ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА] на «ранних стадиях Эди

пова комплекса» — мощные силы, способствующие развитию и одновремен

но затрудняющие и задерживающие взросление (фиксации):

«Удовлетворение, получаемое от материнской груди, позволяет мла

денцу обратить свои желания к новым объектам, прежде всего к пе

нису отца. Однако особенно выраженный импульс придает новому

желанию фрустрация в отношениях с грудью» (Klein, 1945, p. 408).

Отношение к груди двояко. Позитивный аспект побуждает к новым пере

живаниям и отношениям и подкрепляет следующий шаг в развитии, нега

тивные же аспекты делают то же самое, но преждевременно, насыщая этот

шаг тревогами [см. РАЗВИТИЕ]. Эта двойственная (амбивалентная) уста

новка в конечном итоге переносится и на пенис:

«Фрустрация и удовлетворение с самого начала формируют отно

шение младенца к любимой хорошей груди и ненавидимой плохой

груди. Необходимость справляться с фрустрацией и порождаемой

ею агрессией — один из факторов, которые ведут к идеализации

хорошей груди и хорошей матери и, соответственно, — к интенси

фикации ненависти и страхов перед плохой грудью и плохой ма

терью, которые становятся прототипом всех преследующих и за

пугивающих объектов. Две эти конфликтующие установки к

материнской груди переходят и в новое отношение к пенису отца.

А. Основные статьи

Фрустрация, характерная для предыдущего отношения, усилива

ет требования и ожидания от этого нового источника и стимули

рует любовь к новому объекту» (Klein, 1945, p. 408).

Две эти конфликтующие установки по отношению к матери — вместе с от

ношением к третьему объекту (отцу) — включаются в сложную совокуп

ность сосуществующих позитивного и инвертированного Эдиповых ком

плексов [см. 4. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС].

АНОРМАЛЬНОЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.  Развитие сексу

альной идентичности зависит от успешного преодоления этих ранних

персекуторных тревог. Отклонения от развития по гетеросексуальному

пути, согласно Кляйн, происходят изза сохранения интенсивной пер

секуторной и параноидной тревоги. Этот ее подход стал развитием идей

классического психоанализа. Фрейд связывал гомосексуальность с от

казом со стороны любимого родителя противоположного пола, за чем

следовало обращение к родителю одного с ребенком пола как любимо

му объекту. Абрахам начал рассматривать гомосексуальность в терми

нах идентификаций, основанных на интроекциях родителей. Кляйн же

рассматривала гомосексуальность с обеих точек зрения. Ее вклад в дан

ную теорию — гипотеза, что обращение ребенка к новому объекту и удов

летворительная интроекция объекта в целях идентификации с ним вы

зываются балансом сил садистического и любовного происхождения

в сложном взаимодействии с реальными внешними объектами: «Когда

его страх перед кастрирующим отцом смягчается доверием к хорошему

отцу, он оказывается способным выдерживать свою эдипальную нена

висть и эдипальное соперничество» (Klein, 1945, p. 411). Здесь Кляйн

имеет в виду, что мальчик стремится найти хорошего отца, которого он

мог бы интроецировать в качестве внутренней поддержки, и это укре

пило бы его уверенность в себе как мужчине и помогло бы ему выдер

живать свою собственную ненависть к отцу. Такая возможность, в свою

очередь, очень зависит от способности реального отца выдерживать не

нависть сына, не лишая его своей поддержки.

Не соглашаясь с Фрейдом, который видел в основании паранойи ла

тентную гомосексуальность — см., например, его анализ случая Шрёбера

(Freud, 1911), — Кляйн указывала на вероятность того, что гомосексуаль

ность обусловливается параноидными страхами. Розенфельд посвятил

проверке этого утверждения специальное исследование (Rosenfeld, 1949).

Сексуальные перверсии, даже садомазохистического характера, кляй

нианцы изучали очень мало. Хантер (Hunter, 1954) и Джозеф (Joseph, 1971) проводили анализ фетишистов и показали обращение к замещающему объ

екту, который, будучи неодушевленным, в некоторой мере возрождает бо

лезненную амбивалентность любимого объектачеловека. Джозеф с особой

 6. Фаза женственности

тщательностью исследовала потребность в замещающем объекте и оп

ределила ее как возбужденное стремление проникнуть непосредствен

но внутрь объекта, иначе говоря, как конкретную форму проективной

идентификации. В целом, как правило, при рассмотрении перверсий

придерживаются модели Розенфельда (Rosenfeld, 1949), согласно кото

рой обращение к сексуальным замещающим объектам вызвано парано

идной персекуторной тревогой. Поэтому интерес аналитика направлен

не столько на конкретную форму перверсивной сексуальности, сколько

на обусловливающую ее паранойю или зависть, к которой восходит кон

фликт (Gallwey, 1979) [см. ПЕРВЕРСИЯ].

Представление о фазе женственности у девочек и мальчиков, характеризуемой выраженными ревностью и агрессией, было важным

для Кляйн в 1920е и 1930е годы. Ведь именно такая гипотеза демон

стрировала способность ее игровой техники чрезвычайно подробно от

слеживать сексуальное развитие детей и его отклонения, вызывающие

психопатологии у детей (и взрослых), а это находилось в центре вни

мания аналитиков. Но после того как Кляйн признала, что инстинкт

смерти не менее важен, чем сексуальное либидо (Klein, 1932), ее инте

рес к развитию сексуальных объектов и идентификаций несколько

угас, а на первый план вышла значимость первичной агрессии. Вместе

с тем особая фантазия о проникновении внутрь объекта с причинени

ем ему ущерба снова напомнила о себе. В 1957 году в теории первич

ной зависти [см. 12. ЗАВИСТЬ] ей было уделено особое внимание как

врожденной фантазии, репрезентирующей инстинкт смерти; однако же

специфические коннотации, связывающие ее с сексуальным развити

ем, исчезли.

CHODOROW, NANCY (1978) The Reproduction of Mothering. Berkeley: University of California Press.

DEUTSCH, HELENE (1930) ‘The significance of masochism in the mental life of women’, Int. J. Psycho-Anal.  11: 48–60.

FREUD, SIGMUND (1911) ‘An autobiographical account of a case of paranoia’, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1953–73. vol. 12, pp. 3–82.

FREUD, SIGMUND (1925) ‘Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes’. S. E.  19, pp. 243–58.

FREUD, SIGMUND (1931) ‘Female sexuality’. S. E.  21, pp. 223–43.

GALLWEY, PATRICK (1979) ‘Symbolic dysfunction in the perversions’, Int. Rev. Psycho-Anal.

6: 155–61.

HORNEY, KAREN (1924) ‘On the generation of the castration complex in women’, Int. J.

Psycho-Anal. 5: 50—65.

HORNEY, KAREN (1926) ‘The flight from womanhood’, Int. J. Psycho-Anal. 7: 324–9.

HORNEY, KAREN (1932) ‘The dread of women’, Int. J. Psycho-Anal. 13: 348–66.

А. Основные статьи

HORNEY, KAREN (1933) ‘The denial of the vagina’, Int. J. Psycho-Anal.  14: 57–70.

HUNTER, DUGMORE (1954) ‘Object relation changes in the analysis of fetishism’, Int. J. PsychoAnal.  35: 302—12.

JONES, ERNEST (1927) ‘The early development of female sexuality’, Int. J. Psycho-Anal.  8: 459–

72.

JONES, ERNEST (1935) ‘Early female sexuality’, Int. J. Psycho-Anal.  16: 263–73.

JOSEPH, BETTY (1971) ‘A clinical contribution to the analysis of a perversion’, Int. J. PsychoAnal.  52: 441–9.

KLEIN, MELANIE (1926) ‘The psychological principles of early analysis’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1. Hogarth, pp. 128–38.

KLEIN, MELANIE (1928) ‘Early stages of the Oedipus conflict’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 186–98.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, The Writings of Melanie Klein, vol.

3.

KLEIN, MELANIE (1945) ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 370–419.

KLEIN, MELANIE (1957) Envy and Gratitude, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 176–

235.

LAMPL DE GROOT, J. (1928) ‘The evolution of the Oedipus complex in women’, Int. J. PsychoAnal.  9: 332–45.

RIVIERE, JOAN (1929) ‘Womanliness as a masquerade’, Int. J. Psycho-Anal.  10: 303–13.

RIVIERE, JOAN (1934) ‘Review of Freud’s New Introductory Lectures’, Int. J. Psycho-Anal.

15: 329–39.

ROSENFELD, HERBERT (1949) ‘Remarks on the relation of male homosexuality to paranoia, paranoid anxiety and narcissism’, Int. J. Psycho-Anal.  30: 36–57; republished (1965) in Herbert Rosenfeld, Psychotic States. Hogarth, pp. 34–51.

7. СуперЭго

(Superego)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  В своей работе Кляйн оспорила классическую теорию, согласно которой СуперЭго состоит из интернализованных родителей

(их имаго), представляющих социальные нормы, способность к самооцен

ке и источник таких специфических душевных состояний, как чувства

вины, собственного ничтожества и самоуважения. С точки зрения Кляйн, СуперЭго можно анализировать как набор внутренних фигур, называемых

внутренними объектами, которые находятся в некотором отношении друг

с другом, а также с Эго. В ходе первого этапа своей деятельности (1920–

1932) Кляйн очень много внимания уделяла СуперЭго и его истокам, кото

рые обнаруживались в гораздо более раннем возрасте, чем то допускала

теория Фрейда. Наконец после долгого и нелегкого периода лояльности

в отношении классической теории Фрейда Кляйн выработала свою собст

венную, радикально иную точку зрения, согласно которой СуперЭго обя

зано своим происхождением изначальному отклонению инстинкта смерти.

ХРОНОЛОГИЯ

1926 Бессознательная вина и жесткое СуперЭго (Кляйн М. «Крими

нальные наклонности у нормальных детей», 1927).

1929 Множественные внутренние объекты.

1932 СуперЭго и инстинкт смерти (Кляйн М. «Ранние стадии Эдипова

конфликта и формирование СуперЭго», глава 8 «Психоанализ де

тей», 1932); Кляйн М. «Раннее развитие совести у ребенка», 1933).

1935 Вина и депрессивная позиция (Кляйн М. «К вопросу о психоге

незе маниакальнодепрессивных состояний», 1935).

начала своей деятельности и до 1932 года Кляйн стремилась осмыс

лить переживания раскаяния и вины, возникающие у ее пациентовде

Cтей. Однако с 1923 года, когда Фрейд предложил свою теорию Супер

Эго как источника вины, Кляйн оказалась в оппозиции к ортодоксальным

взглядам. Она постоянно пыталась вписать полученные ею результаты в те

оретические рамки «правильной» концепции СуперЭго, но со все меньшим

успехом. В итоге Кляйн отошла от ортодоксальных взглядов, приняв в 1932

году концепцию СуперЭго как манифестации инстинкта смерти, — эта точ

ка зрения противоречила классическому психоанализу тогда и противоре

чит сейчас. Однако значимость СуперЭго в кляйнианской системе взгля

дов пошла на убыль с 1935 года, когда Кляйн ввела понятие депрессивной

позиции и развила полномасштабную теорию вины.

А. Основные статьи

Проблема.  Главная проблема заключалась в том, что с самого начала своей

работы в 1918 году Кляйн обнаружила интенсивные чувства раскаяния у де

тей в возрасте всего лишь двух лет и нескольких месяцев. Но пятью годами

позже, в 1923 году, Фрейд в качестве источника вины указал на СуперЭго, которое формируется после Эдипова комплекса на генитальной позиции, и

датировал появление СуперЭго возрастом около четырехпяти лет. Взгля

ды Кляйн расходились с этой теорией в трех главных пунктах: (i) ранние

формы СуперЭго; (ii) множественность его составляющих; (iii) специфиче

ский путь развития СуперЭго от жестких форм к более мягким.

РАСКАЯНИЕ.  Кляйн впервые осознала значимость чувства вины в 1923 году

(Klein, 1955), когда анализировала Риту, ребенка в возрасте всего лишь двух

лет и девяти месяцев: «причина этих широко распространенных феноменов

заключалась в особенно сильном чувстве вины, лежащем в основании pavor nocturnus [ночных страхов]» (Klein, 1926, p. 131). Рита была обеспокоена

своей собственной агрессией; раскаяние и вина начали терзать ее уже в воз

расте пятнадцати месяцев, когда впервые появились ее симптомы.

В том же 1923 году Фрейд описал чувство вины как результат внутрен

него конфликта между инстинктами «Ид» и «СуперЭго». К тому момен

ту Фрейда уже некоторое время занимал феномен, который он называл

бессознательным чувством вины или бессознательной потребностью в на

казании (Freud, 1916, 1920). С возникновением в этом же году теории Су

перЭго (Freud, 1923) вина стала предметом оживленного обсуждения

в психоаналитическом сообществе [см. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ВИНА].

Фрейдовская теория вины и СуперKЭго.  В то время Фрейд ничего не слы

шал о Кляйн и ее наблюдениях, свидетельствующих о существовании ран

него чувства раскаяния. Наверное, Кляйн была обрадована и обескуражена

новой теорией Фрейда: обрадована, потому что ее работа обретала теорети

ческое обоснование и значимость, а клинические наблюдения могли стать

доказательством правильности выводов великого учителя; а обескуражена, потому что данная теория категорически утверждала, что внутренняя мораль

ная инстанция, СуперЭго, формируется в возрасте четырехпяти лет. Зна

чение своих взглядов Фрейд подтвердил в следующем году в статье о распа

де Эдипова комплекса (Freud, 1924b). Таким образом был задан стандарт

новой психоаналитической ортодоксии, сохраняющейся по сей день.

Преемник Эдипова комплекса.  Согласно этой точке зрения, СуперЭго

является «преемником Эдипова комплекса» (Freud, 1923, р. 48). Оно фор

мируется посредством интроекции эдипальных объектов любви (матери и

отца) — интроекции «первичных идентификаций». Они помещаются

 7. Супер*Эго

внутрь Эго (внутрь личности) и устанавливаются там как часть внутрен

ней наблюдающей инстанции, ответственной за самокритику личности.

Фрейд построил концепцию СуперЭго на результатах своего исследова

ния скорби (Freud, 1917), описав разрешение Эдипова комплекса как про

цесс интроецирования детских объектов (сексуальной) любви в акте отка

за от них, вызванном кастрационной тревогой. Вследствие этого возникает

внутреннее взаимоотношение с фигурой, сформированной по модели ро

дителей, которая исполняет роль некоего опекуна/цензора. Таким выводам

предшествовало длительное сотрудничество с Абрахамом (работавшим

в Берлине), который изложил свои взгляды в большой статье в 1924 году —

в том же году, когда у него проходила психоанализ Мелани Кляйн.

Борьба Кляйн. Закончив разработку теории СуперЭго, Фрейд предложил

гораздо более глубокое толкование бессознательной вины, связав ее также

с мазохизмом (Freud, 1924a). Благодаря новой теории феномены бессозна

тельной вины и потребности в наказании вызвали значительный интерес

и смятение в среде психоаналитиков (см., например, Glover, 1926; Fenichel, 1928). Когда в мире психоанализа возникало недоумение и замешательст

во, Кляйн всегда оказывалась впереди, демонстрируя, как детский психо

анализ может пролить свет на самые темные вопросы. Впервые она упомя

нула СуперЭго в 1926 году, а уже в следующем обратилась к предложенной

Фрейдом теории (Freud, 1917), гласящей, что движущей силой криминаль

ного поведения является бессознательная вина (Klein, 1927).

Однако фрейдовская концепция СуперЭго вызвала у Кляйн определен

ные затруднения — в то самое время, когда она также проходила анализ у бли

жайшего соратника Фрейда, Абрахама. Кляйн никогда не подвергала сомне

нию существование СуперЭго; проблема заключалась в датировке. Согласно

теории Фрейда, вина возникает как следствие разрешения Эдипова комплек

са в возрасте четырехпяти лет, тогда как Кляйн наблюдала вину и раская

ние у своих пациентов в возрасте значительно моложе двух лет.

Положение Кляйн в Берлинском психоаналитическом обществе было

весьма шатким. Это было положение молодого, неопытного и, возможно, неуживчивого новичка. Ситуация усугубилась после смерти в 1925 году ее

наставника и аналитика Абрахама. Поэтому Кляйн отчаянно настаивала на

том, что не вступает в конфликт с Фрейдом. При первом своем обращении

к понятию СуперЭго она с надеждой писала:

«В проанализированных мною случаях тормозящий эффект чув

ства вины отчетливо проявлялся в очень раннем возрасте. Мы стал

киваемся здесь с аналогом того, что у взрослых нам известно как

СуперЭго. Допущение, что Эдипов комплекс достигает своего зе

нита примерно на четвертом году жизни ребенка, и признание того, что развитие СуперЭго является конечным результатом этого

А. Основные статьи

комплекса, на мой взгляд, никоим образом не противоречит дан

ным наблюдениям» (Klein, 1926, p. 133).

До 1932 года Кляйн утверждала, что между ней и Фрейдом на самом деле

нет никаких разногласий, и это мнение горячо оспаривала Анна Фрейд в хо

де своей жаркой полемики с Кляйн (1926–1927) [см. АННА ФРЕЙД; ДЕТ

СКИЙ АНАЛИЗ; 1. ТЕХНИКА].

Как Кляйн ни открещивалась от этого, она все же существенно изме

нила и дополнила теорию Фрейда:

«Те четко выраженные, типические феномены, существование кото

рых в наиболее явной и развитой форме мы обнаруживаем, когда

Эдипов комплекс достигает своего зенита, и которые предшеству

ют его затуханию, являются лишь завершением развития, которое

занимает годы.  Анализ очень маленьких детей показывает, что как

только возникает Эдипов комплекс, они начинают его прорабаты

вать и тем самым развивать СуперЭго» (Klein, 1926, p. 133).

Здесь Кляйн указывает на то, что с высот психоанализа взрослых должным

образом распознается только полностью оформившееся СуперЭго, но на

ходясь на более выгодной позиции анализа детей, можно гораздо точнее

описать ранние процессы образования СуперЭго. На самом деле еще до

возникновения новой структурной теории Фрейда делались намеки на су

ществование ранних «моральных» инстанций в психике: Абрахам (Abra ham, 1924) описывал внутреннее торможение оральной жадности, а Ферен

ци (Ferenczi, 1925) ввел понятие «морали сфинктера», восходящей к

анальной фазе.

Поддержка Британского психоаналитического общества.  Но увы, в 1925 году

Абрахам умер, и Берлинскому психоаналитическому обществу предстояло

либо принять взгляды Кляйн — дерзкого, но пока еще не завоевавшего авто

ритет молодого аналитика, — либо игнорировать ее и ее непроверенные ра

боты, посвященные детям. Она уже представила Обществу довольно вызы

вающие и непопулярные доклады, например доклад о тиках (Klein, 1925)

[см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ]. Берлинское общество не дало

Кляйн того немедленного признания и поддержки, к которым она стреми

лась и в которых нуждалась, поэтому она оказалась открытой для предложе

ний из Британии. Кляйн решила анализировать ранние формы психической

жизни и тревоги и, чтобы беспрепятственно посвятить себя этому занятию, переехала в Лондон (1926), где в своих изысканиях получила значительную

поддержку (Jones, 1926, 1927; Isaacs, 1929).

Не вполне понятно, почему Эрнест Джонс, обладавший высоким, меж

дународного уровня авторитетом в психоаналитических кругах, направил

свои предложения малоизвестной «выскочке». Может быть, дело заключа

 7. Супер*Эго

лось в его тайном желании в некоторой степени перехватить научную ини

циативу у Вены и усилить позиции Лондона; может быть, он искал кого

то, кто занялся бы лечением юного члена его семьи. Продолжая свою ли

нию развития под защитным прикрытием ЛаМанша, Кляйн через весь

европейский континент спровоцировала конфликт со своей соперницей, Анной Фрейд [см. АННА ФРЕЙД]. Конфликт между ними достиг макси

мальной силы в период с 1926 по 1943 год и касался в первую очередь при

роды и датировки происхождения СуперЭго.

Сам Джонс довольно критически относился к данной концепции Фрей

да и вскоре после опубликования новой структурной модели Фрейда

(Freud, 1923) писал, сочетая верноподданнические интонации с острой

критикой:

«Однако же когда мы оставляем эти ценные широкие обобщения

и переходим к более детальному исследованию затронутых проблем, возникает изрядное количество неудобных вопросов. Назовем сей

час лишь немногие из них. Каким образом одну и ту же институцию

можно полагать и объектом, который предлагает себя Ид, чтобы быть

любимым взамен родителей, и деятельной силой, критикующей

Эго? Если СуперЭго возникает вследствие инкорпорации покину

того объекта любви, как может быть, что фактически оно чаще всего

восходит к родителю одного с ребенком пола? Если оно составлено

из элементов, взятых у «моральных» несексуальных инстинктов Эго, откуда, исходя из его роли в вытеснении инстинктов сексуальных

и инцестуозных, оно получает свой садистический, то есть сексуаль

ный характер? » (Jones, 1926, p. 304).

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОДХОДА КЛЯЙН.  Точка зрения

Кляйн на СуперЭго отличалась от фрейдовской в трех основных пунктах: (1) происхождение СуперЭго датируется гораздо более ранним временем, чем предполагал Фрейд;

(2) составляющие СуперЭго множественны и разнообразны и не являют

ся однородным сплавом интроецированных эдипальных родителей; (3) поскольку СуперЭго проходит куда более долгий путь развития, чем

это описано в концепции Фрейда, оно претерпевает различные модифика

ции, в частности, происходит смягчение его жесткости и интеграция его не

совместимых частей.

(1)

Происхождение СуперKЭго.  Хотя Кляйн принимала предложенное

Фрейдом описание СуперЭго, она была не согласна с датировкой его про

исхождения четвертым или пятым годом жизни; полученные ею четкие

А. Основные статьи

доказательства существования раннего чувства вины показывали, что ис

точники СуперЭго возникают никак не позднее второго года жизни. Како

вы же были эти доказательства?

(a) Непосредственное доказательство.  Анализ маленьких детей младше

четырехпяти лет давал прямое доказательство существования чувств рас

каяния и вины.

(b) Доказательство, выводимое из продолжительных симптомов.  Можно

предположить, что основополагающие бессознательные фантазии, вклю

ченные в определенные симптомы, действуют с момента появления послед

них, например:

«Случай Риты отчетливо демонстрировал, что pavor nocturnus [ноч

ной страх], возникший в возрасте восемнадцати месяцев, был не

вротической переработкой ее Эдипова комплекса /…/ [и был] очень

тесно связан с сильными чувствами вины, порожденными ранним

Эдиповым конфликтом» (Klein, 1932, p. 4).

Эту логику четко выражает Мелитта Шмидеберг:

«Я полагаю, что детерминанты симптомов, обнаруженных мной

у ребенка в возрасте трех лет, постоянно действовали с того вре

мени, когда симптомы возникли впервые. Проверить это невозмож

но. Но такое же допущение делал Фрейд, когда использовал фак

торы, раскрытые в анализе взрослых, для объяснения симптомов, возникавших в детстве» (Schmideberg, 1934, рр. 257–258).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.