|
|||
Table of Contents 7 страница«Ребенок ожидает, что обнаружит внутри матери (а) отцовский пенис, (б) экскременты и (в) детей, и все это он приравнивает к съе добным веществам. Согласно самым ранним фантазиям (или “сексуальным теориям”) ребенка о родительском совокуплении, отцовский пенис (или все тело отца целиком) оказывается инкор порированным внутрь матери в ходе полового акта. Таким образом, объектом садистических атак ребенка становятся как отец, так 3. Агрессия, садизм и компонентные инстинкты и мать, которых в фантазии кусают, разрывают, разрезают или рас таптывают на части. Эти нападения вызывают тревогу, связанную с ожиданием наказания со стороны объединенных родителей, и эта тревога также интернализуется вследствие оральносадистической интроекции объектов и таким образом оказывается уже направлен ной на раннее СуперЭго» (Klein, 1930, p. 219). Отчетливое свидетельство младенческой агрессии вызывает у Кляйн бес покойство: «Идея о том, что младенец в возрасте шестидвенадцати месяцев пытается разрушить свою мать всеми способами, которые доступ ны его садистическим устремлениям, — зубами, ногтями, испраж нениями и всем своим телом, и они в фантазии превращаются в оружие всех видов, — эта идея представляется нам картиной ужа сающей, если не сказать невероятной. И очень трудно (знаю на собственном опыте) заставить себя признать, что столь отврати тельная идея соответствует истине» (Klein, 1932, p. 130). Поскольку это открытие оказалось для Кляйн совершенно непредвиден ным, по сути исключительно на нем она и сосредоточилась в ходе первых пятнадцати лет своей клинической практики. Порочный круг. Особая поглощенность агрессией и ожидание расплаты, вызывающие страх и еще большую агрессию, воспроизводят сами себя. Нападения на преследователей делают их более, а не менее вредоносными, поскольку в фантазии предполагается, что преследователи разъяряются еще больше и отвечают насилием на насилие: «когда объекты интроециро ваны, предпринятые против них атаки с помощью всех орудий садизма вызывают ужас субъекта перед аналогичными атаками на него самого со стороны внутренних и интернализованных объектов» (Klein, 1929, p. 212). Порочный круг такого типа представляет собой параноидное состояние враждебности, сопровождаемое глубокими подозрениями ко всяким «хоро шим» фигурам [см. ПАРАНОЙЯ]. (3) Прегенитальные фазы. Сначала Кляйн следовала Абрахаму, приписы вая садизм периоду окончания первого года жизни, и была склонна отно сить фантазии, которые она обнаруживала у детей более старшего возраста, именно к этому времени как точке фиксации. Затем она пришла к заклю чению, что все разнообразные либидинозные импульсы совмещены во вре мени, хотя в каждый момент может преобладать тот или иной из них: «Либидинозные фазы перекрываются начиная с самых первых месяцев жизни. Позитивные и инвертированные Эдиповы тенденции с самого А. Основные статьи начала пребывают в тесном взаимодействии» (Klein, 1945, p. 416). Садис тические фантазии в основном соотносятся с оральной и анальной фаза ми, и вначале прегенитальные импульсы преобладают над генитальными. Таким образом, ребенок с первых моментов жизни вынужден бороться с тревогой, вызываемой садистическими импульсами. Кляйн выяснила, что происходит некоторое смешение генитальных импульсов (т. е. они направ лены на обоих родителей как пару) начиная с первого года жизни, но позд нее генитальные импульсы крепнут и усиливают любовь ребенка. Зачастую кажется, что Кляйн противопоставляет прегенитальные (садистические) импульсы генитальным, любовным: «… садизм преодолевается, когда субъект поднимается на гениталь ный уровень. Чем устойчивее эта ситуация, тем более ребенок ста новится способным к объектной любви, тем больше у него возмож ностей победить свой садизм с помощью жалости и симпатии» (Klein, 1929, p. 214). Кляйн полагала, что агрессивные импульсы влияют на развитие, в частно сти, способствуя продвижению Эго вперед к генитальным импульсам (сти муляциям), направленным на мобилизацию любовных чувств. Поэтому агрессивные чувства могут не только тормозить, но и подстегивать ход раз вития; а временами движение вперед вызывается преждевременно, и это приводит к различным последствиям. Так Кляйн пришла к небесспорному мнению, что как раз воздействие агрессивных импульсов и определяет те чение или торможение развития на этих чрезвычайно ранних его стадиях [см. ЛИБИДО; РАЗВИТИЕ]. Именно на основании данных о прегенитальных фантазиях Кляйн на чала пересматривать классическое представление об Эдиповом комплексе и происхождении СуперЭго [см. 4. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС; 7. СУПЕРЭГО]. (4) Инстинкт смерти. Позднее (начиная с 1932 года) Кляйн рассматривала весь первый год жизни как период максимального садизма. Такое расши рение временного диапазона концепции было обусловлено тем, что в 1932 году Кляйн признала инстинкт смерти в качестве первичного источника агрессивных импульсов с самого начала жизни: «отклонение инстинкта смерти вовне воздействует на отношения ребенка с его объектами и при водит к полномасштабному развитию садизма» (Klein, 1932, p. 128). Кляйн также писала о маленьком ребенке: «… его деструктивные инстинкты вызывают у него тревогу уже в первые месяцы жизни. Вследствие этого его садистические фан тазии становятся связанными с тревогой, и такая связь между ними порождает специфические ситуации тревоги. /…/ Либидинозное удовлетворение, как выражение Эроса, укрепляет его веру в свои 3. Агрессия, садизм и компонентные инстинкты образыпомощники и ослабляет опасности, угрожающие ему со стороны инстинкта смерти и СуперЭго» (Klein, 1932, p. 128) [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ]. С этого момента Кляйн рассматривала человеческую психику и ее развитие в свете фундаментального конфликта между инстинктом смерти и либидо (инстинктами жизни), а также того, как внешний мир может способствовать развитию осознания внешней и внутренней реальностей. Когда превалиру ет инстинкт смерти, смешение (или слияние) инстинктов приводит к возник новению зависти, мазохизма и других форм перверсии и иных состояний патологической агрессии. Здоровье и нормальное развитие базируются на преобладании инстинктов жизни [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ]. С рождения ребенок реагирует на переживание своих нужд, требуя их удовлетворения, и в конечном итоге — поиском дающих удовлетворение объектов и любовью к ним (инстинкты жизни); или же — устраняя данное переживание (или восприятие желанного объекта) или устраняя аппарат восприятия, который поставляет переживание или восприятие объекта (инстинкт смерти) [см. 12. ЗАВИСТЬ]. Во избежание последствий ранней деструктивности, инстинкт смерти обычно проецируется (Фрейд исполь зовал термин «отклонение», а не проекция) во внешний объект, который воплощает деструктивную угрозу самости; элемент деструктивности так же удерживается внутри и обращается на внешний угрожающий объект. Депрессивная позиция. Исходно обнаруживаемый между прегенитальными и генитальными импульсами конфликт чувств стал рассматриваться как конфликт между позитивным и негативным Эдиповым комплексом, кото рый представлен в бессознательных фантазиях как в генитальной, так и в прегенитальной формах [см. 4. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС]. Это обескуражи вающее слияние теоретических категорий стало вызывать меньше проблем, когда Кляйн, развивая свою теорию, в 1935 году сформулировала идею депрессивной позиции. Постепенно она стала привлекать больше внима ния Кляйн, чем Эдипов комплекс и последовательность фаз [см. 10. ДЕ ПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ], поскольку именно депрессивная позиция формирует то основание, на котором осуществляются эти классические этапы развития. Шизоидная аннигиляция. В 1946 году Кляйн пересмотрела свою теорию интенсивно садистического и параноидного периода начала жизни (к тому времени получившего название параноидной позиции). Она обнаружила, что агрессивные импульсы воздействуют не только на объекты, но и на Эго субъекта. Эта самодеструктивность давала основание полагать, что ин стинкт смерти (способствующий соскальзыванию индивида в распад и смерть) от рождения не направлен вовне должным образом [см. 7. СУ ПЕРЭГО]. В своей теории инстинкта смерти Кляйн следовала подходу А. Основные статьи Фрейда: по Фрейду, инстинкт смерти отклоняется вовне. При шизоидных состояниях можно предположить исходную неудачу такого отклонения [см. 11. ПАРАНОИДНОШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; 12. ЗАВИСТЬ]. Поэтому шизоид боится силы внутри себя, которая угрожает аннигиляци ей, опасается за себя, опасается распада на фрагменты своего Эго и своей личности (Klein, 1946). В это время Кляйн описывает прототип агрессив* ного объектного отношения, где эти фрагменты Эго могут выталкиваться во внешние объекты [см. 13. ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ]. Зависть. Последнее дополнение к своей теории Кляйн сделала в 1957 году. Как и ее самые ранние теоретические работы, это исследование касалось необычайного размаха садистической агрессии у человеческих существ. Кляйн не только обнаружила на первых этапах своей деятельности агрес сию в огромных объемах у детей, занятых игрой, но и позднее смогла под твердить чрезвычайный садизм и агрессию на клиническом материале, по лученном от взрослых пациентовпсихотиков. Первичная зависть — это врожденные агрессия и садизм, направленные на хорошие объекты или их хорошие качества, в отличие от более параноидной агрессии, направленной на плохие объекты, которые как будто бы угрожают субъекту [см. 12. ЗА ВИСТЬ]. Зависть и инстинкт смерти подобны в том, что они атакуют жиз ненные и любимые объекты. В зависти импульсы инстинкта смерти слиты с инстинктами жизни, и при этом инстинкт смерти преобладает. Это пато логическая форма слияния, при которой (a) объект подвергается нападе нию ради удовлетворения инстинкта смерти, и (b) в то же время он под вергается нападению в порядке защиты от зависти — эта защита устраняет объект, вызывающий потребность. Деструктивность направлена на объект, который возбуждает потребность (и поэтому любовь) и предлагает удов летворение этой потребности. Первичная форма зависти кажется одним из наиболее примитивных проявлений агрессивных импульсов, и Кляйн полагала, что ребенок от рож дения наделен инстинктами жизни и смерти в разном объеме, а шизофре никам присущи и другие дефекты, особенно трудно им отделить агрессив ные импульсы от либидинозных (также они слабо переносят фрустрацию и неблагоприятное для развития окружение и т. д. ). СПОРЫ ОБ ИНСТИНКТЕ СМЕРТИ. Существование садистических фаз развития в детском возрасте как таковое сомнений не вызывало, но бы ла развернута дискуссия относительно того, обязаны ли они своим проис хождением инстинкту смерти. Против понятия «инстинкт смерти», с ука занием на его бесполезность, было выдвинуто четыре основных возражения: (a) описания Фрейда носили по большей части спекулятивный характер, и он называл инстинкт смерти клинически «немым»; (b) нет необходимо сти полагать проекцию инстинкта смерти источником агрессии, посколь ку фрустрация либидо является вполне адекватным объяснением ее при 3. Агрессия, садизм и компонентные инстинкты чины; (c) нет свидетельств направленной на самость деструктивности, дей ствующей внутри личности; и (d) значение, которое Кляйн придает ин стинкту смерти, принижает центральное значение понятия либидо в пси хоаналитической теории. (a) Немой инстинкт. Широко распространено мнение, что на идею об ин стинкте смерти Фрейда навели примеры из области биологии, размышле ния о смертности организмов и об универсальных тенденциях живой мате рии к возврату в неодушевленное состояние, а неодушевленной материи — к деградации на более низкие уровни организации. Устанавливая связь между вторым законом термодинамики, или энтропией, и фрейдовской моделью психики, мы рискуем внести в психоанализ оттенок мистицизма. Соответственно, большинство психоаналитиков не отводило инстинкту смерти какоголибо значительного места в своих клинических воззрениях. Оказалось возможным предать инстинкт смерти забвению, поскольку Фрейд назвал его «немым и беззвучным инстинктом». Эта неслышность проявлений инстинкта смерти послужила Фрейду объяснением того, поче му он игнорировал его в своей предшествующей работе. Однако Кляйн решительно настаивала на том, что понятие «инстинкт смерти» клинически оправдано, поскольку Фрейд предваряет свои дово ды данными, почерпнутыми в клинической работе над переносом (навяз чивое повторение), из сновидений пациентов, страдающих травматическим неврозом, и из наблюдений за играющими маленькими детьми. Именно клиническая проблема навязчивого повторения заставила Фрейда выбрать заглавие для работы 1920 года — «По ту сторону принципа удовольствия». Поскольку пациенты были словно вынуждены повторять болезненные пе реживания, принцип удовольствия нарушался. Значит, должно было быть чтото по ту сторону удовольствия. (b) Фрустрированное либидо. Точно так же в своей спроецированной фор ме инстинкт смерти далеко не беззвучен — он весьма громогласен и непри ятен на слух [см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ]. Часто отмечают, что агрессив ные импульсы сами по себе не являются свидетельством инстинкта смерти, поскольку могут оказаться производными от фрустрированных либидиноз ных импульсов. Самая сильная сторона этого аргумента заключается в том, что с помощью психоаналитического исследования невозможно обособить различные инстинктивные компоненты. Споры между аналитиками отно сительно инстинкта смерти изобилуют изобретательными доводами апос териори с обеих сторон [см. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ; ГЕНЕ ТИЧЕСКАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ]. (c) Внутренняя деструктивность. Кляйн продемонстрировала: по крайней мере, у детей инстинкт смерти не является «немым и беззвучным»; в опре деленном смысле Эго, или некоторая его часть, остается внутри, чтобы А. Основные статьи оказывать смертоносное воздействие на личность. Это «плохие» внутренние объекты, в ходе развития порождающие жесткое СуперЭго [см. 7. СУ ПЕРЭГО]. У взрослых переживание деструктивного объекта внутри Эго со общается, например, пациентом с фобией ракового заболевания, которое яв ляется репрезентацией внутреннего пожирающего объекта. Всеобщий страх перед раком подобным же образом связан с бессознательными фантазиями о «плохом» объекте, воспринимаемом в оральносадистическом ключе. Рав ноценными иллюстрациями могут быть другие формы ипохондрии. Проявляющаяся клинически внутренняя деструктивность была иссле дована Розенфельдом (Rosenfeld, 1971) и в последнее время многими дру гими в ответ на замечание, что кляйнианцы не реагируют на критику отно сительно применения ими понятия «инстинкт смерти». Структура личности пациентов в пограничных состояниях включает в себя организацию «плохих» частей самости, атакующих «хорошую» самость, используя стратегии соблаз нения или запугивания [см. СТРУКТУРА]. (d) Сравнительная значимость инстинкта смерти и либидо. Были нарека ния и с другой стороны: якобы Кляйн настаивает на том, что инстинкт смер ти оказывает большее влияние, чем либидо, и влечение к объектам обяза но своим происхождением инстинкту смерти! Это бы весьма противоречило теории Фрейда. Обвинения в том, что Кляйн игнорирует фрейдовскую теорию последовательности либидинозных фаз, достигли своего пика, когда аналитикивенцы прибыли в Лондон в 1939 году [см. ДИСКУССИИ О ПРОТИВОРЕЧИЯХ]. Обвинения эти были несколько преувеличены, но Кляйн действительно связывала проблемы и торможения в развитии ли бидо (а также интеллекта) с тревогой, порождаемой агрессивными импуль сами. На самом деле она не пренебрегала теорией либидо и представлени ем о последовательности сексуальных фаз в раннем детстве. Формально она придерживалась этих взглядов, но в то же время указывала, что фазы не следуют друг за другом, как поезда согласно железнодорожному расписа нию (аналогия Абрахама). Они все время плотно переплетены, но все же демонстрируют последовательность превалирования импульсов — внача ле оральные импульсы доминируют над анальными, а затем анальные им пульсы отстаивают свои права и берут верх над оральными и генитальны ми. Кляйн подчеркивала вмешательство в развитие либидо садизма, который отмечает точки фиксации либидо. Поэтому проблема остается. Для кляйнианцев инстинкт смерти не без звучен, но является активным фактором, который существенно нарушает и видоизменяет естественный ход либидинозного развития на ранних фа зах; аналитики же классического толка считают клиническую значимость инстинкта смерти минимальной и подчеркивают эпигенетический харак тер развития либидо и Эго [см. ЭГОПСИХОЛОГИЯ]. Вопрос о том, ка кие показательные ситуации в клинической практике смогли бы прояснить эти моменты, все еще ждет серьезного внимания. 3. Агрессия, садизм и компонентные инстинкты ABRAHAM, KARL (1924) ‘A short study of the development of the libido’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 418–501. FREUD, SIGMUND (1905) Three Essays on Sexuality, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1954–73, vol. 7, pp. 125–245. FREUD, SIGMUND (1915) ‘The unconscious’. S. E. 14, pp. 159–215. FREUD, SIGMUND (1920) Beyond the Pleasure Principle. S. E. 18, pp. 3–64. KLEIN, MELANIE (1922) ‘Inhibitions and difficulties in puberty’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1. Hogarth, pp. 54–8. KLEIN, MELANIE (1927) ‘Criminal tendencies in normal children’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 170–85. KLEIN, MELANIE (1928) ‘Early stages of the Oedipus complex’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 186–98. KLEIN, MELANIE (1929) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 210–18. KLEIN, MELANIE (1930) ‘The importance of symbol-formation in the development of the ego’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 219–32. KLEIN, MELANIE (1931) ‘A contribution to the theory of intellectual inhibition’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 236–47. KLEIN, MELANIE (1932) The Psycho-Analysis of Children, The Writings of Melanie Klein, vol. 2. KLEIN, MELANIE (1933) ‘The early development of conscience in the child’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 248–57. KLEIN, MELANIE (1935) ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 262–89. KLEIN, MELANIE (1945) ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 370–419. KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 1–24. KLEIN, MELANIE (1957) ‘Envy and gratitude’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 176–235. ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J. Psycho-Anal. 52: 169–78. SEGAL, HANNA (1987) ‘The clinical usefulness of the concept of the death instinct’ (unpublished). 4. Эдипов комплекс (Oedipus complex) ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Клинические исследования Кляйн в конечном итоге мо дифицировали фрейдовскую теорию Эдипова комплекса. Подчеркивая фантазийное содержание инстинктивных импульсов, Кляйн особенно вы деляла прегенитальные компоненты (оральные и анальные) эдипальных фантазий. Она считала их наличие доказательством раннего, прегениталь ного происхождения Эдипова комплекса. Кляйн никогда не разделяла идею Фрейда о том, что СуперЭго является «преемником Эдипова комплекса», поскольку ее клинические наблюдения указывали на другие временные рамки этого феномена, и в конце концов ей пришлось выступить с опро вержением Фрейда. Под классическим Эдиповым комплексом «залегают» очень ранние пугающие и «психотические» фантазии ребенка, и Кляйн особое внимание уделяла ранним стадиям Эдипова комплекса. Она думала, что, демонстри руя интенсивность базовых, ранних стадий Эдипова комплекса, подчерки вает его значимость. Кляйн также подчеркивала значимость негативного (инвертированно го) Эдипова комплекса и сложное взаимодействие между позитивным и не гативным комплексами; позже эти наблюдения вошли в ее теорию амбива лентности на депрессивной позиции. Впоследствии развитие ее собственной теории амбивалентности и депрессивной позиции привело к неявной пере формулировке теории Эдипова комплекса в терминах сближения «хороших» и «плохих» фантазийных фигур («хороших» и «плохих» частичных объек тов). В ситуации переноса это часто вызывает зависимость пациента от со единения вместе различных частей психики аналитика. ХРОНОЛОГИЯ 1920 Классический Эдипов комплекс у детей (Кляйн М. «Развитие одного ребенка», 1920). 1928 Прегенитальные формы Эдипова комплекса и инвертированный Эдипов комплекс (Кляйн М. «Ранние стадии Эдипова комплек са», 1928). 1932 Отделение СуперЭго от Эдипова комплекса (Кляйн М. «Пси хоанализ детей». Часть ІІ, 1932; Кляйн М. «Раннее развитие со вести у ребенка», 1933). 1935 Эдипов комплекс и депрессивная позиция (Кляйн М. «Скорбь и ее отношение к маниакальнодепрессивными состояниями», 1940; Кляйн, М. «Эдипов комплекс в свете ранних тревог», 1945). 4. Эдипов комплекс тому времени, когда Кляйн начала свою работу, ортодоксальный пси хоанализ установил, что центральная, основная проблема всех невро Кзов — Эдипов комплекс. Кляйн никогда не подвергала это сомнению. Однако она рассматривала Эдипов комплекс с иной точки зрения, которая все более отличалась от ортодоксальной. Эдипов комплекс в 1920*х годах. Согласно классическому фрейдистскому подходу, младенец получает от своего тела сексуальные ощущения, кото рые он стремится разрядить в виде желаний, направленных на родителей, но безуспешно: он сталкивается с запретом. Это приводит к мастурбации, которая вызывает сходные запреты. Фрейд описывал такие процессы на ге нитальном уровне и исследовал детские сексуальные теории (фантазии). Он выделил кастрационную тревогу маленького мальчика, возникающую как следствие ощущения угрозы со стороны отца; маленькая же девочка ис пытывает зависть к пенису. В статье, которую Фрейд опубликовал в 1918 году — примерно в это время Кляйн приступила к анализу детей, — он тщательно описывает иден тификации, устанавливаемые очень маленьким ребенком (в возрасте все го лишь восемнадцати месяцев) с каждым из родителей, осуществляющих половой акт. Он пытался клинически разработать некоторые выводы из своих идей, описанных годом ранее в работе «Скорбь и меланхолия» (Freud, 1917), где он впервые показал механизм идентификации (путем интроек ции). Эти работы, разумеется, вызвали бурные и напряженные дискуссии во всех психоаналитических обществах — как раз тогда, когда Кляйн пред ставила свои первые психоаналитические случаи. ВКЛАД МЕЛАНИ КЛЯЙН В ТЕОРИЮ ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. Работа Кляйн с детьми в ходе игры продемонстрировала ей разнообразие фантазий, подобных тем, которые были описаны Фрейдом, а также множе ство способов, с помощью которых дети, повидимому, идентифицируют ся с игрушечными фигурами. Множественная идентификация такого рода, вероятно, и обеспечивает творческую полноту самой игры, когда ребенок рассматривает события в игре с точки зрения то одной, то другой фигуры [см. 1. ТЕХНИКА]. Кляйн также придавала особое значение идентифика циям с каждым из родителей, а также простой форме Эдиповой пары, с не навистью к одному родителю и любовью к другому: «Я узнала, что Вернер называл своими “беспокойными мыслями”. Он сказал мне, что беспокоится о животных Тарзана. Обезьяны гуля ют в джунглях; в своей фантазии он следует за ними и приноравли вается к их походке. Ассоциации ясно продемонстрировали его вос хищение отцом, совокупляющимся с матерью, и его желание стать третьим участником этого совокупления. Данная идентификация, А. Основные статьи снова как с матерью, так и с отцом, также формировала основу для его других многочисленных “беспокойных” мыслей — все они могут быть признаны мастурбационными фантазиями» (Klein, 1925, p. 118). Изучая подобные инфантильные фантазии, в период с 1919 по 1935 годы Кляйн совершила четыре клинических открытия в отношении Эдипова ком плекса. Каждый из этих шагов был столь значительным, что в итоге сама теория очень сильно изменилась — она стала теорией депрессивной позиции. Шаги эти таковы: (1) обнаружение особого характера садизма, связанного с фантазиями об эди пальной паре и вызывающего большую тревогу [см. 8. РАННИЕ СИТУА ЦИИ ТРЕВОГИ]; (2) клиническое доказательство существования прегенитальных фантазий и, таким образом, прегенитального происхождения Эдипова комплекса (существенное отличие от положения Фрейда: по Фрейду, Эдипов ком плекс развивается на генитальной фазе на третьемпятом годах жизни) [см. ЛИБИДО; 7. СУПЕРЭГО]; (3) выявление понимания эдипальных родителей в терминах индивидуальных органов — пениса в вагине (соска в груди), — которое вызывает страшную фан тазию о родителях, навечно соединенных в комбинированную родительскую фигуру [см. КОМБИНИРОВАННАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ФИГУРА]; и (4) открытие двусмысленности позитивного и инвертированного Эдипо вых комплексов, которые, существуя совместно, создают амбивалентные чувства по отношению к каждому из родителей [см. 10. ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ]. (1) Тревога. Кляйн модернизировала ортодоксальную теорию Эдипова ком плекса, сосредоточив внимание на содержании тревог, возникающих в ре зультате фантазий об эдипальных объектах (матери и отце): «Маленький мальчик, ненавидящий отца как соперника в борьбе за любовь матери, наполнен ненавистью, агрессией и фантазиями, происходящими из его оральносадистических и анальносадисти ческих фиксаций. /…/ В данном случае [случае Жерара] пенис отца должен был быть откушен, сварен и съеден» (Klein, 1927, p. 172). Кляйн отмечает, что «за такой манифестацией примитивных тенденций неиз бежно следует тревога» (Klein, 1927, p. 175). Эти садистические импульсы вызывают сильный страх и раскаяние у маленьких детей, которые боятся как того, что все это произойдет с родителями в реальности, так и возмездия ро дителей, направленного на детей [см. 3. АГРЕССИЯ; ПАРАНОЙЯ]. 4. Эдипов комплекс (2) Ранние источники Эдипова комплекса. Фрейд считал, что прегениталь ные импульсы просто подлежат разрядке, а истинные эдипальные фантазии начинаются только в генитальной фазе (в возрасте трехпяти лет). Однако Кляйн продемонстрировала наличие эдипальных фантазий в прегенитальном возрасте: «дети часто выказывают, причем уже в начале второго года жизни, явное предпочетние родителю противоположного пола и другие признаки появляющихся Эдиповых тенденций» (Klein, 1926, p. 129). Прегенитальные импульсы возникают в реакциях детей на родителей и родительские сексу альные отношения, детская игра обращается вокруг идей, фантазий и тревог, связанных с первичной сценой; поскольку ребенок не знает, что происходит в реальности, фантазии эти основываются на интерпретации его собственных потребностей (оральных или анальных) и жестокой их фрустрации: «Согласно орально и анальносадистической стадии, на которой он сам сейчас находится, сношение начинает означать для ребенка действо, в котором поедание, приготовление, обмен фекалиями и садистические акты всех типов (избиение, разрезание и т. д. ) играют принципиальную роль» (Klein, 1927, p. 175).
|
|||
|