Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 6 страница



Ретроспективная сложность.  Утверждалось, вопреки мнению Айзекс, что, если у детей старшего возраста наличествуют подобные фантазии, Эдипов

комплекс затронут регрессией. Ребенок трехчетырех лет, испытывая трево

ги, связанные с отношением родителей, и находясь под давлением фрустра

ции, регрессирует к оральным желаниям и импульсам, которые затем окра

шивают его теории о том, чем совместно занимаются его родители. Это форма

«ретроспективной сложности». Таким был один из самых сильных аргумен

тов против концепции Кляйн в том, что касается фантазии на первом году

жизни. Уэлдер (Waelder, 1937) эффектно комментирует позицию Кляйн: «эти

доказательства мне кажутся не убедительнее утверждения, что “Гамлет” или

“Король Лир” должны были существовать в психике Шекспира уже в детст

ве» (p. 429). Однако Эрнест Джонс (Jones, 1943) саркастически отвечает:

«Регрессия к столь давнему времени мне не кажется осмысленной

идеей. Когда Уэлдер говорит о том, что выраженные каннибалисти

ческие фантазии известны в возрасте трехчетырех лет, но приписы

вает их регрессии, в этом, помоему, не содержится вообще никакой

информации, если не считать, что происходит воскрешение соответ

ствующих оральных фантазий, присущих ребенку в возрасте, скажем, полугода; почему желание взять грудь должно впервые охватывать

ребенка в возрасте четырех  лет — ускользает от моего понимания».

 2. Бессознательная фантазия

Здесь Джонс указывает на то, что регрессия к оральным фантазиям такого

рода предполагает существование оральных фантазий в оральной фазе, к которым и происходит регрессия.

Когнитивная сложность. Утверждалось, что фантазии разрывания зубами на

части, убийства, затопления матери и так далее слишком сложны для психи

ки младенца первого года жизни. Не представляется вероятным, чтобы ребе

нок в этом возрасте мог знать, что значит убийство и смерть. Айзекс (Isaacs, 1948) потратила много усилий, описывая примитивность фантазий — невер

бальной, невизуальной, соматически переживаемой фантазии, — и утвержда

ла, что существует филогенетически обусловленное знание. Под этим она

подразумевала, что в строении тела и его импульсов уже заложено внутрен

не присущее или врожденное знание: телесные ощущения являются формой

постулирования в форме действия [см. ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ].

После яростных дебатов 1940х вопрос о способности младенца к ког

нитивной деятельности интересовал одних лишь академических психоло

гов, и было проведено немало исследований в области психологии детей

первого года жизни (Trevarthen, 1980; Chamberlain, 1987). Процессы, кото

рые Тревартен называет «первичной интерсубъективностью», явно указы

вают на существование очень ранней и сложной когнитивной деятельнос

ти в отношениях с объектами, а это опровергает мнение противников

Кляйн. Эти исследования также выявили, что в эмоциональном контексте

взаимоотношений между младенцем и матерью наличествует весьма адек

ватное чувство реальности. Это не согласуется с описаниями Кляйн почти

солипсических отношений с объектами фантазии. Мы располагаем свиде

тельством того, что младенцам на самом деле присуща большая сложность

психических процессов, чем предполагала и Кляйн, и ее венские критики.

Лихтенберг (Lichtenberg, 1983) и Стерн (Stern, 1985) начали изучать эту

тему в ее психоаналитическом преломлении.

(4) Вторичный процесс.  Ортодоксальные психоаналитики определяют пси

хическую активность бессознательного как первичный процесс — то есть

процесс, зависящий от сгущения и смещения, подобно логике и символиз

му сновидений. Они заявляют, что в кляйнианской концепции бессозна

тельной фантазии обнаруживаются признаки отрицания (negation), поня

тие времени и взаимодействие импульсов — все это характеристики

психической активности вторичного процесса, возникновение которой не

предполагается в бессознательном, и уж точно не на первом году жизни.

Анна Фрейд возражает против интегрированного «Эго раннего удовольст

вия», которое как будто бы подразумевается в теории бессознательной фан

тазии, поскольку существование Эго является логической предпосылкой

существования фантазий. В ответ Айзекс цитирует высказывания Фрей

да, поддерживающие ее точку зрения, что психический аппарат, в котором

А. Основные статьи

происходит лишь первичный процесс, является фикцией (Freud, 1900) и су

ществует определенная организация функционирования бессознательного.

Она заявляет это, признавая существование оральных желаний на первом

году жизни, сопровождаемых сознательной памятью об этих переживани

ях, как описывала Анна Фрейд в своих работах, но при этом отрицает, что

функция фантазии теоретически противоречит данному описанию. Похо

же, эта дискуссия свелась к бесплодному выяснению того, что Фрейд дей

ствительно сказал и что он на самом деле имел в виду.

(5) Путаница в терминах.  Немало внимания было уделено тому, что размы

вается точность устоявшейся психоаналитической терминологии: приме

ром служит описанная выше критика Анны Фрейд относительно первич

ного процесса и природы бессознательного. Гловер (Glover, 1945) отвергал

теорию бессознательной фантазии, поскольку она сводит несколько более

или менее известных аналитических терминов в один, тем самым превра

щая аналитическую теорию в ничто. При этом, по его мнению, теряются

понятия последовательности либидинозных фаз, регрессии, фиксации

и Эдипова комплекса.

Вступила в дискуссию также Мэрджори Брайерли. Хотя она призна

вала, что ссылка Айзекс на генетическую непрерывность убедительна, рас

пространение термина «фантазия» на все аспекты психической деятельно

сти в прошлом и на основания психической деятельности пациентов

в настоящем, на ее взгляд, нивелирует важные отличия между ранними

и поздними стадиями — например, между ранними и поздними стадиями

Эдипова комплекса [см. 4. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС].

Айзекс возражала, что открытие факторов, значимых в развитии каж

дого отдельного психического состояния или организации, такой, как Эди

пов комплекс, не умаляет значимость концепции Эдипова комплекса; эти

открытия, наоборот, укрепляют понимание концепции. По мнению Айзекс, Кляйн существенно усилила значимость Эдипова комплекса, показав, что

его действие начинается раньше, чем предполагалось, и что важные аспек

ты психики ребенка на прегенитальных стадиях развития соотносятся

с Эдиповым комплексом.

(6) Понятия и фантазии.  Гловер описывает обнаруженное им у Кляйн «при

страстие /…/ к некоему психическому антропоморфизму, /…/ а именно —

к смешению концепций психического аппарата и психических механизмов»

(Glover, 1943). Если механизмы интроекции и проекции также передают

значение фантазий (инкорпорации и исторжения), происходит объедине

ние объективного наблюдения с субъективным опытом пациента.

Брайерли также обеспокоило слияние переживаний с понятиями, и она

всячески поддерживала «разграничение описания собственно переживае

 2. Бессознательная фантазия

мого опыта и выводимого из опыта описания его объективного обусловли

вания» (Brierly, 1943). Эта проблема, лишь однажды возникшая в ходе Дис

куссий о противоречиях, глубоко затрагивает многие вопросы философии

науки и указывает на особое положение тех наук, предметом изучения кото

рых являются люди, т. е. субъекты, а не неодушевленные объекты. Хайманн

(Heimann, 1943), например, указывает, что работа, которой занимается ана

литик, относится к особому типу; это объективная наука о субъективном

[см. СУБЪЕКТИВНОСТЬ].

Брайерли хотела предложить альтернативный термин — “значение”, он должен был внести ясность в различение объективных и субъективных

описаний, которые термин “фантазия” спутывает. Термин “значение” фик

сирует свойство субъективности бессознательной фантазии и обособляет

его от инстинктивных и объективных аспектов (см. также Rycroft, 1966).

Айзекс с этим не согласилась и решила придерживаться термина “фанта

зия” отчасти потому, что эффективность этого понятия заключается, пови

димому, именно в том, что оно охватывает как биологические, так и психо

логические аспекты основания психических функций. Однако Мельтцер

(Meltzer, 1973) указал на необходимость обратить внимание на эту перемену

в метапсихологии:

«Поскольку исходная нейропсихологическая система координат

Фрейда сменилась на сугубо психологическую, следовало бы заме

нить квазипсихологическую идею “психической энергии” поняти

ями исключительно ментального характера, такими как “значение”

и “жизненность”» (p. 131).

(7) Регрессия.  До Кляйн фантазия означала регрессию либидо, наступаю

щую вследствие фрустрации, которая возбуждает аппарат восприятия, вы

зывая галлюцинации или развивая фантазии, подлежащие осмыслению.

Айзекс признавала, что теория бессознательной фантазии ведет к пересмо

тру значения регрессии, если бессознательные фантазии раннего периода

жизни остаются непрерывно активными и становятся основой всех позд

нейших стадий развития (и придают им значение). Хотя с точки зрения

Фрейда, Абрахама и классического психоанализа в целом, ранние инстинк

тивные влечения оказывают свое влияние впоследствии в результате рег

рессии, Айзекс подчеркивала, что признает сохраняющееся повсеместное

влияние этих ранних стадий и видит в позднейших повторениях функцио

нирование и контекст очень ранних защитных механизмов [см. 9. ПРИМИ

ТИВНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ]. Поэтому значимость регрессии

заключается в учете защитных конфигураций на ранних стадиях, к кото

рым осуществляется регрессия.

Гловер настаивал на том, что распространение термина «фантазия» за

рамки регрессивного и галлюцинаторного удовлетворения обессмысливает

А. Основные статьи

другие термины. Постоянно активная бессознательная фантазия примитив

ного характера как будто устраняет понятие о точках фиксации, а также

о регрессии либидо или регрессии объектных отношений от поздних форм

к более ранним.

Постоянная фиксация.  Говорилось, что метапсихология Кляйн сводится к по

стоянной фиксации на самых ранних стадиях развития: в ней подчеркивает

ся значимость на каждой стадии бессознательной фантазии и особо — пер

вичные фантазии оральной фазы (инкорпорация, интроекция). Критики

полагали, что возникновение фантазий, связанных с оральными, анальными

и генитальными импульсами, устраняет регрессию вообще, поскольку Кляйн

отбросила идею о продвижении от фазы к фазе [см. ЛИБИДО].

Идея о том, что одни фантазии могут использоваться против других —

например, в связи с развитием генитальных фантазий как способа справить

ся с прегенитальным садизмом [см. РАЗВИТИЕ], — в результате устраня

ет экономическую модель количественного сохранения энергии [см. ЭКО

НОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ].

«Анклав» Гловера.  Гловер настаивал на том, что идея непрерывно актив

ных фантазий примитивного характера в бессознательном противоречит

системе взглядов Фрейда. Он полагал, что эта идея предполагает анклав

примитивной психической деятельности, обособленно продолжающей су

ществовать в бессознательном. Гловер считал эту идею еретической: если

преимущество отдается этому первичному анклаву, Эдипов комплекс ав

томатически лишается своей ключевой позиции в психоанализе. Эта кри

тика недооценки Эдипова комплекса была рассмотрена позднее [см. 4.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС]. Ни один аналитик не поддержал данный тезис, и кляйнианцы — участники Дискуссий о противоречиях — уделили мало

времени серьезному спору с Гловером и сочли его критику в целом «пере

ходом на личности», недостойным рассмотрения.

Однако похоже, что время, не без иронии, оказалось к Гловеру добрее.

Идея об обособленном (отщепленном) анклаве вернулась — в кляйниан

скую литературу. Сама Кляйн в итоге приняла предположение о сущест

вовании чрезвычайно примитивной области архаических объектов (Klein, 1958) [см. 7. СУПЕРЭГО]. Впоследствии Розенфельд (Rosenfeld, 1971), исследуя клинические манифестации инстинкта смерти, описал некую

внутреннюю «мафиозную банду», не интегрированную с остальной частью

личности. Этот тип структурирования личности сегодня привлекает при

стальное внимание британских кляйнианцев [см. СТРУКТУРА].

Несмотря на весь пыл, уязвленную гордость и мстительный «подсчет

очков», в этих спорах были затронуты многие основополагающие вопросы.

Обращаясь к работам, возникшим в ходе Дискуссий о противоречиях, мож

но заключить, что с помощью своего острого, академически закаленного

метода ведения спора Айзекс в общем и целом добилась преимущества над

 2. Бессознательная фантазия

своими оппонентами, но фактически эти вопросы разрешены не были. Как

хорошо известно, Британское психоаналитическое общество изобрело

«Джентльменское соглашение» о распределении своих членов по отдель

ным группам (в конечном итоге сформировались Кляйнианская группа, Независимая группа и Группа «B» ортодоксальных фрейдистов) и их рав

ном представительстве во всех комитетах Общества (Steiner, 1985; Gross kurth, 1986). А Дискуссии просто похоронили «научные» споры между

группами, поскольку практически не имели продолжения. Поэтому многие

вопросы, как будто надежно забытые каждой из сторон, и сегодня остают

ся причиной расхождения между кляйнианцами и психоаналитиками клас

сического или эгопсихологического направления.

ABRAHAM, KARL (1921) ‘Contribution to a discussion on tic’, in Karl Abraham (1927) Selected Papers on Psycho-Analysis. Hogarth; pp. 323–5.

BALINT, MICHAEL (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

BRIERLEY, MARJORIE (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

BRIERLEY, MARJORIE (1951) Trends in Psycho-Analysis. Hogarth.

CAPER, ROBERT (1988) Immaterial Facts: Melanie Klein’s Development of Psycho-Analysis. New York: Jason Aronson.

CHAMBERLAIN, DAVID (1987) ‘The cognitive newborn’, Br. J. Psychother.  4: 30–71.

FERENCZI, SANDOR (1921) ‘Psycho-analytic observations on tic’, in S. Ferenczi, Further Contributions to the Theory and Technique of Psycho-Analysis. Hogarth.

FREUD, ANNA (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

FREUD, SIGMUND (1896) ‘The aetiology of hysteria’, in James Strachey, ed. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, 24 vols. Hogarth, 1953–

73. vol. 3, pp. 189–221.

FREUD, SIGMUND (1900) The Interpretation of Dreams. vol. 4, 5.

FREUD, SIGMUND (1914) ‘On narcissism’. S. E.  14, pp. 67–107.

FREUD, SIGMUND (1915) ‘The unconscious’. S. E.  14, pp. 159–215.

FREUD, SIGMUND (1926) Inhibitions, Symptoms and Anxiety. S. E.  20, pp. 77–175.

FREUD, SIGMUND (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

FREUD, SIGMUND (1945) ‘An examination of the Klein system of child psychology’, Psychoanal.

Study Child 1: 3–43.

GLOVER, EDWARD (1932) ‘On the aetiology of drug addiction’, Int. J. Psycho-Anal.  13: 300–7.

GROSSKURTH, PHYLLIS (1986) Melanie Klein. Hodder & Stoughton.

HEIMANN, PAULA (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

ISAACS, SUSAN (1943a) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

А. Основные статьи

ISAACS, SUSAN (l943b) ‘An acute psychotic anxiety occurring in a boy of four years’, Int.

J. Psycho-Anal.  24: 13–32.

ISAACS, SUSAN (1948) ‘The nature and function of phantasy’, in Melanie Klein, Paula Heimann, Susan lsaacs and Joan Riviere, eds (1952) Developments in Psycho-Analysis. Hogarth, pp. 67–221; originally read in 1943 in the Controversial Discussions of the British Psycho-Analytical Society 1943–44; published Int. J. Psycho-Anal.  29: 73—97.

JONES, ERNEST (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

KLEIN, MELANIE (1920) ‘The development of a child’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 1.

Hogarth, pp. 1–53.

KLEIN, MELANIE (1923) ‘The role of the school in the libidinal development of the child’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 59–76.

KLEIN, MELANIE (1925) ‘A contribution to the psychogenesis of tics’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 106–27.

KLEIN, MELANIE (1929a) ‘Personification in the play of children’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 199–209.

KLEIN, MELANIE (1929b) ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’, The Writings of Melanie Klein, vol. 1, pp. 210–18.

KLEIN, MELANIE (1958) ‘On the development of mental functioning’, The Writings of Melanie Klein, vol. 3, pp. 236–46.

LANTOS, BARBARA (1943) ‘Contribution to the Controversial Discussions 1943–1944 of the British Psycho-Analytical Society’ (unpublished).

LICHTENBERG, J. D. (1983) Psycho-Analysis and Infant Research. Hillsdale, NJ: Analytic.

MASSON, JEFFREY (1984) Freud: The Assault on Truth. Faber & Faber.

MELTZER, DONALD (1973) Sexual States of Mind. Perth: Clunie.

MIDDLEMORE, NERRELL (1941) The Nursing Couple. Hamish Hamilton.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int.

J. Psycho-Anal.  52: 169–78.

RYCROFT, CHARLES (1966) ‘Introduction: causes and meaning’, in Charles Rycroft, ed. PsychoAnalysis Observed. Constable, pp. 7–21.

SEGAL, HANNA (1957) ‘Notes on symbol-formation’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 391–7; republished (1981) in The Work of Hanna Segal. New York: Jason Aronson, pp. 49–65.

SEGAL, HANNA (1964) Introduction to the Work of Melanie Klein. Heinemann; republished (1973) Hogarth.

STEINER, RICCARDO (1985) ‘Some thoughts about tradition and change arising from an examination of the British Psycho-Analytical Society’s Controversial Discussions 1943–1944’, Int. Rev. Psycho-Anal.  12: 27–71.

STERN, DANIEL (1985) The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic.

TREVARTHEN, C. (1980) ‘The foundations of intersubjectivity: development of interpersonal and co-operative understanding in infants’, in Olson, ed. The Social Foundations of Language and Thought. New York: Norton.

WAELDER, ROBERT (1937) ‘The problem of the genesis of psychical conflict in earliest infancy’, Int. J. Psycho-Anal.  18: 406–73.

3. Агрессия, садизм

и компонентные

инстинкты

(Aggression, sadism and component instincts)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Согласно фрейдовской теории сексуальности, суще

ствует несколько компонентов либидо: оральная, анальная и гениталь

ная любовь; гетеросексуальность и гомосексуальность; садизм и мазо

хизм; вуайеризм и эксгибиционизм. Либидинозные импульсы являются

сложной смесью этих составляющих, с акцентом на той или иной из них

на различных стадиях развития. Кляйн показала, что последовательный

ход развития, который просматривается в анализе взрослых, — это силь

ное преувеличение, и на первых годах жизни все компоненты плотно пе

реплетены. Это не исключает преобладания какогото компонента на оп

ределенной фазе, но Кляйн описывает ситуацию, где практически все

типы импульсов представлены почти на всех стадиях.

Кляйн также показала, что садизм ребенка имеет чрезвычайно боль

шое значение. В этом она следовала Абрахаму, который изучал агрессив

ные фазы начала жизни. Кляйн считала агрессию в конечном итоге реша*

ющим фактором в развитии или в его торможении. Она пришла к выводу, что агрессия является манифестацией инстинкта смерти. Другим важным

компонентным инстинктом ей стали представляться эпистемофиличес

кие импульсы (связанные с вуайеризмом и эксгибиционизмом).

ХРОНОЛОГИЯ

1920 Обнаружение явно выраженного садизма у маленького ребен

ка (Кляйн М. «Торможения и затруднения в пубертате», 1922; Кляйн М. «Криминальные наклонности у нормальных детей», 1927).

1927 Ранние истоки СуперЭго, вины и раскаяния (Кляйн М. «Ран

нее развитие совести у ребенка», 1933).

1929 Инфантильные ситуации тревоги (Кляйн М. «Инфантильные

ситуации тревоги, отраженные в произведении искусства и

творческом импульсе», 1929).

1932 Садизм как манифестация инстинкта смерти (Кляйн М.

«Психоанализ детей»,  1932).

1935 Депрессивная позиция (Кляйн М. «К вопросу о психогенезе

маниакальнодепрессивных состояний», 1935).

А. Основные статьи

огда Кляйн начинала свою работу в 1918–1919 годах, ортодоксаль

ная теория Фрейда твердо придерживалась модели развития, Кпостроенной на прохождении ребенком последовательности фаз

сексуального развития. Согласно этой теории, существует несколько

компонентных сексуальных инстинктов и несколько фаз сексуального

развития ребенка (Freud, 1905).

(a) Компоненты: оральная, анальная и генитальная любовь; гетеросек

суальность и гомосексуальность; садизм и мазохизм; вуайеризм и экс

гибиционизм. Все эти группы могут сливаться друг с другом, и каждая

может находиться в активном и пассивном состоянии.

(b) Фазы: (a) первый год — оральность; (b) второй год — анальность; (c) возраст от двух до четырехшести лет — генитальность; (d) от шести

лет до пубертата — латентная фаза, и (e) от пубертата до взрослого воз

раста — подростковый возраст. Переход от одной любовной фазы либи

до к другой происходит естественным образом. Остальные компоненты

либидо проявляются поверх этой базовой хронологии. Особое значение

придается компонентам садизма/мазохизма, которые Абрахам пытался

распределить по всем фазам. Фазы садизма накладывались на оральную, анальную и генитальную фазы, фактически расщепляя каждую из них

на две и тем самым формируя то, что Абрахам называл «расписанием»

развития либидо (Abraham, 1924) [см. САДИЗМ; ЛИБИДО].

ВКЛАД КЛЯЙН В ТЕОРИЮ ИНСТИНКТОВ.  В начале своей де

ятельности Кляйн признавала теорию компонентных инстинктов, но за

тем по ходу работы она выявила отклонения от расписания развития, разработанного на основе анализа взрослых пациентов. Основные ее мо

дификации теории инстинктов таковы:

(1) Вопервых, она отметила проблему, которую ставит перед ребенком

его собственное любопытство (которое она назвала эпистемофилическим

компонентом — эквивалентом пары вуайеризм/эксгибиционизм в теории

Фрейда). Она полагала, что это любопытство касается в первую очередь

первичной сцены, сексуальности родителей и их половых органов.

(2) Второй момент, тесно связанный с первым, — садистический компо

нент. Это шокирующее проявление ужасающей детской фантазии, пови

димому, обязано своим возникновением фрустрированному сексуально

му любопытству. Оно чревато глубокими последствиями, в том числе

формирует определяющий фактор при паранойе и психозе. Первона

чально термин «садизм» в работах Кляйн получил свое значение от

Фрейда и особенно от Абрахама. В то время (1923 год) считалось, что

садизм восходит к перверсивному сексуальному импульсу, особенно на

 3. Агрессия, садизм и компонентные инстинкты

оральном и анальном уровне. Постепенно в системе взглядов Кляйн слово

«садизм» стало синонимом всякой крайней формы агрессии.

(3) В отличие от Абрахама, который все более точно устанавливал распи

сание либидинозных фаз, Кляйн в ходе непосредственного наблюдения за

развитием детей обнаружила, что фазы упорядочены нечетко и фактичес

ки зачастую перекрываются.

(4) Наконец в 1932 году Кляйн расшифровала садистические фантазии, столь сильно ее шокировавшие, что привело к противоречиям с Фрейдом.

Садизм больше не рассматривался как компонент либидо, но как отдель

ный инстинкт, данный от рождения. Таким образом, Кляйн приняла фрей

довскую теорию инстинкта смерти. Однако Фрейд считал инстинкт смер

ти в клиническом отношении «немым», а Кляйн полагала, что именно

садистическая фантазийная жизнь детей служит клинической манифеста

цией инстинкта смерти.

(1) Эпистемофилия.  В своих ранних работах Кляйн показала, как интерпре

тации вопросов ребенка и фантазий, относящихся к первичной сцене, при

водят к мощному всплеску фантазии. Она расценивала это как высвобож

дение заторможенной фантазии, касающейся первичной сцены. Желание

знать, любопытство выглядело мощным примитивным и первичным вле

чением [см. ЭПИСТЕМОФИЛИЯ]. Интерес Кляйн к этой проблеме объ

ясняется двумя причинами теоретического характера. Вопервых, техника

Кляйн, в которой игрушки и игра используются как символы, побудила ее

сосредоточить внимание на природе символизма [см. 1. ТЕХНИКА; ОБРА

ЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ]. Вовторых, в некоторых случаях Кляйн стал

кивалась с почти полным отсутствием действия символической функции

(Klein, 1930); это заставило ее предположить, что она нащупала нечто, объ

ясняющее природу психоза [см. ПАРАНОЙЯ; ПСИХОЗ].

Торможение любопытства было особенно сильным у детейпсихотиков

и близких к психотическому состоянию. Это открытие, казалось, давало

важный ключ к пониманию сопровождающих психоз расстройств, которые, как было известно, включают в себя затруднения в надлежащем формиро

вании символов. Фрейд отличал словесные репрезентации от предметных

репрезентаций (Freud, 1915), объясняя это различение с помощью гипоте

зы, касающейся шизофренических расстройств:

«Если теперь мы сопоставим эти данные [необычайно конкретную

форму символов у шизофреников] с той гипотезой, что при шизо

френии происходит отказ от объектных катексисов, нам придется

модифицировать данную гипотезу, добавив, что сохраняется катек

сис словесных репрезентаций» (Freud, 1915, p. 201).

А. Основные статьи

Кляйн поняла, что она может проследить корни этой проблемы у ребенка

непосредственно при ее возникновении.

Процесс экстернализации происходит при стремлении выразить фанта

зии того или иного типа в игре или любой другой символической деятель

ности. Экстернализация связана с процессом исторжения, или проекцией как

защитой от невыносимых внутренних конфликтов и наказания садистичес

кого СуперЭго. Насколько отчетливо Кляйн осознавала жестокость внут

ренней ситуации такого рода, мы видим из следующего ее высказывания:

«Эта защита, соответствуя степени садизма [во внутренней ситуа

ции], имеет насильственный характер и фундаментально отличает

ся от более позднего механизма вытеснения. По отношению к соб

ственному садизму субъекта эта защита предполагает исторжение, а по отношению к объекту — разрушение. Садизм же становится

источником опасности, поскольку дает шанс высвобождения тре

воги, а также потому, что субъект ощущает средства, необходимые

для разрушения объекта, как нацеленные также и на него самого.

/... / Совершенно неразвитое Эго сталкивается с задачей, на этой ста

дии находящейся целиком за пределами его возможностей» (Klein, 1930, p. 220).

(2) Садизм.  «Ранняя связь между эпистемофилическим импульсом и садиз

мом очень важна для психического развития в целом. Этот инстинкт /…/

первоначально в основном направлен на материнское тело, которое пред

полагается сценой всех сексуальных процессов и эволюций. У ребенка все

еще преобладает анальносадистическая позиция либидо, что подталкива

ет его к желанию присвоить содержимое этого тела. Соответственно, ребе

нок начинает интересоваться, на что оно похоже, каково его содержимое

и т. д. Поэтому эпистемофилический инстинкт и желание обладать весьма

рано оказываются теснейшим образом связанными друг с другом» (Klein, 1928, p. 188).

Изучение чеголибо, утверждала Кляйн, представляет собой вторже

ние в материнское тело (Klein, 1930) и потому затрагивает тревоги, вызван

ные фантазией садистического проникновения внутрь матери [см. 8. РАН

НИЕ СИТУАЦИИ ТРЕВОГИ]:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.