Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 8 страница



Имея множество клинических свидетельств прегенитальных фантазий, Кляйн должна была прийти к тому, что Эдипов комплекс начинается до

генитальной фазы.

Итак, по мнению ребенка, родители кормят друг друга, проглатывают

друг друга, раскусывают друг друга на куски, пачкают друг друга изнутри, контролируют друг друга, и все это происходит наряду с генитальными фан

тазиями проникновения, пореза, заботы и защиты друг друга:

«… ранний анализ показывает, что ребенок развивает подобные тео

рии гораздо раньше, когда картину все еще определяют в основном

прегенитальные импульсы, хотя его пока еще скрытые гениталь

ные импульсы тоже на нее влияют. Эти теории значат примерно то, что в совокуплении мать постоянно проглатывает пенис отца, так

что ее тело наполнено большим количеством пенисов и детей. Всех

их ребенок желает съесть и разрушить. Таким образом, нападая на

внутреннее содержимое матери, ребенок нападает на большое чис

ло объектов» (Klein, 1933, p. 254).

(3) Частичные объекты.  Бó льшая часть фантазийной жизни ребенка воспри

нимается им в терминах частичных объектов: то есть он представляет отно

шения органов друг с другом — отношения трудно визуализируемых вооб

ражаемых объектов, каждый из которых обладает единственной функцией, но сходится с другими в совокуплении. В частности, это материнская грудь, которая соединяется с отцовским пенисом, или же отцовский пенис внутри

А. Основные статьи

материнской вагины: «на этой ранней стадии развития действует принцип

“часть вместо целого”, и пенис представляет также отца лично» (Klein, 1932, p. 132) [см. ЧАСТИЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ]. В этом мире органов, кроме того, находятся дети, которых также вмещает творящее тело матери, и это порож

дает другие фантазии, снова по большей части агрессивные. Все эти прими

тивные представления об органах, еще не соединенных вместе, вероятно, являются врожденной предрасположенностью к воображению подобных

вещей — бессознательными фантазиями [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ

ФАНТАЗИЯ; ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ].

Комбинированная родительская фигура.  На ранних стадиях Эдипова ком

плекса центральным является изображение родителей в виде устрашающей

соединенной пары, сцепленной в насильственном совокуплении, которое

разрушит как их самих, так и ребенка (Klein, 1932). Таким образом, комби

нированные родители (или их органы) разрушают друг друга в мировой

(для ребенка) катастрофе, ничего ему не оставляя; в то же время эта фигу

ра захватывает и его вследствие его всемогущих фантазий, нацеленных

против родителей, и подвергает его воздействию тех самых разрушитель

ных сил, которые, как он верит, родители направляют друг на друга

[см. КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА].

(4) Инвертированный Эдипов комплекс.  Поскольку Кляйн анализировала

очень маленьких детей, у нее была исключительная возможность показать, что Эдипов комплекс не является всего лишь любовью к родителю проти

воположного пола и ненавистью к родителюсопернику одного с ребенком

пола. Фактически она обнаружила очень смешанные чувства, и потому ста

ла уделять особое внимание инвертированному Эдипову комплексу, когда

маленькие девочки любят мать и идентифицируются с ней, а мальчики

любят отца и идентифицируются с ним, исключая родителя противополож

ного пола. Такой подход согласуется с фрейдовским представлением

о врожденной бисексуальности. Колебания между позитивным и инверти

рованным эдипальными комплексами приобретают для Кляйн все большее

значение и в итоге начинают играть свою роль в развитии ею концепции

депрессивной позиции [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ НАБЛЮДЕНИЙ КЛЯЙН.

Практические наблюдения Кляйн вели в нескольких направлениях: (1) новый источник СуперЭго;

(2) «вторичный» характер классических тревог, связанных с кастрацией

и завистью к пенису;

 4. Эдипов комплекс

(3) теория депрессивной позиции — утраты любимого объекта; (4) несколько позднее самый оригинальный последователь Кляйн, Бион

(Bion, 1962), развил важное понятие об объединении частичных объектов

в пару, подобную паре контейнера с его содержимым [см. КОНТЕЙНИРО

ВАНИЕ].

Затруднение Кляйн заключалось в том, что ее клинические наблюдения за

детьми имели далеко идущие последствия, которые противоречили клини

ческим наблюдениям психоаналитиков, занимающихся взрослыми пациен

тами. Всякий, кто оспаривал сделанные Фрейдом лично выводы, сталки

вался с проблемой. В 1920х годах психоаналитический мир не отличался

толерантностью. Только в 1930х Кляйн смогла разработать собственные

теории, независимые от фрейдовских. К тому времени ее взгляд на трево

гу и эдипальную ситуацию изменился, поскольку она включила фрейдов

скую концепцию инстинкта смерти в свое понимание клинических данных, что привело ее к теории депрессивной позиции.

(1) Раннее СуперKЭго.  Агрессия, возникшая на этих прегенитальных фазах

комплекса, создает изначально запутанные отношения с первичными фи

гурами еще до вступления в силу генитальных импульсов. Эти сложные, двусмысленные и устрашающие фигуры, будучи интроецированными, ста

новятся внутренними преследователями. Кляйн доказывала, что интерна

лизованные версии родителей, атакующие Эго, безусловно являются фе

номенами той же категории, что и СуперЭго, как его описал Фрейд.

Следовательно, СуперЭго также должно возникать в возрасте гораздо бо

лее раннем, чем указанный Фрейдом (в 1923 году), когда он обозначил

СуперЭго в качестве «преемника Эдипова комплекса» и тем самым — в ка

честве его главного итога. Соответственно, раннее происхождение Супер

Эго предполагает более раннее происхождение его предшественника —

Эдипова комплекса. Кляйн была убеждена (поскольку это согласовывалось

с открытыми ею прегенитальными фантазиями об эдипальной паре), что

клинические факты демонстрируют возможность сохранения заданной

Фрейдом общей последовательности событий, если мы отнесем ее всю к

более раннему возрасту в развитии. Следуя своим наблюдениям, Кляйн

обнаружила, что она относит появление как СуперЭго, так и Эдипова ком

плекса ко все более и более раннему сроку. Сначала она держалась фрей

довской последовательности: СуперЭго является результатом Эдипова

комплекса. Однако (и это не согласуется с мнением Фрейда) процессы

проработки Эдипова комплекса и формирования СуперЭго не вполне стро

го следуют друг за другом, поскольку «анализ очень маленьких детей по

казал, что как только возникает Эдипов комплекс, они тут же начинают его

прорабатывать и тем самым развивать СуперЭго» (Klein, 1926, p. 133).

А. Основные статьи

Затем, в конечном итоге, оба процесса оказались настолько рядоположен

ными на первом году жизни или около того, что Кляйн решилась расцепить

их и сделать независимыми — в сущности, сдвигая возникновение Су

перЭго к самым первым моментам жизни [см. 7. СУПЕРЭГО].

(2) Кастрационная тревога и зависть к пенису.  Кляйн прилагала максимум

усилий для того, чтобы подтвердить все аспекты ситуации и тревоги, описан

ные в классической теории Эдипова комплекса, и постоянно заявляла, что ее

открытие ранних фантазий служит всего лишь наполнением принятой тео

рии. Поэтому она могла заявлять, что описываемые ею сильнейшие тревоги

на глубоком уровне поддерживают устрашающий характер «ортодоксальных»

тревог. Итак, кастрационная тревога укрепляется и умножается фантазиями

мальчика о насильственном нападении на тело матери с целью уничтожения

обитающего в нем пениса, и эти фантазии сопровождают страх увечащего

возмездия, которое осуществляется подобным же образом и направлено на его

собственный пенис. Зависть к пенису у маленькой девочки более очевидным

образом соотносится с тревогой, описываемой Кляйн как результат нападе

ния, которое девочка совершает на тело матери в качестве вместилища отцов

ского пениса и тех детей, которых он там вызвал к жизни. Зависть к пенису

— концепция более узкая, чем кляйновские описания набора фантазий, осаж

дающих маленькую девочку [см. 6. ФАЗА ЖЕНСТВЕННОСТИ].

Несмотря на заявление, что она наполняет теории Фрейда более подроб

ными фантазиями, которые можно наблюдать, работая с детьми в период мак

симального развития Эдипова комплекса, фактически описываемые Кляйн

тревоги не совпадают с теми, что описывал Фрейд. В 1920х годах она описа

ла новую тревогу — тревогу насильственного захвата материнского тела —

и страх аналогичного возмездия, направленного на собственное тело ребенка.

Однако ее преданность Фрейду требовала, чтобы она поддержала его взгляд

на первичные тревоги, представляя результаты собственных изысканий в ка

честве базовых усилителей кастрационной тревоги и зависти к пенису.

(3) Утрата любимого объекта.  Фрейд полагал, что эдипальные родители

в конечном итоге должны быть оставлены и что эта утрата достигается так

же, как и другие утраты (согласно его описанию 1917 года), путем интро

екции объекта. В 1923 году он определяет появляющийся в результате вну

тренний объект как СуперЭго. Однако к концу 1920х годов, освоившись

в дружественном окружении Британского психоаналитического общества, Кляйн обрела свободу, достаточную для того, чтобы позволить себе собст

венные теоретические заключения.

Внутренние объекты, остающиеся от эдипальных родителей, становят

ся, согласно Кляйн, важными психологическими фигурами, более важны

ми, чем внешние, от которых, разумеется, эти внутренние и происходят. Она

 4. Эдипов комплекс

считала, что колебания между позитивным и негативным Эдиповыми ком

плексами в ходе развития ребенка порождают как любимые, так и ненави

димые внутренние объекты. Впоследствии любимые и ненавидимые фигу

ры сливаются, порождая внутренний объект (родителя), как любимого, так

и ненавидимого. Это слияние любви с садистическими атаками приводит

к возникновению особой констелляции аффектов, установок, объектных

отношений, тревог и защит, которую Кляйн назвала депрессивной позицией

[см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ. Появление понятия депрессивной пози

ции в системе взглядов Кляйн перестроило ее теории. Вопервых, она уже

не ссылалась столь уверенно на отлучение от груди как на самую значимую

фрустрацию, вместо этого подчеркивая превратности внутреннего  объекта

и его ожидаемой со страхом утраты, а не судьбы внешнего объекта (реаль

ной груди). Вовторых, обращение к отцу, которое ранее связывалось с реак

цией, направленной против матери при отлучении от груди, теперь стало

рассматриваться как присущее неизбежным фрустрациям и конфликтам

изначально амбивалентного отношения к матери. Этот конфликт рассмат

ривается как неотъемлемый, неизбежный и встроенный в конфликтный ха

рактер инстинктов — конфликт между позитивным эдипальным комплексом

(потребностью в любви со стороны родителя противоположного пола на

фоне соперничества с родителем своего пола) и инвертированным Эдипо

вым комплексом (любовью к родителю своего пола и идентификации с ним

и неприязнью к родителю противоположного пола). Таким образом, есть

некоторое соответствие между соединением родителей в эдипальной ситуа

ции и соединением «хорошего» частичного объекта с «плохим»:

«Следовательно, каждому объекту в свою очередь надлежит стано

виться то хорошим, то плохим. Это колебательное движение меж

ду различными аспектами первичных имаго [т. е. родительских

фигур] предполагает тесное взаимодействие на ранних стадиях

инвертированного и позитивного Эдипова комплекса» (Klein, 1945, p. 409) [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ].

Репарация.  Значимость репарации также проявляется в некоторых эдипаль

ных фантазиях. Репарация задействована в усилении любовных аспектов

Эдиповой ситуации. Генитальные эдипальные импульсы означают движе

ние к укреплению любовных чувств; последние играют важную роль в ак

тах репарации, уменьшая вероятность всемогущей триумфальной репара

ции, основанной на маниакальных механизмах [см. РЕПАРАЦИЯ].

Параноидно*шизоидная позиция.  С пониманием расщепления психики мла

денца на части или фрагменты, а также сопутствующего расщепления

А. Основные статьи

объектов, сближение этих частей и фрагментов берет на себя роль класси

ческого эдипального объекта [см. РАСЩЕПЛЕНИЕ; 11. ПАРАНОИДНО

ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Когда младенец не удовлетворен, из его опы

та исчезает хорошая, приносящая удовлетворение мать, но вторгается иной

объект. В его лишь частично воспринимаемом внешнем мире отец, брат или

сестра, гость, домашняя собака и вообще что угодно начинают представлять

эту вторгающуюся и наносящую ущерб третью фигуру. Однако на данной

стадии эти фигуры изолируются друг от друга во времени, чтобы миними

зировать опыт триангулярной конфигурации. В моменты переживания

своего хорошего объекта младенец всецело им обладает — и внутри, и во

вне себя. Однако с развитием когнитивного и эмоционального потенциа

лов объекты сходятся, и начало депрессивной позиции создает ситуацию, в которой ребенок более не обладает «хорошим» объектом, но наблюдает, как два объекта обладают друг другом (Britton, 1989).

В таком варианте Эдипов комплекс мало что говорит о реальных роди*

телях и их реальном сношении, поскольку основан он на том, как ребенок

использует  реальные объекты, «вслушиваясь» в собственный фантазийный

мир и манипулируя ими (в защитных целях), чтобы облегчить свое суще

ствование [см. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА].

Способность оставаться в стороне и следить за отношениями между

двумя объектами требует способности выдерживать чувство оставленнос

ти и, таким образом, классическую эдипальную боль в полном ее объеме.

Именно этот момент, когда к способности к любви и ненависти присоеди

няется способность к наблюдению и познанию, является одной из замеча

тельных характеристик депрессивной позиции [см. СВЯЗЬ; 10. ДЕПРЕС

СИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. Итак, депрессивная позиция — это больше, чем

всего лишь достижение Эдипова комплекса. Она формирует способность

вырабатывать лучшее знание о внутреннем и внешнем мирах:

«Более сильное и более согласованное Эго /…/ снова и снова сво

дит вместе и синтезирует отщепленные аспекты объекта и самости.

/…/ Все эти шаги в развитии приводят к росту адаптации к внеш

ней и внутренней реальности» (Klein, 1952, p. 75).

«Материнская» и «отцовская» части психики аналитика.  В клинической

ситуации на использование такой «частичнообъектной» интерпретации

Эдипова комплекса оказывает большое влияние понимание контрпереноса

[см. ТЕХНИКА]. Постижение пациентом душевного состояния аналитика

зачастую включает в себя ощущение пациентом частей психики аналитика

как обособленных или же, наоборот, взаимосвязанных. Таким образом, ана

литик может восприниматься как сочувствующий пациенту, но при этом его

другая часть (более строгая, анализирующая, которая, по ощущениям паци

ента, подвергнет его критике) отщепляется. Такие аспекты психики анали

тика могут переживаться пациентом (в гендерных терминах) как материн

 4. Эдипов комплекс

ская и отцовская части, которые пациент стремится удерживать в изоляции

друг от друга. Или, подобным же образом, может ощущаться отсутствие чув

ствующей и интуитивной части, поскольку пациент убежден, что аналитик

дает интерпретации, используя собственные интеллектуальные функции.

Соединение вместе частей психики аналитика может вызывать сильное со

противление — и навлечь на себя неистовые атаки пациента.

РАННИЕ СТАДИИ ИЛИ ЖЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ? Выводы

Кляйн о том, что Эдипов комплекс начинается до генитальной фазы (фазы

примата гениталий), принимались с неохотой [см. также 7. СУПЕРЭГО].

Отчетливей всего это выразил Фенихель:

«Вне всякого сомнения, ребенок развивает привязанность к роди

телю противоположного пола и чувствует ревность и ненависть

к другому родителю гораздо раньше. Но в определенных характе

ристиках этих предварительных фаз наблюдается фундаменталь

ное отличие от Эдипова комплекса в его кульминационный пери

од. Содержание предварительных фаз (не генитальное) отличается

от содержания истинного Эдипова комплекса: они все еще сопер

ничают с аутоэротическими тенденциями, окрашенная ревностью

ненависть все еще бесконфликтно сосуществует бок о бок с любо

вью к родителю того же пола» (Fenichel, 1931, pp. 141–142).

Аргумент основан на том, что не наблюдается никакой связи между ревно

стью и любовью. Фактически, Фенихель описал несколько отдельных и раз

личных прегенитальных ситуаций: запрет на аутоэротические импульсы; усиление кастрационной тревоги вследствие утраты материнской груди

(отлучение от груди); прегенитальные любовные импульсы; приравнива

ние пениса к груди или фекалиям; приравнивание детей матери к груди или

фекалиям; приравнивание коитуса к оральной инкорпорации. Все эти ком

поненты после достижения генитальной фазы влияют на Эдипов комплекс

и выглядят скорее опровергающими доводы Фенихеля и подтверждающи

ми значимость самых ранних стадий Эдипова комплекса.

Это противоречит кляйнианскому подходу к контрастирующим эмо

циональным состояниям (например ревности и любви), в котором их раз

деление рассматривается как вторичная (расщепление объектов и отноше

ний), а не первичная неинтегрированность, предшествующая периоду, когда

Эго начинает функционировать как интегрирующая сила. Аналитики, сле

дующие классическому фрейдистскому подходу, считали, что прегениталь

ные фантазии о родительском сношении и эдипальная ситуация возника

ют ретроспективно вследствие позднейшей переработки в генитальной фазе

эдипальной пары в терминах  преэдипальных импульсов, проявившихся

благодаря регрессии. Кляйнианское же утверждение о том, что импульсы

А. Основные статьи

всех фаз (оральной, анальной, генитальной) имеют тенденцию совпадать, повидимому, упраздняет психоаналитический феномен регрессии.

Ответом с кляйнианской стороны стало подчеркивание принципа ге

нетической непрерывности [см. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ]; феномены взрослого возраста, или даже и детского, неизбежно происходят

от чегото, им предшествовавшего по времени, — этот аргумент выдвигал

ся также и в пользу раннего Супер*Эго.  Регрессия же должна быть регрес

сией к  чемуто; то есть ранние оральные или анальные фантазии о родитель

ском сношении должны были существовать, чтобы оказалась возможной

регрессия к ним. Вопрос выбора между регрессией к фантазийной актив

ности ранней стадии и ретроспективной переработкой предшествовавших

импульсов трудно решать на основании клинических данных, и, как это

свойственно очень многим дискуссиям, данный вопрос скорее просто вы

падал из обсуждения, чем приближался к своему разрешению.

Пикировки, обидные оценки и вооруженная защита своих позиций

в Дискуссиях о противоречиях 1943 года показывают, насколько сложно

придерживаться сугубо научного отношения к этим темам [см. ДИСКУС

СИИ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ]. Особенно кипели страсти вокруг ключевой

концепции Эдипова комплекса, в то время занимавшей центральное место

в классической теории Фрейда. Высказанное Кляйн (в 1927 г. ) обвинение

в адрес Анны Фрейд в том, что она не интерпретирует Эдипов комплекс

[см. 1. ТЕХНИКА], вызвало душераздирающие страдания и горечь, с бо

лезненной тщательностью выразившиеся в переписке самого Фрейда и Эр

неста Джонса, — уважаемых патронов непримиримых женщин (Steiner, 1985) [см. 1. ТЕХНИКА].

Однако развитие теории Эдипова комплекса действительно увело

Кляйн от классического представления о «реальных» родителях и погру

зило в фантазийный мир частичных объектов параноидношизоидной по

зиции. На практике, в рабочем кабинете, наиболее значимые пары, на ко

торые реагирует пациент, образуют преданность аналитика его браку

с психоанализом, или же соединение мыслей аналитика или частей его пси

хики. Для некоторых (аналитиков классического направления) теория ста

ла неузнаваемой; для кляйнианцев здесь важнее непрерывность перехода

от фантазий о частичных объектах на ранних стадиях Эдипова комплекса к

позднейшей (классической) эдипальной стадии [см. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ].

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience. Heinemann.

BRIERLEY, MARJORIE (1934) ‘Present tendencies in psycho-analysis’, Br. J Med. Psychol.  14: 211–29.

BRINON, RONALD (1989) ‘The missing link: parental sexuality in the Oedipus complex’, in Ronald Britton, Michael Feldman and Edna O’Shaughnessy The Oedipus Complex Today: Clinical Implications. Karnac, pp. 83–101.

 4. Эдипов комплекс

FENICHEL, OTTO (1931) ‘The pre-genital antecedents of the Oedipus complex’, Int. J. PsychoAnal.  12: 138–70.

FREUD, SIGMUND (1917) ‘Mourning and melancholia’, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1953–

73. vol. 14, pp. 67–107.

FREUD, SIGMUND (1918) ‘From the history of an infantile neurosis’, S. E.  17, pp. 3–123.

FREUD, SIGMUND (1923) The Ego and the Id. S. E.  19, pp. 3–66.

GLOVER, EDWARD (1933) ‘Review of Klein’s Psycho-Analysis of Children’, Int. J. Psycho-Anal.

14: 119–29.

GLOVER, EDWARD (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

GLOVER, EDWARD (1945) ‘An examination of the Klein system of child psychology’, Psychoanal.

Study Child  1: 1–43.

ISAACS, SUSAN (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943— 1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

KLEIN, MELANIE (1920) ‘The development of a child’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1.

Hogarth, pp. 1–53.

KLEIN, MELANIE (1925) ‘A contribution to the psychogenesis of tics’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 106–27.

KLEIN, MELANIE (1926) ‘The psychological principles of early analysis’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 128–38.

KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 170–85.

KLEIN, MELANIE (1928) ‘Early stages of the Oedipus complex’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 186–98.

KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, The Writings of Melanie Klein, vol. 2.

KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’, The Writings of Melanie Klein,  vol. 1, pp. 248–57.

KLEIN, MELANIE (1940) ‘Mourning and its relation to manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 344–69.

KLEIN, MELANIE (1945) ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 370–19.

KLEIN, MELANIE (1952) ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 61–93.

KOHUT, HEINZ (1971) The Analysis of the Self.  New York: International Universities Press.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytic theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int.

J. Psycho-Anal.  52: 1 69–78.

STEINER, RICCARDO (1985) ‘Some thoughts about tradition and change arising from an examination of the British Psycho-Analytical Society’s Controversial Discussions 1943–1944’, Int. Rev. Psycho-Anal.  12: 27–71.

WINNICOTT, DONALD (1962) ‘Providing for the child in health and crisis’, in (1965) The Maturational Processes and the Facilitating Environment. Hogarth, pp. 64–72.

5. Внутренние объекты

(Internal objects)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Данный термин обозначает бессознательное пережива

ние конкретного объекта или фантазию о нем, причем объект этот облада

ет собственными мотивами и намерениями по отношению к Эго и другим

объектам и ощущается физически расположенным внутри Эго (тела).

Существуя внутри Эго, внутренний объект более или менее идентифици

рован с ним (фантазия абсорбции или ассимиляции в Эго). Переживание

внутреннего объекта в большой степени зависит от переживания объекта

внешнего — и внутренние объекты являются своего рода зеркалами реаль

ности. Но также они значительно влияют (посредством проекции) на вос

приятие и переживание самих внешних объектов.

ХРОНОЛОГИЯ

1927 Исторжение как средство управления внутренним миром

(Кляйн М. «Криминальные наклонности у нормальных детей», 1927). Множественные внутренние объекты (имаго, составля

ющие СуперЭго) (Кляйн, М. «Персонификация в детской

игре», 1929).

1935 Утрата хорошего внутреннего объекта (Кляйн М. «К вопросу

о психогенезе маниакальнодепрессивных состояний», 1935).

1946 Расщепление объектов и самости (Кляйн, М. «Заметки о неко

торых шизоидных механизмах», 1946).

Понятие о внутреннем объекте — одно из самых важных и одновременно

самых загадочных открытий Кляйн. Переживание субъектом объекта вну

три себя дает ему ощущение существования и идентичности. Наши отно

шения с объектами и есть мы сами. Кляйн начала понимать это очень рано.

Однако углубление ее теории стало длительным процессом, состоявшим из

ряда концептуальных шагов:

(1) интроецированный объект (сам термин «объект» и его использование

кляйнианцами и другими психоаналитиками школы объектных отношений

мы описываем в другой статье [см. ОБЪЕКТЫ]);

(2) экстернализация;

(3) внутренний мир;

(4) СуперЭго;

(5) помогающие фигуры;

 5. Внутренние объекты

(6) внутренняя реальность объектов;

(7) всемогущество и конкретность.

(1) Интроецированный объект.  В своем анализе Риты, датируемом 1923 го

дом, Кляйн осознала значимость интроецированного объекта, который стал

терроризировать ребенка. Это осознание пришло, когда была прояснена

фантазия, входящая в ритуал отхода ко сну, — «страх, что мышь или

“подружка” может пролезть в окно и откусить ее [девочки] “подружку”

(гениталии)» (Klein, 1926, p. 132). Этот страх внутреннего преследующего

объекта был выражением строжайшего запрета, исходящего «не от ее ре*

альной матери, но от матери интроецированной» (Klein, 1926, p. 132). Кляйн

обнаружила, что во время ритуала отхода ко сну возле кровати клали сло

на, символизирующего отца:

«Слон (имаго отца) должен был исполнять роль преграды. Эту роль

интроецированный отец играл внутри нее, начиная с того времени, ког

да [в возрасте пятнадцати месяцев] она хотела узурпировать место ма

тери рядом с отцом, украсть у матери ребенка, которым та была бере

менна, и травмировать и кастрировать родителей» (Klein, 1926, p. 132).

(2) Экстернализация.  Далее Кляйн описывала, как «ролевая игра может обо

собить различные идентификации» и «ребенок добивается выталкивания отца

и матери, которых, в ходе переработки Эдипова комплекса, он абсорбировал в

себя, — и теперь они мучают его изнутри своей суровостью» (Klein, 1926, p. 133).

(3) Внутренний мир.  Понятие Фрейда о внутреннем мире (как и его понятие

о СуперЭго) своим значительным развитием обязано Кляйн. В необычной

статье, материалом которой стала газетная рецензия на оперетту Равеля, поставленную в Вене (Klein, 1929b), Кляйн пыталась проиллюстрировать

драматические события, разворачивающиеся в психике ребенка. Мир кош

маров ребенка порождает некое повествование, полное преследователей, которых он боится и на которых нападает сам, — это повествование разыг

рывается на сцене и завершается чувством острой жалости. Кляйн также

увидела здесь связь с процессом изобразительного творчества — с историей

рождения художника. Она стремится воссоздать драматический эффект, чтобы передать характер всего мира фантазии, куда вовлечен ребенок.

Уже в 1923 году Кляйн уловила, каким образом для детей такую значи

мость получает внутреннее содержимое тел — собственного и материнского:

«У девочки было садистическое желание, возникшее на ранних ста

диях Эдипова конфликта, — украсть содержимое материнского

А. Основные статьи



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.